Агрессивное поведение подростков – Агрессивное поведение подростков — причины, профилактика, коррекция

Содержание

Агрессивное поведение современных подростков: причины, коррекция

Автор: Слава Маяковский

Подростки – одни из групп, которую больше всего затрагивает проблема агрессии.

Почему так происходит?

Существует множество гипотез насчет того, откуда берется агрессивное поведение подростков.

Дискуссии и исследования о природе подростковой агрессии особенно активно ведутся в последнее время, и остается большой пласт нерешенных вопросов.

Влияет ли медиа, игры и поп-культура на агрессивность?

Очевидно, что с помощью насилия и открытой злости подростки выражают, или ищут пути выражения, личных переживаний. Подобным поведением, они неосознанно дают понять о своих внутренних конфликтах.

Под категорию агрессивных несовершеннолетних часто попадают дети, которые не чувствуют принятия, заботы и любви со стороны общества и семьи.

Или подростки с трудным детством и неблагоприятной средой воспитания. Большинство взрослых людей даже не пытаются думать о чувствах агрессивного ребенка, примитивно загоняя его в шаблон “трудного подростка”, “хулигана”. Такой ребенок достоин только наказания, а не помощи. Так с «плохим» поведением не справиться. Это провоцирует новые вспышки враждебности. В том числе и аутоагрессии.

Аутоагрессия — активность, нацеленная, осознанно или неосознанно, на причинение себе вреда в физической и психической сферах.

С точки зрения психоанализа она относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется саморазрушительным поведением. Всамообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства.

«Агрессивное поведение» и «агрессивность»

Многие путают эти два понятия. Разница заключается в постоянстве и природе действий, которые мы называем жестокими. Агрессивность — это качество личности, возможно приобретенное. Личность у несовершеннолетних только формируется и это качество может легко встроиться в нее. По поведению – это ситуативные поступки, которым часто могут удивляться.

Агрессивным человеком можно назвать, например, мальчика, издевающегося над кошками во дворе и крадущего телефоны на улице. Человеком с агрессивным поведением может быть подросток, который подрался с одноклассником, по какой-либо причине.

Причины агрессии – взгляд со стороны науки

Выделяют несколько теорий возникновения агрессии: теория инстинкта Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, фрустрационная теория Джона Долларда. Предлагаю рассмотреть возможными причинами агрессии подростков на основе этих теорий.

  • Теория инстинкта

    Эта теория рассматривает агрессию как врожденную и органическую реакцию, основанную на фрустрации.

    Фрустрация – это состояние, которое возникает при невозможности удовлетворения какой-либо потребности, когда человек не может получить того, чего хочет.

    У подростков все инстинктивные реакции становятся ярче, и контролировать их сложно из-за стресса и гормонального всплеска. И это выражается деструктивным поведением, вспышками.

    Фрейд говорит, что агрессия появляется из «спора» влечения к жизни, созиданию, и влечения к разрушению, которые заложены в человеке с самого рождения. Агрессивным поведением проявляется защита. Она дает не разрушать самого себя, разрушая вместо этого мир вокруг. В переходном периоде жизни тема противоречий и внутренних споров крайне обострена и актуальна.

    Подросток подсознательно учится использовать защитные механизмы, хоть и не всегда удачно и безопасно.

  • Фрустрационная теория

    Определение фрустрации мы дали выше. Теория фрустрации говорит об агрессии как о продукте переживаний, связанных с непреодолимыми трудностями.

    В случае тинейджеров большим препятствием для реализации идей и желаний часто становится угнетение, или просто подавление всех стремлений со стороны родителей, учителей и сверстников. В огромном количестве случаев психологическим препятствием становятся фразы, подобные таким.

  1. «Ты еще маленький»
  2. «Не лезь туда, ты недостаточно…. Взрослый, компетентный, умный…»
  3. «Мы лучше знаем, что для тебя нужно, сиди тихо»

В таких случаях злость со стороны юноши или девушки направлена на давящую сторону и косвенно на себя.

Родители, употребляя подобные фразы в общении с подростками знайте, к чему они могут привести!

Фрустрация, вызывающая аутоагрессию может быть спровоцирована и сомнением в своих силах, что характерно для многих подростков. Сомнение может перерастать в самоуничижение и ощущение полной невозможности делать что-либо. Что особенно свойственно людям, склонным к депрессивным состояниям. Больше про депрессию подростков вы можете узнать в нашей статье. При таких обстоятельствах внутренняя агрессия сильнее внешней.

Фрустрация проявляется не только из-за неудач в самореализации. Причиной агрессивного поведения может быть и банальное неудовлетворение потребностей. Кроме потребности в любви и одобрении со стороны семьи, у тинейджеров появляются новые нужды. Это принятие важным сообществом, уважение, возможность открыто высказываться и прочие. Эти новые потребности часто не замечают и игнорируют, что приводит к фрустрации. Долгий период фрустрации вызывает либо стресс, который тоже ведет к агрессии из-за истощения, либо озлобленность на тех людей, которые должны были учитывать потребности молодого человека.

В общении с подростками и их воспитании нужно очень много внимания. Но важно не нарушать личное пространство. Ведь потребность в его уважении тоже очень важна

  • Теория социального научения

    Согласно этой теории, люди «учатся» агрессивному поведению, наблюдая за постоянным окружением.

    Если ребенок на протяжении своей сознательной жизни видит, как родители кричат друг на друга и на окружающих, он с большой вероятностью вырастет жестоким подростком.

    Враждебность становится условным рефлексом. Кажется, что бороться с таким поведением невозможно. Но это не так. Его можно тормозить, просто не давая подкрепления. Во-первых, подросток должен видеть пример не агрессивного поведения в окружении. Во-вторых, он не должен получать ответной агрессии в ответ на свои нападки.

    Копирование поведения старших характерно для тинейджеров. У них возникает потребность в ролевой модели.

Формы агрессивного поведения подростков

Говоря об агрессивном поведении по форме можно его разделить на:

  1. Физическую агрессию. Это причинение материального ущерба объекту, физическое насилие, что понятно из названия. Часто применяется подростками в случаях драк, жестокости по отношению к животным.
  2. Вербальная агрессия. Она может выражаться в оскорблениях, пассивной агрессии, бойкотах и спорах, перерастающих в перепалку. Вербальная агрессия направлена на причинение морального ущерба. На это в основном жалуются родители, устанавливая клеймо «трудного подростка».

По цели проявления агрессии бывает:

  1. Агрессия защиты. По большей части защитный механизм, провоцируемый насилием со стороны окружающих — семьи и сверстников. «Петя оскорбил мою девушку — я встречу его после школы и подерусь с ним».
  2. Агрессия-провокация. Это то, чем занимается тот самый Петя, чтобы удовлетворить любопытство, поиздеваться или получить реакцию.
  3. Инструментальная агрессия — случай, в котором агрессия является не самоцелью, а способом достижения цели. Я ударю человека и получу то, что мне нужно.

Влияние переходного возраста на жестокость

Современные дети подросткового возраста действительно, более агрессивны. Причем у девочек трудности с регуляцией жесткости появляются раньше, в 13-14 лет. У мальчиков этот процесс начинается чуть позже, обычно в 14-16 лет.

По большей части на поведение тинейджеров влияют изменения, которые происходят в них. У подростков активно формируется личность и самосознание, меняется восприятие себя и отношение к ним со стороны общества. Они переживают гормональный всплеск. Это способствует агрессивному поведению.

На поведение подростков оказывают влияние все сферы жизни, которое их окружают: семья, детский социум, СМИ.

Но каждый подросток в одних и тех же условия ведёт себя по-разному. Это зависит от его личностных особенностей.

Но не стоит забывать, что агрессия — не только «плохое» поведение. Это необходимость, защитная реакция организма, один из способов добиться желаемого.

Особенности агрессивного поведения у подростков

  1. Физическая агрессия как самый простой способ выражения враждебности, постепенно даёт место вербальной агрессии, которая не причиняет такого сильного видимого вреда;
  2. Несмотря на это, на протяжении всего подросткового возраста для девочек более характерна вербальная агрессивность. А мальчики «предпочитают» физическую.

Советы родителям или «что же делать»

Первое, что необходимо знать родителям – это теорию об агрессии. Для этого мы написали эту статью. А теперь – практика.

Чего делать с агрессивными подростками нельзя

  1. Игнорировать;
  2. Вступать в постоянные неконтролируемые конфликты в семье;
  3. Ставить крест на ребенке, увидев неугодные проявления личности;
  4. Клеймить и осуждать;
  5. Применять гиперопеку.

Подобные действия ведут за собой негативное отношение к семье, иногда аутоагрессию «Мне говорят, что я безнадежное разочарование и глупый ребёнок. Может, это правда? Может, я заслуживаю такого обращения?»

Подобные мысли могут сильно подорвать самооценку ребенка. Учитывая то, что не всегда у подростка получается контролировать свою агрессию.

При конфликтах в семье в игру вступает социальное научение, о котором мы говорили. Родители так себя ведут – значит это правильно

Игнорирование заставляет ребенка справляться со всем самому, что повышает уровень стресса и фрустрации, сложности с определением категорий «хорошо» и «плохо».

Что делать можно и нужно:

  1. Обращать внимание на подростка, по возможности говорить с ним о том, что его волнует и что может вызывать агрессию;
  2. Если произошла вспышка агрессии обсудить этот случай, поговорить о чувствах, которые испытывал ребенок;
  3. Контролировать жестокость в самих себе;
  4. Не разрешать, но спокойно и уверенно, проявление агрессии в свою сторону;
  5. Не поднимать панику. То, что не нравиться родителям и кажется невероятным, часто является нормой поведения тинейджера;
  6. Принимать ребенка, воспринимать его, как настоящего человека с чувствами;
  7. Если не справляетесь — стоит обратиться к психологу, не дожидаясь наступления серьезных проблем. С его согласия, конечно же.

Действовать надо спокойно и уверенно. Находить причины агрессивного поведения, обсуждать с подростковом его чувства, помогать ему найти социально – приемлемые способы выражения его чувств. Так можно не только смягчать негативные вспышки, но и в целом улучшить отношения.

Переходный возраст — сложный период для каждого человека, и самого подростка, и его окружения. Но справиться с этим и не допустить болезненных последствий вполне возможно.

В центре К.О.Т. разработана программа «Властелин Эмоций», на которой подростки учатся понимать с выражать в свои эмоции, работать со своим с поведением. Это реальная эффективная помощь самому современному подростку и его семье.

Интересно узнать на сколько ли подросток контролировать свои эмоции? Пройдите простой тест и получите советы психологов!

Пройти тест

Занимайтесь самообразованием, не забывайте думать, прежде чем говорить и делать. Вдох, выдох, сохраняйте спокойствие и человеческое отношение. «Трудный подросток» — только вершина айсберга, смотрите глубже и не отчаивайтесь.

www.tren-kot.ru

Статья на тему: Агрессивное поведение подростков.

Авторы: Климушина Анна Сергеевна; Коржавина Марина Игоревна.

Воспитатели ГДОУ №93 Фрунзенского р-на, г.Санкт-Петербурга.

Агрессивное поведение подростков.

 

Актуальность

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклонения в поведении: подростки участвуют в военизированных формированиях, политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, увеличилось число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологическихособенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков.

Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

1. Нарушение поведения.

Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.

Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины: делинквентность и девиантность.

Если нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков.

Под девиантностью подразумевают отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие  «отклоняющееся поведение» от терминов «отклонение в развитии», «задержка в развитии», «отставание в развитии»…Эти термины обозначают детей с дефектами развития.

Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся “вдохновителями” и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:

  • Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  • Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
  • Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
    • Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
    • Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена ещё в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врождёнными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и в семье и в школе.

Приобретает особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте. 

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: 

  • Физическая агрессия(нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия– действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия– выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению– готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм– оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
  •  

Из форм враждебных реакций отмечаются: 

  • Обида– зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность– недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

2. Агрессивное поведение современных подростков

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа » выживают сильные, слабые вымирают «

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

3. Роль самооценки.

Формирование правильного самовосприятия у ребенка, сложная задача, потому что требования жизни постоянно меняется по мере того, как ребенок растет и развивается. Решение этой задачи, например, обучение чтению, не обязательно разовьет самоуважение, потому что психические и социальные задачи могут казаться бесконечными. И возможно, что подростку, который был вполне уверен в себе в более раннем возрасте, когда начинал ходить, теперь требуется помощь, потому что ему трудно учиться в школе. Многие дети продолжают нуждаться в помощи и поддержке других людей, особенно взрослых, когда начинают искать себя. Помогать ребенку обрести устойчивое, правильное самовосприятие — наиболее важная и благодарная задача взрослых (психическое здоровье).

Воспитатели по-разному могут помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ — помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже, казалось бы, крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, однако, талант менее заметен. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других — невероятное воображение, помогающее им находить новые решения многих задач. У третьих просто милый характер. Всем детям, независимо от их достоинств, необходимо знать, что их любят и гордятся ими. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить.

Часто возникают ситуации, ударяющие по чувству собственного достоинства ребенка. Общество ждет от детей многого — подчинения официальным лицам, спокойного поведения в классе, освоения чтения, счета, пользования деньгами и т.д. дети стараются либо идти навстречу, либо сопротивляться этим навязанным им внешним требованиям. Для многих детей, особенно для тех, кто плохо усваивает новое, типичные сложности развития и обучения — основные препятствия в формировании самоуважения. От взрослых потребуется помощь в компенсации разочарований и неудач, которую они могут оказать, выявляя сильные стороны ребенка, повышая тем самым у ребенка самооценку и самоуважение.

Самоуважение — не то же, что самонадеянность или эгоизм; эти качества часто являются результатом недостаточного самоуважения.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. “Познай самого себя” – учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Простым, но весьма эффективным способом стимуляции деятельности личности является метод положительного подкрепления. Этот метод неосознанно применяется в повседневной жизни постоянно: мать поощряет хороший поступок ребенка; начальник, желая отметить достижение сотрудника, благодарит его.

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Один концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Другой умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые. 

Список литературы.

5. “Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков”, автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992

6. Иванова Л.Ю.-     “Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

  1.  Ананьев Б.Г.- “О человеке, как объекте и субъекте воспитания”
    Избранные психологические труды в 2-х томах Москва, 1980
  2.  Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А.-“Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990
  3.  Беличева С.А.- “Основы превентивной психологии” Москва, 1993
  4.  Горшкова Е.А.-    “Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии Москва & Архангельск, 1993

7. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д.-  “Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения” Санкт-Петербург, 1997

8.Личко А.Е. Попов Ю.В.-“Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, Москва, 1988

9.Паренс Генри “Агрессия наших детей” Москва, 1997


10. Саенко Е.В.- “Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения” авторефера диссертации кандидата психологических наук Тверь, 1995

11. Степанов В.Г.-     “Психология трудного школьника” Москва, 1998

12. Тархова Л.- “Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели” Москва, 1997

13. Фридман Л.М. Волкова К.Н.- “Психологическая наука – учителю” Москва, 1985

14. Шипицына Л.М. Иванов Е.С. — «Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»

  

nsportal.ru

Агрессивное поведение подростков: коррекция и профилактика

С каждым годом все чаще можно встретить агрессивное поведение подростков. Это проблема остро встает в социуме. Каждый родитель старается оградить своего ребенка от негативного воздействия еще с самых первых дней жизни. Ведь если этого не сделать, то с наступлением переходного возраста агрессивное поведение со стороны ребенка будет незамедлительно разрушать его психологическое состояние. Чтобы этого не произошло, профилактика такого поведения подростков должна быть обязательна в школе и дома. Проверить его наличие поможет тест.

Само слово «агрессия» пришло в нашу речь с латинского языка. Переводится как «нападение». Нет ничего удивительного в том, что современное общество часто использует это слово в своей повседневной речи. К большому сожалению, на сегодняшний день агрессивным и озлобленным бывает не только взрослый человек, но даже воспитанник детского сада. Поэтому нет ничего удивительного в том, что психологи все чаще констатируют озлобленность в поведении школьников. Профилактика этого состояния необходима, во избежание развития агрессивного поведения у подростков.

Общее понятие негатива у подростков

По мнению психологов агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера.

Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения, самоутвердить себя как личность. Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания. Что делать с этим? Помогут советы специалиста и рекомендованный им тест для определения истинной причины проблемы.

Как только постоянное раздражение станет явно проявляться у ребенка, то родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия. Решение проблемы требует осмысленных поступков, борьба с враждебностью может привести еще к более плачевным результатам. Если вовремя диагностировать проявление агрессии подростка, а главное немедленно приступить к ее корректировке, то можно смело надеяться на хороший результат.

Проявление озлобленности — это явное отклонение от нормального образа действия. Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Современная психиатрия имеет весьма успешные методы такой борьбы. Для того чтобы они были действенными, необходимо в самые короткие сроки установить главную причину возникновения этого поведения. Как только это произойдет, незамедлительно назначается либо медикаментозное лечение, либо потребуется посещение психолога для доверительной беседы несколько раз в неделю. Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста агрессивный ребенок становится неуправляемым.

Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка

Если сравнивать с несколькими десятилетиями раньше, то сегодня проблема подростковой агрессии является более актуальной. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью. Происходит это во всем мире, несмотря на уровень благополучия в том или ином регионе.

Подростковая агрессия зависит от отношений в семье. Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка.

Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников.

Психологи общеобразовательных учреждений отмечают, что агрессивное поведение наблюдается не только среди детей средних и старших классов, но и у детей начальных классов. Медицинские учреждения, специализирующиеся на психологических отклонениях, сейчас имеют большой поток пациентов. Это объяснить можно тем, что лет 20 назад агрессивное поведение школьника списывали на невнимательное отношение родителей к нему. В настоящее время было научно признано, что агрессия у детей и подростков является психиатрическим заболеванием, которое требует определенного вида лечения.

По каким причинам возникает раздражение у подростков

Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.

Подросток может стать раздражительным от недостатка внимания.

Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются:

  • кризис, возникающий в этом возрасте;
  • плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок;
  • комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками;
  • генетическая наследственность;
  • гормональные сбои в организме;
  • вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Проявление враждебности у ребенка и ее причины

Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.

В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:

  • агрессия с применением физического воздействия;
  • косвенная агрессия;
  • агрессия при помощи воздействия вербального общения;
  • негативное отношение;
  • обидчивое поведение;
  • недоверие.

Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек. Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка. Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.

Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).

Психологические особенности школьника

Подростковый возраст можно назвать критическим периодом жизни абсолютно каждого человека. В это время подросток начинает менять свое психологическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов. Переходный возраст — это время противоречий со всем миром. В людях, которые пытаются контролировать ребенка в этот период, он видит врагов. Это касается и учителей, и родителей. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности. Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение.

Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте. Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность. Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.

Временные различия полового созревания между девочками и мальчиками существуют. Поэтому и психологические особенности их агрессии тоже имеют различия.

Агрессивное функционирование и его формы

Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую.

Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным. Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является особенностью действия мальчиков. Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность. Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.

Самой опасной формой агрессии является реальная. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы.

Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение у подростка может выявить только специалист. Таким диагностированием занимаются психологи либо психотерапевты. Подростку необходимо только пройти определенный тест. Благодаря такому методу можно почти безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.

Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест.

Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Агрессивное поведение подростков: как поступить?

Агрессивное поведение подростков и детей часто ставит нас в тупик. Пугает и беспокоит. Причиняет огромную боль — особенно мамам. Твой малыш, которого нянчила с пеленок, на которого тратила все силы, вдруг становится неуправляем. Кричит и сквернословит, проявляет агрессию в семье и к другим людям. Что делать?

Воспитателям и педагогам тоже бывает нелегко найти подход к проблемным детям. Постоянные драки в школах и агрессивное поведение детей в детских садах становятся повсеместной социально-педагогической проблемой. Что же происходит с нашими детьми и как им помочь?

Причины агрессивного поведения детей разного возраста раскрывает тренинг «Системно-векторная психология». С его помощью родители и специалисты находят ответ, как и почему формируется агрессивное поведение у детей, и могут разрешить и предотвратить эту проблему.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

То, что мы обобщенно называем агрессивным поведением, может иметь различные формы и совершенно разные психологические причины, например:

Ребенок, которому с рождения заданы свойства кожного вектора психики, еще в дошкольном возрасте может выражать недовольство через злость и скандалы. Если он носитель кожно-зрительной связки векторов, то скандалы сопровождаются бурными истериками.

Причина такого деструктивного и на первый взгляд тоже агрессивного поведения обычно в том, что ребенок не может получить желаемого. При этом кожный ребенок всегда отходчив, быстро переключается, особенно если получает что-то. С ним нетрудно договориться — он гибкий и адаптивный. Так что по-настоящему агрессивным поведением это трудно назвать.

Настоящая агрессия как она есть возникает только у носителей анального вектора. И выглядит совсем иначе. Мальчиков и девочек с такой проблемой выдают насупленные брови, тяжелый взгляд исподлобья, упрямство и неспособность идти на компромисс. Агрессивное поведение проявляется в желании оскорбить, унизить — то есть нанести удар словом. Также свое агрессивное поведение дети начинают проявлять и физически.

Пока такой малыш еще мал, его агрессивное поведение не всегда беспокоит взрослых. Мы списываем происходящее на так называемые возрастные кризисы и ждем, когда ситуация выправится. Но когда ребенок становится младшим школьником, в условиях группы и общих школьных правил его агрессивное поведение становится заметным. Это вызывает негативную реакцию учителей и тревогу родителей. Тогда приходится искать психологическую помощь для ребенка, например тренинги с агрессивными детьми.

Тренинг Юрия Бурлана объясняет: корни агрессивного поведения стоит искать в раннем детстве, в возрасте до 3 лет. Чем раньше родители обратят внимание на эту проблему — тем легче и быстрее будет ее исправить.

Однако справиться с агрессивным поведением ребенка можно и в более старшем возрасте. Начать в любом случае стоит с того, чтобы разобраться, как и почему оно формируется с детства.

Природные особенности носителей анального вектора

От природы обладатели анального вектора — неторопливые и обстоятельные. Такие детишки стремятся сделать все тщательно и на совесть. Скрупулезно возятся с каждой пуговкой на кофте. Методично выводят каждую закорючку в альбоме. Когда они растут в оптимальных условиях — об агрессивном поведении нет даже речи. Ведь от природы для них очень важно быть лучшим сыном или дочкой, получать одобрение и похвалу от мамы.

Носители анального вектора малоподвижны, склонны больше посидеть на диване с книжкой или планшетом, чем бегать с ровесниками на улице. И метаболизм у маленьких домоседов такой же: замедленный в сравнении с остальными детьми. На горшке они сидят подолгу, бессознательно желая очистить организм до конца, до точки. Этот процесс имеет для них особенное значение.

Если ребенку с такими особенностями дают достаточно времени на физическое очищение — у него и психологическое развитие складывается благоприятно.

Он растет перфекционистом в хорошем смысле слова. Стремится каждое дело сделать идеально, довести до конца. В его психике навсегда складывается стремление к чистоте во всем: в речи, в отношениях с людьми, в репутации. В будущем из него может вырасти прекрасный аналитик, профессионал, способный в бочке меда найти каплю дегтя и очистить ее.

Такой ребенок действительно может вырасти лучшим сыном или дочкой, стать отличником в школе. Быть самым преданным и лояльным членом общества, настоящим защитником женщин и детей. Для этого малышу нужны благоприятные условия развития:

Ему нужно больше времени на выполнение любой задачи. Нельзя торопить или подгонять его. Тогда ребенок не проявляет упрямства или агрессивного поведения. Он абсолютно лоялен ко взрослым и стремится идеально сделать любое дело.

Лучший мотиватор для такого малыша — заслуженная похвала. Игрушки и подарки не дадут ему психологического комфорта, а вот мамины теплые слова одобрения — лучшая профилактика агрессивного поведения.

Процесс очищения организма для такого ребенка — залог будущего психологического благополучия. Малыш должен иметь возможность проводить на горшке столько времени, сколько ему нужно. Тогда биохимические процессы его мозга сбалансированы, и он испытывает психологический комфорт. Получает чувство защищенности и безопасности, необходимое для развития. И в будущем проблем с агрессивным поведением у него не будет.

Как возникает агрессивное поведение у ребенка с анальным вектором

Агрессивное поведение у таких детей формируется, когда их постоянно торопят, подгоняют. Обычно это бывает, когда психологические свойства мамы не похожи на те, что заданы ребенку.

Например, мама с кожным вектором психики — быстрая, подвижная, стремится к активному образу жизни. Желая малышу самого лучшего, она беспокоится, что он растет таким увальнем, медвежонком, маленьким «тормозом». Ей кажется, что это недостаток, с которым важно бороться, пока малыш не вырос.

Сама того не осознавая, мама наносит большой ущерб такому ребенку, если:

Торопит и подгоняет малыша в любом деле. В результате он не только не прибавляет скорости, а наоборот — начинает впадать в ступор. Он реагирует упрямством и агрессивным поведением на любые попытки мамы переделать его природную скорость реакций.

Скупится на заслуженную похвалу, проявляет раздражение негативными словами о том, что ребенок «тормоз», ничего не успевает и т. д. В этом случае ребенок не получает желанного одобрения, не чувствует себя «лучшим» в глазах мамы, а наоборот, постоянно слышит ее негативную оценку своих особенностей. На этой почве растет тяжелая обида на мать, которая позже может проявиться в агрессивном поведении к ней и другим людям.

Самый большой ущерб такой малыш получает, когда его «срывают» с горшка, торопят в процессе очищения организма. Этот процесс становится корнем будущего агрессивного поведения. Сначала возникают физиологические проблемы — запоры и меняется биохимия мозга. Ребенок переучивается испытывать наслаждение не от очищения, а от задержки стула. Когда после длительного запора организм все же требует очищения — оно связано с сильной болью. И каждый раз требуется преодоление боли, чтобы ребенок смог наконец-то испытать приятные чувства облегчения и очищения, получить чувство психологического комфорта. Это на долгие годы фиксирует бессознательную связь «больно — и только потом приятно».

То, что складывается на физическом уровне в раннем детстве, позже становится психологическими особенностями и приводит к агрессивному поведению. Например, поначалу ребенок выражает сильные чувства к маме, кусая ее или сильно сжимая в объятиях, так что ребра хрустят. Принцип «больно — потом приятно» бессознательно управляет его поведением во всем. Понравившуюся одноклассницу он тоже может ударить, обозвать или проявить агрессивное поведение любым другим способом.

Так агрессивное поведение закрепляется и дальше идет по нарастающей. Причинение ущерба другим (вербально и физически) вызывает наслаждение, причины которого не осознаются. Что делать?

Коррекция агрессивного поведения подростков и детей

Агрессивное поведение детей пугает и обескураживает родителей. Но хорошая новость в том, что именно мама и есть тот человек, который максимально может повлиять на состояние ребенка. Избавить его от агрессивного поведения, которое мешает жить среди людей.

Тренинг Юрия Бурлана раскрывает, что с рождения и до окончания пубертата дети имеют мощную психологическую связь с матерью.

Причем до 6-7 лет эта связь выражена в абсолютной мере: состояние ребенка полностью зависит от того, как мама его воспитывает, и от того, как она себя психологически чувствует. Частично эта связь остается и до завершения подросткового периода, и влияние матери очень значимо.

Ни одна мама сознательно не желает малышу вреда, однако невольно может стать причиной его агрессивного поведения. Это происходит, если:

  1. Мама не осознает психологических отличий ребенка от своих собственных, воспитывает его без учета врожденных свойств его психики. В этом случае агрессивное поведение обусловлено теми причинами, что описаны выше.
  2. Мама сама испытывает психологические проблемы. Сколько ни крепись, невозможно заставить себя быть спокойной и терпеливой, если все внутри клокочет от раздражения или трясется от страха. Даже если внешне вам удается сдержаться — ребенок все равно бессознательно воспринимает ваши плохие состояния и может реагировать агрессивным поведением.

По этой причине тренинги с агрессивными детьми без участия мамы никогда и ничего не дают. Для решения проблемы нужен тренинг, который позволит маме сделать свое влияние на ребенка максимально благоприятным. Эту задачу комплексно решает тренинг Юрия Бурлана:

  1. Мама получает детальную информацию об устройстве психики ребенка. Современные дети обладают свойствами сразу 3-4 различных векторов. Чтобы справиться с агрессивностью детей и выбрать оптимальную модель воспитания, нужно понимать свойства каждого вектора.
  2. Мама получает возможность избавиться от любых негативных состояний: депрессий и страхов, раздражительности и обид. Получает высочайший уровень стрессоустойчивости. Это позволяет постоянно сохранять внутреннее равновесие и радостное состояние. Благодаря этому агрессивное поведение ребенка постепенно уходит.

Вот что говорят о своих результатах родители, которые навсегда разрешили проблему агрессивного поведения своих детей:

«…Дочь. Я наконец-то понимаю мою дочь, у нас совершенно новое взаимопонимание — и это во время подросткового периода. Лекция по уретральным девочкам открыла мне глаза на ее поступки, я научилась не бояться за нее по пустякам и стала доверять ее «стае». Лекция по зрению научила меня адекватно реагировать на ее эмоциональные раскачки, как и на мои, впрочем, тоже. (После звуковой лекции плакала часами от осознания ущерба, нанесенного ее психике в раннем детстве мною и воспитателями)…»

Жибек А., Мюнхен, Германия

«…У меня реально меняется круг общения, сына подростка как подменили, дома тихо, хожу улыбаюсь всем и мне улыбаются искренне, появилась подруга, очень тянется ко мне…»

Лада К., медсестра, Санкт-Петербург

У детей дошкольного и младшего школьного возраста агрессивное поведение с легкостью уходит в результате того, что тренинг прошла мама. А что делать, если речь идет об агрессивном подростке 15-17 лет, у которого связь с матерью почти утрачена? В этом случае с письменного согласия родителей подросток, проявляющий агрессивное поведение, может слушать тренинг вместе с матерью.

Агрессивность подростков: другие причины

Тренинг Юрия Бурлана не только раскрывает все нюансы агрессивного поведения в анальном векторе психики. Он дает исчерпывающее объяснение, почему у большинства детей, с любыми свойствами, в подростковом периоде поведение меняется не в лучшую сторону. Агрессивное поведение подростков может возникать, когда родитель не осознает, какие драматические перемены происходят в психике ребенка в пубертате.

Обычно мы объясняем происходящее простым способом: «гормоны играют». Но что происходит в мыслях и чувствах ребенка? Чем вызвано его отторжение от родителей и агрессивное поведение?

  1. Дело в том, что до полового созревания ребенок естественным, природным образом получает чувство защищенности и безопасности, а также пропитание от своих родителей.
  2. В период полового созревания ребенок постепенно психологически отделяется от матери и отца. Ему предстоит выработать свой способ получать ощущение безопасности — через выполнение своей роли в жизни общества. Среда ровесников становится для него естественным приоритетом. Местом, где он пытается подтвердить свою самооценку. Попытки взрослых навязать в качестве приоритета родительскую семью могут вызвать агрессивное поведение и еще большее отторжение.
  3. Мальчики пробуют себя в своих видовых ролях: кожники — как лидеры и организаторы, носители анального вектора — как тыловики и защитники и т. д. Девочки начинают «теребить платочки», то есть брачеваться, стараться понравиться мальчику. Ведь защищенность и безопасность базово женщины получают от мужчин.

Без понимания этих психологических процессов родители недоумевают: что стало с их замечательным ребенком? Была идеальная дочка, а теперь стала агрессивным подростком. Шипит как мегера, едва кто-то выдаст нелестную характеристику ее новому парню. Но системно ситуация понятна: за агрессивным поведением девочки стоит всего лишь бессознательное желание — выполнить свою роль.

Агрессивное поведение мальчиков тоже возникает в том случае, если родительский контроль или давление мешают им осваивать новую роль в обществе.

Профилактика агрессивного поведения подростков и детей

Агрессивное поведение детей и подростков всегда имеет глубокую психологическую природу. Если ее понимать, то найти ключ к поведению каждого ребенка не трудно. Для носителей любого вектора психики есть свои ценности и приоритеты, свои мотиваторы и демотиваторы.

Зная их, взрослые могут с легкостью обходить острые углы в воспитании, избежать агрессивности детей и построить с ними глубокие, теплые, доверительные отношения. Множество открытий о причинах агрессивного поведения ждут вас уже на бесплатных вводных онлайн-лекциях.

Автор Евгения Астреинова, психолог
Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Системно-векторная психология

Комментариев: 0 Просмотров: 1076
Теги: Всё о детях психология

svp.expert

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ | sibac.info

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы причины, формы проявления агрес­сивного поведения, проведено исследование на выявление видов и форм агрессии, сформулированы рекомендации по предотвращению проявления агрессии в поведении.

 

Ключевые слова: новообразование подросткового возраста, агрессивное поведение, формы, виды агрессивного поведения, половое соотношение результатов, способы преодоления.

 

В современном мире с каждым днём растёт уровень агрес­сивности и жестокости в поведении подростков, что, естественно, вызывает беспокойство и тревогу родителей, педагогов и психологов. Чем бы это ни было: отражением реальной ситуации развития нынешней цивилизации или тенденциями текущего социально-экономического состояния общества, эта проблема вызывает острый и постоянно усиливающийся интерес многих исследователей [2].

В настоящее время нередко встречаешь на улице, в школе, в дружеской компании и, даже, в общественных местах задиристых, озлобленных, драчливых подростков, которые проявляют жестокость при общении друг с другом.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте обычно обусловлено двумя наиболее ярко выраженными факторами – это непосредственно следствие влияния социально-психологических новообразований данного возрастного периода и деструктивное влияние социума, окружающего активно формирующуюся личность современного подростка.

К первой причине – новообразованиям подросткового возраста – можно отнести: протестующий характер взаимодействия с взрослыми, внутренний конфликт личности, критичное отношение ребёнка подросткового возраста к самому себе: недовольство своей внешностью, чертами характера и т. д. Это вполне может стать причинами прояв­ления агрессии в поведении с окружающими [1].

Под влиянием же окружающего социума понимается, как правило, воздействие семьи на подростка, школа, сверстники, приятели-друзья, и, конечно же СМИ, которые нередко оставляют весьма тяжелые следы на психологическом и физическом здоровье подростка на фоне болезненно реагирующего на окружающую действительность подросткового кризиса. В результате – подросток реагирует резко и агрессивно, поскольку он ощущает невозможность и неспособность преодолеть самому многие деструктивно влияющие на него социальные воздействия [4].

Изучением проблемы агрессивного поведения подростков зани­мались следующие авторы: В.С. Мухина, В.И. Трубников, Л.М. Семенюк, А. Бандура, Р. Бэрон и многие другие. Каждый автор дает свое определение понятию «агрессивное поведение». Наиболее общее и точное дают Р.Р. Ричардсон и Р. Бэрон. Под «агрессивностью» они, в основном, понимали некое особое свойство личности, целенап­равленное, разрушительное поведение, которое заключается в наличии деструктивных тенденций, целью которых является нанесение вреда и ущерба окружающим людям.

Изучая виды и формы агрессивных реакций у подростков, авторы выделили несколько таковых: физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, а также подозрительность и скрытую агрессию [2].

Опираясь на вышеизложенное, а также анализируя основные положения, которые касаются вопроса агрессивного поведения, его видов, форм и свойств нами было проведено исследование особенностей агрессивного поведения подростков, обучающихся в современно общеобразовательной школе небольшого российского города.

В данном исследовании приняли участие 125 школьников. Среди них 64 мальчиков и 61 девочек в возрасте 13-14 лет.

Исследование провели с помощью методики исследования уровня агрессивности, разработанного А. Бассом и А. Дарки и предназначенном для исследования уровня агрессивности личности. Они выделили несколько видов агрессии: физическую, косвенную, вербальную, раздра­жительность, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины. Также в процессе конструирования опросника авторы опросника выделили индекс агрессивности и индекс враждебности.

Проанализировав данные, которые были получены в ходе исследования, выяснилось, что наиболее распространенным видом среди современных школьников подросткового возраста выступила вербальная агрессия- 48 %; такое проявление агрессии, как раздражи­тельность 28 %; и физическая агрессия- 24 % опрашиваемых.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные подростки зачастую выражают негативные чувства через угрозы, крик, раздражительность. Чувство вины перед кем-либо может привести к проявлению агрессии даже по отношению к самому себе.

Что касается результатов на определение индекса агрессивности, то были получены следующие данные: 12 % показали высокий индекс агрессивности, средний индекс – 36 %, и низкий уровень агрессии – 52 % испытуемых. Средний и низкий индекс агрессивности свойственны подросткам, не проявляющим в обычных условиях агрессивности, но в особо значимых для них ситуациях возможно проявление различных форм агрессивного поведения.

В отношении измерения индекса враждебности были получены следующие результаты, – среди испытуемых низкий уровень показали 20 % подростков, средний уровень 56 %, и высокий уровень имеют 24 % подростков. Данный результат означает, что подростки не могут воспринимать критику со стороны окружающих, считаться с чужим мнением, которое по каким-то причинам расходится от их собственного мнения. И на любое замечание, спор они реагируют очень остро, проявляя, таким образом, агрессию. Обычно у таких подростков нестабильная самооценка, что и ведёт к развитию негативного отношения к окружающим людям и происходящим вокруг них событиям.

Если рассматривать половое соотношение полученных результатов, то выясняется, что мальчикам свойственны такие виды агрессии, как физическая агрессия – 40 %, вербальная агрессия 33 %, у девочек же в большей степени проявляются вербальная агрессия 41 %, а также проявляется чувство вины – 18 % и раздражительность – 18 %.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте агрессия проявляется достаточно часто. Современным подросткам присущи такие виды агрессии как: вербальная агрессия, а также раздражительность и чувство вины. Наряду с этим существуют половые отличия в проявлении агрессивных реакций.

Однако, всё это можно и нужно предотвратить. По крайней мере, снизить уровень проявления агрессии. Как и говорилось выше, важнейшим новообразованием подросткового возраста является развитие саморегуляции, самоконтроля, произвольности поведения.

Во- первых, и родители, и педагоги должны помочь подростку развить чувство регуляции и самоконтроля. Объяснить, что эти качества необходимы для полноценного психического развития и удачной социальной адаптации.

Конечно, способы преодоления проявления подростками агрес­сивного поведения зависит от конкретного случая- вида и степени агрессии, индивидуальных особенностей ребенка, причин, которые стимулируют такое поведение. Поэтому подход к решению проблемы должен быть сугубо индивидуален. Однако психологами были сформулированы несколько рекомендаций для родителей по преодо­лению проявления агрессивного поведения подростками, которые могут использоваться, как и профилактические меры по предупреждению агрессивного поведения подростков [2].

  • Нужно пересмотреть стиль воспитания ребенка и манеру поведения. Зачастую именно ошибки в воспитательном процессе становятся причинами возникновения агрессивного поведения подростка. Также следует помнить, что родители для ребенка главные ориентиры для подражания. Будьте положительным примером.
  • Ребенку необходимо дать возможность принимать решения и нести за них ответственность.
  • Станьте лучшим другом для своего ребенка. Хвалите, радуйтесь вместе с ним новым достижениям, поддерживайте его начинания, поддерживайте его увлечения, приобщайте к общественно- полезным делам.
  • Необходимо направить «бурлящую» энергию подростка в правильное русло. Выбрать хобби, в котором бы эта энергия приобрела положительную направленность- это могут быть всевозможные кружки, спортивные секции, танцы, пение и многое другое. Регулярно посещая занятия, у подростка со временем сформируется чувство ответственности и дисциплины.
  • И, конечно же, необходимо знать друзей, с которыми общается ваш ребенок, в каких компаниях он проводит время. Нужно оценить какое влияние на ребенка они оказывают [3].

Агрессивное поведение подростков всегда свидетельствует о неблагополучии в какой-либо из сфер жизни ребенка. Бороться с данной проблемой достаточно сложно. Поэтому следует обращать внимание, участвовать в жизни ребенка еще до наступления подросткового возраста. Для ребенка, который ощущает себя полноценным членом семьи, общества; который чувствует себя нужным, любимым, уверенным в себе, никогда не станет проявлять агрессии, так как для него это неприемлемо.

 

Список литературы:

  1. Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. … канд. психол. наук. — М., 2005. — 152 c.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  3. Маняпова Е.В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения подростков. 2010. Педагогическое образование в России.
  4. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Форум, 1997. — 160 с.
  5. Сербина Л.Ф. Особенности агрессивного поведения подростков. 2011. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

sibac.info

Агрессивное поведение подростков

Определение 1

Под агрессивным поведением личности понимается мотивированное деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения, физический ущерб людям (состояние напряженности, подавленности, страха, отрицательные переживания, дискомфорт, депрессию).

Подходы к классификации агрессивного поведения

Выделяют несколько подходов к классификации агрессивных форм поведения. Э. Фромм называет следующие виды агрессии:

  • доброкачественная, которая представляет собой ответную реакцию личности на негативную или угрожающую ситуацию. Подобная форма поведения выступает защитной, адаптационной реакцией, своеобразным механизм выживания, формирования активности, способствующим стабилизации либо оптимизации окружающей социально-природной среды;
  • злокачественная, которая интерпретируется исключительно как негативное проявление деятельности личности.

Факторы возникновения агрессивного поведения

В качестве основных социально-психологических факторов, обуславливающих возникновение и развитие агрессивных форм поведения, можно назвать микрофакторы (влияние семьи), мезофакторы (влияние детского, подросткового коллектива), макрофакторы (влияние социальной обстановки), личностные особенности индивидуума.

Семья оказывает огромное влияние как на формирование агрессивных моделей поведения, так и их последующее закрепление. Агрессия может стать результатом психологической травмы, вызванной отсутствием понимания со стороны родителей, резкой, грубой критикой в адрес ребёнка, запугиванием, оскорблениями.

В рамках детского коллектива ребенок в игровой деятельности усваивает разнообразные модели и формы поведения, включая агрессивные.

Огромное влияние на развитие возможных форм агрессивного поведения оказывает социальное окружение, средства массовой информации, демонстрирующие сцены насилия.

Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Глубокие онтологические изменения, социальные кризисные процессы крайне негативно влияют на психику детей и подростков, порождая напряженность, тревожность, озлобленность и жестокость. В подростковом возрасте развитие агрессии стимулируется недостаточным жизненным опытом, а также формирующимся чувством зрелости, реакции эмансипации.

Указанное чувство зрелости выступает главным новообразованием младшего подросткового возраста, что зачастую приводит к плохой адаптации к существующим порядкам и нормам, непереносимости критики со стороны взрослых, гипертрофированному формированию личности в целом.

Чувство зрелости сопровождается ростом интереса к своему внутреннему миру, постепенному усложнению и углублению самосознания. В основе нового самоощущения – необходимость осознанно относиться к собственным потребностям, мотивам, влечениям, переживаниям. Субъективный образ «Я» складывается в данном возрасте преимущественно под влиянием окружающих. И негативное оценивание личности окружающими, отсутствие возможностей удовлетворения потребностей в самопознании, самопонимании может привести к развитию агрессивных форм поведения. Выступая одной из форм подростковой активности, агрессивные реакции могут выступать одним из способов самореализации, самоутверждения личности.

В процессе взросления ребенок оказывается в ситуации необходимости выбора приемлемых способов реализации социально-психологической адаптации. В случае отсутствия понимания со стороны окружающих, отсутствия гармоничных отношений с окружающей средой, подросток может прибегнуть к агрессивным реакциям, позволяющим добиться краткосрочного успеха.

Замечание 1

Таким образом, проблема развития агрессивных форм поведения в подростковом возрасте обусловлена рядом психологических и социальных факторов, снижение негативного влияния которых позволит существенно снизить риск формирования антисоциальных поведенческих стратегий.

spravochnick.ru

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

 

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными к проявлению агрессивного поведения.

Ключевые слова: агрессивное поведение, вербальная агрессия, отношение, дети подросткового возраста, психопрофилактическая работа.

 

За последние десятилетия современное российское общество ощутило на себе много социально-экономических и духовно-нравственных изменений. Расслоение общества, обнищание средних слоев населения привело к повышению агрессивности, враждебности людей по отношению друг к другу. Средствами массовой информации преподносится модель поведения, в основе которой лежит принцип самовыживания и самозащиты.

Родители перестали быть примером для своих детей, изменились и нравственные принципы воспитания. В силу экономических проблем многие родители не способны уделять должное внимание воспитанию детей, сосредотачиваясь на материальных благах и построение карьеры. Сталкиваясь с повседневной реальностью, родители воспитывают в детях эгоизм, жизненную активность, самостоятельность, настойчивость в достижении целей, умение бороться за свои интересы, ориентацию на себя и материальные ценности, высокую мотивацию достижения. Негативные эмоции и эмоциональные состояния, сопровождающие современно человека по жизни передаются и детям как стиль, образ и качество жизни. Агрессия, враждебность, нервно-психическое напряжение, хроническая усталость, фрустрация стали постоянными спутниками жизни взрослых и детей. Агрессивное поведение перешло в Российский образ жизни, наполненный борьбой за выживание.

Под агрессивным поведением мы понимаем активность личности, направленную на преодоление ситуации, угрожающей удовлетворению значимых потребностей. Агрессивное поведение может сопровождаться повышением враждебности и конфликтности.

В межличностном общении люди проявляют различные формы и виды агрессивного поведения, однако наиболее распространенной формой агрессии является гетероагрессия, наиболее используемый вид агрессии — вербальная.

Вербальная агрессия — это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Произнесение в чей-либо адрес грубых, насмешливых и язвительных слов как раз является не чем иным, как проявлением вербальной агрессии. Такие слова порой воспринимаются более болезненно, чем агрессивные действия, они глубоко ранят человека. Одним из главных средств проявления вербальной агрессии как способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении является ненормативная лексика.

В исследованиях психологов огромное внимание уделяется факторам и механизмам формирования агрессии. Среди зарубежных психологов можно выделить исследования А. Бандуры, Р. Бэрона, Д. Коннора, К. Лоренц, Л. Пэррет, Д. И. Фельдштейна и др. Отечественные психологи тоже уделяют пристальное внимание данной проблеме, особенно факторам и механизмам формирования агрессии у подростков: Е. В. Змановская, О. В. Кобзева, Е. Е. Копченова, О. Ю. Михайлова, Ю. Б. Можчинская, А. А. Налчаджян, Т. М. Семенюк, Т. П. Смирнова и др.

В последние десятилетия особое внимание исследователей привлекает рост агрессивности среди детей подросткового возраста. На общем фоне возросшей агрессии среди людей, психофизиологические особенности подросткового возраста создают благоприятные условия для формирования агрессивного поведения и враждебности.

Личный фактор во многом определяет поведение подростков. Отмечено, что наиболее агрессивные подростки склонны к таким чертам характера как, самоуверенность, дерзость, обидчивость, враждебность. Среди возрастных особенностей эмоционального реагирования подростков традиционно указывается облегченность возникновения эмоциональных реакций, беспричинная смена настроения, повышенная обидчивость. Эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы и способности к самоконтролю над проявлениями эмоций в непосредственном поведении. В значительной степени это усугубляется неустойчивостью их самооценки, отсутствием социального статуса. В силу возрастных особенностей агрессия у подростков часто проявляется как эмоциональный взрыв, причем часто неадекватный и неожиданный для окружающих [1].

Несомненно на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента. Неуравновешенность психических процессов в сторону возбуждения способствует формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Состояние фрустрации становится толком для проявления у подростков агрессии, помогающей им снять внутреннее нервно-психическое напряжение. Агрессия, может быть, вызвана необходимостью, защитить себя или решить ситуации, в которых подросток не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз.

Таким образом, подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования и проявления агрессивного поведения.

Целью исследования стало изучение отношения подростков к проявлению вербальной агрессии.

В исследовании приняли участие учащиеся 7–8 классов образовательных учреждений г. Шахты Ростовской области, общей численностью 285 человек: 147 девушек и 138 юношей.

Использовались методы исследования: опросник Басса-Дарки, опросник «Проявление ненормативной лексики в межличностном общении».

Проведенное эмпирическое исследование показало, что 37,5 % подростков проявляют склонность к агрессивному поведению. Уровень агрессии и враждебности в данной группе подростков выше среднего, преобладает косвенная и вербальная агрессия. Повышена раздражительность, подозрительность, негативизм. Подростки готовы к проявлению агрессии независимо от того, проявляет ли их партнер агрессивность и враждебность или нет.

62,5 % подростков, не проявляют склонность к агрессивному поведению. Уровень агрессии и враждебности в данной группе подростков ниже среднего, преобладает вербальная агрессия. Умеренно выражены подозрительность и раздражение. Не склонны к проявлению обиды, чувства вины, негативизма, физической агрессии.

Таким образом, современные подростки склонны к проявлению агрессивного поведения в виде вербальной агрессии. С помощью разработанного нами опросника «Проявление ненормативной лексики в межличностном общении» были изучены причины проявления вербальной агрессии, отношение подростков к проявлению вербальной агрессии.

Результаты исследования показали, что причинами проявления вербальной агрессии людьми, по мнению подростков, являются плохое воспитание людей, маленький словарный запас, выражение отрицательных эмоций. При этом девушки акцентируют внимание на нравственном и социальном аспекте проявления вербальной агрессии, а юноши считают, что ее проявления, прежде всего, связаны с эмоциональной сферой личности — выплеск отрицательных эмоций.

Причины проявления вербальной агрессии у юношей и девушек значительно сходятся. Основная причина употребления в речи бранных слов — это неспособность детей к самоконтролю своих эмоций. При чем ярко прослеживается внутренний локус контроля в объяснении причин проявления вербальной агрессии учащимися, они возлагают ответственность за ее проявления в основном на себя, осознают не способность контролировать свои эмоциональные проявления. 70,6 % девушек заявили, что стараются не использовать в своей речи бранные слова. Аналогичный ответ дали 23,8 % юношей.

37 % девушек и 14,7 % юношей утверждают, что употребляют бранные слова редко. 63 % девушек и 20,4 % юношей утверждают, что никогда не произносят бранных слов. 64,9 % мальчиков воздержались при ответе на данный вопрос.

Большинство подростков считает, что проявляют вербальную агрессию в защитной форме, как ответную агрессию на агрессию. Ситуациями, провоцирующими проявления вербальной агрессии, являются ситуации, когда тебя оскорбляют, обижают, провоцируют гнев или конфликтные ситуации.

Все подростки считают, что проявлять вербальную агрессию плохо. При произнесении бранных слов они испытывают в основном негативные чувства, как направленные на себя — чувство вины, стыда, так и направленные на другого человека — злость, гнев, отвращение и неприязнь к другому. Так же испытываются позитивные чувства — облегчение. Девушки больше склонны к переживанию негативного чувства, направленного на себя — чувства вины и стыда, юноши больше склонны к переживанию позитивного чувства — облегчения.

Подростки чувствуют негативные эмоции (отвращение, неприязнь), когда при них кто-то ругается матом. Чаще всего дети слышат бранные слова от своих сверстников и друзей, а также от взрослых.

Обобщение представлений учащихся по проблеме профилактики проявления вербальной агрессии в обществе позволяет утверждать, что подростки выделяют такие меры профилактики как наказание и не употребление бранных слов в семье. Основной мерой профилактики проявления вербальной агрессии у самих детей является самоконтроль эмоций и речевых проявлений. Подростки хотят научиться навыкам саморегуляции психоэмоциональных состояний, способствующих проявлению агрессии.

43,1 % девушек и 21,6 % юношей не хотят, чтобы в будущем их дети использовали в своей речи бранные слова, так как ругаться некультурно.

Психоэмоциональное состояние подростков при получении и выдаче вербальной агрессии характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, эмоциональным напряжением. При выдаче вербальной агрессии людям для подростков характерно повышение активности, готовность действовать, стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности. При получении вербальной агрессии наблюдается обратная реакция — снижение активности, жизненного тонуса и энергии, усиление усталости, тревоги. Появляется неуверенность в своих силах. Значительно снижается самочувствие.

Полученные результаты показывают необходимость оптимизации психопрофилактической работы среди подростков. Прежде всего, профилактика проявлений агрессивного поведения среди подростков должна быть направлена на:

  1.                Коррекцию эмоционально-личностных особенностей подростков.
  2.                Обучение подростков навыкам саморегуляции психоэмоционального состояния.
  3.                Нормализацию психоэмоционального состояния подростков в процессе проведения релаксационных тренингов.
  4.                Формирование у подростков знаний в области психологии общения. Обучение основам этики делового общения, конфликтологии.
  5.                Развитие коммуникативных навыков у подростков, обучение продуктивным стратегиям поведения в ситуации конфликта.
  6.                Вовлечение подростков в специальную систему социальной деятельности: занятия в спортивных секциях, развивающих кружках: «Лидер», «Жостик» и др.
  7.                Информирование родителей по проблеме профилактики проявлений вербальной агрессии у подростков в семье.
В рамках образовательных учреждений полученные в процессе исследования данные могут использоваться для разработки психопрофилактических программ, направленных на предупреждение проявления агрессивного поведения, ненормативной лексики в общении, усилению значимости речевой культуры среди молодежи.

 

Список использованной литературы

 

  1.                Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. — М.: Флинта, 2001.

moluch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о