Застенчивые дети – Что делать родителям если их ребенок застенчивый

Содержание

Что делать родителям если их ребенок застенчивый

Чрезмерная застенчивость говорит о том, что у ребенка занижена самооценка. И хотя он этого не осознает, зато прекрасно чувствует. Помощь такому малышу состоит в том, чтобы повысить уверенность в собственных действиях и поступках. И здесь главным принципом будет — не навреди! Неправильно подобранные слова и методы лишь усугубят ситуацию.

Содержание статьи

Стоит ли обращать внимание?

С одной стороны, скромность придает девочке очарования. Застенчивого парнишку не назовешь надоедливым, настырным или наглым. Это отзывчивые и доброжелательные люди, всегда выслушают, придут на помощь. Из скромных девчушек и парней выходят верные друзья.

С другой стороны, это может быть бедой, когда ребенок не способен нормально общаться с детьми, играть с ними, заводить друзей. Его пугают новые люди и обстановка. Малыш переживает, но ничего поделать с собой не может.

Эти небольшие проблемы в будущем перерастают в огромные. Застенчивые люди часто остаются одинокими, им трудно найти вторую половину и создать семью. Из-за своей робости и скованности они незаметны и неуспешны.

Человек социальное существо. Он не может жить вне общества. И обязанность взрослых — помочь такому ребенку. То есть научить взаимодействовать с людьми. И лучше начать это делать в раннем детстве.

Психология: Застенчивые дети

Застенчивость, нерешительность в современной жизни, если не недостаток, то уж точно свойство характера, которое мешает во многом. Откуда в детях берётся излишняя застенчивость, и чем мы можем ребёнку помочь?

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Признаки застенчивости

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину, молчалив. Там где все дети играют, этот малыш тихонько сидит в сторонке и грустно наблюдает.

  • Общие признаки. Учащенный пульс, напряжение в мышцах, обильное потоотделение, яркий румянец — первые симптомы. Они сковывают малыша, не дают ему расслабиться. В результате ребенок чувствует сильный дискомфорт. К этому присоединяется тихий голос, чрезмерное волнение, если на него обратили внимание. Малыш осторожничает в действиях. Ему проще вообще не делать, чтобы оставаться незаметным.
  • Самокритичность. Такие дети излишне требовательны к собственной персоне. Считают себя хуже других, неполноценными. Это касается как внешности, так и поведения. В результате комплексов еще больше отдаляются от людей.
  • Замкнутость. Закрытые дети в любом коллективе. Вытянуть на разговор или вовлечь в общественную деятельность их тяжело. На вопросы они стараются отмалчиваться, веселым играм предпочитают одиночество.
  • Стеснительность. Любой ребенок будет рад, когда его хвалят, но только не этот малыш. Ему легче оставаться в тени, чем получить порцию небольшого внимания. Публичная похвала для него — это стресс.
  • Пугливость. Страх новизны и публики. Новые люди, места, любая незнакомая ситуация. Малыш старается уйти от нее, спрятаться. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  • Нерешительность. Такому ребенку тяжело принимать решения. Он чувствует неуверенность в собственных поступках и мыслях. Его терзают сомнения: правильно он делает или нет. Даже небольшие задачи вызывают огромные затруднения.
  • Нарушение речи. Эти дети в обычной жизни малообщительны, с незнакомыми людьми не разговаривают — стесняются. Выступление на публике им противопоказаны. Страх и тревога могут привести к заиканию, запинанию в речи.

Откуда появляется застенчивость?

Чтобы помочь ребенку побороть излишнюю скромность и неуверенность, нужно знать причину ее происхождения. Порой, устранив источник, исчезает и сама проблема.

  • Наследственность. Если в роду близкие родственники, включая и родителей, страдали застенчивостью, кроха мог унаследовать это качество.
  • В силу темперамента. Флегматики и меланхолики от природы склонны к застенчивости. Этим типам темперамента также свойственно интровертность. То есть они ориентированы не на внешнее общение с окружающими людьми, а на свой внутренний мир.
  • Пример родителей. Дети учатся взаимодействовать с социумом, повторяя поведение взрослых. Если в семье кто-либо из родных обладает данным качеством, ребенок мог скопировать его.
  • Воспитание. Порой родители сами того не подозревая, воспитывают в малыше застенчивость. Критика, частые наказания, запреты без объяснения формируют определенное поведение ребенка. Он старается соответствовать ожиданиям взрослых.
  • Жестокость. Когда в семье неблагополучная ситуация, присутствует психологическое давление, тирания или рукоприкладство, малыш закрывается, растет пугливым и зажатым.
  • Длительная изоляция. Другими словами, отсутствие опыта. Такое встречается, когда ребенок часто болеет и сидит на домашнем режиме. Причиной может быть закрытая внутрисемейная политика семьи. Родители мало уделяли времени на общение малыша с другими детками.
  • Гиперопека. Как вид особой (намеренной) изоляции. Это чрезмерная опека родными и близкими над ребенком. Встречается у излишне тревожных и мнительных родителей. Опасаясь за здоровье малыша, или, что его могут обидеть, взрослые намеренно не допускают контакта с посторонними. Для родителей страдающих гиперопекой характерно держать детей в «домашнем заточении».

Застенчивый ребенок: будущий лузер?

Как помочь ребенку?

Самостоятельно малыш с этой задачей не справится. И в будущем маленькая проблема может перерасти в большую трагедию. Что делать родителям?

  1. Хвалите. Подбадривайте и поощряйте ребенка словесно: «У тебя все получится!», «Ты у меня такой умница!», «Я горжусь тобой!».  Делайте это как можно чаще. Когда малыш чувствует поддержку любящих родителей, это придает уверенности.
  2. Демонстрируйте, насколько он важен. Спрашивайте мнение ребенка по тому или иному вопросу. При выборе одежды, каких-либо покупок для дома, сюрприза для папы, бабушки. Пусть малыш чувствует, что с ним считаются, что его мнение важно. Таким образом растет детская самооценка.
  3. Покажите, что взрослые тоже ошибаются. И в этом нет ничего страшного. Родительский авторитет имеет большое значение для малыша. Видя, что даже взрослые совершают промахи, ребенок будет иначе относиться к собственным неудачам. Учите его не зацикливаться на ошибках, а стараться их исправлять.
  4. Тренируйтесь играючи. Дети примеряют социальные роли через игру. Оттачивайте навыки взаимодействия с социумом в сюжетных играх: «В гости», «В поликлинике», «Автобус», «Игрушки идут в детский сад». Ребенок без страха и тревоги может попробовать себя в любом образе. Здесь можно порепетировать употребление вежливых слов, как правильно знакомиться, правилам поведения в общественных местах и другое.
  5. Давайте поручения. Несложные задания, которые малыш может выполнить самостоятельно. Начните с самых простых: дать денежку продавцу на кассе, передать вещь взрослому, помочь собрать необходимые продукты в магазине. И обязательно похвалите.
  6. Посещайте людные места. Находясь в местах скопления детей, ребенок привыкает находиться в обществе. К тому же он видит образцы поведения других малышей: как общаются, знакомятся, взаимодействуют. Не нужно настаивать играть с детьми, пусть наблюдает. Со временем ему самому станет интересно попробовать. Но бывать в таких местах нужно часто.
  7. Приглашайте детей в гости. Ребенок увереннее себя чувствует на своей территории. Тут он хозяин, здесь ему все знакомо. Малышу легче решиться на контакт с людьми в окружении знакомой обстановки и игрушек.

«Совет детского психолога» Как преодолеть застенчивость у детей?

Ошибки родителей

Робкого, скромного ребенка легко ранить. Он закрывается от окружающих, но все слышит и понимает. Иногда близкие и родные сами того не осознавая провоцируют застенчивое его поведение.

  1. Стремление переделать ребенка. Взрослые специально создают ситуации, которой малыш боится больше всего. Акцентируют внимание на проблеме, обсуждают вслух, просят рассказать стишок на публику. Для застенчивого крохи это стресс. Эффект будет противоположный ожидаемому. Ребенок еще больше закроется и перестанет доверять родителям.
  2. Не обращают внимание. «Он у нас такой!» или «Подрастет, сам изменится!». Игнорировать — тоже ошибка. Ситуация сама не поменяется. Это перерастет в комплекс, с которым он самостоятельно справиться не сможет. Малыш может на всю жизнь остаться застенчивым, одиноким и несчастным.
  3. Ожидание быстрого эффекта. Даже соблюдая все правила и предосторожности, не ждите быстрого результата. Ребенку нужно время. В каждом конкретном случае индивидуально. Не стоит форсировать события. Создавайте условия, поощряйте малейшие достижения и его первые самостоятельные попытки. Будьте ребенку другом!

Чего делать нельзя категорически

  • Критиковать.
  • Сравнивать с другими детьми.
  • Стыдить прилюдно.
  • Зацикливать внимание на проблеме.

Многие комплексы людей уходят корнями в детство. Поэтому на плечи родителей ложится ответственность за своевременную помощь маленькому близкому человеку. Чем раньше взрослый обратит внимание и поможет малышу, тем легче и быстрее ребенок перешагнет «застенчивый» этап развития.

Читаем также:

Мамина школа. Застенчивый ребенок. Как воспитать в нем уверенность в себе и научит постоять за себя?

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Застенчивые дети — Психологос

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и т. д.

Происхождение этой особенности, как у большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в трех-четырехлетнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на пятом году жизни и сокращается к семи годам. При этом на пятом году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Возникнув в этот период, у некоторых детей это качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет и омрачает жизнь человека. Поэтому очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.

В поведении застенчивых детей обычно отражается борьба двух противоположных тенденций: ребенок, с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, но по мере приближения останавливается, возвращается назад или обходит нового человека стороной. Такое поведение называют амбивалентным.

При встрече с новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха. Эти дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях.

Наблюдая за поведением ребенка, можно без труда заметить данные особенности. Детей, у которых они проявляются слишком часто, даже в безопасных ситуациях, можно отнести к группе застенчивых.

Что кроется за таким поведением? Какова психологическая природа детской застенчивости? См. →

Анализ показывает, что застенчивых детей отличает повышенная чувствительность ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание замедляет деятельность и вызывает новый всплеск робости и смущения. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях, в которых ожидает неуспеха в деятельности. В случаях затруднения он робко смотрит взрослому в глаза, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, смущенно улыбается, ежится и тихо произносит: «Не получается». Ребенок одновременно неуверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Застенчивость проявляется в том, что ребенок, с одной стороны, хочет привлечь к себе внимание взрослого, но, с другой стороны, очень боится выделиться из группы сверстников, оказаться в центре внимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях первой встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности.

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны с отношением к себе и восприятием отношения других.

Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение. Особенно ярко это проявляется в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразному способу усиления Я, принося на занятие любимую игрушку и прижимая ее к себе в случае затруднения, или просят взять с собой сверстника. Неизвестность оценки взрослого парализует ребенка; он всеми силами стремится уйти от этой ситуации, переключить внимание с себя на что-то другое.

Следует отметить, что по уровню умственного развития и по успешности в предметной деятельности эти дети не уступают своим сверстникам. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справляются с заданиями, чем их незастенчивые ровесники. Но в случае неудачи или отрицательной оценки менее настойчивы в достижении результата. Для всех застенчивых детей характерно острое переживание отрицательной оценки взрослого, часто парализующее как практическую деятельность ребенка, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и привлечению взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.

Итак, застенчивый ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой стороны, не решается проявлять себя и свои потребности. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой — сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует его инициативу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.

Застенчивый ребенок слишком остро переживает свое Я. Все, что он делает, постоянно оценивается глазами других, которые, с его точки зрения, подвергают сомнению ценность его личности. Повышенная тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. Признание и уважение всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные и деловые интересы, что препятствует реализации своих способностей и адекватному общению с другими. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия». Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить свои, подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок «забывает о себе», он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Другие проблемные формы отношения к сверстникам

Особенности детей с проблемами в поведении

​​​​​​​Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Причем проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними. Все это само по себе не является источником личностных проблем. См. →

www.psychologos.ru

особенности его поведения и воспитания

Современный образ жизни предполагает необходимость общения с большим количеством людей. Дети окружены сверстниками, воспитателями, учителями. Отношения с окружающими не всегда складываются благополучно. Уверенным в себе, общительным ребятам легче. Но есть дети, поведение которых явно говорит, что перед вами застенчивый ребенок.

Как справляются с проблемами общения стеснительные? Насколько все серьезно? На вопросы родителей, как правильно относиться к застенчивости у детей дошкольного возраста, отвечают детские психологи.

Что надо знать о психологии застенчивых детей

Стоит ли обращать внимание на застенчивого ребенка и пытаться ему помочь? Психологи утверждают, что застенчивым детям сложно. При этом определенная застенчивость необходима – странно выглядят малыши, живо начинающие общение, излишне бойко ведущие разговор. Но часто стеснительность доставляет мучительное неудобство. Дети болезненно замкнуты, постоянно напряжены. Сложности вызывают детсадовские праздники, школьные выступления, устные ответы. В детском коллективе может появиться агрессия, насмешки. Если малыш слишком стеснительный, помочь ребенку преодолеть застенчивость должны родители.

Как проявляется застенчивость

Многие мамы и папы не придают данной проблеме особого значения. «Не любит совместные игры», «нравится быть одному», «не хочет знакомиться», – взрослые искренне верят, что дитя предпочитает одиночество, что просто ему присуща скромность.

Стоит рассмотреть эмоциональную сторону застенчивости: какими сын (дочь) видит отношения с окружающими? Какими мечтает их сделать? Только поняв эмоциональный настрой, можно будет помочь чаду победить застенчивость.

Часто считается, что малыши «перерастают» сложности общения. Действительно, часть детей, взрослея, побеждает неуверенность, стеснительность в общении с окружающими. Но процесс такого преодоления сложен и длителен. Поэтому родители должны знать, каким бывает застенчивый ребенок, как ему помочь. Когда ресурсов семьи недостаточно, обязательно стоит обратиться к детскому психологу.

Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание.

Особенности застенчивых детей

Стеснительных детей иногда называют невидимками – они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. Психологи утверждают, что такой портрет может быть обманчивым, так как имеются негативные особенности поведения, свойственные стеснительным детям:

  • Нежелание общаться с незнакомыми людьми. Дитя буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются, старается ускользнуть, избегая знакомства.
  • Отказ от публичных выступлений. Детки не хотят декламировать стихи, танцевать. Они молча краснеют, бледнеют, если учитель задает вопрос, просит выразить свое мнение. Даже зная правильный ответ, они не вызываются отвечать.
  • Нежелание участвовать в общественных мероприятиях. Застенчивым ребятам кажется, что они – центр всеобщего внимания, каждая мелочь вызывает беспокойство.
  • Болезненная привязанность к родителям, вызванная желанием защищенности.
  • Послушное выполнение требований взрослых из боязни привлечь внимание, особенно – вызвать критику.
  • Нежелание обсуждать свои проблемы.
  • Неспособность отстаивать свою точку зрения, склонность соглашаться с более настойчивыми людьми.

Почему ребенок начинает стесняться

Часто в семье задаются вопросом почему ребенок начинает стесняться? Психологические особенности застенчивых детей показывают, что их внутренние переживания гораздо серьезнее внешних проявлений. Как родителям понять, что у них действительно застенчивый ребенок, и каковы пути преодоления застенчивости? Выявить проблему помогут несложные тесты. Диагностика застенчивости у детей дошкольного возраста легко проводится в домашних условиях.

Кукольный тест для дошкольников

Стеснительные ребята избегают обсуждений внутреннего мира, но охотно соглашаются поиграть с родителями. Это хороший прием, помогающий выявить проблему и помочь ребенку преодолеть застенчивость. Выбирается мягкая игрушка (например, мишка). Остальные игрушки – дополнительные персонажи, в главной роли действуют то ребенок, то взрослый. Предлагаются различные сценарии взаимодействия, например:

Давай познакомимся. Ребенок управляет игрушкой. Медвежонок смелый, веселый, ему предстоит первым подойти к играющей компании, поздороваться, познакомиться. Задаются вопросы:

  • Что будет делать мишка, если не примут играть?
  • Что скажет другим игрушкам, чтобы войти в игру?
  • Примет ли приглашение в игру, в гости?

Давай поиграем. Роли меняются. Теперь взрослый управляет действиями главного героя (медвежонка). Зверек «отказывается» играть, общаться. Взрослый задает вопросы типа:

  • Почему медвежонок отказался играть?
  • Он любит игры?
  • Ему нравится быть одному?
  • Почему он отказался пойти в гости?

Ответы застенчивого ребенка будут подробными и информативными, в какой-то степени раскроют глубину проблемы.

Важно! Стеснительные ребята, играя, часто представляют собственных персонажей общительными и дружелюбными, умеющими поддержать беседу. Именно на эти качества нужно обратить внимание дошкольника, чтобы показать застенчивому ребенку, как преодолеть страх общения.

Тест для младших школьников

Ребятам постарше предлагаются школьные ситуации. Свое волнение по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.

Примерные варианты предлагаемых ситуаций:

  • Забытая дома спортивная форма.
  • Предложение участвовать в неизвестной игре.
  • Необходимость войти в класс после звонка.
  • Насмешка одноклассника.
  • Запачканная одежда.
  • Неправильный ответ на уроке.
  • Непонятная новая тема урока.
  • Требования участвовать в школьном мероприятии.

Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.

Причины детской застенчивости

Родителям нужно знать, что составляющими проблемы застенчивого ребенка являются неуверенность и повышенная тревожность. Именно их причины следует выяснять, чтобы понять, как помочь стеснительному ребенку.

Наследственность

«Душевная организация» детей часто аналогична родительской. Если семья живет замкнуто, имеет узкий круг общения, детишкам сложно принять иную модель поведения. Возможность наблюдать развитие дружеских отношений отсутствует. Поэтому контакты с незнакомыми людьми становятся нарушением привычного жизненного ритма.

Критические замечания родителей

Для каждого важно осознавать собственную ценность, реализовывать свои амбиции. К сожалению, не все родители такого мнения. Чувствительные дети болезненно воспринимают необдуманные замечания взрослых. Психологи приводят историю женщины, в детстве услышавшей, что у нее полные ноги. Переживания из-за веса преследовали ее всю жизнь. Необдуманные высказывания об умственных способностях, внешности человека способны сильно травмировать. Резкие замечания оборачиваются неуверенностью, желанием спрятаться, избежать всеобщего внимания.

Важно! Если дети имеют заметный недостаток внешности, задача родителей – повышение их самооценки. Нельзя допускать унизительные комментарии, которые приводят к формированию личности с низкой самооценкой.

Повышенная тревожность родителей

Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение. Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх. Малышу кажется, что его поведение – объект пристального внимания всех вокруг.

Излишняя требовательность семьи

Родительская любовь не требует дополнительных действий детей. Но многие взрослые демонстрируют разочарованность в ребенке. Мелкие промахи преувеличиваются, ошибки становятся прецедентами. Маленький человек перестает верить в себя. Он заранее предчувствует неудачу, ждет критики. Это подкрепляется страхом вновь не оправдать всеобщие ожидания.

Особенно неприятными бывают сравнения детей со сверстниками, которые лучше учатся, более ловкие, самостоятельные, успешные.

Контакты с агрессивными детьми

Многие лидеры детского коллектива ведут себя грубо. От них исходят злые насмешки, унижающие замечания. Могут применяться толчки, удары, о которых другие ребята молчат. Причины подобного поведения могут быть различными. Дети быстро завоевывают лидерские позиции путем применения силы, а другие их поддерживают. Дружелюбный малыш, получив грубый отпор, начинает бояться контактов. Сыплющиеся насмешки вырабатывают чувство собственной неполноценности.

Важно! Обратите внимание на детской окружение: если дружелюбный малыш вдруг обернулся букой, стоит забеспокоиться.

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов – способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения – отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Темперамент

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, – отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

Каким вырастет стеснительный малыш

Многие семьи недооценивают значение низкой самооценки детей, считая ее личной особенностью, и игнорируют принципы общения с застенчивым ребенком. По мнению специалистов дефицит общения, неумение налаживать контакты способны сильно омрачить дальнейшую жизнь.

Могут проявиться такие проблемы:

  • плохая успеваемость;
  • профессиональная неуверенность;
  • неспособность принимать ответственные решения;
  • неумение отстаивать свою позицию;
  • отказ проявлять имеющиеся способности;
  • страх неудачи в личной жизни.

Взрослый, бывший робким малышом, не сознает своей личностной ценности. Он постоянно ищет компромиссов, ущемляя собственные интересы.

Застенчивый ребенок: советы для родителей

Папы и мамы, столкнувшись с проблемой, спрашивают, как бороться с застенчивостью у ребенка. Детская застенчивость рассматривается многими практикующими специалистами. Вот какие рекомендации родителям они предлагают:

  1. Хвалить детей. Отмечать даже совсем маленькие достижения.
  2. Почаще говорить о своей любви, радости, которую приносит малыш. Важно показать безусловность чувств.
  3. Поощрять, не допуская критических замечаний типа «как обычно». Любой промах – ошибка, скоро получится лучше.
  4. Сравнивать достижения дитя только с его собственными прежними результатами.
  5. Пересказывать смешные случаи, показывая, что всем случается выглядеть нелепо.
  6. Расширять круг детского общения.
  7. Спрашивать совета ребенка. Важно показывать ценность его мнения.

Кукольный театр

Психологи рекомендует для работы с застенчивыми детьми кукольный театр. Это прекрасное средство поддерживает не только эмоциональный настрой, но и речевое развитие застенчивого ребенка. Сначала дети могут отказаться выступать, даже прячась за ширмой, но к третьему занятию торопят взрослого, желая поскорее начать действо. Хорошо с этой целью использовать перчаточные куклы. Сюжетная линия обязательно соответствует определенной цели. Суть – поведение застенчивого персонажа. Подробные сценарии содержит книга «Расколдуйте невидимку» Т. Шишовой.

Робкие дети охотно соглашаются, видя возможность проявить эмоции. Ребята, втайне желающие лидерства, иногда требуют изменить сюжет. Можно уступить, постепенно возвращаясь к первоначальному замыслу.

Важно! Спектакль тщательно готовится заранее, приглашаются взрослые. Важно позволить актерам «блеснуть», почувствовав радость успеха.

Интересные мимические игры

Стеснительные ребята контролируют выражение лица. Их мимику делает невыразительной постоянное напряжение.

Психологи рекомендуют совместные игры для застенчивых детей:

Угадывание эмоций

Ведущий изображает мимикой чувства, игрок должен определить, что демонстрируют. Утрированно воспроизводятся гнев, страх, радость, удивление.

Участники меняются ролями. Оказывается, гримасничать не страшно. Это весело.

Повторяй за мной

Один участник создает определенное выражение лица, другой повторяет. Игра очень забавна. Если рядом нет зеркала, трудно представить свой вид.

Игры для застенчивых детей способствуют раскрепощению. Они поднимают настроение, создают чувство безопасности.

Чего делать нельзя

Низкая самооценка детей – результат воспитания. Родителям рекомендуется пересмотреть поведение, исключая неприятные моменты, провести коррекцию общения с ребенком.

Нельзя:

  • Заставлять общаться.
  • Настойчиво требовать посещения дополнительных занятий.
  • Критиковать внешность, физическое развитие.
  • Жестко контролировать.
  • Проявлять повышенную требовательность.
  • Придавать несоразмерное значение мелким промахам.
  • Демонстрировать недовольство «отсутствием успешности».

Взрослым важно научиться принимать детские особенности. Разочарование ярко проявляется и больно ранит маленького человека. Родители, чаще общайтесь с ребенком, тогда его проблемы вы сможете быстрее понять и разрешить!

myintelligentkids.com

Застенчивый ребёнок: что делать и как ему помочь

Маленькие дети испытывают застенчивость даже в безопасной, по мнению родителей, обстановке. Застенчивый человек — а тем более ребёнок — чересчур чувствителен к неприятию его другими людьми. Он предпочитает оставаться в тени, не проявлять себя. Эту особенность личности американский социальный психолог Филип Зимбардо сравнивает с добровольным лишением себя свободы. Феномену застенчивости он посвятил книгу «Застенчивый ребёнок», которую написал в соавторстве с Ширли Рэдлом.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Причины возникновения застенчивости

Есть гипотеза о том, что застенчивость — это качество, передающееся по наследству. Но точно выделить факторы, которые влияют на формирование застенчивой личности, достаточно сложно. С уверенностью можно утверждать лишь то, что, если родители своим примером не научат детей легко общаться и знакомиться с разными людьми, — дети вырастут застенчивыми.

Другие факторы, которые могут оказаться пусковым механизмов к проявлению застенчивости:

1. Развитие навыков и умений, которые ребёнок часто не может освоить в маленьком возрасте (например, чтение в два года), вызывают недовольство родителей, а ребёнок замыкается в себе и воспринимает любовь близких как заслугу за хорошее поведение.

2. Неумение вести себя в разных ситуациях в слишком раннем возрасте, когда взрослые просто не научили и не объяснили, как и где принято заводить беседу, вызывает сильный страх любых контактов у ребёнка, склонного к застенчивости.

3. Контроль и чрезмерная дисциплина, когда ребёнку просто не дают право голоса.

4. И слишком разное воспитание девочек и мальчиков, когда ребёнок не понимает, как общаться с людьми противоположного пола.


Застенчивость в дошкольном возрасте

Окружающая обстановка, в которой находится застенчивый ребёнок, плохо влияет на его эмоциональное состояние. Задача родителей научить его подстраивать мир под собственные нужды вместо того, чтобы пассивно принимать негативное влияние от контактов. Однажды в своём телешоу американский журналист Фил Донахью провёл эксперимент. Двух застенчивых незнакомцев посадили на соседние стулья лицом к зрительному залу. Им было дискомфортно, наладить контакт никак не получалось, их глаза испуганно блуждали по залу. Все изменилось, когда кресла незнакомцев отвернули от толпы и поставили напротив друг друга. Этим двоим стало заметно легче находиться в телестудии, и они смогли начать знакомство между собой.

Родители могут помочь даже самому робкому ребёнку. Старайтесь, чтобы он общался с незнакомыми людьми

Если должны прийти гости или мастер по ремонту, заранее подготовьте ребёнка: расскажите о цели визита, что человек будет делать у вас дома. А с пришедшими гостями не стоит обсуждать застенчивое поведение, выставляя робость недостатком.

Создавайте ситуации, когда у ребёнка будет возможность общаться со сверстниками. Например, в детском саду, на игровой площадке или в танцевальной студии. Не вмешивайтесь в то, каким способом ребёнок знакомится с другими детьми. Старайтесь не одевать своего застенчивого ребёнка в одежду, которая может сильно отличаться от той, что принята в группе сверстников. Поддерживайте его потребность иногда быть в одиночестве, но специально не изолируйте от общества. Начало дружбы в привычной домашней обстановке даётся таким детям намного проще.

Зимбардо настаивает на активном физическом развитии. Уверенность в собственном теле, развитая физическая выносливость и ловкость помогают ребёнку чувствовать себя комфортно и легче заводить дружбу со сверстниками. Зимбардо утверждает, что «ребёнок, имеющий представление о собственных физических возможностях, может здраво судить о том, на что он способен, а на что — нет, он никогда не пойдёт на сумасбродство. <…> Готовность идти на риск характеризует лидеров и людей, успешных в бизнесе».

Воспитатели усугубляют застенчивость тем, что «хорошесть» девочек и мальчиков воспринимается как положительное качество. Активные дети, не боящиеся проявить себя, напротив, заслуживают порицания взрослых. Но также стоит понимать, что негативное отношение значимого взрослого к спокойному характеру делает рассудительного ребёнка забитым и робким.


Как развивать общительность

С раннего возраста рассказывайте ребёнку истории, в которых реальность переплетается с фантазией. Их главным героем должен быть ваш ребёнок. Пусть история начинается в каком-то знакомом месте, но приукрасьте действительность. За высокими горами, через которые не может перелететь ни один орёл, за широкими морями, в которых плавают белые акулы и сирены, лежит город… Пусть другие члены семьи станут участниками сказки, просто слегка измените их имена. В истории должна случиться большая неприятность, которую ваш сильный, смелый, сообразительный и красивый ребёнок в итоге решит. Совместное сочинение таких историй помогает ребёнку поверить в себя, учит быть в центре внимания и не бояться действовать.

Вторым способом, который развивает общительность, становится игра застенчивого ребёнка с ребёнком младшим по возрасту. Это доказывает эксперимент, который проводили психологи университета Миннесоты. Учёные пришли к выводу, что игра с маленькими детьми позволяет робкому ребёнку проявить и осознать свои лидерские качества.


Застенчивость в школе

Даже уверенные в себе и общительные дети зависят от обстановки в школе и отношения к ним учителя. Застенчивые дети должны понимать, что они не отличаются от других ребят в коллективе. Не каждый учитель знает, что к таким детям надо правильно проявлять внимание: говорить на бытовые темы, но не касаться тем, которые могут вызвать смущение. Если застенчивость влияет на учёбу, с таким ребёнком лучше наладить контакт во внеурочное время. Например, попросить его о помощи после уроков.

Необходимо в спокойной обстановке уверить его, что задавать вопросы по учёбе он может не боясь. В детских коллективах, где соревновательный элемент сведён к минимуму, а помощь и внимание друг к другу стоят на первом месте, обычно не возникает проблем даже у очень робких школьников.

Каким бы мудрым ни был учитель вашего ребёнка, с началом учёбы застенчивость (если она есть) становится доминирующим качеством личности

Причём, если учитель предпочитает, чтобы «детей было видно, но не слышно», застенчивость будет проявляться всё сильнее, так как она будет одобрена учителем. Сегодня школа — это то место, где от детей требуют многого, критикуя за промахи. Главным недостатком здесь считается то, что ребёнок ведёт себя как ребёнок. Очень часто для первоклассника такая обстановка становится шоком. Иногда учителя пытаются перевоспитать тихоню и делают это самым худшим из способов.

Зимбардо критикует школьное устройство. Он утверждает, что школа настроена воспитать пассивных и послушных граждан. Внимание детей из естественного состояния «здесь и сейчас» постоянно направляется в неопределённое будущее, ради которого надо хорошо учиться.

Застенчивый ребёнок и так слишком много думает о последствиях своих действий. Его лёгкое беспокойство быстро перерастает в страх и тревогу, такому ребёнку тяжело наслаждаться моментом. Удовольствие от учёбы подменяется системой внешних наград за выполнение чужого задания на чужих условиях, что никак не способствует формированию у ребёнка объективного и благополучного отношения к самому себе.

Для успеха в школе, родителям надо всегда быть на стороне ребёнка. Не употреблять слово «застенчивый» в разговоре с учителем, а называть своего ребёнка спокойным, рассудительным, внимательным. Никогда не соглашаться с ярлыком «отстающий» и уж тем более «отсталый». И всегда помнить о том, что учитель может ошибаться.


Застенчивый подросток

Застенчивость способна сделать подростковый возраст худшим периодом в жизни. Популярность в школе важнее оценок, и именно её отсутствие заставляет застенчивого подростка страдать ещё больше. Особенно страданиям подвержены девочки, от которых с малых лет требуют удивительной красоты. И если девочка не выглядит как идеал, принятый в школьной компании, она пребывает в состоянии постоянного недовольства собой и раздражения. Застенчивые подростки в два раза чаще начинают употреблять алкоголь и курить, чем их более уверенные в себе сверстники. Алкоголь и наркотики они считают средством избавления от собственной робости.

Родители могут помочь подростку, но для этого придётся запастись терпением. Ваш ребёнок сегодня может быть ласковым и покладистым, а завтра забыть все уговоры и обещания. Зимбардо подробно рассказывает о проблемах, которые влияют на подростка. Взрослые при этом могут даже не подозревать о том, что его могут делать несчастным немодные брюки или лёгкие высыпания на коже. И если в начальной школе вы пристально следили за поведением всех, кто окружает вашего ребёнка, то в старшей сведите контроль до минимума.

В конце книги Зимбардо, помимо прочего, обращается к повзрослевшим юношам и девушкам. Рассказывает, как можно осознать и за семь шагов решить их проблему, а также даёт конкретные рекомендации по общению.

Феномен детской застенчивости описан в книге «Застенчивый ребёнок» Филипа Зимбардо, написанной в соавторстве с Ширли Рэдлом

Фото: iStockphoto (volkovslava, NiDerLander, ilona75, gpointstudio, Hramovnick)

mel.fm

Застенчивый ребенок. Причины возникновения застенчивости

Застенчивость в разной степени проявляется у каждого человека, в том числе у детей. Выражаться она может по-разному. Одни боятся выступлений на публике, другие пасуют перед экзаменаторами, кто-то краснеет в людном месте и т.д. Однако, подобные проявления носят лишь временный характер. Застенчивый ребенок не уверен в себе везде и всегда. Он постоянно себя критикует, занимается “самоедством”. Это — сплошной комок нервов. Причины возникновения застенчивости могут быть самые разные.

Застенчивый ребенок. Какой он?

Застенчивость — это состояние психики, при котором человек чувствует постоянный моральный и физический дискомфорт. Не каждого скромного ребенка можно считать застенчивым. Некоторые считают, что застенчивости больше подвержены девочки. Хотя это не так. Половая дифференциация здесь неуместна. Также родители путают застенчивость со стеснением и смущением. Однако, стеснение и смущение проявляются временно, они не носят постоянный характер. А вот застенчивость сопровождает ребенка повсюду, даже наедине с собой.

Главная проблема застенчивого ребенка, что он панически боится общества. Разговор с людьми приносит ему огромный дискомфорт и он замыкается в себе. Уже с раннего возраста на детской площадке застенчивый малыш прячется за мамину ногу, не идет на контакт с другими малышами и взрослыми. Подрастая, застенчивый ребенок осознает, что у него нет положительных качеств. Он состоит из одних недостатков, из-за чего возникает ощущение неловкости.

Застенчивый ребенок немногословен, на вид часто спокоен. Хотя его голова работает постоянно. Такой ребенок все время анализирует свои действия, поступки, оценивает окружающий мир. А вот физическая активность ребенка оставляет желать лучшего. Он постоянно чувствует усталость. Его сопровождает чувство недовольства. Застенчивого ребенка отличает повышенная возбудимость, нервозность. Он очень обидчив и раним.

Застенчивость у ребенка. Причины возникновения. 

Чрезмерная застенчивость у ребенка не появляется на пустом месте. Ее появление имеет свои причины, с которыми необходимо разобраться.

  1. Виной всему может быть наследственная предрасположенность. Хотя эта причина до сих пор еще оспаривается некоторыми специалистами. Ученые утверждают, что есть дети, которые от природы очень чувствительны ко всему происходящему. Их восприятие окружающего мира отличается от детей, чьи родители не имели проблем с самооценкой. При наследственной застенчивости ребенку сложнее избавиться от этого чувства. Важно учесть, что при правильном воспитании комплекс застенчивости можно преодолеть.
  2. На степень застенчивости влияет очередность рождения детей в семье. Если у родителей несколько детей с небольшой разницей в возрасте (менее 6 лет), то старший ребенок зачастую обделен вниманием. Вся родительская любовь достается младшим. Старший из-за этого замыкается в себе, у него развивается неуверенность в своих силах и возможностях. А младший будет более смелым и уверенным. Если разница между детьми 6 и более лет, то старший уже может брать на себя ответственность, помогать в уходе за младшим. Тем самым повышается самооценка первенца. Он будет более уверенным в себе. И застенчивости в таком случае не будут подвержены ни первый, ни второй ребенок в семье.
  3. Чрезмерная опека ребенка. Родители чересчур контролируют свое чадо, зациклены на достижениях ребенка, его внешности. Если ребенок не оправдывает родительских надежд, то он замыкается в себе и становится застенчивым.
  4. Авторитарный стиль воспитания: наказывают за малейший проступок, постоянно предъявляют претензии к ребенку, создают множество запретов. Авторитарный стиль воспитания (при котором формируется страх перед авторитетом старшего) — самая распространенная причина детской застенчивости. Страх не должен быть основой воспитания.
  5. Неправильная критика ребенка со стороны родителей и близких.
  6. Причиной могут быть частые психологические стрессы. Например, натянутые взаимоотношения между членами семьи, постоянные скандалы между родителями или их развод. В дополнение к этому родители могут демонстрировать (не всегда осознанно), что больше любят другого ребенка в семье.Также постоянные унижения в детском коллективе, со стороны взрослых.
  7. Вызвать чрезмерную застенчивость способны значительные перемены в жизни ребенка. Например, смена садика, школы, переезд в другой район (город, страну), потеря друга, близкого человека, рождение младшего ребенка в семье (это может спровоцировать сильное чувство ревности).
  8. Серьезная психологическая травма. Например, ребенка публично оскорбили, унизили (может быть в детском саду, школе, в компании друзей).
  9. Непрофессионализм воспитателей и педагогов. Если они путают застенчивого ребенка со скромным, ставят его в пример остальным детям, то могут тем самым усилить психологический дискомфорт такого ребенка. Либо воспитатель, педагог не способствуют выстраиванию отношений застенчивого ребенка с детским коллективом. Тем не менее первопричиной застенчивости это не является.

Какими бы ни были причины застенчивости, важно не упустить время и помочь ребенку. Нужно осознавать, что последствия такой замкнутости могут быть очень серьезные, вплоть до суицида. Если родители не в силах самостоятельно решить проблему, то лучше обратиться за помощью к квалифицированному психологу.

kinderboo.ru

Застенчивость у детей — Психологос

Давайте подумаем, что такое застенчивость, и на житейских примерах вспомним, как она проявляется.

Ребенок, хорошо знающий урок, растерянно молчит или в лучшем случае что-то бормочет, запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Его лицо покрывается красными пятнами, одноклассники нарочно громко подсказывают, веселятся. В результате ничего вразумительного ученик сказать не может, раздраженный учитель ставит очередную двойку.

Или другая типичная ситуация — шести-, семилетний малыш, начитанный, грамотный, на отборочном тестировании при поступлении в элитную школу или гимназию. В обстановке строгого собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки) задания.

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний. Ведь дети так же, как и взрослые (а фактически в гораздо большей степени), подвержены психологическим стрессам, невротическим реакциям.

У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие — проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости — приблизительно так же, как и девочки.

Но, с другой стороны, застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика.

Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение. И это серьезная проблема — не только медицинско-психологическая, но и социальная. От того, получит ли застенчивый малыш, подросток квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни.

Порой, как ни странно, у таких людей, внешне кажущихся податливыми, не складывается гармоничное супружество, они не удовлетворены своим кругом общения; проявляется это в том, что юноша или девушка не может познакомиться с тем, с кем хочет. Им трудно найти хороших друзей, они тяжело сходятся с людьми.

Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается тиками, заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

Квалифицированные психологи и психотерапевты помогут застенчивым людям справиться со своим «недугом», повысить самооценку, научат свободному общению и взаимодействию с окружающими.

Чем чревата застенчивость?

Как уже стало понятно, неприятностей от застенчивости много. Каковы же они?

  • Ограничение контактов с людьми — «Роскошь человеческого общения».
  • Конформизм — человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.
  • Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство — чувство вины. Застенчивый чаще всего «без вины виноватый».
  • Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
  • Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.
  • Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.
  • Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.

В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, школьного начальства, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

Худший исход — невроз (а состояние застенчивости ведь может варьироваться от «легкой необщительности» до глубокого невроза), депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

Симптомы застенчивости

  • Застенчивость «читается» по внешним признакам:
  • покраснение лица;
  • потливость;
  • дрожь;
  • учащение сердцебиения;
  • стесненное дыхание;
  • согбенная поза;
  • опущенные вниз глаза;
  • тихий голос;
  • скованность мышц и движений.

Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины — все это на фоне неуверенности в себе.

Страшная история

Миша К. (15 лет). Тихий, ничем не примечательный подросток. За все время учебы в школе ни разу не вызвал гнева учителей или одноклассников. Послушный, уравновешенный, вечно живущий в своем мире. Больше таких в классе не было.

Одноклассники удивлялись непохожести Миши на них самих, а посему часто просто от нечего делать цеплялись к нему, подтрунивали, поддразнивали. Иногда насмехались. Родителей раздражало, что сын растет таким тихоней, сами они были полной ему противоположностью. Поэтому дома подростка тоже «дергали».

В один прекрасный день к Мише пришла его двоюродная сестра и попросила магнитофон на вечеринку. Что уж парень усмотрел в этой просьбе, неизвестно. Только дальше произошло страшное. На повторные просьбы кузины Миша отреагировал дико — схватил нож и проткнул Алену в области сердца, в результате чего девушка скончалась. Эта история буквально потрясла город. «Как могло такое случиться, этого не может быть!» — восклицали все, кто знал Мишу как человека, который не способен обидеть даже мухи.

Комментарий психолога:

— Любые эмоции нуждаются в разрядке. Нас обидели — мы поплачем. И сразу становится легче. Если эмоции остаются неотреагированными, они имеют способность накапливаться, и тогда возникает «аккумулирующий эффект», который чреват взрывом.

Так произошло и с Мишей. Он годами копил обиды, будучи очень застенчивым. Этого «накопления» оказалось достаточно, чтобы «взорваться». Повод при этом был ничтожным — никто ведь не посягал навечно на его собственность. Эксперту-психологу Миша объяснил, что ему надоело, что он всем что-то должен, а взамен никогда ничего не получал. Экспертиза, кстати, признала его вменяемым и не обнаружила никакой психопатологии…

Рекомендации родителям застенчивых детей

Пожалуй, славянским родителям стоит обратиться к опыту еврейских родителей. Детей в Израиле рассматривают как символ жизни и важнейший потенциал нации. Для евреев дети — бесценный дар, а потому и отношение к ним трепетное и бережное.

Очевидно, поэтому процент израильтян, назвавших себя застенчивыми (35%), — самый низкий показатель среди 8 стран, обследованных американскими психологами в рамках кросскультурных исследований.

В сознании израильтян застенчивость связывается со слабостью, неспособностью справиться с жизненными трудностями, и поэтому родители прилагают все усилия, чтобы оградить детей от тревожности и чувства собственной неполноценности. См. →

www.psychologos.ru

Застенчивый ребенок – хорошо это или плохо?

Наверное, многие согласятся, что тихий, спокойный и скромный ребенок, который не шумит и не подбивает сверстников на шалости, – мечта всех родителей, а заодно воспитателей в садике и учителей в школе. И действительно, в застенчивости имеется ряд положительных моментов.

  • Избирательность в контактах. Это свойство дает возможность ребенку не доверять всем подряд, а позволяет проявить настороженность там, где она необходима. Такой ребенок, скорее всего, не пойдет с чужим «посмотреть на котенка», а друзей будет выбирать очень тщательно.

  • Испытывая сложности в общении, ребенок часто находится в стороне от шумных игр – он просто следит за сверстниками, находясь на расстоянии. Это, в свою очередь, развивает наблюдательность.

  • Многие дети компенсируют отсутствие полноценного общения самообразованием и саморазвитием. В друзья ребенок выбирает книги, что нередко приводит к успехам в учебе.

  • Застенчивые дети к решению какой-либо проблемы подходят обстоятельно, тщательно взвесив, продумав все возможные варианты и выбрав самый подходящий.

Но такое поведение, комфортное для взрослых и иногда весьма полезное для самого ребенка, далеко не всегда является подходящим для малыша: в непривычных ситуациях он испытывает сильный эмоциональный дискомфорт.

Это выражается в неуверенности, тревоге, а порой и в страхе. Застенчивые дети избегают публичных выступлений, их пугает необходимость отвечать на занятиях, а выражать собственное мнение не хватает духу.

Так что же такое застенчивость? Это неловкость, робость и осторожность, которые проявляются у ребенка в присутствии чужих или малознакомых людей. Эта черта, точнее, состояние психики, часто появляется у детей, имеющих комплексы, неуверенных в себе и своих возможностях. Такое поведение развивает в ребенке замкнутость, нерешительность и социофобию, которая впоследствии может сильно помешать полноценной жизни.

Откуда берется застенчивость

Известно, что застенчивость не имеет никакой связи с умственными способностями. Однако некоторые ученые предполагают, что важную роль в появлении такого состояния может играть наследственность.

Развитие ребенка с самого рождения находится под управлением взрослых. Именно родители помогают своим детям войти во взрослую жизнь, формируя в них ключевые ценности и установки, черты характера. Зачастую родители, стремясь к собственному комфорту, формируют в детях первые комплексы, приводящие к застенчивости.

Чрезмерный контроль ребенка. Этот стиль воспитания, конечно же, убережет ваш любимый сервиз или шкаф с аккуратно сложенным бельем от чрезмерно любопытного малыша, однако ваш грозный рык «Не прикасайся!» или «Не лезь!» не только отпугнет малыша, но и отобьет у него желание к познанию мира.

Невнимание и отсутствие поддержки со стороны родителей в непростых ситуациях для ребенка, таких как переезд, смена сада/школы, развод родителей и т. д.

Родительские насмешки, а также критика ребенка, особенно при посторонних людях, часто провоцируют в ребенке развитие страха и застенчивости.

Особенности воспитания. Здесь многое зависит от семейных устоев и значимого взрослого, который больше всех уделяет внимание ребенку. К примеру, бабушка, воспитанная «в лучших традициях» советского времени, когда скромность и застенчивость считались эталоном поведения девочки, будет переносить элементы такого воспитания и на внуков, особенно если родители заняты на работе и не могут полноценно заниматься детьми.

Как помочь застенчивому ребенку

По данным современных исследователей, около 40 % детей до семи лет имеют высокий уровень стеснительности.

  1. Такие дети больше всего нуждаются в одобрении – чаще хвалите малыша, развивайте в нем уверенность в себе.

  2. Не давите на своего сына или дочь, заставляя его или ее играть и знакомиться со сверстниками, если они этого не хочет. Ваша задача – мягко подвести ребенка к решению найти себе друзей. Расскажите о преимуществах дружбы, осторожно познакомьте с другими детьми и побудьте рядом, пока малыш не успокоится и сам не проявит интерес. Круг общения расширяйте постепенно.

  3. Позвольте ребенку выворачивать шкафы, предварительно убрав опасные тяжелые предметы, и в целях познания разрешите разбить хотя бы одну чашку. Или, по крайней мере, реагируйте на детские шалости спокойно. Это нормальный этап развития ребенка, и подавлять его не нужно.

  4. Придерживайтесь правила «Меньше авторитарности, больше компромиссов». Учитесь договариваться с малышом, а он, в свою очередь, будет учиться у вас дипломатии. Не ломайте ребенка и не подавляйте его.

  5. Постарайтесь уделять ребенку больше времени, даже если вы сильно заняты на работе. Помните, что ответственность за детей в первую очередь несут родители.

  6. Спортивная секция или кружок по интересам – самое подходящее место для застенчивого ребенка. Занимаясь спортом или любимым делом, ребенок раскрепощается, а в кругу единомышленников становится более уверенным.

  7. Не лишайте детей возможности принимать решения самостоятельно. Гиперопека – не самое лучшее средство воспитания, которое могут предложить родители. Особенно этим грешат бабушки. Помните о том, что ребенок будет жить в мире, где ему пригодятся хотя бы базовые навыки самостоятельности.

Для полноценного развития гармоничной личности важно доверие к окружающему миру. Чувство уверенности и защищенности ведет к ощущению личной свободы, помогает возникновению желания экспериментировать и решать нетипичные и творческие задачи.

Светлана Совела

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема.

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о