Агрессия как доминанта поведения современных подростков проект – Проект по психологии (9 класс): Агрессия как доминанта поведения современных подростков

Проект по психологии (9 класс): Агрессия как доминанта поведения современных подростков

Психология

Тема: «Агрессия как доминанта поведения современных подростков»

Руководитель: Татевосян Мариам Микити,

педагог-психолог МБОУ СОШ №5

Красный Сулин 2018


Оглавление

1. Теоретический анализ проблематики……………………………………………4

1.1. Психологические особенности подросткового возраста……………..……….4

1.2. Понятие агрессии и агрессивного поведения……………………….………….6

1.3. Агрессивное поведение подростков……………………………………..…….7

Выводы………………………………………………………………………………..8

2. Исследование агрессивного поведения подростков………………..…..……..10

2.1. Методики диагностики агрессивного поведения подростков…………..….10

2.2. Диагностика агрессивности среди подростков………………………………11

Выводы………………………………………………………………………….…..12

Литература…………………………………………………………………………..13

Приложение………………………………………………………………………….14

Аргументы выбора темы.

Тревожным симптомом является рост числа подростков, поведение которых отклоняется от норм принятых в обществе. Мы ежедневно наблюдаем ролики в интернете, где показана подростковая жестокость по отношению к сверстникам.

Цель работы: выявить специфику агрессивного поведения подростков и формы его коррекции.

 Актуальность темы заключается в том, что в последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков. Демонстрация насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого. Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна.

Гипотеза: учитывая, что большинство подростков любят рисовать, а рисование является терапевтическим методом, я считаю возможным коррекцию агрессивного поведения  посредством изотерапии.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

1.        Провести анализ литературных источников по вопросу психологических особенностей подросткового возраста.

2.        Изучить понятие агрессия и агрессивное поведение.

3.        Подобрать методику и провести исследование среди подростков.

4.        Провести занятие для подростков.

5.        Составить выводы.

1. Теоретический анализ проблематики

1.1. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать возраст от 12 до 17 лет, однако данный период применим не ко всем детям, и варьируется в диапазоне  1-2 года в зависимости от быстроты развития ребенка, его способностей.

Подростковый возраст считается самым трудным периодом  формирования личности. Это время, когда ребенок находится между стадиями «Детство» и «Зрелость». Подростковый период полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. [1]

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки. Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка. [4]

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

По мнению отечественных учёных, подростковый период характеризуется такими психологическими особенностями, как:

1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации. В.В. Ковалев отмечал, что это стремление к взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежности к детям. Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений с взрослыми.

2. Реакция группирования со сверстниками. Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, учебная деятельность отходит на задний план. По мнению А.Е. Личко, вхождение в группу сверстников на правах равенства, сотрудничества – важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Ребята общаются группами, дружба их очень эмоциональна, насыщена множеством переживаний.

3. Возникновение интереса к противоположному полу. А.В. Матюхина говорила о том, что физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Появляется любовно-дружеские очень эмоциональные отношения. Безответная симпатия нередко становится источником очень сильных переживаний. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отношений.

4. Развитие самосознания. Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л.С.Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. М.В.Гамезо, говорил «Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка».

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями. [1]

Соц. ситуация развития

Ведущая деятельность

Новообразования

На первый план выходит общение со сверстником. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей

1)В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. Появляется интерес к собственной личности.

2) В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения

1)В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью

2)Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.

3) — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, своё место в обществе и своё назначение в жизни.

1.2. Понятие агрессии и агрессивного поведения

Агрессия. Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. И все они чем-то да различаются. Однако изначально надо отметить, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».

  1. Согласно Арнольду Бассу (известному психологу), агрессия – это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям.
  2. Зильман утверждает, что агрессия – это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы.
  3. Иные же ученые говорят о том, что агрессия является оправданной только в том случае, если есть желание нанести обиду или ущерб человеку (а не только конечный результат).

В психологическом словаре определение агрессии звучит так: «Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт» [9]

Что же такое агрессивное поведение?

Агрессивное поведение- это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.

Формы агрессии:

  • Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;
  • Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;
  • Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;
  • Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;
  • Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;
  • Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.

Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы.

Виды агрессии:

  • Наступательная агрессия предполагает, что агрессор наносит психические или физические повреждения жертве, которая не применяла насилия.
  • Защитная агрессия подразумевает агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого.
  • Ответная агрессия означает мщение другому, с нанесением повреждений, в ответ на ранее нанесенные повреждения.
  • Спровоцированная агрессия является активным нападением, повлекшим за собой ответную агрессивную реакцию.
  • Неспровоцированная или немотивированная агрессия означает, что нападающий осуществил агрессивные действия в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора.
  • Неконтролируемая агрессия является результатом раздражения и осуществляется с целью снять напряжение и чувство раздражения.
  • Побудительная агрессия означает агрессивное поведение, проводимое с целью вызвать внешнюю ответную стимуляцию.
  • Санкционированная агрессия не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.

1.3. Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми.

Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации.

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные:

Семейные

Личностные

Ситуативные

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя

Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:

Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:

Безразличие и враждебное отношение к ребенку

Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений

Чрезмерный контроль и опека

Безучастность к жизни подростка

Отсутствие эмоциональной связи

Унижение и оскорбление, особенно публичные

Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Страх, ожидание наихудшего

Неуверенность в безопасности

Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания

Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе

Ощущение своей вины в чем либо

Чувство одиночества

Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки

Болезнь

Неправильный рацион питания

Чрезмерное увлечение компьютерными играми

Локальные неприятные ситуации в семье

Поведенческие проявления агрессивного подростка:

1. Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ребенка, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.

2. У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны. [7]

Выводы

Теоретический анализ темы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Подростковый возраст считается самым трудным периодом  формирования личности (возраст от 12 до 17 лет). Так как происходит изменение объективных связей под влиянием изменения ценностей. На данном этапе происходят глобальные изменения в самосознании. И многие психологи отмечают главным новообразованием подросткового периода именно формирование внутреннего ощущения «Я».
  2. Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт.
  3. Агрессивное поведение- это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.
  4. Одной из главных причин проявления агрессии у подростков – желание привлечь к себе внимание. Агрессия – своеобразная просьба о помощи. За агрессией зачастую скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.

Агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении

2. Исследование агрессивного поведения подростков

2.1. Методы диагностики агрессивного поведения подростков

Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики:

— наблюдение

— интервью

— проективные методики

— тесты

Метод наблюдения – самый древний метод сбора психологической информации, он играет немаловажную роль в исследовании поведения ребенка, по крайней мере, по двум основаниям.

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики:

Одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»

Одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии – «Опросник Басса-Дарки». Согласно известным представления, агрессия является одним из наиболее распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А.Бассом и А.Дарки был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике. [14]

В нашей работе была использована методика  «Агрессивное поведение»        Е.П. Ильин, П.А. Ковалев (приложение 1). Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Методика позволяет выявить:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии
  3. Склонность к косвенной физической агрессии
  4. Склонность к прямой физической агрессии

2.2. Диагностика агрессивности среди подростков

Нами было проведено тестирование в 9 классе. Количество участников тестирования 20 подростков в возрасте 14-15 лет. При исследовании была использована методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Анализ результатов свидетельствует о следующем:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии выявлено у 5подростков;
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии выявлено у 5подростков;
  3. Склонность к косвенной физической агрессии выявлено у 2 подростков;
  4. Склонность к прямой физической агрессии выявлено у 1подростка;

То есть, в данной подростковой группе чаще агрессия проявляется в словестной форме (некрасивые выражения, ругательства, возможно придумывание друг другу неприятных псевдонимов и т.д.)

После диагностики мной под руководством педагога-психолога было проведено развивающее занятие «Нарисуй чувство».  На занятии подросткам, у которых был выявлен высокий уровень агрессии (вербальной или физической) было предложено изобразить чувство агрессии. После выполнения задания был задан вопрос: «А что бы вы хотели испытывать вместо агрессии?». Все участники назвали положительные чувства: радость, любовь, приятное волнение…  Подросткам было предложено нарисовать то чувство, которое они назвали.

После занятия участники заполнили анкету со следующими вопросами:

1. Понравилось ли тебе занятие?

2.Если Вы испытали следующие ощущения, то отметьте это на бланке:

  1. Мышечное расслабление;
  2. Эмоциональную разгрузку;

Нами был проведен анализ анкет и получены следующие результаты:

Всем участникам занятия понравилась форма работы.

Из 13 участников занятия 6 подростков отметили расслабление в теле, 13 эмоциональную разгрузку.

Выводы

     Нами было проведено исследование среди подростков в возрасте 14-15 лет. Результаты исследования свидетельствуют о том, что действительно учащиеся подросткового возраста склонны к агрессивному поведению в том или ином проявлении. В диагностируемой группе вербальная агрессия носит доминирующий характер (у 50 % исследуемых подростков).  В связи с потребностью нами было разработано и проведено занятие с подростками.

     Так как 100% участников занятия в анкете указывают на эмоциональную разгрузку, а 78% на мышечное расслабление мы можем говорить о том, что занятия с  использованием рисования являются эффективными для снятия агрессивного состояния у подростков. Данная техника может стать для подростков методом регуляции  собственного состояния. А для учителей способом разгрузки в работе с подростками.

Литература:

1) Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.

2) Мурадова В. И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 413-415.

3) Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929

4) Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.

5) Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с

6) Выготский, Л.С. Психология детского возраста (1930) Л.С.Выготский. — М.: Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с

7) Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 4. С. 120-125.

8) Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2015. № 4. С. 85-92.

9) Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2006. 815 с. (Серия «Большая психологическая энциклопедия»).

10) Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2011. 352 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).

13) Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. — М., 2014. — 752 с.

14)  Общая психодиагностика /Под ред .А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13. 
15)  Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика /Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17. 

Приложение 1

Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Шкалы:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии
  3. Склонность к косвенной физической агрессии
  4. Склонность к прямой физической агрессии

Назначение теста: методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

Инструкция к тесту: «Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».

Опросник

  1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
  5. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
  6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
  7. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
  9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
  10. При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
  11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
  12. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
  13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
  14. Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
  15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
  16. В детстве мне нравилось драться.
  17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
  18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
  19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
  20. Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
  21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
  22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
  23. Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
  24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
  25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
  26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
  27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
  28. Я не способен ударить человека.
  29. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
  30. Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
  31. Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
  32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
  33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
  34. После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
  35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
  36. Я никогда не любил драться.
  37. Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
  38. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
  39. Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
  40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

Обработка результатов и интерпретация

  Склонность к прямой вербальной агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37. 
Ответы «Нет»: 25, 29, 33.

  Склонность к косвенной вербальной агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38. 
Ответы «Нет»: 22, 26.

  Склонность к косвенной физической агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35. 
Ответы «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.

  Склонность к прямой физической агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32. 
Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

nsportal.ru

АГРЕССИЯ КАК ДОМИНАНТ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, целью которых является нанесение страданий и ущерба другим. Агрессивное поведение характеризуется применение насилия по отношению не только к людям, но и к животным, такое поведение вызывает конфликт из внешней среды. Конфликт этот может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления от демонстрации неприязни, недоброжелательности до вербальной агрессии и применения грубой силы.

Настоящей целью работы с агрессивными подростками является рассмотрение данной проблемы и выявление способов, которые могут разрешить эту проблему.

Непосредственными задачами работы являются:

  1. анализ происхождения агрессивности;
  2. причины возникновения агрессивности в подростковом возрасте
  3. рассмотрение некоторых способов, которые способствуют преодолению агрессивного поведения у детей.

Для выявления причин подростковой агрессивности и выявления способов ее преодоления, необходимо понять, что представляет собой подросток и на что похожа его агрессивность.

С точки зрения взрослого человека агрессивность — это негативное или  отрицательное поведение, которое осложняет жизнь, затрудняет обучение, общение и воспитание ребенка. Агрессивность наносит объективный ущерб материальному миру и миру людей. Проблема агрессивности, особенно подростковой, в последние годы остро встала перед обществом, требуя решений.

Большинство современных психологов выделяют два вида агрессивности. [1]

  1. Недеструктиʙная агрессия — настойчиʙое неʙраждебное самозащитное поʙедение, напраʙленное на достижение цели. Это ʙрожденный механизм, служащий для адаптации ʙ среде, для удоʙлетʙорения желаний, достижения целей разʙития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает челоʙека к конкуренции ʙ окружающем мире, защите сʙоих праʙ. Это качестʙо можно охарактеризоʙать как напористость.
  2. Враждебная деструктиʙность — злобное поʙедение, неприятие, ненаʙисть, ярость, мстительность. Это тоже разноʙидность самозащиты, которая актиʙизируется ʙ результате сильных неприятных пережиʙаний (боль, дистресс). Сюда же относятся желание причинить боль другому и удоʙольстʙие, получаемое от этого (садизм).

Принято разделять агрессию на враждебную и инструментальную.

Враждебная агрессия проявляется в случае, когда главной целью агрессора, является принесение вреда жертве. Люди с враждебной агрессией, стремятся принести зло или ущерб тому, на кого они нападают. Инструментальная агрессия, определяется тем, что люди наоборот, не преследуют цели нанести вред или урон, они нападают на других по причинам не связанным с причинением вреда. Цели, не преследующие нанесение вреда, стоящие за многими агрессивными действиями, являются принуждением и самоутверждением. По наблюдению Паттерсона, все дети используют разнообразные средства негативного поведения: отказываются слушать своих родителей, плачут и капризничают, и стучат кулаками.

Существует множество причин подростковой агрессивности, но всегда важно рассматривать ее, прежде всего, в поведении ребенка, а так же его социального окружения и психологических факторов, влияющих на его развитие в общем. Поведение подростка всегда связанно с его успехами, личными достижениями и, конечно, отношениями в семье.

Подросткоʙый ʙозраст — это самый долгий период в жизни человека, который характеризуется рядом физических и психологических изменений. В это время происходит развитие личности, так сказать, ее перерождение. Психологические особенности подросткового возраста получили название подросткового комплекса или подросткового кризиса.

Подросткоʙый ʙозраст считается самым конфликтным и трудным, и ʙзрослые, зачастую думают, что все должно пройти само собой, но не всегда это получается. С одной стороны многие сложности ʙзросления ʙ подросткоʙом ʙозрасте носят преходящий характер. Но было бы наиʙно полагаться, что подросткоʙый ʙозраст можно изолироʙать от внешнего мира, избавить от всех происходящих событий, которые ребенок пережиʙает ʙ сʙои 13—17 лет, что все это не поʙлияет на дальнейшую жизнь ʙзрослого челоʙека, не прояʙятся ʙ тех или иных чертах характера, не скажутся на дальнейшем жизненном ʙыборе.

Подростковый ʙозраст является так называемым катализатором, который на фоне внутренних изменений, усиливает формирование самооценки и самосознания, осмысление моральных ценностей, пересмотр ценностных ориентаций и, так называемое, ощущение взросления. Психологам и педагогам известно, что во время переходного возраста, зачастую, у детей возникают разнообразные эмоциональные нарушения, связанная с еще незрелостью личности, нарушения деятельности и, конечно же, нарушение когнитивных функций.

Психологи часто наблюдают ситуацию, когда в подростковом возрасте у детей появляются психологические расстройства и расстройства личности. И если для некоторых подростках это является периодом адаптации и у них все проходит, то у других эти расстройства усугубляются и приносят вред здоровью. В подростковом возрасте, вектор формирования личности находится в подвесном состоянии, который может резко отклоняться и в положительном состоянии и в отрицательном.

Психическое развитие в подростковом возрасте разворачивается на фоне целого ряда парадоксов. [1]

  • Романтизм идет рука об руку с цинизмом.
  • Волевые устремления могут реализовываться как в «воспитании характера», так в упрямстве и негативизме.
  • Самооценка может изменяться от неадекватно завышенной до неадекватно низкой.
  • Эгоцентрическая доминанта тесно переплетается с неудержимой тягой к общению и шумным компаниям.

Все эти противоречия являются далеко не мнимыми, они объективно характеризуют не простой путь взросления подростка, но подросток это не диагноз, а всего лишь период в жизни каждого. К своим 17-18 годам, большинство уже самостоятельно решать все свои проблемы и противоречия, не применяя агрессию, по отношению к другим.

Главное противоречие подросткового возраста состоит в том, что их желание быть независимыми от родителей не оказывается реальным, отсюда вытекают агрессивные последствия в адрес родителей. Большинство детей не задумываются о том, что в стремлении сделать все по своему, не так, как говорят им родители, связывает их с моделью негативного поведения. Очень часто дети совершают такие поступки, при которых родители идут у них на поводу, но это не правильно, если постоянно потакать детским капризам, можно потерять контроль над ребенком, он просто перестанет слушаться и при малейшем неудовлетворении будет агрессировать. Часто протестом на родительские запреты, подростки применяют метод ухода из дома, показывая, какие они самостоятельные, они не задумываются о последствиях такого своего поведения.

Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны. Именно это противоречие является первой и наиболее распространенной причиной роста агрессивности в подростковом возрасте.

Работа с трудными подростками и их родителями рассматривается психологами как восстановление единства семьи, путям нормализации взаимоотношений всех членов семьи, Она состоит из обсуждения семейных трудностей подростка и его родителей и нахождения выхода из этих трудностей. Работа с семьей нацелена на взаимодействие всех членов семьи, все они должны принимать участие в решении их общей проблемы, осознании родителями причин такого состояния ребенка, совместные обсуждения с родителями задач терапии, параллельная работа с детьми и родителями. При правильной работе, получается положительный результат, это является успехом семейной терапии, при которой родители осознают и понимают причины агрессивности своего ребенка. Тогда уже родители начинают понимать, как действовать в той или иной ситуации, понимают как держать ситуацию под контролем.

Параллельно проводятся индивидуальные беседы с каждым членом семьи, беседы проводятся в то время, когда подростком выполняется задание специалиста. В результате семейных обсуждений происходит выравнивание отношений между родителями и изменение их взглядов на детей. В то же время у детей после нескольких сеансов индивидуальной работы наблюдается уменьшение агрессивных проявлений.

Чаще всего для подростков психологи используют метод психодрама: сначала он разыгрывают такие сюжеты, которые хочет ребенок, затем такие, которые предлагают родители или специалист, нужно заметить, что в дальнейшем нужно предлагать реальные ситуации, которые происходят в семье, не только положительного характера, но и агрессивные. Важно наблюдать за реакцией и эмоциями ребенка в это время. Очень важно, чтобы проводилось не простое «проигрывание» происшедших ситуаций, а чтобы эти ситуации неоднократно переигрывались с целью найти наиболее правильный вариант поведения всех участвующих в них. Так же необходимо выполнять, так сказать, домашнее задание, которое специалист назначит. Это может быть проведение аналогичных игр, но уже в домашней обстановке, а на следующем занятии провести анализ этих игр. Такие игры позволяют и детям и родителям почувствовать себя на месте другого, помогает наладить отношения между всеми членами семьи и изменить их в нужную сторону.

Таким образом, в процессе семейной терапии последовательно решаются проблемы агрессивного ребенка, производится коррекция отношений между ребенком и родителями, а заодно — и между родителями. [3] Подростам необходимо научиться контролировать свою агрессию, эмоции, научиться прислушиваться к старшим и делать так, как они говорят, чтобы не было негативных последствий, так же научиться выражаться культурно, а не бранью в лексике, которая не присуща. Стоит больше развиваться духовно и культурно, чтобы не сталкиваться с конфликтами во внешнем мире.

Заключение

Итак, можно сказать, что в подростковом возрасте отклоняющимся поведением является агрессивное поведение, принимающие зачастую враждебную форму (оскорбление, насилие). Для некоторых подростков, насилие является способом выражения себя среди сверстников. Участие в драках помогает утвердиться, показать всю свою «крутость». И все это происходит не только с мальчиками, в современном мире, все чаще отклоняющие поведение наблюдается у девочек-подростков, которые хотят быть замеченными.

Условием делинквентного поведения является избыток свободного времени и отсутствие положительных увлечений у ребенка. Сейчас у большинства подростков отмечаются неполные семьи с нарушенными функциональными связями. В полноценных семьях так же нередко наблюдается агрессия подростков, это вызвано чрезмерным контролем, наставлениями и поучениями, в связи с ними дети берут и уходят из дома в протест родителям.

Ситуации, приводящие к нравственной деформации личности начиная с детского возраста, являются недостатки семейного воспитания, жестокость родителей (детское насилие), агрессивность в сторону ребенка, замкнутость- в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Самым важным является вовремя заметить агрессию подростка и принять ее во внимание, провести ряд мер, которые помогут преодолеть данное состояние.

 

Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
  3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М., 2010.

sibac.info

Агрессия как доминанта поведения современных подростков

Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.

А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте. Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует. Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение. Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения. Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого. На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических .Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.

Причины агрессивного поведения подростков

Психологи называют одной из главных причин проявления агрессии у подростков – желание привлечь к себе внимание. Агрессия – своеобразный крик о помощи. За агрессией зачастую скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.

Причины агрессивного поведения подростков:

  • возрастной кризис

  • неблагоприятная обстановка в семье, детском саду, школе

  • комплекс неполноценности

  • наследственность

  • гормональные нарушения

  • заболевания организма

  • злоупотребление алкоголем, наркотиками, антидепрессантами

Особенности агрессивного поведения подростков

Особенности агрессивного поведения подростков во многом зависят от гендерного признака. Если девушки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то молодые люди – применять физическую силу.Психологи отмечают такие виды агрессивного поведения подростков – физическая агрессия, косвенная агрессия (сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми), вербальная агрессия ( крики, вопли, ссоры, угрозы, проклятья), негативизм, обида, подозрительность.Согласно статистическим данным, мальчики проявляют агрессию больше и чаще, нежели девочки. И их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.Исследования показывают, что основной причиной проявления агрессии в подростковом возрасте является отсутствие родительской любви и заботы. «Недолюбленным» детям, в семьях которых царит атмосфера недоверия, насилия и оскорблений, сложнее адаптироваться в учебных заведениях, так как они несут подобную схему общения в общество.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте, прежде всего, вызвано недопониманием в семьей. Дальше следуют возрастные кризисы, влияние СМИ и кинематографа, употребления алкоголя и наркотиков, проблемы с учебой и сверстниками, а также наследственные заболевания.

Для мальчиков характерная физическая форма агрессии, для девочек – вербальная. Резкое различие агрессивности по гендерному признаку наступает в возрасте 14-15 лет.

Психологические особенности агрессивного поведения подростков

В подростковом возрасте происходит половое созревание и психологическое взросление, желание конфликтовать со всем миром, и особенно – учителями и родителями, ограничивающими жизнь. Этот период наиболее сложный и противоречивый для любого подростка. Психологические особенности агрессивного поведения подростков зависят от их места в обществе, социального уровня. Между агрессией и агрессивностью существует разница. Агрессивность – это черта характера, а агрессия – эмоциональное состояние, которое поддается корректировке при правильно выбранном способе.Психологические особенности агрессивного поведения у мальчиков и девочек отличаются как по характеристике, так и по времени. Ведь половое созревание у девочек начинается на год-два раньше.

Формы агрессивного поведения подростков

Формы агрессивного поведения подростков бывают двух видом – вербальная и физическая.

К вербальной форме чаще всего прибегают девочки, это – словесное оскорбление и унижение. Вербальная агрессия бывает косвенной и прямой.

Физическая агрессия больше свойственна мальчикам. Прямая физическая агрессия – это физическое унижение. Косвенная физическая агрессия – нанесение морального ущерба. Символическая физическая агрессия – запугивание и угрозы.

Реальная форма агрессии – нанесение физических травм.

Диагностика агрессивного поведения подростков

Диагностика агрессивного поведения подростков проводится специалистами – психологами, психотерапевтами. Для этого разработано ряд программ и тестов, которые за пару минут позволяют определить, должна ли агрессивность данного подростка подвергаться корректировке, или же у него просто сегодня плохое настроение.Зачастую подростки отказываются признать агрессивность своего поведения, не хотят общаться с психологами, проходить тесты. Убедить их в необходимости диагностики – задача родителей и психолога.

Презентация агрессивное поведение подростков включает в себя диагностику агрессивности, правильный подбор методов коррекции агрессивного поведения.

В подростковом возрасте впервые происходит отрицание общепризнанной морали, желание идти всем и всему наперекор, создать собственную систему ценностей. Если пытаться влиять на подростка силой, скорее всего, это ни к чему не приведет. Именно по этой причине конфликт подросток+учитель тяжелее всего поддается корректировке, так как педагоги действуют по правилам, не желая уступать, пытаться понять агрессивного подростка, причину его агрессии.

multiurok.ru

Агрессия как доминанта поведения современных подростков

Аргументы выбора темы.

Тревожным симптомом является рост числа подростков, поведение которых отклоняется от норм принятых в обществе. Мы ежедневно наблюдаем ролики в интернете, где показана подростковая жестокость по отношению к сверстникам.

Цель работы: выявить специфику агрессивного поведения подростков и формы его коррекции.

 Актуальность темы заключается в том, что в последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков. Демонстрация насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого. Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна.

Гипотеза: учитывая, что большинство подростков любят рисовать, а рисование является терапевтическим методом, я считаю возможным коррекцию агрессивного поведения  посредством изотерапии.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ литературных источников по вопросу психологических особенностей подросткового возраста.
  2. Изучить понятие агрессия и агрессивное поведение.
  3. Подобрать методику и провести исследование среди подростков.
  4. Провести занятие для подростков.
  5. Составить выводы.
  1. Теоретический анализ проблематики

1.1. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать возраст от 12 до 17 лет, однако данный период применим не ко всем детям, и варьируется в диапазоне  1-2 года в зависимости от быстроты развития ребенка, его способностей.

Подростковый возраст считается самым трудным периодом  формирования личности. Это время, когда ребенок находится между стадиями «Детство» и «Зрелость». Подростковый период полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. [1]

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки. Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка. [4]

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

По мнению отечественных учёных, подростковый период характеризуется такими психологическими особенностями, как:

  1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации. В.В. Ковалев отмечал, что это стремление к взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежности к детям. Подросток стремиться расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений с взрослыми.
  2. Реакция группирования со сверстниками. Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, учебная деятельность отходит на задний план. По мнению А.Е. Личко, вхождение в группу сверстников на правах равенства, сотрудничества – важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Ребята общаются группами, дружба их очень эмоциональна, насыщена множеством переживаний.
  3. Возникновение интереса к противоположному полу. А.В. Матюхина говорила о том, что физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Появляется любовно-дружеские очень эмоциональные отношения. Безответная симпатия нередко становится источником очень сильных переживаний. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отношений.
  4. Развитие самосознания. Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л.С.Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. М.В.Гамезо, говорил «Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка».

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями. [1]

Соц. ситуация развития

Ведущая деятельность

Новообразования

На первый план выходит общение со сверстником. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей

1)В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. Появляется интерес к собственной личности.

2) В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения

1)В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью

2)Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.

3) — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, своё место в обществе и своё назначение в жизни.

1.2. Понятие агрессии и агрессивного поведения

Агрессия. Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. И все они чем-то да различаются. Однако изначально надо отметить, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».

  1. Согласно Арнольду Бассу (известному психологу), агрессия – это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям.
  2. Зильман утверждает, что агрессия – это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы.
  3. Иные же ученые говорят о том, что агрессия является оправданной только в том случае, если есть желание нанести обиду или ущерб человеку (а не только конечный результат).

В психологическом словаре определение агрессии звучит так: «Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт» [9]

Что же такое агрессивное поведение?

Агрессивное поведение- это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.

Формы агрессии:

  • Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;
  • Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;
  • Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;
  • Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;
  • Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;
  • Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.

Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы.

Виды агрессии:

  • Наступательная агрессия предполагает, что агрессор наносит психические или физические повреждения жертве, которая не применяла насилия.
  • Защитная агрессия подразумевает агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого.
  • Ответная агрессия означает мщение другому, с нанесением повреждений, в ответ на ранее нанесенные повреждения.
  • Спровоцированная агрессия является активным нападением, повлекшим за собой ответную агрессивную реакцию.
  • Неспровоцированная или немотивированная агрессия означает, что нападающий осуществил агрессивные действия в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора.
  • Неконтролируемая агрессия является результатом раздражения и осуществляется с целью снять напряжение и чувство раздражения.
  • Побудительная агрессия означает агрессивное поведение, проводимое с целью вызвать внешнюю ответную стимуляцию.
  • Санкционированная агрессия не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.

1.3. Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми.

Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается, а также теми качествами, эмоциями и склонностями, которые он проявляет в этой ситуации.

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные:

Семейные

Личностные

Ситуативные

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя

Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:

Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:

Безразличие и враждебное отношение к ребенку

Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений

Чрезмерный контроль и опека

Безучастность к жизни подростка

Отсутствие эмоциональной связи

Унижение и оскорбление, особенно публичные

Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Страх, ожидание наихудшего

Неуверенность в безопасности

Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания

Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе

Ощущение своей вины в чем либо

Чувство одиночества

Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки

Болезнь

Неправильный рацион питания

Чрезмерное увлечение компьютерными играми

Локальные неприятные ситуации в семье

Поведенческие проявления агрессивного подростка:

  1. Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ребенка, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.
  2. У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны. [7]

Выводы

Теоретический анализ темы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Подростковый возраст считается самым трудным периодом формирования личности (возраст от 12 до 17 лет). Так как происходит изменение объективных связей под влиянием изменения ценностей. На данном этапе происходят глобальные изменения в самосознании. И многие психологи отмечают главным новообразованием подросткового периода именно формирование внутреннего ощущения «Я».
  2. Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящий вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт.
  3. Агрессивное поведение- это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.
  4. Одной из главных причин проявления агрессии у подростков – желание привлечь к себе внимание. Агрессия – своеобразная просьба о помощи. За агрессией зачастую скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.

Агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении

  1. Исследование агрессивного поведения подростков

2.1. Методы диагностики агрессивного поведения подростков

Для определения уровня агрессивности у учащихся используются следующие методы диагностики:

— наблюдение

— интервью

— проективные методики

— тесты

Метод наблюдения – самый древний метод сбора психологической информации, он играет немаловажную роль в исследовании поведения ребенка, по крайней мере, по двум основаниям.

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Хороший результат в диагностике агрессивности дают проективные методики:

Одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивных детей – методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ). Другой достаточно распространенный проективный диагностический метод для изучения агрессивности и причин нарушения поведения у детей является методика «Дом-дерево-человек»

Одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии – «Опросник Басса-Дарки». Согласно известным представления, агрессия является одним из наиболее распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

А.Бассом и А.Дарки был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике. [14]

В нашей работе была использована методика  «Агрессивное поведение»        Е.П. Ильин, П.А. Ковалев (приложение 1). Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Методика позволяет выявить:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии
  3. Склонность к косвенной физической агрессии
  4. Склонность к прямой физической агрессии

2.2. Диагностика агрессивности среди подростков

Нами было проведено тестирование в 9 классе. Количество участников тестирования 20 подростков в возрасте 14-15 лет. При исследовании была использована методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Анализ результатов свидетельствует о следующем:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии выявлено у 5подростков;
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии выявлено у 5подростков;
  3. Склонность к косвенной физической агрессии выявлено у 2 подростков;
  4. Склонность к прямой физической агрессии выявлено у 1подростка;

То есть, в данной подростковой группе чаще агрессия проявляется в словестной форме (некрасивые выражения, ругательства, возможно придумывание друг другу неприятных псевдонимов и т.д.)

После диагностики мной под руководством педагога-психолога было проведено развивающее занятие «Нарисуй чувство».  На занятии подросткам, у которых был выявлен высокий уровень агрессии (вербальной или физической) было предложено изобразить чувство агрессии. После выполнения задания был задан вопрос: «А что бы вы хотели испытывать вместо агрессии?». Все участники назвали положительные чувства: радость, любовь, приятное волнение…  Подросткам было предложено нарисовать то чувство, которое они назвали.

После занятия участники заполнили анкету со следующими вопросами:

  1. Понравилось ли тебе занятие?

2.Если Вы испытали следующие ощущения, то отметьте это на бланке:

  1. Мышечное расслабление;
  2. Эмоциональную разгрузку;

Нами был проведен анализ анкет и получены следующие результаты:

Всем участникам занятия понравилась форма работы.

Из 13 участников занятия 6 подростков отметили расслабление в теле, 13 эмоциональную разгрузку.

Выводы

     Нами было проведено исследование среди подростков в возрасте 14-15 лет. Результаты исследования свидетельствуют о том, что действительно учащиеся подросткового возраста склонны к агрессивному поведению в том или ином проявлении. В диагностируемой группе вербальная агрессия носит доминирующий характер (у 50 % исследуемых подростков).  В связи с потребностью нами было разработано и проведено занятие с подростками.

     Так как 100% участников занятия в анкете указывают на эмоциональную разгрузку, а 78% на мышечное расслабление мы можем говорить о том, что занятия с  использованием рисования являются эффективными для снятия агрессивного состояния у подростков. Данная техника может стать для подростков методом регуляции  собственного состояния. А для учителей способом разгрузки в работе с подростками.

Литература:

1) Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.

2) Мурадова В. И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 413-415.

3) Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929

4) Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.

5) Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с

6) Выготский, Л.С. Психология детского возраста (1930) Л.С.Выготский. — М.: Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с

7) Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 4. С. 120-125.

8) Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2015. № 4. С. 85-92.

9) Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2006. 815 с. (Серия «Большая психологическая энциклопедия»).

10) Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2011. 352 с: ил. (Серия «Мастера психологии»).

13) Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. — М., 2014. — 752 с.

14)  Общая психодиагностика /Под ред .А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13. 
15)  Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика /Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17. 

Приложение 1

Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Шкалы:

  1. Склонность к прямой вербальной агрессии
  2. Склонность к косвенной вербальной агрессии
  3. Склонность к косвенной физической агрессии
  4. Склонность к прямой физической агрессии

Назначение теста: методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

Инструкция к тесту: «Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».

Опросник

  1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
  5. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
  6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
  7. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
  9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
  10. При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
  11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
  12. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
  13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
  14. Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
  15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
  16. В детстве мне нравилось драться.
  17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
  18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
  19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
  20. Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
  21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
  22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
  23. Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
  24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
  25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
  26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
  27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
  28. Я не способен ударить человека.
  29. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
  30. Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
  31. Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
  32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
  33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
  34. После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
  35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
  36. Я никогда не любил драться.
  37. Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
  38. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
  39. Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
  40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

Обработка результатов и интерпретация

  Склонность к прямой вербальной агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37. 
Ответы «Нет»: 25, 29, 33.

  Склонность к косвенной вербальной агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38. 
Ответы «Нет»: 22, 26.

  Склонность к косвенной физической агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35. 
Ответы «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.

  Склонность к прямой физической агрессии: 
Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32. 
Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai

Агрессия как доминанта поведения современных подростков

Агрессивное поведение подростков

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.

А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте. Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует. Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение. Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения. Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого. На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических .Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.

Причины агрессивного поведения подростков

Психологи называют одной из главных причин проявления агрессии у подростков – желание привлечь к себе внимание. Агрессия – своеобразный крик о помощи. За агрессией зачастую скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.

Причины агрессивного поведения подростков:

  • возрастной кризис

  • неблагоприятная обстановка в семье, детском саду, школе

  • комплекс неполноценности

  • наследственность

  • гормональные нарушения

  • заболевания организма

  • злоупотребление алкоголем, наркотиками, антидепрессантами

Особенности агрессивного поведения подростков

Особенности агрессивного поведения подростков во многом зависят от гендерного признака. Если девушки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то молодые люди – применять физическую силу.Психологи отмечают такие виды агрессивного поведения подростков – физическая агрессия, косвенная агрессия (сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми), вербальная агрессия ( крики, вопли, ссоры, угрозы, проклятья), негативизм, обида, подозрительность.Согласно статистическим данным, мальчики проявляют агрессию больше и чаще, нежели девочки. И их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.Исследования показывают, что основной причиной проявления агрессии в подростковом возрасте является отсутствие родительской любви и заботы. «Недолюбленным» детям, в семьях которых царит атмосфера недоверия, насилия и оскорблений, сложнее адаптироваться в учебных заведениях, так как они несут подобную схему общения в общество.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте, прежде всего, вызвано недопониманием в семьей. Дальше следуют возрастные кризисы, влияние СМИ и кинематографа, употребления алкоголя и наркотиков, проблемы с учебой и сверстниками, а также наследственные заболевания.

Для мальчиков характерная физическая форма агрессии, для девочек – вербальная. Резкое различие агрессивности по гендерному признаку наступает в возрасте 14-15 лет.

Психологические особенности агрессивного поведения подростков

В подростковом возрасте происходит половое созревание и психологическое взросление, желание конфликтовать со всем миром, и особенно – учителями и родителями, ограничивающими жизнь. Этот период наиболее сложный и противоречивый для любого подростка. Психологические особенности агрессивного поведения подростков зависят от их места в обществе, социального уровня. Между агрессией и агрессивностью существует разница. Агрессивность – это черта характера, а агрессия – эмоциональное состояние, которое поддается корректировке при правильно выбранном способе.Психологические особенности агрессивного поведения у мальчиков и девочек отличаются как по характеристике, так и по времени. Ведь половое созревание у девочек начинается на год-два раньше.

Формы агрессивного поведения подростков

Формы агрессивного поведения подростков бывают двух видом – вербальная и физическая.

К вербальной форме чаще всего прибегают девочки, это – словесное оскорбление и унижение. Вербальная агрессия бывает косвенной и прямой.

Физическая агрессия больше свойственна мальчикам. Прямая физическая агрессия – это физическое унижение. Косвенная физическая агрессия – нанесение морального ущерба. Символическая физическая агрессия – запугивание и угрозы.

Реальная форма агрессии – нанесение физических травм.

Диагностика агрессивного поведения подростков

Диагностика агрессивного поведения подростков проводится специалистами – психологами, психотерапевтами. Для этого разработано ряд программ и тестов, которые за пару минут позволяют определить, должна ли агрессивность данного подростка подвергаться корректировке, или же у него просто сегодня плохое настроение.Зачастую подростки отказываются признать агрессивность своего поведения, не хотят общаться с психологами, проходить тесты. Убедить их в необходимости диагностики – задача родителей и психолога.

Презентация агрессивное поведение подростков включает в себя диагностику агрессивности, правильный подбор методов коррекции агрессивного поведения.

В подростковом возрасте впервые происходит отрицание общепризнанной морали, желание идти всем и всему наперекор, создать собственную систему ценностей. Если пытаться влиять на подростка силой, скорее всего, это ни к чему не приведет. Именно по этой причине конфликт подросток+учитель тяжелее всего поддается корректировке, так как педагоги действуют по правилам, не желая уступать, пытаться понять агрессивного подростка, причину его агрессии.

multiurok.ru

Материал по теме: Агрессивное поведение подростков и его коррекция

Агрессивное поведение подростков и его коррекция

Введение

Агрессия – это форма девиантного поведения, выражающаяся в проявлении агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и деструктивными действиями, цель которых – нанесение вреда или оскорбления окружающим [7, с.253].

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии и педагогики.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

По мнению Семенюка Л.М. агрессией называется разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения [14, с.58].  

 Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности, что приводит к возникновению межгрупповых и межличностных конфликтов [7, с.247].

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

В этих условиях особенно актуализуется анализ проблемы агрессивного поведения подростков, который показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных причин агрессивности растущих людей и выработки действенных средств ее предотвращения и нивелирования, т.е. проблемы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков  [7, с.247].

nsportal.ru

Исследовательская работа на тему «Агрессия у подростков» — Информио

В последние годы отмечается увеличение показателей, связанных агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Эти социально опасные явления, обусловленные как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами, вызывают серьезное беспокойство у общественности.

На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность, социальная напряженность в стране, подмена ценностей и др. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку.

Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция заполненные сценами насилия, обмана, секса – «научают» действовать агрессивно. Внедрение западной модели культуры привело в России к деградации личности и традиционных духовных ценностей.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи [6].

Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Увеличились случаи жестокого обращения с детьми в семье. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы моего исследования.

Цель: изучить особенности агрессии подростков, выявить  причины и факторы агрессивного поведения.

Задачи:

  • Дать определение понятиям «агрессия», «агрессивность», «враждебность»;
  • Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у подростков;
  • Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние на появление агрессивного поведения;
  • Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию студентов первокурсников;
  • Предложить способы предупреждения.

Методы: анкетирование, анализ, обобщение полученной информации.

Объект исследования: студенты подросткового возраста ЧПОУ ТОСПО ТюмКэуп.

Предмет изучения: причины агрессивного поведения.

Гипотеза: если у подростков наблюдаются неблагоприятные факторы и условия личностного развития, то кризисное состояние возраста приводит к агрессивному поведению.

Читать текст работы (оригинал): Исследовательская работа на тему «Агрессия у подростков»

www.informio.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о