Порядок рождения детей в семье адлер – Порядок рождения по Адлеру | puziki.org

Содержание

Порядок рождения по Адлеру | puziki.org

Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок сознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

 

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах» (Adler, 1931, р. 148).

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.

Источник Хьелл Л., Зиглер Д. — Теории Личности (Мастера Психологии) — 2003

puziki.org

Порядок рождения по Адлеру

Порядок рождения по Адлеру

1 слайд. Как зависит характер ребенка от порядка его рождения в семье.

Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если удетей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей.

2 слайд. По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.

3 слайд. Первенец (старший ребенок).

Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.

В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки.

4 слайд. Второй (средний) ребенок.

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.

Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

5 слайд. Последний ребенок (самый младший).

Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона», и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Однако такая позиция зачастую наоборот делает ребенка более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети, с ним больше проблем в плане воспитания и подчинения.

6 слайд. Единственный ребенок.

Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Но следует заметить, что на стиль жизни во многом зависит и другое – стиль воспитания, который может быть индивидуальным для каждого ребенка в семье.

studfile.net

Как порядок рождения детей в семье влияет на развитие их личности

Уже достаточно давно установлено, что порядок рождения оказывает значительное влияние на формирование черт характера ребенка и его дальнейшую судьбу. И помимо таких характеристик детей, как старший и младший, психология предлагает дополнительные характеристики – единственный ребенок и средний.

Тем не менее, хотя нас интересует психология отношений в семье с двумя детьми, отбрасывать характеристики единственного и среднего ребенка не стоит. Ведь если двое детей рождаются с разницей более чем в шесть лет, то оба малыша считаются единственными детьми и соответствуют их психотипу. Тогда как рождение еще одного малыша переведет второго – младшего ребенка на положение среднего и в зависимости от этого также скорректирует его психотип. Многие психологи и психотерапевты ищут корни наших поступков и проблем в детстве, и порядок рождения ребенка в семье – достаточно информативный фактор для понимания характера взрослого человека.

Психологические теории относительно порядка рождения детей в семье

Как уже говорилось, порядок рождения ставит детей в положение старшего и младшего. Те черты, которые приобретает старший ребенок, личность которого изменилась с рождением второго малыша, и те черты характера, которые приобретает личность младшего ребенка, — взаимосвязаны. И старший и младший ребенок попадают в свою, особенную ситуацию, которая характеризуется совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Порядок рождения детей в семье, где всего два малыша, это — два совершенно отличных друг от друга жизненных сценария. В каждом из них есть и достоинства, и слабые места, которые нуждаются в коррекции. Давайте попробуем разобраться в том, что говорят известные ученые про эту проблему.

Зигмунд Фрейд о роли семьи в формировании личности

Известный всему миру, психиатр Зигмунд Фрейд был одним из самых первых ученых, кто утверждал тот факт, что позиция ребенка относительно его братьев или сестер является краеугольным фактором формирования его личности. А так же и то, что старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. Именно это и приводит к радикальным отличиям характеров двух детей, растущих у одних и тех же родителей.

Альфред Адлер – связь порядка рождения и личностных качеств

Создателем же этой теории заслуженно считается Альфред Адлер — порядок рождения детей в семье и развитие их личности были им исследованы, а полученные данные систематизированы и уложены в единую систему. Именно он предположил, что в любой семье положение ребенка по старшинству имеет типичные сходные проблемы, которые к тому же в большинстве семей решаются практически одинаково.

Адлер был уверен, что понимание личности отдельного человека немыслимо без контекста той атмосферы, в которой он вырос, учитывая структуру семьи и порядок его рождения в ней. В соответствии с порядком рождения изменяются и запросы, и потребности ребенка.

Будучи первопроходцем в этом исследовании, А. Адлер классифицировал некоторые порядковые позиции, которые может занимать ребенок в семье: старший ребенок в семье, младший из двоих детей, средний ребенок, младший из трех и более детей, и единственный ребенок. Самое главное, что в ходе этого исследования он доказал, что дети, чей порядок рождения в семье одинаков, имеют схожий психотип, а вот дети, рожденные в одной семье, различаются по характеру именно в связи со своим положением по старшинству.

Леман Кевин – христианский взгляд на проблему

Эту проблему изучал и достаточно известный в мире психолог, доктор Леман Кевин — порядок рождения ребенка в семье оказался весьма влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая и его карьеру, и его социальные связи. Леманом написана книга, которая получила лаконичное название «Порядок рождения», в которой глубоко, но с юмором рассказывается о влиянии очередности рождения на всю человеческую жизнь. Особое внимание уделяется взаимосвязи личностных качеств, формирующихся под воздействием порядка рождения и карьерных предпочтений.

Например, примечательно, что из их космонавтов, побывавших в космосе, практически все были первыми детьми в семье, и лишь двое – единственными. Так как лидерские качества у первенцев развиваются намного лучше. А вот коммерческая и актерская деятельность лучше удается средним и младшим отпрыскам семейств. Очередность рождения оказывает огромное влияние не только на характер, но и на то, с кем он вступит в брак, с кем он общается, каким родителем он будет.

Теория порядка рождения Уолтера Тоумена

Изучив более тысячи семей, Уолтер Тоумен констатировал, что модель поведения у любого человека во многом определяется очередностью его рождения в семье. Единственные, старшие, младшие или единственные дети по большому счету имеют сходные черты характера и личности. И хотя это не является абсолютным стереотипом, но общая предрасположенность обстановки в семье вырисовывают довольно-таки типичную картину.

Еще одним наблюдением было предпочтение в семьях какого–либо пола ребенка, чаще всего – сыновей. Если в семье есть старшая сестра, на нее довольно часто перекладывается значительная часть функций родителей, тогда как младший братишка почти всегда окружен славой и высокими ожиданиями родителей. Примечательно, что семьи, где только девочки более охотно решаются на еще одного ребенка, чем родители двух или более сыновей (во всяком случае, в 1976 году, когда проводились исследования).

Особенности личности старшего и младшего ребенка в семье

Но самое главное, что интересует родителей, это то, как связаны порядок рождения и личность конкретно их ребенка. Каким образом изменит личность старшего ребенка появление братика или сестрички, на какие черты характера вы подтолкнете второго малыша, решив вопрос о его появлении на свет. Как скажется разница между вашими детьми в психологическом формировании личностных черт. Давайте пройдемся по тем психотипам, которые диктует порядок рождения в семье каждого ребенка.

Единственный ребенок

Изначально ваш малыш был первым – и единственным. И, может быть, он еще таким и остается даже при наличии братика или сестрички. Ведь не стоит забывать о том, что дети, разница в рождении которых составляет более шести-семи лет, имеют превалирующие характеристики единственного ребенка и дополнительно те качества, которые присущи их настоящему порядку рождения. Чаще всего это связано с тем, что в жизни старшего школьника родители уже не играют главенствующей роли, круг интересов давно вышел за пределы семьи, а основные черты характера и личности закладываются как раз до шести лет.

Единственный ребенок в семье, как уже неоднократно замечено психологами, помещается семьей и ближайшим окружением на своеобразный пьедестал. Ожидания родителей и родственников целиком возложены на его плечи, тем не менее, огрехи ему легко прощаются. Отсутствие конкуренции и необходимости бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения. Именно понимание взрослых становится одной из основных задач единственного ребенка в семье. К слову, решать задачи и находить пути оптимального их решения так же в его характере.

Единственные дети в семье остро ощущают свою уникальность, и их требования к жизни весьма высоки. Но и работать над собой эти дети любят и умеют, так как стараются оправдать как надежды своих родителей, так и собственные амбиции. Тем более, что возможностей для интеллектуального развития у них больше, чем у остальных, ведь никто не пожалеет ни денег, ни времени, ни сил на дополнительное образование единственного ребенка.

Однако есть и подводные камни, с которыми могут сталкиваться родители единственного ребенка. Помимо эгоцентричности и эгоизма, может развиваться излишняя привязанность к родителям и возникновение состояние, которое называется «выученная беспомощность» — что чревато во взрослом возрасте инфантильностью вашего чада и нежеланием жить своим умом. Ведь, находясь под непрестанной опекой близких, ребенок не имеет самостоятельности и у него не так много возможностей научиться строить отношения с окружающими.

Из этого порочного круга есть два выхода – либо ребенок, вырастая, остается по-детски беспомощным, либо прикладывает все свои силы, становясь состоятельным и компетентным взрослым человеком.

Черты характера единственного ребенка:

  • Обостренное чувство справедливости, четкое разделение добра от зла.
  • Обладают высокой мотивацией на достижение цели.
  • Высокий уровень эмпатии, способности понимать окружающих людей.
  • Обладают сильным чувством собственного достоинства и исключительным самоуважением.
  • Довольно проблематично сходятся с новыми людьми, сложно завязывают близкие отношения.
  • Имеют тягу к одинокому образу жизни.
  • Они склонны к эгоистичности и эгоцентризму.
  • Низкая потребность в аффилиации.
  • Обладают потребностью идти навстречу другим людям, чтобы заслужить одобрение.
  • Очень ценят собственную независимость.
  • Не пугаются неудач, спокойно преодолевая трудности на пути к цели.

Старший ребенок

Как уже писалось, первенец, который первые шесть-семь лет был один в семье, сохранит психологические установки единственного ребенка. Тем не менее, в любом случае при появлении второго малыша психология старшего ребенка претерпевает изменения в той или иной степени.

Чаще всего первенец проходит три стадии:

  • Единственный, любимый и незаменимый, ребенок находится в фокусе внимания родителей и всей семьи, занимая привилегированное положение.
  • Появление второго ребенка кардинально изменяет сложившуюся ситуацию, вызывая шок и недоумение у первенца. Если разница между детьми составляет менее пяти-шести лет, то воздействие стресса многократно усугубляется. Тем не менее, все ощущения ребенка сводятся к мысли о том, что его место в сердце и мыслях родителей занял кто-то другой, а он сам потерял свою безграничную власть над мамой и папой. Помимо возраста, ситуация усугубляется при появлении второго ребенка того же пола, что и первенец. Психологи называют этот момент «свержение с трона».
  • После стресса, который пережил старший ребенок, личность и характер малыша претерпевают значительные изменения. Ребенок ищет и находит выход из положения, пытаясь превзойти второго ребенка, показывая родителям, что он не только старше, но и умнее. Реакция родителей, которые при дефиците времени только радуются успехам и самостоятельности старшего отпрыска, закрепляет такую модель поведения, как правильную.

Приверженцы теории А. Адлера склонны отмечать в старших детях некую нарочитую правильность, они послушны и действуют сообразно правилам, установленным в семье. Совестливость и ответственность у старшего ребенка хорошо развиты. Из-за этого нередки случаи, когда первенцы, вырастая, становятся очень тревожными людьми.

Старшие дети консервативны, чтут традиции и не прощают ошибок. Однако оценка других людей, в противоречии к этому, очень значима для них.

Чаще всего, первые дети лучше учатся, их тесты IQ почти всегда выше среднего, чему виной не только высокий интеллект, но и амбиции, стремление быть первыми, сильная мотивация на достижение успеха. Статистика утверждает, что среди знаменитостей более 65% являются старшими или единственными детьми в семье, ведь конкуренция проявляет лидерские качества.

Черты характера старшего ребенка:

  • Старшие дети легко и охотно соблюдают правила.
  • Стремятся к успеху и имеют высокую мотивацию, но при препятствиях способны бросить начатое.
  • В их характере присутствуют добросовестность и ответственность.
  • Старшие дети, чаще всего, серьезнее младших.
  • Их отличает завидное упрямство.
  • Они консервативны и склонны к соблюдению традиций.
  • Нетерпимы.
  • Зависимы от чужого мнения.
  • Старшим детям свойственен высокий уровень интеллекта.
  • Первенцы осторожны и склонны к сотрудничеству.

Младший ребенок

Личность младшего ребенка складывается уже совершенно в других условиях. Он никогда не был один в семье – с самого рождения у него уже была семья из мамы, папы и старшего ребенка. Его характер и личность противоположны характеру первенца – второй ребенок, чаще всего, оптимистичен и независим, и любит сваливать ответственность на других.

Тем не менее, младший ребенок – отличный манипулятор и провокатор. Он не имеет столько жизненного опыта и знаний, как старший, в силу разницы в возрасте, поэтому для самоутверждения предпочитает спортивную деятельность или искусство. Тем более, ориентация у них идет на себя, любимых, тогда как ожидания других людей и их мнение мало волнуют младшеньких детей.

По мнению автора книги «Семья глазами ребенка», написанной Г.Т. Хоментаускасом, у младшего ребенка в семье, где двое детей, есть три основные стратегии поведения:

  • Конкуренция. «Я буду более любим и ценен для родителей, если смогу превзойти старшего брата или сестру. Для этого хороши абсолютно все средства».
  • Бунт, направленный против ограничений родителей. «Я хочу быть таким, какой я есть. Принимайте меня таким».
  • Нахождение в тени старшего ребенка. «Смотрите, я совсем никчемный. Оставьте меня в покое!».

Младшие дети не сталкивались с появлением «конкурента» из роддома, и часто находятся в положении любимчиков у всей семьи. Зачастую, список обязанностей младших детей невелик, им потакают, балуют, и относятся весьма снисходительно, что влечет к формированию личности зависимо-импульсивного типа.

Возможно, именно из-за этого они менее тревожны и эмоционально устойчивее старших детей. А также они общительны, беспечны, но, в тоже время, практичны. Из них получаются отличные коммерсанты.

Черты характера младшего ребенка:

  • Младшие дети оптимистичны и жизнерадостны.
  • Отличаются независимым характером.
  • Беспечны и склонны избегать ответственности.
  • Младшие дети склонны к иждивенческой жизненной позиции.
  • Они весьма импульсивны и склонны к аффективным реакциям.
  • В тоже время могут быть драчливы и враждебны.
  • Общительны и дружелюбны, легко заводят близкие отношения.
  • Практичны.
  • Склонны манипулировать людьми. Провокаторы.
  • Опасаются поражений и неудач.
  • У них выражено желание конкурировать.

Средний ребенок

Никто не застрахован от третьего ребенка, и даже если двое детей – предел ваших мечтаний, стоит немного прояснить ситуацию, как чувствует себя ребенок, ставший средним, и как такое положение скажется на формировании его личности.

Второй ребенок, пусть и не оказывался безраздельным хозяином любви и внимания родителей, тем не менее, вытесняется появившимся младенцем. И как мы знаем, чем больше неизвестных фактором – тем больше вариаций, именно поэтому средние дети наименее изучены, так как влияет и возраст между всеми детьми, и их количество, и их градация по половому признаку.

Тем не менее, именно у средних детей в семье наибольшие сложности с самоопределением, они являются и младшими – и уже старшими, сочетая в себе черты обоих психотипов. Не имея авторитета более умелого и сильного старшего ребенка, а так же, не обладая беззащитностью и зависимостью младшего ребенка, средние дети теряют способность идентифицировать себя и чувствуют себя потерянными.

В зрелом возрасте средние дети склонны к безынициативности и зависимости мышления от других. Именно у них в семье самая низкая мотивация к достижению успеха, а вот ощущения несправедливости жизни может преследовать таких детей и во взрослом возрасте.

Средние дети отчаянно нуждаются в родительском внимании, и если для этого необходимо совершить что-то немыслимое, или просто иметь раздражающие привычки – они это сделают. Тем не менее, если разница в возрасте у детей большая, то все эти проявления во многом сойдут на нет, ведь средний ребенок уже побывал малышом, и теперь вынужденная взрослость не так его тяготит, тем более, что в его жизни уже есть старший ребенок, и друзья, и сторонние увлечения.

Коррекция минусов, закрепление плюсов

Знать личностные особенности, которые обуславливает порядок рождения, это лишь некоторая верхушка айсберга под названием «семья». Описанные закономерности формирования характера детей в зависимости от очередности их рождения – не фатальны, легко подаются коррекции, особенно теми родителями, кто вник в суть противоречий, так влияющих на судьбы ваших малышей. Пусть знание основных тенденций развития поможет вам произвести правильное распределение ролей в семье, а главное – любите. Именно любовь способна преодолеть все сложности и отогреть сердца ваших детей уверенностью в себе и мире.

dvoye-detey.ru

Порядок рождения по Адлеру

Порядок рождения по Адлеру

1 слайд. Как зависит характер ребенка от порядка его рождения в семье.

Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если удетей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей.

2 слайд. По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.

3 слайд. Первенец (старший ребенок).

Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, что

diplomconsult.ru

Как влияет на ваш характер то, каким по счету вы родились

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Вы наверняка слышали мнения о том, что старший ребенок в семье вырастает самым ответственным, а единственные дети часто бывают эгоистичны и требовательны. Правда ли, что ваш характер и таланты могут быть напрямую связаны с тем, какой по счету вы ребенок в семье?

Сегодня AdMe.ru решил разобраться, как наш характер и ум связаны с очередностью рождения и связаны ли вообще.

Теорию об этой взаимосвязи выдвинул еще в 1920-х годах Альфред Адлер (Alfred Adler), коллега и друг Зигмунда Фрейда. По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение.

  • Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, первый ребенок консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает заботливым, склонным к отцовству (материнству) и часто берет инициативу в свои руки.
  • Второй (средний) ребенок. Ему задает темп старший брат или сестра. Часто стремится побить рекорды старших. Темп развития более высокий. Честолюбив и не склонен к эгоизму. Может ставить перед собой непомерно высокие цели, что повышает количество неудач, хотя часто неудачи его только закаляют.
  • Последний ребенок (самый младший). Как правило, окружен заботой и вниманием со всех сторон. Может испытывать чувство неполноценности и отсутствие чувства независимости. Но у него высокая мотивация превзойти старших. Часто становится лучшим в одной выбранной им области (лучший спортсмен или музыкант), а также быстро находит общий язык с людьми. Хотя младший часто может быть более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети.
  • Единственный ребенок. Часто соперничает с отцом. Обычно слишком долго наход

www.adme.ru

что это значит, важность порядка

Исследования психологов показали, что на формирование личности ребенка влияет его порядок рождения в семье: единственный ли он, старший, средний или младший. Как оказалось, порядок рождения во многом определяет психологические особенности ребенка.

Важность порядка рождения

Влияние порядка рождения изучалось многими психологами. Так, классическим считается исследование Уолтера Тоумена, австралийского психолога. Ученый изучил тысячи семей, которые различаются материальным достатком, образованием, ценностями и взглядами, но при этом занимающие одинаковую позицию рождения в семье дети имеют схожие психологические особенности.

Порядок рождения влияет на формирование личности

Еще одно крупное исследование принадлежит Альфреду Адлеру, австрийскому психологу и психиатру, создателю системы индивидуальной психологии. В работах Адлера большое значение отдается влиянию порядка рождения ребенка на его личность и жизненный путь. Конечно, порядок рождения — не единственный определяющий фактор, влияющий на формирование личностных качеств, поскольку многое зависит не только от очередности ребенка в семье, но и от того, как он это воспринимает.

Особенности детей в зависимости от их положения в семье, выделенные Адлером, нашли свое подтверждение и в современной психологии

Исследования показали, что на формирование личности ребенка и его психологических качеств влияют две группы факторов:

  1. Отношение родителей к детям, поскольку они по-разному реагируют на первого и последующих детей.
  2. Отношения, различие и место ребенка среди братьев и сестер.

Все это в комплексе и формирует личность.

Личностные качества первенца

Первенец — это всегда что-то новое, еще непонятное и непознанное для родителей, поэтому его психологические особенности сильно отличаются. Как правило, первенец — это «подопытный кролик» для родителей, которые еще не знают, как именно быть родителями, как воспитывать, поэтому они учатся на своем первенце. Старший сын или дочь, в отличие от последующих детей, получает наибольшее внимание со стороны взрослых, постоянно окружен заботой, поскольку родители (особенно молодые пары) еще не уверены в правильности своих действий. А потому первый ребенок — это всегда повышенное волнение, огромный интерес и энтузиазм.

Как правило, к первенцу взрослые относятся с большей нежностью, однако предъявляют к нему больше ожиданий, зачастую не слишком реалистичных, а потому и наказывают таких детей строже. С последующими детьми, когда у родителей уже появляется практика, взрослые ведут себе более спокойно.

Первый ребенок получает больше внимания и заботы

Альфред Адлер считал, что первенец имеет особенное положение, пока он единственный ребенок. Он получает все внимание и заботу родителей, имеет особые привилегии. Но с появлением младшего брата или сестры его положение меняется, и это событие может стать для него травматичным: теперь другой ребенок отнимает внимание родителей. Согласно Адлеру, появление второго ребенка делает первенца более самостоятельным, поскольку забота родителей направлена теперь не только на него. У таких детей зачастую развиваются лидерские качества.

Однако эти обстоятельства могут и негативно повлиять на психику. С появлением брата или сестры у первенца может развиться тревожность. Ребенок может потерять сон и аппетит, стать нервным, у него могут появиться проблемы в общении со сверстниками.

В такой ситуации родителям нужно вовлечь старшего в процесс ухода за младшим – так первенец не будет считать себя ненужным

Адлер утверждал, что старшие дети привыкают к большей самостоятельности и ответственности, они рано начинают бороться за свои права, а потому во взрослой жизни, как правило, достигают большего. Исследования показали, что уровень их интеллектуального развития выше уровня младших детей.

Исследования Альфреда Адлера актуальны и сегодня

Второй ребенок в семье

Второй ребенок, по Адлеру, с самого начала следует за старшим братом или сестрой. Ему постоянно приходится самосовершенствоваться, чтобы догнать или даже перегнать старшего, а потому нередко он быстрее развивается – например, может быстрее начать разговаривать или ходить. Такие дети часто вырастают честолюбивыми, поскольку им с самого детства приходится постоянно доказывать, что они ничуть не хуже брата и сестры. Вместе с этим Адлер считал, что средний ребенок во взрослой жизни может ставить перед собой слишком высокие, даже недостижимые цели, а потому изначально обрекает себя на неудачи.

Второй ребенок обычно быстрее развивается

Младший ребенок

Согласно Альфреду Адлеру, положение младшего уникально. Он не привык быть единственным, поэтому наличие братьев и сестер не становится для него травматичным опытом. Последний ребенок всегда воспринимается как самый маленький, а потому к нему проявляется особенно нежное отношение – он купается в любви и заботе взрослых, а также братьев и сестер. Однако у младшего нет такой независимости и самостоятельности, как у старших детей, поэтому он пытается превзойти старших, выйти из опеки. Такое положение создает противоречие: с одной стороны он пытается стать более свободным, независимым, с другой — зависим от своего положения младшего, вечного «баловня». Такая неопределенность может вызвать во взрослом возрасте психологические проблемы.

У младшего может развиться чувство неполноценности, особенно если он рос в семье с малым достатком, где младшему приходилось пользоваться тем, что принадлежало старшим детям.

У младшего ребенка особенное положение в семье

Однако младший ребенок обладает наибольшей мотивацией – в будущем такие дети могут достичь больших успехов в выбранной профессии.

Разумеется, порядок рождения — не самый главный фактор влияния на личность. Многое зависит и от атмосферы в семье, и от стиля воспитания.

sunmag.me

Порядок Рождения Детей Определяет их Черты Характера — Секреты Успеха

Согласно теории Альфреда Адлера порядок рождения детей определяет их личностные качества, которые влияют на такие аспекты жизни, как любовь, дружба, работа. Существуют 5 категорий порядка рождения: первенцы, средние дети, самые младшие дети, единственные дети и двойни. Ваш старший брат слишком часто берет на себя роль ваших родителей, или ваш друг, который является единственным ребенком, думает, что мир вращается вокруг него? Почему некоторые черты характера объясняются порядком рождения? Альфред Адлер в 1920-х годах ввел теорию порядка рождения детей, определяющую личность[1]. Существует пять категорий порядка рождения детей, которые влияют на то, как человек рассматривает любовь, дружбу и работу.

Черты характера согласно порядку рождения детей

  • Первенцы: Лидеры

  • Дети, родившиеся первыми, склонны принимать черты могущественного лидера и испытывают желание помогать и защищать других людей. Как только рождаются их младшие братья и сестры, первенцы, как правило, копируют поведение родителей и могут давать чрезмерную защиту своим братьям и сестрам. Забота, которую они учатся предоставлять своим братьям и сестрам, делает их отличными родителями для их собственных детей. У них есть высокое чувство собственного достоинства, поскольку они были первыми объектами пристального внимания их родителей и величайшей любовью. Ревность приходит, когда эта любовь и внимание должны делиться с другим ребенком или детьми. По теории Адлера о порядке рождения детей первенцы склонны быть консервативными, настойчивыми, амбициозными, беспокойными, ответственными и конкурентоспособными.
    Это может быть интересно: Как поверить в себя и свои силы? Зависимость от чужого мнения
  • Средние дети: Посредники

  • Вторые, но не последние родившиеся дети часто не уделяют внимания первому и последнему. Чувствуя, что им всегда нужно бороться за внимание родителей, средние дети рано развивают амбиции, и хотя иногда это означает постановку слишком высоких целей и большой риск неудачи, они чаще всего оказываются успешными предпринимателями. Кроме того, они чрезвычайно увлечены борьбой с несправедливостью и развитием крепкой дружбы вне семьи. Порядок рождения детей определяет их как естественных посредников, которые стремятся избежать конфронтации. Из-за отсутствия внимания в семье, чаще всего среднему ребенку труднее найти свой путь, из-за чего они чувствуют себя неуверенными и растерянными. С другой стороны, эта борьба в конечном итоге превращает их в сострадательных и сильных людей.
  • Самые младшие дети: Артисты

  • Будучи «младшенькими», кажется, что самые младшие дети получают всю любовь и внимание от родителей, их братьев и сестер. Это приводит к тому, что они развивают чувство собственного достоинства и стремятся достичь своих целей и мечтаний. Все наблюдают за ними с самого начала, младшие дети становятся развлекателями семьи. Они также дружелюбны и общительны и, как правило, имеют много близких друзей. Чрезмерная защищенность в семье может привести к трудностям во взрослой жизни самых младших детей. Согласно теории о порядке рождения детей они могут стать безответственными, зависимыми, эгоистичными и манипулирующими.
  • Единственные дети

  • Не имея родных братьев и сестер, с которыми можно было бы конкурировать, единственные дети часто конкурируют со своими отцами. Единственному ребенку обычно уделяет слишком много внимания, что приводит к тому, что его балуют, в основном матери. Они склонны к эгоцентризму и самообеспеченности, поскольку с раннего возраста они научились зависеть от самих себя. Они либо развивают черты характера первого, либо последнего ребенка. Они могут быть великими светскими людьми или совершенно довольными одиночками. Ссылаясь на порядок рождения детей, единственные дети склонны быть целеустремленными перфекционистами, что может повлиять на непонимание со стороны сверстников.
  • Близнецы (Двойняшки)

  • Когда дело доходит до двойни, один из них обычно берет на себя доминирующую роль первенца. Близнецы или двойняшки развивают близость друг к другу больше, чем другие братья и сестры. Эта близость помогает им быть более уверенными, но также делает их зависимыми от общества другого. Когда они растут и заводят свои семьи, разделение может вызвать сильное горе.
Если мы посмотрим на свою семью и семьи других людей, которые окружают нас, многие из нас узнают большинство типов и личностей в своем окружении. Однако, несмотря на высокую точность, эта теория порядка рождения детей не применима к каждому человеку, так как есть много других факторов, которые должны быть включены, такие как воспитание, разница в возрасте между детьми и общее количество братьев и сестер.

Как влияет порядок рождения на характер и формирование личности

Примечание
  1. ↑Live Strong: теория Адлера о порядке рождения детей

uspeh-woman.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о