Почему не слушаются дети – ? 5 — 5 .

Содержание

Непослушные дети. Почему ребенок не слушается родителей?

Нередко в семье можно увидеть следующую картину – родители доведены до отчаяния, они орут, кричат, приказывают своему чаду сделать что-то, а оно совершенно не реагирует на их крики. Почему ребенок не слушается родителей? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся разобраться с причинами детского непослушания.

Нужно ли, чтобы дети полностью подчинялись родителям?

Уважаемые родители, если дети не исполняют ваши просьбы (приказы, инструкции), то вам некого винить в создавшейся ситуации, в этом виноваты исключительно вы сами. Что-то вы делаете неправильно. Стоит попытаться узнать, что именно.

Подумайте, может, вы слишком много требуете от своего чада? Еще с детства хорошо запомнилась фраза: «Послушными и овечки бывают». Может, не стоит делать из ребенка «послушную овечку»?

Ситуация, когда дети в некоторых семьях буквально «выдрессированы» и вскакивают с места даже по первому взгляду, не то, что слову родителей, тоже имеет неблагоприятное развитие в дальнейшем. Слишком послушные ребятишки поначалу вызывают умиление, даже зависть у некоторых – «какие молодцы, а моему-то балбесу десять раз повторить нужно».

Но когда-то эту дети вырастут и уже во взрослом возрасте начнут охотно подчиняться другому более сильному, напористому и авторитетному лидеру. А тот вполне может оказаться мерзавцем, даже преступником. Таким как раз и нужны послушные исполнители.

Уважаемые родители, хорошо подумайте, стоит ли делать из собственного чада «смирную овцу», которая даже не сможет отстоять свое мнение перед кем-то более наглым и дать отпор проходимцу.

Кто в доме главный? Ребенок или родители

Нередко встречается и обратная ситуация. Ребенка родители с самого раннего возраста буквально посадили себе на голову и носятся с ним, как с писаной торбой. «Ой, не тревожьте Сереженьку, он такой нервный».

Как и следует ожидать, Сереженька скоро вырастет в этакого «домашнего тирана», которого невозможно будет заставить сделать что-то помимо его воли. Более того, чадо само будет приказывать родителям, а те начнут выполнять все прихоти дитяти, иначе это будет чревато чем-то невообразимым.

Уважаемые родители, с самых малых лет ребенку важно дать почувствовать, кто в доме старший, а, следовательно, главный. Если вы не будете иметь авторитета в глазах своего чада, то оно станет игнорировать ваши просьбы. Тут уже не помогут крики и приказания.

А уж если ребенок осознает, что главный в доме – это он сам, то тут вам мало не покажется. Он сам начнет решать, когда вам идти в гости, когда в кино, иначе в ответ вы получите бурную и продолжительную истерику.

Как и среди взрослых, так и в окружении детей авторитет и любовь нужно заслужить. Не надавить, не запугать, а именно заслужить, тогда все ваши просьбы малыш будет охотно исполнять, так как его попросил самый любимый и уважаемый человек.

Ребенок отлично замечает все несовершенства родителей. Глупо, например, требовать от него выполнять утреннюю зарядку, если вы сами ее не делаете. Или просить убрать игрушки, если у вас самих в шкафу беспорядок. Все необходимо показывать детям на собственном примере. К примеру, так: «Давай сделаем уборку, я вымою полы, а ты перед этим уложишь все разбросанные игрушки и книжки на свои места».

При этом очень важны доверительные отношения между вами и вашими детьми. Помните, никакой агрессии и раздражения в ваших словах или в вашем тоне быть не должно.

Однако многие родители ошибочно воспринимают это заявление и начинают буквально сюсюкать с малышом. Знайте, что слишком мягкое отношение тоже не всегда проходит.

Кто сказал, что на детей нельзя иногда прикрикнуть? Однако сделать это нужно так, чтобы они поняли, что вы на самом деле настроены не агрессивно, не раздражены и не собираетесь их обижать. А наказать по справедливости можете.

Потом, когда ваша просьба или требование будут выполнены, очень важно поощрить малыша, но ни в коем случае не шоколадкой или чем-то материальным, он ведь не дрессированная собачка. Лучше просто обнимите его и скажите, что он самый лучший.

Видео почему дети не слушаются родителей

Чего нельзя делать при воспитании детей?

Разумеется, и это не обсуждается – ребенка нельзя бить! Никогда, ни в коем случае нельзя делать этого. Помните, что это не он доводит вас до приступа агрессии, а вы сами себя доводите. И срывать свое раздражение таким образом недопустимо.

К сожалению, сегодня нередко можно увидеть картину, когда мать, а хуже того, отец, поднимают руку на ребенка, оправдывая свое возмутительное поведение тем, что якобы он их не слушает. Правильно, зачем ему слушать таких монстров, которым самим нужен психиатр?

Всегда следует помнить, что ребенок слабее вас и физически, и духовно. И издеваться над ним непозволительно, в том числе морально.

Моральным издевательством можно считать игнорирование малыша за то, что он вас не слушается, заявления о том, что вы его не любите, а также откровенный шантаж. «Если ты сейчас же не оденешься, я буду любить только Катю, а ты мне не нужен».

Сравнение с другими детьми тоже можно причислить к моральному давлению на ребенка. «Вот соседский Славик такой послушный, хороший, а ты – нет». Это сродни заявлению, что вы хотите, чтобы вашим сыном стал этот Славик, а собственный ребенок вам не нужен, потому что он непослушный.

Согласитесь, если вы хотите, чтобы ребенок выполнял ваши просьбы, то глупо сыпать такими непродуманными и вредными фразами. Это может иметь обратный эффект, например, ваше чадо может ответить: «Вот и попроси Славика». При этом вы надолго можете испортить отношения с ребенком.

Уважаемые родители, перед тем, как попросить ребенка о чем-то, подумайте, нужно ли это на самом деле. Не дергайте малыша без причины, а то он просто перестанет воспринимать ваши приказания. «Не бегай», «не кричи», «не лезь туда», «ешь», «иди», «стой» — как часто такие команды вылетают из уст взрослых, которые иногда произносят их, даже не осознавая, нужно ли лишний раз их воспроизводить.

А если ребенку будет грозить реальная опасность, например, на улице? Тогда ваш крик «стой» может спасти очень многое. Поэтому лучше не сыпать бездумными командами направо и налево, чтобы ребенок перестал обращать на них внимание. Лучше приучить малыша, что иногда бывают непредвиденные ситуации, и он должен правильно реагировать на ваше резкое приказание.

Уважаемые мамы и папы, когда вы сетуете на непослушание своих детей, следует вспомнить, какими вы сами были в детстве. Вспоминайте чаще, и тогда все у вас получится. Удачи!

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

vse-pro-detstvo.ru

Почему ребенок не слушается?

Непослушание – это такое поведение ребёнка, когда он становится неуправляемым, все делает наоборот, капризничает, спорит по любому поводу и упрямится. Почти любая просьба или обращение к ребёнку приводит к скандалу.
Родители, пытаясь управлять ситуацией, прибегают к наказаниям, а это, в свою очередь, приводит к обидам, потере доверия и еще большему дистанцированию ребёнка.

Пожалуйста, поделитесь этой статьей с друзьями!

Возникает замкнутый круг: родитель кричит и наказывает ребёнка, а он все реже слышит, что ему говорят, и уже не понимает спокойную речь, а позже начинает обманывать и изворачиваться.

Почему ребёнок не слушается

Родители часто спрашивают меня, как детского и семейного психолога: «Ребёнок не слышит, что я ему говорю», «С ним невозможно договориться», «Мой ребенок не слушается. Что делать?»

Чтобы разобраться с этим, нам нужно ответить на вопросы: Почему ребенок не слушается? Что он хочет вам этим сказать, чего добиться? Какие есть причины непослушания ребёнка? И как правильно реагировать в каждом конкретном случае?

В этой статье мы подробно и с примерами разберем 5 самых распространённых причин почему ребенок не слушается и что мудрый родитель может сделать в каждом конкретном случае, чтобы наладить с ним отношения.

Оглавление:

  1. Причина непослушания №1
  2. Причина непослушания №2
  3. Причина непослушания №3
  4. Причина непослушания №4

Причина непослушания №1: нереалистичные ожидания взрослых без учёта его возрастных особенностей

Пример нереалистичных ожиданий 1

Вы считаете, что ребёнок должен сидеть (стоять) смирно, тихо ждать и молчать. А ему это сложно в его возрасте. Ему хочется двигаться, исследовать мир вокруг себя и делиться своими открытиями. Его неспособность «тихо сидеть и ждать» вы воспринимаете как непослушание. А на самом деле – он просто пока ещё не может и не умеет по-другому в этом возрасте.

Что делать в этом случае:

− Чем-то его увлечь, почитать.
− Посмотреть картинки в книге/журнале, рассказать историю.
− Походить вместе и посмотреть, что висит на стенах.
− Посчитать предметы вокруг или поиграть, кто больше увидит предметов определенного цвета.
− «Оживить» кисть своей руки и поговорить с ребенком от ее имени.
− Порисовать для него его в блокноте и дать ему порисовать.
− Вместе с ним походить туда, куда ему интересно.
− Предложить поиграть в мышек, которые тихо себя ведут.

Пример нереалистичных ожиданий 2

Вам кажется, что ребёнок должен понимать, что мама занята важным делом и её не нужно трогать. А ребёнок всё равно просит с ним поиграть или задаёт кучу вопросов, отвлекая вас. Это происходит потому, что в этом возрасте он не способен долгое время играть и заниматься самостоятельно, без вас. 

Ребёнку сложно контролировать себя и удерживаться от того, чтобы к вам не подходить, он пока еще не может выполнить это в силу своего возраста. Поэтому он и подходит к вам снова и снова. А вас это раздражает и вы думаете, что ребёнок не слушается.

Вы считаете, что ребёнок должен сидеть (стоять) смирно, тихо ждать и молчать. А ему это сложно в его возрасте. Ему хочется двигаться, исследовать мир вокруг себя и делиться своими открытиями.

Что делать, чтобы договориться с ребёнком:

− Дать ему какое-то задание, которое он может делать рядом с вами.
− Попросить вас удивить и построить высокую башню, красивый дом.
− Привлечь к тому, что вы делаете, чтобы он вам помогал.
− Включить ребёнку аудиосказки.
− Начать играть вместе и дать задание что-то достроить или придумать.
− Начать рисовать вместе и попросить нарисовать вам что-то и показать и т.д.

Пример нереалистичных ожиданий 3

Вы выключаете мультики, а ребёнок начинает горько плакать. Вам кажется, что он не должен так реагировать: «Мы же договаривались с тобой». А ему сложно справиться со своим расстройством. Его реакция недовольства вполне естественна. Дети до определенного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Это не значит, что вы должны «идти на поводу»  и снова включить мультики. Но и ругать, стыдить, а тем более наказывать ребёнка за его реакцию и бурное проявление чувств – не нужно.

Что делать, чтобы успокоить ребенка:

− Заранее договоритесь с ним, сколько мультфильмов можно будет посмотреть.
− Заранее предупредите, что это будет последний мультик.
− Проявите сочувствие: «Я понимаю, ты расстроился, тебе хочется смотреть еще».

− Переключите внимание: «Давай мы с тобой…».
− Не заряжайтесь негативными эмоциями от ребёнка, сохраняйте спокойствие: «Когда ты закончишь плакать, приходи и мы с тобой поиграем вместе».
− Дайте ребёнку возможность выразить своё недовольство. Главное, чтобы его недовольство не приводило к тому, что вы снова включаете мультики.

Все приведённые выше примеры – это не детское непослушание, а возрастные особенности ребёнка. Задача мамы – чтобы ваш ребенок слушался, научитесь лучше понимать его, найдите информацию про возрастные особенности каждого периода детства и чаще задавать себе вопрос: «А умеет ли мой ребёнок делать то, что я от него хочу?».

Если ребенку что-то нельзя, обязательно объясняйте почему. Не жалейте времени на объяснения. Чаще договаривайтесь с ним, идите навстречу там, где это возможно, помогайте в том, что у него пока получается.

Отказывайте мягко и доброжелательно. А там, где можно – предлагайте ему альтернативу.

Сочувствуйте ребёнку, принимайте его чувства, приласкайте, успокойте, переключите его внимание на что-то другое.

Причина непослушания №2: желание показать свое «Я», самоутвердиться, почувствовать себя значимым

– Я хочу чувствовать себя значимым и ВАЖНЫМ!

Вторая причина  непослушания – это  желание ребёнка показать родителям, какой он  значимый и важный, показать своё «Я» и проявить «Личную силу».

Вот как можно озвучить эту потребность малыша:
– Я хочу чувствовать, что могу на что-то ВЛИЯТЬ.
– Мне важно иметь какой-то КОНТРОЛЬ над тем, что происходит.
– Я хочу чувствовать себя значимым и ВАЖНЫМ.

Ребёнок всё детство должен слушаться и делать то, что ему говорят. А взрослые его постоянно корректируют, поправляют, критикуют, требуют, воспитывают и учат. При этом у него есть своя воля, свой характер, желания, свои мысли и чувства.

Если в жизни ребёнка нет или очень мало места для проявления воли – он начинает испытывать дефицит «Личной Силы». При этом он перестаёт слушаться родителей, начинает спорить и упрямится, чтобы показать, что он тоже личность и что он может на что-то влиять.

Как дать ребёнку «Личную Силу»: 12 советов родителям

Чтобы помочь ребёнку быть послушным, позвольте ему с помощью нижеперечисленных советов почувствовать свою «Личную Силу». Тогда ему не потребуется постоянно самоутверждаться и спорить по каждому поводу и упрямиться.

  1. Позволяйте ему самому принимать решения, где это возможно и безопасно.
  2. Предлагайте ему выбор, чтобы ребёнок чувствовал, что сам принял решение.
  3. Почаще спрашивайте его мнение о разных вещах и внимательно слушайте, что он отвечает.
  4. Советуйтесь с ребёнком по поводу домашних дел и семейных планов.
  5. Если он с чем-то не согласен – не давите на него авторитетом, а обсудите это: спросите его мнение и объясните свою точку зрения, предложите варианты решения.
  6. Просите ребёнка помочь в том, в чём вы не очень хорошо разбираетесь.
  7. Привлекайте к помощи по дому и хвалите за вклад в семейные дела.
  8. Поддерживайте его начинания.
  9. Поощряйте самостоятельность.
  10. Относитесь с уважением к тому, что думает и говорит ребёнок, даже если вы с ним не согласны.
  11. Начиная с возраста 7-8 лет, уважайте его личное пространство – стучитесь перед тем, как войти в его комнату.
  12. Говорите ребёнку: «Ты сможешь», «У тебя получится», «Ты это умеешь», «Я в тебе верю» и т.д.

Такое отношение со стороны родителей показывает их мудрость и помогает ребёнку почувствовать, что он значимый и важный и может влиять на обстоятельства, что у него есть право голоса и его уважают.

Чувствуя Личную Силу, у ребёнка пропадает необходимость самоутверждаться, спорить и упрямится по любому поводу. Он становится послушным и покладистым, а вы – спокойным и счастливым родителем.

Причина непослушания №3: нехватка внимания взрослых, которые ему дороги

Помните о тактильном контакте с ребёнком: чаще обнимайте его, берите на руки (малышей), гладьте по голове, кладите руку на плечо, дотрагивайтесь легонько

Если ребёнок НЕ получает достаточно внимания от родителей, он, скорее всего, будет «плохо» себя вести, чтобы его получить.

Например:

Стоит малышу забраться на стол с ногами, и вы сразу же обратите на него внимание и поругаете. Не так ли? Он об этом  хорошо знает и сознательно лезет на стол, чтобы получить то, чего ему от вас так не хватает – внимание!

Дети специально шумят, перебивают взрослых, лезут туда, куда им нельзя, берут то, что брать запрещено, толкаются, ноют и капризничают. Чего только не делают, чтобы обратить на себя внимание взрослых.

Вот что нужно делать, чтобы ребёнок перестал привлекать внимание своим «плохим» поведением

1. Уделяйте малышу достаточно времени через совместные игры, занятия и общение на темы, которые ему интересны.

Откладывайте ненадолго дела в сторону и проводите время с ребёнком, не отвлекаясь на телефон, компьютер или домашнее хозяйство. Даже 15-30 минут в день такого внимания благотворно повлияют на его поведение и на ваши с ним отношения.

2. Говорите ребёнку добрые и ласковые слова в течение дня просто так: «Моё солнышко», «Моя радость», «Заинька», «Мой хороший», «Как мне нравится с тобой играть», «Я по тебе скучала», «Ты у меня умница». Таких ласковых слов могут быть сотни вариаций.

Каждому приятно, когда с ним говорят ласково. И это касается не только малышей, но и детей школьного возраста. Возможно, вам непривычно говорить такие слова своему ребёнку. Но, пожалуйста, начинайте, и со временем это будет для вас все проще и проще.

3. Замечайте хорошее поведение ребёнка – говорите ему вслух про его успехи и старания. Это важно делать потому, что родители часто обращают внимание на плохое поведение, а хорошее попросту не замечают, принимают его как само собой разумеющееся или радуются «в глубине души». Таким образом ребёнок привыкает: «Меня замечают только тогда, когда я безобразничаю или когда что-то делаю не так. Какой смысл вести себя хорошо, когда это никто не замечает?»

4. Также помните о тактильном контакте с ребёнком: чаще обнимайте его, берите на руки (малышей), гладьте по голове, кладите руку на плечо, дотрагивайтесь легонько. Дети будут «считывать» эти сигналы и чувствовать ваше внимание к себе.

5. Если ребёнок пришёл что-то спросить или что-то показать – отложите свои занятия на одну минуту и уделите ему полное внимание. Иногда детям нужно совсем немного, чтобы “напитаться” вашим участием и вниманием и пойти дальше играть.

Всё это, казалось бы, мелочи, но для ребёнка они имеют большое значение. Он чувствует: меня замечают, на меня обращают внимание, со мной всё в порядке, меня любят, меня принимают.

Причина непослушания №4: физиологические потребности ребёнка


Когда он не слушается и «плохо» себя ведет, подумайте, не беспокоит ли его что-то? Возможно, дело в элементарном физическом дискомфорте: голоде, жажде, недомогании, усталости, о которых ребенок просто не может вам сказать.

Ребенок может «плохо» себя вести, капризничать и упрямиться из-за того, что он:

  • Не выспался и очень устал.
  • Перевозбудился.
  • Ему нездоровится и он заболевает.
  • У него что-то болит.
  • Проголодался.
  • Хочет пить.
  • Ему жарко или холодно.

Это настолько понятно, что даже странно об этом писать.

Но помните, что маленькие дети часто не могут рассказать о том, что их беспокоит и родителям приходится об этом лишь догадываться.

Будьте внимательны к вашему ребенку. Когда он не слушается и «плохо» себя ведет, подумайте, не беспокоит ли его что-то? Возможно, дело совсем не в психологии, а в элементарном физическом дискомфорте: голоде, жажде, недомогании, усталости, о которых ребенок просто не может вам сказать.

Задайте себе эти вопросы: Он выспался? Он сыт? Он достаточно пил? У него ничего не болит? Он не утомился? Ему ничего не натирает, не давит, не мешает?

Все эти физиологические причины могут сильно влиять на настроение и состояние вашего ребёнка.

P.S. Напишите, пожалуйста, в комментариях, какую из этих рекомендаций вы будете практиковать следующие семь дней.

Продолжение следует…

Читайте также

ipsyholog.ru

Почему не слушаются дети: причины и рекомендации

Каждый родитель задается вопросом о непослушании детей, о том, почему ребенок игнорирует просьбы родителей. Ребенок не разделяет родительские приоритеты и не понимает, почему данное родителями задание настолько важно, что нужно отложить игру или другое занятие малыша. Игры для маленьких детей – это ведущий вид деятельности, поэтому взрослые должны учесть интересы малыша и аккуратно, мудро переключить ребенка на другие виды активности. Для начала, вам необходимо поинтересоваться, что именно сейчас хочет делать ребенок, а также проявить интерес к занятиям малыша. Далее нужно предупредить ребенка о вашей просьбе и указать временные ограничения. К примеру, вы просите ребенка сходить в душ и если получаете отказ, нужно спросить, сколько времени ребенку нужно для того, чтобы он окончил свою игру. Как только компромисс достигнут – закрепляйте согласие символическими рукопожатиями «как у взрослых».

Приучайте ребенка вас слушать

Чаще всего родители не идут с ребенком на «сделку», а если ребенок не выполняет просьбу сразу, родители повышают голос. Обратите внимание, что ребенок в первый год своей жизни хорошо различает интонации и испытывает границу дозволенного. Поэтому когда ребенок становится старше, у него формируются ложные представления о том, что игнорирование обращенных к нему слов возможно. Данная проблема касается исключительно взрослых, ведь мама и папа должны «закрепить» авторитет в глазах ребенка с первых лет жизни малыша. Во многих семьях малыш не обращает внимания на просьбы, даже если они звучат несколько раз подряд – это говорит о том, что вы сами того не желая успели приучить чадо к тому, что ему дозволено не реагировать на слова, если только не повышается голос.

В такой ситуации не стоит угрожать и кричать на малыша через несколько комнат – необходимо подойти к нему, узнать, чем он занят и не нужна ли ему помощь. Обязательно устанавливайте зрительный контакт и только после этого расскажите малышу, что именно ему нужно сделать. Ребенку необходимо понимать, что вы сказали о задании для него серьезно и повторять больше не будете. Убедите малыша, что поставленные вами сроки на выполнение задачи обязательные и их нужно придерживаться.

Переключение внимания малыша находится в лобном участке коры головного мозга, поэтому всегда, когда родители требуют выполнять те или иные указания, ребенок находится перед выбором. Только тогда, когда ребенка решит, что непослушание недопустимо и нужно отложить все свои дела, выполнить просьбу, тогда контакт налаживается. Таким образом, у ребенка формируется умение к принятию сознательных самостоятельных решений и усиливается самодисциплина. Подобный совет может сработать только в том случае, если малыш желает делать такой выбор, но заставлять его с помощью угроз или повышения голоса не нужно – это не поможет в любом случае. Таким образом, ваша задача состоит в том, чтобы разъяснить малышу полезные ему практические значения в правильности выбора.

Причины непослушания и советы родителям

Многие дети ощущают то, что словами выразить не могут – а именно ребенок остается «неуслышанным». Ни один взрослый не сможет заставить малыша прислушиваться и выполнять требуемую работу без напоминаний, если только родители не желают сломить желание решать самостоятельно. Вам необходимо поддерживать желание сотрудничать малыша с вами. Часто бывает, что ребенок готов предоставлять право решения за взрослыми, но только в том случае, если родители прислушиваются к интересам малыша. Нет исключений, что конкретные ситуации могут быть решены по-разному – с учетом интересов ребенка и без них, и, если каждая ваша просьба будет рассмотрена взрослым и малышом, тогда вы без повышения голоса и угроз выйдете победителем и установите авторитет.

Часто бывает, что ребенок ощущает себя одиноким – без связи с мамой и папой, что может случиться только в том случае, если родители предпочитают отдыхать отдельно от ребенка и практически не общаются с ним или просто не хватает времени для общения. Таким образом, ребенок почти не получает родительского тепла и будет слышать от мамы с папой ряд указаний – сделай то, принеси то, ты наказан за непослушание. Для ребенка в любом возрасте самым главным остается любовь и эмпатийность отношений, но никак не требовательность и жестокость. Каждый малыш имеет точно такую же особенность, как и взрослый человек. Под данными словами подразумевается усиленный контроль, что может вызвать нотки сопротивления и последствия тогда необратимы. Последствий может быть множество и все разные – тут все зависит от характера и предыдущих методов в воспитании.

Ваш малыш не должен терять уверенности в том, что его мама и папа на его стороне и родители всегда прислушиваются к его мнению и пожеланиям. Всегда нужно помнить, что перед вами маленький человек, который нуждается в воспитании, а не об обычном или даже жестком контроле. Вам нужно самим научиться находить компромиссы, идти на уступку, кооперировать каждую свою последующую работу и действие – таким образом, ребенок будет учиться на вашем же примере.

Ситуации, в которых ребенок не понимает запрета, не должен выходить из-под вашего контроля – скорее всего (если малыш находится в сознательном возрасте) он не понимает, почему нужно поступить так, а не иначе. Введите в свой стиль воспитания объяснение запретов, усадите ребенка перед собой и расскажите, почему данная ситуация должна быть сделана именно так. В следующий раз ребенок будет помнить, как правильно поступить чтобы не просто его не поругали, а, чтобы это принесло пользу. Если данной проблемы вы коснулись с детьми, младше 4 лет, попробуйте объяснять в игровой форме или даже в виде сказок, где есть хороший и плохой герой. Любой ребенок отвергнет жестокость и наказание будет воспринимать с агрессией. Вы должны сохранять спокойствие в любой ситуации, даже если это противоречит вашим внутренним желанием. Для детей более старшего возраста необходимо, чтобы все наказания и отказы родителей происходили не при его друзьях или учителях, воспитателях, так как некоторые дети после «нравоучений» перед сверстниками замыкаются от родителей и больше не воспринимают родителей как опору.

Ребенку важно понимать, что он становится старше и может быть полностью ответственным за то дело, которое поручили родители. Когда ребенок борется за ответственные дела, порученные родителями, он полностью осознает цену ошибок и может относиться действительно со всей ответственностью. В это время формируется обязательное для взрослых чувство – ребенок будет продумывать, сосредоточится на данном деле, а далее может даже перепроверить, все ли правильно он сделал. Если родители спокойно поручили важное ответственное дело, малыш самостоятельно поймет, что после проделанной работы нужно маме и папе доложить «как все прошло».

Делаем акцент на том, что какое бы новое правило вы не ввели, что бы вы не начали менять, ребенок начнет слушаться и слышать вас только если будет ощущать вашу любовь. Поэтому не стоит забывать об объятьях, поцелуях и теплу, которое так необходимо каждому малышу. Если вы будете хвалить и ценить ребенка, тогда он будет чувствовать вашу поддержку во время воспитания и в будущем станет надежной опорой для своих родителей.

Видео

pro-detey.com

Ребенок не слушается — что делать?

Люди более старшего поколения начинают учить тому, как воспитать ребенка, если он не слушается, и делятся своим опытом. Молодые родители от подобных советов, а может, и осуждений, на самом деле подсознательно пытаются переложить свои проблемы на плечи других. Все эти меры обычно тоже не дают ожидаемых результатов в виде послушного ребенка. А с чего же начать?

Основные факторы, влияющие на поведение ребенка

Подходя к решению проблем воспитания непослушных детей, психологи рекомендуют не смотреть на проблему только с одной стороны, а изучать ее в контексте образа жизни ребенка, его окружающей среды. Это позволяет выявить индивидуальные особенности каждого малыша и комплексно подойти к проблемам родителей.

Для того чтобы понять, что делать, если дети не слушаются родителей, нужно учесть или исключить те факторы, которые могут повлиять на особенности поведения детей:

  1. Наличие заболеваний у ребенка. Некоторые хронические формы болезней могут влиять на общее состояние детей, вызывая обеспокоенность и раздражение в поведении, что приводит к непослушанию.
  2. Склонность к частым простудам. Слабый детский организм, не способный сопротивляться вирусам и инфекциям, расшатывает еще не сформированную до конца нервную систему ребенка. Это приводит к снижению хорошего настроения у детей, повышению уровня невнимательности и раздражительности.
  3. Отсутствие режима питания и сна. Для детей важно выстроить систему приемов пищи, так как это одна из базовых потребностей человека. Если режима нет, то поведение ребенка неорганизованно. Отсутствие правильной смены процессов сна и бодрствования приводит к отсутствию простейших правил образа жизни у ребенка и нарушению распорядка дня.
  4. Несформированность причинно-следственных связей. В норме данный механизм мышления формируется не раньше 7 лет. Поэтому родителям важно помнить, что до этого возраста ребенок не может довериться только вашим словам и опыту. Дети должны сами методом проб и ошибок научиться понимать, например, что брать чужое — это плохо.

Обращая внимание на факторы, которые могут повлиять на поведение именно вашего ребенка, можно воспользоваться общими рекомендациями специалистов.

Что делать, если ребенок не слушается? Это проблема родителей, и только они самостоятельно или с помощью детского психолога должны найти пути ее решения.

Как вести себя, если ребенок не слушается

Психологи как на Западе, так и в России сходятся во мнении, что в первую очередь нужно обратить внимание на потребности самого ребенка и на то, что подобным поведением он хочет показать. Чаще всего это попытка детей что-то отстоять или чего-то добиться.

Рассмотрим пример:

Мама трехлетнего мальчика на снежной горке сажает малыша в санки и толкает его. Ребенок с радостью съезжает с нее и не сталкивается с препятствиями. Увидев горку побольше, мальчик просится у мамы прокатиться на ней, а мама говорит «нельзя». Когда ребенок пытается сам добраться до заветной цели, мама начинает криком запрещать ребенку идти на неположенную, по ее мнению, горку. Взяв ребенка за руку, мама вновь сажает малыша в санки и спускает с маленькой горки. Так и не получив желаемое, мальчик начинает плакать и истерическим криком требовать то, что он хочет. Все заканчивается тем, что мама уводит ребенка с горок домой.

Что стоило в такой ситуации делать маме, и чего хотел ребенок на самом деле?

Если дети не слушаются родителей, значит, что-то ОНИ делают не так. Основная задача понять — кто в таком случае ОНИ: дети или родители. На рассмотренном нами примере психологи рекомендуют не использовать взрослым при разговоре с ребенком любого возраста таких слов, как: «запрещаю», «нельзя», «стоп», «опасно» без объяснения. Наша мама запретила трехлетнему малышу кататься на более высокой горке, конечно, из-за желания уберечь ребенка от травм, которые он может получить, если не справится с управлением санок, но ребенку она о своих опасениях ничего не сказала.

До того, как поставить запрет, маме стоило сказать так: «Та горка для детей постарше. Видишь вон того мальчика или девочку, они уже сами могут везти свои санки и кататься на них. Когда ты научишься так же, то сможешь прокатиться на той горке. А пока это может закончиться тем, что ты упадешь, и тебе будет больно. Давай попробуешь на этой маленькой горке сам прокатиться сегодня».

При таком разговоре у ребенка нет времени, чтобы расстроится и начать плакать. Он интуитивно чувствует мамину заботу. Значит, в первую очередь важно вовремя поговорить с ребенком и объяснить причину запрета доступным для понимания ребенка образом.

Во вторую очередь, стоит повернуть ситуацию так, чтобы у ребенка возник новый интерес. В данном случае это приобретение навыков самостоятельного катания на санках. Дети с трех лет уже стремятся подражать не только взрослым, но и более старшим детям.

Если ребенок не слушается и после этого, значит, ваших слов было недостаточно. Мама еще может предложить в нашей ситуации прокатиться на большой горке вместе с ребенком. Это уже будет компромисс, который поспособствует мирному разрешению возникшей ситуации.

Важно помнить, что каждый раз, когда вы чувствуете, что ребенок будет настаивать на своем, всегда перед запретными словами стоит постараться переключить его на другую интересную ему задачу методом игры. Именно игровая деятельность с 2 и до 10 лет является ведущей для детей. Через игру ребенок познает мир и свою окружающую среду. До 2 лет — это период познания предметов и вещей через рот и руки.

Если ребенок не слушается в 2 года, то важно не запретить, а дать возможность получить индивидуальный опыт. Если огонь — это горячо, то прислоните пальчик малыша к теплой чашке и спросите его: «Горячо?» Ребенок согласится с вами, и вы дополните, что огонь — это еще горячее. После такого опыта ребенок не будет тянуть руки к огню, помня, что это будет горячее, чем чашка.

Дети не станут непослушными, если в их воспитании будет больше обучения, чем свободы действий. Некоторые психологи считают иначе и руководствуются принципом, что с ребенком можно всегда договориться. Но не стоит на это надеяться. Некоторые дети не хотят договариваться, пока не получат свое.

Задача родителей совместными усилиями приходить к достижению целей, желаний и потребностей ребенка, минимизировав запретные слова в речи. Их употребление возможно только в экстренных случаях. Например, говорить «стоп, не беги» нужно, когда впереди яма и нет возможности иначе уберечь ребенка.

Советы психолога: если ребенок не слушается

Кого и когда должен слушать ребенок, пока он растет? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если до 2 лет он должен был слушать маму и папу, то после в жизни ребенка появляются и другие взрослые, которые могут что-то запрещать. Если ребенок не слушается в 3 года, то стоит родителям подумать о создании правил поведения дома, на улице и в общественных местах. В этот возрастной период ребенок постепенно осваивает такие понятия, как «можно» и «нельзя», доверяя взрослому. Также в этот период формируется чувство стыда, которое способствует закреплению этих понятий в поведении ребенка

До 3 лет лучше исключить из воспитания такие понятия, как «плохо сделал». Ребенок, например, дергая маму за волосы, еще не способен понять, что от этого становится больно маме. В таких случаях нужен метод подражания, когда мама показывает на ребенке, что тому тоже станет больно, если его потянуть за волосы.

Часто с 2-3 лет дети идут в сад, и родители сталкиваются с проблемой непослушания там. Если ребенок не слушается воспитателя, а дома слушается, значит, воспитатель не смог еще завоевать доверие ребенка. В таком случае родителям нужно поговорить с персоналом садика и попытаться совместными решениями и действиями добиться послушания.

После трехлетнего возраста круг людей, которых должен слушать ребенок, расширился, но настал период, когда ребенок начинает сам решать, кого стоит слушаться обязательно, а кого нет. Если ребенок не слушается маму, то стоит разобраться почему. Возможно, в семье сложились неправильные традиции, когда наказывает, например, только папа. В связи с этим ребенок перестает слушаться маму, и весь процесс воспитания теряет свою эффективность.

Если ребенок не слушается в 4 года, важно в семье правильно распределить роли. Всегда у ребенка должен быть хотя бы один взрослый:

  1. Которому он доверяет.
  2. С которым можно вдоволь поиграть.
  3. Который будет баловать.
  4. Который будет учить.

В дошкольном возрасте дети порой сами находят среди своего окружения таких взрослых. Основной механизм воздействия ребенка на взрослого в этом возрасте переходит от открытых методов манипуляции к скрытым. Если ребенок не слушается в 5 лет, значит, что-то родителями в воспитании уже упущено. Стоит обратить внимание на то, что должно было уже сформироваться в семье.

Никогда не поздно вновь обратиться к правилам. Только теперь не в игровой форме, а в виде постоянных выработанных привычек на основе распорядка дня. Ваш ребенок уже должен знать, что такое хорошо, а что такое плохо, а также понимать, что если он не поест, то не пойдет гулять и т.д.

Как воспитать ребенка, если он не слушается в школе

К возрасту 7 лет мышление ребенка уже способно понимать цепочку последовательных действий, когда один поступок влечет за собой реакцию со стороны окружающих его взрослых и детей. В период младшего дошкольного возраста своих детей родители уже могут прибегнуть к системе поощрений и наказаний.

Если ребенок не слушается в 7 лет, достаточно просто лишить его, например, планируемого на выходных похода в цирк в качестве наказания за драку. Важно помнить, что успехи или неудачи в школьном обучении не должны наказываться. Здесь ребенку потребуется помощь и ваше активное участие.

Если же ребенок поступил правильно или совершил хороший поступок, то родители должны это поощрять. Тогда процесс воспитания будет выстроен так, что не потребуется решать вопрос, что делать, если ребенок не слушается.

Основные ошибки взрослых при непослушании детей младшего школьного возраста

Рассмотрев важность системы поощрения и наказания, стоит особое внимание уделить следующим фактам:

  1. Ребенка нужно наказывать или поощрять сразу после свершившегося действия. Можно отругать или похвалить словами, а затем действиями.
  2. Всегда нужно объяснять ребенку, почему он поступил плохо или хорошо. Важно помнить, что соотношение наказаний и поощрений должно быть равным. Нельзя часто только хвалить или только ругать.
  3. Если ребенок начинает врать, чтобы избежать наказания, то необходимо вызвать еще у ребенка чувство стыда. Если ребенок напрашивается на похвалу, то не стоит заострять свое внимание на этом и поощрять такое поведение.

К возрасту 8-10 лет у ребенка уже формируется своя система ценностей, когда он сам может определять, что делается хорошо, а что плохо. Этот период характеризуется тем, что дети начинают внимательно относиться к поступкам взрослых. Если папа соврал маме, и ребенок это узнал, то он обязательно об этом скажет. Если ребенок не слушается в 8 лет, значит, его учат одному, а видит он совершенно другое.

В таком возрасте главная задача родителей – контролировать свои поступки, которые видит ребенок. Если говорить громко в общественном месте нельзя, то это касается всех членов семьи без исключений.

Важно помнить, что, воспитывая своих детей, мы, взрослые, должны показывать все своим личным примером, тогда наши дети будут слушаться нас!

sunny-town.org

Что делать, если ребенок не слушается

Пять типичных примеров непослушания

Демонстрация опасного поведения. Каждый родитель сталкивается с тем, что ребенок, несмотря на предупреждения, пытается перебежать дорогу, берет в руки острые предметы или совершает иные поступки, угрожающие его здоровью, а порой и жизни. Разумеется, такое поведение вызывает у родителей отрицательные эмоции.

Ребенок поступает так отнюдь не из желания досадить взрослым. Дело в том, что у 3–4-летних детей наряду с высокой активностью и жаждой познания мира недостаточно жизненного опыта, чтобы осознавать всю опасность таких поступков. А значит, ругать их бесполезно: малыши попросту не поймут, в чем именно они провинились и почему, например, нельзя трогать горячие или острые предметы. Но и подробных объяснений ребенок в силу своего возраста еще не понимает. Что же делать?

Психологи советуют использовать какое-либо запрещающее слово, на которое ребенок должен реагировать рефлекторно, моментально прекращая нежелательные действия. Пусть вас не отталкивает мысль о том, что в опасных ситуациях вам придется воздействовать на ребенка при помощи рефлексов. Когда малышу угрожает опасность, нет времени на объяснения: в первую очередь необходимо остановить опасное поведение и предотвратить его возможные последствия.

Таким словесным «тормозом» может стать, например, слово «опасно» или «стоп». Маленький ребенок должен реагировать на него автоматически, а почему именно для него опасно то или иное действие, родители могут ему подробно объяснить в спокойной обстановке. Тогда малыш будет не только правильно реагировать на запрещающее слово, но и постепенно научится понимать, в чем состоит конкретная опасность.

При этом взрослым важно контролировать свои эмоции и не показывать свой испуг, страх или переживания. Бывает, что ребенок сознательно провоцирует взрослых на эмоциональный всплеск, так что не стоит идти у него на поводу. Достаточно спокойно, но твердо сказать: «Перестань, это опасно».

Протест. Как правило, он проявляется у малышей в 3-4 года. Что бы ни говорили ребенку взрослые, о чем бы ни попросили, на все требования и просьбы он реагирует с точностью до наоборот: отказывается одеваться, мыть руки, есть, ложиться спать.

Часто детские протесты сопровождаются криком, слезами, истерикой. Подобное поведение раздражает родителей, и они также срываются на крик. В результате обстановка в семье становится нервной и напряженной.

Если ребенок протестует против родительских требований, проанализируйте их. Требование требованию рознь. Если, например, малыш хочет надеть в садик не синюю рубашку, а красную, – это не принципиальный вопрос: предоставьте ему самому решить, что надевать. Для вас это мелочь, а для него – возможность проявить самостоятельность и почувствовать себя взрослым. Но даже в случае, когда ваша просьба логична, а ребенок поступает наоборот, позвольте ему принять заведомо неверное решение (разумеется, если оно не принесет ему вреда). Пусть он лично убедится, что выбрал неверный путь, ведь отрицательный опыт – это тоже опыт.

Если же протест сопровождается криком и истерикой, родителям нужно вести себя как можно спокойнее, чтобы погасить негативные эмоции ребенка. Обнимите его, успокойте ласковыми словами, переключите его внимание на другой объект. Обычно дети дошкольного возраста переключаются довольно быстро.

Но иногда дети, что называется, работают на публику: устраивают истерики демонстративно в расчете на то, что кто-то из присутствующих их пожалеет и пойдет на уступки. В этом случае лучше оставить ребенка одного, присматривая за ним на расстоянии. Поняв, что «зрителей» нет, он быстро успокоится.

Плохое поведение в общественных местах. Нередко на улице, в магазине, развлекательном комплексе или общественном транспорте можно наблюдать следующую картину: дошкольник бегает, кричит, толкается, мешая окружающим. Те, в свою очередь, выражают недовольство, а родителям приходится краснеть за свое неугомонное чадо.

В этом случае все претензии – к родителям, не научившим ребенка правилам поведения. Но в момент, когда он бегает, кричит, толкается, рассуждать об этом поздно. Прекратить нежелательные действия можно следующим образом. Остановите его и спокойно скажите: «Ты такой большой, а ведешь себя, как маленький». Дети, независимо от возраста, очень хотят поскорее стать взрослыми, поэтому для них это веский аргумент. А затем, когда ребенок успокоится, объясните ему, почему его действия мешают находящимся рядом людям.

Например, громкий разговор в кинотеатре мешает остальным зрителям смотреть фильм, а из-за беготни с мороженым в руках можно испачкать окружающим одежду.

Такие объяснения, пусть даже повторенные неоднократно, постепенно научат ребенка правильному поведению в общественных местах.

Но плохое поведение легче предупредить. Поэтому перед поездкой в общественном транспорте, походом в театр (кинотеатр), музей, на выставку поговорите с ребенком о том, как следует себя вести. Возьмите с него честное слово, что он будет соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах.

Игнорирование родителей. Любую просьбу или замечание взрослых ребенок оставляет без внимания.

Игнорирование родительских требований может происходить по двум причинам: либо ребенок настолько занят собственными мыслями или игрой, что просто не слышит, о чем ему говорят, либо таким образом он демонстрирует протест.

В первом случае нужно просто позвать ребенка по имени, чтобы привлечь его внимание, и повторить свою просьбу.

Во втором случае психологи советуют обратиться к сыну или дочке с вопросом, на который они однозначно ответят. Завязав диалог, можно добиться временного примирения.

В любом случае стоит узнать у своего ребенка о причинах игнорирования с его стороны. В этом помогут беседы: разговаривайте о том, что интересует ребенка, и выясняйте, что его тревожит, почему он так ведет себя с самыми родными людьми.

Требование немедленно удовлетворить просьбу, сопровождающееся истерикой. Обычно этот вид непослушания характерен для малышей, требующих купить понравившуюся игрушку или лакомство. С возрастом такое поведение проходит.

Капризы и истерики малыша с требованием немедленно купить ту или иную вещь легко прекратить отвлечением на другое действие. Например, выйти из магазина и обратить его внимание на окружающие предметы: яркий плакат, птичек на дереве или необычный автомобиль на дороге. Напомним, что малыши быстро переключают внимание на другие объекты и забывают о своем недавнем категоричном требовании.

А вот с детьми постарше нужно договариваться. Спросите ребенка, для чего ему необходима эта вещь, и если его аргументы будут вескими, пообещайте купить ее в подарок к празднику или дню рождения. Но в этом случае непременно выполните свое обещание, чтобы не терять детское доверие.

Ну и конечно же, во всех перечисленных случаях родители должны подавать ребенку личный пример. Бесполезно объяснять ребенку, как нужно вести себя в общественном месте, если мама толкает пассажиров, пробираясь к выходу из автобуса, устраивает скандал в магазине или разговаривает по телефону в кинотеатре.

В целом для того, чтобы свести к минимуму моменты непослушания, необходимо установить с ребенком теплые отношения, основанные на доверии и взаимопонимании.

Даже если вам кажется, что детские проблемы – это и не проблемы вовсе, старайтесь вникнуть в то, что волнует вашего ребенка. То, что вам кажется незначительным или смешным, для него серьезно и важно. Часто причины детского непослушания – это не сиюминутный каприз, а результат недостаточного внимания со стороны взрослых. А значит, чем больше внимания вы будете уделять общению с ребенком, тем меньше у него будет поводов для истерик, протестов и плохого поведения.

Светлана Жаркова

Вы не хотите покупать безделушки для ребенка. Или наоборот, испытываете чувство вины перед ним, что готовы купить в магазине совершенно ненужную вещь… Проверьте, легко ли вам ходить с ребенком за покупками, пройдя тест на портале Я – родитель.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Что делать если ребенок не слушается и плохо себя ведет: советы психологов

ЭтапОписание
Честный самоанализ, цель которого — определить, все ли в порядке в отношенияхЭтот этап требует максимальной честности и откровения с самим собой. Именно от них зависит успех процесса исправления. Никто не узнает ответов, они останутся только в сознании мамы или папы и помогут решить ряд других проблем, кроме непослушания и улучшить отношения. Нужно задать себе следующие вопросы:
  1. 1. Уверен ли ребенок, что любим? Фразы: «Брала тебя с собой последний раз», «Уйди с глаз долой», «Видеть тебя не могу», «Я ухожу, а ты как знаешь», «Сядь в своей комнате и не выходи» — вызывают сомнения в том, что маленького человека любят.
  2. 2. Не чувствует ли он, что разочаровывает родителей и не нужен им, когда «плохой»? Фразы, которые способствуют такому чувству: «Все дети как дети, а ты…», «Что с тобой опять не так?», «Я все для тебя делаю, а ты…».
  3. 3. Не показывают ли родители при ребенке свое отчаяние фразами типа «Я уже не знаю, что с тобой делать», «Я с тобой не справляюсь», «У меня больше нет сил на тебя».
  4. 4. Не переносит ли мама ответственность за отношения на ребенка? Фразы-индикаторы: «Ты любишь меня?», «Почему ты не хочешь меня обнимать?», «Я обиделась, ты неблагодарный».
  5. 5. Есть ли кто-то, кого мать ставит выше? Показатель — фразы в его адрес: «Люди смотрят и думают», «Я чуть со стыда перед всеми не провалилась за тебя».
  6. 6. Подходит ли состояние родителя для того, чтобы воспитывать? «Не истощен ли я?», «Не пугаю ли своей агрессией от постоянной усталости?»
Убедиться, что возраст ребенка соответствует желаемым переменамКак бы ни хотелось уставшей маме, а в 2 года по команде собирать игрушки всякий раз, мыть после себя посуду, есть очень аккуратно малыш не способен. Так же как и заниматься с репетиторами по 5 часов в день в 3-5 лет, когда ему нужно много двигаться и играть. Важно точно быть уверенным, что коррекция поведения не отнимет у ребенка счастливое детство, а, наоборот, поможет ему
Наладить отношения в семьеЕсли ребенок начал вести себя плохо после ссоры, развода, рождения младшего брата или сестры, то ему нужно помочь пережить стресс от этого события
Выявление обстоятельств и дополнительных причин, из-за которых возникает неприемлемое поведение, путем наблюдения и откровенных разговоровЧасто, пытаясь искоренить непослушание и плохие привычки ребенка, родители настолько заняты этой «войной», что совсем не общаются с ребенком о главном — его ощущениях и переживаниях. Может, его обижает воспитатель, сверстники, его за что-то высмеивают — это нужно выяснить обязательно
Определение целиДетей, которые бы полностью соответствовали ожиданиям и желаниям старших, не существует, и это прекрасно — не только дома, но и в жизни малыш должен уметь сказать «нет», отстоять свое мнение, справиться с трудностями. «Удобный» ребенок гарантировано будет исполнителем приказов чужих людей.

Необходимо честно проанализировать поведение. Тогда выяснится, что неправильно, с точки зрения родителя, ребенок ведет себя максимум в 20% случаях, но почему-то большую часть своего внимания родители концентрируют именно на них. Целью нужно выбрать 1-2 действия, которые хотелось бы подкорректировать. Если трудно определить, можно в течение недели записывать все, что «не так», потом проанализировать каждый пункт, честно ответить: действительно ли это отравляет жизнь?

Дальше — представить, что должно быть в результате. Подумать, какие плюсы от этих изменений возможны для родителей и детей. Возможно, если ребенок старше 6 лет, обсудить конечную цель с ним, объяснить, почему нужно исправить это качество, спросить, как бы он хотел ее достичь.

Важно избежать ситуации, в которой ребенок не хочет делать чего-то, потому что не видит в этом смысла.

Необходимо учитывать методы, которые применялись раньше, и результаты или их отсутствие

Поиск точки воздействияНачать необходимо с поиска ответа на вопрос: зачем он это делает? Например, воровство может совершаться, если ребенок:
  • не разбирается в вопросе о собственности;
  • ограничен в чем-то, а ему хочется быть наравне со сверстниками;
  • подкупает сверстников, чтобы дружили с ним;
  • хочет привлечь внимание;
  • хочет помирить родителей, объеденив их усилия в борьбе с воровством;
  • имеет невротический синдром, связанный с тревожностью;
  • чувствует безысходность: кто-то вымогает деньги или он наркозависим;
  • просто очень хочет иметь какую-то вещь, но из-за проблем с общением не умеет попросить о ней так, чтобы просьбы увенчалась положительным результатом.

Очень редко, воруя, дети хотят целенаправленно присвоить чужое. Поэтому объяснять что «чужое брать нельзя» — неправильная и слишком примитивная, поверхностная точка воздействия.

Правильную нужно выявить, анализируя своего ребенка. Важно задать себе вопрос «Зачем?» (не «Почему?»)

Объяснение своей позицииДелать это нужно без гневных выкрикиваний и критики. Вместо оценочных фраз «ты плохой, не прав, виноват» говорить о своих страданиях и переживаниях из-за его поступков «мне обидно, я волнуюсь, мне неприятно». Ни в коем случае не шантажировать «из-за тебя я заболею, я тебя разлюблю».

Очень важно на этом этапе учитывать одну особенность психологии ребенка — его напрочь не интересует будущее. Поэтому тирады о том, как помогут через 10 лет знания и навыки, полученные сегодня, — ни к чему. Лучше стать на его сторону, сказать, что знаете и понимаете, почему он так себя ведет, но это не правильно, и можно иначе.

Наказания за нарушенияРекомендуется использовать технику, представленную выше, для наказания детей после 4 лет: обсуждение правил и наказаний — их визуализация — наказание с обсуждением его справедливости
Помощь в освоении новых навыков и стратегий поведенияПомогут только искренние доверительные разговоры, телесная близость (объятия, взгляды в глаза), личный пример (куда действеннее, чем лекции одновременно с противоположным поведением)
Закрепление новых, «послушных» навыковДостижения ребенка нельзя оставлять без внимания, его нужно хвалить и поощрять позитивной эмоциональной реакцией.

Специалисты не рекомендуют поощрять едой и подарками. Их лучше покупать по возможности в обязательном порядке, а в качестве награды использовать комплименты, восторг и веру в успех ребенка

doctorfeel.net

Что делать, если ребенок не слушается? Непослушный ребенок 2-7 лет: советы, причины

Откуда берутся взрослые, нарушающие законы? Из непослушных детей, конечно. Почему дети становятся непослушными и как бороться с этой проблемой, поговорим в материалах данной статьи.

Если ваш малютка не реагирует на ваши просьбы, делает то, что ему хочется, не считаясь с мнением окружающих, спешим вас огорчить, у вашей семьи проблемы. И если в 2-3 года надутые губки вызывают умиление и улыбки родных и близких, то в 5-6 лет непослушание становится действительно большой проблемой, от которой страдают не только члены семьи, но и воспитатели детского сада, продавцы в магазине, чужие дети в песочнице. Со временем личность ребенка портится, он перестает ощущать рамки дозволенного, детка становится изгоем в коллективе.

Особенности проявления непослушания в разном возрасте

В разном возрасте непослушание у детей проявляется по-разному:

  • 2 года. Возраст личностной самоидентификации. В это время детка начинает осознавать себя не частью мамы, а как отдельную личность. Из-за этого и возникают недопонимания между родителями и деткой: малыш хочет, чтобы с его желаниями считались. Попытайтесь находить компромисс, отвлекать интересным времяпрепровождением. Но и слабину не давайте, истерики игнорируйте.
  • 3 года. Сейчас происходит самая настоящая борьба за власть. Через непослушание малыш проявляет характер, отстаивает родительское внимание, истерит, противоречит, не слушается. Чаще уделяйте внимание крохе, отстаивайте свою власть и не позволяйте малышу взять верх над вами, применяйте наказание как способ корректировки нежелательного поведения.
  • 4 года. Если к этому времени непослушание не исчезло, то, скорее всего, вы что-то все это время делали не так. Старайтесь изменить ситуацию при помощи педагогики сотрудничества. Не повышайте голос, сдерживайте его желания, поощряйте, но постарайтесь не перехвалить. Обязательно поясняйте, почему нужно делать именно так, а не иначе. Не обсуждайте проступки детки с другими взрослыми, это обижает. Если проблема никуда не исчезает, стоит записаться на консультацию к психологу.
  • 6 лет. Учите кроху правильно выражать свои эмоции, проявляйте уважение к нему, принимайте его самостоятельность и желание выделиться. Через короткий промежуток времени малыш станет школьником, дайте ему возможность привыкнуть к обязательствам, который накладывает этот статус.

Почему дети не слушаются родителей

Причин непослушания множество. Родители обязательно должны знать об основных:

  • Кризис возраста. Причиной того, что дети не слушаются маму вообще, могут быть возрастные периоды: один год, 3 года, 6-7 лет, подростковый возраст. Для безопасного существования взрослые вынуждены навязывать детке ограничения в поведении.
  • Слишком много требований. Когда мы пытаемся запрещать все подряд, и слишком часто произносим слово «нельзя», у малыша возникает чувство протеста. Если вы засечете, сколько раз за день вы произносите это слово, то будете очень удивлены. В среднем детка в сутки слышит от 10 до 50 запретов. Старайтесь избегать такого положения вещей, если нежелательные действия не несут угрозы для жизни и здоровья карапуза. Помните, маленький ребенок должен кричать, бегать и развлекаться. Запреты только усугубят ситуацию.
  • Последовательность важна. Если сегодня кушать конфеты в большом количестве нельзя, то и завтра должны действовать те же самые правила. Требования к ребенку не должны зависеть от настроения или самочувствия взрослых.
  • Отсутствие запретов. Если детке позволено делать все, что заблагорассудится, то очень быстро привыкает к такому положению вещей. Когда же взрослые понимают, что ребенок непослушен, применять санкции становится поздно, и они сталкиваются с открытым противостоянием крохи.
  • Слово расходится с делом. Если вы что-то пообещали малышу, обязательно выполните это. Если пренебрегать этим правилом, то детка подумает, что ваше слово ничего не значит и взрослый обязательно обманет. Таким способом вы только спровоцируете непослушание, детка станет делать то, что хочет.
  • Разные требования. Мама дает на ужин конфеты, а папа запрещает есть сладкое. Если в семье нет согласия по поводу подходов к воспитанию, детка растет двуличным и очень быстро учится приспосабливаться, используя недопонимание между родителями.
  • Отсутствие уважения. Даже маленькие дети имеют свое собственное мнение, с которым обязательно нужно считаться. Если мнением детки несправедливо пренебрегают, он обязательно выйдет из-под контроля, может начать капризничать, огрызаться.
  • Ссоры между родителями. С помощью непослушания ребенок может привлекать внимание к собственной персоне и пытаться наладить добрые взаимоотношения между ссорящимися родителями. Для любого малыша конфликты между взрослыми – это очень тяжелое испытание, из-за которого нарушается эмоциональное состояние, и могут возникнуть проблемы не только в поведении, но и в здоровье.

Что делать, если ребенок непослушный?

А Вы тоже не знаете, как поступить в такой ситуации?

Если у вашего карапуза появляются симптомы непослушания, то следует прислушаться к следующим советам психологов, с которыми солидарен и доктор Комаровский:

  • Не обделяйте вниманием своего малыша, чаще общайтесь, внимательно слушайте его слова, удовлетворяйте просьбы.
  • За серьезное нарушение правил малютка должен быть наказан обязательно, а на некоторые незначительные проступки можно и не обратить внимание. Обязательно используйте похвалу за хорошее поведение.
  • Во время применения санкций старайтесь обходиться без крика и унижений.
  • Оказывайте помощь детке, если он попал в затруднительное положение.
  • Не ущемляйте его самостоятельность, постарайтесь меньше контролировать действия ребенка.
  • Не стоит повторять одно и то же часто. Детка очень быстро привыкает к такому поведению взрослых, и перестают реагировать на просьбы с первого раза. Произнесите свою просьбу, предупредите о том, что будет, если он ее не выполнит. Если детка продолжает игнорировать вас, применяйте обещанное наказание.
  • Пообещали – выполните. Этот закон должны выполнять все члены вашей семьи, даже бабушки, которые так любят баловать своих внуков.
  • Уменьшите количество запретов, ведь именно из-за них многие дети становятся неуправляемыми.
  • Старайтесь исключить из своего речевого оборота частицу не.
  • Обратитесь за профессиональной помощью к психологу, если справиться с проблемой не можете самостоятельно.
  • Не бросайтесь в аптеку за успокоительными препаратами для чада. Такие медикаменты могут назначить только специалисты, да и эффект от них будет не слишком долгим. Кроме того, успокоительные препараты имеют побочные эффекты, которые могут усугубить ситуацию.

Как исправить поведение непослушного ребенка?

Специалисты советуют родителям непослушных детишек не опускать руки и активно заниматься коррекцией его поведения, которая заставит ребенка слушаться.

Докажите ему, что вы друг

Неспешные спокойные беседы, которые следует проводить каждый день, настроят детку на позитивной лад. Пусть он расскажет вам, как прошел его день, что интересного произошло, какие чувства он испытывал сегодня. В моменты непослушания применяйте следующую технику:

  1. Выслушайте. Психологи называют подобный прием «активным слушанием». Родитель внимательно заинтересованно слушает информацию от ребенка, при этом, не давая никаких комментариев и оценок.
  2. Используйте «Я-высказывания». Сформулируйте одно предложение, которое точно покажет ваше отношение к ситуации. Начните ее с местоимения «я». Например: «Я не слишком довольна твоим поступком».
  3. Сделайте паузу. Без слов, а только одним своим выражением лица покажите карапузу, что вы недовольны.
  4. Найдите выход. Предложите ребенку самому отыскать выход из сложившейся ситуации.

Слушайте Вашего ребенка

Сформируйте тактику поведения при истериках

Когда детка проявляет истерическую манеру поведения при любой возможности, родителям стоит выработать определенную тактику:

  1. Отвлечь внимание на другой предмет, событие или человека. Это может сработать с детками до 3 лет.
  2. С малышами 4 лет лучше не обращать внимания на истерику, а игнорировать ее.
  3. После того, как истеричные проявления исчезнут, очень важно поговорить с крохой.
  4. Прокомментируйте, что именно вам в его поведении не понравилось, поясните, почему так поступать не следует и что ожидает его, если подобное поведение повторится.
  5. Если ситуация повторяется, обязательно нужно выполнить обещание и наказать скандалиста.

Создайте свод определенных правил

Желательно, чтобы список требований к поведению детка знал уже с 2 лет. Знакомить с ними лучше в игровой форме.

Используйте правильные методы наказания

Для коррекции нежелательного поведения, когда ребенок не слушается и грубит, лучше применять следующие приемы:

  1. «Тайм-аут»;
  2. Лишение игрушек, сладостей;
  3. Запрет на мультфильмы;
  4. Воспитательная беседа;
  5. Самостоятельное исправление ошибок.

Никогда не наказывайте выполнением домашней работы, уроков, уходом за младшими членами семьи. Из-за этого у малыша может развиться острое негативное отношение к работе по дому, учебе или собственному братику.

Проявляйте любовь

Чаще обнимайте и целуйте своего капризулю. Он постоянно должен ощущать вашу поддержку.

Любите, обнимайте и воспитывайте с раннего возраста

Как не допустить непослушания

Начинайте с самого раннего возраста правильно воспитывать ребенка. Это поможет избежать проблем с непослушанием в будущем.

  • Прививайте умение совершать саморефлексию. Чтобы дети слушались, они должны уметь контролировать собственное поведение и анализировать свои поступки. Как хорошие, так и плохие.
  • Считайтесь с его взрослостью. Без ошибок нельзя прожить жизнь. Пусть малыш ошибается и учится на собственных ошибках.
  • Контролируйте круг общения. Постарайтесь исключить дурное воздействие на ребенка извне. Это касается не только соседских ребятишек, но и героев популярных мультфильмов.
  • Применяйте поощрения и наказания.
  • Контролируйте собственное поведение. Большинство негативных привычек малыши черпают у своих родителей.
  • Будьте требовательным и справедливым. Добиваться желательного поведения можно спокойно и последовательно, без излишней жестокости.
  • Постоянно общайтесь. Диалог с авторитетными родителями чрезвычайно важен для детей. Именно через него формируется личность.
  • Не скупитесь на любовь и заботу. Но не перегибайте палку, ведь личное пространство для детишек тоже важно.

Занимайтесь воспитание своего ребенка с рождения, и вам не придется в будущем ломать голову, как перевоспитать маленького бандита.

vospitulya.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *