Агрессивный школьник – причины явления и что с этим делать?
причины явления и что с этим делать?
Типы конфликтного взаимодействия:
·мальчик — мальчик;
·мальчик — девочка;
·девочка — девочка;
·ученик — группа.
Участников конфликта можно определить как «зачинщики» и «жертвы».
Зачинщики и жертвы
Типичный зачинщик — это, как правило, сильная, самоуверенная личность, агрессивная при разрешении конфликтов. Они вспыльчивы, неуравновешенны, резки, нетерпимы к недостаткам и мнениям других детей. На уроках часто отвлекаются, нарушают дисциплину, выкрикивают с места, в то же время активны и смелы. Реже зачинщик бывает замкнутым и раздражительным.
«Жертвы» же — сдержанные, уравновешенные, спокойные дети. Нередко они застенчивы с заниженной самооценкой, физически слабее сверстников.
Формы агрессии
Агрессия у детей бывает физической, вербальной и косвенной. Физическая преобладает в конфликтах мальчик — мальчик. Это драка — «ни с того ни с сего ударил кулаком, пнул ногой». Девочки физическую агрессию применяют намного реже, что соответствует женской природе. Особенно поражает жестокость физической агрессии в конфликтах мальчик — мальчик; мальчик — девочка. Если раньше еще существовали неписанные правила: «мальчик девочку не бьет», «семеро одного не бьют», а мальчишки если и дрались, то до первой крови, то сегодня таких правил просто не существует.
С возрастом, при конфликтах мальчик — мальчик физическая агрессия учащается, притом, что дерутся и зачинщики и жертвы. В конфликтах мальчик — девочка, где-то начиная с 7 класса, физическая агрессия проявляется реже. В конфликте ученик — группа, физическая агрессия не столь распространена, чаще к ней прибегает группа, а не индивидуум. Приблизительно в трети конфликтов, группа избивает одного. Единичны случаи, когда кто-то один хватает палку и нападает на группу.
В конфликтах девочка — девочка физическую агрессию нередко используют и «зачинщики» и «жертвы». В основном это происходит в младших классах, начиная с 6 — 7 класса такое происходит довольно редко. Зато вербальная агрессия преобладает в конфликтах девочка — девочка, и в конфликтах мальчик — девочка. Это выражается в угрозах, криках, ругани, обзываниях. С возрастом же у них вербальная агрессия снижается.
Косвенную агрессию используют в основном зачинщики в конфликтах девочка — девочка, но реже чем физическую и вербальную. Формы такой агрессии — порвать тетрадь или учебник, сделать нецензурную надпись в подъезде девочки, захлопнуть дверь перед ее носом и др.
Причины агрессии
Школа, ученики — зеркало общества. И преступность, и агрессивность, и свобода нравов значительно возросли в нашей стране за последние двадцать лет. Вряд ли возможны иные тенденции в наших школах.
К поведенческим причинам агрессии можно отнести:
·демонстрацию физического превосходства, стремление возвыситься за счет грубости, силы, унижения кого-то;
·сохранение личного достоинства и месть за унижение, оскорбление;
·борьбу ученика за высокий статус в классе и школе.
Плюс, еще и эмоциональная неустойчивость и низкий уровень самоконтроля.
Агрессивность ребенка нередко повышают сцены насилия и эротики телефильмов, общение и «плохой» компанией.
К социальным причинам агрессии можно отнести неблагополучную атмосферу в семье и неправильное воспитание: отец безработный, пьет, избивает маму и детей; мать ругает и бьет ребенка, внушая ему, что он испорченный и никчемный человек, а то и вовсе нелюдь.
Учитель может пресечь конфликт словом, замечанием, заставать извиниться «виновного» перед «обиженным» или классом. Но это мало помогает или помогает только на непродолжительное время.
Учитель, имеет также право пригласить на беседу родителей, но и это часто помогает как мертвому припарка. Последнее средство в этом случае — перевод агрессивных детей на домашнее обучение.
Реакция сверстников на конфликт
Реакция учащихся на конфликт многогранна: порицание, осуждение, поддержка и сочувствие. Класс чаще всего осуждает и порицает зачинщиков конфликта; сочувствует девочке, если ее обидел мальчик. Более равнодушны к конфликтам других старшеклассники.
Семьи зачинщиков конфликта
Семьи зачинщиков конфликта обычно неполные, неблагополучные, но нередки случаи, когда агрессивно ведут себя дети из полных, благополучных, обеспеченных семей. Родители полностью отдают себя работе, бизнесу, а внимание к детям компенсируют лишь материально, потакая их прихотям.
Реакция родителей
Они возмущаются, негодуют, почти всегда оправдывают своего ребенка, обвиняют во всем школу, учителей, одноклассников. Реже родители осуждают своих детей — зачинщиков и даже сурово наказывают. Иногда мамы, папы ведут с детьми разъяснительные беседы, сочувствуют «жертвам», извиняются друг перед другом.
Вообще-то возникает замкнутый круг: учителя предъявляют претензии родителям и их детям, родители — винят школу, иногда даже оскорбляют классного руководителя. Так и хочется сказать таким родителям: «Если вас не устраивает уровень воспитанности ваших детей, — посмотрите на себя в зеркало».
Учителя
Расстраиваются, возмущаются, негодуют, раздражаются особенно при конфликтах мальчик — девочка, девочка — девочка. Они слабо информированы о научных исследованиях по проблемам агрессии, возрастных психологических особенностях детей. И книг на эту тему издается очень мало, да и времени на их прочтение учителям не хватает.
Повышенное беспокойство, тревогу и даже страх вызывает у учителей конфликты между девочками и в конфликтной ситуации: мальчик — девочка. Ведь драки, сквернословие среди девочек не соответствуют общепринятой модели поведения, а конфликты между мальчиками и девочками не соответствуют традиционной полоролевой модели поведения.
Ужасно, что сильный пол поднимает руку на слабый, и не менее ужасно, что девочки порой не уступают мальчикам в агрессивности, грубости, жестокости, а порой и превосходят их в этом.
Учителя, конечно же, вмешиваются, стараются пресечь конфликты на корню, но всегда ли им это удается.
Способы улаживания конфликтов: обращение к администрации школы, беседы с родителями и учащимися, привлечение психолога и социального работника, если они имеются в школе не всегда помогают. Хотя в большей половине случаев, конфликты в школе разрешаются позитивно, но в отдельных случаях, — дело доходит даже до суда.
Я убежден что статья, к сожалению, актуальна и для родителей, и для учителей, и для директоров школ.
Мы все ответственны за настоящее и будущее наших детей.
Скажете, почему здесь нет готовых рецептов? Их и не может быть. В каждом отдельном случае и меры профилактики, и «лечения» различны.
Помните, — главная задача педагогики — вырастить детей здоровыми, умными, добрыми, работящими, уважающими себя и других, способными жить и развиваться в условиях рыночной экономики.
gorod.lv
Агрессия среди школьников: мнение психолога
Почему все чаще появляется агрессия среди школьников, почему процветает буллинг в школах, чем вызвано агрессивное поведение детей и что мы, как родители, можем сделать для того, чтобы снизить накал — рассказывает семейный и детский психолог Светлана Ройз.Каждый родитель, имеющий ребенка-школьника, тем или иным образом сталкивался с проявлениями агрессии в школе — такое это повсеместное явление. Какая бывает агрессия, чем она может быть спровоцирована и как «подстелить соломки» — читайте в статье.
Околошкольное. Агрессия в школе. И не только. Будет много. На пятом запросе за неделю об агрессии детей в школе я напряглась, на 10 уже заволновалась. С каждым случаем, конечно, нужно разбираться отдельно. И, наверное, скоро возникнет соц. запрос на команду модераторов, работающих в школах.
То, о чем мы можем подумать и что можем делать профилактически:
- Агрессия — в здоровом варианте — направлена на обозначение границ, защиту. «Здоровая агрессия» — это в том числе и целеустремленность, достижение цели. Но это здоровое поведение не выглядит «агрессивным». Здоровая агрессия — в том числе и действовать, что-то менять. «Бери и делай»
- (!) Агрессия (если речь не идет об органике) вырастает из страха, бессилия, ощущения небезопасности и тревоги. За агрессивным поведением важно искать страх.
- Агрессия бывает активной и пассивной. (Активно-агрессивное поведение — это, например, прямая угроза, это само агрессивно проявленное действие. Пассивно-агрессивное — это нытье, брызганье ядом с дивана в ленту фб, сплетни, ругалки на заборах, обесценивающие шутки, топанье ногами, удары кулаком по столу)
- Вербальной и тактильной- физической. Вербальная — это крик, ссора, угрозы, проклятья. Тактильная или физическая — драка, любое применение физической силы.
- Внешней или внутренней. Вешняя — направлена на объект во внешнем мире. Внутренняя — аутоагрессия — это самобичевание, самоуничижение, аутоагрессия приводит к психосоматическими заболеваниям (порезы, шрамирование — могут быть одними из признаков аутоагрессии).
Читай также: Зачем подростки наносят себе увечья
- Защитной и провоцирующей. Защитная — ответ на чьи-то действия. Реально несущие опасность или воображаемые. Провоцирующая — наносящаяся удар первым. Втягивающая в конфронтацию.
- Агрессивное поведение может быть вызвано органическими нарушениями. (Травмами мозга, например)
- Последствиями травматизации. Мы практически всей страной живем в состоянии хронической травматизации. И один из признаков — снижение чувствительности — мы уже не воспринимаем информацию о боли. резкие скачки настроения. И неожиданные вспышки агрессии в ответ на незначительные воздействия.
Дети также попадают в воронку травмы. Первый этап работы с травматизацией — стабилизация. Возвращение ощущения безопасности. Дома и в школе.
Чем тревожнее ребенку в школе. Чем больше он боится совершить ошибку. Чем больше «заточена» школа на рейтинги и статусы, чем выше в школе конкурентность, чем меньше внимания уделяется чувствам ребенка — тем больше может быть агрессивности.
Но есть и обратный процесс — в очень излишне демократичных школах, где не простроены границы, где нет четких правил, где нет ощущения авторитетности взрослого (не авторитарности) — дети устанавливают свои правила. Но через агрессивное поведение.(абсолютно то же можно перенести и на семью)
Агрессия обусловлена гормональным фоном — гормоны тестостерон, адреналин, кортизол — это гормоны подросткового возраста. Это время, извините, — «выращивания яиц», время столкновения как в животном мире — оленьими рогами. И одновременно у подростков часть мозга, отвечающая за реакцию на опасность — миндалевидное тело — находится в постоянном возбужденном состоянии.
Жизнь многих подростков — приостановленное возбуждение — которое срывается с предохранителя на любую реальную или чаще кажущуюся опасность.
Мы сейчас живем в мире с «выученной агрессией» — к сожалению, даже очень хорошие фильмы и мультфильмы переполнены сценами неоправданного насилия. Для нашего мозга безразлично — он воспринимает информацию с экрана или видит в реальной жизни. Мы приучаем себя и своих детей к «выдерживанию» все большей агрессии.
Современное поколение — дети с высочайшей чувствительностью, но к сожалению, часто не умеющие эмпатировать. Когда-то Илларион Павлюк приглашал меня к участию в замечательном важном и сложном проекте — Ген Жестокости. Найдите его, пожалуйста.
Суть в том, что эмпатия может быть врожденным качеством, но она нарабатывается в полноценном эмоциональном контакте… В достаточно раннем возрасте. Нарабатывается в играх с родителями, в контакте со сверстниками в дворовых играх. То, на что сейчас хватает сил родителям — почитать, выучить стихи, вместе посмотреть фильм, сделать уроки.
Дети сейчас практически не играют в реальной жизни вместе — группами. Центрам эмпатии «не на чем» активизироваться. Высочайшая чувствительность без эмпатии — дает на выходе тревожность и уязвимость. И активную потребность в защите границ. На вопрос родителей — зачем играть с ребенком — все, что написано выше — один из ответов.
Вопрос, который я часто задаю родителям — учатся ли на вашем примере дети здоровой конфронтации?
Освоение, проживание агрессии — контуры нормы — 1 год, 3–4 года, подростковый возраст. Это время очерчивания «границ личности». в каждом возрасте — своим способом.
Если в семье ребенка есть запрет на проживание агрессии — он это будет делать через идентификацию с отрицательными героями сказок, мультфильмов, игр. (в этом — единственная польза некоторых мультфильмов), ребенок может выбирать в магазине монстроподобные игрушки и выбирать дружбу с хулиганами (которые «вместо него» проявляют качества и эмоции).
В тех семьях, где запрещены подушечные бои, пистолеты, солдатики — дети находят выход своей «агрессивности», а на самом деле — архетипической роли воина — в чем-то другом, не всегда продуктивном. Наша задача не «изъять», а направить энергию ребенка.
Дети, как правило, «ловят» и проживают вытесненное напряжение взрослых. Чем больше у нас тревоги, чем больше сопротивления — не направленного в конкретные действия, тем больше у наших детей будет агрессивных импульсов.
(Параллельно я всю эту неделю наблюдала за войнами в фб, слышала от учителей и от родителей — о их ругани в вайбере. про войны в фб я уже написала — это проявление пассивной агрессии — вместо реальных продуктивных действий. а для групп в вайбере — я бы предложила для тех, кто участвует в таких группах -(понимаю, что для быстрого обмена информацией, это может быть удобно), ввести правило — обмен только информацией. Для эмоций — только личные встречи.)
Агрессия — признак того, что ребенку небезопасно и больно.
У меня был случай в самом начале моей практики. Папа привел сына на прием с жалобами на агрессивное поведение в школе. Тогда я еще работала с детьми отдельно (буквально после этого случая стала приглашать на прием всю семью). Работая с мальчиком, я увидела у него на ладонях шрамы. Спросила, «что это?». Оказалось, что папа, чтобы научить сына «быть мужиком» прижигал ему ладонь сигаретой… Парень в школе «возвращал» свою «мужественность» тем, кому мог отомстить за боль.
Часто старшие дети в семье, которых с их точки зрения несправедливо (и часто так и есть) наказывают за конфликты и конфронтации с младшими, начинают борьбу со своими одноклассниками (проекцией братьев и сестер) за «место» рядом с учительницей, да и вообще за место в жизни.
Часто дети — кумиры семьи — идут в мир реализовывать амбиции родителей. Сталкиваясь с тем, что рядом тоже есть гении — начинают конкурировать — через обесценивание, провокации, травли.
К сожалению, нет универсального «инструмента» превращения нездоровой агрессии в здоровую. В каждом конкретном случае нужно искать свой.
И детей нужно учить одновременно умению защитить свои границы, противостоять агрессии, осознавать свои настоящие потребности и чувства, трансформировать агрессию в здоровые действия и проявлять эмпатию. Возможно, мы сейчас — многие, если не всей страной этому учимся…
Сейчас в работе с конфликтами мне очень нравится метод Ненасильственного Общения Маршала Розенберга. Я бы очень рекомендовала учителям и родителям, как минимум, прочитать книгу — «Язык Жизни. Ненасильственное общение.» Я не видала ее давно в продаже, но знаю, что ее можно скачать. В книге подробная инструкция — как модерировать конфликт, как понять, что может находиться за конфликтом.
Но в любом случае, если мы сможем из «заряда» агрессивности ребенка изъять то, что относится к нам — ребенку будет только легче.
Я постепенно, когда будет появляться время, буду писать о разных методах работы с агрессией.
Добрых дней нам.
Загрузка…
www.uaua.info
Агрессивное поведение младших школьников
Поступая в школу, дети сталкиваются с новыми условиями, требованиями, с новыми людьми. Процесс обучения редко бывает гладким и простым, особенно вначале, как для самих детей, так и для родителей и педагогов. Одной из важнейших проблем является агрессивное поведение младших школьников, которой уже посвящено немало исследований.
В общем, агрессия – это поведение, приносящее вред, но проявляется оно по-разному. Агрессия может быть вербальной (словесной), физической (драки, швыряние предметов и т. п.), косвенной (провокация, сплетни, ябедничество). Кроме того, к агрессивному поведению относят раздражительность (вспыльчивость, грубость по любому малейшему поводу) и негативизм (противодействующее, оппозиционное поведение). Отдельным видом является аутоагрессия, то есть направленная на самого себя.
Агрессивные дети чаще всего тревожны, озлобленны, эгоцентричны, нечувствительны к чувствам других людей, имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную) и трудности в решении жизненных проблем. У них бедный духовный мир, мало или совсем нет никаких увлечений. И, напротив, агрессию могут проявлять хорошо развитые и социализированные дети для самоутверждения, поднятия своего авторитета.
Причины агрессивного поведения
Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.
Семья — это первый институт социализации, который оказывает мощное влияние на поведение и мироощущение человека. Если ребенок растет в неблагополучной семье, в семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. Также он привыкает к постоянному ощущению враждебности, опасности и во всех остальных отношениях ведет себя агрессивно, как только почувствует малейшую угрозу. Кроме того, запрет на выражение негативных эмоций, наказание за их проявление порождают еще большую агрессию, которая может быть направлена на себя или на одноклассников. Еще много существует моментов в родительском поведении, способствующих развитию агрессии: невнимание, безразличие, отсутствие доверительных отношений, слишком жесткий контроль, непоследовательность в воспитании и т. д.
Огромное влияние оказывает компания сверстников, нормы и правила общения в ней, под которые приходится подстраиваться. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые», либо они могут так реагировать на отвержение, на плохое отношение к себе со стороны одноклассников.
И не стоит недооценивать влияние средств массовой информации. Ценности, образцы поведения, транслируемые с экранов телевизоров, компьютеров впитываются детским умом без особой критики и чаще всего учат тому, что круто быть сильным, добиваться всего физическим насилием и т. д.
На все эти факторы, конечно же, накладываются индивидуальные особенности каждого ребенка (черты характера, темперамент и т. д.). Что касается именно младших школьников, то плюс ко всему для них важной фигурой становится учитель, и его отношение, поведение также влияет на учеников. Демонстрируемая им манера поведения, обращение перенимаются детьми. Помимо фигуры учителя значимыми являются оценки, которые он ставит, его похвала и критика. Младшие школьники очень трепетно к этому относятся и, почувствовав невнимание к себе и своим стараниям и заслугам, несправедливость по отношению к себе, начинают вести себя часто очень агрессивно.
Профилактика агрессивного поведения
Причины агрессии могут быть разные, но точно можно сказать, что предотвращение ее развития желательнее и проще, чем коррекция агрессивного поведения младших школьников, а тем более подростков или уже взрослых людей.
Все начинается с семьи. Родители с самого начала должны контролировать свое поведение, эмоции, создавать в семье благоприятную атмосферу любви, уважения, внимания, доверия, поддерживать культуру общения, развивать у ребенка уверенность в себе, эмпатию, уважение к окружающим, ответственность за свои поступки. Нужно спокойно относиться к агрессии ребенка, не ругать, но говорить ему о том, что это неприятно другим, и учить способам разрешения конфликтных ситуаций, а также способам разрядки, перенаправления агрессивной энергии в конструктивное русло: физическая активность, спорт, творчество и т. д. И конечно, важно следить, какие телепередачи смотрит ребенок и в какие игры играет.
Коррекция агрессивного поведения
И родителям, и учителям важно отслеживать агрессивное поведение младших школьников. Если какой-то ребенок часто раздражителен, негативно реагирует на любые просьбы или замечания, кричит или оскорбляет, ссорится или дерется с одноклассниками, то необходимо принимать меры по коррекции его агрессивного состояния.
Во-первых, учителю и родителям самим нужно научиться правильно вести себя с конфликтным школьником. Вот некоторые рекомендации.
- Поначалу просто игнорировать агрессию, показать, что такое поведение не поможет ребенку добиться своей цели;
- Далее можно отвлечь школьника, дать ему какое-то задание, поручение;
- В конфликте, в ситуации, когда ребенок продолжает вести себя агрессивно, сохранять спокойствие, не повышать голос, не делать резких движений;
- Не пытаться подавлять гнев, не использовать оскорбительные, эмоциональные, оценочные выражения. Давление увеличивает сопротивление. Лучше разобраться, в чем причина;
- Показать, что вы его понимаете;
- Если гнев силен, то нужно попросить ребенка выйти в другую комнату и успокоиться самостоятельно, после чего будет продолжен разговор;
- Лучше, чтобы не было публики, свидетелей. Если невозможно обеспечить это условие, то лучше отложить разговор на потом;
- Ни в коем случае не осуждать ребенка в целом, только его поступок;
- Объяснить, что агрессивное поведение вредно и неэффективно как для окружающих его людей, так и для самого школьника, и рассказать, как лучше было бы поступить в сложившейся ситуации.
Во-вторых, взрослым необходимо проводить работу с агрессивным младшим школьником по нескольким направлениям:
- Развитие культуры общения, обучение приемлемым, конструктивным формам поведения в различных ситуациях, особенно в конфликтных;
- Работа с эмоциональной сферой – развитие эмпатии, умения понимать свои чувства и чувства других людей;
- Формирование самоконтроля, способности владеть собой в сложных ситуациях;
- Обучение безопасным способам выражения агрессии.
Итак, агрессия – это верный признак того, что у ребенка существуют какие-то проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно. Не стоит его клеймить и относиться к нему негативно и подозрительно. Это только закрепит агрессивную манеру поведения. Поэтому от родителей и учителей требуется огромное терпение и внимание к агрессивному школьнику, чтобы разобраться в проблемах и научить его эффективно действовать в любых ситуациях.
Агрессия школьников. Кто в ответе? — видео
www.rastut-goda.ru
может ли образовательная система решить проблему агрессивного поведения детей в школе?
Для школьников Великого Новгорода начались летние каникулы. Для кого-то из них это возможность отдохнуть от учебников, зубрёжки и ранних подъёмов. Для других – это перерыв в бесконечных конфликтах, драках и унижениях. Детская и подростковая агрессия проникала в школы с самого появления учебных заведений. Почти в каждом классе есть проблемный ребёнок, который бьёт, дразнит и унижает окружающих, демонстрируя вызывающее поведение. Психологи и педагоги подтверждают – такое поведение ненормально. Но когда дело доходит до конкретного примера, сразу возникают проблемы. В начале мая в одном из образовательных учреждений Великого Новгорода ученик младших классов распылил что-то в классе во время урока. Одноклассники задыхались, всех срочно эвакуировали. Тут-то родители учеников уже не стерпели – и пошли с жалобами на мальчика во все возможные государственные инстанции. Потому что это – далеко не первый инцидент. И родители боятся, что не последний. Два года мальчик бьёт одноклассников и учителей, срывает уроки, ругается матом. Родители ребёнка проблему не признают, а вся образовательная система просто разводит руками. Конфликт разрастается. И чем он больше, тем сложнее понять – кто в этой истории жертва на самом деле.
Воскресенье, сквер. В жаркий выходной день около десяти родителей учеников младшего класса собрались обсуждать насущный вопрос — как сделать безопасной тягу к знаниям для своих детей.
– Я уже составила жалобу на имя директора школы и специалисту по социально-профилактической работе в городском комитете образования, – рассказывает Екатерина, мать одной из учениц.
После родители обмениваются показаниями о случившемся недавно «распылении». Накануне майских праздников во время очередного урока второклассник разбил в кабинете флакон «неизвестно с чем».
– Несколько детей после этого побежали в туалет, их рвало, – говорит Екатерина.
– Да, у нашей до сих пор кашель, и температура, – подтверждает ещё одна мать.
– При этом сам мальчик распылил и выпрыгнул из окна – там класс на первом этаже. Всех остальных стали эвакуировать. Мальчик понял, что надо избавиться от улик и флакончик выкинул, – рассказывает Екатерина. – У меня дочка говорила, что похоже на лекарство. Баллончик, сказала, был стеклянный. В классе находиться было невозможно, все задыхались.
Екатерина уточняет – это далеко не первый инцидент.
– Он с первого класса унижает других детей – избивает мальчиков и девочек. Девочек, говорят родители, бьёт в живот. От него постоянно слышна нецензурная лексика, он неоднократно срывал уроки.
– Мы ездили в травмпункт – снимали побои, – подключается Александр, отец одной из одноклассниц хулигана. – Потому что у нашей дочки всё плечо было в ссадинах – он её истыкал ручкой. Она с ним сидела. Ножницами водил перед лицом на уроке, хотел волосы состричь.
– У нас ребёнок пришёл со следами обуви на спине, – рассказывает Виктория, мать одноклассницы хулигана.
Агрессивный ребёнок в этой новгородской школе не раз позволял себе ударить учителя. Классный руководитель в ответ на поведение ученика, согласно законодательству, может только проводить уроки вежливого общения и правильного поведения.
– Даже девочки из старших классов боятся спускаться дежурить на первый этаж из-за этого, – рассказывает Екатерина.
– Мать приходила на педсовет, – говорит Александр. – Внятного объяснения поступкам своего ребёнка она не дала. Считает, что во всём виноват классный руководитель, что это педагог выставляет её сына плохим.
Учителя и родители обращаются к директору и просят решить проблему с агрессивным учеником.
– Ни социальный педагог, ни школьный психолог – да вообще никто – не знают, что делать с мальчиком, – почти хором проговаривают родители.
– Поймите, мы боимся за безопасность своих детей, – говорит Екатерина. – Ведь в следующий раз он может прийти в школу с ножом или с перцовым баллончиком.
Следующий родительский сбор по проблеме – в кабинете директора гимназии. Матери вываливают один за другим факты драк, матерных высказываний и срывов уроков агрессивного мальчика, припоминают историю с распылением. Директор, сложив руки в замок, тихо вздыхая, отвечает – «да, да, соглашусь». Екатерина показывает директору справку из поликлиники, куда отвезли её дочь после распыления неизвестной жидкости в классе. У девочки диагностировали ларинготрахит.
– Я знаю, что после инцидента с эвакуацией класса троих детей тошнило, одного отправили в поликлинику, – так директор показывает, что в курсе всей ситуации.
– Я открыла окна, чтобы воздух в класс пустить, – говорит классный руководитель Татьяна Алексеевна. – А он выпрыгнул в окно и убежал.
Из внятных решений директор может предложить только одно. Он озвучивает его в телефонном разговоре с отцом проблемного мальчика. Родитель потребовал общения в срочном порядке и полчаса пытался убедить главного человека школы в том, что педагогический состав плохо воздействует на ребёнка – оттуда и все проблемы с агрессией.
– Вы можете выбрать другое образовательное учреждение. Это ваше право, но мы этого требовать не можем ни в коем случае, – говорит директор.
В агрессивное поведение своего ребёнка отец не верит. Директор давит аргументацией.
– У вашего сына не всегда адекватное поведение на перемене, грубое обращение с одноклассниками, нанесение – не скажем побои – ударов педагогам, нецензурные выражения в сторону педагогов и других учеников. Такой букет возникает.
Директор вешает трубку, недолго молчит. Дальше поясняет, что школа может рекомендовать детям пройти психолого-медицинскую комиссию. Там могут подсказать – какие занятия проводить с ребёнком, на что обращать внимание. Причём рекомендации дают не только семье, но и школе. Директор подчёркивает, что принудительно на комиссию ребёнка отправить нельзя. Можно лишь порекомендовать.
– То есть, пока что-то серьёзное не случится, пока кто-то из детей реально не пострадает, сделать ничего нельзя. Правильно? – задаётся вопросом Екатерина.
Директор с досадой отвечает, что даже если случиться что-то страшное, то школа всё равно будет обязана дальше обучать ребёнка. Таков закон.
– Сейчас законодательство не даёт нам никаких рычагов воздействия ни на семью, ни на маму, ни на ребёнка, – высказывается завуч по начальной школе Елена Ивановна*. — Мы работаем столько, сколько не живут, помним, как было раньше. Тогда ребёнок прекрасно знал, что если он не будет выполнять школьные требования, его родители будут очень сильно опозорены на работе. На предприятие направят письмо – и тогда всем будет «мама, не горюй». Дети это прекрасно знали, поэтому, как могли, старались не позорить своих родителей. А теперь что? Ценность отношения к родителям потеряна. Мальчик прекрасно знает, что мы говорим его маме. И ему всё равно. Он даже нас, учителей, побивает, но сейчас не об этом. У ребёнка нет уважения к своей матери, нет любви.
Елена Ивановна признаёт, что мальчик учителей «ни во что не ставит». Уважительно он относится лишь к директору: «потому что ребёнок чувствует силу».
После встречи разговариваем с директором на тему того, откуда вообще берётся такое агрессивное поведение у маленького мальчика. Директор считает, что корни проблемы – в семье, и ребёнку просто не хватает внимания. Чтобы решить проблему, родителям стоит сделать первый шаг – просто признать её. Но именно с этим сейчас самые большие трудности. Сама школа, считает директор, делает многое. С классным руководителем не раз обсуждались различные тактики коммуникации с ребёнком. Но, сожалеет директор, ни одна из них не сработала.
Для директора это совсем не первый подобный случай: этой школой человек руководит семь лет, а до этого довольно долго – другим учебным заведением города, поэтому решать проблемы с поведением умеет. Говорит, главное – достучаться до родителей. А как это сделать – ну, обычно работает мысль: «если ничего не делать, твой ребёнок таким и вырастет. Но жить с ним потом тебе, это – твоя опора».
После таких разговоров, рассказывает директор, многие всё-таки начинают заниматься поведением своих детей.
***
Максим Рысаков работает инспектором по делам несовершеннолетних семь лет. До этого трудился учителем истории в школе, поэтому находить общий язык с детьми умеет. За время полицейской карьеры не раз сталкивался с агрессивным поведением в школе. Говорит, что эта проблема из разряда вечных, но «решать её всё же стоит». Максим Владимирович рассказывает – как это можно сделать. В классе этой самой школы Рысаков также не раз проводил беседы.
– Важно, чтобы учитель перестраивал тактику взаимоотношений с учеником – пробовал разные подходы, – говорит инспектор. – Очень действенны обычно рекомендации психолога при учебном учреждении. Он ведь находится внутри, видит, какие социальные связи выстраиваются у школьников – может, и правда к ребёнку, например, предвзятое отношение. Психологи часто советуют вовлекать ребёнка в совместную деятельность в классе, тогда он лучше встраивается и поведение нормализуется.
В школе такую тактику испробовали. Родители и педагоги говорят, что не помогло. Но это не совсем так — мать мальчика пошла со своим ребёнком к психологу. Однако, продолжает стоять на своём.
***
Ирина**, мама мальчика, на которого ополчился весь класс, уверена, что в школе травят именно её ребёнка. По этому поводу она уже обратилась к уполномоченному по правам ребёнка в Новгородской области. Нам же сообщила следующее:
– Классный руководитель всеми силами пытается опорочить моего ребёнка. Применяет к нему меры репрессивного воздействия, что негативно сказывается на психике ребёнка. Такое поведение нами зафиксировано на диктофон. Данная ситуация происходит при попустительстве директора. Мы неоднократно просили перевести ребенка в другой класс, но в этой просьбе нам было отказано «за неимением мест». Вместо этого директором, классным руководителем и заместителем директора на нас оказывается давление, чтобы мы перевели ребёнка в другую школу. Ведётся шантаж, ребёнку обещают неблагоприятную психологическую обстановку в школе. Данная ситуация подтверждается записями телефонных разговоров.
С тем, что педагогические методики у классного руководителя Тамары Ивановны*** довольно жёсткие, согласилась и другая сторона. Но они не видят в этом ничего плохого – скорее, наоборот. Учебный материал, по их словам, преподаётся прекрасно, с детьми учитель строга, но справедлива. Отношения, уверяют они, не сложились только с одним учеником. С остальными детьми педагог вполне ладит.
– Когда ребёнок принёс в школу карандаш от насморка для носа, обладающий резким запахом ментола и эвкалипта, учитель обвинила его в распылении яда, назвала террористом, устроила скандал, вывела учеников из класса, – рассказывает Ирина свою версию случившегося в начале мая. – Эта ситуация вызвала психическую травму у ребёнка, он испугался и выпрыгнул в окно. В этой конфликтной ситуации принимала участие также социальный педагог. Вместо того, чтобы успокоить ребёнка, она снимала происходящее на видео.
Узнав о распылении, Ирина сама вызвала полицию.
– Вызванный оперативно наряд полиции не обнаружил следов отравляющего вещества. Учитель «проинформировала» родителей о случившемся, настроив их и детей, что это был хулиганский поступок нашего сына, и что он хотел всех «отравить». Одна из родительниц, дочь которой почувствовала недомогание после происшествия в школе, написала призыв в группе в ВК вести детей к врачу и фиксировать факт «отравления» и писать коллективную жалобу на нашего сына. Неизвестно, от чего этой девочке стало плохо, так как я, спустя неделю после события, когда находилась в образовательном учреждении, стала свидетелем, как этой же девочке стало плохо на перемене, школьный медик сказала, что у неё низкое давление и её отправили домой, позвонив родителям. Полагаю, что родители этой девочки обратились к врачу восьмого мая специально – с целью зафиксировать существующие недомогания у ребёнка, чтобы выдать их за якобы отравление.
Другие родители с этими доводами резко не соглашаются. Екатерина, ссылаясь на слова своей дочери, уверяет, что распылён был точно не ментол и не эвкалипт.
Что касается проблемы агрессивного поведения, то Ирина её всё же признала.
– У моего ребёнка есть проблемы с поведением, мы работаем над этим. Но учитель в этом сыграла немалую роль, сделав ребёнка изгоем в классе. Она его винит во всех проступках, не разбираясь. А дети умные, они смекнули – на кого можно всегда жаловаться, ябедничество учитель тоже поддерживает. Она всегда ругала его при детях, вынося тот или иной его поступок на обсуждение. Она его зачастую сама провоцировала не дружить с детьми, а обижать кого-то. Даже другие дети мне говорили, совсем недавно, что Тамара Иванвона всегда ругает только моего сына, даже когда виноваты другие два мальчика. Если нужно, я назову их имена. И я всегда шла навстречу родителям, с детьми которых у Жени**** были конфликты, они жаловались один раз и всё, больше не жаловались, так как больше он их не обижал.
Ирина отмечает, что её сына в школе тоже били не раз.
***
Ситуацию в новгородской школе обсуждаем с психологом Анной Моисеевой. Сначала она предлагает определиться с терминами.
– Агрессия – это поведение, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу, а агрессивность – свойство личности, которое выражается в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Говоря про детей начальных классов, об агрессивности речи мы не ведём, так как их личность всё ещё находится в активном развитии. Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями. Это могут быть гнев, ярость, тревога, страх. Для восстановления психологического комфорта ребёнок должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить своё эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей ещё не сформированы. Поэтому дети обычно стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии.
Прежде всего, дети выбирают агрессивное поведение, если видели его неоднократно в собственной семье, и при несправедливости в свой адрес отвечают агрессией.
Наиболее распространённая причина – это не удовлетворяющие ребёнка взаимоотношения со сверстниками. Дети учатся налаживать коммуникации в группе, поэтому пробуют разные типы поведения. Также бывает, что дети хотят свободы, которую им не дают взрослые, и поэтому реагируют достаточно остро. Также причиной могут стать СМИ. Дети видят жестокость и агрессию на экране ТВ, которая делает человека успешным или она поощряется и копируют её.
Как реагировать учителям, если ребёнок ведёт себя агрессивно?
– Во-первых, учитель не должен отвечать тем же. Не следует сразу реагировать на поведение школьника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено и не доставляет самому ребёнку и окружающим проблем. К проблеме можно вернуться позже (после урока, в конце дня) и обсудить её с ребёнком спокойно и доброжелательно. Расспросить о чувствах. Нужно признать право ребёнка на реакцию в такой ситуации. Это можно проговорить («Я тебя понимаю, твой гнев …»), выслушать ребёнка, а потом переключить его внимание на что-то другое. Если агрессия ребёнка не оправдана, то нужно указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребёнок хороший и добрый, а только его поведение неприемлемо. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твоё поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».
Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, спокойную реакцию на ситуацию, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.
Как разговаривать с ребёнком, чтобы он начал слушать и доверять?
– Нужно стать безопасным для ребёнка человеком. Уважать его самого как личность. Не обесценивать его мнение. Внимательно относиться к его потребностям и просьбам.
Как разговаривать с родителями, чтобы они признали проблему и начали помогать в её решении? Потому что многие родители говорят «вы всё наговариваете» и не хотят признавать, что их ребёнок ведёт себя плохо.
– Родители воспринимают проблемы своих детей более болезненно, чем свои собственные. Поэтому часто неосознанно защищаются от болезненных эмоций реакцией отрицания. Ведь если признать проблему ребёнка, значит нужно признать и свои ошибки, а это трудно. Родителям необходимо привести неопровержимые аргументы, иллюстрирующие проблему. Спокойно донести, что её решение на данной стадии займет меньше времени и сил, чем если продолжать её игнорировать.
Как появление одного агрессивного ребёнка в классе влияет на атмосферу в этом классе?
– Как правило, один агрессивный ребёнок не может существенно изменить всю классную атмосферу. Но если поступок остался безнаказанным или прибавил веса статусу, то дети могут такое поведение копировать. Путь такого школьника или в изгои, или в лидеры.
Проблема агрессивных детей в школах будет всегда или её можно решить?
– Психологическая грамотность населения на сегодняшний день очень низкая. Практики обращения к специалистам практически нет или она присутствует при запущенных вариантах. Поэтому проблема будет, пока люди чётко не усвоят, что гнев – нормальная реакция человека на несправедливость, но с ним нужно что-то делать, чтобы он не копился и не выливался в агрессию.
Цитата из книги:
«Уже было сказано, что дети из неблагополучных семей считают себя ответственными за семейные проблемы, а также за их решение. Существуют три основных способа, посредством которых дети пытаются «спасти» свою семью: быть незаметными, быть плохими или быть хорошими… …Быть плохим означает быть бунтарём, малолетним правонарушителем – словом, тем, кто размахивает красным флагом. Такой ребёнок приносит себя в жертву, соглашаясь служить пугалом, источником семейных проблем. Он становится мишенью для приложения гнева, ревности, страха и других эмоций, испытываемых членами его семьи. Взаимоотношения его родителей могут находиться в плачевном состоянии, но он предоставляет им безопасную тему для дискуссий. Они могут спрашивать друг друга «Что мы собираемся делать с Джоанной?» — вместо того, чтобы спросить: «Что мы собираемся сделать с нашим браком?». Так ребёнок пытается «спасти» семью. При этом он испытывает лишь одно чувство: гнев. Гнев маскирует его страх и его страдания».
«Женщины, которые любят слишком сильно». Робин Норвуд.
*, **, *** — имена героев изменены
vnovgorode.ru
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста
Агрессия детей: её причины и предупреждения
Что такое агрессивность?
Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:
“Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.
Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.
И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.
В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.
Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые могут находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией.
Портрет агрессивного ребёнка.
Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.
Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.
“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.
Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:
“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.
В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.
Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.
Проводя мини-опрос среди младших школьников нашего лицея, опрос проводился с целью выяснения, как они понимают агрессивность.
Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:
Понимание агрессивности младшими школьниками.
1. Каких людей ты считаешь агрессивными?
Ответы агрессивных детей
Ответы неагрессивных детей
Маму, папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных)
Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных. (80%)
2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?
Ответы агрессивных детей
Ответы неагрессивных детей
Начал (а) бы драться: ударил (а), обрызгал (А) бы, испачкал (а) бы
Прошел бы мимо, позвал на помощь знакомых, ушел бы, убежал.
3. Считаешь ли ты себя агрессивным?
Ответы агрессивных детей
Ответы неагрессивных детей
Нет
Нет
То есть видно, что у агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.
Как выявить агрессивного ребёнка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставит “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.
Критерии ягрессивности.
Ребёнок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила,
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках,
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребёнка можно использовать специальную анкету, разработанную российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
Как помочь агрессивному ребёнку?
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много.
Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.
К сожалению, их способы поведения, так называемый, поведенческие репертуар, довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:
1. Работа с гневом.
Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в снтуаииях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию,сопереживанию.
В основном это работа психолога в ходе индивндуальнои психологической консультации. Но кое-какие рекомендации можно принять к сведению.
Работа с гневом.
Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению американского психолога Холста, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.
— Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами,
Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит оттого, в какой форме – словесной или физической – выражает ребенок свой гнев.
Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволит ему подписать рисунок так, как он хочет, если нё умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводтъся один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В.Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка”.
Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение,
при более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань. привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.
Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру “Обзывалки”.
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность вьплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
“Обзывалки”.
Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.
“Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называтъ друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).
Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты …, морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты …, солнышко!”
В течение многих веков русский народ использовал дразнилки, и обзывали для установления с ребенком эмоционального контакта, общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме образцы народного поэтического творчества хранят в себе большие речевые, смысловые богатства и служат для снятия агрессивности у детей.
1. Андрей – ротозей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся,
Крыша ломается.
Хозяин ругается.
2. Борис-барбарис.
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.
3. Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста.
И сказала: “Вкусно”!
Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.
Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В такихслучаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.
Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.
Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
Обучение навыком распознавания
и контроля негативных эмоций.
Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивна.
Более того, в глубине души он уверен в обратном: все вокруг агрессивны.
К сожалению, такие дети не всегда могут, адекватна, оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих,
Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.
Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.
Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекота, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо ладошки чешутся и т.д.”. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.
Таким образом, ребенок, если он верно “расшифрует послание своего тела, сам сможет пояятъ: “Мое состояние близко к критическому. Жди бури”.
А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов вьплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым, предотвратив конфликт.
В книге К. Фопеля “Как научить детей сотрудничать” приводиться игра
“Камушек в ботинке”.
В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.
Игра проходит в два этапа.
1 этап (подготовительный).
“Случалось ля, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую болышую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями”. Далёе вы говорите ребёнку: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?”
Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
2 этап.
“Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые.
Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Далее вы говорите: “Давайте договоримся: если кто-то из “вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, мы все сразу поймем, что им что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое-то неудовольствия, чего-то такое что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: “У меня нет камушка в ботинке”. Вместе оговариваете способ, как можно избавиться от “камешка” Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем имеют потребность рассказывать о своих проблемах.
Игра “Камушек в ботинке” особенно полезна для тревожных детей,
Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.
Формирование способности к эмпатии,
доверию сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, агрессия в следующий раз будет слабее.
Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.
Как следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.
Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: “Ты – негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!”
Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.
В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо: “Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.
Другими словами, мы обращаемся к технологии “Я – сообщение”
Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.
В заключении хочется пожелать всем работающим с “агрессивными, трудными” детьми, чтобы не раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно, нужно поставить перед собой вопрос: “Интересно, что с ним сейчас происходит?”
infourok.ru
ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Агрессия является одним из наиболее ярких эмоциональных проявлений, характерных для детей всех возрастных групп.
Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила сосуществования и нормы, причиняющие боль, наносящие вред, страдания людям. Агрессивность может служить как способом самозащиты, отстаивания своих прав, так и способом удовлетворения желаний и достижения цели.
Проблема исследования агрессивности детей младшего школьного возраста является крайне актуальной для современной психологии и педагогики.
С проблемой агрессивных проявлений детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи.
Дети данного возраста отличаются эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, бурным и кратковременным проявлениям чувств, ребенок заботится только об удовлетворении собственных потребностей [1, с. 63].
Основными причинами проявления агрессивности в младшем школьном возрасте являются:
1) стремление привлечь к себе внимание сверстников;
2) стремление быть главным;
3) защита и месть;
4) ущемление достоинства другого с целью подчеркивания собственного превосходства.
Первоклассники особенно стремятся к самоутверждению среди других детей. Но в то же время огромное значение для развития их личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Появляется желание ребенка заслужить симпатию и одобрение сверстников, что служит одним из основных мотивов его поведения.
В младшем школьном возрасте с одной стороны, ребенок хочет быть как его сверстники, а с другой- быть лучше, чем все остальные. Тем не менее желание к самоутверждению может стать причиной агрессивности, если ребенок затрудняется или не способен выполнять то, что от него ожидают [2, с. 53].
Зачастую агрессивные проявления, безосновательные своевольные выходки с целью обратить на себя внимание становятся ослабляющими формами поведения. К такой категории относят детей, которые очень сильно избалованные родителями, не имеют успеха в школе, либо те, на которые обделены вниманием, или же ослабленные, безынициативные, отстающие от сверстников.
Во всех случаях такие дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению социально одобряемыми путями и избирают агрессивный способ привлечь к себе внимание, упрямо настоять на собственном мнении.
В данном возрасте эмоциональное состояние во многом зависит оттого, как складываются его отношения с одноклассниками. Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг с другом. Если у первоклассников эти отношения регулируются в основном выполнением требований старших и успешностью в учебе, то в возрасте 9-10 лет на первый план выступают «стихийные детские нормы», связанные с отношениями со сверстниками [4, с. 92].
Потребность в признании и ощущение чувства собственной значимости не всегда бывают удовлетворены у членов детского коллектива. И именно в этот момент ребенок старается занять весомую позицию, не всегда обладая набором конструктивных форм поведения.
Через, укусы, ушибы и кулаки ребенок старается «занять место под солнцем». Иногда ему это удается, и сверстники считаются с его мнением, но не длительное время. Как правило, подобное поведение демонстрируют мальчики. Если ребенку по ряду причин не удалось занять собственное место в иерархии взаимоотношений сверстников, то он становится отвергнутым или аутсайдером.
Например, младший школьник часто болеет, проявляет нерешительность в своих действиях, то товарищи оказывают на него давление, насмехаются над ним, дерутся и оскорбляют [5, с. 75].
Дети, имеющие трудности в обучении, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков бывают вовлечены в детские шалости, споры и конфликты [6, с. 73].
Исходя из выше сказанного младших школьников склонных к проявлению агрессивности, можно разделить на несколько групп:
1. Младшие школьники, приверженные к проявлению физической агрессии
Это целеустремленные и активные ребята, не лишенные решительности, приверженностью к риску, плохим самоконтролем, которые стремятся к общественному признанию.
Для них характерны лидерскими качествами. Они прирождённые лидеры. В тоже время они любят демонстрировать свою власть и силу, проявлять садистские тенденции и доминировать над другими людьми.
2. Младшие школьники, склонные к проявлению вербальной агрессии.
Для них характерно неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности и психическая неуравновешенность, склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление высокомерных, угрюмых, недоступных, однако при более близком знакомстве перестают быть отгороженными, скованными и становятся очень разговорчивыми и общительными.
Для них характерна обидчивость, постоянный внутри личностный конфликт.
3. Младшие школьники, склонные к проявлению косвенной агрессии. Для них характерна слабый самоконтроль, чрезмерная импульсивность, низкая осознанность своих действий, недостаточная социализация влечений. Они практически никогда не задумываются о причинах своих поступков, и последствиях.
Им свойственны склонность к риску, решительность, уступчивость, мягкость и зависимость. Они плохо переносит замечания и критику в свой адрес.
4. Младшие школьники, склонные к проявлению негативизма.
Детям этой группы свойственна впечатлительность и повышенная ранимость. Для них характерно – проявление эгоизм, чрезмерное самомнение, самодовольство. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому равнодушие окружающих и критику они воспринимают как оскорбление и обиду. Они не способна контролировать свои эмоции [3, с. 28].
Агрессивность в младшем школьном возрасте – явление неоднородное, в котором за внешне схожей картиной проявлений могут лежать различные причины, механизмы и мотивационная направленность.
Младшие школьники зачастую направляют свою агрессивность на более слабых детей. Проявляется это в форме давления, издевательств, насмешек, драк и ругани
Список литературы:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2009. -166с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2011. — 371с.
- Бутовская, М.Л. Агрессия и примирение у школьников младшего школьного возраста. / М.Л. Бутовская, А.Г. Козинцев. // Этнографическое обозрение. 2009. №4
- Волкова, Е. В Агрессивный ребенок // Трудные родители или дети. М., 2010. — 215с.
- Далгова А.Г. Агрессия детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2011. — 244с
- Лебедева, Л.О. Мирись, мирись и больше не дерись: проблемы детской агрессии. / Л.О. Лебедева, Н.А. Акимов. // Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября». 2007. Окт. /№37.
sibac.info
Статья «Агрессивное поведение младших школьников «
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Поступая в школу, дети сталкиваются с новыми условиями, требованиями, с новыми людьми. Процесс обучения редко бывает гладким и простым, особенно вначале, как для самих детей, так и для родителей и педагогов. Одной из важнейших проблем является агрессивное поведение младших школьников.
В общем, агрессия – это поведение, приносящее вред, но проявляется оно по-разному. Агрессия может быть вербальной (словесной), физической (драки, швыряние предметов и т. п.), косвенной (провокация, сплетни, ябедничество). Кроме того, к агрессивному поведению относят раздражительность (вспыльчивость, грубость по любому малейшему поводу) и негативизм (противодействующее, оппозиционное поведение). Отдельным видом является аутоагрессия, то есть направленная на самого себя.
Мудрые мысли
«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь».
Р. Кемпбелла
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной
душевной боли …»
Э. Фромм
Что такое агрессия, агрессивность?
Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Причины агрессивного поведения
Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.
Семья — это первый институт социализации, который оказывает мощное влияние на поведение и мироощущение человека. Если ребенок растет в неблагополучной семье, в семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. Также он привыкает к постоянному ощущению враждебности, опасности и во всех остальных отношениях ведет себя агрессивно, как только почувствует малейшую угрозу. Кроме того, запрет на выражение негативных эмоций, наказание за их проявление порождают еще большую агрессию, которая может быть направлена на себя или на одноклассников. Еще много существует моментов в родительском поведении, способствующих развитию агрессии: невнимание, безразличие, отсутствие доверительных отношений, слишком жесткий контроль, непоследовательность в воспитании и т. д.
Огромное влияние оказывает компания сверстников, нормы и правила общения в ней, под которые приходится подстраиваться. Школьники проявляют агрессию, чтобы самоутвердиться, показать, какие они сильные, «крутые», либо они могут так реагировать на отвержение, на плохое отношение к себе со стороны одноклассников.
И не стоит недооценивать влияние средств массовой информации. Ценности, образцы поведения, транслируемые с экранов телевизоров, компьютеров впитываются детским умом без особой критики и чаще всего учат тому, что круто быть сильным, добиваться всего физическим насилием и т. д.
На все эти факторы, конечно же, накладываются индивидуальные особенности каждого ребенка (черты характера, темперамент и т. д.). Что касается именно младших школьников, то плюс ко всему для них важной фигурой становится учитель, и его отношение, поведение также влияет на учеников. Демонстрируемая им манера поведения, обращение перенимаются детьми. Помимо фигуры учителя значимыми являются оценки, которые он ставит, его похвала и критика. Младшие школьники очень трепетно к этому относятся и, почувствовав невнимание к себе и своим стараниям и заслугам, несправедливость по отношению к себе, начинают вести себя часто очень агрессивно.
Профилактика агрессивного поведения
Причины агрессии могут быть разные, но точно можно сказать, что предотвращение ее развития желательнее и проще, чем коррекция агрессивного поведения младших школьников, а тем более подростков или уже взрослых людей.
Все начинается с семьи. Родители с самого начала должны контролировать свое поведение, эмоции, создавать в семье благоприятную атмосферу любви, уважения, внимания, доверия, поддерживать культуру общения, развивать у ребенка уверенность в себе, эмпатию, уважение к окружающим, ответственность за свои поступки. Нужно спокойно относиться к агрессии ребенка, не ругать, но говорить ему о том, что это неприятно другим, и учить способам разрешения конфликтных ситуаций, а также способам разрядки, перенаправления агрессивной энергии в конструктивное русло: физическая активность, спорт, творчество и т. д. И конечно, важно следить, какие телепередачи смотрит ребенок и в какие игры играет.
Коррекция агрессивного поведения
И родителям, и учителям важно отслеживать агрессивное поведение младших школьников. Если какой-то ребенок часто раздражителен, негативно реагирует на любые просьбы или замечания, кричит или оскорбляет, ссорится или дерется с одноклассниками, то необходимо принимать меры по коррекции его агрессивного состояния.
Во-первых, учителю и родителям самим нужно научиться правильно вести себя с конфликтным школьником. Вот некоторые рекомендации.
• Поначалу просто игнорировать агрессию, показать, что такое поведение не поможет ребенку добиться своей цели;
• Далее можно отвлечь школьника, дать ему какое-то задание, поручение;
• В конфликте, в ситуации, когда ребенок продолжает вести себя агрессивно, сохранять спокойствие, не повышать голос, не делать резких движений;
• Не пытаться подавлять гнев, не использовать оскорбительные, эмоциональные, оценочные выражения. Давление увеличивает сопротивление. Лучше разобраться, в чем причина;
• Показать, что вы его понимаете;
• Если гнев силен, то нужно попросить ребенка выйти в другую комнату и успокоиться самостоятельно, после чего будет продолжен разговор;
• Лучше, чтобы не было публики, свидетелей. Если невозможно обеспечить это условие, то лучше отложить разговор на потом;
• Ни в коем случае не осуждать ребенка в целом, только его поступок;
• Объяснить, что агрессивное поведение вредно и неэффективно как для окружающих его людей, так и для самого школьника, и рассказать, как лучше было бы поступить в сложившейся ситуации.
Во-вторых, взрослым необходимо проводить работу с агрессивным младшим школьником по нескольким направлениям:
Развитие культуры общения, обучение приемлемым конструктивным формам поведения в различных ситуациях, особенно в конфликтных;
Работа с эмоциональной сферой – развитие эмпатии*, умения понимать свои чувства и чувства других людей;
*Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Формирование самоконтроля, способности владеть собой в сложных ситуациях;
Обучение безопасным способам выражения агрессии.
Итак, агрессия – это верный признак того, что у ребенка существуют какие-то проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно. Не стоит его клеймить и относиться к нему негативно и подозрительно. Это только закрепит агрессивную манеру поведения. Поэтому от родителей и учителей требуется огромное терпение и внимание к агрессивному школьнику, чтобы разобраться в проблемах и научить его эффективно действовать в любых ситуациях.
Как справиться с агрессивным поведением младшего школьника
Как бороться с агрессивностью? Как пробудить в ребенке желание проявлять доброе отношение к окружающим? Вот несколько правил поведения учителя с агрессивным ребенком младшего школьного возраста..
Правила поведения педагога с учащимся с агрессивным поведением.
Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.
Правило 2. Не усиливать напряжение ситуации.
Правило 3. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Правило 4. Контролировать собственные негативные эмоции.
Правило 5. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.
Правило 6. Сохранять положительную репутацию Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное — публичное осуждение и негативная оценка Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защиты и защитного поведения. Их цель — сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за ребенком, становятся самостоятельной побудительной силой агрессивного поведения личности.
Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и учителей. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.
Интернетресурсы: http://www.rastut-goda.ru
https://infopedia.su/3x97a4.html
infourok.ru