Растяжка детей – Упражнения на растяжку для детей разных возрастов
Упражнения на растяжку для детей разных возрастов
Упражнения на растяжку для детей – неотъемлемая часть физического развития ребенка.
Комплектация первоначального базового комплекса должна определяться и составляться сертифицированным специалистом на основе:
- данных полного медицинского обследования,
- возраста,
- уровня физической подготовки.
Дальнейшая корректировка производится личным тренером с одновременными контрольными замерами медицинского работника.
Цели и задачи детской растяжки
Упражнения на растяжку – это комплекс мер, направленный на:
- Повышение эластичности гладкой мускулатуры.
- Укрепление связок, сухожилий и суставов.
- Перераспределение и гармонизацию внутримышечного тонуса.
- Снижение тонического напряжения.
- Увеличение амплитуды движений.
Достижение вышеназванных целей существенно увеличит коэффициент полезного действия тренировочного процесса, оздоровит и укрепит организм.
Классификация стретчинга для детей
По способу и характеру воздействия упражнения делятся на четыре основных группы.
- Статическая. Постепенное растяжение одной или нескольких мышц в замедленном темпе.
- Динамическая. Растягивания определенной мышечной группы в ускоренном темпе.
- Баллистическая. Маховые движения, совершаемые с высокой амплитудой и предельным диапазоном.
- Проприоцептивная. Стимуляция нервно-мышечной деятельности путем попеременного расслабления и сокращения. Предназначена для проработки мышц-антагонистов.
Методология
Перед растяжкой следует разогреть мышцы легкой разминкой в виде бега, приседаний, прыжков со скакалкой, махов руками и ногами. Длительность разминки определяется индивидуально, согласно возрастным и физическим данным ребёнка, но не более 15-20 минут.
Каждое упражнение на растяжку проводится в 4 этапа:
- исходное положение,
- растяжение,
- выход из растяжки,
- интервальная пауза.
Во время выполнения пульс должен быть ровным, хорошо наполненным, дыхание – спокойным. Движение начинается на вдохе. На время растяжения делается медленный выдох. Главный показатель положительной динамики – отсутствие болевых ощущений во время и после проведения занятий.
Возрастные характеристики
Для детского стретчинга возрастных ограничений нет. Более того, чем раньше ребёнок начнет регулярные занятия, тем больше пользы они принесут.
Исключение составляют специализированные упражнения, предназначенные для спорта и хореографии. Растяжка профессионального типа проводится только под контролем опытного тренера.
3-4 года
Как растянуть ребенка младшего дошкольного возраста? До 4 лет занятия желательно проводить в игровой форме – это сформирует и закрепит необходимый для систематических тренировок интерес.
Этап разогрева начинается с прыжков со скакалкой. Помимо прочего, скакалка – прекрасный инструмент для развития координации движений. Далее следуют 8-10 (не больше) приседаний. Закончить разминку рекомендуется наклонами вперед на прямых ногах.
- «Бабочка летает» – упражнение для выворотности и растяжки тазобедренных суставов. Сидя, подтянуть ноги к тазу и соединить стопы. Совершить плавные «взмахи» руками и согнутыми ногами 5-6 раз.
- «Бабочка сидит на листочке» –в той же исходной позиции мягко надавливать руками на колени, прижимая их к полу.
- «Бабочка спит» – не меняя положения ног, вытянуть руки вперед и прижать корпус к полу. Можно помочь ребенку, слегка прижимая коленки к полу. Если спинка колесом, попробуйте мягко надавить на неё для выравнивания.
- «Лягушка». Лечь на живот, голову повернуть в сторону и положить на согнутые в локтях руки. Подтянуть ножки, сгибая их в коленях, как можно выше. Зафиксировать позу на 10-20 секунд.
- «Качели». Лежа на животе, согнуть ноги. Плотно обхватить ладонями щиколотки и медленно поднимая ножки (тянуть к голове), осторожно прогнуться (5-10 сек).
5-6 лет
У детей 5 лет и 6 лет суставной аппарат, при условии регулярных тренировок, уже вполне сформирован, достигнут требуемый уровень эластики. Поэтому в комплекс включаются более сложные растяжки, включая продольный и поперечный шпагаты.
- Проработка трицепсов и бицепсов. Встать ровно. Заведя правую руку через плечо, достать область между лопатками, одновременно другой рукой нажимая на локоть правой руки. Повторить 5-6 раз, меняя руки.
- Грудные мышцы. Отвести руки назад и соединить в замок. Слегка выгибаясь, поднимать соединенные руки до максимально возможной точки.
- Растяжка мышц спины и поясницы. Встать на колени. Сесть, прижимая пятки к тазу. Вытянув руки вперед, наклоняться, стараясь достичь максимальной точки напряжения.
- Проработка тазобедренных мышц. Закрепить на ступнях эластичный бинт или гимнастическую эластическую ленту. Лечь на спину. Поднять ноги при помощи ленты до прямого угла.
- Квадрицепсы. В положении стоя согнуть ногу. Держа стопу рукой, тянуть вверх до предела.
- Икроножные мышцы. Стойка на носках. Фиксация в подъёме 10 сек.
- Стопы. Сидя, спина ровная. Тянуть стопы носками к себе.
В базовый комплекс также входят усложненные упражнения типа «бабочка», «лягушка», «качели» и т.п.
7-8 лет
Возраст 7 лет и 8 лет характеризуется увеличением подвижности костных соединений скелета. Суставной аппарат сформирован, связки приобрели необходимую степень эластичности. Начиная с этого периода тренировочный план включает в себя упражнения всех четырех групп растяжки от статической до проприоцептивной.
Шпагат
У нам есть подробная статья о том, как научить ребенка садиться на шпагат. Постепенность и последовательность – главные условия эффективного обучения. В домашних условиях лучше начинать с освоения техники продольного шпагата.
- В положении сидя ноги вытянуть вперед и развести в стороны. Сохраняя спину прямой, сделать глубокий наклон вперед. Обхватив руками верхнюю часть стопы, зафиксироваться в позе на 10 сек. Выпрямиться.
- Встать, развести ноги больше ширины плеч и сделать несколько пружинящих действий. Корпус прямой.
- Ноги – шире плеч, носки – в стороны. Наклонившись вперед, опереться руками на пол. Фиксация в позе – 10 сек.
Внимание! Занятия проводятся только после разминки! Характер движений, количество и степень сложности разнятся в зависимости от возраста и уровня физической подготовки ребенка.
Самостоятельные занятия
Несомненную пользу растяжка для детей дает и тем, кто не занят регулярными занятиями спортом или хореографией. Плюсы выполнения в домашних условиях простейших упражнений для начинающих:
- Профилактика травматизма.
- Совершенствование координации движений.
- Профилактика и/или лечение сколиоза.
- Укрепление опорно-двигательного аппарата.
- Регулировка работы мочеполовой системы.
- Улучшение функций органов пищеварения.
- Развитие органов дыхания.
Занятия дома лучше приурочить ко времени утренней зарядки – так ребёнку будет проще привить этот полезный навык. Новичкам рекомендуется начинать с простейших упражнений в виде наклонов, махов и потягиваний. Со временем сложность и интенсивность можно увеличивать.
Важно! Растяжку можно включить в домашнюю зарядку только после медицинского осмотра. Так как при наличии межпозвоночной грыжи, растяжении и других серьёзных проблем со здоровьем, можно причинить вред организму.
Видео: групповой урок растяжки для детей с тренером
gigamass.ru
Растяжка для детей в домашних условиях: упражнения для начинающих, советы
Физическое развитие детей в первые годы жизни проходит очень быстро. Многие родители в это время стараются отдать ребенка в спортивную секцию или организовать физическую активность в домашних условиях. Растяжка для детей — популярный спорт, позволяющий улучшить состояние здоровья и снизить риск развития болезней костно-суставной системы в будущем. Родителям важно знать, как подобная гимнастика влияет на ребенка и какие медицинские рекомендации необходимо учитывать при ее организации дома. Главный ограничивающий фактор — возраст. Дети в девять лет могут заниматься только общеукрепляющей растяжкой.Занятия и их влияние на организм
Гимнастические упражнения для детей раннего возраста имеют как положительные, так и негативные стороны. Основные преимущества раннего приобщения к спорту, например в пять-шесть лет, следующие:
- укрепляется костно-суставной аппарат и нормализуется мышечный тонус. Дети лучше балансируют, имеют хорошую координацию, что снижает риск развития травм;
- динамическая растяжка в возрасте семи-восьми лет уменьшает вероятность развития артрозов и артритов, характеризующихся поражением суставов рук и ног;
- работа органов желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и дыхательной системы улучшается;
- предупреждается развитие сколиоза и других ортопедических заболеваний.
Перед занятиями спортом родителям необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Специалист осмотрит ребенка и оценит его готовность к гимнастическим упражнениям.
Негативное влияние растяжки наблюдается при ее раннем начале — в три-четыре года. Отрицательный эффект может быть следующим:
- растяжение связочного аппарата и мышц;
- появление болевых ощущений, которые могут привести к отказу ребенка от спорта;
- неправильный выбор гимнастических заданий для начинающих может привести к травмам различной степени тяжести.
Если ребенок занимается спортом в возрасте шести-семи лет, то дополнительная физическая нагрузка одновременно с учебой может стать причиной хронического стресса, бессонницы и низкой успеваемости.
Возраст и занятия
Приступая к упражнениям на растяжку, важно знать, с какого возраста их можно выполнять без вреда для здоровья ребенка. Педиатры и спортивные физиологи отмечают, что к регулярным нагрузкам оптимально приступать в четыре-пять лет. В этот период наблюдается оптимальная гибкость суставов, что позволяет улучшать результаты.
Необходимо помнить, что раннее начало растяжки в детском возрасте увеличивает риск развития неблагоприятных последствий. Например, дети в три года не допускаются в спортивные секции, так как их опорно-двигательный аппарат не готов к регулярным нагрузкам.
Рекомендации по растяжке
При растяжке важно подобрать упражнения для начинающихБезопасные занятия растяжкой требуют соблюдения советов врачей и тренеров. Общие рекомендации следующие:
- боль во время упражнений — признак их неправильного выполнения;
- перед спортивной нагрузкой необходимо хорошо размяться. Для этого используют суставную гимнастику;
- тренировочный процесс делают регулярным. Если ребенку шесть-семь лет или больше и он посещает школу, то тренировки должны учитывать учебную нагрузку;
- перед тем как тренироваться дома, родители с ребенком посещают специалиста по лечебной физкультуре. Он показывает правильную технику выполнения упражнений и может подобрать индивидуальную программу.
Гимнастические занятия у детей ограничены по интенсивности и продолжительности. В течение недели рекомендуется 2–3 комплекса растяжки, продолжающиеся 20–30 минут. После того как ребенок достигает возраста семь-восемь лет, длительность тренировок и их число постепенно увеличивают.
Комплекс упражнений
Выбор упражнений для гимнастического комплекса определяется возрастом ребенка. Дети от трех лет и старше могут выполнять только низкоинтенсивные задания, которые не нагружают костно-суставную систему. В возрасте от пяти лет гимнастический комплекс расширяется:
- растяжка спины — стоя прямо, кисти смыкают замок за спиной. Поворачивая локти внутрь, требуется добиться появления чувства напряжения между лопатками и по задней поверхности плеч;
- упражнение «кошка»: ребенок встает на четвереньки и опускает голову вниз, смотря на пол. Во время вдоха взгляд поднимают вверх и тянутся животом вниз. За счет этого прогибается спина. При выдохе движения повторяют в обратном порядке;
- растяжка мышц бедра проводится стоя. Ребенок занимает вертикальное положение, сгибает ногу в колене и удерживает стопу в области ягодиц. При этом наблюдается растяжка передней группы мышц. Если ногу дополнительно согнуть в тазобедренном суставе и обхватить голень, притянув ее к бедру, растягиваются мышечные группы по задней поверхности ноги;
- для увеличения подвижности и гибкости тазобедренных суставов ребенок занимает положение сидя на полу. Ноги сгибают в суставах, а стопы соединяют друг с другом подошвами. Легкое надавливание на колени вниз позволяет растянуть связки в области сустава;
- в завершение гимнастического комплекса детям рекомендуется лечь на спину, после чего вытянуть руки и ноги, напрягая пресс. Подобное окончание растяжки рекомендовано после четырех лет.
Во время выполнения заданий дискомфорт должен быть умеренным, характерным для любой растяжки. В девять-десять лет в гимнастический комплекс добавляют динамическое растяжение, характеризующееся движениями в небольшой амплитуде.
В возрасте десяти лет наблюдается снижение эластичности связочно-суставного аппарата. В связи с этим, если растяжка начинается поздно, упражнения должны быть простыми и не приводить к перегрузке детей.
Правильная растяжка позволяет улучшить состояние здоровья и предупредить заболевания ребенка в дальнейшем. Перед тем как регулярно проводить гимнастические комплексы для ребенка, родителям необходимо проконсультироваться с врачом.
Дети в разном возрасте реагируют на физическую нагрузку неодинаково. Если родители хотят, что бы их ребенок занимался на профессиональном уровне в дальнейшем, то растяжку регулярно проводят с семи лет или раньше. В этом возрасте отмечается максимальная эластичность связок и суставов. Если ребенку больше девяти лет, то выбирают легкие гимнастические комплексы для общего оздоравливающего эффекта.
Также интересно почитать: как закалять ребенка
www.baby.ru
растяжка для малышей с fitnessera.ru
Мечта многих родителей – чтобы ребенок сел на шпагат. Да и самим малышам нередко хочется научиться выполнять это красивое упражнение. Помимо эстетической составляющей шпагат является полезным и для организма. Он делает мышцы малыша сильными и гибкими, улучшает подвижность суставов и координацию движений, что позволяет снизить риски получения ребенком травм при падениях. А ведь мы знаем, что дети и падения – это практически синонимы.
Особенности детского шпагата
Садиться на шпагат очень полезно, и это касается как взрослых, так и детей. Выделим следующие преимущества этого:
- Малыши, конечно, не страдают артритом и артрозом. Однако со временем риски этих заболеваний появятся и у них, и шпагат – замечательная их профилактика.
- Упражнение улучшает работу суставов, крестцового отдела, таза.
- При выполнении упражнения улучшается кровообращение в малом тазу и брюшной области, что благотворно влияет на работу мочеполовой системы.
- Существует связь между гибкостью и правильной работой кишечника. Если малыш освоит шпагат, то и пищеварительная его система скажет за это спасибо.
- Огромна польза этого упражнения для позвоночника. Он вытягивается, благодаря чему улучшается осанка, снижаются риски сколиоза.
- Как мы уже говорили, шпагат улучшает координацию движений, предотвращая тем самым травмы при падении.
- И, конечно, это просто красиво.
Дети садятся на шпагат намного проще и быстрее, чем взрослые, так как связки их более подвижны и эластичны. Но родителям нужно знать, как подойти к этому вопросу правильно и научить малыша, сделав все безопасно. Оптимальным возрастом чтобы сесть на шпагат ребенку является возраст 4-7 лет, когда мышцы очень гибкие и эластичные. Основное в шпагате – это именно тренировка гибкости.
Заниматься с малышом нужно каждый день – редкие тренировки, даже если они будут очень активными, пользы не принесут.
Учтите, что нельзя растягиваться на неразогретое тело – это может спровоцировать травму. Сначала посвятите 10-15 минут разминке. В нее можно включить бег, прыжки, махи ногами, приседания и так далее.
Растяжка на шпагат для детей будет определяться видом упражнения. Как известно, шпагат бывает продольным и поперечным. Продольный более простой в выполнении, поэтому в основном начинать рекомендуют именно с него.
- Чтобы помочь ребенку сесть на продольный шпагат, уделите особое внимание упражнениям стоя на коленях. Нужно поочередно вытягивать каждую ногу. Основная цель при этом – максимально приблизить таз малыша к полу. При выполнении таких упражнений важно, чтобы нога оставалась ровной и не сгибалась в колене.
- Для поперечного шпагата нужно, чтобы ноги малыша максимально раздвинулись при вытянутых вперед руках. При этом крайне важно, чтобы ребенок умел переносить тяжесть с рук на ноги. Руки должны сгибаться медленно, отрыв от пола их нужно уменьшать.
Очень популярные упражнения для улучшения гибкости – это различные махи и наклоны. Сначала не стоит гнаться за количеством. Пусть малыш повторит предложенное упражнение малое количество раз, но технически сделает все правильно. Также не стоит пытаться достигнуть результата крайне быстро – пусть ребенок с каждым разом тянется хоть чуть-чуть больше, и даже пара миллиметров будет прогрессом.
В процессе занятий обязательно разговаривайте с малышом. Вы должны объяснить ему, что допускать сильной боли нельзя. Пусть всегда говорит вам о своих ощущениях. Если он чувствует сильную боль, прекратите упражнение и перейдите к другому комплексу. Кроме того, вы должны заинтересовать ребенка в том, чтобы он научился, как сесть на шпагат. Вам будет проще научить его этому, позиционируя занятия как увлекательную игру, заинтересовав малыша. Сопровождайте упражнения веселой музыкой, которая нравится ребенку.
Упражнения на шпагат для детей
Подобрав правильные упражнения для детей, чтобы сесть на шпагат, вы сможете увидеть у своего малыша немалый прогресс. Сначала, как мы уже говорили, стоит провести небольшую разминку, а уже потом переходить к непосредственному комплексу.
Упражнение 1
Очень полезны для шпагата махи ногами. Одной рукой малышу нужно держаться за спинку стула, вторую пусть поместит на пояс. Махи делаются каждой ногой со сменой положения возле стула на противоположную сторону. Можно делать их назад, вперед, в стороны. Повторять по 10 раз для каждой ноги. Спина при выполнении упражнения должна оставаться ровной. Колени держите прямо, носочек вытягивайте.
Упражнение 2
Данное упражнение сначала выполняется на ширине плеч, а после в шестой позиции. Малышу нужно делать наклоны вперед, чтоб коснуться пола ладошками. В таком положении нужно задержаться примерно на 6-10 счетов, после вернуться в исходное.
Упражнение 3
Для выполнения этого упражнения нужно встать на колени. Вытянуть вперед сначала одну, а после вторую ногу. Коленки должны оставаться прямыми. Тазом нужно постараться максимально приблизиться к полу. Таз с прямой ногой опустить на 6-10 счетов.
Упражнение 4
Нужно сесть в позу, как для поперечного шпагата. Руки вытянуть вперед. Нужно сначала пружинить всем телом вперед, а после в стороны, поочередно к каждой из ног. Со временем можно начинать сгибать руки, постепенно уменьшая расстояние до пола.
Упражнение 5
Нужно сесть и раздвинуть ноги в сторону. Опираясь на руки, пусть малыш переползает вперед, практически на животе. Со временем отрывать таз от пола нужно стараться все меньше.
Упражнение 6
Для выполнения этого упражнения необходимо сидеть на ягодицах, соединив стопы у паха. Теперь старайтесь придвинуть их к области паха максимально близко и достать до пола коленями. Выполняйте махи коленями, будто крылышками, на 6-10 счетов.
Регулярно выполняя с малышом этот комплекс упражнений, вы уже скоро сможете похвастаться его отличными достижениями. Когда придет время садиться непосредственно на шпагат, придерживайте ребенка за плечи. И помните, что нельзя допускать слишком сильной растяжки и резкой боли. Предлагаем посмотреть несколько видео, как малыши садятся на шпагат.
Видео-уроки по растяжке на шпагат для детей
www.fitnessera.ru
зачем и как правильно заниматься стретчингом
Многие родители хотят, чтобы их дети были гибкими, пластичными и умели садиться на шпагат. Особенно те, которые занимаются танцами или спортом. Да и сами ребята нередко мечтают, пробуют освоить этот элемент. Однако помимо эстетического момента это упражнение очень полезно для детского здоровья. Оно помогает улучшить осанку ребенка и координацию его движений, сделать суставы более подвижными, минимизировать риск получения травмы при падениях. Детское тело очень податливое к подобного рода занятиям и растяжка им дается легче, чем взрослым. Тем не менее, ее также нужно проводить с учетом некоторых рекомендаций. Рассмотрим, каких именно.
Преимущества и недостатки детской растяжки
Зачем развивать гибкость ребенка? Затем, что такие тренировки приносят детскому организму немало пользы:
- улучшают координацию движений и подвижность суставов;
- предупреждают развитие артроза и артрита в старшем возрасте;
- улучшают кровообращение в органах малого таза и работу мочеполовой системы;
- оказывают положительное воздействие на ЖКТ, ускоряют обмен веществ;
- способствуют формированию правильной осанки, вытягиванию позвоночника;
- прорабатывают множество мышц, предупреждают мышечные спазмы;
- улучшают психоэмоциональное состояние.
Как и в ситуации со взрослыми, растяжка может навредить детскому организму в случае нарушения техники выполнения упражнений, правил проведения стретчинга и при работе с неразогретыми мышцами. Однако некоторые врачи считают, что занятия гимнастикой и регулярное выполнение движений для увеличения гибкости с раннего детства оказывают на организм ребенка негативное влияние. Объясняют они это тем, что систематическое растяжение суставов и связок приводит к их чрезмерной «разболтанности», способствует развитию остеохондроза, остеопороза. Именно поэтому многие профессиональные гимнастки в среднем возрасте страдают от заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Как правильно повышать гибкость у детей: советы родителям
Чтобы тренировка на растяжку и гибкость проходила максимально комфортно и результативно для ребенка, ее нужно проводить с учетом следующих рекомендаций:
- заниматься надо в просторном, теплом помещении, которое хорошо проветривается;
- надевайте на ребенка удобную одежду и носки;
- давайте ребенку пить, когда он захочет, чтобы предотвратить обезвоживание;
- на начальном этапе делайте с ребенком упражнения на растяжку через день, чтобы организм отдыхал, а впоследствии ежедневно;
- проводите занятия (в среднем) в течение получаса;
- научите ребенка правильно дышать — равномерно, глубоко;
- объясните ребенку, что он должен прислушиваться к своим ощущениям и говорить о них вам, при жалобах на боль и дискомфорт перейдите к другому упражнению на гибкость или отмените тренировку;
- всегда занимайтесь вместе с малышом, следите за правильностью выполнения упражнений.
Когда и с чего начинать детский стретчинг?
Растяжку для увеличения гибкости рекомендуется начинать делать с детьми в возрасте 5-7 лет. Считается, что в этот период связки и мышцы ребенка хорошо откликаются на стретчинг. Поэтому занятия проходят для них наиболее эффективно и менее болезненно. Помимо того, дети в этом возрасте уже более осознанно и ответственно относятся к тренировкам и могут сами делать многие упражнения.
Перед тем как проводить тренировку для увеличения гибкости, следует провести разминку. С ребенком нужно попрыгать, поприседать, побегать, сделать махи руками, ногами и т.д. Чтобы малышу было интересно заниматься, рекомендуется включить веселую энергичную музыку, которая будет ему нравиться.
Упражнения на растяжку для детей
После разминки нужно сразу приступать к растяжке. Иначе мышцы остынут и вернутся в свое привычное состояние. Лучшие упражнения на стретчинг для детей:
- Встать около стула, повернуться к нему правым боком. Взяться за его спинку правой рукой, левую — поставить на талию. С максимальной амплитудой делать махи ногами — вперед, влево, назад. Колено рабочей ноги при этом не сгибать, носок вытягивать. Выполнить по 10 движений в каждую сторону. Продублировать упражнение правой ногой, повернувшись к стулу левым боком.
- Отодвинуть стул, расставить стопы на ширине таза. Наклониться вперед как можно ниже, стараясь дотронуться ладонями до пола. Задержаться в этой позиции на 8-10 счетов, подняться. Сделать 10 наклонов. Через каждые 2-3 тренировки расставлять стопы чуть шире.
- Встать на колени, вытянуть вперед прямую левую ногу, руки поставить на пояс. Держа спину ровно, на 8-10 счетов медленно опустить таз на пол. Плавно подняться, повторить движение 10 раз, поменять ноги и выполнить такое же количество повторов.
- Расставить ноги на максимально возможную ширину, руками упереться в пол. Сделать 10 пружинящих движений тазом. Наклониться к правой ноге, потом к левой; выполнить по 10 пружинящих движений к каждой из них. Постепенно сгибать руки, сокращая расстояние до пола.
- Сесть на пол, стопы соединить, колени развести в стороны. Придвинуть руками стопы как можно ближе к паху и зафиксировать. Делать махи коленями, надавливая на них руками и стараясь прижать к полу. Количество повторений упражнения — 10-15.
- Встать на четвереньки, кисти расположить под плечами, колени — под ягодицами. Подбородок прижать к груди, спину выгнуть, живот втянуть и потянуться. Наклонить голову назад, посмотреть вверх, спину прогнуть, потянуться. Сделать 10 таких движений.
- Встать ровно, сомкнуть руки в «замок» за спиной. Вывернуть «замок» наружу, стараясь повернуть локти внутрь. Потянуться, максимально разогнув конечности, почувствовать растяжение в плечах и между лопаток. Через 8-10 счетов расслабиться, повторить 10 раз.
- Лечь на живот, руки вытянуть вперед, кисти сомкнуть, ноги выпрямить и держать вместе. Поднять ноги и руки вверх, нижние конечности расставить максимально широко. Задержаться в позе «Лодочка» на 1-2 секунды, опуститься на пол. Сделать 10 повторений.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
medaboutme.ru
Как помочь ребёнку сесть на шпагат
У посадки на шпагат есть много полезного, к примеру, тело становится более гибким и сильным, а также улучшается осанка ребёнка.Существует ошибочное мнение, о том, что в любом возрасте ребёнок тянется, как пластилин и просто может растянуться на шпагат, встать на мостик, это не совсем так. Тягу к физическим нагрузкам необходимо прививать с младенчества, если у Вас такая цель. Важно знать, как именно правильно растягивать мышцы, не нанести вред Вашему чаду.
Подходящий возраст для растяжки на шпагат ребёнка
Первичный вопрос, возникающий у родителей, когда же лучше приступить к гимнастическим упражнениям ребёнку. Специалисты придерживаются мнения, что наиболее подходящий возраст граничит с пяти до семи лет, когда мышцы наиболее эластичны и хорошо поддаются развитию гибкости. В более позднем возрасте, конечно, растянуть на шпагат можно, но сложностей будет больше. Важна регулярность занятий, а именно ежедневных. Если заниматься периодически, желаемого эффекта Вы добьётесь ещё не скоро.
С чего начать растяжку ребёнка на шпагат. Как сесть на шпагат ребёнку
Весьма важно, так сказать, разогреться, подготовиться к напряжению. Начнём с элементарного:
• Взмахи. Поставьте ребёнка сбоку от стула, одной рукой держась за спинку стула, начинает махи ног – вперёд, затем назад и в бок, вторую руку поставив на пояс. Энергичными движениями необходимо сделать десять махов в каждое направление и поменять сторону. Наблюдая за выполнением данного упражнения, следите за натянутыми носочками, ноги прямые в коленях, конечно же, прямая осанка.
• Завершив хорошею разминку, начинаем растяжку. Делаем наклоны вперёд, доставая ладошками до пола и зафиксируемся в таком положении на несколько секунд. Возвращаемся к исходному, повторяем десять раз. Контролируя выполнение упражнения, не заставляйте ребёнка, пусть выполняет, сколько он сам может, постепенно увеличивая количество повторов и времени.
• Ребёнок в позе стоя на одной ноге, берёт правой рукой, правою ногу, согнутую в коленях, подтягивает пяткой к ягодичным мышцам. Таз направьте маленько вперёд, а левая нога продолжает не сгибаться в коленях, тем самым, создаётся растяжение правой, согнутой ноги в мышцах. Повторять пять раз, поменяйте ногу.
• В более разогретом состоянии, нога кладется, к примеру на тот же стульчик, на уровне пояса, вторая остаётся прямой. Проделываются наклоны вниз к полу, пусть тянется, на сколько сможет. Взрослому, контролирующий процесс, нужно быть близко, для поддержки ребёнка. Достаточно выполнений по пять действий с каждой ногой.
• После всех перечисленных упражнений, приступаем к шпагату. Пусть ребёнок попробует сам продольный или поперечный шпагат, что ему легче. У всех мышцы разные, только контролируйте процесс, придерживая за плечики.
Не давите на ребёнка, пусть тянется до первых болевых ощущений, не более того.
Не забывайте, что любые упражнения с ребенком стоит выполнять играючи, помогайте ему, но не в коем случае не перенапрягайте. Резкость в этой ситуации может убить весь интерес к физическим упражнениям вместе с вами.
Растяжка на шпагат для детей
Прежде, чем приступить к выполнению физических нагрузок, важно не только разогреть мышцы, но и растянуть их после этого. Помните, ни в коем случаи не приступайте к тренировке шпагата, пока малыш хорошо не разогреется и до конца выполнит перечисленные выше упражнения. Меняйте очерёдность и количество их выполнений, чтобы ребёнок не сильно уставал от них. После разминки, уже можно приступать и к самой растяжки.
• Продольный шпагат практически не имеет противопоказаний. Для многих, проще начинать растяжку именно с него. Постепенно мышцы делаются более эластичнее, укрепляется, а выдержка и терпение, закаляют характер с малых лет.
Для получения результата в виде продольного шпагата, поставьте ребёнка в положение, стоя на коленях, выпрямляя ноги вперед по очереди, приближая таз как можно ниже, к полу. Обращайте внимание на положение ног, вытянутая необходимо быть прямая в коленях.
• Поперечный шпагат, развивает подвижность тазобедренных суставов, улучшить кровообращение в области малого таза и брюшной полости, укрепляет ноги и пресс. На его растяжку, ребёнок должен растваить ноги максимально далеко друг от друга, постепенно раздвигая их, руками упираясь в пол. Во время расширения расстояние ног, руки необходимо сгибать в локтях. Можно съиграть в ассоциации, попросить представить ребёнка себя маятником, или, что его раскачивают волны, из стороны в сторону, вперёд, назад, и наконец, просто зафиксироваться на растяжении мышц, сколько, сможет Ваше чадо. Нужно постараться расслабиться, мышцы наиболее растягиваются, когда не напряжены.
До того, как Вы перейдёте к целенаправленным действиям растяжки, обратитесь к профессиональному педагогу для помощи в оценки физических данных вашего ребёнка, возможно, будут даны советы с более глубокой растяжки.Если Ваш малыш устал и готов на перерыв, важно не делать резких движений, в первое время, можете помогать ему собирать ноги. Осторожно свести ноги вместе, для начала сесть на пол, вытянув их и потянуться вперёд к носочкам, затем возвращайтесь в положение, сидя и снова проделайте наклон к носкам. Помогите ребёнку подняться, ноги также сведены вместе, и проделайте аналогичное упражнение, только в положении стоя. Это помогает спокойно вернуть связки и суставы в привычное состояние.
Рекомендации при растяжке на шпагат ребёнка
Физические нагрузки проводите в тёплом помещении, для того, чтобы во время упражнений, мышцы разогревались легко. В первое время, делайте один день перерыва, это необходимо для восстановления мышц, постепенно переходя к ежедневным тренировкам. Одевайте малыша соответствующе – футболка, спортивное трико и носочки. Не забывайте давать пить достаточно воды, для избежание обезвоживания. При выполнении наклонов вперед, следите за спинкой ребёнка, она всегда должна быть прямой, а стараться доставать до промежностей животиком, не головой. Воздух нужно вдыхать ртом, максимально наполняя грудную клетку, это улучшает снабжение кислородом.
Дышать нужно ритмично, выдох на наклоне вниз или в бок.
На ежедневные тренировки, Вам потребуется примерно около тридцати минут времени. Буквально спустя пара недель, ребёнок самостоятельно сможет садиться на шпагат.
Помните, для поддержания и улучшения результатов, продолжайте регулярное выполнение упражнений и в дальнейшем.
Старайтесь, как можно больше участвовать в тренировках, разговаривайте, объясните, нельзя допускать острую боль, малыш должен говорить о своих ощущениях. Как только ребёнок сообщит о своём дискомфорте, переходите к другим упражнениям. Важно, чтобы малыш сам заинтересовался в тренировках и не пугался изменений в своей физической форме.
otvetclub.com
Растяжка для детей до 5 лет – Биомеханика Гибкости
Я на занятия растяжкой беру детей от 5 лет, однако есть и желающие приобщить свое чадо к растяжке с более раннего возраста. Мы очень поощряем подобное желание, поскольку растяжка отчасти — вопрос ответственного отношения к развитию ребенка, и, чем раньше родители задумаются об этом, тем лучше. Однако, хочу рассказать, почему не беру маленьких детей на занятия, и как быть родителям, желающим своим детям хорошо развитой гибкости.
Цели растяжки
Самое главное в данном вопросе: почему вы задумались о необходимости подобных занятий для ребенка. Если речь просто об оздоровительной растяжке, то тут вам достаточно будет даже этой статьи, читайте дальше. Если вы спешите растянуть маленького ребенка ради занятий спортом, то возможно нам удастся вас предостеречь. Всё-таки дети — это самое ценное, что у нас есть, и любая деятельность, способная причинить вред ребенку, наверняка не в ваших интересах. Спорт — это здорово, но стоит реалистично относиться к срокам развития спортивных навыков у детей. В растяжке это особенно важно.
Гибкие и негибкие дети
Негибких детей не бывает. Это просто невозможно. Их связки ещё эластичны, суставы обладают большой податливостью, мышцы быстро приспосабливаются к предложенной им нагрузке. Способности к хорошей гибкости есть у каждого более менее здорового ребенка. Отдельный случай — дети с гипермобильностью суставов — они считаются особенно гибкими. Однако в развитии здоровой гибкости это — скорее проблема, чем помогающий фактор, ведь более подвижный сустав, как правило, слабее. Он требует более длительного времени для развития достаточных координационных навыков, чтобы его контролировать. В зависимости от того, как заниматься растяжкой с такими детьми, можно этими занятиями спасти их от множества потенциальных проблем со здоровьем, а можно наоборот эти проблемы приблизить.
Что касается всех остальных, то изначально гибкость у каждого своя — то есть свой угол сгиба в суставе, свои особенности положения тела, гибкость вообще — дело индивидуальное. Мы же привыкли называть гибкостью умение выполнять определенные упражнения из гимнастики, йоги и пр. Техника выполнения упражнений — это уже отдельный навык. Если ребенок не садится на шпагат, это не значит, что он не гибкий, это значит лишь то, что с ним не было проведено эффективных занятий, обучающих умению садиться на шпагат.
Кстати о шпагате
Шпагат — не физиологичное положение, поэтому ждать от детских суставов, что они это положение быстро примут — наивно. Обучать шпагату, если это необходимо, надо грамотно и довольно долго. Да, да, это требует времени. В принципе можно посадить ребенка на шпагат за 2-3 недели, но как это резкое вмешательство в положение сустава скажется на его развитии, никто контролировать не может. Во многих случаях это ведет не к эффективной растяжке мышц, а затрагивает суставные связки. Связки не могут сократиться обратно, как мышцы, если их растянуть, сустав уже не будет прежним, подобная растяжка его деформирует, и это может быть необратимо.
Огромное количество спортивных травм можно избежать, если с детства бережно относиться к развивающимся и меняющимся суставам. Разве не здоровья мы желаем своим детям в первую очередь? А уже со здоровыми суставами и спортивная деятельность будет более благодатной, надо лишь терпения в начале набраться!
Так вот, на шпагат надо садиться постепенно, даже ребенку с его мягкими суставами дайте на это не менее полугода, это — реалистичный срок, и он не особо затормозит спортивную деятельность.
Так как же растягивать ребенка до 5 лет?
Главное в этом возрасте — привить позитивное отношение к растяжке и приучить ребенка тянуться регулярно. Так же, как чистить зубы и расчесывать волосы, так же полезно и ежедневно делать хотя бы маленькую растяжку.
Если вы занимаетесь для здоровья, то йога для малышей — отличное подспорье. Кроме того, хорошо бы заниматься вместе с ребенком. В этом возрасте для него лидеры во всем — это родители, и подражать он будет в первую очередь им, а не чужому тренеру. То, что делают мама с папой, для него считается нормой, а действия тренера в зале — это как в гостях: интересно, но всё чужое. Следите за обновлениями на нашем сайте, мы опубликуем комплекс растяжки для мам и малышей, чтобы заниматься дома, когда у ребенка есть настроение и растяжка может стать веселой игрой и способом провести время вместе.
Если вы хотите увлечь ребенка серьезным спортом, всё, что написано выше, тоже вас касается. Можно начать рассказывать ребенку о положениях тела, необходимых в спорте — что такое шпагат, что такое мостик, можно играть в эти позиции, не сильно увлекаясь их коррекцией и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДАВИТЬ ФИЗИЧЕСКИ, форсируя эти растяжки. Если вы научите ребенка любить растяжку, то в дальнейшем она будет даваться ему легко.
Но растяжка — это же больно
Отнюдь. Это уже довольно давно опровергнуто, и хотя где-то еще практикуются болезненные методы растяжки, сами подумайте, какой смысл к ним прибегать, если тех же результатов можно достичь без “пыток”? Ключ как раз в развитии положительного отношения к растяжке. В этом виде деятельности завязано много психологических факторов, и если ребенок к растяжке подготовлен психологически, то с физической её частью в дальнейшем особых проблем не будет.
Растяжка бывает неприятной. Понятия “больно” и “неприятно” — это разные вещи. Научить ребенка преодолевать сложности — это замечательный навык, но с растяжкой надо быть очень осторожным, радоваться малейшим достижениям, даже если это преодоление длилось 1 секунду. Подобные маленькие победы должны по-настоящему радовать, но ни в коем случае не переборщите и не давите на ребенка. Он ведь не захочет вновь испытывать затянувшиеся неприятные ощущения, и тогда будет сложно мотивировать его в следующий раз.
Если вы тянетесь на результат, то задумайтесь о том, что мотивирует вашего ребенка. Моя дочка обожает фотографировать свои шпагаты и сравнивать их, собирает свой фотоальбом, где со временем видно, как ее гибкость прогрессирует. Кого-то радует банальная похвала. Кто-то хочет порадовать именно папу. Кто-то “зарабатывает” наклейки для альбома.
Моя дочь умеет радоваться растяжке всем телом. Ей 6 лет, и она обладает чудесной здоровой симметричной гибкостью. До 5 лет мы «баловались» с растяжкой, а серьезно тянуться мы начали уже в 6, когда в спортивной секции стали требовать. По началу тренер пыталась отправить нас на «зверские» растяжки к гимнастам (именно так она их окрестила), но я не торопила дочь, и в итоге мы очень рады результатам. Даже оказавшись в спортивном лагере, где растяжки были достаточно жесткие, она была единственной, кто с нетерпением ждал, чтобы её потянули. Хотя я по прежнему не сторонница агрессивной растяжки у детей, я была рада, что её тело открыто к растяжке и радуется возможности расправиться, удлиниться, открыть в себе новые способности. Именно этого я желаю и вашим детям.
Прогресс в работе с моим ребенком можно наблюдать у меня в Инстаграме: @yuliadimadeya
Like this:
Like Loading…
Похожее
mystretch.blog
Методика растяжки детей младшего школьного возраста
Методика растяжки и коррекции данных детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения хореографии.
В современных динамичных условиях практика работы хореографических объединений, студий центров дополнительного образования стремительно перестраивается. Основной вектор преобразований – направленность на личность обучающихся, т.е. развитие у воспитанников тех личностных качеств и свойств, которые дадут им возможность успешно ориентироваться в быстро меняющемся мире.
Хореография – искусство любимое детьми, однако не стоит забывать, что учиться танцу – тяжелый труд, свободу в танце сможет обрести лишь тот, для кого тяжелые выдуманные движения становятся естественными. А это происходит лишь в результате постоянной, кропотливой работы.
В нашу детскую школу хореографии дети приходят, в основном, по желанию, без строгого отбора. В этом причина моего пристального внимания к следующей проблеме: как, опираясь на достаточно скромные физические данные ребенка, работать над его продвижением к успешной деятельности, сделать каждодневный тяжелый труд привлекательным, желанным, радостным.
Каждый урок ритмики включает в себя достаточно большой по объему раздел: партерная гимнастика (упражнения на полу). Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высокого физического напряжения. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивают гибкость, эластичность стоп. Однако, здесь следует заметить, что для детей с недостатком хореографических данных (а таких много) эти упражнения достаточно
тяжелы, болезненны и не приносят желаемых результатов.
Боязнь неудачи, неудовлетворенность результатами своей деятельности приводят к тому, что дети не имеющие природной растяжки, выворотности, гибкости теряют интерес к занятиям, не чувствуют себя успешными на уроке. Не видя немедленных результатов, ребенок в досаде и разочаровании может бросить занятия. Иногда поспешность и переоценка своих возможностей в стремлении к недостижимому идеалу могут привести к болям и даже серьезным травмам. С другой стороны, дети, обладающие хорошими врожденными хореографическими данными, быстро добиваются определенных результатов и не
утруждают себя серьезной, кропотливой работой.
Учитывая сложившиеся противоречия, при подготовке комплекса для растяжки, я решила исходить из реальных данных обычных детей, и постараться сделать так, чтобы растягивание было не муштрой, не наказанием для несовершенного организма, а наоборот, приятным и полезным способом снятия накопившегося нервно-мышечного напряжения, помогло почувствовать уверенность в себе, укрепить мышцы и улучшить
осанку.
Желание растягиваться возникает у человека естественно – утомившись от длительного пребывания в одном положении, мы обычно потягиваемся. Растягивание может стать полезным физическим упражнением – простым в овладении, приятным и абсолютно безопасным. Растягивание благотворно действует на позвоночник, помогает избавиться от скованности в мышцах, улучшает кровообращение, снижает утомление.
Связки детей при растягивании могут удлиняться на 6-10 процентов. Интенсивностьзанятий для каждого должна определяться индивидуально. Самое главное, чтобы ребенок не принуждал себя, а, напротив, выполнял движения с удовольствием.
Предложенный ниже комплекс упражнений включает в себя лишь основные – базовые элементы. Особенность его в том, что почти для каждого упражнения дается два варианта: облегченный вариант (О), для детей, обладающих скромными природными данными, и усложненный вариант (У), для детей с хорошими хореографическими данными. Оба варианта можно использовать одновременно в одной группе детей.
Несколько общих правил:
— начинать растягивание на выдохе, затем дыхание нормальное, нельзя задерживать дыхание, это вызывает напряженность, заканчивать каждое упражнение вдохом;
— не заставлять ребенка удерживать положение длительное время, иначе он утомится и потеряет интерес к занятиям;
— первое время находиться в положении растягивания несколько секунд, затем постепенно увеличивать время.
Упр.1.
Прежде чем проучить правильное положение корпуса на партере,необходимо проверить правильную постановку корпуса в положении «стоя». Вес тела
равномерно распределен на носок и пятку, стопы прижать к полу, опираясь на их внешниекрая. Ногами потянуться вверх, начиная от внутреннего свода стопы, стараясь как можно больше выгнуть его. Напрячь мышцы передней поверхности бедра, подтягивая вверх коленные чашечки. При этом будут растягиваться и связки задней поверхности коленного сустава (следить за тем, чтобы колено не тянулось назад). Напрячь ягодичные мышцы,
втягивая копчик внутрь. Если положение принято правильно, таз не будет наклонен ни вперед, ни назад. Это обеспечивает максимальную опору всему позвоночнику.
При вытягивании нижней части позвоночника вверх необходимо напрячь мышцы брюшногопресса, тем самым компенсируется нагрузка на поясничный отдел позвоночника. Грудная клетка поднимается и, как бы раскрывается. Плечи свободно опущены, при этом стараемся тянуться еще выше. Шея вытягивается вверх, подбородок не запрокидывается, ощущение, будто тянут вверх за макушку. Тело – упругое, легкое, дыхание – свободное, ровное. Детям такое упражнение лучше давать в игровой форме, например в игре «Строим дом» или представить, как тянется к солнышку травинка, деревце и т.д.
Упр. 2.Наклон вперед (стоя).
Это упражнение, если оно выполнено правильно, благотворно действует на нижние отделы позвоночника. Дело в том, что для глубокого наклона вперед таз должен свободно вращаться вокруг головок бедренных костей. Однако у многих детей такое вращение затруднено и наклон производится за счет
чрезмерного напряжения в спине. Выполняя наклон вперед из положения «стоя» или «сидя», всегда нужно следить за тем, чтобы вес тела распределялся равномерно на обе ноги, и чтобы спина была прямая. Ноги широко расставлены в стороны, невыворотны.
Важно помнить, правильное движение – это растягивание от бедер вперед-вверх. Таз находится на одной линии со стопами, коленные чашечки подтянуты.
Упр. 3.Освоив постановку корпуса стоя переходим к положению «сидя» в партере.
В этот момент очень важно научить ребенка чувствовать и ощущать правильные положения и движения позвоночника. Сесть на пол, ноги вытянуть перед собой. Центр тяжести должен находиться перед тазом, чтобы можно было растягиваться вверх от бедер. Детям проще объяснить так: «Сидим на двух косточках». Если ребенок сидит верно и корпус хорошо подтянут наверх, то при разведенных в сторону руках его легко
приподнять над полом — так проверяется правильная постановка корпуса сидя (детям очень нравятся такие «проверки», часто просят приподнять их, или пробуют приподнимать друг друга).Начинаем растягивать позвоночник вверх и вперед пока невозьмемся руками за носки. При наклоне вперед нужно сгибаться только в тазобедренных суставах и одновременно растягивать позвоночник.
Упр. 3(О) Есть дети, у которых мышцы задней поверхности бедер весьма неэластичны и им бывает трудно согнуться только за счет тазобедренных суставов. Стараясь наклониться ниже они, либо сгибают колени, либо скрючивают спину и касаются лбом коленей, что очень неверно и вредит осанке.
Если ребенку не удается достать руками пальцы ног, необходимо взять пояс (или широкую ленту), закинуть за ступни и
держаться за его концы. Растягиваться вверх и вперед от нижних отделов позвоночника, стараясь не помогать себе руками. Шею вытянуть, но не напрягать плечи.
Упр. 3(У) Если ребенок обладает хорошей гибкостью, он сможет на выдохе потянуться туловищем вперед и прижать его к ногам. Не подтягиваться при помощи рук, а плавно вытягивать весь позвоночник от копчика до шеи. Затем опустить голову и коснуться лбом ног. Живот прижат к ногам. Если позволяет растяжка, сцепить руки за ступнями и расслабить плечи. Таким образом, можно одновременно исполнить упражнение для менее гибких детей и для детей, имеющих хорошие природные данные.
Каждый ребенок будит выполнять движение с подходящей именно ему амплитудой, добиваясь своих результатов, и педагог сможет оценить успехи ребенка по его успехам именно на этом занятии.
Упр. 4 Скручивание.
Это упражнение помогает сохранить гибкость позвоночника и снять мышечное напряжение в области плеч и таза. При правильно выполняемом скручивании плечи движутся назад и вниз, а верхняя часть позвоночника выпрямляется. Поэтому поза скручивания способствует исправлению осанки. Грудные позвонки подвижнее, чем крупные позвонки поясничного отдела. Поэтому важно вытянуться как можно выше от поясницы, и скручивать позвоночник по всей его длине, а не просто выпячивать грудь и поворачивать грудную клетку. И.п. стоя на коленях. Сесть на пол справа, согнутые ноги остаются слева. Положить левую руку тыльной стороной на правое колено, отвести прямую правую руку за спину коснувшись пальцами пола. На выдохе
повернуться как можно дальше направо, не отрывая от пола левого бедра. Максимально повернувшись направо, согнуть правую руку за спиной и взяться ею за левое предплечье.
Зафиксировать положение, затем сесть прямо, расслабиться и выполнить в другую сторону. Данное упражнение позволяет значительно «раскрепостить» спину, что помогает юному исполнителю во время танца сделать движения корпуса более свободными, интересными.
Упр. 5 Растягивание в наклоне назад – энергичное, укрепляющее мышцы упражнение.
При наклоне назад позвоночник растягивается в направлении своих естественных изгибов, поэтому важно не просто сильнее прогибаться в талии и наклонять назад голову (как это обычно делают дети, стараясь прогнуться сильнее), а вытягивать весь позвоночник, как бы удлиняя его, «раскрывая» грудь.
Это упражнение помогает выпрямить сутулую спину и расправить плечи. Прежде чем осваивать перегибы корпуса назад необходимо укрепить мышцы спины и уметь хорошо растягиваться в области бедер и таза, это поможет избегать ошибки чрезмерного прогиба в талии.
Упр. 5(О) И.п. лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вверх.
На выдохе оторвать от пола плечи и ноги не сгибая колен. Позвоночник должен растягиваться равномерно по всей длине, поэтому голова и ноги должны находиться на одном уровне. Головы выдвинуть вперед, вытянуть шею, это особенно полезно, если верхний отдел позвоночника негибкий.
Упр. 5(У) Для детей обладающих более «мягкой» спиной, по мере укрепления мышц спины, рекомендуется усложненный вариант.
И.п. лежа на животе, ладони под грудью пальцами вперед. Напрячь мышцы ягодиц. На выдохе приподняться навыпрямленных руках, вытягивая позвоночник. В пол упираются только ладони и тыльная поверхность стоп, они поддерживают вес тела.
Упр. 6(У) Подготовка к мостам.
Встать на колени, ноги вместе, вес тела равномерно распределяется на обе ноги. Вытянуть руки над головой, чтобы выпрямить
позвоночник и «раскрыть» грудную клетку. Положить руки на бедра и продолжать тянуться вверх, стараясь максимально вытянуть позвоночник в области талии. Напрячь ягодицы, выдвинуть таз вперед, чтобы бедра были перпендикулярны полу, плавно прогнуться назад и коснуться руками пяток. Голову наклонить назад, дыхание свободное.
Упр. 6(О) Для менее гибких детей возможен такой вариант: встать на колени спиной к стулу, сесть на пятки, отвести вытянутые руки назад и крепко взяться за край стула. Упираясь руками оторвать бедра от пяток, подать таз вперед, напрячь ягодицы и отвести плечи назад. Бедра нужно выдвигать вперед как можно дальше, тянуться от бедер вверх и стараться максимально прогнуться. Шею вытянуть, смотреть вперед.
Упр. 7(О) Увеличивает эластичность подколенных связок.
Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, стопы на полу. Выпрямить ноги, потянувшись пятками. Стопы сильно сокращены ,пальцы ног тянуть на себя , пятки слегка приподнимаются от пола, подколенные связки прижаты к полу.
Упр. 7(У)Усложненный вариант: из согнутого положения ноги выпрямляются вверх под углом 90 градусов. Таз и поясница обязательно прижаты к полу.
Упр. 8(У) Для растягивания внутренней поверхности бедер. И.п. лежа на правом боку. Вытянуть правую руку вверх ладонью в пол. Потянуться правой стороной тела от пяток до кончиков пальцев рук. Согнуть левую ногу в колене, взяться за стопу левой рукой (правой рукой при этом поддерживаем голову) и поднять ногу вверх, задержаться в этом положении несколько секунд.
Упр. 8(О) Если на данном этапе ребенок обладает недостаточной растяжкой, рекомендуется в положении согнутой ноги закинуть пояс петлей на стопу, держась за него. Затем выпрямить ногу и поднять ее вверх, продолжая держаться за пояс. Использование пояса как бы удлиняет руку и позволяет позвоночнику оставаться ровным и вытянутым.
Упр. 9 Лягушка. Значительно улучшает подвижность тазобедренных суставов, развивает выворотность. В зависимости от природного строения тазобедренного сустава, одним детям удается сразу же, без особого труда, принять необходимое положение и они просто отдыхают, другим же такая поза не удается и после нескольких месяцев занятий.
Упр. 9(У) И.п. сидя в положении «лягушки», стопы соединены и прижаты к туловищу, бедра опущены на пол. Держась за согнутые ноги, выполнить растягивание в наклоне вперед, вытягивая переднюю сторону туловища. Бедра продолжать опускать к полу. Положить голову на пол. Весь позвоночник должен быть вытянут, а грудная клетка раскрыта.
Упр. 9(О) Предложить детям максимально раскрыть ноги в стороны, при этом максимально расслабить мышцы таза и бедер, обеспечивая большую подвижность тазобедренных суставов (как правило, дети, наоборот, сильно перенапрягают мышцы бедра, чем вызывают болевые ощущения), колени опускаются вниз как бы под воздействием собственной тяжести. Для большего расслабления можно предложить выполнить упражнение в положении лежа на спине, тогда расслабить мышцы будет еще легче.
Упр. 10(У) Для улучшения балетного шага можно добавить выведение ноги вперед -в сторону из положения «лягушки» сидя. Правой рукой взяться за пятку правой ноги через положение «вперед» вывести прямую ногу в сторону, стараясь максимально поднять ее вверх. Следить за ровным положением бедер, сидеть на «двух косточках», поясницу сильно растянуть наверх, плечи ровные, свободные.
Упр.10(О) На правую ногу петлей накидывается пояс, нога выводится вперед -в сторону и удерживается на возможной высоте за счет петли в руке, что делает возможным удержать ровными тазобедренные суставы и позвоночник. Все изменения в организме происходят постепенно, иногда достаточно медленно.
Бывает, что дети, не получив сиюминутного результата теряют интерес к занятиям. Исходя из вышесказанного, я решила в партерный экзерсис включить элементы танца, соединить гимнастику с хореографией. Параллельно с задачей развития и коррекции физических данных ребенка удается решить и другие задачи: увлечь, заинтересовать, развить музыкальность, танцевальность, координацию, актерскую выразительность, умение работать в паре, в ансамбле. Ребенок, у которого не вполне получается «чисто» исполнить гимнастическое движение, может получить высокую оценку своей манеры
исполнения, актерского мастерства, созданного им интересного образа. Это приводит к повышению у ребенка собственной самооценки, ориентирует его на успех, что и определяет его адаптацию в коллективе, способствует дальнейшему развитию.
Такие маленькие «танцы на полу» доставляют детям радость и удовлетворение, что очень важно само по себе. Можно вставлять в упражнения хлопки, удары, возгласы, например, «Ух, ты! Ух, я!» — в русском этюде, или «Пиф-паф» в этюде про пиратов. Это помогает развитию ритмичности, позволяет отвлечься от болевых ощущений.
В первом классе делаем, в основном, игровые сюжеты: «Я на солнышке лежу», «Забавные мартышки», «Я змея-змея-змея, я ползу-ползу-ползу…», которые помогают снять мышечные зажимы, научиться открыто выражать свои эмоции. Когда дети становятся постарше, в партерный экзерсис вводятся элементы народной хореографии: «Ах, вы, сени», «Ковбои», добавляется более сложная пластика: «Чудеса на дне морском». Дети не так терпеливы, как взрослые, и не обладают такой возможностью сосредоточиваться, они более подвижны и им хочется поскорее перейти от одного движения к другому. Позволяйте им это.
Если в одной части занятия было больше статичных положений, то в партерном экзерсисе пусть будут танцевальные сюжеты, и, наоборот, если в партере шло проучивание движений в «чистом» виде, то в основную часть занятия необходимо включить больше активных движений, игр и т.д. Помните, что
мышцы и связки у детей слабее, чем у взрослых. Пусть дети растягиваются свободно и естественно, чтобы тело сохранило природную гибкость. После растягиваний детям необходимо на несколько минут расслабиться, так они учатся ценить тишину и спокойную атмосферу.
Результаты моего опыта достаточно доступны для педагогов дополнительного образования. Его можно использовать в организации системы обучения хореографии детей, как в специальных учреждениях дополнительного образования, так в школьных и дошкольных учреждениях.
Автор Кожевникова Людмила Валерьевна,
преподаватель ДШХ №3
Материал размещен на сайте в рамках проекта «ПУБЛИКАЦИИ»
С уважением, Наталья Довбыш
www.horeograf.com