Вальдорфская программа дошкольного образования – 🎀 —

Содержание

Вальдорфская методика развития для детей

Вальдорфская методика обучения — это альтернативная педагогическая система. Её основал Рудольф Штайнер (1861–1925). Первую школу открыли в 1919 году по желанию Эмиля Мольта, который был директором сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Затем при школе организовали детский сад, который работал по тем же методам, что и школа. Новоявленная система начала давать свои положительные плоды, поэтому  на волне успеха начали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. На сегодняшний день работают примерно 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру. Вальдорфская методика базируется на философских мнениях Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Согласно нему, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании ребенка нужно помнить и о духовном развитии. Сама теория достаточно интересная, в ней поиск индивида смысла жизни крепко переплетается с шансом стать богоподобным. В учебных заведениях антропософии детей не учат, но она все равно находится во главе угла вальдорфской методики.

Основные принципы методики

  • Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
  • Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
  • Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
  • Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным авторитетом и примером для подражания. Поэтому педагогу нужно постоянно саморазвиваться, улучшать себя, пробовать новое, но в то же время следить, чтобы манеры, поведение, жесты, мимика и слова были на уровне. Подражание – чуть ли не основная часть обучения. Детям свойственно подражать не только взрослым и сверстникам, но и всей природе в общем.
  • Только в вальдорфской школе ваш сын или дочь будет играть очень долго, разнообразно, с интересом. Чтобы познать окружающий мир, его таинства, секреты природы, детям нужно вовлечься в игру.  В ней не прописаны определенные и конкретные правила, ребенок просто играет. Задача воспитателей и учителей – направить малышей в игре, поощрять их любопытство. Взрослые должны вмешиваться в игровой процесс как можно меньше. 
  • Дети, обучающиеся в вальдорфской школе, поздно прощаются с детством. Они учатся считать и писать уже после 7 лет. Основатель методики, Рудольф Штайнер, считал, что малыш только в это время готов учиться новым навыкам. В данной школе развитие умственных способностей уходит на второй план. Акцент делается на труд и творчество.
  • Необходимо, чтобы ребенок получал новые знания и умения тогда, когда он готов. Тогда ему будет интересно осваивать новые горизонты. Допустим, учить читать ребенка 4 лет не нужно, потому что ему будет скучно.

Особенности вальдорфской системы

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается «эпохами», которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

Преимущества методики

  • В первые годы обучения, основной упор делают на раскрытие личности малыша. Педагоги и родители обязаны уделять максимум внимания детям, и давать им возможность высказывать свое мнение.
  • Воспитатели должны поддерживать маленьких деятелей во всех начинаниях.
  • Ученики вальдорфского первого класса занимаются изучением 2 иностранных языков. Обучение проводится методом погружения в языковую среду.
  • Запрет на просмотр телевизора. Малыши не получают негативную информацию, которая может разрушить внутренний мир личности.
  • Для каждого малыша, который собирается заниматься по вальдорфской методике, разрабатывают индивидуальный план занятий. Плюс в том, что педагог учитывает слабые и сильные стороны интеллектуального и физического развития ученика.
  • Высокий уровень воображения и фантазии. Ребята самостоятельно делают игрушки, подарки, красивые картины и прочее. Игры также проходят с ними. Фабричные изделия под запретом.
  • Обучение ремеслу. Каждый ученик учится садоводству, рукоделию и другим работам.
  • Большое внимание уделяют развитию творческого потенциала. Малыши занимаются живописью, учат различные стили и техники написания картин. Также проводятся музыкальные занятия, на которых преподается игра на инструментах.
  • Учение по вальдорфской методике не приемлет соперничества. В группах нет изгоев или лидеров, благодаря такому подходу коллектив становится единым целым.
  • Оценки не ставятся, поэтому ребят не мотивирует успеваемость, они работают за знания.

Недостатки методики

  • Проблематично оценить успеваемость при занятиях по вальдорфской системе.
  • Перевод в другую школу осуществить проблематично. Согласитесь, ни один педагог или директор учебного заведения не может перевести характеристику в оценки.
  • Обучение занимает 12 лет. В то время как при традиционной системе, ученик может получить аттестат после 9 или 11 класс.
  • Если ваш малыш имеет аналитический склад ума, то для него занятия будут сплошным минусом, поскольку школа предназначена для гуманитариев.
  • Все вальдорфские школы платные.
  • Некоторые родители считают данную методику похожей на секту, поскольку ребенок оторван от реальности.
  • Учебников не существует, дети занимаются по своей рабочей тетради.

amakids.ru

Программа Березка. Вариативная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС

Программа “Березка” под ред. В.К. Загводкина и С.А. Трубицыной сочетает принципы и методы вальдорфской педагогики с требованиями ФГОС ДО.

Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка» составлена на основе ФГОС ДО с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и является адаптированным к Российским условиям вариантом реализации вальдорфской педагогической системы. Она опирается на многолетний опыт работы вальдорфских детских садов во многих странах мира и более чем двадцатилетний опыт российских вальдорфских педагогов. В тексте программы тщательно прописаны все необходимые разделы, включая целевой, содержательный и организационный

Вальдорфская педагогика является уникальной общепризнанной гуманистической педагогической системой. Безусловное преимущество данной системы для дошкольного образования заключается в ее направленности на развитие целостной личности ребенка, на становление фундаментальных человеческих способностей — воображения, инициативности, коммуникативных способностей, познавательной активности и пр. Причем эта направленность не просто декларируется, а реализуется в конкретной и проверенной временем методике работы с дошкольниками.

Безоценочность, отказ от директивного вмешательства в жизнь детей, поддержка инициативности, акцент на творческих видах деятельности, организация содержательного общения детей — все это реально осуществляется в практике вальдорфской педагогики благодаря четким методическим ориентирам, определяющим стратегию и содержание педагогической работы воспитателя.

Основная цель программы — проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательноисследовательскую деятельность и другие формы активности средствами вальдорфской педагогики.

Программа «Березка» направлена на поддержку экологии детства, учитывает сензитивность и психофизиологические закономерности разных периодов дошкольного возраста. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития происходит при овладении им различными видами специфически детской деятельности.

Трубицына С.А. и др. Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Березка» (разработана на основе вальдорфской педагогики) / Трубицына С.А., Загвоздкин В.К., Вылегжанина О.Ю., Фишер Т.В., Иконникова Т.А., Бабич К.И. Под ред. Загводкина В.К., Трубицыной С.А. — М., 1915.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение
Историческая справка

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Особенности и преимущества Программы

1) Гибкое планирование
2) Эффективное использование времени
3) Качество взаимодействия, общения, усвоения нравственных ценностей и норм
4) Актуальность опыта работы в разновозрастных группах
5) Свободная игра как универсальная форма развития

1.1.2. Цели и задачи Программы
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1) Теоретические основания программы
2) Методико-дидактические принципы, лежащие в основе программы

1.2. Планируемые результаты

1) Целевые ориентиры в младенческом возрасте
2) Целевые ориентиры в раннем возрасте

3) Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения
2.1.1. Подход к содержанию образования

1) Как учится маленький ребенок?
2) Уклад жизни группы как способ образовательной работы
3) Комплексный характер отдельных образовательных предложений
4) Выводы: структура содержательного раздела

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.2.1.Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Особенности развития ребенка от рождения до 8 лет на примере развития детской свободной игры

2.3. Содержание образовательной деятельности
2.3.1. Младенческий и ранний возраст

1) Младенческий возраст (2-12 мес.)
2) Ранний возраст (1-3 года)

2.3.2. Дошкольный возраст

Социально-коммуникативное развитие

1) Задачи социально коммуникативного развития
2) Формы реализации задач социально-коммуникативного развития

Познавательное развитие

1) Задачи познавательного развития
2) Формы реализации задач познавательного развития

Речевое развитие

1) Задачи речевого развития
2) Формы реализации задач речевого развития

Художественно-эстетическое развитие

1) Задачи художественно-эстетического развития
2) Формы реализации задач художественно-эстетического развития

Физическое развитие

1) Задачи физического развития
2) Формы реализации физического развития

Формы и способы работы, имеющие универсально-развивающий характер

1) Свободная игра
2) Праздники в вальдорфском детском саду
3) Хозяйственно-бытовая деятельность

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми
2.4.1 Условия работы в разновозрастной группе
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
2.5.1 Общие положения
2.5.2 Беседа с родителями при приеме ребенка в детский сад
2.5.3 Прием родителей в сообщество детского сада
2.5.4 Родительские собрания
2.5.5 Индивидуальные консультации
2.5.6 Совместные проекты
2.5.7 Другие формы совместной деятельности
2.5.8 Попечительский совет детского сада
2.5.9 Индивидуальная помощь родителей детскому саду
2.6. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.2.1 Общие положения
3.2.2 Создание атмосферы спокойствия и уюта
3.2.3 Интерьер детской группы
3.2.4 Оборудование и игровые материалы
3.2.5 Оборудование участка
3.3. Кадровые условия реализации Программы
3.3.1 Общие положения
3.3.2 Компетентности вальдорфского воспитателя
3.3.3 Подготовка вальдорфских воспитателей
3.3.4 Организация работы педагогического коллектива по реализации программы
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы
3.5. Финансовые условия реализации Программы

Экономика содействия
Финансовое обеспечение реализации Программы

3.6. Режим дня и распорядок
3.6.1 Общие положения — ритм и повторение как факторы развития
3.6.2 Ритм дня
3.6.3 Ритм недели
3.6.4 Ритм года
3.7. Планирование образовательной деятельности

Особенности планирования учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе
Примерное планирование годовых эпох и праздников

3.7. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научнометодических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.
3.8. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
3.9. Перечень научно-методических литературных источников, используемых при разработке Программы

Приложение. Примерный расчет норматива финансового обеспечения реализации Программы, устанавливаемого на уровне субъекта Российской Федерации.

Скачать/Просмотреть программу «Березка».

doshkolniki.org

вальдорфская система образования. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Вальдорфская система образования (другое название «Антропософская школа») используется с 1919 года. Название школа получила от компании, которая занималась финансированием первого подобного направления – «Вальдорф-Астория».

Что положено в основу вальдорфской системы

В основе вальдорфского учения лежит целая философия, выстроенная на принципе глубокого уважения педагога к личности каждого ребенка, к его мировоззрению, свободе, творчеству и здоровью.

Вальдорфская система не предусматривает строгих методик в процессе обучения детей. Основополагающим направлением системы является естественное развитие внутреннего мира детей, их личностных качеств, талантов, фантазии, интуиции.

Общие принципы, характеризующие вальдорфскую систему образования:

  • повторение и положительные примеры;
  • разнообразие игровых форм;
  • общий художественный, экологический и эстетический фон;
  • ритмичное повторение изученного материала.

Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Последнее время вальдорфская педагогика стала очень популярной, в частности, в детских садах. Она основывается на пяти принципах:

1. Организация благоприятной и комфортной среды для развития ребенка

Необходимым фактором для полноценного развития каждого ребенка является любовь родителей и окружающих. Но только настоящая любовь способствует гармоничному развитию, так как дети на интуитивном уровне понимают и чувствуют чистоту и искренность эмоций, направленных к ним со стороны окружающих. Дошкольные организации, работающие по принципу вальдорфского учения, стремятся воссоздать атмосферу, которая максимально приближена к уютной домашней обстановке.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется организации пространства

Педагог вальдорфского учения должен быть разносторонней личностью – яркой и творческой. Уметь выстраивать доверительные отношения с детьми и их родителями.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется оформлению помещения и организации пространства.

2. Воспитание через личный пример и подражание

В возрасте до четырех лет дети активно познают окружающий мир и способны «впитывать» огромное количество информации. Принципиальное отличие вальдорфской системы обучения заключается в том, что познание мира происходит не посредством учебных пособий, а непринужденно, через окружающий мир.

Дети в вальфдорском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание

Регулярное взаимодействие со сверстниками, окружающими предметами, педагогами, родителями – это и есть воспитание, основанное на личном примере. Процесс воспитания по вальдорфской системе – это развитие во взаимосвязи с другими людьми.

Дети в вальдорфском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание ему.

В учреждениях, использующих вальдорфскую систему обучения, детям предлагают принять участие в самых разнообразных видах деятельности. Это могут быть: уборка, рукоделие, рисование, кулинария, в процессе чего ребенок через подражание развивает необходимые для него качества и навыки.

При этом ребенку не навязывают ту или иную программу, он сам решает, принимать в ней участие или нет. Педагог начинает заниматься какой-либо деятельностью, а дети, по примеру воспитателя, подхватывают эстафету и с огромным интересом включаются в процесс. Каждый ребенок занят настолько, насколько ему это интересно, исходя из своих предпочтений.

3. Гармоничный ритм деятельности

Вальдорфские дошкольные учреждения отличаются ритмичной и однообразной деятельностью. Каждый день недели имеет свое расписание, которое остается неизменным на протяжении всего периода обучения. Ребенок всегда знает, к чему ему готовиться завтра.

4. Применение многофункциональных игр

Развитие ребенка происходит через игру. Педагоги вальдорфского учреждения приглашают детей к активным играм. При этом все игры проводятся спонтанно. Ребенок сам вправе выбирать, в какой игровой деятельности ему принять участие на данный момент.

Игровой материал педагоги мастерят из натуральных материалов совместно с детьми

Особое внимание вальдорфская методика уделяет игрушкам. Здесь не используются законченные образы с правильными геометрическими формами. Куклы в дошкольных учреждениях без глаз, рта и носа. Это сделано для того, чтобы не навязывать ребенку определенный образ, а дать возможность пофантазировать и представить ее такой, какой ему хочется.

Чаще всего игровой материал педагоги мастерят своими руками из натуральных материалов совместно с детьми. В создании игрушек могут быть задействованы шишки, кора, солома, дерево. Главное, чтобы это был натуральный и экологически безопасный материал.

Кроме того, один игровой предмет может быть наделен несколькими функциями. Обычный лоскуток ткани синего цвета – это и море, и звездное небо, и нарядное платье для куклы.

Также ребят вовлекают в процесс рисования, лепки, постановки спектаклей. Стоит отметить, что пластилин в учреждениях вальдорфского типа не используется. Вместо него применяется специально подготовленный воск.

5. Творчество каждый день

Каждого нового пришедшего в вальдорфское дошкольное учреждение ребенка педагог встречает отдельно. С первой минуты создается впечатление теплой и очень дружелюбной атмосферы.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет»

Каждое утро начинается с зарядки, но не с обычной зарядки, а по определенной методике. Под различные ритмичные мелодии дети активно двигаются, при этом читают стихи и поют песни. Затем ребята могут выбрать тот вид деятельности, который им на данный момент по душе – заняться творчеством, поиграть, приготовить тесто для булочек, заняться «домашними делами». При этом педагоги не остаются просто сторонними наблюдателями. Они также начинают заниматься какой-либо деятельностью, а заинтересовавшиеся малыши могут в любой момент присоединиться к этому процессу.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет». Педагоги поощряют любую инициативу ребенка при условиях, что она не повлечет за собой угрозы жизни или здоровью ребенка, не принесет вреда другим воспитанникам учреждения и не оставит следов на стенах и мебели группы.

По окончании активного игрового периода дети и педагоги принимаются за совместный сбор игрушек, после чего малыши отправляются на завтрак. Завтрак происходит за одним общим столом.

После завтрака детям предлагаются интенсивные и ритмичные игры, после которых все дружно отправляются на прогулку. На улице малыши познают окружающий мир. Они кормят птиц, изучают камушки, создают замки из песка, заботятся о цветах и деревьях.

После прогулки педагог рассказывает или проигрывает детям сказку. Одно произведение рассчитано на одну неделю. Такой подход позволяет детям максимально влиться и пережить сюжет сказки. После обеда дети отправляются в свои кровати, которые выполнены исключительно из натурального дерева.

После тихого часа малышей приглашают на полдник, по завершению которого начинаются занятия, направленные на развитие определенных способностей: пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и многое другое. Затем все приступают к интенсивным подвижным играм.

В учреждениях вальдорфского типа детям не бывает скучно. Каждый день способствует развитию талантов, фантазии и самостоятельности.

Праздники в учреждениях вальдорфского типа проходят в особой атмосфере. Здесь нет разделения на гостей и пригласивших. Родители и дети совместно с педагогами сами устраивают праздник – пекут пироги, поют песни и читают стихи. Педагоги не готовят определенного сценария. Праздник идет в свободном русле в домашней, непринужденной атмосфере.

Отличия вальдорфских учреждений

В учреждении вальдорфского типа действуют три запрета, которые кардинально отличают его от дошкольных образовательных организаций классического типа:

1. Запрет на раннее обучение до семи лет. Ребенка не заставляют проходить различные тренинги, направленные на развитие. Он развивается естественным путем.

2. Запрет на средства массовой информации. В учреждениях вальдорфского типа нет телевизоров или компьютеров.

3. Запрет давать оценку действиям малыша. Ребенок совершает все действия по личной инициативе, непринужденно, а не ради оценки со стороны взрослого.

Главные преимущества вальдорфской системы:

  • глубокое уважение к личности каждого ребенка и его свободному выбору;
  • процесс развития малыша не ограничен никакими сценариями и планами;
  • отсутствие принуждения и оценочных действий;
  • процесс воспитания организован на основе подражания и личного положительного примера;
  • процесс обучения происходит в непринужденной атмосфере;
  • возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми других возрастов;
  • волевые качества детей формируются в процессе трудовой деятельности.

Недостатки вальдорфской системы

Однако, принимая решение отдать малыша в «вальдорфский» детский садик, родителям стоит обратить внимание и на определенные недостатки этой системы:

  • в учреждениях вальдорфского типа дети не обучаются азам письма и чтения, поэтому могут возникнуть сложности при поступлении в классическую школу;
  • тематика произведений, представленных к прочтению малышам, ограничена;
  • в основе вальдорфской системы лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • у ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, обучающимися в классическом дошкольном учреждении.

Комментирует детский психолог Ирина Григорьева:

«Система сама по себе полезная, способствующая развитию свободной личности, уверенной в своих силах. Однако не стоит ее брать целиком, а лучше только частично применять в совокупности с другими методами. Потому что получение знаний как таковых в этих учреждениях все же второстепенно, тогда как первостепенным является адаптация и развитие личности.

В то же время вальдорфская педагогика идет «за ребенком», не опережая его развитие, то есть даже если ребенок может большее, сама система не будет его на это толкать, если он не проявит активность. Для детей дошкольного возраста это скорее полезный подход, а вот для школьников уже есть свои нюансы.

Например, и у подростков, и у младших классов в вальдорфской школе первый урок длится два часа без перерыва, что не является природосообразным. А будут ли выпускники приспособлены к жизни в «неидеальном» мире, который их ждет за пределами школы, остается открытым вопросом и гарантии успеха не дает. Выпускник может быть морально не готов к обучению в вузе, и первая же сессия станет для него шоком, гораздо большим, чем для выпускников обычных школ, поскольку в его школе не ставили оценок, не было понятия «на второй год», не было вообще никакого давления. Он просто плыл по течению, а теперь вдруг ему приходится прикладывать усилия, работать.

Междисциплинарные связи, наполненность культурными мероприятиями и практикой, индивидуальный подход к каждому ученику – очень сильные стороны этих образовательных учреждений. И именно ими можно было бы дополнить современные стандартные общеобразовательные школы, что пошло бы на пользу всем – и ученикам, и учителям, и родителям. Также неоспоримым плюсом этой системы является и разнообразное творчество, которое составляет чуть ли ни основу вальдорфской педагогики».

www.ya-roditel.ru

Вальдорфский детский сад: 8 главных особенностей альтернативного подхода к развитию ребенка

Для своей двухлетней дочки Анастасия Галанина, одна из основательниц Organic Woman, выбрала детский садик с вальдорфской педагогикой. Почему именно вальфдорфский садик и что особенно ей нравится в этой педагогической системе, она рассказывает в своей статье.

 

На этой неделе неожиданно для себя я отправила ребенка первый раз в сад. Планировали ждать до трёх лет, но ребенок оказался готов раньше, да и повезло найти место на неполный день в Вальдорфском детском садике. Меня очень привлекло, что главная задача воспитателя в этом садике – помочь ребенку развить природные таланты и дать веру в собственные силы. Мне захотелось узнать, за счет каких средств пытаются этого достигнуть и, если откликнется, попробовать перенять и перенести что-то в свою семью.

 

 

С вальдорфской педагогикой и вообще антропософией как объемлющей её духовной наукой я познакомилась ровно год назад. Пройдя обучение в специализированном центре и погрузившись в труды их основателя Рудольфа Штайнера.

Я перестала бояться не успеть чему-то научить, опоздать с подготовкой к школе… Зато еще раз уверилась, что самое главное – это гармоничное раскрытие потенциала ребенка в трех областях: мышления, чувств и воли.

Кстати, в 2019 году Вальдорфской системе исполнится ровно 100 лет. Я бы хотела познакомить с ней тех, кто о ней пока не знает. Я не буду приводить все особенности вальдорфских школ и садиков, а также отличия в учебных программах по сравнению с государственными школами. Отличий огромное множество. Но опишу основополагающие принципы воспитания детей младшего возраста, которые вы можете использовать и у себя дома.

 

 

Вальдорфская педагогика: основные принципы и акценты

Основа – стремимся познать и понять индивидуальность ребенка

Ребенок не является «чистым листом», на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность. Он обладает с рождения определенными свойствами, склонностями и предрасположенностями. Любой ребенок неповторимый! Мы должны иметь это в виду и не стараться подтянуть каждого под общепринятые стандарты, а больше слушать, обращаться как с равным себе взрослым. Быть открытым и принимающим.

 

Обучаем через свой пример

Подражание как внутренний импульс заложен во всех изначально. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребенок научается благодаря подражанию. Всё, что происходит с ребенком, производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его воспроизвести это самостоятельно. Люди, окружающие ребенка, всё время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии. И если люди хотят добра ребенку, всё – движение, речь, осознание и действия –должно быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающим повторения. 

 

Вырабатываем ритм дня и даём пространство (временное и физическое) для свободной игры

Действие в подражании станет навыком только при многократном его повторении. Это возможно при четком режим дня. И привычная последовательность действий сформирует у ребенка чувство безопасности, здоровый сон и пищевые привычки.

«Свободная игра» – это время, когда ребенок свободно играет доступными материалами и игрушками. В такой деятельности ребенок реализует свою фантазию, тренирует образное мышление, высвобождает зажатые эмоции и проигрывает ситуации и действия окружающих, которым ему хочется подражать.

В это время мы, родители, должны заниматься своей деятельностью. И желательно выбирать занятия, где ребенок может увидеть труд ваших рук: рукоделие, творчество, хозяйственная работа и дела по дому – а также, повторять одно дело в течение нескольких дней подряд. Главное – чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой трудовой жизни.

 

Даём возможность реализовать свою волю, пробовать самому и совершать ошибки, если необходимо

Ребенок, как, наверное, и вы сами, гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. При сформированной воле у нас появляется глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания и мечты в конкретные намерения и поступки. Действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать.

Наша задача – предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов, не бояться за него там, где нет угрозы безопасности, а вселять уверенность в собственных силах.

 

 

А для подкрепления силы воли ребенка обычно используется легкий, но регулярный и увлекательный трудовой процесс или уборка и помощь родителям. 

 

Наблюдаем ритмичность смен времен года

С ребенком мы наблюдаем, как естественно следуют один за другим природные эпохи. И переносим эти наблюдения, утверждаем их в игровой жизни.

Характерный набор песен, сказок, блюд на столе, творческой или ремесленной деятельности, а также элементы декоративного оформления пространства определяются текущим временем года.

А праздники как определенные вехи служат кульминацией сезона, помогают преодолеть холодные месяцы или служат точкой изменений в трудовой деятельности, помимо того, что они выполняют другие важные социальные функции. Под них сочиняем истории, песни, мастерим игрушки, накрываем стол со своими специальными сезонными блюдами.

 

Добавляем общение с разновозрастными детьми

Всё решается естественным путем в семьях, где много детей. Если это не ваш случай, приведите ребенка в группы детей, где старшие дети вынуждены общаться с младшими.

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление. Ребенок постарше, глядя на малышей, может оценить, каким он был раньше. На примере более старших понимает, каким будет через год – сильнее ловчее, сообразительнее. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, но им разрешается то, что не разрешено младшим.

 

Мягко убираем из обихода игрушки, которые «диктуют» игру, и оставляем игровые предметы из натуральных материалов

Мне кажется, Вальдорфская система – пример для подражания всем, кто стремится к осознанному потреблению. В нашем садике не встретишь игрушек из пластика – только природные натуральные материалы: дерево, кора, спилы веток, шишки, каштаны, косточки, шерсть, воск и т. д. Игрушки и вообще всё декоративное оформление дети и взрослые делают своими руками: панно и игрушки, валяные из шерсти, одежда на них из имеющихся обрезков тканей и др.

 

 

Воображение стимулируют все игрушки с пространством для творческой мысли: неоформленные кусочки деревьев, куклы с непрорисованными чертами лица, спилы веток, которые могут быть одновременно и колесом, и столешницей, и пирогом.

Все игрушки приятные на ощупь и довольно спокойных оттенков, кроме каких-нибудь мячиков для активных игр, кстати, тоже из натуральных материалов или связанных вручную.

 

Участие семьи в жизни ребенка очень важно, с точки зрения Вальдорфской педагогики.

Этот тезис мне хочется оставить без комментариев.

Это то, что больше всего поразило меня в этой педагогике. То, что хочу дать своему ребенку. Буду рада, если откликнется и вам.

 

Если ваши детки ходили или ходят в Вальдорфский садик или школу, напишите мне, как поменялась ваша жизнь в семье с тех пор, как ребенок стал учиться в подобной среде? Мне это очень интересно.

 

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

organicwoman.ru

Педагогическая система Вальдорф | Материнство

Ваш ребенок уже подрос, и пришло время отдавать его в детский сад или школу. Но наряду с обычными районными или муниципальными садиками и школами на просторах нашей маленькой страны существует огромное количество необычных учебных заведений, которые работают в соответствии с особой педагогической системой. Среди них выделяются сады и школы системы Вальдорф, которые еще иногда называют «антропософскими».

Вальдорф – одна из самых модных систем в современной педагогике, хотя первая вальдорфская школа открылась еще в 1919 году в Штутгарте, в Германии (она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе). Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.

Штайнер с самого начала придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и России. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран. В Израиле существует 37 детский садов, записанных в амуте «Антропософия бе-исраэль», одни домашние ясли, два садика для детей с проблемами развития, и 5 школ (самая известная из них – школа «Хардуф», котоаря находится в киббуце носящем то же название. Это единственная в Израиле школа системы Вальдорф где дети проходят 12-летнее обучение, остальные школы начальные и самый старший класс в них – шестой или восьмой). Кроме того, существуют частные садики (которые обычно открываются и субсидируются самими родителями), которые не являются, строго говоря, вальдорфскими, но работают «в духе антропософии». Все вальдорфские учебные заведения являются частными, и, как вы догадываетесь, обучение в них стоит недешево.

Что же такое система Вальдорф?


В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе. Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет. От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.

Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:

• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь.

Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть «ритма жизни»). В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы «Хардуф» все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет более «активное») – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами «вальфдорцы» описывают эту систему с помощью понятий «вдох» и» выдох»: «Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку». Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что «это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.» Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике «сложа руки» и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.

Цели и задачи Вальдорфского садика

На сайте Вальдорфского воспитания можно выяснить, какие цели преследуют все эти оригинальные обычаи садика:

«Детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.» Другими словами, дошкольный возраст считается удачным временем для развития моторики, обучения разным действиям через подражание, социализации ребенка в обществе других детей (кстати, группы в вальдорфских садиках обычно разновозрастные).

Зато чтение и арифметика, по мнению последователей этой системы, никак не подходят дошкольникам. С чтением, кстати, вообще дело обстоит интересно. В школе «Хардуф» дети учатся читать через письмо. Сначала ребенок умеет писать буквы и слова, и лишь затем читать их! При этом считается нормальным, что дети не умеют читать до 3 класса, зато знают несколько десятков стихотворений на разных языках, умеют прясть и вязать, выращивать овощи, готовить еду, и играют на музыкальных инструментах. Счету и другим «премудростям» в системе Вальдорф обучают через сказки и игры.

При этом никак нельзя сказать что дети в системе Вальдорф ничему не учатся. Просто они учатся иначе: через подражание, игру, движение. При этом дети развиты не менее своих сверстников, обучаемых в средней израильской школе…

Мнения родителей

А что же говорят родители? Вот мнение Нооми Ф., матери троих детей. Старшие, мальчики, учатся в одной из антропософских школ, а девочка посещает вальдорфский садик.

«Дети очень любят ходить в школу, что само по себе является необычным. В школе принято что один и тот же учитель сопровождает группу с 1 класса и до выпуска. Моим детям крупно повезло, у них прекрасные учителя – впрочем, в системе образования Вальдорф это обычное явление. Старший сын, например, очень любит своего учителя. Дети в школе учатся огромному спектру различных умений, особенно следует подчеркнуть рисование, лепку, движение под музыку (эвритмия), прикладное искусство, музыку. Уделяется также внимание и связи с природой – дети занимаются земледелием, ухаживают за животными, много времени проводят на природе. Постоянно проводятся выставки и концерты, в которых участвуют дети, даже самые маленькие. Родители также должны активно участвовать в жизни школы и садика.»

— Не является ли проблематичным то, что интеллектуальному развитию детей не уделяется должного внимания? Как же дети поступят в университет, приобретут профессию?

«Выпускники нашей школы сдают экзамены на аттестат зрелости, правда, по минимуму. Но основная задача школы – воспитать личность, гармонично развитую, индивидуальность, самостоятельного человека. Такой человек найдет свою дорогу в жизни, будь это получение высшего образования или открытие собственного дела. Главное, что он сможет быть счастливым, ведь годы его детства прошли в гармоничной, дружелюбной атмосфере».


— А как сочетается с воспитанием индивидуальности тот факт, что все дети должны рисовать на определенную тему определенными цветами, что все они слышат изо дня в день те же тексты, что все они обязаны, скажем, вывязать футлярчик для флейты к концу первого класса?

«Детям необходимы границы, ведь все родители так или иначе хотят чтобы их дети следовали их идеалам. Так же и наша школа. В раннем возрасте на первый план выступает потребность ребенка чувствовать психологический комфорт и защиту. Если ребенок окружен вниманием и пониманием любящих его взрослых — в его восприятии таких сильных, почти всемогущих, — он спокоен и имеет возможность для свободного саморазвития, он будет смел, инициативен, активен, будет доверять своим силам. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, ребенку необходимы границы, режим, заданный ритм. Тем не менее, детям предоставляются большие возможности для индивидуального развития и творчества. Необходимо присмотреться внимательно к рисункам и тетрадкам детей, чтобы увидеть, насколько они индивидуальны и различны».

— Для всех ли детей подходит школа вальдорфского направления? Такое ощущение, что она создана только для природных «гуманитариев».


«Школа подходит для всех детей, но определенно не для всех родителей. Родители дожны продумать, что им важно, что они ищут в школе, в воспитании ребенка. Не все родители, дети которых учатся в вальдорфской системе, являются последователями антропософии. Но у них у всех есть определенные приоритеты, которые сочетаются с вальдорфской методикой школьного и дошкольного воспитания».

Как всегда и везде, родители и дети остаются довольны учебным заведением если личность воспитателя или учителя импонирует им, если к ребенку действительно хорошо относятся, и если садик или школа проявляет терпимость к детским особенностям и слабостям. Так, например, в некоторых учебных заведениях системы Вальдорф воспитатели запрещали приносить в садик игрушки из дома, и были слишком строги с маленькими шалунами, покрикивая на них, когда те играли на улице. Это, естественно, вызвало недовольство родителей, которые считали что в саду дети должны встречаться лишь с мягким, терпеливым отношением. В другом саду неопытные воспитатели не обращали вимание даже на такие элементарные вопросы, как детская безопасность. В связи со всем этим, рекомендую не надеяться на красивые фразы и не дать внешней эстетике ослепить нас. В любом садике, будь он обыкновенным государственным, или же вальфдорским, следует проверить, какое образование и опыт имеет воспитатель, отвечает ли садик правилам безопасности, как отзываются дети и родители о личности воспитателя и прочие важные моменты, включа количество и возраст детей в группе. И если садик подходит вам по разным параметрам, возможно, вы останетесь очень довольны им даже если не имеете никакого понятия об антропософии! Если же вы решили обойтись обычным районным детсадом, можно практиковать некоторые принципы Вальдорф дома: например, позволить детям участвовать в приготовлении еды – и стараться, чтобы это была натуральная, основанная на крупах и бобовых пища. Можно посеять вместе овощи прямо на балконе, вместе ухаживать за ними и вместе следить за их созреванием. Можно разрешить детишкам играть кастрюлями, платками, диванными валиками и стульями, ограничить доступ к компьютеру и прочим прелестям цивилизации, и научить малышей вашему любимому рукоделию. Уверена, это будет чрезвычайно полезный опыт для всей семьи.

Дата публикации 28.09.2007
Автор статьи: Н. Айзнер

materinstvo.ru

Учебный план вальдорфской педагогики — Воронежская вальдорфская общеобразовательная школа «Радуга»

Учебный план вальдорфской педагогики ориентирован полностью на психофизиологическую составляющую ребёнка. Его цель — на каждой ступени развития подрастающего человека отвечать его изменяющимся потребностям. Его принципы и методы открывают путь к развитию фантазии, творческих сил и к созреванию ЛИЧНОСТИ.

Живой интерес — наилучшее условие для обучения. Отметки, опросы, контрольные приводят часто к боязни и сжатости у учеников, они теряют интерес к школе.

Преподавание, в ходе которого используется образный материал и происходит ритмичная смена деятельности при его подаче, дает свежие жизненные силы как ученику, так и  учителю. Песни и музыка звучат целый день в вальдорфской школе. Весь человек должен ходить в школу, а не только его голова. Желательно, чтобы каждый ученик играл на каком-нибудь инструменте.

Родители не могут просто «отдать своего ребенка в вальдорфскую школу». Они активно участвую в её жизни, создают предпосылки для дальнейшего её существования.

В основе работы школы лежат глубокие знания о природе человеческой натуры, опирающиеся на исследования австрийского ученого-мыслителя Рудольфа Штейнера.

«Ходить — говорить — мыслить» — это ствол «дерева». Из этих трех способностей, которые формируются в одно-, двух- и трехлетнем возрасте, вырастают все последующие навыки. Можно также сказать, что в указанном порядке утверждаются воля, чувство и мысль.

Правильное и сбалансированное развитие этих трех сторон человеческой натуры должно быть основой любой педагогики, заботящейся о всем пути развития человека. Это триединство дает начало трем лейтмотивам, которые ясно прослеживаются от рождения до 20-летнего возраста. Их можно представить следующим образом:

0-7 лет: «Мир добр»
  • Развитие воли
  • Учить через подражание
  • Родитель, учитель делает сам и создает пример для подражания

Воля доминирует в большей степени не только в первые три года развития, но и в весь период до смены зубов и до готовности к школе. Через волевые усилия мы устанавливаем связь с внешним миром, «пускаем корень» на земле. Научиться говорить и думать, овладеть самой способностью к этому — это тоже проявление воли.

Что могут сделать родители в течение этих лет, когда закладывается все будущее ребенка, формируются его органы в соответствии с тем, что хорошо или дурно в его окружении? В первые 7 лет главная задача родителей — позволить детям оставаться детьми, защитить то, что составляет уникальные особенности детства. В наши дни это осложняется тем, что техническое и коммерческое развитие работают в противоположном направлении. Быть дома и заниматься детьми в этот период доступно немногим.

Мы ничего не достигнем путем предостережений и сложных объяснений того, к чему ребенок еще не созрел. Таким образам мы лишь иссушаем здоровые детские силы и закладываем основу склероза.

Если холодные лучи интеллекта слишком рано падают на ребенка, то выдергиваются, обнажаются те «корни», которые питают его волевые и эмоциональные силы. Наша «просвещенная» цивилизация постоянно грешит против этого простого правила, именно потому, что мы хотим быть очень просвещенными.

Ребенок — единый орган чувств, и проявления силы воли — его фундаментальная потребность.

Ребенок впитывает интуитивным образом все, вокруг него происходящее, даже мысли и интонации взрослых. Он целиком и полностью представляет собой как бы единый орган чувств. Для его полноценного развития необходимо, чтобы окружающий мир был понятным и настоящим: с последовательной, естественной связью событий и явлений. Взрослым следует также приучить себя думать, выражать свои мысли, вести себя так, чтобы огромная потребность ребенка в подражании находила такие примеры, которые останутся для него образцом на всю жизнь. Через подражание и игру он устанавливает связь с внешним миром, а также преображает и усваивает все впечатления, от него полученные.

Воля оказывает решительное влияние на формирование подрастающего человека в этом возрасте, что так очевидно выражается в стремлении подражать. Поэтому мы никак не способствуем его развитию, если, например, сидим и читаем газету или смотрим телевизор. Чему он может подражать: сидеть и смотреть? Мы должны сознательно делать что-нибудь вместе с детьми: например, прибираться в доме, шить, плотничать, печь или строить, петь, рисовать — делать все, что требует осмысленных движений. Всякого рода подвижные игры, начиная от игр на пальцах и кончая игровыми танцами, — большое достояние в этом смысле. Простые красивые игрушки из натуральных материалов укрепляют фантазию и чувства неподдельно.

Осознав основополагающее значение первых лет жизни ребенка, мы проникаемся чувством глубокой ответственности, которое поначалу может ошеломить. Но облегчение и уверенность обретаются в совместной работе с детьми, где мы становимся свидетелями их неустанного развития. Важно, чтобы дни и часы, проводимые вместе, принимали осмысленную и интересную форму. Ее неотъемлемая часть — ритмичное повторение отдельных моментов. В ритме года краеугольными камнями являются большие праздники: Михайлов день, День Всех святых, Рождество, Пасха, Троица, Иванов день. Если мы сами испытываем благодарность перед жизнью, то и дети несут в себе это драгоценное, жизнеутверждающее чувство.

Смысл темы «Мир добр» заключается в следующем: создать такое окружение для ребенка, где он, как нечто само собой разумеющее, чувствует: Мир — мой мир — добр. Это мир не чужой, не пугающий, добрые люди окружают меня и они меня не оставят. Известно, что в годы войны, дети, попавшие в бомбоубежище во время бомбежки, держались спокойно и полагались на мать и других близких, если те вели себя вполне уравновешенно. Мы сами и являемся миром ребенка.

В нашем, так называемом, благоустроенном обществе дети с раннего возраста вынуждены находиться в детском саду по 8-9 часов в день, так как родители, оба или одинокий родитель, должны содержать семью. Это в первую очередь не ради блага детей мы требуем большего числа детских садов. Настоящего же решения проблем в ситуации ребенка, можно добиться лишь путем структурирования современного общества. Не материальный прогресс, а развитие и здоровье детей — вот наиважнейшая цель. Родители самых маленьких должны стать носителями новых идей в социальном сознании. Детский сад — это не место хранения детей. Несколько часов в день там должна быть представлена возможность ребенку для увлекательных игр и обращения с другими детьми, потребность в котором возникает после трех лет. Детский сад — это сад для игры.

7 — 14 лет: «Мир прекрасен».

Воспитание чувств — весь учебный материал излагается в образной форме. Авторитет учителя и родителей.

Приблизительно в семилетнем возрасте у ребенка меняются зубы. Этот период, так же как и период полового созревания, связан с существенными изменениями в душевной жизни. Ребенок готов к учебе в школе. Все, что в нем заложено раньше, станет основой не только для школьной работы, но и для все последующей жизни. Можно без преувеличения сказать, что вопросы о формах воспитания детей дошкольного возраста, поставленные перед родителями и педагогами детских садов, все больше перерастают в важные общекультурные вопросы.

Жизненные силы, которые раньше были направлены на формирование тела ребенка и управлялись его стремлением подражать, теперь, освободившись частично, работают на потребности души. В этом и заключается смысл готовности к школе. Переходность момента подчеркивает также и смена зубов, когда молочные уступают место костяным, которые становятся неотъемлемой частью личности. Главные элементы преподавания, необходимые для развития душевной жизни, — образный, ритмический и художественный. Последний из названных является определяющим в вальдорфской педагогике в этот период, то есть в первые 7 лет школы. Образное изложение материала помогает усвоению знаний. Отсюда и девиз: «Мир прекрасен». Абстрактно-теоретическое мышление все еще чуждо ребенку, оно ослабляет его. Фантазия и душевный мир пробуждаются, когда он, сопереживая, слушает рассказ учителя или пересказывает его. Поскольку учебник не используется в вальдорфской школе, то именно устный материал, живо изложенный учителем на уроке, дает необходимую основу для творческой работы учеников над собственным текстом и иллюстрациями. Интенсивная эмоциональная жизнь помогает ребенку созреть в полноценную личность с развитым чувством ответственности и морали.

Большое внимание уделяется работе руками. Уже в первом классе дети учатся вязать на спицах, что координирует глаз и руку. Ровно и правильно следуют петля за петлей, прокладывая путь способности логически мыслить в старших классах — «от руки через сердце к голове». Физические навыки, постепенно созревая, перерастают, в душевные и интеллектуальные способности.

В эти годы совершенно очевидна потребность ребенка в надежности и доверии. Поэтому один и тот же учитель ведет класс в первые 7-8 лет. Близкий контакт устанавливается между школой и домом, и постепенно создается глубокое понимание особенностей склада и потребностей каждого ребенка.

Через, так называемое, преподавание по периодам, когда один и тот же предмет изучается от трех до пяти недель каждый день во время утренних уроков, можно достигнуть сконцентрированной и углубленной работы. В рабочей тетради, тетради периода, материал обобщается, дети пишут и рисуют. Готовых учебников следует избегать.

Важно в эти годы бережно и внимательно относится к естественной детской религиозности. Надежно чувствует себя ребенок, который видит себя частицей мира и знает, что добрые силы управляют им. Они помогали ему и до того, как он уже «очутился в животе у мамы» и помогут и в старости, и в смерти, которые, как он уже понимает, должен пройти и он сам. В наши дни даже сами родители далеко не всегда испытывают это чувство. Народные сказки — богатый источник, питающий духовное развитие, образы и чувства ребенка. В сказках, в общении с природой и с ее силами мы найдем хороших помощников. Мы должны уберечь ребенка от всякого рода религиозного догматизма. Речь идет о том, чтобы создать живую питательную среду, где позиция взрослых сама по себе оказывает влияние.

Вальдорфская педагогика принимает, как данность и исходный пункт, идею о том, что физический мир имеет духовную основу. Преподавание религии, не связанное ни с какой определенной конфессией, с годами дает ученикам широкую ориентировку в различных религиях мира, изучаемых и прочувствованных как бы изнутри.

Воспитать чувства, что мир добр и прекрасен, несмотря на его мрачные стороны, что природа прекрасна сама по себе, несмотря на загрязнение среды, — трудная и ответственная задача. Отсутствие этого чувства ведет к духовному обнищанию детей, к возникновению молодежных анти-культур, к деструктивности. И наоборот: из него вырастает твердое желание исправить, воссоздать разрушенное. Мы не стремимся к тому, чтобы воспитать хорошо приспособившихся потребителей. Дать подрастающему человеку возможности и силы открывать новые пути — смысл нашей работы. Это не мы будем устанавливать ориентиры и цели будущих поколений.

Учительский авторитет

Вальдорфская педагогика считает, что во второе семилетие жизни ребенка учитель должен быть для него авторитетом, то есть человеком, который внушает доверие и излучает надежность. Тот, кто никогда не находился под влиянием авторитета взрослого, с большим трудом добивается внутренней уверенности в себе. Люди неуверенные не могут стать свободными. Подчас целые народы охватываются тоталитарным психозом.

Развитие ребенка подчинено определенным законам. Путь к свободе и к чувству равноправия проходит через авторитет. Но подлинный авторитет не имеет ничего общего с внешней авторитарной властью.

«Земная зрелость» в конце этого периода — это не только физическая способность к продолжению рода, но и постепенно высвобождающаяся способность мыслить. Это можно назвать «падением» или «изгнанием из рая», потому что просыпающийся интеллект «вкушает плод с Древа Познания», что открывает непредвиденные возможности в выборе пути. Лишь теперь, по-настоящему, берет начало личная судьба человека. Мышление, глубокие раздумья могут и расчленить мир «на атомы» и наоборот — делать обобщение, воссоединять его в единое целое.

drugayashkola.ru

Самарская Вальдорфская школа

РЕАЛИЗУЕМЫЕ УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательный процесс в Школе осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ:

  • Дошкольное общее образование. 
  • Начальное общее образование. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования;
  • Основное общее образование. Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования;
  • Среднее общее образование. Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Очная
 

НОРМАТИВНЫЕ СРОКИ ОБУЧЕНИЯ

Начальное общее образование — 4 года

Основное общее образование — 5 лет

Среднее общее образование — 2 года
 

СРОК ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

25 апреля 2016 года — 19 декабря 2026 года
 

ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Уровень дошкольного образования
Приказ № 37-ОД-дп от 25.08.2015

Основная образовательная программа дошкольного образования  «Березка» МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара

Уровень начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара.

Пояснительная записка к учебному плану 2018-2019 учебного года

Учебный план начального общего образования МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара

Уровень основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара.

Учебный план основного общего образования МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара

Приказ О внесении изменений и дополнений в ООП ООО 

Уровень среднего общего образования

Учебный план среднего общего образования МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара


РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

Рабочие программы
 

ШКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 

Учебники, используемые в учебном процессе в 2018-2019 учебном году


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный график работы школы на 2018-2019 учебный год


ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ

Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ Местный бюджет Договора об образовании
0 229 0 0
 

ЯЗЫК, НА КОТОРОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ

Русский язык

www.waldorf-samara.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о