Труд для детей – Материал на тему: Труд для ребенка

Содержание

Материал на тему: Труд для ребенка

Трудовое воспитание детей в семье и в детском саду.

Значение труда

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Виды труда

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»

Работа с семьей

      Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

        Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

         В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.      Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

     В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.

Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

     Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.

        Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

        Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Вывод

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов  воспитания  личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. . Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.  Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

nsportal.ru

Что значит труд ребенка в дошкольном возрасте


Труд – эффективное средство формирования предметно-практической компетентности дошкольника.
Очень важно с детства приучить ребенка к труду, воспитать в нем элементарные трудовые умения и навыки. Посильный труд наряду с игрой удовлетворяет стремление ребенка к активной деятельности, самостоятельности, организованности, дает утешение и радость в повседневной жизни.

Значение труда для всестороннего развития дошкольника

Бесспорно именно труд — один из ведущих факторов всестороннего развития детей. Труд полезен для здоровья ребенка, если он посильный и правильно организован. Труд способствует умственному развитию.

Во время трудовых действий происходит развитие всех познавательных процессов:

  • активного восприятия;
  • воображения;
  • внимания;
  • памяти;
  • мышления.

Неоценимое значение труд имеет и для нравственного воспитания ребенка, ведь во время работы воспитываются такие качества личности:

  • наблюдательность;
  • сосредоточенность;
  • исполнительность;
  • дисциплинированность;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Виды поручений

(по Т. Познанской):

  1. По форме организации: индивидуальные, групповые, коллективные.
  2. По продолжительности их выполнения: кратковременные, долговременные, постоянные, эпизодические, разовые.
  3. По сложности задач: простые, сложные.

Систематическое участие в трудовой деятельности способствует общему развитию ребенка, и придает уверенности в собственных силах. Именно с помощью трудовых поручений мы развиваем у детей такое базовое качество личности, как самостоятельность.

Самостоятельность — способность полагаться на собственные силы, не обращаться без нужды помощи других, действовать независимо и инициативно.

Давая ребенку поручение очень важно показать, как правильно его выполнить, и объяснить зачем это нужно. Постепенно показ и навыки заменяем напоминанием и контролем.

Для развития трудовых умений у детей следует правильно подбирать поручения.

Прежде всего, оно должно быть посильным и вместе с тем требовать от ребенка небольшого усилия, чтобы она относилась к поручению, как к важному и серьезному делу.

podrastu.ru

Виды труда детей дошкольного возраста

Приучать ребенка к труду лучше всего с раннего детства. Об этом говорят большинство психологов и педагогов. Вместе с тем, очень важно разумно и взвешенно подходить к организации трудового воспитания, чтобы привить ребенку любовь к физическому труду, к природе, к самостоятельности.

У младших дошкольников труд в природе интересен сам по себе, как и любая другая деятельность. Многие действия интересны ребенку сами по себе, и он готов повторять их снова и снова, без каких-либо напоминаний или принуждений. Вместе с тем, без недостаточного контроля эта деятельность никогда не приобретет характер осмысленной и системной, поэтому, вряд ли может принести долгосрочную пользу. По этой причине так важно уделять особенное внимание трудовому воспитанию детей, особенно в раннем возрасте.

В трудовой деятельности детей дошкольного возраста можно четко проследить желание ребят помочь старшим. Даже если ручной и художественный труд сам по себе им не интересен, для того, чтобы помочь родителям, воспитателям и другим взрослым, они могут заниматься им, понимая значение труда для взрослых. Однако, для того, чтобы подобное желание помочь возникало на подсознательном уровне, важно уделять особенное внимание трудовому воспитанию детей.

Хозяйственно-бытовой труд детей важен не только для общественной пользы, но и для их самовосприятия, и идентификации себя с окружающим миром. Содержание труда по самообслуживанию, забота о природе и о других детях – все это помогает ребенку стать более взрослым и самостоятельным, почувствовать себя нужным в кругу других детей и даже взрослых. Осваивая ручной и художественный труд, дети приобретают новые умения и навыки, учатся терпению и усердию.

В процессе труда ребенок постигает мир, те многие процессы, которые в нем протекают: он учится сажать растения и ухаживать за ними, знакомится с живыми обитателями природы. Труд в природе важно умело сочетать с помощью по дому, как в семье, так и в компании сверстников.

Не менее значимо также и культурно-нравственное воспитание. Работа должна привить ребенку не только ответственность и уважение к старшим, но и чувство прекрасного, любовь к природе, тягу к духовному и неземному.

Где ребенок дошкольник может научиться труду?

Труду не учатся в каком-то определенном месте. Ручной и художественный труд можно привить в любом месте. И это первое, что должны запомнить как родители, так и воспитатели. Процесс обучения детей труду – это процесс коллективного воспитания, которое начинается дома, и продолжается в младших группах детского сада, в подготовительных группах и в младшей школе. Чтобы привить ребенку все необходимые умения и навыки, необходимо действовать сообща: одни родители или воспитатели здесь не справятся.

Обучение детей труду может проходить в любом месте. При этом, важно помнить основные принципы и задачи трудового воспитания, которые выделяет дошкольная педагогика. К ним можно отнести следующие:

  • Знакомство с трудом физическим, творческим, интеллектуальным. Каждый ребенок должен понять, что, вообще, представляет из себя труд. Это поможет ему найти в огромном разнообразии что-то свое, выбрать для себя хобби и, может быть, даже будущую профессию;
  • Воспитание в детях уважения к труду. На ранних этапах очень важно ознакомить ребят с важностью и серьезностью труда, который осуществляют взрослые. Дети должны с ранних лет научиться с уважением относиться к тому, что делают другие люди;
  • Обретение навыков и умений. В ходе знакомства с трудом, ребята дошкольники пробуют свои силы в том или ином деле. Это помогает им не только лучше понять, что из себя представляет так или иная деятельность, но и привить себе определенный набор качеств и навыков, необходимых для жизни в будущем;
  • Пробуждение интереса к труду. Этот принцип особенно важно учесть именно в дошкольном возрасте. Ребят следует приучить любить трудиться, на благо своей семьи, своих близких и своей родины. Если упустить этот принцип в детстве, можно никогда больше не восполнить его в будущем;
  • Правильная мотивация. У каждого ребенка должна быть правильная мотивация в его труде. Нужно показать ему не только что ему следует делать, но и что ждет его впереди, ради чего он прилагает все свои усилия;
  • Развитие коллективного мышления. Помимо всего прочего, очень важно привить детям понятие не только индивидуального труда, но и коллективного. Дети должны понимать, что чем бы они ни занимались, они являются частью большой команды, с которой они вместе трудятся на благо самих себя и других людей.

Воспитатель, в процессе обучения детей, должен использовать все изложенные выше принципы. Это же касается и родителей, принимающих непосредственное участие в воспитании своих детей. При большом желании привить детям уважение к труду, и научить их трудиться можно в любом месте, как дома, так и в детском саду, как на огороде, так и в парке. В этом вопросе играет определяющую роль стремление к правильной цели и правильная постановка задач.

Вместе с тем, некоторые виды труда отличаются от остальных по своей специфике и по задачам, которые ставит перед собой та или иная трудовая детальность. Труд в природе представляет собой прочную основу для формирования в детях чувства ответственности и самостоятельности.

Труд в природе: основа нравственного воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте особенную роль играет труд в природе, посредством которого ребенка можно не только приучить к трудовой деятельности, но и привить ему любовь к животным, к живой природе, научить его ценить и дорожить всем прекрасным, что есть в мире.

Работа на свежем воздухе – это не только польза для здоровья и физического состояния детей, но и важный нравственный компонент воспитания дошкольников. Работа на природе подразумевает участие детей в выращивании растений, в уходе за деревьями и кустарниками, в заботе о домашних животных и других элементах природы. Труд детей на природе развивает наблюдательность, любовь к природе, чувство ответственности за тех, кто слабее. Воспитатель, с помощью живой природы, может способствовать физическому развитию детей, тренируя в них выносливость, терпение и другие полезные навыки.

Работая в цветнике, огороде, саду или в теплице, у детей вырабатывается чувство ответственности за порученный им уголок. Больше всего детям нравится созерцать плоды своих трудов: когда посаженные ими цветы вырастают, овощи дают всходы, а политые ими яблони и другие фруктовые деревья распускаются с приходом весны.

Детям хочется делиться с окружающими плодами своей усердной работы: они угощают сверстников ягодами и фруктами, дарят мамам цветы, помогают приготовить овощи на кухне. Работа на природе, на самом деле, является важной составляющей правильного трудового воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем, не стоит забывать также и о других видах трудовой деятельности.

Ручной и хозяйственно-бытовой труд: развитие жизненно важных навыков и умений

Ручной и художественной труд, а именно изготовление различных предметов, инструментов и игрушек своими руками – не менее важная составляющая правильного трудового детского воспитания, нежели работа на природе. Когда ребенок учится производить что-либо своими руками, пусть даже самые простые игрушки и инструменты, он приобретает важные жизненные навыки, которые пригодятся ему в школе, и в дальнейшей трудовой деятельности.

В младших группах детей подобный хозяйственно-бытовой труд развит слабо, так как интерес младших дошкольников ограничен природой и выполнением простых задач и поручений. Что касается старших групп детей – изготовление чего-либо своими руками из подручных материалов представляет для них особый интерес. Понимание того, что игрушки и другие необходимые предметы можно сделать самостоятельно прививает детям чувство самостоятельности и ответственности. Осознание собственной значимости, как и возможность сделать приятный подарок родным и друзьям, сделанный своими руками, имеет очень большое значение для ребят в этом возрасте.

Работа руками развивает в детях важные творческие и интеллектуальные навыки. Ребята учатся фантазировать, работать и руками, и головой.

Очень важно давать ребятам возможность самостоятельно придумывать себе поделки, чтобы они могли развивать все стороны своей многогранной личности. Работа развивает в детях терпение, усидчивость, аккуратность и чувство ответственности, все те навыки и черты характера, которые так пригодятся в школьные годы.

Разновидности коллективного труда дошкольников

Всю деятельность детей дошкольного возраста, протекающую в младших группах, и в подготовительных, можно разделить на три основных вида или направления:

  • Коллективные поручения. Задачи, которые ребенок выполняет вместе со своими сверстниками по поручению старших в детском саду, или на природе;
  • Индивидуальные поручения. Задачи, которые воспитатель поручает кому-то из детей в отдельности. Такой тип труда воспитывает в детях чувство личной ответственности за проделанную работу;
  • Дежурства. Могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Суть дежурств в воспитании в детях чувства систематичности и регулярности выполняемого труда. Ребенок должен понять свои обязанности и то, с какой периодичностью они будут к нему возвращаться.

Что касается манеры подачи поручений и задач, воспитатель должен помнить о том, что все поручения и задания, которые он дает детям, должны быть максимально простыми и понятными, лучше избегать поручений, содержащих в себе больше двух-трех действий. Тогда и проблем с трудовым воспитанием детей дошкольного возраста возникнуть не должно.

deti.center

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Для того, чтобы человек достиг каких-либо успехов в жизни, он должен быть трудолюбивым. Умение трудиться не   заложено в человеке  природой, данный навык должен быть сформирован. И чем раньше начнется процесс трудового воспитания, тем лучше для ребенка. Самый подходящий период привития трудовых навыков у детей – это дошкольный период. Трудовое воспитание дошкольников ставит перед собой цель – научить ребенка быть трудолюбивым, привить ему общетрудовые умения, развить чувство ответственности к выполняемой работе. Процесс воспитания малыша дошкольного возраста — это совместная деятельность детского дошкольного учреждения и семьи.

Уход за растениями и животными — один из методов трудового воспитания

Значение детского труда и его виды

Воспитание трудовых навыков у ребенка имеет большое значение в формировании его  физического и нравственного развития. Малыши, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными, более крепкими физически.

Процесс труда дисциплинирует детей, развивает в них чувство ответственности за себя и свои действия.

Значение труда в жизни детей

Виды труда зависят от того, какая поставлена цель и в чем заключаются задачи трудового процесса:

  • самообслуживание: ребенок должен   иметь элементарные трудовые навыки по уходу за собой;
  • хозяйственно-бытовые навыки;
  • уметь работать на природе;
  • ручной труд.
Две основные задачи трудового воспитания

Все виды труда направлены на то, чтобы малыши могли освоить все особенности окружающего мира, развивать способность мыслить, оттачивать память, изучить предназначение и научиться работать разными орудиями труда, ознакомиться с правилами использования материалов. Дети должны осваивать содержание процесса труда на примере взрослых, подражая им, перенимая определенные трудовые  навыки.

Осваивая разные виды труда, дошкольники расширяют свой кругозор, у них формируется уважение к старшим.

Содержание видов труда дошкольников

Самообслуживание: начиная с    младшего возраста у  дошкольников необходимо формировать навыки обслуживания себя.  Но в этот период детки вследствие физиологических особенностей еще  не могут выполнять некоторые действия:

  • пальчики у малышей еще не совсем послушны;
  • последовательность выполнения некоторых действий не всегда запоминается;
  • у них еще не сформированы способности к управлению своей волей.
Труд для малыша должен быть посильным и интересным

Данные моменты для ребенка сложны, поэтому, вероятность того, что они вызовут отрицание, велика. Что делать родителям и воспитателям в детском саду? Да ничего особенного, просто быть терпеливыми, спокойными и доброжелательными. Только такие средства смогут помочь малышу спокойно воспринимать просьбы умыться и почистить зубки утром, прибрать свою кроватку, самостоятельно одеться, раздеться, навести порядок в своих игрушках.

Самообслуживание

Средства и приемы освоения действий по обслуживанию себя достаточно просты:

  • надо выполнять все процедуры регулярно;
  • контроль выполнения действий взрослыми;
  • требование со стороны взрослых выполнять всю работу аккуратно, быть опрятным и соблюдать чистоту.
Самообслуживание — первый вид труда

Совет родителям: старшего дошкольника надо знакомить со школьной одеждой, атрибутами,  пополнять словарный запас малыша и учить аккуратности в обращении с этими предметами. Например, готовить с ребенком одежду с вечера, аккуратно повесив ее на стульчик.

Хозяйственно-бытовой труд

Дошкольники должны осваивать навыки хозяйственной деятельности, уметь выполнять бытовую работу. Ребенку вполне по силам протереть пыль на мебели, дверные ручки. Малыш должен представлять содержание хозяйственно-бытового труда. Методы трудового воспитания позволяют малышу в каждой возрастной категории освоить новые трудовые действия.

Помощь родителям — пример бытового труда

Средства воспитания навыков и умений выполнения бытовой работы разнообразны:  малыш может помочь накрыть на стол, прибрать за собой, подмести пол. В детском саду дети дежурят, так же накрывают на столы, поливают цветы, протирают пыль на полочках и в шкафчиках.

Взрослым надо корректировать содержание труда в зависимости от принадлежности к возрастной группе.

Совет: не забывайте хвалить ребенка, направлять его, но ни в коем случае не ругать, только тогда воспитательная цель будет выполнена.

Труд на природе

Трудовые навыки, выполняемые в природной среде – это прекрасные средства  познания красоты своего родного края,  развития наблюдательности и совершенствования  движений.  Задачи, которые предъявляются к этому виду трудовой деятельности – это развитие волевых качеств, силы и выносливости.

Уборка территории — работа на свежем воздухе

Какие средства трудового воспитания используются в данном виде труда? Дети младшего дошкольного возраста могут кормить рыбок, на прогулке – птичек. Более старшим дошкольникам можно поручить поливать цветочки в группе. Родители могут аналогичные задачи поставить перед малышом дома. Если в детском саду есть уголок природы, то малыши могут оказывать посильную помощь в уходе за питомцами.  Интересны и такие средства, как выращивание лука или зелени в баночке на окне, а также, наблюдение и уход за растениями, проросшими из семян.

Уход за овощами — очень эффективный способ трудового воспитания

Такие средства воспитания любви к труду в природе очень действенны, дети становятся добрее, получают удовольствие от процесса труда. 

Ручной труд

Дошкольников надо учить работать руками. Это различные поделки, работа с материалами разного вида. На занятиях в детской саду малыши осваивают навыки выполнения работ с природным материалом, использовать в творчестве разные подручные средства и бумагу.

Дети очень любят делать поделки

Ручной труд призван решать такие задачи, как выработка усидчивости, развитие чувства эстетики и терпения. 

Особенности труда дошкольников

  • Детский трудовой процесс не направлен на создание материальных ценностей.
  • По характеру — воспитательный.
  • В процессе труда дети самоутверждаются.
  • Труд воспринимается детьми, как игра.
  • Труд дошкольников не оценивается и его содержание не включает материальное вознаграждение.
  • Характер труда детей – необязательный.

Как развивать у малышей трудолюбие

Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Но самое главное – он должен испытывать радость от труда.

В игровой форме дети получают умения и навыки трудиться

Детский труд отличается своеобразность:

  • в содержательном плане – труд простой;
  • действия доступны;
  • связь с игровыми процессами.

Если понаблюдать за малышами, то можно увидеть, что   2-3 года в игре отражается труд  взрослого человека. Дети имитируют действия старших. Пусть ребенок наблюдает за взрослыми, которые выполняют какую-либо работу. Малыши могут постирать белье для кукол, помыть мягкие игрушки, наконец, прибрать в своей комнатке или в детском уголочке. Дети после 5- 6 лет, а также, семилетки уже играют в ситуационные игры. Такие средства прекрасны в воспитании трудовых навыков.

Ситуационные игры — увлекательный метод трудового воспитания

Содержание труда малыша похоже на содержание труда взрослого. Важно чтобы труд был осмысленным, приносил радость и разжигал творческие порывы.

Формы и методы организации воспитательного процесса

В детсадовской группе дети могут  выполнять следующую работу, цель которой трудовое воспитание:

  • Поручения  — это самые простые методы. малышу дают конкретное задание, которое он выполняет. Хорошо зарекомендовала себя система индивидуальных поручений.
  • Дежурство  — малыши учатся отвечать за порученное дело, быть аккуратными и исполнительными.
  • Общий труд решает  задачи нравственного воспитания. Его вводят в старших и подготовительных группах.
  • Между дошкольниками  в процессе общего труда выстраиваются деловые взаимоотношения.

Какие средства являются основными для воспитания любви к труду у дошкольников?

Пример взрослых — лучшее средство трудового воспитания

Основные средства:

  • собственный трудовой процесс, который осуществляют дошкольники;
  • ознакомление с процессом трудовой деятельности, выполняемой взрослыми;
  • познание трудового процесса через творчество и художественное развитие.

Итак, в процессе трудового воспитания у дошкольников должно сформироваться понятие трудового процесса. Отношение к труду и к трудовой деятельности, навыки выполнения определенных видов работы, соответствующей возрасту.

Педагоги дошкольного учреждения и родители должны действовать во взаимодействии и тесном сотрудничестве.

Видео. Задачи и методы трудового воспитания в детском саду

detki.guru

Детский труд и его виды в дошкольном возрасте


Доля времени, которое дети проводят за столами (партами), телевизорами и компьютерами, в значительной мере увеличилась по сравнению даже с серединой XX века.

Прежде всего, это сказалось на уменьшении времени, что традиционно посвящался детьми таким видам деятельности, как игровая, трудовая и общение.

Подвижные игры детей в детском саду на свежем воздухе постепенно вытеснились другими — дидактическими (лото, конструкторы, кроссворды) и компьютерными, особенно в крупных городах.

Вспомните, когда вы последний раз видели ватагу детей, которые бегали и играли в жмурки, салки, казаков-разбойников, «классики» или прыгали через резинку?

Современные дети, как правило, гуляют и играют под присмотром взрослых, а значит руководствуются указаниями типа: «не бегай — упадешь», «не прыгай — разобьешься», «слезь, кому сказала» и тому подобное. Поэтому чаще всего во время прогулки они роются в песочнике, качаются на качелях, или просто сидят рядом с родителями.

Не удивительно, что диагноз «гиподинамия» нашел свое место среди болезней большого числа детей в дошкольном возрасте.

Стремительный жизненный темп современной ячейки общества негативно отразился на детский труд. Родители постоянно спешат, не хотят ждать, когда дитя само умоется, оденется, застелет кровать, расчешет волосы, застегнет пуговицы или зашнурует ботинки. Конечно, взрослый все сделает быстрее, но… чего стоят тогда разговоры о несамостоятельности ребенка?

Первый вид детского труда — самообслуживание, состоящее в уходе за телом, одеждой и продолжается в течение всей жизни. Новейшие технологии способны облегчить ее, но заменить в полной мере не смогут никогда. Умываться, вытирать нос, причесываться, чистить зубы, следить за своим внешним видом и вещами малыш должен сам. Приучать малыша к тому, что называется детский труд, следует с первого года жизни. Тяжелая изначально, со временем эта работа должна стать привычной для ребенка.

Учителя начальных классов все чаще жалуются на несамостоятельность первоклассников, как тех, которые посещали детский сад, так и тех, которые воспитывались в домашних условиях.

Несамостоятельность со временем перерастает в неаккуратность и небрежность, становится препятствием успешной социализации ребенка в условиях школы.

Следовательно, взрослые должны поддерживать разные виды детского труда и самостоятельность ребенка на этапе дошкольного детства. Негативное отношение дошкольника к детскому труду и обслуживанию себя любимого — результат ошибок со стороны взрослых.

Рассмотрим некоторые виды детского труда.

Хозяйственно-бытовой детский труд — второй, не менее важный вид труда детей. Общеизвестно, что детей дошкольного возраста характеризует способность к подражанию и желание действовать по примеру взрослых). Уже в 2-3 года ребенок с удовольствием тянется «помочь» маме накрыть на стол, помыть посуду, пол, полить цветы, ей хочется и порезать ножом фрукты, и полепить с бабушкой вареники, и размешать тесто, и еще много-много чего.

Бесконечную радость приносит детям 4-5-летнего возраста такой детский труд, как мытье посуды, кухонной раковины или других поверхностей с помощью современных моющих средств, которые содержатся в ярких упаковках, хорошо пахнут, красиво выглядят, образуют мягкую пену да еще и пузыри! Конечно, расход этих средств у ребенка намного больше чем у взрослого. А есть еще и аллергия, простуды и нежелание родителей переделывать после малыша домашнюю работу.

Поэтому стремление ребенка к участию в трудовой деятельности взрослых поддерживаются незначительным количеством родителей. Лозунг современных родителей: «Иди, не мешай!».

Итак, хозяйственно-бытовой детский труд ребенка дошкольного возраста в семье сводится к уборке игрового уголка и складыванию вещей на стульчике перед сном. Однако, парадоксально, но уборка игрушек — не самое сложное задание для ребенка. Ведь когда он берет в руки хоть одну из них, возникает желание поиграть, а не спрятать в ящички, поставить на полку.

Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей не может убирать игрушки быстро, отвлекается на игру, а, следовательно, наталкивается на недовольство родителей, что может проявиться в любой форме — от изменения тона голоса с доброжелательного на раздраженный до вмешательства взрослых в процесс уборки, осуществляемой в недопустимо грубой форме. Результат? Недовольство друг другом, что постепенно усиливается и впоследствии может оказаться как в вербальной, так и в иной форме.

Хозяйственно-бытовой детский труд в семье является, пожалуй, самой доступной и полезной для малыша дошкольного возраста деятельностью. Именно хоз.-бытовая деятельность в детстве способствует всестороннему развитию ребенка —

  • физическому, при этом малыш не сидит на месте, а движется, укрепляются мелкие мышцы рук и глаз;
  • умственном,поскольку формируется сенсорная сфера, малыш обретает новые стороны знаний;
  • моральном, так как в процессе труда устанавливаются характерные черты — гуманность, ответственность, исполнительность и др;
  • трудовом, поскольку у дошкольника начинают формироваться трудовые умения и навыки, положительное отношение к процессу и результату труда;
  • эстетическом — ведь именно этот вид труда помогает сделать квартиру уютной и красивой.

Родители недооценивают значение хозяйственно-бытового труда для всестороннего развития ребенка, ограничивают его стремления и возможности неправильными методами руководства трудом детей, закладывают негативное отношение к нему, что может остаться на всю жизнь.

Детский труд в природе — третий вид доступной работы для ребенка в детском саду. Эта деятельность самая интересная для них, ибо природа всегда выступает источником самых ярких впечатлений, предоставляет ребенку возможность действовать не просто с предметами, а позволяет соприкоснуться с живыми объектами.

Дети способны ухаживать за растениями: комнатными, садовыми, огородными, а также за отдельными домашними и декоративными животными. В процессе ухода и выполнения определенных трудовых действий в наблюдаемых объектах природы происходят изменения: комнатные растения подрастают, цветут, семена садовых и огородных растений прорастают из земли, развиваются и дают плоды, животные (аквариумные рыбы, декоративная птичка, котенок, щенок, цыпленок, хомячок или морская свинка) изменяют свой внешний вид: растут, проявляют свои эмоции, демонстрируют привычки.

Однако ребенку трудно самостоятельно их заметить, поскольку изменения, отдаленные во времени, а внимание ребенка всегда сосредоточено на том, что есть здесь и сейчас.Результат любого труда в природе, как правило, удаленный. Здесь ребенка, в первую очередь, привлекает сам процесс труда (копание, рыхление, поливка растений, кормление животных).

Привлекает возможность самостоятельного познания (знаете, как много интересного можно найти, просто копая ямку в земле для высадки, например, корневища георгин: тут вам и разный цвет и состояние почвы, всевозможные мелкие корешки, маленькие существа, живущие в земле), а также равноправного общения со взрослыми (Я с вами!), стремление к положительной оценке своих действий с их стороны (Ты наш помощник, совсем взрослый, что бы мы без тебя делали!) и ощущение причастности к семье (Мы все — вместе).

Интерес к труду в природе и возможности его удовлетворить у детей, проживающих в сельской и городской местности, разные. Заметим, что дети сельской местности более приближены к природе, и детский труд в саду, на огороде и у животных является для них обычным.

Уход за животными привлекает детей больше, чем работа на огороде. Этот труд понятней, окрашенная положительными эмоциями благодарного общения, кратковременная. Детям поручают покормить кур, кота, налить им воды, нарвать травы кроликам или положить к их кормушке корнеплоды: свеклу, морковь и тому подобное.

По уходу за растениями огорода, то здесь часто можно наблюдать нежелание детей помогать взрослым. Причина, как правило, кроется в результате сильного загрязнения как одежды, так и отдельных частей тела. К тому же работа на огороде требует большего времени, знаний, внимательности, точных движений. Ребенку, который вышел на огород вместе с бабушкой или мамой, сначала нравится выполнять предложенную работу: вбрасывать в выкопанные взрослыми лунки картошку, собирать землянику,  малину. Они с удовольствием собирали бы и огурцы, однако, вследствие плохой координации движений, часто портят ботву, помогали бы в прореживании моркови или свеклы, но не способны сделать это с такой точностью, как надо.

Прополка растений огорода совсем не нравится детям, поскольку такого вида детский труд однообразен и утомителен.

Но дети любят поливать растения и здесь могут пригодиться взрослым, используя для этого собранную в корыта или ведра дождевую воду и маленькую леечку или просто ковшик. Единственное противоречие, которое мешает успешно делать это ребенку — желание поливать в самые жаркие часы дня и необходимость поливки растений в утренние или вечерние часы.

Так и получается, по мнению взрослых, ребенок все время делает все не так, а попросту — мешает, Только во время посадки овощей весной и сбор урожая осенью ребенок может успешно помогать взрослым, не подвергаясь опасности окрика, наказания, однообразия, а значит и усталости. В летний же период содержание деятельности ребенка дошкольного возраста достаточно ограничено даже в сельской местности.

В городе этот вид труда сведен к минимуму. В условиях семьи он ограничен поливанием одного-двух комнатных растений, растущих на подоконнике и кормлением домашнего любимца (кота или собаки), если такой есть в доме.

В дошкольном учреждении пространство деятельности немного, больше при условии, что в детском саду есть огород и цветник, и воспитатель систематически организует там работу детей. К сожалению, количество дошкольных учреждений, имеющих настоящий собственный сад, огород, ягодник, цветник постоянно уменьшается.

Художественный труд приводит к конкретным результатам. Занимаясь им, дети получают различные поделки из подсобных материалов. Ножницы, нитки, иголки и другие материалы, помогают соединять отдельные части в единое изделие, дети могут изготавливать интересные и изящные сувенирчики для близких и знакомых (поздравительные открытки, шкатулки, самодельные игрушки), предметы для игр (картонные мебель, коврик, полотенце для куклы), атрибуты праздничного убранства к празднику: гирлянды, флажки, снежинки, фонарики.

Дети с удовольствием занимаются ручным трудом в детском саду, поскольку их привлекает возможность действовать с разнообразными, яркими и необычными материалами, исследовать, изменять и преобразовывать их по своему желанию. Ребенок чувствует себя творцом, что стимулирует его умственную и физическую активность.

Стремление к результату побуждает к волевым усилиям, а сам результат выступает источником положительных эмоций как самого ребенка, так и людей его ближайшего окружения. Ведь созданные ребенком изделия часто назначаются другому человеку — как подарок кому-то из родных, знакомых, используемые в повседневной жизни, что делает его более эмоциональным и ярким.

Ручной детский труд приносит наибольшее удовольствие ребенку, направлен на воспитание сенсорных чувств (осязательных, зрительных, слуховых), псих.процессов (воображения, мышления, речи), моторных навыков, эстетического чувства, моральных качеств.). Однако организация художественного труда с детьми дошкольного возраста требует особого внимания и руководства со стороны педагогов и родителей, заключается в обеспечении детей всеми необходимыми для этого материалами и обучении способам работы с ними.

Отметим, что в зависимости от возраста детей и их индивидуальных предпочтений удельный вес каждого вида труда в их жизни может быть разным. Отношение ребенка к труду в значительной мере зависит от отношения к нему взрослых, что находятся рядом.

podrastu.ru

1.4. Виды труда дошкольников.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

1.5. Формы организации труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

studfiles.net

Эксплуатация детского труда: законодательство, особенности и требования

В последнее время распространена эксплуатация детского труда. Это одна из часто встречающихся проблем современного мира. Детский труд используется не только в семьях и учебных заведениях, но и в крупных компаниях. С данным нарушением законодательства связано огромное количество скандальных ситуаций. В нашей статье вы можете найти подробную информацию о законопроекте.

Общая информация о законопроекте

С каждым годом все чаще встречается эксплуатация детского труда. Статья 32-36 Конвенции о правах ребенка устанавливает ответственность государства в защите прав несовершеннолетних от незаконного принуждения к труду. Документ, который содержит в себе три части, был принят 2 сентября 1990 года. Конвенция окончательно сформировалась несколько лет назад.

Статья 32 освобождает детей от любой работы, которая может пагубно влиять на здоровье или стать препятствием для получения образования. Согласно ей установлен минимальный возраст для трудоустройства на работу.

Летом 1999 года была принята новая Конвенция о правах ребенка. В ней появились статьи о наихудших формах эксплуатации детского труда. В ней особое внимание уделяется ликвидации рабства, принуждению к участию ребенка в вооруженных конфликтах, проституции и торговле наркотиками. Страны, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, должны защищать несовершеннолетних от эксплуатации.

Во всем мире наблюдается незаконная эксплуатация детского труда. Статья УК РФ 127.1 предусматривает наказание за похищение человека и принуждение его к работе. Однако отдельного законопроекта, в котором бы говорилось об эксплуатации детского труда, в Уголовном кодексе нет. Однако в ближайшее время правительство планирует внести в него поправки.

Было создано множество законопроектов с целью урегулирования проблем, с которыми связана эксплуатация детского труда. Статья РФ Трудового кодекса содержит в себе информацию о том, что несовершеннолетний может добровольно устроиться на работу, если это не будет препятствием для получения образования. В данном случае потребуется также письменное разрешение от родителей. Работать несовершеннолетний должен в хороших условиях. Он также имеет право на сокращенное рабочее время, льготы и отпуск. Однако до достижения 15 лет устроиться на работу невозможно. Это запрещено Трудовым кодексом РФ.

Детский труд в школе

Эксплуатация детского труда в школе часто остается незамеченной. Почти все общеобразовательные учреждения активно используют его в виде дежурства по классу, летней практики и т. д. Считается ли детский труд в школе незаконным?

Во времена СССР детский труд в школах приветствовался. Он являлся одним из методов патриотического воспитания. В наше время взгляды на детский труд изменились. Создано многочисленное количество законопроектов, которые помогают защитить детство каждого ребенка.

Важнейшим условием для привлечения ребенка к труду в школе является разрешение его родителей. Оно должно быть оформлено письменно. Если оно отсутствует, то ребенка не имеют права принуждать к любому труду в школе. Если эксплуатация детского труда в учебном учреждении происходит регулярно без разрешения, родители могут написать жалобу в прокуратуру или районный отдел образования.

В том случае, если разрешение от родителей на труд присутствует, учителя должны следить, чтобы он осуществлялся с соблюдением всех общепринятых норм. Школьникам запрещено поднимать тяжелые предметы, мыть окна и совершать уборку около проезжей части.

Реализация законопроектов

Закон эксплуатации детского труда существует достаточно долго. Известны случаи, когда руководство школы привлекалось к ответственности за то, что освобождало учеников от уроков на целый день в связи с дежурством. Например, прокуратура Архангельской области рассмотрела и отреагировала на заявление от мамы школьника одного из учебных учреждений Новодвинска. Ее сына заставляли дежурить во время уроков. Прокуратура увидела в действиях директора школы нарушение Закона «Об образовании». Своими действиями руководитель учреждения лишает ученика получения полного объема знаний. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Статистика

Статистика по эксплуатации детского труда приводит в шок почти каждого. Согласно исследованиям Международной организации труда в мире насчитывается около 168 миллионов работающих несовершеннолетних граждан. Это примерно 11% от всего детского населения. Однако известно, что их число сокращается. За 2000-2012 годы количество работающих детей снизилось на 78 миллионов.

В 2008 году многие специалисты предполагали, что из-за экономического кризиса эксплуатация детского труда начнет набирать обороты с новой силой. Однако согласно исследованиям Международной организации труда, количество работающих детей в тот период не увеличилось. Специалисты объясняют это тем, что в страны, в которых проблема эксплуатации стоит наиболее остро, кризис почти не затронул.

Наибольшее количество работающих детей наблюдается в Азии и тихоокеанском регионе. Там, согласно статистике, работает 77,7 миллиона несовершеннолетних. Эксплуатация детского труда присутствует и в Африке. Там незаконно работает каждый пятый ребенок.

Эксплуатация детей в России

Проблема детского труда нередко встречается и на территории Российской Федерации. На улицах почти всех городов России можно увидеть работающего ребенка. Чаще всего они раздают рекламу или расклеивают объявления. Подростки утверждают, что они желают стать финансово независимыми от родителей. Именно поэтому они начинают работать с 12-13 лет, подвергаясь незаконной эксплуатации.

Ежегодно на территории Российской Федерации создаются законопроекты, которые защищают интересы несовершеннолетних. Согласно им, любой подросток, возраст которого достиг 16 лет, должен работать в достойных условиях. В ином случае работодатель будет наказан по закону.

В России и соседних странах родители нередко поощряют труд своих детей. Они считают, что таким образом ребенок становится более самостоятельным и начинает понимать, как тяжело заработать деньги. Представители Международной организации труда считают, что российскую ментальность необходимо менять. Координатор программ Римма Калинченко утверждает, что о данной проблеме нужно говорить. Она считает, что только в таком случае удастся изменить мнение граждан о детском труде.

Крупные компании и детский труд

В этом году одна из мировых правозащитных организаций выступила с докладом. В нем обвинялись три ведущих компании, которые специализируется на разработке электронной техники, а именно Samsung, Apple, Sony. Их подозревали в закупке минералов, которые добываются с помощью эксплуатации детского труда. Согласно информации в докладе, на шахтах в Демократической Республике Конго работают дети от семи лет. Они добывают минералы, которые необходимы для создания литиево-ионных аккумуляторов.

Руководители компаний, скупающие минералы, утверждают, что не приемлют использование детского труда. Однако свидетельства очевидцев говорят об обратном. Специалисты с Правозащитной организации утверждают, что такой труд опасен для здоровья. Известно, что на данных шахтах присутствует высокий уровень смертности. Согласно показаниям очевидцев, только за прошедший год там погибло более 80 несовершеннолетних.

По данным Детского фонда ООН, в шахтах ДРК добычей минералов занимаются не менее 40 тысяч детей. Компании мирового значения отрицают данный факт. Они утверждают, что не приобретают товар добытый таким образом.

Права несовершеннолетнего работника

Не каждый несовершеннолетний, который желает устроиться на работу, знает о своих правах. Именно поэтому подростки нередко становятся легкой наживой для недобросовестных работодателей. Важно, чтобы школьник ознакомился с ними заранее.

В российском законодательстве предусмотрен возраст, с которого школьник может устроиться на работу. В 15 лет, имея разрешение родителей, подросток может трудоустроиться. Однако его работа не должна стать препятствием при получении учебного материала в полном объеме. Работающий школьник должен посещать все уроки и выполнять домашние задания. При трудоустройстве имеют приоритет сироты, подростки из семей безработных граждан, а также неблагополучных или многодетных семей.

Стоит отметить то, что работодатель не может уволить несовершеннолетнего работника без разрешения инспекции труда. Согласно законопроекту, подростки, возраст которых не достиг 16 лет, не должны работать более 24 часов в неделю. Несовершеннолетние 16-18 лет не могут трудиться более 36 часов в неделю.

Сексуальная эксплуатация и рабство

Согласно оценкам специалистов, ежегодно в мире в нелегальный сексуальный бизнес попадает около миллиона детей. Некоторых принуждают к этому, а некоторых заманивают туда обманным путем. С каждым годом все больше растет спрос на детей, поскольку присутствует ошибочное мнение, что такие интимные отношения менее вероятно приведут к инфицированию ВИЧ. Такая эксплуатация наносит необратимый вред здоровью ребенка. Детей нередко продают в сексуальное рабство под видом прислуги.

Статья 34 Конвенции призывает государства защитить детей от сексуальной эксплуатации и рабства. 35 статья указывает на то, что правительства должны принимать соответствующие меры для предотвращения похищения несовершеннолетних.

Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда

Во всем мире ведется борьба против эксплуатации детского труда. Благодаря этому количество работающих несовершеннолетних существенно снизилось. 12 июня — Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Он был принят в 2002 году Международной организацией труда с целью привлечения внимания общества к проблеме, которая присутствует во всех странах.

Подводим итоги

Эксплуатация детского труда — это проблема, которая встречается во всех странах. Наиболее распространена она в Африке и Азии. Присутствует проблема и на территории Российской Федерации. В ближайшее время правительство планирует внести в Уголовный кодекс РФ правки, согласно которым нарушители, эксплуатирующие ребенка, будут нести ответственность. На сегодняшний день уже существует несколько законопроектов, которые отвечают за сохранение детства.

fb.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *