Обучение детей скорочтению: упражнения, методики, как научить ребенка быстро читать
Для чего обучаться скорочтению
В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.
Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе.
Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.
Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.
Прежде чем говорить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами.
Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.
Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом
- хорошей успеваемости в школе
- способности логически мыслить
- воспринимать различную информацию
- развивать память и внимание
- уметь концентрироваться на главном.
Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.
Обучение скорочтению, когда и как?
Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.
Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.
Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?
- В 1 классе, ребенок должен читать от 30 слов в минуту.
- Во 2 классе — уже от 50 слов в минуту.
- После 3-го — от 70-80.
- К началу средней школы нижняя планка — не меньше100 слов в минуту.
- При этом скорость чтения в средней школе должна составлять не ниже 120-150 слов в минуту.
Причины плохой техники чтения
- Скудный словарный запас. В этом случае при чтении часто встречаются слова, значений которых он не знает. Конечно, ему будет трудно и читать, и воспринимать такой текст.
Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.
Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.
- Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.
Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.
Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.
- У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.
Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!
Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.
После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов.
Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.
Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.
- Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения.
Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
- Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения.
Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.
- Медлительность
Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.
Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.
Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.
Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.
Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.
Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.
Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.
Методики обучения быстрому чтению
Все методики освоения скорочтения имеют физические границы применения их на практике. Все они имеют возрастные различия:
- одни направлены на развитие детей 5-8 лет
- другие больше подойдут подросткам
- третьи – вообще разработаны для совершенствования умения быстро читать родителей.
Существуют различные методики, дающие возможность раскрыть потенциал ребенка на 100%. К ним относят и
- методика Марии Монтессори
- мнемотехника
- эйдетика, как составляющая успешного развития ребенка
- и многое другое.
Все техники и методики включают в себя комплексы упражнений, направленных на улучшение
- памяти
- внимания
- концентрации
- развитие слуховой, зрительной памяти
- развитие логического мышления
- повышения уровня интеллекта ребенка и прочее.
Представленные далее упражнения помогут ребенку не просто научиться быстро читать, но и
- запоминать
- понимать прочитанное
- развить в себе умение быстро переключаться с одного вида мозговой деятельности на другой
- развивать смысловую, слуховую, зрительную, образную виды памяти
- и много другое.
Упражнения для тренировки беглого чтения
Как научить ребенка быстро читать? Введите за правило регулярно выполнять с ребенком по несколько упражнений и результат появится достаточно быстро.
Развить произвольное внимание
Важная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта. Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.
Ищем слово, строчку
Смысл игры: ребенок находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.
Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.
Исправляем ошибку
Взрослый читает текст, ребенок следит. Взрослый намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача ребенка — исправить неточность.
Расширить поле зрения
Ребёнок может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах.
Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после — что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.
Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Для того чтобы ребёнок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, необходимо расширять его поле зрения. Есть простое упражнение, которое позволяет это делать. Называется оно «клиновидные таблицы».
Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель — доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Таблица Шульте.
Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для школьников используйте такой вариант таблицы:
Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.
Клиновидные таблицы.
Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.
Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце.
Упражнение будет выполнено успешно тогда, когда малыш дойдет до последней строчки и сможет увидеть обе боковые цифры одновременно.
Чтение «Волной»
Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более.
- Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении
- потом поверните книгу на 90 градусов — пусть он прочтет отрывок так
- затем вверх ногами
- и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему
- Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы.
Есть такой интересный показатель — если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.
Убрать возвратные движения глаз
Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс
- во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного
- во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.
Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.
- Закрывайте прочитанный текст.
Подготовьте для ребенка специальную закладку. Пусть положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.
- Проверяйте скорость постоянно.
Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.
Уметь выделять главное в тексте
Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.
Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!
Чтение с пересказом
Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает.
- Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть.
- Затем переходите к полному тексту.
При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц — пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.
Отработка отрывков
Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее.
Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца.
Задача — научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту.
Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.
Текст-рассуждение — 12 предложений на заданную тему
Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов.
- Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему.
- Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12.
- Поэтому обязательно давайте время на обдумывание — где-то 5-10 минут.
Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.
Упражнений о том, как научить ребенка читать быстро, существует огромное количество. Ищите те, которые понравятся ребенку, пробуйте и результат не заставит себя долго ждать.
Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)
Ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
- Тихо и умеренно:
Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа.
- Громко и быстро:
Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь.
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Скорочтение для детей: комплекс упражнений по возрастам
Каждое упражнение подходит для определенного возраста и имеет конкретную цель. Ниже мы приведем перечень самых эффективных схем упражнений, которые помогут вам и вашему ребенку научиться скорочтению. За один курс не нужно проходить весь список. Периодически можете дополнять или менять немного упражнения между собой.
Первоклассники и дети младшего возраста требуют более легких упражнений
- Разминку можно выполнять и в играх, не только читая книжки. Задуйте воображаемую свечу. Включите фантазию, пусть они будут разного размера. Нужно задуть минимум 3 свечи. С каждой работайте отдельно.
- Чтобы развивать зрительную память, первоклашкам не надо использовать таблицу Шульте. Можно сделать собственную упрощенную схему. Например, в центре нарисуйте солнышко, а вокруг него разные геометрические фигуры. Можете даже попросить ребенка их разукрасить. Взгляд малыша должен смотреть строго на солнышко. Но называть он должен предметы, что находятся вокруг.
- Еще одно упражнение на тренировку зрительной памяти. Пишите большими буквами 5-6 слов, не связанных между собой. Даете ребенку полминуты, чтобы их прочитать. После закрываете слова и спрашиваете: есть ли «такое-то» слово между написанных фраз?
- Игра «Половинки» или складывание слов по частям. Для детей 6-7 лет их нужно разрезать на две части, постепенно увеличивая число слогов. То есть, на бумаге пишутся небольшие слова из 2 слогов и разрезаются пополам. Перемешать и дать ребенку возможность их сложить. Это развивает зрительную память, а еще тренирует мышление и пополняет словарный запас.
Игра «Половинки слов»
- Есть еще подобная игра «Угадай слово». Только ребенку дается один слог, а дополнить слово ему нужно уже самостоятельно. Например, «МА», а ребенок дополняет несколькими вариантами МАМА, МАСЛО или МАША.
- Игра для группы детей или вместе с взрослыми «Дополни цепочку». Вы предлагаете ему слово МАМА, к примеру. Ребенок должен отделить второй слог и начать с него слово, например, МАЛЬЧИК. Вы продолжаете уже на слог «чик». Кстати, есть такая же игра только с использованием букв.
Пример игры «Дополни цепочку»
- Можно поступить еще проще, предложить игру «Придумай слово». Задаете букву и придумываете на нее как можно больше слов. Это тренирует память и пополняет словарный запас. Есть игра-родственница «Найди слово». Принцип такой же, но нужно находить слова на определенную букву в выбранном тексте.
- Веселая и интересная игра «Найди пару». Например, «Рыба – иголки, еж – чешуя». Напротив слова пишите другой слово, а ребенок должен найти ему правильную пару.
- Анаграммы для первоклассников станут отличным заданием на внимательность! Взрослый человек их может прочитать, даже не заподозрив ошибку. Ведь важно первую и последнюю буквы поставить на свои места. Например, ЛЦИИСА, КШОКА, ЛАШОДЬ, ПДАНА или СОКАБА.
Такое чтение повышает внимательность и будет очень интересно ребенку в качестве головоломки. Но еще это стимул научиться быстро читать или освоить «скользящее» чтение. Когда взгляд не задерживается на определенной букве или слоге, а глаза выбирают смысл уже самостоятельно.
- «На буксире» будет подталкивать вашего малыша читать быстрее. Ребенок читает вслух, а вы следите пальцем. Постепенно начинаете ускоряться, то есть двигать пальцем немного быстрее прочтенных слов. Таким образом, вы будете подгонять ученика читать быстрее.
Больше читайте вместе
- Для деток 7 лет очень стимулирующим оказывается задание «Я смог». Смысл в том, чтобы показать малышу, что он может быстро читать. Даете ему небольшой текст, который он прочитает за 1,5-2 минуты. После сделайте небольшой перерыв и прочитайте еще раз этот же текст. Уже во второй раз малыш будет читать быстрее.
- Задание «Старт – финиш». Это упражнение будет максимально тренировать зрительную память и внимательность. Усадите ребенка перед открытой книгой. После команды «Старт» ученик должен начать читать. После фразы «Стоп» ребенок закрывает глаза и немного отдыхает. Но, после повторного старта, начать он должен с места остановки.
Проводите перерывы и давайте глазкам отдохнуть
Эти тренировки не только дадут ребенку немного расслабиться, но и будут полезными для тренировки глаз. А это своего рода незаменимая гимнастика для них, которая поможет сохранить или даже улучшить зрение.
Важно! Во время каждого занятия выделяйте 1-2 минуты на разминку. И старайтесь делать подобные упражнения даже во время выполнения уроков или просмотра мультиков.
- Закройте глаза на 5-10 секунд и легонько придавите глазные яблоки ладошками.
- Уберите руки и вращайте глазами в одну и другую стороны по 5 раз.
- Откройте глаза на 2-3 секунды, зажмурьте на 1-2 секунды, после снова широко их откройте. Повторите упражнение 4-5 раз.
- Сделайте вращающие движения в каждую сторону уже с открытыми глазами.
- Посмотрите на кончик носа, потом максимально вверх. Повторите несколько раз.
- Можно поступить иначе. На стекле приклеить небольшой кружочек. Взгляд на него – вдаль. Также проделать несколько раз.
- В конце также дать глазкам немного отдохнуть в течение 5 секунд, прижав глаза ладошками.
Не перегружайте ребенка — регулярно делайте перерыв и разминку
Схема упражнений для занятий детей 8-10 лет
- Для деток постарше разминка может проходить немного в другой форме, опять же, не только читая абзац. Произносите согласные буквы, когда ребенок выдыхает. Для этого не забудьте сделать полный вдох. Буквы могут быть любые и в произвольном порядке, главное – не меньше 10-15 штук.
- Работа с таблицей Шульте подходит для любого возраста, просто контролируйте количество цифр или добавляйте буквы. Назвать весь перечень цифр нужно за 10-15 секунд. Детям младшего возраста это время можно немного увеличить. Глаза должны находиться в центре, тогда вы достигнете максимального эффекта. Это не только будет расширять поле зрения, но и тренировать оперативную память.
- Подавление регрессии. Приготовьте небольшую закладку. Когда ребенок прочитает слово, сразу же закрывайте его. Так проделываете с каждым прочитанным словом. Результат будет виден уже через неделю.
- Боремся с артикуляцией. Для скорочтения она сильно мешает, да и в целом замедляет чтение.
- Пусть малыш читает под музыку. Но выбирайте ее без слов. Потом можно будет перейти и на песенное сопровождение. Главное условие – после чтения, ребенок должен ответить на поставленные вопросы по тексту.
- Жужжащий шмель – еще одно упражнение, что будет подавлять артикуляцию. Читая глазами текст, ребенок должен произносить звук «ЖЖЖ».
- Ритмичный стук требует некой сноровки. Предварительно сам ритм-стук нужно будет выучить. Когда ребенок будет читать текст, он должен отбивать карандашом этот ритм, постепенно его ускоряя.
- Замок подразумевает закрытый рот (можно даже немного прижать губы) и сильно прижатый палец к губам. И только после этого приступайте к чтению. После обязательно задаются наводящие вопросы.
- Можно еще немного усовершенствовать задачу. Ребенок прижимает палец к губам, а читать начинает по команде «Губы»! После фазы «Стоп» палец убирается и ребенок читает вслух.
Для скорочтения артикуляция недопустима
- Тренируем внимательность и помогаем сосредоточиться на задаче. Данные упражнения подходят для любого возраста и просто необходимы активным и подвижным детям.
- Замороченные слова. Вы просто пишите парами слова, что отличаются друг от друга лишь буквой. Например, «ДОМ – КОМ», «КОСА – РОСА». Ребенок должен найти, что в них общего и различного. Обязательно дополняет этот список.
- Составьте как можно больше слов из одного длинного. Например, «ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНИЦА» или «МОДЕЛИРОВАНИЕ». Слово каждый раз меняете. Деткам младшего возраста можно давать его повторно. Это упражнение еще и тренирует мышление.
- Меняем шрифты в каждой букве. Это будет концентрировать все внимание к тексту и поможет читать на максимальной скорости даже искаженный текст.
- Запутанные слова. Например, «САМОВОД» и «ЛЕДОКАТ». Далее можно немного усложнять задачу, например, «АМОЛСЕТ», «РОКЬТАВ». Ребенок должен отгадать слово «САМОЛЕТ» и «КРОВАТЬ».
- Есть еще такая игра «Режиссер». В любой фразе меняете слова местами, а ребенок должен отгадать их правильное положение. Например, «дуб лукоморья у зеленый». Длину и сложность предложения выбираете сами.
- Предложите ребенку найти «родственные слова». Например, лес, лесной, у леса, земной. Или море, моряк, морской, приморский.
- Для второклассников и старших деток отлично подойдет игра «Спрятанные слова». Иными словами, небольшой кроссворд. Деткам постарше можно брать немного сложнее варианты.
- Также ребенок оценит игру «Поменяться местами». То есть, ученик будет выступать в роли учителя и должен следить за чтением родителей. А те намеренно будут допускать ошибки.
- Или поступите немного другим способом. Напишите несколько фраз с пропущенными буквами или даже слогами. Ребенок должен дополнить их. Например, «на двор.. дет.. играл.. в футбо..» или «между де..вьями рост..т гри..».
Игра «Путаница»
- Развиваем анципацию. То есть, предугадывание слова по смыслу, не видя предыдущие и крайние слова.
- Работа с линейкой или закладкой. Ребенок читает в обычном темпе, вы закрываете предыдущее и следующее слово.
- Читаем кувырком. Ребенок должен прочитать текст в обычном положении, после чего книгу или тетрадь поворачиваете на 180°. Также хорошо развивает мышление и поворот книги на 90°.
- Закрытая половина текста. Еще идет работа на догадливость и смышленость малыша. Листом бумаги закрываете первую строчку, где читает ребенок. Но только верхнюю половинку букв, нижняя сторона остается видна. Когда малыш переходит на следующую строчку, ее также закрывают. Это научит ребенка читать быстрее, захватывая текст с нижней строчки.
- В паре со взрослым работать нужно, чтобы школьник нарабатывал скорость.
- Есть упражнение параллельного чтения. Взрослый читает с разной скоростью и интонацией, а ребенок должен внимательно следить и водить пальцем.
- Можно устроить соревнование, попеременно читая один текст. То есть, ребенок читает, а взрослые перехватывает его и продолжает чтение. Кстати, делать это не особо желательно в конце абзаца. Обязательно увеличивайте скорость.
- Читаем хвостиком. То есть, взрослый начинает читать, а ребенок через 4 слова должен продолжить текст. Основная цель – не сбиться.
Регулярно занимайтесь с детьми
Заключительная часть или памятка родителям
- Обязательно хвалите вашего ребенка за успехи, даже за небольшие достижения. Акцентируйте внимание только на положительных моментах. Если и делаете замечание, то лишь опираясь на хороший результат.
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими учениками! Это не дает стимулирующего эффекта. Вспомните в такой ситуации себя в его возрасте, когда родители проводили параллели с друзьями. Единственным критерием для сравнения должны выступать достижения вашего ребенка. Например, вчера он прочитал на два слова больше, а сегодня установит новый рекорд.
- Занимаясь с ребенком, не допускайте ошибок. Запомните – переучивать всегда сложнее!
- Приучайте его к чтению. Это не должно ограничиваться только занятиями, читайте сказки и журналы на досуге или перед сном.
- И обязательно подавайте пример! Пусть ребенок в ваших руках чаще видит книгу, нежели планшет или телефон. Именно вы должны привить любовь к чтению своему малышу!
Отмечаем результаты!
Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.
Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.
Источники
- https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/kak-nauchit-rebenka-chitat-bystro-i-pravilno-v-domashnih-usloviyah.html
- http://MaryPop.ru/shkola/chtenie-pismo/skorochtenie-dlya-detej.html
- https://otvetprost.com/535-kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html
- https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/kak-pomoch-rebenku-9-let-chitat-bystro.html
- https://orechi.ru/razvitie-rechi/skorochtenie-dlya-detej-uprazhneniya
- https://healthbeautyblog.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html
- https://Lifehacker.ru/skorochtenie-dlja-detej/
- https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/skorochtenie_dlya_detej_uprazhneniya.html
- https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE/
- https://heaclub.ru/samostoyatelnoe-obuchenie-skorochteniyu-trenirovka-razvitie-bystrogo-chteniya-detej-i-shkolnikov-7-8-9-10-let-v-domashnih-usloviyah-uprazhneniya-dlya-skorosti-chteniya
Упражнения для скорочтения
Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.
Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?
Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.
Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.
Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:
- проблемы с концентрацией внимания;
- небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.
Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.
Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.
Расширяем поле зрения
Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.
«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»
Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.
«Расфокусированный взгляд». Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.
Улучшаем концентрацию внимания
«Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.
«Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.
«Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.
Красный. Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.
Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.
«Найди слово». Варианты выполнения упражнения:
- Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
- Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.
Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.
Избавляемся от регрессии
«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.
«Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.
«Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.
Подавляем артикуляцию
«Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.
«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.
«Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.
«Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.
Развиваем память
«Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.
«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.
Развитие скорости мышления
Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.
Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.
Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:
- улучшить концентрацию внимания;
- развить скорость мышления;
- повысить способность мыслить логически правильно;
- и в результате существенно повысить скорость чтения и запоминания важной информации.
20-30 минут занятий на ЛогикЛайк каждый день — проверенный способ развить логику и скорость мышления, внимание и память.
Современные дети с раннего возраста перегружены графической информацией. Большинство 3-4 летних малышей уже умеют пользоваться смартфонами и планшетами, играют в мобильные игры, смотрят мультики. В результате, когда приходит время учиться, они испытывают затруднения при восприятии текстовой информации. Увы, плохая техника чтения — проблема, знакомая сегодня многим родителям школьников. Дети читают неуверенно и в медленном темпе, долго выполняют задания, что негативно сказывается на их общей успеваемости как в младшей школе, так и в среднем и старшем звене.
Так зачем нужно скорочтение?
Скорочтение — это навык, который позволяет быстро воспринимать текстовую информацию. Но речь идет именно о восприятии текста, а не автоматическом проглатывании. Феноменальная скорость без понимания прочитанного не только не поможет в учебе, а скорее навредит.
Педагоги понимают под скорочтением сформированный навык обработки учебного материала. Это значит, что школьник, владеющий таким навыком, может быстро изучать и усваивать параграфы учебников, научные статьи и другую образовательную информацию. Если ребенок читает медленно, у него остается мало времени для анализа информации и выполнения задания (например, при написании ВПР). Для того, чтобы ученик чувствовал себя уверенно на контрольных и проверочных работах, успешно осваивал программу, ему необходимо владеть навыком быстрого чтения.
Помимо этого, можно выделить еще несколько плюсов в освоении школьником техники скорочтения.
- Тренируется память. Ребенок может не только запомнить, но и пересказать большие объемы информации.
- Повышается интерес к учебе, возрастает уверенность в своих силах.
- Ребенок значительно быстрее справляется с домашними заданиями, что освобождает время на хобби, интересные занятия, отдых.
- Развивается зрительное внимание и концентрация.
Что мешает ребенку (да и взрослому) читать быстро?
1. Узкое пространство восприятия текста (поле зрения). У большинства людей оно составляет 4-5 см. Именно столько текста при чтении видит человек. Для освоения техники скорочтения необходимо развивать периферийное зрение и расширять это пространство до 7-8 см.
2. Регрессия глаз. Это очень распространенный рефлекс — машинальное возвратное движение глаз к уже прочитанному тексту. Прочитав часть текста, человек автоматически возвращается взглядом назад, и теряет время. Силой воли запретить себе возвращаться на уже прочитанный текст невозможно, для этого потребуются тренировки.
3. Артикуляция. Когда ребенок только учится читать — он читает вслух, четко и громко проговаривает слова. Ребенок взрослеет, а привычка внутренне проговаривать текст (а иногда и шевелить при этом губами) остается. В определенных ситуациях и в дальнейшем это может быть оправдано — например, при чтении стихотворений, когда важно чувствовать логические ударения, выдерживать паузы. Но для быстрого чтения артикуляция не нужна.
5. Неразвитое внимание. Чтобы понимать новую информацию, моментально схватывать главную и второстепенную мысль при беглом чтении, нужно обладать повышенным вниманием и не отвлекаться на внешние факторы.
Обучаемся быстрому чтению
Увлекательные упражнения
1. «Гонки»
Это упражнение позволяет повысить скорость чтения и способствует развитию речи. Выберите вместе с ребенком любимое стихотворение и предложите прочитать его несколько раз, каждый раз увеличивая темп насколько это возможно.
2. «Письмо в бутылке»
Расскажите ребенку историю, что к вам в руки попала бутылка с письмом, выловленная из моря. Но некоторые буквы смыла вода, и прочитать послание будет не так-то просто. Содержание письма может быть любым на ваш выбор, но «стирать» буквы следует в зависимости от того, насколько хорошо ребенок уже читает.
3. «Голова-хвост»
Существует два варианта выполнения этого упражнения. В первом варианте взрослый зачитывает начало слова, а ребенок должен найти его окончание («хвост»). Чтобы это сделать, нужно как можно быстрее пробежаться глазами по тексту и отыскать необходимое слово. Второй вариант предполагает зачитывание взрослым начала предложения, а ребенку требуется найти конец. Такая тренировка отлично развивает умение «сканировать» текст глазами, а также повышает концентрацию внимания (помните, мы уже говорили, насколько это важно?)
4. «Первый и последний»
Попросите ребенка прочитать текст про себя, но при этом произносить вслух первую и последнюю букву каждого слова. Затем пусть расскажет, о чем был текст. Упражнение учит быстро переключать внимание и одновременно выполнять несколько действий (чтение, понимание, запоминание).
5. «Партизан»
Ребенок читает текст вслух. Но, когда взрослый произносит слово «Партизан», ребенку необходимо приложить палец к губам (еще вариант — взять в зубы карандаш) и продолжать чтение молча. Услышав фразу «Партизан сбежал» школьник убирает палец от губ или карандаш, и продолжает снова читать вслух. Это полезная тренировка для устранения проговаривания слов во время чтения.
Не старайтесь выполнять все упражнения сразу. Чередуйте их, меняйте, комбинируйте, чтобы они не надоедали ребенку. Главное — занимайтесь понемногу, но регулярно.
«Скорочтение»: тренажеры от издательства «Планета»
Замечательным подспорьем для родителей и педагогов в вопросе обучения школьников технике скорочтения являются тренажеры от издательства «Планета». На момент подготовки статьи (конец 2019-начало 2020 года) издательством уже выпущены пособия для 3 и 4 класса и готовятся к выпуску пособия для 1 и 2 класса.
В этих пособиях собраны необычные тексты-задания, работа с которыми поможет школьникам значительно повысить скорость чтения. Выполняя их, ребенок научится читать без артикуляции, видеть предложения целиком, концентрироваться на чтении. К каждому тексту предлагается несколько вопросов на проверку осознанности и практические задания для закрепления навыков.
Скорочтение: тренажер для 3 класса
Скорочтение: тренажер для 4 класса
Работать с тренажерами ребенок может как самостоятельно, так и с помощью родителей или педагогов. Ребенку предлагается засечь время и начать читать текст «про себя». Затем указать в специальном окошке, сколько времени было затрачено. На следующий день или через день можно повторить упражнение и снова засечь время. Проверить, получилось ли прочитать текст быстрее, чем раньше. На обороте каждой страницы располагается текст-«помощник», к нему можно обратиться в том случае, когда читать «необычный» поначалу трудно.
Тексты очень разнообразные, задания необычные и увлекательные, они не дадут школьнику заскучать и повысят его интерес к чтению книг в целом. В чем же их необычность? Здесь ученик встретится с текстами, написанными «вверх ногами», «зашумленными» текстами (с наложенными «паутинками» или «решетками»), без пробелов, с использованием разных шрифтов, деформированными и многими другими текстами «со странностями».
Для примера давайте рассмотрим задание из тренажера 4 класса с «зашумленным» текстом.
Текст сказки закрыт «паутинкой». Чтение такого текста помогает расширить периферийное зрение и предотвратить регрессию глаз. Линии паутинки наложены таким образом, что они проходят через слова. В результате ребенку ничего не остается, как читать сразу целыми словосочетаниями и предложениями, видеть как можно больше слов, догадываться, что это за слова. Также паутинка затрудняет чтение в целом, и возвращаться взглядом назад становится некомфортно.
Рассмотрим еще один пример из этого пособия — текст с закрытой верхней частью строк. Это упражнение также расширяет поле зрения и предупреждает регрессию.
Еще одно красивое задание — текст с использованием разных шрифтов. Такого рода упражнение можно подготовить и самостоятельно, выбрав любой понравившийся отрывок. Для этого всего лишь нужно в обычном текстовом редакторе набрать текст разными шрифтами. И вот что получается! Таким образом мы снова успешно боремся с регрессией глаз. Новый шрифт в каждом предложении (или даже в каждом слове) автоматически останавливает взгляд читателя.
Еще одно эффективное упражнение на устранение регрессии рассмотрим на примере из тренажера для 3 класса. Ребенку предлагается прочитать текст, начиная с последнего слова каждого предложения, то есть не слева направо, а справа налево. Поскольку физиологически мы всегда читаем слева направо, то при «обратном» чтении глаза направо уже не будут возвращаться, ведь такой рефлекс у нас отсутствует. Проверьте сами!
Задания в тренажерах расположены от простых к сложным. Давайте рассмотрим наиболее сложное упражнение — текст с наложенной решеткой. Оно может вызвать затруднение даже у взрослого! Но такой текст читать ребенку будет как раз очень интересно, это отличная мотивация для чтения в целом, а не только в рамках тренажера.
Важно! Не забывайте, что все эти тексты ребенок должен читать «про себя», не вслух и даже не шепотом! Помните, что любое проговаривание значительно снижает скорость чтения.
Памятка родителям
1. Очень важно проверять понимание прочитанного, особенно после выполнения упражнений на подавление артикуляции. Задавайте ребенку вопросы по тексту, обсуждайте, просите пересказать.
2. Обязательно отмечайте даже небольшие успехи и делайте акцент на положительных моментах обучения.
3. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими школьниками, единственным критерием для сравнения должны быть достижения самого ребенка. К примеру, сегодня он прочитал текст быстрее, чем вчера, а завтра его ждут новые рекорды!
4. Не ограничивайтесь только занятиями по скорочтению. Читайте книги, детские журналы, ходите в библиотеку.
5. Показывайте положительный пример. Пусть ребенок чаще видит в ваших руках книгу, чем смартфон или планшет. Именно от вас, дорогие родители, во многом зависит, полюбит ли ваш ребенок чтение! Мы искренне желаем вам удачи!
- Основы обучения ребенка скорочтению
Как известно «сначала было слово», а затем его стали изображать и писать, печатать и у человечества уже одной проблемой больше. Как научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?
В школьные годы очень многое строится на умении школьника самостоятельно работать с книгой. При условии, что школьник выполняет все домашнее и классное задание, объем прочитанного с каждым периодом школы растет. Так, при переходе в 5-й класс он увеличивается вдвое, а к восьмому классу – втрое. При этом читательские умения школьника остаются на прежнем уровне начальных классов. Тогда ребенок развивается по одной из схем: или проводит за выполнением домашнего задания по пять часов, приобретая различные осложнения здоровья; или готовит уроки не должным образом, забрасывает чтение и плывет по течению.
Различные проблемы с чтением в дальнейшей жизни объясняются тем фактом, что в течение всей жизни мы читаем так, как нас учили в первом классе. При этом не умеем, не имеем возможности, желания или понятия применить более быстрые техники чтения.
При чтении у детей возникает ряд проблем, среди которых:
- При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
- Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
- Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
- Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
- Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.
- Что являет собой скорочтение для ребенка.
Поскольку начальная школа это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок в технике чтения у учеников младших классов и возникло скорочтение для детей (ранее оно было ориентировано только на взрослых). Самыми популярными ошибками являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе в вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.
Скорочтение помогает не только устранить эти ошибки, но и автоматически увеличивать скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет устранения «тормозящих» моментов. Когда ребенку ничего не мешает читать, то соответственно увеличивается и скорость. Скорочтение предоставляет инструментарий, который позволяет детям проработать и исправить возникающие сложности в чтении, а когда чтение не вызывает трудностей, ребенок сам берется за книгу.
При скорочтении внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанных текстов. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное, плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали. При пересказе ребенок использует только слова из текста, не рассказывает своими словами, потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление. Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным. Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.
Основы скорочтения.
Образную память считают самой крепкой у детей. Для представления ребенком красочных, ярких и запоминающихся образов нужно развивать его воображение, которое выступает основным процессом познавательной деятельности у младших школьников. Когда ребенок умеет представить образы, он успешнее запоминает материал, изучает новые предметы. Кроме того, многие родители говорят о том, что их дети при чтении рассеяны, отвлекаются на любой раздражитель, при этом при отрыве от чтения они не помнят, где остановились. Иногда бывает, что глаза еще передвигаются по тексту, но мысли в голове уже где-то далеко. Скорочтение развивает внимание, собранность и сосредоточенность, а это улучшает восприятие материала и его длительное запоминание.
Обучить ребенка основам скорочтения можно и в домашних условиях. Для этого вам необходимо регулярно выполнять с ним некоторые упражнения. При этом нужно учитывать, что разработанная в образовательных заведениях и годами проверенная практикой система обучения чтению является прочным фундаментом для грамотного письма, изучения наук в будущем, но при этом данная система не способствует расширению возможностей самостоятельного восприятия материала. Занимаясь с ребенком основами скорочтения, не стоит отменять проверенные годами практики методики. Вы всего лишь имеете возможность посмотреть, на что способна более быстрая методика чтения, которую можно применять с начальных классов.
- Структура занятий.
Заниматься с ребенком следует по 15-20 минут трижды в неделю. Занятие имеет следующую структуру:
- Разминка. Чтение короткого текста (до 100 слов), после которого вы должны задать вопросы на понимание прочитанного.
- Таблицы Шульте. Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Они помогают развивать скорость нахождения объектов в установленном порядке, например, числа от 1 до 9. Для учеников младших классов стоит применять таблицы, у которых простое деление поля на равные прямоугольники, при этом количество цифр в таблице – 25 и 36, а количество букв – 20.
- Поврежденный текст. Вначале текст нужно разрезать на две части, приклеить его на карточку, сместив на 1-2 строчки. Затем задания усложняются: части вырезают в середине текста, в начале или конце строки не хватает букв. После прочтения необходимо проводить беседу по тексту.
- Словарная работа, при которой выполняют упражнения на скоростное восприятие групп слов.
- Упражнения, развивающие логическое мышление. Во избежание переутомления, чаще такие упражнения основываются на математическом материале. Можно периодически заменять их рисованием на тему прочитанного текста.
Первый этап занятий предполагает, что основное внимание будет уделяться устранению таких причин медленного чтения как акртикулирование и небольшое поле зрения. Чтение производят при условии механического сдерживания артикуляционного аппарата, с созданием шумов и помех. Уже начиная с первого класса следует проводить работу с таблицами Шульте, она расширит поле зрения и послужит выработке внимания.
Следующий этап предполагает основное внимание сосредоточить на повышении качества усвоения прочитанного. Проводят чтение поврежденного текста, который разделен на 2-3 полосы, разведенные на 1сантиметр. Читают два текста разной структуры одновременно, к примеру, сказку о животных и рассказ о природе. Затем ребенка просят нарисовать, вспомнить похожее. Дети в начальных классах часто не могут увидеть смысл в каждой отдельной строчке, самостоятельно выбрать темп чтения при разных целях чтения. Такие занятия значительно улучшают способность детей пересказывать тексты.
Упражнения.
Важно выполнять упражнения, направленные на развитие и активизацию словарного запаса, преобразование слов, составление предложений или рассказа на основе заданных слов, не связанных между собой.
Не стоит забывать и об азах обучения чтению. Так, на начальном этапе проводите с ребенком общие упражнения, повышающие скорость чтения. Начните с самых простых, развивающих четкость произношения («машины едут ж-ж-ж», «ползет змея ш-ш-ш» и т.д.). Читайте с ним скороговорки, поговорки. Читайте на одном вдохе несколько согласных подряд, затем к ним добавляйте гласную. Складывайте слова из половинок, используя примерно 3-10 слов и предлагая ребенку быстро сложить осмысленные слова из двух половинок.
Также существует несколько упражнений, направленных на умение определять нужную скорость чтения и менять ее, где нужно. Например, вы читаете «про себя», сопровождая чтение движением пальца по тексту, ребенок читает вслух по вашему пальцу, т.е. поспевая за вами. Естественно, не стоит устанавливать слишком высокую скорость.
Вызвать положительные эмоции к чтению позволяют упражнение на многократное чтение. На протяжении минуты предложите ребенку прочесть текст и отметить, где он остановился. Затем он должен повторно прочесть этот отрывок, естественно, что в результате будет прочитано на несколько слов больше, что вызовет у ребенка положительные эмоции и веру в свои силы. Такое упражнение не следует повторять более трех раз.
- Развитие навыков и качеств.
Чтобы развить умение ориентироваться в тексте, используют упражнение «бросок-засечка». Ребенок располагает руки у себя на коленях и приступает к чтению текста по команде «бросок». Как только от взрослого прозвучала команда «засечка», малыш отрывает глаза от книги, при этом продолжает держать руки на коленях, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Взрослый снова произносит команду «бросок», после чего ребенок должен глазами отыскать в тексте то место, где он завершил чтение, и продолжить с того момента читать текст вслух. Продолжительность упражнения – до пяти минут.
Интересно упражнение, направленное на понимание текстов и формирование навыков чтения. Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. Особенность его заключается в том, что смышленость ребенка позволит ему заметить некую особенность – при чтении верхней строчки по половинкам букв, нижняя строчка остается полностью открытой, поэтому «выгодно» быстро прочитать нижнюю строчку, пока она открыта, и затем быстро выдать готовый результат, когда ее закроют. Такое упражнение способствует формированию сразу нескольких важных учебных качеств:
- Поскольку прочтение нижней строчки нужно скрыть, развивается чтение про себя;
- Поскольку в памяти нужно удержать и сохранить на некоторое время несколько слов, развивается словесно-логическая память;
- Поскольку ребенок читает вслух заданную строчку и про себя нижележащую, развивается умение распределять внимание и одновременно выполнять минимум две задачи.
Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, вы поможете ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач, преуспевать в учебе и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.
Advance знает все о методах эффективного чтения, в одной из статей «Скорочтение — с чего начать, чтобы научиться быстро читать?» как раз описаны лучшие техники. Скорочтение – это навык, который нужно тренировать соответствующими упражнениями. При этом важно не потерять уровень понимания. В любом случае, начинать нужно с самых простых техник. Эффект будет только в том случае, если вы будете читать разными методиками хотя бы по 15 минут в день.
Если вы планируете читать вслух, то используйте технику мотора. Для этого сложите все пальцы кроме больших в замок, а большими вращайте вперед и назад. Параллельно с импровизированным мотором читайте текст. Как только вы будете ускорять мотор, читать тоже станете быстрее. Остальные техники подходят для тренировки чтения про себя.
Техника “Начало — конец” работает на узких газетных текстах. Возьмите карандаш и ставьте точку в начале и в конце каждой строки. Эти 2 точки вы фиксируете глазами, не обращая внимание на остальную строку. Хотите-не хотите, но так задействуется ваше периферическое зрение, которое по мере тренировки “захватывает” больше и больше текста вокруг.
Техника “Вверх ногами” сначала может показаться вам сложной, но со временем мозг адаптируется, и вы сможете читать быстрее. Суть в том, чтобы развернуть текст на 180 градусов. Читаете перед сном любимую книгу? – Поменяйте угол зрения. Вернув текст в исходное положение, вы удивитесь, насколько просто вам покажется читать, и вы сможете ускориться.
Техника “Чтение с указкой” подходит для детей, но и взрослым тоже помогает. Возьмите карандаш и ведите с постоянной скоростью внизу строки. Сложность в том, что вы не должны замедляться, даже если не успеваете дочитать до конца. Ваш взгляд догонит вашу руку со временем. А пока карандаш подстегивает двигаться быстрее и заставляет следить за движением. На начальном этапе этих техник должно хватить. Позже вы сможете выбрать методики посложнее и те, которые вам больше понравятся.
В первую очередь, Либерика направлена на развитие скорости чтения «про себя» и увеличение понимания прочитанного
Игровая механикаЗанятия проходят в игровой форме, позволяющей органично объединить эмоциональную и рациональную познавательную деятельность
Онлайн-платформаДомашнее задание ребёнок делает на уникальной онлайн-платформе, благодаря чему новая информация воспринимается эффективнее
Легкость в учебеПолученные на курсе Либерики навыки позволяют ребёнку легче и интереснее учиться в школе и быстрее выполнять домашние задания
Любовь к чтениюСкоростное чтение позволяет глубоко погрузиться в сюжет книги и прожить всю историю вместе с героями. Чтение становится захватывающим процессом, и ребенок с удовольствием осваивает горизонты новых знаний
КонцентрацияНавыки, полученные в ходе освоения Либерики, позволят ребёнку стать более сосредоточенным и научиться концентрировать свое внимание на самом важном
90000 Teach speed reading to your children even if you can not speed read yourself 90001 90002 90002 90002 90005 90006 Home 90007 90006 Subscribe 90007 90006 Store 90002 90005 90006 Shop our store 90007 90006 Cart 90007 90006 My Account 90007 90019 90007 90006 About Us 90002 90005 90006 BHM Facebook page 90007 90006 About Our Authors 90007 90019 90007 90006 Browse Articles 90002 90005 90006 Farm and Garden 90007 90006 Building 90007 90006 Animals 90007 90006 Firearms 90007 90006 Self-Reliance 90007 90006 Americana and History 90007 90006 Food and Recipes 90007 90006 Science and Education 90007 90006 Energy 90007 90006 Current Issue 90007 90006 Previous Issues 90007 90006 Author Index 90007 90019 90007 90006 Blogs 90002 90005 90006 Homesteading with Jackie Clay 90007 90006 Massad Ayoob 90007 90006 Dave on Twitter 90007 90019 90007 90006 Contact Us 90002 90005 90006 Contact BHM 90007 90006 FAQ — Frequently Asked Questions 90007 90006 Ask Jackie a Question 90007 90006 Guidelines for Writers 90007 90006 Display & Digital Advertising 90007 90006 Classified Ads 90007 90006 Privacy Policy 90007 90019 90007 90006 Checkout 90007 90019 90002 90093 Search 90094 90005 90006 Farm and Garden 90007 90006 Building 90007 90006 Animals 90007 90006 Firearms 90007 90006 Self-Reliance 90007 90006 History 90007 90006 Food 90007 90019 Tel: 541-250-5134 Email: customer-service @ backwoodshome.com 90111 Backwoods Home Magazine 90112 90002 90114 90111 90005 90006 Home 90007 90006 Subscribe 90007 90006 Store 90005 90006 Shop our store 90007 90006 Cart 90007 90006 My Account 90007 90019 90007 90006 About Us 90005 90006 BHM Facebook page 90007 90006 About Our Authors 90007 90019 90007 90006 Browse Articles 90005 90006 Farm and Garden 90007 90006 Building 90007 90006 Animals 90007 90006 Firearms 90007 90006 Self-Reliance 90007 90006 Americana and History 90007 90153 90019 90007 90019.90000 How to Teach Kids to Read at Home 90001 Back to Articles 90002 Learning to read is a complex process that does not happen on its own. The best way to teach kids to read is by making it fun. 90003 90002 Most people do not think about the process of learning to read until they decide to start teaching their own children at home. 90003 90002 Contrary to what some people believe, learning to read is not a ‘natural’ process that happens all on its own. It’s a complex one that requires the proper teaching of various skills and strategies, such as phonics (knowing the relationship between letters and sounds) and phonemic awareness.90003 90002 The good news is that although reading itself is a complex process, the steps taken in order to build these skills are fairly simple and straightforward. In order to teach kids how to read and make it a positive and rewarding experience, try these simple and time-tested strategies below. 90003 90010 Here are 10 simple steps to teach your child to read at home: 90011 90012 1. Use songs and nursery rhymes to build phonemic awareness 90013 90002 Children’s songs and nursery rhymes are not just a lot of fun-the rhyme and rhythm help kids to hear the sounds and syllables in words, which helps them learn to read.A good way to build phonemic awareness (one of the most important skills in learning to read) is to clap rhythmically together and recite songs in unison. This playful and bonding activity is a fantastic way for kids to implicitly develop the literacy skills that will set them up for reading success. 90003 90012 2. Make simple word cards at home 90013 90002 Cut out simple cards and write a word containing three sounds on each one (e.g. ram, sat, pig, top, sun, pot, fin). Invite your child to choose a card, then read the word together and hold up three fingers.Ask them to say the first sound they hear in the word, then the second, and then the third. This simple activity requires little prep-time and builds essential phonics and decoding skills (helping them learn how to sound out words). If your child is just starting out with learning the letters of the alphabet, focus on the sound each letter makes, more so than letter names. 90003 90002 Reading Eggs teaches phonics skills-an important tool to help children decode and read words-with interactive activities that are fun and highly engaging.Free trial. 90003 90012 3. Engage your child in a print-rich environment 90013 90002 Create daily opportunities to build your child’s reading skills by creating a print-rich environment at home. Seeing printed words (on posters, charts, books, labels etc.) enables children to see and apply connections between sounds and letter symbols. When you’re out and about, point out letters on posters, billboards and signs. In time you can model sounding out the letters to make words. Focus on the first letter in words.Ask your child «What sound is that letter?» «What other word starts with that sound?» «What word rhymes with that word?» 90003 90012 4. Play word games at home or in the car 90013 90002 Building on from the previous step, introduce simple word games on a regular basis. Focus on playing games that encourage your child to listen, identify and manipulate the sounds in words. For example, start by asking questions like «What sound does the word 90029 90030 start with?» «What sound does the word 90029 90030 end with?» «What words start with the sound 90029 90030?» and «What word rhymes with 90029 90030?».90003 90012 5. Understand the core skills involved in teaching kids to read 90013 90002 It’s important to remember that learning to read involves various different skills. There are five essential components of reading that you can read about here. These are the skills all children need in order to successfully learn how to read. In summary, these include: 90003 90042 90043 90044 Phonemic awareness 90045 — the ability to hear and manipulate the different sounds in words 90046 90043 90044 Phonics 90045 — recognizing the connection between letters and the sounds they make 90046 90043 90044 Vocabulary 90045 — understanding the meaning of words, their definitions, and their context 90046 90043 90044 Reading comprehension 90045 — understand the meaning of text, both in storybooks and information books 90046 90043 90044 Fluency 90045 — the ability to read aloud with speed, understanding and accuracy 90046 90063 90002 Reading Eggs incorporates all five components of reading in its online lessons.Children are introduced to a range of interactive activities that reinforce letter sounds and symbols, building phonemic awareness and phonics skills, as well as vocabulary and comprehension. The e-book at the end of each lesson allows children to apply the skills they have learned. Free trial. 90003 90012 6. Play with letter magnets 90013 90002 Middle vowel sounds can be tricky for some children, which is why this activity can be so helpful. Prepare letter magnets on the fridge and pull the vowels to one side (a, e, i, o, u).Say a CVC word (consonant-vowel-consonant), for example ‘cat’, and ask your child to spell it using the magnets. To help them, say each vowel sound aloud (/ ayh /, / eh /, / ih /, / awe /, / uh /) while pointing at its letter, and ask your child which one makes a sound similar to the middle sound . 90003 90012 7. Harness the power of technology to keep your child engaged 90013 90002 Learning to read should be an enjoyable process in order to keep kids motivated to improve. Sometimes a child might be full of excitement and eagerness to learn at the beginning, but once they hit a wall can feel overwhelmed and give up easily.As a parent, it can feel impossible to pick up again and know where to fill in any gaps that may be causing frustration. 90003 90002 Reading Eggs uses self-paced lessons that match each individual child’s ability. Children are regularly rewarded for completing activities and reaching new levels, which keeps them motivated to stay on track. Parents can also view instant progress reports to see how a child’s skills are improving. 90003 90012 8. Read together on a daily basis and ask questions about the book 90013 90002 A lot of people do not realize just how many skills can be picked up through the simple act of reading to a child.Not only are you showing them how to sound out words, you’re also building key comprehension skills, growing their vocabulary, and letting them hear what a fluent reader sounds like. Most of all, regular reading helps your child to develop a love reading, which is the best way to set them up for reading success. 90003 90002 Strengthen your child’s comprehension skills by asking questions while reading. For younger children, encourage them to engage with the pictures (e.g. «Do you see the boat? What color is the cat?»).For older children, ask questions about what you’ve just read, like «Why do you think the little bird was afraid?» «When did Sophie realize she had special powers?» 90003 90012 9. Play games to memorize high-frequency sight words every day 90013 90002 Reading Eggs makes it easy for children to learn and memorize sight words through interactive activities and repetition. Free trial. 90003 90002 Sight words are ones that can not be easily sounded out and need to be recognized on sight.High-frequency sight words are ones that occur very often in reading and writing (e.g. you, I, we, am, had, and, to, the, have, they, where, was, does). 90003 90002 The strategy for learning sight words is, «See the word, say the word». Learning to identify and read sight words is essential for young children to become fluent readers. Most children will be able to learn a few sight words at the age of four (e.g. is, it, my, me, no, see, and we) and around 20 sight words by the end of their first year of school.You can teach sight words by playing with flashcards and using reading programs like Reading Eggs. 90003 90012 10. Be patient; the best way to teach kids to read is to make it fun! 90013 90002 90044 Every child learns at his or her own pace, so always remember the single most important thing you can do is to make it enjoyable. 90045 By reading regularly, mixing things up with the activities you choose, and letting your child pick out their own books occasionally, you’ll instil an early love of reading and give them the best chance at reading success in no time.90003 90002 Looking for a fun and educational virtual camp idea for the summer? See 90044 how Reading Eggs can help prevent summer learning loss 90045 while keeping your little ones entertained. 90003 90100 .90000 10 Simple Ways to Teach your Child to Read 90001 90002 Last Updated on 90003 March 27, 2020 90004 90005 90002 Reading is a very important milestone in the development of a child. Unlike the motor skills, reading skills do not develop organically in a child. The guidance given to developing the skill of reading early on determines the child’s ability to read. 90005 90008 Video: 8 Fun Ways to Teach Kids Reading 90009 90002 90011 90012 90005 90008 Best Ways to Teach Children to Read 90009 90002 Reading is a skill that many children pick up between the age of four and six.This age bracket is typically kept wide to accommodate children with different levels of exposure and ability. Some parents get anxious about their child’s ability to read, around this time. They start looking for crash courses and shortcuts on how to teach a child to read at home. Here are ten effective ways by which you can encourage your pre-schooler to read. 90005 90018 1. Start with the phonics 90019 90002 Phonics is the base for interpreting and reading languages. Creating a good base for understanding phonics is very important in developing the skill of reading.Pre-schoolers are usually introduced to the concept of word-sound correlation in the first year of school. Around the same time, parents can engage the child in creative and fun games that enhance their understanding. You can start by helping them identify the phonics of the starting letter of their favourite toys or characters. You will have a lot of fun singing the phonics song together. Songs are a great way of learning. Rhymes that teach the sounds of the alphabet are sure to help children grasp it better.Gradually you can start teaching them to attach a string of phonic sounds to make simple words. 90005 90018 2. Familiarise with books 90019 90002 When children first look at books, they randomly pick a page to read, most likely choosing the page with bright and colourful pictures. The concept of starting from the first page and moving to the last one is alien to them. Parents can slowly bring in the concept of reading from left to right, progressing from the first page to the last and relating the picture to the story in the book.This prepares them to handle a book and teaches them about the nuances of interpreting it. Discussing the characters and the story of a book, after a reading also helps them recollect information. 90005 90018 3. Start small 90019 90002 When it comes to toddlers, their attention span is usually calculated as their age plus three minutes. Usually, many parents make the mistake of expecting their child to sit through piles of books and listen to them patiently. This is quite difficult for their young minds and only reading in small doses engages them effectively.You can start by reading books with simple and short stories that capture the interest of the child. 90005 90018 4. Read aloud 90019 90002 Reading for the child from a very young age is a very healthy practice that many parents follow. This sets not only a great precedence for reading but also develops a reading habit. Infants as young as 3 to 4 months respond to pictures. You can keep a set of books with bright pictures and letters to read to them and repeat it multiple times to develop familiarity.Reading books with their favourite characters in an animated way kindles their interest towards books. The difficulty level can be increased gradually as the child grows. Reading aloud to them helps them in improving their vocabulary and spellings. With time, children can be encouraged to string together the phonics of each letter in a word and read aloud. When it comes to teaching toddlers & pre-schoolers to read, nothing helps better than reading aloud to them. 90005 90002 90005 90018 5.Add the drama 90019 90002 When you read books to kids, make sure you help them imagine the story. The best way to achieve this is to narrate or read it out loud in an animated manner. The expressions that you convey to your child help them understand the emotion behind each word. The meaning of the words is understood better this way. Familiarity with words in the book sets a platform for kids to associate the spelling and the pronunciation. 90005 90018 6. Learn on the go 90019 90002 Most of the times, we confine ourselves to reading from books.Some kids can not concentrate for more than a few minutes. The best way to deal with this is to integrate the learning with the things around them. While travelling or visiting places, we come across so many things. You can teach your kids to spell out and read the names of places or shops around them, names of their favourite cars and so on. This way, you can kindle their interest in observing the things around them and also encourage them to be more confident in reading. 90005 90018 7. Discover fun ways to learn 90019 90002 Children pick up things when taught in a fun way.Anything to learn can be wrapped in a game and taught to kids effectively. Play-dough, sand, and magnetic letters are all some great tools to teach kids the art of reading. Children enjoy this and learn faster. You can make letters in play dough and string them together to make words and encourage your child to read it phonetically. You can play a simple form of scrabble and teach them that letters can be arranged alternatively to coin different words with different meanings. You can also convert their bath time into a fun learning session with the foam letters by asking them to create new words with it.90005 90018 8. Give life to letters 90019 90002 It can be very exciting for children to see the alphabets take form and talk. You can make small puppets for each alphabet and enact the phonics song for them. This is a great technique to develop a positive image about reading in the minds of the children. Two and three letter words can be coined and taught to kids easily using this technique. This is by far one of the most engaging tools of learning for small young children. 90005 90018 9. Be a good role model 90019 90002 Children learn by watching adults.modelling the right kind of behaviour is very important in parenting. If you want your children to read books, then they must see you reading one. Children have a keen eye for hypocrisy, and therefore we must first practice what we preach. When children look at you reading a book, they understand that it is part of their daily routine and develop a habit of reading every day. 90005 90018 10. Get those apps 90019 90002 Although screen time is not good for children, some mobile and computer applications are very effective in teaching children to read.Children take to learning alphabets and phonics better when their favourite animated character teaches them. Such applications have become the order of the day. Although, as parents, you must exercise caution in restricting the screen time to less than an hour a day. 90005 90002 Unfortunately, the ability to read does not develop overnight and comes as a culmination of the child’s awareness of alphabets, their phonics, vocabulary, and comprehension. A systematic exposure to the language through reading, talking and writing, puts the child in a comfortable position to start developing the skill of reading.90005 90002 Reading skills do not develop on their own in a child, which is why, as a parent, you need to help your little one right from the beginning. Start with ‘phonics’ and gradually move to letters and words. Another way to ensure all-round development in your child is to subscribe to Intellikit, an activity box subscription for kids with unique themes each month. Focusing on multiple types of play, the activities in each box keep your child occupied while broadening his horizons and teaching him something new at each step.Subscribe to get your box of fun learning, today! 90005 90002 90065 Also Read: 90066 How to Teach Children to Read Clock and Tell Time 90005 .90000 10 Steps for teaching children to read 90001 90002 Learning to read is one of the most important things a child will do in his or her life. That’s because we live in a society in which literacy skills are the key to success. When reading ability does not develop overnight, some parents and educators worry they are on the wrong path to instruction. 90003 90002 But choosing the «right» books and the «best» way to teach reading depends on every child. No two individuals will master reading at the same time or pace, and patience and persistence is a must, particularly for kids who struggle with learning difficulties or differences.90003 90002 Teaching a child to read begins at birth with the reinforcement of pre-literacy skills. Nonetheless, most kids will officially learn to read between the ages of 5 and 7. 90003 90002 One of the most common ways to teach reading is via the sounding out method in which kids are encouraged to read aloud, pronouncing each letter or group of letters until they recognize the word by sound. 90003 90002 At the same time, educators will teach sight words, or common vocabulary that children can memorize in order to reduce the cognitive burden of decoding sentences.The theory is the less words children need to sound out, the more attention they have to process a greater number of terms and understand vocabulary they have never encountered before. 90003 90002 As kids become strong readers, they do less and less reading out loud and recognize more and more vocabulary by sight. This makes them faster. They can also do more when it comes to interacting with the books they are reading, including following more complicated narratives, understanding specific details, gist and making inferences and predictions.90003 90002 They grow their vocabulary because reading introduces them to new words they can understand from context. Moreover, reading impacts on writing ability. Kids develop familiarity with more complex sentence structures and begin to use and adapt them to express themselves. This is a crucial skill that will serve them in all areas of the curriculum, from English class to social studies. 90003 90016 Pre-literacy skills 90017 90002 There are certain pre-literacy skills educators have identified as important in preparing kids for reading instruction.Children can speak their native language, but they may not always recognize the component phonemes that make up English vocabulary. 90003 90002 Silly songs and rhymes can help call their attention to the «Sssss» or «shhh» sounds they’ll need to associate with letters in order to read their first words. They must learn the alphabet of course, but reading books also relies on grasping the concept of narrative. 90003 90002 This is something parents can teach by asking kids to recall actions in the order in which they occurred or simply leading by example and rehearsing the day’s activities with them.90003 90002 Parents are also encouraged to read to their children because fostering a love of books begins at home. Very young children may not understand what you are reading but they will become familiar with how books work, including distinguishing print from pictures. 90003 90002 Infants love to imitate adults and turning pages is a great way to practice their fine motor skills and pincer grasp. If reading becomes a routine, they’ll begin to expect fun and entertaining stories. Positive associations forged through ample quality time spent with their parents will help them be more interested in reading books on their own.90003 90002 90029 90003 90016 How to teach reading 90017 90033 90034 90035 Phonics 90036 90037 Reading requires bringing together a child’s knowledge of the sound system of his or her native language and the letters and letter combinations that represent different phonemes. For this reason, some phonics instruction is essential. 90037 90039 90034 90035 Familiar words 90036 90037 Because they are fluent speakers, kids have a base vocabulary to begin with. That’s why learning how to read words they are already familiar with is a good place to start.This might include their own name and other concrete nouns that can be prompted using pictures. 90037 90039 90034 90035 One word at a time 90036 90037 In the beginning, too much text can be overwhelming for a new reader. Make sure there are not too many words on a page and start by having them sound out single terms before progressing to phrases and sentences. 90037 90039 90034 90035 Ample exposure and lots of repetition 90036 90037 Reading words that contain the same letters and letter combinations and seeing those words multiple times helps kids practice early reading skills.Did you know that 50-75% of the words in most children’s books come from the Dolch list? 90037 90039 90034 90035 Illustrations and big print 90036 90037 Images can help a child in the beginning by prompting him or her to recognize the word they are reading. It helps if words are large enough and printed in bold, easy to read font. 90037 90039 90034 90035 High frequency vocabulary 90036 90037 Memorizing words that are likely to show up in most books for children helps reduce the cognitive load associated with sounding out phrases and simple sentences.Kids can use flashcards and practice spelling at the same time. 90037 90039 90034 90035 Books they want to read 90036 90037 Children are often more motivated to read if they are interested in the material to begin with. Take kids to the library and let them select the books they want to start with. If the text proves too challenging, at least you have an idea of what topics they are interested in. 90037 90039 90034 90035 Taking on a challenge 90036 90037 Starting with books that are too hard can be discouraging for an early reader.Keep kids motivated by selecting a mix of easy material that is at their level, interspersed with challenging books that are one step beyond. A good way to tell how hard a book is by having the child read a page and lift a finger for every word they do not recognize. If any page contains more than 5 words the child does not know, save the book for later. 90037 90039 90034 90035 Graded readers 90036 90037 Many English novels and stories have been adapted for readers of different levels. Check out graded readers and try using several levels in progression to ensure familiar vocabulary and a consistent increase in difficulty.90037 90039 90034 90035 Constructs and interaction 90036 90037 It’s a good idea to encourage active vs. passive reading by asking children about what they have read. In the beginning they will be focused on recognizing words but later on they’ll need to get the gist of the text and be able to tell you more about the details too! 90039 90093 90002 Learn more about homeschool reading 90003 90002 90097 90003 90016 Dyslexia and reading ability 90017 90002 Some kids experience difficulty in reading and this may be due to a learning difficulty or difference.One of the most common learning difficulties is dyslexia, a condition in which literacy skills including reading and spelling, are impacted. 90003 90002 While there are many types of dyslexia and no two individuals experience the same symptoms, an inability to hear the phonemes in words is often a root cause of the difficulty. As a result, kids may need to overlearn sound-letter mapping and high frequency vocabulary, and use strategies, such as creating mnemonic devices, to remember spelling. 90003 90002 Read more tips on helping dyslexic children in the classroom.90003 90016 Slow processing, ADD and ADHD 90017 90002 Kids who struggle with slow processing can have difficulty with the decoding process and with holding all of the details of a text in memory long enough to make meaning. Reducing cognitive load by teaching sight words and providing as much time as a child needs to read a text, can help them develop strong literacy skills. 90003 90002 Children who struggle with ADD and ADHD can greatly benefit from reduced distraction and a quiet environment in which to learn how to read.Keep them focused on the text and allow them to take frequent breaks and move around before coming back to reading activities. 90003 90002 Patience and time are essential to keep frustration at bay and ensure kids develop positive associations with reading. Learn more about ADHD reading problems. 90003 90016 Typing and reading 90017 90002 One way to help a struggling reader is to teach them typing following a specially designed program such as Touch-type Read and Spell. This is because the early stages involve a graded approach that covers one letter at a time and then progresses to letter combinations, and finally simple vocabulary and sentences.90003 90002 Learn more 90003 90002 TTRS is multi-sensory and students are asked to type text that is displayed on the screen and read aloud at the same time. This reinforces phonics and involves muscle memory, which can be highly beneficial for kids who have learning difficulties and are struggling with literacy skills. 90003 90002 Typing is also a crucial skill for children with dysgraphia and dyspraxia who struggle to write using a pen and paper. 90003 90002 TIP: Did you know kids can learn how to type as early as 6 or 7, when their hands fit comfortably on a keyboard? 90003 90002 As more complex modules are reached, typing programs also positively impact on spelling abilities in addition to enhancing knowledge of high frequency vocabulary and improving writing skills.90003 90002 The TTRS course provides plenty of positive feedback, something a struggling reader needs in order to develop self-esteem and can be completed at a pace that is just right for each individual learner. 90003 90002 90132 Do you have any tips on teaching reading? Join the discussion in the comments! 90133 90003 .