Во сколько дети должны говорить – Во сколько дети начинают говорить первые слова и как понять, что у ребёнка проблемы с речью • Твоя Семья
Когда ребенок начинает говорить предложениями?
Каждый маленький ребенок индивидуален. Каждый человек индивидуален. Несмотря на это каждая мама рано или поздно начинает интересоваться вопросом: «Когда же заговорит мой сынок/дочка?». «Сколько пройдет времени?» Разные детские специалисты определяют разные возрастные нормы развития речи, поэтому довольно сложно сразу сориентироваться в этом вопросе, тем более, если ребенок первый.
СодержаниеСвернуть
У педиатров свои показатели, у неврологов другие. Логопеды же говорят, что первые слова малыш начинает произносить в 7-8 месяцев (при условии нормального физического и умственного развития).
Как правило, каждая мама ориентируется на то, что зарождение речи начинается уже после появления на свет младенца – первый крик, плач, гуление, лепет, звуки.
Формирование речи ребенка
В последние годы отмечается стабильная тенденция – дети начинают позже говорить. Это связано с плохой экологией, наличием хронических заболеваний у матери, экстренными или затяжными родами. Многие детки уже рождаются с неврологической патологией, незрелой нервной системой – а ведь именно в головном мозге находятся речевые центры, недоразвитие которых вызывает различные нарушения речи, а также полное ее отсутствие.
Овладение речью – довольно сложный процесс. Он включает не только сами фразы, но также понимание речи, обращенных слов, предложений, разговорный язык, выражение собственных мыслей и эмоций. Как правило, девочки начинают говорить быстрее мальчиков.
Нормы развития речи
Нормы развития речи довольно условное понятие, так как они зависят от множества факторов − влияния окружающей среды, особенностей семейного и образовательного воспитания, наличия каких-то заболеваний и т. д.
Первый год жизни ребенка известный отечественный психолог А. Леонтьев подразделяет на 3 периода: первый крик, гуление (ближе к 6 месяцам), лепетную речь. На данном этапе раннее развитие подразумевает знакомство с окружающим миром, тренировку дыхания, голосовых связок, артикуляционного аппарата.
От года до трех лет появляются первые слова. Ребенок, произнося одно и то же слово, может иметь в виду различные понятия, например, машиной будет любое транспортное средство и т. д.
С трех до семи лет идет активное развитие речи, увеличивается словарный запас, усложняются проговариваемые предложения, формируются все звуки, которые до этого времени искажались или опускались при произношении.
Возможные отклонения
Есть некоторые моменты, на которые важно и нужно обращать внимание ближайшему окружению уже после появления на свет маленького человека:
- Слабый монотонный крик младенца – сразу после рождения.
- Отсутствие крика при любом дискомфорте – 1 месяц.
- Младенец не улыбается при общении с мамой или папой – 4-й месяц.
- Отсутствие единичных звуков, слогов – 5-й месяц.
- Не стремится привлечь к себе внимание с помощью издаваемых звуков – 7-й месяц.
- В 9 месяцев отсутствуют слоги «ма-ма», «па-па» и пр.
- К полутора годам нет осмысленного произнесения «папа», «мама».
- К трем годам не понимает значения противоположных слов.
Если вы заметили многие из этих проблем, то желательно выяснить причину их возникновения, и при необходимости проконсультироваться у некоторых детских специалистов.
Диагностика и коррекция
Диагностикой уровня речевого развития занимаются логопеды. Однако отдельные детские специалисты, такие как отоларинголог, невролог, педиатр, могут заметить и обратить внимание на отставание от нормы. Поэтому стоит всегда прислушиваться к рекомендациям профессионалов своего дела.
Как помочь ребенку без каких-либо отклонений начать разговаривать
Не у всех родителей есть возможность обеспечить своего ребенка занятиями с нужным специалистом (территориальное проживание или финансовое благосостояние семьи), поэтому существует несколько техник или способов, как помочь ребенку заговорить.
- Не зацикливайтесь на таких словах, как «скажи» или «повтори». Многие логопеды утверждают, что такое усиленное стремление взрослого «заставить» малыша повторить сказанное слово или фразу, ни к чему хорошему не приводит, а лишь вызывает в ответ негативное отношение (так называемый речевой негативизм). Как же быть? Что делать в таком случае? Ответ прост – в процессе игры с сыном или дочерью, просто произносите все то, что делаете, озвучивайте действия игрушечных героев, их фразы. Старайтесь быть эмоциональными, используйте различные интонации.
- Максимально используйте произносимые ребенком звукоподражания и лепетные слова. Для этого необходимо вести блокнот или тетрадь и записывать их туда. С течением времени вы заметите, что они легко вводятся в игру и превращаются в слова, которые он будет повторять.
- Тактильный контакт – обнимашки! Этот прием отлично работает, так как позволяет стать эмоционально и физически ближе. Взрослый таким образом подает пример, как можно выражать свои эмоции, как действовать в той или иной ситуации и др. Малыш чувствует доверие, положительные эмоции, начинает испытывать гордость и уверенность в том, что делает, а, следовательно, появляются успехи в речи.
- Игрушки – наши помощники. С их помощью можно изучать новые слова, части речи, предметы и действия с ними. Тем самым увеличивается словарный запас.
Речевые занятия и игры
Существует огромное количество упражнений и игр на развитие речи. Их можно комбинировать, изменять, перемешивать, лишь бы они работали на благо и приносили пользу. Некоторые родители и логопеды стараются сами придумать и разнообразить существующие игры, ведь главное − привлечь внимание ребенка, заинтересовать его. Начинаться и проводиться любая игра должна в увлекательной форме. По ходу действия можно вносить изменения и дополнения, все будет зависеть от возраста и особенностей каждого ребенка.
Упражнения с логопедом в домашних условиях
Специальные логопедические упражнения можно делать
дома. Они могут включать:
- пальчиковую гимнастику;
- артикуляционные упражнения;
- игры на формирование слухового восприятия, звукоподражания;
- логоритмические игры.
Для того чтобы домашние занятия были эффективны, необходимо заниматься каждый день. Однако, важный момент – они должны быть интересными и увлекательными, а не однообразными. Ребенку монотонность быстро надоест, пропадет энтузиазм и ему просто не захочется к чему-то дальше стремиться. Поэтому нужно продумывать каждое занятие, а впоследствии можно будет ориентироваться уже на «ходу».
И пожалуй, самое важное – запаситесь терпением!
Полезные советы:
- Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, акцентируйте внимание на всех деталях, любых изменениях. Таким образом увеличивается общий кругозор, развивается память, запоминаются слова, действия.
- Совместные занятия и времяпровождение сближает детей с родителями – вместе играйте, делайте домашние дела, готовьте, изучайте окрестности и т. д.
- Поощряйте любую речевую активность – пусть кроха сначала говорит неправильно, не стоит сразу исправлять неправильное звукопроизношение, со временем недостающие звуки появятся.
- Если ваш сын или дочь готовится что-то сказать, не перебивайте, не пытайтесь сделать это за него, а дайте возможность выполнить должным образом.
Таким образом, чтобы ваша маленькая радость заговорила как можно быстрее целыми предложениями, общайтесь, проводите как можно больше времени с ней, разговаривайте обо всем, что видите и слышите!
logopediacentr.ru
Ребенок в 2 года не говорит. Во сколько начинают говорить дети? Когда ребенок говорит первое слово?
Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.
Во сколько начинают говорить дети?
Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?
Причины молчания
Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.
Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.
Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.
Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.
Гипоксия.
Травмы (в т. ч. и родовые).
Сильная интоксикация.
Испуг.
Перенесенная операция.
Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).
Нарушения развития в целом.
Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.
Активная речь может возникнуть внезапно
Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.
А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.
Какие специалисты могли бы помочь?
Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.
Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.
Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.
Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.
Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?
Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:
пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;
не просто все слышит, но и понимает речь;
наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.
Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой
До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.
Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:
застегивание замков и пуговичек;
завязывание узлов;
шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.
Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.
Критические периоды в развитии речевой функции
Врачи выделяют несколько периодов:
Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время «лепетных» слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.
В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.
К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем — трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.
Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие письменной речи. В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.
Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС…
Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.
Что делать?
Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.
Постарайтесь разнообразить впечатления ребенка. Он должен ежедневно получать новые эмоции и знания. Пусть это будут походы в цирк, в парк, на природу. Вы ведь испытываете бурю эмоций, когда ребенок говорит первое слово? Представьте — у вашего крохи тоже океан чувств, и ему захочется поделиться ими с вами.
И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.
Обязанности родителей
Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, слова, звукоподражания. Так будет проще проследить рост речевого развития.
Говорящие игры для детей
Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!
Игры разработаны с учетом характерных возрастных особенностей детей. Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий алфавит для детей и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и артикуляционная гимнастика, которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.
fb.ru
В каком возрасте дети начинают говорить первые слова :: SYL.ru
Многие мамы, имея маленького ребенка, с нетерпением ждут момента, когда их крошка начнет разговаривать. Они читают много книг и статей о том, что их так интересует, выискивая ответ на такой непростой вопрос: «В каком возрасте дети начинают говорить?»
Большое количество ребят произносят звуки, которые походят на слова и имеют значение, где-то в возрасте около года. Но есть детки, которые не спешат говорить. Однако это не свидетельствует о том, что ребенок страдает слабоумием или другими отклонениями от нормы. Это всего лишь говорит о темпераменте и индивидуальности ребенка.
Разные детки
Ребенок, который по натуре веселый и дружелюбный, стремится к тому, чтобы начать говорить как можно раньше. Спокойные малыши склонны к наблюдению за тем, что вокруг них происходит. Так они познают мир. Пройдет немало времени, прежде чем такому ребенку захочется высказаться по поводу чего-то.
Атмосфера, в которой находится ребенок
В каком возрасте дети начинают говорить первые слова? Немаловажную роль в этом вопросе играет и обстановка в доме, и отношение родителей к самому ребенку. Когда мама все время молчит и не общается со своим чадом, то малыш, не чувствуя желания взрослого человека говорить, начинает уходить в себя.
Если родители постоянно «болтают», это тоже не принесет положительного результата. Взрослые руководят ребенком и лишают малыша инициативы. Такие детки чувствуют себя «не в своей тарелке» с людьми и опять же уходят в себя. Ребенку необходимо дать возможность захотеть научиться говорить.
Почему ребятишки начинают поздно изъясняться? Если ребенка обслуживают все члены семьи, не давая малышу проявлять самостоятельность и что-то сделать для себя самому, а все его желания выполняются молниеносно, то такие детки начнут разговаривать очень поздно. Редко, но все же бывает, когда родители со своими отпрысками изъясняются длинными фразами. У ребенка в этом случае нет возможности запоминать слова.
Волнение родителей
Когда ребенок долгое время молчит и не хочет начинать разговаривать, мама уже подумывает о том, что их малыш отстает в развитии. Да, такое тоже может быть, но очень редко. Большое количество детей, которые мало говорили до трех лет, оказываются совершенно нормальными и даже очень смышлеными ребятишками.
Так что, задавая себе вопрос о том, в каком возрасте дети начинают говорить первые слова, вспомните, что все детки — индивидуальные создания. Изъясняться они начнут тогда, когда им самим этого захочется. Но, как уже говорилось ранее, многое зависит и от атмосферы, в которой развивается малыш.
Шаги, которые должны предпринять родители
Мамам и папам нельзя сердиться на детей за то, что они не хотят разговаривать. Необходимо проявлять нежность по отношению к ребенку. И ни в коем случае нельзя мешать малышу в проявлении инициативы. Рекомендуют чаще гулять с другими детишками. Говорить с ребенком надо простыми словами, теми, которые он способен понять.
Родители часто спрашивают у друзей, малыши которых достаточно внятно изъясняются: «Когда дети начинают говорить нормально?» Но знакомые не смогут дать ответ на этот вопрос. Большинство детей, которые вначале изъясняются плохо, постепенно начинают выговаривать слова правильно. Просто надо дать малышу время. Если родители замечают, что некоторые слова ребенком произносятся неправильно, то им нужно его поправить. Тон, которым необходимо это делать, должен быть дружелюбным.
Что рекомендуют специалисты родителям?
Маленькие детки, прежде чем начать разговаривать, должны понять язык, на котором с ними общаются. Когда ребенок начнет его понимать, он постепенно станет запоминать слова. Тем самым пополнится словарик маленького человечка.
В каком возрасте дети начинают говорить «мама»? Это очень индивидуально. Но в основном детки осмысленно произносят это слово приблизительно в 11 месяцев. Тогда они уже понимают, что оно означает. Если детки произносят это слово в шесть или семь месяцев, они просто имитируют звуки, не понимая их смысла. Теперь родители хорошо себе представляют, в каком возрасте дети начинают говорить «мама» и когда это слово становится им понятным.
Продуктивный возраст
Что это такое? Прежде чем ребенок начнет говорить, ему нужно пройти несколько ступеней овладения речью. Наиболее продуктивным считается возраст от шести месяцев до года. В этот период малыш запоминает слова, которые ему говорят. А в период с трех до четырех лет ребенок все, что знает, начинает пытаться воспроизводить.
К этому моменту он уже знает около 950 слов. И поэтому, отвечая на вопрос о том, в каком возрасте дети начинают говорить предложениями, можно с уверенностью сказать, что это происходит к четырем годам. Да, малыши изъясняются и в возрасте двух лет неплохо. Но здесь имеется в виду, что ребенок научится правильно выстраивать предложения в среднем к 4 годам.
Изучение этого вопроса подробнее
Изучая такой вопрос (в каком возрасте дети начинают говорить), необходимо учитывать многие моменты. Например, половую принадлежность ребенка, особенности малыша и так далее. Но есть моменты, когда родителям советуют насторожиться. Это когда в ребенке не проявляются указанные формы речи, которые сейчас будут приведены ниже.
1. Когда ребенку исполняется два месяца, в его плаче уже должны слышаться интонации. Родители уже должны спокойно различать, что малыш хочет своим криком выразить: радость или какое-то недовольство.
2. В три месяца ребенок начинает «гугукать». Он пытается повторять за мамой звуки.
3. В пять месяцев малыш начинает лепетать, повторять звуки, которые походят на слова.
4. В годовалом возрасте ребенок уже может говорить слова с открытыми слогами: «тата», «кака» и так далее.
5. В два годика ваше чадо может связать между собой два слова. Его уже проще понять.
6. В два с половиной года ребеночек начинает задавать вопросы о том, что его интересует.
7. В возрасте трех лет маленький человечек уже может ставить слова в правильный падеж.
8. В три с половиной года дети, играя, способны комментировать свои действия.
Факт, который важно знать родителям
Итак, задумываясь над вопросом о том, в каком возрасте дети начинают говорить слова, родители должны учесть и тот факт, что мальчики начинают свое общение иногда позже, чем девочки. Так уж сложилось. Девочки стремятся подражать во всем взрослым. Поэтому они пытаются начать говорить. Мальчики такого стремления не имеют.
В каком возрасте дети начинают говорить?
Все пять пунктов говорят о том, что ребенок развивается хорошо и проблем с речью у него не будет. Говорить такие малыши начинают рано. Как правило, это присходит к 1-3 годам.
1. Ребенок нормально развивается физически, у него нет проблем в неврологии.
2. Малыш общается хорошо с теми, кого знает, но стесняется разговаривать с незнакомцами.
3. Если родители просят ребенка что-то за ними повторить, он с готовностью это делает.
4. Разговаривая, малыш способен решить свои проблемы.
5. Ребеночек исправляет допущенные речевые ошибки самостоятельно.
Когда есть смысл родителям начинать бить тревогу?
1. У ребенка есть тяжелые заболевания, в особенности неврологические, и его развитие затормаживается.
2. Слова и словосочетания ребенок не хочет повторять за родителями. Или же он делает это вяло.
3. Мама просит ребенка повторить за ней какое-то слово, а ребенок делает вид, что ее не слышит или вообще убегает.
4. С проблемой, которая у малыша возникает, он не идет к родителям, а пытается решить ее самостоятельно.
5. Ребенок говорит на своем языке, и ему все равно, понимают его родители или нет.
6. Его сверстники изъясняются намного лучше, чем малыш.
Все эти шесть позиций говорят о том, что ребенка нужно показать врачу. Такие детки заговорят поздно. Поэтому им необходимы постоянные занятия со специалистами.
Малыш не может выговорить букву «р»
Многие родители начинают переживать, если их ребенок начал говорить, а некоторые буквы у него озвучивать не получается. Надо ли бить тревогу? В каком возрасте дети начинают говорить букву «р»?
Волноваться родителям рекомендуют, если их ребенок не произносит букву «р» в пять лет. Тогда пора обращаться за помощью к логопеду. Но есть детки, которые спокойно могут произносить эту букву и в 3 года. Играя, малыш подражает тому, как, к примеру, рычит двигатель самолета или едет машинка. Таким образом, малыш сам с собой занимается и тренирует, сам не зная об этом, свое произношение.
Есть специальные занятия, которые помогут ребенку выговаривать правильно буквы. Эти упражнения можно выполнять самим дома или же в кабинете у логопеда.
Заключение
Прочитав эту статью, родители получат ответ на вопрос, который их так волнует: «В каком возрасте дети начинают говорить?» Главное, чтобы взрослые понимали, что их ребенок особенный и относиться к нему нужно с любовью и пониманием. Не надо требовать от маленького человечка того, что на этот момент он не может выполнить. Всему свое время.
Говорить ребенок обязательно начнет. Но многое зависит и от самих родителей. Необходимо дать ребенку больше свободы. Пусть он учится быть самостоятельным, и тогда малыш заговорит. А родители получат то, о чем так долго мечтали.
www.syl.ru
Во сколько дети начинают говорить первые слова?
Первый год маленького ребенка — один из самых важных периодов в жизни. Первая улыбка, первые шаги, первые слова… Умение говорить значительно упрощает процесс общения с маленьким ребенком. Родителям становится понятно, чем вызвано недовольство малыша и чего он на самом деле хочет. Именно поэтому всех новоиспеченных родителей волнует вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок, когда должны появиться первые слова и что делать, если чадо длительное время не предпринимает попыток заговорить с окружающими. Каждому родителю очень важно знать ответы на поставленные вопросы. Каждые мама и папа должны четко знать, во сколько ребенок должен начать говорить, чтобы в случае наличия каких-либо отклонений своевременно обратиться к специалисту для решения проблем.
Особенности развития речи малыша
Говоря о развитии речи маленького ребенка, необходимо упомянуть о возникновении процесса общения как такового. Сразу после рождения и по истечении нескольких дней малыши крайне слабо реагируют на аудиальные раздражители. Молодые мамы еще в стенах роддома пытаются установить с крохой контакт посредством колыбельных и ласковых слов.
Научно доказано, что уже будучи в утробе матери, ребенок способен распознавать эмоциональную окраску звуков, различать голоса своих родителей. К слову сказать, именно поэтому многие врачи настоятельно рекомендуют во время беременности заниматься прослушиванием спокойной музыки, которая будет благоприятно влиять на центральную нервную систему малыша.
Только что появившийся на свет новорожденный ребенок отлично слышит и распознает звуки окружающего мира, однако ответную реакцию произвести не может.
Так во сколько дети начинают говорить слова и связные предложения? При нормальном развитии малыша становление речи происходит постепенно. К четырем годам ребенок обладает развитой, эмоционально насыщенной речью, в которой преобладают сложные предложения и длинные фразы.
Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Достижения малыша до 6 месяцев
Самой первой реакцией малыша на окружающие раздражители является крик. Стадия крика длится с момента рождения младенца до 6-8 недель жизни новорожденного. В полтора месяца ребенок начинает произносить свои первые звуки, агукать и гулить. Малыш произносит негромкие, певучие звуки и слоги. Наиболее часто встречаются гу, агу, ва. Стадия гуления считается важнейшим этапом, так как является началом становления коммуникации.
В возрасте 5-6 месяцев появляется такое явление, как детский лепет. «Словарный запас» малыша пополняется новыми слогами ба, па, ма, дя и т. д. Кроха неосознанно начинает соединять их в слова. Как правило, в это время лепет младенца сопровождается определенными интонациями. Помимо этого малыш во время своеобразного разговора с окружающими может улыбаться, смеяться и выражать другие эмоции посредством мимики.
Развитие речи в период от 6 до 12 месяцев
В период с 6 месяцев до одного года речь малыша претерпевает значительные изменения. С 6 до 10 месяцев ребенок начинает довольно четко повторять слоги по несколько раз. К запасу младенца добавляются новые звуки: к, и, э. Артикуляционный аппарат становится более совершенным.
За полтора-два месяца до наступления долгожданного «годовасия» малыш начинает совершенно осознанно произносить простейшие слова: мама, папа, баба, на, дай и т. д. К концу первого года жизни в запасе младенца имеется около двадцати слов. Все они состоят из одинаковых слогов. В этот период малыш начинает соотносить лепетные комплексы с существующими на самом деле словами.
Маленький ребенок понимает обращенные к нему слова. Он поддерживает эмоциональный контакт со взрослыми людьми через предметно-действенные средства. В этот период происходит активное пополнение пассивного словаря малыша. Стоит отметить, что если родители активно общаются с ребенком, малыш к концу первого года жизни приобретает навык произношения простейших фраз: «Мама, дай», «Папа, дай», «Баба, на» и т. д.
Развитие речи от года до двух
Дать точный ответ на вопрос о том, во сколько лет дети начинают говорить, нельзя. Все индивидуально. Но существуют среднестатистические показатели. В период от одного до двух лет происходит активное пополнение словарного запаса малыша. На данном этапе очень важно уделять младенцу достаточно времени, чтобы способствовать лучшему развитию коммуникативных способностей крохи.
Педагоги и специалисты в области раннего развития настоятельно рекомендуют в это время проводить с ребенком различные игры на развитие интонации, читать книги с крупными яркими картинками, проговаривать вслух название тех предметов и явлений, которые изображены. Детские книжки не только помогают значительно расширить словарный запас ребенка, но и обогатить эмоциональное восприятие младенца.
Очень важно во время чтения литературы, предназначенной для маленьких ребятишек, менять интонации в зависимости от сюжетных ситуаций, изображать животных, принимающих участие в развитии сказки, а также пробовать изменять голоса.
В период от одного года до полутора лет ребенок начинает произносить простые предложения, в состав которых входят существительное, глагол или прилагательное. Младенец начинает использовать различные предлоги. С полутора до двух лет кроха учится сам задавать вопросы и самостоятельно формулировать ответы на заданные ему вопросы.
Как развивается речь малыша после двух лет
После двух лет задача родителей заключается в регулярном проведении развивающих занятий с малышом, которые будут способствовать обогащению словарного запаса маленького ребенка. К этому возрасту лексикон крохи включает в себя порядка 200-300 слов.
Период от двух до трех лет крайне важен для любого малыша, поскольку именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. Способность разговаривать значительно упрощает процесс коммуникации между ребенком и другими малышами, помогает установить контакт в кратчайшие сроки.
Игры для развития речи малыша
Новоиспеченных маму и папу волнует не только, во сколько лет дети начинают говорить, но и как способствовать развитию речевых способностей маленького ребенка. Процесс речевого развития будет происходить эффективнее, если он будет протекать в игровой форме. Специалисты рекомендуют использовать также детские песенки, потешки, считалочки. Очень важно вовлекать в процесс упражнения на развитие мелкой моторики.
На развитие детской речи положительно влияет подражание голосам животных, которое делает занятия с малышом интересными и увлекательными, а также благотворно влияет на усовершенствование артикуляционного аппарата маленького ребенка.
Как помочь ребенку
Главной задачей молодых родителей является создание благоприятного эмоционального фона для развития речи малыша. Помимо этого мама и папа, а также другие родственники должны регулярно общаться с маленьким ребенком, проводить ознакомление с окружающими явлениями посредством рассказов, песен, стихотворений.
Лучшему развитию речи крохи будут способствовать развивающие занятия. Однако стоит учитывать, что они должны носить регулярный характер.
Советы молодым родителям
Как правило, у большинства маленьких детей первым словом становится мама. Именно поэтому многих молодых мамочек интересует, во сколько дети начинают говорить мама. Первые попытки назвать самого дорого человека младенец предпринимает примерно в 7 месяцев. Однако это происходит неосознанно. Это слово является звукоподражанием. Если малыш начинает произносить слова мама и папа в контексте, это означает, что младенец овладел осознанной речью.
Чтобы ребенок быстрее начал называть маму осознанно, нужно разыгрывать различные ситуации. Например, прятать свое лицо за ладонями и спросить у крохи: «Где мама?» Затем нужно открыть лицо и сказать: «Вот мама!»
Нужно проговаривать свои действия:
- «Мама готовит кушать».
- «Мама варит суп».
- «Мама одевает доченьку (сыночка)».
- «Мама чистит носик».
- «Мама гладит животик и т. д.».
Таким образом можно научить произносить слово мама, а затем и другие наименования предметов и явлений.
Причины задержки речевого развития
Бывают случаи, когда маленький ребенок ко второму году жизни не овладевает речью на достаточном уровне или и вовсе молчит. Причины задержки речевого развития малыша могут быть биологического и социального характера. Медицинские проблемы могут заключаться в наличии аномалий внутриутробного развития. Кроме того, причинами ЗРР могут стать родовые травмы, генетические отклонения, а также проблемы со слуховым анализатором и артикуляционным аппаратом.
Причины могут иметь и психологический аспект. Задержка в развитии речи может стать следствием двуязычия или недостатка свежих впечатлений и общения и эмоционального контакта со взрослыми, в особенности с родителями.
Стоит учитывать, что на развитие речи и скорость появления новых слов могут повлиять индивидуальные особенности характера малыша, а также его темперамент. Известно, что дети-флегматики начинают разговаривать несколько позже, чем детки такого же возраста, относящиеся холерикам или сангвиникам. В этом случае стоит внимательно понаблюдать за поведение малыша.
Если ребенок молчит
Если ребенок достиг двухлетнего возраста, а его словарный запас гораздо меньше двухсот слов или же малыш и вовсе не разговаривает с окружающими, необходимо обратиться к специалистам, неврологу и педиатру. Они проведут тщательный осмотр и назначат дополнительные исследования для выявления причины задержки речевого развития. Бить тревогу можно начинать и раньше, если ребенок своевременно не начал агукать, гулить или у него не появился лепет, а затем и первые слоги и слова. Стоит учитывать, что развитие каждого малыша сугубо индивидуально и отклонение в большую или меньшую сторону от среднестатистических показателей не является патологией и не требует медицинского вмешательства (при отсутствии заболеваний).
Вместо заключения
Теперь вы знаете, во сколько дети начинают говорить первые слова. Развитие речи малыша является важным этапом в жизни крохи. Способность говорить значительно упрощает процесс коммуникации взрослого и младенца, помогает родителям лучше понимать потребности своего ребенка. Именно поэтому новоиспеченных маму и папу очень волнует вопрос о том, во сколько дети начинают говорить первые слова и как происходит развитие речи у маленького ребенка.
Специалисты утверждают, что каждый ребенок индивидуален. Именно поэтому невозможно дать четкий ответ на вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок. Малыш произнесет первое слово только тогда, когда развитие его головного мозга достигнет достаточного уровня. По мнению специалистов, это происходит на 10-12-м месяце жизни малыша. Стоит отметить, что родителям нужно не только активно общаться со своим ребенком, но и создавать благоприятный эмоциональный фон для развития крохи. Изучение родителями вопросов о развитии речи малыша и понимание того, во сколько ребенок должен начать говорить, крайне важно.
fb.ru
Когда ребенок должен начать говорить предложениями?
я вам как логопед скажу — не смотрите на других детей. то, что ребенок в 2 года говорит предложениями из 6-7 слов — это тоже не есть хорошо! ребенок должен говорить фразу из стольких слов — сколько ему лет. в возрасте вашего ребенка — это одно слово. очень редко могут проскакивать фразы из 2х слов. у меня есть подруга — у нее ребенок в свои почти 2 года только жестами общается
Если он начал говарить слова, то через два — три месяца будет говарить предложениями.
Моей тоже 2, говорит простые фразы «мама дай», «папа иди», «хочу есть». Это и есть предложения. Но говорим мы тоже очень ограниченное количество слов, при том, что я часто показываю картинки и по слогам их произношу (животные, предметы интерьера, еда и т. д.) . На самом деле все зависит от ребенка. У подруги 1,9 болтает с папой по телефону. Не переживайте. Наврятли вы плохая мама. Просто ваш ребенок не торопится говорить.
Дочка в 2года предложениями стала разговаривать (самая младшая из детей в семье) . Вы правы в том что каждый ребенок индевидуален. У меня племянница (старшая в семье из детей) . Первые слова начала говорить только в 2,5 года. Сейчас ей 8 лет и рот ее не закрывается. Побольше разговаривайте с ребенком. В 1,5 — 2 года дети уже во всю повтаряют за другими.
Знаете, моему тоже 2 годика, тоже переживаю-говорит по-своему, обрывками, слогами. Занимаемя, читаем, от книжек не отрываемся, кстати буквы некоторые знает, но слова, не говоря о предложениях четко все равно не говорит.
Сыну 3 года, только недавно стал хоть немного говорить, а до предложений как до Китая пешком.))))
touch.otvet.mail.ru
возраст, во сколько ребёнок произносит первые слова
Речь — важный атрибут, отличающий человека от животного. Благодаря словам люди научились взаимодействовать и лучше понимать друг друга. Без речи практически невозможно интегрироваться в социум. Вопрос о том, когда ребёнок начнёт произносить первые слова, тревожит всех без исключения родителей. Даже незначительное отклонение от нормы может косвенно говорить о пороке в развитии малыша.
Организм каждого ребёнка имеет свои особенности, и его речевой аппарат формируется в зависимости от умения воспринимать разную информацию, от специфики мыслительных процессов и от психического здоровья. Поэтому дать ответ на вопрос, в каком возрасте ребёнок начинает говорить, не так-то просто, поскольку специального «календаря речи» попросту не существует.
Этапы формирования речи у ребёнка
В логопедии есть такое понятие, как активный и пассивный словарный запас. Пассивное увеличение словарного арсенала подразумевает, что малыш всё лучше понимает окружающих, но сам при этом молчит. При активном накоплении словаря дети интенсивно осваивают звуки и складывают из них слова и фразы. Пассивная речь, как правило, развивается с большим опережением, и если малыш не разговаривает или говорит очень мало, но при этом прекрасно понимает требования и замечания, повода для беспокойства не должно быть.
Итак, выделяют несколько возрастных периодов развития речи, каждый из которых имеет свои особенности. Нужно отметить, что подобное деление носит условный характер.
Первые полгода жизни
Гуление – именно так называются самые первые осознанные звуки, произносимые младенцем. Подобные звуки начинают доноситься из кроватки младенца в возрасте одного месяца. Тем не менее для выражения недовольства малыш по-прежнему использует крик и плач. Гуление образуется вследствие случайного расположения таких органов, как губы, язык и носоглотка. Механизм возникновения гуления одинаков у всех младенцев.
Начиная с двухмесячного возраста с малышом стараются как можно больше разговаривать. Ошибочно полагать, что грудничок ничего не осознаёт. Происходит постепенное привыкание к звучанию речи близких людей, чуть позже начнёт накапливаться пассивный словарь. До достижения малышом четырёх месяцев гуление сохраняется, возможно появление отдельных звуков, услышанных от родителей.
Период с 6 до 12 месяцев
Приблизительно с шестого месяца малыши начинают выражать свои мысли и желания при помощи лепета – своеобразного детского языка. Ребёнок пытается копировать взрослую речь, изменяя интонацию. Каждый раз, выговаривая новые звуки, малыш старается их запомнить, неоднократно повторяя.
В восемь месяцев лепет претерпевает изменения. Теперь он более продолжителен и эмоционально окрашен. Начинается многократное повторение слогов. Когда ребёнок начинает говорить первые слова? Первое осознанное слово от ребёнка можно услышать в период с 8 до 12 месяцев. Как правило, это обращение к близким людям. Также дети могут назвать понравившийся им предмет. Родители нередко приходят в восторг, посчитав, что их малыш наконец-то произнёс первые слова. Но многочисленные наблюдения показывают, что многократное повторение слова «мама» или «папа» не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Таким способом малыш воспроизводит запомнившиеся слоги и тренирует голосовые связки.
Второй год жизни
На втором году жизни малыш начинает активно пополнять пассивный словарь. Проще говоря, не обладая способностью выговаривать название предметов, он тем не менее понимает, о чём ему хотят сообщить старшие. Годовалый карапуз способен выполнить элементарные задания, например, дать игрушку на просьбу взрослого. Кроха начинает пользоваться указательным жестом, при этом сопровождая его особой требовательной интонацией. Малыш, указывая на какую-нибудь вещь, ждёт от взрослого, что тот произнесёт её название. Происходит осознание того, что каждый предмет имеет своё название. В памяти откладываются новые слова. Активная речь при этом ещё не появляется.
Двухлетний отпрыск уже способен объясняться простыми предложениями. Пассивный словарный запас значительно расширен до 200–300 единиц. При таком количестве знакомых слов ребёнок без труда составляет простые предложения. В речи употребляются глаголы и наречия. Каждый ребёнок при этом по-своему учится говорить. У одних в речи долго не появляются сложные фразы, зато они без труда произносят сложные звуки. У других рано получается составлять из слов предложения, но понимание их речи доступно лишь ограниченному кругу людей. И та, и другая ситуация считается допустимой.
Период с 3 до 5 лет
Основные законы родного языка становятся понятны ребёнку примерно в 3–4 года. В этом возрасте дети уже склоняют существительные по падежам и числам. Словарный запас обогащается вопросительными словами и новыми частями речи: прилагательными, наречиями. Речь начинает наполняться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Ближе к пяти годам ребёнок в состоянии рассказать несложную историю, заучить простой стишок. Речь активно используется в играх, в разговорах с игрушками.
Что говорит о задержке развития речи?
Основные симптомы, сопровождающие отставание в развитии речевого аппарата:
- Низкая активность, отсутствие лепетания у годовалого ребёнка.
- Слабая реакция на повышенную или пониженную интонацию родителей, в шестимесячном возрасте малыш не улавливает, откуда доносятся звуки.
- К двум годам малыш не может запомнить, как называется тот или иной предмет. Он не в состоянии выполнить просьбу, не откликается на собственное имя.
- В речи трёхлетнего малыша слишком мало предложений, он не понимает смысла простого рассказа.
- Тревожным сигналом является появление странных гортанных звуков вместо привычных слов; невразумительная речь, в которой сложно что-то понять; гиперактивность. Неумение пережёвывать пищу, постоянно открытый рот, отсутствие зрительно контакта с родителями – всё это может говорить о задержке речевого и психического развития.
Между развитием центров в головном мозге и формированием речевой функции имеется прямая связь. Ребёнок должен с первых дней жизни иметь контакт со взрослыми, в противном случае формирование речевых навыков затянется на длительный срок, что в дальнейшем сулит серьёзным отклонением в развитии.
Почему происходит задержка в развитии речевого аппарата?
Немного разобравшись в вопросе, можно прийти к выводу: отсутствие речи в годовалом возрасте — это не приговор. О том, что ребёнок долгое время не произносит ни единого слова, следует тревожиться лишь тогда, когда ему стукнет три года, и то при веских основаниях. Нужно сказать, что отнюдь не только проблемы со здоровьем оказывают влияние на речь ребёнка. Долгое молчание зачастую объясняется задержкой в развитии нервной системы, кислородным голоданием при нахождении в утробе матери. В действительности есть уйма негативных факторов, тормозящих развитие речи. Основные причины, по которым дети отстают в речевом развитии от своих сверстников:
- Плохо развита моторика, определяющая речь ребёнка. Суть в том, что отдел головного мозга, отвечающий за речь, напрямую связан с двигательной активностью пальцев рук. Чем лучше работает мелкая моторика, тем лучше развивается речевой аппарат. Поэтому пальчики малыша должны быть задействованы начиная с пелёнок. Поначалу делают массаж и специальные упражнения, а позже проводят творческие занятия, например, учат малыша рисовать или лепить из пластилина.
- Семьи, где общение происходит на разных языках. Чтобы ребёнок начал разговаривать, в первую очередь родители должны сделать выбор, какой язык для ребёнка будет основным. В интернациональных семьях дети и в пять лет с трудом выговаривают некоторые слова, потому что у них идёт неразбериха в тех или иных словах, их значениях. Произносить вслух цельные предложения ребёнку и вовсе проблематично.
- Нехватка внимания. Некоторые родители не уделяют должного внимания воспитанию своего отпрыска. Те дети, которые не посещают дошкольные учреждения, а остаются дома с няней, оторваны от внешнего мира. Им не хватает коммуникаций с другими детьми, что крайне важно в раннем возрасте. И как результат – медленное развитие речи, поскольку общаться просто не с кем и повторять не за кем.
- Излишняя опека родителей, стремящихся угадать желание своего чада буквально с первых жестов. Если ребёнок видит, что его требования сразу же исполняют, то у него пропадает стремление познавать слова, ведь за него всё говорит жестикуляция. Часто такие семьи сталкиваются с тем, что их ребёнок начинает произносить первые слова только к пяти годам, да и то, потому что пришла пора общения с другими детьми во дворе.
- Стрессовые ситуации. Ребёнок может замкнуться в себе, долго не начинать разговаривать, так как в доме царит атмосфера хаоса. Из-за бесконечных ссор, скандалов и драк, учиняемых взрослыми, буксует развитие речи. Воспитываемый в неблагополучной семье ребёнок порой к пяти годам не может произносить внятные слова.
- Наследственный фактор. Если хотя бы у одного из родителей страдало произношение первых слов, не исключено, что аналогичная ситуация обойдёт стороной и ребёнка.
- Нарушение слуха. Когда малыш испытывает проблемы со слухом, стало быть, и речь окружающих воспринимается искаженно. При тяжёлом заболевании слухового аппарата бывает так, что ребёнок вовсе не говорит или сильно искажает произносимые слова.
Рекомендации, которые помогут ребёнку заговорить
То, во сколько малыш произнесёт первое слово, по большому счету зависит от родителей. Ребёнок нуждается в помощи.
- Стараться как можно больше общаться с малышом, комментируя свои действия. Когда родители проговаривают вслух свои действия, он на подсознательном уровне запоминает новые слова. Если вместо живого общения кроха слышит гул телевизора или аудиозаписи – это не увенчается должным успехом. Его должна окружать живая речь. Во время ежедневных занятий детям полезно слушать песенки и стишки, текст которых хорошо воспринимается.
- Мать может воспроизводить звуки, напоминающее ауканье и лепет. Главное, чтобы при этом малыш видел лицо матери. Так устанавливается связь между звуками и произношением.
- Не рекомендуют сюсюкаться с малышом, будь то мальчик или девочка. Проговаривают название предметов, используя внятную и правильную речь. Приветствуется использование двух названий: полного и звукоподражательного. Например: корова, «му-му». Это поможет малышу активнее использовать слова, которые ему легче произносить. В дальнейшем ребёнок перейдёт к полной форме слова.
- Детям полезно вслух читать рассказы и сказки. Безусловно, книги выбирают в соответствии с возрастом. Для самых маленьких подойдут потешки – небольшие стихотворения с понятным смыслом. Годовалого карапуза, скорее всего, заинтересуют иллюстрации. Со временем его нужно просить назвать предмет, изображённый на картинке. В два-три года — побуждать заканчивать строчки в коротких стишках.
- Так как мелкая моторика напрямую связана с речью, ей уделяют достаточное внимание. Важны разные занятия с малышом: пусть он переберёт крупу, слепит фигурку из пластилина, поиграет с бисером. Полезно любое развлечение, которое требует участия рук.
Зная, когда ребёнок начинает говорить, родители не упустят важных деталей в развитии своего чада. Если в 12 месяцев непринципиально, сколько слов произносят дети, то ближе к трём годам речь малыша должна быть внятной. Если вы беспокоитесь за своего ребёнка и заметили какие-то отклонения в процессе развития речевого аппарата, следует сходить на приём к врачу. Специалист осмотрит ребёнка и сделает заключение, есть ли речевые пороки.
mama.guru
Когда ребенок начинает говорить − почему родители не должны коверкать слова?
Способность размышлять и выражать свои мысли словами, характерна только для человека, это и отличает его от других живых существ, как существо разумное. Когда ребенок начинает говорить, подражая взрослым – он выражает свои желания, при развитии мышления, речь малыша развивается синхронно, пополняется словарный запас, появляется интонация.
Но для того чтобы речь у ребенка формировалась правильно, необходимо наличие нескольких факторов, а именно:
- Физиологические – слух, голосовые связки
- Умственные – развитие интеллекта ребенка согласно нормам
- Социальные – присутствие носителей речи.
Когда ребенок начинает говорить первые слова, они обычно имеют несколько смысловых значений. Так, слово «мама» может произноситься, в случае если малыш голоден, ему скучно, у него что-то болит, таким образом, он привлекает внимание к себе, человека, без которого не представляет своего существования. Скорость развития речи и пополнения словарного запаса напрямую зависят от того, во сколько ребенок начинает говорить.
Развитие речи у детей до 6 месяцев
Многие родители ждут с нетерпением первых слов своего малыша и часто задаются вопросом — во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Но ответить на этот вопрос однозначно, очень сложно, поскольку развитие ребенка индивидуально и то, что малыш начинает говорить позднее сверстников, не свидетельствует о задержке его интеллектуального развития. Но все – же условные критерии развития речевых навыков по возрастным категориям существуют и основаны они не на том, что ребенок должен уметь в конкретном возрасте, а что должно насторожить родителей при отсутствии каких либо сопутствующих факторов.
С какого возраста ребенок начинает говорить? Возраст до шести месяцев считается предречевым, поскольку в этот период идет закладка двух основных критериев речи – восприятие и понимание речи взрослого, и вокализация отдельных звуков. Малыши в этот период произносят отдельные протяжные гласные отличающиеся артикуляцией, тембром и произношением. К 5 месяцам речевой аппарат малыша настраивается, и отдельные звуки перерастают в повторяющиеся слоги, в которых уже встречаются согласные. К полугоду ребенок осознанно может произносить слова «ма – ма», «ба – ба», немного труднее получаются слова «па – па», «на», «дай». Когда ребенок говорит мама, он делает это не осознанно, просто вместо плача, посредством которого он до этого выражал свои желания, теперь появилось слово, легкое в произношение и такое же глубокое по смыслу, как и плачь. Слово мама – несущее в себе значение нежности и боли, грусти и радости.
В этот период идет активное развитие социальных навыков общения, и от того сколько родители уделяют вниманию общению с младенцем будет зависеть во сколько дети начинают говорить. В первую очередь отсутствие общения влияет на психологическое восприятие картины мира малышом. У детей, родители которых игнорируют, их плачь в младенчестве, считая, что не следует часто брать младенцев на руки, иначе они привыкнут, со временем развивается синдром разочарования. Картина приблизительно такая – малыш плачет, привлекая к себе внимание и через продолжительный период времени замолкает, устремив взгляд в потолок. Такое состояние очень опасно для душевного состояния ребенка, поскольку в этот период малыш не может находиться сам, он ощущает себя в безопасности, только имея визуальный, тактильный или голосовой контакт с родителем. Отсутствие носителей речи влияет на то, во сколько лет ребенок начинает говорить. Примером дети, воспитанные с младенчества в интернатах, где не достаточно педагогов, что бы уделить должное внимание всем малышам, начинают разговаривать только к 3-4 годам.
Вторая опасность отсутствия общения – скудный пассивный словарный запас ребенка, для того чтобы ребенок осознанно произносил слова, ему необходимо вначале понимать человеческую речь, чего невозможно при дефиците общения.
Задолго до того, когда дети начинают говорить первые слова, их способ общения выражается в оживлении при виде взрослого, произношении отдельных звуков, гулении, попытке назвать предмет или выразить свое желание. Поводом для беспокойства в этот период может стать:
- Отсутствие перемены настроения ребенка, при появлении взрослого – аутизм.
- Отсутствие реакции на речь взрослого, громкие звуки – глухота.
- Отсутствие подражания взрослым в произношении слов, потеря интереса к окружающему миру – социальная запущенность, проблемы в воспитании, которые могут привести к остановке интеллектуального развития.
В каком возрасте ребенок начинает говорить – в 9 месяцев или в два года совершенно не важно, при отсутствии вышеперечисленных проблем.
Развитие речи у детей одного года
В период развития речи от 6 месяцев и до года, когда дети начинают говорить мама, пополняется пассивный словарь ребенка (малыш понимает не только интонацию и простые выражения, обращенные к нему), а и улавливает смысл сказанного, когда взрослые общаются между собой. Именно стремление слушать речь и вникать в смысл сказанного развивает фонематический слух ребенка позволяющий отделять из речевого потока отдельные слова. Именно в этот период, когда дети начинают говорить простые слова или пытаются повторять за взрослыми названия предметов, идет закладка активного словарного запаса.
Очень важно в общении с малышом не коверкать слова, проговаривая их уменьшительную или ласкательную версию, а четко произносить слово, указывая при этом на предмет, который оно означает. В семьях, где родители имеют дефекты речи или произносят слова нечетко и очень быстро, дети обычно начинают говорить позже сверстников, и речь их нечетка, доступна пониманию только близким.
Между 7 и 9 месяцами на смену лепета приходит четкое произношение отдельных слов и слогов имеющих несколько значений. Например «кака» может означать и отрицание – когда малыш выражает протест, и то, что его пугает, не нравиться по вкусу, одежда, которая доставляет неудобство, так же именуется «кака». Таким образом, даже имея небольшой словарный запас, когда ребенок начинает говорить, мама обычно понимает его с полуслова, это благоприятно для общения, но тормозит развитие речи и пополнение активного словарного запаса малыша. Напротив, попав в незнакомую среду общения, малыш вынужден, объяснятся не жестами, а пытаться выговорить слова.
Когда ребенок должен начать говорить? Это риторический вопрос и ответ на него будет зависеть от многих факторов, касающихся одного конкретного ребенка. На развитие речи влияет так же наследственность, характер малыша, его коммуникабельность, физическое здоровье. По наблюдениям Гленна Домана – детского нейрохирурга и физиотерапевта, много лет изучавшего проблемы заболевания мозга у детей, малыши которые не развиваются физически, отстают и в своем интеллектуальном развитии. Вынужденное ограничение передвижение малыша манежем или люлькой переноской, приводит к тому, что когда ребенок должен говорить, ему не позволяет это сделать речевой аппарат, развитие которого напрямую связано с мелкой моторикой.
Особенности развития речи младшего дошкольного возраста
Что должен говорить ребенок в год и когда стоит переживать по поводу отсутствия речи у малыша? Отсутствие речи ребенка в год не является серьезным отклонением, если малыш понимает смысл сказанного родителями, выполняет их просьбы, откликается на свое имя, при этом период «гуления» немного затянулся. Однако в его словарном запасе все же должно быть минимальных 2 – 4 слова и несколько слогов, которые он повторяет на все лады, имитируя интонацией разговор взрослого. Как правило, дети с запоздалым развитием речи находят для себя любимый слог или букву, которые и произносят на протяжении дня, склоняя и переставляя, например – га, гу, го, ги.
От того, в каком возрасте дети начинают говорить, совершенно не зависит их интеллект и успешность в учебе, если только задержка не вызвана проблемой воспитания или умственных задержек развития. Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить предложениями, хотя до этого в его словарном запасе едва насчитывалось пара, тройка слов. Такое явление называется «лингвистический взрыв», но чаще процесс построения слов в предложения и пополнения активного словарного запаса происходит постепенно, с явным прогрессом к полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков.
Когда ребенок начинает говорить первые фразы можно отметить что себя он называет по имени, не применяя местоимения «Я», иногда глаголы ставятся в будущем времени, например «Ваня кушать кашу», «Аля идти играть». Часто дети путают значения слов «дай» и «на», но это проблема скорее восприятия речи, нежели лингвистическая. Коверкание слов и неправильное их произношение в младшем дошкольном возрасте говорит о том, что у ребенка плохо развит фонематический слух, и он произносит слова такими, как слышит. Чтобы исправить такие дефекты с ребенком нужно заниматься упражнениями на развитие слуха. Например, исполнять различные звуки, шуршание бумаги, звук льющейся воды, а малыш, отвернувшись к стене, должен называть правильно источник звука.
Во сколько ребенок должен начать говорить? До трех лет отсутствие речи у детей при сохранении интеллектуальных и физических способностей не считается отклонением. Если же и после трехлетнего возраста активный словарный запас малыша ограничивается несколькими словами, можно говорить о нарушениях мозговой деятельности и как результат – алалия.
Отсутствие речи при повреждении коры головного мозга при беременности или во время родов сопровождаются нарушением поведения, ребенок гиперактивен, не может долго сосредоточить внимание на одном занятии. Это не приговор и если вовремя заметить неврологические проблемы и заниматься с малышом, можно добиться существенных успехов. Во сколько лет дети начинают говорить с такими нарушениями, зависит от своевременного лечения и помощи со стороны родителей и педагогов.
Доктор Комаровский: нормы и сроки развития ребенка
Загрузка…onethree.ru