Какая бывает безопасность для детей – . . , — .
Основы детской безопасности
Как и зачем нужно учить детей безопасности?
Что дети должны делать в чрезвычайных ситуациях?
Об основах детской безопасности в прямой трансляции Apteka.ru рассказала Безкорсая Наталья Юрьевна — педагог-психолог, автор проекта Мастерская безопасности “СУПЕР Я”.
Почему безопасности нужно специально обучать?
В детстве родители часто давали нам наставления, вроде: “Не разговаривай с подозрительными людьми”. Нам чаще просто запрещали что-то делать вместо того, чтобы объяснить, как нужно поступать в тех или иных ситуациях. С детства нам рассказывают, что нужно быть удобными, слушаться взрослых, терпеть.
А что такое подозрительный человек? Что делать, если такой человек подошел к ребенку? Нужно давать детям инструкции, что именно делать в таких ситуациях. Для этого самим взрослым нужно знать алгоритмы безопасности.
Кроме того, наставления “терпеть” и “быть удобным” учат детей не уважать свое тело. Именно тихие дети, которые боятся возразить, чаще попадают в беду. Шумные, “неудобные” дети, которые готовы кричать на публике, больше подготовлены к опасным ситуациям.
Механизмы безопасного поведения заложены в детях самой природой, с раннего возраста. В первые полгода жизни ребенок запоминает свое ближайшее окружение, родителей и близких, которые всегда рядом и могут его защитить.
После 6 месяцев мозг ребенка решает, что в его окружении хватает людей, которые о нем заботятся. В это время включается инстинкт следования за своими близкими, так ребенок обучается безопасности. Желательно, чтобы бабушки, дедушки, няни и т.д. знакомились с ребенком в первые полгода.
Когда определяется круг доверия, ребенок начинает различать своих близких и посторонних людей. Поэтому в возрасте до года нужно научить ребенка делить всех людей не на “плохих” и “хороших”, а на “своих” и “чужих”.
Застенчивость маленьких детей проявляется на инстинктивном уровне. Если при встрече с друзьями родителей ребенок зарывается в мамину юбку — это нормально, ему просто нужно время, чтобы освоиться с новыми людьми в своем окружении.
Заставлять детей “перестать стесняться” совершенно неправильно.
Ребенку в возрасте 3-5 лет можно снова рассказать о “своих” и “чужих”. Например, можно объяснить ребенку на прогулке, показывая на других людей, что они “чужие” и не должны предлагать угощения. А если незнакомец все же предлагает? Следует придумать инструкцию для таких ситуаций, например: “Обязательно спроси маму/папу, если тебе что-то предлагают”.
К тому возрасту, когда ребенок начнет отправляться на прогулки самостоятельно, без родителей, он должен четко знать, что делать: если незнакомцы что-либо предлагают, нужно отвечать твердым отказом.
Очень важно читать книги/смотреть мультфильмы с ребенком интерактивно, задавать вопросы о том, что он увидел и прочитал (“Почему этот персонаж попал в беду? Что ему следовало сделать?”), потому что зачастую мультфильмы и детские книги несут в себе какие-то уроки. Ребенок 3-5 лет не должен оставаться наедине с мультфильмами, гаджетами и т. д., поскольку важен именно комментарий присутствующего взрослого.
Ребенок 3-5 лет должен знать свое имя и фамилию, домашний адрес и имена родителей, чтобы он мог обратиться за помощью (например, если отстал от родителей на улице и потерялся).
Важные правила для детей 3-5 лет
- Если потерялся, стой на месте! Искать всегда должны родители.
- Не плачь, а громко зови: “Мама! Папа!”
- Ни в коем случае ни с кем никуда не уходи! Даже если предлагают помощь. Если вы взрослый, чувствующий свою ответственность и желающий помочь чужому потерявшемуся ребенку, делайте это прямо на месте: спросите, чем помочь, предложите остаться рядом, пока родители не найдутся. Если ребенок знает номера родителей, можно позвонить им и сообщить, где ребенок.
Вопрос: А с полицейским тоже нельзя уходить?
Нельзя. К сожалению, не все полицейские это знают. Учить детей двойным стандартам тяжело, надежнее просто научить, что с любыми посторонними людьми уходить нельзя.
Отличный способ усваивать правила безопасности — игры. Например, можно с игрушками отыгрывать ситуации вроде: “Медвежонок потерялся, что ему делать?”
Правило “нижнего белья”
Те части тела, которые закрыты нижним бельем, нельзя никому показывать и давать трогать! Нельзя этого делать и по отношению к другим людям.
Только родители или доктор в присутствии родителей и с согласия ребенка могут попросить раздеться и прикоснуться к телу!
Это правило закладывает основы уважения к своему телу и понимание, что такое интимные части тела.
Основа безопасности — умение ребенка говорить “нет”. У ребенка должен быть опыт, где его нежелание что-либо делать будет услышано со стороны родителей.
Важно обозначить: “Я понимаю, что тебе не хочется делать [что-то], но сейчас это важно, мы так решили, и нам придется это сделать”. Таким образом, вы не обязаны уступать ребенку, вы должны его выслушать.
В случае с чужими людьми, которые что-то предлагают, нужно научить детей говорить: “Нет, я вас не знаю” громко и четко. Зачем? Объясните детям, что очень важно, чтобы окружающие слышали, что они говорят с незнакомцами.
Ребенок должен знать!
- У него есть интимные части тела, до которых никто не должен дотрагиваться! Это гениталии, грудь, ягодицы и рот.
- У этих интимных частей тела есть названия! Важно уметь называть вещи своими именами, и даже если вас воспитали, что так “не принято”, не нужно передавать это детям. Научите их правильным названиям. Речь снова идет об уважении к своему телу: объясните ребенку, что эти части тела не менее важны, чем другие.
- Есть “секретные” прикосновения, их нельзя держать в тайне, нужно рассказать о них маме и папе. Важно развить доверительные отношения детей с родителями — отношения, в которых не будет места стыду.
- Никто не имеет права фотографировать тело ребенка или показывать ему фотографии чужих тел.
- У ребенка не должно быть секретов с другими взрослыми. Сюрприз с бабушкой ко дню рождения мамы — не из таких секретов. Можно объяснить, что секреты бывают “плохими” и нет, и что ребенок должен прислушиваться к своей интуиции. Если он чувствует, что ему предлагают хранить “плохой” секрет, он сам задумается. Также у ребенка должен быть опыт, где он рассказал секрет родителям и не был наказан.
- Нельзя ходить голым перед другими людьми! Даже на пляже.
- В 6 лет ребенок должен знать наизусть телефоны родителей! Номера родителей, просто сохраненные на телефоне, иногда могут не помочь. В обратную сторону это тоже работает: родители обязаны знать телефоны своих детей.
- Нежелательно, чтобы дети гуляли в темное время суток. Даже зимой, когда темнеет рано.
Родители должны знать
Нельзя наказывать за правду! Если ребенок рассказал что-то постыдное, неприятное про себя — не нужно его ругать, иначе больше он ничего не расскажет: “Спасибо, что признался!”, “Молодец, что рассказал”.
Не учите ребенка слушаться взрослых! Учите слушаться маму и папу, а не абстрактных людей.
Нежелательно, чтобы дети гуляли в одиночестве. Это не значит, что родители обязаны везде ходить с ребенком за руку. Это значит, что ребенок не должен гулять на пустырях и уметь отслеживать, чтобы там, где он гуляет, всегда были люди.
Научите детей, как ведут себя преступники. Это не люди в черных капюшонах, которые хватают детей на улицах. Это люди, которые знает, что нужно сделать, чтобы ребенок сам захотел за ними пойти.
Можно научить ребенка двум законам жизни:
Преступник, который ворует детей, выглядит как обычный человек. Это значит, что преступником может оказаться и мужчина, и молодая женщина, и даже старушка (да, чужие бабушки не являются безопасными людьми, это тоже стоит объяснить детям).
Незнакомый взрослый не должен подходить к ребенку ни по какому поводу. Важно воспитать в детях понимание, что взрослые могут обращаться за помощью только к взрослым. Если ребенок видит, что взрослому человеку на улице плохо, он может позвать на помощь других взрослых или вызвать скорую с безопасного расстояния. Так можно и помочь человеку, и не нарушать свою безопасность.
Дети могут обращаться за помощью к другим взрослым! Важно полагаться на интуицию и выбирать, к каким именно взрослым можно обратиться.
Вопрос: А если дети кого-то бьют или мучают животное, тоже нельзя к ним подходить?
Всегда есть исключения, можно объяснить детям, что есть именно такие ситуации, где взрослые не могут не вмешаться. Но, на самом деле, лучше вызвать полицию. Ранее уже шла речь о том, что надежнее обучать детей правилам безопасности без исключений, чтобы они точно запомнили и не запутались.
Круг доверия
Можно сделать с ребенком упражнение “Круг доверия“. Вы берете лист бумаги и рисуете три круга внутри одного большого.
Дальше спрашиваете детей: “Кто самый важный человек в твоем окружении?” (в самом маленьком круге отметить “Я”; поговорить с ребенком о его ценности, о любви к себе), далее спрашиваете просто о важных людях в жизни ваших детей и вписываете их в круги, от второго наименьшего до самого большого: первый круг — мама, папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи; второй круг (“круг вежливости”) — учителя, тренер, няня и т. д., друзья ребенка и друзья родителей, с которыми ребенок знаком; третий круг — самый “неприятный”, в него попадают все чужие люди.
Далее вы можете спросить ребенка, люди из какого круга на что имеют право в отношении ребенка: кто имеет право обнимать и целовать его, с людьми из какого круга нужно вежливо разговаривать и т. д. (“Покажется ли тебе странным, если учитель решит посадить тебя к себе на колени? А если тренер подарит планшет? Что ты будешь делать в таких ситуациях?”).
Вопрос: То есть, вы предлагаете растить детей с чудовищным недоверием к миру? Из таких детей вырастают параноики, люди, которые считают всех вокруг врагами.
Дети, в целом, не такие тревожные создания, как взрослые. Они не считают мир опасным, нужно просто объяснить правила, при которых мир точно не станет для них таким. Последнее, что здесь можно добавить: все правила, описанные здесь, были придуманы людьми, которые работают в поисковых отрядах. Это все, что нужно знать.
Главное преимущество детей — не сила, а громкий голос и быстрые ноги.
Нужно отработать с ребенком, как он будет громко отвечать незнакомцам, чтобы довести это до автоматизма: “Нет, я вас не знаю”.
Бывают и другие ситуации. Если, например, за ребенком кто-то идет, и он чувствует, что что-то не так, нужно прислушаться к интуиции и бежать, а не спрашивать у другого человека, что ему нужно. Инстинкт самосохранения работает у всех.
Безопасные места
Еще одно задание, которое можно сделать с детьми — нарисовать вместе карту, на которой будут обозначены безопасные места. Это магазины, школы, детские сады, больницы, банки, людные остановки, дворы, где всегда есть люди.
Важно также показать ребенку, что есть опасные места, где он никогда не должен гулять один. Это стройки, пустыри, заросли кустарника. Парки тоже считаются опасным местом. Подвалы, чердаки и подъезды, конечно же. Подъезд даже собственного дома считается опасным местом, туда нельзя бежать в случае угрожающей опасности.
Опасная ситуация: незнакомец хватает ребенка за рюкзак. Нужно объяснить ребенку, что важно в любой ситуации вывернуться из рюкзака и убежать, не задумываясь о ценных вещах, которые могут там лежать. Объясните своим детям, что нет ничего ценнее здоровья и безопасности.
Если хватают не за рюкзак, а за руки, ребенок может делать все для своего спасения (пинаться, кусаться, царапаться). Можно упасть на землю: это привлекает внимание, утащить лежащего человека сложнее, лежа удобно пинаться и т. д. Этому приему учат и на самообороне для женщин.
Также ребенок может найти камень и разбить стекло: окно дома, любой чужой машины и т. д. Для спасения своей жизни это дозволено. Родителям стоит обсудить с детьми, что бить вещи — не смертельно, за этим не должно быть жесткого наказания (но важно соблюдать это и в бытовых ситуациях, т. е. если сильно отругать ребенка за разбитую вазу, он никогда не поверит, что разбить стекло для спасения своей жизни это приемлемо).
Безопасность в подъезде и лифте
Когда подходишь к подъезду, заходишь в квартиру или выходишь из нее — не забудь оглядеться.
Что делать, если кто-то есть рядом с подъездом? Отойти на детскую площадку/во двор и переждать. Доставать ключи можно только, когда ты убедился, что никого рядом нет.
Нельзя ездить в лифте с незнакомыми людьми.
Если кто-то говорит, что держал дверь лифта для тебя, нужно молча уходить (на улицу, а не подниматься по лестнице!)
В подъезде не работает крик “Помогите!”, так что, если тебя преследуют в подъезде, нужно шуметь, стучать в двери и кричать “Пожар!”
Чтобы ребенок не стеснялся кричать “Пожар!”, это тоже можно отработать — уехать всей семьей в лес и репетировать там.
Записала Нина Тимакова
Фото depositphotos.com
apteka.ru
9 правил безопасности, которые должен знать ребёнок
Чем старше становится ребёнок, тем чаще он оказывается предоставлен самому себе. Перед родителями встаёт непростая задача — научить его думать и действовать в самых экстремальных и опасных ситуациях, будь то пожар или встреча с подозрительным прохожим. Детский психолог и психотерапевт Ольга Пыхова призывает довести до автоматизма совсем несложные правила.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Не запугивайте ребёнка
Не рассказывайте ему страшные истории про «злого бабайку» или о том, как «один мальчик потерялся в лесу». Страх заставит ребёнка тревожиться, сильно ограничивать себя в действиях и пытаться всё держать под контролем. Даст ли он ему конкретное понимание того, как можно предотвратить опасность или повести себя в критической ситуации? Конечно, нет.
2. Расскажите ребёнку о том, что мир разный
В нём есть добро и зло. Так бывает, что под личиной одного часто скрывается другое. С виду добрый дяденька, предлагающий конфетку, может оказаться бандитом. А мальчик, обливший компотом в столовой, — другом на всю жизнь. Такие беседы как минимум помогут ребёнку стать более бдительным и здравомыслящим.
3. Сделайте изучение правил интересным
Часто дети хорошо знают, как поступать нельзя, но совсем не понимают, как нужно. Чтобы ребёнок, оказавшись в опасной ситуации, не растерялся, он должен знать совершенно чёткие правила. Формулируя их, делайте акцент на конкретных действиях.
Дошкольникам больше запомнится игровая форма. Например, ролевая игра в пожарных, полицейских и так далее. С детьми шести-семи лет и в саду, и в школе, и дома можно вместе прочитать книги психолога Людмилы Петрановской «Что делать если» и «Что делать если-2».
10 полезных книг о воспитании ребёнка
Детям постарше будут интересны «Уроки безопасности», на которых можно не только изучать специальные плакаты, но и решать кейсы, снятые на видео (что особенно нравится детям). Школьники с удовольствием найдут ошибки и запомнят правила поведения.
С детьми старше 10 лет можно инсценировать опасные ситуации, а затем их разбирать. Ну и дети любого возраста обожают смотреть мультфильмы о правилах безопасности мультфильмы о правилах безопасности. «Уроки тётушки Совы», «Вера и Анфиса тушат пожар», «Кто виноват» и другие.
Кадр из мультфильма «Уроки тётушки Совы» о безопасности малышей4. Разбирайте конкретные ситуации
Если случился пожар
Что бы ни происходило, важно идти к выходу. Заходя в любое здание, обращайте внимание ребёнка, как его найти, где висят планы эвакуации, как в них сориентироваться. Смоченная водой ткань (полотенце, подол рубахи, носовой платок) поможет дышать, чтобы не отравиться едким дымом. При задымлении лучше идти на корточках или ползти по полу, так как внизу дыма меньше. При пожаре нужно оставить вещи и спускаться только по лестнице. Жизнь важнее всего!
Ребёнка пытается увести чужой взрослый
Многочисленные ролики с экспериментами, когда чужой взрослый уводит с площадки ребёнка, очень пугают родителей. Детьми же движет интерес и любопытство. Научите своего ребёнка обязательно предупреждать родителей, куда и с кем он собирается пойти. Не теряйте бдительность сами. За безопасность ребёнка, особенно дошкольника, отвечаете вы. Если вашего ребёнка кто-то уводит, спокойно подойдите и проясните ситуацию.
Как не потерять ребёнка. Инструкция «Лизы Алерт» и «Медузы»
Хорошим навыком будет умение ребёнка говорить «нет». Расскажите своему ребёнку о тех моментах, которые должны насторожить в поведении незнакомых взрослых — предлагают уйти из людного места, сильно уговаривают. Для детей от семи лет вводите пароли, учите ребёнка отзваниваться, когда меняет место встречи или дислокации.
Ребёнок застрял в лифте
Покажите ребёнку, как связаться с диспетчером при аварии. Объясните, что баловаться и звонить ради шутки нельзя, поскольку, когда случится авария, диспетчер может не отреагировать на просьбу о помощи. Здесь можно рассказать детям сказку про пастушка и волков. Если помощь задерживается, то нужно снять с себя верхнюю одежду, в кабине лифта быстро становится жарко и душно. Скажите, что одежду надо бросить на пол, вы за это не будете ругать, и сесть на пол. Так ребёнок, ожидая помощи, сэкономит силы и будет в безопасности, если лифт начнёт двигаться.
Осторожно — дикие собаки!
Нападения диких собак на детей не редкость. Чтобы снизить риски, научите ребёнка выбирать маршрут по улицам, минуя гаражи, пустыри, заброшенные стройки. Подскажите ребёнку, что если его окружили собаки, важно остановиться и замереть. Лающая собака предупреждает, что не рада видеть чужака на той территории, которую считает своей. Нельзя убегать и поворачиваться к ней спиной. Все движения должны быть плавными и медленными. Об укусе важно сообщить взрослым.
5. Научите ребёнка просить о помощи
Расскажите ему заранее, к кому обращаться за помощью в детском саду, школе, на внеурочных занятиях, в метро, на улице. Учите ребёнка искать персонал в форме — полицейских, пожарных, врачей, сотрудников магазинов и аэропортов. Это может превратиться в интересную шпионскую игру и разовьёт внимательность.
6. Повесьте рядом с входной дверью номера телефонов для связи
Телефоны мамы и папы, соседей, других близких родственников, телефоны экстренных служб. Хорошо бы, чтобы ребёнок знал их наизусть. Этот список можно продублировать в других местах дома, к примеру, под стеклом письменного стола, в туалете. Научите ребёнка следить за тем, чтобы мобильный телефон был всегда заряжен, даже если он дома.
7. Проверьте его готовность
В случае опасности оператору экстренной службы ребёнок должен сообщить свои имя и фамилию, адрес проживания (нахождения), кто есть рядом из взрослых, что случилось. Важно, чтобы знание этой информации было доведено до автоматизма.
8. Укрепляйте физические возможности ребёнка
Хорошая физическая подготовка — умение быстро бегать, ловко лазить, уворачиваться, прыгать и так далее — действительно, может спасти жизнь. Ведь в некоторых ситуациях важно бежать (например, если бьют или начался пожар), а в других важно стоять на одном месте (например, когда потерялся или нападают собаки).
9. Начните с себя
Оказываясь в нестандартных ситуациях, показывайте своим примером, что такое включать голову, быть готовым действовать, запрашивать и принимать помощь. Ведь задача родителя — научить ребёнка жить в этом мире, а не всячески ограждать от него. Берегите себя и своих детей!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать
Как понять, что ребёнок уже готов оставаться дома один
7 способов разрушить самооценку ребёнка, не заметив этого
mel.fm
11 опасностей, которым родители подвергают своих детей, не осознавая этого
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Только в США каждый час один ребенок получает повреждения из-за падения со стула. Бывает, что родители чрезмерно опекают детей, играющих на улице, но скрытые угрозы могут таиться и в безопасных на вид местах вроде детской площадки или даже дома.
AdMe.ru составил список занятий, которые выглядят безобидно, но на самом деле потенциально опасны для вашего ребенка. Он поможет вам всегда оставаться начеку и уберечь от беды любимых чад.
1. Занятия опасными видами спорта
Существует огромное количество положительных моментов в том, что ребенок занимается спортом, но есть также и некоторые виды спорта, которые оказывают сильное воздействие на организм и могут быть потенциально опасны для детей.
«Большая шестерка», которой стоит избегать, по словам патологоанатома доктора Беннета Омалу, — это американский футбол, хоккей, смешанные единоборства, бокс, рестлинг и регби. Занятия этими видами спорта чреваты ударами в голову, которые могут привести к повреждению мозга.
Также это может вызвать компрессию в позвоночнике или перерастяжение спины. Частые тренировки со временем могут привести к сколиозу. Стоит избегать спорта с обилием приседаний, подъемов тяжестей над головой, жестких приземлений (как, например, в акробатике или гимнастике), бега на длинные дистанции.
www.adme.ru