Спонтанность это в психологии – черта характера в поведении, в отношениях
черта характера в поведении, в отношениях
Спонтанность – это понятие, которое в психологии означает способность действовать не под влиянием внешних рамок, а согласно с внутренним содержанием, состоянием человека. Психологическая спонтанность по сути является очень древним предметом изучения духовных практик, в каких она близка с понятием недеяния. Стремящиеся к просветлению духовники практиковали это состояние, когда, активно живя, совершая обычные действия, они старались ощущать жизнь в полноте, каковой она является без искажений через рамки ума. Они все мысли, чувства свои, действия стремились соотнести с общим мироустройством, состоянием потока.В христианстве явление спонтанности также присутствует и раскрывается в изречении Христа «не моя воля, но Твоя да будет», что означает приведение своей воли, своих желаний в соответствие с некой мировой волей.
Когда происходит такое слияние с общим потоком – человек достигает своим разумом, индивидуальной душой разума и души мировых: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Человек не спонтанный не ощущает своей принадлежности, единства, потоковости. Когда он отпускает себя и происходит слияние – он вступает в недеяние.
Он не уподобляется мумии, становясь ни жив, ни мертв, не перестает активно действовать, иметь желания, потребности. Он продолжает находится в полноте жизни, однако это совпадает с мировой гармонией. Состояние его ума не замутнено ложными желаниями, установками, которые вызывают инерцию восприятия, не позволяют находиться в полноте реальности здесь и сейчас. Это сознание в духовных практиках сравнивается с кристаллом, оно незыблемо и нерушимо, не тревожится суетой.
Так человек подчиняет свою волю, не насилуя себя, без жестких запретов и ограничений своих желаний, ведь при блокировке поведения желания все равно отыгрывались бы в уме, языком психологии – оказались бы, например, вытесненными в подсознание под действием психологических защит.
Спонтанность в психологии
Спонтанность – развиваемый навык человека максимально эффективно реагировать в ситуации высокой степени неопределенности, когда у человека может не быть возможности подготовить заранее модель поведения, действовать шаблонно.
Спонтанность позволяет проявлять ролевую гибкость, пользоваться большим репертуаром ролей. В обыденности мы привыкаем к нескольким ролям сына, матери, отца, руководителя фирмы, студента, продавщицы, на деле же этот ресурс ролей мог быть намного шире, не используется нами в полноте. Развитая спонтанность позволяет более эффективно взаимодействовать внутри сложных коммуникаций, какие встречаются, например, в управленческой среде.
Спонтанность требуется и в отношениях, как на этапе заинтересовывания партнёра, так и для удержания в длительных отношениях, что позволяет «держать, не удерживая».
Результатом развития спонтанности является вдруг начало продвижения по карьерному пути, когда человека начинают слушать другие, воспринимать его с той серьезностью, какую сам спонтанный человек выбрал. Осваивая через спонтанность максимум ролей, мы становимся более убедительными, поскольку можем создать нужную роль и прожить ее, проиграть в полноте.
Возможность спонтанно и нестандартно действовать в узкой сфере, требующей углубления, специальных знаний, ко многим приходит лишь через время, когда они могут отойти от системы. Шаблонность успокаивает, кажется, что длительная подготовка или правильность, верность инструкциям спасут от просчетов и приведут к результату.Человек склонен экономить силы, прибегая к установкам, однако они и приводят к ошибкам, лишь только ситуация изменилась. Поскольку мир динамичен во всех сферах, то способность быть спонтанным сопутствует высокой эффективности. Пик жизни, самоактуализация – есть творчество, и оно спонтанно по природе. Наиболее мощный эффект приходит именно в спонтанном действии, творческой согласованности с окружением. Однако спонтанность не есть идеал беспредельной свободы.
Спонтанность не означает, что любое желание должно быть непременно удовлетворено, ведь тогда и справлять нужду человек должен сразу, лишь почувствовав потребность. Критика спонтанности касается и чрезмерного погружения в детскость, регрессивное снятие с себя ответственности, ложное представление об отсутствии необходимости прилагать планомерные усилия в достижении желаемого или размышлять и трезво оценивать себя.
Ничто чрезмерное не гармонично, и свобода также должна находиться в балансе с определенными ограничениями. Разница лишь в том, что подлинно спонтанная личность может добровольно входить в рамки при необходимости и так же легко выходить из них, если они отжили, не отвечают реальности. Свобода подразумевает ответственность как готовность встретиться с последствиями своих решений и поведения. Свобода без ответственности – путь к бесстыдству и инфантилизму.
Спонтанность поведения
Сперва может показаться, что четкость организации, распланированность действий имеют огромный смысл. Однако через время стереотипы о правильности, распорядке жизни часто терпят крах, вызывая стрессы, истощение, ощущение бессмысленности и неврозы. Можете ли вы позвонить другу и уехать куда-то сегодня потому лишь, что так хочется, не думая о делах, что нужно успеть? Покупаете ли вы без повода подарки, даже себе, пусть маленькие, чтобы просто порадовать? Обнимали ли без причины крепко друзей, не говоря ни слова? Пробовали ли новое, не обрекая себя заранее на негативный результат, убеждая себя, что не получится? Занимались ли творчеством просто из-за случайно промелькнувшей мысли?
Насколько часто вы можете позволить себе спонтанность? Мы часто любим контролировать жизнь свою и наших близких, привыкли контролировать наши мысли и действия, потому зачастую находимся в зажатом состоянии. Может и есть какой-то импульс, но он когда-то был обесценен или запрещен внутри вас. Например, когда ребенок пробует сделать несоответствующее этикету или представлениям родителей – он получает по рукам, руки все больше зажимаются и сковываются, а вместе с ними движения и мысли.
В каждом скрыт внутренний ребенок, по сути творец, который стремится себя выражать. Не нужно стать внезапно ребенком, регрессировать и быть всегда только ребенком – нет, спонтанность признак всего лишь естественности, раскройте в себе детское доверие к миру, которое поможет вам принимать ситуации, какими вы управлять не можете. Не стоит их контролировать или бороться, но лишь принять, отдаться даже на волю случая.
Спонтанность признак творческой личности, при развитии спонтанности в вас прорывается креативность к жизни. Вы давно не рисовали, не танцевали, вам давно не приходили свежие идеи? Займитесь развитием спонтанности, которая может дать вам поразительные, почти волшебные результаты. Спонтанность нужна и когда вам требуется просто остановиться, а затем снова начать двигаться без стеснения.
Особенно развитие спонтанности требуется людям, которые привыкли все осмыслять, контролировать, решать, избегая новых путей и вовсе всего нового. Им часто хочется попробовать новый способ действий, получить большую свободу, притом они испытывают большой страх выйти из рамок.
Развитие спонтанности
Для развития спонтанности эффективна следующая техника. Встаньте удобно, закрыв глаза, расслабьтесь и глубоко подышите, сосредоточьтесь в дыхании. Представьте дыхание поднимающимся от пальцев ног к грудной клетке, с каждым выдохом оно снова опускается, возвращаясь затем уже к вашим рукам. Дальше при вдохе прочувствуйте, как оно поднимается выше, к вашей шее. На следующем вдохе – к носу, а затем к макушке. Подышите полностью, словно вдыхая ногами, через все тело. Пускай на выдохе вместе с дыханием уйдет весь мусор – все проблемы, ненужные мысли, ограничивающие вас. Такая релаксация поможет вам снять лишнее напряжение, чтобы вам ничего не мешало.
Теперь попробуйте подышать очень по-разному, иногда это жесткое и аритмичное дыхание, затем глубокое и тяжелое. Посмотрите на свою руку, представив, что это отдельный персонаж, какой живет своей жизнью, пришел что-то вам рассказать. Позвольте себе, словно отделить свою руку, дав руке двигаться, как ей хочется, ведь у тела действительно есть свои истории, свое содержание, какое мы зажимаем. Наблюдайте ее действия, что с вашей рукой происходит. Возможно, у руки есть свое имя, она захочет познакомиться, сделать что-то, прикасаться к предметам.
Наблюдайте здесь ваши эмоции. Может, это вызовет раздражение, обесценивание – это нормально, если вы свыклись все контролировать. Может, вам, наоборот, интересно, вы испытываете восторг внутри.
Теперь разбудите свою другую руку как другого персонажа. Пусть она двигается, как хочется ей. Наблюдайте, с чем схожи ее движения, возможно, это будут какие-то метафоры, ассоциации. Не контролируйте ее, позвольте ей быть свободной.
Далее подключите и первую руку, пусть они двигаются вместе, однако старайтесь не синхронизировать их. Потом подключите в движение тело, голову, ноги. Поработайте с правой, левой ногами отдельно, как с руками. Позволяйте проявляться тому, что сейчас происходит с вами. У вас появится незаготовленное, спонтанное движение. Возможны привычные движения – но позвольте происходить и новому, попробуйте отпускать на волю все тело, меняйте скорость, направление. Попробуйте этот новый ритм, раскрывающее вас движение, внутреннего ребенка, который радуется от новизны, свободы.
Обратитесь вниманием к появившемуся ощущению, самочувствию. Попробуйте теперь нарисовать его. Может, это будет просто взрыв, каракули – это свидетельствует, что вы себя отпустили. Затем откройте спонтанность речи, дав возможность себе произносить любые звуки и слова. Спонтанность речи позволит проговорить вам, что вы танцевали и рисовали. Исследуйте, что для вас эта спонтанность? Применяйте элементы этой техники в жизни, например, приготовив новое блюдо не по рецепту, добавляйте новые ингредиенты, творите.
Эта техника отлично применима с детьми или в творческих коллективах. Даже художники часто жалуются на забитость рамками, отсутствие креатива. Если вы работаете в жесткой структуре – позволяйте себе новые ощущения, даже через такую игру, через тело это проявляется лучше всего. Результатом будет не потеря контроля, а увеличение доверия к жизни, возрастающая спонтанность личности. Сколько нашего напряжения, сил затрачивается на борьбу с ветряными мельницами, когда мы можем, напротив, сохранить себя, свою энергию, использовав даже проблему или соперника в положительном ключе, как скрытый ранее от «зашоренного» взгляда ресурс. Спонтанность личности здесь напоминает бурю, которая принесет вас к нужному месту, не нужно с ней бороться.
psihomed.com
Спонтанность — Психологос
Фильм «Really Don’t Care — Morgan James»
Спонтанность (лат. — самопроизвольный) — самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений.
Две формы спонтанности — бездумная, случайная, импульсивная спонтанность и — творческая, живая, пропитанная разумом спонтанность. Случайная спонтанность используется в инструментальном научении, а творческая — в творческом научении.
В гештальт-подходе нередки ситуации, когда спонтанность путают с импульсивностью:
«Да здравствует спонтанность! Будем живыми и непосредственными как дети! Так учил Перлз! Даешь энурез, как высшее проявление спонтанности и аутентичности! Ура!!! Знакомо? Угу. Хотите сделать из затюканного, страдающего невротика свободного, раскованного психопата, от которого будут страдать окружающие, а как следствие потом опять начнет страдать и он сам? Вперед. Научите его выражать окружающим все те чувства, которые он испытывает и совершать все те действия, которые захочется. Получилось? Ура! Еще одна компроментация гештальт-подхода вышла в мир. Нет, не зря все таки психоаналитики предупреждают своих клиентов о том, что пока терапия не закончена, им не следует предпринимать никаких серьезных решений в бизнесе и личной жизни.
Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности…» См.→
Обязательным условием творческой импульсивности является мышечное расслабление. Люди с закрепощенной мышечной системой могут быть импульсивными, но спонтанностью не отличаются. См.→
www.psychologos.ru
Человек спонтанный — это человек безответственный или смелый?
Понятие «спонтанность» употребляется в современном мире в негативном ключе и олицетворяется с непредсказуемостью, бесконтрольностью, порывистостью. А ведь совсем недавно под ней подразумевалась безобидная внезапность и неожиданность действий. Спонтанный человек вызывает у окружающих подозрение, недоверие и снисходительное отношение, вызванное опасением, что он в любую минуту может выкинуть нечто из ряда вон выходящее. По единогласно сложившемуся у общества мнению, на подобную личность невозможно положиться ввиду её безбашенной непредсказуемости. Так ли опасна спонтанность, и как выявить в себе это «опасное» качество?
Спонтанность – это хорошо или плохо?
В психологии спонтанность исторически объяснялась по-разному. В одних источниках человек спонтанный – это личность, которая находит в себе силы и смелость действовать согласно своим внутренним побуждениям, игнорируя внешнее воздействие. В других же это неспособность регулирования своего поведения, полное отсутствие осознанности совершаемых поступков. Таким образом, спонтанность сначала возводилась на пьедестал, а затем ее довольно грубо просили освободить не по праву занятое место. Понятие свободного самовыражения личности боролось против бесконтрольности, и наоборот. Оба понятия довольно интересны, потому как спонтанная личность на протяжении длительного времени вызывала либо восхищение, либо презрение.
Краткий миг торжества спонтанности
Чаша весов в психологии продолжала перетягивать спонтанность то в одну, то в другую сторону. Одни утверждали, что человек спонтанный – это опасная и ненадежная личность, поскольку не умеет и не хочет владеть собой, тогда как другие восхваляли индивидуализм и умение быть самим собой. Конец этой затянувшейся дискуссии положили учения Морено, Юнга и Фромма, которые смело заявили о том, что рассматриваемое нами явление – одна из движущих энергий человеческого бытия, и умение проявлять спонтанность – это признак настоящей личности. По их концепции, это качество личности считается огромной силой, подталкивающей человека к самореализации и свободе самовыражения.
Спонтанность в их устах стала вызовом сложившимся устоям и стереотипному поведению. Стало модным «быть собой», «решиться вступить на свой путь» вместо привычных «так делают все, значит и я должен», «быть таким, как остальные». Спонтанность окончательно утвердилась на пьедестале и была провозглашена «дорогой к саморазвитию».
Наши дни. Быть спонтанным – не в моде?!
Прошли годы, канули в Лету мэтры психологических наук, сумевшие вернуть спонтанности доброе имя. И вновь она попала в немилость народа, ей приписали такие негативные качества, как бесконтрольность, импульсивность и непредсказуемость. В современном мире человек спонтанный – это человек инфантильный, безответственный и незрелый, не способный держать в узде свое неуемное «я». Быть спонтанными — увы! — могут лишь дети.
Динамично развивающийся мир подмял нас под себя и научил следовать обязанностям, расписаниям и стереотипам. Моральный долг, воспитание, общественные ограничения связали нас по рукам, да мы и не сопротивлялись, уверенные в том, что так и надо. Даже спонтанная речь нынче не в почете – все должно быть продуманно, выверено со всех сторон и подаваемо сквозь сито шаблонности. И лишь немногие из нас находят в себе силы следовать внутренним убеждениям, не слыша возмущенных возгласов общества, двигаться навстречу свободе своего «я». А мы так и не можем решить для себя, кто они – отверженцы общества или настоящие личности?
Дорогу спонтанности!
Постоянно жить в мире стандартов тяжко и грустно. Каждый человек имеет право на краткий миг впасть в детство и почувствовать себя свободным, выпустить пар и вновь вернуться к привычной жизни. Ибо спонтанность, как и все хорошее, должна иметь время и место. Как же достичь такого состояния?
- Отключите телефон на сутки.
- Закажите в кафе те блюда, которых никогда не пробовали.
- Бесцельно походите по окрестностям.
- Сходите в гости к знакомым, с которыми давно не встречались.
- Сядьте в автобус и разъезжайте по улицам.
- Наденьте то, что никогда не надевали.
- Зайдите в кинотеатр на любой фильм.
Подобные поступки дадут вам заряд положительных эмоций и энергии. Вы сумеете почувствовать себя свободной спонтанной личностью.
Сколько бы ни развивалась данная тема, на вопросы о том, человек спонтанный — это хорошо или плохо, спонтанность – это опасность для общества или форма самовыражения, каждая личность вправе ответить по-своему, исходя из собственного видения этого понятия. Однако не стоит перекрывать себе кислород, если спонтанность для вас – источник радости, движения и жизни.
fb.ru
Импульсивность и спонтанность — Психологос
Внутренний импульс в сторону от необходимого получает название импульсивности. Спонтанность — это внутренняя активность, обогащающая шаблонное поведение.
Смирнов Алексей — психиатр, психотерапевт, гештальт-терапевт так критически писал о ситуации, когда в гештальт-терапии импульсивность принимают за спонтанность:
Да здравствует спонтанность! Будем живыми и непосредственными как дети! Так учил Перлз! Даешь энурез, как высшее проявление спонтанности и аутентичности! Ура!!! Знакомо? Угу. Хотите сделать из затюканного, страдающего невротика свободного, раскованного психопата, от которого будут страдать окружающие, а как следствие потом опять начнет страдать и он сам? Вперед. Научите его выражать окружающим все те чувства, которые он испытывает и совершать все те действия, которые захочется. Получилось? Ура! Еще одна компроментация гештальт-подхода вышла в мир. Нет, не зря все таки психоаналитики предупреждают своих клиентов о том, что пока терапия не закончена, им не следует предпринимать никаких серьезных решений в бизнесе и личной жизни.
Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности. См.→
К этой же теме, к отличию импульсивности и спонтанности, — прекрасная статья Ильи Латыпова «Спешить некуда». Фрагменты из нее:
Все, что происходит быстро, живет недолго… Чтобы пробиться через собственные фантазии о человеке к живому и реальному человеку (или опыту) – нужно время и неторопливое внимание. Быстрые реакции, импульсивные ответы – все они опираются на заранее припасенные шаблоны, на иллюзии о том, как и что устроено у другого человека… Разглядеть другого я могу, только неторопливо приближаясь, и наблюдая ответное движение: навстречу мне, от меня, или же настороженное, внимательное ожидание.
Разглядеть себя – тоже. Сколько раз мое импульсивно реализованное «хочу!» сменялось неудовлетворенным «зачем!?»… А можно было сделать паузу («сразу не буду, потому что первое побуждение бывает неверным») или просто замедлить шаг. Не остановить его, не замереть – а идти дальше, но медленно, не пропуская деталей разворачивающейся картины. И иногда, столкнувшись с искушением «хочу!», искушением быстрого и немедленного удовлетворения импульса, я задаю себе вопрос: «а что будет дальше?» И нередко обнаруживаю там пустоту и тоску, которую хочется снова и снова забивать импульсом и спешкой… Значит, не туда мое «хочу»…
Это не значит, что любой импульс – зло. Ведь жизнь — не только неторопливое течение ритма природы, когда век от века встает солнце, сменяются сезоны, и «все возвращается на круги своя». Это ведь и резкий рывок леопарда после долгого ожидания и выслеживания добычи, рывок, в который вложена вся накопленная за время ожидания энергия. Это спонтанность танца, в котором мы сбрасывает накопленную усталость и снова обретаем свободу тела… Хороший импульс – тот, что созрел, тот, что был подготовлен, и не лихорадочными усилиями, а постепенным созреванием. Рождению бабочки предшествует стадия куколки. Можно, конечно, быстро и эффективно приклеить к гусенице крылья, но вряд ли она сможет ими воспользоваться… Спонтанность, свобода в движении и чувствах созревают, а не «накатывают», и этим я отличаю спонтанность от импульсивности, когда импульс задан извне и, никак не преломившись в душе, резко провоцирует действие.
Спешить некуда. Все, что происходит быстро, живет недолго. Спешить действительно некуда… Больше и быстрее – оно, формально, лучше, чем меньше и медленнее. Но меньше и медленнее лучше, чем ничего и никак. А жизнь – она не сильно-то жалует крайности.
www.psychologos.ru
Спонтанный человек: спонтанность это в психологии
Спонтанность
Фильм
Свобода, свобода, освободили свои тела!
Фильм «Really Don’t Care — Morgan James»
Лучшая спонтанность хорошо отрепетирована!
Спонтанность (лат. — самопроизвольный) — самопроизвольность; характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений.
Две формы спонтанности — бездумная, случайная, импульсивная спонтанность и — творческая, живая, пропитанная разумом спонтанность. Случайная спонтанность используется в инструментальном научении, а творческая — в творческом научении.
В гештальт-подходе нередки ситуации, когда спонтанность путают с импульсивностью:
«Да здравствует спонтанность! Будем живыми и непосредственными как дети! Так учил Перлз! Даешь энурез, как высшее проявление спонтанности и аутентичности! Ура!!! Знакомо? Угу. Хотите сделать из затюканного, страдающего невротика свободного, раскованного психопата, от которого будут страдать окружающие, а как следствие потом опять начнет страдать и он сам? Вперед. Научите его выражать окружающим все те чувства, которые он испытывает и совершать все те действия, которые захочется. Получилось? Ура! Еще одна компроментация гештальт-подхода вышла в мир. Нет, не зря все таки психоаналитики предупреждают своих клиентов о том, что пока терапия не закончена, им не следует предпринимать никаких серьезных решений в бизнесе и личной жизни.
Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности…» См.→
Обязательным условием творческой импульсивности является мышечное расслабление. Люди с закрепощенной мышечной системой могут быть импульсивными, но спонтанностью не отличаются. См.→
Спонтанное поведение
Способность действовать не задумываясь
Когда человек действует строго в рамках этикета – он однозначно не харизматичен. Харизматику свойственна непредсказуемость поведения. Он поступает спонтанно, не задумываясь, не оглядываясь на мнение окружающих, но ему все равно прощают ляпсусы в поведении.
Представьте двоих мужчин, которым нужно уйти из большой шумной дружеской компании. Один из них объясняет: «У меня важная встреча. Мне с вами очень приятно, но, к сожалению, я должен идти». Ему отвечают: «Ну идешь – и иди!», – и смотрят на него с неприязнью или как на идиота. Второй обводит всех взглядом и говорит: «Черт возьми, меня такая девушка красивая ждет, а я сижу тут и на ваши умные лица смотрю. Все, “погнал” я». Все смеются и остаются довольными, несмотря на то, что он все-таки уходит.
Итак, первый признак харизматичного поведения – спонтанность, то есть способность действовать, не обдумывая своих действий.
Многие наверняка замечали, что в состоянии легкого алкогольного опьянения они гораздо легче и свободнее контактируют с людьми. Принято считать, что «тормоза отпускаются», но на самом деле для достижения подобного эффекта нужно употребить около литра крепкого спиртного. Так что в большинстве случаев это просто «отмазка», возможность оправдать свое недостойное поведение тем, что «простите, злоупотребил».
Есть такой анекдот: в лесу открылось питейное заведение. Пришел заяц – «злоупотребил» пятьюдесятью граммами. Волк – двумя сотнями. А потом пришел медведь и попросил налить ему двадцать граммов. Волк говорит: «Ну как же так – даже заяц пятьдесят употребил!». Медведь отвечает: «Мне же для запаху только, дури-то у меня и своей достаточно!»
Раз подавляющему большинству людей алкоголь нужен только для того, чтобы иметь оправдание своему поведению, то и пить его вовсе не обязательно. Вполне достаточно использовать парфюм с запахом алкоголя или смочить руку спиртным и провести по физиономии. После этого благоухающая персона может вести себя так, как ей угодно.
Известно, что человек, находящийся в состоянии глубокого алкогольного опьянения, может упасть с высоты или принять участие в физическом конфликте и не получить никаких серьезных повреждений. Трезвый собранный сосредоточенный человек, идя по улице, может споткнуться и сломать ногу, а пьяный «в хлам» может вывалиться из окна третьего этажа, подняться и спокойно пойти дальше.
У пьяного человека нет страха, из-за спонтанного поведения его тело расслаблено.
Недаром одна из самых мощных школ боевых искусств называется «Пьяный кулак» – люди приучаются пародировать состояние и движения пьяных, оставаясь при этом в ясном сознании.
Отсутствие чувства страха отражается на поведении. Харизматик не задумывается ни на секунду и не боится реакции окружающих – поэтому ему гораздо легче, чем обычному человеку, удается и познакомиться с кем-нибудь, и нагрубить кому-нибудь, и очаровать кого-нибудь.
К одному мужчине в квартиру ворвался какой-то тип. Он держал в руке единицу огнестрельного оружия и кричал, что, по его сведениям, хозяин квартиры спал с его женой. В такой экстремальной ситуации большинство людей принялось бы оправдываться, и кончилось бы это печально: нападавший был «на взводе» и вполне мог выстрелить.
Хозяин квартиры посмотрел в глаза этому типу, развел руками и произнес: «А кто с ней не спал?!» Нападавший впал в ступор, выронил пистолет и стал растирать по щекам слезы. Хозяин подобрал пистолет, спрятал его и стал утешать своего «гостя», объяснять, что все не так страшно, что они – товарищи по несчастью и так далее… В конце концов ревнивый муж успокоился и ушел. Кто была та женщина, о которой шла речь, имела ли место измена с ее стороны, и если да, то с этим мужчиной или с другим – так и осталось за кадром.
Хозяина квартиры спасла мгновенная реакция, спонтанное поведение. Ворвавшийся к нему тип мог выстрелить в ответ на любую реплику – только Управляющая Программа Вселенской Матрицы знает, выстрелил бы он или нет. Но именно одна сказанная фраза изменила ситуацию, оказалась для него ключевой – он уронил пистолет и разрыдался.
Человек с нормальной головой не найдет за доли секунды такой ответ. Для этого в голове надо перепрошивку сделать.
В центре города Петербурга человек заправляет свою машину. Вдруг подъезжает роскошный автомобиль, где сидят четверо мужчин – лица у каждого во все лобовое стекло. Одно «лицо» опускает стекло и заявляет, что им гораздо важнее быстро заправиться. И что этот мужчина должен быстро отъехать, иначе они выйдут и сделают ему пластическую операцию без наркоза. Человек поворачивается, берет шланг и начинает лить бензин на крышу этого роскошного автомобиля – выливается приличное количество, пока до диспетчера наконец не доходит, что нужно отключить. Затем он достает зажигалку «Зипо», которая не гаснет на ветру, и высекает огонь. И задает вопрос: «Ну что, покойнички, отъездились?» Сидят четверо мужчин в роскошном автомобиле, и по их бледным лицам катится пот. В машину уже залилось бензина литров пятнадцать. На заправке – пятьдесят тонн бензина. А человек стоит с зажигалкой в руке. Мужчина смеется, убирает зажигалку, садится в свою машину и уезжает.
Проходят годы. Не так давно мужчина совершенно случайно встречается с теми персонажами в спортивном клубе. Они здороваются, а потом он спрашивает, почему они тогда не нашли его по номеру машины и ничего ему не предъявили. Один из персонажей говорит: «А что можно предъявить человеку, размахивающему зажигалкой перед лужей бензина на бензоколонке!? Можно его убить, но, во-первых, за это никто не заплатит, а во-вторых, это совершенно бессмысленное занятие».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Импульсивность и спонтанность
Внутренний импульс в сторону от необходимого получает название импульсивности. Спонтанность — это внутренняя активность, обогащающая шаблонное поведение.
Смирнов Алексей — психиатр, психотерапевт, гештальт-терапевт так критически писал о ситуации, когда в гештальт-терапии импульсивность принимают за спонтанность:
Да здравствует спонтанность! Будем живыми и непосредственными как дети! Так учил Перлз! Даешь энурез, как высшее проявление спонтанности и аутентичности! Ура!!! Знакомо? Угу. Хотите сделать из затюканного, страдающего невротика свободного, раскованного психопата, от которого будут страдать окружающие, а как следствие потом опять начнет страдать и он сам? Вперед. Научите его выражать окружающим все те чувства, которые он испытывает и совершать все те действия, которые захочется. Получилось? Ура! Еще одна компроментация гештальт-подхода вышла в мир. Нет, не зря все таки психоаналитики предупреждают своих клиентов о том, что пока терапия не закончена, им не следует предпринимать никаких серьезных решений в бизнесе и личной жизни.
Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности. См.→
К этой же теме, к отличию импульсивности и спонтанности, — прекрасная статья Ильи Латыпова «Спешить некуда». Фрагменты из нее:
Все, что происходит быстро, живет недолго… Чтобы пробиться через собственные фантазии о человеке к живому и реальному человеку (или опыту) – нужно время и неторопливое внимание. Быстрые реакции, импульсивные ответы – все они опираются на заранее припасенные шаблоны, на иллюзии о том, как и что устроено у другого человека… Разглядеть другого я могу, только неторопливо приближаясь, и наблюдая ответное движение: навстречу мне, от меня, или же настороженное, внимательное ожидание.
Разглядеть себя – тоже. Сколько раз мое импульсивно реализованное «хочу!» сменялось неудовлетворенным «зачем!?»… А можно было сделать паузу («сразу не буду, потому что первое побуждение бывает неверным») или просто замедлить шаг. Не остановить его, не замереть – а идти дальше, но медленно, не пропуская деталей разворачивающейся картины. И иногда, столкнувшись с искушением «хочу!», искушением быстрого и немедленного удовлетворения импульса, я задаю себе вопрос: «а что будет дальше?» И нередко обнаруживаю там пустоту и тоску, которую хочется снова и снова забивать импульсом и спешкой… Значит, не туда мое «хочу»…
Это не значит, что любой импульс – зло. Ведь жизнь — не только неторопливое течение ритма природы, когда век от века встает солнце, сменяются сезоны, и «все возвращается на круги своя». Это ведь и резкий рывок леопарда после долгого ожидания и выслеживания добычи, рывок, в который вложена вся накопленная за время ожидания энергия. Это спонтанность танца, в котором мы сбрасывает накопленную усталость и снова обретаем свободу тела… Хороший импульс – тот, что созрел, тот, что был подготовлен, и не лихорадочными усилиями, а постепенным созреванием. Рождению бабочки предшествует стадия куколки. Можно, конечно, быстро и эффективно приклеить к гусенице крылья, но вряд ли она сможет ими воспользоваться… Спонтанность, свобода в движении и чувствах созревают, а не «накатывают», и этим я отличаю спонтанность от импульсивности, когда импульс задан извне и, никак не преломившись в душе, резко провоцирует действие.
Спешить некуда. Все, что происходит быстро, живет недолго. Спешить действительно некуда… Больше и быстрее – оно, формально, лучше, чем меньше и медленнее. Но меньше и медленнее лучше, чем ничего и никак. А жизнь – она не сильно-то жалует крайности.
Спонтанность – это понятие, которое в психологии означает способность действовать не под влиянием внешних рамок, а согласно с внутренним содержанием, состоянием человека. Психологическая спонтанность по сути является очень древним предметом изучения духовных практик, в каких она близка с понятием недеяния. Стремящиеся к просветлению духовники практиковали это состояние, когда, активно живя, совершая обычные действия, они старались ощущать жизнь в полноте, каковой она является без искажений через рамки ума. Они все мысли, чувства свои, действия стремились соотнести с общим мироустройством, состоянием потока.
В христианстве явление спонтанности также присутствует и раскрывается в изречении Христа «не моя воля, но Твоя да будет», что означает приведение своей воли, своих желаний в соответствие с некой мировой волей.
Когда происходит такое слияние с общим потоком – человек достигает своим разумом, индивидуальной душой разума и души мировых: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Человек не спонтанный не ощущает своей принадлежности, единства, потоковости. Когда он отпускает себя и происходит слияние – он вступает в недеяние.
Он не уподобляется мумии, становясь ни жив, ни мертв, не перестает активно действовать, иметь желания, потребности. Он продолжает находится в полноте жизни, однако это совпадает с мировой гармонией. Состояние его ума не замутнено ложными желаниями, установками, которые вызывают инерцию восприятия, не позволяют находиться в полноте реальности здесь и сейчас. Это сознание в духовных практиках сравнивается с кристаллом, оно незыблемо и нерушимо, не тревожится суетой.
Так человек подчиняет свою волю, не насилуя себя, без жестких запретов и ограничений своих желаний, ведь при блокировке поведения желания все равно отыгрывались бы в уме, языком психологии – оказались бы, например, вытесненными в подсознание под действием психологических защит.
Спонтанность в психологии
Спонтанность – развиваемый навык человека максимально эффективно реагировать в ситуации высокой степени неопределенности, когда у человека может не быть возможности подготовить заранее модель поведения, действовать шаблонно.
Спонтанность позволяет проявлять ролевую гибкость, пользоваться большим репертуаром ролей. В обыденности мы привыкаем к нескольким ролям сына, матери, отца, руководителя фирмы, студента, продавщицы, на деле же этот ресурс ролей мог быть намного шире, не используется нами в полноте. Развитая спонтанность позволяет более эффективно взаимодействовать внутри сложных коммуникаций, какие встречаются, например, в управленческой среде.
Спонтанность требуется и в отношениях, как на этапе заинтересовывания партнера, так и для удержания в длительных отношениях, что позволяет «держать, не удерживая».
Результатом развития спонтанности является вдруг начало продвижения по карьерному пути, когда человека начинают слушать другие, воспринимать его с той серьезностью, какую сам спонтанный человек выбрал. Осваивая через спонтанность максимум ролей, мы становимся более убедительными, поскольку можем создать нужную роль и прожить ее, проиграть в полноте.
Возможность спонтанно и нестандартно действовать в узкой сфере, требующей углубления, специальных знаний, ко многим приходит лишь через время, когда они могут отойти от системы. Шаблонность успокаивает, кажется, что длительная подготовка или правильность, верность инструкциям спасут от просчетов и приведут к результату.Человек склонен экономить силы, прибегая к установкам, однако они и приводят к ошибкам, лишь только ситуация изменилась. Поскольку мир динамичен во всех сферах, то способность быть спонтанным сопутствует высокой эффективности. Пик жизни, самоактуализация – есть творчество, и оно спонтанно по природе. Наиболее мощный эффект приходит именно в спонтанном действии, творческой согласованности с окружением. Однако спонтанность не есть идеал беспредельной свободы.
Спонтанность не означает, что любое желание должно быть непременно удовлетворено, ведь тогда и справлять нужду человек должен сразу, лишь почувствовав потребность. Критика спонтанности касается и чрезмерного погружения в детскость, регрессивное снятие с себя ответственности, ложное представление об отсутствии необходимости прилагать планомерные усилия в достижении желаемого или размышлять и трезво оценивать себя.
Ничто чрезмерное не гармонично, и свобода также должна находиться в балансе с определенными ограничениями. Разница лишь в том, что подлинно спонтанная личность может добровольно входить в рамки при необходимости и так же легко выходить из них, если они отжили, не отвечают реальности. Свобода подразумевает ответственность как готовность встретиться с последствиями своих решений и поведения. Свобода без ответственности – путь к бесстыдству и инфантилизму.
Спонтанность поведения
Сперва может показаться, что четкость организации, распланированность действий имеют огромный смысл. Однако через время стереотипы о правильности, распорядке жизни часто терпят крах, вызывая стрессы, истощение, ощущение бессмысленности и неврозы. Можете ли вы позвонить другу и уехать куда-то сегодня потому лишь, что так хочется, не думая о делах, что нужно успеть? Покупаете ли вы без повода подарки, даже себе, пусть маленькие, чтобы просто порадовать? Обнимали ли без причины крепко друзей, не говоря ни слова? Пробовали ли новое, не обрекая себя заранее на негативный результат, убеждая себя, что не получится? Занимались ли творчеством просто из-за случайно промелькнувшей мысли?
Насколько часто вы можете позволить себе спонтанность? Мы часто любим контролировать жизнь свою и наших близких, привыкли контролировать наши мысли и действия, потому зачастую находимся в зажатом состоянии. Может и есть какой-то импульс, но он когда-то был обесценен или запрещен внутри вас. Например, когда ребенок пробует сделать несоответствующее этикету или представлениям родителей – он получает по рукам, руки все больше зажимаются и сковываются, а вместе с ними движения и мысли.
В каждом скрыт внутренний ребенок, по сути творец, который стремится себя выражать. Не нужно стать внезапно ребенком, регрессировать и быть всегда только ребенком – нет, спонтанность признак всего лишь естественности, раскройте в себе детское доверие к миру, которое поможет вам принимать ситуации, какими вы управлять не можете. Не стоит их контролировать или бороться, но лишь принять, отдаться даже на волю случая.
Спонтанность признак творческой личности, при развитии спонтанности в вас прорывается креативность к жизни. Вы давно не рисовали, не танцевали, вам давно не приходили свежие идеи? Займитесь развитием спонтанности, которая может дать вам поразительные, почти волшебные результаты. Спонтанность нужна и когда вам требуется просто остановиться, а затем снова начать двигаться без стеснения.
Особенно развитие спонтанности требуется людям, которые привыкли все осмыслять, контролировать, решать, избегая новых путей и вовсе всего нового. Им часто хочется попробовать новый способ действий, получить большую свободу, притом они испытывают большой страх выйти из рамок.
Развитие спонтанности
Для развития спонтанности эффективна следующая техника. Встаньте удобно, закрыв глаза, расслабьтесь и глубоко подышите, сосредоточьтесь в дыхании. Представьте дыхание поднимающимся от пальцев ног к грудной клетке, с каждым выдохом оно снова опускается, возвращаясь затем уже к вашим рукам. Дальше при вдохе прочувствуйте, как оно поднимается выше, к вашей шее. На следующем вдохе – к носу, а затем к макушке. Подышите полностью, словно вдыхая ногами, через все тело. Пускай на выдохе вместе с дыханием уйдет весь мусор – все проблемы, ненужные мысли, ограничивающие вас. Такая релаксация поможет вам снять лишнее напряжение, чтобы вам ничего не мешало.
Теперь попробуйте подышать очень по-разному, иногда это жесткое и аритмичное дыхание, затем глубокое и тяжелое. Посмотрите на свою руку, представив, что это отдельный персонаж, какой живет своей жизнью, пришел что-то вам рассказать. Позвольте себе, словно отделить свою руку, дав руке двигаться, как ей хочется, ведь у тела действительно есть свои истории, свое содержание, какое мы зажимаем. Наблюдайте ее действия, что с вашей рукой происходит. Возможно, у руки есть свое имя, она захочет познакомиться, сделать что-то, прикасаться к предметам.
Наблюдайте здесь ваши эмоции. Может, это вызовет раздражение, обесценивание – это нормально, если вы свыклись все контролировать. Может, вам, наоборот, интересно, вы испытываете восторг внутри.
Теперь разбудите свою другую руку как другого персонажа. Пусть она двигается, как хочется ей. Наблюдайте, с чем схожи ее движения, возможно, это будут какие-то метафоры, ассоциации. Не контролируйте ее, позвольте ей быть свободной.
Далее подключите и первую руку, пусть они двигаются вместе, однако старайтесь не синхронизировать их. Потом подключите в движение тело, голову, ноги. Поработайте с правой, левой ногами отдельно, как с руками. Позволяйте проявляться тому, что сейчас происходит с вами. У вас появится незаготовленное, спонтанное движение. Возможны привычные движения – но позвольте происходить и новому, попробуйте отпускать на волю все тело, меняйте скорость, направление. Попробуйте этот новый ритм, раскрывающее вас движение, внутреннего ребенка, который радуется от новизны, свободы.
Обратитесь вниманием к появившемуся ощущению, самочувствию. Попробуйте теперь нарисовать его. Может, это будет просто взрыв, каракули – это свидетельствует, что вы себя отпустили. Затем откройте спонтанность речи, дав возможность себе произносить любые звуки и слова. Спонтанность речи позволит проговорить вам, что вы танцевали и рисовали. Исследуйте, что для вас эта спонтанность? Применяйте элементы этой техники в жизни, например, приготовив новое блюдо не по рецепту, добавляйте новые ингредиенты, творите.
Эта техника отлично применима с детьми или в творческих коллективах. Даже художники часто жалуются на забитость рамками, отсутствие креатива. Если вы работаете в жесткой структуре – позволяйте себе новые ощущения, даже через такую игру, через тело это проявляется лучше всего. Результатом будет не потеря контроля, а увеличение доверия к жизни, возрастающая спонтанность личности. Сколько нашего напряжения, сил затрачивается на борьбу с ветряными мельницами, когда мы можем, напротив, сохранить себя, свою энергию, использовав даже проблему или соперника в положительном ключе, как скрытый ранее от «зашоренного» взгляда ресурс. Спонтанность личности здесь напоминает бурю, которая принесет вас к нужному месту, не нужно с ней бороться.
Читайте также:
- Самоконтроль в психологии
Что такое самоконтроль?Нет необходимости приводить заумные научные объяснения, так как большинство читателей, услышав данное слово,…
- Лнпи в психологии
НЛП: вопросы и ответыНЛП – это технология моделирования успешности. Есть люди, которые очень хороши в…
elbruslemonade.ru
Спонтанность — Психология Дома Солнца
Собственно, единственное, чему надо научиться всерьез, — это спонтанность. Позволить себе быть спонтанным. Что нас очаровывает в детях? В маленьких детях,лет до пяти, если они в более или менее нормальной обстановке, конечно, находятся. Это именно спонтанность их поведения, абсолютная искренность в любом проявлении. А когда мы становимся взрослыми, то уже сознательно приходим к тому, что только спонтанное поведение есть поведение, утверж- дающее собственную самоценность, самореализацию в полном объеме. Мы пробуем, и у нас ничего в большинстве случаев не получается. И отсюда начинается патология. В строгом смысле слова любое нарушение спонтанности есть патология. Психопатология. Мы с вами договорились, еще раз напоминаю, потому что я знаю, что помнить и быть внимательным — это самое трудное в этом теле, что используем в данном случае понятие «психопатология» в контексте «психопатология обыденной жизни», то есть не в медицинском смысле слова, а в смысле того, что мешает полноценной самореализации, полноценному ощущению себя как субъекта, себя как самоценной индивидуальности.Вот вы видите сейчас, слушаете меня, ну чего тут бояться? Посмотрите на себя каждый изнутри и снаружи. Кто из вас свободен тут? Спонтанен? Что же это за страх? И откуда он взялся? Этим страхом вы обязаны родителям, потому что именно родители объясняли, как хорошо себя вести, как нехорошо себя вести. Они наказывали и поощряли. Потом в детсадике, в школе и так далее. И каждый из нас знает, подозревает, что вообще-то он не такой, как надо. А раз я не совсем такой, как надо, или совсем не такой, как надо, так, значит, я должен за собой следить. У многих родителей есть любимое выражение: «Ты должен за собой следить. Что ты за собой не следишь?» А что такое за собой следить? Это значит выделить в себе надзирателя, контролера, как угодно назовите, которые будет все время следить, как я себя веду, как я сижу, как я жес- тикулирую, как я двигаюсь, и так далее, и тому подобное.
Когда же тут заниматься кем-нибудь еще, кроме себя?
Что же получается? Повстречались два человека. Оба тоскуют по живому человеческому общению, по глубокому взаимопониманию. Один старается угадать, как этот человек хочет, чтобы он себя вел. Второй тоже хочет угадать. Один видит: он себя не так, как надо, ведет. Тот на этого смотрит: что-то он не так… Понимаете?
Вы скажете мне: «А что же делать?»
Либо прыгать в воду и плыть, либо все время ходить по берегу и думать: «Прилично ли, если я тут искупаюсь? В этом ли месте? А что скажут люди? Чего это я вдруг в воду прыгнул? Тем ли я стилем плыву?»
Осознали ли мы, что большая часть запретов давно устарела и от- носилась к ребенку, а не к нам? Осознали ли мы, что вообще-то боль- шинству людей глубоко безразлично то, как мы себя ведем на самом деле? Потому что, в действительности, все заняты собой и своими страхами. Если осознали, то поймем, что ничего такого мы захотеть не можем сверхъестественного, чего бы не захотел кто-нибудь другой.
Можно быть спонтанным, и никакого наказания не последует. Никто вас пряника не лишит и дома не закроет, на улицу гулять пустят и в кино сходить разрешат, если вы этого хотите.
Это колоссальный источник патологии обыденной жизни. Эта пирамида детских страхов, на которую еще настроены умозрительные концепции, усвоенные в более зрелые годы. Стоит внимательно, спокойно, взрослыми глазами посмотреть на эту пирамиду, как она сама собой начинает рушиться.
Может, сейчас здесь кому-то хочется спать. Спите. В состоянии полудремы материал усваивается не хуже, а даже лучше. Потому что умозрение выключается, не контролирует: а что это он такое говорит? А может ли это быть? А как это понимать?
У нас большая проблема, потому что мы знаем, как надо себя вести. Нам сразу хочется сделать свободному человеку замечание. Ведь мы тоже так хотим, а боимся. Потому что он хулиган, невоспитанный, наглец. Та общая манера, которая вас так восхищает в иностранцах, на самом деле тоже не спонтанна. Это с нашей точки зрения они очень свободны, потому что живут в демократическом обществе. Но спонтанность там такая же проблема: если б этих проблем не было, то не загонялись бы по много тысяч на стадионы, чтобы поорать под видом слушания музыки.
Повышение уровня невротизации — это колоссальная проблема сов- ременного города. Данные исследований американских психологов говорят о том, что, при всей разнице в стиле жизни и поведения, процент невротизации в Англии, США и у нас почти одинаков. И проблема эта возникла как следствие ущемления эмоционально-чувственной сферы. Японцы начали создавать игровые парки для взрослых, где они могут побыть максимально спонтанными людьми: покричать, поваляться в грязи, пробежаться, посоревноваться, пойти стенка на стенку. Потому что они ре- ально видят в этом пользу как для конкретного человека, так и для дела. Чем большая часть нашей жизни подчинена всяким и разным конвенциям, тем мы больше и больше будем контролировать свое поведение в соответствии с ними, тем больше будет уходить энергии на этот контроль, потому что иначе могут и наказать. Человек перестает верить своим эмоциям, и даже приходя в свой дом, не может освободиться от самоконтроля, не может быть спонтанным.
Ущемление эмоционально-чувственной сферы снижает жизненный тонус. И возникает знаменитый парадокс: наши бабушки намного энергичнее наших внуков. Иногда смотришь на бабушку и восхищаешься бодрости, активности, энергичности; посмотришь на внука — старик стариком.
Американцам нужна спонтанность для того, чтобы хотеть сразу все и ни к чему не привязываться. Нам с вами нужна спонтанность, чтоб хоть чего-нибудь действительно захотеть. Где вы видели в наше время одержимых? Или влюбленных в Бога? Или Лейлу и Меджнуна? Когда Лейла говорит: «Я сейчас с собой покончу, эта весть до него дойдет, и он с собой покончит, и мы будем счастливы».
Мы читаем книжки, написанные совершенно для других людей, у которых мир переживаний во много раз грандиознее и сильнее мира размышлений. До XVII века на Земле вообще не существовало такого общества, в котором доминировало бы рассуждение над переживанием. Не су-щест-во-ва-ло! Поэтому отдельные мыслители, которые сумели свои переживания облечь в логические формулировки, поражают нас до сих пор. Великий квадрат, видите ли, не имеет углов! За что его так хвалят? Бред какой-то! Лао Цзы. Или: «Идущий впереди меня идет позади меня»? Что это такое? Что Декарт по этому поводу сказал бы этому Лао Цзы? Это же выражение переживаний, а не выражение размышлений.
Говорят, Гераклит основал геометрию. Он ничего не основывал, он жил в мире переживаний, при слабых проблесках рассудочности. Это мы с вами живем уже триста лет в мире рассудочности при слабых проблесках переживания. Что мы хватаемся за этот дзэн, за этот буддизм? Суффизм? Хасидизм? И прочие «измы»? Экзотические. Хватаемся-то мы потому, что ищем мир переживаний, утерянный рай. Но когда хватаемся, что с этим делаем? Пытаемся к этому относиться как к вещи, которую можно понять. Поэтому получается: нижегородское каратэ, ивано-франковский буддизм, ки- евская йога и т.д. Потому что мы живем с вами, опираясь на рассудок, на умозрение, на рациональные конвенции, которые уже стали иррациональными, потому как происхождение их скрыто во тьме подсознания. Почему нельзя смеяться на улице? Кто мне объяснит? Все знают, что неприлично. А теперь объясните — почему?
Никто не может объяснить, почему. Вот я хохочу часто: думаете, су- масшедший? И все меня всегда учат: «Конечно, ты Мастер, но кругом люди, я-то рядом, что же обо мне подумают?!» Я перестаю смеяться и начинаю громко, эмоционально говорить: «Что такое делается?! Люди гибнут! Невротизация населения!» — «Да, вы, конечно, Мастер, я, конечно, ваш ученик, но, пожалуйста, не надо!» «Я, конечно, ваш ученик, но только когда этого никто не видит!» Это что, не патология? Кому опасен смех на улице? Что рухнет от этого? Что, это нарушит правила дорожного движения, аварийную ситуацию создаст? Нет. Но все знают: смех — это непорядок. В театр пришел или в кинотеатр, ну смешно мне — я смеюсь! Уже никто не смотрит кино, уже совершенно неинтересно, что там творится; интересно, что же он здесь один позволяет себе смеяться?!
Знаете, если кому надо ставить памятники на каждом углу, так это товарищу Декарту. По всей Европе. И в Америке. На каждом перекрестке. Вот вождь нашей цивилизации. Что там Ленин… Ленин горячий мужик был, плохо воспитан, матерно ругался часто. Когда Гегеля сволочью империалистической обозвал, три восклицательных знака поставил и два раза подчеркнул! А вот Декарт… Cogito ergo sum. Улыбаться можно, но только чтоб зубов видно не было. «А что, у тебя зубы некрасивые?» — «Нет, у меня зубы красивые, но неприлично». А у меня некрасивые, но я улыбаюсь. Мы сейчас смеемся с таким облегчением, а я посмотрю, когда вы отсюда выйдете, как вы там будете смеяться, на глазах у социума!.. Понимаете, ведь если нет нормального, полноценного мира переживаний, если спонтанность исчезает, извините, тогда даже в постели с любимым че- ловеком — cogito ergo sum, извините еще раз. Не зря же такая поговорка есть: «Истину, как и жену, мы любим только в темноте». Чтоб никто не видел. Если японцы решают эту проблему тем, что у себя строят грандиозные парки для взрослых. Если взрослые смотрят мультики для де- тей!..
Последние запасы спонтанности остались где? Больше нигде уже нет, выкачивать надо последние.
Как же тут учиться творчеству? Да никак. Ну, необязательно такая спонтанность, есть люди, для которых спонтанное поведение будет другое. Ну и пусть будет такое! Или вот такое!
Разум и эмоциональность. То, что все разные рационально, это мы уже выяснили; давайте выясним, что эмоционально мы тоже разные! И совсем не обязательно всем притворяться, что мы все сдержанные, благовоспитанные. Знаете, каков процент психогенной импотенции? Семьдесят. А в Швеции какой? Восемьдесят два. Психогенная фригидность. В Литве — пятьдесят пять, в Швеции — шестьдесят, шестьдесят пять. Почему? И дома, и на работе — везде конвенции. Это страшная цена. Это глобальная катастрофа. И, как следствие, это падение уровня культуры, искусства. Потому что оно же в основном из мира переживаний. Никто же не сказал: «Переживаю, следовательно существую». Ну Будда там что-то намекал на эту тему. Но это же когда было. А Декарт наш человек, точнее говоря — образ Декарта, каким его сочинили.
Казалось бы, столь простая для понимания вещь… Пока я в клинике не поработал с чернобыльцами два года, до тех пор до конца не понимал, в чем дело. Благодаря Ангелине Ивановне Нягу, шефине моей, узнал, что ретикулярная формация со структурой мозга, которая отвечает за тонус, находятся в интимном контакте. И первое нарушение у тех же чернобыльцев- ликвидаторов, нарушение, связанное с тем, что не выдерживала эмоционально-чувственная сфера, не выдерживал мир переживаний. А ведь переживание — базальный источник знаний. Только переживание сохраняет целостность позиций, целостность пространства сознания, целостность субъективной реальности как таковой, несмотря на неполноту, дробность, расчлененность и дифференцированность логически-конструктивных шагов.
Посмотрите, как упрощается мир. Как все меньше и меньше людей, получающих удовольствие, сопереживая, скажем, Пятой симфонии Бетховена. И все больше и больше людей, которые получают удовольствие от сопереживания вот этому: «Девочка моя синеглазая…» Оскудение эмоционально-чувственной сферы — это причина невротизации. Проявление этого оскудения: все меньше и меньше спонтанности поведения. Но снижение спонтанности, уровня спонтанности поведения ведет еще и к тому, что человек все меньше и меньше осознает свою самоценность. Как субъект. Са- моценность самого факта жить. И тогда человек судорожно начинает хвататься за внешние признаки, чтобы доказать свою ценность самому себе, функциональную и социальную, социальный статус, престиж, имидж, упаковка. Одним повезло, у них очень дорогая, красивая упаковка, другим — нет. Но ведь жив человек. И если вы сами себе хотите в этом плане хоть как-то помочь, и если вы хотите действительно как-то помочь другим, и если вы хотите получить максимум эффекта в овладении методом дифференцированных функциональных состояний… Хитрые люди, они назвали бы: «Управляемая медитативная, трансцендентальная, витальная, астрально- ментальная». Давайте придумаем какое-нибудь хитрое, красивое торговое название? Сменим упаковку, а то скучно. Упакуем во что-нибудь дорогое. Увязав владение этой методикой с проблемой спонтанности, с проблемой оживления, реанимации мира переживания, а не эмоционирования, — понятие- то об эмоциях сейчас на уровне среднеистерического. То, что мы называем эмоцией, на профессионала производит впечатление грустное. Как в театр зайдешь, или на экран глянешь, или музыку такую один раз послушаешь, ду- маешь: где же взять столько врачей, чтобы всех этих господ вылечить от неврастении и истерии? Потом зайдешь к врачам. Те, кто постарше меня, еще ничего, а те, кто помоложе, сами в разносе. Я помню, как рыдала месяц у нас в клинике молодая сотрудница. Я пришел в клинику, на отделении нас было три человека: двое из ординатуры, один парень и она, и я, который к медицине вообще имел косвенное, мягко выражаясь, отношение. И пятьдесят человек больных. Мы два месяца втроем стояли. У нас ни одной жалобы не было. Только Наташа все эти два месяца плакала, а мы вдвоем работали. Там одни мужики были. Так что я советую вам нырнуть в эту проблему, нырнуть всеми доступными вам способами, потому что слов- то здесь мало, а дел много. Потому что не знаю, как вы, а я себя до сих пор время от времени ловлю на потере спонтанности.
— А мы не ловим (смех в зале).
И.Н.- Главное — это то, что тут происходит, а не слова. Вообще, пропаганда здорового образа жизни. Какая? Хочешь хохотать — хохочи, хочешь рыдать — рыдай, хочешь сесть задом наперед — садись задом наперед. Если это никому не вредит, в прямом смысле слова, ты можешь делать все, что хочешь! Вот это и есть здоровый образ жизни. Я же как многих крутых номенклатурных и бизнесменов ловил? Накормят меня, разговаривают, вот так вот: «Ха-ха-ха, Игорь, ха-ха (по плечу)… Тебе сколько?» Я говорю: «Мне сорок восемь». — «А почему так хорошо сохранился?» — спрашивает он у меня, и я говорю: «Да просто смеюсь, когда хочется смеяться, плачу, когда хочется плакать. Вот и все». Понимаете? Поэтому я могу выдержать трое суток психологического марафона, а он нет, он сильно зарегулированный. Поэтому мне интересно жить, а ему уже нет. Понимаете, у меня солнышко еще светит, а у него уже в тумане. Вот это и есть главное достоинство методики дифференцированных функциональных состояний. Осознавание необходимо для расширения мира переживаний. Необходимость увеличения спонтанности в своем поведении, необходимость открытого эмоционирования для расширения вашего диапазона.
Это действительно здоровый образ жизни!
Таким образом, сегодня мы рассмотрели еще один источник «пси- хопатологии обыденной жизни». Это ущемление мира переживания в течение последних трехсот-четырехсот лет развития цивилизации, это засилье конвенционального поведения, не дающего человеку проявляться спонтанно, значит самоценно. Последствия этого можно увидеть (я сейчас нарушу приличия), даже когда человек отправляет естественные надобности у себя в туалете, закрывшись на крючок. Проверьте на себе. И там вы не свободны.
Не только наедине с миром, не только беседуя о духовных вещах, но даже наедине с собой — мы не спонтанны. поэтому так трудно понять, что такое импульс, что такое момент истины, что такое резонанс. Я столько слышал, даже от своих ближайших учеников, что это такое, что если бы я сдерживал свой смех, я б давно уже лопнул от этих версий.
— Игорь Николаевич, а можно по духовному пути в короткой юбке?
И.Н.- В короткой юбке очень удобно. По духовному пути — за- мечательно! А без штанов — знаете, как удобно. Помню, работал я в Вильнюсе в летнем лагере, так за два месяца ни разу штанов не надел, все время в плавках. А работал как! Спонтанно!
Иногда есть смысл себя взять за волосы и выдернуть из болота, и иногда даже эпатаж, если вы осознаете, зачем вы это делаете, и по- нимаете, что это временная мера, хорош. Потом найдете этому меру, во всяком случае какой-то смысл иногда и в эпатаже есть. Есть у меня такое воспоминание, которым я горжусь. Я был сын прокурора железной дороги, а приятель — сын директора библиотеки университета, профессора. Чем мы занимались. Мы цветы воровали. Не у частных лиц, а у государства. Когда мы с ним ползли на площади Ленина, который у нас в Вильнюсе смотрел на КГБ, а рукой показывал на консерваторию (теперь его уже нет там), и ре- зали ножницами розы, а вокруг ходит милиция, КГБ, ножницами эти розы, пятьдесят шесть штук, как сейчас помню, и весь этот риск для того, чтобы на следующий день войти посреди танцев, в паузе, девочки с одной стороны, мальчики с другой, у себя же в школе кинуть эти розы под ноги хорошему человеку. И что интересно, об этом потом ни один человек не вспомнил, даже намеками, ни учителя, ни ученики, ни пока я учился в школе, ни потом, когда я ушел в вечернюю школу.
Ни один человек ни одним намеком не напомнил мне об этом событии. Я понял, когда я стал психологом — в этот день. Потому что я увидел, что можно совершить поступок, про который, без всяких усилий с моей стороны, ни один человек мне никогда в жизни не скажет ни одного слова.
Это был восьмой класс, в городе Вильнюсе, в привилегированной восьмой средней школе. И сколько я потом бывал на встречах выпускников, среди своих учителей, одноклассников — ни на следующий день, ни десять лет спустя никто не напомнил. А что я такого сделал? Вы подумайте. Юрка открыл ногой дверь, я вошел вот с таким букетом роз, никто же не знал, что я их на площади Ленина резал. Подошел к ней, причем не к возлюбленной, а к другу, которого я нечаянно обидел. А человек- калека, вы понимаете, я просто думал извинения попросить, ну и решил таким спо- собом. Прошел через весь зал, сказал: «Прости!» Бросил цветы, развернул- ся и ушел. Все как в рот воды набрали. Вот вам и психология. Ведь мы с ним подставляли своих отцов, со всей их карьерой! Случайно уцелевших в сталинском терроре. И себя самих. Ради чего? Ради этих пятидесяти шести роз?
Зачем? — спрашивал я себя сегодняшнего. Ради чувства свободы. Нам хотелось- и мы это делали. Может быть, поэтому в нас немножко меньше страха было социального, исходного, чем в других наших сверстниках. Знаете, может, потому, что мы так превратно толковали положение наших отцов. Думали, что им ничего не будет! По наивности! Это эпатаж, конечно, это совершенно глупый риск с точки зрения рациональной, но с точки зрения переживания… Это надо еще подумать, что сильнее — оргазм или это. Понимаете, ведь мы воспитаны в нашем государстве бывшем, да и во всей нашей цивилизации, с позиции воина. С позиции сражения. Мы сра- жаемся с природой, ее покоряем, с капиталистами сравнялись. Мы просто забыли, что, как говорил мой не очень любимый писатель Алексей Максимович Горький: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». То есть это как бы ему присуще. Куда делся праздник? Почему все такие озабоченные? Почему нас приучили ко всему относиться с какой-то болезненной серьезностью? Мало того, нас убедили в том, что именно такое отношение есть серьезное! Но это же все неправда. Маниакальное состояние не означает состояние серьезности, так же как состояние наркотического возбуждения не означает состояния веселья, расслабленности. Мы потеряли чувство партнерства, прежде всего с самим собой. Я всегда говорю: если человек не рад тому факту, что он живет, чему он вообще может радо- ваться?
Уровень праздника возможен только при одном условии. Праздник — вот он, рядом, для этого ничего специального не нужно. Как только вы допустите, что вы самоценны, сами по себе, без всяких предлагаемых обстоятельств. Самоценны потому, что вы в человеческом теле, потому что вы живой. Потому что вы хотите и не хотите. Потому что вы хотите — думаете, а хотите — не думаете. Это вы — человек. Образ человечества. И вокруг человеки. Но это же большая удача! Огромная удача!
Так возрадуемся же, человече!
www.sunhome.ru
Вся такая внезапная: почему полезна спонтанность
19 июля 2019Smirnova NatashaКак доверие к себе и окружающим помогает найти в жизни место незапланированным поступкам
Если вы захотите, скажем, отправиться в отпуск в Индию, вы предпочтете приобрести в турагентстве полный пакет, включая развлечения и экскурсии, или просто купите билеты, чтобы на месте по ходу решать, чем и когда будете заниматься? Вам нравится готовить по инструкциям из книг маститых кулинаров, внимательно повторяя шаги рецепта, или вы предпочитаете импровизировать на тему всего, что есть в холодильнике? Вы планируете уикенды заранее или спокойно отсыпаетесь по субботам, а потом действуете по настроению, наслаждаясь тем, что придет в голову?
Продуманный подход звучит солиднее, не правда ли? Общество благосклоннее к планированию, потому что с предсказуемыми людьми и поступками гораздо проще взаимодействовать. Планирование требует логистики и дисциплины, в то время как спонтанность основана на интуиции и доверии.
Планирование ориентировано на игру по расписанию с предсказуемыми перспективами без сюрпризов и неожиданностей. Спонтанность отталкивается от момента «здесь и сейчас», отвергает прогнозы, игнорирует опыт и приветствует ошибки. Любитель планирования счастлив, если все идет так, как ожидалось. Импровизатор ставит на свободу выбора, не заботясь о том, как обстоят дела, — он рад, что путешествие было полным приключений, даже если ни дня не обошлось без борьбы за выживание.
Безусловно, стихийные поступки чреваты риском — решившись на поход в Алтайские горы без необходимой подготовки, вы пожалеете о своем безрассудстве еще до наступления сумерек. Однако в чрезмерном планировании тоже кроется риск: в привычном беспокойстве о благополучии мы забываем о случайных радостях, сопутствующих неожиданным выходкам.
Спонтанность — одно из самых простых и доступных удовольствий, вкус к которому растворяется в нашей напряженной, чрезмерно предсказуемой, идеальной жизни. Для большинства современников внезапные действия ассоциируются с чем-то неразумным и даже нездоровым, вроде пьяных звонков бывшим, искренности с начальством или сыпи. Решиться на незапланированный поступок — почти подвиг, на который способен далеко не каждый, навык, которому сложно обучиться. Нет смысла вносить в расписание «окно стихийности» по понедельникам в 19.30 или уговаривать любимого устроить вам сюрприз к выходным.
Планировать спонтанность — это все равно что принять решение быть нерешительной или мечтать о том, как стать прагматичной: некоторые проекты самосовершенствования изначально обречены.
Как упоминалось, в основе стихийных поступков лежит доверие — к партнеру, себе, обстоятельствам. Такой тип осознанности требует времени для закалки, поскольку основан на понимании сильных и слабых сторон, привычек и соблазнов — и ваших, и окружающих. Но как только доверие будет достигнуто, оно освободит вас от взвешенного подхода к принятию решений (по крайней мере, время от времени). И хотя действия наобум таят шанс на риск, плюсы звучат очень убедительно:
Вы станете общительнее…
Решаясь на спонтанные поступки, вы направляетесь из зоны комфорта навстречу огромному неизведанному миру, а на этом пути неизбежны встречи с новыми интересными людьми. Для людей, действующих по наитию, знакомства и общение даются проще — полезный скилл, согласитесь?
…увереннее
Способность к стихийному принятию решений сопровождается навыком к быстрой адаптации. Люди, практикующие спонтанность, способны сохранять спокойствие, лавировать среди проблем и быть более гибкими в ситуациях разной сложности. Режим «когда, если не сейчас» поможет стать увереннее в своих целях и в том, чего вы хотите от других.
…креативнее
Креатив процветает на неизвестном и неожиданном — искусство воплощает непредсказуемость. Когда вы вдруг оказываетесь в местах, где вы никогда не были, с людьми, которых никогда не встречали, творческая энергия начинает буквально закипать. Ловите вдохновение, ощущая красоту опыта, которую могли бы и не получить, запретив себе незапланированное приключение!
…и стрессоустойчивее
Умение быстро принимать решения в непривычных обстоятельствах — звучит стрессово, но идет на пользу. Регулярно практикуясь в спонтанности, вы будете знать, как разделаться с внезапной неприятностью в личной жизни или на работе с минимальной утратой нервных клеток.
Фото: Кадры из фильма «Ешь, молись, люби»
www.elle.ru