Дисграфия у детей – что это такое, виды, причины появления и способы коррекции

Содержание

Что такое дисграфия и как она проявляется у детей?

Упорные ошибки детей при письме многие родители расценивают так, что «не дается чаду грамота», или несовершенство современной системы образования. Однако очень часто причина ошибок при графическом воспроизведении родного языка заключается в дисграфии.

Описание патологии

Дисграфией называется нарушение процесса письма. Оно чаще всего сопряжено с неадекватной работой определенных психических функций, которые принимают участие в обеспечении письменного процесса. Дети с дисграфией упорно пишут с типичными и постоянными ошибками.

Дисграфия является очень распространенной проблемой дошкольного и младшего школьного возраста, например, в той или иной форме и степени нарушение письма фиксируется примерно у 53% второклассников, у 38% учеников средних классов, примерно у 19% детей из старших классов в общей образовательной школе.

Специалисты связывают такой высокий процент дисграфии у детей школьного возраста с тем, что в 1 класс почти половина вчерашних детсадовцев приходит с нарушениями развития речи, которые не благоволят нормальному овладению письменной грамотой.

Дисграфия — частичное нарушение письма. Если у ребенка, вообще, не получается освоить письмо, то говорят об аграфии.

В большинстве случаев (97-99%) нарушения при письме связаны с нарушениями чтения.

Причины возникновения

Если ребенок плохо пишет, то у него почти всегда есть проблемы с устной речью — нарушено произношение каких-то звуков, фонематический слух, с грамматическим и лексическим строем речи, к тому же речь его плохо связана. Именно поэтому специалисты считают, что в основе дисграфии лежат нарушения все тех же психических процессов, которые регистрируются и при дислалии, дизартрии и задержке психоречевого развития.

Основная причина может крыться в недоразвитии участков головного мозга, в их поражении. Случиться это может и в период внутриутробного развития, и в момент родов, и после них в любое время. Патологическая беременность мамы, наличие родовых травм, гипоксия, воспалительные недуги мозга, а также травмы черепа и мозга — все это способно вызвать неправильное обеспечение психических процессов, которые в ответе за речь, письмо и чтение.

В большей мере подвержены патологии ребята из билингвальных семей, где принято писать и говорить на двух и более языках. Свой отпечаток может наложить и семейное воспитание — если взрослые говорят неразборчиво, невнятно, то вероятность, что у ребенка будут проблемы с чтением и письмом существенно повышается. Иногда мамы и папы сами «роют яму» своему чаду, несмотря на предупреждения педиатров — слишком ранее обучение грамоте не способствует эффективному и правильному ее освоению.

Что происходит на самом деле?

Написание слов родного языка — очень сложный процесс, который делают возможным самые разные анализаторы головного мозга. В письме участвуют мышцы, которые двигают глаза, речеслуховой аппарат, зрение, слух. Успешное написание слов — это последовательная смена действий, при которой все начинается с распознавания звука, соотношения его с определенной буквой, вспоминание начертания буквы и воспроизведение ее на бумаге.

Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче ему будет в процессе освоения письменной грамоты. Процессы, которые и формируют написание в тетради буквы или слова, должны завершиться в норме к окончанию детского сада. Если эти процессы в головном мозге протекают с ошибкой, то и корковый контроль над письмом как таковым уменьшается.

Особенно хорошо это заметно на детях-левшах, которых родители или учителя стремятся переделать в правшу, запрещая им писать более удобной и лучше контролируемой левой ручкой.

Виды

Все зависит от того, какой именно из психомоторных процессов оказывается нарушенным.

В зависимости от этого выделяют несколько видов дисграфии:

  • артикуляционно-акустическая — форма нарушения, связанная с нарушением артикуляции, произношения звуков и фонематического слуха;
  • акустическая — встречается у детей, которые не могут распознавать фонемы;
  • аналитическая — у ребенка не сформированы или нарушены процессы языкового анализа;
  • аграмматическая — связанная со слабым развитием лексики и грамматики в устной речи;
  • оптическая – при ней у ребенка не сформированы зрительные пространственные представления.

Симптомы

Определить у детей дисграфию можно по характерной симптоматике, при которой в письме преобладают одни и же устойчивые и возвращающиеся ошибки, которые никоим образом не взаимосвязаны с тем, что чадо не знает правил языка. Типичными специалисты считают подмену сходных по написанию букв — вместо «щ» ребенок пишет «ш», вместо «в» – «д» и так далее. Сюда же относят грубые пропуски букв в слогах или слогов в слове, а также написание лишних букв, которых в слове быть не должно в принципе. Есть сложности с написанием слитных и раздельных слов, слова в предложении не согласованы.

Дети с дисграфией пишут очень медленно, даже если им уже 10 или 11 лет, у них отвратительный почерк, который разобрать зачастую неспособны они и сами. Литеры хаотичны, часто у них разный наклон, высота, они могут меняться по этим характеристикам.

Диагноз не принято выставлять слишком рано, пока чадо не изучит технику письма, то есть до 8 с половиной лет рассуждать о присутствии дисграфии у мальчика или девочки нет никакого смысла.

Если ребенок и пишет, и говорит слова неправильно, то имеется в виду наличие артикуляционно-акустической формы.

Если ребенок говорит правильно, а пишет с ошибкой, это может быть признаком акустической формы патологии.

У ребят с нарушенным речевым анализом есть большие проблемы с разделением слов на слоги, а предложений — на отдельные слова. При этом на письме могут встречаться лишние буквы, отсутствовать окончания, может быть слитное написание с предлогами и раздельное, когда встречаются приставки.

Это — самая распространенная форма дисграфии.

Аграмматическая форма проявляется неправильным использованием падежей, рода, числа, искажением смыслового согласования слов в составе одного предложения. При оптической дисграфии нередко ребята меняют одни буквы на другие, похожие по написанию.

Дети с любым типом патологии хуже учатся, у них менее развито мышление, логика, память, они быстрее утомляются и часто не могут сосредоточиться.

Диагностика

Чтобы исправить проблему, нужно разобраться в особенностях и причинах. Первым делом нужно обратиться к неврологу, а затем посетить окулиста. Иногда есть потребность и в посещении сурдолога, чтобы проверить слух ребенка. Обязательно логопедическое обследование.

Логопед проверит тексты, написанные ребенком, поговорит с ним и выяснит, как обстоят дела с развитием речи в целом. Логопедическое заключение выносится после того, как специалист установит типичность ошибок школьника.

Лечение

Коррекцией проблемы занимается логопед. Для каждого ребенка составляются индивидуальные задания, которые будут зависеть от точного типа и формы нарушения. Одновременно с этим детям с нарушением зрения показано лечение у окулиста, восстановление, исправление развитие и нормализация зрительных функций. Детям с нарушениями слуха показано наблюдение и лечение у лор-врача и сурдолога.

Логопед должен составить такие упражнения, которые помогут восстановить правильное произношение звуков у конкретного ребенка. Занятия проводят в форме игры, это облегчает запоминание и развивает ассоциативное мышление и логику.

Преодоление дисграфии не будет быстрым процессом, все рекомендации родителям ребенка с нарушением письма начинаются с утверждения, что нужно запастись терпением, и это правда. Многие упражнения и задания логопеда родителям придется помочь выполнить ребенку дома.

Если обследование у врачей не показывает нарушений здоровья, то достаточно будет логопедической коррекции без применения медикаментов.

Насколько эффективным будет лечение, зависит от того, насколько последовательным будут родители и врачи в устранении проблемы. До сих пор врачи и учителя не могут прийти к единому решению — что делать с контрольными и классными работами детей с дисграфией на период их лечения. Хорошо, если в школе есть логопед, который будет вместе с преподавателем русского проверять работы таких детей, выделяя ошибки по незнанию от патологических ошибок.

Считается, что снижать балл за логопедические ошибки несправедливо.

Но в современных общеобразовательных школах наличие в штате логопеда скорее редкость, чем правило, а потому оценки детям постоянно снижаются. Чтобы не допустить отставания ребенка на время лечения, следует предоставить учителю справку от невролога и логопеда, в которой будут указываться его типичные ошибки согласно установленному диагнозу. Это поможет отличить, где ученик поленился и не выучил правила, а где допустил ошибку по причине дисграфии.

Профилактика подразумевает развитие речи ребенка еще до начала посещения школы.

o-krohe.ru

Дисграфия у детей | Азбука воспитания

Ошибка тут. Ошибка там. Да везде эти ошибки у ваших детей. Но виноваты ли они в этом? Надо ли их ругать за лень или нежелание зубрежкой заниматься в плане правил? Ведь у них может быть дисграфия.

Что это такое? Своего рода недостаток, страдают которым около до 20% школьников. Что надо делать нам, взрослым? Разумеется, срочно выяснить – что происходит, почему у ребенка этот недуг, помочь, конечно, избавиться от него.

Что такое дисграфия

Говоря языком специалистов, мы имеем дело со стойким нарушением письма. Причем это никак не вызвано задержкой интеллектуального развития. Увы, тут дело в расстройствах ряда психических функций, включая стороны речи, которые еще не сформировались не по вине детей. Речь о лексике, грамматике, фонетике и фонематике.

Когда можно четко говорить, что у ребенка именно дисграфия?

  1. Когда он пишет и все время путается с написанием некоторых букв. Скажем, пишет не губка, а гупка, и так далее. Та же ситуация с «п» и «б».
  2. Если ошибки дети допускают в тех словах, которые нельзя просто написать неправильно.
  3. Когда пропускает буквы, целые слоги, или меняет их местами. Путаясь с окончаниями и пр.

Что делать? Если вы поняли, что это дисграфия, то постарайтесь подтянуть орфографию. Но для лечения недуга нужен только специалист.

Сколько видов дисграфии существует

Их пять. И различаются они зависимо от того, какое нарушение письма наблюдается. Итак, виды.

  • Артикуляторно-акустический: его суть в неверном произношении ребенком букв, скажем – р или л. И эти ошибки переходят на письмо. Ведь дети не могут произнести букву как положено, меняя на другую, пропуская ее. Так, в слове арбуз, они скажут албуз или абуз.
  • Акустический: проявляется в путанице, когда дети произносят похожие звуки. Чаще проблема возникает при произношении какого-то звука из нескольких пар: б и п, в и ф, с-ш и т.д.
  • Страдающие нарушением языкового анализа и синтеза смешивают в слове слоги из других слов (так, на не домашние игрушки говорят, скажем, а домашки), пишут приставку отдельно («раз махнуться», а предлог вместе – «накрыше»), или не дописывают окончаний.
  • Четвертый тип дисграфии как аграматический, присущ для детой, которые не понимают основ грамматики. Скажем, пишут и говорят, не согласуя ни в роде, ни в числе слова (старый бабушка, Петя убежала и пр.).
  • И последний вид – оптический. Дети, имея этот недуг, не могут написать отдельные буквы. Например, не туда пишут «кружочки» буквы «а» или «в», и так далее.

А еще специалисты говорят о смешанных формах дисграфии.

Почему у детей появляется дисграфия

Как это ни странно, но отклонение обязано своему появлению:

  1. патологической беременности,
  2. последствиям родовых травм,
  3. после перенесения мамой инфекций,
  4. истощению нервной системы и так далее.

Кстати, отклонение диагностируется часто-густо у леворуких деток и тех, кого родители рано заставляют познавать азы письма.

Что надо знать

Ни в коем случае проблему нельзя замалчивать, отодвигая в дальний ящик. Ведь дети, страдая от  нее, и процесс чтения и письма не могут освоить, и бесконечно нервничают из-за этого и из-за насмешек со стороны учеников и преподавателей.

Надо помнить, что недуг исцелить можно, если своевременно и грамотно откорректировать ситуацию. Потому так важно как можно раньше заняться этим. Если вы рано начали с дошкольником заниматься, то успех возможен вплоть до 90%!

Посетите логопеда, психоневролога. Они подскажут, что конкретно делать для устранения нарушений. Хорошо бы нанять репетитора.

Помните, что в этом деле важна систематичность и занятий, и процедур. Дисграфия – это следствие каких-то нарушений или даже заболеваний. Вот когда врач выяснит, что к чему да от  чего, тогда и назначит терапию основной болезни, включая медикаменты.

Советы

Пока суд да дело, поделайте упражнения с ребенком. Например, зачеркивайте несложные для него буквы и слова в книге. Или проговаривайте письмо – он пишет что-то, и проговаривает вслух. Особенно обратите внимание на проблемные звуки в конце слов!

Ну и пишите карандашом коротенькие диктанты – вынесите ошибки на поля, а ребенок пусть сотрет неправильное, написав правильно.

azbyka.ru

Дисграфия у детей: симптомы, профилактика, коррекция

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет дисграфия у детей. Вы узнаете, по каким причинам может развиваться данное состояние и, как с этим бороться, что делать, чтобы предотвратить.

Классификация

  1. Акустическая. Данная форма развивается при нарушениях с фонематическим слухом:
  • малыш не способен дифференцировать близкие по произношению звуки;
  • так со временем, при письме, в словах будут заменяться буквы, похожие акустически или артикуляционно;
  • карапуз может путать, например, «б» с «п», «ш» с «с», «о» и «у», «р» и «л»;
  • может не смягчать буквы на письме, например, слово «любит» напишет – «лубит».
  1. Моторная. Проявляется в проблемах с работой кисти при написании текстов. Также характерны проблемы с взаимосвязью моторных образов и зрительных. Может развиваться писчий спазм.
  2. Оптическая дисграфия у детей характеризуется несформированными зрительнопространственными функциями. К основным признакам данного состояния относят:
  • малыш неправильно пишет буквы, в частности имеет место зеркальное изображение;
  • ребенок путает визуально схожие буквы;
  • может не дописывать части литер или добавлять к ним лишние кусочки.

Нужно знать, что написание текста слева направо наблюдается при повреждении мозга органического характера у левшей.

Оптическая форма разделяется на:

  • вербальную — трудности при воспроизведении отдельных звуков;
  • литеральную — буквы при написании искажаются, происходит замена визуально похожих, при этом сохраняется нормальное воспроизведение отдельных букв;

Возможные причины

Патологические процессы в организме будущей матери могут влиять на развитие дисграфии у ребенка

  1. Наследственный фактор, который влияет на задержку в развитии определенных функций.
  2. Присутствие функциональных причин, влияющих на дислексию и задержку психоречевого развития, в частности длительное соматическое заболевание.
  3. Недоразвитость или поражение головного мозга, которое могло возникнуть в пренатальном, натальном или постнатальном периоде. Факторы, которые к этому приводят:
  • асфиксия;
  • менингит;
  • патологии при вынашивании ребенка;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • инфицирование;
  • серьезное соматическое заболевание, влияющее на истощение нервной системы.
  1. Социально-психологические факторы, а именно:
  • дефицит разговорной речи;
  • неправильная речь окружающих, нечеткая;
  • наличие двух языков в семье;
  • невнимательность взрослых к развитию малыша;
  • преждевременное обучение грамоте, когда еще отсутствует психологическая подготовленность.

Характерные признаки

Если ребенок на письме совершает большое количество ошибок — повод задуматься о дисграфии

О том, что у малыша имеет место дисграфия можно судить при наличии следующих симптомов:

  • неразборчивый почерк;
  • много ошибок при письме;
  • неспособность различать «мягкий знак» и «р»;
  • замена букв, находящихся в сильной фонетической позиции, например, малыш напишет слово «корофкий» вместо «короткий»;
  • под диктовку малыш пишет крайне медленно;
  • теряется одна буква в слове, например, вместо «окно» ребенок напишет «окн».

Данное состояние часто может сопровождаться патологией зрения, отклонениями в речевом развитии и слухе, неврологическими дисфункциями.

Диагностика

Специалист проведет необходимые тесты для подтверждения диагноза

Если вы подозреваете у малыша наличие дисграфии, то необходимо посетить невролога, окулиста, лора и логопеда.

У ребенка проверяют:

  • слух;
  • письменное написание букв;
  • развитие устной речи;
  • остроту зрения;
  • проверяют структуру артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики, центральной нервной системы;
  • определяют умение фонематически анализировать речи.

Для подтверждения диагноза будут проводиться следующие тесты:

  • выделение заданного звука в слове;
  • придумывание новых слов;
  • распределение картинок по начальному звуку;
  • особенности разделения слова на слоги;
  • сравнивание по звуковому составу;
  • возможность выявить неправильное произношение, воспроизводимое другим человеком;
  • умение выделять заданный звук из ряда других.

Если проверка необходима дошкольнику, то обращают внимание на качество рисунков ребенка и его отношение к этому процессу.

Если малыш не любит это занятие и при анализе рисунка можно обнаружить рваные, прерывистые, дрожащие линии, слабый или сильный нажим карандаша, то, скорее всего, имеет место дисграфия.

Методы лечения

Дисграфия у детей, коррекция включает в себя следующие моменты:

  • при оптической форме письменно выполняются специальные упражнения, главная задача научиться узнавать и различать схожие предметы, элементы;
  • упражнения для развития памяти, восприятия, мышления;
  • используют речевые игры для развития языкового синтеза и анализа, например, речевую арифметику или наборщик, ребенку предлагают придумать или отгадать ребус или загадку;
  • работа, направленная на развитие лексико-грамматической структуры речи;
  • при акустической форме дают задания, основанные на формировании распознавания фонем на уровне слогов, словосочетаний;
  • если нарушено звукопроизношение, выполняется задание на автоматизацию, постановку звуков речи и обучение различия со схожими по произношению;
  • если имеют место органические факторы появления дисграфии, то может возникнуть необходимость в медикаментозной терапии, лечебной физкультуре, массаже и физиотерапии.

Занимаемся дома

Если выявлена дисграфия у детей дошкольного возраста, то лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, не запускать состояние ребенка. Иногда родители хотят обойтись своими силами.

  1. Развивать моторику можно при помощи лабиринта. Важно, чтобы малыш проводил линию без отрыва, движение совершал исключительно рукой, листок не перемещал. Благоприятное воздействие окажет штриховка, рисование графических диктантов, нахождение букв и предметов в сюжетных картинках.
  2. Чтоб развить внимание, если имеют место оптикопространственные нарушения, дают задания на:
  • буквенное конструирование из отдельных элементов;
  • превращение одних букв в другие;
  • расшифровку символов, которыми изображают буквы;
  • задают искать литеры в предметах;
  • вставлять пропущенные слова в предложение или буквы в слова;
  • чтоб малыш смог зрительно запомнить то, как выглядит буква, ему поможет упражнение, при котором нужно будет обводить в тексте или вычеркивать заданную букву.
  1. Если имеет место нечеткое или неправильное произношение звуков, то необходимо в предложенных словах пытаться найти загаданный звук, придумывать новые слова с ним. Эффективным является изучение скороговорок и стихов.
  2. Если есть необходимость в развитии лексико-грамматического построения речи, то можно заняться игрой «скажи наоборот». Задача малыша — к услышанному слову подобрать вариант с противоположным значением.
  3. Если отсутствует фонематическая система, нужно выполнять упражнения на определение расположения звуков в длинном слове. Для этого необходимо слово разрезать на три части, чтобы имелось начало, середина и конец. Задача ребенка – определять, из какой части заданный звук. Также можно играть, создавая новые слова из последнего слога.

Меры предосторожности

Занятия для развития моторики — один из способов профилактики дисграфии

Профилактика дисграфии у детей включает в себя следующие мероприятия:

  • развитие психических функций еще до начала освоения письма;
  • занятия для развития крупной и мелкой моторики;
  • обучающие игры;
  • упражнения на развитие памяти и внимания, мышления;
  • занятия на музыкальном инструменте.

Если у ребенка отсутствует серьезное нарушение, то дисграфию может сделать обратимой. Важно заниматься со своим малышом, начиная с раннего возраста, развивать его навыки. При малейшем подозрении на дисграфию, нужно своевременно обращаться к узким специалистам для подтверждения диагноза и начала коррекции состояния.

zdorovyemalisha.ru

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

  • Беременность
    • Развитие плода по неделям
      • 1 триместр
        • Скрининг 1 триместр
        • 1-6 недели
          • 1 неделя
          • 2 неделя
          • 3 неделя
          • 4 неделя
          • 5 неделя
          • 6 неделя
        • 7-12 недели
          • 7 неделя
          • 8 неделя
          • 9 неделя
          • 10 неделя
          • 11 неделя
          • 12 неделя
      • 2 триместр
        • Скрининг 2 триместра
        • 13-18 недели
          • 13 неделя
          • 14 неделя
          • 15 неделя
          • 16 неделя
          • 17 неделя
          • 18 неделя
        • 19-24 недели
          • 19 неделя
          • 20 неделя
          • 21 неделя
          • 22 неделя
          • 23 неделя
          • 24 неделя
      • 3 триместр
        • Скрининг 3 триместра
        • 25-30 недели
          • 25 неделя
          • 26 неделя
          • 27 неделя
          • 28 неделя
          • 29 неделя
          • 30 неделя
        • 31-36 недели
          • 31 неделя
          • 32 неделя
          • 33 неделя
          • 34 неделя
          • 35 неделя
          • 36 неделя
        • 37-39 недели
          • 37 неделя
          • 38 неделя
          • 39 неделя
          • 37, 38, 39 недели у повторнородящих
    • Как определить беременность
    • Месячные и беременность
    • Вопросы и рекомендации по беременности
    • Выделения при беременности
    • Питание при беременности
    • Осложнения и боли при беременности
    • Прерывание беременности
  • Болезни
    • Грипп Мичиган
    • Рахит у грудничков
    • Кишечная колика
    • Пупочная грыжа
  • Инструкции
    • для детей
      • при ОРВИ
        • Виферон свечи
        • Ибуклин Юниор
        • Синупрет капли
      • при кашле
        • Аскорил сироп
        • Бромгексин таблетки
        • Пантогам сироп
        • Синекод
        • Саб симплекс
        • Эриспирус сироп
        • Эреспал сироп
      • при гриппе
        • Амоксиклав
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Панавир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
        • Циклоферон
      • жаропонижающие
        • Нурофен детский
        • Панадол сироп
        • Парацетамол сироп
        • Цефекон свечи
      • при болях
        • Плантекс (от коликов)
        • Смекта (от диареи)
        • Энтерол (для кишечника) для детей
        • Эспумизан беби (боли животика)
      • Другие заболевания
        • Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
        • Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
        • Изофра (риниты и синуситы)
        • Мирамистин (антисептик)
        • Отипакс (отит)
        • Сиалор (ЛОР-заболевания)
    • при беременности и лактации
      • при ОРВИ
        • Анальгин
        • Пиносол
        • Тизин
      • при кашле
        • Биопарокс
        • Гексорал спрей
        • Лизобакт
        • Либексин
        • Сироп Алтея
        • Стодаль
        • Фарингосепт
        • Цикловита
      • при гриппе
        • Арбидол
        • Ацикловир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
      • жаропонижающие
        • Ибупрофен
      • при болях
        • Ибупрофен
        • Но-шпа
        • Пенталгин
        • Цитрамон
      • Другие заболевания
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Линдинет 20 (противозачаточное)
        • Мастодинон (нарушение менструации)
        • Норколут (гормональный препарат)
        • Полижинакс (противогрибковое)
        • Тироксин (при гипотиреозе)
        • Эстровэл (от женских заболеваний)
        • Ярина (противозачаточное)
    • для взрослых
      • при ОРВИ
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Гриппферон
        • Интерферон
        • Кипферон свечи
        • Ротокан
        • Ремантадин
        • Синупрет
        • Тамифлю
      • при кашле
        • АЦЦ
        • Либексин
        • Ренгалин
        • Стоптуссин
        • Стодаль
      • при гриппе
        • Амиксин
        • Дибазол
        • Кагоцел
        • Лавомакс
        • Ремантадин
        • Флемоксин Солютаб
        • Цефтриаксон
      • жаропонижающие
        • Индометацин
        • Ибупрофен
        • Ринза
      • при болях
        • Колофорт (для пищеварительного тракта)
        • Кеторол
        • Мовалис (противовоспалительное)
        • Найз таблетки
        • Тримедат (для кишечника)
      • Невролгии, ЦНС, головной мозг
        • Аспаркам
        • Актовегин
        • Комбилипен
        • Нейромультивит
        • Циннаризин
      • Другие заболевания
        • Адвантан (дерматологические заболевания)
        • Азитромицин (ЛОР-заболевания)
        • Диазолин (от аллергии)
        • Лоратадин (при аллергии)
        • Овесол (для печени)
        • Эссенциале форте Н (для печени)
        • Полидекса (ЛОР-заболевания)
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Циклоферон (инфекционные, бактериальные, грибковые заболевания)
  • Грудное вскармливание
    • Питание при ГВ
    • Кормление грудью
    • Таблетки при ГВ
    • Болезни при ГВ
    • Прикорм грудничка
    • Вопросы и рекомендации
  • Калькуляторы
    • Калькулятор ХГЧ
    • Спермограмма: расшифровка результата
    • Календарь овуляции для зачатия
    • Срок беременности по неделям и дням
    • Дата родов по месячным, дате зачатия
    • Календарь беременности по неделям
    • Рассчитать пол ребенка
    • Калькулятор роста и веса ребенка

Поиск

  • Инструкции по применению (по алфавиту):
  • А
  • Б

zdorrov.com

Буквы перепутались: дисграфия у ребенка

Что делать, если красивый, умный, с нормальным слухом и зрением ребенок учится от рассвета до заката, а пишет с ошибками? Причем с очень странными и специфическими? Для начала – пойти на консультацию к логопеду. Возможно, он произнесет слово «дисграфия». Что это за страшный зверь? Давайте разбираться.

Первое, что обычно спрашивают родители, когда обнаруживается дисграфия у школьников: «А мой ребенок недоразвитый?» Не думаю, что недоразвитый. Просто у него не созрели некоторые мозговые функции. Обычно на прием приходят умные, симпатичные дети. Но пишут они с какими-то странными, невероятными ошибками, причем пишут или размашисто, или очень мелко, при этом слова залезают на поля, сползают со строки. Их тетрадки красны от учительских исправлений. Правила учат, но все без толку. Часто не любят письменные виды работ. Старшеклассники стараются писать короткими предложениями, младшие ученики очень долго осваивают письмо.

Это и есть главные признаки дисграфии – частичного расстройства письма или трудностей овладения навыками письма (если речь идет о младшем школьнике), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения (И.Н. Садовникова).

Группа риска по дисграфии

Говорить о дисграфии у дошкольников некорректно, ведь письменной речью овладевают лишь в 7-8 лет. В 6 лет можно лишь предположить, что ребенок в группе риска и заняться профилактикой. В группе риска находятся:

  • дети с общим недоразвитием речи;
  • дети, у которых в 2–3 года была задержка речевого развития;
  • дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием;
  • если ребёнок левша или переученный левша;
  • если у ребёнка были травмы головы;
  • если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения;
  • если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена;
  • часто болеющий (особенно в раннем детстве), ослабленный, болезненный ребенок;
  • ребенок, в семье которого уже наблюдались случаи дисграфии.

Почему и отчего возникае дисграфия

Причин у дисграфии много. Это только кажется, что писать очень просто – услышал и записал, увидел – и списал. Води ручкой по бумаге, запоминай правила и применяй. Но чтение и письмо — это искусственное и относительно недавнее приобретение цивилизации. Есть народы, до сих пор обходящиеся без них, и есть люди, обладающие чудесным умом, но беспомощные перед ручкой и бумагой.

В норме, прежде чем овладеть письмом, человеку нужно освоить языковой анализ и синтез, уметь дифференцировать на слух звуки, правильно их произносить. Обязательны сформированность лексико-грамматической стороны речи, пространственных представлений, развитый зрительный анализ и синтез. Когда одна из функций «хромает» или не сформирована, тогда-то и возникают нарушения письменной речи.

Виды дисграфии

Существует несколько классификаций дисграфий. Но чаще всего ее делят на 5 видов:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Ребёнок пишет так, как он слышит. Не зря рекомендуется к школе исправить все недостатки звукопроизношения. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рот» — «лом», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе этот звук пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменять буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв «д-т», «б-п», «ж-ш», «в-ф», «г-к» или «с-ш», «з-ж», «ч-щ», «ч-ть», «ц-т», «ц-с».

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно — приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: в одно слово сливаются части или слоги разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Белочка скакало», «теплая одеяло»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном, это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. Ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к «Т» припишет, то у «Ш» не допишет крючок. Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Часто у ребенка наблюдается смешанная форма дисграфии. В этом случае при анализе письменных работ ребенка мы обнаружим признаки двух-трех видов дисграфий (а то и всех пяти).

На приеме у логопеда

Если в школе намекают, что неплохо бы посетить логопеда, не откладывайте визит. Посетить логопеда следует и в том случае, если вы заметили у школьника перечисленные нарушения. Самостоятельно их исправить вряд ли возможно. Коррекция дисграфии – дело сложное, этим должен заниматься профессионал.

На прием к логопеду обязательно захватите тетрадки школьника по русскому языку, парочку тетрадок по математике, в идеале – даже его рисунки. Логопеда будет интересовать буквально все: как протекали роды и моторное развитие ребенка, как развивалась его речь, не было ли у членов семьи речевых проблем. Логопед попросит ребенка прочитать текст, пересказать его и написать небольшой диктант.

Скорей всего, потребуется и консультация опытного нейропсихолога. Занятия с этим специалистом помогут развить межполушарные связи, которые у юных дисграфиков недостаточно сформированы.

Коррекция зависит от выявленных нарушений. Посещать занятия придется минимум год, а то и несколько лет. Все зависит от ребенка, от выраженности его проблем. По моему мнению, в несложных случаях заниматься надо примерно два года. А потом понадобятся контроль и поддерживающие курсы занятий с нейропсихологом, логопедом или опытным учителем.

Важней всего – погода в доме

Встречала такую точку зрения, что дисграфия – это скорее иной способ мышления. Иногда удается добиться великолепных результатов, но чаще всего какие-то особенности письма сохраняются, хотя проявляются у взрослого человека лишь на фоне усталости, болезни, каких-то отвлекающих факторов.

Работать с этой проблемой надо. Давить на ребенка, считать его неудачником из-за сложных отношений с диктантами не стоит: это делу не поможет. Многие великие люди писали с дикими ошибками и становились учеными, актерами, миллионерами, общественными деятелями, даже писателями, хотя обычно дисграфики избегают деятельности, связанной с писаниной. Если не получается справиться с чудовищем, можно попытаться его приручить.

Помогает, как уже говорилось, комплексная работа с нейропсихологом, логопедом, неврологом, учителем. И в первую очередь — дружеская и теплая атмосфера дома.

Игры в помощь ребенку с дисграфией

Есть некоторые вещи, которыми можно немного подстегнуть работу мозга. Полезно с ранних лет любить игры, которые развивают чувство ритма, слуховое и зрительное внимание, кратковременную память. Хорошо, если ребенок любит находить дорожки в лабиринтах, отличия в похожих картинках, дорисовывать недостающие детали, играть в такие словесные игры, как «Цепочка слов», «Назови пять слов», «Эрудит», «Виселица», составлять и разгадывать шарады и анаграммы, кроссворды, придумывать тексты на определенную букву. Тем более, что сейчас продаются подобные игры в виде удобных и готовых карточек.

«Виселица»

Играют двое, по очереди становясь ведущими. Ведущий задумывает слово, обязательно известное второму игроку, и рисует на листке пустые клетки по числу букв в загаданном слове. Когда схема готова, игрок называет букву. Если она есть в задуманном слове, ее пишут в соответствующей пустой клеточке. Если ее в слове нет, ведущий записывает эту букву на том же листе бумаги в стороне и начинает рисовать виселицу. Когда виселица готова, начинает рисовать человечка. Каждый проигрыш рисуется одна деталь рисунка – ножка от табуретки, часть тела. Играют до тех пор, пока не будет отгадано слово или не будет завершен рисунок человечка на виселице. Победителем считается тот, кто отгадал слово до того, как был завершен рисунок виселицы.

Можно заменить виселицу чем-нибудь иным. Например, рисовать за проигрыш грустную рожицу, за удачно подобранную букву – веселую. Или за каждый проигрыш рисовать одну деталь от пирата, а за удачные ответы – корону. Кто отгадал слово, тот принц или принцесса.

«Эрудит»

Русская версия английской игры Скрэббл. Продается в детских магазинах, в отделах, посвященных настольным играм. Игроков несколько. Перед началом игры каждый наугад берет семь фишек с разными буквами. Задача — составить из своих букв слово. Игра активизирует словарный запас, развивает наблюдательность, позволяет младшим игрокам узнать новые слова.

«Цепочка слов»

Игроки по очереди называют слова. Слово должно начинаться со звука, на который закончилось предыдущее слово: МашинА – АвтобуС – СанкИ – ИголкА – АвтомаТ – ТигР — Ромашка… Можно ограничить слова одной темой – называть только животных, только растения и так далее.

«Назови пять…»

Расширяет словарный запас и тренирует память, заодно тренирует мышление. Можно играть по дороге из школы, в очереди, в транспорте, на остановке, намыливая руки, катаясь в лифте, делая что угодно, когда голова свободна. Играть лучше вдвоем. Кто-нибудь предлагает: «Назови пять… цветов!», «Пять имен девочек, животных, видов транспорта, минералов» и т. д. Задания можно усложнять: «Назови пять иностранных имен девочек», «Назови пять диких животных Африки», «Пять садовых цветов». Предлагать задание надо, учитывая возраст и возможности ребенка.

Очень полезно меняться с ребенком местами. Во всех играх предлагайте ребенку роль ведущего, поощряйте его давать задания взрослому. Это добавляет уверенности, не не всегда ведь мама может перечислить, например, всех героев любимого мультфильма или названия машин. Не бойтесь ошибаться. Надо учить ребенка, что ошибаться – не страшно. А учить можно своим примером.

Если всегда держать при себе наготове ручку и блокнот, то в машине, в очереди в поликлинике, на остановке, на прогулке, на даче, если пошел дождь и не получается погулять, можно также поиграть в разные полезные игры. Например, написать длинное слово и составить из него другие слова: «Электричка – тир, три, кит, лак и так далее». Выигрывает тот, кто больше придумает слов, используя только буквы заданного слова.

Можно попробовать превратить одно слово в другое. Пишется слово, задача игроков, заменяя по одной букве за один ход, превратить его в другое слово. Выигрывает тот, после кого уже не получится слово изменить. Можно усложнить задание, написав первое и последнее слова, предложив ребенку самостоятельно восстановить цепочку превращений. Например, муха…бокс: муха-мука-бука-бока-бокс.

Поиграйте в старину. Добудьте чернильную или перьевую ручку и пишите ею записки Деду Морозу, логопедические упражнения, описания зарытых кладов… Такой ручкой невозможно писать неправильно, это еще сказывается положительно на почерке. Вообще полезно придумать какую-нибудь игру на долгий срок, связанную с письмом. Обычно дисграфики не любят писать. Но, бывает, тема так увлечет, что начинают писать фантастические романы про зомби-космонавтов, составлять каталог любимых машин, список блюд для свадьбы принцессы и т.п. Главное, поймать момент, помогать, но не исправлять, а если исправлять, то деликатно. Мне мамы рассказывали, как их недоросли, которых обычно не усадить за уроки, проводили часы, переписывая сложносочиненное имя любимого динозавра или раскрашивая название любезной сердцу музыкальной группы узорами. Что приятно удивляло, ошибки исчезали.

Упражнения для дисграфиков

«Корректурная правка»

Предложите ребенку скучный текст, набранный крупным шрифтом. Ежедневно по 5 минут в день в нем надо вычеркивать определенные буквы. Например, сначала «у», через несколько дней — «а». Потом беремся за согласные, лучше всего начать с тех, которые ребенок путает. Например, дней пять ученик вычеркивает «Б», потом «Д». Затем задание усложняется: надо одновременно выискивать в тексте сразу две буквы. Одну, например, зачеркивать, другую — обводить в кружок. Чаще всего дети путают такие пары «М/Л», «П/Т», «Д/Г», «У/Ю», «Д/Б».

«Пропущенные буквы»

Можно купить готовые сборники упражнений с пропущенными буквами. Ребенку останется только вставить нужную букву. Лучше проработать слова заранее и выбирать сначала совсем коротенькие упражнения. Проговорить «опасные» места вслух, показать правильный вариант, списать его. Потом спрятать и спросить: «А какую букву ты здесь напишешь?» И только после этого заполнять пробелы в словах из упражнения, причем делать это надо карандашом, ведь тогда ошибку легко стереть и написать правильный вариант.

«Зачеркивания, или «заборчики»

Прочитайте ребенку небольшой по объему текст. Потом ребенок должен написать его под диктовку, после чего взять в руки карандаш и самостоятельно проверить написанное, сверяясь с образцом. Проверять следует таким образом. Например, в образце написано: «Наступила осень». Ребенок читает «Н», смотрит у себя и зачеркивает карандашом «Н» в своей тетрадке. Дальше опять смотрит в образец и вслух говорит: «А», у себя зачеркивает в слове «наступила» букву «А». И так весь текст. К концу проверки текст становится похожим на частокол. Делать рекомендуется не более пяти минут в день! Занятие, что и говорить, нудное, но через пару недель ошибок становится заметно меньше.

«Портрет «любимой буквы»

Если ученик упорно путает буквы или их элементы, можно предложить сделать портрет «любимой» буквы: нарисовать её в виде сказочного существа, здания, вылепить из пластилина, испечь в духовке (и съесть потом), выложить из бисера, крупы на пластилине, вышить, вырезать из бархатной или блестящей бумаги, лишь бы получилось ярко и необычно.

Полезные советы

Дисграфию легче преодолеть, если первое время писать карандашом или специальной ручкой, которую можно стереть. Ошибся, стер, написал правильный вариант. У ребенка появляется уверенность в своих силах, он меньше фиксирует внимание на ошибках, в результате действительно начинает лучше писать. Также лучше не исправлять ребенку ошибки, а предлагать ему самому найти места, где он ошибся. Удобной ручкой для дисграфика будет ручка с пупырышками для пальцев и трёхгранным корпусом. В продаже часто есть также трехгранные насадки для ручек и карандашей. Кроме того, ребенку легче писать гелевой ручкой.

Даже если ребенок умеет читать про себя – пусть читает вслух. Всего минут 15-20, но веселое, не занудливое. Все домашние упражнения тоже рекомендуется проговаривать вслух. Сначала читать вслух, а потом, при списывании, опять все проговаривать.

Старайтесь дробить задания. Лучше выполнять небольшие порции письменных упражнений по 10 минут, чем много часов переписывать испорченные тексты. Дети быстро устают, внимание падает, ошибок становится все больше, и ребенку кажется, что он загнан в тупик, что он с этим не справится никогда. А если сделать одно упражнение, получить за него похвалу, потом другое, между ними отвлечься на гимнастику для глаз или для рук, то вроде уже не так все страшно. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на ошибках. Первое время лучше вообще на них не обращать внимания, а видеть только улучшения и отмечать только их.

Сейчас продается много книг и пособий по преодолению нарушений письма. Например, альбомы Е.В Мазановой, серия прекрасных пособий Г. М. Зегебарт и много-много других. Обычно логопед или учитель помогает подобрать соответствующую литературу.

www.parents.ru

Дисграфия у детей — причины, основные симптомы, методы лечения

В начальной школе некоторые родители сталкиваются со специфической проблемой у ребенка – дисграфией.

При этом ребенок кажется хорошо развитым, да и проблем с интеллектуальным развитием не наблюдается. В этой статье мы узнаем — дисграфия что это такое, как проявляется дисграфия у детей и можно ли от него избавиться?

Содержание статьи


Дисграфия – определение

Дисграфия у детей – нарушение освоения письменной речи, расстройство процесса письма. При данной патологии ребенок в силу определенных причин не может грамотно писать. Как любые нарушение, она имеет определенные симптомы проявления. Это частые и стойкие ошибки письма, не исчезающие самостоятельно. Стоит отметить, что ошибки допускаются не из-за незнания правил, норм языка. При этом скорость написания медленная, а почерк еле различим.

Не стоит данное нарушение путать с аграфией, алексией, которые характеризуются полной неспособностью ребенка освоить навыки письма.

Согласно исследованиям, признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины учащихся начальной школы и у третей части учащихся среднего звена. Данные статистики позволяют утверждать, что дисграфия характеризуется устойчивым характером.

Основные причины

Специфические недостатки в освоении письменной речи вызваны рядом причин. Они довольно различные, от инфекций, родовых травм, проблем в головном мозге до запущенности в воспитании.

Способность овладеть письмом крепко связана с развитием речи. Но у детей могут наблюдаться другие симптомы, которые не относятся к логопедическим — расстройства неврологического характера, снижение работоспособности, нарушение работы памяти, гиперактивность и прочие.

Причинами дисграфии могут являться органические, патологические, функциональные факторы, действующие на ребенка в утробе матери и после появления на свет. Они вызывают различные расстройства в развитии. Многие исследователи утверждают, что развитие патологии может быть генетически обусловленным.

Довольно частые причины дисграфии – недостаточная сформированность психических функций, участвующих в освоении, контроле письма. Нарушение высшей психической деятельности, отвечающей за навыки письма, становится серьезным препятствием в освоении грамоты, языка.

Возникновение патологии может быть обусловлено недоразвитием, поражением головного мозга, патологиями беременности, травмами родовыми, асфиксией, менингитом, энцефалитом, а также инфекциями, соматическими болезнями, вызывающими истощение нервной системы пациента. Если проблемы кроются в головном мозге, дисграфия часто сопровождается другими заболеваниями, о которых родителям, как правило, уже известно.

Кроме факторов, которые обуславливают физическое состояние головного мозга, большое влияние на формирование письменной речи оказывают социально-психологические причины. Важную роль играет развитие фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматической стороны. К социально-психологическим причинам стоит отнести двуязычие в семьях, неправильную речь окружающих, дефицит контактов, речевого общения, слишком раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности и даже педагогическую запущенность.

Проявления заболевания

Проявляются признаки дисграфии ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции (например «прафый» вместо «правый»), в пропуске букв не только в длинных, но и в коротких словах. Стоит отметить, что обычные ошибки возникают в слабой позиции (например «малако» вместо «молоко»).

Также ребенок:

  • пропускает буквы, слоги, переставляет их местами;
  • заменяет похожие слова по звучанию;
  • добавляет лишние буквы, слоги в слова;
  • искажает написание букв, например, пишет зеркально;
  • не отличает парные согласные (например «в-ф», «б-п»).

Чтобы записать предложение ребенку нужно помнить порядок написания каждого элемента всех букв, сохраняя смысловую последовательность, не забывая при этом разграничения слов. При нарушении дифференциации звуков, произношения, анализа или пространственного представления может начаться развитие патологии.

Стоит отметить, что ошибки не уходят в процессе обучения на протяжении длительного периода. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, необходимо проконсультироваться у логопеда.

Диагностика

Диагностика наличия расстройства обычно включает консультацию ряда специалистов: логопеда, невролога, офтальмолога, ЛОРа.

Важно исключить вероятность дефектов зрения, слуха и четко разграничить наличие патологии с неграмотностью пациента, незнанием норм, правил языка.

Диагностика расстройства включает:

  • изучение, анализ письменных работ;
  • исследование устной, письменной речи по отдельной технологии.

По степени выраженности нарушений письма различают дисграфию, аграфию. В первом случае письмо функционирует, но искажено. Аграфия характеризуется полной неспособностью освоить письменную речь. Так как письмо, чтение связаны тесно, дисграфия, как правило, часто сопровождается расстройством чтения — дислексией, алексией.

При этом почерк часто неразборчивый, неровный. Ребенок проявляет много усилий, но пишет медленно. В речи такие дети часто не могут строить длинные предложения, поэтому отмалчиваются, говорят кратко.

Дисграфия у ребенка не проходит самостоятельно и очень препятствует дальнейшему обучению. Часто она проявляется не только вместе с проблемами чтения, но и нарушением различных других функций. Не работая над устранением данной проблемы, овладеть школьной программой практически невозможно даже на базовом уровне.

Классификация

С учетом особенностей нарушения различают пять форм дисграфии:

  1. Артикулярно-акустическая. Появляется на фоне неправильного звукопроизношения. Ребенок слова пишет так, как произносит (например не «рыба», а «лыба»).
  2. Акустическая. Характеризуется заменой звуков похожих по звучанию (например «д-т», «ж-ш»).
  3. Аграмматическая. Характеризуется проблемами с согласованием слов, но происходит это в письменной речи, тогда как говорит ребенок правильно. Может не учитываться род, падеж (например «добрая папа»). Стоит отметить, что данный вид часто обнаруживается тогда, когда учащиеся начинают изучать падежи.
  4. Оптическая. Возникает в результате проблем зрительного анализа, когда ребенок не воспринимает отличия между буквами (например путает «ц» и «щ», «р» и «ь»).
  5. Нарушения языкового анализа, синтеза. В таком случае окончания слов не дописываются, предлоги пишутся слитно, а приставки отдельно (например «при ходить» вместо «приходить»). Ребенок может пропускать буквы, слоги, менять местами, повторять.

Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими, социально-психологическими факторами.

Кроме основных форм диагностируют и смешанные, они на практике встречаются довольно часто.

Механизм дисграфии

Письмо – многоуровневый, сложный процесс. В его реализации участвуют многие анализаторы: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный и другие. Залогом успешного освоения навыками письма является достаточный уровень развития речи. Но в отличие от устной речи, письмо развивается только при целенаправленном обучении. Чтобы разобраться с тем как лечить дисграфию, нужно вначале понять сущность проблемы.

Согласно современным представлениям, патогенез расстройства связан с несвоевременным формированием латерализации функций головного мозга. В норме данные процессы должны завершиться к началу обучения. При проблемах в освоении письма наблюдается несформированностьпамяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы, оптико-пространственного представления, слогового анализа, синтеза, фонематических процессов и других.

Ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Это может выражаться в замедлении скорости или неграмотном, но довольно быстром письме. Нарушение может возникать из-за неспособности быстро обрабатывать зрительную информацию. Ребенку трудно запомнить, а после воспроизвести информацию на бумаге. Если он на слух не отличает некоторые буквы, часто возникает путаница в написании.

Дисграфия имеет сложный механизм, так как письменная речь – многоуровневый процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие между которыми отвечает за письменные навыки. Поэтому заболевание часто сопровождает нарушением мышления, памяти, слогового анализа, восприятия пространства.

Коррекция и лечение

В большинстве случаях о наличии проблемы родителям сообщает учитель, он уже имеет опыт в работе с подобными детьми. Но что делать дальше и как провести лечение дисграфии? Родителям нужно обратиться к логопеду, психоневрологу. Основная работа проводится с логопедом. Он развивает два полушария, учит произносить, различать, записывать звуки. Психоневролог выявит другие нарушения (при их наличии) и назначит соответствующее лечение.

Грамотная коррекция дисграфии – это, в первую очередь, совместная работа учителей, родителей и логопеда. Врачи советуют действовать слаженно и сообща. Самостоятельно родителям сложно справиться с данной проблемой.

Лечение дисграфии состоит из ряда мероприятий:

  • устранение нарушений произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие лексики;
  • развитие грамматики;
  • развитие связной речи;
  • развитие других функций.

Если наблюдаются проблемы в произношении, то работа начинается с исправлений нарушений устной речи. Занятия проходят у логопеда по разработанной системе.

Используют речевые игры, специальные азбуки для складывания, выделения графических элементов слов, наглядные материалы, которые помогают детям лучше запомнить очертания букв.

Для успешного результата применяют специальные упражнения. Существуют проверенные методики, направленные на коррекцию дисграфии.

Особенности заболевания

Дисграфия – не самостоятельная болезнь. Она часто возникает на фоне патологий невротического характера, двигательного аппарата, нарушений слуха, зрительного анализатора.

Можно ли предупредить заболевание – спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что профилактика невозможна, так как современная медицина не дает четкого понимания причины дисграфии. А вот выявление риска возникновения дисграфии на ранних сроках позволяет облегчить борьбу с заболеванием.

К группе риска относятся дети со всевозможными нарушениями речи, воспроизведением звуков, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, с проблемами концентрации внимания, памяти. Своевременное обращение к логопеду позволяет на ранних стадиях выявить возможные причины дисграфии и начать своевременную коррекцию.

О чем стоит помнить родителям

Не стоит ребенка ругать за ошибки и по несколько раз заставлять переписывать текст. Такими действиями вы привьете малышу неуверенность и отобьете у него желание заниматься письмом, чтением. Хвалите ребенка за успехи, но не перехваливайте. Не нужно показывать свою озабоченность проблемой, иначе у него может возникнуть чувство неполноценности.

Однако стоит отметить что, несмотря на кажущую простоту и доступность методик, заниматься с ребенком самому без регулярных консультаций специалиста неразумно. Это может привести к потере времени и незначительным результатам. При таком нарушении у детей в качестве замещения дефекта может быть хорошо развита зрительная память. Таким детям не нужно предлагать делать упражнения на поиски допущенных ошибок. Это для ребенка – «медвежья услуга».

Диктанты стоит писать медленно, проговаривая все буквы, знаки препинания перед началом работы, во время письма.

Предупреждение дисграфии

Если ребенок, зная правила, не может воспользоваться знаниями на письме, стоит незамедлительно обратиться к логопеду, пройти дополнительное обследование. Логопед определит вид, особенности протекания патологии, а затем предложит методы по устранению заболевания. Это нелегкий, но вполне преодолимый путь, во время которого понадобится терпение, настойчивость для решения проблемы.

Дисграфия, дислексия не возникают на пустом месте. Желательно работу по предупреждению патологии проводить в дошкольном возрасте, а не когда у ребенка возникнет серьезная проблема с правописанием, грамматикой. Рекомендуем просмотреть видео детского нейропсихолога, который подробно описывает данную проблему:

Для профилактики следует развивать определенные навыки до начала обучения. К ним относятся внимательность, пространственное восприятие, слуховая, зрительная память, словарный запас и другие.

Отвечая на вопрос, что это такое дисграфия, можно утверждать, что это специфическое нарушение, которое поддается лечению. С ним можно и нужно работать!

Надеемся, теперь вы знаете что такое дисграфия, какие основные симптомы дисграфии и как с нею бороться.

deteylechenie.ru

причины, симптомы, лечение – Развитие ребенка

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *