Дети лучше слышат какие звуки – высокие или низкие? — Сервис проверки знаний учащихся по математике

Содержание

какие звуки лучше воспринимают дети: высокие или низкие?

Какие звуки лучше воспринимают дети

Чувствительность слухового анализатора к различным частотам неодинакова в разном возрасте. Дети лучше воспринимают низкие тоны, чем высокие.

Уже на седьмом месяце беременности ребенок способен реагировать на звуки.
Нерожденный ребенок начинает познавать внешний мир через низкие звуки , такие, как, например:
• Низкий звук сердцебиения матери
• Глубокий голос отца низкой частоты

Эти низкие звуки ребенок воспринимает несколько приглушенными. Они навсегда отпечатываются в памяти ребенка . В противоположность им, высокие звуки ассоциируются у детей с ежедневной активностью и побуждают к познанию мира вокруг себя. Однако такие звуки также могут стать причиной стресса.

В зависимости от частоты звуков:

• Высокие звуки — такие, как, например, сирена автомобиля, звонок в дверь, торможения поезда, звук мотоцикла — набирает скорость, или будильник, — могут напугать ребенка . Вы даже можете чувствовать взволнованность Вашего ребенка в животе, оказывается резкими спонтанными короткими движениями.

• Ребенок расслабляется, когда слышит глубокие звуки (низкой частоты) — такие, как звуки ветра среди деревьев, волн — накатываются на побережье, церковных колоколов вдали. В этом случае, если Вы положите руку а живот, вы почувствуете более спокойные и размеренные движения ребенка .


После рождения ребенок может узнавать звуки , которые он слышал, еще будучи в утробе. С первых дней после рождения ребенок реагирует на громкие звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. На втором месяце ребенок дифференцирует качественно разные звуки; в 3-4 месяца различает высоту звуков от 1 до 4 октав; в 4-5 месяцев звук становится условно-рефлекторным раздражителем. К 1-2 годам дети дифференцируют звуки в 1-2 музыкальных тона, к 4-5 — ѕ и Ѕ музыкального тона.


Таким образом, слух существенно развивается в возрасте примерно трех месяцев, когда ребенок приобретает способность распознавать звуки средней частоты. Способность воспринимать высокие звуки полностью формируется в пять месяцев, а в десять месяцев ребенок уже полноценно воспринимает низкие звуки.

ПОДРОБНО: http://biofile.ru/bio/5296.html
http://www.domotvetov.ru/kids/a/40897_113.html
http://moykinder.com/child/397-razvitie-rebenkasluh.html

sprashivalka.com

особенности развития слухового аппарата у детей после рождения

Новорожденный ребёнок — это хрупкое и очень интересное создание.

Забрав его из роддома, родители не перестают смотреть на его стремительное развитие и адаптацию во внешнем мире.

Но, так как дети такого возраста ещё не могут объясняться самостоятельно, возникает вопрос — во сколько месяцев слышит малыш?

На какой неделе после рождения ребенок различает звуки?

Слух новорожденного ребёнка формируется довольно быстро. Еще до появления на свет дети способны различать звуки в животе у матери. Именно поэтому врачи часто рекомендуют больше общаться со своими малышами в период внутриутробного развития. Это помогает ребёнку в дальнейшем быстрее отличать голос матери от других звуков, окружающих его.

После рождения уши малыша около трёх дней наполнены специальной жидкостью, из-за которой слух не может быть чётким. Именно из-за этого дети поначалу реагируют только на громкие звуки или вибрацию. Уже через 3-4 недели после рождения ребёнок способен узнавать привычные звуки и шумы. Реакция выражается в:

  • способности останавливать взгляд на определенных, понравившихся, предметах;
  • во внимательном изучении человеческих лиц;
  • в небольшом косоглазии;
  • в более внимательном рассматривании черно-белых картинок, чем цветных.

Важно! Если женщина во время беременности курит, принимает большое количество лекарственных препаратов, употребляет спиртные напитки или переносит такие заболевание, как корь или краснуха, то стоит обратить особое внимание на развитие слуха у малыша.

Как слышит грудничок?

В течение первого месяца развития дети способны слышать только громкие звуки, но после этого периода времени, они начинают различать и реагировать на различные голоса и другие посторонние звуки. Чтобы понять, что ребенок начинает хорошо слышать, стоит обратить внимание на такие признаки:

  1. В зависимости от скорости речи ребёнок может вести себя активно или спокойно;
  2. Интонация — сердитый голос может расстроить малыша, а ласковый, наоборот, будет успокаивать и радовать;
  3. Происходит разделение на звуки, которые нравятся, и которые не нравятся.

Часто новорождённые дети могут увлечься каким-то одним предметом, издающим приятный для них звук, например, погремушкой. Тогда они могут на какое-то время перестать обращать внимание на другие шумы, но это вполне естественно и быстро проходит.

Что слышит малыш?

На первой неделе жизни ребёнок слышит только близкие и громкие звуки.

Он не воспринимает их как чёткие, поскольку ухо ещё недостаточно развито.

Постепенно малыш начинает активнее реагировать на голоса, особенно материнский, поскольку он способен успокоить и помочь почувствовать безопасность.

К основным реакциям на правильно развитие слуха у новорождённого можно отнести:

  • поворот головы по направлению шума.
  • поиск глазами источника звука.
  • плач, как сильный, так и всхлипывания.
  • интенсивные движения руками и ногами.
  • замирание и прислушивание.

Внимание! Специалисты не рекомендуют включать детям громкую музыку, повышать на них голос или посещать с ними места, где может быть очень шумно. Это может значительно повлиять на формирование слуха.

Как проверить детский слух?

Уже через 2-3 дня после рождения, еще находясь в роддоме, врачи делают первую проверку слуха с помощью специальной аппаратной аудиограммы.

На этом этапе можно определить отклонения и патологии. В дальнейшем детский слух нужно проверять на медицинских комиссиях.

Для того, чтобы проверить слух новорожденного дома, существует несколько методов:

  1. Хлопки в ладоши.
    Для этого надо сделать несколько хлопков вне зоны видимости малыша. Если нет никаких патологий или затруднений в развитии, то ребёнок вздрогнет или посмотрит в сторону звука;
  2. С помощью любой крупы. В три разные ёмкости, желательно пластиковые, нужно насыпать сушеный горох, гречку и манку. Все эти крупы создают колебания разной интенсивности. В первые несколько недель ребёнок будет реагировать на звук гороха, так как он издает низкие тональности.

Стоит помнить, что объективно оценить слух новорождённого ребенка без специальной аппаратуры не получится, так как уши и слуховые каналы только формируются.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха

Существует две основные классификации нарушения слуха у детей: тугоухость и глухота. По своей природе они бывают наследственные, природные или приобретённые. Причин для развития этих патологий несколько:

  • вирусные заболевания или инфекции.
  • тяжелый период беременности у матери.
  • применение вредных или токсичных веществ во время вынашивания плода.
  • наследственность.
  • различные генетические мутации.
  • болезни лор-органов, например, аденоиды.

Опасность возникновения нарушений органов слуха состоит в первую очередь в том, что может произойти задержка в психологическом или же интеллектуальном развитии ребёнка, из-за чего малыш не сможет жить полноценной жизнью.

Как развивать слух?

Помимо обычных звуков и маминого голоса, которые окружают новорождённого, нужны дополнительные средства для правильного формирования слуха.

На помощь могут прийти различные музыкальные инструменты и игрушки. К примеру, это могут быть погремушки и колокольчики.

Суть метода развития слуха заключается в привлечении внимания ребёнка звуком.

Важно, чтобы эти звуки не были слишком громкие или неприятные, так как они могут напугать или расстроить малыша.

Также можно петь детские песни и колыбельные, главное — следить за голосом, он должен быть спокойным и ласковым. Не стоит забывать, что хорошо развитый слух помогает ребёнку быстрее адаптироваться во внешнем мире и быстрее начать понимать человеческую речь и разговаривать.

Совет! Малыш будет быстрее развиваться, если подвесить над кроваткой музыкальные игрушки — мобиле. Помимо слуха, будет также формироваться зрение. Ребёнок не будет скучать и сможет быстрее засыпать.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть полезное видео по теме:

Правильное развитие новорождённого малыша — залог счастья родителей. Именно поэтому стоит уделить пристальное внимание формированию слуха. Очень важно следить за реакцией и любыми изменениями в поведении ребёнка, чтобы вовремя предотвратить возникновение заболеваний и патологий.

 

vashrebenok.org

Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом

Одна мама говорила, что живет как будто среди глухих

– Какие проблемы со слухом могут возникать у детей?

– Буквально со слухом проблемы часто не связаны. Но у 5-7% детей школьного возраста отмечаются нарушения обработки слуховой информации. Они не могут обрабатывать информацию так, как это делают обычные дети – выглядит это так, как будто они нас не слышат или слышат через шумовую толщу, прислушиваются или игнорируют. Иногда ребенку нужно видеть нас, чтобы расшифровать нашу речь.

– А из-за чего так происходит?

Пока ученому сообществу неизвестно, что именно влияет на мозг человека, лишая его возможности различать информацию с помощью органов слуха. Хотя иногда врачи относят проблемы обработки слуховой информации к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Я не сторонник таких обобщений, но тем не менее стоит говорить и о детях с СДВГ, так как именно у них часто отмечается высокая костная проводимость.

– Как это может мешать ребенку в жизни?

– Любой шум может нарушить привычный ход жизни, событий. Ребенок, сидя в классе, слышит, что происходит в конце длинного коридора, или треск экрана компьютера в соседней комнате. В классе, где учатся тридцать человек, шумят все и всё. Шумят падающие линейки, карандаши, шуршат листы.

Все эти звуки не просто мешают ребенку, а забирают всё его внимание, не дают возможности сосредоточиться. При этом, например, я целый день нахожусь в кабинете, где работает компрессор в аквариуме, который выдувает воздух, – для меня такой шум не является проблемой.

Также ребенок с нарушением обработки слуховой информации без визуального подкрепления может не начать работу в классе. Некоторым детям нужно видеть лицо, губы взрослого, тогда только он начнет говорить. Таким детям нужно многократное повторение инструкции, важных моментов урока, при переходе к новому заданию, виду деятельности нужно сделать дополнительный акцент и получить обратную связь, чтобы ребенок услышал вас и понял.

Одна мама мне говорила, что живет как будто среди глухих. У нее два сына и муж. Ей приходится их звать по нескольку раз, повторять просьбы. «Я понимаю, что ребенок слышит меня, если я поймала его взгляд или он повернулся ко мне, когда я его зову», – говорила она мне.

Дети с нарушениями обработки слуховой информации чаще других делают пометки на полях, визуализируют то, что говорит учитель.

Таким детям трудно с учителями, которые как говорящие головы, потому что они редко используют визуальные подсказки, схемы, рисунки, а этим детям они необходимы как воздух. В школах как раз таких учителей, которые любят больше говорить, чем опираться на визуализацию, большинство. Среди учителей больше женщин, которые чаще мало пишут, дают мало схем, мало визуальных подсказок, да еще и говорят высокими тонкими голосами.

– Куда обращаться, если у ребенка подобные проблемы?

Обозначить эти проблемы может грамотный невролог, который подскажет, какое именно обследование нужно сделать ребенку, к какому специалисту обратиться дальше.

Он может направить к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, психологу или нейропсихологу. Возможно, ребенку понадобится отоларинголог или отоларинголог-сурдолог.

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

Нужно ли обследовать ребенка «на всякий случай»

Как определить нарушения обработки слуховой информации?

– Исследований много, выбор зависит от того, что именно интересует врача – острота слуха, слуховая чувствительность или еще какие-то параметры.

Слуховая аудиометрия – это измерение остроты слуха, определение слуховой чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Исследование проводит врач-сурдолог.

Речевая аудиометрия – субъективный метод исследования слуха, с использованием речевых стимулов. Речевая аудиометрия позволяет выявить социальную пригодность слуха у данного обследуемого.

Импедансометрия (тимпанометрия) – определение акустического импеданса, оно основано на измерении звуковой энергии, проходящей через среднее ухо.

Акустический импеданс – измерение сопротивления, которое встречает звуковая энергия, проходящая через структуры уха.

Отоакустическая эмиссия выступает в роли акустического ответа, который является отражением естественной работы рецептора, отвечающего за слуховую активность. Это очень слабые по частоте колебания звука, которые генерирует улитка.

Метод дихотического прослушивания – психологический метод, направленный на изучение селективного внимания и функциональной асимметрии полушарий мозга. Основан на одновременном предъявлении различных звуковых стимулов в правое и левое ухо.

И, конечно, передовые и модные стволовые вызванные слуховые потенциалы – это ответ слухового нерва и участков головного мозга (его стволовой части) на слуховые раздражения.

– Что, если родители решат обследовать ребенка «на всякий случай»?

Такой совет я не даю ни в коем случае. В том-то и дело, что чаще всего – нет. Или, вернее, – не всем.

Повторяю, сначала нужно получить грамотную консультацию невролога, который подскажет, нужно ли ребенку обследование, или той информации, которой поделился родитель, и наблюдений врача достаточно. Нужно уметь слушать родителей – запрос, жалобы, внимательно наблюдать за ребенком во время консультации. Нельзя во главу угла ставить принцип «до кучи».

В итоге приходят на прием родители с пухлыми папками обследований, а проблема так и не решена. Конечно, сейчас и сами родители инициируют этот забег по врачам – «мы записались сразу в три центра». Их понять можно – тревога за детей. Но совсем непрофессионально то, что исследования продают пакетом, без первичной консультации доктора.

Мне недавно очень профессиональный человек, который в теме многих сенсорных нарушений, замечательно озвучил вопрос – расскажите про диагностику, что нужно спрашивать у специалистов, чтобы получить подробную информацию про центральные нарушения слуха.

Родитель уже приходит с запросом, что ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, отвлекаемый, двигательно расторможенный, плохо обрабатывает слуховую информацию, испытывает проблемы со слуховой памятью, трудности в запоминании инструкций, путает при чтении и на письме близкие по звучанию звуки и так далее.

Современные родители тревожны. Заручившись информацией в интернете, они хотят докопаться до истины, до причины. И часто самостоятельно принимают решение о том, чтобы пройти целый ряд обследований, в которых в целом нет необходимости.

«Что в этом плохого?» – спросите вы. Плохого ничего, кроме того, что эти исследования не приносят радости детям, а малышам, про которых мы чуть позже поговорим подробнее, приносят еще и слезы. Тратится уйма детских, родительских сил и денег.

Чаще всего, чтобы получить ответ, например, на стволовых вызванных слуховых потенциалах, нужно провести не обследование за несколько минут, а многочасовое исследование, по сути научное. Когда сравнивается огромное количество параметров, анализируется текущая информация на протяжении времени.

Даже слуховую аудиограмму, чтобы определить снижение слуха, приходится одному и тому же ребенку делать не один раз. И я думаю, что специалисты могут подтвердить, что степень снижения слуха у разных специалистов может получиться разная, именно поэтому данные перепроверяются.

– Когда стоит обращать внимание, что есть проблема, и обращаться к специалистам, обследовать ребенка?

– Если речь о тех 5-7 процентах детей, то, в основном, – это школьники, которым трудно учиться, ведь в школе много речи, отвлекающих звуковых факторов. У дошкольников это не так заметно.

Так что важно называть возраст детей и только тогда определяться с исследованием.

Если это школьник, то слуховые вызванные потенциалы, которые проводят тщательно и не торопятся, возможны. У нас в центре на такое исследование уходит не менее часа. При этом специалист по функциональной диагностике заранее звонит пациентам, выясняя, насколько долго сможет с ним работать ребенок, возраст, включенность, или просит администраторов собрать эту информацию.

Иногда сразу понятно, что ребенок не сможет качественно участвовать в исследовании, и его отменяют, вернее переносят, когда ребенок повзрослеет. Но расстраиваться не нужно, потому что как раз этому ребенку можно будет провести аудиотест, где исследуют воздушную и костную проводимости.

Если это маленький ребенок, то хороши методы, где оценивается физиологический слух: «слышу – не слышу» и степень снижения слуха. Можно пробовать проводить и более серьезные исследования, но ключевое слово здесь будет «пробовать», потому что объективную картину пока получить трудно.

Особая категория – это дети с аутизмом, у которых достаточно часто отмечается повышенная чувствительность к звукам (гиперакузия) и нарушение понимания речи. Здесь проведение исследования еще больше усложняется особенностями поведения, гиперчувствительностью. Обычно таким детям мы начинаем снимать аудиотесты после нескольких этапов слуховой терапии по методу Альфреда Томатиса.

Еще одна категория детей – дети со сниженным пониманием, нарушением фонематического слуха. Для тестирования нарушений фонематического слуха лучше обратиться за консультацией к логопеду или психологу.

– Для чего проводятся аудиотесты? Что такое костная проводимость, у каких детей она повышена?

– На аудиотестах можно посмотреть, сохранен ли физический слух, но прежде всего они нужны для того, чтобы посмотреть слуховое восприятие и насколько ребенок подвержен костной проводимости (передаче звука через кости).

Так, у детей с СДВГ на низких частотах (от 125 до 1000 Гц) костное проведение преобладает над воздушным восприятием. Родители жалуются на двигательную расторможенность, отвлекаемость, утомляемость, снижение концентрации внимания.

У детей с нарушением обработки слуховой информации как раз на высоких частотах (1000-3000 Гц) костное восприятие преобладает над воздушным. Родители жалуются на нарушение обработки слуховой информации, слуховой памяти, запоминания инструкций.

Когда нарушен не слух, а смыслоразличение

– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?

Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.

Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).

Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку «шипящий-свистящий» и дифференциации сонорных ([р], [л], [j]).

Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.

– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?

– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.

– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.

– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.

В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.

Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.

Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.

Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.

Фото: uholor.ru

Наконец Паша стал понимать, что говорили учителя

– Как решать проблему детей с нарушением обработки слуховой информации и с нарушением фонематического слуха?

– Стивен Порджес, исследователь в области нейронаук, в научной статье говорит о гиперчувствительности к звуку у детей с аутизмом, а также о слуховой терапии для уменьшения звуковой гиперчувствительности у детей с расстройством аутистического спектра. Поскольку гиперчувствительность к звуку есть у детей с нарушениями обработки слуховой информации, то данный метод можно применять и у них.

В основе метода лежат «нейроупражнения» с использованием акустической стимуляции и нервной регуляции мышц среднего уха. Метод использует специфические для понимания речи частоты. По сути, на этом принципе организованы разные слуховые терапии.

Часть из них стремится к «слушанию» высоких частот, потому что именно так происходит тренировка мозга. Так, метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). От напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга. Мы как бы учим «ухо=мозг» работать, взаимодействовать, «открываем» ухо для понимания речи. Но прибор многофункционален.

За счет программы, в которой используются разные диски (файлы), тренируется слуховое внимание, его концентрация, слуховая память, фонематический слух, у маленьких детей – усидчивость. Но нужно помнить, что терапия должна проводиться на качественном приборе с использованием аналогового звука. Мы используем аппарат «Бессон» швейцарского производства.

Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребенок прослушивает определенные диски с записью классической музыки, григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга.

– Есть мнение, что это метод с недоказанной эффективностью.

– Этот метод входит в группу В по уровню доказательной базы – условно одобрены. Наш центр ведет свою статистику. Оценочный анализ разных психических функций свидетельствует о положительных результатах и очень хорошей динамике. А если удается провести аудиотесты, то картина еще более впечатляющая.

Особенно интересно узнать мнение школьников, которые сами могут рассказать о результативности. Так, например, Паша в 14 лет после двух этапов метода Томатиса рассказал мне о том, что стал наконец-то «слышать» голос, до конца понимать то, о чем говорили учителя по истории и английскому. Я спросила, что с их речью было не то. Высоко говорили. То есть Паша плохо воспринимал именно высокие частоты. Знаете, есть такие верещащие женские голоса, вот их трудно слушать. При этом Паша был обычным ребенком, который учился в гимназии на «4» и «5», но прикладывал много усилий в обучении.

Мифы и реальность:

Миф 1. Говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах

В реальности: так уж устроен человек – хотелось бы, чтобы все функции можно было измерить, то есть получить достоверный результат. Слуховые вызванные потенциалы – очень передовой метод, с помощью которого можно провести длительное исследование и, проанализировав полученные данные, сделать вывод о нарушениях, связанных со слуховым речевым восприятием.

Почему говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах, и это действительно миф?

Фонематический слух – это наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных (по глухости-звонкости – «дочка-точка», твердости-мягкости – «банка-банька», дифференциации шипящих-свистящих – «крыса-крыша» и сонорных – «лак-рак»). Более того, это и не совсем «слух», потому что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя языка слышать нельзя, ее нужно анализировать, выделять из звучащего потока мыслью. Обследование проводит логопед.

Миф 2. Аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка

В реальности: органы зрения напрямую связаны с нервной системой и с мозгом человека, которые обрабатывают поступающие сигналы. На эти сигналы и реагирует зрачок, который в зависимости от ряда ситуаций может сужаться или расширяться. Для расширения зрачков есть немало естественных причин: изменение степени освещенности, поступление в кровь большого количества адреналина – это основные.

Почему говорят, что аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка, и это миф?

Вслушайтесь в название – АУДИО, значит «слышу». Да, мы можем пользоваться репрезентативной системой человека для подкрепления самого теста, но никак не для получения достоверных данных и тем более для того, чтобы речь шла о снятии аудиотеста, как воздушного, так и костного. Особенно нелепо звучит это выражение, когда ребенку дают в руки планшет или телефон, в уши подают сигнал. Что смотрят у этого ребенка, данные о чем пытаются получить? Добавлю еще и то, что низкие частоты часто не слышит даже мама ребенка, которой также снимают аудиотест. Сам аудиотест требует достаточного слухового внимания и произвольности, то есть участия самого человека.

Советы Ольги Азовой – как помочь ребенку с нарушением обработки слуховой информации

1. Мероприятия, касающиеся непосредственно слуховых нарушений:

— Сократите количество источников, которые одновременно звучат.

Давайте четкие и короткие инструкции.

Смотрите в глаза ребенка и вставайте так, чтобы ребенок видел ваше лицо, рот.

Учите слушать звуки разной частоты.

Слушайте терапевтичную музыку. Общепринято, что это музыка Моцарта, Штрауса, григорианские и православные песнопения.

Проходите слуховые терапии в проверенных местах, при наличии сертификатов на аппаратуру, метод Томатиса должен проводиться на аппаратуре с аналоговым звуком.

2. Мероприятия по организации жизненного пространства:

— Давайте подкрепления – зрительные (рисунки, схемы, пометки на полях), повторяйте инструкцию сами и просите повторить ребенка, говорите медленно и четко.

Продумайте, где организовать рабочий уголок дома. Это должно быть максимально тихое место, с отсутствием предметов, которые издают те или иные звуки, даже если они нам кажутся незначительными. В школе ребенок должен уметь уединяться. Если возможно в учебном заведении организовать комнату релакса, то научите ребенка посещать ее.

У ребенка должны быть как время для отдыха, так и поручения, обязанности.

Организация режима. Придерживайтесь четкого расписания, с соблюдением временных рамок. Можно первое время подключать таймеры, чтобы ребенок научился чередовать интервалы отдыха и занятий. Следите за тем, чтобы ребенок в одно и то же время ложился спать и высыпался.

— Следите за питанием (детский стол). Возможно, нужно будет сдать анализы на непереносимость продуктов, следите за регулярностью стула.

Если ребенок не занимается спортом, то должны быть организованы физические нагрузки.

Стресс – всегда дополнительная усугубляющая проблема. Следите, чтобы ребенок не попал в такие ситуации, где ему самому не справиться, будьте на стороне ребенка, поддерживайте его.

3. Помогите ребенку, организовав коррекционные мероприятия:

слуховые терапии;

занятия по сенсорной интеграции;

музыкальные занятия;

развитие темпа и ритма;

развитие слухового восприятия;

выполняйте другие рекомендации специалистов.

www.pravmir.ru

Мир звуков: как определить, хорошо ли малыш слышит

Ребенок начинает слышать, еще находясь в мамином животике. Но понять, насколько у него развит слух, можно только после того, как малыш появился на свет.

В роддоме ребенок и проходит первую проверку слуха. Это делается с помощью специального прибора, так как реакции на звуки у малыша еще нет. Она появится позже. По мере взросления и слух, и реакция на разные звуки будут совершенствоваться. Наблюдение за малышом помогает понять, все ли здесь в порядке, и при необходимости вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Это норма

2–3 недели. Новорожденный начинает различать низкие и высокие, знакомые и непривычные звуки, улавливать звуки родного языка. При этом явно предпочитает высокие тона.

1 месяц. К концу первого месяца жизни он уже может на мгновение сосредоточиться на звуковых картинах. Прислушивается к маминому голосу или к мелодии, но пока его внимания едва хватает на полминуты. Реакция на громкие неожиданные звуки достаточно разнообразна: малыш может замереть, вздрогнуть, начать моргать, заплакать. Но все это быстро проходит. Ребенок успокаивается и возвращается к своим обычным занятиям.

2–3 месяца. У грудничка уже неплохой слух. Он способен расслышать негромкий звук примерно с 2–3-метрового расстояния и повернуть голову в ту сторону, откуда он доносится. Малыш гулит, улыбается и ближе к 3 месяцам начинает смеяться в голос. Родители считают, что и с речью у ребенка будет все в порядке. Но на самом деле гулить, то есть издавать нечленораздельные звуки, могут даже слабослышащие дети.

5 месяцев. Малыш различает не только голоса родных, но и интонацию: строгий тон заставляет его настораживаться, ласковый – вызывает улыбку. В репертуаре появляется нечто новое – визг. Он не так уж приятен на слух взрослых, но это очень важный этап в развитии речи. Таким образом голосовые связки тренируются. Правда, пока что они в состоянии производить только высокие звуки.

Скрининг слуха, или аудиометрия, позволяет оценить остроту слуха на разных частотах и выявить различные его нарушения. Способ проведения зависит от принятой в лечебном учреждении методики и имеющегося оборудования.

6–7 месяцев. Ребенок реагирует на свое имя. Может прислушиваться к шепоту. А на звуки с вибрацией реагируют и неслышащие дети.

Около 9 месяцев. Малыш начинает активно откликаться на собственное имя. Правда, только в том случае, если постоянно слышит его из уст взрослых и ему объясняют, что, скажем, Ванечка – это он, а не кто-то другой. Когда же родные называют малыша уменьшительно-ласкательными словами, отзываться он будет на «зайчика» и «солнышко», но никак не на Ванечку. В этом же возрасте ребенок начинает соотносить слова с теми предметами, которые они обозначают.

В течение первого года жизни малыш учится узнавать родных, их голоса, знакомые фразы. Пытается произносить разные звуки и слоги, а чуть позже – и простые слова.

Если есть сомнения

Первый скрининг слуха проводят в роддоме. После исследования врач может понять, какой самый тихий звук доступен ребенку. Если появляются сомнения, исследование повторяют, когда ребенку исполняется месяц. По его результатам педиатр может направить на более детальное обследование к отоларингологу. При выявлении серьезных проблем со слухом рекомендуется консультация сурдолога.

Заподозрить неладное могут и родители. Для этого достаточно проверить реакцию на громкий звук: громко хлопнуть в ладоши над ухом малыша поочередно с правой и левой стороны. Если малыш с трудом реагирует на звуки – это серьезный повод обратиться к врачу. Нарушения важно обнаружить как можно раньше, ведь от того, насколько хорошо слышит ребенок, зависит его способность говорить.

время проверки

Следует насторожиться и проверить слух, если:

  • до 6 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки, не поворачивает голову в сторону источника шума, не подражает звукам;
  • в возрасте 6–12 месяцев ребенок не пытается лепетать, к году не реагирует на простые предложения, когда не видит говорящего.

www.parents.ru

Когда новорожденный начинает слышать звуки

Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче.  Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.

Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать — это происходит еще на 16 — 17 неделе беременности. 

Доказано: ребенок не родился, но уже слышит

Находясь в утробе, ребенок уже имеет способность слышать и реагировать на звук. При внутриутробном развитии есть реакция на музыку и на голоса, что было неоднократно доказано экспериментально:  мама на последнем сроке беременности читала несколько детских стихов. Когда проходило определенное время после рождения ребенка, возле него зачитывали знакомый стих и следовала реакция «узнавания»: ребенок начинал активно двигать ножками и ручками.

Реакции ребенка на звук

Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй — третий день, но это совершенно не так!

С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.

Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.

Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:

  • интонацию;
  • темп речи;
  • тембр голоса;
  • погремушки;
  • разные звуки.

Это выражается в:

  • в двигательной активности ножек и ручек;
  • поворотах головы;
  • поиске источника голоса глазами;
  • замирании;
  • вздрагивании;
  • плаче;
  • прислушивании.

Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

ФАКТ. Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит 🙂 

К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук — погремушку или голоса.

Как проверить слух

Если вас беспокоит то, что ребенок не слышит, вы можете проверить его слух. Через 3 — 5 дней после рождения незаметно похлопайте (естественно без фанатизма 🙂 ) рядом с ухом ребенка — ребенок должен моргнуть или проявить любую другую реакцию. Погремите погремушкой справа или слева от головы ребенка — он повернет в сторону звука голову.  Если ребенок никак не реагирует на звуки, то необходимо обратиться к врачу.

Резкая реакция на звуки – это нормально

Многие детки в первые недели жизни при громких, резких звуках вздрагивают, плачут, у них могут появиться судорожные движения. Так же отреагировать младенец может и от вполне спокойного голоса, прозвучавшего совсем рядом, неожиданно. Но такая реакция не говорит о его «неадекватности». Наоборот, это указывает на совершенно нормально развитый слух.

Такие же реакции могут проявляться на любые незнакомые обстоятельства не только на первых неделях жизни, но и почти до наступления школьного возраста. Это свидетельствует на то, что у нормально развивающихся младенцев очень высокий уровень чувствительности к внешней среде. Поэтому разговаривать с новорожденным ребенком нужно спокойно и ровно.

Лучше всего младенцы различают высокую тональность, прислушиваясь к детской звонкой песенке или погремушке. Младенцы с удовольствием слушают разговорную спокойную речь, иногда замирая или стараясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха в период бодрствования включайте детские песенки, читайте стишки и просто больше разговаривайте с младенцем.

К началу второго месяца жизни у ребенка исчезнут судорожные движения, реакция на голос будет выражаться более упорядоченными и равномерными движениями. Появляется четкая реакция на темп речи. Понаблюдайте:

  • как только темп речи мамы убыстряется — движения ребенка ускоряются;
  • мама переходит на спокойную, размеренную речь – движения также становятся более плавными, ровными и ритмичными.

Если ребенок чем-то сильно увлечен (играет с игрушкой, рассматривает по сторонам интересные и новые ему предметы), он может также не реагировать на любые посторонние звуки, это вполне нормальное явление, дети просто абстрагируются, поэтому не нужно переживать.

Проблемы со слухом

Если во время беременности женщина переболела корью, краснухой или принимала токсические препараты, алкоголь или наркотические средства, то у ребенка может быть такое заболевание как тугоухость или глухота. Чтобы не допустить у ребенка потерю слуха, необходимо помощь и рекомендации специалиста.

Еще по теме, когда:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Когда новорожденный ребенок начинает слышать звуки и видеть?

Когда новорожденный ребенок начинает слышать, он начинает реагировать на изменения в окружающем мире. Многие взрослые уже могут общаться с ним еще в утробе матери, а малыш откликается на определенные звуки беспокойными движениями. Именно поэтому от обстановки вокруг беременной зависит психологическое состояние будущего ребенка.

Первые мироощущения малыша

Часто еще беременная женщина способна почувствовать, когда новорожденный ребенок начинает слышать. Периодически общаясь с животиком, мама в ответ получает толчки от его ножек и ручек. С 20 недель будущим папа и мамам полезно проводить беседы в хорошем тоне, слушать звуки природы и спокойную музыку.

Когда новорожденный ребенок начинает слышать, у него формируются первые впечатления об окружающем мире. Эти знания укореняются где-то глубоко в его сознании и оказывают влияние на всю будущую жизнь. Причем уже на 20 неделях беременности малыш в состоянии отличить журчание воды от сердцебиения матери.

Когда новорожденный ребенок начинает слышать еще в утробе, он вздрагивает от резких хлопков и других звуков. Мама ощущает это и может сделать выводы о том, что у малыша все нормально со слухом. Однако не рекомендуется проверять слух именно таким образом. Лучше включать ему спокойную музыку, напевать песни, находиться в окружении звуковой природной атмосферы.

Как воспринимается мир изнутри?

Когда новорожденный начинает слышать еще в утробе матери, у него все воспринимается несколько искаженным. Это связано с тем, что внутрь не проникают высокие частоты за счет толщины плаценты и околоплодных вод. Воспринимаемая громкость определена учеными и составляет более 30 дБ. До этого порога все остальные колебания звуков глушатся.

Приглушенные звуки малышу слышаться также, как мы воспринимаем мир, когда находимся под водой. Околоплодные воды надежно защищают ушные раковины и амортизируют при агрессивных звуках извне. Постепенно чувствительность органов слуха растет и уже становятся различимы интонации голосов.

Когда новорожденный начинает слышать после рождения голос родной матери, то без труда выделяет его среди множества незнакомых звуков. Поэтому не рекомендуется недооценивать важность общения родителей с животиком беременной женщины. От того, в какой атмосфере протекала беременность, зависит психологическое состояние будущего ребенка.

Отличие органов слуха у ребенка и взрослых

Чтобы понять, во сколько начинают слышать новорожденные дети, рассмотрим его развитие с самых первых дней жизни:

  1. Сразу после рождения все дети являются практически глухими. Уши заполнены околоплодной жидкостью, которая полностью покрывает внутреннее ухо.
  2. Развитие органов к 4 неделям позволяет различать основные звуки.
  3. Пространственное восприятие звуков становится возможным только к 9-ти неделям жизни.
  4. Звуковое восприятие как у взрослого формируется после 12 недель.

Во сколько новорожденный начинает слышать зависит от особенностей развития организма. Здесь влияет множество факторов: питание матери, здоровье, условия родов и т. д. Отклонением в развитии признается, если малыш к 6 месяцам жизни не откликается на обычные звуки: голос, музыку, шум.

Объектное восприятие

Новорожденные дети, когда начинают видеть и слышать, способны уже ориентироваться в пространстве. Им помогает вестибулярный аппарат. С помощью зрения они могут точно устанавливать источники шума, голоса. Поначалу объекты вокруг воспринимаются размытыми, но постепенно контуры предметов становятся все четче.

К 3 месяцам дальность зрения малыша составляет около 3 метров и слишком близкие объекты не воспринимаются совсем. Постепенно все вокруг становится более четким. Новорожденный уже может видеть свои пальцы, лица, отличать подвижные предметы.

Он научится немного позже фокусировать зрение и находить глазами движущиеся предметы где-то к полугоду жизни. Мир вокруг уже не представляется серым, малыш хорошо видит цвета, способен ловить медленно движущиеся предметы. Уже хорошо ориентируется в пространстве, может определить источники шума. Отлично помнит лицо родных и пугается чужих незнакомых образов.

Привыкание к звукам

В любой окружающей атмосфере малыш постепенно начинает ощущать себя более спокойно и уверенно. Адаптация в раннем возрасте быстротечна. Даже при повышенном шуме новорожденный будет крепко спать, если эти звуки присутствуют постоянно. И наоборот он будет пробуждаться, когда вокруг воцарилась тишина.

Не рекомендуется держать малыша в абсолютной тишине. Чаще родители искусственно создают вокруг новорожденного постоянный шум: звуки природы, тихое звучание музыки, голосов. При таких условиях у подрастающего ребенка не будет проблем в будущей общественной жизни. Например, в детском саду он сможет быть спокойным после обеденного сна и не будет обращать внимания на сопение соседа или скрип двери.

Новорожденный не будет остро реагировать на шумы, которые он уже слышал. Например, лай собаки не напугает его, если он его слышит во дворе своего дома каждый день. Напротив, для тех, кто ни разу не встречался с резким угрожающим звуком, это будет неожиданностью и малыш заплачет. Рекомендуется включать детям разнообразные мелодии и наборы звучаний для оптимального развития.

Привыкание к объектам

Новорожденный привыкает к лицам и образам родных. Но до года жизни легко теряется и не узнает их, если они оденут шапку или сменят прическу. Ассоциативное мышление еще не развито и малыш плачет, когда незнакомые его берут на руки.

Освещенность помещения влияет на восприятие предметов. При ярком солнечном свете глаза различают цвета намного лучше. В 6 месяцев новорожденный вполне отличает основные цвета. Ему интересны игрушки, оформленные в ярком стиле. Различные погремушки и пищалки помогают ему освоиться в огромном мире.

Однако внимание в раннем возрасте концентрировать сложно и привычные предметы уже не столь привлекательны. Каждый новый предмет, звук или ощущения вызывают радостные эмоции. В год жизни уже интересно все, что происходит вокруг кроватки. Чем старше становится малыш, тем ему требуется больше пространства для познания своих возможностей.

Физиологические особенности

Во сколько новорожденный начинает видеть и слышать зависит от многих факторов:

  1. Наследственность.
  2. Внутриутробное развитие.
  3. Уход родителей за ребенком.
  4. Окружающие звуки, предметы и даже запахи.
  5. Пол ребенка.

Звуки, на которые реагирует новорожденный, несут в себе некоторую информацию. Если за появлением незнакомого шума следует действие, вырабатывается привычная реакция. Так, при громком ударе в ладоши мышцы малыша сжимаются.

После повторения аналогичного хлопка вырабатывается особенность поведения, которая проявляется аналогичной реакцией уже во взрослой жизни.

Внимание

На ранних сроках жизни у новорожденных интерес к новым объектам сохраняется не более 2-3 секунд. В первые месяцы тренируются мышцы глаз, происходит процесс приспособления. Молодой организм учится фокусировать взгляд. Поначалу можно заметить, что у ребенка немного скошенный взгляд — это еще неокрепшее зрение, позднее оно выровнится.

Оптимальная сосредоточенность во взгляде, слухе и в движениях сформируется годам к 3-м. Однако, не все дети обладают способностью заниматься кропотливым и монотонным занятием. Движущиеся предметы привлекают внимание детей гораздо быстрее, чем книжка или рассказы родителей.

Привлечь внимание новорожденного не так просто. Замечено, когда малыш лежит он менее сконцентрирован. Он лучше распознает предметы, когда находится в вертикальном положении. На первых неделях жизни он может разглядеть предметы на расстоянии не более 30 см.

Следует помнить, что чем младше малыш, тем ему нужно дольше времени, чтобы настроиться на новый предмет. Чтобы увидеть лицо мамы ему нужно смотреть на него более 10 минут. Детские игрушки рекомендуется располагать не прямо над ребенком, а немного в стороне, чтобы они привлекали его внимание и заставляли переводить взгляд в сторону. Чем старше он будет становится, тем меньше времени ему на это будет требоваться.

fb.ru

какие звуки полезны? Развиваем слух. Наш ребенок.

Содержание:

Продолжаем серию статей психолога Екатерины Бурмистровой об эмоциональном, сенсорном и физическом развитии младенца в первые сорок дней. Периодом новорожденности наши врачи называют обычно первый месяц, но мы говорим о сорока днях — так принято у западных специалистов и это лучше соответствует физиологии ребенка. Сегодня — о том, что слышит малыш первых месяцев жизни и что ему полезно слышать.

К содержанию

Что слышит новорожденный?

Новорожденный малыш слышит очень хорошо: как раз слух у него работал еще внутриутробно и прекрасно работает после рождения. Например, чуткие дети могут пугаться резких звуков. Дети спокойные могут не реагировать на резкие звуки, вплоть до того, что у них подозревают глухоту. Но в целом у новорожденного работает так называемая речевая доминанта, т.е. всем остальным звукам он предпочитает голос собственной мамы.

Мы можем наблюдать так называемое слуховое сосредоточение: ребенок, слыша голос мамы, разговаривающей с ним или поющей колыбельную, поворачивает голову (если уже может, к концу первого месяца), ищет источник звука. При этом он как бы замирает, прислушивается. Маленькие детки реагируют на события окружающего мира всем телом — это так называемая генерализованная реакция, когда по ребенку можно видеть, что он удивился, сосредоточился: все тело удивилось, изменился тонус мышц.

Так что слышит ребенок хорошо. Ему очень нравятся ритмичные напевные звуки, в частности, звуки колыбельной — это самое предпочтительное из того, что вообще ребенок может слышать.

Это должно быть мамино исполнение. Именно материнская колыбельная, исполненная живым голосом. Очень известны эксперименты (которые, правда, проводились с детьми чуть постарше — второго-третьего месяца жизни) — в их результате выяснилось, что дети каким-то образом отличают запись от живого звука. Может быть, больше обертонов, может быть, больше интонирования, может быть, по-другому распределяется звук, но они всегда реагируют на запись хуже, чем на живой голос.

При этом есть одно из предубеждений материнских, которое мешает петь: мамы часто считают, что, если у них нет ни слуха, ни голоса, и они станут петь своим малышам колыбельные, то они испортят детям слух и голос. Это чистый миф. Нужно обязательно петь. Для ребенка это самое развивающее и самое приятное. Никакие аудиопрограммы для раннего развития не имеют смысла применительно к малышам первого года жизни. Приведу такую дагестанскую поговорку: про плохого человека в Дагестане говорят, что мама или не пела над его колыбелью совсем, или пела плохие песни. Настолько это считается в народном сознании важно для формирования человека в целом.

Колыбельная, соединенная с теплом тела матери, соединенная с запахом, — это как раз тот самый момент возвращения к сенсорному миру матери, к источнику тепла, любви, в котором ребенку максимально комфортно находиться.

К содержанию

Изменения в слуховом развитии ребенка к 2 месяцам

К концу первого месяца ребенок может довольно четко поворачивать голову к источнику звука, также будет заметно вздрагивание всем телом при резком и неприятном звуке. Если издать какой-то необычный для ребенка резкий пугающий звук, то он вздрогнет. При этом если над вашей квартирой делают капремонт, и звук дрели является постоянным, — вот тут ребенок привыкает.

К концу периода сорока дней можно видеть, что ребенок на привычные звуки реагирует меньше. Скажем, при первом включении дрели или пылесоса малыш может прореагировать негативно, но если это повторяется и повторяется, и никакой опасности для ребенка не следует, эта реакция смягчается и вообще потом пропадает. Феномен слухового привыкания.

Еще один очень интересный феномен, который можно наблюдать к концу второго месяца, иногда чуть раньше. Если мама-таки колыбельные поет, ребенок, не умеющий говорить, начинает подвывать, пытается имитировать каким-то образом звуки.

К концу первого месяца, к концу сорока дней появляется первое гуление — малыш «поет» гласные звуки. Появление гуления напрямую связано со слуховыми стимулами. Если слуховых стимулов — колыбельных, разговоров с малышом — было мало, гуление появится позже.

К содержанию

Слуховые стимулы, необходимые для развития ребенка

К стимулам, оказывающим влияние на развитие слухового восприятия малыша, относятся и песни, и просто разговор. Причем, это может быть не разговор с малышом, а разговор около малыша. Если ребенок живет в насыщенной слуховыми стимулами среде, он нормально разовьется. Но если он родился в семье глухонемых, или у мамы настолько сильная послеродовая депрессия, что она вообще не может с ним никак разговаривать, и никого нет рядом, то ребенок может в своем развитии немножко замедлиться.

Поэтому даже если вы с ребенком дома один на один, старайтесь с ним разговаривать. Молодые мамы это инстинктивно чувствуют, но находятся в плену предубеждений: боятся говорить неправильно, боятся, что для слуха малыша разговор «сюсюкающий», на детском языке, будет вреден.

Я хочу развеять этот миф: самое полезное для слуха малыша — это разговор на языке нянь и кормилиц, так называемом беби-токе (baby-talk). Сюсюканье — это то, что нужно малышу слышать, это его слуховое предпочтение, потому что в этом типе разговора как раз преувеличенное интонирование, большое количество гласных. Это очень мелодическая речь, нечто среднее между речью и пением.

И это именно то, на что лучше всего реагирует ребенок. То, что ему потом будет легче воспроизвести. Современные исследования психофизиологов как бы открывают заново то, что было всегда известно в народной педагогике: всегда над ребенком пели, говорили ему пестушки и величания. Любое действие сопровождали какими-то припевочками, подпевочками, прибаутками, напевной речью.

К содержанию

Слух ребенка: когда стоит насторожиться

Если к концу второго месяца (мы говорим о сорока днях, но всегда прибавляем две недели на индивидуальные темпы развития — получается два месяца) ребенок не реагирует на звуки никак из вышеперечисленных способов: не реагирует ни на резкие звуки, ни на напевные колыбельные, у него не появляется гуление — вот тогда стоит проконсультироваться, проверить слух. Сначала домашними способами. На неожиданный звук у ребенка есть ведь реакция с самого начала. Поэтому если вы позвоните валдайским колокольчиком, или прошуршите пакетиком, или пошумите каруселью — ребенок должен выдать реакцию. Если к концу второго месяца ее нет, это основание для тревоги.

Продолжение следует.

www.ourbaby.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о