Почему дети любят компьютерные игры – Почему дети должны играть в компьютер и какая от него польза

Содержание

Почему дети должны играть в компьютер и какая от него польза

Учитель литературы старших классов Артем Новиченков написал для «Афиши Daily» колонку, в которой рассуждает, почему пользы от видеоигр едва ли не больше, чем от книг, и зачем позволять ребенку играть ровно столько, сколько ему хочется (и даже до поздней ночи).

Артем Новиченков

Литературовед, писатель, лектор культурной платформы «Синхронизация», куратор Павильона Книги на ВДНХ; ведет курсы повышения квалификации для учителей «Фоксфорд». Автор телеграм-канала о литературе, хип-хопе и школе «Говорящий тростник».

«Сначала уроки — потом компьютер!» — сколько раз школьником я слышал эту фразу? Уроки я, конечно, делать не любил. А играть в Counter-Strike любил очень. И только спустя десять лет, закончив университет и став учителем литературы, я понял, как опасна эта фраза и что нужно делать, чтобы видеоигры не были камнем преткновения в отношениях между родителями и детьми.

Мама, я геймер

В детстве моей главной страстью были спортивные симуляторы — NBA, NHL, FIFA. Я не просто играл, но и комментировал все матчи, проводил по дороге в школу воображаемые утренние ток-шоу с лучшими игроками, а вечером брал интервью у героев прошедших матчей. Это был целый мир, в котором я нередко спасался от школьной тирании и неполадок в семье. Уже спустя более чем десять лет я понял, что это увлечение предопределило мою жизнь. Я в раннем возрасте решил идти учиться на спортивного журналиста и даже поступил на ТВ-кафедру факультета журналистики, но позже пересмотрел свои интересы и предпочел телекамере книги.

Компьютер у меня появился позже, чем у одноклассников, — в конце 7-го класса. Его покупка была обусловлена образовательными целями (спасибо школе!). Тогда я познакомился с миром новых игр. В 8–9-х классах мы с товарищами не отлипали от онлайн-шутера Counter-Strike: Source. И для меня это был важный момент социализации. С нами по сети играли русские ребята из Германии, Голландии, США и других стран, некоторые были намного старше нас, и все это время мы общались, не только о тактике и хедшотах — мы обсуждали подростковые проблемы, делились опытом. Запретных тем не существовало, и во всем этом было что-то настоящее. Нам казалось, что мы будем играть в «Контру» спустя и десять лет, и двадцать, уже со своими детьми.

Виртуальная ситуация выбора позволяет игроку сымитировать выбор реальный. И понести за него условную ответственность

Но в старших классах в моей жизни появились книги и глубоко укоренились в ней. На это повлияло несколько факторов. Сменилась учительница литературы, которая давала нам достаточно свободы, мы могли выбирать, что читать, говорить и писать. А в семье меня никогда не принуждали к чтению. К шестнадцати годам для себя я прочел мало, а из школьной программы — только «Горе от ума». Однако за 11-й класс я съел больше двухсот книг и наверстал упущенное. Но это был уже мой выбор, а не родителей или учителей. Компьютерные игры отошли на второй план, я увлекся хип-хопом, который гармонично сочетался с литературой. Когда поступил в университет, видеоигры исчезли из моей жизни на восемь лет.

Подробности по теме

Курочка или бомба? Проверь свой скилл в Counter-Strike

Курочка или бомба? Проверь свой скилл в Counter-Strike

Получив диплом, я пошел работать в школу. Дети периодически спрашивали меня: «Артем Николаевич, почему вы не играете в видеоигры?» Я говорил, что мне это неинтересно, хотя с удовольствием (и даже с жадностью) в гостях у друзей играл в FIFA или Counter-Strike. Я убеждал себя, что перерос игры. Но дети убедили меня в обратном. Я с удовольствием слушал их рассказы о сюжетах «Ведьмака», The Last of Us и понимал, что целый пласт современной культуры проходит мимо меня. Дети вообще заставляют меняться. Благодаря им я начал смотреть сериалы, в том числе «Игру престолов», и ознакомился с русским ютьюбом. Истина проста: хочешь понимать подростков, говорить на их языке — интегрируйся, потребляй то же, что и они. Процесс интеграции завершился этим летом, когда я купил PlayStation 4 и телевизор (которого у меня несколько лет не было). Видеоигры вернулись в мою жизнь, теперь они сосуществуют в гармонии с семейной жизнью, работой, книгами и творчеством.

Лучше бы он книжки читал

Почему читать книги — это хорошо, а играть в видеоигры — плохо? Этот стереотип сложился из предпосылок, имеющих разные истоки. Первая связана с тем, что литература в России — главное искусство, а мы литературоцентричная нация. Неслучайно только литературу так глубоко изучают в школе. Не кинематограф, живопись или музыку, а именно литературу. Видеоигры вообще в России не принято рассматривать как направление в искусстве. Хотя в других продвинутых странах к играм относятся гораздо серьезнее

Привет! Не повезло — здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах!. Вторая предпосылка связана с представлением о том, что книги — это серьезно, а игры примитивны. На самом деле сложность сюжета, глубина персонажей, философский подтекст и актуальная проблематика видеоигр сегодня дадут фору многим книгам. А вариативность подачи нарратива, которые предоставляет формат видеоигры, просто невозможна в книге или кинематографе. Одно из главных нарративных преимуществ видеоигр — возможность влиять на сюжет и совершать сложный моральный выбор.

Если ребенок целый день читает книги — это так же ненормально, как если бы он целый день играл в компьютер

Читая книгу, мы ничего не выбираем. В романе, за исключением нескольких постмодернистских произведений, судьба героев заранее известна и прописана. Во многих видеоиграх от ваших решений зависит судьба персонажей, и порой приходится выбирать из двух зол меньшую. Убить собаку или оставить умирать в мучениях? Убить насильника и убийцу или пощадить? Поддержать сына-революционера или выбрать сторону правительства и уничтожить его? Причем последствия могут быть непредсказуемыми. И путь, который, как казалось, должен привести к добру, приносит лишь смерть и разочарование. Эта виртуальная ситуация выбора позволяет игроку сымитировать выбор реальный. И понести за него условную ответственность. И мне кажется, что для среднестатистического подростка, который в своей жизни почти не принимает решений, видеоигры — отличный тренажер, который может закрывать самые разные потребности.

У истории с книгами и видеоиграми есть и другая сторона медали. Если ребенок целый день читает книги — это так же ненормально, как если бы он целый день играл в компьютер. Но первый случай родители часто предпочитают не трактовать как проблемный, а вот во втором бьют в колокола, пугая ребенка «игровой зависимостью» и походом к врачу, хотя существование такого типа зависимости до сих пор остается под вопросом. В случае как с книгами, так и с видеоиграми подростковый эскапизм не лечится путем запрета. У любой проблемы есть причина. И если ребенок проводит в виртуальном пространстве всю жизнь, значит реальность его чем-то кардинально не устраивает и в этом стоит разобраться. Видеоигра — отличное зеркало, в котором можно разглядеть своего ребенка. А можно не разглядеть, просто разбив его. Но отражение ведь никуда не денется.

Подробности по теме

«Проблема в том, что я все еще не женат»: каково всю жизнь играть онлайн

«Проблема в том, что я все еще не женат»: каково всю жизнь играть онлайн

Играть нельзя наказывать

Сегодня мир видеоигр поражает воображение. Видеоряд, сюжеты, герои, озвучка. От этого действительно тяжело оторваться. И каждый раз, играя матч в FIFA или эпизод в Beyond: Two Souls, я совершаю выбор. Но мы всю жизнь совершаем выборы. В подростковом возрасте чаще всего его делают за нас — родители и учителя. И приоритеты расставляют обычно тоже родителиПривет! Не повезло — здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах!. Но на деле от условия «сначала уроки, а потом компьютер» больше вреда, чем пользы. Во-первых, родитель решает за подростка, лишая его права выбора, а значит, и несения ответственности за этот выбор. Во-вторых, это условие выстраивает иерархию, в которой уроки/чтение/помощь по дому — наказание, а игры — поощрение. Вряд ли родитель преследует такой результат, но на деле получается именно так: после каждого подобного условия мотивация учиться/читать/помогать падает, а награда становится все более желанной.

Так что же делать? Оставить его в покое? Пусть проиграет всю жизнь? Нет, ребенок нуждается в родителе. И хочет быть интересен родителю. Можно поинтересоваться, во что он играет. Как играет? Кому сопереживает? Какие эмоции испытывает? Почему это для него важно? Что именно его не отпускает? Об этом можно поговорить или можно просто понаблюдать за игрой. А если заинтересует — то и поучаствовать, но не стоит имитировать интерес. Фальшь хуже всего. Игра может быть неинтересна, но ведь ребенок интересен. И помочь понять его может в том числе игровая приставка. Это еще один инструмент, с помощью которого можно что-то узнать о ребенке или выстроить диалог. Ошибка большинства родителей, покупающих приставку, в том, что они покупают ее ребенку и сами не смотрят в ее сторону. А многие используют приставку как инструмент манипуляции или как средство от скуки. А между тем на приставках есть игры и для всей семьи. В конце концов, если ребенок предпочитает игру в приставку, а не семейные посиделки, значит, последние проигрывают в конкурентной борьбе, и что-то пора менять. Подростку интереснее уничтожать зомби или решать квесты, чем обсуждать новости вашей жизни.

Если он предпочтет сделать по-своему, на следующий день он сам будет нести ответственность за свой выбор

Сегодня перед родителями стоит трудная задача: они вынуждены быть интересными своим детям сверх голого жизненного опыта, которого уже не хватает, который оказывается неактуален, и родитель не может ответить на вызовы, с которыми встречается подросток. В отличие от предыдущих поколений нынешнему авторитет нужно заслуживать, а для этого требуется предпринимать усилия. И все чаще родитель уступает игровой приставке или ютьюб в борьбе за внимание ребенка. Или родитель вообще не борется, потому что это проще — меняться всегда тяжело.

Если в семье хорошие отношения, но подросток все равно заигрывается до ночи, забывает об обещаниях и вынуждает маму с папой срываться, родителю не остается ничего, кроме информирования. Дайте возможность ребенку выбирать. «Если поздно ляжешь, тяжело будет вставать в школу, на уроках будешь разбитый, на тренировку пойдешь уставший», — вот что стоит донести до ребенка. Если он предпочтет сделать по-своему, на следующий день он сам будет нести ответственность за свой выбор. И на второй, третий раз ляжет вовремя. Но уже сам. Проверено на личном опыте, ибо именно так информировала меня мама, когда я засиживался до ночи. Обычно подросток четко понимает, в чем он неправ, его мучает совесть за каждое нарушенное обещание и мелкую ложь. Мучается, конечно же, только в том случае, если уважает родителей. Кроме того, перспектива сна подростку кажется скучной и, безусловно, проигрывает лишнему получасу путешествия по фантастическому миру. Нужно понимать, что дети играют в игры, потому что это их игры, их выбор, не навязанный старшими или школой.

Подробности по теме

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Делу время — потехе час

Дедушка, который играл со мной в гонки и черепашки-ниндзя

Поздравляем! Вы нашли промокод: 272 Пришлите его в комментарии к посту и в личные сообщения сообщества. Будьте самым первым, кто пришлет этот код, и получите билет на Wargaming Fest. на приставках, любил повторять мне выражение: «Делу время — потехе час, Темушка». Впервые я услышал его в нравоучительном советском фильме «Сказка о потерянном времени», где лентяи-дети превращаются в стариков и пытаются все вернуть. С детства я негодовал: почему отдыху всего час, а работе — так много? Но дедушка, отпахав тридцать лет на заводе, знал, о чем говорит. Его поколение вообще не привыкло отдыхать. В Советском Союзе к людям было довольно утилитарное отношение. Да и развлечений было не так много, как сейчас.

Видеоигры — это еще одна территория смыслов, на которой можно и нужно выстраивать отношения с ребенком

А видеоигры — это в первую очередь развлечения. И до сих пор в России народ привык отрицать, что надо развлекаться и получать удовольствие от жизни. Праздно жить стыдно. Это касается всего. Учителя в школе нагнетают: «Вот вырастете — будете вспоминать школьные годы со слезами. Так беззаботно было в школе…» Родители тоже не отстают: «Вот будешь в моем возрасте, тогда поймешь, что это такое». Эти утверждения справедливы для статичного времени. Но время стремительно меняется, и в одной семье сталкиваются люди с совершенно разными ценностями. И часто уставшие после работы родители, запрещающие себе отдыхать, срываются на ребенке, который не ставил себе запретов по части получения удовольствия и спокойно сидит весь вечер с геймпадом.

Нужно ли регламентировать количество времени, проведенного за приставкой? Каждый родитель должен решать сам, исходя из степени доверия к ребенку. Видеоигры — это еще одна территория смыслов, на которой можно и нужно выстраивать отношения с ребенком. И если не интересоваться этой территорией, отрицать ее или бороться с ней, то происходящие там процессы, остающиеся вне поля зрения, могут привести к непредсказуемым последствиям и уж точно не принесут пользы.

Новости, анонсы, релизы и личные мнения наших редакторов на все это — в телеграме «Афиши Daily».

daily.afisha.ru

Почему дети так любят компьютерные игры?

Игры любят все. Только игрушки при этом разные: кто-то играет в куклы, кто-то в карты, кто-то следит за курсом ценных бумаг и спортивными ставками, а есть люди, которых притягивает яркий мир из цветных пикселей по ту сторону монитора. Современные технологии все больше приближают его приятные стороны к реальности, ретушируя при этом неизбежные вне игрового мира трудности и неприятности. Легче всего поддаются магии виртуальности те, чьи механизмы адаптации не вполне совершенны − дети. Если ваш сынишка относится к ярым любителям компьютерных развлечений, тогда вам пригодится ссылка на хороший игровой сайт http://myigry.ru/dlya-malchikov/.

Почему для детей так привлекательна виртуальная реальность?

Причин тому может быть несколько, и, как правило, присутствует вся совокупность:

• компьютерные игры дают возможность пережить весь доступный человеку спектр эмоций – скука уходит на второй план;
• малая степень реализации вне игровых пространств с успехом подменяется выдуманным миром: каждый может почувствовать себя Наполеоном, отыграться за неудачи, выплеснуть злость без последствий для себя;
• всегда можно «стереть» неудачный опыт, сменить персонажа, начать снова, или с того места, где удача была ближе всего – поражения перестают существовать;
• абсолютно нивелируется груз ответственности и связанных с ней переживаний – реальные проблемы, которые знакомы каждому, теряют свою значимость и остроту.

Все это легко трансформируется в пугающую многих родителей таинственную «компьютерную зависимость».

Как выглядит компьютерная зависимость?

О полноценной компьютерной, или, правильнее, игровой зависимости можно говорить в том случае, если есть хотя бы несколько следующих факторов риска:

• ребенок подросткового возраста или приближается к нему;
• у него нет или совсем мало друзей;
• если друзья есть, но их единственным увлечением являются компьютерные игры, все остальное воспринимается ими равнодушно или агрессивно;
• в семье серьезные проблемы во взаимоотношениях, родители постоянно заняты или их нет дома, доверительного общения мало, ребенка только контролируют, но не интересуются его внутренним миром;
• еда, сон, общение без помощи компьютера резко отошли на второй план, из ребенка «слова не вытянешь»;
• резко снижается успеваемость, появилось много прогулов, жалобы на постоянную головную боль или боль в животе, спортивные секции и хобби забрасываются;
• у ребенка и ранее возникали проблемы с социальным окружением: ему сложно налаживать отношения в классе и в семье, его постоянно сопровождают конфликты;
• без компьютера наступает апатичное, тоскливое, агрессивное состояние: ребенок не может себя ничем занять;
• ребенок тревожен, любая проблема вызывает в нем чуть ли не панику;
• человек не в состоянии контролировать время, проведенное за компьютером: только очень сильная физиологическая потребность способна его отвлечь, но досада при этом несоразмерно велика.

Можно заметить, что «монстр игровой зависимости» не появляется внезапно, а формируется по тому же принципу, что и любая зависимость: исподволь, но быстро, так что без внимания к проблемам детей его сложно отследить на начальной стадии.

Как предупредить игровую зависимость?

Стоит подчеркнуть, что увлечение компьютерными играми редко формируется там, где ему попросту нет места. Если жизнь и без того увлекательная и насыщенная, дома готовы выслушать и поддержать, а с друзьями можно поделиться эмоциями и сходить на соревнования или на концерт, ребенку просто нет нужды погружаться в мир рисованных человечков. Он найдет способ «сбрасывать пар» в спортивных состязаниях, а не «стрелялках», будет побеждать на конкурсах, а не в игровых турнирах.

Что делать с уже сформировавшейся игровой зависимостью?

Худшее, что можно сделать – строгие и категоричные запреты. Как и любая зависимость, компьютерная так же трудно осознается самим ребенком, даже если он «почти взрослый» − соответственно, лишая его удовольствия, родители увеличивают фрустрацию и превращаются во врагов. А с врагами, по мнению «страдальца», уже можно разворачивать «партизанскую войну», любыми способами получая доступ к манящему виртуальному миру. Кстати, широко распространенный миф о повышении уровня агрессии среди любителей «агрессивных» компьютерных игр объясняется немного иначе: не сами игры генерируют насилие в мозгу детей, а дети получают возможность выплеснуть тщательно подавляемую скрытую агрессию, которая до того не была очевидна. Правда, в дальнейшем, агрессия вызывается и отлучением от компьютера, и причина уравнивается со следствием.

В случае, если родители спохватились на ранних этапах формирования зависимости, есть некоторые шансы уменьшить ее негативный эффект. Придется перестроить всю систему взаимоотношений, честно признаться себе, где потребности ребенка во внимании, признании ценности или общении без оттенка оценивания были ущемлены. Вникнуть и попытаться понять гораздо сложнее, чем, махнув рукой, горько сетовать на «потерянное поколение. Однако, такой подход окупается сторицей.

Если зависимость зашла далеко, самостоятельно с ней справиться практически невозможно: имеет смысл обратиться к высококвалифицированным специалистам с хорошим опытом и наработками в области преодоления игровой зависимости. Это может быть опытный семейный психолог или психотерапевт, чей профиль деятельности соответствует проблеме.

Самое главное, что стоит знать о компьютерной зависимости: она не формируется там, где ей не оставили места доброта, понимание, внимание и умение слышать.

Просмотры: 3172 / 1625

mamasek.ru

Дети и компьютерные игры: за и против


Невозможно представить себе современную жизнь без компьютера, планшета или смартфона. Но огромное число родителей хотело бы, чтобы их дети как можно реже погружались в виртуальную реальность и поменьше играли в компьютерные игры, которые «портят глаза» и «перегружают нервную систему». Но так ли вредны игры и приложения для детской психики и физиологии? Возможно, от них есть и польза? Разбираемся вместе с детским психологом Наталией Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии


Несмотря на активное развитие информационных технологий, среди родителей, бабушек и дедушек и даже педагогов существует твердое убеждение: компьютерные игры — это зло для детей. Но это не совсем так.

Тема воздействия компьютера и гаджетов вообще на тело и психику ребенка активно разрабатывается учеными, особенно западными. Есть исследования, которые проводились с целью выявить, как игры влияют на различные когнитивные процессы и на личные особенности человека. Итоги таких исследований указывают на то, что компьютерные игры — не безусловное зло, их опасность преувеличена. Это не значит, что от них только польза: я скажу и о минусах. Но плюсов больше, чем мы думаем.

Современное образование активно использует информационные технологии. В школах, а где-то и в детских садах появляются интерактивные доски, дети учатся работе на компьютере с начальной школы. Нельзя поставить заслон между ребенком и виртуальной реальностью, не нужно к этому стремиться. Но можно использовать новые технологии с пользой для младшего поколения.


Польза компьютерных игр

Развитие внимания

Во время игр на компьютере или планшете, независимо от жанра, однозначно тренируется внимательность ребенка, его умение переключаться. Во что бы ни играл малыш — «стрелялки», квесты, «Мемори», развивающие игры — ему нужно постоянно быть сосредоточенным, следить за изменениями на мониторе или планшете. Компьютерные игры — это большой объем внимания, навык воспринимать максимум информации за единицу времени.

Развития мышления

Большинство жанров компьютерных игр и приложений развивают логичность мышления, а также категоризацию, обобщение (это больше относится к развивающим играм). А дети, которым нравятся игры-стратегии, отличаются многозадачностью, то есть умением решать несколько проблем сразу, даже если они противоречат друг другу. Это такое свойство мышления, которое обычно развивается целенаправленно во взрослом возрасте. У детей, которые играют в квесты и стратегии, этот процесс идет намного быстрее.

Кроме того, компьютерные игры помогают улучшать способность ребенка к планированию и прогнозированию результатов своей деятельности. Ведь дошкольнику с его инфантилизмом сложно строить многоступенчатые планы и тем более предполагать, какого результата он достигнет.

Развитие физиологических навыков

Мелкая моторика, зрительная координация — все это тоже развивается во время взаимодействия с гаджетами. Классическая клавиатура или сенсорная панель — в любом случае задействованы пальцы, их чувствительность. Как известно, моторика и речь тесно связаны: чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее и быстрее ребенок учится говорить.

Игры на планшете или мониторе развивают умение ребенка действовать в ограниченном пространстве. При подготовке к школе детей специально учат ориентироваться на листе, чтобы они в дальнейшем могли считывать информацию с доски и вести записи в тетради. Когда у ребенка есть опыт взаимодействия с экраном компьютера, это значит, что у него уже развита пространственная координация, и это поможет ему в обучении. Хороший «тренажер» для этого — всем известная игра «Тетрис».

Крепок стереотип, что компьютер портит зрение. На самом деле, если соблюдать правила работы с ним, то взаимодействие с компьютером даже улучшает ночное зрение. Во многих играх есть герои, находящиеся в полутьме, внезапно исчезающие, и чтобы их различать, надо натренировать свое зрение вычленять отдельные объекты.

Поделюсь своим опытом. В детстве у меня было плохое зрение, и я проходила специальные коррекционные программы, и уже тогда, 20 лет назад, использовались компьютерные игры. В них главный герой попадал в различные ситуации, и нужно было внимательно следить за действием на экране, вовремя нажимать нужные кнопки, и тогда он спасался. На экране чередовались яркие и слабые вспышки, которые заставляли глазную мышцу двигаться. Если игра составлена правильно, она не только не портит зрение, но и улучшает его.


Развитие уверенности

В некоторых играх можно выбрать разные уровни: попроще и посложнее. Ребенок выбирает уровень себе по силам и развивается с нем, подкрепляя ориентацию на успех. Он может достичь высоких результатов в игре, и это очень важно для детей, которые не верят в свои силы.

Повышение мотивации

Игра — это интересно и весело. Если она обучающая, развивающая и сделана интересно, то она может помочь повысить мотивацию ребенка к учебе. Есть дети, которые совсем не хотят учиться, и игры — хороший инструмент для изменения этой ситуации.

Возможность разрядки

Игры могут помочь ребенку уменьшить нервное напряжение. Иногда после дня в садике или школе малыш приходит домой расстроенный или даже злой. Игра с элементами сдержанной агрессии — это важно! — помогает ему выплеснуть негатив. Безусловно, нельзя играть в такую игру часами.

Расширение кругозора

Компьютерные игры способны в прямом смысле открыть ребенку мир. Возможно, малыш еще ни разу не был в зоопарке, но благодаря игре, в которой надо нажимать на изображения животных, он узнает, что тигренок рычит, а корова мычит. Дидактические настольные игры, которые тоже полезны, не могут дать такой наглядности, как компьютерные.

Недостатки компьютерных игр

Виртуальная реальность — это не безусловное добро, у игр есть и свои недостатки. Они могут отрицательно влиять на эмоционально-волевую, эмоционально-личностную и коммуникативную сферы детской личности.

Эмоции виртуальных персонажей преувеличены: одно действие вызывает утрированную грусть, другое — ненормальный восторг. Это отличается от реальной жизни, в которой люди выражают эмоции не так. Нужно учиться распознавать чужие чувства, а игры этого не дают. Ребенку, погруженному в виртуальную реальность, тяжело общаться с реальными людьми.

Проводя много времени за компьютером, ребенок привыкает к достаточно примитивной обратной связи, запрограммированной самой игрой. И это отличается от реальной жизни. Кроме того, увлеченному игрой ребенку сложно понять, что с живым человеком, в отличие от компьютера, не получится играть в любой момент.


Как выбирать игры

Чтобы компьютерные игры были для ребенка не только полезны, но и безопасны, нужно очень серьезно подходить к их выбору. На что следует обращать внимание?

Возрастные ограничения

Если у вас трехлетка, ему не подойдет развивающее приложение с пометкой 5+: малыш пока не готов воспринять информацию из него. Шестилетнему ребенку вряд ли будут интересны и полезны игры для детей от четырех лет.

Качество дизайна и логика игры

Выбирая игру, сыграйте в нее сами, оцените качество графики и связь картинки с реальным миром. В игре есть зеленые тигры и красные слоны, а главный герой возвышается над деревьями? Значит, она вашему ребенку не подходит. Ведь для малыша 3−4 лет игра — это тоже источник информации о мире.

Системные требования

Достаточно ли ваш компьютер мощный, чтобы воспроизвести выбранную игру? Не являются ли ее основные функции платными? Если ребенок не может спокойно поиграть, это может вызвать у него тревогу.

Рейтинг игры

Скачивая игру из магазина приложений, изучите ее рейтинг и отзывы пользователей, посмотрите скриншоты. Информацию о компьютерных играх можно найти на родительских форумах.

Жанр и ее цель игры

Если ваш малыш не старше трех лет, ему подойдут исключительно развивающие игры. Дошкольникам, первоклассникам уже можно предлагать стратегии и квесты, но с оговоркой: эти игры могут быть как безобидными, так и агрессивными. Если в игре демонстрируются разрушения, ребенку она не подходит.

Игры могут способствовать развитию самых разных навыков: логики, внимания, реакции. Например, дети 2−3 лет учатся манипулировать предметами, и отточить это умение можно при помощи приложений, где нужно ранжировать объекты по росту, искать одинаковые предметы. 3−4 года — период развития сенсорных эталонов, восприятия и внимания. Хорошие игры в этом возрасте — ловля птичек или рыбок на экране. В 5−7 лет нужно развивать логику и различные аспекты мышления: найти лишнее, достроить ряд, заполнить таблицу, построить башенку по образцу. Полезными также будут симуляторы спортивных игр или ухода за питомцем


Как играть с пользой

Чтобы компьютерные игры и развивающие приложения приносили пользу, важно, как именно играет ребенок. Соблюдайте простые правила:

  • Следите за тем, во что и как долго играет ребенок. Есть даже формула для расчета времени в минутах, которое ребенок может провести за компьютером без перерыва: его возраст, умноженный на полтора. Это значит, что шестилетка может за сутки играть максимум 9 минут за одну сессию. Таких сессий у дошкольника может быть не больше трех в день, то есть менее получаса в сутки. Нельзя садиться за компьютер или брать в руки гаджет менее чем за два часа до сна — это нагружает нервную систему малыша. Это правило должно соблюдаться строго.

  • Очень важны правильная поза и освещение. Нужно выдерживать оптимальное расстояние до экрана и следить за тем, чтобы ребенок сидел ровно на стуле или диване, а не играл лежа, даже если ему так удобно.

  • После каждой сессии за компьютером, даже трехминутной, нужно устраивать перерывы. В них должны быть гимнастика для глаз и подвижная игра.

  • Не используйте компьютерные игры как способ поощрения.

Как бы тщательно и старательно вы ни выбирали компьютерную игру, какой бы развивающей она ни была, она не должна становиться главным занятием ребенка. Хорошо, когда у него в распоряжении есть настольные игры и конструктор, когда есть возможность устроить ролевые или спортивные игры. Компьютерные игры и приложения помогают нам скоротать время в дороге или в очереди в больнице, но не могут заменить все остальные виды досуга и развивающих занятий.

Читайте также:

4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе

Эдьютейнмент — это лучший образовательный формат, и вот почему

5 причин отдать ребенка на программирование

Фото: Pandora Studio/Ruslan Guzov/Sharomka/VGstockstudio/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Ребенок и компьютерные игры

Современные дети не представляют, как можно жить без компьютера. С его помощью ребенок может легко и быстро скачать нужную книгу, посмотреть кино, послушать музыку, поиграть, поболтать с другом, даже если тот находится в другом городе или стране. Неудивительно, что для детей в школьном возрасте компьютер становится одновременно учителем, другом и любимой игрушкой, причем игрушкой – гораздо чаще, чем хотелось бы родителям. Увлечение компьютерными играми нередко имеет негативные последствия, к которым родители относят ухудшение зрения, искривление позвоночника, и даже «компьютерный артрит». Кроме того, это приводит к нарушению режима дня, снижению качества учёбы, ухудшению навыков общения и устной речи, бессоннице, а также к агрессивности, конфликтности и раздражительности.

Однако представлять, что компьютер и в частности компьютерные игры ‒ абсолютное зло, конечно же, в корне неверно. Многочисленные исследования выявили и положительные моменты от компьютерных игр. Это тренировка внимания, памяти, повышение скорости реакции, улучшение глазомера и мелкой моторики, развитие воображения, интуиции, внимательности, логического мышления, умения прогнозировать ситуацию и принимать решения.

Будут ли компьютерные игры вредны или пойдут на пользу вашему ребенку, зависит от частоты и продолжительности его игры на компьютере, а также от того, в какие именно игры он играет.

Как помочь школьнику оптимально распределить время, чтобы его хватило и на уроки, и на виртуальные игры, и на активный отдых? Какие игры допустимы, а от каких ребенка стоит оградить? Давайте поговорим об этом подробнее.

Сколько времени в целом ребенок должен проводить за компьютером?

Психологи и педиатры едины во мнении: без вреда для здоровья ‒ в среднем не более одного, максимум двух часов в день. Причем в этот час входят и домашние задания, и игры. Портал zdravotvet.ru, ссылаясь на данные нескольких исследований, приводит норму времени, допустимую для игры за компьютером детей разного возраста:

  • подросткам 12-16 лет в день можно проводить за ПК не более 2 часов с перерывом на 10-15 минут;

  • детям 7-12 лет ‒ разрешается 1 час;

  • в 6 лет можно сидеть за компьютером не более получаса;

  • ребенку 5 лет допустимо начинать с 15-20 минут в день;

  • для малышей до 5 лет ПК должен находиться под запретом.

Правда, эти рекомендации касаются здоровых детей, а тем, кто страдает лудоманией (игровой зависимостью) или имеет плохое зрение, специалисты вообще не рекомендуют пользоваться компьютером. В этом случае родителям необходимо организовать ребенку интересный и полезный досуг, чтобы создать альтернативу электронному гаджету.

График «общения» школьника с компьютером может быть разным: ежедневная схема «сначала уроки – потом игра» или «в будни уроки – по выходным игра» – кому как удобнее. Важно лишь, чтобы соблюдалось разрешенное время ‒ для удобства используйте обобщенный термин «правило одного часа».

«Разгрузочный день»

Установите семейное правило: один день в неделю проводить без компьютера. Договоритесь, что в этот день компьютер не включается вообще, причем это касается всех членов семьи. Лучше всего выбрать для этого выходной день и посвятить его совместному досугу. Неважно, чем вы будете заниматься – пойдете в кино, на выставку или в гости, поедете на пикник или на дачу, главное – вы проведете этот день вместе за интересным занятием. Это не только даст возможность детскому организму отдохнуть от электроники, но и укрепит семейные отношения.

«Кончил дело – играй смело», или компьютер в качестве поощрения

Иногда родители позволяют ребенку поиграть в компьютерные игры в награду за отличную оценку в школе, хороший поступок или послушание. В целом такой подход возможен, однако компьютер не должен стать единственным поощрением. Пусть наградой будет свободное время, которым ребенок сможет распорядиться по своему желанию. А чтобы виртуальные игрушки не вытеснили прогулки, хобби или общение с друзьями, приучите ребенка к мысли, что компьютер – далеко не единственное и не самое лучшее развлечение. Правда, научить этому только на словах, без личного примера, не получится. Если в семье кто-то из взрослых часами «зависает» в онлайн-играх, то и ребенок предпочтет электронный гаджет всем остальным видам досуга.

Какие компьютерные игры предпочесть?

Нередко взрослые понятия не имеют, во что играет на компьютере их ребенок. Одни не понимают сюжетов и специфики компьютерных игр, а другие попросту этим не интересуются. И напрасно, потому что среди сотен тысяч игр есть немало таких, которые откровенно вредны для детской психики. Не поленитесь вникнуть в суть любимых игр вашего ребенка. И если вы обнаружите в них сцены жестокости, насилия, темы смерти или признаки агрессии – постарайтесь спокойно, но твердо исключить их из игрового «репертуара». В противном случае вы рискуете вырастить из своего любимого чада невротика с расшатанной, а то и больной психикой.

Не стоит поощрять и увлечение ребенка сетевыми или сложными многоуровневыми играми. Дело в том, что они практически никогда не заканчиваются, а дети – народ азартный и эмоциональный. И вместо того, чтобы поставить логическую точку и переключить внимание на какое-то другое занятие, ребенок будет постоянно думать о том, как бы скорее добраться до компьютера и продолжить увлекательную игру. В результате у него рассеивается внимание, нарастает эмоциональное напряжение, появляется раздражительность.

www.ya-roditel.ru

«На прогулке одни дети играют в песочнице, другие — в телефоне. Это катастрофа»

Видеоигры иногда оказываются в центре криминальной сводки: подросток, который стал агрессивным якобы из-за жестоких игр, нападает на родителей или сверстников. О таких случаях сообщают каждый год. Затем чиновники, в глаза не видевшие игры, начинают лоббировать законы об их запрете. Мы поговорили с белорусским психологом Жанной Алешкович о жестоких видеоиграх и выяснили, действительно ли лучше держать ребенка подальше от них.

— Могут ли видеоигры побудить к насилию?

— Существующие на данный момент видеоигры не могут этого сделать, если их правильно использовать. Такая же ситуация и с любой вещью: например, вы покупаете острый нож. Он вызывает желание причинить кому-то вред? Когда нож попадет, скажем так, в неумелые руки — да, безусловно. А при правильном обращении от него будет только польза. Истинные преступники мало увлекаются играми. Главные причины насилия — психические качества личности и отношения в семье.

— Неправильное использование — это как?

— Нужно уделять играм поменьше времени. В противном случае будет вред здоровью и психическому, и физическому. Определить временные рамки сложно, все очень индивидуально. Но раз мы говорим именно о жестоких играх, связанных со стрельбой, насилием, уничтожением чего-либо, то нужно свести к минимуму взаимодействие ребенка с ними.

— Люди часто не замечают своей зависимости, объясняя тягу к чему-то увлечением. А игровая зависимость, как уже доказано, не миф. Как отличить зависимого человека от увлеченного? 

— Человек — существо, которое на протяжении всей жизни развивается, его увлечения и интересы меняются. Затягивает что-то одно, и это не мешает вам проявлять интерес к другим занятиям.

Зависимость начинается, когда ребенок теряет контроль над временем, не выполняет обещаний, данных себе по продолжительности игры, утрачивает интерес к социальной жизни. При этом оправдывает собственное пристрастие. У него могут возникнуть смешанные чувства как радости, так и вины с раздраженным поведением.

Происходят физиологические изменения: повышенное давление, нестабильный пульс, сколиоз, синдром «сухого глаза», нарушения в питании и отдыхе. Начинаются проблемы с общением: ухудшаются отношения с родителями, сверстниками, учителями, изменяется поведение в сторону более тревожного и агрессивного. Все это говорит о зависимости.

— В чем разница между насилием в играх и кинематографе, литературе? После родительского наставления «хватит сидеть за компьютером, возьми да почитай что-нибудь» ребенок может прочитать книгу с не менее жестокими сценами.

— При чтении книги человек представляет некий сюжет у себя в голове. Закрыл книгу — сюжет держится в памяти и постепенно выветривается. Посмотрели фильм — событие визуализируется, оно может оказать на нас большое влияние, сильно впечатлить. Но со временем и это забудется.

В компьютерных играх ситуация другая: мы выполняем одно действие множество раз.  Метод повторения — как прием хорошего закрепления материала. Таким образом мы привыкаем к этому. Но в игре человек учится преодолевать трудности, проявлять творчество, изобретать свои ходы. Грубо говоря, дети отрабатывают определенные навыки. Плюс визуализация: яркая, качественная картинка, которая больше похожа на жизнь.

Ребенок, играя, учится агрессивному поведению и приобретает опыт — это плохо. У него снижается восприимчивость как зрителя к агрессии и искажается представление о реальном мире.

— Но ведь у детей фантазия обычно бурная. Одно дело — увидеть в игре то, что уже за него придумали и показали, а другое — прочесть книгу и домыслить некоторые подробности…

— В играх дети перебирают много разных вариантов действий. Не получается пройти уровень либо одолеть врага — пробуют новый метод, и так до нахождения верного способа. Значит, включается фантазия. При чтении книги воображение тоже работает, но важно учитывать, что именно ребенок читает. Кстати, в фантастику и вымышленные миры тянет далеко не всех, но есть ребята, которых наша реальность абсолютно не трогает, их привлекает именно нереалистичный мир. Родителям таких детей нужно обратить внимание на занятия своих чад, потому как ребенку становится неинтересна настоящая жизнь.

К тому же игры выглядят очень достоверно. Лет пятнадцать-двадцать назад такого уровня картинки не было, а теперь видеоигры размывают в сознании грань между вымышленным миром и реальным. В игре ребенок получает еще и вознаграждение, победа достигается быстротой. А в жизни гораздо все сложнее.

— На всех играх стоит знак возрастного рейтинга, его нельзя не заметить. Целые комитеты (PEGI в Европе, ESRB в США и Канаде) оценивают игру и определяют, с какого возраста ребенок правильно воспримет ее содержимое. Почему в постсоветских странах родители не обращают внимания на ценз?

— Родители должны понимать, что за все занятия детей отвечают они сами. В силу своей занятости отец или мать часто просто дают ребенку деньги и не интересуются, на что их тратят. Также родители уверены, что в магазине не продадут товар, который не предназначен для детей. Однако это не так. Менталитет наших людей доверчивый, но сейчас мышление меняется: условно говоря, мы уже внимательно проверяем срок годности продуктов, не доверяя слепо продавцам. То же самое необходимо делать с фильмами и играми, которые хочет купить ваш ребенок, — нужно убедиться в их «годности» для детей. Выбирать игры по содержанию и уровню развития.

Допустим, игра куплена через интернет и загружена. Пусть родители сами немного поиграют и увидят, что представляет собой это развлечение. Или хотя бы понаблюдают за ребенком: как он себя ведет во время игры, не становится ли раздражительным?

Несоответствие возраста и установленного цензорами рейтинга может повлиять на ребенка. Те эмоциональные составляющие, которые проявляются в играх с рейтингами «18+», безусловно, способны нарушить детскую психику. Ребенка можно перегрузить эмоциями и информацией, что вместо пользы и отдыха приведет к сплошным проблемам. Ребенок не может полностью осознавать причины своего увлечения играми, а родители со стороны увидят и помогут. Нужно учить детей сознательно контролировать свое поведение и развивать волевой контроль.

— Как правильно ограничить время, проводимое ребенком за играми?

— Установить режим дня и время для игр, рассказать об их опасности. Не устанавливать компьютер в спальне ребенка. Показывать самим пример — сколько времени проводите именно вы за компьютером. Говорить о своих мыслях, чувствах, восприятии игры, обсудить ее с детьми. Решить, сколько времени понадобится, чтобы восстановиться после игры. Еще советую учить ребенка сознательно контролировать время, вырабатывая волевой самоконтроль.

В первую очередь нужно отказаться от высказываний с «ты»: «ты много играешь», «ты из-за компьютера не вылезаешь» и прочих. Никаких требований к ребенку. Зайдите с другой стороны, научитесь строить мысли с «я»: «Знаешь, я вижу, что до игры ты спокоен, а после — нервный, можешь нагрубить мне». При необходимости снимите на камеру поведение ребенка и потом покажите ему видеозапись — пусть увидит, каким он становится. Тогда ребенок задумается: действительно, игры влияют на него не лучшим образом. Родители должны говорить о своих чувствах: «я волнуюсь, потому что с тобой что-то происходит», «я хочу, чтобы у тебя было хорошее здоровье», «я за тебя переживаю». На эти слова реагировать легче и спокойнее, чем на запреты и условия.

— Что можно предложить ребенку взамен? Развлечений не так уж много, а видеоигры, как ни крути, выглядят привлекательнее дворового футбола на асфальтовом покрытии.

— Естественно, игры были всегда, у каждого поколения свои. Дети абсолютно не виноваты, что родились в период развития технологий, когда стали доступны подобные развлечения. Конечно, им не хочется выходить на улицу, играть со сверстниками. Теперь ребенок может и не знать, как зовут ребят из его подъезда, дома.

Родителям следует сбалансировать досуг своих детей: нужно найти время и на живое общение, и на физические активности, и на компьютер. Попробуйте составить график с чередованиями: в школе преимущественно сидит — значит, дальше нужна какая-нибудь спортивная секция. Размялся на тренировке — можно снова садиться, делать уроки, а потом поиграть.

— Негативные эмоции так или иначе нужно выплескивать. Игры помогают избавиться от накопившегося стресса или, наоборот, вызывают его?

— Дети за день сталкиваются со многими ситуациями, их может что-то расстроить или разозлить: плохая отметка, ссора с одноклассником. Если ребенок умеет сразу выплеснуть эти негативные эмоции, а не держит их в себе, то все в порядке. Разумеется, выплеснуть не на родителей, сверстников или учителей, но в той же видеоигре. Вреда ни социуму, ни ребенку в таком случае не будет.

У человека нет врожденных механизмов торможения агрессии, мы не умеем это делать с рождения, нас надо учить. Войны на земле появились гораздо раньше компьютерных игр. Следует учить неагрессивным способам выражения, и один из них — рассказать другому о своих чувствах.

Многие психологи говорят, что для психологической разрядки даже полезно запустить какой-нибудь боевик и от души пострелять. Однако надо следить, чтобы после снятия отрицательных эмоций ребенок не оставался в этой игре, а переключался на другие занятия. Такие игры хорошо помогают снять напряжение тяжелобольным детям: ребенок отвлекается от ситуации, через которую он вынужден проходить. Главное, чтобы игра не явилась стимулом к саморазрушению. И важно помнить, что выражение враждебности приводит к ее усилению.

— Иногда родители на прогулке дают смартфон или планшет совсем маленьким детям. Выходит, родители сами приучают ребенка к играм? 

— Наши дети находятся в мире, в котором им не нужно много двигаться. Ребенок идет с мамой гулять — важно, чтобы он как следует размялся. На прогулке одни дети играют в песочнице и бегают, а другие сидят на скамейке и не отрываются от телефона — это просто катастрофа. Дети не умеют общаться, не знают, как подойти к постороннему человеку, о чем-то его спросить. Коммуникация должна начинаться с самого раннего возраста: в песочнице, на прогулках. Игры на телефоне и планшете не позволяют развиться навыку общения. Ребенку все равно потом жить в социальном мире, и чем лучше он научится контактировать с девочками и мальчиками, тем проще адаптируется к взрослой жизни.

Но представьте другую ситуацию: мама с двумя детьми пришла в поликлинику, и ей нужно чем-то занять старшего сына, пока с младшим будет в кабинете врача. Конечно, дать ребенку на десять минут смартфон — хороший вариант в таком случае. Можно быть спокойным, что мальчик никуда не уйдет, ведь он занят игрой.

— Хватает историй, в которых распадались семьи из-за увлечения отца семейства играми. Получается, от возраста ничего не зависит? 

— Наш темперамент — то, как мы воспринимаем раздражитель и реагируем на него, — дан от рождения и на всю жизнь. Именно от этого зависит наша реактивность, поэтому есть риск, что у импульсивного ребенка в подростковом возрасте игры могут спровоцировать нарушения психики и поведения. Даже самых спокойных можно привести в ярость, а самых свирепых — укротить.

У взрослых людей психика уже сформирована. Если они не играли в детстве, то такого сильного вреда компьютерные развлечения взрослому человеку не принесут. Здесь важно понять, что заставляет мужчину уходить в мир игры вместо того, чтобы провести свободное время с семьей. Очевидно, что-то не устраивает его в личной жизни, в его самооценке, в удовлетворении своей работой.

На агрессию влияет уровень мужского гормона — тестостерона. После двадцати пяти лет в организме он снижается и, соответственно, агрессия падает. А игры могут спровоцировать ее повышение.

Иногда пары играют вместе, и это их только сближает, а не ссорит. Ведь после матча в файтинге у адекватных людей не возникает желания избить партнера в реальности.

Необходимо развивать в детях отзывчивость, неагрессивное поведение, начиная с раннего детства. Поощряйте желательное поведение и используйте позитивные фразы в общении с детьми. Лучше агрессию предупредить, не дожидаясь, пока она возникнет. Ведь будущее — это не то, что идет к нам, а то, к чему мы сами идем. Важно спрашивать мнение ребят, чтобы они сами делали выводы и критические замечания по своим играм.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

tech.onliner.by

Компьютерные игры и развитие детей или почему я буду заставлять своего ребенка «заниматься ерундой»

«Отойди от компьютера, сидишь за ним целый день. Иди уроки учи. А то так дураком и останешься на всю жизнь». Сколько раз я в детстве слышал эти слова. И на все мои возражения о полезности своего занятия я всегда получал лишь удивленные глаза и покручивание пальцем у виска.

И вот по прошествии 15 лет, когда на горизонте замаячил вопрос воспитания собственного ребенка, я решил еще раз задуматься над ролью компьютерных (и всего, что можно включить в это понятие) игр в развитии маленького человека.



Ранжировать получаемые навыки буду по их востребованности и необходимости для ребенка. Попытаюсь исключить игры, несущие в себе наряду с позитивом и негатив в виде, например, стрельбы по людям.

Итак, начнем с самых классических и необходимых вещей, таких как ранние аркады вроде Arkanoid и Tetris.

Эти простые на первый взгляд игры развивают у ребенка моторику рук, логику, умение думать на несколько шагов вперед, оценивать ситуацию. Эти навыки являются основополагающими в жизни каждого человека, конечно, привить все эти умения можно и другими методами, но если ребенку нравится познавать их через игру, то зачем ему мешать.

Идем дальше. Игры, развивающие реакцию, такие как Earthworm Jim, Dangerous Dave (я обещал исключать стрельбу, но тут мы стреляем в мультяшных квадратных зомби, это не в счет) или Prince of Persia, в котором, несмотря на невысокий темп игры, нужно было иметь отличные рефлексы, чтобы перепрыгнуть множество преград и избежать ловушек. Также ребенок учится выдержке и становится менее беспечным в жизненных ситуациях.

Социализирующие игры. Тут явное первенство я бы отдал серии The Sims. Поиграв в эту игру, ребенок начинает принимать первичные социальные ценности вроде «Дом нужно держать в чистоте», «Если не учится, то тебя не возьмут на работу», а «Если не работать, то не на что будет купить покушать», а кушать хочется всегда. Более того, «Симсы» дают ребенку первое представление об отношениях с противоположным полом, абсолютно невинно объясняя, что с девушками нужно вести себя хорошо и делать им комплименты.

Также к этой категории в какой-то мере можно отнести ряд MMORPG. Те из них, которые ставят во главу угла командную работу, такие как WOW или Dota2. Ребенок начинает понимать, что имея даже самого крутого эльфа 80 уровня, одному в жизни не добиться успеха. Нужно искать друзей, хотя бы ситуативных, которые тебе помогут. А это уже умение договариваться, вести диалоги, какое-никакое чувство коллектива.

От себя добавлю, что той же возможностью обладает и приложение «Школьник» от «Smiles.Школьная карта». Оно призвано как сплотить детей в одном информационном поле, предоставив им площадку для обмена данными, так и наладить их коммуникацию через встроенные игры для нескольких игроков. Также приложение выполняет все функции «Электронного дневника» для ребенка.

Далее я бы поставил целый набор квестовых игр — от самых ранних до современных. Такие как Neverhood, Grim Fandango, Myst, Syberia или Broken Age. Сюда бы я добавил и «Космических рейнджеров», с их бесконечными текстовыми квестами. Все эти игрушки объединяют задачи, которые они ставят перед игроком. Это разгадывание загадок и распутывание головоломок. Умение вести диалоги. При прохождении таких квестов ребенок развивает зрительную память и тренирует логическое мышление. Такой же эффект можно получить, если усадить его за разгадывание кроссвордов и судоку, но чем ребенок будет заниматься охотнее: непонятно с какой целью заполнять квадратики на листе или разгадывать мифическую тайну волшебного города, чтобы спасти человечество?

Кстати, патологическая тяга к помощи ближним и спасению тех, кто оказался в беде, является побочным, но очень приятным бонусом от таких игр.

Теперь перейдем к «игрулькам-свистулькам», как бы сказала моя мама, которые могут помочь ребенку конкретно во время обучения в школе. Я специально не включаю в список те из них, которые разрабатывались как обучающие, лишь развлекательные.

Например, чтобы заинтересовать ребенка изучением физики или химии, подойдут игры наподобие современной Amazing Alex. Тут он узнает, куда нужно приложить силу, чтобы получить нужный результат, или что при нагревании или охлаждении вещества могут изменять свои свойства. Ну или что на кота не нужно скидывать шар для боулинга.

Чтобы обучить ребенка азам биологии, советую познакомить его с творением EA Games — Spore. Игра расскажет ему о теории эволюции, микробиологии, животном мире, пищевых цепочках и многом другом.

Помочь с историей и географией вашему ребенку смогут тотальные стратегии, такие как Europa Universalis, Victria, «День Победы», Civilization или серия игр Total War. Не успеете оглянуться, как ваш ребенок будет самостоятельно гуглить годы наполеоновских войн, причины франко-прусских конфликтов и границы Османской империи до 1908 года.

Как вы видите, не все то плохо, что играется на компьютере. Выше я писал о том, что есть игры, несущие в себе и негатив, а есть и такие, к которым детей нельзя допускать категорически. Ваша же задача — привить ребенку любовь к правильным развлечениям, и тут есть проверенный способ: играйте вместе с ним!

habr.com

Мой ребенок играет в компьютерные игры, что делать? — GameXP.com

Любая игра, вне зависимости от жанра и возрастной направленности, неизменно приносит удовлетворение, в целом повышая качество жизни для человека. Однако с появлением компьютерных игр остро встал вопрос зависимости, которую они могут вызывать. И если взрослый способен сам расставить для себя приоритеты, то дети порой не могут с этим справиться. Для некоторых родителей увлечение ребенка становится проблемой, другие же наоборот активно используют игры и гаджеты, чтобы занять ребенка.

— Сынок, иди обедать!
— Не сейчас, мам, у меня рейд!

Как часто современным родителям приходится слышать такой ответ от своего чада в то время, как вкусный и полезный суп остывает, а уроки не сделаны? Дети сейчас проводят за компьютерами и гаджетами больше времени, чем на улице и за книгами. Строгие дамы с экрана телевизора все чаще вещают, что игры приводят ребенка «на кривую дорожку» и учат его насилию и ненависти. Так ли это? Что делать, если ваш наследник слишком много играет? И нужно ли ограничивать юное поколение в его стремлении погружаться в виртуальные миры?

Сколько людей — столько и мнений. Разобраться и найти золотую середину помогут истории реальных родителей, которые столкнулись с тем, что игры плотно вошли в нашу жизнь. Редакция GameXP поговорила с тремя мамами игроков, обладающими различными взглядами на все эти вопросы.

Мама не возражает против игр, но и не поощряет

Маме 34 года, дочке 3 года. Семья — мама, папа, дочь.

Я
играю, но не очень много. Я казуальный игрок, мобильный. Соответственно, игры люблю достаточно простые, а играю, чтобы убить время и отвлечься. Моя первая игра была про Гарри Поттера, еще на ПК, не онлайн, конечно. Как-то я сильно заболела в каникулы и пришлось их провести дома. Тогда я и поняла, что в играх что-то есть и я могу ими увлечься в целом.

Возраст:
Я считаю игры таким же хобби, как вязание крючком или катание на сноуборде, например. Не могу их как-то выделить отдельно. При том, что это такое хобби, которое можно превратить и в профессиональную деятельность.

Я могу поделиться своим опытом, как я использую игры для своей дочки. Мне порой не хватает времени искать и выбирать какие-либо развивающие игры и книги, и я решила попробовать использовать гаджет, который уже лежит дома — это планшет. Сейчас очень много разных приложений, с помощью которых дети могут учить цифры, буквы, геометрические фигуры в игровой форме. К тому же, это все анимировано, со звуком — это всегда понравится ребенку. Логические игры — паззлы или лабиринты — тоже вполне себе играбельны в таком виде. И я в этом не вижу ничего плохого, более того, считаю, что использовать то, что нам дает век технологий, можно и нужно.

Запреты:
Смысл запрещать есть всегда. Дети, по крайней мере, в трехлетнем возрасте (могу только о нем судить), не контролируют себя и могут провести целый день за игрой или мультиками. И, поскольку игры — это все-таки отдых и хобби, время должно быть ограничено. Как было в нашем детстве — сначала сделать домашнее задание, а потом можно идти гулять. Вот так и с играми.

Время:
Как управлять временем ребенка? Честно — не знаю. Моей дочери 3 года, и я пока что полностью могу управлять ее временем.

Поощрение:
Да, как вариант возможно. Но если только это интересно вашему ребенку, так как не всем понравятся игры. На самом деле, это возможно после того, как сделана основная учеба/работа. Игры — это отдых, а он у нас дозированный.

Насилие:
Как и любой адекватный человек, я понимаю, что насилие это плохо, но также я понимаю, что многие игры без этого не обходятся. Довольно неоднозначный вопрос. Конечно, сейчас я не разрешаю мужу играть при ребенке в игры, где присутствуют атрибуты насилия, и сама их дочери не показываю, так как она совсем маленькая еще, а перенимает все очень быстро. То есть, разграничивать контент по возрастному признаку – это все-таки решение. Задача меня как родителя — объяснить ребенку, что есть реальный и виртуальные миры и что все это только онлайн, фантазия и выдумка.

Развитие:
Если говорить как маме, то развивающие игры на планшете ничего плохого не принесут ребенку, потому что это только способ обучения. А если говорить уже как современному человеку, который иногда сам играет, то могу сказать, что порой игры бывают настолько сложные по механике, что порой нужно активно подключать мышление и логику, и это не может не влиять положительно. Но мое субъективное отношение к играм — это развлечение. И я лично сама предпочитаю играть в то, что меня развлечет и где мой мозг отдохнет.

Мама против игр

Маме 49 лет, сыну — 16. Семья — мама, сын, бабушка.

Я
мама 16-летнего сына. Мой сын играет в игры, и я этого не понимаю. Я сама играла в игры разве что на детской площадке когда-то в детстве. И в основном эти игры были либо активные на свежем воздухе с другими детьми, либо с соседскими девочками мы играли в реальную жизнь. Я думаю, что современным детям не хватает таких игр, потому что все их внимание сосредоточено в планшетах, компьютерах и в телефонах, и сегодня подростки уже забывают, что и во дворе можно найти себе друзей, а не только в интернете.

Возраст:
Я считаю, что можно позволять детям играть в компьютерные игры только в более старшем возрасте, когда у них уже сформировано мышление и ребенок сам способен психически верно оценивать ту, или иную игру. Но здесь важна задача родителя — помочь ребенку правильно распределять свое время, не забывая про самые главные составляющие в жизни.

Сегодня я все чаще вижу, как молодые мамы просто дают телефон или планшет ребенку, не задумываясь о том, что они сами вырабатывают у своего чада зависимость от игр и интернета. Мне очень печально смотреть на это, так как я осознаю, что у современных мам совсем нет времени на своего ребенка, что приведет к тому, что потом у подростка не будет времени на что-то другое.

Запреты:
В вопросе воспитания своих детей мы часто сталкиваемся с тем, что приходится что-либо запрещать. Родители всегда желают своему чаду только добра, но это не всегда совпадает с желаниями самих детей здесь и сейчас. И компьютерные игры тут вовсе не исключение, а наоборот, я все чаще слышу от своих знакомых и подруг, что дома у них частые скандалы из-за того, что ребенок хочет играть. Смысл запрещать игры ровно такой же, как и смысл запрещать ходить в 15 лет в ночные клубы или еще что похуже.

Время:
Мне кажется, то время, которое ребенок проводит за компьютером, пропорционально зависит не только от его увлеченности, а еще и от дисциплины, которая, в свою очередь, складывается из авторитета родителей и склонности ребенка к подчинению. Дети бывают разные — бывает и такое, что ребенок совершенно не воспринимает мнение родителей и делает все по-своему. А бывает, что родители с раннего детства своим поведением и примером показывают ребенку, что в жизни помимо интернета и игр есть еще много хороших вещей и развлечений. Тогда ребенку просто-напросто становится неинтересен этот мир онлайн. Но если все же ребенок уже играет, то стоит от него требовать дисциплины и выполнения сначала своих обязанностей, как уроки, например, а только потом он сможет использовать свое свободное время в интернете.

Поощрения:
Как можно считать поощрением то, что приводит ребенка к погружению в мир насилия, убийств и брани? Я удивляюсь родителям, которые за успехи в жизни дают ребенку возможность провести время в буйном и бесконтрольном мире. Психологически ребенок будет более зависим от этого. Я, если честно, не очень хорошо отношусь к манипуляциям или шантажу с детьми, а больше верю в уважение к старшим.

Насилие:
Мы все слышали про различные ситуации, когда у подростков «съезжала крыша» от игр и когда они переносили виды взаимодействия и возможностей из игр в реальную жизнь, что иногда заканчивалось и убийствами, и даже самоубийствами. Это печальные реалии нашего времени, и я считаю, что одна из серьезных задач родителей на сегодня — это максимально уберечь ребенка от агрессии в интернете, потому как и в жизни ее вполне бывает достаточно. Дети не всегда сами способны понять, что хорошо, а что плохо. Я лично очень не хотела бы, чтобы игры были настолько доступны, как сейчас, и желаю, чтобы большее количество родителей задумалось о том, что делают их дети, сидя за компьютером или в планшете.

Развитие:
Если мы говорим про компьютерные игры, то многие родители считают, что существуют только развивающие игры или совершенно безобидные. На мой взгляд, имея доступ к компьютеру, ребенок будет естественно больше тянуться не к этим продуктам, а к более популярным играм, в которые играют его друзья — а это уже игры, полные мата, крови, где подростки от отсутствия контроля ведут себя как звери.

А если говорить о физическом развитии, то здесь очевидны многие проблемы, связанные со зрением, осанкой от долгого сидения за компьютером, уже не говоря о том, что дети, которые совсем не занимаются спортом, а тратят все свое свободное время на игры, становятся слабыми и физически неразвитыми. Я не призываю вообще запретить все и сжечь, а лишь только хотела бы обратить внимание других родителей на этот вопрос

Мама за игры

Маме 32 года, сыну — 12. Семья — мама, папа, сын.

Я
Играю в игры давно и с удовольствием. Играю во все – дома «синглы» на PC, ММО – все зависит от настроения. По дороге я играю в мобильные игры. Моей первой ММО была Сфера — очень-очень давно. Потом были Аллоды… С тех пор игры занимают большую часть моей жизни.

Возраст:
Сейчас очень много развивающих игр, которые подойдут детям в самом разном возрасте. Например, можно учить цвета и формы с малышами, либо английский с более взрослыми детьми.

Запреты:
Запрещать играть? Нет, конечно! Но нужно объяснить, чем чрезмерное увлечение играми чревато. Нельзя запрещать ребенку быть современным. Достаточно странно, когда окружение ребенка играет в игры (например, школьные друзья), а дома ему играть в игры запрещают.

Время:
Ранее мы ставили ребенку таймер ровно на час, в который он мог играть, а потом час заниматься любым другим занятием. Сейчас это вошло в привычку, и таймер нам не нужен. Ребенок понимает, что время на игры кончилось и нужно заняться более полезными делами. Например, сделать уроки.

Поощрение:
Я против такой практики. Я против запрета на игры, игры должны быть повседневностью, а не поощрением.

Насилие:
Нужно понимать и объяснять ребенку, что все, что происходит в играх, происходит не по-настоящему. Невозможно оградить ребенка от жестоких игр, ведь даже шахматы игра жестокая в каком-то смысле — рано или поздно кто-то проиграет. Несомненно, я стараюсь не показывать сыну игры со скримерами, какие-то ужастики и слешеры. Но, к примеру, ММО, где присутствует соревнование, это нормально.

Развитие:
Развивающие игры влияют хорошо. Да и любые другие. Развивается внимательность, мелкая моторика, дети начинают играть в английские тайтлы и им проще в игровой форме выучить язык. Например, мой сын, вдохновившись небольшим инди-проектом, начал изучать 3D и пробует ваять простенькие фигурки в zbrush.

Как видите, у разных родителей мнение о том, нужно ли защищать детей от игр, может быть прямо противоположным. Тем не менее, подведем итог.

Компьютерные игры сегодня становятся все более популярными, и невозможно отрицать факт, что количество игроков разного пола и возраста неуклонно растет.

Иногда бывает трудно принять что-то новое, непонятное и одновременно противоречивое, а особенно, если это касается детей. Точно так же предыдущее поколение ворчало о том, что дети проводят много времени за телевизором. Мир развивается, технологии все больше занимают нашу повседневную жизнь и игры — не исключение. Сталкиваясь с такими вопросами внутри своей семьи и со своими детьми, стоит не забывать про то, что сегодня важной задачей для родителя является помочь своему ребенку сориентироваться не только в жизни, но и в интернет-пространстве и увлечениях.

www.gamexp.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о