Агрессия у подростков презентация – Презентация к уроку по теме: Агрессия у подростков

Родительское собрание «Профилактика агрессивного поведения подростков»

Данная презентация поможет в проведении родительского собрания, разъяснит родителям природу   агрессивного поведения  подростков, и поможет провести профилактику агрессии

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Профилактика агрессивного поведения подростков»»

« Агрессия детей: ее причины и предупреждение»

Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей.

Что такое агрессия?

  • Агрессия – (от лат. «agressio» – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
  • Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

Формы проявления агрессии:

  • Физическая агрессия
  • Косвенная агрессия 
  • Раздражение 
  • Негативизм 
  • Обидчивость 
  • Подозрительность 
  • Вербальная агрессия 
  • Чувство вины 

Факторы, влияющие на агрессивное поведение

  • Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения
  • Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость
  • Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Возможные причины:

  • Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)
  • Неблагополучие семьи
  • Гиперопека или равнодушие со стороны родителей
  • Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)
  • Недовольство собственной внешностью

Возможные причины:

  • Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)
  • Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.
  • Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)
  • Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

Анкета: «Уровень агрессивности ребёнка» (если согласны с утверждением 1 балл, если нет-0 баллов)

  • 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то,  что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  • 11.  В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все  наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Результат

  • 15-20 баллов – высокая агрессивность.
  • 7-14 баллов – средняя агрессивность.
  • 1-6 баллов – низкая агрессивность.

Как вести себя с агрессивным подростком?

♦  Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.

♦ Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.

♦ Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести.

♦ Сделайте всё, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

Задачи родителей :

  • Контроль над  собственными негативными  эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.
  • Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
  • говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык  «Я-сообщений»; (Я-переживаю, Мне больно видеть..)
  • «активно слушать» его внутренний мир;
  • не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;
  • Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.

Величайшее в жизни счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

Виктор Гюго

kopilkaurokov.ru

Материал (5, 6 класс) на тему: Презентация для родительского собрания на тему «Агрессия подростков»

Слайд 1

Подростковая агрессия Выполнила учитель английского языка: Дадочкина Татьяна Николаевна МБОУ СОШ №72 Г. Хабаровск Агрессия подростков – одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса

Слайд 2

Агрессия подростков – это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями

Слайд 3

Формы агрессии: — Физическая: подросток использует физическую силу против других . Вербальная: подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика. Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым. Подозрительность: подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяя им, считая что «все против него» Косвенная агрессия: подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля). Обида: подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или на «весь мир». Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия): подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.

Слайд 4

Как бороться с проявлениями агрессии? Шаг 1 Не проявлять агрессию самому. Вместо того, чтобы успокоить ребенка, родительская агрессия зачастую вызывает эффект «снежного кома», только усугубляя ситуацию. Возьмите себя в руки. Кстати, это же касается и проявления агрессии к другим членам семьи: если подросток видит, что родители ругаются, он может брать с них пример: вам можно, а почему мне нельзя?

Слайд 5

Шаг 2 Выбрать оптимальный стиль воспитания. А вторитарный: чрезмерно жесткий, не учитывающий мнения и желания ребенка Попустительский: когда родителям, грубо говоря, наплевать на ребенка и он растет сам по себе Непоследовательный: родители накладывают запреты, а потом забывают о них, дают ребенку обещания, но не выполняют Принимающий стиль: несмотря на то, что окончательные решения принимают взрослые, они учитывают мнение и желание ребенка

Слайд 6

Шаг 3 Направить агрессию подростков в другое русло. Иногда помогает спорт и творчество преобразовать проявление агрессии в социально приемлемые формы поведения. Кроме того, самовыражение через хобби, победы и достижения могут помочь ребенку избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой.

Слайд 7

Шаг 4 Помощь специалиста. Но учтите, что нельзя просто сдать ребенка на руки психологу и надеяться на то, что он решит все проблемы.

Слайд 8

Агрессия подростков – это, пожалуй, самое неприятное проявление подросткового возраста, с которым непросто бороться, но для любящих родителей нет ничего невозможного!

Слайд 9

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Презентация к уроку по психологии на тему: Презентация «Агрессию подростка — под контроль»

Слайд 1

Агрессию подростка — под контроль Разработала: педагог-психолог МБОУДОД ДШИ пгт. Афипского Мотовилова Ольга Евгеньевна

Слайд 2

Одной из актуальных проблем, с которой обращаются преподаватели подростка к психологу, является та, что проявление агрессивного поведения детей нарастает, и сами агрессивные действия становятся более жестокими. В то же время педагоги и родители понимают, что агрессивность сама по себе не является одной из форм неадекватного поведения. В паре с эмоциональной энергией она часто способствует достижению определенной цели подростка.

Слайд 3

Действительно, агрессивностью страдают все люди. Умеренная агрессивность – качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди оказались вдруг «беззубыми», вялыми, пассивными и плаксивыми, не способными отстаивать свои права, не умеющими с кулаками, если в том есть необходимость, встать за правое дело? Да, опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы. Как помочь учителю найти наиболее рациональный путь эффективного обучения?

Слайд 4

Опрос старшеклассников показывает, что если появляется препятствие, то неиспользованный «эмоциональный пар», не найдя нужного выхода, обычно направляется по ложному пути и проявляет себя: в состоянии тревоги (30% учащихся), чрезмерном курении (30% учащихся), в изнурительной работе (15% учащихся), коликах в желудке (10% учащихся). Плохое самочувствие, боль — это, как правило, плохое настроение. Поэтому агрессивность надо не изживать, искоренять, а понять ее причины, позаботиться о том, чтобы обеспечить ей надлежащие каналы для полезного приложения.

Слайд 5

Уважаемые взрослые! Давайте посмотрим, кто больше всех страдает от агрессивного поведения? Правильно, сам ребенок. Несомненно то, что очень часто проблема детской агрессивности заключается в родителях, в их чувствах и реакциях на детей. Однако не учителя, а школьные врачи констатируют: сегодня среди детских неврозов преобладают дидактогенные, т.е. неврозы, случившиеся по вине учителей . Сама по себе школа, говорят медики, «в невроз не вгоняет». Это вина конкретного человека — недоброго, раздраженного , некомпетентного.

Слайд 6

Жизнь ребенку можно испортить, если учитель скажет: «Ты — лодырь, лентяй, грязнуля, по тебе тюрьма плачет…», этого достаточно, чтобы больно и надолго ранить впечатлительного ученика!!!

Слайд 7

Исследования показывают, что агрессивностью заражены многие учителя. Педагогу надо помнить, что контроль над собой — самый лучший способ научить самоконтролю ребенка. Ослабьте вожжи, забудьте нудное морализаторство. Это дает вам шанс постепенно, год за годом обучить его зрелым способам выражения гнева – словесным и, по возможности, мягким.

Слайд 8

Куда хуже ситуации с подростками, которые скрывают свои чувства, чтобы не огорчать взрослых или просто из боязни. Психологу хорошо известны эти трудные послушные тихие дети, которые не нашли лучшего применения своей агрессивности, как направить ее на себя же самих. Они кусают себя, бьются головой об стенку, скрежещут зубами, закусывают губу или расчесывают совершенно здоровую кожу до крови. Гнев , заполняющий их изнутри, постепенно превращается в так называемое пассивно-агрессивное поведение.

Слайд 9

Ребенок действительно не осознает, что хочет выплеснуть из себя наружу злость, он просто изводит «тирана» во внешне безобидных формах: оттягивает время, копается, упрямится, намеренно забывает просьбы, намеренно отказывается что-то делать. Далее замечаем, что в подростковом возрасте проблемы детей с подавленной агрессией усугубляются. Их за покорность любят учителя и ненавидят сверстники. Из них не вырастают самостоятельные и независимые взрослые, наоборот, они плывут по жизни пассивно мечтательные .

Слайд 10

Значит взрослым важно научить ребенка самоутверждаться в неопасных для окружающих формах, признать за ними право на сильные эмоции, такие как: гнев, ревность, обида и терпеливо объяснять, как важно уметь себя контролировать и понимать, что с тобою происходит. Итак, агрессивное асоциальное поведение формируется не сразу, а за годы. Родители склонны замечать ненормальную детскую агрессию лишь тогда, когда она принимает открытые формы, обычно после первого привода в милицию. Нам надо быть взрослее ребенка, не обижайтесь, не драматизируйте ситуацию и не думайте, что ваши педагогические таланты и успехи оцениваются исключительно степенью послушности ребенка.

Слайд 11

Слово «агрессивность», так прочно слилось в русском языке с агрессорами, «военщиной», что вызывает тяжелые ассоциации. Если вам так легче, назовите иначе: напористостью, предприимчивостью, активностью, презрением к опасности, упорством в достижении цели. Возможно, под таким именем вам будет легче принять ее, признав не только неизбежность, но и полезность в социально приемлемых формах, конечно. Тогда подростку не составит труда с вашей помощью самодисциплинироваться, т.е. научиться управлять своими желаниями и порывами.

Слайд 12

Спасибо за внимание! Всего Вам самого доброго!!!

nsportal.ru

Презентация +разработка «Детская агрессия»

Родительский лекторий

«Детская агрессия»

Цели:

1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

1 слайд Человек обладает способностью любить, и  если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,  проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли….

                 Эрих Фромм

— Уважаемые мамы и папы. Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

  Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.

           

2 слайд Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

3 слайд Примерные критерии агрессивности (дошкольники и младшие школьники):

 часто теряют контроль над собой;

 часто спорят и ссорятся с окружающими;

 отказываются выполнять просьбы взрослых;

 намеренно вызывают у других чувство раздражения;

 обвиняют других в своих ошибках;

 могут вымещать свой гнев на неодушевлённых предметах;

 часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;

 долго помнят обиду, стремясь отомстить;

 мнительны и раздражительны.

— Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее шести месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из перечисленных признаков.

4 слайд Агрессия может быть физической (использование физической силы против другого человека или объекта, драки),  вербальной ( нарушение прав другого человека без физического вмешательства, ссора, крик, визг), и аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений)

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия – проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

 Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.

  Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

  1. Слайд

Частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность  в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

 Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей плоха тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

   Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

 

 6 слайд

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

 Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

  • преодолеть трудности

  • использует в своем арсенале умение слушать ребенка

  • включает в общение тепло, доброе слово, ласковый  взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессию. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и   властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

7 слайд

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Ребенок, пока не знающий себя и своих возможностей, в гораздо большей степени, чем взрослый, зависит от оценки окружающих. Что же касается уличений и обличений, их лучше свести к минимуму. Если вы желаете добра своему ребенку, помогите ему построить защитную маску. Пусть она будет из добротных материалов, т. е. его достоинств. Иначе он эту маску может слепить сам, и уж тогда не взыщите, если она будет из чего попало. Например, природную застенчивость он замаскирует грубостью, агрессивностью, а не умением улыбаться (чему вы можете научить, говоря ему, что у него красивые зубы или очаровательные ямочки на щеках). Но эту защитную маску ни в коем случае не надо путать с маской лицемерия. Не скупитесь на похвалы. И пусть они будут не просто преувеличены, а крайне преувеличены. Психологи уверены, что человеку очень полезно «выдавать лавры в кредит». Это все равно как машину сначала надо хорошенько заправить бензином, а потом пускать в путь. Так не жалейте «бензина», расточая ребенку похвалы! Без этого горючего он далеко не уедет… Очень часто встречаются такие случаи, когда ребенка поощряют, то дают ему деньги». Что же, скажите вы: «Новое время — новые люди!» Но, по статистике, в семье, где родители начинали платить детям деньги, отношения быстро разлаживались. «Мой сын за месяц совсем обнаглел, никакого с ним сладу нет. Что ни попросишь, в ответ: «А сколько ты мне за это дашь? «И за уроки стал требовать деньги, и за хождение в школу. Чуть ли не за чистку зубов «таксу» назначил!» Подобные признания в таких семьях вполне типичны.

Значит, скажите вы, ребенка нужно только хвалить и ни в коем случае не делать замечаний? Обязательно делайте замечания, без этого тоже нет воспитания.

Но важны дозировка и формы. Если ваш ребенок не терпит критики, болезненно реагирует на замечания, очень советуем задуматься: достаточно ли вы его хвалите, ласкаете, возвышаете в его собственных глазах. Обычно на этот вопрос возражают: «Что вы?! Он у нас захвален, заласкан». Но психологи утверждают, что у каждого человека не только своя норма потребления сахара, но и своя, индивидуальная потребность в поощрении. В данном случае не сравнивайте с собой. Возраст человека часто обратно пропорционален потребности в ласке.

Но вернемся к наказаниям. Практически никто не сомневается в том, что нет ничего страшнее телесных наказаний. И все же, осмелюсь утверждать: нет безобиднее наказания, чем искренний шлепок, и нет страшнее, чем обдуманный, методичный бойкот. Детский мир — это вы, его родители, его семья. Поэтому, когда вы перестаете с ним разговаривать, у ребенка возникает ощущение того, что весь мир от него отвернулся. Что делаете вы, когда ссоритесь с супругом? Идете к друзьям или попросту на работу. А куда идти ребенку? Это тяжелая артиллерия, и пользоваться ею нужно в самых крайних случаях. В конце концов, вы ведь хотели его наказать, а не помучить. Очень полезно, конечно, наказывать и лишением чего-то, каких-то любимых кушаний (но не всей еды), предметов, развлечений. Но если вы лишите ребенка того, без чего он вполне может обойтись, наказание не подействует. И еще одно популярное заблуждение. Принято утверждать, что родители в вопросах воспитания детей должны выступать как бы «единым фронтом». Конечно, родители должны быть едины в главном: в представлениях о добре и зле, о том, что черное, а что белое. Но если мать поставила ребенка в угол и он уже какое то время там постоял, его это сильно опечалило, прав будет отец, который пожалеет наказанного ребенка. Нет, но не подвергнет сомнению авторитет матери, не скажет, что она плохая, злая, жестокая! Не скажет и что провинность недостойна наказания. Соглашаясь со справедливостью кары, он все равно пожалеет. Важно лишь следить за тем, чтобы роли карающего и милующего не закреплялись. Сегодня накажет мама, а пожалеет папа. А завтра, наоборот. Если же роли карающего и милующего закрепятся между родителями, в один прекрасный день ребенок может заключить союз с одним из них (не трудно догадаться с кем именно), и в семье может постепенно разгореться война, а семья сейчас едва ли не единственный оплот мира…

8 слайд

Итак, наказание значимо и не приводит к возникновению агрессии у ребенка, если:

— оно следует немедленно за проступком;

— объяснено ребенку;

— оно суровое, но не жестокое;

— оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества;

— при наказании родители проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

9 слайд

Причины проявления детской агрессии в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

10 слайд

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

    Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

   Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной.

Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

  Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.

     Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

   В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

    Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.

11 слайд

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

 

Заключение

_ Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это, прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.

   Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким – нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим  или каким – либо другим патологическим симптомом.

   Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Возможно, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.

   

—  Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

 

13 слайд

Вот несколько советов:

  • Учитесь слышать своих детей.

  • Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.

  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

  • Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

(Памятки для родителей)

— Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Мысленно вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются, представьте лицо вашего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока  еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется если,

  • ребенка бьют;

  • над ребенком издеваются;

  • над ребенком зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают ребенка друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

ПРИТЧА «БАБОЧКА»

В далёкой стране жил мудрец, который мог справедливо рассудить любой спор, любое разногласие. Все, кто к нему обращались, уходили от него удовлетворёнными. Слава о  мудреце разнеслась по всей земле. Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и  спрячу её в  своих ладонях. Когда мы придём к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях: живое или неживое. Если он скажет: “Живое”,  — я  бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: “Неживое”, — я выпущу бабочку на волю». Пришли они к  мудрецу, и  человек спросил: «Что у  меня в руках: живое или неживое?» «Всё в твоих руках», — ответил мудрец. Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в  наших руках, и  от нас зависит, кто из наших рук выйдет в жизнь.

 Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.

  1. Делать установку на положительные эмоции.

  2. Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.

infourok.ru

Презентация к уроку (6 класс) на тему: Родительское собрание «Причины и последствия детской агрессии»

Родительское собрание «Причины и последствия детской агрессии»

Промедление может обернуться 
 чем угодно, ибо время приносит
 с собой как зло, так и добро. 
Никколо

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

Форма проведения – информационно- диагностическая: беседа — круглый стол, просмотр видеоролика о вреде зарубежных мультфильмов.

Вопросы для обсуждения: причины детской агрессии; родительская власть и пути влияния на ребёнка; пути преодоления детской агрессивности, диагностика «Какой вы родитель?».

Материалы к собранию: видеоролик о вреде зарубежных мультфильмов (приложение 1), презентация (приложение 2), диагностические тесты (приложение 3), памятки для родителей (приложение 4).

Ход собрания

I. Просмотр фрагмента видеоролика о вреде зарубежных мультфильмов: проявление агрессии героинь-женщин по отношению к окружающим (приложение 1).

II. Вступительное слово (приложение 2, слайд 1)

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров, в чём вы могли убедиться при просмотре видеоролика.

Возраст проявления агрессии явно помолодел.

Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.

С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Слайд 2. 

А эпиграфом к нашему разговору могут служить слова Никколо Макиавелли: «Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро».

III. Полезная информация.

Слайд 3

Что такое агрессия? Агрессия – это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничение, запреты или неожиданные трудности. Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Слайд 4.

 Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства: угрозы, крики, ругань).

Слайд 5.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.п.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористою.

— Как вы считаете, это качества равнозначные?

(Ответы родителей).

— Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость.

Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.                                                          

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители в нём.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, следовательно, можно продолжать повторять делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств, то они в первую очередь связаны с семьёй.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к своему ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Например, если в школе «лёгкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребёнку плохо.

Через пару лет он сам напишет записку и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, что даёт возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.

Слайд 6. 

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:

а) преодолевать трудности;

б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.

Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с разными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Слайд 7.

 Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за поступком;

б) объяснено ребёнку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) Оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

III. Диагностика (приложение 3)

— Предлагаю вам в ходе заполнения диагностической таблицы выявить, подвержен ли ваш ребёнок агрессии?

Родители заполняют таблицу «Критерии выявления агрессивности ребёнка», посчитывают баллы, делают выводы.

— Выше было сказано, что причины агрессии часто связаны с семьёй. Предлагаю вам проверить себя: какой вы родитель?

Проведение теста-игры «Какой ты родитель?». 

Родители выписывают с экрана номера утверждений, которые используют в общении со своим ребёнком (слайд 8), на основании ключа проставляют баллы (слайд 9), подсчитывают сумму баллов, читают вывод.

IV. Подведение итогов.

Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

Ваш родительский дневник пополнится сегодня новыми правилами, которые помогут вам, я надеюсь, в воспитании вашего ребёнка. Это «Золотые правила воспитания» (слайд 10)

и «Памятка по предупреждению детской агрессивности».

Родители знакомятся с «золотыми» правилами на экране и получают печатные экземпляры памяток в родительский дневник (приложение 4).

Слайд 11. Давайте приложим совместные усилия и поможем нашим детям справиться с агрессией.

nsportal.ru

«Как справиться с подростковой агрессией»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

« Как справиться с подростковой агрессией »

Автор : учитель математики

Парыгина Ирина Анатольевна

с. Биджан, 2018 г.

Подростковая агрессия — это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности.

Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние соцсетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем.

В любом случае агрессивное поведение подростка — это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения!

Причины возникновения

подростковой агрессии

Семейные причины

агрессивного поведения подростков

Крайности в воспитании

В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток.

В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д.

Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.

Социальный статус и уровень жизни

Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.

Насилие в семье

Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий:

  • первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника,
  • второй — он его копирует.

Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.

  • Ревность .
  • Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
  • Семейные традиции .

Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.

Биологические причины подростковой агрессии

  • Юношеский максимализм . В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
  • Половое взросление . Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.

Личностные причины агрессии у подростков

Неуверенность в себе . Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.

Чувство вины . Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением. Обидчивость . Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.

Пессимистическое настроение . Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.

Ситуативные причины подростковой агрессии

Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка.

Основные виды подростковой агрессии по направленности проявления: Открытая агрессия или гетероагрессия . Такая агрессивность направлена на все, что окружает подростка — людей, животных, вещи. Она может проявляться в виде драк, хулиганства, вандализма, оскорблений, унижений, использования ненормативной лексики и вызывающего поведения. Как способ противостояния миру тинейджеры могут использовать курение, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи, бродяжничество.

Скрытая агрессия или аутоагрессия . Если недовольство и непринятие направлено подростком внутрь себя, внешне заметить его достаточно сложно. Такие дети не проявляют свое недовольство реальностью явно, но накопление негативной энергии все равно находит выход в виде нервных срывов, депрессий, неврозов, соматических заболеваний и даже самоубийства.

  • Формы подростковой агрессии по способу проявления:

Реактивная агрессия . Это враждебность, которая проявляется в ответ на ту же враждебность. То есть проявляется она не постоянно, а «по случаю». Спусковым крючком здесь может стать грубое отношение к подростку — в транспорте, школе, магазине, на улице. И подросток просто не может сдержаться, чтобы не ответить на грубость подобным поведением.

  • Целенаправленная агрессия . Это осознанное, постоянное поведение подростка, проявляющееся в неуважении к другим, хамстве, драках, вызывающем поведении. И оно не зависит от того, нагрубили ему или отнеслись доброжелательно. Чаще всего такой способ самовыражения выбирают дети с природными задатками лидера, которые без посторонней помощи просто не могут справиться со своим темпераментом.

Проявления подростковой агрессии

  • Физическая форма агрессии . Ставит перед собой цель причинить вред, боль, ущерб. Здесь в качестве потерпевшего могут выступать как неодушевленные предметы, так и живые существа. Она проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах — от битья посуды дома до разрушений объектов благоустройства (памятников, скамеек, остановок и т.п.). В худшем случае агрессия направляется на людей, животных. Это наиболее опасная форма подростковой агрессии, поскольку у подростков еще не полностью сформировано понятие ответственности, в том числе за чужую жизнь.
  • Вербальная форма агрессивного поведения . Более «легкое» проявление подросткового протеста, но не менее безвредное. Поскольку даже словесные оскорбления и унижения со стороны других детей могут нести за собой страшные последствия для детской психики. Словесная агрессия может проявляться в виде споров, отрицания, сквернословия, критики других людей, угроз, насмешек, злобных шуток, проявления ненависти и обиды

3. Экспрессивная форма агрессии . Проявляется в ярко окрашенных «тонах», то есть в виде физических движений (жестов, ударов), выраженной мимике (гримасах, недовольном выражении лица) и/или словесных высказываниях на повышенных тонах или в виде не нормативной лексики.

4.Прямая агрессия . В этом случае весь негатив подростка направлен на определенный объект, который и вызывает в нем эти самые негативные чувства. Она может выражаться физически и словесно.

5.Косвенная форма агрессивного поведения . Это форма, когда за какие-то неприятности, неудачи или просто плохое настроение подростка «расплачивается» его окружение — вещи, предметы, люди, животные.

6.Скрытая агрессия . Протест, который проявляется в виде игнорирования просьб и замечаний. Ребенок в таком случае абсолютно спокоен, но при этом не слышит то, что ему говорят. А если и слышит, то не спешит выполнять.

Способы борьбы с подростковой агрессией

Пересмотрите свои критерии воспитания и манеру поведения : зачастую именно ошибки в воспитательном процессе или поведенческие привычки родителей становятся главной причиной бунтарского поведения у тинейджеров.

Помните, как бы ни отзывался о вас ваш ребенок, вы — его главный ориентир для подражания.

Хотите сделать его лучше — начните с себя.

Будьте положительным примером.

  • Будьте сдержанными и терпимыми. Сохранение самообладания даже в самой критической ситуации в семье, где есть проблемный подросток, может «убить двух зайцев». Во-первых, спокойный и рассудительный разбор ситуации не дает дополнительного повода для агрессии со стороны тинейджера. Во-вторых, такой способ решения проблемы показывает подростку, что силовые методы далеко не единственный вариант эффективно решать конфликты.
  • Давайте ребенку свободу принимать решения и нести за них ответственность. Конечно, этот совет тоже имеет свои нюансы — такая свобода не должна стать абсолютной. Вы как взрослые, опытные люди все же должны фильтровать безопасные решения, которые можно «пропустить», и небезопасные, которые могут навредить ребенку.

Станьте для своего трудного подростка лучшим другом . Хвалите его, поддерживайте начинания, радуйтесь достижениям, анализируйте ошибки и неудачи. И не ограничивайтесь только разговорами — проводите с ним больше времени вне дома. Организовывайте совместный отдых и досуг, поддерживайте его увлечения, приобщайте к общественно полезным делам, воспитывайте уважение к старшим .

  • Оберните его бурлящую энергию в нужное русло . Постарайтесь найти занятие для своего бунтаря, которое поможет перенаправить его буйство в положительный вектор — хобби, увлечение, спорт, танцы, музыка и т.д. В идеале это нужно сделать совместно с самим подростком. Найдите альтернативу, которая вырвет его из просторов интернета или влияния плохой компании. И не исключено, что первая попытка преобразования подростковой энергии будет успешной. Но это не повод останавливаться.
  • Будьте искренними. Подростки чрезвычайно чувствительны, поэтому тонко чувствуют неискренность. Не забывайте, что невнимательность к своему ребенку в подростковом возрасте впоследствии может значительно усложнить не только его жизнь, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В том числе и самих родителей. Дети в пубертатном возрасте считают себя взрослыми, поэтому относитесь и разговаривайте с ними именно так, как с взрослыми, равными себе людьми.

Важно! Если уровень агрессии достиг критического уровня или все попытки вернуть ребенку статус «хорошего» оказались провальными, обращайтесь за помощью к специалисту. Не теряйте время — подростковая агрессия не возникает и не проходит сама.

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о