Состояние психология – Психическое состояние — это… Что такое Психическое состояние?

Содержание

Психическое состояние — это… Что такое Психическое состояние?

Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Структура состояний

Структура состояния

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.Структура состояния состоит из следующих элементов: (Рис. 1): Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса.

Классификация состояний

Классификация состояний (Рис. 2) Классификация состояний (Рис.3)

Трудность классификации психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 2). Более подробное объяснение данной классификации дано в (Рис.3). Исходя из данной классификации, можно вывести формулу психического состояния, состоящую из восьми компонентов. Такая формула будет иметь два варианта – в общем виде и для каждого конкретного состояния данного вида. Например, общая формула состояния страха будет следующей:

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

0.1/ 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.1 / 6.? / 7.2

Это означает, что страх, как правило, вызывается конкретной ситуацией (0.1), достаточно глубоко затрагивает психику человека (1.2), по знаку является отрицательной эмоцией (2.3) средней продолжительности (3.2) и вполне осознается человеком (4.2). При этом состоянии эмоции преобладают над рассудком (5.1), а вот степень активации организма может быть разной: страх может иметь активирующее значение или же лишать человека сил (6.?). Таким образом, при описании конкретного состояния человека возможны варианты 6.1 или 6.2. Последний компонент формулы – 7.2 означает, что данное состояние в равной мере реализуется как на психологическом, так и на физиологическом уровне. В рамках данной концепции формулы некоторых других психических состояний можно описать следующим образом:


Тревога: 0.2/ 1.? / 2.3 / 3.3 / 4.1 / 5.1 / 6.1 / 7.?

Любовь: 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.3 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3
Утомление: 0.1/ 1.? / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.- / 6.1 / 7.2
Восхищение: 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3

Знак вопроса (?) означает, что состояние может принимать оба признака в зависимости от ситуации. Прочерк (-) означает, что данное состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (например, утомление не относится ни к рассудку, ни к эмоциям).

См. также

Литература

  1. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. 2004.
  2. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. Проф. А.О. Прохорова. 2004.
  3. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
  4. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. Казань, 2008. – С. 526-528

dic.academic.ru

Глава 14. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

4.Какие виды психологических состояний вы знаете?

5.Каковы функции психических состояний? Приведите примеры проявления функции адаптации.

6.Какие виды психических состояний вы знаете?

7.В чем различие между понятиями «стресс» и «фрустрация»?

8.Какова структура психического состояния?

9.Какие методы регуляции психических состояний вы знаете?

10.Какими из них вы пользуетесь в жизни? Какова их эффективность?

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб пособие для студ. вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.

2.Психология [Текст] : учеб. по дисциплине «Психология» цикла «Общепрофессиональные дисциплины» для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / под ред. Б.А. Сосновского. – М. : Юрайт, 2010. – 660 с.

3.Психология [Текст] : учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.

Дополнительная литература

1.Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык. – М. :

Наука, 1983. – 367 с.

2.Куликов, Л. В. Психология настроения [Текст] / Л. В. Куликов. – СПб.: Издво С.-Петербург. ун-та, 1997. – 228 с.

3.Кучеренко, В. В. Измененные состояния сознания: психологический анализ [Текст] / В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко, А. В. Россохин // Вопросы психологии. – 1998.

–№ 3. – С. 70-78.

4.Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Д. Левитов.

–М. : Просвещение, 1964. – 344 с.

5.Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст] / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 118-129.

6.Леонова, А. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности [Текст] / А. Б. Леонова, С. Б. Величковская // Психология психических состояний : сб. статей / под ред. проф. А. О. Прохорова. – Казань : Изд-во «Центр информационных технологий», 2002. – Вып. 4. – С. 326-342.

7.Моляко, В. А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере чернобыльской атомной катастрофы) [Текст] / В. А. Моляко // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 2. – С. 66-74.

8.Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А. О. Прохоров. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1991. – 168 с.

9.Психология состояний [Текст] : хрестоматия ; сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под ред. проф. А. О. Прохорова. – М. : ПЕР СЭ ; СПб. : Речь, 2004. – 608 с.

10.Селье, Г. Что такое стресс? [Текст] / Г. Селье // Стресс жизни : сборник. –

СПб. : ТОО «Лейла», 1994. – С. 329-333.

11.Фукин, А. И. Монотония и ее динамика у работников конвейерного производства [Текст] / А. И. Фукин // Психология психических состояний : сб. статей / под ред. проф. А. О. Прохорова. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1999. – Вып. 2. – С. 292-305.

12.Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е. В. Шорохова. – М. :

Наука, 1987. – 219 с.

studfile.net

Психологические состояния

Содержание

психологический эмоциональный состояние настроение

Введение

1. Состояния человека

2. Психические состояния

2.1 Структура состояний

2.2. Классификация состояний

2.2.1 Стресс

2.2.2 Фрустрация

2.2.3 Аффект

2.3. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния

2.4. Производственные психические состояния

2.5. Настроение

3. Факторы управления психическими состояниями

Заключение

Список литературы


Введение

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.

Понятие «психологическое состояние» как специфическая психологическая категория введено Н.Д. Левитовым. Он писал: Психологическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [5].

Психологические состояния — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.


1. Состояния человека

Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно — с середины XX в. До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефимов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. [1].

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний, как уже говорилось выше, была предпринята Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических состояниях человека». Однако многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в этой книге были не представлены; некоторым из них Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972).

В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи — эмоциональные и психические. На самом деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии. [1].

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие — психологический, а третьи — тот и другой одновременно.

В общих чертах структуру психофизиологического состояния человека можно представить в виде схемы (рис. 1.1).

Самый нижний уровень, физиологический, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень — вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень — изменения психических функций и настроения; социально-психологический уровень — характеристики поведения, деятельности, отношения человека.

1 Психический уровень реагирования

Переживания, психические процессы

II. Физиологический уровень реагирования

Вегетатика Соматика (психомоторика)

III. Поведенческий уровень

Поведение Общение Деятельность

2. Психические состояния

В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние — конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности (Сосновикова). Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.

Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными (Мясищев). В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав. Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, и другие составляющие.

2.1 Структура состояний

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.

Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса [3].

2.2. Классификация состояний

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.

Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Например Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента

С точки зрения временной организации можно выделить мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. К числу последних можно отнести, например, состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.

Тонус является важнейшей структурной характеристикой состояния, многие авторы считают даже, что различия между психическими состояниями обусловлены именно различиями тонической составляющей. Тонус определяется уровнем функционирования нервной системы, в первую очередь, ретикулярной формации, а также активностью гормональных систем. В зависимости от этого выстраивается определенный континуум психических состояний:

mirznanii.com

23. Психические состояния. Общая психология

23. Психические состояния

Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности.

Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долго-временность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.

На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний: психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.

На основе приведенных выше определений можно выделить свойства психических состояний.

Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.

Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.

Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Свойства психических состояний | Блог 4brain

свойство психических состояний

Человек способен осуществлять любую деятельность в различных режимах. И одним из них, как известно, являются психические состояния.

Психическое состояние – это такой режим жизнедеятельности человека, который отличается особыми энергетическим характеристиками на физиологическом уровне, и комплексом психологических фильтров на уровне психологическом. Эти фильтры, собственно, и обеспечивают субъективное восприятие человеком окружающей его реальности.

Вместе со свойствами личности и психическими процессами, психические состояния представляют собой основные классы психических явлений, изучением которых занимается психология. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и, регулярно повторяясь и становясь более устойчивыми, способны становиться частью структуры личности, играя роль её специфических свойств.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем наш курс «Психическая саморегуляция», где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.
Узнать больше о курсе

Какие бывают виды психических состояний?

Всевозможные психические состояния тесно взаимосвязаны между собой. И эта взаимосвязь является такой сильной, что разделить и вычленить отдельные психические состояния очень и очень сложно. Например, состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Однако имеются определённые системы категоризации психических состояний. Чаще всего выделяются состояния интеллекта, состояния сознания и состояния личности. Конечно же, есть и другие классификации – они рассматривают гипнотические, кризисные и другие виды состояний. Одновременно с этим, используется и масса критериев для категоризации состояний.

Критерии категоризации психических состояний

В большинстве случаев, выделяют следующую группу критериев категоризации психических состояний:

  1. Источник формирования:
  • Состояния, которые обусловлены ситуацией (реакция на наказание и т.п.)
  • Лично-обусловленные состояния (резкая эмоция и т.п.)
  1. Степень внешней выраженности:
  • Слабо выраженные, поверхностные состояния (лёгкая грусть и т.п.)
  • Сильные, глубокие состояния (страстная любовь и т.п.)
  1. Эмоциональная окраска:
  • Отрицательные состояния (уныние и т.п.)
  • Положительные состояния (вдохновение и т.п.)
  • Нейтральные состояния (равнодушие и т.п.)
  1. Длительность:
  • Продолжительные состояния, которые могут длиться годами (депрессия и т.п.)
  • Кратковременные состояния, которые длятся несколько секунд (гнев и т.п.)
  • Состояния средней продолжительности (страх и т.п.)
  1. Степень осознанности:
  • Сознательные состояния (мобилизация сил и т.п.)
  • Неосознанные состояния (сон и т.п.)
  1. Уровень проявления:
  • Психологические состояния (энтузиазм и т.п.)
  • Физиологические состояния (голод и т.п.)
  • Психофизиологические состояния

Руководствуясь указанными критериями, можно представить всестороннюю характеристику практически любого психического состояния.

Также важно упомянуть о том, что одновременно с психическими состояниями бывают и, так называемые, «массовидные» состояния – психические состояния, характерные для конкретных общностей: обществ, народов, групп людей. В основном, такими состояниями являются общественные настроения и общественные мнения.

Теперь же стоит поговорить об основных психических состояниях человека и их свойствах.

Основные психические состояния. Свойства психических состояний

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

 

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Свойства состояния: повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели.

 

Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная мотивация к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

 

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается активизация творческого потенциала, обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

 

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

 

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, дисфункция памяти и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

 

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

 

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

 

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

 

Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как общая психология, возрастная психология, психология личности, психология мотивации или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

4brain.ru

Состояние и внутреннее состояние — психология

Внутреннее состояние. Гармоничны мы — гармоничен мир вокруг

Вы хотите выйти из проблемного пространства? А куда Вы хотите войти? Это просто необходимо — знать, чего ты действительно хочешь.

Если мы просто желаем, чтобы «все было хорошо», — не произойдет ровным счетом ничего. Вселенная всегда очень чутко откликается на все наши запросы, но формулировать их надо четко.

Поэтому мы должны хорошо представлять, что же скрывается за пресловутым «решением проблемы».

Обычно при этом подразумевается изменение внешних событий и обстоятельств, но гораздо важнее другое: внутреннее состояние.  Ведь именно наше внутреннее состояние отвечает за нашу успешность в делах и общении, за хорошее самочувствие и настроение, высокий жизненный тонус.

 И если оно гармонично — можно не сомневаться, что и на внешнем плане события выстроятся максимально благоприятным образом. И хотим Вас обрадовать, сообщать окружающим о своем состоянии не обязательно, они и так все почувствуют. Люди, и не только они, на неосознанным уровне «считывают» наше внутреннее состояние и ведут себя по отношению к нам в соответствии с ним.

К стати, небольшая ремарка для женщин, у мужчин на уровне инстинктов заложена реакция на женское состояние. Когда женщина находится в таком восторженном, полетном, женском состоянии, то у мужчины неосознанно включается его мужское состояние. Им(мужчинам) очень нравится находится рядом со счастливыми, радостными, искренне довольными собой и жизнью женщинами.

Радость жизни, хорошее настроение, уверенность в себе — одни из главных женских достоинств.

К тому же негативные эмоции — это обесточивание организма, это его разрушение. Гармоничное внутреннее состояние — это очень мощный ресурс для полноценной и счастливой жизни.

Внутреннее состояние. Решение проблем

Любая проблема — это всего лишь наши ощущения. Гармонизируются они — исчезает проблема. И вот тогда мы действительно входим в новое и совершенно особое беспроблемное пространство.

  Ведь мы «Со-Творцы», мы действительно творим вокруг себя реальность, и качество этой реальности всегда! определяется качеством нашего состояния. Именно оно является тем самым «строительным материалом», из которого мы выстраиваем свою повседневность. Гармоничны мы — гармоничен мир вокруг.

 Сумев организовать свое внутреннее пространство, став в нем волшебниками (без кавычек!), вы одновременно гармонизируете и внешний мир, выстраивая события самым благоприятным образом.

Правда иногда решение проблемы приходит не оттуда, откуда его ждали. Если к примеру, Вам не вернули долг, то возможно его и не вернут, но зато Вы или Ваш муж получите неожиданную премию, о которой и не мечтали или большую скидку в магазине. У Вселенной много вариантов. А все остальное — это уже вопрос Ваших скрытых убеждений. 

Когда мы гармонизируем свое внутреннее состояние, то события начинают развиваться не всегда так, как представлялось нашему уму. Проблема решается в самой своей основе. Была нехватка денег? — она исчезла. Миру, жизни, Вселенной, Богу, Высшему Разуму — каждый может называть это по-своему, — виднее когда и как решить Вашу проблему, но в любом случае Вас он при этом не обидит.

И еще одно, если при проработке проблемы остались сомнения или «оглядывания назад» в виде вопросов «Получилось? Действительно решилось? А не вернется ли?», значит осталась привязка к результату. В таких случаях очень хорошо работает техника внутреннего смеха.

«Случайных встреч в жизни не бывает. Случай, он хоть и правит миром, но случаем правишь ты. Тебе еще предстоит узнать, что вся твоя судьба прячется как раз под твоей шапкой. Никогда не забывай, — сказала золотая рыбка, — что в этом мире существуешь только то, что ты ощущаешь по поводу этого мира.» (Григорий Курлов. «Обалденника. Книга и состояние. Часть первая») 

Отследите как влияет качество Вашего внутреннего состояния на конструктивность происходящих событий. Привыкайте быть ответственными за качество Вселенной, создаваемой Вами.

Внутреннее состояние. «Чужие» проблемы.

Часто возникает вопрос: «Работая со свои внутренним состоянием, можно ли проработать чужие проблемы?». И снова спешим порадовать, если Вас эти проблемы  беспокоят, «цепляют», то это уже не чужие проблемы, а Ваши.

 Все, что проявилось в Вашем пространстве и эмоционально вас задевает, — вашей же проблемой и является. Работайте  со своим отношением к неприятности, со своим беспокойством по этому поводу.

 Но имейте в виду — возможен такой вариант, что изменится лишь ваше восприятие ситуации, придет успокоенность и осознание, что ничего страшного не происходит, что это по тем или иным причинам необходимо.

Пример: у вашего ребенка высокая температура. Естественно, вас это беспокоит, и вы начинаете работу. Но в процессе «разборок» у вас появляется осознание, что идет чистка, сгорают шлаки в организме и больному это необходимо. Вы успокаиваетесь, ваше состояние, естественно, передается ребенку, и болезнь проходит легко и быстро, произведя необходимую очистку.

Встает логичный вопрос, так как же конкретно «гармонизировать» это самое внутреннее состояние?

Дальше я предлагаю Вам ознакомиться с очень мощной техникой, оказавшей реальную и действенную помощь многим людям, к ней прибегнувшим. Значительный эффект эта техника дает в случаях внешне безысходных ситуаций, страхов, эмоциональных кризисов. 

Техника выписывания

Есть поговорка: «хочешь забыть — запиши» и действительно часто в процессе написания письма на бумаге как будто остаются все эмоции и переживания, связанные с проблемой. А отправив письмо, мы чувствуем словно освободились от тяжкого груза. На этом механизме «эмоциональной разрядки» и основана предлагаемая техника выписывания. Техника очень сильная.

На листе бумаги очень подробно во всех деталях, желательно эмоционально и без утаек, выписывается беспокоящая проблема. Старательно опишите во всех ньюансах все, что происходит с Вами и внутри Вас. Пишите так, как будто пишете письмо близкому другу или Господу Богу.

И никакого анализа — только описание, исповедь. Проиграйте все чего боитесь, любые неприятные исходы, пропишите все, даже самые негативные и страшные последствия. Боитесь умереть — пишите. Пишите все.

Если в процессе появятся слезы, прочие внешние выражения эмоций — очень хорошо…

Хочется предостеречь — ни в коем случае не совершайте магических манипуляций по уничтожению бумаги с выписанной проблемой, не следует намеренно ни сжигать ее, ни «смывать» водой с нее негатив.

Желание сделать это, пусть даже просто так, на всякий случай, будет сигналом о существующих еще в вас страхах перед проблемой. Пока есть страх, принять проблему, согласиться с ней — невозможно. Поэтому отнеситесь к этим исписанным бумажкам полностью безразлично, как к обычному мусору.

Через некоторое время, возможно уже через час или два, а может и через сутки, Выписывание повторяется. Очень важно! Вы не вспоминаете содержание предыдущего текста, а описываете свои реальные ощущения на момент второй фазы «Выписывания». Они будут уже другими.

Вы даете отлежаться второму варианту текста какое-то время, вновь ориентируясь на свои ощущения.

А затем, отталкиваясь от контекста вашего «откровения», вы ищете «взрывную фразу», в данной технологии — возможно, даже не одну. И переписываете без изменений текст предыдущего письма, «вплетая» «взрывную фразу» в него. «Взрывной фразой» может быть любое, достаточно произвольное заявление, иногда совмещаемое с легкой пантомимой.

Это может быть изначально шуточное, смешное замечание, например: «Не надо так улыбаться, я с детства боюсь лошадей». А может — внешне нейтральная фраза или, напротив, намеренно нелепая, но, будучи вплетенной в контекст рассказа, привносящая в него заряд юмора и гротеска. Например: «… А я мою голову клеем «Момент»».

Для мужчин хорошо работает «Тампаксов моего размера не выпускают».

Перечитайте то, что получилось. Ваш смех будет оценкой вашей работы. Остатки деструктивных напряжений снимите внутренним смехом. Техника Выписывания может основательно вам помочь в расчистке проблемного пространства.

Хочется подчеркнуть — мы не игнорируем проблему, не притворяемся, что ее нет, мы смеемся вместе с ней, «взрываем» ее изнутри юмором и освобождаем энергию, в ней заключенную. То, что мы называли проблемой, становится просто энергетическим всплеском, обыкновенной энергией, которая возвращается к нам Творцам, ее же породившим.

По материалам книг Григория Курлова «Путь к Дураку» и «Обалденика»

Внутреннее состояние — выход из проблемного пространства

O том как из наших состояний мы творим  свою  повседневную реальность, как внутреннее состояние влияет на события нашей жизни, на то, как нас воспринимают окружающие.

Как изменив качество своего внутреннего состояния можно наладить отношения с близкими людьми, привлечь любовь, удачу, деньги и многое другое, — Вы можете узнать из выступления Лилии Гафар на международной конференции «Как найти и принять себя 2.0»

Отрывок из выступления Лилии Гафар на конференции «Как найти и принять себя 2.0»

Продолжение на странице:

Смехотерапия. Техника внутреннего смеха.

Hаша жизнь такова, каковы мы сами. Выявляем негативные убеждения

Главный козырь женщины. Аффирмации для повышения уверенности в себе.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Источник: http://xfresh.info/samorazvitie/40-o-vliyanii-vnutrennego-sostoyaniya-na-kachestvo-zhizni

Психологическое состояние человека и его компоненты

09-07-2014 Теги: мозг,психологические советы

На человеческое поведение влияют факторы, которые проявлялись в определенный период времени. Они связываются с особенностями психических процессов и таких же свойств личности, которые имели место в конкретный час.

Несомненно, что человек, пребывающий в бодрствующем состоянии, существенно отличается от находящегося во сне. Аналогично следует отделять трезвых людей от пьяных, а счастливых от несчастных.

Поэтому психологическое состояние человека носит весьма подвижный и динамичный характер.

Оно полностью зависит от психических процессов и психических свойств, так как такие параметры психики наделены тесной взаимосвязью. Психические состояния оказывают сильное влияние на выполнение психических процессов. Если им свойственна частая повторяемость, то они приобретают более устойчивые качества, становясь свойством личности.

Определение психического состояния

В современной психологии психическое состояние выступает относительно самостоятельным аспектом, характеризующим психологию личности.

Под психическим состоянием следует понимать определение, которое используется психологией для определения психического состояния индивидуума как относительно устойчивого компонента.

Понятие «психический процесс» создает своеобразную грань между динамическим моментом психики и «психическим свойством». Оно характеризуется устойчивым проявлением психики индивида и ее утверждением в структуре личности.

В связи с этим психологическое состояние человека выступает устойчивой на определенном этапе времени характеристикой его психической деятельности.

Обычно под этим понятием подразумевается своеобразная энергетическая характеристика, показатели которой зависят от активности человека, которую он проявляет в процессе своей деятельности.

К ним можно отнести бодрость, эйфорию, усталость, апатию и депрессию.

«Не будет лишним выделить состояние сознания, которым в основном определяется уровень бодрствования. Это может быть сон, гипноз, дремота и бодрствование».

Нынешняя психология внимательно подходит к психологическому состоянию человека, который пребывает в стрессовых условиях при экстремальных ситуациях, которые требуют необходимость быстрого принятия решений, например, в военной обстановке, на экзаменах. Также она проявляет повышенный интерес к ответственным ситуациям, которыми можно считать предстартовые состояния спортсменов.

Многокомпонентность структуры психологических состояний

Каждое психологическое состояние наделено своими физиологическими, психологическими и поведенческими аспектами. Поэтому структура психологических состояний состоит из многих разнокачественных компонентов:

  • физиологический уровень определяется частотой пульсации и артериальным давлением;
  • моторная сфера выражается усиленным ритмом дыхания, изменением мимики, повышением тона и темпа голоса при ведении разговора;
  • эмоциональная область наделена положительными или отрицательными переживаниями;
  • когнитивная сфера устанавливает определенную степень логичности мышления, точный прогноз предстоящих событий и возможность контролирования состояния организма;
  • поведенческий уровень влияет на точность и правильность осуществляемых действий, а также их соответствие существующим потребностям;
  • коммуникативный уровень определенного состояния психики зависит от характера общения, в котором участвуют другие люди, способность прислушиваться к своему собеседнику и влиять на него путем установления и достижения адекватных целей.

На основании результатов проведенных исследований можно утверждать, что те или иные психологические состояния возникают на основании актуальных потребностей, которые выступают как системообразующийся фактор.

Из этого следует, что благодаря оптимальным условиям внешней среды можно достичь быстрого и легкого удовлетворения потребностей.

Оно спровоцирует возникновение позитивного состояния, такого как радость, воодушевление, восторг и восхищение.

В свою очередь психологические болезни могут возникнуть по причине низкого удовлетворения (либо его отсутствия), определенного желания, что приведет к пребыванию психики человека в негативном состоянии.

В зависимости от характеристики возникшего состояния кардинально изменяются и основные показатели психологического настроя человека, куда входит его установка, ожидание, чувства.

Так, любящий человек обожествляет и идеализирует свой объект привязанности, хотя на самом деле он не отвечает таким показателям.

В другом случае человек, находящийся в гневном состоянии, видит другого человека исключительно в черных тонах, и даже определенные логические доводы не способны повлияет на его состояние.

Психологи утверждают, что если выполнить те или иные действия с окружающими предметами либо социальными объектами, которые провоцируют повышенную активизацию того или иного психологического состояния (такого как любовь либо ненависть), то человек получает определенный результат. Он может быть двухсторонним (то есть отрицательным) либо позволит человеку реализовать потребность, в которой нуждается его психическое состояние.

Видео: Эмоции, психические состояния

Источник: http://bitnet.ru/psihologicheskoe-sostoyanie-cheloveka-i-ego-komponentyi/

Причины образования и развития психических состояний

Состояние психики изменчиво на протяжении всей нашей жизни. Ежедневно мы испытываем разнообразные виды эмоций и смену настроения, что приводит к становлению общего психического состояния.

Оно может проявляться нейтрально, позитивно при радостных событиях и неожиданных известиях, негативно при тяжёлой стрессовой ситуации или, к примеру, затянувшемся конфликте.

Психологические проявления обусловлены социальными, культурными, внешними и внутренними факторами, на базе которых строится вся наша жизнь.

Психические состояния обладают неоднозначной трактовкой. В основном, это совокупная характеристика психологической и поведенческой жизнедеятельности индивида за конкретный промежуток времени. Она отображает смену психологических процессов при ситуативных, эмоциональных, поведенческих переменах, а также особенности психоэмоционального склада человека.

Психические состояния имеют тесную взаимосвязь с психологическими особенностями личности и процессами, происходящими на физиологическом уровне.

В некоторых случаях психологические процессы отображают как самочувствие индивида, так и психические проявления, которые при неоднократном повторении могут перейти в личное свойство человека.

Следовательно, можно утверждать, что психологическое состояние по своему строению является многообразным, перетекающим из одной формы выражения в другую, изменяющим своё направление движения.

Взаимодействие с функциями организма

Психические состояния взаимодействуют с соматическими функциями организма. Их проявления связаны с динамичностью нервной системы, сбалансированной работой обоих полушарий мозга, чётким функционированием коры и подкорки головного мозга, индивидуальными особенностями психической саморегуляции.

Структура проявления психологических аспектов содержит в себе несколько основополагающих компонентов, которые неразрывно связаны между собой. Сюда относятся такие уровни:

  • Физиологический. Выражается в частоте сердцебиения, измерении кровяного давления;
  • Моторный. Изменения ритма дыхания, мимики, тембра и громкости речи;
  • эмоциональный – проявление позитивных или негативных эмоций, переживаний, лабильного настроения, тревожность;
  • Когнитивный. Ментальный уровень, куда входят логика мышления, анализ прошедших событий, прогнозы на будущее, регулировка состояния организма;
  • Поведенческий. Чёткость, верные действия, соответствующие потребностям человека;
  • Коммуникативный. Проявления психических свойств при общении с окружающими, возможность услышать собеседника и понять его, определение конкретных задач и их исполнение.

Причины образования и развития

Основная причина развития психических проявлений выражается в поведенческих и социальных условиях среды индивида.

Если психологические установки соответствуют идеалам и намерениям личности, она будет умиротворённой, позитивной, благодушной.

При невозможности реализовать свои внутренние потребности человек будет испытывать эмоциональный дискомфорт, что впоследствии выльется в тревожность и негативное психическое состояние.

Изменение психологического статуса влечёт за собой смену мироощущений, чувств, настроения, эмоций человека.

При реализации индивидом личных эмоциональных потребностей психическое состояние сходит на нет, если же произошла определённая фиксация или немотивированный отказ от психологической реализации, наступает отрицательная стадия проявления психического состояния. Она определяется раздражением, проявлением агрессии, фрустрацией, тревожностью.

Войдя в новое психическое состояние, человек вновь пытается добиться желаемого результата, однако не всегда достигает конечной цели. В этом случае организм включает средства психологической защиты, предохраняющие состояние человека от стресса и психического расстройства.

Психическое состояние является целостной, подвижной, относительно устойчивой и полярной структурой, имеющей собственную динамику развития.

Оно зависит в равной степени от временного фактора, единой циркуляции психологических процессов и эмоций в организме, наличии противоположного состоянию значения. Любовь сменяется ненавистью, гнев — милостью, агрессия — умиротворённостью.

Глобальная смена психоэмоциональных ощущений происходит у беременной женщины, когда тревожность может буквально за пару минут перейти в позитивное расположение духа.

В период беременности у женщины изменяется гормональный фон в организме, все соматические процессы направлены на развитие плода. При постоянном угнетённом настроении будущей матери, у новорождённых детей могут наблюдаться некоторые виды отклонений в психической активности.

Определяется заторможенность развития психических реакций, слишком активная или пассивная моторика движений, дальнейшее медленное ментальное развитие. Примеры подобных случаев на сегодняшний день, к сожалению, не являются редкостью.

Поэтому необходимо всегда осознавать и контролировать собственные психические состояния, чтобы тревожность не проявилась в психологии детей и не сопутствовал близким людям.

Спектр формирования

Классификация психических состояний содержит довольно широкий спектр. В группе преобладания психологических процессов можно выделить гностические, эмоциональные и волевые виды.

Гностические виды содержат такие эмоциональные проявления, как изумление, любознательность, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, жизнерадостность.

Эмоции выражают чувства печали, тоски, радости, злости, обиды, обречённости, тревожности, подавленности, страха, влечения, страсти, аффекта, тревожность.

Разнообразие эмоций

Проявления воли характерны в активном, пассивном, решительном, уверенном/неуверенном, растерянном, спокойном психологическом состоянии.

Психические состояния делятся на затяжные, кратковременные и долгосрочные с учётом их временной продолжительности. Они бывают осознанными и неосознанными.

В формировании психологического самоощущения преобладают несколько ведущих признаков: оценка шанса на успех, эмоциональное переживание, мотивационный уровень, тонический компонент и степень причастности к деятельности. Данные виды относятся к трём классам психических состояний:

  • Мотивационно-побудительный. Осознание индивидом своей психической деятельности, проявление стараний и усилий для достижения намеченных целей;
  • Эмоционально-оценочный. Неосознанное формирование собственной деятельности, ориентирование на предположительный результат, оценочный анализ проделываемой работы, прогнозирование успеха намеченной цели;
  • Активационно-энергетический. Пробуждение и угасание психической активности в соответствии с уровнем достижения заданной цели.

Психологические проявления также подразделяются на три обширных аспекта, где учитываются повседневные ситуативные факторы, а также эмоциональные проявления.

Ведущие свойства и эмоции

Свойства типично положительных психических состояний определяются уровнем повседневной жизни человека, его основным типом деятельности.

Им присущи положительные эмоции в виде любви, счастья, радости, творческом вдохновении, искренней заинтересованности в изучаемом деле. Позитивные эмоции наделяют человека внутренней силой, вдохновляя на более активную работу, реализацию своего энергетического потенциала.

Положительные психические состояния обостряют ум, сосредоточенность, концентрацию внимания, решимость в принятии важных решений.

Типичные отрицательные проявления содержат антонимичные положительным эмоциям понятия. Тревожность, ненависть, стресс, фрустрация являются неотъемлемыми составляющими отрицательных эмоций.

Специфические психологические самоощущения определяются уровнями сна, бодрствования, изменения сознания. Бодрствование у человека может проявляться в спокойной, активной, напряжённой форме. Это усиленное взаимодействие личности с окружающим миром. Во сне сознание личности пребывает в полном состоянии покоя, не реагируя на внешние проявления.

Изменённое состояние сознания является суггестивным, может оказывать как благоприятное, так и деструктивное воздействие на психику человека. К гетеросуггестивным аспектам относятся гипноз и внушение.

Одним из ярких примеров массового внушения считаются рекламные ролики, оказывающие сильное визуальное и слуховое воздействие на зрителя при помощи специально выстроенного видеоряда, внушающие потребителю купить тот или иной товар.

Гипнотическое внушение, исходящее от одного субъекта к другому, погружает человека в особое состояние транса, где он может реагировать исключительно на команды гипнотизёра.

Специфическим состоянием психики считается осознанное и неосознанное самовнушение, при помощи которого индивид избавляется от вредных привычек, неприятных ситуаций, излишних эмоций и т.д. Неосознанное самовнушение чаще всего происходит под влиянием внешних ситуативных, предметных проявлений.

Тест-опросник Г. Айзенка

Уровень текущего психического состояния можно определить по тесту-опроснику Айзенка, включающему в себя сорок вопросов личностного и эмоционального характера. Самооценка психических состояний Айзенка рассматривает четыре основных вида негативных проявлений человека: фрустрацию, личностную тревожность, агрессию и ригидность.

Тревожность личности обуславливается ожиданием негативного развития событий, неудачи в сфере деятельности, возникновением трагичных или катастрофичных ситуаций. Тревожность носит диффузный характер, не имея под собой объективных оснований для переживания. Со временем у человека образуется замедленное развитие психической реакции на реальную тревожную ситуацию.

Фрустрация – предстрессовое состояние, возникающее в определённых ситуациях, когда у индивида появляются препятствия на пути к достижению намеченной задачи, изначальная потребность остаётся неудовлетворённой. Выражается в отрицательных эмоциональных проявлениях.

Агрессия является активным психическим проявлением, при котором человек достигает своей цели при помощи агрессивных методов воздействия на окружающих, применения силы или психологического давления.

Ригидность подразумевает трудности смены вида деятельности, выбранного индивидом, в ситуации, когда требуется объективное его изменение.

Диагностика самооценки по Айзенку выявляет присущее на данный момент психическое состояние, при помощи наводящих вопросов помогает определить степень его тяжести.

Данный тест позволит объективно взглянуть на собственные психоэмоциональные и поведенческие проявления, переосмыслить некоторые из них и, возможно, со временем полностью избавиться от них.

Самооценка психических состояний Айзенка является ключиком к улучшению психологического самочувствия и физического здоровья.

Психические состояния человека имеют многозначную вариативность. Их сущность определяется посредством различных социальных, физических, внешних и внутренних факторов. Своевременная самостоятельная диагностика психического состояния позволит избежать усугубления личностных отрицательных психоэмоциональных процессов.

Источник: https://ODepressii.ru/psihicheskie-rasstroystva/sostoyaniya.html

Внутреннее состояние человека

Внутреннее состояние человека, как известно, играет самую важную роль в достижении цели. Если вы подавлены и забиты, то ничто не заставит вас действовать.

 Напротив, вы опустите руки, спрячете голову в песок, уйдете в себя и вместо того, чтобы что-то предпринять- разведете в себе пессимизм и займетесь самоанализом и анализом своей жизни.

Такая умственная деятельность не принесет никакого положительного результата, скорее наоборот. Вы еще больше погрузитесь во внутрь себя.

Если вы чем-то обеспокоены, постоянно переживаете о чем, нервничаете, то вы тоже будете бездействовать. Ваши проблемы и заботы поглотят вас, ваши нервы будут на пределе, вы ни на чем не сможете сконцентрироваться, потому что всегда будете отвлекаться на посторонние шумы. Находясь в таком состоянии, вы не сможете сосредоточиться на какой-либо деятельности.

Вывод: от вашего внутреннего состояния зависит ваше будущее. Сегодня вы впали в уныние, завтра- смеетесь без  причины, а послезавтра- захлебываетесь в слезах. От таких перепадов ничего хорошего не следует ожидать. Всю неделю у вас была сильная головная боль, не дающая вам покоя, постоянно напоминающая о себе, из-за которой вы ничего не сделали.

В отличие от внешних обстоятельств, контролировать которые вы не в состоянии, свое внутреннее состояние вам под силу контролировать. В том случае, если у вас есть цель, ради чего вы хотите взять под контроль свое внутреннее состояние. На то, что вы чувствуете влияют только люди.

Люди-вредители воздействуют отрицательно на вашу психику, нанося ей непоправимый урон; попадая под их влияния очень тяжело потом выйти из-под этого влияния. Они убивают вас медленно и с наслаждением наблюдают, как вы ломаетесь, становитесь гибким пластилином в их руках. Но от вас зависит: убьют они  вас или только ранят.

Позволите вы взять им вверх над вашим внутренним состоянием или дадите сильный отпор, взяв под контроль свое внутреннее состояние?

В последние пару недель мне было очень и очень плохо. Это продолжается и по сей день. Однако я научилась контролировать свое внутреннее состояние.

Как только я чувствую, что готова сдаться, положить трофей к ногам людей-вредителей, я вспоминаю о своей цели и берусь и делаю. Легче всего сказать: “Я больше не могу. Я устала. Мне ничего не хочется.

”, и куда, как сложнее- “Я смогу! У меня все получится! Я добьюсь этого, чего бы мне это ни стоило!” Необходимо постоянно напоминать себе о том, что тебя ждет, если ты сделаешь это прямо сейчас, несмотря ни на что и ни на кого.

Особенно это жизненно необходимо, когда появляются люди-вредители, готовые в любой момент готовы окутать вас паутиной. Ваше внутреннее состояние будет сильно зависеть от того, движетесь вы вперед/назад или стоите на месте.

Бороться с людьми-вредителями бесполезно- их слишком много, а вы одни. Вместо этого направьте всю свою энергию (какая бы она ни была) на дело, которое принесет вам удовлетворение и успех.

Старайтесь по возможности фильтровать все, что задевает ваше внутреннее состояние. Но, если вы хотите поплакать- плачьте; если хотите поспать- спите; если хотите кричать- кричите.

Только пусть такие желания не затягиваются надолго – это в ваших же интересах!

Источник: http://krisland.ru/vnutrennee-sostoyanie-cheloveka/

obu4ayka.ru

Признаки, которые выдают плохое психологическое состояние

В сегодняшнем мире, полном стрессовых факторов, людское психическое здоровье подвергается серьезным рискам. Хуже всего то, что многие не хотят об этом говорить, скрывают свои внутренние проблемы и боятся просить о помощи. Предупреждающие признаки того, что психологическое состояние человека стало нездоровым, никогда не должны игнорироваться. Поэтому будьте внимательны к себе и другим людям.

психологическое состояние

● Изоляция

Если вы заметили, что человек избегает друзей или закрылся в себе, это может быть опасным сигналом. Попытайтесь поговорить с ним и узнать, что толкает его к изоляции и плохо влияет на его психологическое состояние. Помогите ему ощутить себя менее одиноким. Очень часто люди с депрессией не видят смысла встречаться с кем-либо, чувствуя, что они будут только напрягать окружающих.

● Отсутствие личной гигиены

Это симптом, который многие люди игнорируют, но он один из самых важных. Если человек перестаёт по утрам принимать душ или начинает редко стирать свою одежду, это означает, что он не может мотивировать себя что-то делать и чувствует безразличие к тому, что происходит с ним и вокруг него.

● Усталость

Депрессия и беспокойство вызывают проблемы со сном, вплоть до бессонницы. Люди могут не спать всю ночь, обдумывая все ситуации и постоянно накручивая себя. Вскоре их внешний вид становится утомленным и измождённым, словно они не спали целую неделю.

● Изменения в настроении

Плохое психологическое состояние может вызвать тревогу, гнев, капризность и другие внезапные изменения настроения. Кроме того, преувеличение каждой мелочи – например, обвинение самих себя в несущественных промахах и ошибках часто приводит к постоянным мыслям о наихудшем сценарии.

● Рискованное поведение

Чрезмерное употребление алкоголя и других вредных веществ не всегда обусловлено психическими заболеваниями; однако это тоже может быть заметным симптомом. Люди в плохом психологическом состоянии могут искать что-то, что придает смысл их жизни и заполняет внутреннюю пустоту.

● Чрезмерный акцент на проблемах

Многие люди заблуждаются в том, считая, что проблемы с концентрацией связаны только с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Однако они возникают ещё и потому, что депрессия и тревожные мысли блокируют мозг и фактически не впускают в него другую информацию.

● Физические симптомы

Обычно считается, что нездоровое психологическое состояние и психические недуги не имеют физических проявлений, но это неверно. Тревога и депрессия могут вызывать тошноту, рвоту, высокую температуру, дрожь и панические атаки. Это снижает уровень энергии и делает человека вялым и апатичным. Так что не списывайте подобный симптом просто на пищевое отравление.

● Уход от ответственности

Отсутствие работы или возможности учиться, неспособность и нежелание выполнять даже самые простые действия на работе и в быту могут быть серьезными признаками психических расстройств. Человеку трудно найти мотивацию, поскольку он ощущает бессмысленность собственного существования, а потому пренебрегает своими обязанностями.

● Сообщения в социальных сетях

Это новый признак того, что у человека плохое психологическое состояние, появившийся в эпоху интернета. Люди с психическими проблемами считают, что могут высказывать свои чувства, мысли и эмоции только в социальных сетях, потому что в реальной жизни их якобы никто не будет слушать. Они отчаянно хотят охватить максимальное количество виртуальных фоловеров, френдов и читателей, а потому постят много сообщений, причем далеко не все из них позитивны.Flytothesky.ru

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Психологические эффекты позитивного и негативного мышления

Поделитесь постом с друзьями!

flytothesky.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *