Спортивная психология детей – Детская психология в спорте

Содержание

Воспитание ребенка спортсмена и поведение родителей дома

Разговор о поведении родителей дома неизбежен. Анализ матчей, оценка прогресса, сравнение со сверстниками и т. д. — это повседневная жизнь в семье, где воспитывают ребенка спортсмена. 

Подбирайте слова и помните, что дети развиваются по-разному

Важно проявлять осторожность и подбирать слова, когда дело доходит до сравнения с другими детьми. Дети спортсмены и так сами подсознательно делают это на тренировках и участвуя в соревнованиях. Не стоит добавлять им стресса и подрывать их самооценку. Это приведет только к психологическим проблемам, замкнутости и нежеланию продолжать тренировки.

Я думаю, вы и сами понимаете разницу между примерами: «Миша бегает быстрее, чем ты», и «посмотри, как Миша быстро бегает, он такой хороший спортсмен!». Стоит ли уточнять, что лучше будет сказать второй вариант? Лучше обратить внимание на достоинства сверстников и мотивировать быть наравне с ними, чем «тыкать» своего ребенка спортсмена в недостатки и обвинять в неуклюжести, в том, что он не так хорош. 

К сожалению, не во всех семьях родители ведут себя таким образом и могут подобрать правильные слова. Потому так важно уделять внимание вопросу поведения родителей спортсменов дома. Важно помнить, что каждый ребенок развивается по-разному и с разной скоростью. Не стоит ожидать одинакового прогресса и результатов. 

Успехи в настоящий момент безусловно окажут влияние на будущее. Но всегда можно стать лучше, никогда не поздно для совершенства. И то, что ребенок сейчас не в топ 10, не значит, что он не будет в числе лучших через несколько лет. Его текущая позиция в рейтинге не определяет его будущую позицию. Точно так же как и первое место в детской категории не дает абсолютных гарантий на успех в старшем возрасте.

Читерство. Не обманывайте ни себя, ни ребенка

В профессиональном спорте мы не раз слышали о случаях допинга на соревнованиях. Какие скандалы! В детском спорте, конечно, сложно себе это представить. Мало кто, даже из самых отчаянных родителей, согласится давать своему ребенку спортсмену препараты и стимуляторы.

Однако это не значит, что нет способов «смухлевать» и «обойти систему». Это касается больше индивидуального спорта.

Некоторые родители участвуют со своими детьми буквально во всех соревнованиях по «специальности» или связанной с ней спортивной активности, лишь бы урвать грамоты и диплом. В худшему случае сертификат за участие, лишь бы пополнить портфолио. Однако это не такой уж плохой вариант, особенно в сравнении с остальными случаями.

Некоторые родители намеренно ищут соревнования с недобросовестными судьями и подкупают их. Крайний случай, когда родители отправляют детей участвовать тольков таких мероприятиях, чтобы точно знать, что получат победу. 

Но такой способ мышления — тупик. Вместо того, чтобы действительно развивать ребенка спортсмена и его способности, такие родители лишь тренируют себя в искусстве обмана. В один момент ребенок спортсмен осознает ситуацию, и все его золотые медали теряют свое значение, а самооценка падает.

Тренировки – это обязательно!

Могут быть периоды, когда интерес ребенка к спорту поколеблется. В большинстве случаев это происходит лишь потому, что он привык к тренировкам. Спортивная активность больше не вызывает таких ярких эмоций. Это происходит как с игрушками. Новая машинка всегда интересна, но через пару дней в ней уже нет ничего особенного. 

А родители и не думают заставлять детей заниматься спортом. Им кажется, что нет ничего страшного в том, чтобы пропустить тренировку, если дети смотрят интересный фильм или веселятся и играют друг с другом. Но это не так. Важно научить ребенка преодолевать «не хочу» в настоящем, чтобы достичь «то, чего хочу» в будущем.

Роль родителя в такое время как раз-таки заключается в поощрении и мобилизации. Тренировка требует пунктуальности, регулярности и ответственности — качеств, важных для спортсменов. Они пригодятся и во взрослой жизни, а они формируются на начальном этапе родителями. Поэтому не ленитесь отводить детей на тренировку и не приучайте их к лени и необязательности.

Другим важным аспектом в развития ребенка спортсмена, за который ответственны родители, является питание. Родители должны помнить, что их дети двигаются больше, чем их сверстники, поэтому важно, что и как они едят. 

Питание ребенка спортсмена должно быть разнообразным, основанным на натуральных продуктах. Оно должно обеспечивать необходимым количеством энергии и питательных веществ. Не забывайте, что маленькому спортсмену необходимо пить много жидкости. 

Родитель и тренер — одна команда

Без хорошего сотрудничества между тренером и родителями трудно представить успешное и долгосрочное развитие ребенка спортсмена. Это сотрудничество должно основываться на доверии. 

Хороший тренер, как профессионал своего дела, должен показать путь, по которому они с родителями ребенка спортсмена пойдут вместе. Он также определяет роль родителей, сферу их деятельности, чтобы родители чувствовали себя полезными, но также не пересекали границу и не выходили на «территорию» тренера. Именно тренер должен назначать тренировки и соревнования, что, к сожалению, не всегда совпадает с планами семьи (например отпуск).

Дорогие родители, именно благодаря вашей поддержке и настойчивости дети могут реализовать свои спортивные мечты. У вас есть уникальная возможность побыть со своими детьми, посмотреть, как они развиваются физически и эмоционально, пережить прекрасные моменты победы, а также горечь неудачи вместе. Даже разговоры и часы, проведенные в машине по пути на тренировку или соревнования, окупятся, и однажды ваши дети оценят ваше внимание и участие в их жизни.

sport-psychology.ru

что нужно знать? — Sibmeda

Спорт погружает детей во «взрослые» эмоции, лишает беззаботных часов. Но он же дарит опыт побед и формирует характер. О том, как взрослые могут помочь ребёнку в испытаниях спортивной жизни, рассказала Светлана Гвоздецкая – спортивный психолог сборных команд Новосибирской области и членов сборной России, член Европейской сети молодых специалистов в области спортивной психологии.

 

– Ребёнок занимается спортом. Стало быть, он не слишком много сидит за компьютером, не болтается без дела на улице, у него здоровое питание, режим, он целеустремлен. Зачем ребёнку нужен «спортивный психолог»?

– Спортивная жизнь не так радужна. Дети постоянно находятся в ситуации конкуренции, соперничества. Тренеры могут быть предъявлять к ребенку слишком высокие требования и так далее. Поначалу ребёнок «играет в спорт», ему нравится. Но потом занятия требуют всё более тяжёлого труда и самоограничений. Дети должны защищать разряды, показывать нормативы, выступать на соревнованиях. 

Гимнастов и фигуристов ограничивают в еде. Ограничения касаются и свободного времени: после школы ни погулять, ни мультики посмотреть: тренировка! С тренером контакт может сложиться, а может, и нет. И если это скажется на результатах, то у ребёнка формируется неуверенность к себе: я плохой, я ничего не могу. Я подвожу маму с папой, они перестанут меня любить!

– Спортивный психолог работает во имя корпоративных ценностей команды или индивидуальных интересов ребёнка?

– Даже если тренер или менеджер ставит передо мной задачу: «нашей команде нужен командный дух, бОльшая сплочённость и т.д.», я всё равно учитываю индивидуальные потребности каждого ребёнка, как если бы он с мамой пришёл ко мне на индивидуальную консультацию. Преимущество работы по обращению тренера – можно побывать на тренировке, увидеть спортсмена в его «естественной среде». 


– С какими проблемами чаще всего обращаются к спортивному психологу?

– Самый распространённый запрос: на тренировке всё получается, а на соревнованиях ребенок теряется, пугается, «перегорает».  Иными словами: всё может, а результатов не показывает.

– Почему это происходит?

– Ответ зависит от конкретного случая. Причиной может быть повышенная требовательность родителей, тренер может не найти подход именно к этому ребёнку. Бывает, тренер формулирует задачу так, что невольно провоцирует её обратный результат. Если ребёнок–фигурист слышит «Не упади с прыжка» или гимнастка «Не урони предмет», то мозг ребенка начинает проигрывать ситуации «упал», «уронила». 

Всегда нужно ставить задачу, направленную на само действие. Если не уронить предмет, то как действовать? Как его ловить, держать, куда протянуть руку, какие мышцы напрячь? Мышцы «помнят» и как поймать, и как уронить. В голове ребёнка и так идёт борьба: «поймаю– не поймаю», а тут ещё тренер или родитель говорят: «Не урони, как в прошлый раз». И внимание невольно концентрируется на том, что происходит, когда предмет роняют.

– То есть, это не миф, что мозг «не слышит» отрицания и наказ «не уронить» понимает противоположно? Что тогда сказать? «Ты лучший, ты победишь»?

– В стрессовой ситуации внимание работает «точечно». 

Перед ребёнком, который сейчас выходит на лёд, на ковер, на татами, надо ставить одну-две правильно сформулированные задачи, и ни в коем случае не говорить: «Ты выиграешь! Займёшь такое-то место». Нельзя ориентировать на результат, на уже свершившееся действие. 

В будущем, когда всё закончится, можно и расслабиться, там не требуется такое напряжение мышц, концентрация внимания, как сейчас.  Мысли о результате сбивают соревновательный настрой. Иными словами, задача «победить» может сбить концентрацию на самом выступлении, на процессе, в котором нужно находиться сейчас. Только детям с очень сильной нервной системой можно говорить о результате и даже иногда нужно. 


– Если ребёнок хочет и может победить, но боится выступать, как ему помочь?

– Разбираться с каждым ребёнком индивидуально. Спросить, почему тебе страшно? Чего ты боишься? Завалить элемент? Расскажи, что нужно сделать, чтобы выполнить его уверенно и чисто. Надо, чтобы ребёнок сам поразмышлял над этим. Поначалу он может теряться, не понимать, что ответить. Тогда ему нужно помочь вопросами, подтолкнуть к самостоятельному мышлению. Расскажи, как технически выполняется этот элемент. Получается, ты знаешь, как делать и умеешь его делать?

– Спорт инициирует привычку думать и анализировать события?

– А вы полагаете, что спортсмены развивают только мышцы?  Для успеха в спорте важно уметь стратегически мыслить. Как распределить энергию, где себя попридержать, где выложиться полностью. Важно понимать своё тело, работать со своими мыслями и состояниями. Когда дети говорят, что от страха они чувствуют себя растерянными и выступают плохо, я рассказываю им, что такое страх, зачем он нужен. Ребята понимают: от страха человек никогда не избавится, мало того, страх мобилизует, как никакое другое чувство. 

Страх помогает спортсмену лучше выступать. Вырабатывается адреналин. Организм «заводится», учащается пульс, улучшается кровообращение, мышцы получают заряд.  Сам предстартовый «мандраж» не слишком приятен. Но, будь он приятным, не помогал бы сохранять концентрацию на выступлении.

– Если адреналина слишком много, ребёнок «перегорает» перед стартом, что могут сделать взрослые?

– Детей с чувствительной нервной системой нужно выводить осторожно. Можно начать с того, чтобы ребёнок не сидел. «Давай-ка, пробегись, поприседай, попрыгай».  И постепенно снижать темп движений, замедлять юного спортсмена. Подключать и дыхание, иногда лучше обходиться только дыханием. Можно успокоить ритм дыхания. Это мощный инструмент, дыхание помогает и взбодриться, и успокоиться.


– Спорта нет без неудач.  Можно ли облегчить ребёнку боль поражения?

– Опять же, это индивидуально, зависит от сложившегося детско-родительского контакта. Для начала дать ему время. И удачи, и неудачи, остро переживаются от пары часов до трёх дней. Если ребёнок плачет в соревновательном зале – увести с людских глаз, при возможности дать проплакаться, дать понять, что вы понимаете, почему он плачет и выразить поддержку. Если ребёнок плачет – это показатель того, что не сформированы способы эмоциональной регуляции. Чаще всего юные спортсмены намеренно напоказ эмоции не выставляют, просто ещё не умеют с ними справляться.

– Спорт нагружает ребёнка переживаниями и стрессами, от которых он был бы свободен, не отведи его родители в секцию.  Может, не стоит детям заниматься спортом, только физкультурой?

– Спорт без стресса невозможен.  Но это закаляет характер. Среди политиков, просто среди успешных людей, очень много бывших спортсменов. Если в семье решили отдать ребёнка в спорт с целью воспитать у него собранность, ответственность, самостоятельность, нужно идти не в знаменитый клуб, а выбирать и вид спорта, и тренера вместе с ребёнком.  Сначала самому походить по секциям, посмотреть, постараться, чтобы сложился контакт с тренером, потом привести ребёнка.

Конечно, тренер смотрит ребёнка. Но и ребёнка надо потом спросить: как тебе этот тренер? Ты бы хотел к нему ходить?

Если тренер ребёнка напугал –  заниматься будет сложно. 

– Надо ли родителям заставлять ребёнка тренироваться, преодолевать лень или усталость?

– Нет общего рецепта.  Бывает, дети вырастают и благодарят родных за то, что «подталкивали» к результатам. Но случается и наоборот, выросшие дети пеняют родителям, что заставляли заниматься «через не хочу».  Когда ребёнок принимает участие в выборе секции, для взрослых это становится «подушкой безопасности». «Хочешь бросить? Но ты же сам выбирал секцию, сам решил заниматься. Что случилось?»  Можно посоветоваться с тренером для прояснения ситуации –  либо это просто усталость, и её надо перетерпеть, либо ребёнку в самом деле разонравилось. Если тренер советует поискать другой вид спорта или другой клуб, стоит к нему прислушаться.

– Как ещё родители могут участвовать в спортивной карьере ребёнка?

– Поддерживать авторитет тренера. Бывает, что родители сами проводят «вторые тренировки». И не потому, что тренер задал что-то дома повторять. Ещё хуже, если ребёнка водят в две секции одного вида спорта.  Крайности в питании тоже ни к чему. Мне приходится сталкиваться и со случаями, когда мама ограничивает ребёнка в еде, хотя проблемы с лишним весом нет. И наоборот бывает: не могут родные отказать во вкусностях: «Ну, ребёнок же просит!». Здоровое домашнее питание должно быть, и тогда не так уж важен сам объём порций, такая еда хорошо и быстро усваивается.  

Конечно, никаких чипсов или газировки – не только по причине калорийности. Эта еда мешает спорту.  Например, «Кока-кола» сначала дает мощный прилив энергии, зато потом – сильный спад.  И восстанавливается энергия до нормального уровня долго.  

Типичная картинка: пришел ребёнок на тренировку, а «собраться» не может. Почему? Газировку пил! Надо сказать и про медосмотры. Как ни странно, бывает, что родители приводят ребенка с фиктивной справкой, а от физических нагрузок проблемы со здоровьем, естественно, обостряются.

 

– На соревнования родителям надо приходить?

– Зависит от ребёнка. Иногда я вижу, у ребёнка всё хорошо, раскрепощенный, свободный, готов выступать. Родителей на трибуне увидел – сжался. Приглашаю родителей пойти кофе попить, или откровенно скажу: «Мне кажется, ребёнок немножко зажимается, не стоит ему пока вас видеть на трибуне». Ребёнку объясняю: «Родители извиняются, им срочно уйти пришлось, они после выступления подойдут». Бывает по-другому: ребёнок тревожный, а родителей заметил, и вся тревога растаяла.

Я советую родителям повторять своим детям-спортсменам одну фразу: «Мне нравится смотреть, как ты занимаешься».

 

Ребёнок понимает: его любят и поддерживают, независимо от того, победил он или проиграл. Родители не должны становиться вторыми тренерами. У ребёнка–спортсмена и так в жизни много чужих людей. Тренер ждёт от ребёнка результатов. А ощущение безопасности, принятие и безусловную любовь могут дать только родители.

sibmeda.ru

психолог спортстмену , что исследует, что изучает, когда нужны услуги специалиста по спорту, область деятельности

Спортивная психология — это прикладная отрасль психологии, сочетающая в себе несколько практических направлений, в числе которых находятся как классическая психотерапия, так и коучинг, тренинги и т. д. Кроме того, в рамках спортивной психологии изучаются особенности психики спортсмена в контексте соревновательной деятельности.

Что изучает спортивная психология?

Что исследует психология спорта? Профессиональные тренеры уже не раз отмечали, что в спорте побеждает не самый физически развитый человек, обладающий предрасположенностью к тому или иному роду занятий, а самый настойчивый, дисциплинированный и упорный в тренировках. Раньше тренеры подходили к организации такого желательного поведения интуитивно, в силу своих личностных качеств и харизмы. Теперь на смену им пришел спортивный психолог, отвечающий за душевное состояние спортсмена.

Спортивные психологи при помощи профессиональных психологических методик выявляют, какие именно установки и личностные качества спортсмена позволяют ему усердно тренироваться и достигать успеха. Кроме того, психология в спорте позволяет командам и тренеру «сыграться» не только на поле или тренировочной площадке, но и почувствовать более прочное единство и взаимопонимание для эффективного взаимодействия. Групповая динамика, совместимость, взаимоотношения — все эти аспекты тоже лежат в зоне интереса психологии спорта.

В общем виде предмет интереса спортивной психологии можно описать следующими категориями:

  • мотивы спортивной деятельности;
  • психологическая диагностика склонностей и способностей;
  • психомоторика;
  • обучение и воспитание спортсменов;
  • особенности подготовки спортсменов с точки зрения психологии;
  • особые черты личности спортсменов, тренеров, спортивных судей и болельщиков;
  • психологический климат в спортивных коллективах;
  • регуляция внутреннего состояния спортсмена;
  • стили спортивного поведения;
  • характеристика различных видов спорта.

Спортивный психолог для ребенка играет особую роль в достижении спортивных успехов. У детей психика особенно подвижна и ранима, а спорт является соревновательным видом деятельности, в котором поражений на пути к успехам не избежать. Детей неудачи особенно травмируют, поэтому важно их вовремя направить и смотивировать, чтобы избежать глубокого разочарования, падения самооценки и депрессии.

Многие практикующие психологи, даже если психология спорта не является их узкой профессиональной деятельностью, владеют приемами, которые позволят сгладить негативные факторы на ранних этапах. Спортивная психология в ее базовых проявлениях входит в перечень подготовки психологических факультетов.

Если ребенку или взрослому профессиональному спортсмену требуется психологическая помощь, необходимо безотлагательно обращаться к профессионалу. Батурин Никита Валерьевич уже много лет готовит спортсменов по своей уникальной методике. В его «копилке» чемпионы России и мира по разным видам спорта, таким как скалолазание, паратриатлон и т.д.

Какие задачи решает спортивный психолог?

Спортивный психолог выступает для команды в роли «семейного психотерапевта». В профессиональном спорте консультант этого профиля закреплен за каждой командой, тем самым разделяя с тренером обязанности по психологической подготовке команды. Есть и специалисты, которые консультируют спортсменов индивидуально: главным образом это происходит в тех случаях, когда спортсмен испытывает трудности и дискомфорт, мешающие ему добиваться спортивных высот, но произрастающие при этом из личностных проблем.

Исходя из перечисленных ранее сфер интереса психологии спорта, обозначим ведущие задачи, которые выполняет спортивный психолог в своей практике:

  • спортивная профориентация. Детский спортивный психолог помогает определить склонности ребенка к тому или иному виду спорта, исходя из типа нервной системы, личностной направленности и мотивации;
  • подготовка к соревнованиям. В зависимости от текущей ситуации в команде или в психике конкретного спортсмена, психолог может устранять тревожность, помогать в поиске внутреннего ресурса спортсмена, мотивировать его на победу и т. д.;
  • разработка стратегий во время соревнования. Психолог, работая совместно с тренером, предоставляет информацию о проведенной психодиагностике и выявленных особенностях личности конкретных спортсменов, а также проводит аналитику их соперников. Исходя из полученных данных, два специалиста разрабатывают максимально эффективную стратегию победы;
  • реабилитация после состязаний. Вопреки бытовому мнению, этот пункт необходим и в случае победы команды. Соревновательная деятельность требует высокого психического напряжения, она связана с ожиданием и сосредоточением на победе, и достигает своего пика по исходу игры. В случае поражения спортсмен оказывается глубоко фрустрирован и не находит в себе сил соревноваться, а то и жить дальше. В случае победы участники могут испытывать опустошенность и апатию или длительную эйфорию, что мешает им сосредоточиться на дальнейших тренировках;
  • выявление и разрешение кризисных состояний. Кризисы случаются у всех людей — это нормальное течение психических процессов, обусловленное возрастом. У спортсменов кризисные состояния случаются чаще, а риск их неблагоприятного течения выше. Это связано с тем, что люди в профессиональном спорте «уходят в тираж» молодыми, быстро теряют востребованность, тяжело переживают поражения. Помощь психолога необходима, чтобы сбалансировать личную и профессиональную жизнь человека в спорте и помочь ему стать не только успешным спортсменом, но и гармоничным, уверенным и счастливым.

В зависимости от специфики работы и специализации, работа спортивного психолога может быть направлена и на другие задачи. Выше были перечислены лишь основные практические задачи, с которыми сталкиваются практически все специалисты этой ветви психологии.

Тренер или психолог?

В связи с тем, что психология спортсмена только недавно выделилась в отдельное направление работы и медленно приобретала популярность в России, многие недооценивают роль, выполняемую спортивным психологом для команды и каждого участника в отдельности. Традиционно психологические функции для спортсменов были закреплены за тренером и полностью зависели от его видения жизни, природного дара убеждения и тактики, которую он сам выбрал для взаимодействия с подопечными.

В свою очередь, психолог обладает профессиональными знаниями в вопросах психической жизни каждой из сторон спорта. Опираясь на собранные при помощи большого эмпирического опыта данные (несравнимо большего, чем у каждого конкретного тренера в отдельности), психолог вырабатывает различные стратегии поведения и меняет их по необходимости. Специальные методики и тестирования позволяют вовремя выявить и предотвратить угнетенные и кризисные состояния, и разрешаются они при помощи надежных научных методов, в отличие от житейского внушения тренера.

Разумеется, эти особенности не принижают роль тренера для команды. Тренеры чувствуют психологию победителя в спорте и владеют ей интуитивно. Речь идет о сотрудничестве и гибком разделении обязанностей. Психолог и тренер создают тесный тандем, в котором тренер направляет спортсменов, опираясь на свой личный и профессиональный опыт, а психолог позволяет сделать это взаимодействие эффективным, оптимизируя его и устраняя негативные факторы.

Таким образом, психология спорта и практикующие в этом направлении специалисты не идут вразрез с интересами тренера. Это содружественные силы, взаимно дополняющие друг друга.

Похожие записи:

propanika.ru

Советы психологов для родителей спортсменов – Развитие ребенка

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о