Принципы реджио педагогики: что это такое и почему она столь популярна

Содержание

О Реджио-подходе | Реджио-педагогика дома

В русскоязычной среде нет единого названия для подхода, известного в мире как Reggio Emilia approach. Есть несколько вариантов: Реджио-педагогика, Реджио-подход, подход Реджио Эмилия.

Этот подход возник в итальянской области Эмилия-Романья и активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире, далеко за пределами Италии

В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.

Особенности Реджио-подхода

Этот перечень позаимствован из книги «Bringing Reggio Emilia home» Луизы Бойд Кадвелл.

Ребёнок — главный герой процесса обучения (наравне с родителями и учителями).

«Дети сильны, богаты и способны, все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения», — говорил создатель подхода Лорис Малагуцци.

Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие (а задача взрослого — поддержать и подбодрить). На английском языке этот принцип называется «child-led education».

Обучение сотрудничеству

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах)

Сто языков ребёнка

Детей в школах и садах Реджио учат представлять свои идеи и мысли разными способами. В известном стихотворении Лориса Малагуцци говорится,что у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов. Вот некоторые другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:

  • движение
  • рисунок
  • живопись
  • конструирование
  • лепка
  • театральные постановки
  • театр теней
  • создание коллажей
  • музыка

В распоряжении детей множество материалов. С их помощью дети передают то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» — и для него, и для окружающих!

Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,

сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто
способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров,чтобы совершать открытия,
сто миров,чтобы делать изобретения,
сто миров,чтобы мечтать.
У ребёнка сто
(и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.

Лорис Малагуцци

Развивающая среда — третий учитель

Реджио-педагогику иногда называют педагогикой пространства. Почему? Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В Реджио-пространстве царит естественный порядок: его ценят и поддерживают и взрослые, и дети.

Особая роль взрослого

Ребёнок в Реджио-педагогике руководит своим обучением, но взрослый в Реджио не становится скучающим наблюдателем или «обслуживающим персоналом». Учитель — партнёр, воспитатель и проводник. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям.

Совместное исследование

Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый подключается к детскому исследованию и активно участвует, старается оценить со стороны свой вклад и свою роль, обсудить происходящее с единомышленниками. Это тоже исследование…

«Документация»

Словом «документация» в Реджио педагогике называется любовное, внимательное фиксирование процесса обучения:

  • комментарии взрослых (цели детского исследования или проекта, ход работы)
  • записи детской речи (комментарии (дети объясняют, чем сейчас заняты), диалоги, обсуждения, интересные фразы, гипотезы)
  • фотографии
  • видео
  • готовые детские работы

Все материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее. Она показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность!

Взрослый, ведущий документацию, старается отмечать не собственные мысли и догадки, а то, что действительно говорят (или показывают невербально) дети.

Это очень важно — не объяснять и не оценивать слова и жесты, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности! В Реджио-подходе аудио- или видеозаписи часто пересматриваются, обсуждаются вместе с детьми.

История возникновения Реджио-подхода

Биография Лориса Малагуцци

Лорис Малагуцци родился 23 февраля 1920 года в итальянском городе Корреджо (север Италии). Когда ему было три года, семья переехала в город Реджио Эмилия, находившийся неподалёку (отец Лориса получил работу на местной железнодорожной станции).

Во время войны Лорис работал учителем — преподавал сначала в начальной школе в Солоньо, деревушке в Апеннинах, а позже в начальной и средней школах в родном городе Реджио. В 1944 году он женился (его единственный сын Антонио впоследствии стал архитектором).

В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики в университете Урбино и стал принимать активное участие в движении по созданию в послевоенной Италии новых школ и детских садов. Он также участвовал в открытии первой народной школы в городе Вилла Челла в окрестностях Реджио.

Это оказалось началом долгой истории, вдохновляющей учителей и родителей по всему миру. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио Эмилия, работающих по новым педагогическим принципам.

«Для строительства у нас был танк, несколько грузовиков и лошади»

В 50-е годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Люди верили, что можно изменить мир, изменить общество и не допустить повторения ужасов войны, начав с изменения судеб детей…

Первую народную школу в городе Вилла Челла строили сами местные жители — по ночам и по воскресеньям. Как вспоминал Лорис Малагуцци, из строительной техники у них был «танк, несколько грузовиков и лошади».

Школа открылась, а вместе с ней — ещё семь в соседних городках. Именно тогда Малагуцци рискнул оставить работу в государственной средней школе, где проработал 7 лет.

Он прошёл курс по психологии и начал работать в городском муниципальном центре для детей со сложностями в обучении, а по вечерам преподавал в маленьких народных школах, созданных родителями.

Вскоре оказалось, что новые ученики с трудом понимают итальянский, говорят только на местном диалекте, а учителя полны энтузиазма, но совершенно не представляют, что именно от них требуется в новых условиях…

«Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться… Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: мы подумали, что узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!»

Учителя народных школ старались не только учить детей, но и учиться у них, поощрять любознательность и любопытство, относиться к своим ученикам тепло и с уважением, постоянно расти.

Школа «Робинзон»

В 1963 году в Реджио открылась первая официальная муниципальная школа, не зависящая от государства (60 учеников, две классных комнаты). Она носила говорящее имя «Робинзон». Такие школы были в новинку, и набрать 60 детей оказалось непросто. К тому же через 3 года деревянное здание школы сгорело, и все пришлось начинать заново.

Горожане настороженно наблюдали за новой школой, и тогда учителя решили раз в неделю «переезжать» в город. Они садились в грузовик вместе с детьми и необходимыми школьными принадлежностями и устраивали занятия на открытом воздухе: на площади, в парках, под колоннадой муниципального театра. Дети были счастливы. Люди наблюдали за происходящим, удивлялись и задавали много вопросов.

Некоторые проекты школы были очень масштабными. Один из них был посвящён Робинзону Крузо. Перед детьми и взрослыми стояла задача воссоздать характер и приключения героя. Все вместе они читали и пересказывали книгу Даниэля Дефо, рисовали, лепили и работали с деревом. Был построен корабль, изображены море, остров и пещера, сделаны инструменты Робинзона. Получилась долгая и зрелищная история. На следующий год подобный проект был посвящён Пиноккио.

Наконец, после долгой борьбы, в 1967 году народные школы перешли в ведение муниципалитета. В 1968 году таких классов было 12, а в 1980 — уже 58, в 22 школьных зданиях. Начинание получило поддержку!

Официальное признание

В 70-е годы у школ Реджио появилось множество друзей. Один из них — известный итальянский писатель и поэт Джанни Родари, посвятивший свою книгу «Грамматика фантазии» городу Реджио и живущим в нём детям. В 1971 году в Реджио прошла встреча учителей, на которую вместо 200 участников приехало 900! Именно тогда была опубликована первая книга о новом подходе — «Опыт новой школы для маленьких детей» («Experiences for a New School for Young Children», 1971).

Опыт маленького городка Реджио и его муниципальных школ и садиков привлекал все больше внимания, и сейчас по всему миру открыто множество учебных заведений, вдохновлённых Реджио-подходом. Кстати, время показало, что педагогика Реджио замечательно применяется и дома, в семье, независимо от того, ходит ли ребёнок в садик и в какой именно.

Это фрагмент интервью, взятого в муниципальной Реджио-школе «Диана».

— Интеллект, который рождается в ребёнке, — что это для вас? Чудо, радость, удивление, тайна или закономерный результат поиска, поощрения, одобрения со стороны взрослого?

— Интеллект, разумность ребёнка — это по-прежнему то, во что нам следует верить! Верить, что ребёнок действительно разумен и может сам выстраивать процесс познания. Если мы готовы это принять, наши отношения с ребёнком заметно меняются!

Наш способ выражать мысли, наша школа приспосабливаются к ребёнку, а тот непрестанно «поставляет» нам новые запросы, темы для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребёнка! Дети рождаются исследователями.

Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши взаимоотношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребёнком. Но это не всё! Такое сотрудничество создаёт ось познания, подпитывает ум ребёнка, расширяет его видение мира: он замечает новые взаимосвязи (между понятиями, предметами, событиями…), становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.

О Реджио подходе

       

Мы первая дошкольная образовательная организация в Иркутской области, которая открыто живет и работает в духе Реджио.

Реджио-подход зародился в небольшом городке Реджио Эмилия на севере Италии. Основатель и вдохновитель идей «100 языков ребенка» является Лорис Малагуцци. И уже на протяжении более 50 лет педагоги разных стран разделяют эту философию, открывают детские сады и школы «вдохновленные Реджио».

  Основные принципы:

· Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения. 

· Ребенок – главный деятель в образовательном процессе. Он способен контролировать свое обучение и развитие.

· Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя. Во всем этом их нельзя ограничивать.

· Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.

· У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа — это и есть «100 языков ребенка»).

· У каждого ребенка три учителя: взрослый (родитель, педагог), сверстник, среда (окружающее пространство здесь и сейчас).

                                                                 

Данные принципы успешно реализуются посредством проектного подхода – исследовательская деятельность, основанная на интересе детей. Взрослый является наставником и партнером. И высшая задача взрослого верить в ребенка, дать возможность проявиться ребенку, его истинному интересу и помочь выразить себя разными способами. Проектная деятельность предусматривает работу в команде, где воспитываются основы демократии, ребенок учится выражать свое мнение и слышать других. Только в обществе ребенок и взрослый могут в полной мере проявить личную и социальную ответственность.

Среда, как третий учитель, играет важную роль в процессе познания мира. Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В Реджио-пространстве царит естественный порядок: его ценят, поддерживают и взрослые, и дети. Большое внимание уделяется природным материалам и цифровому обеспечению. В любой момент ребенок может заинтересоваться кедровой шишкой, подробно ее рассмотреть через микроскоп и сделать свои маленькие, но важные открытия.

              

Наблюдения и документация – важные инструменты Реджио-педагога. Познавательный процесс ребенка порой не осязаем, незаметен. И только выстраивание открытого диалога с ребенком, внимательное наблюдение за свободной детской игрой, своевременное фиксирование процесса позволяют сделать обучение видимым. Фотографии, видео, цитаты детских высказываний, детские работы, комментарии взрослых, составление карты развития позволяют сделать процесс обучения видимым.

Реджио-подход гармонично вписывается в естественный процесс развития ребенка, в его повседневную жизнь, активно включает в образовательный процесс всю семью. При поддержке родителей детский сад и семья становятся единым пространством для счастливого детства. 

        .                    

Реджио-подход – гуманная педагогика. Ребенок, с его энергией, любопытством, фантазией – настоящий творец самого себя, конструктор своей личности. Жизнелюбие, творчество, любознательность, общительность, способность к состраданию и поддержке – вот ведущие качества и навыки современного человека, которые будут актуальны всегда, в любое время, в любом обществе.

 Ребёнок состоит из сотни. У ребёнка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребёнка сто (и ещё сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребёнок говорит: сотня здесь.

Лорис Малагуцци

«Ребенок – это не сундук, который нужно как можно плотнее заполнить, а шкатулка, из которой нужно как можно больше достать» Лорис Малагуцци.

Приглашаем Вас вместе с нами открыть эти чудесные шкатулки.

Реджио-педагогика. Особенности образования в европейских странах | Методическая разработка:

Слайд 1

Особенности образования в европейских странах. Северная Италия. Реджио -педагогика. Составила : Рябинина О.Ф. ГБДОУ №111

Слайд 2

Как возникла реджио -педагогика. Реджио -педагогика – это концепция и практические методы работы коммунальных детских садов в Северо-итальянском городе Реджио -Эмилия . Этот метод появился в начале 60-х годов. Основоположником нового подхода стал директор образовательных программ Лорис Малагуцци . Основополагающей в реджио -педагогике является мысль о праве всех детей, вне зависимости от физических данных и социального положения, на воспитание и образование.

Слайд 3

Принципы реджио -педагогики Ребёнок – это человек, а любой человек заслуживает уважения Дети могут контролировать своё обучение и развитие Дети учатся, прикасаясь к предметам, двигаясь в пространстве, прислушиваясь, присматриваясь к окружающей среде Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где его можно исследовать У детей должно быть много способов и путей чтобы выразить себя

Слайд 4

Проектная деятельность в детских садах “ Реджио ” Приоритетное направление – проектная деятельность . Длительность проекта – от нескольких часов до одного года. Важен процесс , а не конечный результат. Документизация происходящего процесса – важный элемент при работе над проектом. Детский сад “ Реджио ” – это пространство для совместных опытов и открытий.

Слайд 5

Роль педагогов и родителей в реджио -подходе. Воспитатель – это соавтор детей. Главная роль воспитателя – быть терпеливым наблюдателем и участником детских проектов. Родители – это первые и главные воспитатели своих детей.

Слайд 6

Роль окружающей среды в реджио -подходе Окружающая среда является “ третьим воспитателем ” . Главный принцип – сделать помещение максимально удобными и комфортными для всех участников воспитательного процесса. Ключевое место – открытое пространство , где дети вместе с воспитателем обсуждают новые проекты. Часть пространства детского сада отведена под “ ателье ” , где дети могут проявить свои творческие данные и которые снабжены различными материалами для поделок и исследовательской деятельности. Игрушки в детских садах “ Реджио ” – это скорее материалы и инструменты для самореализации ребёнка. Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребёнка зрительной и тактильной информацией. Всё находится в свободном доступе .

Слайд 7

Всемирно реджио -педагогика считается самым амбициозным направлением элементарной педагогики. В 70-80-х годах реджио -подход получил распространение и стал популярным во многих странах. В 1991 году группа экспертов определила реджио -подход как наилучший метод работы для дошкольных учреждений. В 1994 году был создан фонд “ Дети Реджио ” . В городе Апатиты Мурманской области открылась “ Школа Сколково ” , которая использует в своей работе принципы и методы реджио -подхода. В Санкт-Петербурге в 2014 году открылось реджио -пространство “ Янтарь ” для детей от рождения до 7 лет.

Педагогика сотрудничества детских садов REGGIO EMILIA / Журнал о педагогике Марии Монтессори: статьи, обзоры и новости

Екатерина Чинарова

Об этом педагогическом направлении дошкольного образования мало знают в России, но оно популярно в Италии. Педагогика Реджио Эмилия ярче других показывает воплощение в дошкольном образовании парадигмы педагогики сотрудничества взрослых и детей. В тяжёлое послевоенное время сороковых годов прошлого века родителям приходилось много работать, а детей не с кем было оставить. Тогда община городка Реджио-Эмилия в северной Италии основала детский сад, которым стали коллективно управлять родители. Если дети хотели строить пиратский корабль, то к ним приходили ремесленники. Кукол они мастерили с портнихой, а как печется хлеб, им объяснял пекарь.

www.smartkids.ru

Современный Дом Детей

Появившись в Италии, педагогика Reggio Emilia стала быстро распространяться по всему миру. Наш рассказ о детском садике, который находится на территории одного из кампусов университета Монаш в Мельбурне – (Австралия). Здесь обитают на пятидневке около 35 детей. Детский сад, который директор Сьюзан называет «домом», и есть дом – отдельно стоящее здание. Атмосфера напоминает домашнюю, а не дошкольно-учрежденческую с её неотъемлемыми и весьма специфическими запахами, звуками.

Уникален дизайн детских садов, проводящих в жизнь принципы Reggio Emilia. Главный принцип – сделать помещения удобными для общения взрослых и детей: родителей и детей, родителей и воспитателей, воспитателей и детей, и, наконец, детей между собой. Именно этой цели служит «открытая» кухня. Шеф-повар готовит пищу, родители знают и видят, как это делается, могут поговорить с поваром. Дети же постоянно забрасывают повара вопросами, помогают ему или ей, да и просто болтают с ним во время приготовления обеда.

На стенах удивительные картинки, разрисованное одеяло, портреты детей, их высказывания и рисунки. Потолок не сплошной и даже вечером здесь светло – свет проникает через специальные люки. Невольно ловлю взглядом солнечного зайчика: это заходящее солнышко отразилось в CD-диске, подвешенном на улице. В помещении живые цветы, композиции из сухих растений, удивительные миниатюрные деревянные игрушки. В коридоре – диваны для родителей, чтобы воспитателям и родителям было комфортно общаться.

В дальнем конце здания – тихая комната. Здесь можно не только поспать, но и заняться медитацией (детей учат расслабляться, ведь не все любят спать днём), просто полежать с книжкой или поиграть в темноте с фонариком.

На полке в открытом доступе – портфолио детей, внутри не только традиционные рисунки, но и транскрипты монологов и диалогов, истории, записанные воспитателем со слов одного из детей, фотографии, сделанные малышами. Все эти удивительные вещи – не единичный эксперимент, а часть программы многих садов во всем мире, которые принимают принципы и подходы к работе с детьми Реджио Эмилия. 

Философия среды и отношений

«Reggio Emilia» – это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран. Мыслители, дизайнеры, художники, родители и все, кому не безразлична судьба человечества, задумываются, как вырастить свободных людей, способных рассуждать и мыслить, не поддаваясь на пропагандистские лозунги. Они считают, что детей надо сделать полноценными членами общества, чтобы они не только развивали свои когнитивные способности, но и развивались во взаимодействии с местным сообществом, с другими людьми. Теоретиком подхода стал Лорис Малагуцци, директор образовательных программ Reggio Emilia. Он опирался на идеи Пиаже, Выготского, Монтессори, Штайнера, Дьюи и Брунера.

Инновационный подход к образованию Reggio Emilia базируется на следующих принципах: 


• Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения.


• Дети могут контролировать свое обучение и развитие.


• Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.


• Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.


• У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа).


Коллективная творческая деятельность

Ключевым компонентом нового подхода стали исследования или проекты. Но Reggio Emilia – больше чем просто проектно-ориентированный подход. Эта педагогика неотделима от места, в котором возникла (Италия, город Редджио Эмилия), поэтому не так-то просто перенести дизайн и уникальную среду, в которой растут итальянские детишки на нашу почву. Зато можно попытаться оценить подобное отношение к детям как к творцам.

Дети в Reggio Emilia не сидят за партами, на ковре, в кругу. А если и сидят, то не для того, чтобы повторять за учительницей. Дети здесь – соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. От их предложений отталкиваются при создании программы обучения. Все проекты, которые получаются в результате деятельности детей и взрослых записываются на видео, аудио, фотографируются и описываются в дневниках, чтобы посмотреть на эти работы могли родители и все заинтересованные лица. О детях здесь думают, как об уникальных существах, способных обучаться невероятными темпами и творить. Важна и ценна, прежде всего, интеллектуальная и творческая деятельность детей. А документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым поразмышлять впоследствии над тем, что они сделали. Reggio Emilia – это место для совместных опытов и открытый. Детей не пичкают готовыми знаниями и это ключевой принцип подхода.

Еще одна черта садов Reggio Emilia – «ателье». Это пространства, которые снабжены разнообразными материалами для поделок, которые находятся в свободном доступе. Это могут быть кисточки, краски, пластилин, глина, ракушки, веточки, шерсть, бумага, камни. Ателье – место, где ребенок может выразить себя.

Воспитатели тоже необычные. Их роль отличается от традиционной. Они не источник знаний, не ролевая модель, а соавторы детей. В процессе они учатся, их подход также эволюционирует. Они постоянно развиваются, и это развитие включает посещение семинаров, лекций, курсов по керамике или искусству, музыке, драме. Их главная роль – быть терпеливыми наблюдателями и соучастниками детских проектов. Учителя задают вопросы детям, которые стимулируют малышей искать свои ответы. В подобной деятельности всегда есть элемент спонтанности.

Родители тоже активно участвуют в развитии детей, причём не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в этом детском саду. Учителя, которых в Reggio называют pedadogista, рассматривают родителей как первых и главных воспитателей своих детей. Родители осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения. Те родители, которые выбрали подход Reggio Emilia, применяют его принципы и дома. Это можете сделать и вы!

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (26) 2011 г.

Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?Предлагаем Вам стать участником программы «Монтессори-педагогика для всех». Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

система воспитания по-итальянски. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Основателем этого подхода стал итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994). Опираясь на учение Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других педагогов, он создал собственную теорию развития детей. Малагуцци образно говорил, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя. Это не только привычная речь, но и творчество – живопись, скульптура, театр и многое другое. Однако школа нередко «отбирает» у ребенка «99 языков», оставляя только один – речь. Задача взрослого — вдохновить малыша на деятельность, развивать все «языки», которыми наделила его природа, стимулировать любознательность, помочь понять мир и найти свое место в нем.  

Основная цель этой системы — сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребенка. 

Главные методы: исследовательская деятельность, обучение через окружающую среду, творчество и сотрудничество — с воспитателем, родителями, другими детьми

Программы в Реджио семейно ориентированы и рассчитаны на детей до 6 лет.

 

Применяем на практике

Многие принципы реджио-педагогики достаточно просты. Но, как это часто бывает, воспитывая малыша, мы забываем именно о самых простых вещах. А они зачастую являются в воспитании главными. Давайте поближе познакомимся с этими принципами и возьмем их на вооружение.

Уважать ребенка. Это основа любой педагогики. Малыш должен чувствовать, что он часть коллектива (семьи), что он не менее ценен, чем другие – маленькие и большие. 

Смотреть ребенку в глаза. Очень важно находиться с малышом на одном уровне, чтобы смотреть ему в глаза, а он мог смотреть в глаза вам. Разговаривая с ребенком, не смотрите на него с высоты своего роста, а сядьте рядом на детском стуле или на полу и говорите, глядя друг другу в глаза. Это очень простое, но важное правило, о котором взрослые часто забывают, а бывает, даже не догадываются.   

Объяснять правила. Многие вещи, которые кажутся нам простыми и понятными, могут быть неизвестны ребенку. Почему ребенок порой ведет себя не так, как нам хочется? Чаще всего потому, что ему никто не рассказал о правилах поведения в том или ином месте. Правил существует много: дома они одни, в детском саду – другие, в театре – третьи — даже одеваемся для посещения этих мест по-разному. Наша задача – рассказать ребенку об этих правилах. И если мы вводим какие-то правила (не перебивать взрослых, когда они разговаривают, например, а подать какой-нибудь знак, если нужно что-то сказать), важно объяснить, почему именно мы это правило вводим.

Не «неправильно», а «по-другому». У непосредственных малышей картина мира может отличаться от привычной нам. Если ребенок рисует малиновую кошку, не спешите говорить ему, что малиновых кошек не бывает. Предложите малышу рассказать, почему его кошка малиновая. Может, она – художница и измазалась в краске? Может, модница – и покрасила шерсть в розовый цвет?  Или, может, эта кошка наелась малины, как в стихотворении Юнны Мориц? Не говорите: «Так не бывает!» Постарайтесь вместе с ребенком понять, когда такое может быть… Для ребенка это очень важно – понимать, что нет единственно правильного ответа. Вводите в общение с ребенком новые термины. Не «правильно» и «неправильно», не «плохо» и «хорошо» а «по-другому», «иначе». Ребенок не обязан думать так же, как вы. Он имеет право думать по-другому…  

Предлагать выбор и не торопить. Проблеме выбора в реджио-педагогике посвящен целый блок! Потому что выбор – это очень важная штука. При всяком удобном случае давайте малышу возможность выбора. Не просто наливайте ему чай по утрам, а спросите: «Ты будешь просто чай или с лимоном? А может, с медом и молоком?» Чем старше ребенок, тем больше предлагайте ему опций для выбора. И просите аргументировать его. Для чего это нужно? Это поможет сделать выбор осознанным. Ребенок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса. И пусть пока это всего лишь выбор, что надеть или какой есть хлеб за обедом: белый или черный. Делая самостоятельный выбор, малыш учится брать на себя ответственность за свои поступки.

Учиться в любой ситуации. Для получения знаний нет определенного времени. Учить малыша можно всегда и везде, используя любую подходящую ситуацию. Ну, например. Вы гуляете с малышом, на улице сухо. И вдруг вы замечаете на асфальте мокрые следы лап. Спрашиваем у малыша, чьи это следы. Получаем ответ, что собачьи. Хорошо! А почему они мокрые? Оказывается, неподалеку есть большая непросыхающая лужа. Собака в нее вступила, а потом прошлась мокрыми лапами по асфальту. Отлично, идем дальше. А почему следы были сначала хорошо заметны, потом стали бледнее, а затем совсем исчезли? Пусть малыш разберется и с этой загадкой. Или, скажем, зашли вы в булочную. А знает ли ребенок, из чего получаются булочки, как растет пшеница, кто ее собирает? Потом хорошо бы прийти домой и испечь булочки вместе, чтобы прочувствовать весь процесс. Дальше – больше! Можно посмотреть познавательный фильм о хлебе, поискать информацию о том, какой хлеб пекут в разных странах и попробовать испечь его тоже, прорастить зерно и т.п. В результате у вас может получиться большой проект под названием «Хлеб». Поощряйте малыша отвечать на вопросы путем исследований и наблюдений, расширяйте знания с помощью книг и познавательных фильмов. 

Фантазировать важнее, чем читать. Реджио-педагогика ставит на первое место не умение как можно раньше читать и считать, а развитое творческое мышление. Наверняка в вашем окружении нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать. Но вы отыщите сколько угодно людей, которые не умеют размышлять, аргументировать, придумывать проекты, создавать новые концепции. В современном мире творческое мышление выходит на первый план. И именно его активно развивает реджио-педагогика путем стимулирования проектного мышления. Потому что проект предполагает разные виды активности одновременно, он развивает фантазирование и образное мышление. Все малыши от природы – непревзойденные фантазеры. Но с возрастом образное мышление начинает «давить» логика. И обязательно задавит в конце концов, если не поддерживать в ребенке творческое начало. Поэтому так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

Система реджио-педагогики базируется на тесной связи с родителями: они в курсе всех проектов, событий, более того, они их соавторы и участники. Родитель — первый и главный воспитатель в реджио-подходе, а педагоги — помощники детей в процессе развития.

А еще в реджио-педагогике есть такое понятие, как… «документация». Педагоги фиксируют процесс обучения (комментарии взрослых и детей, интересные фразы, гипотезы, обсуждения), фотографируют, снимают видео, бережно хранят детские работы. Все это заботливо сохраняется в папках или на стендах, чтобы дети и взрослые при желании могли вернуться к интересующей их теме. Документация дает возможность педагогам обсудить некоторые моменты в профессиональной среде и помочь детям еще интереснее организовать досуг. При этом малыши видят, что их слова, задумки и проекты очень важны и ценны. 

По материалам открытых источников

Фото с сайта bandaumnikov.ru

Реджио-педагогика в доу — плюсы и минусы, принципы и методика

Что такое реджио-педагогика? Подобный вопрос задают многие родители, которые впервые сталкиваются с данным направлением. Это нетрадиционная учебная среда, в которой нет определенных мест для занятий. К примеру, за этим столом ребенок рисует, здесь он занимается спортом, там танцует, а здесь катает машинки, играет в куклы или строит что-то из конструктора. Класс в стиле реджио — это аудитория, где дети имеют свободный доступ к учебным материалам и игрушкам, где их постоянно вдохновляют и поощряют заниматься самообучением.

Автором реджио-педагогики является итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци. Методику он разработал и применил на практике в послевоенные годы, когда в 1960-х создал сеть дошкольных учреждений для малышей от трех до шести лет.

Новаторский подход заключался в том, чтобы предоставить детям новый формат обучения, ориентированный на самостоятельности. Перед педагогами стояла задача — помочь малышам сформировать чувство индивидуальности в раннем возрасте, используя навыки творческого подхода и критического мышления.

Эти действия отражают так называемую концепцию «Сотня детских языков», которые лежат в основе подхода Реджио-педагоги. Это метафорическое выражение того, как дошкольники выражают себя посредством движений, прикосновений, слушания, наблюдений и взаимодействия с другими людьми.

Основные принципы реджио-педагогики

Выделяют семь основных принципов подхода реджио-педагогики, которые имеют решающее значение для ее отличия от иных подходов к образованию, ориентированных на детей дошкольного возраста.

№1. Дети способны построить собственное обучение

Дети являются главными инициаторами учебного процесса. Их вдохновляет собственный интерес к знаниям и обучению, и поэтому они наделены уникальным индивидуальным пониманием того, как построить обучение самостоятельно. Таким образом, к детям следует относиться как к активным соучастникам в их образовании, а не как к пассивным наблюдателям.

№2. Дети учатся через взаимодействие в своих сообществах. Обучение на открытом воздухе

Обучение основано на взаимоотношениях. Дети работают лучше, когда они включены в сообщество по возрасту или интересам, а не работают независимо друг от друга. Поэтому в реджио-педагогике в детских садах делают упор на работу в небольших группах. Идея подобной работы заключается в том, что мы формируем себя через взаимодействие со сверстниками, взрослыми и окружающим миром.

№3. Дети — прирожденные коммуникаторы, и их следует поощрять выражать себя так, как им кажется и хочется

Один из самых глубоких аспектов реджио-педагогики известен как концепция «Сотня детских языков». Она заключается в том, что дети являются естественными коммуникаторами, и поэтому их следует поощрять к общению любыми доступными способами. Это могут быть слова, движения, рисунки, картины, скульптуры и многое другое. Из-за множества способов, которыми дети выражают свои мысли и чувства, следует поощрять использовать и множество материалов для открытий, общения и даже демонстрации того, как и что они понимают, чувствуют или воображают.

№4. Классная среда выступает в роли еще одного учителя

Одним из наиболее мощных и важных компонентов внедрения философии реджио в классную среду является обеспечение того, чтобы класс действовал как живой организм, место общих отношений между детьми, учителями и родителями. Важно, чтобы классные комнаты и общие помещения были тщательно интегрированы друг с другом, а также с внешним миром. В классных комнатах должна использоваться мебель из натуральных материалов.

№5. Учителя — это наставники, которые помогают исследовать интересы детей при работе над краткосрочными и долгосрочными проектами

Согласно философии реджио, учителя являются партнерами детей в процессе обучения. Ожидается, что именно они будут руководить опытом, открывать малышам новые горизонты. Основная цель учителя — слушать и наблюдать за детьми, поощрять дальнейшее изучение. Ожидается, что дети и учителя будут сотрудничать, но ответственность за определение того, когда концепция может быть использована для дальнейшего открытия и обучения, лежит на учителе. Это также означает, что учителя не планируют проекты или учебные пункты заранее — они позволяют проектам возникать на основе интересов детей.

№6. Фото и видео занятий — важнейший компонент коммуникации

Учителя, помимо того, что они играют роль гида, также несут ответственность за документирование процесса обучения в классе и расшифровку словесного языка, используемого детьми. Учителя могут делать фотографии и видео, чтобы лучше понять детей и помочь родителям узнавать, чем занимается их ребенок в детском саду. Документация также дает учителям возможность оценить свою работу и обменяться идеями с коллегами. Фото- и видеофиксация демонстрирует детям ценность их работы.

С помощью собранного архива ребенок может завершить свой дошкольный опыт в детском саду с портфолио проектов, картинок, фотографий, которыми он очень гордится.

№7. Родители —  партнеры в образовании

Реджио-педагогика рассматривает участие родителей в образовании своего ребенка как важнейший компонент философии обучения. Он может принимать разные формы, но пап и мам всегда следует приглашать играть активную роль в образовательном процессе малыша. Вовлечение родителей имеет решающее значение для создания обучающего сообщества для детей.

Читайте также:

Все фото ©Depositphotos

На заметку родителям: Реджио-подход, и почему он лучше любой методики развития | Мамам и малышам

Дорогие друзья! Вы на канале педагога раннего развития и мамы двух малышей.
В декабре я закончила курс повышения квалификации, и теперь я ещё Реджио-педагог.

Когда я узнала о Реджио-подходе, то поняла, что о нем должны знать все современные родители. И не зря он набирает все большую популярность в России. Мне кажется, вскоре о нем будут говорить так же, как и о методике Монтессори. Ведь этот подход помогает делать наших детей самостоятельными, творчески развитиями и полностью раскрывает их таланты!

А теперь я расскажу, что это такое, и что нам можно взять на заметку как родителям.

На заметку родителям: Реджио-подход, и почему он лучше любой методики развития

Основные принципы Реджио-похода или Реджио педагогики, которые меня и привлекли, широко распространены среди большинства осознанных родителей. По идее, они не новы: уважение к ребёнку, внимание к его интересам, способствование любознательности и безграничному творчеству.

Так в чем же суть именно этого подхода?

Интерпретировать этот подход можно по-разному. Расскажу, что больше всего привлекло меня.

Во-первых, это не методика, а подход.

То есть, для воплощения идей Реджио-педагогики не нужны регламенты и пособия. Такая свобода помогает расслабиться и творчески подходить к развитию ребенка.

Во-вторых, Реджио подход основан на проектной работе с детьми.

Я считаю такой метод очень эффективным. Дети сразу видят систему, цель, последовательность, ищут разные пути получения результата (причём результат может быть любой). Проекты могут длиться от нескольких часов до нескольких месяцев. К примеру, ребёнку стало интересно, как сделать стул. Мы изучаем не только варианты изготовления стульев, а делаем чертёж, идём в магазин, берём материалы и делаем, собственно, сам стул. Параллельно изучаем множество понятий. Начиная от счёта и единиц измерения, заканчивая тем, как работают продавцы в магазине, и что это за профессия.

В-третьих, почти все проекты вытекают из вопросов детей, их реальной и бытовой жизни. 

Четвёртое- Реджио-педагоги не наставники, а соавторы.

И мне нравится их умение задавать вопросы, раскрывая потенциал ребёнка. Если ребёнку нужно нарисовать ромашку, мы не дадим картинку с ромашкой и попросим срисовать. А в идеале пойдём на улицу, рассмотрим ромашку под лупой, обсудим, на что она похожа, из чего она состоит, какой у неё жизненный цикл, и дети сами придут к интересным выводам. И, конечно, рисунки в всех будут разные.

Ниже историческая справка и немного специфики:

Название

«Реджио» происходит от названия города в Италии Реджио Эмилия. Именно там (точнее-в пригороде Вилла Челла) впервые было открыто дошкольное учреждение с новыми педагогическими принципами. Идеологом стал психолог и педагог Лорис Малагуцци. 

История

В послевоенные годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Они верили, что могут изменить мир, начав с принципов воспитания детей, чтобы не допустить повторения ужасов войны.

У жителей для строительства первых детских садов в распоряжении был только танк, несколько грузовиков и лошади. И, конечно, много энтузиазма. 

Властям сначала было сложно признать новый формат детских садов, но в 1963 школа (имеем ввиду дошкольное учреждение) с «Реджио подходом» была официально признана на региональном уровне.

Специфика

Именно поэтому Реджио педагогика-это подход, а не метод. Нет франшизы. Педагоги Реджио Эмилии говорят, что мало кому удастся на 100% повторить ох опыт. Вряд ли где-то есть такая поддержка на региональном уровне (в регионе эти сады бесплатны, они муниципальные), есть такие же погодные условия, история и т.п. Поэтому остаётся лишь вдохновляться походом и создавать у себя что-то похожее. 

фото сайт activityedu.ru -так могут выглядеть занятия по Реджио-подходу

фото сайт activityedu.ru -так могут выглядеть занятия по Реджио-подходу

Особенности реджио-педагогики

  • Ребенок участвует в учебном процессе наравне с родителями и учителями.
  • У ребёнка есть «Сто языков» — воспитанник выражает мысли и идеи не только с помощью слов, но и через рисунок, движение, музыку, театральные постановки, лепку. 
  • Развивающая среда – третий учитель.
  • Есть понятие «Документации» — фиксирование процесса обучения в фотографии, аудио- и видеоматериалах, работах воспитанников.

Это, пожалуй, основное. Но, конечно, в одной статье всего не расскажешь. В Реджио-педагогике интересный подход к созданию среды для развития ребёнка, много классных занятий, для которых не нужно покупать специальные пособия. Поэтому я готова делиться с вами тем, что узнала.

Основные принципы Реджо-Эмилии

Модель Reggio Emilia была разработана для обеспечения уникального подхода к обучению и образованию детей младшего возраста. Впервые возникший в Реджо-Эмилии, Италия, этот способ обучения был принят во всех школах Соединенных Штатов. Обычно применяемые к дошкольным учреждениям и учреждениям раннего детства, основные принципы Реджо-Эмилии могут быть реализованы и дома. Если вам интересно узнать больше об этом подходе к обучению детей младшего возраста, вот основные принципы:

  • Дети могут построить свое обучение. Дети руководствуются в первую очередь своими интересами, и, используя их, мы можем помочь им понять и узнать еще больше таким образом, который подходит каждому отдельному человеку.
  • Дети узнают свое место в мире через взаимодействие. Модель Reggio Emilia в значительной степени ориентирована на социальное сотрудничество, побуждая детей работать в группах и развивать знания посредством общения с другими.
  • Окружение ребенка также является его учителем. Ребенок учится в среде, в которой он находится, так же многому, как и у своих родителей и учителей.Предоставление ребенку творческой и заботливой среды для игр и обучения только увеличит объем получаемых им знаний.
  • Взрослый — их проводник. Подход в Реджо-Эмилии в значительной степени ориентирован на детей, и взрослые в своей жизни должны помочь им направить их на путь обучения и творчества.
  • Документируйте мысли вашего ребенка. Детей вдохновляют на воплощение своих идей разными способами: от фотографирования до письма и рисования.Модель Реджио уделяет большое внимание документированию этих мыслительных процессов по мере того, как ваш ребенок учится.
  • У детей много языков. Дети используют множество различных способов для выражения своих мыслей и чувств. Подход Реджо-Эмилии направлен на то, чтобы побудить детей исследовать все эти различные аспекты и научиться общаться не только с помощью речи, но также с помощью искусства и игры.
Эта запись была опубликована в рубрике Без рубрики и отмечена моделью Реджио Эмилия автором .

Дети Реджо — Ценности

Дети являются активными участниками процессов своего роста

Дети наделены исключительными способностями к обучению, которые проявляются в непрекращающемся обмене культурным и социальным контекстом.

Каждый ребенок является субъектом прав. Каждый ребенок, индивидуально и в своих отношениях с группой, является конструктором переживаний, которым он способен придать смысл и смысл.


Сто языков

Дети как человеческие существа владеют сотней языков: сотней способов мышления, выражения, понимания, встречи с инаковостью посредством образа мышления, который сплетает воедино, а не разделяет различные измерения опыта. Сотня языков — это метафора экстраординарных способностей детей, их познавательных и творческих процессов, бесчисленных форм, в которых проявляется жизнь и конструируются знания.

В обязанности центра для детей ясельного возраста и дошкольного учреждения входит одинаково ценить все вербальные и невербальные языки


Участие

Участие – это образовательная стратегия, которая строится и живет во встречах и отношениях день за днем.Участие повышает ценность и использует сотни языков детей и людей, понимаемых как множественность точек зрения и культур.

Участие порождает и формирует чувства и культуру солидарности, ответственности и вовлеченности, а также способствует изменениям и новым культурам.


Обучение как процесс построения, субъективное и в группах

Каждый ребенок, как и любой человек, является конструктором знаний, компетенций и автономий.

Процесс обучения дает привилегии исследовательским стратегиям, обмену и обсуждению, а также участию с другими.


Образовательные исследования

Исследования являются одним из важнейших аспектов жизни детей и взрослых, стремление к знаниям, которые должны быть признаны и оценены.Приоритет отдается исследованиям между взрослыми и детьми как повседневной практике, необходимой установке для интерпретации сложности мира и мощному инструменту обновления в образовании.

Исследования, видимые через документацию, конструируют обучение, переформулируют знания, лежат в основе профессионального качества, а на национальном и международном уровнях становятся элементом и гарантом педагогических инноваций.


Учебная документация

Документация является неотъемлемой частью образовательных теорий и практик и придает им структуру.

Он делает процесс обучения видимым и поддающимся оценке, субъективным и групповым, у детей и взрослых, и превращает их в общее наследие.


Проектирование/Проектирование

Образовательная деятельность формируется посредством progettazione /проектирования дидактики, среды, участия, профессионального роста персонала, а не посредством применения заранее определенных программ.

Progettazione /дизайн реализуется благодаря тесному взаимодействию между организацией работы и образовательными исследованиями.


Организация

Организация работы, пространства, времени детей и взрослых являются структурной частью ценностей и выбора образовательного проекта.

Организация строит сеть обязанностей, которые разделяются на уровнях администрации, политики и педагогики. Условия труда и формы контракта, способствующие стабильности, преемственности и чувству сопричастности, приобретают особое значение.


Окружающая среда и помещения

Внутренние и внешние пространства детских дошкольных учреждений и дошкольных учреждений спроектированы и организованы во взаимосвязанных формах и предлагаются детям и взрослым как места для совместной жизни и исследований.Окружающая среда взаимодействует, видоизменяется и принимает форму в связи с проектами и опытом обучения в постоянном диалоге между архитектурой и педагогикой.

Уход за мебелью, предметами и местами для занятий – это образовательный акт, который создает психологическое благополучие, чувство близости и принадлежности, эстетическое чувство и удовольствие от проживания. Это также первичные предпосылки и условия безопасности в окружающей среде, качество, порожденное диалогом и совместной работой между различными профилями профессионалов, которые должны заботиться и заботиться об этом аспекте.


Формирование/Профессиональный рост

Профессиональный рост/формирование является правом и обязанностью отдельных работников и группы, включенных и рассматриваемых как часть рабочего времени и коллегиально организованных по содержанию, форме и способам участия каждого отдельного человека.

Профессиональное развитие развивается в синергии между встречами по «обновлению» персонала в отдельных дошкольных учреждениях и центрах раннего развития, планом формирования/профессионального роста в городской системе образовательных услуг и образовательными и культурными возможностями в городе, на национальном и на международном уровне.


Оценка

Оценка – это процесс, который структурирует опыт образования и управления школами, является частью каждого аспекта школьной жизни и понимается как публичный акт диалога и интерпретации.

С этой целью центры раннего развития и дошкольные учреждения оснащены инструментами – Уставом службы, Городскими советами детства, педагогической координационной группой, школьной коллективной рабочей группой, соприсутствием соисполнителей и совместные работники — и с такими практиками, как документация, участие семей и местного сообщества, а также участие в интегрированной общественной системе города.


фундаментальных принципов: что это такое?

Подход Реджо-Эмилия — это инновационный и вдохновляющий подход к дошкольному образованию , который, как и Монтессори , оценивает ребенка как сильного, способного и выносливого; богат удивлением и знанием.Каждый ребенок приносит с собой глубокое любопытство и потенциал, и это врожденное любопытство побуждает их интерес к познанию своего мира и своего места в нем.

Подход Реджо-Эмилия зародился в городе (и прилегающих районах) Реджо-Эмилия в Италии в результате движения к прогрессивному и совместному дошкольному образованию. Это уникально для Реджо-Эмилии, и поэтому, в отличие от Монтессори, , это не метод , здесь нет международных учебных заведений, где можно было бы пройти обучение на учителя Реджо-Эмилии.За пределами города Реджо-Эмилия, , все школы и дошкольные учреждения (и домашние школы) созданы по принципу Реджо-Эмилии , с использованием адаптации подхода, характерного для нужд их сообщества. Это важно, поскольку каждый ученик, учитель, родитель, сообщество и город разные. Никакие два сообщества, вдохновленные Реджо, не должны выглядеть одинаково, поскольку потребности и интересы детей в каждом сообществе будут разными.

Обычно подход Реджио применяется в дошкольных учреждениях и учреждениях раннего детства, но я думаю, что при понимании общих принципов этот вдохновляющий подход, ориентированный на детей, можно адаптировать и к дому.

…..

1: Дети способны конструировать собственное обучение.  Ими движут их интересы, чтобы понять и узнать больше.

2:  Дети формируют представление о себе и своем месте в мире через взаимодействие с другими.  Уделено большое внимание социальному сотрудничеству, работе в группах, где каждый ребенок является равноправным участником, и его мысли и вопросы ценятся. Взрослый не дает знания.Дети ищут знания путем собственных исследований.

3: Дети умеют общаться.  Общение – это процесс, способ узнавать что-то, задавать вопросы, использовать язык как игру. Игра со звуками, ритмом и рифмой; удовольствие от процесса общения. Детям предлагается использовать язык, чтобы исследовать и исследовать, размышлять о своем опыте. Их слушают с уважением, считая, что их вопросы и наблюдения — это возможность учиться и искать вместе.Это процесс, непрерывный процесс. Совместный процесс, а не ребенок, задающий вопрос, и взрослый, предлагающий ответы. Поиски ведутся вместе.

4: Среда — третий учитель. Подобно Монтессори, окружающая среда известна своим потенциалом вдохновлять детей. Окружающая среда, наполненная естественным светом, порядком и красотой. Открытые пространства, свободные от беспорядка, где каждый материал рассматривается по своему назначению, каждый уголок постоянно развивается, чтобы побудить детей все глубже и глубже погружаться в свои интересы.Пространство поощряет сотрудничество, общение и исследования. Пространство уважает детей как способных, предоставляя им аутентичные материалы и инструменты. Также, как и в Монтессори, за пространством ухаживают дети и взрослые.

5: Взрослый является наставником и проводником. Наша роль как взрослых состоит в том, чтобы наблюдать за (нашими) детьми, слушать их вопросы и их рассказы, находить то, что их интересует, а затем предоставлять им возможности для дальнейшего изучения этих интересов.Реджо-Эмилия использует проектный подход, ориентированный на детей. Проекты не планируются заранее, они возникают исходя из интересов ребенка.

6:  Акцент на документировании детских мыслей. Вы заметите, что в декорациях, вдохновленных Реджо и Реджио, делается акцент на тщательном отображении и документировании детских мыслей и развития мышления; сделать свои мысли видимыми разными способами: фотографии, стенограммы детских мыслей и пояснений, визуальные представления (рисунки, скульптуры и т.) все предназначено для демонстрации процесса обучения ребенка.

7: И, вероятно, самый известный аспект Реджо-Эмилианского подхода –  Сотня детских языков . Вера в то, что дети используют множество различных способов, чтобы показать свое понимание и выразить свои мысли и творческие способности. Сотни различных способов мышления, открытий, обучения. Через рисование и лепку, через танец и движение, через рисование и ролевые игры, через лепку и музыку, и что каждый из этих Сотней Языков должен цениться и лелеяться.Что все они являются частью ребенка, что обучение и игра неразделимы. Подход Реджо-Эмилии делает упор на практическое обучение, которое позволяет ребенку использовать все свои чувства и все свои языков для изучения.

…..

[СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА] Reggio Materials

Нравится:

Нравится Загрузка…

Что такое Реджо-Эмилия? Четыре принципа ориентированного на ребенка подхода

Что такое Реджо-Эмилия? Четыре принципа ориентированного на ребенка подхода

Философия Реджо-Эмилии — это передовой и вдохновляющий подход к дошкольному образованию.Эта философия рассматривает ребенка как сильного, компетентного и гибкого; богат любопытством и желанием узнать. По данным дошкольного учреждения La Canada Flintridge, штат Калифорния , при таком подходе к дошкольному образованию маленькие дети рассматриваются как личности, которым любопытно узнать о мире и о том, кто они в нем. Подход Reggio Emilia основан на вере в то, что каждый ребенок уникален и может учиться у всего, что его окружает.

Эта образовательная философия оказывает практическое влияние на развитие детей.Эта система обучения создает среду совместного обучения, в которой учителя учатся вместе с детьми и работают в латеральных отношениях, а не в иерархических. Это партнерство также предполагает вовлечение родителей и сообщества каждого ребенка.

Этот метод обучения был впервые применен родителями в Реджо-Эмилии, Италия, после Второй мировой войны, когда возникла потребность в новой и улучшенной системе обучения детей. Эта программа подчеркивает уважение, ответственность и сотрудничество с сообществом.Детям разрешается исследовать и открывать для себя окружающий мир в благоприятной и богатой среде. В этой системе образования учителя предоставляют детям широкий спектр образовательных возможностей, которые поощряют самовыражение, общение, логическое мышление и решение проблем.

Preschool La Canada Flintridge, CA Учителя советуют вам ознакомиться с четырьмя принципами подхода Reggio Emilia, если вы хотите глубже изучить этот подход. Они следующие:

Новая учебная программа

В этой системе образования учебная программа создается с учетом интересов детей.Темы учебной программы вырабатываются после обсуждения с учащимися и их семьями, а также из вещей, которые, как известно, интересны детям, таких как лужа, динозавр, космос и т. д. Учителя проводят занятия по планированию, на которых они сравнивают записи и наблюдения, чтобы решить, какие проект был бы идеальным для детей в их классе. Они также обсуждают материалы, которые будут использоваться, и способы поощрения родителей и сообщества к участию.

Углубленный проект

Для выполнения проектов дети должны хорошо знать соответствующие концепции и идеи.Пока дети работают над проектом, учителя выступают в качестве фасилитаторов и помогают им решить, в каком направлении они хотели бы проводить свои исследования. Учителя помогают учащимся получить глубокие знания о связанных концепциях, чтобы они могли уверенно и независимо выполнять свои задачи.

Репрезентативное развитие

По словам учителей дошкольного учреждения La Canada Flintridge, CA , подход Реджо-Эмилии требует представления новых идей и концепций различными способами, такими как печать, искусство, драма, кукольный театр и т. д.Дети могут придумать различные творческие способы представления своих проектов.

Сотрудничество

При таком подходе родители, учителя, учащиеся и все сообщество работают в сотрудничестве, чтобы обеспечить когнитивное и целостное развитие учащихся. Дети работают в разных группах и сотрудничают для достижения общей цели. Голос каждого ребенка слышен, чтобы способствовать установлению равновесия между чувством принадлежности к группе и чувством собственного достоинства.

Основные принципы дошкольного учреждения Реджо-Эмилии

Подход Реджо-Эмилии — это философия образования детей младшего возраста, основанная на представлении о ребенке как о изобретательном и любознательном человеке, который может учиться и развиваться в сотрудничестве с другими людьми, включая родителей, учителей и сверстников.Вместо того, чтобы рассматривать ребенка как пассивного получателя новых знаний, подход Реджо делает акцент на детях, которые могут учиться, раскрывая свой неограниченный потенциал.

Подход Реджо-Эмилии к дошкольному образованию — это не готовая программа, а процесс поддержания обучения в благоприятной среде. В дошкольном учреждении Реджо учителя хорошо осведомлены о том, чему учат детей в их классах. Типичный класс Реджио представляет собой заранее оборудованную студию, заполненную материалами и оборудованием, чтобы помочь детям продолжить свои открытия.Учителя являются активными внимательными наблюдателями в процессе обучения. Они тесно взаимодействуют с детьми и записывают их разговоры и идеи, которые служат основой для организации проектной работы с детьми. Каждый проект Реджио — это увлекательное путешествие, в котором педагоги приглашают детей принять участие в новых открытиях и решении проблем, как правило, в разновозрастных группах, где сотрудничество особенно увлекательно и увлекательно.

Исторический фон

Метод Реджо-Эмилия берет свое начало в северном итальянском городе Эмилия-Романья.Метод был разработан Лорисом Малагуцци, который начал свою деятельность школьным учителем и продолжил свои исследования в самостоятельно созданном психолого-педагогическом центре в Реджо-Эмилии. Первоначально этот подход был реализован для местных программ по уходу за детьми и дошкольного образования. После Второй мировой войны педагоги со всего мира признали важность модели Малагуцци, и именно тогда началась история успеха Реджо-Эмилии.

С самого начала подход Реджо-Эмилии к дошкольному образованию отличался чуткостью и открытостью к новым идеям и контрастировал с невыносимыми и строгими моделями образования в государственных школах.Напротив, подход Малагуцци выступал за спонтанность и признание того, что жизнь постоянно меняется, как и система образования.

Международное признание философия получила в 1991 году, когда дошкольное учреждение Реджио вошло в рейтинг «10 лучших лучших школ мира». Сегодня этот подход успешно применяется в дошкольных учреждениях Великобритании, США, Новой Зеландии и Австралии. В последние годы расширение Реджо-Эмилии всячески поощряют такие крупнейшие мировые корпорации, как Всемирный банк и Google.Инновационная методология гордится многочисленными наградами: датской премией «Лего» (1992 г.), премией Ганса Христиана Андерсена (1994 г.), премией Фонда Коля и премией, присуждаемой Средиземноморской ассоциацией международных школ.

Верхние основы Реджо-Эмилии

• Дети – главные инициаторы процесса обучения

Дети наделены врожденным потенциалом самостоятельного обучения. По словам Реджо-Эмилии, дети — это активные сотрудники, а не пассивные наблюдатели, которым интересно все, что дает им окружающая среда.Используя искусство — печать, конструирование, музыку, ролевые игры — как символический язык, дети выражают свои концепции и глубже понимают то, что им нравится. Проще говоря, детей вдохновляет их собственный интерес узнать и узнать больше.

• Обучение основано на взаимосвязях

В основе методики Реджо-Эмилии лежит тесное взаимодействие между детьми, родителями и учителями. Они являются ключевыми действующими лицами, которые создают, общаются и работают для достижения общей цели.У каждого из них есть определенные роли.

Ребенок является ключевым сотрудником, чьи идеи являются центральным элементом комплексной проектной работы. Учитель является исследователем и соучеником, который наблюдает за работой детей и на основе этих наблюдений стимулирует творческое мышление и решение проблем в классе. Преподавательский состав – это семья, которая активно сотрудничает и делится знаниями друг с другом. Родители являются активными партнерами, а не потребителями опыта обучения детей. Дошкольные учреждения Реджио регулярно приглашают родителей на конференции и специальные лекции, где они могут свободно выразить свои надежды и опасения.Участие родителей также является ключом к более активному поиску эффективных образовательных моделей и методов.

• Визуальные средства делают обучение понятным

Учитель выступает в роли документалиста для детей, помогая им освежить свои слова и воспроизвести свои действия, тем самым делая обучение наглядным и легким для понимания. Инструменты документирования, такие как записывающие устройства, камеры и записные книжки, используются для отражения взаимодействия между детьми, учителями и сверстниками. Например, к тому времени, когда ребенок заканчивает дошкольное учреждение Реджио, у него или у нее есть портфолио проектов, картинок, фотографий, написания сценариев и цитат.Дети очень гордятся такими портфолио, так как они свидетельствуют о маленьких и больших шагах, которые они сделали в школе.

• Исследование — основа обучения детей

Обучение через исследование — это основной способ получить более глубокое понимание конкретных концепций. Они связаны с определенным событием, идеей или проблемой, которые дети считают интересными. В классе Reggio Emilia исследования проводятся в небольших группах (а не среди всего класса) и охватывают множество аспектов: язык, искусство, математику, естественные науки, социальные и культурные исследования.

• Важно уважать собственное время и ритм ребенка

Расследования Реджо — это не разовые сделки, а долгосрочная проектная работа, которая побуждает детей повторять определенные действия и добавлять новые идеи. Дети вольны возвращаться к ним столько раз, сколько им нужно, пока не достигнут желаемого результата. При планировании различных мероприятий и проектной работы как таковой учитываются собственное время и ритм детей.

Завершить

Reggio Emilia не является официальной моделью образования, основанной на определенных принципах (таких как философия Монтессори).Скорее, Реджио — это подход с набором ценностей, на которых учатся дети. Этот подход используется в дошкольных учреждениях в различных контекстах и ​​различными способами. Поддерживать интерес ребенка к более глубокому восприятию мира — важная миссия, и дошкольные учреждения Реджо имеют необходимые инструменты для выполнения этой миссии.

Принципы Реджо-Эмилии — Театр Маленького Солнышка и детский сад

Дети способны: Принципы Реджо-Эмилии

Вспомните свой любимый школьный урок.Это может быть еще в детском саду или совсем недавно, в старшей школе или колледже. У вас возникают теплые пушистики, когда вы думаете о миссис или мистере таком-то и их классе? Вы помните, как чувствовали себя расслабленными и счастливыми, находясь там?

Теперь подумайте о своем наименее любимом классе. Стресс, который вы почувствовали, просто сев за рабочий стол. Осознание того, что следующие сорок минут будут ужасными. Желание проверить и положить голову на стол, пока это не закончилось.

Есть множество причин, по которым детям нравятся и не нравятся определенные учителя или классы.Но большую роль в обоих результатах играет то, насколько дети вовлечены в собственное обучение.

Вовлеченные дети = Вовлеченные умы

Мы искренне верим, что ребенок, активно вовлеченный в процесс обучения — как физически, так и умственно, — узнает больше и усваивает его лучше.

Первый принцип философии Реджо-Эмилии утверждает, что дети могут конструировать собственное обучение. Это означает, что дети заслуживают того, чтобы быть у руля, когда дело доходит до их обучения, и к ним следует относиться как к активным соавторам в их образовании, а не как к бездействующим каплям, сидящим на стульях.

Вспомните свой любимый класс еще раз. Скорее всего, то, что сделало его великолепным, было то, что учитель позаботился о том, чтобы вы были вовлечены как ученик. Переключите передачу и подумайте о своем наименее любимом классе. Скорее всего, вы чувствовали, что разговариваете с , а не разговариваете с или с . Педагоги Реджо-Эмилии активно вовлекают своих учеников в решение того, что они изучают и как они это изучают.

В этот момент вы можете представить сценарий, в котором дети заперли своего учителя в чулане и захватили класс.Не волнуйтесь, это не то, что происходит! В Reggio Emilia дети следуют своим интересам в рамках деятельности, проводимой учителями.

Ключ к сотрудничеству

По-настоящему общаться с детьми очень важно, но учебная программа Реджо-Эмилии делает еще один шаг вперед. В Little Sunshine учителя стремятся сотрудничать с детьми в своих классах. Подход Реджо-Эмилии направлен на то, чтобы голос каждого ребенка был услышан, чтобы способствовать чувству принадлежности к группе и самоощущению.

Сотрудничество с детьми для наших учителей такое же, как и для взрослых, которые сотрудничают на рабочем месте. Скажем, вам нужно работать с Карен в вашем отделе, чтобы завершить проект. Карен — компетентный человек, у которого есть хорошие идеи и который много приносит команде. (Если на вашем рабочем месте есть Карен, которая не подходит под это описание, не стесняйтесь изменить имя, чтобы это не портило аналогию.) Когда вы двое садитесь и начинаете планировать, взаимное уважение, которое вы испытываете к каждому другие приведут к сотрудничеству, то есть совместной работе над созданием чего-то великого.

Но что, если Карен расскажет , как пойдет проект? Вместо того, чтобы спрашивать ваши мысли и мнения, она уже предположила, что ее план самый лучший, и ваша роль состоит в том, чтобы согласиться и подчиниться. Значит ли это, что Карен говорит неправильно? Нет. Означает ли это, что она упускает все идеи и вклад, которые вы можете внести в этот проект, чтобы сделать его еще лучше? Абсолютно! Карен нужно успокоиться, проявить к вам уважение и привлечь вас.

Точно так же мы относимся к детям в наших классах.Хотя у нас есть структура, которую мы используем, чтобы направлять их в процессе обучения, учителя обязательно слушают детей, поскольку они вносят свой вклад в процесс обучения.

Почему? Потому что у детей есть отличные идеи!

Реджо-Эмилия Подход в действии

Вот отличный пример сотрудничества с детьми и создания потрясающих возможностей для обучения.

Дошкольники в школе Реджо-Эмилии решили, что хотят узнать о Солнечной системе и космических путешествиях.Почему? Потому что у всех дома были игрушки и книги из «Звездных войн», и им была интересна идея космоса.

Так что же случилось? Они подошли к делу творчески! В то время как их понимание физики космоса было неправильным (давайте будем честными, сколько из нас, взрослых, действительно понимают что-то подобное), творческий подход, который они проявили в отношении космических станций, которые они построили, и ракет, которые они построили, заставил их еще больше увлечься этим. планеты, звезды и космическое пространство. Они начали задавать вопросы, заинтересовались вещами, связанными с космосом, и выразили это волнение через игры, музыку и искусство, которые они создали.Вместо того, чтобы сказать, что это «слишком продвинуто» или подвергнуть их лекции о порядке планет, любовь этих детей к теме может привести к тому, что любой из них будет развивать свою любовь к науке по мере того, как они растут и учатся.

Воспитание способностей

В Little Sunshine’s мы всем сердцем поддерживаем идею о том, что дети должны быть способными, должны участвовать в процессе обучения и быть ценными сотрудниками. Мы видим ценность, которую они привносят в свою учебную среду, и видим, сколько пользы приносит их ежедневное прослушивание.

Этот пост является первым в серии, в которой более подробно рассматривается подход Реджо-Эмилии. Если Реджо-Эмилия для вас новинка, не волнуйтесь! У нас уже есть отличные ресурсы, которые вы можете использовать.

Реджо-Эмилия Философия : В этом универсальном центре вы найдете всю необходимую информацию, если вы новичок в Реджо-Эмилии. Видео особенно хороши, если мы сами так говорим.

Что такое философия Реджо-Эмилии? : Краткий пост в блоге, в котором кратко излагаются ключевые аспекты и концепции Реджо-Эмилии.

      Reggio Принципы Reggio — Reggio Вдохновленные ранние учебные публики


      Scheinfeld, Haigh, & Scheinfeld (2008) Определить одиннадцать педагогические принципы подхода Реджио, в том числе 1) образ ребенка («сильный, богатый и могущественный» (стр. 3) и учителя (учителя принимают аналогичный образ и рассматривают себя как исследователей и исследователей), 2) цикл слушания / наблюдения — размышление-ответ (этот цикл подчеркивает среду обучения Реджо), 3) педагогическая документация (делающая обучение видимым), 4) совместное конструирование знаний, 5) множественные точки зрения, 6) репрезентация (сотни языков детей / разные способы общения). ), 7) повторное посещение, 8) среда обучения (окружение как третий учитель), 9) сотрудничество учителя 10) новая учебная программа и 11) участие родителей.

      Для получения дополнительной информации о принципах Реджио и различных интерпретациях, пожалуйста, просмотрите эти документы:

      Вдохновленный Реджио ранний подход к обучению и философия недавно были приняты нашими ранними учебного центра и находятся на ранних стадиях внедрения. Хотя многие центры в Северной Америке имеют Я пытался подражать этому подходу, моя программа раннего обучения будет первой попытаться адаптировать эту философию и подход в контексте PEI. Мы все находимся на разных стадиях интерпретации, контекстуализации, и усвоение философских основ подхода Реджио.Нам нужно создать исследовательское сообщество, которое может поддерживать различные точки зрения, помогая объединить идеи и интерпретации в общую видение, чтобы мы могли «совместно участвовать в целенаправленном критическом дискурсе и размышления для построения личного смысла и подтверждения взаимопонимания» (Гаррисон, Cleveland-Innes, Vaughan, & Akyol, 2011, пункт 1).

      О’Донохью (2011) утверждал, что Философия Реджо представляет собой этос и представляет собой подвижный процесс и идеологию, которые связана с его итальянским контекстом.Знающий аргумента, что нельзя просто пересадить культурно развитое и контекстуальный подход от одной культуры к другой — без предварительного реконцептуализация, реинтерпретация и реконтекстуализация, чтобы соответствовать новый контекст — мы должны каким-то образом адаптировать подход к нашему контексту PRI.

      Нет только есть крутая кривая обучения в отношении понимания Реджио подход и адаптируя его к нашему культурному, социальному и историческому контексту, мы должны также забыть некоторые из наших само собой разумеющихся убеждений о раннем обучении.Эту проблему усугубляет тот факт, что PEI недавно разработала и внедрила система раннего обучения, на которую сильно повлияла теория развития (PEI Правительство, 2012). Подход Реджо, напротив, представляет собой постмодернистский социоконструктивистский подход к раннее обучение (Whitty, 2009). Это важно, чтобы мои преподаватели могли сотрудничать и участвовать в рефлексивная практика и критическое мышление для того, чтобы проблематизировать принимаемое за реальное представления о развитии и рассмотреть альтернативные педагогические философии. Подход Реджио бросает вызов представлению Пиаже о ребенке как личности. учащегося и заменяет его идеей о том, что знание конструируется социально (New, 2007). Шайнфельд, Хей и Шейнфельд (2008) утверждают важность создания рефлексивное и совместное учебное сообщество, чтобы применить Reggio принципы в собственном контексте.

      Таким образом, этот веб-сайт представляет собой одну из стратегий поддержки сотрудничества, рефлексивной практики и критического мышления.

      Ссылки

      Додд-Нуфрио, А.Т. (2011). Реджо-Эмилия, Мария Монтессори, и Джон Дьюи: развеять неправильные представления учителей и понимание теоретические основы. Журнал дошкольного образования , 39 (4), 235–237. doi:10.1007/s10643-011-0451-3

      Гарнизон, Р., Кливленд-Иннес, М., Воан, Н., и Акьол, З. (2011). Сообщество расследование. Получено с http://communitiesofinquiry.com/

      Новый, Р. С. (2007). Реджо-Эмилия как культурная деятельность. Теория на практике , 46 (1), 5–13.doi: 10.1080/00405840709336543

      О’Донохью, Лос-Анджелес (2011). Движение вперед: размышления и переосмысления Реджио подход. Canadian Children , 36 (1), 7–8.

      ПЭИ Правительство. (2012). Система раннего обучения PEI (стр. 191). Шарлоттаун, Пенсильвания. Получено с http://www.gov.pe.ca/photos/original/FirstYearImplem.pdf

      Шайнфельд, Д., Хей К. и Шейнфельд С. (2008). Мы исследователи: учимся и обучение принципам Реджо в городских условиях (стр.189). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Педагогического колледжа.

      Уитти, П. (2009). На пути к разработке документа постфундаментальной учебной программы. В Л. Янначчи и П. Уитти (редакторы), Учебные программы для детей младшего возраста: реконцептуалисты Перспективы (стр.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.