Дети девиантного поведения – почему возникает и как лечится

Содержание

Девиантное поведение детей: виды, причины, профилактика

 

Содержание

 

В чем же заключаются основные причины девиантного поведения?

Способы профилактики девиантного поведения детей

Диагностика девиантного поведения


 

Девиантным называется поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных, а иногда и правовых норм.

 

Вы когда-нибудь сталкивались с детьми/подростками, действия которых не могут контролировать ни родители, ни представители правопорядка? Бродяжничество, мелкое (а порой и крупное) воровство, алкоголизм, этот ряд примеров можно продолжать долго. Несформировавшийся характер именно таким громким способом пытается продемонстрировать свои амбиции, взгляды на окружающий мир, желания.

 

 

Возможно, это прозвучит странно, но это своеобразный крик маленького существа, брошенного наедине с его проблемами, «ущемленными» интересами, обидами.

 

Девиантное поведение детей является острой социальной проблемой. Формы его проявления могут быть самыми разными, в зависимости от возраста и повлиявших факторов.

 

 

 

В чем же заключаются основные причины девиантного поведения?

 

  1. Ввиду своей невоспитанности, ребенок неправильно ведет себя, у него нет необходимых умений и знаний из-за социально-педагогической запущенности.
  2. Негативный психологический климат в семье, неблагополучные отношения вызывают состояние дискомфорта.
  3. Отрицательное влияние окружающего мира, отсутствие контроля.

 

 

Виды девиантного поведения:

 

  1. Делинквентное поведение – проявляется в противоправных действиях, наносящих вред, как отдельным людям, так и в целом, обществу. Самый простой пример: дети соревнуются в меткости, бросая предметы из окна в прохожих.
  2. Аддиктивный вид – стремление уйти от реальности изменив психологическое состояние с помощью каких-либо веществ или определенного вида деятельности, с целью развития и поддержания более интенсивных эмоций. Жизнь представляется серой, однообразной. Присутствует скрытый комплекс неполноценности, тревожность, стремление обманывать, обвинять во всем других.
  3. Патохарактерологический вид – это так называемое расстройство личности: желание доминировать и властвовать, слишком высокий уровень притязаний, обидчивость, упрямство, нетерпимость к противодействию, поиск любых поводов для разрядки аффективного поведения, самовзвинчивание.
  4. Психопатологический вид – проявление психологических заболеваний и расстройств. Агрессия направляется на себя, происходит саморазрушение личности (склонность к суициду, алкоголизм, наркозависимость и т. д.).
  5. Последний вид основан на гиперспособностях – возможности такого человека значительно превышают среднестатистические. В данном случае обладатель либо направляет их на саморазвитие, либо на преступную деятельность.

 

 

Очень часто понятия девиантного и делинквентного поведения путают. Однако между ними есть разница. В первом случае не соблюдаются социальные и культурные нормы, а во втором же преступается закон.

 

 

 

Способы профилактики девиантного поведения детей

 

Крайне важны для профилактики отклоняющегося поведения среди детей и подростков доверительные, здоровые отношения с семьей. Часто бывает, что ребенок демонстрирует девиантное поведение в какой-то определенной обстановке: либо только дома, в кругу друзей-ровесников, в школе. Родители в такой ситуации должны донести до него, что они поймут любую его ошибку, не будут осуждать, помогут найти правильное решение. Только таким образом можно быть уверенным, что находясь в затруднительном положении, ребенок в первую очередь обратится к своей семье.

 

 

Нельзя исключать и такие внешние способы профилактики девиантного поведения:

 

  • Организация свободного времяпрепровождения детей. Ребенок должен иметь возможность проводить свободное время с пользой, развивать какие-либо навыки, иметь хобби: то есть направлять свою энергию в правильное русло.
  • Проведение воспитательных работ, лекций. Ребенку должны объяснить, «что такое хорошо, а что такое плохо» и какие последствия могут иметь те или иные действия, вредные привычки.
  • Запрет рекламы алкоголя и табачных изделий, активная пропаганда здорового образа жизни.
  • Забота о материальном достатке несовершеннолетних и их семей.

 

Существует множество теорий девиантного поведения, касающихся различных сфер жизни. В основе биологических теорий лежит предположение, что некоторые люди рождены с изъянами, обуславливающими их асоциальное поведение. Психоаналитическая теория гласит о конфликте, происходящем внутри личности, т. е. сознательного и бессознательного. Согласно социологической теории подобное поведение возникает в результате неудачного опыта социализации. Это крайне негативно сказывается на личности.

 

 

 

 

Диагностика девиантного поведения

 

Так как вопрос стоит достаточно остро, психологами разработано большое количество методик для своевременной диагностики проблемных детей. Опросники для родителей и их чад, тесты на выявление сложных сторон личности, определение типа темперамента. На основе ответов психолог сможет увидеть картину происходящего. Важным в вопросе диагностики является установление контакта, так как именно это поможет получить максимально правдивую информацию.

 


 

Девиантное поведение у детей: за названием — загубленные судьбы, а порой и жизни.

 

www.rastut-goda.ru

Консультация на тему: Причины девиантного поведения детей.

Причины девиантного поведения детей.

 

    Самое большое влияние на ребенка оказывает семья, поэтому причины отклоняющегося поведения следует искать, прежде всего, в семье. Психологи различают несколько видов семей, в которых дети склонны к отклоняющемуся поведению:

  • Семья с неблагополучной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю.
  • Семья, где нет эмоциональных контактов между ее членами, при внешней благополучности отношений наблюдается абсолютное  безразличие к потребностям ребенка. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи.
  • Семьи с нездоровой атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

     Но даже в нормальной семье существуют проблемы отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.

    Окружающая среда также влияет на формирование личности подростка, как в положительном, так и отрицательном отношении. Так, появление «трудных» подростков может быть связано даже с районом проживания. 

     Успешно занимающиеся учащиеся лучше относятся и к другу, и к учителям, преданны школе, заинтересованы учебой. В группах слабых школьников формируется антишкольные  настроения и взгляды, достаточно высок процент правонарушений.

     Немаловажна и роль коллектива, в котором обучается подросток.

     Важно выявить причины. Часто эти причины кроются в неумении общаться, устанавливать межличностные отношения в коллективе. Ребенок формируется под влиянием взрослых и сверстников, утверждается через общественное признание; самое тяжелое для него  наказание – одиночество, изоляция от людей. 

 

Памятка родителям от ребенка

      Не балуйте меня, вы меня  этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

      Не бойтесь быть твердыми. Это позволит мне определить мне свое место.

      Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

      Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.

      Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

      Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю « Я вас ненавижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

      Не  делайте для меня и за меня то, что я в состоянии для себя сам. Я не могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

      Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

      Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.

      Не заставляйте меня думать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

      Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

      Не  делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.

      Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.

      В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.

nsportal.ru

Девиантное поведение ребенка

Когда ребенок начинает вести себя откровенно плохо и нарушать устоявшиеся в обществе нормы морали, взрослым следует как можно скорее выявить главную причину возникновения дурной тенденции и скорректировать процесс воспитания соответственно. Девиантное поведение — разрушительная, неадекватная реакция, которая ставит во главе угла эгоистичные цели, а также действия, выражающие пренебрежение участью окружающих людей. К сожалению, чаще всего родители обращают внимание на негативные изменения в характере и повадках чада лишь тогда, когда его поступки становятся вопиющими. Однако именно профилактические воспитательные меры играют ключевую роль в благополучном поведенческом развитии детей.

Причины девиантного поведения ребенка


Причин социальной девиации очень много. Иногда они образуют целый комплекс, преодолеть который бывает крайне непросто. Тем не менее разобраться в многообразии способствующих факторов стоит в первую очередь. Именно этот момент и станет отправной точкой в решении возникшей проблемы.

Неблагоприятные социальные обстоятельства

Первый опыт взаимодействия с миром дети получают в условиях семьи. Для малышей нет ничего важнее родного дома и прочного эмоционального контакта с близкими. Если ребенок лишен полноценного окружения с ранних лет, скорее всего, это плохо скажется на его поведении в подростковом возрасте. Из числа основных причин зарождения негативных поведенческих тенденций можно выделить следующие:

  • Неполная семья.

Ребенок, воспитываемый бабушкой, одной мамой или отцом-одиночкой, при всем усердии со стороны взрослого, не получает целый пласт важных морально-нравственных представлений о человеческих взаимоотношениях. Такое «однобокое» воспитание очень часто приводит к негативным последствиям.

Растущий под гнетом неусыпного родительского контроля ребенок чувствует стабильную неуверенность в своих силах и испытывает существенный психологический дискомфорт, который по мере взросления усиливается. В итоге нередко получается так, что бунтующий подросток вырывается из-под удушающей заботы родных и круто изменяет свое поведение в плохую сторону.

  • Напряженные отношения в семье.

Если родители постоянно ссорятся, ругаются и кричат, это вводит чадо в стресс, который со временем может вылиться в агрессивное, неконтролируемое поведение.

  • Асоциальная семья.

Дети, растущие в таких семьях, берут пример с каждого домочадца и в итоге ориентируются на паразитический образ жизни, подражая родителям (совершают противоправные поступки, ступают на путь саморазрушения).

  • Слишком строгие правила, чрезмерная требовательность взрослых.

Плохое поведение малыша в семье, где царят жестокие законы, грубо и резко пресекается, а просто недостаточно хорошее (по меркам родителей) — порицается. К сожалению, вопреки ожиданиям строгих покровителей, подобное воспитание редко открывает приятные перспективы.

  • Социальное неравенство.

Ребенок, регулярно взаимодействующий с детьми из более обеспеченных семей, может чувствовать себя несчастным и ущемленным. Отсутствие денег порождает комплексы, гнев, зависть, чувство горечи из-за невозможности проявить свои таланты и реализовать мечты. Это в свою очередь не лучшим образом влияет на мироощущение и поведение.

  • Формальное воспитание.

Родители общаются с чадом сухо, не выражают нежность по отношению к нему, не стремятся к поддержанию доверительного общения. Воспитание ребенка выглядит как выполнение родительской обязанности, не более того. По факту это скрытая безнадзорность, а не полноценное воспитание.

  • Потворство девиантному поведению.

Родители никак не реагируют на отклоняющееся поведение малыша, тем самым способствуя укоренению дурных привычек и негативных поведенческих установок.

medaboutme.ru

Материал по теме: Причины девиантного поведения у детей

Причины девиантного поведения у детей

Актуальной проблемой современной педагогики является проблема девиантного поведения. Девиантное поведение — это отклонение от социальных норм поведения. Как оно формируется, какие стадии проходит? Можно ли уберечь от этого ребенка?

Конкретными формами девиантного поведения в образовательном учреждении являются неврозы, страх, воровство, ложь. А основным аморальным поведением являются: детский разврат, проституция, детский алкоголизм и наркомания. Эти пороки общества проникают в жизнь школы. Где корни этих явлений? Улица? Телевидение? Сама жизнь? Оказывается, в семье.

Семья — главный институт социализации человека. Это место, где человек учится нормам жизни. В России семья переживает кризис, изменяются отношения, меняются взгляды на жизненные ценности. Постоянная нехватка материальных и духовных ресурсов приводят к формированию девиантного поведения. Семья перестает выполнять свои функции. А семья выполняет следующие функции:

1.        Воспитательную

Цель семейного воспитания — это формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Взрослые должны подготовить детей к этим трудностям. Нельзя выбросить ребенка в море жизни, не научив плавать.

2.        Хозяйственно — бытовая.

Необходимо обеспечить семью всем, но парадокс, детей — наркоманов из

обеспеченных семей больше, чем из семей с небольшим достатком.

3 .Эмоциональная радость семейной жизни отсутствует, если у матери нет

удовлетворенности семейной жизнью, (например, отец уходит из семьи, и т.д. и

т.п.) то ребенок растерян и реагирует соответственно.

4.Фукция духовного обогащения.

Родители не обсуждают ценности жизни с детьми. Редко посещают (если вообще посещают) выставки, театры, концерты. Не слушают музыку, которую слушают дети.

5.Первичный социальный контроль.

Кто тебе скажет, если не родители. Воспитывать мы не можем, а требовать всегда.

б. Сексуально-эротическая (репродуктивная), почти закрытая тема в наших семьях. И взрослые, и дети учатся этому на стороне, (результат печальный). А как готовить детей к семейной жизни, чтобы они не повторяли ошибок взрослых? Как их учить? К этому не готовы многие родители. Даже у учителей нет единого мнения.

Однако, наши дети — это не только наша радость и счастье, но и наши тревоги и боль. Ведь нужно не только родить ребёнка, но и воспитать его настоящим, прекрасным человеком.

Детство ребёнка в настоящее время длится очень долго, чуть ли не 20, а то и более лет. И все эти годы родители должны не только материально содержать своё дитя — кормить, поить, одевать, обувать, но и воспитывать. А воспитание детей — самый трудный вид деятельности, так считает подавляющее большинство психологов. Родители от младенчества до зрелости детей сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество. Родители из зрелых семей знают это, родители из незрелых — надеются всех сложностей, связанных с воспитанием, избежать.

Воспитывать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Известный педагог А. С. Макаренко о воспитании детей сказал такие слова: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Так хотим ли мы себе плохую старость, попрёки и пренебрежение?! «То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно, наверстать в зрелые годы» — считает В. А. Сухомлинский.

Сегодня институт семьи переживает глубочайший кризис. Рхли раньше в семье объединялись для выживания, дом становился крепостью, где люди рождались, осуществляли все ритуальные действия, воспитывали друг друга и умирали, то сейчас Дома с большой буквы нет. Он перестал быть средоточием нашей жизни. В нём мало детей, почти совсем не передаются традиции и методы воспитания. Папа уходит из дома неизвестно куда и неизвестно зачем. Вечером появляется неизвестно откуда, усталый, издерганный, ничего хорошего ребёнку о проведённом времени рассказать не может. Подчас у последнего образ жизни отца вызывает страх и настороженность. Раньше сыновья с 6-7 лет работали в иоле вместе с отцом и другими родственниками, друг у друга на виду, связанные экономической и физической зависимостью. Почитание родителей основывалось на осознании их вклада в жизнь семьи. Это давало цель и смысл сегодня, а не через 15-20 лет, как у теперешних детей при обучении в школе. В таких непростых для современной семьи условиях больше всего страдают дети.

Ваше, родители, собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету — всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если вы дома грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете свою мать, вам уже не нужно думать о воспитании; вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот

первый и самый главный метод воспитания! Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями, от них дети страдают больше, чем сами родители.

Нам всем хочется, чтобы дети походили на нас таких, какими мы себя хотим видеть. Мы стремимся воспитывать у них те качества, которые считали хорошими. Но иногда маленький человечек перенимает как раз то, что нам хотелось бы подавить, спрятать от окружающих. Это происходит потому, что ребёнок особенно чувствителен к словам и поступкам, наиболее эмоционально окрашенным. В минуты волнения нам труднее следить за собой, и мы просто выплёскиваем на ребёнка глубоко запрятанные чувства, которые потрясают его и запоминаются. Через некоторое время они становятся частью его поведения.

Психологам часто приходится заниматься незрелыми семьями, где лица родителей мрачны, глаза в пол, голос резкий, скрипучий. Они просят детей быть вежливыми, сами шлёпают их при малейшем поводе, унижая их достоинство. В незрелых семьях дети страдают неврозами.

Невроз — это личностное расстройство, вызванное нарушением целостности системы отношений. Чаще всего он является результатом неудовлетворения какой-то очень важной для личности потребности, например, в ласке и заботе.

Мать — глава семьи может представлять собой страшное явление, если она властна и ворчлива, нечутка и неласкова. Вот как описывает такую мать один из пациентов психиатрической клиники: «Бывало, так захочется, подойдите уткнуться ей лицом в колени, чтобы погладила или хотя бы взглядом обняла…» «Нет! Не лезь! Отстать от меня! Устала до смерти!» — «И жаль её и больно за себя».

Не редкость и тапр семьи, где — либо нет одного родителя, либо они оба есть, но поддерживают холодно-формальные отношения. В результате таких отношений ребёнок чувствует себя не нужным ни одному из родителей. Но и в семьях, где родители любят друг друга и своих детей, у детей могут быть серьёзные недуги. О психологическом здоровье детей в последние двадцатилетия говорят всё чаще. Подчеркнём» что только семья способна дать ребёнку психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Лишь она способна наполнить ребёнка радостью события. Для психологического здоровья детей необходимы ласковые прикосновения. Не поцелуи, не объятия, а именно прикосновения. Довольно редко встречаются родители, которые по доброй воле, без всякого повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребёнку, обнять его за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам. Члены зрелой семьи чувствуют себя настолько свободно друг от друга, что не стесняются говорить о своих чувствах. Всё, что они чувствуют, может быть высказано: разочарование, страх, боль, гнев, критика. И в.ответ они не услышат крик: «Как ты разговариваешь с отцом!», родители в таких семьях не являются авторитарными руководителями. Они учат детей оставаться людьми в любых ситуациях, сообщая им негативные оценки их поступков так же часто, как и позитивные. Они готовы огорчаться, расстраиваться, веселиться и радоваться: их поведение не расходится со словами и событиями жизни.

Претерпевает изменения традиционное распределение семейных ролей. Более    выраженной    становится    тенденция    к    равенству    и партнерству супругов, к расширению участия несовершеннолетних детей    в экономической     жизни     семьи     и     принятии     решений. (Спрашиваем у детей, чего они хотят?)

Какие же позиции занимают дети в   семьях? Они есть в каждом классе.

1.        «Герой семьи». Пытается выполнить всю работу. Дома отвечает
за все, уроки делает самостоятельно. Смотрит за младшими
детьми.   Но они дети!

Возможны ошибки. И этот герой тяжело переживает ошибки, возможен срыв и аморальное поведение. Родителям необходимо предоставлять ребенку право на ошибку, учить ребенка не огорчаться но этому поводу, показать, что он любим.

  1. «Козел отпущения». Агрессивные, бунтари. Они бросают вызов. Но это только маска. За этим стоит обида, несправедливость. Нужно учить детей выплескивать агрессию.
  2. «Шут». Над     всеми смеется, но за шутками скрывается одиночество. Этих детей нужно учить общаться. Им необходимо тепло, любовь и доверие родителей. 4.Потерянный ребенок.

Это ребенок, который отказывается от контакта. Не заметен, но из них вырастают потом интересные люди, с богатым внутренним миром. Но есть опасность, что они пойдут по аморальному пути .

Тяжело детям в современных семьях, где родители постоянно выясняют отношения, между ними возникают постоянные трения. И этим самым родители подталкивают своих детей в ряды наркоманов, алкоголиков, и проституток.

Девиантное поведение не формируется внезапно, оно       проходит   определенные   стадии.   Родителям необходимо увидеть и услышать эти стадии, повернуться к ребенку, поговорить с ним по душам.

  1. стадия. Стадия возникновения предпосылок отклонения. Формируется в дошкольный период. Это результат недостаточного развития воли, внимания (эти дети устраивают экзамен родителям при людях) Дети становятся несносными. Родители (особенно мамы) начинают воспитывать. — А детям только этого и надо!
  2. стадия. Появление начальных форм отклонений в поведении в начальных классах. Это — ложь, страх, неврозы, воровство.

Начинают курить. Причина: отсутствие успеха в учебе. Мы к этому подталкиваем сами.

Все время спрашиваем  ребенка («Какие отметки он получил?». «Почему тройка’?» и т.п.), ребенок начинает бояться оценок, начинает придумывать. Более мудрые дети отвечают «Сейчас в дневнике посмотрю» — как бы подсказывая,    что   есть   более    важные    вещи,   чем    оценка.    У   них

вырабатывается чувство вины, страха, что они не оправдали надежды своих родителей

Совет» Любую оценку принимать нормально. Найти ребенку такое дело, где у него будет успех (спорт, рисование, танцы) Сегодняшняя выставка наглядно представляет это.

3 стадия. Устойчивые признаки асоциального поведения. Они возникают в 13-14 лет.

Рекомендации родителям, если они все же упустили ребенка.

1.        Установить границы — затем требовать их соблюдения.

2.        На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно (для
родительской власти). Нет ничего более сокрушительного, чем несобранность
родителей.

3.        Отличайте своеволие от детской безответственности. Не вымыл пол — это
безответственно, но наказывать за это нельзя.

  1. После конфликта утешьте и объясните — почему все так.
  2. Не требуйте невозможного. Никакими наказаниями нельзя заставлять учиться.
  3. Руководствуйтесь любовью.

Еще А.С.Макаренко писал, что родительская любовь — самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, творит новых людей. Мир и лад между мужем и женой — залог детского спокойствия и Жизнерадостности. Детей из таких семей видно издалека. Без нее никакие педагогические меры не смогут

восполнить ее влияние на ребенка. Поэтому храните эту любовь или найдите силы не показать нелюбовь. Всех детей с     девиантным      поведением    объединяет     одно -незащищенность и ненужность их. Будьте внимательны к детям!

Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми.

nsportal.ru

Девиантное поведение детей и подростков

Сущность девиантного поведения

Отклоняющееся (девиантное, асоциальное) поведение определяется тем, что оно всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий с распространенными в обществе нормам и правилам поведения. Каждая социальная группа определяет свои правила поведения, стереотипы и установки, а также ценностные ориентации, которые должны поддерживаться членами группы. в противном случае, это может привести к тому, что человек будет признан неадекватным, наказан или изгнан из общества.

Сущность девиантного поведения ориентирована на понятие нормы.

Определение 1

Социальная норма является исторически сложившейся мерой допустимого поведения отдельной личности, более широкой социальной группы или организации в целом.

Социальные нормы возникают как результат отражения в сознании личности объективных закономерностей функционирования общества. В желании соответствовать им, человек стремится освоить правила этикета, нормы морали и юридические нормы. Они помогают человеку регулировать свое поведение, избегать возможных нарушений и, как следствие, осуждения со стороны других членов общества.

Социальные нормы выполняют следующие функции:

  • Функция оценки и ориентации личности и общности;
  • Функция регулирования поведения и социального контроля за поведением человека.

В обществе существует множество примеров того, как отклоняющееся поведение могло регулироваться именно благодаря социальным нормам и санкциям. Это значит, что коррекция поведения происходит тогда, когда человек сам начинает его регулировать и осознает свою ответственность перед обществом. Это помогает ему избежать множества проблем, адаптироваться к новым социальным и культурным условиям, не чувствовать себя изгоем.

В социологии девиантного поведения следует выделить несколько направлений, которые определяют причины его возникновения. Так, в начале 20 века были распространены биологические и психологические трактовки причин девиантного поведения человека. Так, исследователи отмечали, что между преступным поведением и биологическими особенностями человека есть прямая связь. Р. Мертон определял девиантное поведение через аномию, которая может считаться причиной несогласованности между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые человек использует для их достижения.

Специфика девиантного поведения детей и подростков

Эмоциональная незрелость является основной причиной девиантного (отклоняющегося) поведения подростков. Дети и подростки еще не умеют контролировать свое поведение, из-за чего присутствует несоизмеримость желаний и возможностей в их удовлетворении. Им очень легко внушить ложные ценности, которые откладываются в их податливой психике. В дальнейшем такое поведение довольное сложно отрегулировать и скорректировать, так как человек уже привык вести себя таким образом, и не принимает другие нормы и ценности.

Замечание 1

Подростков, чье поведение отклоняется, принято называть трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость подростка рассматривается в качестве девиации. Она является одной из сторон такого явления, как изменчивость, что присуща каждому человеку, и той окружающей обстановке, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность.

Социальная сфера довольно быстро меняется, а эти изменения отражаются в поведении самого человека. Девиации могут включать в себя такие типы поведения, как:

  • Девиантное поведение;
  • Делинквентное поведение;
  • Криминальное поведение.

Девиантное поведение – это один из вдов отклоняющегося поведения, которое можно с уверенностью назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения у детей и подростков можно назвать следующие: неблагоприятные поведенческие реакции, агрессия, вызов обществу, бунт, попытки суицида, пьянство, применение наркотических и иных запрещенных средств, уклонение от учебы, антиобщественные действия сексуального характера. В детском и подростковом возрасте человек воспринимает мир совершенно иначе, это мешает ему адекватно реагировать на некоторые события, которые во взрослом возрасте считаются менее значимым и фатальными.

Делинквентное поведение детей и подростков выражается в повторяющихся асоциальных поступках. Затем они складываются в достаточно устойчивый стереотип действий, по которому человек действует уже в более сознательном возрасте. Поступки нарушают правовые нормы, но при этом не предполагают уголовную ответственность из-за небольшой общественной опасности. К тому же, ребенка достаточно сложно привлечь к уголовной ответственности, если он не достиг совершеннолетия. Следует выделить несколько видов делинквентного поведения: агрессивно-насильственное поведение, корыстное поведение, выражающееся в распространении и продаже наркотических веществ.

Девиантное поведение детей и подростков имеет свои особенности. В первую очередь, это связано с возрастными особенностями человека. В детском и подростковом возрасте человек воспринимает все совершенно иначе, и по этой причине он не может до конца адекватно оценивать ситуацию. В связи с этим мир кажется искаженным, скучным, и ребенок (подросток) стремится к тому, чтобы изменить его. Для этого он начинает совершать поступки, которые противоречат общественным нормам и ценностям, в связи с чем привлекает к себе внимание, но исключительно с негативной стороны.

Ребенка сложнее привлечь к ответственности в связи с его возрастом, из-за чего он испытывает чувство безнаказанности и, как следствие, чувство того, что ему позволено вести себя именно таким образом. Поведение в данном возрасте нуждается в тотальной корректировке, иначе в более зрелом возрасте человек начнет совершать более опасные поступки, которые могут принести вред не только ему, но и окружающим его людям.

spravochnick.ru

Девиантное поведение детей

Вы когда-нибудь сталкивались с детьми, на которых никто не может найти управу? Бродяжничество, воровство, ранний алкоголизм, хулиганство далеко не полный список примеров, когда дети с еще не сформировавшимся характером, выходят за рамки общепризнанной нормы поведения и стремятся реализовать скрытые желания и амбиции.

Как бы странно это не звучало, но такого рода поступки не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды.

Сегодня довольно популярным стал термин девиантное поведение детей, это понятие означает стремление малыша стереть грань между нормой поведения, принятой в обществе, и неблаговидными поступками. Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными, как правило, их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психологическом состоянии.

В конкретном возрасте дети по-разному проявляют скрытую агрессию и несостоятельность, в соответствие с этими факторами и строится работа с детьми девиантного поведения.

  • Для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам.
  • В возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение со взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний.
  • После 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство и т.д.


Коррекция девиантного поведения детей достаточно сложный и трудоемкий процесс, главной задачей которого становится выявление причин выхода за пределы нормы морали. Далее следуют три этапа перевоспитания подготовительный, конфликтный и процесс самовоспитания.

Как показывает практика, причины девиантного поведения детей могут быть разными, например, неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями. Все эти факторы приводят к формированию у ребенка комплексов и страхов со временем перерастающих в ярко выраженный протест против окружения и стремление доказать свою состоятельность сомнительными методами.

В процессе формирования личности ребенка главная роль принадлежит родителями, воспитателям и учителям, эти люди должны отчетливо понимать, что профилактика девиантного поведения детей – их основная задача и реализуется она посредством внимания и уважения к новому члену общества.

stranadetstva.ru

5. Девиантное поведение детей

5.1. Определение понятия «трудный подросток»

В психологии и педагогики нет единого понимания «трудного» подростка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Признака, состав­ляющих содержание понятие «трудные подростки»:

— наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения; Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины — делинквентность и девиантность. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, про­винностей, мелких правонарушений, отличающихся от крими­нальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью подразумевают отклонение от при­нятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения.

— нарушения поведения достаточно сложно исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко под­даются перевоспитанию.

— это «социально запущенные дети», нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны педагогов, воспитателей и внимании коллектива сверстников.

Понятие «отклоняющееся поведение» надо отличать от терми­нов «отклонение в развитии», «задержка развития», «отставание в развитии».

Последние три термина часто употребляются в науч­ной литературе как синонимы. Они обычно обозначают детей с дефектами развития. Конечно, нередко такие дети становятся труд­ными, но коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов.

5.2.Понятия девиантного поведения

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется по­ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль­ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Социальная норма — исторически сложившаяся в конкрет­ном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организа­ций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируе­мом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и примене­ния норм становится чрезвычайно сложным делом.

Оценка любого поведения всегда подразумевает сравнение его с нормой. Отклонения не существует без нормы. Понятие нормы относят к числу неопределенных научных представлений, т.к. общепризнанного определения нормы нет. Понятие «норма» определяется как предел, мера допустимого. Социальная норма находит воплощение в законах, традициях, обычаях, во всем том, что стало привычкой, вошло в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. В действительности не существует никакой нормы как реальности, с четко обозначенными границами, за которыми начинается не норма, отклонение от неё. Проблемное поведение часто называют девиантным (от латинского Deviatio – уклонение). Девиантное поведение – это система поступков, действий человека, не соответствующих общепринятой или подразумеваемой норме, официально установленным или фактически сложившимся в обществе социальным ожиданиям. Проблема девиантного поведения школьников — одна из важных задач коррекционной педагогики и специальной психологии. Девиантное поведение можно рассматривать как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением (Менделевич В.Д.)

Девиантное поведение рассматривается:

  • как поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют лица с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера (расстройства в виде акцентуаций характера).

  • как поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, нарушающее какие-то социальные, культурные или правовые нормы. Это проявляется в разных формах социальной патологии – алкоголизм, наркомания, проституция… и выражается в форме проступков или преступлений.

Когда поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Юношеский возраст и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями, лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о