Ответ без фонетических умений нельзя научить детей – :: ::

Тесты и курсы для учителя начальных классов ИДПК ГО

Тест «Деятельность учителя начальных классов в условиях ФГОС»

Позволяет проверить, насколько педагог знает: Федеральный государственный стандарт начального общего образования; особенности ФГОС начального общего образования; требования нового ФГОС НОО; отличительные особенности нового Стандарта. Для автогенерации сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов. Начни тестирование: желаем удачи!

1. В соответствии с ФГОС НОО, какая из перечисленных программ должна обеспечивать формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания):

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  • рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
  • программа коррекционной работы
  • .программа воспитательной работы

2. Без фонетических умений нельзя научить детей

  • Разбирать слово по составу
  • Ставить орфографические задачи
  • Определять грамматические значения частей речи
  • Решать орфографические задачи

3. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

  • учебник
  • хрестоматия
  • рабочая программа
  • учебный план

4. В соответствии с ФГОС НОО, примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют:

  • обязательный характер
  • индивидуальный характер
  • рекомендательный характер
  • все ответы верны

5. В соответствии с базисным учебным планом, в содержании какого предмета в начальной школе должно уделяться внимание формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях:

  • «Технология»
  • «Литературное чтение»
  • «Физическая культура»
  • «Окружающий мир»

6. В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

  • все ответы верны
  • электронного журнала
  • электронных форм учебной документации
  • электронного дневника

7. Выберите и вставьте правильный ответ: … — это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

  • Опрос
  • Эксперимент
  • Наблюдение
  • Тестирование

8. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:

  • . Один раз в 3 года
  • Через год после предыдущей аттестации, если работнику были даны рекомендации аттестационной комиссии
  • Один раз в пять лет

9. В основе ФГОС НОО лежит:

  • все ответы верны
  • системно-деятельностный подход
  • интегративный подход
  • информационно-коммуникативный подход

10. В соответствии с ФГОС НОО, при оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки выступают:

  • требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету
  • все ответы верны
  • цели-ориентиры
  • планируемые результаты

11. В этой дидактической линии (в соответствии с материалами ФГОС НОО) курса математики изучаются элементы статистики и вероятностей:

  • работа с данными
  • геометрия
  • арифметика
  • алгебра

12. Какой тип мышления доминирует у первоклассника?

  • оперативное
  • cловесно-логическое
  • наглядно-образное
  • абстрактное

13. В каком из разделов примерной программы по предмету характеризуются цели, назначение и место учебного предмета в системе начального образования?

  • Тематическое планирование
  • Содержание курса
  • Пояснительная записка
  • Основные виды учебной деятельности

14. В основе вычислительного приема вида 78 * 6 лежит

  • Переместительный закон умножения
  • Сочетательный закон умножения
  • Распределительный закон умножения
  • Все ответы верны

15. Ведущим видом деятельности младшего школьника является:

  • трудовая деятельность.
  • учебная деятельность
  • учебно-профессиональная деятельность
  • коммуникативная деятельность

Только зарегистрированные пользователи могут проходить этот тест и получить сразу бесплатно эл. сертификат. Поделитесь ссылкой на тест в своих соц. сетях! Для генерации сертификата необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответа

do-zaochnoe.com

как тесты меняют мышление детей

Проходить тесты, угадывая верный вариант ответа, любят все, и взрослые, и дети. Правда, к школьному тестированию это не относится. Там, где цена каждого балла слишком высока, уже не до игр. Между тем тесты стали неотъемлемой частью жизни школьников. К ЕГЭ и ОГЭ, которым уже больше десяти лет, с этого года добавился и итоговый экзамен для 4-классников, введенный Министерством образования, он также будет проходить в формате тестирования.

Результат не заставил себя ждать: во многих школах учителя отрабатывают с детьми тестовые задания уже со второго класса. И последующие 10 лет школьники практически не расстаются с распечатками тестов и бланками, где в строго отведенных местах из месяца в месяц тренируются ставить галочки или крестики.

Как влияет тестовая система обучения и оценивания знаний на мышление ребенка, на его способ воспринимать информацию? Мы расспросили об этом экспертов.

Ответ найден!

Маленький тест для разминки

Вопрос: как поступить, если вам на день рождения принесли конфеты?

1. Спрятать подальше.

2. Поставить на стол для гостей.

3. Положить часть конфет в вазочку и поставить на стол для гостей.

На всякий случай: этот вопрос адресован детям второго класса, и на него есть лишь один правильный ответ – под номером три. Без вариантов. Он не предполагает рассуждений на тему: а если конфеты, например, с ликером или искусственными красителями, разумно ли предлагать их детям? Обязательно ли часть конфет убирать, если именинник их не любит или не ест совсем? Почему нельзя поделиться всеми конфетами сразу?

Тестовые задания вроде этого, взятого из учебника по «Окружающему миру», не позволяют рассматривать ситуацию объемно, устанавливать причинно-следственные связи, учиться мыслить критически. И такие тесты все чаще появляются в школьной программе.

Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным

«Ребенок, который большую часть времени имеет дело с подобными заданиями, перестает соотносить их с собой, со своей жизнью, – размышляет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. – Он привыкает к тому, что правильный ответ кто-то уже дал за него. От него же требуется лишь запомнить и правильно воспроизвести».

«Постоянная работа с тестами приучает ребенка жить в режиме стимул-реакция, вопрос-ответ, – соглашается с коллегой когнитивный психолог Мария Фаликман. – Во многом наша повседневная жизнь так и устроена. Но выбирая этот режим, мы тем самым закрываем возможности для дальнейшего развития, для творческого мышления. Для успеха в тех профессиях, где надо уметь выйти за пределы заданного, стандартного. Но откуда у ребенка, который с начальной школы привык существовать в системе готовых вопросов и ответов, появится этот навык – задавать вопросы и искать нетипичные ответы?»

Части без целого?

В отличие от экзаменов прошлых лет, тесты не имеют логической связи между заданиями. Они требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. В этом смысле тестовая система внедряется вовремя: точно того же требуют от молодого поколения современные средства коммуникации.

«Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, – замечает доктор психологических наук Рада Грановская. – Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление». Вот и тесты в свою очередь приучают ребенка концентрироваться на деталях. Его внимание становится коротким, дробным, ему все труднее читать длинные тексты, охватывать большие, сложные задачи.

«Любой экзамен – ответ на конкретные вопросы, – уточняет Мария Фаликман. – Но тест – это много маленьких конкретных вопросов, которые делают картинку существенно более раздробленной. Прекрасно, если ребенка учат физике, биологии или русскому, а потом с помощью теста измеряют, насколько хорошо он усвоил предмет. Но когда ребенка целый год натаскивают на сдачу теста по физике, нет гарантии, что он будет понимать физику. Иными словами, в тестах как измерительном инструменте я не вижу ничего плохого. Главное, чтобы они не заменяли учебу. Градусник хорош, когда им измеряют температуру, но плох в качестве лекарственного средства».

Увидеть разницу

Впрочем, было бы ошибкой утверждать, что все тестовые задания в равной мере сужают кругозор и приучают ребенка мыслить упрощенно, решать однотипные изолированные задачи, без взаимосвязи с контекстом их жизни.

Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа, мешают «изобрести» какое-то новое решение

«Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа и используются в процессе обучения, оказывают негативное влияние на наше мышление, – подтверждает психолог, профессор МГУ, научный руководитель Центра «Гуманитарные технологии» Александр Шмелев. – Оно становится репродуктивным. То есть мы скорее вспоминаем уже готовое решение (обращаемся к памяти), чем пытаемся сообразить, «изобрести» какое-то новое решение. Простые тесты не предполагают поиска, логических умозаключений, воображения, наконец».

Однако экзаменационные КИМы год от года меняются в лучшую сторону. Сегодня тесты ОГЭ и ЕГЭ в основном включают вопросы, требующие свободного ответа, умения работать с источниками, интерпретировать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

«В таких сложных тестовых заданиях ничего плохого нет, – утверждает Александр Шмелев, – напротив: чем больше их решает учащийся, тем больше его знание и мышление (в данной предметной области) превращается из «декларативного» (отвлеченного и теоретического) в «операциональное» (конкретное и практическое), то есть знания превращаются в компетенции – в умение решать задачи».

Фактор страха

Но тестовая система оценки знаний вызвала еще один негативный эффект, связанный с рейтингами и санкциями. «В нашей стране сложилась опасная традиция оценивать работу школы и учителей на основе результатов ЕГЭ и ОГЭ, – рассказывает Владимир Загвоздкин, научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления. – В такой ситуации, когда цена каждой ошибки слишком высока, учитель и ученики охвачены страхом неудачи, уже трудно получать радость и удовольствие от процесса познания».

Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке

Но именно в этом и состоит одно из основных условий качественного школьного образования. Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, научился вести беседу и спорить, решать математические задачи, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке.

Это не голословное утверждение: к такому однозначному выводу пришел известный новозеландский ученый Джон Хэтти, обобщив результаты более 50 000 исследований, посвященных факторам, влияющим на успехи детей в учебе, с десятками миллионов учащихся.

Изменить школьную систему родители не в силах, но они, по меньшей мере, могут создать такую безопасную атмосферу дома. «Показывайте ребенку, что за пределами тестов открывается большая и интересная научная жизнь, – советует Мария Фаликман. – Водите его на популярные лекции, предлагайте книжки и учебные видеокурсы, которые сегодня доступны по любому учебному предмету и на самых разных уровнях сложности. И обязательно дайте понять ребенку, что результат теста не так важен для вас, как его общее понимание предмета. Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным».

Как готовиться к тестам?

Рекомендации наших экспертов

1. К прохождению тестов надо привыкнуть, а значит, просто… тренироваться. Тренировки дают представление о вашем уровне знаний и дают понимание того, что вы покажете результат «на своем уровне» (плюс-минус 5-7% ). Это значит, что всегда найдутся задания, которые вы решите, даже если встретите немало заданий, которые решить не сможете.

2. Сначала выполняйте те задания, которые решаются «с ходу». Если задумались, заколебались, пропустите, идите дальше. Когда дошли до конца теста, возвращайтесь к нерешенным заданиям. Разделите оставшееся время на их число, у вас получится максимальное количество минут, которое вы можете себе позволить размышлять над каждым вопросом. Если ответа не появилось, оставьте этот вопрос и двигайтесь дальше. Эта тактика позволит вам потерять очки только за то, чего вы действительно не знаете, а не за то, до чего просто не успели добраться.

3. Максимально используйте ответы, которые во многих тестах предлагаются на выбор. Часто можно просто догадаться, какой из них правильный. Если догадка есть, но вы не уверены, все равно отметьте этот вариант, это лучше, чем ничего. Даже если совсем ничего не знаете, отметьте что-нибудь наугад, всегда есть шанс попасть.

Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Тексты там часто плохие и устаревшие

4. Оставьте время на проверку работы: правильно ли заполнены бланки, оформлены переносы, против тех ли ответов поставлены крестики?

5. Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Во-первых, экзаменаторы обычно с ними знакомы. Во-вторых, тексты там часто плохие и устаревшие. Не старайтесь поразить экзаменаторов своим ярким и необычным видением темы. Пишите добротный, спокойный текст. Заранее обдумайте варианты его начала и конца, соберите побольше «заготовок» по разным темам. Это может быть эффектная цитата, яркий образ или спокойный ввод в проблему. Если у вас есть хорошее начало и хороший конец — остальное дело техники.

6. Найдите сайты с качественными тестами, которые позволяют тренировать внимание, память, зрительное воображение, логику, – и решайте при любой возможности. Например, десятки разных тестов можно найти на сайте бесплатного «Клуба испытателей тестовых технологий» (КИТТ).

Читайте также

www.psychologies.ru

Статья по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему: Формирование фонетических знаний при помощи дидактических игр в начальной школе,

Формирование фонетических знаний при помощи дидактических игр в начальной школе

На начальном этапе обучения школьников необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении. Изучение фонетики и графики занимает центральное место в 1 классе, ведь именно в этот период ребенок овладевает чтением и письмом. Во 2 и 3 классах фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются. Однако как таковых новых знаний ребенок не получает. Поэтому необходимо заложить фонетические знания уже на начальном этапе обучения у ребенка – в 1 классе.

    Фонетическая подготовка является одной из главных основ формирования графической и орфографической грамотности учащихся. Также фонетическое знание необходимо для всех видов речевой деятельности. Недооценка значения фонетики в подготовке на начальном этапе обучения – причина как графических так и орфографических ошибок младших школьников[1, с.30]. Дети пропускают буквы и путают порядок букв в слове.  

Обучение фонетическим навыкам начинается с первых дней ребенка в школе. Задача учителя помочь ребенку произносить и слышать произносимые звуки, научить его анализу слова . Поэтому очень важно, чтобы он научился выделять тот или иной звук, договаривать слова до конца. На последней стадии анализа необходимо делать проверку чтения, для того чтобы установить получилось ли слово.  В дальнейшем это поможет ученику не подменять звуки и будет служить средством контроля.

При изучении фонетики учитель должен преследовать следующие цели: развитие у ребенка фонетического слуха, научить различать варианты в сильной и слабой позиции, из звукового составлять графический код и обратно,  научить фонетическому анализу слова, воспринимать звучащую речь, понимать ее содержание и т.д.

В 1 и во 2 классе учитель помогает ребенку: «совершенствовать умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных, ударных и безударных, твердых и мягких, глухих и звонких, парных и непарных, соотносить звуки и буквы, правильно называть все буквы алфавита, записывать слова без пропусков, обозначать мягкость предыдущего согласного, употреблять Ь» [2,с. 3].

Для того чтобы программный материал лучше усвоился следует в работе применять дидактические игры. Также  необходимо учитывать сложности, с которыми может столкнуться ребенок и помочь ему справится с ними. Сложными для восприятия и изучения являются двойная роль «е», «ё», «ю», «я», употребление «ь» и «ъ» знаков, соотношение букв и звуков и слогораздел. Моя рекомендация, как учителя: «Первоначально ребенка необходимо научит говорить и слушать слова». Также нужно воспитать в ребенке способность правильно ориентироваться на понимание слога, т.е научить школьника произносить звук или группу звуков одним толчком выдыхаемого воздуха.  

Учителю приходится на уроках всех дисциплин проводить работы над четким и правильным произношением слов. «Часто в этих целях используется звуковой анализ слов: т-р-а-м-вай, х-и-щ-н-ы-й и д.р» [4, с.227]. Хотя дети до школы овладевают звуковым строем речи, но первоклассник не может разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Именно поэтому необходима целенаправленная работа для того, чтобы сформировать выше указанные умения.

Во первых необходимо создать правильное научное представление о звуке. Для этого применяется прием «наблюдения над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения» [3, с. 227].  Учитель проводит работу по созданию звукового состава слова в период обучения грамоте. Здесь детям необходимо усвоить, что слово состоит из звуков. Для этого проводится звуковой анализ слова ( деление его на слоги). Ошибка на данном этапе- подмена звукового анализа буквенным. Например, ученик в разборе слова гриб должен назвать звуки гр`ип. Результатом правильного представления звукового состава слова является формирование навыка письма и правильное произношение слов. Именно поэтому необходимо и дальше, в послебуквенный период, продолжать работу по «улучшению умений устанавливать последовательность звуков в слове» [3,с. 228]. Вот одна из игр, которая помогает познакомить детей со звуками. Она называется «Внимательные покупатели». Учитель раскладывает на столе различные предметы. Название которых начинаются на один и тот же звук. После чего учитель говорит: « Вы пришли в магазин ваши родители заплатили за игрушку названия которых начинаются на звук (любой звук с которого начинается игрушка) . Эти игрушки вы можете взять.  

Также интересна и игра под названием « Звуковые часы». В этой игре учитель может сам придумывать задания. Для игра необходимы предметные картинки и макет часов со стрелкой. Задания могут быть на нахождения слов с определенным звуком, выделение звуков в начале и конце, подбор слов, которые начинаются на звук данного предмета и т.д.

Известно, что все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные. При распознании этих групп необходимо научить младших школьников совокупности признаков. Во первых способ произношения ( гласный звук- свободно проходит через полость рта при произношении, при произношении согласных- встречает преграду), во вторых характер звучания ( гласный состоит только из голоса, при произношении согласного слышится шум), в третьих способность образовать слог. Важно уже в 1 классе развивать у детей умение наблюдать за положением органов речи при произношении звука и его звучание.  Уже в 4 классе эти знания будут более обобщены. Данный прием позволяет решить поставленные задачи, а также развить умственные способности учащихся. Они учатся сравнивать, обобщать, проводить анализ.  

Постепенно первоклассник узнает, какие гласные указывают на мягкость или на твердость согласного. Для того, чтобы научиться различать согласные звуки по мягкости и твердости, необходимо научить детей неполному звуковому разбору слов. Учащиеся должны назвать в слове только согласные звуки и характеризовать их.  Нужно научить ребенка сразу видеть слог, для того чтобы видеть гласную. Которая стоит за согласной и смягчает или же делает ее твердой.  В большей степени эффективными являются слуховые упражнения – диктанты.

Применяются различные игры. Одна из них игра «Капитаны». Для этой игры нужны цветные рисунки корабельных бухты, корабликов с согласными буквами ( одна сторона окрашена в синий цвет, другая в зеленый ). Карты путешествий по которым капитаны ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда ребенок подплывает к острову, капитан читает название острова. Если слияние мягкое, то поворачивает кораблик зеленой стороной, если твердое синей[5,c.20].

Также трудность для ученика  представляет усвоение правил использования «ь» и «ъ» знаков. Усвоение правила «обозначения мягкости согласного на конце  ь » проводится путем сопоставления по смыслу слов с твердым и мягким согласными звуками на конце. Наиболее сложным для первоклассника является усвоение правила написания ь знака в середине слова.  «Как отмечается в программе, в 1 классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька» [4, с. 231]. Для того чтобы закрепить тему использования «ь» и «ъ» знаков можно использовать следующую игру. Игра называется поставь цветок в вазу. В одну вазу дети должны положить слова с мягким знак, а в другую с твердым [6,с 14].

Важным является заложить знания у ученика о правильном написании слов с сочетанием жи, ши, ча, ща, чу, щу. Поэтому следует учитывать характер орфограммы, проводить зрительные, зрительно-слуховые, а после слуховые упражнения. К зрительным упражнениям можно отнести игру «Кто быстрее». Учитель заранее готовит карточки, на которых пропущены сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Например: лу…(лужи), малы…(малыши), кри…( кричу) и т.д.  После чего дети выходят к доске и пишут получившееся слова, объясняя почему они написали его именно так[5,с.25].

Также необходимо научить детей различать звонкие и глухие согласные. Для этого целесообразно иметь на доске запись: парные звонкие: б, в, г, д, ж, з; парные глухие: п, ф, к, т, ш, с. С непарными звонкими и глухими учащиеся знакомятся в процессе наблюдения. Если при написании слова с непарным согласным, необходимо знать лишь соответствующую данному звуку букву в алфавите, то для парных согласных важно познакомить ребенка со способами проверки подобных слов. Для выявления пар согласных существуют различные игры. Одна из них называется « Замени звук». Детям читается предложения с ошибками, они должны услышать и исправить ошибки: «Утром Кости к нам пришли и подарки принесли- в данном случае парный согласный к, является ошибочным, дети должны заменить его на «г». Таким образом, у ребенка формируется представления о парных согласных и их различиях в употреблении[6, с.16].

В первом классе учащиеся знакомятся с ударными и безударными гласными.  Умение различать ударный слог формируется медленно и требует упражнений. Безусловно, в 1 классе прежде всего перед учителем стоит задача научить правильно писать слова с ударной гласной. Написание безударных гласных в корне подчиняются орфографическим правилам. Таким образом здесь уже фонетические знания вступают со знаниями о составе слова. Закрепить знания о ударных и безударных звуках и провести проверку на усвоение этих знаний у учащихся помогает игра «Хор гласных». Учитель произносит слова. Затем дети произносят только гласные звуки ударные, а после безударные[5, с.35].

Поводя итоги, сделаем вывод, что речевое развитие детей и их успешное обучение в школе во многом зависит от фонетически знаний полученных в первые годы обучения. Именно поэтому в различных методических указаниях отводиться большое место для изучения фонетики.  Фонетические знания необходимы и для овладения грамотной устной и письменной речью.

А для того чтобы заинтересовать ребенка, который только начинает привыкать к новому виду деятельности — обучению, необходимо использовать различные игры. От правильно выбранной игры зависит и то, на сколько точно будет сделана проверка усвоение знаний учащихся. Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса. Пособие для учителя. – 7-е изд., переработанное. Смоленск.2013.
  2. В. П. Канакина, Г. А. Фомичева. Русский язык : метод. пособие к комплекту «Русский язык» для 2 кл. нач. шк. М., 2006.
  3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».М.,1979. 
  4. Журнал «Начальная школа». №5.2001.
  5. Акиньшина А.А, Жаркова Т.Л, Акиньшина Т.Е. Игры на уроках русского языка. М.1990.

nsportal.ru

Зачем нужно изучать фонетику. Отвечает педагог

Есть в школьном языкознании раздел «Фонетика». На просторах Интернета яростно ломаются копья противников и сторонников изучения сего раздела. Люди вполне толерантно и с пониманием относится к изучению фонетики (и транскрипции) иностранного языка. Но когда дело касается русского языка, начинают раздаваться возмущенные голоса.

Хочу выступить в защиту незаслуженно обижаемой фонетики. Скажу больше, это моя самая любимая тема в языкознании. С удовольствием учу детей фонетическому разбору. Мало того, стараюсь, чтобы и они получили от этого действа-головоломки удовольствие. Потому что русский язык – страшно интересная штука!

Итак, зачем «мучить» детей фонетикой с начальной школы? А затем, что в школе изучают русский язык как науку. Поэтому придется мне сейчас немного терминологии употребить, потерпите немного. Дети с первого класса занимаются языковедением, изучая лексику, фонетику, графику, морфемику, морфологию, грамматику, синтаксис, стилистику, семантику, этимологию, орфографию, пунктуацию, устную и, главное, – письменную речь. Ключевое слово – письменную.

Если бы в школе учили только говорить и заниматься устным творчеством – no problem, можно было бы обойтись и без многих вышеназванных разделов. И без фонетики в первую очередь. Почему в первую? А вы посмотрите, с чего начинается изучение любого иностранного языка? Именно с фонетики и транскрипции. Вы скажете: «У-у-у, так то иностранный язык. Ему учиться надо. А на своем-то мы и так говорить умеем, спасибо папе с мамой».

Так в школе и учат русскому языку, а не просто разговорной речи. Поэтому и начинают с фонетики: с гласных, согласных (звонких, глухих, твердых, мягких, сонорных, шипящих, свистящих), слогов, ударения, сильных и слабых позиций звуков. Причем эта премудрость начинается уже в добуквенный период в 1-м классе – в первые две недели сентября. Дети еще ни одной буквы, ни одного слова не встретили на страницах букваря, а уже разбирают слова на фонемы.    

Зачем и почему так рано? Затем, что фонетика первична по отношению к написанию. Потому что с 90-х годов прошлого столетия ведущим принципом орфографии (правописания) стал именно фонематический принцип. Он гласит: одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях. Фонема – звук-смыслоразличитель (дом – том, бык – бак). В одной и той же части слова  (морфеме) пишется одна и та же буква, независимо от произношения: снеГ – снеГа, кОтята – кОт, на конЕ – на деревЕ. 85–90 % правил правописания слов в русском языке основано на фонематическом принципе.

Фонематический принцип:

  1. Дает возможность понять глубже природу орфографии.
  2. Детально объясняет и объединяет правила проверки гласных, согласных (включая непроизносимые) в корне, приставках, суффиксах, окончаниях.
  3. Позволяет ребенку рано понять, что многие слова пишутся не так, как говорятся.
  4. Развивает «орфографическую зоркость».
  5. Существенно облегчает понимание правила и, главное, его применение на практике. 

Поверьте, детям все равно, чему учиться на уроке и каким способом. Им пока сравнить не с чем. Как учат, так и учатся. Родителям есть с чем сравнить, поскольку они-то школу закончили. Корень неприятия фонетики именно родителями часто лежит в том, что их самих учили по старому морфологическому принципу.

Он издавна считался ведущим в орфографии. Все методики обучения русскому языку, все учебники были построены по этому принципу. Он ориентирует ученика опираться при проверке на морфемный состав слова. Ученик должен четко понимать, где находится орфограмма: в корне, в суффиксе, в приставке или в окончании. Этот принцип и сейчас работает, он никуда из языка не делся. Но темы «Корень», «Родственные (однокоренные) слова» подробно начинают изучаться только во 2-м классе! Так зачем же терять год учебы, если фонематический принцип позволяет приступить к правописанию слов уже в 1-м классе?

Фонетику в начальную школу ввели в 90-е годы, когда появились новые подходы к обучению, новые методики. Когда на слуху у многих людей стали имена В. Давыдова, Д. Эльконина, В. Репкина, Ш. Амонашвили, С. Шаталова, С. Лысенковой, В. Илюхиной… Когда стала возможна вариативность программ, когда у учителя появился выбор учебника и методики. Это стало тогда настоящим откровением для многих учителей (и для меня в том числе) и прямым посылом к их собственному творчеству и экспериментам.

С тех пор фонетика в начальной школе прижилась, и это оправданно. От нее больше пользы, чем «вреда».

В чем же заключается «вред и мучение», с точки зрения многих взрослых, вынужденных вместе со своими детьми «залезать в дебри» фонетики? 

Вот основные претензии:

  1.  Лидер по негативным отзывам – пресловутый «йожык». Родители говорят: дети начинают так писать после фонетического разбора и записи транскрипции слов – [й’ожык]. Так же, как и «сабака» после [сабака] и т. п. Приходится, мол, детей долго переучивать.
  2. Дети получают плохие отметки за фонетический разбор, потому что им трудно понять, что «я» – это [й’а], «ё» – это [й’о] и т. д. Особенно когда они смотрят на написанное слово.
  3. Взрослым трудно дается этот разбор, они не могут помочь ребенку сделать домашнее задание.

Отвечаю: 

  1. За почти 30 лет преподавания не встречала ребенка, который стал неграмотно писать именно после транскрибирования слов. 
  2. Напротив, фонетический разбор (и с транскрипцией в том числе) помогает отличить звук от буквы. Многие люди не видят разницы – так же, как между цифрой и числом. Правильно слышать – означает правильно писать. Это называется «иметь развитый фонематический слух». Люди с нарушением фонематического слуха правильно говорят, но неправильно пишут.
  3. Если ваш ребенок пишет йожык, лйуди, пойу, йаблоко (ежик, люди, пою, яблоко) – это повод обратиться к логопеду-дефектологу. Здесь вовсе не в транскрипции дело. Если ребенок не может расчленить слово на звуки – это повод обратиться к логопеду. Повторюсь, ребенок может говорить чисто. Речь именно о слухе. К сожалению, число детей, которым нужна помощь логопеда, растет. После устранения проблем с нарушением фонематического слуха не будет серьезных проблем с фонетическим разбором и правописанием.
  4. Исключение – дети, для которых русский язык неродной. Они имеют право на такие ошибки (временно).
  5. Взрослым трудно дается такой разбор, да. Это потому, что в школе они учились много лет назад по другой методике. Далеко не все занимались этим разбором в институтах. 
  6. О-о-о-очень много зависит от степени владения материалом самим учителем. К сожалению, много учителей в вопросах фонетики плавает. Но это – тема другой статьи.

activityedu.ru

обучение детей навыкам письма невозможно без фонетики

Ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая отметила, что устная речь не требует специального обучения, но письмо по подражанию не формируется спонтанно

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Обучение детей навыки письменной речи невозможно без изучения фонетики. Такое мнение в среду высказала ТАСС ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, член Совета по русскому языку при правительстве РФ Маргарита Русецкая.

30 октября вице-премьер РФ Ольга Голодец в ходе заседания Совета при правительстве РФ по русскому языку раскритиковала систему преподавания русского языка в младших классах школы. Другие новости науки на сайте pop-science.ru доступным языком. В частности, вице-премьера возмутило требование для учеников младших классов проводить фонетический разбор, который, по ее словам, «вообще к жизни никакого отношения не имеет».

Голодец подчеркнула, что дети уделяют изучению русского языка в школах «огромное количество» часов, при этом конкретных ожиданий, что должна давать детям эта программа, нет.

«Русское письмо без звукового анализа невозможно», — считает Русецкая.

По ее словам, устная речь ребенка воспринимается по подражанию взрослым и не требует специального обучения, но письмо по подражанию не формируется спонтанно.

«Для того, чтобы ребенок научился грамотно писать, нужно сформировать звуковой анализ, это умение слышать отдельные звуки и слоги в составе слов. Это умственная операция, которая целенаправленно формируется взрослыми и педагогами, и она лежит в основе грамотного орфографического письма», — отметила ректор.

«Фонетический разбор нужен, без него нельзя обучить грамотному письму, но то, что там есть над чем поработать и какие-то вещи можно упростить с точки зрения теории, которые для начальных классов избыточны, это правда», — подчеркнула Русецкая.

Образовательные программы и учебники «Примерные образовательные программы по русскому языку утверждены учебно-методическим объединением, которое возглавляет президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая. Эти программы составлены с учетом требований действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), поэтому говорить о том, что они неактуальны, нельзя», — сказала первый зампредседателя комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ, председатель координационного совета Ассоциации учителей русского языка и литературы, проректор Московского педагогического государственного университета Людмила Людова.

Она напомнила, что в 2016 году была утверждена концепция преподавания русского языка и литературы, которая создавалась с учетом современных подходов и задач.

«Другое дело, и видимо это и имела в виду Ольга Юрьевна, когда выступала на заседании Совета по русскому языку, что в школьной системе по-прежнему остаются учебники, которые написаны с учетом старых требований. Именно поэтому Минобрнауки было приостановлено пополнение федерального перечня учебников с целью привести их в соответствие с требованиями ФГОС и концепцией», — отметила Дудова.

По ее мнению, замечания Ольги Голодец имеют под собой определенные основания, но времени с момента принятия концепции преподавания прошло недостаточно, чтобы обновить все школьные учебные материалы.

«К следующему году будут внесены изменения в действующие образовательный стандарты, где будет конкретизировано содержание. И уже новые учебники, которые сейчас готовятся, будут подвергаться более тщательной экспертизе на предмет соответствия концепции. Пока же внесение новых наименований в федеральный перечень приостановлено», — заключила Дудова.

knigohot.ru

Зачем мы делаем фонетический разбор? Нужно объяснение.

Фонетика – это раздел языкознания, с которого дети начинают знакомство в самом начале изучения курса русского языка. Эта наука помогает понять многие процессы, происходящие в русском языке, и делает обучение русскому языку осознанным. Без развитых фонетических умений у детей невозможно полноценно сформировать ни навык чтения, ни навык письма. Попытаюсь доказать это на примерах. Без фонетических знаний невозможно полноценное усвоение правил графики. Осознать сущность слогового принципа, понять, что такое буква, раскрыть двойную роль букв е, ё, и, ю, я, а также функции ь и ъ можно только на основе фонетики. Бесспорно, что без знаний по фонетике нельзя обучить орфографии. На фонетике основываются такие принципы орфографии, как фонематический (связан с понятием «фонема» , с умением различать сильные и слабые позиции гласных и согласных см. ниже) , фонетический (основывается на написаниях, которые не расходятся с произношением) , традиционный (написания типа жи – ши, например, связаны с историей фонетики) . Изучение морфемики и словообразования также не обходится без фонетики. Если младший школьник не понимает, что буква ю в глаголе читаю обозначает не только окончание [у] , но и звук [j], который не входит в окончание, то позже, в средних классах, ему уже не понять, как образуются глаголы повелительного наклонения, и т. д. Какова роль фонетики в освоении морфологии? Например, при написании безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных мы учим не морфологическим, а фонематическим принципом русской орфографии, который в настоящее время рассматривается как ведущий, с точки зрения объяснения написаний является более экономичным. Это очевидно! Для написания падежных окончаний имен существительных удобнее научиться использовать слова-помощники, чем запоминать все падежные окончания трех склонений. Фонетика тесно связана со всеми основными разделами языка. Поэтому важно вооружить школьников необходимыми знаниями для восприятия орфографического и грамматического материала, создать базу для грамотного, корректного письма, предупредить появление ошибок и возможных трудностей морфемного разбора. Рассмотрим фонетический анализ слова. Звуковой состав слова воспринимается на слух в момент проговаривания, каждый звук выделяется из целого слова, записывается, анализируется. Характеристика дается на основании наблюдений за артикуляционным аппаратом. От звуко-буквенного разбора легко можно перейти к фонетико-орфографическому анализу, когда при переходе от звуков к буквам выделяются и характеризуются орфограммы, а также объясняется способ решения орфографической задачи. Ищу буквы-орфограммы. Первая в корне. Ищу родственное слово, в котором гласный в этом корне под ударением: лошадь. Следовательно, нужно писать букву о. Вторая орфограмма тоже в корне. Ищу однокоренное слово, чтобы согласный в этом корне оказался перед гласным: лоша

touch.otvet.mail.ru

«роль фонетики и орфоэпии» или дайте ссылку в интернете на ответ на вопрос.!!

Роль фонетики в подготовке будущих учителей Фонетика – это раздел языкознания, с которым знакомятся студенты в самом начале изучения курса русского языка. Эта наука помогает понять многие процессы, происходящие в русском языке. Это то, что делает обучение русскому языку осознанным. Без развитых фонетических умений у детей полноценно не сформируется ни навык чтения, ни навык письма. Особое значение приобретает фонетическая работа в педагогических колледжах. Освоение всех разделов русского языка, а также методики его преподавания в начальных классах во многом зависит от того, насколько хорошо отточены знания и умения по фонетике. Попытаемся доказать это на примерах. Без фонетических знаний невозможно полноценное усвоение правил графики. Осознать сущность слогового принципа, понять, что такое буква, раскрыть двойную роль букв е, ё, и, ю, я, а также функции ь и ъ студенты могут только на основе фонетики. А это так важно для дальнейшего восприятия материала по методике обучения русскому языку, в частности по методике обучения грамоте. Будущие учителя должны свободно владеть лингвистической терминологией и иметь правильные представления о соотношении понятий «звук» и «буква» , «слоговой принцип» и «позиционное чтение» , «слог» и «единица чтения» . Им также необходимо осмыслить так называемые «термины для детей» (например, «хитрые» и «хитрющие» буквы) , которые используются учителями для разъяснения роли отдельных графических знаков. Лишь на основе фонетико-графических знаний студенты смогут качественно усваивать методику введения разделительных ь и ъ. Материал по орфоэпии станет доступным только в том случае, если студенты уже изучили фонетику и имеют четкие представления о звуковой системе русского языка: знают все основные характеристики единиц речи, то, как изменяются звуки в зависимости от их положения в слове по отношению к другим звукам, и пр. Здесь важны знания о редукции гласных и ассимиляции согласных, об ударении и его особенностях в русских словах, о фонетическом слове; нужны умения, связанные с транскрибированием. А качественная фонетико-орфоэпическая подготовка будущих специалистов – это залог их полноценной работы по культуре речи детей младшего школьного возраста. Бесспорно, что без знаний по фонетике нельзя обучить орфографии. На фонетике основываются такие принципы орфографии, как фонематический (связан с понятием «фонема» , с умением различать сильные и слабые позиции гласных и согласных) , фонетический (основывается на написаниях, которые не расходятся с произношением) , традиционный (написания типа жи – ши, например, связаны с историей фонетики) . Для студентов педколледжа такие знания актуальны, поскольку, став учителями, они будут формировать орфографические умения у детей начальной школы. Изучение морфемики и словообразования также не обходится без фонетики. Студентам недостаточно овладеть приемами разбора слова по составу, чтобы грамотно выделить все значимые его части. Им необходимо разбираться в звуковом составе слова, знать, что есть «замаскированные» морфемы, что буквы е, ё, ю, я, и в определенных случаях могут обозначать два звука, один из которых относится к основе, а другой – к окончанию. Без этих знаний они не смогут донести суть фонетических процессов до учеников начальных классов. Если младший школьник не понимает, что буква ю в глаголе читаю обозначает не только окончание [у] , но и звук [j], который не входит в окончание, то позже, в средних классах, ему уже не понять, как образуются глаголы повелительного наклонения, и т. д. и т. п. Кто же, как не учитель начальных классов, должен подготовить это понимание? Знание студентами фонетико-графических особенностей языковых единиц в сочетании с умелым использованием существующих способов морфемного разбора создаст базу для грамотного, корректного обращения с лингвистическим материалом и предупредит появление ошибок, влекущих за собой негативные последствия.

touch.otvet.mail.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *