Психология мальчика 4 5 лет – Психология ребенка 4 5 лет
Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология развития :: SYL.ru
Каждая возрастная граница для ребенка играет важнейшую роль в его дальнейшем существовании. Например, на самой начальной стадии развития, от самого рождения до одного года, младенец знакомится с миром, начинает узнавать своих близких людей и постепенно привыкает к новой для него обстановке. В следующий этап, от 2 до 4 лет, уже сформировавшийся ребенок умеет распознавать цвета, фигуры, животных, слушать родителей и доносить до них свою информацию. По мнению психологов, самым важным периодом в жизни ребенка является возраст от 4 до 5 лет, его также принято называть средним дошкольным. В этот момент происходит активное развитие детского организма, окончательно формируется его характер и различные способности. Каждый родитель должен знать возрастные особенности детей 4-5 лет, для того чтобы помочь своим потомкам стать счастливыми людьми.
Формирование позитивного мышления
Почему так важно учитывать именно возрастные особенности детей 4-5 лет? Психология современного воспитания ребенка насчитывает несколько особенностей резкого изменения их поведения в этот период. В первую очередь формируется мышление, это заключается в следующем:
- Раньше ребенок просто мог назвать тип фигуры (овал, круг, квадрат и так далее). Теперь он сравнивает с ними все предметы, которые окружают его вокруг. Например, к нему приходит подсознание того, что мяч имеет форму шара.
- Малыш может рассортировать несколько схожих предметов по идентичному признаку (по цвету, величине, форме).
- Также он начинает лучше ориентироваться в пространстве, ученые уверяют, что в этом возрасте ребенок самостоятельно может найти дорогу из магазина, садика или спортивной секции до дома, однако проводить подобные эксперименты все же не рекомендуется.
Таким образом, возрастные особенности детей 4-5 лет в первую очередь сводятся к тому, что у них развивается активное мышление, с каждым днем общаться с ними становится все более интересно.
Как помочь своему ребенку сформировать позитивное мышление?
Многие родители могут замечать, что в дошкольном возрасте их ребенок немного отстает от своих сверстников. Не стоит отчаиваться, следует помочь своему сыну или дочке развиваться в правильном направлении. Например, можно попробовать развить его зрительную память. Для этого требуется сделать ксерокопии страниц с его любимой книги и разрезать их на несколько составляющих. Далее, необходимо попросить малыша воссоединить изображение в одно целое, пусть сначала оно будет состоять из трех элементов, постепенно их количество можно увеличивать.
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет подразумевает также тот факт, что в этот период необходимо продолжать развивать мелкую моторику. Малыш должен научиться собирать картинки из нескольких кубиков, попадать мячом в сетку или рассортировать крупу на несколько отдельных кучек.
Самой лучшей игрушкой для развития позитивного мышления является конструктор. Он должен состоять из нескольких различных геометрических фигур. Ребенок должен сам понять, как их соединить между собой для того, чтобы добиться желаемого результата.
В четыре года малыш должен уметь сопоставлять образец с реальным объектом. Например, ему следует справляться с такими задачами, как построить по картинке конструкцию, собрать из мозаики рисунок или воспроизвести несложный пазл.
Не стоит делать из ребенка гения и добиваться того, чтобы он преуспевал перед своими сверстниками, необходимо ежедневно заниматься с ним, постепенно повышая уровень сложности заданий.
Психологические особенности
Отдельно стоит выделить возрастные психологические особенности детей 4-5 лет. Медицинские специалисты выделяют несколько особенностей изменения мышления в этот период:
- До четырех лет все дети имели приблизительно одинаковое развитие. С этого периода должно произойти разделение общей группы маленьких людей на две основные категории. Мальчики начинают понимать, что они должны уступать девочкам, не обижать их и вести себя сдержанно в их присутствии. Маленькие принцессы должны понимать, что они намного мягче, скромнее и деликатнее мальчиков. В элитных детских садах уже происходит разделение детских спален, раздевалок и санитарных узлов по половому признаку.
- Далее, возрастные особенности развития детей 4-5 лет изменяются. У ребенка появляется интерес к ролевым играм. Он с удовольствием примеряет на себя образ пожарника, доктора или повара. Дети начинают просить у своих родителей игрушки определенной категории.
- Также у детей начинает формироваться свой собственный вкус. Например, им может быть не по нраву одежда, в которую родители нарядили их на утренник. Причем маленькая личность уже станет отстаивать свою точку зрения.
- В этом возрасте дети уже могут объединяться в небольшие группы, у них появляются собственные интересы, секреты и цели.
- Дети в четыре года уже начинают различать интонацию своих родителей, по ней они могут понять, как настроена мама или папа в данный момент.
Медицинские специалисты, которые разрабатывают возрастные психологические особенности детей 4-5 лет, называют этот период «стадией почемучки». Маленького человечка начинают интересовать абсолютно все процессы, которые его окружают.
Как помочь своему ребенку развить психологические особенности?
В полноценной семье должно в это время также произойти разделение по половому признаку. То есть девочка становится ближе к своей матери, они начинают вместе готовить, прибираться дома, делать прически, наряжаться и ходить на тематические мероприятия. Отец, напротив, должен научить мальчика быть сильным, уметь постоять за себя и вести домашнее хозяйство. Родители в этот период становятся для своих потомков авторитетом, поэтому рекомендуется обращать внимание и на свое собственное поведение.
У малышей в этот период могут появляться свои мечты, которыми они хотят поделиться со всем миром. Ни в коем случае нельзя обсмеивать желания маленького ребенка, иначе он может замкнуться в себе и навсегда перестать доверять своим близким людям.
Маленькая личность на этой стадии развития уже умеет показывать свои чувства, она капризничает, обижается, радуется, мстит, восхищается. Ни в коем случае нельзя игнорировать выбранную её манеру поведения, обязательно стоит выяснить причину такой перемены настроения. Для детей такого периода уже предусматривается психологическая консультация. Возрастные особенности детей 4-5 лет должны интересовать каждого родителя, поэтому им также потребуется дополнительная помощь специалиста.
Физические способности
В дошкольном периоде возможности каждого, без исключения, ребенка возрастают более чем в пять раз. Всего можно выделить следующие возрастные особенности развития детей 4-5 лет:
- У них становится лучше координация. Раньше они совершали неумелые движения, из-за чего в доме постоянно был бардак. Они оставляли следы на одежде, когда кушали, пили воду, неряшливо собирали игрушки в коробку и неаккуратно одевались. С этого периода их координация начинает заметно улучшаться. С каждым днем ребенок становится все более самостоятельным и практически уже не нуждается в помощи старших товарищей.
- Каждое движение дошкольника становится уже более резким и уверенным. Можно заметить, что дети начинают гораздо меньше падать и ронять из рук предметы.
- Если закрыть глаза ребенку, то он безошибочно сможет показать каждую часть своего тела.
- Многие родители уверяют, что их дети в этом возрасте становятся непоседами. Они перестают спать днем, меньше сидят на одном месте и постоянно находятся в движении.
Для того чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, можно сравнить его с детьми, которые младше его на полгода. По сравнению с ними он становится более быстрым, резким и ловким.
Как помочь ребенку развить физические способности?
Конечно же, первое, что помогает развить физические способности маленького человечка – это занятие спортом. При этом обязательно стоит учитывать психофизические особенности детей 4-5 лет. Не стоит в первый же день делать из своего малыша великого спортсмена, нагрузка должна распределяться постепенно. Ни в коем случае нельзя допускать чрезмерно утомительных занятий спортом. Следует предварительно посоветоваться с опытным тренером и составить график физической подготовки дошкольника. Пусть сначала это будет легкая утренняя зарядка, затем конкретные упражнения, после чего уже можно переходить к освоению определенного вида спорта.
Не стоит отправлять ребенка одновременно в несколько секций, это может навсегда отбить у него интерес к подобным занятиям.
Также стоит учитывать и возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет. Не нужно, например, заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет. Если интересы малыша пока еще непонятны, то необходимо предоставить его вниманию видеоролики людей, достигших результатов в определенном виде спорта, возможно, это вызовет у него интерес.
Творческие способности
Во многих детских садах в старших группах для родителей предоставляется полезная памятка. Возрастные особенности детей 4-5 лет уже могут быть напрямую связаны с творческой деятельностью. Родители также постепенно начинают замечать, что в их доме стали все чаще появляться принадлежности для творчества: цветная бумага, альбомы для рисования, краски, кисти и фломастеры. Больше всего в этой возрастной категории малышам нравится активная творческая деятельность, например, они с удовольствием занимаются сюжетной лепкой, из пластилина они создают различные предметы, героев из мультфильмов, транспортное средство и многое другое. Также они любят рисовать себя и своих близких людей. Когда-то изображение напоминало отдельные полосы, круги и точки, теперь рисунок становится средством самовыражения. Превосходно развита также и сочинительная способность. Дошкольник может самостоятельно придумать конец определенной истории, яркая фантазия превосходно поможет справиться с этой задачей.
Согласно ФГОС, возрастные особенности детей 4-5 лет ориентированы на полное овладение мелкой моторикой, поэтому сделать аппликацию для них уже не составит труда.
Развить творческие способности ребенка позволит совместная деятельность. Можно вместе посмотреть мультфильм, а затем попытаться изобразить недавно увиденный сюжет на листе бумаги. Рекомендуется самостоятельно создавать героев и играть ими, мамы могут сшить вместе со своими дочками красивую одежду для кукол.
Развитие речевых способностей
Отдельно стоит затронуть такую важную тему, как развитие речевых способностей в этой возрастной категории. Следует отметить, что в этот период может наблюдаться активный прогресс. Возрастные особенности речи детей 4-5 лет сводятся к нескольким особенностям:
- Психологи неоднократно замечали, что иногда до четырех лет ребенок может невнятно говорить, проглатывать слова или вовсе молчать. Мамы и папы переживают по этому поводу, водя своего потомка к различным специалистам. Но, к их великому разочарованию, это не помогает справиться с проблемой. К их удивлению, когда малышу исполняется четыре года, он начинает внезапно полноценно разговаривать.
- Значительно улучшается в этот период и словарный запас, как правило, ребенок уже знает более трех тысяч различных слов.
- Происходит заметный прогресс и в плане звукопроизношения. Речь ребенка становится уже понятной не только для его близких людей, но и для всех окружающих, даже абсолютно посторонних людей.
- В этот период ребенок уже может полноценно общаться со своими сверстниками, выражая мысли, рассказывая истории из жизни и повествуя полную информацию о себе.
- Дошкольник уже может полностью описать определенный эффект, описать картинку и раскрыть все свои эмоции.
Существует еще огромное количество категорий, под которые попадают возрастные особенности детей 4-5 лет. Кратко описать их совершенно невозможно. Также стоит учесть и тот факт, что каждый ребенок осваивает информацию и воплощает её в жизнь с абсолютно разной скоростью.
Как помочь развить ребенку речевые способности?
Существует всего несколько способов, которые могут повлиять на речевые возрастные особенности детей 4-5 лет. В первую очередь, следует не поднимать панику, когда ребенок не говорит при достижении этого возраста, а попытаться избежать этой ситуации. С самого момента рождения с малышом следует разговаривать обо всем, что происходит с ним вокруг. Родители делают огромную ошибку, когда оставляют свое чадо одного, занимаясь своими делами. Из-за этого он может стать замкнутым в себе.
Следует постоянно своим детям читать книжки, стихи и сказки. Лучше всего, одновременно показывать на картинках то, о чем идет речь в данный момент времени. Учеными было доказано, что зрительная память у малышей развита в несколько раз лучше.
Также не стоит пренебрегать садиком в раннем возрасте, особенно если ребенок постоянно находится с мамой и не общается со своими сверстниками. Дети лучше начинают развиваться, глядя на таких же людей, как и они. Идеальный возраст для похода в дошкольное учреждение составляет 1,5-2 года. Каждый родитель должен вести учет возрастных особенностей детей 4-5 лет, рекомендуется ежемесячно записывать, насколько увеличивается его словарный запас и отмечать, есть ли прогресс в данный момент времени.
Роль семьи в развитии ребенка
Каждый нормальный родитель мечтает о том, чтобы именно его ребенок был самым умным, способным, развитым и обязательно добился успеха в жизни. Они отправляют его в различные секции с самого раннего возраста, покупают дорогостоящие интеллектуальные игрушки и водят на различные мероприятия. В садике они хотят услышать о том, как их малыш ведет себя в их отсутствие, снова и снова посещая родительское собрание. Возрастные особенности детей 4-5 лет, не зависят ни от одного вышеперечисленного факта. Учеными неоднократно было доказано, что сколько бы финансовых средств ни тратилось на детей, они не будут полноценно расти до тех пор, пока в семье не установится гармония.
Для того чтобы ребенок рос счастливым, первое, что нужно сделать – это достичь взаимопонимания со всеми членами семьи. Маленькая личность, глядя на то, как постоянно ругаются её родители, может прийти к выводу, что именно она стала виной их несчастливых отношений. Чтобы этого не произошло, следует ссориться только в то время, когда самых младших домочадцев нет дома, также рекомендуется как можно чаще проводить время в семейном кругу и больше общаться.
Возрастные особенности детей 4-5 лет – это невероятно важная тема для каждого родителя. Не стоит обращаться за помощью в этом к опытным педагогам, развивающим центрам и современным технологиям. Только любовь родителей поможет ребенку вырасти полноценным, здоровым и счастливым человеком, поэтому с появлением на свет младенца стоит забыть о радионянях, постоянной работе с целью пополнения финансов и домашних хлопотах, выделив как можно больше времени на общение с этим маленьким смыслом жизни. Только в таком случае через четыре года родители не станут задумываться о том, что они сделали не так и почему их ребенок не развивается полноценно. Однако у каждой любви также должны существовать определенные границы. Также не стоит сравнивать своих детей с другими, ведь каждый маленький организм развивается с абсолютно различными темпами.
www.syl.ru
Консультация по теме: Психологические особенности детей 4-5 лет
Психологические особенности детей 4-5 лет
У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.
Мышление
В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:
— складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей
— складывает из кубиков целостную картинку
— собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок
— конструирует из лего по образцу
— собирает по схеме узор мелкой мозаикой
Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.
Память
Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание : помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.
Внимание
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Игры
Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 — 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.
Взаимоотношения
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Воображение
Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует
Движения
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Творчество
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Речь
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
. Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю «почемучками». Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.
Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов
Появляются сложные предложения.
К пяти годам все звуки кроме Л,Р.
Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.
внимание+память+мышление+речь=Умный ребенок.
Если ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?
Причины речевых нарушений:
- Патология беременности
- Родовая травма
- Заболевания в первые годы жизни
- Анестезия
- Анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата
- Наследственные факторы
- Неблагоприятные социально-бытовые условия
Основания для беспокойства:
- Грубые грамматические ошибки
- Грубые дефекты звукопроизношения
Как развивать речь малыша?
- Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно;
- Ограничьте влияние телевизора и компьютера;
- Ежедневно читайте ребенку книги;
- Побуждайте к пересказу прочитанного;
- Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы;
- Играйте с ребенком;
- Не подражайте неправильному произношению ребенка;
- Разумно подбирайте игрушки;
- Создайте комфортный психологический климат.
В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. «Скажи наоборот», «Мама потерялась», «Доскажи словечко» и другие. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком, пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.
Ваша речь – образец для подражания!!!
Счастливых минут общения с детьми!!!!
nsportal.ru
Психология ребенка 4 5 лет советы родителям: возможные проблемы
Приветствую моих друзей, и всех, кто хочет стать лучшим родителем для своего карапуза! Согласитесь, было бы здорово, если бы была подобная формула: «Сделай это или это и превратишься в идеального папу или маму!». Но пока такой формулы нет, будем знакомиться с принципами, которые помогут понять особенности своих детей, и воспитывать их не просто правильно, а так чтобы и карапузам было интересно. Для начала посмотрим, что такое психология ребенка 4 5 лет советы родителям будут исходить из того, что ваши малышата уникальные, и они заслуживают ваше внимание и должное отношение.
Откуда в голове почемучки так много вопросов
Никогда не задумывались, почему у детей в голове сплошные вопросы? Откуда они там берутся? И как они их только запоминают?
Скажу сразу, если ваши малютки растут любопытными и без конца щебечут, то это характеризует вас, как очень внимательных и мудрых родителей. Вы позволяете им развиваться, выслушиваете их и стараетесь ответить на их вопросы.
То, что интересует малыша в 5 лет, обычно очень простое, все то, что он видит, слышит, о чем ему прочитали и рассказали. В отличии от 2-3-летнего крохи, ваш детеныш уже может поделиться чувствами, ощущениями и даже воспоминаниями. Представляете! И всем этим он с вами делится! Это уникальное время!
Конечно, какие-то ваши слова и ответы ему будут не совсем понятны. И он снова и снова вернется к этому вопросу, пока все не уяснит. Я была любознательная девочка. И сейчас я уже понимаю, какое огромное терпение проявляли мои папа и мама, отвечая на все мои вопросы. Я знаю, что благодаря этому, я не получала «воспитания
А вы знаете, что хочет ваш малыш, поговорить или послушать?
Все мы имеем потребность высказаться. Но и услышанным тоже хотим быть. Вот так же и наши малыши. Они много говорят, а когда им кажется, что их не слышат, начинают баловаться. Ваш карапуз не слушается? Тогда остановитесь на мгновение и подумайте. Вы услышали, что малыш вам хотел сказать? Постарайтесь понять и помочь, ответив на его просьбу.
Значит ли это, что нужно потворствовать всем крикам и баловству только из-за того, что каприза
В рамках этого проекта вы можете узнать из следующих статей, как вести себя с детьми, когда они капризничают, когда наступает кризис в общении. А сейчас давайте смоделируем ситуацию, когда ребенок что-то требует от вас.
И снова намекну! Буду рада, если в комментариях вы поделитесь, как выходите из положения в подобных ситуациях.
День рождения друга вашего карапуза удался! Настолько малышу понравилось, что он не хочет уходить. Что делать? Обычно, папа готов выйти из положения, добросовестно приложив ладошку к мягкому месту крикуна. Уговоры мамы для малыша звучат несерьезно. Конфликт назревает.
Какие факторы влияют на родителей:
- Неудобно перед другими взрослыми, чтобы те не подумали, что у вас какой-то нервный ребенок; кажется, проще уступить.
- Никто не хочет довести маленького до слез.
Но есть еще один момент, который нужно учитывать, принимая окончательное решение. Знали ли вы, что эта возрастная категория – отличные психологи. Крохи ищут способы влияния на родителей. И делают это разными методами: просьбой и лаской, бунтами, отстаивая свое мнение и свои желания в подобных ситуациях.
Что делать? Настоять на своем решении и подавить маленького? Но ведь это может повлиять на его
Поговорите, спросите, почему он упрямится. И поверьте, вы лучше узнаете своего ребенка, а он больше вас будет уважать, если вы сможете его услышать, и донести на его языке простую мысль, что пора домой. Детская логика простая: стоит ему уйти и праздник закончился. Так объясните ему, что самый большой праздник ждет дома. И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕРЖИТЕ СЛОВО!
В возрасте 4-5 лет малышата учатся не со слов, а с вашего поведения, с вашего обращения к другим людям, умение держать слово. Ваш пример для него – это лучший урок, потому что он наглядный.
Учитесь у своего карапуза
Что есть у малышей, чего нет у большинства взрослых? Простоты! Если маленькому мальчику что-то надо, интересно или хочется, он так и скажет. А потому, общаясь со своим сынишкой (или дочуркой), разговаривайте просто и понятно. Это и есть отличительная характеристика хороших родителей – быть открытым и доступным для своих крох.
Почему это важно? Именно в возрасте 5-ти лет малыш интеллектуально развивается. Расширяется его восприятие, как первичный этап познавательного процесса. Ребенок учится сопоставлять и анализировать, делать выводы. И, если ему нужна помощь, то она должна исходить от вас. И должна быть простой и понятной, чтобы ему легко было ею воспользоваться и научиться чему-то хорошему и важному.
Друзья, как вы понимаете, эта тема особая и увлекательная. И она будет расширяться по мере обсуждения с вами в комментариях, и в других статьях. А потому, вы можете подписаться на обновления блога. Предложите своим друзьям прочитать ее в социальных сетях и высказать свое мнение.
таланту наших «говорунов» болтать по делу и просто так.
Общение малыша со взрослыми и с друзьями
Возможно, вы слышали, что где-то в научном мире об особенности наших крох без умолку разговаривать, говорят, как об коммуникативном развитии. Ведь именно в 4-5 лет формируется основание этого базового процесса, который больше всего влияет на жизнь каждого человека. Только представьте, что «речь» исчезнет из нашей жизни в любом ее проявлении:
- словах,
- жестах,
- мимике,
- написании текстов.
Представили? Страшно, правда? Напрашивается вывод: без возможности делиться мыслями и чувствами развитие тормозит за ненадобностью.
Но есть еще один момент. Предлагаю провести опыт. Понаблюдайте, как ваш болтунишка общается с товарищами-одногодками и со взрослыми.
Цель теста – улучшить социально-коммуникативную связь с обществом. Не забывайте, что детская коммуникация – это не только речь, но и умение «находить общий язык» в любых обстоятельствах. Возможно, карапуз не станет кричать на взрослых, не стенет драться с ними за игрушку. А со сверстниками?..
Потом поделимся результатами в коментах, чтобы разработать стратегию помощи крохе, если это понадобится.
Скоро в школу, чему полезно было бы научить
Так, общаться мы научили, что еще нужно дать ребенку с собою в школу? Давайте ему поможем собрать «портфель» со всем необходимым. Вы уже догадались, что речь пойдет о качествах, которые помогут хорошо учиться, найти друзей и иметь прекрасную репутацию?
Учтем и тот факт, что мальчику с первых лет в школе важно проявить свои лидерские качества. Девочка не нуждается в признании, она сама себя давно назначила на роль руководителя. Вопрос в том, а хотите ли вы, чтобы ваши дети были лидерами?
Чтобы больше усваивать на уроках, ребенку нужно быть
Чтобы найти качественных друзей, хорошо бы проявлять дружелюбие, уметь не затаивать обиду, знать, как работать над своими ошибками, исправляя их.
Репутация нужна, как со стороны одноклассников, так и у учителей. Не впадайте в крайности, хороший ребенок не может нравиться всем сразу. Нельзя из него делать забияку и клоуна, чтобы понравиться ученикам; и ботана, чтобы уважали преподы. Уважают того, чьи шутки редкие, но меткие, а в остальном – старательный и целеустремленный.
Если какое-то качество или возрастная
Учить или играть? Или учить, играя?
Вы хотите заниматься с ребенком, но он не слушается? Тогда воспользуйтесь козырем в рукаве, игрой! Игры – самое важное, они выполняют сразу несколько функций:
- обучают;
- наглядно показывают, что родители их любят;
- развивают творческие способности.
Лучше всего учить своих детей, играя с ними. Крохам интересны легкий стиль подачи, понятное изложение. Вот те моменты, которые помогут маленькому не забыть преподанные ему уроки.
Когда у карапуза, или с карапузом, проблемы
Нервный ребенок
Малыш легко перенесет кризис, если поддерживать его ВО ВСЕМ! Если постоянно говорить ему ласковые слова, уверять в любви. И не бойтесь его разбаловать. Просто «по-взрослому» и по-доброму поговорите. Объясните, что есть пределы. Они для его же блага.
Должны ли быть «нет» и «нельзя», если карапуз неуправляемый? Да! Ради вашего и его блага. Вы же не разрешите своему ребенку касаться горячей плиты! Вот вопрос, как сказать это «нельзя»? В 5 лет маленький уже достоин услышать обоснованное объяснение. Только не забывайте разговаривать на «его языке», понятно.
У родителя должна быть цель
В начале статьи я упомянула, что у детей огромный потенциал. Сравним это с пустой комнатой. Кому эту комнату заставлять «мебелью»? Вам! Кому пользоваться удобством расстановки и наличием всего необходимого? Вашим крохам.
Давайте вспомним, как вы внимательно подбирали по каталогам свою мебель. Учтена была вся важная характеристика: цвет, стиль, форма. Расставляя, вы думали о вашем привычном образе жизни, чему отдаете предпочтение: общением с друзьями или же предпочитаете в одиночестве смотреть телепередачи. Не забыли, что в комнате вам придется находиться утром и днем. А потому прикупили светильники, шторки.
Вот точно также нужно внимательно отнестись к тому, что будет в сердце и голове вашего малыша. Не тратьте свое время (словно деньги на необдуманную, неподходящую обстановку), не впускайте в жизнь малыша пустые слова и поступки (как площадь комнаты заполняется чем попало, после чего нет порядка). Помните о цели воспитания: взвешивайте, а нужны ли конкретно эти знания, ребенку, к чему они их приведут. Как он будет их применять, и для какого стиля жизни вы его подготавливаете. То же касается выбранных книг и мультиков. Чтобы узнать как я выбираю книги и фильмы и как они влияют на жизнь и поведение человека переходите сюда.
Друзья, подписывайтесь на новости, заходите в блог сами, приглашайте друзей. Помните, что вы здесь не гости, а полноправные сотрудники. Ваши комментарии и ваше внимание очень важны для развития этого нужного всем мамам и папам блога.
daynotes.ru
Психологические особенности возраста детей 4-5 лет.
Психологические особенности возраста
детей 4-5 лет.
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.Возросли физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными.
Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. ПОЭТОМУ особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.). Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефиците из-за увлечения родителей ранним обучением.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Они становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.
В речи ребенка появляются существительные, обозначающие обобщённые свойства предметов (скорость, твёрдость) прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (весёлый, сердитый), этические качества (добрый, злой), эстетические характеристики (красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных предложений.
Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.
Это проявляется в многочисленных вопросах детей: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. ПОЭТОМУ будьте терпеливы и внимательны, чтобы снова и снова отвечать детям. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка! Готовность «на равных» обсуждать с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится вас уважать!
Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире. ПОЭТОМУ полезно ребенку определить его «домашнюю обязанность» (например, посильная помощь в домашних делах). Придумайте систему поощрений и контролируйте выполнение.У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Предлагайте ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
Именно к пяти годам начинает жаловаться на детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. «Заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать разъяснения по поводу «границ» действия правила. ПОЭТОМУ анализируйте вместе с ребенком его поступки и поступки литературных героев. Расширяйте опыт ребенка, предлагая разные решения проблемных ситуаций. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
Особенность возраста — бурный расцвет фантазий. Ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Источники таких фантазий могут быть весьма различны: яркий сон, который ребёнок принял за действительность, или это может быть выражение его тайных желаний, или стремление справиться с какими-то страхами.ПОЭТОМУ обсуждайте с ребенком его фантазии, включайтесь в них, предлагайте повороты сюжетной линии. Читайте и рассказывайте детям волшебные сказки, в которых отчётливо выделены хорошие и плохие герои.Не спешите показывать иллюстрации к сказкам, пусть ребенок представит своего сказочного героя.
Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»)
Дети проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина.К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. ПОЭТОМУ активно играйте с ребенком в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее Ж.-Ж. Руссо
infourok.ru
советы психолога, занятия с детьми 3-4 лет, кризис в детском саду
В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. Это в первую очередь связано с тем, что ребёнок уже преодолел кризис 3 лет, и он в принципе изменился психологически. В этот момент родителям нужно правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав данную статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребёнком и как лучше воспитывать своё чадо в этот период.
Причины
Родители зачастую не понимают, как себя вести, когда их четырёхлетний ребёнок перестаёт слушаться. Так малыш испытывает, до какой степени предостережения взрослых опасны. Это позволяет ему уяснить меру своей дозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться распоряжения мамы и папы.
Нельзя давать спуск непослушанию, так как в будущем ребёнку будет тяжело приспособиться к взрослому миру. Нужно объяснить крохе, что все требования должны исполняться безоговорочно, даже самые, на первый взгляд, строгие.
Возраст 4 лет – это старт новой фазы развития ребёнка. У детей появляются задатки осмысленного поведения, которые позволяют задуматься о своём поступке и его последствиях.
Что делать?
Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.
Родителям нужно установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребёнка.
Крики и истерики в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.
Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание. Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка.
Наказание
Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.
Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже — разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.
Главное — ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый «нагоняй» становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева — результат от такого «воспитания» может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.
Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.
Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.
Запреты
Ребёнку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.
«Нельзя» — слово, которое не рекомендуется к частому использованию. Множество запретов может сковать малыша и сказаться на замедлении его познавательного развития.
Для детей данного возраста требования должны быть беспрекословными и краткими:
- запрещается сбегать от взрослых на дороге – это рискованно;
- запрещается обижать животных – они живые;
- запрещается кусаться – это плохо.
Разумеется, список запрещённых действий может быть продолжен до бесконечности, всё индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное, помните: принятые правила должны соблюдать и знать все домочадцы.
Советы психолога
Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.
- Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
- Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
- Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
- Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание. Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».
Ни при каких обстоятельствах уступать нельзя. Жалость в такой момент только усугубит ситуацию. Не нужно обращать внимания ни на слёзы, ни на просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловство, а вы потеряете свой авторитет. Вы же хотите, чтобы ребёнок прислушивался к вашему мнению?
Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.
И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.
Развивающие занятия
Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада. Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:
- Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
- Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
- На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
- Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
- Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
- Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.
Советы
Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.
Достаточное внимание и обильная похвала — вот что необходимо. Ребёнок стал взрослее, но родители ему ещё очень нужны.
В четыре года отличным вариантом будет посещение кинотеатра, цирка и подобных мест. В самый первый раз не стоит покупать билеты в первые ряды.
Ежедневные и многочисленные детские вопросы требуют терпения и мудрости от родителей. Не отказывайте в ответе, даже несмотря на его незнание. Совместный поиск ответа способен утолить детскую любознательность. Также в возрасте 4 лет хорошо начать изучение иностранных языков. Уроки следует проводить в игровой форме.
Заключение
Не устаю повторять, главное — это безусловная любовь. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности всегда. Это залог правильного и гармоничного развития. Даже если он постоянно капризничает, то не стоит злиться. Наоборот, нужно выяснить причину. Ваша обязанность — обеспечить ему комфортные условиядля развития. А если же ребенка что-то беспокоит, о каком развитии может идти речь?…
Ещё один очень важный момент: вы должны быть примером подражания для своих детишек. То, что вы требуете от них, обязаны и сами выполнять, показав на своем примере, как правильно делается все, о чём вы просите.
Любви, понимания, уважения вам и вашим детям.
o-krohe.ru
Воспитание ребенка 4 5 лет психология. Как воспитывать мальчика правильно, чтобы вырастить настоящего мужчину
Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.
Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
Детский психолог Шона Гудолл в четвертом канале «Секретная жизнь 4 и 5 лет». Часто ответ — пожатие плечами или простое «Ничто». Они действительно очень устали, и они не всегда показывают это или говорят вам. И, как правило, в четыре года они не могут иметь в виду все, что они делали в течение дня, чтобы родитель, отложите.
Здесь Шона отвечает на некоторые из этих насущных вопросов о том, что происходит в их головах. Почему в возрасте от 4 до 5 лет такое решающее время с точки зрения развития? Это ключевой этап развития с точки зрения исполнительного функционирования, который начинается с четырех и пяти, и школа определенно поощряет их к практике. Там определенная точка, когда у вас нет теории разума, ваша рабочая память довольно короткая, скорость обработки медленнее, с точки зрения того, что вы можете сразу взять и удержать.
Математика
1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов:
справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры
(круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
количество предметов с нужной цифрой.
И все по-другому, некоторые в четыре начинают его добывать, некоторые в четыре не приближаются, но к тому времени, когда они «шестерки», вы сможете сказать, кто имеет хорошее исполнительное функционирование и может подать заявку это, и кто не имеет. Как родители могут лучше всего обучать своих детей в этом возрасте?
Это о поощрении и о том, как вы это произносите. Исследование показало, что важно уловить детей в результате чего-то. Вместо того, чтобы сказать: «Это было здорово», и это было 10 минут или час назад, вы хотите их поймать очень сильно. Постарайтесь, вы можете похвалить их потом намного легче, и они будут держать эту информацию в своем уме.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Дети действительно реагируют на то, что их заметили в данный момент. Когда дети начинают учиться делиться с другими? Разделение приходит вместе с теорией разума, которая заключается в том, что вы знаете, что у вас есть идея, которая отличается от кого-то другого. Там возраст, на который дети будут делиться, потому что им сказали, но они могут не всегда понимать, почему. И есть возраст, когда на ум приходит теория ума, и они начинают понимать, что означает разделение, а затем, около семи и восьми, они начинают понимать равенство и мораль, Таким образом, это происходит в слоях во времени, и глубина понимания вокруг того, что совместное использование означает изменение со временем.
Логическое мышление
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен
уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
И это колеблется от четырех лет до шести. Таким образом, некоторые из наших четырехлетних детей могут быть довольно продвинутыми, и некоторые из наших четырехлетних детей могут быть довольно задержаны, но беспокоиться не о чем, потому что они все придут в конечном итоге. Я абсолютно понимаю огромные выгоды от родителей, которые играли со своими детьми. Расслабление и веселье укрепляют связь между родителем и ребенком, а затем, что бы ни случилось, у вас есть ребенок, который сможет прийти к вам, и это смягчит любой стресс.
Вы не можете недооценивать важнос
etoizmena.ru
Психологические особенности детей 4-5 лет — ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Детский мозг
Этап активного формирования всех отделов, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа), а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.
Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.) Благодаря правильно сформированному сенсорно-моторному базису, при обучении ребенка в школе, не будет тупиков в усвоении чтения, письма, математики. Все эти сложные навыки будут легко формироваться и автоматизироваться.
Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефицитарной ситуации из-за увлечения родителей ранним обучением.
Психологические особенности детей 3-4 лет2. Познавательные процессы
Речь усложняется за счет включения в нее большого количества прилагательных, наречий.
Ребенок опирается в процессе восприятия на сенсорные эталоны (круглый, квадратный, треугольный), умеет сравнивать предметы по величине.
Память и внимание по-прежнему непроизвольны.
Мышление наглядно-образное – может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними.
Воображение – начинает активно развиваться: предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».
3. Детская игра
Сюжетно-ролевая игра усложняется и становится ведущим видом деятельности. Появляются игры с правилами, усложняется структура игрового пространства: есть главный сюжетный план и вторичный, к примеру, кабинет врача и комната ожидания. Все основные качества: воображение, способность к символизации, мышление, нравственное самосознание, саморегуляция – развиваются именно в ней.
4. Личность: Формируются различные грани представления ребенка о себе: чувство Я, управление своим телом и знание его, мальчик или девочка, чувство протяженности жизни («когда я буду большим»), понимание социальных правил поведения.
Ольга Сергеевна Исаенко,
детский психолог, кандидат психологических наук
Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), я не разрешаю копировать мои тексты и публиковать их на ваших страницах в соцсетях или сайтах. Подробнее здесь: Об авторских правах.
Еще можно прочитать:
1. Зачем нужны страшные сказки.
2. Читать или не читать.
3. «Личность или «пограничность».
4. Сорока-ворона… о психологии детской речи.
Вопрос детскому психологу
ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю в этом месяце. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной и 265 вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице ниже. Или присоединиться к нашим интернет-группам «Непослушный ребенок», «Самостоятельный ребенок», «Рецепты для родителей».
Понравилось? — Поделитесь…
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
psychologyofchildren.wordpress.com