Трудное это дело чужих детей учить – Тест (8 класс) по теме: Тест по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс)

Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». (8 класс)

Вариант 1

  1. Найдите варианты, где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

  1. Сердце не камень.

  2. Человек есть украшение мира.

  3. Лесть и трусость самые дурные пороки.

  4. Стекло это одно из самых удивительных изобретений человечества.

  5. Риск, как известно, дело благородное.

  6. Путешествовать значит познавать мир.

  7. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение.

  8. Деревья в парке как могучие великаны, стерегущие покой дикой природы.

  9. Скорость шестьдесят километров в час.

  10. Два сапога пара.

  1. Найдите варианты, где между подлежащим и сказуемым тире не требуется ставить.

  1. Квадрат это прямоугольник с равными сторонами.

  2. Трудное это дело чужих детей учить.

  3. Гром от падения ведра как выстрел.

  4. Прекрасный человек Иван Иванович.

  5. Слово не воробей.

  6. Он умница, талант.

  7. Помогать родителям обязанность детей.

  8. Его цель сделаться героем романа.

  9. Писательство не ремесло и не занятие.

  10. Льды как льды, пустыни как пустыни.

  1. В каком предложении вместо тире должен стоять дефис?

  1. Собирать грибы – дело, требующее умения.

  2. Кто-то сказал, что понять – значит простить.

  3. Неизвестный художник – баталист запечатлел картину Полтавского боя.

  4. Два в кубе – восемь.

  1. Писатель Сомов – сатирик, но у него есть и лирические рассказы.

  1. Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

  1. Самой простой приметой был дым костра.

  2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

  3. Старый охотник стал моим лучшим другом.

  4. Чехов был любимым писателем юности.

  5. Труд стал самым лучшим лекарством от лени.

Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». (8 класс)

Вариант 2

  1. Отметьте номера предложений, в которых нужно ставить тире.

1)Твоя радость и горе _это радость и горе для меня.

2) Иметь разборчивый почерк _первое правило вежливости

3) Этот яркий свет_ словно ливень золотой.

4) Наш край _богат и прекрасен.

5) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _белый медведь.

  1. Отметьте номера предложений, в которых тире не ставится:

  1. Голова без ума_что фонарь без света.

  2. Волков бояться_в лес не ходить.

  3. Большой театр_один из самых известных в мире оперных театров.

  4. Я_честный человек и никогда не говорю комплиментов.

  5. Сердце_не камень

  1. Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка:

  1. Двадцать пять лет возраст зрелый.

  2. Кино, безусловно, самый массовый вид искусства.

  3. Разумно жить минутой дорожить.

  4. Воздух – словно поцелуй ребёнка.

  5. Наташа Ростова привлекает нас своей непосредственностью, а Пьер – добротой и порядочностью.

  1. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Соотнесите предложения и соответствующие им правила из правого столбца.

1. Знание орудие а не сила.

1.Тире ставится, так как подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – инфинитивом.

2. Мудрость есть дочь опыта.

2.Тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены числительными.

3. Тайна успеха не торопиться.

3.Тире не ставится между подлежащим, выраженным именем существительным в именительном падеже, и составным именным сказуемым, выраженным глаголом-связкой в инфинитиве и именной частью – именем существительным в именительном падеже.

4. Шестью восемь сорок восемь

4.Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но перед сказуемым стоит отрицательная частица не.

5. Слово не воробей

5.Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но между ними стоит вводное слово.

6. Правда говорят воздух без которого дышать нельзя.

6.Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». (8 класс)

Вариант 3

  1. Отметьте номера предложений, в которых нужно ставить тире.

  1. Вся женская родня прочила его в военную службу, а мужская _ в гражданскую.

  2. Мой отец_врач военного госпиталя.

  3. Радоваться успехам другого _ это прекрасное человеческое качество.

  4. Любимое дело _ как вечная любовь

  5. Россия _ необъятна и загадочна.

  1. Отметьте номера предложений, в которых тире не ставится.

  1. Мой девиз _ мыслить обо всём и писать понятно для всех.

  2. Печорин _ тоже лишний человек.

  3. Дальнее расстояние _ не помеха для дружбы.

  4. Иванов_кажется неплохой шахматист.

  5. Прочесть книгу и понять её_ значит стать на уровень выше.

  1. Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

  1. Моя мечта – поступить в военную академию.

  2. Музыка – как небо над землёй.

  3. Лишнее говорить только делу вредить.

  4. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

  5. Он – порча, он — чума, он – язва здешних мест.

  1. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Соотнесите предложения и соответствующие им правила из правого столбца.

1. Чужая слеза вода.

1.Тире ставится, так как подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – инфинитивом.

2. Любовь есть великая тайна

2.Тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены числительными.

3. Долг каждого врача помогать всем нуждающимся.

3.Тире не ставится между подлежащим, выраженным именем существительным в именительном падеже, и составным именным сказуемым, выраженным глаголом-связкой в инфинитиве и именной частью – именем существительным в именительном падеже.

4. Шестью шесть тридцать шесть

4.Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но перед сказуемым стоит отрицательная частица не.

5. Сердце не камень любовь не вода

5.Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но между ними стоит вводное слово.

6. Любовь говорят крапива стрекучая.

6.Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

multiurok.ru

Конспект урока с элементами КСО «Тире между подлежащим и сказуемым»

Конспект урока русского языка ( учитель Первохина Т.Н.)

Тип урока: изучение новой темы, комбинированный

Класс: 8 «А» (общеобразовательный)

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Оборудование: компьютерная презентация, классная доска, листы контроля на группу, листы –алгоритмы, учебник ( Русский язык, 8 класс, С.Г. Бархударова, «Просвещение», 2011), рабочие тетради.

Использованная методика: элементы КСО

Организационная форма: работа в группе постоянного состава, взаимообучение.

ЦЕЛИ:

Образовательная: изучить материал по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», провести контроль над усвоением знаний и формированием умений и навыков по данной теме;

Развивающая: развивать коммуникативные навыки учащихся, развивать пунктуационную зоркость.

Воспитательная: продолжить воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Создание мотивации к действиям на уроке.

  3. Проверка домашнего задания (просмотр презентации одной из групп)

  4. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала.

  5. Словарная работа (фронтально и индивидуально у доски).

  6. Постановка следующей языковой задачи (сообщение целей урока и темы)

  7. Инструктаж учителя о работе в группе и алгоритме выполнения заданий

  8. Групповая работа учащихся.

  9. Анализ познавательной задачи. Отчёт групп перед учителем.

  10. Выполнение тестовых заданий. Заполнение отчётных листов.

  11. Вывод о достижении поставленной цели. Рефлексия.

  12. Оценивание учащихся.

  13. Домашнее задание ( дифференцированное).

Приложение № 1

Алгоритм выполнения задания

  1. Изучи теоретический материал на странице 80

  2. Создай и заполни схематичную таблицу о постановке тире или его отсутствии между подлежащим и сказуемым.

  3. Расскажи любому члену группы теоретический материал. Получи оценку в лист контроля.

  4. Заслушай ответ своего товарища и выставь ему оценку в лист контроля.

  5. Когда все ребята в группе отчитаются по теории, приступайте к практической части (приложение № 2).

  6. Отчитайтесь учителю о проделанной работе.

Приложение № 3

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ № 1

Фамилия, имя

теория

тест

домашнее задание

1

2

3

4

Приложение № 3

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Тире между подлежащим и сказуемым»

1. В каком предложении не ставится тире?

1) Жить в обществе это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия других.

2) Человек без родины что соловей без песни.

3) Отчизна! Тебе служить вот высшая награда.

4) Лошадь и кошка самые чистоплотные животные.

2. В каком предложении не ставится тире?

1) Жизнь без движения пуста.

2) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

3) Шесть да пять одиннадцать.

4) Апрель месяц поразительных контрастов в жизни русской природы

3. В каком предложении не ставится тире?

1) Я в доме старший.

2) Бекас болотная птичка, серая, величиной с воробья.

3) Свет и тепло необходимые условия жизни растений.

4) С книгой дружить век не тужить.

4. В каком предложении не ставится тире?

1) Хорошо учиться наш долг.

2) Человек без веры как путешественник без компаса.

3) Самое большое счастье делать людям добро.

4) Летать выше всех моя мечта.

5. В каком предложении ставится тире?

1) Волга нешумна, но широка и могуча.

2) Хорошая книга точно беседа с умным человеком.

3) Молодость бескорыстна и великодушна.

4) Урал географическая граница между Европой и Азией.

6. В каком предложении ставится тире?

1) Бедность не порок.

2) Простота есть необходимое условие прекрасного.

3) Играть с огнём опасное занятие.

4) Сегодня небо как море.

7. В каком предложении ставится тире?

1) Гром от падения ведра как выстрел.

2) Утром на полях одуванчики словно живое золото.

3) Сердце не камень.

4) Наблюдать за жизнью зверей и птиц на воле нелёгкая задача.

8. В каком предложении ставится тире?

1) Краткость есть сестра таланта.

2) Я ваш знакомый по работе.

3) Трижды девять двадцать семь.

4) Наш сад как проходной двор.

9. В каком предложении не ставится тире?

1) Упрямство вывеска дураков.

2) Трудное это дело чужих детей учить.

3) Пушкинская сказка прямая наследница сказки народной.

4) Вы меткий стрелок и бегун хороший.

10. В каком предложении не ставится тире?

1) Мы звёздное племя крылатых людей.

2) Юности нашей рубеж двадцать второе июня.

3) Лишнее говорить себе вредить.

4) Красная рябина царица осеннего леса.

10в

2

1

1

2

4

3

4

3

4

1

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Приложение № 4

Тире между подлежащим и сказуемым

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

существительным и инфинитивом,  например:

Наша задача – отразить атаку.

инфинитивом и существительным, например:

Помогать инвалидам – наш долг.

числительным и существительным,  например:

Четыре – четное число.

существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным  фразеологическим оборотом:

Пирог – пальчики оближешь.

Ночь – хоть глаз выколи.

6.  Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения.  Например: Париж – это столица Франции.

Понять – значит простить.

Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий .

========================

К этому правилу есть три примечания

Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены  существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится, если

  1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например:

Старость не радость (посл.).


Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом, например:

Чай пить – не дрова рубить

и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, например:

Аналогия – это не доказательство.

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица:

Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет.

Москва теперь порт пяти морей.

Этот ручей лишь начало реки.

infourok.ru

Том 7. Поднятая целина. Книга вторая читать онлайн

Том 7. Поднятая целина. Книга вторая

— Сколько трудодней тебе начислили за ремонт?

Старый кузнец нахмурился и отвернулся.

— Яков Лукич начислит, держи карман шире…

— А при чем тут Яков Лукич?

— При том, что он учетчику свои законы устанавливает. Как он скажет, так учетчик и напишет.

— Но все же сколько?

— Почти ничего, парень, с гулькин нос.

— То есть как же это так? Почему?

Обычно добродушный кузнец на этот раз посмотрел так зло, словно перед ним стоял не Давыдов, а сам Яков Лукич.

— Да потому, что они мою работу никак не хотят учитывать. День провел я в кузнице — пишут один трудодень. А там работал я или цыгарки крутил — им все равно! Я, может, за день на ремонте пять трудодней выработал — все равно пишут один. Хучь пополам переломись возле ковадла, а больше одного трудодня не заработаешь. Так что от твоей оплаты, парень, не дюже разжиреешь, живой будешь, а жениться не захочешь!

— Это не моя оплата! — резко сказал Давыдов. — Это не колхозная оплата! Почему же ты раньше мне ничего не сказал про такое безобразие?

Шалый помялся и ответил с явной неохотой:

— Как тебе сказать, парень, вроде как постеснялся. Вроде как посовестился, что ли. Думал я окончательно пожаловаться тебе, а потом думаю, что ты скажешь: «Вот, мол, какой ненаеда, все ему мало…» Потому и смолчал. А вот теперь и говорю, и скажу ишо больше: по ихней милости они такой труд учитывают, какой на виду, ну, скажем, ремонт плугов, пропашников, словом, инвентаря видимого, а что касаемо мелочей, скажем, ковка лошадей, или подковы делаешь, или цепки, пробои на амбары, петли разные и протчую мелочь — они ее никак не учитывают и слушать про нее не хотят. А это, я считаю, неправильно, потому что на такие подобные мелоча много времени расходуешь.

— Опять ты — «они», а кто это «они»? Учетчик один ведет учет и за это отвечает перед правлением, — с досадой проговорил Давыдов.

— Учетчик ведет, а Лукич поправляет. Ты мне толкуешь, как оно должно быть, а я тебе — как оно есть на самом деле.

— Очень плохо, если так оно есть на самом деле.

— Ну, уж это не моя вина, парень, а твоя.

— Это я и без тебя знаю, что моя вина. Исправлять надо да поскорее. Завтра же соберу заседание правления, и мы у Якова Лукича расспросим… Мы с ним поговорим по-настоящему! — решительно сказал Давыдов.

Но Шалый только усмехнулся в бороду:

— Не с ним надо говорить…

— А с кем же, по-твоему? С учетчиком?

— С тобой.

— Со мной? Гм… Ну, давай.

Испытующе, как бы взвешивая силу Давыдова, Шалый осмотрел его с ног до головы, медленно заговорил:

— Держись, парень! Обидных слов я тебе наговорю… И не хотелось бы, а надо. Боюсь, что другие тебе таких слов не насмелятся сказать.

— Давай, давай, — подбодрил его Давыдов, втайне уже предчувствуя, что разговор будет для него не из приятных, и больше всего опасаясь, что Шалый заведет речь о его отношениях с Лушкой.

Но, вопреки его ожиданиям, тот заговорил поначалу о другом:

— С виду, поглядеть на тебя, ты — настоящий председатель, а копни тебя поглубже — ты в колхозе не председатель, а так, пришей-пристебай, как говорится.

— Вот это мило! — с несколько наигранной веселостью воскликнул Давыдов.

— Не дюже мило, — сурово продолжал Шалый. — Ничего тут милого нету, это я тебе окончательно говорю. Ты вот и под косилки лазишь, проверку делаешь, как и полагается хорошему хозяину, и в поле живешь, и сам пашешь, а что у тебя в правлении делается — ни хрена ничего не видишь и не знаешь. Ты бы поменьше в поле болтался, а побольше тут, в хуторе, и дело шло бы получше. А то ты и пахарь, и кузнец, словом, как в песенке: «И в поле жнец, и на дуде игрец», — а всем хозяйством вместо тебя заворачивает Островнов. Ты свою власть из рук выронил, а Островнов поднял…

— Валяй дальше, — сухо сказал Давыдов. — Валяй, не стесняйся!

— Можно и дальше, — охотно согласился Шалый. Он основательно уселся на полке косилки, жестом пригласил Давыдова сесть рядом и, заметив в дверях кузницы подслушивавшего их разговор мальчишку-горнового, топнул ногой, зычно крикнул: — Брысь отсюдова, чертенок! Дела себе не найдешь? Все бы ты прислушивался, поросячий сын! Вот сыму ремень да выдеру тебя как сидорову козу, тогда будешь знать! Тогда у тебя сразу уши заложит. Скажи на милость, до чего прокудной парнишка!

Чумазый подросток, блеснув смеющимися глазенками, как мышь юркнул в темную глубину кузницы, и тотчас же оттуда послышалось хриплое дыхание меха и багрово засветилось рвущееся из горна пламя. А Шалый, уже добродушно улыбаясь, говорил:

— Сиротку обучаю кузнечному делу. Ни один черт из взрослых парней не идет в кузню. Окончательно избаловала их советская власть! Каждый то в доктора метит, то в агрономы, то в разные инженеры, а перемрем мы, старики, — кто же народу сапоги тачать, штаны шить, лошадей ковать будет? И у меня так же: никого не заманю в кузню, всяк от кузнечного дыму лытает, как черт от ладана. Пришлось вот этого Ванятку брать. Способный он, чертенок, а сколько тиранства я от него терплю — нет числа! То он в чужой сад летом заберется, а я за него в ответе, то бросит кузню и увеется пескарей на удочку ловить, то ишо что-нибудь придумает, окончательно ни к чему не пригодное. Ро̀дная тетка его, у какой он проживает, с ним не справляется, вот и приходится мне его тиранства переносить и терпеть. Только и могу его выругать, а бить сиротку у меня рука не подымается. Вот оно какое дело, парень. Трудное это дело — чужих детей учить и особенно сиротков. Но за свою жизнь я их штук десять настоящими ковалями окончательно сделал, и теперь и в Тубянском, и в Войсковом, и в других хуторах моей выучки ковали по кузницам орудуют, а один даже в Ростове на заводе работает. Это — не шутка, парень, ты сам на заводе работал и знаешь: абы кого туда не примут на работу. Тем и горжусь я, что хучь и помру, а наследников моему умению не один десяток на белом свете останется. Так я рассуждаю?

— Давай рассуждать о деле. Какие еще непорядки в моей работе ты находишь?

— Непорядок у тебя один: ты только на собраниях председатель, а в будничной работе — Островнов. Отсюда и все лихо. Я так понимаю, что с весны тебе надо было пожить с пахарями, преподать им пример, как надо в общем хозяйстве работать, да и самому научиться пахать, это дело для председателя колхоза невредное. Но вот зачем ты теперь там огинаешься, в поле, я окончательно в толк не возьму. Неужли на заводе, на каком ты работал, директор по целым дням за токарным станком стоит? Что-то мне не верится!

Шалый долго рассказывал о неполадках в колхозе, о том, что оставалось невидимым для Давыдова, что тщательно скрывалось от него стараниями Якова Лукича, счетовода и кладовщика. Но все в рассказе сводилось к тому, что головою во всех темных делах с самого начала образования колхоза был и до нынешних дней остается тихий с виду Яков Лукич.

35

Загрузка…

bookocean.net

В.А. Сухомлинский. О «трудных» подростках

В педагогической среде часто обсуждается вопрос о так называемых «трудных» учениках.

Многие учителя считают, что с «трудным» учеником можно проводить учебно-воспитательную работу только тогда, когда он «исправится», станет совершенно другим. Если же исправить воспитанника не удается, то единственный выход — избавиться от него.

Это в корне неправильная, вредная точка зрения. В подавляющем большинстве случаев проступки этих учащихся — не хулиганство, не преднамеренные попытки мешать учителю и товарищам, не злоумышленные проказы, а проявление черт характера, присущих подростку.

Означает ли это, что воспитатель должен безропотно покориться судьбе и «подлаживаться» под такого воспитанника, делать ему поблажку, потакать его проделкам? Нет, дела обстоит совершенно не так. И «трудному» воспитаннику нельзя разрешать выходить за рамки школьных правил и требований: но, чтобы он удерживался в этих рамках, воспитателям надо проявлять по отношению к нему неизмеримо больше внимания, чем по отношению к другим школьникам, и действовать так не неделю, не месяц, а нередко годы.

Нет трафаретной характеристики, составляющей черты личности «трудного» школьника; сколько их, этих учеников, столько и внутренних причин «трудности» их воспитания. Настоящий воспитатель всегда найдет к самому сложному характеру воспитанника «ключ», позволяющий воздействовать на наиболее чувствительные стороны его ума, сердца и воли и таким образом продолжать из года в год нелегкое, но благородное дело воспитания.

Ученик нашей школы Николай Никитенко уже во 2-м классе стал всем известным «нарушителем дисциплины». Учительница заявляла, что держать его в классе невозможно. Так она и действовала: многие уроки мальчик проводил в коридоре, мешая заниматься другим классам. Когда же администрация предложила учительнице обстоятельно рассказать, что же делает невозможным пребывание его в классе, она перечислила такие поступки, каждый из которых может совершить любой ребенок: на уроках вертится, мешает другим, толкнул сидящего впереди ученика, строит рожицы, посадил кляксу в тетрадь соседа, приносит в кармане разнообразные посторонние веши и т. д. Но учительница видела только факты и не могла объяснить их причины.

Другие, более опытные педагоги, завуч, директор, время от времени посещавшие ее уроки и наблюдавшие жизнь детей вне школы, помогли учительнице разобраться в сущности характера ребенка. Она поняла, что мальчик полон неисчерпаемой энергии: на каждом шагу он стремится показать свою изобретательность, что и выливается в самые разнообразные проказы. Кроме того, он очень самолюбив, впечатлителен, слишком восприимчив к каждому, слову товарищей, непримирим в самой маленькой ссоре. Сосед по парте сделал по адресу Николая язвительное замечание: «У тебя буква «Ж» похожа на паука…» — и Николай посадил кляксу в его тетрадь. Другого товарища он ударил за то, что тот посмеялся над его рубашкой. Его проказы были обычно беззлобны, но они мешали классу, дезорганизовали работу на уроке. И еще одно мы заметили: мальчик всегда стремится доказать, что он не боится замечаний и угроз учительницы.

Ничего опасного в ребенке не было, но своим постоянным криком, угрозами вызвать мать учительница укрепляла у него настороженность, недоверие к ней, стремление к новым проказам. А между тем мальчик нуждался в спокойном, участливом слове, доброжелательной увещевании. По совету коллектива учительница стала прибегать к этим средствам. Время от времени просила Николая прийти в школу до уроков, чтобы помочь ей подобрать учебные пособия. Поручила ему вести ка­лендарь погоды, вовлекла его в кружок слесарей-моделистов, работавший в школе, — и неисчерпаемые силы мальчика переключились на интересную, увлекательную деятельность.

Николай был единственным сыном в семье. Учительница поняла, почему после каждого вызова матери, после каждой просьбы к ней «принять самые решительные меры» мальчик озлоблялся, становился замкнутым и еще больше непослушным: мать «принимала меры», отдалявшие сына от нее, а сын, очень любивший мать, считал виновницей этого учительницу.

Учительница перестала вызывать в школу мать после каждой проделки мальчика. Наоборот, при встречах с ней подчеркивала все положительное, что уже намечалось в поведении Николая и в его отношении к учению. Это помогало сближению учительницы с ребенком, укрепляло его доверие в ней. Николай отставал по многим разделам программы. Но учительница больше не заставляла его оставаться после уроков, а советовала прийти пораньше утром и наедине терпеливо объясняла ему трудный материал. Мальчик полюбил учительницу и стал стараться своим поведением и учением сделать ей приятное.

Первые недели обучения Николая в 5-м классе были сопряжены с большими трудностями. Он опять начал свои проказы и шалости, в некоторые педагоги стали удалять мальчика из класса. Чем строже были наказания, тем больше крепло упорство, с которым Николай выносил все, но не подчинялся. Кое-кто уже вносил предложение: исключить бы Николая недельки на три,  проучить бы его.

Пришлось мобилизовать всех учителей 5-го класса на единые требования в подходе к подростку. Договорились, что все преподаватели будут направлять энергию Николая на полезные, нужные для коллектива дела. Этой линии учителя держались на протяжении трех лет. В 5-м классе Николай сделал оригинальный барометр, в 6-м классе принимал участие в изготовлении модели паровой машины, в 7-м классе изготовил вместе с кружковцами действующую модель ветроэлектростанции.

Конечно, у каждого педагога было много неприятностей с Николаем, но никто не стремился выставить его плохие черты перед коллективом. Каждый же его успех, всякое полезное дело всячески поощрялись. Решающее влияние на подростка оказывали индивидуальные беседы, обращенные ко всему доброму, что есть в воспитаннике.

Семь лет учился Николай в нашей школе, и все семь лет был «трудным», но мы и не ожидали, что можно сразу сделать из него такого ученика, о котором бы никто никогда плохого слова не сказал.

Окончив семилетнюю школу, Николай по ряду обстоятельств не смог учиться дальше. Ему тогда не исполнилось еще и пятнадцати лет. И если бы школа, весь педагогический коллектив и родительская общественность не думали о дальнейшей судьбе таких воспитанников, как он. если бы не чувствовали моральной ответственности за них, то даже и со свидетельством об окончании 7-го класса он влился бы в ту среду, ту «улицу», которая считается бичом школы. Но уже на протяжении ряда лет моральная ответственность за судьбу окончивших нашу школу подростков и юношей считается важнейшим законом нашего педагогического коллектива.

Все наши выпускники 10-го класса сразу же находят свое место в жизни — идут на работу или поступают в высшие учебные заведения. Подавляющее большинство выпускников 7-го класса поступает учиться в 8-й класс. Школа считает своей обязанностью добиваться того, чтобы ее выпускники не только определялись на работу, но и сразу же включались в активную жизнь трудовых коллективов: полеводческих и огородных бригад, звеньев, ферм, тракторных бригад, мастерских МТС.

Ни одного подростка, юноши или девушки в селе не должно быть вне влияния трудового коллектива — это правило осуществляется школой с помощью общественности. И только благодаря этому у нас нет «нежелательной среды», той, «улицы», которая вызывала бы у нас боязнь за своих учеников. Те отдельные воспитанники, которые не учатся в 8-м классе после окончания семилетки (в большинстве случаев это переростки), тоже включаются в жизнь трудовых коллективов. Как правило, они прикрепляются к лучшим труженикам, которые не только учат подростков, но и несут ответственность за их работу, поведение.

После двух лет обучения под руководством хорошего рабочего Александр Овчарик, окончивший семь классов в 1954 году, стал теперь токарем МТС. Виктор Кушниренко. Станислав Кобыляцкий, Раиса Котенко сделались членами полеводческой бригады. Школа держит тесную связь с теми коллективами, где работают ее бывшие питомцы. Эта связь, конечно, облегчается тем, что все воспитанники 8-10-х классов тоже принимают актив­ное участие в жизни трудовых коллективов бригад, ферм, звеньев, мастерских МТС. Бывшие питомцы на каждом шагу рабо­тают рядом с теми, кто учится в школе, и они не выпадают из поля зрения учителей.

Жизнь требовала, чтобы наши «трудные» питомцы и после окончания школы были как можно ближе к ней, находились под постоянным воздействием педагогического коллектива. Когда в школе была создана хорошо оборудованная столярная мастерская, для такого воздействия появились благоприятные возможности: в мастерской организовано бригадное ученичество, куда приняли группу выпускников 7-го класса. В эту группу вошли самые «трудные», самые «невозможные» под­ростки, в том числе и Николай Никитенко, о котором шла речь выше.

Перед каждым членом группы четкая, ясная цель — стать квалифицированным столяром, и они добросовестно относятся к труду. Опыт показывает, что уже после 6-7 месяцев обучения ученики могут выполнять несложные заказы: изготовляют рамы, двери. Это дает им первый заработок. Но главное заключается в постоянном воздействии на них педагогов и хороших учеников в самый трудный момент формирования морального облика — в переходный период от отрочества к юности.

Мы глубоко убеждены, что нет ни од­ного воспитанника, с которым не могла бы справиться школа с помощью общественности, с помощью трудовых коллективов. В самой нашей социалистической жизни кроется неисчерпаемый источник благотворного воздействия на детей, подростков, юношей и девушек. Не оберегать воспитанников от «неблагоприятного воздействия среды», а создавать хорошую, здоровую среду — вот в чем состоит сейчас наша главная задача.

Нельзя отмахиваться от «трудных» воспитанников, избавляться от них под всякими предлогами. Искусство воспитания заключается не в том, чтобы одним махом сделать из «трудного» воспитанника тихого, послушного (это и не­возможно), а в том, чтобы удержать его в сфере своего воздействия и потом поставить на правильную дорогу жизни.


В.А. Сухомлинский. О «трудных» подростках // Учит. газ. – 1957. — № 28

nsportal.ru

«Никогда не стыдитесь своих детей. Особенно при чужих людях»

На детские годы выдающегося педагога и писателя советского времени Симона Соловейчика пришлась война и жизнь в эвакуации. В юности он работал пионервожатым, а потом преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме в небольшом городе. Уже тогда молодой учитель задумался о принципах, на которых построена система образования и воспитания в Советском Союзе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Его идеи легли в основу так называемой педагогики сотрудничества. Соловейчик как будто жил в реальности, параллельной традиционной советской педагогике, в которой генеральной линией было «искоренение дурной природы ребёнка» (лени, слабоволия, трусости). И жёсткое внушение норм общества: коллективизма, товарищества, стойкости и пренебрежения к своим чувствам.

Соловейчик был неисправимым идеалистом. И идеалы, которые он отстаивал, — те, к которым сейчас заново приходит современное общество: доброта, гуманизм, внутренняя свобода и моральные ценности, подкреплённые убеждениями изнутри, а не насаженные извне.

«Любовь и совесть, — писал Соловейчик в своей книге „Педагогика для всех“, — кислород нравственной атмосферы, в которую каждый из нас погружается с первым вдохом, с первым криком. Не все мы верим в силу любви и совести, сомневаемся даже в их существовании (а есть ли любовь? есть ли совесть?), но всякое их ослабление делает жизнь невыносимой. Для каждого в отдельности и для всех вместе».

Он стал автором нескольких книг, соучредителем «Учительской газеты», из которой в 90-е года выросла газета «Первое сентября», сценаристом программы «Час ученичества». Отец троих детей, Соловейчик щедро делился в своих книгах наблюдениями за собственными сыновьями и дочерью.

При этом его труды и мысли удивительно современны. Фильм «Час ученичества», посвящённый советской педагогике, выглядят как описание принципов работы суперсовременной школы где-нибудь в Скандинавии. И убеждение, что уют поможет детям увидеть красоту науки, и рассуждения о том, как не перегружать лишней зубрёжкой и одновременно стимулировать учеников развиваться, и идеи, что внутренняя свобода учителя влияет на его отношения с учениками и на их отношение к предмету.

Первенство свободы

Свобода — ключевое понятие в трудах Соловейчика. Внутренняя свобода — это основа развития: и нравственного, и интеллектуального. Научить ей нельзя, можно только воспитать своим примером и правильным отношением с ребёнком. Свобода не равна попустительству или, как выражается Соловейчик, освобождению от дисциплины. Свобода в школе — это не хаос, а право мыслить вне рамок, задавать вопросы, ощущать себя личностью, даже если находишься в положении младшего, ученика. И эту свободу учитель может и должен воспитывать и быть её примером.

»…дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. Свободный учитель принимает ребёнка равным себе человеком. И этим создаёт вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек».

Главным вопросом такого учителя, по словам Соловейчика, должен стать: не угнетаю ли я детей? И если приходится принуждать их к чему-то, оправдывает ли это цель? — «Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определённом порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребёнка, стараясь подчинить его общей дисциплине?».

Принижение ребёнка, снисходительное отношение, одёргивание — это путь к тому, что у него остановится развитие, пропадёт любопытство и интерес к учёбе и вообще к чему-то новому. Зубрёжка и скучный материал «для середнячков» — одна из причин, почему дети не любят учиться, считал Соловейчик. Это не значит, что учиться в школе должны только талантливые дети. Наоборот: Соловейчик разделял советские идеалы обучения, доступного для всех. Но задачи, которые даёт ребёнку школа, должны быть для ребёнка трудными и вдохновляющими: он должен чувствовать, что по-настоящему развивается. И плотная загруженность — ещё не показатель этого.


Взрослые, дети и отношения между ними

Психоанализ в СССР был под запретом. Тем удивительнее, что Симон Соловейчик фактически воспроизводит в своих работах идеи теории объектных отношений, которые в начале XX века сформулировали западные психоаналитики Мелани Кляйн, Дональд Винникот, Майкл Балинт и другие. Воспитание, писал он, зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними.

К примеру, когда Соловейчик пишет про общение матери и младенца, он описывает процесс контейнирования эмоций и постепенного приучения ребёнка справляться со своими чувствами, с чем ему помогают родители.

«Маленький, грудной ещё ребёнок кричит в своей кроватке, зовёт маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идёт к сыну, но без упрёков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идёт с повинной: — Ты меня зовёшь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!».

Совсем маленький ребёнок, объясняет Соловейчик, нуждается в безоговорочном признании его чувств и желаний, а ещё в стойкой вере в то, что мир в основном справедлив и добр. Такой идеализм служит для детей защитой, без которой им просто будет страшно и невыносимо жить. Но постепенно ребёнок растёт, и ему становится важно узнавать и другие стороны жизни, учиться справляться с неприятностями.

Но нельзя обманывать ребёнка и готовить его к сказочной жизни. Иногда родителю нужно признать несовершенство мира: к примеру, учительница повела себя несправедливо. Да, к сожалению, так бывает, не все в школе будут относиться к тебе доброжелательно. Но при этом надо учить ребёнка надеяться на лучшее. Как это совместить? Так же, как взрослые уживаются с противоречиями жизни. Пожалеть ребёнка, признать трудности, выразить надежду, что он справится с этой ситуацией, а при необходимости — помочь.


Самостоятельность как цель воспитания

Ещё один момент воспитания, о котором часто говорят современные психотерапевты и о котором в своих трудах писал Соловейчик. Поэтапное отделение ребёнка от родителя и подготовка ко взрослой жизни — главная цель его обучения и воспитания.

«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них».

Для этого, советует педагог, родителям стоит умерить свою тревогу. Неизбежны травмы, двойки, а ещё периодическое неодобрение окружающих — от гостей до тётушек во дворе. Дети не всегда ведут себя идеально, они и не должны. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!».


Конкретные знания и навыки — это не ценность. Ценность — это возможность развиваться

Гонять во дворе собак, шутит Соловейчик, — это тоже развитие. Ребёнок должен развиваться и психически, и физически. И порой проявления этого развития: шум, беготня, громкие крики — нарушают комфорт взрослых и их представление о приличиях. Но подавление природы непременно «отомстит», нельзя подавлять ребёнка только потому, что он неудобен.

И наоборот — кружки и секции, которые вроде бы предназначены для развития, не всегда на самом деле отвечают этому. Педагог приводит в пример маму, которая отдаёт дочь в секцию фигурного катания. На пользу это ребёнку или во вред? Важно посмотреть, как реагирует на эти занятия сама девочка. Может, она расцветёт и будет активно развиваться. А может быть, окажется подавленной и ко всему потеряет интерес. Любознательность, интерес к миру — показатели внутренней живости ребёнка, и сохранить её важнее, чем сохранить дисциплину или хорошие оценки.

Фото: Shutterstock (Vyntage Visuals)

mel.fm

Консультация (средняя группа) на тему: «Воспитание – дело трудное»

Дорогие и уважаемые родители!

                                                                          «Воспитание – дело трудное»

                                                                                                               Сократ

Сегодня я хочу поговорить с вами о проблеме воспитания детей в семье, а точнее о нравственном воспитании. В современном мире погоня за финансовым благополучием встала на первое место, и часто родители не замечают, кто еще рядом с ними живет, поэтому ребенок предоставлен сам себе, растет как  травинка в поле.  Для многих родителей  воспитание – это обуть, одеть и накормить ребенка. Конечно, без этого нельзя, но это не главное. Главное, что вы привьете своему малышу, что посеете в его душу, а в старости будете собирать урожай. Если вы не научили в детстве ребенка уважать взрослых, то не ждите он него заботы позже, когда она будет вам очень необходима.

 Некоторые  дети не знают волшебных слов, слов — приветствия, не могут общаться ни с взрослыми, ни с детьми, не владеют правилами, навыками поведения за столом, навыками самообслуживания. «Этому их не научили воспитатели », — скажете вы. Но постойте, в группах по 20 детей и воспитатель один, а у  вас только один ребенок,  и вы не научили его здороваться, правильно держать ложку  и говорить «спасибо». Помните, прежде всего, это ваш ребенок, и вы – главный его воспитатель и учитель, а мы, воспитатели, даны вам лишь в помощь.  Не научили родители – это полбеды, мы научим вместе. Но вот беда, когда родитель не замечает упущений в воспитании или не хочет их замечать. Я очень благодарна родителям, которые прислушиваются  к моим просьбам и замечаниям, видят проблему в воспитании  ребенка  вместе со мной. И мы вместе (я — воспитатель, родители и ребенок) совместно работаем. И нет ничего сложного в этом, надо лишь захотеть. Нужно лишь напоминать ребенку как правильно себя вести  и  показывать собственным примером.  Ребенку очень трудно вести себя прилично, если он никогда не видел, как это делается.

Часто родители не могут поверить, что в детском саду их ребенок – «золото», а вот дома…

Какой дома я знаю, такой, какой в раздевалке при родителях: капризный, требовательный, эгоистичный. Но в этом виноват не он (со мной то — он другой), а именно вы. Вы позволяете ему быть таким, вы не замечаете этого или не хотите замечать.

Тест для родителей

При встрече с вами в раздевалке:

— ваш ребенок  говорит: « Почему  ты пришла так рано,  я хочу играть!» и заставляет вас ждать;

— ваш ребенок лезет к вам в сумку и достает шоколадку, которую съедает один, не предложив ни вам, ни другим;

—  ваш ребенок сидит, как барин, и вы ему шнуруете ботинки;

— ваш ребенок с криком носится по раздевалке, а вы не замечаете этого, ведь вы общаетесь с подругой;

— у вашего ребенка беспорядок в ящике, и вас это устраивает.

Если это не ваш ребенок, то вы – хороший родитель. Поздравляю вас, вы на правильном пути!

Если вы узнали своего ребенка, то вам пора постепенно менять тактику своего поведения и  воспитания.

Так как воспитание ребенка начинается с воспитания его родителей, поэтому позвольте дать вам несколько простых советов.

Советы родителям от педагога:

— прислушивайтесь к советам воспитателя. Он не ваш враг, он – ваш друг, советчик и помощник.

— не позволяйте командовать вами вашим детям, дайте им понять: «кто в доме хозяин».

—  приобщайте детей к труду. Я им говорю, что  трудиться всегда  трудно, нужно прилагать усилия, но зато приятно видеть результат своего труда.  Даже малыш может оказать посильную помощь вам (собрать игрушки, нести пакетик с булочкой), и не забудьте его похвалить.

—   дети взрослеют быстрее, чем мы думаем. Мы же говорим годовалому малышу, что он большой. Так оно и есть: самостоятельно бегает, кушает, убирает игрушки, если нет, то вы не научили его этому.

—  старайтесь уделять детям больше времени,  беседуйте с ними, тактично узнавайте о их радостях и бедах. Будьте  другом и добрым советчиком своим детям.

— конечно, для вас ваш ребенок самый, самый…, но это только для вас, а не для остальных. Не внушайте ребенку, что он самый лучший. Ему жить в обществе, и он должен уметь уважать не только себя, но и других.

— помните, что «воспитание ребенка начинается с колыбели!» —  писал Лобачевский.

 

nsportal.ru

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

 «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

Какое поведение называется «трудным»?

На пути создания полноценной семьи часто возникает большое количество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания. Примером конфликта между родителями и приемными детьми может стать «трудное» поведение ребенка.

Трудное – не значит плохое. «Трудное» поведение ребенка – это поведение, с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться и трудно его исправить.

Существующие несколько проблем, на которые жалуются многие приемные родители: обман, воровство, навязчивое рассказывание о своих травматических воспоминаниях, — все это приемные родители, как правило, крайне болезненно воспринимают. Кроме того, практически для любой семьи в наше время становится актуальной проблема профилактики табакокурения у детей.

Чтобы справиться с «трудным» поведением ребенка, нужно, в первую очередь, понимать причины, которые его вызывают, и, по возможности, устранять их. Всегда лучше предотвратить конфликт, чем пытаться справиться с уже возникшей проблемой. Именно поэтому так важны вопросы профилактики трудного поведения. Однако если по какой-то причине она не удалась, родители должны уметь разрешить ситуацию с наименьшими потерями для ребенка, для себя и для семьи в целом.

Детское воровство

Один из самых распространенных и самых пугающих для родителей типов трудного поведения — детское воровство.

С какой целью может ребенок настойчиво воровать вещи или деньги? Список причин может получиться примерно таким:

1. У ребенка может быть еще не сформировано представление о собственности.

2. Воровство может быть просто привычкой. Возможно, ребенка учили этому и хвалили, когда он приносил деньги и вещи старшим.

3. Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения, ограничивают карманные деньги.

4. Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки.

5. Бывает, что дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей, особенно если взрослые очень болезненно воспринимают воровство. Деньги или купленные на них сладости ребенок может воспринимать как символическое замещение родительской любви.

6. Иногда дети своим трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье, интуитивно чувствуя, что в попытках решить его проблемы родители объединяются. Ребенок боится развала семьи гораздо больше, чем наказания, и может пытаться таким образом «объединить» родителей.

7. Приемный ребенок, особенно в период адаптации, постоянно чувствует тревогу и страх, что его могут отдать обратно. Иногда это чувство настолько тягостно, что ребенок начинает провоцировать приемных родителей по принципу «брось, а то уронишь».

8. Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с постоянно высоким уровнем тревоги. Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью, воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

9. Воровство может служить для ребенка способом сохранить верность своим кровным родителям, особенно если единственное, что ему известно о маме, — что она сидела за кражу.

10. Ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью. Возможно, его отношения с приемными родителями еще не таковы, чтобы он мог обратиться к ним за помощью.

11. Порой детское воровство вызвано очень острым желанием обладания чем-то, которое охватывает ребенка и которое бывает непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой

Как мы видим, все названные ситуации, кроме последней, не имеют никакого отношения к воровству как таковому. Ни в одной из них ребенок не хочет «сознательно присвоить чужое» (именно таково словарное определение понятия «воровство»). Его цели совсем иные: любовь, покой, безопасность, успешность и т.д. Можно надеяться, что показав ему, как можно добиться того же самого, не прибегая к воровству чужих вещей и денег, мы поможем ребенку избавиться от этого крайне неприятного вида трудного поведения. Тем не менее, ни в коем случае нельзя провоцировать воровство ребенка. Поэтому нельзя разбрасывать деньги и ценные вещи по дому, нужно знать, сколько осталось денег в карманах, кошельке. Приемные дети нередко не могут совладать с собой, их влечет запретный плод, и это влечение зачастую сильнее их.

При этом существует еще одна опасность. Она связана с оценкой самого факта кражи. Бывает, что когда кровный ребенок что-то берет без спроса (не всегда есть возможность обо всем спросить), те же деньги, то это расценивается почти как естественное поведение. Взял у своих родителей. А где он должен еще взять? Когда-то же самое делает приемный ребенок, то это пугает приемных родителей, квалифицируется как воровство, объясняется плохой наследственностью.

Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразить свою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужой собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах.

Что делать, если ребенок лжет?

Маленькие дети обычно врут так, что это сразу легко заметить. Чаще всего причина вранья в том, что ребенку надо привлечь к себе внимание взрослых. Кроме того, у некоторых детей часто бывает очень богатое воображение и им необходимо просто пофантазировать время от времени. А вот что делать, если дети лгут уже по-настоящему, например, чтобы скрыть какой-нибудь свой неблаговидный поступок? Главное – не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Любая ситуация, даже такая неприятная, как детская ложь – это счастливая возможность еще раз проговорить вслух правила, существующие в вашем доме относительно норм поведения (или установить таковые, если это еще не было сделано). Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отношении к происшедшему. Поговорите о тех неприятных для ребенка последствиях, к которым может приводить ложь. Будет полезно, если вы расскажите соответствующий случай из своего собственного детства или прочтете вместе какую-нибудь нужную сказку. Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: вы рассердитесь или расстроитесь. Поэтому всегда важно помнить, что ни в коем случае нельзя наказывать детей за правду! Надо быть готовым выслушать любую правду, какой бы горькой она не была.

Когда приемные родители узнают, что ребенок их обманывают, довольно часто они чувствуют себя обиженными и некомпетентными, сетуют на то, что приемные дети не ценят их усилий, пугают себя и его страшными прогнозами на будущее. Нередко происходит смещение точки цели. Для родителей наиболее важным становится именно признание ребенка, а не изменение ситуации. Они «изматывают» себя и ребенка требованиями признания, ставят свое самоуважения, как родителей, в зависимости от того признается ли ребенок или нет. Ребенок не склонен признаваться в содеянном, не смотря на очевидность обмана и воровства. В результате каждый из участников этой ситуации «зацикливается» на ролях: «прокурор» — «обвиняемый». «Прокурор» обвиняет, а «обвиняемый» все отрицает.

Нередко эти роли переносятся на другие ситуации, когда ребенок и вправду не виноват. Ребенок начинает понимать: что бы он ни сделал, все равно его будут обвинять, так что стараться бесполезно. Воспитывая ребенка, пережившего травму раннего отделения от матери, воспитывавшегося в ситуации безнадзорности или учреждения для детей-сирот, нужно помнить, что ему трудно доверять благим намерениям окружающих. Чем больше на него давят, требуя признания, тем больше он сопротивляется. Это нередко вызывает еще большее раздражение у приемных родителей, чем сам проступок. Раздражение реализуется в наказании. Ребенок начинает переживать стереотипную для себя ситуацию, которая подтверждает его картину мира: мир враждебен, неуправляем, незачем ему доверять.

Разыгрывание подобных сценариев может стать стереотипом взаимоотношений родителей с приемными детьми.

Что же сделать, чтобы ребенок не обманывал?

Прежде всего, нужно понять источник возникновения этой привычки. Ребенок с раннего детства должен был защищаться от угрожающего ему мира. Не признаешься — останешься цел. Привычка — это стереотип поведения. Она появляется снова и снова в стереотипной ситуации. Ребенок совершает проступок, его разоблачают, и он, чувствуя себя загнанным в угол, начинает все отрицать. Это можно сравнить с малообъяснимыми реакциями. Если что-то, когда-то вызвало тошноту, и произошла фиксация, то «это» будет вызывать подобную реакцию всегда. Прервать стереотип очень сложно. Это требует длительного времени и терпимости. Поэтому воспринимать обман ребенка как посягательство на свою способность к родительствованию не стоит. Ребенок лжет еще и потому, что хочет быть принятым новой семьей, и потому, что не хочет волновать приемных родителей. Для него — это ложь во благо себя и семьи.

Если вы понимаете, что ребенок вас обманывает, нужно спокойно, без криков и упреков, в комфортной обстановке поговорить с ним. При проведении такого сложного разговора необходимо обращать внимание на позы, мимику говорящих, на то, что они говорят. Лучше всего организовать пространство в форме круга и убрать все барьеры между членами семьи. Нельзя допустить, чтобы ребенок оставался в закрытой позе. Чтобы «раскрыть» его, можно попросить его что-нибудь достать. При этом родители должны сами постараться сесть в открытую позу, выражать недовольство поступком ребенка, но не ребенком в целом: «Не ты плохой, а твой поступок неправильный, но это можно исправить». Использовать выражение: «Я — Ты». Например: «Когда я увидела в дневнике исправленные тобой оценки, то почувствовала себя расстроенной и обиженной, я бы хотела, чтобы ты больше доверял нам. Я действительно хочу, чтобы ты лучше учился, и если бы ты сказал нам о своих трудностях, то мы могли бы вместе что-нибудь сделать, чтобы у тебя вышли нормальные оценки». Признать, что вы понимаете, как ребенку трудно в таком непростом случае сказать правду, что вы оба понимаете, что произошло.

Не всегда нужно «зацикливаться» на идее обязательного признания. Иногда может быть лучше ребенку дать возможность сохранить свое лицо, при этом необходимо обсудить с ним возможные выходы из ситуации.

Навязчивое рассказывание о травматических переживаниях

Еще с одной проблемой нередко приходится сталкиваться приемным родителям. Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы «забывает» многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать «наводнение» своими травматическими воспоминаниями. Ребенок рассказывает и рассказывает о таких ситуациях из своей прошлой жизни, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни, и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Непроговоренные воспоминания останутся с ним и «превратятся» в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит сам. После рассказа необходимо сказать ребенку, что Вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что Вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на Вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда Вы можете спокойно поговорить с ребенком.

Табакокурение

Ещё одним видом трудного поведения ребёнка являются «вредные привычки», например табакокурение.

Будет ли профилактика табакокурения детей и подростков успешной, во многом зависит от семьи.

1. В первую очередь, родителям самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но – посмотрите вокруг! – число курящих людей огромно. У Вашего ребёнка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так боятся все родители).

2. Мы не курим.

Если мы хотим, чтобы ребёнок не курил, тогда и сами не должны делать этого. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению. С детства ребёнок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребёнок видит Вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует Вашему примеру, чем прислушается к словам.

3. Уважение к некурящим.

В жизни часто бывает не так, как хотелось бы, и в число значимых взрослых подростка часто входят курильщики. Как следует поступать в этом случае? Во-первых, не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится, — обоняние у подростков острее, чем у взрослых. Это не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка к вам, а также подаст плохой пример – если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых, и никаких проблем. В такой ситуации надо честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, а старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы бросить и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием Вы не подорвете свой авторитет, и Ваши отношения станут более доверительными. Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах позволять себе курить дома, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по комнатам пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более, заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к людям в обществе – не закуривать на улице при большом скоплении народа, курить только в отведенных для этого местах, не бросать окурки, пустые пачки и т.д. Такое поведение показывает подростку, что «некурение» – нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения, и курильщики не хозяева положения.

4. Правила для курильщиков.

В том случае, когда никто из домашних не курит, но у Вас есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить у Вас дома.

5. Единая позиция семьи и социального окружения.

Необходимое условие для успешного проведения работы по профилактике курения подростков – общность позиции семьи и всего социального окружения подростка. Если вы равнодушно относитесь к деятельности школы, секции, направленной на профилактику курения, вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка. Поэтому ваша заинтересованность и поддержка повысят эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий.

6. Поговорите со своим ребёнком.

Надо ли говорить с ребёнком о курении? Когда начинать проводить беседы? О чем говорить? А может, лучше не говорить об этом вообще? Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:

  • Разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных.
  • Нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения.
  • Нужно выяснить знания ребёнка по проблеме и его отношение к ней, и на этой основе строить дальнейший разговор.
  • Таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

 7. Устранение причин курения.

Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины.

Причина

Действие

Из любопытства

Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные для него.

Чтобы казаться взрослее

Подростка может не удовлетворять статус в семье – он уже вырос, а к нему относятся, как к ребенку. Скорректируйте свое отношение – подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого он должен получить больше свобод, чем раньше.

Подражая моде

Моду на курение во многом формирует реклама. Обсудите ее с подростком, научите его критически относиться к получаемой извне информации.

За компанию

Оградить ребёнка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато вы можете научить его самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.

Все то, что поможет подростку в этом возрасте избежать вовлечения в табакокурение, еще не раз пригодится ему в дальнейшем.

8. Если Ваш ребенок курит.

Вы узнали, что Ваш ребёнок курит. Прежде всего, следует успокоиться, так как волнение или гнев никогда не помогают решать проблемы. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудите с ним возникшую проблему, скажите, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней самому (самой) и познакомить подростка. Нельзя запугивать ребёнка или предоставлять ему недостоверную информацию. Чётко заявите свою позицию относительно курения, не отвергая при этом самого ребёнка и не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, потому что избавление от курения требует времени.

Памятка родителям

(можно прочитать и раздать в конце семинара по теме)

«Некоторые причины нарушения поведения подростка».

  • борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки родителей;
  • обделенность родительским вниманием;
  • обида на родителей. Причины могут быть самые разные: слишком большое внимание, уделяемое младшему брату, развод с отцом, строгий отчим, семейные ссоры, резкое замечание, невыполненное обещание;
  • потеря веры в себя, в свой успех в результате низкой самооценки.

Этапы  выхода  из  конфликтных  ситуаций

        Этап 1.  Прояснение конфликтной ситуации.

1.     Сначала необходимо выслушать ребенка.

2.     Уточнить в чем проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему важно.

3.     Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.

4.     Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.

5.     Понять, какая же именно потребность ребенка ущемлена.

6.     Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

Этап 2.  Сбор предложений.

1.     Желательно начать с вопроса: Как же нам быть?», «Как поступить?».

2.     Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.

3.     Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.

4.     Если предложений много, их можно записать на бумаге.

Этап 3.  Оценка и выбор наиболее приемлемого предложения.

1. Провести совместное обсуждение предложений.

2. При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.

3. Определить и осознать истинные желания друг друга.

4. Сделать акцент на то, что как хорошо вместе решать «трудные» вопросы.

 

        4 Этап.  Контроль над выполнением решения.

1. Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.

2.  Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.

3. Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

nsportal.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *