С каких лет подростковый возраст: «Во сколько лет ребенок начинает считаться подростком?» — Яндекс.Кью

К вопросу АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО

И СТАРШЕГО ПОДРОСТКА В СОЦИУМЕ

Как помочь подростку адаптироваться в школе и дома?

S___________________________________________________Г

Аннотация. Статья посвящена вопросу адаптации подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности подросткового возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми подросткового возраста.

Ключевые слова: пубертат, младший и старший подростковый возраст, взросление, адаптация к социальной среде, особенности подросткового периода

Вопросу адаптации подростка в социуме всегда уделяли повышенное внимание психологи, педагоги, воспитатели [1, 2, 3]. Сейчас, когда в системе российского образования происходят значительные изменения, связанные с переходом на образовательный стандарт второго поколения, этот вопрос приобрел особую актуальность. Подростковый возраст — это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром [4, 5, 8, 12, 13].

Чем примечателен этот возраст? Как избежать типичных ошибок, помочь, а не навредить развитию личности подростка? В данной статье мы рассмотрим характеристики подросткового возраста и попытаемся найти ответ на поставленные вопросы.

С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст» и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas — возраст роста волос) иногда используются как синонимы. Строго говоря, термины «период полового созревания» и «пубертат» отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период [5, 9, 14]. Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.

Заметим, что нужно различать так называемую «психическую пубертатность» и «физическую пубертат-ность»: психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности [9, 10, 21]. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек — между 13 и 15 годами.

Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11-12 лет. В этом возрасте, который называется младшем подростковым, дети конфликтны и драчливы; а от родителей часто можно слышать фразу, что у ребенка «испортился характер». Такое поведение и эмоциональное состояние младшего подростка психологически связано с переживаемым им этическим конфликтом с миром взрослых. Те запреты и нормы морали, которым дети подчинялись до сих пор, отныне подвергаются сомнению и критике со стороны подростка. Подросток открывает для себя «страшную правду»: оказывается, взрослые диктуют правила, которым сами не следуют — и прежде всего это касается морально — этических норм. Например, родители учат ребенка, что врать нехорошо, и вдруг случается такая ситуация: дочка с мамой в магазине покупают маме дорогую сумку, после чего они возвращаются домой. По дороге мама говорит дочке, что дома, когда папа спросит, сколько стоила сумка, она назовет цену в три раза меньше, и просит дочку не выдавать ее. Или сын слышит, как папа говорит по телефону, что никак не может сегодня вечером поехать к бабушке, потому что именно сегодня он очень занят «по работе», а положив трубку, садится и смотрит долгожданный

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

3

Познакомьтесь: подросток

футбольный матч. Вечером, когда мама приезжает домой от бабушки, папа утверждает, что сам «вот только что пришел», и незаметно подмигивает сыну. Однако сыну вся эта ситуация отнюдь не кажется забавной, скорее наоборот, она его травмирует и злит. В таких ситуациях подросток сначала теряется, а потом негодует. Как же так — ведь ему говорят, что обманывать нехорошо, а сами?

В младшем подростковом возрасте уже нет детского подчинения авторитету и стремления слепо подражать миру взрослых. Как следствие, среди самих подростков образуются «группы по интересам» — к сожалению, не всегда безобидным. Младшие подростки могут легко попасть под чужое влияние, стать членами уличных преступных группировок и религиозных сект, потому что подростки внушаемы и ведомы. Стремление обзавестись верным другом сочетается с установкой на деление окружающих на «своих» и «чужих», что способствует формированию обособленного мировоззрения, а именно такие установки часто присутствуют в сектах и других молодежных группировках. [17, 21].

В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению и спиртному, склонность к воровству, обману и т. д.). Дети этого возраста проявляют элементы жестокости и агрессивности, но в то же время испытывают сильную потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье, и, несомненно, нуждаются в поддержке и внимании взрослых. Периоды повышенной активности чередуются с периодами утомляемости и потери интереса к деятельности как в школе, так и дома [6, 10, 11].

Младшие подростки эмоциональны, вспыльчивы, не признают авторитет возраста и зачастую склонны к переоценке своих возможностей («я все могу сделать сам»). Несмотря на это, не следует думать, что подросток самодостаточен и независим: как раз наоборот. В этом возрасте ребенок имеет стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе и занять значимое положение среди сверстников. Психологи отмечают, что переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину [21] — интимно-личное общение).

Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Происходит интериоризация существующих вовне социальных факторов, выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.

Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, это стремление во что бы то ни ста-

ло быть такими же, как все, с другой — желание выделиться, отличиться любой ценой. Например, для мальчика- подростка настоящей трагедией может оказаться отказ родителей купить новомодные кроссовки, которые «уже есть у всех в классе, кроме него». «А чем я хуже?!» — этой и подобными фразами подросток заявляет о своем желании не отбиваться от среды сверстников, авторитет среди которых становится для него более важен и значим, чем одобрение взрослых. В то же время, подросток часто может бравировать собственными недостатками, как бы выставляя их напоказ. «Да, я такой! Не нравится — не общайтесь со мной», — бросает он родителям и учителям в ответ на все воспитательные мероприятия и поучения. Иногда кажется, что он все делает назло взрослым -и здесь как нельзя лучше подходит пословица «Полюбите меня черненьким, а беленьким меня любой полюбит». Подросток нуждается в любви и поддержке и ищет подтверждения тому, что его принимают и любят любого: с плохими отметками в четверти, выкрашенными в зеленый цвет волосами, вспыльчивого и раздражительного.

Внешний вид в младшем подростковом возрасте становится практически сверхценной идеей. Все воспринимается сквозь призму внешности — подросток рассматривает, кто как выглядит, как одевается, какими украшениями и косметикой пользуется и на основе этого делает выводы о привлекательности человека. Интересно отметить, что восприятие подростком как своей, так и чужой внешности фрагментарно — сосредоточено на отдельных чертах лица или частях тела. Нос начинает казаться слишком большим, руки — слишком длинными, уши — оттопыренными. Бывает так, что мысли о какой-то определенной части тела становятся навязчивыми и непрерывно возвращаются в сознание, несмотря на то, что подросток их от себя гонит. В любой обстановке эти мысли не заставляют себя долго ждать. Например, мальчику с небольшой родинкой на переносице кажется, что в школе на эту родинку все смотрят, нос «занимает пол-лица», в общественном транспорте все переглядываются и наверняка только об этой родинке и думают. Мысли о каких-то мнимых или действительных недостатках внешности могут преследовать подростка постоянно.

«С утра, как только я открываю глаза, первая мысль — о них. О прыщах. Вдруг еще появились за ночь? Я специально держу под подушкой зеркальце, и как только проснусь, рассматриваю свою кожу. Если все в порядке, никаких сюрпризов — у меня отличное настроение с утра. Но если появился хотя бы один новый прыщик, у меня просто руки опускаются. Не хочу идти в школу, не хочу вставать с кровати, никого не хочу видеть. Вам не понять (обращается к психологу), у Вас вон какая кожа…». Юля, 12 лет

Как уже говорилось выше, учебная деятельность отходит на второй план, уступая место коммуникативной деятельности. Главная ценность отметки для учеников 4-8 классов заключается в том, что она дает возмож-

4

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Познакомьтесь: подросток

ность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств (например, почетного звания хулигана, умеющего срывать уроки), то значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса подростки воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Тот факт, что его отругают, воспринимается подростком лишь как незначительный побочный эффект при достижении главной цели — завоевания внимания и уважения сверстников [12, 15, 19]..

Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики и личности в целом.

Возникновение психических новообразований характеризует (по Л. С. Выготскому) «непрерывный процесс самодвижения» личности [5, 6]. Одно из наиболее значимых новообразований подросткового возраста — чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка как бы предвосхищает его будущее положение в обществе. Другими словами, подросток претендует на положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Младший подросток чувствует себя «уже не ребенком» или «не хуже взрослого», в то время как взрослые продолжают считать его ребенком. Требования родителей тоже порой противоречивы: с одной стороны, от подростка требуют «вести себя по-взрослому», ему напоминают, что он «уже не маленький», а с другой — просят «не умничать» и поступать так, как решили родители.

Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т. е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький». Чувство взрослости и стремление отделить себя от всего подчеркнуто детского меняют поведение подростка не только дома, но и в классе. Появляется отвращение к необоснованным запретам и восприимчивость к промахам учителей (что зачастую раздражает педагогов). Однако самооценка подростка хрупка и ранима. Этот период характеризует отсутствие адаптации к неудачам — как личным, так и учебным. Самое страшное для подростка -прослыть «худшим», стать изгоем в своей среде, служить объектом критики и насмешек. И напротив, основополагающее понятие в обучении младших подростков — успех, ведь если он успешен в каком-либо роде деятельности, то этот род деятельности ему интересен. Успехи окрыляют подростка. То, что хорошо удается и высоко оценивается, вызы-

вает желание продолжать обучение, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение учебного интереса.

Эта фаза является, таким образом, прелюдией к периоду старшего подросткового возраста.

Итак, мы рассмотрели мы рассматривали психолого — педагогические особенности младшего подросткового возраста. Подведем итог. Особенностями младшего подросткового возраста являются: повышенный эмоциональный фон (от всплеска эйфории до периодов апатии и депрессии), восприимчивость к чужому мнению, обидчивость, стремление найти признание среди сверстников, противоречивые стремления быть «не хуже других» и в тоже время быть «не как все»; тенденция к образованию малых групп (групп по интересам), категоричность в суждениях, сочетающаяся со стремлением отделиться от всего детского, чувство взрослости.

В связи с этим педагогам следует искать способы создания такой референтной группы, в которой подросток мог бы проявить свою индивидуальность, и в которой он мог бы чувствовать поддержку сверстников и друзей по интересам [7, 8].

При этом педагогу желательно помнить, что нанести непоправимый вред самооценке при формировании личности подростка очень легко, поэтому следует быть осторожным с критикой как в учебной, так и во внеклассной деятельности подростка.

Школьному психологу следует уделять большее внимание родителям подростка, его общению внутри семьи. Нужно помнить, что трудным этот период является не только для самого подростка, но и для его родителей, которым тоже требуется поддержка и психологическое сопровождение. Родителям следует пояснить, что-то, что происходит с ребенком — нормально и является закономерным этапом развития его личности.

Теперь перейдем к рассмотрению проблем, связанных со старшим подростковым возрастом.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что четкой границы между младшим и старшим подростковым возрастом нет. Условно считается, что с 11 до 13 лет-младший подростковый возраст, с 14 до 17-старший. Но процессы взросления у всех индивидуальны и поэтому возрастные границы размыты.

Старший подростковый возраст ставит свои задачи перед формирующейся личностью подростка. Данный возраст — время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.

В возрасте 14-17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу.

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

5

Познакомьтесь: подросток

Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий. Сегодня он клянется, что Петя из соседнего подъезда — его друг на всю жизнь и понимает его, как никто другой (куда уж там вам, родители!), а завтра Петя объявлен врагом номер один, предателем и подлым лицемером. При этом причиной конфликта вполне может служить негативное высказывание Пети в адрес любимой музыкальной группы своего вчерашнего закадычного друга. Конфликты, разрывы и примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно- белое) мышление очень характерны для старших подростков. «Я -не такой, как вы!» — заявляет старшеклассник дома, противопоставляя себя миру взрослых в целом и родителям в частности. Психологи называют этот возраст порой «крестовых походов» и периодом открытия «Я». Подросток верит, что он — особенный, он не совершит тех ошибок, которые сплошь и рядом совершают взрослые, он может сделать мир лучше, потому что он честнее, искреннее, а зачастую и мудрее окружающих его взрослых людей. Подросток всем своим поведением как бы заявляет, что все знает лучше взрослых, и отныне будет жить «своей головой», а значит, в воспитательных мероприятиях он не нуждается. Таково его мироощущение, и именно поэтому любое замечание, любой совет воспринимаются в штыки, не говоря уже о нотациях и нравоучениях. Такая позиция подростка, в свою очередь, приводит к попыткам усилить контроль со стороны его родителей, что вызывает новую бурю протеста и получается замкнутый круг. А ведь понимание проблем подростка и способность к диалогу особенно важны на этом этапе, потому что старший подростковый возраст является сензитивным (особо чувствительным) для формирования нравственных убеждений, ценностных категорий и отношения к миру в целом.

Л. С. Выготский считает, что центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости) [5, 6]. Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному».

Конфликт несовпадения внешних условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию и охлаждению отношений со взрослыми. Родителям не всегда понятно, что это вдруг случилось с их ребенком, таким покладистым и бесконфликтным. Ведь с внешней стороны ситуации ничего не изменилось: ребенок учится в той же школе, живет в той же семье, никто его не обижал, и не было никакой непереносимой психологической травмы. Однако он требует иного к себе отношения, становится агрессивным, а заботу воспринимает как контроль и ограничение свободы. Отношения в семье внешне не из-

менились — по-прежнему к подростку относятся как к «маленькому», многое он не делает сам, многое -не разрешают родители. Да, подросток по-прежнему не самостоятелен, родители зарабатывают деньги, кормят, одевают, принимают важные решения — до реальной взрослости подростку еще далеко. Но «чувство взрослости» не дает ему покоя, он — другой, он -новый, он — взрослый! Здесь хочется процитировать слова одного подростка из его разговора с психологом относительно проблем с родителями. «Их проблема в том», — пояснил психологу мальчик, — «что они меня РАНЬШЕ знали». В этих словах заключен весь комплекс подростковых проблем. «Они», эта взрослая оппозиция, знали когда-то другого мальчика, маленького и послушного, а сейчас перед ними совершенно иной человек, хотя зовут его так же и он очень похож на того, прежнего. Вот поэтому, по мнению мальчика, родители и путаются, продолжая по привычке относиться к нему — новому как к тому «послушному сыночку».

Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания — стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру. Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. [8, 20, 22].

Какие еще особенности развития самосознания подростка можно отметить?

В этом возрасте часто наблюдается повышенное внимание подростка к собственному имени. Оно вдруг начинает раздражать, оно перестает нравиться, родителям часто высказываются претензии типа «что, нормального имени не было? выпендриться решили за мой счет?» (если имя редкое) и «ни на что более оригинальное фантазии не хватило?» — если имя традиционное. Вообще, отношение человека к собственному имени говорит о его принятии себя самого. Имя-это первое, что слышит младенец из уст матери, имя- это то, что мы ассоциируем с собой. Если человек любит свое имя- то можно говорить о положительном отношении к самому себе, о высокой самооценке и позитивном самовосприятии. Если имя не нравится — скорее всего, имеет место падение самооценки и восприятие человеком себя может быть негативно, или имеют место определенные комплексы и неуверенность в своих силах. У подростков часто наблюдается склонность к искажению своего имени, к экспериментированию с ним. Так, Антон может превратиться в Антика, Женя — в Жендоса, Лена — в Линду и т. п. Часто подросток требует от родителей «отныне называть его полным именем» — Владислав, Евгений, Катерина — подчеркивая тем самым свой новый взрослый статус. Однако, в периоды эмоционального стресса ничто так не успокаивает подростка, как обращение к нему по имени, которым его звали

6

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Познакомьтесь: подросток

в детстве — как правило, это уменьшительно-ласкательное имя: «Женечка», «Катюша». При этом, момент должен быть выбран правильно и с максимальным тактом (естественно, не «при свидетелях» в лице сверстников или других посторонних лиц), иначе вместо успокоения последует новый эмоциональный взрыв. Называя подростка так, как его звали в детстве, родители как бы говорят ему: «мы здесь, мы тебя любим, ты по-прежнему наш любимый ребенок, что бы с тобой сейчас не происходило».

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Если в младшем подростковом возрасте восприятие внешности фрагментарно, то в старшем возрасте представление о своем внешнем виде становится целостным. При этом совершенно не обязательно собственный внешний вид подростка устраивает. Он может быть по-прежнему недоволен своей внешностью, но уже не отдельными ее частями, а всем обликом в целом. Меняется походка, манеры. Свободные, спокойные движения уступают место угловатости, резкости. Мальчик-подросток ходит чуть ссутулившись, опустив руки в карманы, говорит сквозь зубы. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешность подростка часто становится источником постоянных недоразумений и может мешать общению со сверстниками в ближайшем окружении и школе.

«Я всегда помню, что не привлекательна. Все девчонки у нас в классе — как с обложек, просто модели, даже без косметики. Все мальчики только на них и смотрят. На меня не смотрит никто. А я каждый день встаю на два часа раньше, чтобы накраситься, подобрать одежду и уложить волосы перед школой. Иногда из-за этого не высыпаюсь, иногда опаздываю, но я лучше приду на пол-урока позже, чем явлюсь как чучело. Мама ругается. Ей не понять, что значит быть такой, как я, выглядеть так, что ни один парень не смотрит дольше нескольких секунд, Я все готова сделать, чтобы на меня прям пялились, как на остальных девчонок в классе. А она — «не высыпаешься»! Да если вдруг придется, я на четыре часа раньше вставать буду, лишь бы привести себя в приличный вид!»

Восприятие собственного тела связано с признанием собственной сексуальной привлекательности для противоположного пола, что очень важно для подростков. Подросток глубоко страдает не в случае объективной сексуальной непривлекательности, а при неполучении признания сексуальной привлекательности со стороны ближайшего окружения. [4] Часто можно наблюдать такую картину, когда, пытаясь доказать себе и окружающим свою сексуальную привлекательность, подросток ведет себя подчеркнуто раскрепощено, даже распущенно или же фантазирует, приписывая себе все мыслимые и немыслимые победы над противоположным полом. В случае, если подросток застенчив и неуверен в себе,

он погружается в собственные переживания, например, ведет дневник, размышляет о ценности внешней привлекательности и понятии красоты. Тема «кого можно назвать красивым» для старшего подростка неисчерпаема.

Самостоятельность подростка — это отдельная тема, которой можно посвятить ни одну страницу. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой — сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом. Родители, учителя, сверстники- все должны быть «оповещены» о том, что подросток — уже независимая личность, отдельная от родителей и не являющаяся их продолжением. Подростку очень важно доказать это прежде всего самому себе. Как уже говорилось выше, важнейшее новообразование этого возраста — чувство взрослости — это новый уровень притязаний, содержащий в себе глубокое противоречие. Начавшись в младшем подростковом возрасте, война под лозунгом «я уже взрослый» продолжается у старших подростков и принимает все больший размах. Психологи отмечают, что новый статус подростка («я взрослый») заставляет его претендовать на те права, которые он еще не умеет использовать и часто, получив их, не знают, что с ними делать. Например, долго бунтовавший против родительского контроля за выполнением домашних заданий подросток наконец добивается того, чтобы родители перестали его проверять. Первый момент триумфа вскоре сменяется у подростка растерянностью и недоумением: а дальше-то что? Часто бывает так, что подростки либо открыто просят о восстановлении правила или запрета, против которого воевали, либо начинают вести себя так, чтобы вынудить родителей запрет вернуть. После этого подросток, хотя и ощущая себя несколько уязвленным, остается доволен и испытывает чувство безопасности, ведь родительский контроль- это те привычные рамки, которые ограждают пока от страшного и не понятного пространства под названием взрослая жизнь.

Однако несмотря на такие эксперименты с отменой запретов, любое ущемление педагогами и родителями взрослой позиции вызывает у подростка неконтролируемую бурю эмоций, от горьких слез до гнева и грубости в адрес взрослого, посмевшего покуситься на его новый статус.

Примером может служить комната подростка -уменьшенная модель его внутреннего мира, границы которого он ревностно оберегает и защищает от любых несанкционированных проникновений.

«Дверь комнаты Олега теперь всегда закрыта. С внешней стороны он повесил знак «проезд запрещен», его автомобилисты «кирпичом» называют. Настоящий дорожный знак, железный, погнутый, проржавелый. И где он только его достал? Он требует, чтобы мы, входя к нему, стучались. В основном, захожу к нему я — спро-

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

7

Познакомьтесь: подросток

сить про обед, уроки, напомнить что-то. Конечно, я забываю стучаться, а он сердится. Однажды убралась у него в комнате, пока он был в школе — помочь хотела, так он такой скандал устроил! И на следующий день — не поверите — прибил гнутый гвоздь с петелькой с внутренней стороны прямо в дверной косяк и теперь закрывается изнутри. Еще собирался навесить замок снаружи, а ключ носить с собой — но отец ему запретил дверь портить. Скандал был, слезы — Вы не представляете. Муж из себя вышел, кричит: «Мы что, враги тебе, что ты от нас на замок закрываешься, или воры? Мы твои родители, самые близкие тебе люди, а ты как к захватчикам относишься!» А Олежка молчит, зубы стиснул, а в глазах слезы. Мне его жалко стало — я уже готова была ему этот замок сама прибить, а муж говорит: нечего попустительствовать. Пусть, мол, знает, что истериками он ничего не добьется».

«Однажды вошла в комнату Оли, а она сидит за компьютером в темноте, свет только от экрана — ну ясное дело, глазам вредно такое освещение. Я свет и включила. А она как вскинется: «Мама, я тебя просила это делать?! Входишь, как к себе домой, и свои порядки наводишь в МОЕЙ комнате!» Мне стало обидно. В ее возрасте я в одной комнате с двумя старшими сестрами и братишкой жила, угла своего не было, голову приклонить негде. Поэтому когда мы переехали со старой квартиры — мы у мужа жили раньше — я Оле комнату сразу отдельную выделила, а нам с мужем проходную. Пусть, думаю, у нее будет то, чего у меня не было. А она не ценит, еще и грубит… неблагодарная!»

В случае, если подростку негде уединиться, если у него нет своего личного пространства, он очень страдает. Конечно, далеко не у каждой семьи есть возможность выделить ребенку отдельную комнату (тем более, если ребенок не один и есть еще братья или сестры). В этом случае психологи рекомендуют поделить общую комнату на «сектора»- своеобразные зоны отдыха для каждого члена семьи. И особенно это касается подростков.

«Мое любимое место во всей квартире? А Вы смеяться не будете? Это ванная комната. Я там часами могу сидеть, закроюсь и торчу там, пока не выгонят. Говорю, что принимаю ванну, например, или просто ничего не объясняю. ведь это единственное место, где я могу побыть одна. Там я могу быть сама собой, не заморачиваться, кто как на меня смотрит, кто что подумает или скажет. Это мое личное пространство, которое я ни с кем не должна делить. В комнате я с сестрой, на кухне всегда торчит мама или бабушка, в школе — ребята. А в ванной я сама себе хозяйка. Музыку в плеере включу и пока они в дверь ломиться не начинают, балдею».

«Иногда лежишь на диване, пытаешься читать, а вокруг дурдом. Анька по комнате носится, родаки на кухне телек врубили, Юлька в коридоре по телефону с подружками трещит — и прямо лежишь и чувствуешь, как едет крыша. Ни секунды тишины. Ни минуты покоя. Как только появляется возможность,

сбегаю во двор. Даже если никто из ребят не гуляет. Лучше слоняться без дела по улицам, чем сходить с ума дома. Там хотя бы наедине со своими мыслями побыть можно».

В этом возрасте подросток пытается узнать, какой же он на самом деле есть, что ему свойственно, какие у него есть особенности характера [17, 18]. Поиски ответов на вопросы «кто я?», «что я?» и осознание своей непохожести на других небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения. Но что значит «травмирующая ситуация»? На этом хотелось бы сделать особый акцент. Дело в том, что эмоциональная сфера подростка неустойчива и любое мелкое замечание, самый обычный вопрос может как раз расцениваться подростком как травмирующий, перерасти в его сознании в чрезвычайную ситуацию, требующую незамедлительного реагирования. Реакция тоже может быть гипертрофированной и далеко не безобидной. Известно много случаев подросткового суицида на фоне острой реакции на незначительные (как казалось взрослым) раздражители.

В ответ на насмешку отца над новой прической пятнадцатилетняя девочка, не говоря ни слова, повернулась, открыла окно и шагнула с десятого этажа.

После обсуждения отметок в четверти и фразы матери о том, что с таким аттестатом сын сможет работать только дворником, мальчик закрылся в ванной и вскрыл себе вены на обеих руках.

Отец тринадцатилетнего подростка обещал выпороть его ремнем, если он получит за контрольную «отметку ниже четверки». Получив двойку и не дожидаясь, пока отец придет домой, сын закрыл дверь с внутренней стороны на щеколду и повесился.

Таких страшных случаев можно перечислить много. Все они рассказаны психологами, у которых родители погибших детей потом проходили реабилитацию. Эти не придуманные истории навсегда служат напоминанием о том, как бережно следует относиться к возрасту, когда ценность жизни еще не сформирована, а эмоции бьют через край и порой выстоять против их наплыва ребенку не по силам.

О подростке можно говорить бесконечно, рассматривая разные аспекты его адаптации в социальной среде и конечно, одной статьей тут не обойтись. Личность подростка многогранна и мы надеемся, что понимание особенностей периода взросления позволит педагогу работать значительно эффективнее с данной возрастной группой [16, 17, 18].

Помните, что тот, кто не пережил «подростковый бунт» вовремя, будет переживать его гораздо позже, возможно тогда, когда уже сам будет родителем. Каждая фаза становления личности — и подростковый возраст не является исключением — должна проходить в отведенное ей природой время.

8

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Познакомьтесь: подросток

Литература

1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис…. канд. пси-хол. наук. — Казань, 2000. — 18 с.

2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. -М., 1991.

3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростковомолодежных групп. — М., 2000.

4. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2002. — 21 с.

5. Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. соч в 6 т., т. 4-й. — М., 1984.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982. — Т 2.

7. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Пермь, 2001. — 18 с.

8. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1989.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.-1983.

10. Малкина-Пых И. Кризисы подросткового возраста. — М.: Изд-во Эксмо, 2004.

11. Мухина В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста // Развитие личности — 2000. — №1.

12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство, 1996.

13. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной — М.: Педагогика, 1988.

14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. — М.: Мир, 1994. — 320 с.

16. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). — 2001. — N 1. — С. 27-32.

17. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2011. — №1.

18. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — №2.

19. Фадеев В.В., Мухлынина О.В. Динамика дезадаптационных проявлений у учащихся средней школы // Журнал практического психолога. — 1997. — №5. — С. 40-44.

20. Фролов Ю.И. Психология подростка. — М.: Рос. пед. аг-во, 1997. — 526с.

21. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

22. Эриксон Э.Г Идентичность: юность и кризис. — М.: «Прогресс», 1996. — 340 с.

J

Л

А.Г. Еремина

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И СЛОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Каковы особенности молодежных субкультур?

____________________________________________Г

Аннотация. В статье автор раскрывает особенности формирования молодежных субкультур и рассматривает их классификацию. Приводится пример одной из ярчайших подростковых субкультур- панков, что помогает читателю прийти к осмыслению самого понятия молодежной субкультуры, а также даются советы школьного психолога родителям подростков.

Ключевые слова: социализация, подростковый возраст, молодежная субкультура, социальная зрелость, ролевой конфликт, неформалы, панки

Вы не заметили, когда ваш ребенок вырос и из спокойного ласкового малыша превратился в груби-яна-подростка? Случается и так. Но если вас все чаще посещает желание наказать ребенка или, что тоже случается, взяться за ремень, остановитесь и подумайте!

Во-первых, не забывайте, что ваш ребенок просто взрослеет, а потому любой ценой старается подчеркнуть свою индивидуальность и спешит доказать, что не является «продолжением» мамы или папы, что он совсем другой, непохожий на них человек. Вспомните

себя в его возрасте и те проблемы, которые возникали у вас с родителями.

Перед взрослеющими детьми стоит непростая задача: показать нам, что они уже не малыши, но при этом мы должны помнить, что они еще и не взрослые. А чтобы стать взрослыми, детям необходимо объяснить себе и окружающим, кто они такие, какое место у них в жизни, проявить самостоятельность и независимость.

Юношеский максимализм — это не выдумки литераторов или детских психологов. У подростков нет в вос-

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

9

Magisteria

MagisteriaАCreated using FigmaVectorCreated using FigmaПеремоткаCreated using FigmaКнигиCreated using FigmaСCreated using FigmaComponent 3Created using FigmaOkCreated using FigmaOkCreated using FigmaOkЗакрытьCreated using FigmaЗакрытьCreated using FigmaGroupCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using Figma��� �������Created using FigmaEye 2Created using FigmafacebookCreated using FigmaVectorCreated using FigmaRectangleCreated using FigmafacebookCreated using FigmaGroupCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaНа полный экранCreated using FigmagoogleCreated using FigmaИCreated using FigmaИдеяCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaGroupCreated using FigmaLoginCreated using Figmalogo_blackCreated using FigmaLogoutCreated using FigmaMail.ruCreated using FigmaМаркер юнитаCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaРазвернуть лекциюCreated using FigmaГромкость (выкл)Created using FigmaСтрелкаCreated using FigmaodnoklassnikiCreated using FigmaÐCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaПлейCreated using FigmaДоп эпизодыCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСвернуть экранCreated using FigmaComponentCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaШэрингCreated using FigmaГромкостьCreated using FigmaСкорость проигрыванияCreated using FigmatelegramCreated using FigmatwitterCreated using FigmaCreated using FigmaИCreated using FigmavkCreated using FigmavkCreated using FigmaЯCreated using FigmaЯндексCreated using FigmayoutubeCreated using FigmaXCreated using Figma

Головные боли в подростковом возрасте — Kazan-clinic.ru

«Мама, у меня голова болит»
Нередко родители слышат от своих детей-подростков жалобы на головную боль. Не стоит списывать это на хитрость, лень и нежелание готовить уроки. Нужно обратиться к врачу, чтобы не пропустить болезнь.
О причинах головной боли у подростков рассказывает врач невролог, врач функциональной диагностики ЛДЦ «Казанская клиника» Антон Николаевич Бакланов.
— Почему головная боль нередко мучит именно подростков? 
— Частые стрессы, избыток информации, перегрузки в школе, гормональные всплески – все это может вызвать, спазмы и сужение сосудов головного мозга и напряжение мышц черепа. В результате у подростка нарушается адекватное восприятие окружающего мира, он становится раздраженным, быстро утомляется, теряет здоровый сон и желание учиться. 
— Что может привести к головной боли, какие симптомы ее сопровождают?
— Одной из причинной головных болей являются стрессовые ситуации. В подростковом возрасте довольно много событий, которые могут привести к эмоциональной перегрузке: это и школа, и отношения в семье, и общение со сверстниками, и первые романтические чувства, и планы на дальнейшее обучение… Непростые ситуации вызывают у подростков головную боль напряжения, когда возникают ощущения, словно голову сжимают обручем или тесным головным убором. Боль при этом бывает пульсирующей или ноющей. Могут наблюдаться тошнота, рвота, упадок сил. 
Нарушения сна, а также избыток сна также могут вызвать головную боль. Поэтому для подростков очень важен определенный распорядок дня. В этом возрасте необходимо спать не менее 10 часов, чтобы справляться с нагрузками. 
Также головную боль могут вызывать вредные привычки. По данным статистики курящие подростки испытывают головные боли чаще своих некурящих сверстников. Вредные вещества, содержащиеся в сигаретах, вызывают сужение сосудов, что провоцирует головные боли. Способствует этому и употребление алкоголя, что порой случается несмотря на запреты взрослых в подростковых компаниях. Кстати, курение и прием алкоголя могут привести к заболеваниям дыхательной системы, сердечно-сосудистым расстройствам, стоматологическим проблемам.
— Какая причина чаще всего вызывает головную боль?
— Одной из самых распространенных причин головных болей у подростков являются изменения в работе сосудов. Головная боль наблюдается при вегето-сосудистой дистонии, артериальной гипертензии и гипотонии, васкулитах (воспалениях сосудов), недостаточности венозного кровообращения и других проблемах с сосудами.
— При каких симптомах не следует тянуть с визитом к врачу? 
— Если у ребенка наблюдаются сильная головная боль, рвота, судороги, раздражительность, зрительные расстройства, нарушения координации, необходимо срочно обратиться к врачу, чтобы исключить вероятность опухоли мозга. Любые травмы головы (ушибы, сотрясения, гематомы, переломы и т.д.) способны вызвать сильную головную боль. Иногда это происходит спустя некоторой время после происшествия. Поэтому при подобных травмах, даже если не наблюдается никаких изменений, желательно обратиться в травмпункт, где специалисты выявят возможные нарушения.
В любом случае, не стоит отмахиваться, если ребенок подросткового возраста жалуется на головную боль. Нужно сразу обратиться к врачу-неврологу.

Расширение подросткового возраста: значение для реформы уголовного правосудия

Автор Стивен Брарен

 

Когда ребенок становится взрослым?

Ответ на этот вопрос всегда был произвольным. Тем не менее, то, как мы определяем подростковый возраст — период жизни между детством и взрослой жизнью — имеет важные последствия для того, как социальные институты относятся к подросткам.

В новой статье, опубликованной в журнале The Lancet , группа ученых выступает за расширение периода подросткового возраста с 10–19 до 10–24 лет.Авторы предполагают, что эта переосмысление более точно отражает образ жизни, изменившийся за последние десятилетия, и подтверждается достижениями в научных исследованиях. Более широкое определение подросткового возраста имеет последствия для многих областей политики, включая, что немаловажно, уголовное правосудие.

Традиционно начало полового созревания знаменует собой начало подросткового возраста. Однако конечная точка определена менее четко, поскольку различается в зависимости от культурных и социальных норм.Переход от подросткового возраста к взрослой жизни, как правило, отмечен переходом от образования к работе, браку и воспитанию детей — жизненные события, которые сейчас происходят в более позднем возрасте, чем в предыдущие десятилетия.

Аргументы в пользу расширения верхнего возрастного диапазона подросткового возраста также основаны на недавних открытиях в области психологии и неврологии, которые показывают, что развитие мозга и поддерживаемых им психических функций продолжается и после 30 лет. В частности, нейровизуализационные исследования показали, что ключевые области мозга, участвующие в исполнительном контроле, принятии решений и регулировании эмоций, у подростков незрелы.Точно так же, поскольку эти регуляторные цепи еще не полностью развиты, подростки более подвержены влиянию сверстников и более склонны к импульсивному и рискованному поведению.

По этим причинам многие ученые и политики призывают к новому определению подросткового возраста. Эти аргументы часто рассматривались через призму ювенальной юстиции, потому что переосмысление подросткового возраста может коренным образом изменить то, как система ювенальной юстиции обращается с подростками. Действительно, эти дебаты привели к недавним реформам в системе ювенальной юстиции.

В частности, в апреле 2017 года штат Нью-Йорк принял закон о повышении возраста, увеличив возраст уголовной ответственности до 18 лет. До этого Нью-Йорк и Северная Каролина были единственными штатами США, в которых все 16- и 17-летние подростки автоматически привлекались к уголовной ответственности как взрослые, независимо от правонарушения. Такие изменения противодействуют большей части драконовского законодательства о «жесткой борьбе с преступностью», поддерживаемого как республиканцами, так и демократами в течение последних нескольких десятилетий, и продвигаются к системе, в большей степени ориентированной на предотвращение и реабилитацию, чем на возмездие.Научные исследования были необходимы для продвижения этой кампании вперед.

С другой стороны, некоторые утверждают, что увеличение подросткового возраста до 24 лет и повышение возраста уголовной ответственности делает молодежь инфантильной и позволяет избежать ответственности за свои действия. Однако корректировка строгости наказания не означает, что преступление останется безнаказанным — это всего лишь корректировка последствий в соответствии с преступлением.

Помимо вопросов виновности, есть еще две важные причины, по которым научные исследования подросткового возраста имеют решающее значение для реформы уголовного правосудия.Обе причины зависят от того факта, что подростковый возраст является чувствительным периодом развития мозга, а это означает, что мозг податлив и может формироваться как положительным, так и отрицательным жизненным опытом.

С одной стороны, эта податливость означает, что подростковый возраст может быть «окном уязвимости», в течение которого травматические переживания могут нарушать развитие подростка. В соответствии с этим данные продольного исследования показывают долгосрочное негативное влияние на психосоциальную зрелость после заключения в подростковом возрасте.Очевидно, что стресс, связанный с заключением, может оказывать длительное воздействие на молодежь и фактически способствовать антиобщественному и агрессивному поведению, что, вероятно, подвергает опасности других после освобождения.

С другой стороны, подростковый возраст также может быть «окном возможностей». Повышенная пластичность подросткового мозга означает, что он также может быть особенно восприимчив к позитивным, просоциальным влияниям. Таким образом, политика и программы, поощряющие реабилитационное, а не карательное лечение, могут быть более эффективными для достижения положительных результатов.Все чаще поддерживается идея о том, что наука может сообщить, когда и как можно реализовать программы и меры в области правосудия, чтобы добиться максимальных положительных результатов для подростков.

Исследования подросткового возраста по-прежнему будут иметь важное значение для информирования о методах, основанных на фактических данных, и для продвижения вперед прогрессивных реформ уголовного правосудия. Среди них увеличение подросткового возраста может быть действенным путем не только к улучшению здоровья, развития и благополучия подростков, но и к созданию более справедливой и справедливой системы уголовного правосудия.

 

Стивен Брарен — аспирант NYU Steinhardt, который изучает когнитивное развитие и развитие мозга в условиях социально-экономического неравенства.

Переосмысление нашего определения подросткового возраста

Будучи стажером-респирологом, я находился под сильным влиянием ухода за молодыми людьми с муковисцидозом. Я изучал медицину в Мельбурнском университете, а затем специализировался на педиатрии. Раньше значительная часть молодых людей с муковисцидозом умирала в раннем подростковом возрасте.

Но в конце 1980-х произошло резкое увеличение выживаемости в подростковом возрасте. Когда я была молодой женщиной-стажером, эти девочки-подростки «набросились» на меня с вопросами — почти все об их сексуальном и репродуктивном здоровье — что привело к тому, что я стал больше интересоваться здоровьем подростков.

Текущее определение подросткового возраста – от 10 до 19 лет. Фото: Getty Images

Подростковый возраст как жизненный этап еще относительно плохо изучен. За время стажировки я работал со многими молодыми людьми с различными заболеваниями . Каждый из них уникален, но их потребности и заботы имеют больше общего, чем различий.

Центр здоровья подростков возглавил крупные исследовательские инициативы, которые помогли нашему сообществу узнать об этом этапе жизни. Мы также разработали программу последипломного обучения по вопросам здоровья подростков.

Подростковый возраст также изменился. В нашей недавней статье «Подростковый возраст» ставится под сомнение нынешнее определение подросткового возраста, которое в настоящее время составляет от 10 до 19 лет.

ВОЗ уделяет особое внимание здоровью подростков?

Подробнее

Половая зрелость начинается раньше. И в наши дни переходы социальных ролей, которые традиционно указывали на взрослую жизнь (например, финансовая независимость, обустройство спутника жизни и рождение детей), происходят гораздо позже.

Нынешнее определение датируется серединой 20-го века, когда многие люди вступали в брак и имели детей к двадцати годам. Вместо этого мы предлагаем, чтобы подростковый возраст лучше концептуализировался как период до 24 лет.Это более тесно согласуется со знаниями о развитии мозга, а также с нашим пониманием этой фазы жизни.

Ни один возраст не определяет взрослую жизнь . Ключевым моментом в этом документе было то, что политика в отношении подростков должна уравновешивать расширение возможностей и участие молодых людей с усилиями по защите их здоровья и безопасности.

Некоторые вещи должны начинаться раньше.

Политика в отношении подростков должна обеспечивать баланс между расширением прав и возможностей и участием молодых людей. Фото: Getty Images

В Австралии есть все основания снизить возрастной ценз с 18 до 16 лет, учитывая важность вовлечения молодых людей в их сообщества и обеспечения того, чтобы политики лучше осознавали потребности молодых людей.Ряд стран, таких как Шотландия, уже сделали это.

В отличие от этого, австралийская система выдачи водительских прав является хорошим примером, когда, хотя вы можете получить водительские права в 18 лет в Виктории, лицензии с испытательным сроком налагают более жесткие ограничения на новых водителей, чем на опытных водителей.

Хорошая политика в отношении подростков требует четкого понимания развития подростков. В подростковом возрасте во время медицинского обучения я практически не получил никакого образования, и очень мало даже в педиатрическом обучении.

Важность среднего возраста вашего ребенка

Подробнее

Мой вход в подростковый возраст как этап развития произошел от молодых людей с хроническими заболеваниями, которые задавали мне вопросы, а не наоборот. В слишком многих частях мира это все еще так. Мы прилагаем все усилия, чтобы изменить это.

Но то, как мы говорим о подростковом возрасте, меняется. Джордж Паттон, профессор исследований здоровья подростков Мельбурнского университета, и я вели две серии статей в авторитетном медицинском журнале The Lancet, о здоровье и благополучии подростков в 2007 и 2012 годах.

В результате нас пригласили возглавить Lancet Комиссию по здоровью и благополучию подростков под названием Наше будущее . Комиссия Lancet 2016 года помогла сформировать глобальное понимание того, какие инвестиции необходимы для улучшения здоровья подростков. И это оказывается широко влиятельным.

Новая политика Организации Объединенных Наций касается не только женщин и детей, как это было раньше, но теперь представляет собой глобальную стратегию охраны здоровья женщин, детей и подростков.

Новое определение подросткового возраста может расширить возрастную группу до 24 лет.Фото: Getty Images

Подростковый возраст меняется, как и наши знания о том, как улучшить здоровье . Мельбурнский университет предлагает многопрофильную последипломную подготовку по вопросам здоровья и благополучия подростков. Эта онлайн-программа последипломного образования направлена ​​​​на повышение знаний о развитии, здоровье и благополучии подростков для учителей, врачей, медсестер и других медицинских работников, молодежных работников, работников юстиции и общественных деятелей.

Крайне необходимо обеспечить, чтобы эти специалисты были готовы справиться с современными сложностями этого периода жизни.Мы стремимся создать критическое представление об основных причинах проблем со здоровьем у подростков и о том, как лучше всего их решать.

Во многих частях мира существует фактическая тишина, когда речь идет об обучении или обучении подростков. Поэтому, чтобы помочь изменить это, мы также проводим Global Adolescent Health, первый массовый открытый онлайн-курс (MOOC), посвященный проблемам здоровья подростков и их результатам .

Раннее половое созревание связано с социально-экономическим статусом

Подробнее

Бесплатный восьминедельный курс дает целостный взгляд на здоровье и благополучие молодежи.Он охватывает здоровье и развитие, почему подростковый возраст начинается раньше и заканчивается позже, как половое созревание влияет на будущее здоровье, психическое здоровье, сексуальное и репродуктивное здоровье, травмы и несчастные случаи, неинфекционные заболевания и рискованное поведение.

Многие молодые люди в Австралии преуспевают, но слишком многие остаются позади к концу подросткового возраста. Молодые люди из числа коренного населения, лица, работающие в системе правосудия, бездомные, живущие в изолированных сельских общинах или иным образом социально маргинализированные, имеют гораздо худшие показатели здоровья.

Нам нужны инвестиции, чтобы улучшить их здоровье и жизнь, а также поделиться тем, что мы узнали за пределами наших берегов. Насколько я понимаю, никогда не было более захватывающего времени для работы в области здоровья подростков.

— Как рассказала Шерил Кричли

Баннер: Getty Images

Более быстрое старение во взрослом возрасте связано с состоянием здоровья в подростковом возрасте

NEWТеперь вы можете слушать статьи Fox News!

По данным исследователей, люди, которые страдали ожирением, ежедневно курили или у которых в подростковом возрасте диагностировали психологическое расстройство, могут стареть быстрее, чем их сверстники.

В исследовании, опубликованном в конце прошлого месяца в журнале JAMA Pediatrics, группа международных авторов проанализировала данные 910 участников новозеландского исследования Данидин.

СМЕРТНОСТЬ ОТ РАКА ЛЕГКИХ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАНЬШЕ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОТЧЕТ

Исследование отслеживало здоровье и поведение жителей Данидина, Новая Зеландия, которые родились в период с апреля 1972 года по март 1973 года, следуя за людьми в возрасте от 3 лет. до 45.

Оценка в более позднем возрасте выявила по крайней мере одно состояние здоровья подростка и показатель исхода, включая темпы старения, скорость походки, возраст мозга и возраст лица.

Анализ данных проводился с 11 февраля 2021 г. по 27 сентября 2021 г.

Астма, курение сигарет, ожирение и психологические расстройства оценивались в возрасте 11, 13 и 15 лет. по сравнению с теми, у кого не было этих состояний, подростки, которые ежедневно курили, страдали ожирением или имели диагноз психологического расстройства, были биологически старше в среднем возрасте.

Это не относится к подросткам с астмой, что, как отметила группа, противоречит предложениям предыдущих исследований.

ОЖИРЕНИЕ: БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ ИМЕЮТ ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС, ПОКАЗЫВАЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ Стареет медленнее, скорость ходьбы, стареет мозг и стареет лицо в среднем возрасте и стареет почти на три месяца быстрее каждый год по сравнению с участниками, у которых не было ни одного из заболеваний. Они тоже шли 11.на 2 сантиметра в секунду медленнее, возраст мозга был старше на два с половиной года, а возраст лица — почти на четыре года старше, чем у тех, кто этого не сделал.

Авторы исследования измерили темпы старения с помощью повторных оценок индекса массы тела (ИМТ), соотношения талии и бедер, анализов крови, гормонов для регулирования аппетита и накопления жира, артериального давления, уровня холестерина, кариеса, кардиореспираторного состояния и МРТ головного мозга. .

Статус астмы оценивали с помощью стандартизированных опросов участников специалистами-пульмонологами.Статус курения оценивался с помощью самоотчетов о курении сигарет в ходе личных интервью.

Исследователи также пришли к выводу, что эти состояния можно лечить в подростковом возрасте, чтобы снизить риск ускоренного биологического старения в более позднем возрасте.

«Лечение этих модифицируемых состояний здоровья детей может предотвратить накопление хронических заболеваний, развитие инвалидности и риск ранней смерти во взрослом возрасте за счет снижения риска ускоренного биологического старения», — заключили они.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ FOX NEWS

Ограничения исследования включают в себя то, что участники были преимущественно белыми, другие состояния здоровья также могли иметь отношение к среднему возрасту и что исследование Данидина было обсервационным.

Авторы отметили, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы установить, являются ли наблюдаемые ассоциации с ускоренным старением обратимыми при лечении.

Является ли возраст 20 расширенным подростковым возрастом?

Каждый студент, посещающий NJIT сегодня, по закону является взрослым, то есть старше 18 лет.В предыдущие годы это считалось «жестким ограничением» для подростков, и от них ожидалось, что они будут брать на себя такие обязанности, как сохранение работы, поиск жилья и создание семьи в течение следующих пяти или шести лет. Эта идея была определена в 1940-х и 50-х годах, когда Соединенные Штаты развивались и процветали.

Поскольку новые факторы, такие как развивающиеся критерии взрослой жизни, новые пути к традиционному успеху и влияние из других частей мира, начали определять траекторию движения молодых людей сегодня, пришло время пересмотреть идею о том, что 20-летних можно увидеть как полноценные взрослые.

Первое и, пожалуй, самое важное различие между серединой 20-го века и сегодняшним днем ​​заключается в значительном увеличении важности дипломов о высшем образовании. В 1940 году перепись населения США показала, что только 4,6% взрослых в возрасте 25 лет и старше имели степень бакалавра. Сегодня это число возросло до 36%, почти в девять раз. Как известно студентам NJIT, степени бакалавра обычно рассчитаны на четыре года, и они присуждаются после окончания средней школы. Общий возраст получения степени бакалавра составляет 22 года по сравнению с 18 годами для выпускников средней школы.Эти дополнительные четыре года продолжают образование студента и отдаляют момент, когда он находит работу на полную ставку.

В современном обществе высоко ценится диплом о высшем образовании. Уровень безработицы для тех, кто имеет степень бакалавра, составляет 2,3% по сравнению с 4,6% для выпускников средней школы. Кроме того, обладатели степени бакалавра, как правило, зарабатывают больше. Выпускники средней школы зарабатывают лишь около 62% от зарплаты обладателей дипломов того же возраста, и им может быть трудно накопить достаточно, чтобы позволить себе дом или содержать семью.

Подводя итоги, можно сказать, что обучение в колледже стало важным вложением времени, которое отдаляет возраст начала карьеры, но дает вознаграждение, включая более высокую оплату и большую стабильность работы. Это означает, что люди начинают искать долгосрочную работу в возрасте 22 лет, а не в возрасте 18 лет.  

Кроме того, понятие взрослой жизни и независимости, начиная с позднего подросткового возраста, может быть ограничено Соединенными Штатами и Западной Европой. Во всем мире, включая Ближний Восток и Северную Африку, Восточную Азию, Индийский субконтинент и Восточную Европу, молодые люди, как правило, живут со своими родителями, по крайней мере, до 20 лет, после чего они находят работу или женятся.ABC News сообщает, что в Египте принято, чтобы дети жили с родителями до свадьбы.

В Индии студенты традиционно живут со своими семьями, по крайней мере, до тех пор, пока они не закончат обучение в колледже, а часто и до вступления в брак. Общий возраст детей, уезжающих из родительского дома, также, вероятно, занижается в средствах массовой информации — даже в Европе средний возраст уезжающих составляет 26,4 года, а в таких странах, как Италия, Португалия, Испания, Болгария и других, он значительно превышает 30 лет. по данным Евростата.Понятно, что большая часть мира не считает 18 или 20 лет первым шагом во взрослую жизнь, по крайней мере, сейчас.

Итак, вопрос: что именно означает быть взрослым? Это значит жить отдельно от родителей? Означает ли это финансовую независимость, или женитьбу, или создание семьи? Достаточно ли мы зрелы в 20 лет, чтобы полностью взять на себя ответственность за свои действия? Наука говорит нет. Мозг не прекращает полностью расти и развиваться до середины 20–30 лет.

Конечно, люди не должны ждать, пока их мозг перестанет развиваться, чтобы принимать важные решения об образовании и будущем. Однако это означает, что людей в возрасте от 18 до 24 лет можно было бы сгруппировать в отдельную категорию под названием «молодая взрослость», чтобы точно описать их молодость и изменения, через которые они все еще проходят. Хотя 20 лет, безусловно, достаточно взрослый, чтобы брать на себя ответственность за учебу, работу и другие дела, это может быть неподходящее время для серьезных обязательств, таких как покупка дома, брак или дети.

В конце концов, однако, одно можно сказать наверняка: независимо от того, сколько лет их отпрыскам, большинство родителей по-прежнему склонны думать о них как о детях — и в 20 лет они вполне могут быть таковыми.

Подход системы правосудия, основанный на возрасте, упускает из виду, что подростковый возраст продолжается после 18 лет, говорят ученые

(Inside Science) — в США, когда человеку исполняется 18 лет, он получает новые права, такие как право голоса.Они также несут новое бремя, особенно в правовой системе. Федеральные законы и законы штата могут относиться к правонарушителю в день его или ее 18-летия совсем иначе, чем накануне. Но согласна ли наука о развитии с тем, что 18-летний подросток может рассуждать как взрослый?

Вопреки преобладающей правовой точке зрения, мозг и психологические способности человека обычно полностью не созревают примерно до 22 лет, по словам Б. Дж. Кейси, психолога из Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, переход на конференции Общества неврологии в Сан-Диего на прошлой неделе.Учитывая, что люди в возрасте от 18 до 21 года во многих отношениях все еще являются подростками, которые становятся взрослыми, она и другие ученые утверждают, что правовая система должна учитывать это и избегать чрезмерно суровых наказаний.

Развитие мозга «выходит за рамки того, что мы обычно связываем с юностью, основываясь на юридических определениях, — в период юности», — сказал Кейси.

Максимальный возраст, на который может подпадать под юрисдикцию суда по делам несовершеннолетних, составляет 17 лет во всех американских штатах, кроме пяти, где он составляет 16 лет.И во многих штатах прокуратура решает, обращаться ли к суду по делам несовершеннолетних или через суд для взрослых. В других контекстах, связанных с рассуждениями взрослых, применяются кажущиеся произвольными возрастные вехи: возраст для голосования и возраст для курения — 18 лет, а возраст употребления алкоголя — 21 год, в то время как возраст, в который вы можете вступать в брак без согласия родителей, варьируется от штата к штату, как и возраст, в котором девушки можно сделать аборт или контрацепцию, что обычно до 18 лет.

Когнитивные способности подростков, важные для принятия решений, в подростковом возрасте достигают уровня взрослых.Но в то время как «когнитивная зрелость, по-видимому, достигается примерно к тому времени, когда люди достигают 16 лет, эмоциональная зрелость все еще продолжается после 18 лет, по крайней мере, до 22 лет или около того», — сказал Лоуренс Стейнберг, психолог из Университета Темпл в Филадельфии, описывая свои открытия. международное исследование, опубликованное ранее в этом году.

Даже в позднем подростковом возрасте и в начале 20-летнего возраста люди испытывают сильные чувства желания, гнева и страха и борются с давлением сверстников. Тем не менее, в отличие от пожилых людей, эти эмоциональные и социальные влияния снижают когнитивные способности молодых людей и больше влияют на их суждения, обнаружили Стейнберг и его коллеги.То есть, когда молодой взрослый принимает решения в социальных и эмоциональных ситуациях, которые он называет «горячим» познанием, их суждения больше похожи на суждения подростков, как показали другие исследования.

Различные признаки зрелости мозга также указывают на подобный, более поздний возраст. Например, томография головного мозга с помощью МРТ показывает, что префронтальная кора, которая сдерживает склонность к риску, продолжает развиваться в подростковом возрасте и до 20-летнего возраста. Паттерны связей в мозгу с возрастом становятся более отчетливыми, как отпечатки пальцев в мозгу, но этот процесс продолжается и до 20 лет.

Ученые могут приблизительно предсказать возраст человека, основываясь на уникальности этой связи, но эта модель дает сбой и предсказывает более низкий возраст, когда человек испытывает сильные чувства.

«Зрелость вашего мозга выглядит по-разному в эмоциональном и нейтральном контекстах, и эти различия связаны с вашими предпочтениями в отношении риска, по крайней мере, в этом диапазоне молодых людей», — сказала Моника Розенберг, нейробиолог из Йельского университета. По сути, как положительные, так и отрицательные эмоции заставляют молодых людей больше рисковать и вести себя как их сверстники-подростки.

Правовая система начинает догонять эти научные разработки, которые предлагают более тонкий взгляд на границу между несовершеннолетними и взрослыми. Верховный суд запретил обвиняемым в возрасте до 18 лет приговариваться к смертной казни в 2005 году и к пожизненному заключению без права досрочного освобождения в 2010 году, а в 2016 году администрация Обамы запретила практику одиночного заключения несовершеннолетних в федеральных тюрьмах. Суды, предназначенные для молодых людей, появились в нескольких штатах, и Коннектикут тестирует пилотную программу под названием TRUE исправительных учреждений для молодых людей, ориентированных на реабилитацию, вдохновленную немецкой тюрьмой.Массачусетс начал аналогичную программу в этом году.

Адвокаты защиты время от времени прибегают к неврологии, чтобы доказать, что с кем-то старше 18 лет следует обращаться как с несовершеннолетним или что им следует вынести более милосердный приговор. Но судьи, независимо от того, симпатизируют они науке или нет, часто чувствуют себя связанными 18-летним отсечением, сказала Нита Фарахани, ученый-юрист юридического факультета Университета Дьюка в Дареме, Северная Каролина. «Речь идет не о том, убедительны ли доказательства; речь идет о том, что потребуется в качестве политики или системных изменений, а не изменений в отдельных судах или в каждом конкретном случае.»

Последние данные нейробиологии показывают, что не существует четкого возраста, в котором человек может мгновенно думать и рассуждать как взрослый. Но переход к юношеской взрослой жизни, безусловно, продолжается и после 18 лет. На конференции Кейси призвал ученых, родителей и политиков признать, что развитие мозга продолжается после 18 лет, и соответствующим образом адаптироваться.

.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.