Лекарства при сдвг у детей – Препараты при сдвг у детей — Детки-конфетки
Синдром дефицита внимания у детей — причины и симптомы, диагностика, методы лечения и коррекции
Самая распространенная причина проблем в учебе и нарушений поведения у ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство наблюдается в основном у школьников и детей дошкольного возраста. Маленькие пациенты с таким диагнозом правильно воспринимают окружающее, но являются непоседами, проявляют повышенную активность, не доводят начатое до конца, не предвидят последствия своих поступков. С таким поведением всегда связан риск потеряться или получить травму, поэтому врачи расценивают его как неврологическое заболевание.
Что такое синдром дефицита внимания у детей
СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, формирующееся в детском возрасте. Основными проявлениями синдрома дефицита внимания у детей являются сложности в сосредоточении, гиперактивность, импульсивность. Невропатологи и психиатры расценивают СДВГ как стихийное и хроническое заболевание, для которого еще не найден эффективный способ лечения.
Синдром недостатка внимания наблюдается в основном у детей, но иногда недуг проявляется и у взрослых. Проблемы болезни характеризуются разными степенями выраженности, поэтому недооценивать ее нельзя. СДВГ влияет на взаимоотношения с другими людьми и качество жизни в целом. Заболевание носит сложный характер, поэтому у больных детей наблюдаются проблемы с выполнением каких-либо работ, обучением и освоением теоретического материала.
Синдром дефицита внимания у ребенка – это трудности не только с умственным, но и с физическим развитием. Согласно биологии СДВГ является дисфункцией ЦНС (центральной нервной системы), которая характеризуется формацией головного мозга. Такие патологии в медицине считаются самыми опасными и непредсказуемыми. В 3-5 раз чаще СДВГ диагностируют у мальчиков, чем у девочек. У детей мужского пола болезнь проявляется чаще агрессией и непослушанием, у женского – невнимательностью.
Причины
Синдром недостатка внимания у детей развивается по двум причинам: генетическая предрасположенность и патологическое влияние. Первый фактор не исключает присутствие недомогания у ближайших родственников ребенка. Играет роль и дальняя, и ближняя наследственность. Как правило, в 50% случаев у ребенка возникает синдром дефицита внимания по генетическому фактору.
Патологическое влияние происходит по следующим причинам:
- курение матери;
- прием лекарств во время беременности;
- преждевременные или быстрые роды;
- неправильное питание ребенка;
- вирусные или бактериальные инфекции;
- нейротоксическое действие на организм.
Симптомы СДГВ у детей
Сложнее всего отследить симптоматику заболевания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Родители замечают проявление гиперактивности в виде постоянного движения своего малыша. Ребенок не может найти себе увлекательное занятие, мечется из угла в угол, постоянно разговаривает. Симптомы обусловлены раздражительностью, обидами, невоздержанностью в любой ситуации.
По достижении ребенка 7 летнего возраста, когда пора отправляться в школу, проблемы возрастают. Дети с синдромом гиперактивности не успевают за своими сверстниками в плане обучения, так как не слушают излагаемый материал, ведут себя несдержанно на уроках. Даже если принимаются за выполнение какого-либо задания, то не заканчивают его. Уже через некоторое время дети с СДВГ переключаются на другое занятие.
Достигая подросткового возраста, гиперактивный пациент меняется. Происходит замена признаков заболевания – импульсивность превращается в суетливость и внутреннее беспокойство. У подростков болезнь проявляется безответственностью и несамостоятельностью. Даже в старшем возрасте отсутствует планирование дня, распределение времени, организованность. Ухудшаются отношения со сверстниками, учителями, родителями, что зарождает негативные или суицидальные мысли.
Общие симптомы СДВГ для всех возрастов:
- нарушение сосредоточенности и внимания;
- гиперактивность;
- импульсивность;
- повышенная нервозность и раздражительность;
- постоянные движения;
- трудности обучения;
- отставание эмоционального развития.
Виды
Синдром дефицита внимания у детей врачи разделяют на три вида:
- Преобладание гиперактивности. Чаще наблюдается у мальчиков. Проблема возникает не только в школе. Везде, где требуется оставаться на одном месте, мальчишки проявляют крайнее нетерпение. Они раздражительны, беспокойны, не задумываются о своем поведении.
- Преобладание нарушения концентрации внимания. Чаще встречаются у девочек. Они не могут сосредотачиваться на одной задаче, имеют трудности с выполнением команд, выслушиванием других людей. Их внимание рассеивается на внешние факторы.
- Смешанный вид, когда в равной степени выражен дефицит внимания и гиперактивность. В этом случае больного ребенка нельзя однозначно причислить к какой-либо категории. Проблема рассматривается индивидуально.
Диагностика
Лечение дефицита внимания у детей начинается после постановки диагноза. Сначала психиатр или невропатолог проводит сбор информации: беседу с родителями, интервью с ребенком, диагностические опросники. Врач имеет право поставить диагноз СДВГ, если на протяжении 6 и более месяцев у ребенка прослеживаются минимум 6 симптомов гиперактивности/импульсивности и 6 признаков невнимательности, согласно специальным тестам. Другие действия специалиста:
- Нейропсихологическое обследование. Исследуется работа мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма) в состоянии покоя и при выполнении заданий. Процедура безвредная и безболезненная.
- Консультация педиатра. Симптомы, похожие на СДВГ, иногда вызываются такими болезнями, как гипертиреоз, анемия и другими соматическими патологиями. Исключить или подтвердить их наличие может педиатр после анализа крови на гемоглобин и гормоны.
- Инструментальные исследования. Пациент направляется на УЗДГ (ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи), ЭЭГ (электроэнцефалографию головного мозга).
Лечение
Основа терапии СДВГ – коррекция поведения. Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания назначают амбулаторно и самых в крайних случаях, когда без них улучшить состояние ребенка не удается. Сначала врач разъясняет родителям и учителям суть расстройства. Улучшить качество жизни помогают беседы с самим ребенком, которому в доступной форме разъясняются причины его поведения.
Когда родители понимают, что их малыш не испорченный или балованный, а страдает от неврологической патологии, то сильно меняется и отношение к своему чаду, что улучшает взаимоотношения в семье, повышает самооценку маленького пациента. К лечению школьников и подростков часто применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную и немедикаментозную терапию. При диагнозе СДВГ применяются следующие методы:
- Занятия с психологом. Врач применяет методики для улучшения коммуникативных навыков, снижения тревожности пациента. Ребенку с нарушениями речи показаны занятия с логопедом.
- Двигательная активность. Следует для школьника подобрать спортивную секцию, в которой не предусмотрено соревновательной деятельности, статических нагрузок, показательных выступлений. Лучшим выбором при дефиците внимания будет лыжный спорт, плавание, езда на велосипеде и прочие аэробные нагрузки.
- Народные средства. При СДВГ медикаменты назначают на длительный период, поэтому время от времени следует синтетические препараты заменять натуральными успокоительными. Отличным успокаивающим действием обладает чай с мятой, мелиссой, валерианой и другими травами, которые положительно влияют на нервную систему.
Лечение СДВГ у детей препаратами
В настоящее время не существует лекарств, полностью избавляющих от синдрома дефицита внимания. Врач назначает маленькому пациенту один медикамент (монотерапия) или несколько препаратов (комплексное лечение), исходя из индивидуальных особенностей и течения заболевания. Для терапии используются следующие группы лекарственных средств:
- Психостимуляторы (Левамфетамин, Дексамфетамин). Медикаменты увеличивают выработку нейромедиаторов, что приводит к нормализации активности мозга. Вследствие их приема уменьшается импульсивность, проявление депрессии, агрессивность.
- Антидепрессанты (Атомоксетин, Дезипрамин). Накопление активных веществ в синапсах снижает импульсивность, повышает внимание за счет улучшенной передачи сигналов между клетками головного мозга.
- Ингибиторы обратного захвата норадреналина (Ребоксетин, Атомоксетин). Уменьшают обратный захват серотонина, дофамина. В результате их приема пациент становится спокойнее, усидчивее.
- Ноотропные (Церебролизин, Пирацетам). Улучшают питание мозга, обеспечивают его кислородом, помогают усваиваться глюкозе. Применение этого вида препаратов повышает тонус коры больших полушарий, что способствует снятию общего напряжения.
Самые популярные лекарства при медикаментозном лечении СДВГ у детей:
- Цитраль. Рекомендуется применять для лечения патологии у дошкольников. Это анальгезирующее, противовоспалительное, антисептическое средство, которое изготавливается в виде суспензии. Назначается детям с рождения в качестве успокоительного средства и лекарства, снижающего внутричерепное давление. Категорически запрещается применять препарат при гиперчувствительности к компонентам.
- Пантогам. Ноотропное средство с нейротрофическими, нейропротекторными, нейрометаболическими свойствами. Повышает устойчивость мозговых клеток к воздействию токсических веществ. Умеренное седативное средство. В период лечения СДВГ у пациента активизируется физическая работоспособность, умственная деятельность. Дозировка определяется врачом в соответствии с индивидуальными особенностями. Строго запрещено принимать препарат при индивидуальной непереносимости веществ, входящих в его состав.
- Семакс. Ноотропный препарат, обладающий механизмом нейроспецифического воздействия на ЦНС. Улучшает когнитивные (познавательные) процессы мозга, повышает умственную работоспособность, память, внимание, обучаемость. Применяют в индивидуальной дозировке, указанной доктором. Не назначают препарат при судорогах, обострении психических отклонений.
Физиотерапия и массаж
В комплексной реабилитации СДВГ применяются самые разные виды физиотерапевтических процедур. Среди них:
- Лекарственный электрофорез. Активно используется в детской практике. Часто применяются сосудистые препараты (Эуфиллин, Кавинтон, Магний), рассасывающие средства (Лидаза).
- Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитных полей на организм человека. Под их влиянием происходит активация обмена веществ, улучшается кровоснабжение мозга, снижается тонус сосудов.
- Фотохромотерапия. Метод лечения, при котором происходит воздействие светом на отдельные биологически активные точки или определенные зоны. В результате нормализуется сосудистый тонус, уравновешиваются возбуждения ЦНС, улучшается концентрация внимания, состояние мышц.
Во время комплексной терапии рекомендуется проводить точечный массаж. Как правило, делается он курсами 2-3 раза/год по 10 процедур. Специалистом массируется воротниковая зона, ушные раковины. Очень эффективен расслабляющий массаж, который врачи советуют освоить родителям. Медленные массирующие движения способны привести к уравновешенному состоянию даже самого беспокойного непоседу.
Психологические и психотерапевтические методы
Как уже упоминалось, самая эффективная терапия – психологическая, но для стойкого прогресса может потребоваться несколько лет занятий с психологом. Специалистами применяются:
- Когнитивно-поведенческие методы. Заключаются в формировании с пациентом разных моделей поведения, выбирая впоследствии самые правильные. Малыш учится понимать свои эмоции, желания. Когнитивно-поведенческие методы помогают облегчить адаптацию в обществе.
- Игровая терапия. Происходит формирование внимательности, усидчивости в форме игры. Пациент обучается контролю повышенной эмоциональности и гиперактивности. Набор игр подбирается индивидуально с учетом симптоматики.
- Арт-терапия. Занятия с разными видами искусства снижают тревожность, усталость, освобождают от излишней эмоциональности и негативных мыслей. Реализация талантов помогает маленькому пациенту поднять самооценку.
- Семейная терапия. Психолог работает с родителями, помогая выработать правильную линию воспитания. Это позволяет понизить число конфликтов в семье, сделать более легким общение всех ее членов.
Видео
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.
vrachmedik.ru
что это такое, диагноз, симптомы и лечение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к категории достаточно серьезных патологических процессов, которые диагностируются в детском возрасте. Патология сопровождается импульсивностью, гиперактивностью и стабильной невнимательностью. При появлении этих признаков пациенту необходимо экстренно начинать лечение.
СДВГ у детей: что это за болезнь
Синдром дефицита внимания у детей – это патологический процесс, при котором ребенку очень сложно контролировать свои побуждения. Одновременно у малютки диагностируется гиперактивность. Заболевание встречается в три раза чаще у мальчиков. Так как ребенок не может сосредоточить внимание, то это приводит к неправильному выполнению учебных задач.
Гиперактивность у детей сопровождается тем, что они не могут слушать объяснения учителей и воспитателей. Это устойчивый хронический синдром, который проходит самостоятельно по мере взросления крохи.
Что делать родителям (советы психолога)
Если у малыша диагностируется синдром СДВГ, то психологи рекомендуют родителям ознакомиться с особенностями его протекания. Это даст возможность обеспечить малышу соответствующую психологическую поддержку, что ускорит процесс лечения патологии.
Как справиться?
Дефицит внимания требует особого подхода к лечению. Психологи советуют родителям вырабатывать позитивное отношение к ребенку. Синдром гиперактивности категорически запрещает обвинять или ругать малютки.
Если он разбрасывает вещи, тогда необходимо их собирать вместе с ним. Также психологи дают советы, как успокоить гиперактивного крохи. Они рекомендуют прослушивание спокойной музыки, применение спокойных игр, а также использование успокаивающих ванн. Перед тем, как уложить спать гиперактивного малютки, его необходимо успокоить.
Как воспитывать?
О том, что делать родителям гиперактивного чада расскажут советы психолога. Если у малыша есть диагноз СДВГ, то необходимо иметь правильный подход к его воспитанию. Дети должны иметь определенный распорядок. Если диагностируется гиперактивность у грудничков, то им необходимо принимать пищу и спать в определенное время. В более старшем возрасте малютки рекомендуется приучать выполнять определенные дела в одно и то же время.
То, как воспитывать гиперактивного крохи расскажет психолог, только после общения с маленьким пациентом. Большинство специалистов советует как можно больше общаться с малышом. Ему необходимо задавать открытые вопросы, на которые он сможет давать ответы в виде рассказа.
Как учить?
При синдроме дефицита внимания без гиперактивности у детей необходимо в обязательном порядке рассказать об этом учителям. Они смогут выработать особое поведение одноклассников по отношению к нему. Это обеспечит улучшение качества обучения малыша.
Как помочь ребенку?
Родители должны знать, как воспитывать гиперактивного малютки, что значительно упростит процесс лечения. При гиперактивности у детей дошкольного возраста родителям рекомендуется правильно реагировать на плохое поведение, маленькому пациенту необходимо объяснять, что он неправильно делает. Также родители должны задумываться о справедливости наказания. Родители должны знать, как успокоить гиперактивного крохи. В данном случае рекомендуется вести диалог, а не кричать на малыша.
Причины СДВГ у детей
Для того чтобы определить, как помочь гиперактивному ребенку, рекомендуется узнать, почему появилось данное заболевание. Причины СДВГ могут заключаться в различных патологиях. Возникновение гиперактивности у малютки грудного возраста диагностируется при заболеваниях почек, сердечной недостаточности, сахарном диабете.
При пищевых отравлениях будущей женщины, курении и приеме спиртных напитков может диагностироваться развитие патологии. Заболевание развивается на фоне иммунологической несовместимости по резус-фактору. При угрозах выкидыша развивается СДВГ.
Если у женщины имелись травмы позвоночника, а роды проходили методом кесарева сечения, то это может стать причиной патологии. При родовых осложнениях диагностируются асфиксии и травмы позвоночника у крохи. Если родители начинают рано сажать малыша, то это может травмировать позвоночник, что вызовет нарушение внимания и гиперактивность.Причины гиперактивности могут заключаться в инфекционных процессах, которые пережила женщина в период вынашивания малютки.
Классификация СДВГ
СДВГ характеризуется наличием несколько видов:
- Невнимательный. Симптомы СДВГ проявляются в виде невнимательности. На фоне этого ребенок не может полноценно запоминать и усваивать информацию.
- Гиперактивный. В этом случае ребенок не может сидеть на месте даже минимально короткий промежуток времени.
- Смешанный. В данном случае гиперактивность смешивается с невнимательностью. Это наиболее сложная форма заболевания.
Симптомы гиперактивности
Признаки гиперактивности являются ярко выраженными, что дает возможность родителям самостоятельно определить данное заболевание. При возникновении первых симптомов возникновения патологии крохи необходимо обязательно показать педиатру.
У малышей до года
У гиперактивного малютки в грудном возрасте нарушается концентрация внимания. Он не может долго фиксировать взгляд на предметах, которые ему демонстрируют взрослые. В этот период у грудничков наблюдают слабую моторную координацию.
У детей 2-3 лет
В этот период наблюдается появление таких признаков гиперактивного крохи, как сниженная концентрация внимания. Малыш не может играть в спокойные игры. Он не слушает родителей, часто разбрасывает вещи, плохо спит.
У дошкольников
Проявление гиперактивности у малютки в детском саду наблюдается в виде дефицита энергетического снабжения. Определить этот симптом можно методом энцефалогического обследования. Дети с СДВГ не могут спокойно играть. Патологическое состояние сопровождается повышенной активностью малышей, а также импульсивностью.
У школьников
У детей школьного возраста наблюдается неаккуратность и непослушность. Ребенок не может полноценно выполнять все школьные требования. В некоторых случаях маленькие пациенты отстают в речевом развитии от сверстников. СДВГ в школе проявляется тем, что ребенок не может запоминать всю предоставляемую учителем информацию, что приводит к его отставанию.
Диагностика заболевания
Диагностика СДВГ заключается в прохождении нескольких этапов. Изначально крохи осматривает педиатр и психиатр. С целью определения неврологического и психологического статусов доктором проводится изучение медицинских карт малыша. Диагностика должна заключаться в оценке слуха, зрения, вербальных навыков, черт характера, вербальных способностей.
Как отличить активность от гиперактивности
Специалисты определяют симптоматику патологического состояния в виде гиперактивности и невнимательности. Но, эти признаки могут быть этапами нормального развития малыша. Именно поэтому в постановлении диагноза должны участвовать родители.
Они наблюдают за ребенком в течение определенного периода, а после этого о своих наблюдениях рассказывают доктору. Это дает возможность постановления правильного диагноза и назначения рационального лечения.
Лечение синдрома дефицита внимания
Лечение синдрома дефицита внимания является достаточно сложной процедурой и требует комплексного подхода, что будет гарантировать его результативность.
Препараты
Если родители не знают, как справиться с гиперактивным ребенком, то им необходимо прописывать соответствующие препараты. Медикаментозная терапия рекомендуется в том случае, если другие методы лечения выявились неэффективными.
В данном случае рекомендовано применение ноотропов, психостимуляторов, антидепрессантов и транквилизаторов. Лекарство для гиперактивных детей должно подбираться только доктором в соответствии с индивидуальными особенностями малютки, а также степенью тяжести развития болезни.
Народные методы
Лечение гиперактивности у детей достаточно часто проводится с применением средств народной медицины. Они являются не только действенными, но и максимально безопасными для здоровья малыша.
Для лечения СДВГ рекомендуется применять расслабляющие ванны с ромашкой, чабрецом, календулой. Если гиперактивный ребенок в школе, то ему можно давать настои из мяты и мелиссы, которые обладают успокаивающими свойствами.
Питание, диета
Существуют разнообразные пути коррекции патологического состояния, одним из которых является диетотерапия. Для нормализации работоспособности пищеварительного тракта рекомендуется давать ребенку только натуральную пищу. От молочных продуктов, свинины, рафинированного сахара, яиц, шоколада ребенку рекомендовано отказаться.
Упражнения
Коррекция у детей СДВГ заключается в применении специальной лечебной гимнастики. С малышом необходимо ежедневно заниматься, что значительно снизит активность. Комплекс упражнений разрабатывается только доктором с учетом возрастных особенностей малыша.
Профилактика гиперактивности
Во избежание развития патологии необходимо своевременно проводить его профилактику. С этой целью женщинам при беременности необходимо отказаться от вредных привычек. Также им рекомендовано укреплять иммунную систему, вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
СДВГ – это серьезная патология, которая сложно поддается лечению, именно поэтому при появлении первых признаков болезни нужно обращаться за помощью к доктору.
www.pamyatinet.ru
Сайт родителей детей с СДВГ: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения
IV. Медикаментозная терапияМы рекомендуем медикаментозную терапию лишь в крайнем случае, за рубежом же лекарственная терапия СДВГ используется широко. Но до сих пор нет единого мнения о результативности принимаемых препаратов, нет и единой схемы их приема. Чаще назначают психостимуляторы. Впервые они стали применяться для лечения двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 года и до сих пор являются самыми эффективными препаратами при этом заболевании: во всех возрастных группах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев. К этой группе препаратов относится метилфенидат (коммерческое название риталин), декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт). При их приеме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции (Spencer T.J., Biederman J.). Высокая эффективность психостимуляторов объясняется широким спектром их нейрохимического действия, которое направлено в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга. Существует несколько стратегий лечения заболевания. Лекарственная терапия может проводиться непрерывно или используется метод «лекарственных каникул», то есть в выходные дни и в каникулярное время лекарство не принимается. Препараты этой группы противопоказаны детям до 6 лет, а в нашей стране они пока не зарегистрированы и не используются. Кроме того, прием стимуляторов ЦНС может сопровождаться побочными эффектами. Наиболее частые: потеря аппетита, бессонница, увеличение частоты пульса и давления, лекарственная зависимость. Менее частые: боли в животе, головокружение, головные боли, сонливость, сухость во рту, запоры, раздражительность.
Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не создано. В России проведено несколько исследований по изучению влияния ноотропов на симптомы СДВГ. В работе Н.Ю.Сувориновой показана эффективность лечения СДВГ у детей в возрасте 6-8 лет: церебролизином, фенибутом, пирацетамом. Но доказательных исследований с двойным слепым методом с плацебо еще не проводилось. Нами в лечении детей с СДВГ изучается эффективность естественных метаболитов: Глицин, Биотредин, Лимонтар – соединений, вырабатываемых самим организмом. Препараты характеризуются отсутствием побочных эффектов. Дальнейшими исследованиями по этой проблеме должны быть:
• изучение распространенности СДВГ в разных регионах страны с акцентом на изучение влияния социальных факторов, окружающей среды и др.,
• уточнение этиологии и патогенеза СДВГ,
• усовершенствование программы лечения детей с СДВГ (разработка схем, доз и комбинаций приема естественных метаболитов).
Приложения
Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
9. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
16. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми.
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
adhd-kids.narod.ru
СДВГ у детей дошкольного возраста. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
СДВГ у детей дошкольного возраста. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.06 Окт
автор Гимранов Р. Ф.Синдром недостатка внимания и гиперактивности – распространенное нарушение поведенческого характера у детей, мешающее их социализации, успеху в учебе.
Установить точную причину развития такой особенности у ребенка сложно. Однако современные методики диагностики, профилактики и лечения, позволяют выявить синдром в раннем возрасте, и уже к 7 годам скорректировать его, выровняв состояние пациента до общепринятой нормы.
Из-за особенностей психоэмоционального развития, такие ребята без необходимой комплексной терапии в подростковый период, особенно склонны к возникновению проблем поведенческого характера.
Содержание статьи:
Причины возникновения
Синдром дефицита внимания может проявляться у ребят в любом возрасте: в 3-4 года, в 5-8 при первом столкновении с системным обучением, в 9 на пороге полового созревания. Это зависит от факторов, способствовавших формированию детского диагноза СДВГ, психологических особенностей у ребенка, выявления признаков синдрома врачами.
Причины возникновения дефицита внимания у детей условно делятся на несколько групп.
Факторы, влияющие на формирование плода на этапе вынашивания:
- обвитие пуповиной;
- сложные, слишком продолжительные или стремительные роды, повлекшие за собой повреждение головы или позвоночника;
- сложная экологическая обстановка, повышенное содержание токсичных веществ в воздухе и воде;
- инфекционные заболевания, перенесенные матерью при беременности;
- угроза выкидыша;
- прием лекарств во время вынашивания плода;
- злоупотребление алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами;
- асфиксия.
Факторы, влияющие на развитие ребенка после рождения:
- порок сердца;
- бронхиальная астма;
- сердечная недостаточность;
- лекарственные препараты, оказывающие нейротоксичное действие;
- болезни, протекающие с температурой выше 39 градусов.
Генетически обусловленные случаи происходят из-за сбоя в гене, отвечающем за выработку дофамина, функцию дофаминовых рецепторов.
В таком случае синдром развивается в случае дополнительного воздействия провоцирующих факторов. То есть, по наследству передается только предрасположенность к СДВГ.
Симптоматика
Симптомы и признаки СДВГ (дефицита внимания) у детей в 3-4 года, 6-7 лет и в 9 лет, значительно различаются. Из-за отличий в особенностях физиологии, преобладании типов деятельности и способов познания окружающего мира. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее получится его скорректировать, помочь ребенку развиться до нормы.
В раннем детстве
Установить наличие отклонений возможно в первые годы жизни, так как врожденный СДВГ будет проявляться с первых месяцев.
Признаки синдрома дефицита внимания у маленьких детей:
- при переутомлении, вместо смены деятельности на спокойную или засыпания, впадает в истерику;
- высокий мышечный тонус – младенец постоянно пытается избавиться от плотно прилегающей одежды, подгузников;
- слишком раннее развитие – новорожденный раньше сверстников начинает держать головку, ползать, ходить;
- нарушения сна – ребенок спит урывками, часто просыпается, кричит, общая длительность сна ниже нормы;
- резкие изменения окружающей среды: яркий свет, громкая музыка, новые люди – вызывают истерику;
- внимание не задерживается надолго на новой игрушке.
При выявлении подозрительных особенностей поведения у совсем маленьких детей, требуется полноценная диагностика, позволяющая выявить первоначальную причину, сопутствующие факторы и рано начать коррекционную работу, которая уже к 1 классу школы позволяет довести поведение до нормы.
Подобные симптомы могут быть показателем и более серьезных отклонений в развитии, поэтому игнорировать их нельзя.
У дошкольников и младших школьников
Более явно, специфично, СДВГ начинает раскрываться после 3 лет. В период систематической познавательной деятельности, для которой необходимо постоянно задействовать внимание, память, речь, обостряются большинство признаков:
- громкая, быстрая, сбивчивая речь, болтливость;
- частая смена деятельности при том, что начатое дело до конца не доводится;
- бурное проявление эмоций;
- избегание рутинных, монотонных дел;
- частая смена настроения;
- импульсивность;
- слабо развитый инстинкт самосохранения;
- проблемы с концентрацией внимания;
- проблемы с обучением при высоком показателе интеллекта;
- сложности в общении со сверстниками;
- слабо развитая координация;
- скудность эмоционального компонента.
Даже слабые проявления 2-3 пунктов являются поводом для обращения к детскому неврологу.
Типы СДВГ
В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, он проявляется по-разному. В процессе диагностике учитываются индивидуальные особенности ребенка, позволяющие скорректировать лечение оптимальным для него образом.
Выделяют такие типы патологии:
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей имеет свои отличительные признаки и требует лечения совершенно другого типа. Как правило, проявляется у девочек младшего школьного возраста. Они легко отвлекаются, «витают в облаках», однако при этом способны быстро усваивать информацию, склонны к спокойному, тихому поведению. Интеллектуальные способности сохранены, но рассеянное внимание приводит к многочисленным «случайным» ошибкам в процессе решения задач, письма.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается реже других форм, у детей-дошкольников без видимых причин возникают характерные признаки, без лечения к школьному возрасту опасность симптомов становится более выраженной, мешает интеллектуальному развитию, появлению успехов в учебе.
- Гиперактивность без дефицита внимания характеризует чрезмерно подвижных ребят, не способных долго сохранять спокойное положение, подчиняться жестким правилам. Однако внимание у них сохранено полностью, развитие интеллекта идет даже быстрее, чем у сверстников.
Каждый из типов требует, как минимум, коррекции поведения, так как незначительные отклонения от нормы в раннем возрасте, к периоду полового созревания могут перерасти в достаточно серьезные проблемы.
Статистика отмечает, что не менее 50% детей с поставленным диагнозом СДВГ в подростковый период замечены в правонарушениях различной степени тяжести, употреблении алкоголя, курении.
Диагностика и лечение СДВГ у детей
Когда у ребенка просто снижено внимание, не дефицит, совсем необязательно, что ему поставят диагноз СДВГ в неврологии, это зависит от того, какой результат покажут специальные исследования и психологическое тестирование.
Определить, как лечить синдром дефицита внимания у детей, какие прогнозы на будущее при проявившихся симптомах СДВГ можно строить, возможно только после полного обследования.
При подозрении на подобное отклонение обязательно проводят:
- Сбор информации. Педиатр просматривает карту пациента, чтобы установить все возможные причины изменения поведения, опрашивает родителей и родственников об особенностях малыша, специфике их проявления. Для выяснения всех деталей используются составленные психологами специальные анкеты.
- Нейропсихологическое тестирование. Электроэнцефалографический мониторинг (ЭЭГ) покажет соответствие между бета- и тета-ритмом, генерируемым нейронами. Если обнаружится, что бета-ритм ниже предполагаемой нормы, то биоэлектрическая активность мозга ослаблена, что и является причиной изменений в поведении.
- Консультация педиатра позволит выявить факторы здоровья, влияющие на наличие диагноза. Проводится обязательный клинический и развернутый анализ крови, устанавливается уровень гормонов, чтобы выявить и устранить другие болезни, провоцирующие неврологические расстройства.
После установления аспектов состояния пациента, лечащий врач назначает комплексное лечение:
- БОС (метод биологической обратной связи) – физиотерапевтическая методика, стабилизирующая биоэлектрическую активность мозга, метод успешно практикуется в почти пол века;
- ЛФК (лечебная физкультура), комплекс упражнений разрабатывает лечащий врач, а занятия проводит тренер;
- рефлексотерапия;
- лазеротерапия;
- массаж воротниковой зоны курсами несколько раз в год одновременно с другими физиопроцедурами;
- психотерапевтические методики в форме игр и творческих занятий направленные на стабилизацию поведения, выработку необходимых навыков;
- коррекция поведения педагогическими методами, возможно – с привлечением родителей.
В сложных случаях применяется медикаментозное лечение ноотропными препаратами и психостимуляторами.
Однако медицина старается обходиться без таких средств. Тем более, что инструментов у неврологов и без лекарств хватает, дети вырастают сформированными и полноценными личностями.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат ФазылжановичЗаписаться к специалисту
× На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее.newneuro.ru
лечение и природные лекарства при СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ – поведенческое нарушение, обычно проявляющееся в младших классах. Синдром характеризуется сочетанием трех проблем:• Гиперактивность: чересчур переменчивое поведение
• Невнимательность: недостаточная сосредоточенность и терпение
• Импульсивность: совершение действий без продумывания последствий
Хотя практически все дети и взрослые иногда бывают гиперактивными, невнимательными и импульсивными, у детей с СДВГ эти проблемы особенно выражены.
Насколько распространен синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Статистика отличается, но очевидно, что данное нарушение встречается очень часто.В 2011 году Центр по контролю заболеваний США назвал СДВГ в числе наиболее частых детских диагнозов: 11% американских детей 4-17 лет страдают этим поведенческим нарушением.
Почему люди избегают медикаментозного лечения СДВГ
Медикаментозное лечение СДВГ в большинстве случаев достаточно эффективное, помогает детям наладить поведение и повысить успеваемость. Однако многие больные, а также их родители стараются избегать лекарственных препаратов.Этому есть несколько веских причин:
• Труднопереносимые побочные явления
• Риск развития зависимости от лекарственного препарата
• Страх перед долговременным влиянием лекарства на детский организм
Зачастую для решения поведенческих проблем при синдроме дефицита внимания назначаются стимуляторы, эффективность которых достигает 70-80% (данные исследования, опубликованного в Neural Plasticity).
Стимуляторы подходят далеко не каждому больному из-за побочных явлений:
• Тошнота
• Подергивания мышц
• Потеря аппетита
• Раздражительность
• Бессонница
• Боль в животе
• Головная боль
• Тревожность
Поскольку ставится диагноз СДВГ в раннем возрасте, медикаменты нередко приходится принимать в течение всего детства. Многие родители не в состоянии смириться с потенциальными рисками.
По этим причинам миллионы больных и родителей обсуждают с врачами или самостоятельно пробуют так называемые альтернативные, «природные» лекарства для контроля СДВГ.
Природные лекарства при СДВГ: женьшень, сутера, мелатонин и другие
На Западе интерес к альтернативной медицине стремительно растет.В свете противоречивых данных о безопасности и эффективности медикаментозной терапии синдрома дефицита внимания около 50% американских пациентов и родителей больных детей обращаются к природным лекарствам.
От диетических добавок и лекарственных растений до всевозможных дыхательных упражнений – возможности альтернативной медицины при данном синдроме невероятно обширны.
Все ли они действительно работают?
На страницах журнала Child & Adolescent Psychiatric Clinics приводится список натуральных лекарств, применение которых при СДВГ научно обосновано:• Мелатонин: возможная польза при нарушениях сна у больных
• Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК): возможная польза для сердечно-сосудистой системы, контроль поведенческих нарушений и улучшение речи
• Железо и цинк: контроль симптомов СДВГ у больных, не получающих достаточное количество этих элементов с продуктами питания
Помимо этих средств, существует целый ряд активно изучаемых растительных добавок:
• Женьшень: экстракт женьшеня может помочь при невнимательности и гиперактивности
• Французская морская сосна: экстракт коры знаменитого дерева содержит пикногенол (pycnogenol), улучшающий зрительно-моторную координацию, борющийся с гиперактивностью и невнимательностью у детей с СДВГ
• Традиционное китайское средство Ningdong, по данным некоторых исследователей, соответствует по эффективности западным рецептурным препаратам
• Сутера, или бакопа: аюрведическое лекарство, которое продемонстрировало эффективность при гиперактивности и беспокойстве (опыт применения ограничен)
Многие специалисты по альтернативной медицине практикуют одновременное назначение при синдроме дефицита внимания нескольких лекарственных растений с разными фармакологическими эффектами.
Однако следует помнить, что взаимодействие растительных добавок с рецептурными препаратами малоизучено.
Во избежание серьезных осложнений предупреждайте лечащего врача обо всех альтернативных лекарствах, которые намереваетесь попробовать!
Изменение образа жизни при СДВГ: физкультура, йога, прогулки
Существует масса способов бороться с синдроме дефицита внимания, не прибегая к лекарственным препаратам и даже пищевым добавкам.Лечебная физкультура, йога, метод биологической обратной связи, воссоединение с природой – все это облегчает жизнь миллионам пациентов.
Метод биологической обратной связи, адаптированный для людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, основан на следующем. Пациент пытается выполнять типичные задания, отслеживая при помощи компьютера активность собственной коры головного мозга. Эта методика находится на ранних стадиях разработки.
Некоторые исследования подтверждают безопасность и эффективность йоги, различных техник релаксации при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых. Кроме того, совместные занятия физкультурой и йогой необычайно полезны для родителей больных.
Сегодня ученые все чаще говорят о пользе отдыха на зеленых просторах.
При СДВГ обычная прогулка по парку иногда может сделать больше, чем очередная доза лекарства: повышается работоспособность, концентрация внимания и память, нормализуется ночной сон.
Планирование питания при синдроме дефицита внимания
Бытует мнение, что употребление сладостей связно с гиперактивностью у детей, но последние исследования опровергают это. Пекарские дрожжи также никак не влияют на СДВГ.Тем не менее, большинство западных врачей признают необходимость сбалансированного питания для детей с этим диагнозом. В их рационе должно быть больше свежих фруктов, цельных злаков, овощей, орехов, рыбы. Именно так выглядит здоровое меню.
Некоторые ученые требуют ограничить при СДВГ следующие продукты и напитки:
• Газировка
• Переработанное мясо
• Картофельные чипсы
• Жирные молочные продукты
• Красное мясо в любом виде
Вдобавок, нужно учитывать повышенную чувствительность детей к определенным красителями, консервантам и ароматизаторам. Поэтому отдавайте предпочтение натуральной пище!
Константин Моканов: магистр фармации и профессиональный медицинский переводчик
medbe.ru