Труд для детей – ? ! 4 . ,
Материал на тему: Труд для ребенка
Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду.
Значение труда
Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Виды труда
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.
Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Труд детей в природе
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.
В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.
«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»
Работа с семьей
Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Как ребенка приобщить к труду?
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.
В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.
Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.
Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.
Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.
Вывод
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. . Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
nsportal.ru
Статья на тему: Значение труда в дошкольном возрасте.
Значение труда в дошкольном возрасте.
Труд — важнейшее средство в воспитании детей дошкольного возраста , в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс трудового воспитания детей в детском саду, должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для всего коллектива, относиться к работе с любовью, видеть в ней как — необходимое условие для проявления творчества личности.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко. Труд основа человеческой жизни.
Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.
Виды труда
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то в старшем дошкольном возрасте этот труд для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение трудовых заданий, приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени. Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое без требований из вне. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, уверенность в своих силах.
Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний о почве, посадочном материале, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности, воспитывает у детей интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, красивее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся и осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
На опыте дети усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.
nsportal.ru
Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Скачать конспект Опыт трудового воспитания педагогов показывает, что приобщение ребенка к труду, необходимо начинать как можно раньше, в то время, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является необходимым условием формирования трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплинированности, бережливости и прилежания. Труд должен быть посилен ребенку, тем самым доставляя ему удовлетворение и радость. Ребенок должен понимать, что и его труд приносит пользу другим людям. Хорошо организованный труд дошкольника – это важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Таким образом, из всего, вышесказанного, можно сделать вывод : трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
|
doshkolnik.ru
Что значит труд ребенка в дошкольном возрасте
На чтение 2 мин. Просмотров 2.3k.
Труд – эффективное средство формирования предметно-практической компетентности дошкольника.
Очень важно с детства приучить ребенка к труду, воспитать в нем элементарные трудовые умения и навыки. Посильный труд наряду с игрой удовлетворяет стремление ребенка к активной деятельности, самостоятельности, организованности, дает утешение и радость в повседневной жизни.
Значение труда для всестороннего развития дошкольника
Бесспорно именно труд — один из ведущих факторов всестороннего развития детей. Труд полезен для здоровья ребенка, если он посильный и правильно организован. Труд способствует умственному развитию.
Во время трудовых действий происходит развитие всех познавательных процессов:
- активного восприятия;
- воображения;
- внимания;
- памяти;
- мышления.
Неоценимое значение труд имеет и для нравственного воспитания ребенка, ведь во время работы воспитываются такие качества личности:
- наблюдательность;
- сосредоточенность;
- исполнительность;
- дисциплинированность;
- самостоятельность;
- инициативность.
Виды поручений
(по Т. Познанской):
- По форме организации: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По продолжительности их выполнения: кратковременные, долговременные, постоянные, эпизодические, разовые.
- По сложности задач: простые, сложные.
Систематическое участие в трудовой деятельности способствует общему развитию ребенка, и придает уверенности в собственных силах. Именно с помощью трудовых поручений мы развиваем у детей такое базовое качество личности, как самостоятельность.
Самостоятельность — способность полагаться на собственные силы, не обращаться без нужды помощи других, действовать независимо и инициативно.
Давая ребенку поручение очень важно показать, как правильно его выполнить, и объяснить зачем это нужно. Постепенно показ и навыки заменяем напоминанием и контролем.
Для развития трудовых умений у детей следует правильно подбирать поручения.
Прежде всего, оно должно быть посильным и вместе с тем требовать от ребенка небольшого усилия, чтобы она относилась к поручению, как к важному и серьезному делу.
Что такое труд? — Дошкольное образование
Тема: «Что такое труд?»
Труд-основа нашей жизни, нашего благополучия. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям сельскохозяйственного труда. Мы начинаем знакомить детей с сельскохозяйственным трудом уже с дошкольного возраста.
В сельской местности познакомить с сельскохозяйственным трудом намного проще, чем в городе. В городе сложнее провести наблюдение, допустим, на поле или на ферме. В нашем детском саду ведется большая работа в этом направлении, мы воспитываем интерес и уважение к людям сельской местности, к труду сельчан. Результатами сельского труда дети пользуются ежедневно (на нашем столе уже с утра свежее молоко, мясо, горячий хлеб, разнообразные овощи), поэтому они должны знать, сколько сил тратят сельчане на то, чтобы вырастить хлеб, обеспечить население страны, такими продуктами питания.
Чтобы выяснить представления детей о сельскохозяйственном труде взрослых, о профессиях данного труда, а также о машинах, которые помогают колхозникам, мы провели беседы с детьми: «Хлеб всему голова», «Беседа о труде доярки». Мы проанализировали ответы детей, и вот какой получился результат.
Дети имели лишь общее представление о том, что в колхозе
«убирают урожай», «доярка доит коров», «комбайны собирают урожай зерновых», не замечая последовательности выполнения (сначала пашут, затем сеют, а потом обрабатывают удобрениями, поливают, а потом собирают урожай). Дети называли две-три наиболее популярные профессии и рассказывали о них. Рассказы их были скупые, маленькие. А такие профессии как телятница, птичница, свинарка, тракторист, ветеринар, зоотехник совсем не называли. Так как знания детей о сельскохозяйственных профессиях были весьма поверхностными, представления не достаточно полными. Но в это же время дети довольно хорошо знали сельскохозяйственную технику(трактор, комбайн, грузовые машины).
Дети слабо представляли, что труд колхозника хотя и очень тяжелый, но в тоже время радостный, потому что люди работают вместе и знают, что их труд нужен для блага всего народа.
Представления об окружающем детям легче передать в рисунках. Поэтому мы предложили им нарисовать все, что они знают о труде колхозника. По рисункам было видно, что дети в основном изображали труд земледельца: весенняя вспашка земли, сенокос, полив, уборка зерновых культур, перевозка зерна на элеватор. Например, на рисунке Софьи были изображены поливные установки, которые были нарисованы в разных местах на зеленом поле. Софья сначала заштриховала поле зеленым карандашом, затем нарисовала поливные установки и фонтаны капелек воды мелкими штрихами.
Детские работы показали, что они знают некоторые виды сельскохозяйственного труда. Но многое было ошибочным, например, Ваня нарисовал комбайн, который идет по черному полю, хотя поле должно было покрашено в желтый цвет, а Саша нарисовал у трактора вместо плуга, тележку. Катя нарисовала, как люди поливают поля из лейки.
Анализ детских рисунков подтвердил наше мнение о том, что знания детей о труде колхозников односторонние и недостаточно глубокие. Труд колхозника ими воспринимается только как труд земледельцев. Поэтому мы перед собой поставили такие задачи:
Расширить и углубить знания детей о сельскохозяйственном труде, познакомить их с различными профессиями колхозника (хлебороб, овощевод, животновод, ветеринар).
Обращать внимание детей на результат труда, его значение для всех граждан нашей большой страны.
Расширить и уточнить знания детей о сельскохозяйственной технике, подвести их к понятию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин.
Воспитатель должен четко планировать свою работу, чтобы вызвать интерес к сельскохозяйственному труду. Поэтому при составлении плана по ознакомлении с сельскохозяйственным трудом, мы стремились использовать разнообразные формы работы:
беседы, рассказ
чтение художественной литературы,
рассматривание картин, иллюстраций
показ выставок, фотовыставок и презентаций,
дидактические игры и упражнения, сюжетно- ролевые игры
организация экскурсий
наблюдения во время прогулок.
Мы постарались предусмотреть взаимосвязь экскурсий с другими сторонами воспитательной работы, например, с рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, разучиванием пословиц, поговорок, чтением художественных произведений.
Формирование правильных представлений о труде очень важно: знания детей должны опираться на конкретные представления. В нашем детском саду есть огород, где дети могут наблюдать за взрослыми, выполняющими все работы, связанные с выращиванием : моркови, свеклы, лука, чеснок, капусты, томатов, огурцов, гороха и даже клубники. Они видят, как огород перекапывают, как высаживают семена различных овощей, как появляются всходы. как их поливают, пропалывают. Как собирают урожай
Осуществление поставленных задач во многом зависит от того, насколько тесно взаимосвязана деятельность семьи и детского сада. Поэтому в план по работе с родителями были включены консультации о совместном труде взрослых и детей. Предлагали родителям привлекать детей к посильному труду дома, чтобы эта работа доставляла детям радость.
В первую очередь мы решили расширить и углубить знания детей о труде хлебороба. Так, нами воспитателями совместно с родителями была проведены экскурсии в поле и на машинный двор. Рассказали, что перед посевом зерновых, поле было вспахано, затем прокультивировано и посеяно, только теперь мы с вами видим всходы, а чтобы они были сильными их нужно подкормить минеральными удобрениями и все лето поливать. Осенью комбайны уберут зерно, а грузовые машины увезут его на элеватор, там просушат его и отправят его на мельницу с мельницы в пекарню, а с пекарни уже готовый вкусный, горячий хлеб повезут в магазин. Мы рассказали детям весь путь хлеба от зернышка и до хлеба на столе для того, чтобы они поняли, сколько нужно вложить труда, чтобы на столе был вкусный, душистый хлеб. Во время второй экскурсии детям показали: плуг для пахоты земли, сеялки, культиватор, трактора, комбайны, грузовые машины.
Далее было проведено занятие для закрепления знаний о труде хлеборобов: «Как выращивают хлеб». Вместе с детьми читали стихи о хлебе, учили песню «Колосок», разучивали танец колосков и в конце провели развлечение «Добрым караваем мы гостей встречаем!»
Итогом всей этой работы является экскурсия на хлебозавод. Дети с удовольствием наблюдали за процессом выпечки хлеба и в конце почувствовали, как запахло вкусным, ароматным, горячим хлебом.
Так дети получили знания о последовательности выращивания хлеба. Хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда на столе был хлеб. За добросовестный труд наше государство награждает хлеборобов орденами и медалями за добросовестный и тяжелый труд.
Затем провели беседу о труде колхозников по выращиванию капусты, моркови, картофеля и других культур на полях. Где без сельскохозяйственной техники не обойтись. Показали детям презентацию всех видов машин, при помощи которых производят посадку, полив, прополку и уборку урожая.
В результате проделанной работы у старших дошкольников появился интерес к сельскохозяйственному труду, появились вопросы о технике, о труде колхозников. Появились и новые игры. Интерес к труду колхозников нашел отражение и в детских рисунках, в сюжетах детей появилось новое: перевозка зерна на элеватор, сбор сена, вспашка земли.
Не менее почетным является труд животноводов, поэтому экскурсия на ферму тоже была необходима. В наше время многие трудоемкие процессы в животноводстве механизированы. И доярка уже не доярка, а оператор машинного доения. Дети с удовольствием наблюдали, как тракторист с кормораздатчика раздавал корм по кормушкам. Процесс дойки тоже механизирован: оператору остаётся вытереть вымя и подключить аппарат к нему. Детям было интересно наблюдать, как по прозрачной трубе молокопровода молоко поступает в большую ёмкость, где охлаждается до нужной температуры. Слаженность в работе людей и машин вызывает в детях неподдельный интерес.
Труд доярок тесно связан с трудом телятниц. Для маленьких телят созданы специальные ясли, где они растут под наблюдением телятниц. Дети видят из каких маленьких теляток вырастают коровы. Благодаря заботе этих женщин в помещении у телят всегда чисто, животные сытые, ухоженные и с какой доверчивостью тянутся к людям. Здесь можно наглядно показать отношение людей к своему труду, а у детей сформировать представление о том, что значит хорошо работать.
Но если на ферме много коров и телят, то наверняка они тоже болеют. Кто же их лечит? Мы знакомим их с работой врача ветеринара. Не все дети знают кто это. И в чем заключается его работа. Поэтому побывав на ферме, обязательно встречаемся с ветеринаром. Дети очень удивлены, что есть такой доктор, который лечит животных. Они сразу вспомнили сказку про »Доктора Айболита». Рассказ человека этой профессии очень интересен, и многие ребята послушав истории о лечении животных захотели стать, когда вырастут, ветеринарными врачами.
Наша экскурсия проходила мимо больших стогов с сеном, соломой. Детишки были очень удивлены большим количеством сухой травы и задали вопрос: откуда её столько много? На что получили ещё много информации от главного зоотехника. Летом специальная бригада заготавливает сухие и сочные корма для зимнего кормления животных. Ведь зимой вся земля покрыта толстым слоем снега, а все животные благодаря механизаторам, комбайнёрам, трактористам всю зиму и до первой травы будут сыты и в тепле. И будут радовать нас таким вкусным и сытным молоком.
А наши детишки с удовольствием применяют полученные знания в своих играх, в рисунках, аппликациях. Самые лучшие рисунки мы поместили в альбом под названием «Сельский труд». И мы надеемся, что интерес к сельской жизни не пропадёт.
multiurok.ru
Дошкольник.руДошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем статьиФейсбук | Труд
| «Дошкольник.РФ» |
doshkolnik.ru
Виды труда детей дошкольного возраста
Приучать ребенка к труду лучше всего с раннего детства. Об этом говорят большинство психологов и педагогов. Вместе с тем, очень важно разумно и взвешенно подходить к организации трудового воспитания, чтобы привить ребенку любовь к физическому труду, к природе, к самостоятельности.
У младших дошкольников труд в природе интересен сам по себе, как и любая другая деятельность. Многие действия интересны ребенку сами по себе, и он готов повторять их снова и снова, без каких-либо напоминаний или принуждений. Вместе с тем, без недостаточного контроля эта деятельность никогда не приобретет характер осмысленной и системной, поэтому, вряд ли может принести долгосрочную пользу. По этой причине так важно уделять особенное внимание трудовому воспитанию детей, особенно в раннем возрасте.
В трудовой деятельности детей дошкольного возраста можно четко проследить желание ребят помочь старшим. Даже если ручной и художественный труд сам по себе им не интересен, для того, чтобы помочь родителям, воспитателям и другим взрослым, они могут заниматься им, понимая значение труда для взрослых. Однако, для того, чтобы подобное желание помочь возникало на подсознательном уровне, важно уделять особенное внимание трудовому воспитанию детей.
Хозяйственно-бытовой труд детей важен не только для общественной пользы, но и для их самовосприятия, и идентификации себя с окружающим миром. Содержание труда по самообслуживанию, забота о природе и о других детях – все это помогает ребенку стать более взрослым и самостоятельным, почувствовать себя нужным в кругу других детей и даже взрослых. Осваивая ручной и художественный труд, дети приобретают новые умения и навыки, учатся терпению и усердию.
В процессе труда ребенок постигает мир, те многие процессы, которые в нем протекают: он учится сажать растения и ухаживать за ними, знакомится с живыми обитателями природы. Труд в природе важно умело сочетать с помощью по дому, как в семье, так и в компании сверстников.
Не менее значимо также и культурно-нравственное воспитание. Работа должна привить ребенку не только ответственность и уважение к старшим, но и чувство прекрасного, любовь к природе, тягу к духовному и неземному.
Где ребенок дошкольник может научиться труду?
Труду не учатся в каком-то определенном месте. Ручной и художественный труд можно привить в любом месте. И это первое, что должны запомнить как родители, так и воспитатели. Процесс обучения детей труду – это процесс коллективного воспитания, которое начинается дома, и продолжается в младших группах детского сада, в подготовительных группах и в младшей школе. Чтобы привить ребенку все необходимые умения и навыки, необходимо действовать сообща: одни родители или воспитатели здесь не справятся.
Обучение детей труду может проходить в любом месте. При этом, важно помнить основные принципы и задачи трудового воспитания, которые выделяет дошкольная педагогика. К ним можно отнести следующие:
- Знакомство с трудом физическим, творческим, интеллектуальным. Каждый ребенок должен понять, что, вообще, представляет из себя труд. Это поможет ему найти в огромном разнообразии что-то свое, выбрать для себя хобби и, может быть, даже будущую профессию;
- Воспитание в детях уважения к труду. На ранних этапах очень важно ознакомить ребят с важностью и серьезностью труда, который осуществляют взрослые. Дети должны с ранних лет научиться с уважением относиться к тому, что делают другие люди;
- Обретение навыков и умений. В ходе знакомства с трудом, ребята дошкольники пробуют свои силы в том или ином деле. Это помогает им не только лучше понять, что из себя представляет так или иная деятельность, но и привить себе определенный набор качеств и навыков, необходимых для жизни в будущем;
- Пробуждение интереса к труду. Этот принцип особенно важно учесть именно в дошкольном возрасте. Ребят следует приучить любить трудиться, на благо своей семьи, своих близких и своей родины. Если упустить этот принцип в детстве, можно никогда больше не восполнить его в будущем;
- Правильная мотивация. У каждого ребенка должна быть правильная мотивация в его труде. Нужно показать ему не только что ему следует делать, но и что ждет его впереди, ради чего он прилагает все свои усилия;
- Развитие коллективного мышления. Помимо всего прочего, очень важно привить детям понятие не только индивидуального труда, но и коллективного. Дети должны понимать, что чем бы они ни занимались, они являются частью большой команды, с которой они вместе трудятся на благо самих себя и других людей.
Воспитатель, в процессе обучения детей, должен использовать все изложенные выше принципы. Это же касается и родителей, принимающих непосредственное участие в воспитании своих детей. При большом желании привить детям уважение к труду, и научить их трудиться можно в любом месте, как дома, так и в детском саду, как на огороде, так и в парке. В этом вопросе играет определяющую роль стремление к правильной цели и правильная постановка задач.
Вместе с тем, некоторые виды труда отличаются от остальных по своей специфике и по задачам, которые ставит перед собой та или иная трудовая детальность. Труд в природе представляет собой прочную основу для формирования в детях чувства ответственности и самостоятельности.
Труд в природе: основа нравственного воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте особенную роль играет труд в природе, посредством которого ребенка можно не только приучить к трудовой деятельности, но и привить ему любовь к животным, к живой природе, научить его ценить и дорожить всем прекрасным, что есть в мире.
Работа на свежем воздухе – это не только польза для здоровья и физического состояния детей, но и важный нравственный компонент воспитания дошкольников. Работа на природе подразумевает участие детей в выращивании растений, в уходе за деревьями и кустарниками, в заботе о домашних животных и других элементах природы. Труд детей на природе развивает наблюдательность, любовь к природе, чувство ответственности за тех, кто слабее. Воспитатель, с помощью живой природы, может способствовать физическому развитию детей, тренируя в них выносливость, терпение и другие полезные навыки.
Работая в цветнике, огороде, саду или в теплице, у детей вырабатывается чувство ответственности за порученный им уголок. Больше всего детям нравится созерцать плоды своих трудов: когда посаженные ими цветы вырастают, овощи дают всходы, а политые ими яблони и другие фруктовые деревья распускаются с приходом весны.
Детям хочется делиться с окружающими плодами своей усердной работы: они угощают сверстников ягодами и фруктами, дарят мамам цветы, помогают приготовить овощи на кухне. Работа на природе, на самом деле, является важной составляющей правильного трудового воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем, не стоит забывать также и о других видах трудовой деятельности.
Ручной и хозяйственно-бытовой труд: развитие жизненно важных навыков и умений
Ручной и художественной труд, а именно изготовление различных предметов, инструментов и игрушек своими руками – не менее важная составляющая правильного трудового детского воспитания, нежели работа на природе. Когда ребенок учится производить что-либо своими руками, пусть даже самые простые игрушки и инструменты, он приобретает важные жизненные навыки, которые пригодятся ему в школе, и в дальнейшей трудовой деятельности.
В младших группах детей подобный хозяйственно-бытовой труд развит слабо, так как интерес младших дошкольников ограничен природой и выполнением простых задач и поручений. Что касается старших групп детей – изготовление чего-либо своими руками из подручных материалов представляет для них особый интерес. Понимание того, что игрушки и другие необходимые предметы можно сделать самостоятельно прививает детям чувство самостоятельности и ответственности. Осознание собственной значимости, как и возможность сделать приятный подарок родным и друзьям, сделанный своими руками, имеет очень большое значение для ребят в этом возрасте.
Работа руками развивает в детях важные творческие и интеллектуальные навыки. Ребята учатся фантазировать, работать и руками, и головой.
Очень важно давать ребятам возможность самостоятельно придумывать себе поделки, чтобы они могли развивать все стороны своей многогранной личности. Работа развивает в детях терпение, усидчивость, аккуратность и чувство ответственности, все те навыки и черты характера, которые так пригодятся в школьные годы.
Разновидности коллективного труда дошкольников
Всю деятельность детей дошкольного возраста, протекающую в младших группах, и в подготовительных, можно разделить на три основных вида или направления:
- Коллективные поручения. Задачи, которые ребенок выполняет вместе со своими сверстниками по поручению старших в детском саду, или на природе;
- Индивидуальные поручения. Задачи, которые воспитатель поручает кому-то из детей в отдельности. Такой тип труда воспитывает в детях чувство личной ответственности за проделанную работу;
- Дежурства. Могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Суть дежурств в воспитании в детях чувства систематичности и регулярности выполняемого труда. Ребенок должен понять свои обязанности и то, с какой периодичностью они будут к нему возвращаться.
Что касается манеры подачи поручений и задач, воспитатель должен помнить о том, что все поручения и задания, которые он дает детям, должны быть максимально простыми и понятными, лучше избегать поручений, содержащих в себе больше двух-трех действий. Тогда и проблем с трудовым воспитанием детей дошкольного возраста возникнуть не должно.
deti.center