Спортивная психология детей – Детская психология в спорте
Воспитание ребенка спортсмена и поведение родителей дома
Разговор о поведении родителей дома неизбежен. Анализ матчей, оценка прогресса, сравнение со сверстниками и т. д. — это повседневная жизнь в семье, где воспитывают ребенка спортсмена.
Подбирайте слова и помните, что дети развиваются по-разному
Важно проявлять осторожность и подбирать слова, когда дело доходит до сравнения с другими детьми. Дети спортсмены и так сами подсознательно делают это на тренировках и участвуя в соревнованиях. Не стоит добавлять им стресса и подрывать их самооценку. Это приведет только к психологическим проблемам, замкнутости и нежеланию продолжать тренировки.
Я думаю, вы и сами понимаете разницу между примерами: «Миша бегает быстрее, чем ты», и «посмотри, как Миша быстро бегает, он такой хороший спортсмен!». Стоит ли уточнять, что лучше будет сказать второй вариант? Лучше обратить внимание на достоинства сверстников и мотивировать быть наравне с ними, чем «тыкать» своего ребенка спортсмена в недостатки и обвинять в неуклюжести, в том, что он не так хорош.
К сожалению, не во всех семьях родители ведут себя таким образом и могут подобрать правильные слова. Потому так важно уделять внимание вопросу поведения родителей спортсменов дома. Важно помнить, что каждый ребенок развивается по-разному и с разной скоростью. Не стоит ожидать одинакового прогресса и результатов.
Успехи в настоящий момент безусловно окажут влияние на будущее. Но всегда можно стать лучше, никогда не поздно для совершенства. И то, что ребенок сейчас не в топ 10, не значит, что он не будет в числе лучших через несколько лет. Его текущая позиция в рейтинге не определяет его будущую позицию. Точно так же как и первое место в детской категории не дает абсолютных гарантий на успех в старшем возрасте.
Читерство. Не обманывайте ни себя, ни ребенка
В профессиональном спорте мы не раз слышали о случаях допинга на соревнованиях. Какие скандалы! В детском спорте, конечно, сложно себе это представить. Мало кто, даже из самых отчаянных родителей, согласится давать своему ребенку спортсмену препараты и стимуляторы.
Однако это не значит, что нет способов «смухлевать» и «обойти систему». Это касается больше индивидуального спорта.
Некоторые родители участвуют со своими детьми буквально во всех соревнованиях по «специальности» или связанной с ней спортивной активности, лишь бы урвать грамоты и диплом. В худшему случае сертификат за участие, лишь бы пополнить портфолио. Однако это не такой уж плохой вариант, особенно в сравнении с остальными случаями.
Некоторые родители намеренно ищут соревнования с недобросовестными судьями и подкупают их. Крайний случай, когда родители отправляют детей участвовать тольков таких мероприятиях, чтобы точно знать, что получат победу.
Но такой способ мышления — тупик. Вместо того, чтобы действительно развивать ребенка спортсмена и его способности, такие родители лишь тренируют себя в искусстве обмана. В один момент ребенок спортсмен осознает ситуацию, и все его золотые медали теряют свое значение, а самооценка падает.
Тренировки – это обязательно!
Могут быть периоды, когда интерес ребенка к спорту поколеблется. В большинстве случаев это происходит лишь потому, что он привык к тренировкам. Спортивная активность больше не вызывает таких ярких эмоций. Это происходит как с игрушками. Новая машинка всегда интересна, но через пару дней в ней уже нет ничего особенного.
А родители и не думают заставлять детей заниматься спортом. Им кажется, что нет ничего страшного в том, чтобы пропустить тренировку, если дети смотрят интересный фильм или веселятся и играют друг с другом. Но это не так. Важно научить ребенка преодолевать «не хочу» в настоящем, чтобы достичь «то, чего хочу» в будущем.
Роль родителя в такое время как раз-таки заключается в поощрении и мобилизации. Тренировка требует пунктуальности, регулярности и ответственности — качеств, важных для спортсменов. Они пригодятся и во взрослой жизни, а они формируются на начальном этапе родителями. Поэтому не ленитесь отводить детей на тренировку и не приучайте их к лени и необязательности.
Другим важным аспектом в развития ребенка спортсмена, за который ответственны родители, является питание. Родители должны помнить, что их дети двигаются больше, чем их сверстники, поэтому важно, что и как они едят.
Питание ребенка спортсмена должно быть разнообразным, основанным на натуральных продуктах. Оно должно обеспечивать необходимым количеством энергии и питательных веществ. Не забывайте, что маленькому спортсмену необходимо пить много жидкости.
Родитель и тренер — одна команда
Без хорошего сотрудничества между тренером и родителями трудно представить успешное и долгосрочное развитие ребенка спортсмена. Это сотрудничество должно основываться на доверии.
Хороший тренер, как профессионал своего дела, должен показать путь, по которому они с родителями ребенка спортсмена пойдут вместе. Он также определяет роль родителей, сферу их деятельности, чтобы родители чувствовали себя полезными, но также не пересекали границу и не выходили на «территорию» тренера. Именно тренер должен назначать тренировки и соревнования, что, к сожалению, не всегда совпадает с планами семьи (например отпуск).
Дорогие родители, именно благодаря вашей поддержке и настойчивости дети могут реализовать свои спортивные мечты. У вас есть уникальная возможность побыть со своими детьми, посмотреть, как они развиваются физически и эмоционально, пережить прекрасные моменты победы, а также горечь неудачи вместе. Даже разговоры и часы, проведенные в машине по пути на тренировку или соревнования, окупятся, и однажды ваши дети оценят ваше внимание и участие в их жизни.
sport-psychology.ru
что нужно знать? — Sibmeda
Спорт погружает детей во «взрослые» эмоции, лишает беззаботных часов. Но он же дарит опыт побед и формирует характер. О том, как взрослые могут помочь ребёнку в испытаниях спортивной жизни, рассказала Светлана Гвоздецкая – спортивный психолог сборных команд Новосибирской области и членов сборной России, член Европейской сети молодых специалистов в области спортивной психологии.
– Ребёнок занимается спортом. Стало быть, он не слишком много сидит за компьютером, не болтается без дела на улице, у него здоровое питание, режим, он целеустремлен. Зачем ребёнку нужен «спортивный психолог»?
– Спортивная жизнь не так радужна. Дети постоянно находятся в ситуации конкуренции, соперничества. Тренеры могут быть предъявлять к ребенку слишком высокие требования и так далее. Поначалу ребёнок «играет в спорт», ему нравится. Но потом занятия требуют всё более тяжёлого труда и самоограничений. Дети должны защищать разряды, показывать нормативы, выступать на соревнованиях.
Гимнастов и фигуристов ограничивают в еде. Ограничения касаются и свободного времени: после школы ни погулять, ни мультики посмотреть: тренировка! С тренером контакт может сложиться, а может, и нет. И если это скажется на результатах, то у ребёнка формируется неуверенность к себе: я плохой, я ничего не могу. Я подвожу маму с папой, они перестанут меня любить!
– Спортивный психолог работает во имя корпоративных ценностей команды или индивидуальных интересов ребёнка?
– Даже если тренер или менеджер ставит передо мной задачу: «нашей команде нужен командный дух, бОльшая сплочённость и т.д.», я всё равно учитываю индивидуальные потребности каждого ребёнка, как если бы он с мамой пришёл ко мне на индивидуальную консультацию. Преимущество работы по обращению тренера – можно побывать на тренировке, увидеть спортсмена в его «естественной среде».
– С какими проблемами чаще всего обращаются к спортивному психологу?
– Самый распространённый запрос: на тренировке всё получается, а на соревнованиях ребенок теряется, пугается, «перегорает». Иными словами: всё может, а результатов не показывает.
– Почему это происходит?
– Ответ зависит от конкретного случая. Причиной может быть повышенная требовательность родителей, тренер может не найти подход именно к этому ребёнку. Бывает, тренер формулирует задачу так, что невольно провоцирует её обратный результат. Если ребёнок–фигурист слышит «Не упади с прыжка» или гимнастка «Не урони предмет», то мозг ребенка начинает проигрывать ситуации «упал», «уронила».
Всегда нужно ставить задачу, направленную на само действие. Если не уронить предмет, то как действовать? Как его ловить, держать, куда протянуть руку, какие мышцы напрячь? Мышцы «помнят» и как поймать, и как уронить. В голове ребёнка и так идёт борьба: «поймаю– не поймаю», а тут ещё тренер или родитель говорят: «Не урони, как в прошлый раз». И внимание невольно концентрируется на том, что происходит, когда предмет роняют.
– То есть, это не миф, что мозг «не слышит» отрицания и наказ «не уронить» понимает противоположно? Что тогда сказать? «Ты лучший, ты победишь»?
– В стрессовой ситуации внимание работает «точечно».
Перед ребёнком, который сейчас выходит на лёд, на ковер, на татами, надо ставить одну-две правильно сформулированные задачи, и ни в коем случае не говорить: «Ты выиграешь! Займёшь такое-то место». Нельзя ориентировать на результат, на уже свершившееся действие.
В будущем, когда всё закончится, можно и расслабиться, там не требуется такое напряжение мышц, концентрация внимания, как сейчас. Мысли о результате сбивают соревновательный настрой. Иными словами, задача «победить» может сбить концентрацию на самом выступлении, на процессе, в котором нужно находиться сейчас. Только детям с очень сильной нервной системой можно говорить о результате и даже иногда нужно.
– Если ребёнок хочет и может победить, но боится выступать, как ему помочь?
– Разбираться с каждым ребёнком индивидуально. Спросить, почему тебе страшно? Чего ты боишься? Завалить элемент? Расскажи, что нужно сделать, чтобы выполнить его уверенно и чисто. Надо, чтобы ребёнок сам поразмышлял над этим. Поначалу он может теряться, не понимать, что ответить. Тогда ему нужно помочь вопросами, подтолкнуть к самостоятельному мышлению. Расскажи, как технически выполняется этот элемент. Получается, ты знаешь, как делать и умеешь его делать?
– Спорт инициирует привычку думать и анализировать события?
– А вы полагаете, что спортсмены развивают только мышцы? Для успеха в спорте важно уметь стратегически мыслить. Как распределить энергию, где себя попридержать, где выложиться полностью. Важно понимать своё тело, работать со своими мыслями и состояниями. Когда дети говорят, что от страха они чувствуют себя растерянными и выступают плохо, я рассказываю им, что такое страх, зачем он нужен. Ребята понимают: от страха человек никогда не избавится, мало того, страх мобилизует, как никакое другое чувство.
Страх помогает спортсмену лучше выступать. Вырабатывается адреналин. Организм «заводится», учащается пульс, улучшается кровообращение, мышцы получают заряд. Сам предстартовый «мандраж» не слишком приятен. Но, будь он приятным, не помогал бы сохранять концентрацию на выступлении.
– Если адреналина слишком много, ребёнок «перегорает» перед стартом, что могут сделать взрослые?
– Детей с чувствительной нервной системой нужно выводить осторожно. Можно начать с того, чтобы ребёнок не сидел. «Давай-ка, пробегись, поприседай, попрыгай». И постепенно снижать темп движений, замедлять юного спортсмена. Подключать и дыхание, иногда лучше обходиться только дыханием. Можно успокоить ритм дыхания. Это мощный инструмент, дыхание помогает и взбодриться, и успокоиться.
– Спорта нет без неудач. Можно ли облегчить ребёнку боль поражения?
– Опять же, это индивидуально, зависит от сложившегося детско-родительского контакта. Для начала дать ему время. И удачи, и неудачи, остро переживаются от пары часов до трёх дней. Если ребёнок плачет в соревновательном зале – увести с людских глаз, при возможности дать проплакаться, дать понять, что вы понимаете, почему он плачет и выразить поддержку. Если ребёнок плачет – это показатель того, что не сформированы способы эмоциональной регуляции. Чаще всего юные спортсмены намеренно напоказ эмоции не выставляют, просто ещё не умеют с ними справляться.
– Спорт нагружает ребёнка переживаниями и стрессами, от которых он был бы свободен, не отведи его родители в секцию. Может, не стоит детям заниматься спортом, только физкультурой?
– Спорт без стресса невозможен. Но это закаляет характер. Среди политиков, просто среди успешных людей, очень много бывших спортсменов. Если в семье решили отдать ребёнка в спорт с целью воспитать у него собранность, ответственность, самостоятельность, нужно идти не в знаменитый клуб, а выбирать и вид спорта, и тренера вместе с ребёнком. Сначала самому походить по секциям, посмотреть, постараться, чтобы сложился контакт с тренером, потом привести ребёнка.
Конечно, тренер смотрит ребёнка. Но и ребёнка надо потом спросить: как тебе этот тренер? Ты бы хотел к нему ходить?
Если тренер ребёнка напугал – заниматься будет сложно.
– Надо ли родителям заставлять ребёнка тренироваться, преодолевать лень или усталость?
– Нет общего рецепта. Бывает, дети вырастают и благодарят родных за то, что «подталкивали» к результатам. Но случается и наоборот, выросшие дети пеняют родителям, что заставляли заниматься «через не хочу». Когда ребёнок принимает участие в выборе секции, для взрослых это становится «подушкой безопасности». «Хочешь бросить? Но ты же сам выбирал секцию, сам решил заниматься. Что случилось?» Можно посоветоваться с тренером для прояснения ситуации – либо это просто усталость, и её надо перетерпеть, либо ребёнку в самом деле разонравилось. Если тренер советует поискать другой вид спорта или другой клуб, стоит к нему прислушаться.
– Как ещё родители могут участвовать в спортивной карьере ребёнка?
– Поддерживать авторитет тренера. Бывает, что родители сами проводят «вторые тренировки». И не потому, что тренер задал что-то дома повторять. Ещё хуже, если ребёнка водят в две секции одного вида спорта. Крайности в питании тоже ни к чему. Мне приходится сталкиваться и со случаями, когда мама ограничивает ребёнка в еде, хотя проблемы с лишним весом нет. И наоборот бывает: не могут родные отказать во вкусностях: «Ну, ребёнок же просит!». Здоровое домашнее питание должно быть, и тогда не так уж важен сам объём порций, такая еда хорошо и быстро усваивается.
Конечно, никаких чипсов или газировки – не только по причине калорийности. Эта еда мешает спорту. Например, «Кока-кола» сначала дает мощный прилив энергии, зато потом – сильный спад. И восстанавливается энергия до нормального уровня долго.
Типичная картинка: пришел ребёнок на тренировку, а «собраться» не может. Почему? Газировку пил! Надо сказать и про медосмотры. Как ни странно, бывает, что родители приводят ребенка с фиктивной справкой, а от физических нагрузок проблемы со здоровьем, естественно, обостряются.
– На соревнования родителям надо приходить?
– Зависит от ребёнка. Иногда я вижу, у ребёнка всё хорошо, раскрепощенный, свободный, готов выступать. Родителей на трибуне увидел – сжался. Приглашаю родителей пойти кофе попить, или откровенно скажу: «Мне кажется, ребёнок немножко зажимается, не стоит ему пока вас видеть на трибуне». Ребёнку объясняю: «Родители извиняются, им срочно уйти пришлось, они после выступления подойдут». Бывает по-другому: ребёнок тревожный, а родителей заметил, и вся тревога растаяла.
Я советую родителям повторять своим детям-спортсменам одну фразу: «Мне нравится смотреть, как ты занимаешься».
Ребёнок понимает: его любят и поддерживают, независимо от того, победил он или проиграл. Родители не должны становиться вторыми тренерами. У ребёнка–спортсмена и так в жизни много чужих людей. Тренер ждёт от ребёнка результатов. А ощущение безопасности, принятие и безусловную любовь могут дать только родители.
sibmeda.ru
психолог спортстмену , что исследует, что изучает, когда нужны услуги специалиста по спорту, область деятельности
Спортивная психология — это прикладная отрасль психологии, сочетающая в себе несколько практических направлений, в числе которых находятся как классическая психотерапия, так и коучинг, тренинги и т. д. Кроме того, в рамках спортивной психологии изучаются особенности психики спортсмена в контексте соревновательной деятельности.
Что изучает спортивная психология?
Что исследует психология спорта? Профессиональные тренеры уже не раз отмечали, что в спорте побеждает не самый физически развитый человек, обладающий предрасположенностью к тому или иному роду занятий, а самый настойчивый, дисциплинированный и упорный в тренировках. Раньше тренеры подходили к организации такого желательного поведения интуитивно, в силу своих личностных качеств и харизмы. Теперь на смену им пришел спортивный психолог, отвечающий за душевное состояние спортсмена.
Спортивные психологи при помощи профессиональных психологических методик выявляют, какие именно установки и личностные качества спортсмена позволяют ему усердно тренироваться и достигать успеха. Кроме того, психология в спорте позволяет командам и тренеру «сыграться» не только на поле или тренировочной площадке, но и почувствовать более прочное единство и взаимопонимание для эффективного взаимодействия. Групповая динамика, совместимость, взаимоотношения — все эти аспекты тоже лежат в зоне интереса психологии спорта.
В общем виде предмет интереса спортивной психологии можно описать следующими категориями:
- мотивы спортивной деятельности;
- психологическая диагностика склонностей и способностей;
- психомоторика;
- обучение и воспитание спортсменов;
- особенности подготовки спортсменов с точки зрения психологии;
- особые черты личности спортсменов, тренеров, спортивных судей и болельщиков;
- психологический климат в спортивных коллективах;
- регуляция внутреннего состояния спортсмена;
- стили спортивного поведения;
- характеристика различных видов спорта.
Спортивный психолог для ребенка играет особую роль в достижении спортивных успехов. У детей психика особенно подвижна и ранима, а спорт является соревновательным видом деятельности, в котором поражений на пути к успехам не избежать. Детей неудачи особенно травмируют, поэтому важно их вовремя направить и смотивировать, чтобы избежать глубокого разочарования, падения самооценки и депрессии.
Многие практикующие психологи, даже если психология спорта не является их узкой профессиональной деятельностью, владеют приемами, которые позволят сгладить негативные факторы на ранних этапах. Спортивная психология в ее базовых проявлениях входит в перечень подготовки психологических факультетов.
Если ребенку или взрослому профессиональному спортсмену требуется психологическая помощь, необходимо безотлагательно обращаться к профессионалу. Батурин Никита Валерьевич уже много лет готовит спортсменов по своей уникальной методике. В его «копилке» чемпионы России и мира по разным видам спорта, таким как скалолазание, паратриатлон и т.д.
Какие задачи решает спортивный психолог?
Спортивный психолог выступает для команды в роли «семейного психотерапевта». В профессиональном спорте консультант этого профиля закреплен за каждой командой, тем самым разделяя с тренером обязанности по психологической подготовке команды. Есть и специалисты, которые консультируют спортсменов индивидуально: главным образом это происходит в тех случаях, когда спортсмен испытывает трудности и дискомфорт, мешающие ему добиваться спортивных высот, но произрастающие при этом из личностных проблем.
Исходя из перечисленных ранее сфер интереса психологии спорта, обозначим ведущие задачи, которые выполняет спортивный психолог в своей практике:
- спортивная профориентация. Детский спортивный психолог помогает определить склонности ребенка к тому или иному виду спорта, исходя из типа нервной системы, личностной направленности и мотивации;
- подготовка к соревнованиям. В зависимости от текущей ситуации в команде или в психике конкретного спортсмена, психолог может устранять тревожность, помогать в поиске внутреннего ресурса спортсмена, мотивировать его на победу и т. д.;
- разработка стратегий во время соревнования. Психолог, работая совместно с тренером, предоставляет информацию о проведенной психодиагностике и выявленных особенностях личности конкретных спортсменов, а также проводит аналитику их соперников. Исходя из полученных данных, два специалиста разрабатывают максимально эффективную стратегию победы;
- реабилитация после состязаний. Вопреки бытовому мнению, этот пункт необходим и в случае победы команды. Соревновательная деятельность требует высокого психического напряжения, она связана с ожиданием и сосредоточением на победе, и достигает своего пика по исходу игры. В случае поражения спортсмен оказывается глубоко фрустрирован и не находит в себе сил соревноваться, а то и жить дальше. В случае победы участники могут испытывать опустошенность и апатию или длительную эйфорию, что мешает им сосредоточиться на дальнейших тренировках;
- выявление и разрешение кризисных состояний. Кризисы случаются у всех людей — это нормальное течение психических процессов, обусловленное возрастом. У спортсменов кризисные состояния случаются чаще, а риск их неблагоприятного течения выше. Это связано с тем, что люди в профессиональном спорте «уходят в тираж» молодыми, быстро теряют востребованность, тяжело переживают поражения. Помощь психолога необходима, чтобы сбалансировать личную и профессиональную жизнь человека в спорте и помочь ему стать не только успешным спортсменом, но и гармоничным, уверенным и счастливым.
В зависимости от специфики работы и специализации, работа спортивного психолога может быть направлена и на другие задачи. Выше были перечислены лишь основные практические задачи, с которыми сталкиваются практически все специалисты этой ветви психологии.
Тренер или психолог?
В связи с тем, что психология спортсмена только недавно выделилась в отдельное направление работы и медленно приобретала популярность в России, многие недооценивают роль, выполняемую спортивным психологом для команды и каждого участника в отдельности. Традиционно психологические функции для спортсменов были закреплены за тренером и полностью зависели от его видения жизни, природного дара убеждения и тактики, которую он сам выбрал для взаимодействия с подопечными.
В свою очередь, психолог обладает профессиональными знаниями в вопросах психической жизни каждой из сторон спорта. Опираясь на собранные при помощи большого эмпирического опыта данные (несравнимо большего, чем у каждого конкретного тренера в отдельности), психолог вырабатывает различные стратегии поведения и меняет их по необходимости. Специальные методики и тестирования позволяют вовремя выявить и предотвратить угнетенные и кризисные состояния, и разрешаются они при помощи надежных научных методов, в отличие от житейского внушения тренера.
Разумеется, эти особенности не принижают роль тренера для команды. Тренеры чувствуют психологию победителя в спорте и владеют ей интуитивно. Речь идет о сотрудничестве и гибком разделении обязанностей. Психолог и тренер создают тесный тандем, в котором тренер направляет спортсменов, опираясь на свой личный и профессиональный опыт, а психолог позволяет сделать это взаимодействие эффективным, оптимизируя его и устраняя негативные факторы.
Таким образом, психология спорта и практикующие в этом направлении специалисты не идут вразрез с интересами тренера. Это содружественные силы, взаимно дополняющие друг друга.
Похожие записи:
propanika.ru
Советы психологов для родителей спортсменов – Развитие ребенка
Рейтинг Одиннадцать советов родителям, которые хотят помочь своим детям достичь больших успехов в спорте |
Родители будущих звезд спорта играют ключевую роль в спортивном становлении и развитии своих детей. При этом им важно знать, что́ нужно говорить своим детям и как это делать до, во время и после спортивных мероприятий.
Если ребенок хочет стать олимпийцем или играть в футбол в премьер-лиге, мама и папа могут существенно помочь ему достичь своей мечты. Однако их помощь должна выходить за рамки простой транспортировки ребенка к месту проведения соревнования.
Поддержка молодого спортсмена заключается в настойчивости и ответственном подходе – как родителей, так и ребенка. Действия и отношение родителей, в свою очередь, могут влиять на качественные характеристики его занятий и потенциально улучшать или ухудшать будущие результаты.
Далее представлены советы ведущих спортивных психологов, работающих со многими звездами спорта, о том, как мамам и папам правильно поощрять занятия своих детей и наилучшим образом помогать им в достижении спортивных целей.
Поскольку родителям важно развивать мастерство ребенка, существуют несколько ключевых областей, над которыми им следует работать, чтобы лучше раскрыть потенциал молодого спортсмена.
1. Общение
Ваше общение с ребенком играет большую роль в развитии его спортивных навыков. Поэтому важно сохранять с ним устойчивые и ровные взаимоотношения.
- Разговоры: говорите с ребенком, используя открытые вопросы: «Ну, Петр, как, по-твоему, прошла сегодняшняя игра?».
- Активное слушание: пересказывайте слова ребенка, чтобы убедиться в своем правильном понимании и показать, что вы внимательно его слушаете.
- Понимание: если вы понимаете, что ваш ребенок говорит о своих достижениях или их отсутствии («Я теряю очки из-за моего удара слева»), значит, ваша способность сосредоточиться на истинных потребностях вашего ребенка повышается.
2. Пересмотрите вашу мотивацию
Родителям важно анализировать причины того, почему они хотят, чтобы их ребенок занимался спортом. Не следует путать свои собственные желания с желаниями вашего сына или дочери! Ребенок должен заниматься спортом со страстью и удовольствием, а не воплощать ваши личные мечты. Пересмотрите собственные реакции на его спортивные успехи и постарайтесь осознать, каким образом ваши реакции могут влиять на ребенка («Катя, ты получила сегодня удовольствие от игры?»).
3. Начало занятий
Любая программа тренировок должна выстраиваться на основе исходного уровня навыков ребенка, что позволит ему чувствовать себя комфортно и достигать результатов. Если с самого начала тренировки слишком сложны, то ребенку будет трудно добиться успехов. Четкий, точный план тренировок – это важный шаг в процессе приобретения спортивного мастерства.
4. Разбирайтесь в спорте
Вам необходимо приобрести глубокие знания о выбранном виде спорта вашего ребенка и общаться с профессионалами, чтобы еще сильнее развивать свои знания и навыки. Как говорится, если вы делаете то, что делали всегда, вы получите то, что всегда получали.
5. Принципы постановки целей
Постановка цели – это процесс разделения достижения итоговой цели на более мелкие, выполнимые этапы. Родителям важно определять цели для юного атлета вместе с ним; это позволит вам лучше узнать вашего ребенка, реалистично относиться к его способностям, укреплять его сильные стороны и развивать слабые. Эти цели должны планироваться на долгосрочную перспективу и время от времени пересматриваться. Вот основные принципы постановки целей.
- Конкретика: важно точно понимать, чего именно вы стремитесь достичь.
- Сложность, серьезность: цели должны быть сложными, серьезными, но выполнимыми постепенно, мало-помалу, поэтапно.
- Достижимость: слишком нереалистичные цели настраивают ребенка на неудачу.
- Измеримость: записывайте, измеряйте продвижение к цели, чтобы получить представление о времени ее достижения и возможность контролировать процесс.
- Прогрессивность: цели должны вести к развитию и плановому прогрессу.
6. Негатив против позитива
Спортивные результаты всегда зависят от приобретенного мастерства. Пытаясь поддержать ребенка, родители часто совершают ошибки, и одна из них заключается в общении с ним в негативном, а не позитивном ключе. Отзывы родителей о результатах ребенка чрезвычайно важны для того, чтобы научить его самостоятельно и критически анализировать свои спортивные выступления и двигаться вперед с позитивом.
Позитивные, поддерживающие фразы помогают улучшать результаты. Старайтесь видеть что-то положительное в любой сложной ситуации и создать основу понимания ребенком того, над чем ему нужно работать.
- Негативный отзыв: «Вася, ты сегодня отвратительно отдавал пас».
- Позитивный отзыв: «Вася, важно, чтобы ты лучше наблюдал за позициями игроков на поле, тогда твои пасы будут более точными».
7. Неудачи
И родители, и дети должны рассматривать неудачи как одну из форм обратной связи, замечаний и предложений. Неудачи показывают, как и в чем необходимо улучшить спортивные навыки, чтобы продолжать двигаться вперед. Спортивные неудачи можно рассматривать как позитивный аспект обучения, потому благодаря им ребенок лучше и больше узнает о том, что он еще не умеет («Этот пас было очень трудно поймать, но, по крайней мере, в следующий раз ты будешь контролировать свою скорость».).
8. Подвергайте сомнению негативные утверждения
Молодые спортсмены сомневаются в своих способностях, критикуют собственные выступления и чувствительны к мнению других людей. Поэтому родителям важно подвергать сомнению негативные заявления своих детей, такие как «я не могу…».
- Евгения: «Я не могу, у меня не получится играть против более крупных игроков».
- Родители: «Трудно играть против людей, которые физически крупнее тебя, но ты быстрее и проворнее, чем они».
9. Анализ по результатам выступления
Анализ результатов – полезный инструмент проверки достижения ранее установленных целей, ориентиров и задач. Такой анализ помогает корректировать планы развития («Анна, как, по-твоему, ты выступила сегодня?», «Что конкретно ты сделала хорошо, а что можешь улучшить к следующей неделе?».).
- Цель: то, чего вы хотите достичь.
- Ориентир: краткосрочные/долгосрочные средства, с помощью которых вы достигаете поставленных задач.
- Задача: конечный продукт, результат.
10. Ребенку необходимо чувствовать сопричастность к процессу
Родителям важно направлять ребенка и руководить им. Однако не менее важно дать ему возможность взять на себя ответственность за процесс и почувствовать сопричастность к нему («Итак, Степан, как ты планируешь тренироваться на следующей неделе?»).
11. Позитивное воспитание
Ваши отзывы ребенок считает самыми авторитетными, поэтому конструктивная обратная связь, оценка усилий могут быть очень полезными для становления юного спортсмена. Позитивный подход поможет развить самооценку ребенка, которая, в свою очередь, будет подкреплять его уверенность в собственных способностях («Дима, ты хорошо постарался сегодня на тренировке. Ты выкладывался на полную, и это было очень заметно».).
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
13.05.2016
childdevelop.ru
“А вдруг строгий тренер сломает психику” — надо ли отдавать ребенка в большой спорт
Справка: Бочавер Константин Алексеевич
Кандидат психологических наук, заведующий лабораторией «Психология спорта» Московского института психоанализа, психолог cборной России по скалолазанию и Академии киберспорта М19. Куратор российского сектора Европейского союза спортивных психологов ENYSSP.
Спортсмен должен стать машиной для забивания мячей
— Вы психолог сборной России по скалолазанию, работали и с другими сборными. Для чего профессиональным спортивным командам психолог?
— В спорте есть масса вопросов, которые определяются только и исключительно психологической подготовкой. Если речь о спорте высших достижений, то стандарты физической подготовки, тренировочных программ, экипировки и инвентаря за счет конкуренции и глобализации уже давно вышли на такой уровень, что везде по большей части одинаковы.
Результативность спортсмена различается именно в момент истины, когда он выступает и ему ничто и никто не может помочь: ни тренер, ни команда, ни родители, ни любимый человек. Зато ему необходима полная концентрация и спокойное, уверенное состояние души, тела, разума и эмоций. Такая регуляция возможна за счет систематической работы со специалистом по спортивной психологии.
— Давно ли существуют у команд свои психологи?
— Как только психология оформилась в самостоятельную науку, а это случилось в конце XIX века, уже через несколько лет начали организовываться первые конгрессы по психологии спорта. По сути, как только появилась психология, а спорт стал профессиональной деятельностью, определились отношения этих областей.
Спортивные психологи работают больше века. И это отдельная удивительная область, которая не похожа ни на медицину, ни на педагогическую или социальную психологию, потому что она совмещает достижения различных наук и реализует их в подготовке действующих спортсменов. Фактически у всех национальных команд в большинстве стран мира есть свои коучи и психологи, отвечающие за психическое здоровье и подготовку к соревнованиям. Это касается клубов, команд, индивидуальных спортсменов.
Если болельщик живет эмоциями, то действующему спортсмену не до эмоций. Он должен отключить в себе переживания и стать машиной для забивания мячей, отбивания ударов и результативных пасов.
Перед игрой и после, в раздевалке — можно отдаться эмоциям. А во время игры эмоции — прерогатива исключительно болельщиков. Спортсмен обязан свести свои действия к контролю над разумом и телом.
Фото: unsplash
Если ребенок высокий — разве не надо его отдать на волейбол
— На волне интереса к спорту, особенно когда в нашей стране проходит крупнейшее футбольное событие года, многие родители задумываются, а не отдать ли ребенка в футбол? Когда стоит отдавать в спорт? Спорт вообще для всех?
— Профессиональный и массовый спорт — совершенно разные вещи. Массовый спорт в советские годы назывался физической культурой, сейчас именуется физической активностью. Это то, что полезно каждому, независимо от телосложения, состояния здоровья и возраста. Сюда наравне с классическими видами относятся йога, прыжки на скейте, ровным счетом все, что делает нас сильнее, выносливее, координированнее и здоровее. Одним нравятся танцы, другие предпочитают в одиночку бежать, плыть, подниматься в горы, кому-то подходят единоборства или командные виды, где успех возможен при активном взаимодействии с другими людьми.
Профессиональный спорт — принципиально иное явление. В масштабах одного человека это профессиональная стезя, путь, который позволяет жить спортом, заниматься и зарабатывать только им, не имея другого занятия и приоритетов. Спорт — это карьера «от и до», которая не позволяет размениваться на что-то еще.
В государственных масштабах профессиональный спорт, который в начале XX века стал самостоятельным явлением (спасибо барону де Кубертену и другим власть имущим энтузиастам), оказался альтернативой войнам: государства и идеологии могут отстаивать первенство в спорте, не теряя дееспособных граждан, это война без жертв. Спорт — высококонкурентная среда и специфическая деятельность. Поэтому спорт не для всех, не всем всегда нужен — это главное: он принципиально отличается от физической активности.
При выборе физической активности для ребенка на помощь приходит психология, потому что ни родители, ни тренеры, ни врачи не в силах заглянуть за пубертат и представить, каким именно организмом, телом будет обладать ребенок через пять-десять лет. Первые увлечения физической активностью должны основываться на том, что нравится самому ребенку.
— Какую роль психология играет в этом вопросе?
— Занятия спортом оказывают благодатное воздействие на ребенка, но при одном условии — если родители в это включены. В последнее время многие родители чаще заняты работой, не находят даже минуты для контакта с ребенком, для эмоциональной поддержки, воспитания.
Если мы находим время, если регулярно отводим ребенка на занятия спортом, обсуждаем удачи и поражения, то это формирует надежную привязанность между детьми и родителями, благотворно влияет на отношения в семье, способствуют тому, что у родителей и детей появляется общий повод радоваться и переживать.
Стратегия выбора вида спорта часто идет по пути наименьшего сопротивления. «Активному» ребенку, считает большинство, подходят «активные» виды спорта: баскетбол, футбол. Если ребенок высокий, то отдавать его надо в волейбол и фехтование. Но этот путь хорош для настоящей спортивной карьеры, где врожденные свойства позволят быстрее одерживать верх над соперниками.
Если мы не хотим растить чемпиона, но мечтаем о гармоничном развитии и воспитании для своего ребенка, то можно идти по пути наибольшего сопротивления.
Активного, общительного, беспокойного ребенка можно заинтересовать одиночным видом спорта, который потребует от него умений саморегуляции. Например, легкая атлетика, стрелковые виды или сложно-координационные виды, как спортивная гимнастика, где надо «собраться» и в одиночку показать результат.
Робкого, застенчивого и необщительного ребенка можно заинтересовать хоккеем, футболом. Через занятия в клубе такой ребенок сумеет раскрыть таланты и научится общаться, если раньше не умел.
Так что стратегия выбора вида спорта зависит от того, какое будущее для ребенка мы хотим.
Фото: unsplash
— Но многими видами спорта может быть уже поздно заниматься.
— Если речь о профессиональной карьере, то да. У каждого вида спорта есть свой стартовый возраст. Гимнастика или фигурное катание требуют раннего включения в спортивные занятия, с 4-5 лет. А виды, которые требуют колоссальной выносливости, например, бег на длинные дистанции или велоспорт, нет. Пик развития этих качеств приходится на возраст после двадцати лет. То есть ребенок может успеть поменять много видов спорта и прийти туда, куда интересно, значительно позже, а не в четыре года.
Но если речь все-таки о физической активности и гармоничном развитии личности, тела, души, то начинать в любом возрасте хорошо. Ограничения, конечно, бывают.
Например, детям, на мой взгляд, не стоит заниматься боксом, потому что так накапливаются сотрясения мозга и очевидно, что это не полезно. Но любая физическая активность будет развивать и пластичность нервной системы, и телесную гибкость, и обучаемость новому, будет вырабатывать мотивацию и станет исключительно полезна в школе и других видах деятельности.
Спорт не даст пойти по кривой дорожке
— Может ли спорт решить какие-то подростковые проблемы или усугубить их?
— Нужно смотреть на ситуацию, в которой живет ребенок и его семья. Говоря про благотворное влияние спорта, мы не можем не сказать, что профессиональный спорт для многих детей становится социальным лифтом.
Ребенок из региона переезжает в большой город, где есть спортивная база, путешествует по Европе и миру, где результативно выступает и зарабатывает, делает карьеру. Это может быть рывком вверх для ребенка из не очень благополучной среды, если сам он успешен и мотивирован, здоров и физически крепок.
Для всех детей (особенно это критично для подросткового возраста) спорт является способом не пойти по кривой дорожке. Все вредные и рискованные виды поведения, характерные для школьной поры: низкая физическая активность, ожирение, вредные привычки (алкоголизм, наркомания), деструктивное и саморазрушительное поведение, травля и любые виды немотивированной агрессии — все эти риски несовместимы со спортивной карьерой.
Если подросток серьезно посвящает себя спорту, то с высокой степенью вероятности это гарантирует, что он не окажется в неблагополучных ситуациях. Спортивная карьера — серьезная поддержка и помощь в этом вопросе.
Если речь о подростке, то спорт не только укрепляет связи ребенка и родителей, но и связь со сверстниками, потому что учит доверию, работе в команде, повышает стрессоустойчивость. Любой спорт дает массу поводов справляться со стрессом, переживать неудачи, поэтому те, кто занимается спортом, более стрессоустойчивы по сравнению с теми, кто не занимается спортом вообще.
Если речь о рисках, о том, что спорт может усугубить или повредить, то ничего с ходу в голову мне не приходит. Нет закономерности, что спорт — нечто опасное, вредное и рискованное. Есть риски профессионального травматизма, но, как показывает медицинская практика, бытовой травматизм более распространен и более опасен. Это не повод не заниматься спортом.
— Какие психологические проблемы может решить спорт?
— Во-первых, любой вид спорта или активности учит простой вещи, независимо от того, чем занимаешься: чтобы получить хороший результат, мы должны делать что-то скучное и монотонное. Исполнению партии в балете предшествуют сотни и тысячи часов болезненной растяжки и скучной отработки у станка. Тот, кто систематически занимается спортом, вырабатывает в себе способность к мотивации и постановке цели. Те, кто не очень трудолюбив, не очень хорошо учится, просто не удержатся в занятиях спортом. Спортсмены все разные, но не бывает ленивых! Серьезные занятия точно помогают любому стать дисциплинированным и трудолюбивым.
Во-вторых, физическая активность повышает до определенной меры уверенность в себе. Причем адекватную. Уже после первых проигранных соревнований мы понимаем, что есть объективные причины нашего поражения. Спортсмену проще мириться с собой, принимать себя, работать над собой. Для формирования адекватной и здоровой самооценки спорт — наилучшее средство.
Фото: unsplash
Третий момент — коммуникация и умение людей (особенно это полезно эгоистам) играть по правилам, которые придумал не ты, а кто-то другой. В случае неспортивного поведения ты не выступаешь. Чтобы быть результативным, а все хотят результата, придется быть честным, принять те правила, которые существуют. И это все важные качества для взрослой жизни.
Четвертое, на что стоит обратить внимание. И для застенчивых, и для неуверенных в себе людей спорт является колоссальным ресурсом поддержки и дружбы. Занимаясь среди сверстников, видя чужие недостатки и достоинства, демонстрируя свои, мы привязываемся друг к другу. Многие из нас именно спорту обязаны своими друзьями и близкими людьми.
— Различные виды спорта наверняка развивают разные качества, но какие?
— В зависимости от вида спорта, специфика разная. Может показаться, что единоборствами занимаются очень агрессивные люди. Но, как показывает наука и практика, именно у этих спортсменов не самый высокий уровень агрессии, а основной их навык — предельная саморегуляция. Когда им больно, они должны не поддаться эмоциям, их задача перехитрить противника, победить, а это возможно, если сохранять тактическое и стратегическое мышление, не отдаваться инстинктам, но трезво размышлять и планировать.
Для хоккея и футбола, например, важны не только коммуникация и понимание намерений противника и партнера по команде, но в первую очередь управление своим вниманием. Спортсмен не может сужать внимание до мяча, клюшки или шайбы. Он должен видеть всю площадку целиком. Понимать не только свою траекторию движения, но и траекторию противника. Замечать, оценивать, реагировать — это требует колоссальных затрат умственной энергии.
Если речь об одиночных видах спорта: фигурном катании, гимнастике, стрельбе из лука, скалолазании, то самое важное здесь уметь отключать внутреннюю критику и четко воспроизводить то, чему научен. То есть справляться и управлять своим стрессом, параллельно показывая великолепную координацию движений. Это только кажется простым. Это невероятно сложно, и человеку, который отдался во власть паники, тело отказывает, он становится неловким, скованным.
Психику тренер не сломает, но может стать родным человеком
— Спортсмены взаимодействуют с тренером. И способы этого взаимодействия бывают разные. Часто тренеры не стесняются в выражениях, обесценивают, чрезмерно строги, чтобы привести спортсмена к результату. Это же касается и тренеров в спортивных секциях. Может ли характер тренера и его поведение по отношению к ребенку травмировать, особенно в подростковом возрасте? Или спорт так закаляет, что уже не замечаешь жестокости по отношению к себе?
— Тренер — одна из наиболее авторитетных персон в жизни спортивного подростка. Здесь уместно провести параллель между педагогами и тренерами, большая часть которых любит детей и свою работу.
Но, как и со школьными учителями, жестокость и цинизм настолько яркие вещи, что к ним часто приковывается всеобщее внимание, и в основном вина за негативные стереотипы лежит на СМИ. На тысячу дружелюбных и доброжелательных тренеров найдется один, который поражает агрессией и жестокостью. Но это не правило, а исключение, и часто оно связано с высокой степенью ответственности и профессиональным выгоранием, а не с тем, что человек плохой и безнравственный.
Если тренер некорректен, если родители видят, что общение с ним приносит опасности или риски, то стоит прервать это взаимодействие. Впрочем, это касается любого другого специалиста, от которого ребенок в той или иной мере зависит. Если общение вас не устраивает, вы можете поменять педагога, врача, репетитора. Если все складывается хорошо, то тренер становится почти родственной фигурой для ребенка. Человеком, которому он доверяет, и это доверие полностью оправдано.
Фото: unsplash
— Унижать и обесценивать все-таки довольно частый тренерский прием, с аргументацией «иначе не получится». Не ломает ли это психику ребенка? Не делает ли его самого жестоким по отношению к другим?
— Расхожее выражение «сломать психику» излишне часто используется, это крайне редкое явление. Психика может ломаться в условиях боевых действий, тогда мы говорим о посттравматическом стрессовом расстройстве. Агрессивное или невежливое общение неприятно, может унизить, обидеть, но оно не ломает психику. К этому надо относиться трезво.
Самое худшее, что связано с таким общением, — это снижение у ребенка мотивации. Спорт может стать ему противен. Это нехорошо. У физически активных родителей рождаются здоровые дети, и воспитание их в спортивном духе циклично, передается от поколения к поколению. Поэтому надо стараться, даже если ребенок не будет чемпионом, чтобы он сохранил любовь и привязанность к физической активности. И здесь поможет вовлеченность родителей, которые смогут обеспечить правильное отношение к поведению тренера. Они могут и забрать ребенка из большого спорта с этой же целью. И даже не став чемпионом мира, такой ребенок в будущем точно сможет уже со своими детьми бегать в парке, кататься на коньках, играть на даче в футбол.
Задача родителей не столько воспитать чемпионов, сколько привить любовь к физической активности. Именно поэтому мы должны быть в синергии с тренером. Если он прививает любовь к спорту, это хорошо. Если он результативен, но жёсток, стоит его поменять.
В центре внимания родителей всегда должны находиться здоровье и благополучие ребенка, на втором месте результативность тренировочного процесса, и лишь на последнем собственные амбиции.
— Часто родители отдают заниматься детей за компанию или потому что открылась секция рядом с домом, не всегда учитывая мнение ребенка. Насколько приемлемо это и чем чревато?
— Если воля ребенка не учитывается, если родители пытаются реализовать свои амбиции (мама мечтала стать балериной, а папа ватерполистом), то ребенок может просто не оправдать родительских надежд.
Если ребенок оказывается в ситуации династии, когда хочешь не хочешь, а продолжать дело предков придется, то у него может получаться лучше, чем у других, раз его родители занимались, но и провал не исключен.
Если мы говорим ребенку, что надо хоть чем-то заниматься, а чем именно, зависит от того, какая секция есть рядом с домом, то это нормальная стратегия. Она удобна для родителей и зачастую приносит хороший результат. Многие чемпионы мира, с которыми я общался, вспоминая начало своей карьеры, рассказывали о секциях, детских спортшколах, которые находились неподалеку от дома и куда они ходили после школьных занятий. В этом случае мы рискуем лишь тем, что ребенку может стать скучно, если вид спорта окажется не его призванием.
Главное, чтобы физическая активность была не только полезна, но и нравилась ребенку. Например, ваш сын смотрит матчи Тайсона и мечтает стать боксером или видит Емельяненко и хочет заниматься самбо, дочь восторженно смотрит матчи Шараповой или выступления Хоркиной… Мотивация — это половина дела. А дальше все зависит от способностей. Или ребенок становится профессиональным спортсменом, или просто занимается физкультурой и растет здоровым и счастливым.
www.pravmir.ru
вредные советы для родителей. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру
Ну вот и наступила осень. Дети вернулись с летних каникул и пошли в школу. А для многих родителей наступила пора выбора спортивной секции для гармоничного развития своего любимого ребёнка. И каждый раз, общаясь с тренерами, родителями и спортсменами, я сталкиваюсь с одними и теми же вопросами и трудностями. В какой вид спорт отдать ребёнка? Что делать, если у спортсмена затянулся конфликт с тренером? Почему нет результатов? И так далее. Ответы на эти вопросы я нахожу у мировых классиков спортивной психологии, таких как Брайент Дж. Кретти, П. Рудик, А. Пуни и других.
Для меня тема психологии спорта очень близка. Вероятно, потому, что сам активно занимался и занимаюсь спортом и физической культурой. Мои дети занимаются спортом. Я с удовольствием сопровождаю спортивные команды на соревнованиях, участвую в них в качестве судьи. Каждый год провожу отпуск вместе с детьми в спортивном лагере на берегу Балтийского моря. В общем, я живу этим. Погружаясь в глубины психологии и выбирая специализацию после прохождения профессионального обучения, я давно сфокусировался на организационной и спортивной областях психологии. Они для меня как-то более конкретны и измеримы. И результат психолога, как говорится, «на лицо». Либо спортсмен или команда побеждают на соревнованиях, показывая стабильные результаты, либо нет.
Я являюсь активным сторонником физической культуры и гармоничного развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Причём с самого раннего возраста. И здесь очень важен пример родителей. И, конечно, тренера. Понимая, что у нас к советам относятся скептически, я решил изложить их наоборот — предоставив вашему вниманию вредные советы. Надеюсь, они помогут вам относиться к физической культуре более осознанно. Желаю вам удачи, терпения и силы воли.
Итак, вредные советы для родителей:
- Выбирая спортивную секцию для ребёнка, никогда не советуйтесь с ним. Не берите в голову генетику, психотип, особенности видов спорта и прочую научную ерунду. Главные критерии — нравится вам, мнение соседей, и, конечно, куда диктует мода.
- Если вы мама и приняли решение, что ваш сын должен уметь за себя постоять, то, отводя мальчика в секцию каратэ, никогда не советуйтесь с отцом ребёнка. Мама лучше знает, как сделать из мальчика настоящего мужчину. Пускай научится сразу вырубать обидчиков с первого удара!
- Если вы папа и когда-то занимались чем-то, то обязательно нужно вести сына в секцию бокса, даже если мальчик упирается и тянется к скрипке. Папа сказал в бокс, значит, в бокс!
- Ни в коем случае не показывайте пример занятий физкультурой. Займите глухую оборону на диване или на кухне и оставайтесь на месте при любых условиях и провокациях со стороны ребёнка!
- Отведя ребёнка в спортивную секцию, сражу же начинайте вести инвестиционный дневник. Тщательно фиксируйте все расходы на спорт, а по достижению совершеннолетия покажите его ребёнку и потребуйте немедленно вернуть вложенные средства.
- На первом же родительском собрании сразу подойдите к тренеру и немедленно потребуйте в письменном виде чёткий и конкретный бизнес-план по достижению вашим чадом олимпийского пьедестала и звания МСМК. Не терпите возражений — это удел слабаков!
- Запомните: спортивное звание и победа на соревнованиях должны быть достигнуты любой ценой! И что очень важно — по прописанному плану достижения успеха. Тщательно соблюдайте его сроки. Гармоничное развитие и занятия для удовольствия — это удел трусов!
- На соревнованиях во время состязания громко кричите и давайте вашему ребёнку правильные советы! Обязательно всё выскажете спортсмену сразу после выступления, как нужно было сделать. А потом немедленно подойдите к тренеру и выскажите ему, что думаете. И чем громче и агрессивнее, тем лучше.
- На соревнованиях по каратэ нужно обязательно поддерживать дух борьбы громкими криками: «Убей его!«. Так принято в единоборствах.
- Даже если ваш пятилетний ребёнок решил сачкануть тренировку, не в коем случае не давайте ему поблажки. Пусть по-прежнему тренируется 7 дней в неделю по 3 тренировки в день. Вы лучше знаете, что ему нужно!
- Если вы не видите быстрых результатов в командном игровом виде спорта, сразу же переводите спортсмена в другую команду. Виноваты в этом команда и, конечно, её тренер. Громко и почаще заявляйте об этом в новой команде.
- Главное, почаще меняйте виды спорта, команды и тренеров. Всегда говорите спортсмену, что он никчёмность, а тренер его дурак! И тогда вы будете обречены на успех!
samopoznanie.ru
Дети и спорт. Психологические аспекты.
Занятие физической культурой является достижением XX века. Это одно из важных направлений физического и морального совершенствования человека. Раньше физкультура была доступна лишь избранным членам общества, элите, а уделом простого люда был тяжелый физической труд.
Он, разумеется, тоже помогал людям держаться в форме, но, во-первых, из-за перегрузок здоровье легко было подорвать, а во-вторых, тяжелый физический труд — это все-таки нечто иное, отличное от физической культуры. Ну, а в XX веке физкультура стала составной частью нашего бытия, особенно бытия подрастающего поколения. Да и взрослые, по желанию, тоже принимали в этом участие. До Великой Отечественной войны и какое-то время после нее физкультура усиленно внедрялась и в школы и в повседневный быт семьи. Считалось, что культурный человек должен регулярно делать зарядку, увлекаться спортом, следить за своей внешностью, фигурой.
Сохранять свое здоровье входило в обязанности сознательного члена общества. Большую роль физической культуре придавал наш замечательный писатель Ефремов, книги которого оказывали огромное влияние на молодежь. Он считал, что физическая красота связана с обязательным занятием физкультурой, которая способна исправить недостатки фигуры и подчеркнуть ее достоинства. К сожалению, уже к концу 70-80-х годов это здравое и очень прогрессивное отношение к физической культуре стало в нашей стране утрачиваться. Мы помним, какое запустение начало царить на спортплощадках, как закрывались хоккейные площадки, как физкультура в школе превращалась в профанацию. От нее стремились получить освобождение, и врачи относились к этому очень лояльно. В учителя физкультуры нередко шли люди, потерпевшие неудачу в работе спортивными тренерами, зачастую даже до некоторой степени маргинальные.
То есть, внимание к этому замечательному фактору, укрепляющему здоровью, было недостойно малое.
А как сейчас?
В некоторых школах спохватились и стараются возродить значимость физкультуры. Но в большинстве школ преподавание по-прежнему слабое или вообще отсутствует.
А разве есть разница между физкультурой и спортом?
Есть. Хотя с виду это вроде бы очень схожие понятия, на самом деле они совершенно разные. Физическая культура направлена на охрану здоровья любого человека и не ждет от него каких-то особых достижений. Спорт же — это настоящее хобби, целью которого обязательно являются значительные успехи, рекорды. Так было и в советские времена, так остается сейчас. В советские времена особо одаренных детей отбирали для обучения в спортивных школах.
Но в то же время существовала развитая спортивная медицина,которая отслеживала показания к занятием спортом у детей и строго следила за тем, как это сказывается на их здоровье.
Сейчас все изменилось. Спорт является серьезной индустрией подготовки юношей и девушек, которые могут быть выставлены как товар для участия в неких спортивных действах. По сути, это бизнес, и подготовка юниоров к вхождению в олимпийский резерв представляет собой тяжелейший марафон для детского организма. Дети постоянно испытывают тяжелые психические нагрузки. Их тренировки мало чем отличаются от тренировок взрослых спортсменов.
В каком плане?
Как и у взрослых, тренировки носят системный характер, занимая в день по три-четыре, а то и по пять-шесть часов.
И чем это плохо?
А вы представьте себе, что ребенок изо дня в день занимается одним и тем же монотонным, однообразным делом.
Например, оттачивает удар футбольным мячом или плавает от одной стенки бассейна к другой, «накручивая» километраж.
И так длится годами. Ребенок полностью запрограммирован на определенный образ жизни, на строгую диету, на необходимость постоянных подготовительных мероприятий к соревнованиям.
Особенно ярко это выражено в таких видах спорта, как художественная гимнастика или синхронное плавание.
Но ведь будущие музыканты или балерины находятся в аналогичном положении. Они тоже годами отрабатывают гаммы или какие-то балетные па.
Нет, это совсем другое дело. Занимаясь музыкой или балетом, ребенок непосредственно соприкасается с искусством, с миром прекрасного, с шедеврами художественного творчества. И занятия его, даже самые рутинные, освящены сознанием того, что он тоже может приобщиться к культуре, а впоследствии — и сам стать творцом. А спорт, особенно в настоящее время, не имеет художественной, творческой миссии. Даже если это касается таких красивых его образцов, как гимнастика или спортивные танцы. В основе спорта лежит стремление к рекорду, некое условное достижение и оголтелая соревновательность. Это не коллективное соработничество, как, например, сотворение музыкального образа в оркестре или даже индивидуальное исполнение какой-то музыки. Это создание рекорда, который часто отличается от не рекорда ничтожно малыми величинами. Например, десятой долей секунды. Обычный человек этого даже заметить не может. Разницу в показателях улавливает лишь узкий круг, этакая секта специалистов, которые порой варьируют результаты в своих собственных интересах. Даже взрослый человек находится при этом в состоянии вечного стресса. А каково неустойчивому, растущему организму ребенка? Получается, что он существует в ситуации непрерывного марафона тренировок и всю свою жизнь нацеливает на достижение некоего результата, который должен быть непременно лучше, чем у его товарищей. Специалисты в области спортивной медицины уже не раз писали о том, что такая хронически однообразная деятельность создает феномен психической депривации, называемый «монотония». Как и всякий фактор психической депривации, монотония ведет к определенным искажениям физического и психического здоровья. Если ребенок ступил на этот путь, оградиться от монотонии со всеми вытекающими из нее последствиями практически невозможно.
О каких искажениях идет речь?
При монотонии наблюдаются неустойчивое настроение, склонность к депрессии или, наоборот, к экстатической, мало мотивированной радости, излишняя индивидуализация и готовность к аутистическим особенностями личности, отсутствие стойких привязанностей, настоящих друзей, отсутствие серьезных увлечений чем-либо, помимо привычной монотонной деятельность, которая превращается даже в некую навязчивость. Кроме того, возникает искажение личностных черт. Человек начинает проявлять агрессивность по отношению к окружающим, у него могут развиться истероидность, излишняя демонстративность, болезненная жажда признания своих успехов, поверхностность. По сути, монотония — это зацикленность на монотонной деятельности и легковесное, равнодушное отношение ко всему остальному. Ну, а частые эмоциональные колебания, аутизация, поверхностность, истероидность или агрессивная паранойяльность к окружающему миру ведут к формированию весьма дискомфортного, дисгармоничного существа, которое мало к каким занятиям пригодно и плохо адаптируется в коллективе.
То есть, даже хорошим спортсменом — на что, собственно, было брошено столько сил — человек не станет?
Скорее всего нет.
А почему истеричность или паранойяльность мешают самореализации спортсмена?
С одной стороны, они не дают возможность правильно оценить свои сильные и слабые стороны. А с другой, такой человек находится в состоянии постоянного субстресса, поскольку его гложет зависть и угнетает чувство собственной неполноценности, если кто-то оказывается успешнее. Повторяю, тут и взрослый может не выдержать. А ребенок — подавно! Ведь его тоже нацеливают именно на такой образ жизни. Он должен бесконечно тренироваться, чтобы выиграть еще одну долю секунды, еще один сантиметр… С точки зрения реальной жизни это крайне ничтожная победа, но стремление к ней поглощает человека целиком.
Выходит, ребенок растет и формируется в каком-то искаженном, виртуальном пространстве, в отрыве от реальной жизни?
Да. Причем достижение ложной, по сути, победы дается путем тяжелого напряжения физических сил. Нынешние спортивные достижения лежат фактически за пределами возможностей организма, который не был запрограммирован на подобные необыкновенные результаты. Да они и не нужны! Это не нужно ни для выживания вида, ни для поисков смысла жизни. Убыстрение скорости проплывания под водой на десятую долю секунды — это что, творческий процесс или общественно-полезный труд? Нет, современный спорт вообще носит характер шоу, этаких трюков на потеху публике. Но за внешним блеском стоит монотонный каторжный труд, разрушающий физическое и психическое здоровье человека. Тренироваться дети сейчас начинают очень рано, в 5-6 лет, и к 12-15 годам плачевные результаты уже налицо. Профессиональные навыки юных спортсменов весьма высоки, но здоровых людей среди них немного. Напряжение сердечно-сосудистой системы ведет к специфическим заболеваниям. Вспомним хотя бы так называемое «бычье сердце» спортсмена. Наблюдается и задержка интеллектуального развития.
Почему?
Интересы юных спортсменов очень сужены, и должного интеллектуального развития не происходит. Да, дети в спортивных школах формально учатся и даже иногда получают приличные оценки. Но поскольку все внимание ребенка сосредоточено на узко спортивных целях, то все остальные интересы, особенно учебные, носят второстепенный характер. Кроме того, под влиянием спортивных перегрузок у многих детей появляются иммунологические отклонения.
Поясните, пожалуйста.
Существуют такие специфические вещества нейропептиды (в частности, фактор роста нервов), которые обуславливают стабилизацию психических процессов и выполняют антистрессовые функции. У юниоров, которые достаточно долго пребывают в ситуации спортивного марафона, начинают вырабатываться антитела к фактору роста нервов. Возникает некое аутоагрессивное состояние организма, который начинает отторгать свою собственную нервную систему. Подобное явление наблюдается у тяжело психических больных людей. Получается, что внешне спортсмены выглядят психически здоровыми, а на самом деле они находятся на грани срыва, пребывая в состоянии непрерывного психического стресса. Ну, а стресс, в свою очередь, влияет на состояние нервной,сердечно-сосудистой, вегетативной систем… Короче говоря,весь организм разбалансируется и работает на пределе. Многие спортсмены пребывают в состоянии хронической субдепрессии.
Особенно перед соревнованиями и после них. Они испытывают чувство неудовлетворенности, тревоги, тоски.
Но, может быть, все эти издержки окупаются спортивными успехами и большими деньгами, которые теперь можно получить за победы в спорте?
Увы. Как показывают последние исследования, под влиянием монотонных, тяжелых физических нагрузок, у множества детей настолько искажается нервная система, что к концу юниорского периода многие из них бросают спорт, не выдерживая режима. То есть, они сходят с дистанции, фактически лишившись детства, не добившись желаемых результатов, испытав в итоге горькое разочарование и подорвав здоровье.
Но почему многие родители так рвутся устроить ребенка в спортивную школу? Они разве не понимают, чем это может обернуться для их сына или дочери?
Как правило, нет. А между тем ситуация настолько серьезна, что ей уже стали заниматься ученые. Спорткомитет серьезно озабочен происходящим. Это неудивительно, поскольку очень большое количество юниоров в последнее время выбывает из спорта. Деньги в них вкладываются большие, а они не выдерживают нагрузок. Поэтому медики стали изучать проблему.
В частности, наш отдел Центра психического здоровья включился в исследования.
Вы не могли бы привести какой-нибудь конкретный пример того, о чем мы сейчас говорили?
Их множество, но я ограничусь всего одним. Девочку — назовем ее Настей — отдали на плавание в пятилетнем возрасте, она проявляла способности, и из нее стали делать юную спортсменку. Все ее детство и отрочество шли под знаком тренировок. Каждый день она плавала по шесть часов: три часа до школы и три — после. Занимала призовые места, добивалась успехов. Но когда решался вопрос о включении ее в олимпийский резерв, подруга опередила Настю буквально на десятую долю секунды. Они приплыли к финишу одновременно, но подруга успела чуть быстрее высунуть из воды руку и схватиться за ленточку. Поэтому в сборную взяли ее. Для Насти это был страшный удар. Она бросила спорт. Но… вскоре оказалось, что ее организм, привыкший к большим нагрузкам, перестал нормально функционировать. Настя начала толстеть, у нее появилась одышка. И хотя в спорт она не вернулась, весь распорядок ее жизни по-прежнему привязан к бассейну, поскольку для поддержания здоровья на более или менее приемлемом уровне она теперь вынуждена ежедневно тренироваться. Правда, не по шесть часов, а по три, но Насте от этого не легче. Ведь она фактически стала заложницей бассейна. Можете себе представить, что это за жизнь и что творится с психикой бедной девушки. Еще раз подчеркну: к физкультуре современный спорт не имеет никакого отношения! В рыночных условиях спортсмены становятся средством достижения серьезного материального благополучия для хозяев этой «рабовладельческой» структуры. Может быть, я утрирую, но впечатление у меня именно такое.
А если ребенок занимается не в спортивной школе, а в секции, это ведь не такие страшные нагрузки?
Нет, конечно. Мы с Вами говорили именно о спортивных школах. В секции таких напряженных, многочасовых тренировок нет.
Но, с другой стороны, родители нередко жалуются, что и в секциях тренеры «ставят» на каких-то перспективных, с их точки зрения, ребят, а детям без особых спортивных способностей уделяют мало внимания.
Да, сейчас многим хочется вырастить звезд. Но если такого крена нет, если занятия в секции не превращаются в каторжный труд, то они очень даже полезны для развития детей, для укрепления их здоровья.
К сожалению, далеко не всегда удается найти золотую середину. У меня перед глазами пример подруги, которая отдала ребенка на теннис, совершенно не рассчитывая сделать из него чемпиона, а просто, как говорится, «для общего развития». Но очень скоро выяснилось, что занятия требуют больших вложений времени, денег, сил. У ребенка не оставалось свободной минутки поиграть, ведь он еще учился в английской школе, где задавали много уроков. Но когда я предлагала подруге пореже водить его на теннис, она отвечала, что это невозможно. Если они не будут заниматься в полную силу, их из секции выгонят.
Да. Хорошие, престижные секции тоже нередко работают по типу спортивных школ, предъявляя к юным спортсменам достаточно высокие требования.
Сейчас детей записывают в спортивные секции рано, нередко в дошкольном возрасте. Это правильно?
Нет. На мой взгляд, оптимальный возраст для начала занятий спортом — лет 8-9. Хотя тренеры, скорее всего, придерживаются иного мнения, ведь современный спорт сильно помолодел. Но я высказывают взгляд не тренера, растящего юные дарования, а врача, которому зачастую приходится иметь дело с последствиями выращивания таких «скороспелок». На многих дошколят, например, угнетающе действует строгий подход спортивных тренеров. Малышам нужно гораздо более мягкое обращение. Требования, которые предъявляются в спортивной секции — даже в такой, которая не ставит себе задачей готовить «звезд» — сужают детскость и игровые интересы ребенка.
И потом, далеко не всякий тренер бывает хорошим педагогом, который умеет обращаться с маленькими детьми.
Порой родители жалуются даже на то, что тренеры сурово наказывают маленьких ребятишек за какую-то провинность, заставляя отжиматься на кулаках или применяют другие методы,допустимые при воспитании мальчиков-подростков, но отрицательно действующие на детей более младшего возраста.
Тренеры происходят из той же самой спортивной среды, о которой мы сейчас ведем разговор. По характеру они нередко бывают не просто строгими, а деспотичными. Иногда даже жестокими. Тележурналист Малахов на одном из своих шоу представил ужасную историю, когда к спортсменке, нарушившей какой-то регламент, применили прямо-таки эсессовские методы.
Ее раздели догола, поставили на стол, заставили всех остальных членов команды ее унижать, оскорблять…
«Проблемные» дети, число которых за последние годы значительно увеличилось, часто не приживаются в спортивных секциях, куда их отдают, пытаясь приучить к дисциплине, преодолению трудностей, закалить физически и так далее.
Это закономерно. Они не выдерживают тяжелых нагрузок. Чтобы ребенок с удовольствием занимался в спортивной секции, он прежде всего должен быть физически выносливым и абсолютно здоровым. А дети, о которых Вы говорите, часто бывают, наоборот, болезненны и повышенно утомляемыми. Поэтому спорт не укрепляет их здоровье, как надеются родители, а становится лишь дополнительным стрессорным фактором. Что касается дошкольников, то для них наиболее полезны плавные гимнастические упражнения типа ушу или ритмики, которые дают ребенку возможность расслабиться, как бы войти в легкий транс. Они хорошо снимают невротические реакции, помогают при лечении психосоматических заболеваний. Еще лучше, когда упражнения совершаются под приятную, мелодичную музыку. Это гармонизирует психику и развивает чувство прекрасного.
С точки зрения психиатра, каким детям занятия в спортивной секции очевидно пойдут на пользу, а какие дети с ними заведомо не справятся?
Конечно, за глаза советовать трудно. Но в целом можно сказать, что ребенок с истерическим комплексом скорее всего захочет добиться результатов. Тренер может на этом сыграть, и ребенок включится в бесконечную спортивную гонку. А вот у невротика вряд ли получится что-нибудь путное. Дети, неуверенные в себе, дети с повышенной симбиотической связью с матерью, конечно, не впишутся в тяжелый спортивный режим. Сензитивный, тормозимый, боязливый ребенок будет чувствовать себя неуютно в жесткой, конкурентной атмосфере.
А бывают дети конкурентные, но очень боящиеся трудностей…
Они тоже скорее всего не выдержат. Хотя повышенные амбиции свидетельствуют о наличии истерического комплекса, но страх перед трудностями — признак слабости. А вот на шизоидов занятия в спортивной секции действуют хорошо. Эмоциональность у них снижена, они от природы склонны к аутизации, к монотонной деятельности, которая им даже полезна, как и физическая нагрузка. Но только в меру. Нельзя допускать тяжелого напряжения. Если соблюдать нужный баланс, шизоиды могут добиться больших спортивных успехов.
А какой спорт полезней для детской психики: индивидуальный или командный?
Мальчишкам, конечно, командный. Там нет травмирующего упора на конкуренцию, он лучше поддерживает дух. В Америке сейчас даже вводят специальную систему противодействия излишней индивидуализации спортсменов, которая заключается в воспитании взаимовыручки. В рамках этой системы человек получает приз не потому, что он достиг финиша первым, а потому, что он помог товарищу, если тот оказался в трудной ситуации.
Многие современные подростки увлекаются бодибилдингом.
Это очень вредно, особенно если сопровождается приемом анаболиков для накачки мышц. Кроме того, тут опять-таки мы имеем дело с очень большой нагрузкой и монотонной деятельностью, ведущими к декомпенсации сердечно-сосудистой системы и прочим неприятностям, о которых мы уже упоминали. А в салонах фитнеса вообще нет никакой регламентации! Сколько хочешь — столько и качайся.Но ведь человек (особенно подросток) далеко не всегда способен критически оценить свое состояние и не навредить здоровью.
Возвращаясь к началу разговора, хочу спросить про физкультуру. Наверное, дошкольников и младших школьников гораздо полезней приобщать не к современному спорту больших достижений, а просто к выполнению зарядки, к подвижным играм на свежем воздухе?
Конечно. Родители нужно почаще вспоминать про активный отдых. Зимой — это лыжи, коньки. Летом — футбол, волейбол, лапта, бадминтон, разнообразные подвижные игры. Дома у детей обязательно должна быть шведская стенка или даже целый спортивный уголок. В общем, пришла пора возродить здравое отношение к физической культуре, чтобы она помогала людям укреплять и сохранять здоровье, продлевала жизнь.
sdushor.hcaltai.ru