В каком возрасте дети начинают говорить предложениями: Развитие речи

Содержание

Развитие речи

Моисеева Ольга Борисовна

Логопед

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т. д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Когда ребенок начинает говорить: первые слова, мама

До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама», и речь оформится. ..

С первых минут жизни новорождённого мама учится понимать его желания. Они пока ещё очень просты и предсказуемы, но и сейчас угадать, что беспокоит малютку, бывает непросто. Уже спустя пару недель родителей ждёт достойная награда за свои труды – первая улыбка и стремление к общению. До полного «взаимопонимания», когда ребёнок начинает говорить, пройдёт ещё немало времени, где за первыми «агу» последует первое «мама», и речь оформится в предложения. Во сколько дитя заговорит, не скажет ни один педиатр, а вот как ускорить этот процесс, должен знать каждый родитель.

Еще не речь, но уже пора заниматься

Первые звуки, издаваемые малышом, являются важной частью подготовки голосового аппарата к речи. Это гуление, свирель и лепет. Они скорее носят рефлекторный характер и связаны с потребностями младенца. Во сколько должно появиться то самое «агу»?

Вспомогательные упражнения:

Гулить малютка начинает примерно с 1,5 месяцев. Вначале это протяжно произносимые гласные звуки (а-а-а, у-у-у), ближе к 3 месяцам появляются сочетания «абу», «агу» и др. Потом крошка порадует своих родителей «песнями», в которых эти слоги и сочетания будут произноситься нараспев (7 месяцев). И к 8-9 месяцам появится лепет и долгожданное «мама».

Услышать «агу» можно лишь, когда грудничку комфортно. Убедившись, что он сыт, ему тепло и сухо, наклонитесь над ним и чётко произносите звуки. Чадо с радостью вам ответит!

Сколько общения, столько должно быть и улыбок. Какому ребёнку захочется гулить, если мама хмурая и не отвечает ему. Откликайтесь на любое желание пообщаться, даже если вас ждут важные дела. Повторяйте «агу» и другие сочетания вместе с крошкой, вставляйте новые легко произносимые звуки.

Почему именно «агу»

Из-за несовершенства артикуляционного аппарата гласные [а], [э], [у] похожи скорее на «г-гу» или «г-ха». Так рождаются первые гортанные звуки. Их воспроизведение даётся легче всего малышу, потому что участвует только гортань. Вот и получается у него на выдохе непроизвольное «агу». Вначале карапуз сам не понимает, как это выходит, но после продолжительных тренировок, он учится придавать своему «агу» эмоциональную окраску и вставляет его в разговоры с мамой.

Мама – первое слово

Этого слова мамы ждут особенно сильно. В каком возрасте ребенок начинает произносить долгожданные 4 буквы? Первое лепетное «мама» дети воспроизводят уже после 7 месяцев. Пока это слово ничего не значит, просто эти сочетания звуков малышу даются проще.

Осознанно карапуз позовёт маму лишь после года и даже 1,5 лет. Хотя большинство детей начинают со слова «дай». Оно и понятно. Уметь говорить «дай» гораздо важнее и полезнее, а мама с папой подождут!

Чтобы чадо поскорее осознанно обратилось к вам, его надо этому учить. Выполняя какие-то действия комментируйте: «Мама идёт на кухню», или «Мама варит кашу». Помогут и игры в прятки. Спрятавшись за пелёнку или прикрыв лицо руками, спросите малыша: «Где мама?».

Становление осознанной речи

Единых календарных сроков и норм, которые гласят, во сколько месяцев должен говорить ребёнок, не существует. Однако формирование речи обычно у всех происходит поэтапно: каждый малыш начинает с забавного «агу» и, в конечном счете, приходит к правильно оформленным предложениям.

Материал по теме:

Лепет или слова?

Грань между лепетом и осознанно произносимыми словами очень тонка, но всё же различима. Лепет – это многократно повторяемые слоги, которые особенно полюбились крохе. Но когда малыш произносит «дай» и показывает пальчиком на нужный предмет, это уже настоящее слово.

Во сколько это произойдет, ответить с точностью сложно, все дети проходят разный путь становления речи, на который влияет множество факторов. Один годовалый ребенок говорит 15 слов, другой всего 2. В этом возрасте важнее, чтобы малыш понимал обращённую к нему речь, накапливая свой пассивный словарь.

Как это проверить? Попросите дитя дать вам куклу или мяч. Если он выполняет просьбу или хотя бы находит предмет взглядом, все в порядке.

Как растет активный словарь

В среднем активный словарь годовалых детей пополняется 1-6 словами в месяц. Так может продолжаться вплоть до двух лет. Но чаще всего после 1-1,5 лет приходит время «лексического скачка», при котором кроха «выдает» по 8-10 слов каждую неделю.

А спустя несколько месяцев может вообще произойти «лексический взрыв», где кроха усваивает столько слов за день, сколько ранее разучивал неделями.

Появление фраз и двухсловных предложений

Речь детей 1,5 лет ещё очень сложно понимать. Они могут выделять лишь ударные слоги или оставлять только последние сочетания. Но именно этот возраст считается отправной точкой возникновения фраз. Например, они могут звучать так: «Дай ок», что означает «Дай сок».

После 2 лет появляются и предложения. Они пока состоят из 2-3 простых слов и не подчиняются грамматическим нормам.

Если ребёнок не заговорил предложениями или фразами до 2,5 лет родителям нужно обратиться к детскому неврологу, чтобы исключить задержку речевого развития (ЗРР).

До 2 – 2,5 лет дитя обычно понимают только родственники, в более старшем возрасте (около 3 – 4 лет) малыш становится полноценным собеседником, использует распространённые предложения, правильно согласовывает слова, неустанно задает вопросы «Почему?», «Когда?».

Почему ребенок молчит

Многие родители наверняка слышали о таких случаях, когда ребёнок начинает говорить сразу предложениями. При этом до определенного возраста кроха совсем молчал. Это скорее исключение из правил.

Если малыш до 3 лет так и не заговорил, надо искать причины «молчания», чтобы вовремя их исправить. Среди них совсем не обязательно будут проблемы медицинского характера – отстающее созревание нервной системы, родовые травмы, нарушения слуха и т.д. Существуют и другие факторы, от которых дети поздно начинают говорить.

Недостаточно развита мелкая моторика

Рука – второй орган речи, и от того, как много работают детские пальчики, напрямую зависит,  во сколько ребенок заговорит. Уже с первых месяцев нужно делать карапузу массаж, потом можно играть в пальчиковые игры (например, в «сороку»). С 1,5 лет осваивайте творческую деятельность – лепку, рисование, аппликации.

Отсутствие мотивации

Иногда родители чересчур опекают свое чадо, на лету угадывая его желания. А зачем учиться говорить, если тебя и так все понимают! Когда крошка указывает пальчиком на предмет, не торопитесь его сразу подавать. Пусть у него возникнет потребность в умении говорить, и даже, если не всё будет сразу получаться правильно, в скором времени он научиться называть необходимые ему предметы.

Настойчивое обучение

Некоторые родители уж очень упорно учат свое чадо говорить. Неустанно требуя повторить за ними слово, они раздражаются, когда малыш не произносит его правильно, и исправляют его. Подобные методы могут лишь замкнуть кроху.

Переизбыток эмоций

А бывает обратная ситуация. Кроха произнёс слово, мама с папой счастливы. Он заметил их реакцию и снова повторяет слово, а значение его так и не закрепилось в сознании карапуза. Чтобы оно запомнилось, нужно связать название с предметом.

Недостаток внимания

Занятые работой родители совсем забывают о ребёнке, откупаясь игрушками и предоставляя его самому себе. А если малыш ещё и не ходит в сад, дефицит общения ведёт к отставанию в речевом развитии.

Если ребёнок левша

Почему не стоит переучивать левшу и как это может отразиться на его речи? Заставляя кроху работать правой рукой, мама с папой перекладывают врожденные функции «командующего» правого полушария мозга на левое, которое к этому не готово. В итоге воспринимающаяся на слух речь «не знает», в каком полушарии должна «осесть». Переученные левши не только позже заговорят, но и другие их способности развиваются не в полной мере.

Когда пора волноваться

Затрагивая тему — когда ребенок начинает говорить, Комаровский, как и другие педиатры, допускает, что до 3 лет дошколёнку позволено развиваться без оглядки на своих сверстников. Но если к этому возрасту дети так и остаются «молчунами» или имеют проблемы в звукопроизношении, стоит обратиться к неврологам и логопедам, чтобы как можно раньше исправить проблемы.

Сам Комаровский считает, что надо думать не о том, сколько и как правильно дитя говорит на данном этапе, а о том, как формируется этот навык в динамике. Если дитя в 2 года знает лишь 10 слов — это не так страшно, как, когда и в 3 года его словарный запас так и не пополнился.

И, прежде чем бить тревогу, призывает Комаровский, следует адекватно оценить развитие крохи.

Что делать, чтобы карапуз заговорил вовремя

Большинство родителей слишком поздно одумываются и начинают искать способы «разговорить» своё чадо. Между тем работу надо начинать с самого рождения. Какие рекомендации дают психологи и логопеды?

  • Выключить телевизор. Лишний звуковой фон вредит развитию речи.
  • Говорить с крошкой с самого рождения. Ласковым тоном четко и медленно произносите звуки. 
  • Никогда не «сюсюкать», обращаясь к малютке. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете младенца правильного восприятия речи.
  • Использовать только простые фразы и предложения. Длинные непонятные конструкции дети игнорируют.
  • Стать активным собеседником своему чаду. Да, многие дети разговаривают сами с собой, но если их не поддерживать, они быстро замолкают.
  • Показывать работу артикуляционного аппарата. В первые месяцы после рождения, когда ребёнок только осваивает простые звуки, надо чтобы он видел, как работают ваши органы при воспроизведении речи. Логопеды также рекомендуют такой прием: произнося слово или слог, приложите ладошку карапуза к своим губам, чтобы он почувствовал, как они двигаются.
  • Не упрощать слова. Ребёнок никогда не начнет говорить правильно, например «машина» и «собака», если его родители будут за ним повторять «би-би» и «гав-гав».
  • Сразу называть вещи своими именами. Сталкиваясь с каким-то сложным словом, например, леопард, родители «упрощают» его до «киси». Но рано или поздно дитя узнает, что кроме кошки, существует еще много похожих на нее животных — лев, тигр, гепард, рысь, и каждое называется по-своему.
  • Подробно отвечать на каждое «почему» крохи. Отнекиваясь раз за разом, вы губите в дошколёнке познавательный интерес, и в следующий раз он не станет интересоваться новым явлением.

Любимое занятие мам, говорит Комаровский, это постоянное выискивание несуществующих «неправильностей» у своего ребёнка. Позвольте ему развиваться своим путем и вы не успеете заметить, как он заговорит и догонит своих сверстников.

Ликбез для родителей

Задача родителей не только организовать благоприятные условия для успешного овладения речью ребёнком, но и следить, чтобы она была грамотной. Кроме художественной литературы, эталоном языка является собственная речь родителя. Вот тут и возникает много вопросов, ведь чтобы научить чадо говорить правильно, нужно самому знать, как употребляются слова.

Тематический материал:

«Пропылесошу» или «пропылесосю»?

Маленький «почемучка» обязательно задаст этот вопрос, не сомневайтесь. А как ответить, когда и сам сомневаешься в обоих вариантах?

И «пропылесошу», и «пропылесосю» будет ошибкой. Глагол «пылесосить» ограничен в образовании некоторых личных форм. В русском языке он такой не один, например, слова победить, чудить и др. также нельзя спрягать подобным образом.

Правильно сказать: «Хочу пропылесосить», «Хочу победить» и т. д.

Надо или нужно?

«Надо» и «нужно» являются синонимами. Есть лишь небольшая разница в их употреблении. «Надо» говорит скорее об обязанности и связано с действием, а «нужно» — это желание или потребность (нужда). «Надо» – более жесткое и сильное, «нужно» — менее настоятельное.

Это лишь несколько примеров. В любом случае никогда не бойтесь показаться ребёнку незнающим чего-то. Просто надо (или нужно!) всегда иметь под рукой орфографический и толковый словари, где вы вместе со своим любознательным отпрыском сможете найти, как правильно и грамотно говорить.

А когда ваш ребёнок начал говорить? Делитесь своим опытом в комментариях!

Как научить ребёнка говорить: способы, игры и упражнения

Формирование речи ребёнка происходит задолго до того, как он начинает самостоятельно разговаривать. С самого раннего возраста младенец воспринимает речь взрослых, подражает ей, а впоследствии опирается на приобретённый опыт. Развитие речи – не тот процесс, который можно пустить на самотёк – и в этой статье вы узнаете, почему.

Содержание статьи:

Этапы развития речи

Становление речи происходит постепенно, начиная с самого рождения. Зная приблизительные этапы развития речи в каждом возрасте, гораздо проще определить наличие признаков отставания.

  1. От 0 до 6 месяцев. Младенец активно слушает речь взрослых, пытается воспроизвести звуки, которые воспринимаются им пока как мелодия. Он уже различает голоса людей, которые с ним разговаривают. Сначала малыш овладевает гласными звуками, а уже ближе к полуторамесячному возрасту появляются согласные звуки «г», «к», «х», благодаря которым ребёнок начинает «гулить».
  2. От 6 до 12 месяцев. В этом возрасте ребёнок часто имитирует звуки взрослой речи. Произносит отдельные слоги, например «ма-ма», «лепечет». К окончанию первого года жизни появляются первые слова и предложения. Словарный запас составляет от 2-3 до 20 слов, причём большая часть – существительные.
  3. 1 год. В годик речь приобретает активный характер и становится средством взаимодействия со взрослыми. Вместе со способностью самостоятельно передвигаться, ребёнок накапливает знания об окружающем мире и пополняет словарный запас, который в этом возрасте составляет 300-400 слов. Произношение адаптирует под себя, пропуская или заменяя сложные сочетания звуков.
  4. 2 года. К двум годам формируется фразовая речь. В это время ребёнок способен сформулировать предложение из 2-3 слов. Постепенно происходит освоение грамматических категорий, таких как число, род, падеж. Запас слов достигает до 700 единиц.
  5. 3 года. Дети этого возраста активно общаются со взрослыми и сверстниками, но пока ещё с помощью простых предложений. Трёхлетний ребёнок овладевает основными закономерностями языка и на их основе придумывает свои слова. Этот процесс называется «словотворчеством» и сигнализирует о нормальном развитии речи ребёнка. Словарный запас – до 1000 слов.
  6. 4 года. На пятом году жизни ребёнок «оттачивает» полученные навыки, пополняет активный и пассивный словарный запас, который составляет приблизительно 2000 слов. По мере взросления все звуки родного языка ребёнок начинает произносить чётко и ясно.
  7. К 5 годам считается нормой, если ребёнок освоил все стороны языка и владеет свободной речью. Если нет – это повод незамедлительно обратиться к специалисту.

10 способов научить ребёнка разговаривать в домашних условиях

  1. Самый действенный и основный способ – говорить с ребёнком – как можно чаще и больше. Педиатры рекомендуют общаться с ребёнком ещё до его рождения. Речь взрослого должна быть выразительной, так как груднички воспринимают её на эмоциональном уровне. Научить говорить ребёнка в 1 год можно посредством отказа от языка жестов и полном переходе на словесное общение. Используйте короткие и понятные предложения, не коверкайте слова. Говорите так, чтобы ребёнок мог наблюдать за движениями губ и пытаться самостоятельно их применять для своей речи.
  2. Развивать мелкую моторику. Стимулирование нервных окончаний на пальцах рук положительно влияет на развитие речи. Для этого способа подходят любые упражнения, которые задействуют моторику мелких мышц: перебирание крупы, игры с массажными мячиками, нанизывание бусин на верёвочку. (Можно сделать отсылку к статье про развитие мелкой моторики, написав, например, «Подробнее можно узнать здесь».) Занятия на развитие мелкой моторики позволят научить двухлетнего ребёнка разговаривать как можно раньше.
  3. Расширять словарный запас. Дома, на улице, в магазине, на природе показывайте и называйте ребёнку названия окружающих предметов. На его вопросы доступным языком объясняйте значение тех или иных предметов, стараясь не перегружать мозг ребёнка сложными терминами. Это естественный и не затратный способ быстро научить говорить в 2 года своего ребёнка.
  4. Читать книги. Детям очень нравится рассматривать яркие, красочные картинки. Читайте ребёнку книгу, параллельно показывая на персонажей, например, колобка, лису, зайца. Одновременное зрительное и слуховое восприятие помогут быстрее запоминать слова и научиться их проговаривать. Уделяйте время для этого занятия каждый день, чтобы развить у своего ребёнка эту полезную привычку.
  5. Петь песни. Не меньше, чем книги, дети обожают песни. Пойте вместе с ребёнком его любимые песенки, разучивайте новые композиции, которые придутся ему по душе. Помимо стимуляции речевого аппарата, вы обеспечите и себя, и малыша хорошим настроением.
  6. Не понимать язык жестов. Если ваш ребёнок часто использует жесты, заменяя ими слова, необходимо простимулировать его к обратному. В очередной раз, когда малыш будет показывать пальчиком на что-то, сделайте вид, что не понимаете его. Попытайтесь вывести на диалог, задавая наводящие вопросы, но не доводите ребёнка до истерики, если он пока не готов к такому способу общения.
  7. Брать хитростью. Читая хорошо знакомую книгу, намеренно заменяйте слова, например: «Сяду на пенёк, съем горшок (вместо «пирожок»)». Этот приём воодушевит вашего ребёнка внимательно вслушиваться в речь, чтобы и в следующий раз подсказать, как правильно. Способ прекрасно подходит для того, чтобы научить говорить ребёнка в 3 года, так как к этому возрасту дети активно интересуются литературными произведениями.
  8. Повторять друг за другом. В качестве игры повторите за малышом слоги, которые он произносит, а затем предложите свой вариант. Ребёнок с радостью включится в это занятие и будет стараться выдавать ещё больше новых слогов.
  9. Убрать отвлекающие факторы. Беспрестанно работающий телевизор или компьютер с мультиками заглушит любые ваши попытки выйти на диалог. Ребёнку необходимо слышать живую, чистую, правильную речь взрослого. Чтобы научить чадо говорить в 4 года, следует придерживаться ограничений по времени для просмотра мультфильмов.
  10. Проявлять внимание. Отбросьте все дела, когда ребёнок подойдёт к вам, чтобы рассказать что-то интересное. Внимательно слушайте его, задавайте вопросы, удивляйтесь и всячески показывайте свою заинтересованность. Этим вы простимулируете желание делиться с вами всем, что придёт в голову и что захочется рассказать. Взаимный диалог возможен и необходим даже с маленьким ребёнком, ведь он поможет быстро научить разговаривать.

Упражнения и игры для развития речи

Пальчиковые игры

Любимое занятие для всех малышей. Направлены на развитие мелкой моторики и, как следствие, становления речи. Разучите с ребёнком небольшие стишки, например «Сорока-ворона». Подключите движения пальцев, которые ваш малыш будет с радостью повторять. Такие игры совершенствуют мелкую моторику и помогают научить ребёнка правильно говорить.

Артикуляционные упражнения

Мелкие мышцы рта в детском возрасте нужно тренировать, так как они могут быть недостаточно развиты. Для их укрепления требуется ежедневно проводить артикуляционную гимнастику. Расположитесь вместе с ребёнком у зеркала, чтобы контролировать правильное выполнение упражнений. Выполняйте движения губ и языка, показывая ребёнку пример для его самостоятельной работы.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Важно приучать ребёнка к правильному дыханию, начиная с момента его становления речи. Воздух, выпускаемый нами во время произношения речи, является источником звука. Многие несложные и легкодоступные упражнения направлены на развитие дыхания, например: подуть на одуванчик, надуть воздушный шар, выдувать мыльные пузыри.

Музыкальные игры

Учить ребёнка говорить можно с помощью музыкальных игр. Когда дети поют, им легче даётся усвоение звуков, слогов и в конечном итоге слов. Музыкальные игры можно организовать в нескольких вариациях: с музыкальными инструментами (ложки, барабан), песенки со звукоподражанием животным, песни с одновременным выполнением несложных движений.

Дидактические игры

Игр и методик с использованием дидактического материала – огромное количество. И практически все из них можно применить для развития речи. Игра «Волшебный мешочек» прекрасно подходит для развития речевых навыков. Правила игры: в мешочке находятся разнообразные по форме и величине предметы. Ребёнку предлагается на ощупь выбрать себе предмет и описать его. Проговаривание признаков предмета закрепляет речь, а также помогает в формировании начальных математических представлений.

Общие советы

В развитии речи ребёнка важно руководствоваться общим принципом «Не навреди». Нужно помнить, что каждый ребёнок развивается по своей индивидуальной модели и не всегда она подстраивается под описанные этапы развития. Мы рекомендуем придерживаться принципов, применимых в целом ко всему процессу воспитания и развития детей.

  1. Принцип игровой формы. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Чем интереснее построено занятие, тем более вовлечённым в него будет малыш. Не принуждайте играть. Вместо этого заинтересуйте.
  2. Принцип взаимного диалога. Разговоры с детьми – не пустая трата времени, как может показаться на первый взгляд. Выводите ребёнка на диалог, поддерживайте с ним разговор, рассказывайте и внимательно слушайте. Общение – самый действенный способ научить ребёнка рано говорить.
  3. Принцип принятия проблемы. Трудно признаться самому себе, что у ребёнка есть какие-либо проблемы. Однако чем раньше вы начнёте работу над ошибками, тем быстрее получите результат. Не бойтесь обратиться к профессионалам, если видите, что самостоятельная работа не приносит плодов.
  4. Принцип принятия индивидуальности. Ваш ребёнок – уже отдельная личность, даже если он только-только начинает стоять на ногах. Не стоит сравнивать его со сверстниками, которые уже вовсю рассказывают стишки. Вместо критики хвалите каждое достижение вашего ребёнка и тогда он обязательно заговорит.

Когда нужна помощь специалистов

Во время обнаружившаяся проблема и правильные способы её решения помогут предотвратить дальнейшее отставание ребёнка. Необходимо запастись терпением, нацелиться на положительный результат и дать своему ребёнку шанс безболезненно войти в социальный мир и научиться существовать в нём.

Поводы начать работу над развитием речи совместно с логопедом, неврологом и другими специалистами:

  • после 8 месяцев малыш не реагирует на обращения к нему;
  • появляется гнусавость голоса;
  • не хватает воздуха, чтобы закончить фразу;
  • во время разговора идёт повышенное слюноотделение;
  • в 2 года ребёнок говорит только слогами;
  • в 3 года ребёнок всё ещё стремится говорить только простыми словами;
  • в 4 года не выработано чувство слога и искажены слова.

Заключение

Детские центры развития «Бэби-клуб» оказывают родителям помощь в развитии детей с 2000 года. Наша миссия – гармоничное развитие ребёнка и становление его как самостоятельной личности.


Педагоги Бэби-клуба найдут индивидуальный подход к вашему малышу. А насыщенная среда и детский коллектив помогут ребёнку быстрее войти в социум и начать говорить. Обращайтесь в наши центры, ведь предотвратить проблему проще, чем бороться с её последствиями.

«Мой ребёнок не говорит». Интервью с логопедом и нейропсихологом

Каждый родитель с нетерпением ждёт от своего ребёнка первые «мама» и «папа» и переживает, если малыш не торопится говорить. В чём могут быть причины задержки речевого развития (ЗРР), к каким специалистам обращаться и чем помочь ребёнку? «Лабиринт 42» поговорил с опытным дипломированным логопедом и сертифицированным нейропсихологом Екатериной Плетневой. У Екатерины 15-летний стаж работы, она является создателем авторской методики запуска речи и успешно внедряет новые методы коррекции на практике.


Ребёнок не говорит: как отличить реальную проблему от особенностей характера и темперамента?

Каким бы ни был характер ребёнка, основным средством коммуникации была и остаётся речь. Малыш молчаливый и замкнутый по типу темперамента или характера, так или иначе в определённых и важных для него ситуациях использует речь. Малыши с задержкой речевого развития молчат всегда, используя вместо речи жесты, эмоциональные гиперреакции: плач, крики, улыбки, смех.

В каком возрасте, в среднем, ребёнок должен начинать складывать слова во фразы и предложения?

Ребёнку от года и до двухлетнего возраста подвластны слова и примитивные фразы, ребёнок трёх лет справляется с предложениями. Но! Формирование предложений до трёх с половиной лет является вариантом нормы, так как все дети разные, и развитие высших психических функций идёт волнообразно и индивидуально.

Что делать при подозрении задержки речи у ребёнка? К каким специалистам обратиться в первую очередь?

При подозрении на задержку речевого развития рекомендовано обращение к неврологу и логопеду. Невролог, по показаниям, воздействует на кору головного мозга препаратами, налаживающими нейронные связи, а логопед воздействует на периферию, непосредственно на артикуляционный аппарат. А также осуществляет работу, опираясь на сохранные психические функции, – память, внимание, мышление, восприятие, воображение, дабы помочь формированию речи.

Чем могут родители помочь своему ребёнку в освоении речи? Как общаться с малышом, чтобы подтолкнуть его к освоению речи?

В первую очередь, родитель должен скорректировать своё поведение, а именно: сопровождать любые действия речью, то есть проговаривание, беседы с малышом, больше давать ребёнку самостоятельности и чаще быть «ленивым и непонимающим» родителем в хорошем смысле слова. Тем самым, родители подталкивают ребёнка к самостоятельной речи и социализации. Также крохе поможет выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игры на развитие психических процессов.

При каких заболеваниях у ребёнка могут быть проблемы с освоением речи?

Нарушения формирования речи, а именно задержка речевого и психоречевого развития, как правило, бывает, если у ребёнка есть поражения центральной нервной системы. Это не выделяется в отдельное заболевание, не имеет названия, но, тем не менее, может определяться даже в раннем возрасте. Так, тяжёлые роды могут повлиять на то, как в дальнейшем будет развиваться речь ребёнка. Осложнения после прививки иногда становятся причиной ЗРР: высокая температура и судороги могут стать провоцирующим фактором. Повторюсь, это не отдельное заболевание, это воздействие на центральную нервную систему.

Высшая психическая функция – это речь. Соответственно, если страдает кора головного мозга, возникают проблемы с речевым развитием.

Практически все заболевания опорно-двигательного аппарата у малышей ведут к задержке речевого развития. Потому что всё, что связано с артикуляторной мелкой моторикой так или иначе связано и с общей моторикой. Если есть нарушения в общей моторике, то они будут и в пальчиковой, и в артикуляции. Одно связано с другим и может провоцировать ЗРР. Есть целый ряд факторов, которые могут повлиять на задержку речевого развития.

Есть мнение, что ребёнок может молчать до определённого возраста, а потом начать говорить сразу предложениями. По вашему опыту, это правда? И почему так происходит?

Да, действительно, на моей практике встречались малыши с ЗРР, которые долгое время молчали, а в один момент заговорили предложениями. Связано это, опять же, с волнообразным развитием высших психических функци: дозрела кора головного мозга, и появилась речь предложениями. Но она, как правило, не является полноценной, так как дети испытывают сложности в лексико-грамматическом аспекте речи, нарушен фонетико-фонематический слух, страдает звукопроизношение.

Каковы последствия позднего овладения речью?

Позднее овладение речью ведёт к тому, что ребёнку, так или иначе, придётся проходить коррекцию звукопроизношения со специалистом. Коррекционную работу с такими детьми проводит логопед по формированию фонетико-фонематического слуха, развитию лексики и грамматики. А самый главный отрицательный аспект позднего формирования речи – это сложности в освоении чтения и письма или проблемы с этим в школьном возрасте.

Современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники, скажем, 10 или 20 лет назад. С чем это связано?

В последнее время действительно всё чаще и чаще встречаются дети с ЗРР. Речь малышей развивается гораздо позже. Это связано, на мой взгляд, с тем, что зачастую мы ненормированно используем различные гаджеты: смартфоны, телевизоры и планшеты. Также влияет психологический аспект, когда ребёнок в семье становится «вожаком стаи». Должно быть наоборот: ребёнок идёт за родителями. В противном случае мы получаем гиперопеку, когда вопреки всем законам эволюции малыш без жизненного опыта становится «вожаком стаи». Разговор о ситуациях, когда родители не дают ребёнку быть самостоятельным, всё делают и решают за него, тем самым, не провоцируя у крохи речь.

Вокруг такого малыша, как правило, понимающие без слов бабушки и дедушки, мама и папа, которые за него договаривают, додумывают или догадываются по жестам и движениям, что нужно крохе. В данном случае я рекомендую включать «ленивую маму», в хорошем смысле этого выражения. Мама уже не может выполнять какие-то примитивные задачи, например, надевать ребёнку носки или шорты. Мама становится непонимающей, тем самым провоцируя ребёнка на речь. Спровоцировать у ребёнка речь словами «скажи» или «попроси» невозможно. Это можно сделать, только поставив малыша в условия созревания речи, то есть включив «непонимающую маму». Других вариантов нет. Нужно понимать, что это будет для малыша выходом из привычной зоны комфорта, а это всегда ведёт к развитию.

Поделиться в соцсетях

Начинаем говорить предложениями

Дар болтливости вашего малыша не доставляется с бантом наверху. Это больше похоже на болтовню, которая начинается с лепета, а затем отдельных слов и заканчивается подробным описанием того, что произошло на игровой площадке. Но посередине есть небольшая веха, которая делает возможным грандиозный финал: научиться говорить предложениями.

Между 18 и 24 месяцами ваш малыш начнет использовать простые предложения из двух слов. Будь то «Я играю» или «Не сплю», вы, вероятно, обнаружите, что есть одна комбинация из двух слов, которую она повторяет снова и снова. Это потому, что малыши часто не полностью понимают значение своих слов на этом этапе, поэтому они застревают на одних и тех же. А поскольку плакать по-прежнему легче, чем использовать слова в предложениях, особенно когда ваша малышка устала, капризничает или подавлена, она все равно будет использовать слезы, чтобы попытаться донести свое сообщение, поскольку она начинает говорить предложениями.

Как заставить ребенка говорить

К двум годам ваш малыш начнет превращать свои предложения из двух слов в вопросы («Иди домой?») И использовать новые слова в короткие предложения.Год спустя она, вероятно, будет знать слово почти для всего, что хочет сказать, и будет строить как предложения, так и вопросы достаточно хорошо, чтобы каждый мог их понять (по крайней мере, в большинстве случаев). Даже если это не совсем так, если она говорит новые слова и по-разному использует свои старые резервные копии, она добивается важных успехов.

Вот несколько способов помочь вашему малышу справиться с горбинкой предложения из двух слов:

  • Не заканчивайте ее предложения и не перебивайте ее. Она расстроится, если вы будете часто вмешиваться, и может даже отказаться от попыток говорить предложениями.
  • Дайте ей много возможностей поговорить. Включите ее в свои разговоры со своим партнером и старшими детьми, чтобы дать ей возможность поболтать.
  • Избегайте детской болтовни. Говорите ясно и просто, используя настоящие слова и полные предложения, чтобы она могла видеть, как это делается.
  • Расскажите. Обсуждая свой день с маленьким помощником, говорите обо всем, что вы делаете вместе: «Пойдемте по проходу, чтобы взять курицу, которую мы приготовим на ужин.»
  • Ответьте на ее слова большим количеством слов. Если она кричит «Цыпленок!» за обеденным столом скажите: «Да, мы едим вкусную курицу на ужин». Добавляйте в разговор прилагательные, и вскоре она тоже.
  • Спросите. Двусторонние беседы — хороший способ ускорить развитие языка, потому что они помогают крошечным говорящим людям практиковать свои новые навыки, поэтому задавайте вопросы своему малышу, требующие более чем положительного или отрицательного ответа. Только не заставляйте свою крошку отвечать, если она не готова его дать.
  • Посвятите все свое внимание. Сохраняйте концентрацию, когда она говорит. Если вы отвлечетесь, она тоже.
Если ваш ребенок кажется напряженным, когда пытается говорить предложениями, или вообще избегает говорить, поговорите со своим педиатром. Врач поможет вам, если у вашего ребенка настоящая задержка речи, и предложит проверить слух или пройти обследование у логопеда, чтобы узнать, может ли логопед решить эту проблему.

Развитие речи у детей | healthdirect

начало содержания

Чтение за 3 минуты

Развитие речи у детей значительно различается, даже в пределах одной семьи.Однако дети, как правило, следуют естественному прогрессу в овладении языковыми навыками, и есть определенные этапы, которые можно определить как приблизительный ориентир для нормального развития.

Как со временем развивается речь?

Младенцы должны выучить звучание языка, прежде чем научиться говорить.

Хотя отдельные дети развиваются по-своему, есть несколько общих закономерностей:

  • В возрасте от 1 до 3 месяцев младенцы плачут и ворчат.
  • В возрасте от 4 до 6 месяцев младенцы вздыхают, хрюкают, булькают, визжат, смеются и издают разные плачущие звуки.
  • В возрасте от 6 до 9 месяцев младенцы лепечут по слогам и начинают имитировать тоны и звуки речи.
  • К 12 месяцам у ребенка обычно появляются первые слова, а к 18 месяцам — 2 годам дети используют около 50 слов и начинают складывать два слова в короткие предложения.
  • С 2-3 лет приговоры расширяются до 4 и 5 слов. Дети могут узнавать и идентифицировать почти все обычные предметы и изображения, а также использовать местоимения (я, я, он, она) и некоторые формы множественного числа.Незнакомцы понимают большинство слов.
  • С 3-5 лет разговоры становятся длиннее, абстрактнее и сложнее.
  • К 5 годам ребенок обычно имеет словарный запас на 2500 слов и говорит полными грамматически правильными предложениями. Они задают много вопросов «почему?», «Что?» И «кто?».

Узнайте больше о языковом и речевом развитии вашего ребенка в статье «Беременность, роды и ребенок».

Как родители могут помочь в развитии речи?

Вы можете побудить ребенка начать говорить по телефону:

  • Корчить рожи, кричать и рассказывать о своих делах со дня их рождения.
  • Интерактивные игры, такие как прятки и пение детских песен.
  • С раннего возраста смотришь на книги — тебе не нужно читать слова, просто говори о том, что ты видишь.
  • Говорите медленно и четко и используйте короткие простые предложения — если ваш ребенок уже говорит, попробуйте использовать предложения, которые на слово или около того длиннее, чем предложения, которые он сам использует.
  • Избегать тестов, например вопросов «Что это?», Поскольку дети лучше учатся без давления.
  • Не критикуйте неправильные слова и вместо этого говорите слово правильно — например, если ваш ребенок указывает на кошку и говорит «Са!», Скажите: «Да, это кошка».
  • Позвольте ребенку вести беседу и помогать ему расширять свои мысли.
  • Предоставьте вашему ребенку множество возможностей поговорить и у него будет достаточно времени, чтобы ответить на ваши вопросы.
  • Снижение фонового шума, например, телевизора, и ограничение просмотра телепередач под присмотром детьми старшего возраста.

Проконсультируйтесь с врачом или детской медсестрой, если:

  • К 12 месяцам ваш ребенок не пытается общаться с вами (используя звуки, жесты и / или слова), особенно когда ему нужна помощь или что-то нужно
  • К 2 годам ваш ребенок не произносит около 50 слов или не начинает сочетать слова.

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect.

Последнее обновление: февраль 2019 г.

8 верных признаков того, что ваш ребенок одарен вербально | Scholastic

Как родители, каждый новый языковой навык, оттачиваемый нашими детьми на протяжении многих лет, может казаться большим достижением — и не зря, потому что это так!

Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, является ли словарный запас вашего маленького ребенка особенно обширным для его возраста, или это нормально, что он повторяет новые слова почти мгновенно? Если это так, возможно, у вас в руках ученик с высоким уровнем устной речи.

«Как правило, эти дети проходят процесс усвоения и понимания речи гораздо быстрее, чем другие», — говорит Салли Рейс, доктор философии, вице-проректор по академическим вопросам Университета Коннектикута и бывший президент Национальной ассоциации одаренных детей. Дети.

Конечно, каждый ребенок развивает навыки в разном возрасте и с разной скоростью. Иногда дети быстро развивают языковые навыки, но их общие моторные навыки, такие как ходьба, развиваются медленнее (и со временем они могут меняться), — говорит Янн Фуджимото, MS, CCC-SLP, сертифицированный речевой патолог из Окономовока. , Висконсин.«Тот факт, что дети преуспевают в одном возрасте, не обязательно означает, что они продолжат эту траекторию», — говорит она. «Точно так же, если вы думаете:« Мой ребенок прямо сейчас попадает в цель », это не значит, что ваш ребенок не вырастет позже».

Следующие этапы языкового развития помогут вам определить, является ли ваш ребенок вербально продвинутым для своего возраста. Но независимо от того, на каком уровне она находится, самое главное — постоянно знакомить ее с богатой языковой средой — это поможет расширить ее словарный запас, познание мира и любовь к учебе.

Большинство детей произносят первые слова в возрасте около года, но дети с высоким уровнем вербального развития могут произносить такие слова, как «дада» или «нет», даже раньше. «Некоторые очень не по годам развитые устно дети говорят свои первые слова в возрасте от шести до девяти месяцев», — говорит Рейс. «А до этого они пытаются общаться, даже если еще не могут говорить». Например, вы можете заметить, что ваш ребенок пытается имитировать движения вашего рта или высовывает язык.

Чтобы стимулировать эти первые звуки, убедитесь, что ваш ребенок слышит слова разными способами.«Попробуйте расширить языковой опыт разными способами, напевая им, читая им или показывая им предметы и произнося соответствующие слова», — говорит Рейс. Чем больше слов услышит ваш ребенок, тем лучше он будет научен говорить.

Выбор книги: «Еще, еще, еще», — сказала Младенец. Эта яркая настольная книга о детях и взрослых, которые их любят, порадует вашего малыша и познакомит его со все новыми и новыми словами! Повторение и простые строфы учат молодых людей основам английского языка.

Это может быть так же просто, как «Я пошел домой», но когда годовалый ребенок складывает слова в связку, чтобы придать смысл, это признак вербального развития, — говорит Фудзимото. «Предложения могут быть грамматически неправильными, но это нормально, потому что это может произойти позже», — говорит она. Он все еще развит — в этом возрасте большинство детей связывают сразу два слова (например, «Привет, мама» или «еще молока»).

Если ваш годовалый ребенок начинает строить короткие предложения, Фудзимото рекомендует добавлять еще одно описательное слово к каждому высказыванию, которое она делает.Например, вы можете ответить на вопрос «Я хочу яблоко!» говоря: «О, вы хотите еще яблок на !» или «Вы хотите красное яблоко ». Это показывает ей множество способов, которыми мы используем язык для описательной речи.

Подбор книги: Бурый медведь, бурый медведь, что вы видите? Когда вы будете читать эту любимую классику и указывать на поразительные иллюстрации животных, таких как красная птица, желтая утка и зеленая лягушка, ваш ребенок выучит яркие прилагательные, которые окрашивают наш мир.

В то время как большинство детей в возрасте 2 лет экспериментируют со звукоподражанием (словами, описывающими звуки, например, «гудок-бип!») И начинают задавать вопросы («Где дада?»), Более продвинутый ребенок может уже говорить более длинными предложениями со многими глаголы, например: «Я играл, прыгал и пел!» — говорит Фудзимото.

К двум годам он, возможно, уже уловил, когда речь должна быть смешной. «Продвинутым детям нравятся тонкости языка, и они видят в них юмор в раннем возрасте», — говорит Рейс.«Если вы прочтете забавную строчку из книги, они рассмеются».

В этом возрасте уместно начать тонко исправлять ошибки в неправильных глаголах. Например, когда ваш ребенок говорит: «Я пошел ночь-ночь», вы можете сказать: «О, вы, , пошли ночь-ночь!» «Им не нужно повторять это или говорить правильно в этот самый момент, но это может служить моделью для следующего раза», — говорит Фудзимото. Вы также можете попробовать это с неправильными существительными — например, используя слово «гуси», когда ваш ребенок говорит «гуси».”

Выбор книги: Вонки Осел . Дети, любящие юмор, будут в припадках смеха во время чтения вслух сказки о дерзком, шаловливом, капризном, вонючем, долговязом, долговязом, хонки тонки, подмигивающем и шатком осле! Эта милая история также демонстрирует, как правильно использовать глаголы в прошедшем времени, такие как «пила», «нюхала» и «имел».

Некоторые продвинутые дети проявляют восхищение в книгах о реальных местах и ​​событиях уже в возрасте 3 лет. «По мере того, как некоторые из этих устно не по годам развитые дети становятся немного старше, они могут проявлять естественное любопытство и жажду информации, а зачастую и демонстрируют предпочтение. для научно-популярного или информационного текста », — говорит Рейс.В этом возрасте ваш ребенок может также правильно использовать многие неправильные глаголы и существительные.

Найдите время, чтобы поэкспериментировать с типами книг и информацией, которые больше всего интересуют вашего ребенка — как документальной, так и художественной. «Возможно, они еще не все понимают, но если им нравится слушать историю, повторение слов в конечном итоге даст им еще более продвинутый словарный запас», — говорит Рейс.

Выбор книги: Солнце — своего рода большое дело . Удовлетворите любопытство своего ребенка бесконечными развлечениями! В этой космической книжке с картинками используется небольшой текст и изображения антропоморфизированных планет в стиле комиксов, чтобы изучение вселенной было увлекательным, а — информативным.

Многие дети не усваивают более сложные звуки примерно до 7 лет, но если ваш ребенок словесно развит, он может сделать это к 4 или 5 годам. Эти звуки включают «th» (как в большом пальце), «l» (как в «лимон»), «s» (как в «сестра»), «r» (как в «красном» или «керри»), «v» (как в «победе»), «j» (как в январе), «ch» (как в стул или много), и «ш» (например, корабль или месиво).

«Эти звуки требуют большой координации с точки зрения того, куда вы кладете язык, что вы делаете со своими губами и как вы перемещаете воздух во рту, что у детей не часто бывает, пока они не станут немного старше», — говорит Фудзимото.

Сейчас и на протяжении всей начальной школы продолжайте поощрять языковые навыки вашего ребенка, вводя альтернативные слова для определенных сценариев. Например, вы можете сказать: «Я смотрел на звезды прошлой ночью!» а не «Я смотрел на звезды». «Это действительно небольшая настройка, но ваш ребенок может спросить, что означает« пристальный взгляд », и это даст вам возможность объяснить это слово», — говорит Фудзимото.И, конечно же, включайте в повседневную жизнь вашего ребенка как можно больше книг, игр и песен — его словарный запас будет стремительно расти.

Почему малыши не говорят полными предложениями? »Science ABC

Дети развивают свои языковые навыки в разное время и разными способами, но прогресс, как правило, линейный, а полные предложения являются более продвинутой формой языка, требующей элементарного понимания различных морфем, а также грамматики и его цель.

Если у вас когда-либо был ребенок, вы играли с племянниками или заговаривали с малышами друга на дне рождения, вы, вероятно, осознавали, что маленькие дети не владеют языком так же хорошо, как другие. взрослые в вашей жизни. Фактически, многие маленькие дети и малыши передают свои желания жестами, односложными тонами или короткими фразами из двух слов. Наш более развитый взрослый мозг обычно может расшифровать эти желания или просьбы. Однако во многих случаях кажется, что малыши понимают более длинные и сложные вопросы или указания взрослых, но не отвечают полными предложениями — почему?

Развитие речи у детей

Маленьким детям не нужно много времени, чтобы начать разгадывать тайну языка задолго до того, как они научатся говорить.Исследования показали, что даже в первый год дети могут распознавать речь на родном языке и реагировать на нее, определять различия в фонетических звуках, а также перерывы в плавной речи. В сочетании с другими чувствами и ассоциациями «слово-объект» доречевые дети развивают способности и понимание. Было показано, что дети будут реагировать на видео «мама» и «папа», когда им предложат соответствующее слово, но не будут реагировать на изображения других людей.

Развивая связи «слово-объект», «роман-ярлык» и «роман-объект» до достижения годичной отметки, дети до начала речи закладывают основу ассоциаций, которые будут поддерживаться и подтверждаться, как только они начнут формировать осмысленную речь. Большинство детей произносят свое первое слово в возрасте 10–14 месяцев, а отметка в год обычно ассоциируется с 2–3 основными словами (например, мама, папа, кошка и т. Д.).

В возрасте от 1 до 2 лет язык может развиваться быстро, но если этого не произойдет, это не должно меня беспокоить, при условии, что ваш ребенок издает много шума (даже тарабарщины), использует жесты и отвечает в соответствии с вашими указаниями, например, прекратить свое поведение при слове «нет».Важно помнить, что у детей есть широкий спектр языкового развития, а не правильный и неправильный путь.

В среднем, изучение и использование языка будет быстро расти примерно через 18 месяцев, расширяясь от частей тела, мамы / папы и очень знакомых предметов / домашних животных к новым объектам, некоторые из которых будут находиться дальше от их непосредственного присутствия или прямой видимости. В период от 18 месяцев до 2 лет словарный запас ребенка может расшириться до 50 или более слов, включая его собственное имя.Ко второму дню рождения ребенка они нередко используют фразы из двух слов, такие как «я иду» или «папина машина», чтобы обозначить взаимосвязь между предметом и действием. Некоторые болтливые и бессмысленные слова по-прежнему будут использоваться в повседневной жизни, но к этому моменту своего развития они перейдут в основном на «настоящие» слова.

В возрасте от 2 до 3 лет словарный запас ребенка обычно увеличивается с 50 до ~ 200 слов и более, что сопровождается гораздо большим пониманием того, что ему говорят.Кроме того, количество используемых ими морфем (значимых частей предложения) вырастет до 3 или 4. Например, в возрасте 2 лет ребенок может сказать «папа машина» (2 морфемы), тогда как в возрасте 3 лет эта же мысль может быть такой же. выражается как «Папа в машине» (4 морфемы).

Малыш, изучающий язык (Фото: maroke / Shutterstock)

Уровень владения языком у большинства детей повысится в возрасте от 3 до 4 лет, словарный запас увеличится почти до 500 слов, а построение предложений из 5-6 морфем, а также способность различать разные части речи, включая слова действия и времена.Возможно, они не смогут правильно использовать эти тонкие слова в своем собственном разговоре, но они могут понять эти более сложные стили предложений. К 4 годам большинство детей могут говорить полными предложениями.

Как вы можете видеть из этой последовательности ожидаемых этапов, овладение языком — это постепенный процесс, и эти конкретные временные этапы представляют собой среднее значение, которое обычно наблюдается в этих точках. Малыши в возрасте 2 и 3 лет не говорят полными предложениями, потому что они могут выразить свое значение и достичь своих целей с помощью меньшего количества слов.Родители как можно лучше расшифровывают желания и потребности детей в течение этого периода быстрого развития мозга, в то время как дети слушают, учатся и усваивают языковое поведение вокруг них.

Путем проб и ошибок, в сочетании с регулярной практикой, беседой и чтением, малыши осваивают языковые навыки в удобном для них темпе. При этом существует ряд факторов, которые могут повлиять на языковое развитие и прогресс. Если вы чувствуете, что ваш ребенок не может развиваться на нормальном или здоровом уровне, вы можете рассмотреть некоторые из причин, описанных ниже.

Факторы, влияющие на развитие речи

Как и многие другие элементы развития ребенка, существует множество факторов, которые могут повлиять на развитие речи у ребенка, включая намеренную поддержку и практику, общение с другими детьми, чтение, учебные игры, коммуникативные расстройства и т. Д. факторы окружающей среды.

Поддержка / Практика — Одна из самых важных вещей, которые вы можете делать со своим ребенком, — это практиковаться в общении! Детский язык может быть уместным в течение нескольких месяцев, но чем раньше вы начнете говорить полными простыми предложениями, тем быстрее ваш ребенок начнет учиться и подражать вашей речи.Кроме того, когда ваш ребенок начинает произносить свои первые слова, смотрите на все как на возможность обучения. Выявление предметов на улице для усиления ассоциации, поощрение их к объединению слов в фразы и их повторение вслух, поможет языку стать постоянным элементом их жизни. Например, если ваш ребенок говорит: «Папа в машине», подскажите ему, ответив: «Папа в машине».

Мать учит своего малыша (Фото: Юганов Константин / Shutterstock)

Всегда делайте вашу поддержку позитивной и прогрессивной; вместо того, чтобы говорить им, что они сделали ошибку, попросите их попробовать еще раз или повторить вам фразу как можно лучше.Положительное подкрепление чтением им или совместным произнесением слов также будет способствовать плавному обучению.

Общение — Общение с другими детьми и малышами может быть очень полезным для развития коммуникативных способностей. Совместные игры и времяпрепровождение с друзьями важны для того, чтобы показать, что общение и взаимодействие с другими — это веселое занятие. Взаимодействие со «сверстниками» также отличается от общения с родителями, братьями и сестрами, что еще больше расширяет представление вашего ребенка о том, каким может быть язык.

Образовательные игры — Несмотря на то, что при воспитании ребенка есть много возможностей для развлечения, существуют также бесчисленные возможности для обучения. Рассказывание историй, создание сценариев с помощью различных игрушек, а также мягкое подталкивание к словарному запасу и языковой практике могут сделать язык постоянной частью их дня, независимо от того, играют ли они и смеются или сидят на своем стульчике во время обеда. Известно, что игра тесно связана с изучением языка, поскольку самовыражение легче проявляется в спокойной и приятной обстановке.Когда ребенок впервые осваивает мир, все в его повседневной жизни и в ближайшем окружении — это шанс чему-то научиться!

Факторы окружающей среды — Домашняя и культурная ситуация ребенка также влияет на его желание и способность говорить. Дети разведенных или разлученных родителей, те, кто пережил травму / насилие, дети без братьев и сестер, или те, кто вырос изолированно от других детей или людей, помимо своих родителей, могут показывать более медленный прогресс в языковом развитии, чем другие.Например, ребенок, который растет в центре активного города в динамичной семье и социальной структуре, может развиваться быстрее, чем ребенок, живущий в сельской местности с одним родителем и минимальным социальным взаимодействием.

Расстройства общения — Задержка в разговоре часто является очевидным признаком для родителей, что что-то не так, но, повторим еще раз, дети развиваются с разной скоростью, поэтому обязательно поговорите со специалистом, прежде чем беспокоиться! При этом языковые задержки являются относительно обычным явлением, о чем может свидетельствовать явное отсутствие вех, указанных выше.Другие симптомы могут включать не слушание указаний, отказ от разговора к двум годам, проблемы с формированием и пониманием предложений, а также плохое произношение основных слов. Причины задержки речи могут быть разными: от расстройства аутистического спектра или нарушения слуха до умственной отсталости или какой-либо формы травмы.

Последнее слово

Наблюдать, как ваш ребенок растет и развивает коммуникативные способности, — это чистая и постоянно вознаграждающая радость. Однако в наше время родители часто начинают беспокоиться, когда речь их ребенка, так сказать, «не поспевает за Джонсов».Важно помнить, что есть много факторов, влияющих на способность ребенка говорить, некоторые из которых находятся вне вашего контроля как родитель.

Статьи по теме

Статьи по теме

Развитие может происходить непредсказуемыми волнами, урывками, поэтому лучше всего оказывать последовательную, заинтересованную и позитивную поддержку. Если наблюдается серьезная задержка, то можно и нужно обратиться за профессиональной помощью. К счастью, существует огромное количество эффективных методов лечения и стратегий для преодоления языковых расстройств, если вашему ребенку нужна дополнительная помощь в поиске пути в мир слов.

Когда ваш малыш будет говорить предложениями?

После того, как первое слово f вашего малыша утихнет, вы можете почувствовать, что рост его словарного запаса в следующие несколько месяцев на удивление замедлится. Но не волнуйтесь — это совершенно нормально.

Если ваш малыш произносит свое первое слово в 1 год, обычно он использует от 30 до 50 слов через полгода.

Однако по прошествии 18 месяцев происходит «взрыв именования» с огромным всплеском количества новых слов.По оценкам, словарный запас вашего малыша увеличивается в среднем на шесть слов в день. А когда в его словарном запасе хотя бы 100 слов, он начинает говорить фразами и короткими предложениями. Ваш малыш думает: «Теперь я действительно могу сказать маме, чего хочу!»

Первые предложения вашего малыша

Обычно первые предложения вашего малыша следующие:

  • Короткий. Он переходит от отдельных слов к фразам из двух или трех слов. К 2 годам его предложения состоят из четырех или пяти слов, а к 30 месяцам он будет использовать до 10 слов.
  • Телеграфный . Подобно тому, как в телеграммах используются только самые важные слова и пропускаются более мелкие, ваш малыш разговаривает аналогичным образом. Он говорит: «Я хочу мяч» вместо «Я хочу мяч».
  • На основе правил. Вы можете, например, предсказать, что он скажет «стул мумии», когда намеревается сказать: «это стул мумии», потому что его структура предложения следует основным правилам.

Возможность сказать, что он думает

Между вторым и третьим днями рождения вашего малыша то, что он говорит предложениями, становится намного ближе к тому, что он думает.Например, он включает много меньших слов, таких как «и», «но», «мой» и «я», и начинает использовать множественное число, прошедшее время, предлоги и другие второстепенные грамматические конструкции.

Вместо существительных и глаголов ваш малыш говорит с широким спектром грамматических структур, что делает его речь более похожей на вашу.

Ваш малыш также начинает использовать интонации, например, он повышает голос в конце фразы, чтобы указать на вопрос.

Делает ошибки, когда говорит

Ожидайте, что ваш малыш будет делать множество ошибок, улучшая свою речь и язык.Иногда он может путать слова, путаться, неправильно произносить звуки первых букв и даже составлять слова, которые он никогда не слышал от вас.

Помните, что не следует исправлять своего малыша, когда он делает такого рода ошибки, иначе он может стать излишне тревожным, что приведет к нежеланию говорить. Если вы подчеркнете мелкие ошибки, он думает: «Я просто промолчу, а не буду снова обличать».

Более эффективная стратегия — сказать правильные слова и фразы самостоятельно, как будто вы соглашаетесь с ним, а не укажете на его ошибку.Если он смотрит, как птица улетает, и говорит: «Птичка улетела», вы можете сказать: «Да, верно. Птица улетела ».

Как поощрять предложения

1. Реагируйте на предложения малыша

Посмотрите на своего малыша, когда он разговаривает с вами, и постарайтесь ответить соответствующим образом. Он любит ваше внимание.

2. Поменять знакомую историю

Немного измените его любимую историю, возможно, изменив имя главного героя.Следите за его реакцией, когда он это замечает.

3. Воспользуйтесь игрушечным телефоном

Он будет наслаждаться воображаемыми разговорами по игрушечному телефону, например «звонить» своей бабушке или лучшему другу. Однажды начавшись, он не остановится!

4. Разнообразьте свою речь

Используйте альтернативные слова для понятия, например, «большой» вместо «большой», «вкусный» для «хорошего». Он инстинктивно сам начнет использовать эти слова.

Развитие языка: 5-6 лет | Здоровые семьи BC

В первые школьные годы дети учат все больше и больше длинных слов.Они становятся более опытными в соединении слов новыми творческими способами. В этом возрасте они также лучше узнают, как звучит язык и как звуки объединяются в слова.


Вот некоторые способы развития языковых и коммуникативных навыков ваших детей в раннем школьном возрасте.

Звуки языка

К 5 годам дети узнают звуки, из которых состоят слова. Они могут определять слова, которые рифмуются. Они могут даже играть в рифмующиеся игры и петь список рифмующихся слов (летучая мышь, кошка, жир, шляпа, циновка…).

Дети начинают учить звуки, которые соответствуют различным буквам алфавита. Это важно для развития навыков чтения. Дети также осознают, что отдельные звуки объединяются в слова. Например, когда звуки «т», «о» и «п» складываются вместе, получается слово «верх».

Знаете ли вы?
Когда дети пойдут в школу, у них все еще могут быть проблемы с произнесением некоторых звуков. Примером может служить звук «р», особенно в таких словах, как «грузовик», «слив», «принести» и так далее.

Развитие словарного запаса

К 5 годам дети обычно используют правильную форму глаголов, чтобы говорить о прошлых событиях. Например, «Я прыгнул» или «Я играл». Но им потребуется еще несколько лет, чтобы привыкнуть к множеству исключений в английском языке — например, «сломал», «бросил» и «съел», а не «сломал», «бросил» и «съел». Даже в восемь лет детям может показаться сложным прошедшее время некоторых глаголов.

Начиная с 5-6 лет дети понимают, что отдельные слова могут иметь разное значение.Они начинают больше полагаться на контекст слова, чтобы найти конкретное значение. Например, «крутой» означает нечто иное, когда вы говорите «сегодня классный день», по сравнению с тем, когда вы говорите: «Это действительно крутой робот, которого вы построили». Они начинают понимать не буквальные значения — например, «принять решение».

Ваш ребенок поймет, что новые слова можно образовать, соединив два слова — например, «книжная полка». Подобные «составные» слова чаще встречаются в детской речи с 5-6 лет.Ваш ребенок также будет использовать более длинные слова, когда узнает окончания, которые меняют значение слов. Например, когда вы добавляете «er», глагол превращается в существительное. Итак, «учить» становится «учителем».

Ваш ребенок также начнет понимать, что слова не всегда нуждаются в «s», чтобы стать множественным числом — например, «ноги» и «мыши», а не «ноги» и «мыши».

С 6 лет дети начинают использовать префиксы (начало слов) и суффиксы (окончания слов), чтобы составить больше слов. Таким образом, они могут использовать «ness» (как «счастье») и «un» (как «разворачивать»).

Использование предложений

К 5 годам дети могут комбинировать слова для образования активных и пассивных предложений. Но им часто бывает трудно понять пассивные предложения.

Например, они могут понять активное предложение, такое как «Собака следовала за мальчиком». Но они могут подумать, что такое пассивное предложение, как «кошка гналась за собакой», на самом деле означает «кошка гналась за собакой». При описании картинок они могут также путать, кто что и с кем делает. К 6 годам понимание конструкции предложений улучшается.

В этом возрасте дети также могут иметь проблемы с пониманием того, к кому относятся местоимения — например, на кого «она» ссылается в предложении: «Женщина сказала последней пришедшей девушке, что она опоздала». Это понимание постепенно улучшается с возрастом.

Навыки повествования

С 4-8 лет у детей улучшаются повествовательные навыки, и они становятся лучше рассказывать истории. Их истории становятся длиннее и подробнее. Истории могут быть выдуманными или о том, что действительно произошло.Также становится легче понять, о ком говорят дети, когда они рассказывают историю, и как события в их историях сочетаются друг с другом.

В эти годы дети учатся:

  • правильно использовать разные связывающие слова (например, «тогда», «сейчас», «когда», «до», «пока» и «хотя»)
  • установить связующие звенья и причины событий (например, «лодка затонула, поэтому всем пришлось плыть к пляжу»)
  • использовать разные типы предложений для представления одной и той же информации
  • используйте подходящие местоимения (например, «он», «она» или «они») вместо имен, когда из повествования ясно, о ком идет речь
  • не учитывает менее важные детали рассказа и больше сосредотачивается на установке рассказа и сюжете.

Знаете ли вы?
Дети растут и развиваются с разной скоростью. Информация в этой статье предлагается только в качестве руководства. Если вас беспокоит языковое развитие вашего ребенка, поговорите с учителем, врачом или медсестрой.

© Raising Children Network Limited, воспроизведено с разрешения.

Ресурсы и ссылки:

HealthLink BC: вехи речи и языка, возраст от 3 до 5 лет
HealthLink BC: поощрение языкового развития у вашего дошкольника
HealthLink BC: развитие речи и языка: красные флажки
HealthLink BC: задержка речи и языка: распространенные заблуждения
HealthLink BC: Проблемы с речью: нормальное нарушение речи (заикание)

Учимся говорить — этапы, поддержка вашего ребенка

На этой странице


Научиться говорить — важная часть развития ребенка, хотя многие из нас принимают как должное то, как маленький ребенок взаимодействует с другими, используя свой голос.Чтобы научиться ясно общаться с помощью слов и языка, требуются тысячи часов практики и повторения.

Как родитель, вам может быть полезно понять, как ваш ребенок развивает свои уникальные навыки в обучении речи.

Как младенцы общаются?

Даже находясь в утробе матери, младенцы могут слышать приглушенные звуки и учиться узнавать голос своей матери. Часто младенцы реагируют на знакомые голоса, становясь более активными.

Младенцы развиваются с головы до пят.Первые жизненно важные этапы развития сосредоточены на том, как младенцы могут эмоционально соединиться с теми, кто о них заботится. Установление зрительного контакта, умение улыбаться и ворковать, а также стремление к взаимодействию с близкими им взрослыми помогают обеспечить их выживание.

Первый язык вашего ребенка

Плач — это основной способ сообщить младенцам о своих потребностях. Они также общаются с другими с помощью звуков и жестов. То, что в первые месяцы начинается с улыбки, воркования и лепета, к 12 месяцам становится более ясными попытками сформировать первые слова.

С 2 месяцев

Младенцы начинают ворковать и издавать звуки, которые составляют основу речи. Бормотание — это фаза развития речи, и вы слышите звуки «ма ма», «да да» и «бубба». Примерно в этом возрасте они также учатся хлопать в ладоши и махать рукой на прощание.

В первый год дети постепенно учатся выражать себя разными способами. Они копируют слышимые звуки, дуют «малину», смеются, имитируют кашель и учатся визжать.

После первого дня рождения

Малыши теперь могут составлять более четкие слова, такие как «собака» и «мяч», а затем прогрессируют до тех пор, пока примерно к 2 годам они не смогут произносить до 50 слов и понимать гораздо больше.

В возрасте от 3 до 4 лет

Когда они начинают изучать язык, многое из того, что они достигают, будет мотивировано любопытством. Малыши учатся спрашивать «почему» и повторять услышанные слова. Их речь начинает проясняться, и они разговаривают сами с собой. Малыши также будут присоединяться к стишкам и песням и узнавать знакомые образцы в книгах.

От 4 до 5 лет

К этому времени дети стали намного яснее говорить. Фэнтези играет большую роль в их пьесах, и они составляют сложные истории.Некоторые звуки, такие как «й», «р» и «в», труднее произносить. Большинство детей в этой возрастной группе могут разговаривать со взрослыми и вести себя откровенно.


Развитие речи и речи

Узнайте, как вы можете помочь своему ребенку говорить и развить его языковые и речевые навыки.

ПодробнееРазвитие языка и речи

Как мне научить ребенка говорить?

Привыкайте разговаривать с малышом еще до его рождения. Ранняя эмоциональная связь начинается еще в утробе матери.

После рождения ребенка мягко говорите с ним, наблюдайте и слушайте его ответы:

  • Назовите то, что вы делаете, и расскажите об этом. Поговорите и побудите их снова поговорить с вами.
  • Интересуйтесь, когда они вам ответят. Учеба — это тяжелая работа, важно, чтобы вы хвалили их попытки.
  • Опуститесь на уровень их глаз, чтобы они могли видеть, как ваш рот шевелится, когда вы говорите. Формированию новых слов помогает копирование того, что вы делаете.
  • Стремитесь быть «в гармонии» с вашим ребенком и дайте ему время отреагировать на ваш голос.
  • Говорите с малышом каждый день, но старайтесь не слишком разборчиво относиться к тому, когда и как вы это делаете. Важно быть искренним и чутким — ваш ребенок не будет критичным.
  • Говорите с ребенком по имени.
  • Читайте своему малышу каждый день. Не удивляйтесь, если им каждый раз понадобится одна и та же знакомая книга.

Когда мне следует беспокоиться?

Проверьте Книгу здоровья ребенка, чтобы убедиться, что он прошел тест на слух при рождении.Иногда рекомендуется «рекомендательный» тест, и в этом случае тест слуха необходимо будет повторить через несколько недель.

Потеря слуха по любой причине может вызвать задержку в обучении речи.

Обратитесь к врачу для осмотра вашего ребенка, если:

  • У вас есть опасения по поводу их развития
  • Не реагируют на громкие звуки даже с рождения
  • у них значительная потеря навыков или они не кажутся одинаково сильными с обеих сторон своего тела
  • Они не реагируют на звук или изображение
  • они заикаются — большинство детей начинают заикаться в возрасте от 2 до 5 лет, и, хотя большинство из них перестают лечиться, у некоторых нет
  • они не взаимодействуют ни с вами, ни с другими людьми.
  • у них ограниченный зрительный контакт
  • они кажутся гибкими или жесткими и напряженными

«Красный флаг» Этапы речевого развития

Каждый ребенок уникален и развивается в свое время. Многие факторы играют роль в том, как дети учатся говорить. Раннее выявление задержки речи или проблем может иметь большое значение для получения нужного уровня поддержки.

«Красные флажки» помогают выявить проблемы на ранних стадиях развития ребенка. Регулярно проверяйте их прогресс.

Через 6 месяцев Ваш ребенок должен начать лепетать (например, ахх, охх).
К 9 месяцам Они должны указывать и использовать руки, размахивая руками и хлопая в ладоши. Бормотание и одновременное использование двух звуков (например, мама, дада и бубуб).
До 12 месяцев Они должны издавать звуки, больше похожие на разговоры. Отвечает на знакомые слова.
К 18 месяцам Они должны говорить четкие слова и понимать просьбы (e.грамм. «Дай мне мяч»).
К 2 годам Им следует учить новые слова и складывать слова вместе.
К 3 годам Их речь должна быть достаточно ясной, чтобы ее мог понять любой, и они используют простые предложения.
К 4 годам Они должны использовать понятную речь. Способен следовать указаниям, состоящим из двух частей (например, «сядь со своим плюшевым мишкой»).
К 5 годам Они должны уметь сказать вам, что не так, и вести простой разговор.

К кому я могу обратиться за помощью?

Посоветуйтесь со своей медсестрой, если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *