Разговаривают дети: Взгляд с двух сторон: на каком языке разговаривают между собой дети?
Взгляд с двух сторон: на каком языке разговаривают между собой дети?
Примерно месяц назад на странице Онлайн-проектов и инстаграме я поставила опрос на тему того, на каком языке разговаривают между собой дети в семье. И насколько этот вопрос принципиален родителям.
Я предполагала, что подписчики разделятся на два лагеря, но меня больше всего интересовали методы достижения цели: устанавливают ли язык родители указом сверху, или это добровольный выбор детей. И про это я тоже хочу поговорить.
Дети говорят между собой по-русски
Здесь очевидные плюсы – это практика, в том числе игровая, которая помогает детям развивать речь и расти в языковом плане. И роль родителя тут не последняя, но не в плане давления, а в плане заботы о словарном запасе детей. Игр про космические приключения не получится, если у детей нет в русском «космической лексики», если они не читают об этом книги, не смотрят документальные фильмы и прочими способами не включаются в эту тему.
Прямая зависимость прослеживается очень легко – чем больше дети говорят по-русски, тем выше шансы на хороший русский. И это нормальная ситуация.
Дети говорят между собой на языке среды
Часто дошкольники говорят между собой по-русски, но позже переходят на язык среды и язык обучения. И это их решение, их свободный выбор. Если родной язык родителей или одного из них – русский, то это один разговор, родители выбирают язык общения с ребенком. Братья — сёстры находятся в одинаковом статусе, они бикультурные и билингвальные, и могут выбрать языком своего общения второй язык.
Потому что на нем они могут обсудить больше, потому что это тот язык, на котором они проживают общую школьную действительность. Мама и брат или сестра в любом случае
находятся в разных статусах, и даже если с мамой язык общения без исключений русский, то с братом или сестрой язык общения может быть языком среды. И это нормальная ситуация.
Когда же ситуация может стать ненормальной?
Когда мы указом сверху принимаем решение о выборе языка общения. Иногда дети не против, они принимают правила, и все счастливы. На самом деле, без иронии, ни у кого из участников нет недовольства по этому поводу.
Но иногда дети против, и тогда начинаются проблемы.
«Я с братом не разговариваю почти. Дома можно только по-русски, а я по-русски так не могу, мне неинтересно с ним разговаривать».
«Когда мама слышит, мы говорим по-русски, а когда не слышит, то по-японски».
«Мы удаляем сообщения в Лайне, чтобы мама не видела, что мы переписываемся не на русском».
И еще бывает система наказаний за использование языка среды в общении детей друг с другом.
Общение – естественный процесс, который очень легко нарушить и разрушить. Связь между детьми тоже нарушается, ребенок даже не всегда понимает, что выбор языка сверху и насильное его внедрение – это проблема взрослого, а не доказательство того, что он плохой и не справляется.
Еще раз повторю: мы можем сказать твердое «нет» попыткам ребенка разговаривать с вами на языке среды. Но если речь идет об общении детей между собой, то мне кажется, что конечное решение остается за ними. Мы можем предложить, можем помогать, но не выбирать.
А что будет с русским?
Хорошо, когда общение детей между собой добавляет ежедневно пару часов практики русского. Некритично, если нет. Критично, если с русскоязычными родителями нет общения на русском, критично, если в дошкольном возрасте нет познания на русском, а в школьном – развития языка и изучения на нём, с его помощью чего-то нового. И у меня есть множество примеров, в том числе и среди моих учеников: хороший русский у детей, русский с русскоязычным родителем, язык среды в общении с братьями-сестрами. Еще есть знакомые взрослые билингвы, которые в детстве жили в России, потом переехали с семьей за границу, сейчас у них отличный русский, в том числе письменный, судя по аккаунтам в соцсетях, с родителями всё общение на русском, но наедине с братом или сестрой всегда только язык среды.
Некритично, если дети говорят между собой на языке среды, критично, если из-за неприятия правил сверху они вообще перестанут общаться. Некоторым естественным процессам лучше позволить протекать естественным же образом.
Совершенно нормально, если вас печалит выбор детей, потому что они сделали выбор не в пользу «вашего языка». Задуматься стоит тогда, когда вы готовы на любые жертвы, лишь бы язык был только ваш, даже если общение не непосредственно с вами, и это уже не вопросы билингвизма, вы же понимаете. Это история про эмиграцию, адаптацию, контроль и так далее.
Это мое личное мнение, и мои знакомые психологи, которые работают с мамами и детьми за границей, его разделяют. Я понимаю, что моя позиция далеко не у всех найдет поддержку, но я надеюсь, что пост немного подбодрит тех, кто беспокоится за русский и не верит в то, что язык удастся развивать в том случае, если между собой дети говорят на языке среды. Все получится, только другими средствами.
Почему дети плохо разговаривают, объяснили логопеды РТ
Почему детей с проблемами речи стало значительно больше?
Воспитателем-логопедом в детском саду Елена Владимировна (имя изменено – прим Т-и.) работает десять лет. На ее глазах количество детей, которые вынуждены посещать логопедическую группу, увеличилось с одного-двух до 30-35.
«Сейчас количество таких детей растет и растет с каждым днем», – утвержадет Елена Владимировна.
Причин, по ее словам, несколько: инфекционные заболевания, которые переносят дети до трех лет, неправильный прикус, короткая уздечка языка, проблемы с нёбом – на эти факторы не повлияешь, это природа. Но есть и другие причины, к примеру, дети часто подражают неправильной речи родителей – «сюсюканье» до добра не доводит.
«Дети все это слушают, копируют, это не способствует правильной речи», – объяснила воспитатель-логопед.
Сведенное к минимуму общение в семье тоже сказывается на речи ребенка.
«В наше время существует огромный недостаток общения детей с родителями. Детям, как только они начинают что-то осознавать, предлагают мультфильмы или телефоны. Родители сами сидят в телефонах и детей сажают перед экраном. Причина практически половины случаев проблем с речью детей – это нехватка общения с родителями», – уверена эксперт.
Логопед казанской поликлиники №2 Детской республиканской клинической больницы Светлана Зуйкова проводит двухнедельную речевую реабилитацию ребят в лечебном учреждении – консультации для ребенка и его родителей. Она работает логопедом уже семь лет.
Светлана Зуйкова полностью согласна с коллегой, детей с нарушениями речи стало гораздо больше.
«Во-первых, это внутриутробные патологии, которые развиваются в связи с тем, что мамочки неправильный образ жизни ведут или же принимают какие-то лекарственные препараты, или переболели какими-то инфекционными, вирусными заболеваниями», – назвала причины логопед.
Светлана Зуйкова продолжила, по ее мнению, вторая причина – это гаджеты в руках у детей, которые заменяют им родителей, недостаток общения сказывается на речи ребенка.
«У меня ощущение, что каждый второй ребенок имеет какое-то нарушение речи», – подчеркнула она.
«Мама меня не слышит, она постоянно в телефоне или телевизоре»
В группе у Елены Владимировны есть агрессивный ребенок, он очень плохо разговаривает. После очередного конфликта с одногруппниками она спросила у мальчика, почему он не поговорит с мамой об этом, а ребенок рассказал ей о своей жизни вне детского сада.
«Приходят младшие братья, они ломают мои игрушки». Я ему говорю: «Почему ты не поговоришь с мамой, не заведешь какую-нибудь коробочку, в которую ты будешь складывать свои игрушки, а когда приходят младшие будешь их убирать в нее, чтобы их не ломали?» А малыш в ответ: «Я маме говорю, она меня не слышит, она либо в телефоне, либо телевизор смотрит», – привела пример из практики воспитатель-логопед.
Эксперты советуют мамам и папам прислушиваться к детям и проводить с ними как можно больше времени¸ а не погружаться в гаджеты самим, и не предлагать их детям.
Какие буквы чаще всего не выговаривают дети?
Дети не выговаривают буквы «Р», «Л». Говорят вместо «ракета» – «акета». Бывает, что заменяют эти буквы друг другом.
Малыши картавят, возникают проблемы с шипящими буквами: говорят «сыска», вместо «шишка». С буквой «С» и «З» тоже есть трудности.
В поликлинику ДРКБ, по словам врача, чаще обращаются родители, чьи дети имеют сочетанные нарушения – это, когда вместе с проблемами речи у ребенка видят психоэмоциональные, слуховые, зрительные нарушения, обращаются дети с задержкой речи, вплоть до аутистического спектра.
Чаще всего у детей выявляют моторную алалию – это, когда ребенок не чувствует положение своего язычка и не может произнести определенные звуки, и с дизартрией – это нарушение произносительной стороны речи, у ребенка плохо работает артикуляция.
От этих двух нарушений можно излечить своего малыша, главное вовремя обратиться к специалисту.
Профилактика нарушений речи
Есть один довольно старый совет, но по мнению экспертов, проверенный на практике – как только малыш рождается, мама должна с ним постоянно разговаривать и поддерживать зрительный контакт.
Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем меньше проблем с речью его ждет.
«В первую очередь родитель должен сам правильно говорить, не сюсюкаться, речь должна быть правильной. Побольше беседовать, рассказывать, читать», – объяснила Елена Владимировна.
Есть множество игр, распевок и артикуляционная гимнастика, все это можно найти в интернете, было бы желание у мамы с папой заниматься с малышом. Для улушения речи помогает развитие мелкой моторики: малышу можно предложить перебрать зернышки или крупу, рисовать пальцами, лепить.
Есть дети, которым воспитатели сами советуют пойти в логопедичнскую группу детского сада, чтобы с ними больше занимались профессионалы. В практике Елены Владимировны были родители, которым объясняли, что самостоятельно с проблемами речи ребенка им не справиться, предлагали занять место в спецгруппе. Но родители отнекивалась, утверждали, что группа, в которую ходит малыш сейчас, привычная и им не хочется менять коллектив. Таким образом родители, по словам экспертов, вредят своему ребенку, ведь лучше исправлять все недочеты речи, пока он маленький.
Первые проблемы можно выявить уже в 3-4 года, в это период их можно поправить самостоятельно, ежедневно занимаясь с ребенком, а если к 5 годам речь ребенка не наладилась, то это повод обратиться к специалисту.
По слова Светланы Зуйковой, раньше норма предписывала ребенку в год-полтора в своем словаре иметь запас порядка 300 слов, сейчас этот процесс замедлился и для ребенка считается нормой, если он к двум года начал использовать в речи связанные по смыслу фразы.
«Случается, родители уверены, что их ребенок развивается хорошо, он самый красивый и умный, но они не замечают проблем. Поэтому я бы рекомендовала всем деткам в 2-2,5 года обязательно пройти консультацию логопеда-дефектолога. Специалист определит, стоит ли ходить на занятия по исправлению речи или сделать это позже», – объяснила Светлана Зуйкова.
Чаще всего в поликлинику обращаются дети от 3 до 5 лет.
Ну не всё ребенок выговаривает и что?
К примеру, вы считаете, что, если ваш ребенок не научился выговаривать некоторые буквы, и ничего страшного не происходит, то логопед ДРКБ вас расстроит. Если до школы не устранить дефекты речи, это грозит плохой обучаемостью, дисграфией, дислексией.
«Это нарушение устной, письменной речи, чтение. Это будут плохие оценки в дальнейшем, плохое образование», – объяснила Светлана Зуйкова.
Логопеды настаивают – родители должны проводить много времени с ребенком, общаться с ним, а не показывать им ролики на телефоне, и не занимать их играми в планшетах. Вовремя обратиться к логопеду тоже важно, ведь чем старше ребенок, тем сложнее его научить правильно говорить.
Выбор за родителями: свое свободное время, пока малыш сидит в гаджетах, и серьезные проблемы с речью у него в будущем, или частые занятия и игры с ребенком, обстоятельные разговоры с ним и в результате его грамотная и красивая речь.
чему нейросеть может научить ребенка — Российская газета
Обсудить с роботом интересные мультики и любимые игрушки? Пожаловаться гаджету на котика-проказника или невкусную котлету в детсаду? Искусственный разум в ответ подбодрит, еще и сказку прочтет? Это уже не фантастика, а реальность, в которой живет все больше современных детей. Научился говорить — и вперед, болтать с умной колонкой.
В России уже работают сотни тысяч таких устройств. Внутри — голосовой помощник «Алиса». Продвинутые мамы и папы все чаще знакомят с ней детей: нейросеть уже научилась разгадывать загадки, играть в «съедобное — несъедобное» и «найди лишнее». А на днях у нее появился новый навык: детский онлайн-тренажер для развития речи.
«Алиса», ты моя подружка!
3,8 года — девчушка общительная, обожает все новое. При первом же включении колонки она проговорила с «Алисой» почти час. Так от чего у мамы с папой мурашки по коже? Дело в том, что взаимодействие «ребенок — нейросеть» проходило вообще без вмешательства взрослых. Дочь рассказала гаджету, сколько ей лет, кто ее родители, показала «Алисе» все свои игрушки и даже то, как она высоко умеет прыгать на одной ножке. Под конец пожаловалась: кот больно царапается… «Алиса» ответила: «До свадьбы заживет».
Иногда умная колонка отвечала невпопад, но малышку это нисколько не смущало. Более того, она захотела приехать к «Алисе» в гости. На этом моменте родительское терпение лопнуло: стали объяснять ребенку, что «Алиса» не живая, что это программа, это робот… Дочь тут же спрашивает колонку: «Почему ты не человек?» А затем выдает: «Алиса» — это не робот, это моя подружка!» Как на это реагировать родителю? Пора паниковать?
— Дети очень любят «Алису», для них это естественный способ общаться с технологиями, — рассказали «РГ» разработчики голосового помощника в «Яндексе». — Мы старались сделать ее максимально безопасной, так что ребенку она плохого не посоветует. Конечно, разговоры с голосовым помощником не могут и не должны заменять живое общение, но при осознанном использовании умные колонки с «Алисой» — безопасная и познавательная точка входа в интернет.
Дроны очень рады
Через пару дней болтать с колонкой «ни о чем» ребенку надоело. Тогда мы взялись за «развивайки» и начали с тренажера для развития речи. Он разработан вместе с учителями-логопедами и позволяет в игровой форме отрабатывать звуки [з], [ц], [ш], [ч], [р] и [л]. Каждому звуку посвящено пять занятий. Как начать урок? Всего лишь попросить: «Алиса», запусти навык «Легко сказать». Дальше малыш сможет выбрать, с кем заниматься: с героями из мультфильма «Фиксики» или новыми героями — звуклями, которых придумали в «Яндексе».
Фиксики дочке понравились больше. Они загадывают простые загадки, поют интересные песенки. Причем теми же голосами, что и в мультике. В семейном личном топе — урок для тренировки звука [л]: мотивчик песни — ну такой прилипчивый, что вся семья его напевает. «Мила мыла дом, ла-ла-ла-ла, есть колонка в нем, и она умна!»
Что интересно? Попутно фиксики знакомят малышей с технологиями будущего (умный дом, умные часы) и востребованными профессиями (оператор беспилотников, ученый-исследователь). Секрет в том, чтобы ребенок не оставался с гаджетом один на один: тренировка звуков идет гораздо веселее, если поет и танцует вся семья. Можно даже бабушку с дедушкой подключить.
— В основе песенок и стихов — классическая логопедия, этап автоматизации звука. Я бы рекомендовала их с 3,5 года. Потому что к трем годам детей чаще приводят на диагностику к логопеду. Он даст профессиональные рекомендации, при необходимости начнет работать над звукопроизношением, — рассказала «РГ» учитель-логопед, специальный психолог Анна Шаргина. — И на этапе автоматизации звука подключаем «Алису» во время выполнений домашних заданий, чтобы тренировка была интереснее и веселее. Конечно, можно попробовать песенки и самостоятельно. Но мой опыт показывает, что ребятам, у которых есть нарушения в произношении и восприятии звуков, без логопеда все-таки не обойтись, так как требуется комплексная работа. «Алиса» будет скорее помощником.
Колобок и все-все-все
Фото: EPA
Но, пожалуй, самыми полезными навыками умной колонки для ребенка оказались сказки и колыбельные. На выбор — и русские народные, и Андерсен, и братья Гримм, и Чуковский, и Заходер, и даже сказки Бажова… «Алиса», конечно, не сама их рассказывает, за нее это делают звезды российской эстрады и кино. Причем может запустить еще советские записи, которые все мы слушали на пластинках, или, наоборот, современные.
Искусственный интеллект берется за воспитание уже на ранней стадии
На «закуску» — посоветует ребенку, как правильно чистить зубы, расскажет о том, как важно выгнать всех «монстриков» изо рта. А еще загадает веселые загадки про животных, ответит на самые неожиданные вопросы: «Что такое микроб?», «Как летает самолет?», «И почему котлеты в садике невкусные?»
Компетентно
В поисках обратной связи
Александр Веракса, членкор Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ:
— Мы сталкиваемся с новым явлением, которое связано с цифровизацией. Раньше такое было бы просто невозможно. Однако взаимодействие с современными гаджетами требует от ребенка определенного уровня развития. Возраст 3,8 года, о котором идет речь в статье, связан со становлением детской личности, обретением собственной идентичности, языковым ее выражением. Вот почему так важно общение взрослого и сверстника с ребенком. Естественно, что он хочет поделиться «открытием» собственного мира игрушек, близких взрослых, различных дел и увлечений. Важно, чтобы была обратная связь, которая позволяла бы ребенку развиваться дальше в понимании социального мира: узнавать о чувствах и эмоциях людей, об отношении к различным сторонам жизни, ценностям, принятым в обществе, и т.д.
Однако прописанные алгоритмы ответов компьютера далеко не всегда могут соответствовать стандартам заинтересованного собеседника, который не просто кивает в такт получаемой информации, но и может поддержать, развить интерес ребенка, сориентировать его в многообразии данных, заложенных в программу. Другими словами, речь идет о том, что взаимодействие с гаджетом обезличено. Оно представляет собой следование заранее разработанному алгоритму, идет по общей схеме. Подобное общение не поддерживает детскую индивидуальность, тормозит развитие творческого начала. Особо подчеркну, что это общение не окрашено эмоционально, не предполагает реагирование на скрытые смыслы, возникающие в ситуации. Если же речь идет о воспроизведении сказки, которое не отличается от выразительного чтения, которое мы слушали, будучи детьми, на пластинках, то в этом случае ребенку просто предъявляется хороший культурный образец переживания жизненных ситуаций, смыслов, познания окружающего мира.
«Поговори со мной, машина!» Фото: Ксения Колесникова
Пример
Как выглядит диалог
— «Алиса», давай поиграем!
— Это можно, а во что?
— В пони!
— О, конечно! Пони чудные!
— А каких еще животных ты любишь?
— Больше всего панд и пингвинов.
— А я — котиков.
— Коты — моя любовь. Такие гордые и независимые. И такие мягкие и тепленькие. Сама я, конечно, не пробовала. Сужу по картинкам.
«Дети дождя». Что нужно знать об аутизме
11 Апрель 2019 12:01
За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.
Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:
- ДЦП;
- заражение краснухой матери в период беременности;
- туберозный склероз;
- нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).
Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.
Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.
Ранние признаки аутизма у ребенка
Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.
Признаки аутизма у детей следующие:
- нарушенное социальное взаимодействие;
- нарушенная коммуникация;
- стереотипное поведение;
- ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.
Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.
Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.
Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.
Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.
Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.
Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.
Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.
У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.
Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.
Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:
- Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
- Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
- Учить наблюдать, подражать.
- Учить социальным играм и ролям.
- Учить идти на эмоциональный контакт.
Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.
Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.
ЗПРР с аутичными чертами
Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.
Тугоухость
Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.
Слуховой аппарат поможет решить проблемы.
Шизофрения
Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.
Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.
Интернет: Интернет и СМИ: Lenta.ru
Больше половины россиян (51 процент) на постоянной основе разговаривают с детьми о безопасном поведении в сети. Об этом сообщается в итогах опроса, проведенного социальной сетью «Одноклассники» совместно с исследовательским центром ResearchMe. Материалы есть в распоряжении «Ленты.ру».
Исследование провели среди россиян методом онлайн-опроса. Участниками стали 1010 пользователей, из которых 47 процентов мужчин и еще 53 процента женщин. 72 процента из них имеют детей.
Главной задачей было выяснить, как родители относятся к тому факту, что их дети с ранних лет начинают пользоваться интернетом, и насколько часто они разговаривают с ними о безопасности в сети.
По итогам опроса оказалось, что большая часть опрошенных лояльно относится к использованию детьми социальных сетей, и только 16 процентов ответили, что категорически запрещают своему ребенку это делать. 45 процентов заявили, что им приходится контролировать время, которое их дети проводят в сети, а 39 процентов — разрешают свободно использовать интернет.
44 процента родителей, опрошенных в ходе исследования, рассказали, что следят за активностью их ребенка в сети, подписаны на него, ставят лайки под постами и оставляют комментарии. Еще есть те, кто состоит в семейных чатах — таких 32 процента. При этом 24 процента респондентов ответили, что вовсе не общаются в сети со своими детьми.
Также стало известно, что 51 процент часто разговаривают с младшими о безопасном поведении в интернете, а 35 процентов — несколько раз вспоминали об этом в диалоге с ребенком. 14 процентов опрошенных сказали, что никогда не затрагивали эту тему с детьми.
Родители чаще всего, как выяснилось, хотят, чтобы их ребенок меньше смотрел ролики блогеров, спорил в комментариях с пользователями. 40 процентов россиян рады, что дети общаются в соцсетях со сверстниками, знакомыми, еще 33 процента положительно высказались об общении с родственниками через разные порталы, а также 33 процента довольны, что школьники смотрят образовательные ролики.
Респонденты заявили, что им нравится выставлять в сети фотографии своих детей. При этом из них 25 процентов спрашивают прежде разрешение самого ребенка. По данным опроса, только 29 процента ответили, что не публикуют такие снимки.
35 процентов опрошенных закрывают в сети лица своих детей смайликами либо выставляют фото, снятые со спины. Такие родители признались, что боятся за ребенка, который может попасть в опасность (27 процентов), что этот снимок попадет к третьим лицам (46 процентов) и что их ребенка сглазят недоброжелатели (21 процент людей). 14 процентов отметили, что пока ожидают, когда их дети самостоятельно будут давать согласие на пост в сети с открытым лицом, еще 17 процентов сказали, что их дети слишком маленькие, а 11 процентов — что их ребенка еще не крестили.
Не только почитать, но и посмотреть — у нас в Instagram
Развитие коммуникации, языка и речи у детей с синдромом Дауна – nakedheart.online
Использование средств АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации)
Наши коллеги из Университета Нью-Мексико и Университета Флориды (США) последние пять лет проводят интересное исследование. Они изучают то, как маленькие дети с синдромом Дауна, многие из которых практически не пользуются речью, учатся строить предложения из нескольких слов при помощи специальных коммуникативных программ на планшете. Обучение происходит в игровой форме. Ученые создали специальный набор игрушек (игрушечные животные разных размеров и цветов), при помощи которых они моделируют разные ситуации и помогают детям осваивать более сложные языковые конструкции, например: собака ест / спит / бежит или корова большая / маленькая / чистая / грязная; корова бежит за обезьяной / обезьяна бежит за коровой и т.д. Такие занятия очень нравятся детям, и они постепенно, но довольно успешно учатся строить все более длинные и сложные предложения, используя игровые дисплеи на планшете.
В данном случае планшет используется как средство дополнительной коммуникации. Дети не только учатся использовать разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, предлоги), но и осваивают построение грамматически правильных предложений, а также разные коммуникативные функции (просьба, отказ, комментарий, ответы на вопросы и т.д.).
Хочется еще раз напомнить о том, что исследования показывают: использование АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации) не является препятствием для развития речи, использование средств АДК способствует развитию речи, коммуникации, языка и социально приемлемого поведения.
Типично развивающиеся дети начинают использовать разные части речи довольно рано, включая не только существительные, но и глаголы («спит», «ест», «упал» и т.д.), прилагательные («большой», «маленький», «синий», «красный» и т.д.), наречия («вверх», «вниз», «громко», «тихо» и т.д.). Многие специалисты и родители совершают ошибку, начиная разучивать с детьми с синдромом Дауна большое количество существительных и не обращая внимания на другие части речи. Для построения даже самых простых предложений необходимы разные части речи («кошка собака миска» – это не предложение, а просто набор слов). В типичном развитии ребенок начинает стоить первые предложения, когда его словарный запас достигает около 25 слов.
Как общаться с ребенком во время беременности
Ожидая малыша, будущие родители часто задаются вопросом, а нужно ли общаться с ребенком, пока он еще в животике,имеет ли это вообще какой-нибудь смысл? Наш перинатальный психолог Оксана Брежнева объясняет — почему надо, и как лучше это делать.
Почему надо общаться с ребенком во время беременности?
- Примерно с 8-10 недели у ребенка активно развиваются органы чувств, и он способен реагировать на ваши прикосновения, тепло, боль, вибрацию.
- К 18-20 неделе у него уже проявляются особенности характера, а мимика лица способна передавать эмоции. Мозговая деятельность развивается достаточно активно, малыш слышит и воспринимает происходящее во внешнем мире.
- К 24 неделе достаточно хорошо развит вестибулярный аппарат и малыш способен управлять своими движениями, принимает удобное положение, выражает недовольство и испытывает положительные эмоции.
Сомнений не остается! Малыш, развиваясь, все чувствует и ждет вашего общения с ним!
При регулярном общении с ребенком на протяжении всей беременности (которая протекала максимально комфортно для мамы, без стрессов и переживаний), рождаются эмоционально здоровые, спокойные уравновешенные дети. Иногда детки сами могут просить внимания от родителей, желая, чтобы с ними поговорили и приласкали, при этом становятся более активными и подвижными. Исследования подтверждают, что дети, с которыми родители разговаривали еще в утробе, после рождения активнее реагируют на голоса родителей, меньшее плачут, быстрее успокаиваются, начинают раньше развиваться.
Как общаться с малышом?
Для установления контакта с малышом в животике у мамы — наблюдайте за его активностью, запоминая в какое время суток он более подвижен. В такие моменты разговаривайте с малышом, рассказывайте ему про то, что Вам нравится, про то, что прекрасного его ждет в этом Мире. Мама может рассказывать, какой у малыша папа и как он его любит и заботится о нем, а папа может рассказать о маме, ведь голоса родителей ребенок слышит по-разному (мамин- вибрациями изнутри, а папин- снаружи). Разговоры с ребенком в утробе должны быть очень нежными и искренними.
Выберите обращение к своему карапузу, чтобы он знал и привыкал, что так вы разговариваете именно с ним. Общаться с малышом рекомендуется не менее 15 минут ежедневно. Со временем вы заметите, что он вам отвечает и толкается именно в том месте, где вы держите руку.
Ребенок в утробе, постоянно слышащий мамин голос, будет знать, что она рядом, что она помнит о нем и всегда готова сказать ему что-то ласковое и нежное. Такое общение позволяет установить эмоциональную связь с ребенком еще в период беременности и способствует лучшему контакту родителей (в особенности мамы) с малышом после его появления на свет.
Показывайте ребенку, что он долгожданный и горячо любимый обоими родителями, ведь малыш все чувствует и слышит, находясь еще в мамином животике! И помните- начинать общение с ребенком никогда не поздно!
Перинатальный психолог Оксана Сергеевна Брежнева принимает в двух филиалах Территории Здоровья — на Октябрьском поле и на Тульской.
Общение и ваш ребенок от 2 до 3 лет (для родителей)
Общение с нашими детьми — одна из самых приятных и полезных частей воспитания детей. Дети учатся, усваивая информацию в ходе повседневного взаимодействия и опыта не только с нами, но и с другими взрослыми, членами семьи, другими детьми и миром.
Общение с ребенком
Чем больше дети вовлечены в интерактивное общение и игры, тем больше они узнают. Чтение книг, пение, игры в слова и простое общение с малышами пополнят их словарный запас и научат их навыкам аудирования.
Вот несколько советов, которые помогут улучшить коммуникативные навыки вашего ребенка:
- Поговорите со своим малышом о том, что он делал в течение дня или планирует делать завтра. «Думаю, сегодня днем пойдет дождь. Что нам делать?» Или обсудите события дня перед сном.
- Играйте в выдуманные игры.
- Читайте любимые книги снова и снова и поощряйте ребенка присоединяться к словам, которые он или она знает. Поощряйте «притворное» чтение (позволяя ребенку «читать» вам книгу).
Словарь и шаблоны общения
В возрасте от 2 до 3 лет у детей огромный скачок в языковых навыках:
- В возрасте 2 лет большинство детей могут следовать указаниям и произносить 50 или более слов. Многие объединяют слова в короткие фразы и предложения. Дети этого возраста обычно могут следовать двухэтапным инструкциям, например «возьми мяч и принеси его папе».
- К 3 годам словарный запас малыша обычно составляет 200 или более слов, и многие дети могут составлять предложения из трех или четырех слов.Дети на этом этапе языкового развития могут больше понимать и говорить более четко. К настоящему времени вы должны понимать около 75% того, что говорит ваш малыш.
Дети должны свободно использовать язык и начать решать задачи и изучать концепции. Обычно они могут участвовать в простом сеансе вопросов и ответов. Они также могут правильно сосчитать три предмета, начать рассказывать истории и знать свое имя и фамилию.
Когда мне звонить врачу?
Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы со слухом, языковым развитием или четкостью речи, поговорите со своим врачом.Проверка слуха может быть одним из первых шагов в определении того, есть ли у вашего ребенка проблемы со слухом. Возраст 2 не слишком молод для направления на оценку речи / языка, особенно если ребенок не следует указаниям, не отвечает на простые вопросы или не произносит достаточно слов.
Проблемы общения для детей от 2 до 3 лет включают:
- Проблемы со слухом
- проблема при выполнении указаний
- плохой словарный запас
- нечеткая речь
- заикание
Некоторые родители опасаются, что у малыша, который не говорит, может быть аутизм.Дети с аутизмом и связанными с ним состояниями могут иметь задержку речи или другие проблемы с общением, но плохое социальное взаимодействие и ограниченные или ограниченные интересы или модели поведения также являются отличительными признаками этого расстройства.
Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите со своим врачом.
Почему важно то, как вы разговариваете с ребенком
Как родители, мы много думаем о том, как наши дети разговаривают с нами и как они себя ведут.Мы исправляем их, когда им нужна дисциплина, и следим за тем, чтобы они проявляли хорошие манеры и удерживали их от грубого поведения. Но мы не всегда можем обращать внимание на то, что мы говорим , и как мы это говорим.
Оценка того, как вы разговариваете со своим ребенком
Нам часто бывает трудно объективно оценивать свои действия. Обдумывая вопрос о том, как бы вы описали повседневное взаимодействие с ребенком, представьте, что вы записываете свои взаимодействия и воспроизводите цифровые изображения и звук.Ваш голос звучал бы терпеливым и любящим?
Казалось бы, вы были заинтересованы и заинтересованы в том, что говорит ваш ребенок? Или вы бы увидели, как вы пренебрегаете своим ребенком (пренебрегая телефоном) — отправляете сообщения друзьям, проверяете сообщения на своем мобильном телефоне — вместо того, чтобы полностью уделять внимание ребенку? Другими словами, если бы вы записали себя и воспроизвели его, вы бы подумали, что были на высоте?
Если ответ отрицательный, подумайте, что вы можете сделать, чтобы изменить способ общения с ребенком.Ваш голос резкий, нетерпеливый или сердитый, когда вы говорите своему ребенку о том, что он сделал неправильно? Вы сердитесь на своего ребенка, даже если он не сделал ничего плохого, потому что вы устали?
Подумайте о тоне голоса, который вы используете, и обратите особое внимание на то, как вы можете смягчить его, когда говорите со своим ребенком, даже если вы исправляете поведенческую проблему.
Почему следует использовать позитивный тон
Вот несколько важных причин, по которым ваш тон голоса и слова, которые вы используете, могут сделать общение родителей и детей более позитивным и полезным.
Ваш ребенок более склонен слушать
Это основная логика. Что бы вы предпочли — кого-то, кто разговаривает с вами резким или критическим тоном, или кого-то, кто разговаривает с вами спокойным, разумным и приятным голосом? Даже если есть разногласия или вам нужно исправить что-то, что делает ваш ребенок, мягкий голос, даже если он твердый, скорее всего, привлечет больше внимания вашего ребенка, и он с большей вероятностью будет слушать то, что вы говорите.
Быть суровым — неэффективно
Когда вы кричите или агрессивно разговариваете с ребенком, у вас меньше шансов добиться хороших результатов и даже навредить вашим отношениям.На самом деле, исследования показывают, что крик может быть таким же вредным, как и агрессивное наказание. Конечно, ваш ребенок может слушать в краткосрочной перспективе, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок развил навыки, необходимые для регулирования своего поведения, хорошая речь — это явно лучший способ пойти.
Дети учатся на нашем поведении
Самый надежный способ научить ребенка говорить с вами хорошо — это хорошо с ней разговаривать. А если постоянно критиковать и жестко говорить с ней? Что ж, вы можете догадаться, что от этого вы получите.
У вас будут более крепкие отношения
Если вы относитесь к своему ребенку с уважением и добротой, вы укрепите свою связь. Говорите со своим ребенком «Спасибо» и «Пожалуйста» и твердо объясните, что вы ожидаете, что он сделает то же самое. Хорошие манеры и уважение друг к другу приблизят вас; грубые слова и резкий голос будут иметь противоположный эффект.
Ваш ребенок будет более уважительным
Когда вы разговариваете с ребенком дома приятным тоном, он, естественно, будет делать это в школе и в других местах.Пройдет совсем немного времени, и окружающие вашего ребенка прокомментируют ее красивые манеры и хорошую манеру говорить, и она будет гордиться этими навыками, которые приведут ее в юность и дальше.
Представьте себе: вежливый подросток, который умеет уважительно выражать себя! Это возможно, если вы прививаете эти навыки сейчас.
Как не дать ребенку ответить
Ответные слова, дерзкие комментарии и грубые жесты детей — частая жалоба родителей и могут вызвать некоторые проблемы в семье, если их поведение не признается.Что могут сделать родители и воспитатели, чтобы положить конец этому неприемлемому поведению? Вот несколько советов:
Знайте, на каком языке разговаривает ваш ребенок
Какие разговоры происходят вокруг вашего ребенка? Какому количеству сарказма, драки и ненормативной лексики он подвергается? Дети моделируют своих родителей, и если вы демонстрируете нежелательное поведение, ваш ребенок обязательно будет их повторять. Если вы знаете, что ваш дом — это не то место, где ваш ребенок заимствует такое поведение, обратите внимание на другие его окружения, например на то, как воспитатели разговаривают друг с другом и как родственники разговаривают друг с другом.Если вы заметили, что одна среда является источником плохого поведения, возможно, вам придется ее изменить.
Обратите внимание на чувства вашего ребенка
Часто, когда ребенок отвечает, он действительно выражает гнев, разочарование, страх или боль. Ответная реакция гарантирует, что вы уделите ей внимание, а отрицательное внимание лучше, чем ничего.
Переговоры и другие проблемы с поведением чаще встречаются в переходный период, например, когда в доме рождается новый ребенок, меняется рабочий график родителей или что-то происходит в школе.
Ваш ребенок может чувствовать, что его игнорируют или бросают, и прибегает к разговорам только для того, чтобы привлечь ваше внимание.
Обратите внимание на самооценку, чувство бессилия и уровень комфорта вашего ребенка
Мальчик чувствует себя бессильным или его не слушают? Он кажется неконтролируемым? Возможно ли, что обратная связь возникает из-за того, что ребенок обнаружил, что это самый эффективный способ заставить взрослого выслушать его и получить то, что он хочет? Опять же, если это так, сначала решение этих проблем может решить проблему.
Определите ожидаемое поведение и предложите альтернативы
Учите детей, что говорить об этом нельзя, и дайте альтернативные варианты того, что можно говорить. Просто скажите: «Так говорить нельзя» и приведите пример, как правильно произнести это утверждение. Оставайтесь твердыми и прямыми и согласовывайте эти ожидания со всеми опекунами.
Последовательность — ключ к изменению поведения. Покажите детям альтернативный, вежливый способ использования языка.
Обучайте последствиям
Этот важный урок должен усвоить ребенок, говорящий задомо.Взрослые могут просто сказать: «Я не собираюсь разговаривать с вами или слушать, пока вы говорите со мной в таком тоне. Как только вы измените способ разговора со мной, я буду рад слушать». Родители и опекуны всегда должны выслушивать и обращать внимание, когда ребенок все же меняет тон.
Научите правильным методам общения
Иногда ребенок действительно не знает, как правильно просить о вещах или общаться. В подходящей обстановке и в подходящее время (а не тогда, когда ребенок только что бросил вызов взрослому недовольным разговором), спокойно объясните ребенку, как правильно общаться.Поощряйте способность вашего ребенка к правильному общению положительным подкреплением. Однако убедитесь, что они понимают, что простой уважительный запрос еще не означает, что они добьются желаемого результата. Хвалите ребенка за хорошее поведение. Вы можете сказать: «Мне очень нравится, как вы сказали, что просили еще две минуты на IPad, но пора обедать».
Научите своего ребенка справляться с разочарованием и неудачами
Часто ответ приходит от ребенка, который чувствует разочарование или гнев.Научите ребенка тому, как справляться с ситуацией, или даже выразить разочарование или недовольство, не разговаривая со взрослыми. Поощряйте ребенка выражать разочарование и грусть, а не сдерживать эти чувства, чтобы потом взорваться.
Сценарии ролевой игры
Подчеркните, что за неуместными реакциями / поведением всегда должны следовать извинения и попытка снова передать общение не «нахальным» тоном. Поиграйте с ребенком в альтернативные способы говорить в определенных ситуациях, сделав их веселыми и глупыми.Дети более склонны участвовать в глупых играх и вспомнят игры, когда придет время пообщаться как следует.
Хронология разговоров вашего ребенка
Все дети начинают говорить в разное время. Однако слишком часто родители волнуются, потому что сравнивают своих малышей с другими их сверстниками и не видят такого же прогресса. Однако родителям не стоит беспокоиться, потому что здесь могут играть разные факторы. Иногда девочки развиваются быстрее мальчиков. Малыши, которые больше общаются с детьми, например, в детских садах, также могут научиться говорить раньше.
Хотя график разговора у каждого ребенка разный, большинство из них будет следовать определенному процессу. Если ваш ребенок не достигает вехи языкового развития, важно обратиться за советом, чтобы убедиться, что он может встать на правильный путь. Вот основные этапы, по которым ваш малыш должен пройти и когда.
Говорит несколько слов в возрасте 1 годаВ возрасте 1 года ваш ребенок должен перестать просто плакать, чтобы общаться. Хотя у них по-прежнему будет ограниченный словарный запас, они должны иметь хотя бы несколько слов, которые они могут сказать.Например, годовалый ребенок может указать на мать и сказать «мама», а на отца — сказать «дада».
Дети такого маленького размера должны также начинайте имитировать свой голос, когда вы произносите слова, связанные с разные вещи. Ничего страшного, если сначала вы не можете полностью понять своего ребенка. В виде пока они пытаются повторить, они идут по правильному пути.
Регулярно употребляет примерно 50 слов в возрасте 2 летВ возрасте от 1 до 2 лет, язык действительно начинает расцветать.Дети узнают, что разные предметы иметь разные имена. К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 2 года, он должен примерно 50 слов. Это простые слова, которые определяют такие вещи, как книга, кошка, машина, или бабушка.
Ваш ребенок тоже должен быть повторяя вас с большей частотой. Двухлетний ребенок также должен уметь делать очень простые предложения из двух слов, такие как «моя игрушка» или «на автобусе». Ваши любознательные дети также могут начать понимать, о чем вы спрашиваете, даже если они пока не могу это четко сформулировать.
Говорит простыми предложениями в возрасте 3 летК тому времени, когда вашему ребенку исполнится 3 года, его язык действительно должен начать развиваться. Они должны уметь говорить простыми предложениями, которые сообщают вам, чего они хотят. Большая часть того, что они говорят, должна быть последовательной. Настало время, когда они действительно начинают изучать, какие слова сочетаются друг с другом.
По мере того, как ваш ребенок стареет, его предложения становятся более сложными. После этого вам придется продолжить наблюдение за ними, чтобы убедиться, что они на правильном пути.
У вас есть еще вопросы о воспитании здоровых малышей? Поговорите с сотрудниками WFMC Health или станьте новым пациентом сегодня!
Почему важно говорить | Здоровые семьи BC
Разговор с детьми и их слушание делают много важных вещей. Это улучшает вашу связь с ними и побуждает их слушать вас. Это помогает им строить отношения и повышать самооценку.
Основы
Как и многие другие вещи, говорить и слушать можно плохо, нормально или очень хорошо.И, как и любые другие навыки, с практикой вы становитесь лучше.
Хорошее общение с детьми — это примерно:
- побуждать их говорить с вами — и слушать, чтобы они могли рассказать вам, что они чувствуют
- способность действительно слушать и чутко реагировать на все виды вещей — не только на приятные вещи или хорошие новости, но также на гнев, смущение, печаль или страх
- фокусируется на языке тела и действиях, а также на словах и интерпретирует невербальные формы общения.
Знаете ли вы?
Некоторым детям нужно много ободрения и положительной обратной связи, чтобы заговорить. Другие будут отчаянно пытаться поговорить с вами, когда вы заняты чем-то другим. Это может означать, что нужно перестать делать то, что вы делаете, и слушать.
Лучшие советы для разговора и слушания
- Выделите время для разговоров и выслушивания друг друга.
- Слушайте своих детей, когда они хотят поговорить, испытывают сильные чувства или испытывают проблемы.
- Будьте открыты для разговора о всех чувствах , включая гнев, радость, разочарование, страх и беспокойство.Однако говорить о гневе — это не то же самое, что гневаться. Узнать разницу — важный шаг в обучении ребенка общению.
- Разговаривая с ребенком, постарайтесь вспомнить, как это было в детстве и как вас в целом привлекали те люди, которые действительно вас слушали. Ведь детей думают иначе, чем взрослых. Они многого не знают и о многом не знают, о чем поговорить.
- Дайте ребенку закончить говорить, а затем ответьте.Слушая, старайтесь не перебивать ребенка и не вкладывать слова в него — даже если ребенок говорит что-то смешное или неправильное или ему сложно подбирать слова. Дети это ценят не меньше, чем взрослые!
- Используйте язык, понятный вашим детям. Иногда мы забываем, что детям «не все достается».
- Следите за выражением лица и языком тела вашего ребенка. Слушать — это не только слышать слова, но и пытаться понять, что стоит за этими словами.
- Чтобы ваш ребенок знал, что вы слушаете, и убедитесь, что вы действительно все поняли, повторите то, что ваш ребенок сказал , и смотрите ему в глаза.
- Проявите свой интерес, сказав такие вещи, как «Расскажи мне больше о …», «Правда!» и «Давай …». Спросите детей, что они думают о том, о чем вам рассказывают.
- Избегайте критики и обвинений. Если вы злитесь из-за того, что сделал ваш ребенок, попробуйте объяснить, почему вы не хотите, чтобы он делал это снова.Обращайтесь к их чувству сочувствия.
- Работайте вместе, чтобы решать проблемы и конфликты.
- Будьте честны друг с другом.
Знаете ли вы?
Если вы говорите и слушаете своих детей с самого раннего возраста, вы все приобретете привычки, которые будут очень полезны, когда они станут подростками. Отношения, в которых дети чувствуют себя комфортно, рассказывая о том, что они делали и с кем, побуждают детей рассказывать вам подробности своей жизни, когда они вырастут.
Помощь малышам в развитии языковых навыков
Когда мы помогаем детям научиться использовать язык, мы хотим начать с того, что помогаем им делать больше из того, что они уже делают, укрепляя их и помогая им гордиться своими попытками общаться. Раннее овладение языком происходит инстинктивно и для большинства детей обычно происходит довольно естественно. Но то, как мы, взрослые, реагируем на их попытки общаться, может иметь влияние — ускоряя или замедляя их языковое развитие.
Как речевой патолог, работающий с маленькими детьми, находящимися в процессе овладения и развития языка, я собрал множество стратегий и техник, которые помогают детям учиться. Вот некоторые из основ, которые вы можете начать использовать дома в повседневном общении со всеми детьми — теми, кто обычно изучает язык, и теми, у кого могут быть немного больше проблем.
Речь приходит позже
Как известно всем родителям, слова — не единственный способ общения.Маленькие дети указывают, устанавливают зрительный контакт и используют язык тела, чтобы передать нам сообщения. Признание, поощрение и позитивное усиление этих предшественников языка заложило основу для производства речи и языка в будущем. Но даже до того, как дети поймут, как указать на то, что они хотят, они общаются с нами другими способами.
Вначале, когда младенцы плачут из-за того, что они голодны или испытывают дискомфорт, они могут просто реагировать на то, что они чувствуют, но когда родители интерпретируют их крики и звуки и реагируют на них, младенцы начинают замечать взаимную связь между вокализацией и получением их потребности удовлетворены.Это побуждает их начать намеренно сообщать о своих потребностях, используя такие вещи, как указание пальцем, язык тела и издавать больше звуков.
В конечном итоге слова станут для них наиболее эффективным способом общения с нами, но до тех пор родители не должны упускать из виду важность формирования невербального общения, которое укрепляет полезность общения в сознании ребенка и побуждает его учиться общаться более изощренные способы.
Одна из самых интересных особенностей развития речи у детей заключается в том, что она тесно связана с игрой.Период времени, когда дети начинают произносить свои первые слова, обычно от 12 до 13 месяцев, также совпадает с периодом развития символической игры. Под символической игрой я подразумеваю что-то вроде ребенка, который подносит банан к уху и делает вид, что это телефон.
С точки зрения развития, имеет смысл, что эти две вещи могут происходить одновременно, потому что дети должны сначала научиться мыслить символически, чтобы использовать язык, поскольку язык является символическим (например, слово представляет объект).Поэтому, когда вы присоединяетесь к своему ребенку в творческой игре, вы на самом деле поощряете и помогаете расширить его новую способность мысленно и символически представлять вещи.
Наблюдение и понимание игровых навыков вашего ребенка может помочь вам как родителю узнать, чего ожидать дальше. Например, если ваш ребенок еще не успел постучать ложкой по столу, вам не следует ожидать, что он будет использовать речь для общения, потому что в процессе развития намерение общаться все еще проявляется.
Создание возможностей
Есть много способов, которыми родители могут создавать возможности, которые побуждают детей практиковать свои коммуникативные навыки.Любимое дело — делать вещи недоступными. Например, вместо того, чтобы вручить вашему сыну батончик мюсли, который, как вы знаете, он хочет, позвольте ему увидеть его немного вне досягаемости и подождите, пока он не попросит его каким-либо образом.
То, как вы расставляете предметы в доме, может создать множество возможностей для разговора. Обойдите дом и обратите внимание, где лежат книги и игрушки. Можно поставить более желанные игрушки немного выше (но все же на уровне глаз). Точно так же вы можете попробовать дать детям только часть пазла или мистера Мистера.Картофельная голова. Пусть они попросят у вас другие необходимые им предметы. Цель здесь не в том, чтобы расстроить вашего ребенка, а в том, чтобы манипулировать окружающей средой таким образом, чтобы он побуждал его просить о вещах, замечать вещи и использовать намеренное общение.
Еще один забавный способ научить детей общаться — это притвориться забывчивыми. Во время установленного вами с дочерью распорядка дня — например, когда вы одеваетесь — вы можете забыть надеть ей носки перед туфлями. Если ваша дочь привыкла к носкам, которые приходят раньше, чем туфли, она заметит изменение распорядка и «поймает» вас на забывчивости.
Вы также можете сделать паузу во время предсказуемого действия, например, во время пения любимой песни. Если ей нравится «Крошечный паучок», может быть, однажды спойте «Крошечный паук побежал по…», а затем сделайте паузу, побуждая ее заполнить пробел. Это не только побуждает ее находить и использовать новые словарные слова, но также учит, что она умеет правильно подбираться друг к другу, а также тому, что использовать язык при обмене мнениями — это весело!
Стратегии расширения языковых навыков
При работе с детьми над языковыми навыками ваша цель всегда должна заключаться в том, чтобы помочь им достичь только следующего уровня сложности — ни больше, ни меньше.Например, если ваш ребенок общается с помощью одного или двух слов, вашей целью должно быть моделирование и использование предложений из трех и четырех слов. Но не забывайте следовать примеру своего ребенка, чтобы он оставался вовлеченным и имел возможность пробовать новые слова и общаться по-новому.
Говорить и общаться с другими должно быть весело! Помните, что язык — это то, что дети приобретают естественным образом, поэтому мы хотим наблюдать за тем, что им интересно, наблюдать и слушать, как они общаются, и помогать им перейти на новый уровень языковых навыков.
Вот несколько стратегий, которые вы можете использовать с детьми от рождения до пяти лет, в зависимости от их языкового уровня. То, как вы это делаете, может отличаться в младенчестве от того, когда дети начинают использовать слова, но основная идея останется той же.
- Подражайте: Если ваша дочь издает звуки (лепет), издает другой звук во время игры или даже стучит ложкой, вы тоже можете это сделать. Подражание звукам, словам и действиям детей показывает им, что их слышат и вы одобряете то, что они делают или говорят.Это также способствует смене очереди и, что лучше всего, побуждает их подражать вам и вашим более сложным языковым высказываниям.
- Интерпретатор: Если ваш сын указывает на яблочный сок, который он хочет выпить, он общается с вами. Перейдите на следующий уровень, интерпретируя то, что он пытается сказать. Ответьте: «Яблочный сок! Хочешь яблочного сока! »
- Расширение и переработка: Когда ваша дочь говорит «красный грузовик», вы можете расширить это, сказав: «Да, большой красный грузовик ».Если ваш сын говорит: «Дракон прыгает на кровать», вы можете переделать его грамматику, сказав: «Дракон — это , прыгающий на кровати. Используйте ударение и интонацию, чтобы выделить слова, на которых вы хотите, чтобы ваш ребенок сосредоточился.
- Комментирует и описывает: Вместо того, чтобы указывать детям, что делать во время игры, станьте спортивным комментатором и покажите, что они делают. Скажите: «Вы ведете красную машину по кругу» или «Вы загоняете корову в хлев. Корова идет спать.«Это моделирует хороший словарный запас и грамматику, а также помогает детям систематизировать свои мысли. Может быть, они на самом деле не уложили корову спать — может быть, просто поместили ее в хлев, — а предположили, что вы дали им новую концепцию для рассмотрения.
- Избавьтесь от негативных разговоров: Старайтесь не говорить таких вещей, как: «Это не то место, куда идет корова» или, когда они раскрашены: «Небо не розовое». Помните, что мы хотим поощрять все попытки общаться и подтверждать эти попытки, чтобы дети делали больше.Все мы лучше реагируем на более позитивные формулировки.
- Условные ответы: Немедленно реагируйте на все попытки общения, включая слова и жесты. Это большой вопрос. Он показывает детям, насколько важно общение, и дает вам возможность моделировать более сложные языковые навыки.
- Обращение к равновесию: Дайте детям возможность проявить свои коммуникативные навыки, убедившись, что они получат поворот. Обороты тоже не нужно говорить. В свою очередь ребенок может передать вам игрушку или взглянуть в глаза.Может быть, ваша дочь будет смотреть на вас, потому что ей нужна помощь, чтобы открыть коробку. Вы можете сказать: «Тебе нужна помощь, чтобы открыть коробку!» Затем вы можете подождать, пока она передаст вам коробку — это ее очередной ход. Родителям может быть сложно брать на себя очередность, потому что мы привыкли брать на себя ответственность за ситуации, но важно дать детям возможность использовать навыки, которые они развивают.
- Маркируйте предметы: Даже когда дети еще не готовы использовать слова, вы можете подготовить их, пометив предметы в их окружении.Во время ванн с пеной продолжайте ссылаться на пузырьки; во время перекуса вы можете маркировать яблочный сок.
- Предел «тестирования»: Если вы знаете, что ваш сын знает, какой звук издает свинья, не спрашивайте его. Тестировать его во время игры вместо того, чтобы просто играть с ним, может вызвать стресс. Вместо этого вы могли бы сказать: «Интересно, куда идет свинья?» Он по-прежнему предлагает ему ответить, но не ставит его в тупик.
- Надпись на похвале: Вместо того, чтобы просто сказать «хорошая работа», поставьте на эту похвалу ярлык.Если вы ребенок еще не пользуется словами (или даже если они есть), вы можете сказать: «Хорошая работа, кладя все блоки обратно», потому что это еще больше укрепляет их хорошее поведение. Ребенку, который для общения использует какие-то слова, вы можете сказать: «Хорошая работа, сказав мне, что вы хотите яблочный сок», или «Хорошая работа, сказав еще сока, пожалуйста». Это поможет вызвать положительные эмоции при общении и побудит их продолжать попытки добавлять новые слова.
Поделиться статьей в социальных сетях
Веха в развитии: разговор (от 3 до 4 лет)
Talking: чего ожидать, когда
К 3 годам у вашего ребенка, вероятно, будут слова почти для всего.К 4 годам он будет говорить предложениями, состоящими из пяти или более слов, хотя его словарный запас будет сильно различаться. Он также сможет отвечать на простые вопросы и имитировать взрослые звуки достаточно хорошо, чтобы большинство незнакомцев могли его понять.
Речь дошкольника обычно плавная, и он может легко говорить, не повторяя слов, хотя он все же может неправильно произносить некоторые из них. В этом возрасте он должен уметь понимать директиву, состоящую из двух или трех частей, например: «Возьмите бумагу, сложите ее пополам и затем принесите мне.«
Что вы услышите
Кажется, ваш ребенок говорит без перерыва? Этот болтливый этап имеет решающее значение для изучения новых слов и привыкания к их использованию. Хорошее владение языком позволяет ребенку выражать чувства, потребности и желания. А по мере того, как его речь становится более сложной и он понимает больше слов, у него будет больше инструментов для размышлений, рассказов и разговоров с другими.
Что слушать
Произношение: В возрасте 3 лет ваш ребенок может все еще бороться с некоторыми согласными звуками, например, использовать звук w для r и говорить «wabbit» вместо «кролик».«Создание звука d вместо звука th — еще одно распространенное неправильное произношение (говоря« dis »,« dat »и« den »вместо« this »,« that »и« then »).
Не волнуйтесь — некоторые согласные звуки сложно произнести дошкольником. Например, воспроизведение звука t вместо звука k (например, произнесение «татэ» вместо «пирога») — это обычная замена, и не о чем беспокоиться, если только она не дойдет до пяти лет. Согласные звуки, такие как k и g трудны для дошкольников, потому что они производятся в задней части рта, поэтому ваш ребенок фактически не может видеть, как издавать звук.
Lisping: Ваш ребенок также может шепелявить или произносить звук s как th . Таким образом, предложение «Моей сестре семь» получается как «Моя четверть четверти». Если у вашего ребенка такие звуки, скорее всего, вам не о чем беспокоиться. Многие дети шепелявят, и большинство из них вырастают без вмешательства к 7 годам.
Flow: Для детей в возрасте от 3 лет совершенно нормально говорить прерывистым, затрудненным языком. Но где-то между 3 и 4 годами мысли вашего ребенка должны начать превращаться в более полные предложения с гораздо меньшими усилиями, чем ему требовалось, когда ему только исполнилось 3 года.В большинстве случаев вашему ребенку не следует останавливаться и думать о том, что сказать или как это сказать. Она должна уметь рассказывать вам простые истории.
Заикание: Хотя заикание часто беспокоит родителей, в этом возрасте это нормальный этап развития, который проходят многие дети. Ваш ребенок находится в процессе огромного скачка в своих языковых навыках, поэтому естественно, что у него могут возникнуть трудности с плавным составлением предложений. Ее быстро развивающийся мозг пытается подобрать нужные слова в правильном порядке.При этом она может повторять все слово или первый слог (а не только первый звук) — это то, о чем думает большинство людей, когда они думают о заикании.
Некоторые эксперты предполагают, что дети могут регрессировать, прежде чем освоить новый навык, чтобы дать своему мозгу отдохнуть, прежде чем совершить большой скачок вперед. Вы можете заметить, что ваш ребенок заикается сильнее, когда он устал, взволнован или расстроен. Большинство детей перерастают это без вмешательства к 5 годам, но если вы заметили, что ситуация ухудшается, поговорите с врачом вашего ребенка раньше, чем позже.
Что вы можете сделать
Чтение для вашего ребенка — отличный способ улучшить его языковые навыки. Книги помогают ребенку добавлять слова в свой словарный запас, понимать грамматику и связывать значения с картинками, — говорит Десмонд Келли, педиатр по вопросам развития и поведения, который работает с детьми, испытывающими трудности с обучением и речью, в Институте всех видов умов в Чапел-Хилл. , Северная Каролина.
Точно так же помогает просто поговорить с ребенком. Многие родители считают, что время еды и отхода ко сну — отличная возможность прикоснуться к ним.Это могут быть единственные паузы в напряженном дне, когда у вас есть возможность пообщаться и по-настоящему послушать своих детей.
Когда ваш дошкольник не знает слова для обозначения чего-либо, он, вероятно, спросит: «Что это?» Это ваш сигнал, помогающий ему расширить свой словарный запас, даже вводя слова, которые он, возможно, не просил. Например, если он указывает на сад и говорит «красивые цветы», вы можете описать их ему: «Это розовые и белые розы так приятно пахнут».
Вы также можете помочь ему подобрать слова для описания предметов и идей, которые он не видит.Например, если он пытается рассказать вам о кошмаре с участием ведьмы, спросите его, злая или добрая ведьма. Затем попросите его описать, что она носит, что делает и умеет ли она ездить на метле. Эта словесная игра может служить двум целям: ваш ребенок может выразить свои чувства и страхи, а также пополнить свой словарный запас.
Ваш дошкольник может по-прежнему удивляться местоимениям, таким как «я», «я» и «мое». Хотя слова легко произносятся, подростку может быть трудно уловить стоящие за ними идеи.Так что не поддавайтесь желанию исправить речь ребенка, когда он неправильно использует местоимение.
Вместо этого смоделируйте правильное употребление этих сложных слов в своей речи. Например, скажите: «Мне нужна твоя помощь» вместо «Маме нужна твоя помощь».
На что обращать внимание
Если ваш ребенок не разговаривает, говорит несколько слов и не кажется заинтересованным в общении или выражении своих чувств, обратитесь за помощью. Ребенок, который часто делает паузы, постоянно изо всех сил пытается выговорить слова или просто сдаётся и часто говорит «неважно», также дает вам понять, что что-то не так.
Другие вещи, на которые стоит обратить внимание, включают:
- Двухлетний ребенок, который не использует двухсловные фразы и не копирует действия и слова
- Трехлетний ребенок, который не говорит предложениями, не понимает простых инструкций или имеет очень нечеткую речь
- 4-летняя девочка, которая неправильно использует слова «я» и «ты», не может пересказать свою любимую историю, не говорит четко или не может выполнять команду из трех частей.
- У дошкольника, которая пускает слюни, когда она неправильно произносит слова, может быть физический компонент ее речевых трудностей
- Ребенок, у которого в анамнезе были ушные инфекции и проблемы с произношением, может быть потеря слуха.
Раннее вмешательство имеет решающее значение, когда у вашего ребенка проблемы с речью, слухом, языком или развитием, которые влияют на его способность к общению. В каждом из этих случаев поговорите с врачом вашего ребенка и с его учителем, если он находится в дошкольном учреждении.
Ее учитель может направить вас на программу раннего речевого и языкового вмешательства, которая обычно координируется через систему округа или государственной школы, чтобы обеспечить проверку свободы слова и языка. Или ее врач может направить вас к частному речевому патологу для обследования.
Что впереди
Дети в детском саду говорят плавными предложениями, и слова легко всплывают без видимых усилий. В этом возрасте ваш ребенок также должен уметь комфортно рассказывать вам о том, что произошло, описывать людей и четко задавать вопросы.