Психогимнастика для детей: Психогимнастика и упражнения для детей 6-7 лет

Содержание

Психогимнастика для детей: 8 полезных упражнений

Психогимнастика для детей: 8 полезных упражнений

Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Психогимнастика помогает детям:

  • адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить;
  • разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
  • научиться демонстрировать и понимать эмоции;
  • избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
  • развить воображение и творческое мышление;
  • научиться контролировать свои движения.

Заниматься психогимнастикой стоит с малышами, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5–3 лет. Подобные занятия практикуются в детских садах, развивающих и психологических центрах, но можно устраивать их и дома.

Для этого необходимо иметь так называемую картотеку упражнений по психогимнастике для определённого возраста.

Перед началом занятия проводится небольшая разминка, которая призвана расслабить, раскрепостить ребёнка и настроить его на игру. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и тому подобное. «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Хотя среди упражнений по психогимнастике есть и такие, которые ребёнок может выполнять в одиночестве, большинство из них направлены на установление контакта с другими и совместную деятельность. Поэтому в домашней обстановке сложно полноценно заниматься психогимнастикой, и нужно по возможности подключать к играм нескольких детей или, в крайнем случае, взрослых.

Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие малыша.

1. «Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком?

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».

Мамы на Детстране обсуждают:

2. «Говорящие предметы»

Цель: развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.

В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.

Начинает первый ребёнок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным весёлым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на верёвочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребёнок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»

Взрослый предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

3. «Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст:

Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки),

А котёнок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп! («Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).

4. «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

5. «Я и мое настроение»

Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу:

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я был удивлён, когда…

Когда меня обижают,…

Однажды я испугался…

Цель: научить детей сочувствовать и помогать.

Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

7. «Прорвись в круг»

Цель: помочь проверить себя, преодолеть робость, войти в коллектив.

Ребёнка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Стеснительный малыш должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

8. «Упрямое зеркало»

Взрослый предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало — оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает её и т. д. Играть можно парами, меняясь ролями, или всей группой, выполняя упражнения-«перевёртыши», причём каждый сам придумывает своё движение.

Психогимнастика — очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение. Однако не стоит относиться к ней как к панацее и ждать, что малыш преобразится после первого же упражнения, — на всё требуется время, иногда немалое. Кроме того, если у ребёнка серьёзные проблемы, например, аутичные черты, занятия для него должен организовывать и проводить специалист, который учтёт все особенности малыша.

Источник: detstrana.ru

Картотека по психогимнастике

ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

Практический материал

ИГРЫ, ЭТЮДЫ – ИМПРОВИЗАЦИИ

В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

КАТАЛОГ

  1. Мимика 30. Хоровод сказочных героев
  2. Уронила белка шишку 31. Я и животные
  3. Жесты 32. Джунгли

Лисичка прислушивается 3

Просмотр содержимого документа
«Картотека по психогимнастике»

ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ИГРЫ, ЭТЮДЫ – ИМПРОВИЗАЦИИ

В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Мимика 30. Хоровод сказочных героев

Уронила белка шишку 31. Я и животные

Жесты 32. Джунгли

Лисичка прислушивается 33. Люблю — не люблю

Ласка 34. Школа зверей

Тише 35. Прочитай письмо

Золотые капельки 36. Оживи камешки

Кузнечики 37. Повтори муз. фразу

Заколдованный ребёнок 38. Нарисуй музыку

Сколько звуков 39. Интервью

Золушка 40. Хоровод

Игра в снежки 41. Барашеньки

Вот он какой 42. Два карася

Скучно так сидеть 43. Ваня

Запомни порядок 44. Вдоль по реченьке

Что слышно? 45. Курочка

Кто за кем? 46. Вдоль по улице

Поссорились 2 петуха 47. Пчёлка

Смотри на руки 48. Любимые песни

Запомни движения 49. Уморилась

В магазине зеркал

Король боровик не в духе

Идём за синей птицей

Повтори за мной

Загадывать загадки жестами, мимикой. Использовать

стихи, потешки, стихи А. Барто («Игрушки»). Народные

песенки — попевки. Использовать ритмично, музыкально.

«Муха на носу» – муха села на нос.

«Заяц» – как заяц кушает морковку.

2. «Уронила белка шишку»

Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку,

Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног!

Под ветвями старой ели рассуждал медведь 3 дня:

«Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!

Педагог читает стихотворение, назначенные

дети импровизируют движения под текст.

4. «Лисичка прислушивается»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик

и петушок, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительное движение головой – поклон в сторону

(слушает, подставив ухо, вглядывается, взгляд

направлен в другую сторону, рот полуоткрыт).

Поза: нога выставлена вперед, корпус тела слегка

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает котенка

к себе. Пушистый котенок прикрывает от удовольствия

глаза, мурлычет и выражает расположение к своему

хозяину тем, что трется головой о его руку.

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой

спит котенок, они то идут на носочках, то

останавливаются и знаком показывают друг другу:

«Тише». Этюд сопровождается музыкой «Спящий

котенок» Верлина – выразительные движения,

выпячивание, указательный палец к губам.

7. «Золотые капельки»

Идет тёплый дождь, пляшут пузырьки в лужах.

Из-за тучки выглянуло солнце, дождь стал золотым.

Ребенок подставляет лицо золотым капелькам

дождя, приятен теплый летний дождь, во время

этюда звучит музыка Христова «Золотые капельки».

Выразительность – голова запрокинута, рот полу-

открыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены,

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого

зеленого кузнечика, стала она к нему подкрадываться,

только протянула руку, чтобы прикрыть его ладошкой,

а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

Выразительность – вытянутая шея вперед, присталь-

ный взгляд, туловище слегка наклонено вперед,

ступать на кончиках пальцев.

9. «Заколдованный ребенок»

Ребенок заколдованный, он не может говорить,

на вопросы отвечает жестами, указательным

пальцем показывает на различные предметы

и указывает направление: шкаф, стол, внизу,

10. «Сколько звуков»

Стучит несколько раз карандашом по столу.

Ребенок должен показать на пальцах, сколько

В доме звучит музыка «Золушка и принц». Девочки

изображают Золушку, которая приходит домой

после бала очень печальная – потеряла туфельку.

Поникшая голова, сведены брови, опущены плечи,

уголки губ, замедленная походка и т.д.

12. «Игра в снежки»

Зима. Дети в саду играют в снежки. «Веселая

горка» песня Струве. Нагнуться, схватить двумя

руками снег, распрямиться и бросить снежок

резким коротким движением, широко раскрывая рот.

13. «Вот он какой»

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и

форме. О хорошо известном ему предмете. Он

воспроизводит отчетливые жесты. Характерные

предметы: маленький, большой, крупный, короткий,

15. «Запомни порядок»

4–5 играющих выстраиваются друг за другом

в произвольном порядке, водящий, посмотрев

на детей, должен отвернуться и перечислить,

кто за кем стоит, затем водящим становится другой.

14. «Скучно так сидеть»

Играющие сидят на стульчиках, у противоположной

стены – стульев на один меньше.

Скучно, скучно так сидеть

Друг на друга все глядеть,

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий закончит говорить, дети бегут и

садятся на стульчики у противоположной стены,

проигрывает тот, кто остался без стула.

Развивать умение быстро сосредоточиваться.

1-й вариант (5–6 лет) – ведущий предлагает детям

послушать и запомнить, что происходит за дверью,

затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант (7–8 лет) – по сигналу педагога внимание

детей обращается с двери на окно, с окна на дверь.

Затем каждый ребенок должен рассказать, что

за ними происходит.

По залу расставлены в случайном порядке стульчики.

Звучит музыка « Гавот» Рерро. Один ребенок ходит

между стульями и, услышав остановку в музыке,

садится на ближний стул. Ведущий вызывает

следующего, и тот повторяет действия предыдущего

ребенка. Когда все дети сядут, ведущий предлагает

детям по очереди встать и идти к выходу в том

порядке, как их вызвал в начале игры ведущий.

19. «Смотри на руки»

Дети стоят друг за другом, первый командир спокой-

но марширует (музыка Паулса «Красный цвет»).

Командир показывает различные движения рук –

идет по кругу, остальные выполняют эти движения.

Затем выбирается новый командир, он придумывает

18. «Поссорились 2 петуха»

Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становят-

ся на одну ногу, пока звучит музыка «Поссорились 2

петуха»,подпрыгивая, пытаются наскочить друг на

друга резкими движениями вперед.

20. «Запомни движения»

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим,

когда они запомнили очередность упражнений,

повторяют их в обратном порядке.

21. «Слушай команду»

Идут дети под музыку Витлина «Пионерский

марш» в колонне друг за другом, когда музыка

прекращается, все останавливаются и слушают

команду ведущего, произносят шёпотом и тотчас

ее выполняют. Команды даются только на вы-

полнение спокойных движений, игра проводится

до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно

23. «Король боровик не в духе»

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует

Шел король боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король не в духе –

Короля покусали мухи.

22. «В магазине зеркал»

В магазине стояло много больших зеркал, туда вошел

человек, на плече у него была обезьяна. Она увидела

себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьяны и

стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей

из зеркал, погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки

топнули ногой, что ни делала обезьянка, все остальные

в точности повторяли.

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец

он вышел на большую дорогу, «но в какую сторону

идти?» Во время этюда звучит музыка Л. Колшон

«Раздумье».Выразительные движения – ребенок

стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди

поддерживает другую руку.

25. «Идем за синей птицей»

Идут по залу змейкой и произносят многократно под

музыку Саца «Шествие»: «Мы длинной вереницей

идем за синей птицей» – повторяют 3 раза или по

мере того как заканчивают ходить.

27. «Расставить посты»

Маршируют под музыку Шуберта «Марш», впереди

идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши,

идущий последним должен остановиться, так как

командир расставляет всех детей в задуманном

порядке (линейка, круг и т. д)

Дети стоят около стола, ведущий предлагает по одно-

му ребенку прохлопать все, что ему простучал ведущий.

Оценив, дети поднимают палец вверх или вниз, если

не понравилось. Фразы должны быть короткими и ясными.

Источник: kopilkaurokov.ru

Психогимнастика для детей в детских садах

Существует эффективный метод социальной оптимизации личности, при котором участники общаются и проявляют себя без помощи слов. Он называется психогимнастикой. Эффективная методика является важной составляющей во многих дошкольных и школьных заведениях.

Польза психогимнастики для детей

Методика направлена на устранение непоседливости, истощаемости и утомляемости у малышей, обладающих замкнутым или вспыльчивым характером. При детальном рассмотрении психогимнастики можно рассмотреть плюсы:

  • Анализ эмоций и их изучение. Во время занятий ребенок знакомится с миром чувств, проходит обучение, в результате которого может управлять собой, не делать порывистых движений.
  • Избавление от комплексов в общении с людьми. Ребенок перестает бояться общения, идет на контакт.
  • Снятие психического напряжения. При формировании личности ребенка важно научить его уходить от стрессов и блокировать такие состояния, сводить на нет богатое воображение, страхи.
  • Самовыражение. В процессе работы дети проявляют фантазию, актерские данные. Вместе с другими они учатся, перенимая полезные навыки друг у друга.
  • Улучшение мимики, жестов, речи. Движения у детей чаще скованные. Занятия помогают расслабиться и обрести естественность. Психогимнастические упражнения для дошкольников помогут избавиться от хаотичных движений.

Методика проведения

Психогимнастика для дошкольников различается в зависимости от возраста ребенка. К малышу 2–3 лет применяется один подход, а вот к ребенку дошкольного или уже школьного возраста – другой. Основная особенность психогимнастических занятий в том, что по сути это игра. Каждое упражнение – сценка в театральном кружке, которую разыгрывают дети. Фоном всегда звучит специально подобранное к уроку музыкальное сопровождение.

Перед началом занятий проводится разминка для расслабления. Объекты внимания на занятии – голоса, люди, эмоции, одежда, предметы, звуки, сказочные персонажи, карточки с различными изображениями.

Психогимнастика для младших школьников включает в себя и индивидуальный тренинг.

Упражнения, выполняемые в одиночестве, направлены на формирование правильной мимики лица, снятие эмоционального напряжения. Одно занятие занимает от 20 до 40 минут.

Упражнения для детей 2–3 лет

Заниматься психогимнастикой можно начинать примерно с 2 лет. Дети в этом возрасте уже воспринимают инструкции. Малыши с помощью педагога изображают на лице разные эмоции: спокойствие, печаль, радость, злость. Им предлагаются разные упражнения в игровой форме. Примеры:

  • Пылинки и пылесос. Дети выступают в роли первых, воспитатель их собирает. Сначала пылинки медленно танцуют в солнечных лучах. Потом начинает работать пылесос. Пылинки кружатся вокруг себя все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает: кого коснется, тот выходит из игры. Цель психогимнастики – эмоциональное и мышечное расслабление. Когда ребенок оседает на пол, плечи и спина расслабляются, руки опускаются, голова наклоняется вниз.
  • Кошка и мышки. Играют только дети. Два мышонка должны перейти дорогу, но на ней спит котенок. Они крадутся на носочках, останавливаются, показывают друг другу знак «тише!». Во время упражнения развивается мимика, групповое взаимодействие.
  • Слушай хлопки. Дети идут по кругу. Когда воспитатель хлопает в ладоши один раз, малыши останавливаются и принимают позу аиста. Если ведущий делает 2 удара, играющие имитируют лягушку. На 3 хлопка ходьба возобновляется. Во время такой психогимнастики развивается слуховое восприятие.
  • Вот так позы. Малыши по очереди принимают разные положения. Другие дети должны запомнить их и повторить. Упражнение формирует внимание.
  • Поводырь. Один малыш изображает незрячего человека. Он кладет руку на плечо друга, который становится поводырем. В медленном темпе пара передвигается по залу, преодолевая препятствия. Потом дети меняются местами. Упражнение развивает доверие к партнеру.

Психогимнастика для детей 3–4 лет

В этом возрасте важно развивать эмоциональное общение, дать возможность ребятам подружиться. Примеры психогимнастики для малышей 3–4 лет:

  • Покажи меня. Суть – в копировании других людей. Для тренировки детям предлагают без слов изобразить, как улыбается мама, хмурится строгий доктор, пугаются трусливые животные и другие эмоции.
  • Зеркало. Участники встают напротив друг друга парами. Один из них играет роль отражения в зеркале. Один ребенок выполняет разные игровые действия с воображаемыми предметами (расчесывание, чистка зубов и т. д.). Игрок-отражение точно их повторяет, сохраняя зеркальность. Упражнение развивает внимание, моторику.
  • Изобрази героев. Для выражения своих чувств малыш должен научиться их правильно демонстрировать. Педагог своим подопечным предлагает сыграть эпизод из известной сказки. Например, Красная Шапочка идет к бабушке (на лице – радость). По пути встречаются дровосеки (любопытство, улыбка), потом появляется на пути волк (испуг). Во время игры дети не только используют мимику, но и двигаются.
  • Игра в мяч. Участникам группы предлагаются оценки героев: Колобок – глупый, Баба-Яга – добрая, Лиса – хитрая и другие. Малыши четко должны понимать, о ком идет речь. Для согласия с утверждением воспитанник ловит мяч, при несогласии – пропускает. Упражнение развивает внимание.
  • Прощание. Под веселую музыку малышам предлагается улыбаться друг другу, хлопать в ладоши, обнять друзей. Невербальное общение следует закончить исполнением коллективной песни, взаимным пожеланием хорошего настроения. Особенно важно такое упражнение для эмоционально закрытых дошкольников.

Упражнения для школьников

Воспитанники начальных классов активны, поэтому в сборник занятий включены подвижные игры. Младшие школьники 6–11 лет еще испытывают робость перед сверстниками и коллективом, поэтому работа педагогов направлена на ее преодоление. Пример психогимнастических игр:

  • Прорвись в круг. Ребенка, который испытывает сложности с общением со сверстниками, отводят в сторону. Остальные товарищи создают круг, берутся за руки. Воспитанник должен разбежаться, прорвать круг, проникнуть в него.
  • Доверяй падение. Две пары школьников встают друг за другом. Педагог становится между ними для страховки. Один ученик падает, другой – его ловит. Падающий должен закрыть глаза, расслабиться. Упражнение развивает доверие к сверстникам, уверенность в их поддержке.
  • Кто есть кто. Учащиеся разбиваются на пары. Один игрок изображает всем известного сказочного персонажа, например, Кота в сапогах, Буратино или других, а другой – угадывает. Школьники при помощи жестов и мимики демонстрируют не только внешние данные героя, но и повадки. Упражнение дается для развития наблюдения за чертами характера людей.

Психогимнастика для подростков

Тренинг для старших школьников включает в себя упражнения, раскрывающие личные ресурсы, особенности, возможности. В ходе психогимнастики у подростков снижается напряженность, скованность, повышается настроение. Педагогами поощряется свободное обсуждение любых тем, взаимооценка. Примеры упражнений:

  • Разговор через стекло. Упражнение на понимание состояния другого человека. Участникам тренинга нужно договориться о чем-либо без слов с помощью жестов.
  • Запретный плод. Формирование взаимодействия с членами коллектива, обучение невербальному поведению. Роль запретного плода играет любой выбранный предмет. Подростки по очереди показывают, как ведут себя, когда желание расходится с внутренними или внешними нормами.