Артикуляционная гимнастика в картинках с описанием – Картотека по логопедии на тему: Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Содержание

Материал по развитию речи по теме: Комплекс артикуляционной гимнастики в картинках.

1. «Улыбочка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

2. «Заборчик»

Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

3. «Птенчик»

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

5. «Лопаточка»

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

6. «Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

7. «Оближем губки»

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

8. «Почистим зубки»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

9. «Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

10. «Змейка»

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

11. «Орешек»

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

12. «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

13. «Киска сердится»

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

14. «Прокати карандаш»

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

Артикуляционная гимнастика в картинках

(для детей 4-7 лет)

nsportal.ru

Материал по логопедии по теме: Артикуляционная гимнастика в картинках

«Окошко»
широко открыть рот — «жарко»
закрыть рот — «холодно»

«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Месим тесто»
улыбнуться
пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

«Чашечка»
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Заборчик»
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«Маляр»
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

«Грибочек»
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу

«Киска»
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

«Поймаем мышку»
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

«Лошадка»
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

«Пароход гудит»
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

«Слоник пьёт»
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
«набирать водичку», слегка при этом причмокивая

«Индюки болтают»
языком быстро двигать по верхней губе — «ба-ба-ба-ба…»

«Орешки»
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики — «орешки»

«Качели»
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы

«Часики»
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Блинчик»
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

«Вкусное варенье»
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

«Шарик»
надуть щёки
сдуть щёки

«Гармошка»
улыбнуться
сделать «грибочек» (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

«Барабанщик»
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ…»

«Парашютик»
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

«Загнать мяч в ворота»
«вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

nsportal.ru

Основной комплекс артикуляционной гимнастики » Персональный сайт учителя-логопеда Смирновой Е.А.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

 

Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 10-15 секунд.

 

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка!

 

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

 

1. УЛЫБКА
Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

 

2. ТРУБОЧКА
Выполнение. Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания:

следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

 

3. УЛЫБОЧКА – ТРУБОЧКА

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка» (8 — 10 раз). По указанию взрослого («Улыбочка» — «Трубочка» — «Улыбочка» — «Трубочка» — … и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания. См. выше.

 

4. ЛОПАТОЧКА
Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.

 

5. ИГОЛОЧКА
Выполнение. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. 2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.

 

6. ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА
Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» — «Иголочка» — «Лопаточка» — «Иголочка» — … и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение.

Методические указания. См. выше.

 

7. ЧАСИКИ
Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.

 

8. КАЧЕЛИ
Выполнение. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» — «вниз» — «вверх» — «вниз» — … и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку.

Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.

 

9. ПОЧИСТИ ЗУБКИ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.

 

10. МАЛЯР


Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз. Методические указания. Следить. Чтобы язык был широким. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.

 

11. ЧАШЕЧКА
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.
Методические указания. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. 2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

 

12. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.

Методические указания. 1. Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево — вправо). 2. Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

 

13. КИСКА СЕРДИТСЯ

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» — выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» — вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. 2. Рот не должен закрываться.

 

14. ИНДЮКИ
Выполнение. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюк болбочет»). Выполнять 6 – 8 раз. Методические указания. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд.

 

15. ЛОШАДКА
Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз. Методические указания. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

 

16. ГРИБОК
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза.

Методические указания. Губы должны быть в улыбке. 2. Кончик языка не должен подворачиваться. 3. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».

 

17. ГАРМОШКА
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.
Методические указания.

Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

 

18. ДЯТЕЛ
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Ударять языком надо именно по бугоркам, а не по верхним зубам. 3. Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлюпал. 4. Кончик языка не должен подворачиваться.

 

Используемая литература:

 

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Корона-Принт, 2014 г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Гном, 2015 г.

 

Подборка пособий для домашних занятий артикуляционной гимнастикой:

Нищева Н. Веселая артикуляционная гимнастика.

Нищева Н. Веселая артикуляционная гимнастика 2.

Волошина И. Артикуляционная гимнастика для мальчиков.

Волошина И. Артикуляционная гимнастика для девочек.

Куликовская Т. Артикуляционная гимнастика в считалках.

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Просмотров: 5089Комментариев: 1

govorusha.info

Материал по логопедии (средняя группа): Артикуляционная гимнастика в картинках

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ

 «Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

«Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.

«Змейка»

 Рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

«Часики»

 Рот приоткрыть, перемещать кончик  языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10  раз.


«Маляр»

Открыть рот. Кончиком  языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться. Повторить несколько раз.

«Чашка»

 Открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их.  Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

«Лошадка»

 Открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя   челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

«Гармошка»

 Сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

nsportal.ru

Артикуляционная гимнастика для звука Л в картинках и стихах

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] —  комплекс логопедических упражнений, направленный на отработку четкого произношения сонорных звуков. Использовать их можно так же для коррекции фонем [Р], [Рь].

Артикуляция звука

Для правильного произношения [Л] важна четкая работа мускулатуры языка, степень подвижности подъязычной связки. Важно следить за тем, чтобы ребенок не упирал язычок в зубы, не менял [Л], [Ль] на другие фонемы.

На заметку: до 5 лет искажение, пропуски звука [Л] в речи не считается серьезным нарушением. Исправлять ситуацию нужно срочно, если в 6 лет малыш не слышит, не дифференцирует или не пытается проговорить [Л] в свободном высказывании.

Твердый [Л]

Кончик тела язычка должен быть узким. Орган поднимается к небу и смыкается у основания верхних резцов, альвеол. Средняя часть спинки опущена, боковые края не прикасаются к челюсти. Cоздается проход для выдыхаемой струи воздуха. Язык по форме похож на седло.

Мягкий [Ль]

Кончик языка так же поднят к небу, прижат к нему кончиком. Средняя часть спинки приподнята, передняя напряжена. Место смычки языка и неба более широкое, чем при произношении твердого варианта звука. При фонации спинка продвигается немного вперед. Звук образуется голосом.

Дефект артикуляции звука [Л] в логопедии называют ламбдацизмом. Замена [Л] в словах на другие звуки — параламбдацизмом.

Упражнения

При нарушениях произношения сонорного звука [Л] полезно заучить несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Выполнять их нужно каждый день по 5-6 минут напротив зеркала. Зарядку для языка сочетайте с дыхательными, пальчиковыми упражнениями, чистоговорками.

Занятия с младшими дошкольниками проводите в игровой форме. Используйте на уроках цветные картинки и игрушки.

Основная масса упражнений для нормализации артикуляции фонемы [Л] статичные. То есть язык занимает определенное положение и фиксируется в нем под счет. На первых уроках длительность задержки органа должна быть не более 5 секунд, на последующих — 10.

Перед началом уроков по постановке звука [л] полезно продемонстрировать ребенку любого возраста как работает его речевой аппарат при артикуляции сонорного. Покажите презентацию, распечатайте картинки. Наглядность, пример родителя или педагога, использование зеркала помогают повысить эффективность упражнений, способствуют налаживанию контакта между учеником и логопедом.

Заборчик

Цель: подготовка мускулатуры губ к артикуляции, фиксирование статичного положения челюстей.

Малыш улыбается, челюсти разжимать не нужно. Все зубки хорошо видны. Закрепляет позу артикуляционного аппарата на 5 секунд. На следующих уроках удерживать заборчик нужно как можно дольше.

Важные моменты: следите за тем, чтобы ребенок тянул губы максимально широко.

Лопаточка

Цель: выработка хорошей дикции, релаксация для мышц язычка.

Ребенок улыбается, приоткрывает рот нешироко. Достает язычок в виде лопаточки и кладет в расслабленном положении на нижнюю губу. Оставляет по счету до 10.

Важные моменты: логопеду нужно следить за расслабленностью язычка. Если речевой орган напряжен или малыш не достал его полностью, предложите ему сначала постучать язычком по губам (пошлепать), а затем оставить  его снаружи и положить на губу.

Чистим зубки

Цель: развитие целенаправленности движений язычка, навыка фиксировать орган за нижними резцами.

Малыш улыбается. Показывает зубки, приоткрывает рот не сильно, щель не более 1 см. Опускает тело язычка к нижним зубам, делает движения из стороны в сторону по зубам как щеткой, потом сверху – вниз.

Важные моменты: губы должны оставаться неподвижными, фиксируйте их в улыбке. Язык не должен скользить по верхним краям зубов, всегда начинает движения от десен.

Маляр

Цель: тренировка навыка держать язык широким, совершать целенаправленные и медленные движения.

Дошкольник улыбается, приоткрывает рот на 1-2 см, кончиком языка гладит небо, совершая медленные движения вперед-назад.

Важные моменты: ребенок должен четко контролировать неподвижность нижней челюсти.

Качели

Цель: тренировка мускулатуры язычка, растягивание короткой подъязычной перепонки, отработка навыка чередования положений языка.

Дошкольник широко улыбается, открывает рот. Язычок напряжен, тянется к верхним резцам кончиком. Поза фиксируется на 1-3 секунды. Затем язык подтягивается к верхним зубам,  после к нижним. В обоих положениях нужно задерживаться на пару секунд. Сначала упражнения выполняются быстро, потом медленнее.

Важные моменты: нужно двигать только языком. Шевелить губками, подбородком, челюстью, чтобы помочь языку нельзя.

Иголочка

Цель: тренировка навыка напрягать и расслаблять мускулатуру язычка по заданию педагога.

Ребенок приоткрывает ротик на 1-2 см, вынимает напряженный язычок наружу. Бока органа напряжены, кончик поднят кверху, но не касается резцов. Удерживать позу нужно под счет до 5-10.

Важные моменты: укажите ребенку на ощущения при напряжении речевых органов. Дошкольник должен почувствовать дискомфорт.

Чашечка

Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработка навыка подъема боковых краев язычка.

Губы и челюсти раскрыты, ротик растянут в улыбке. Ребенок достает язычок, сворачивает его в широкую трубочку. Поднимает к верхней губе, но не прикасается к ней. Удерживаем позу рта по счету до 5-10.

Важные моменты: педагог следит, чтобы губки и челюсти не смыкались, не двигались.

Парус

Цель: снять тонус мускулатуры язычка, тренировать упругость кончика.

Ребенок открывает рот, поднимает язычок, упирает кончик в верхние резцы. Язык провисает как гамак. Задание статичное, нужно просто удерживать позу.

Важные моменты: упражнение исполняется под счет. Чем дольше ребенок удерживает язычок, тем лучше.

Грибок

Цель: растяжение перепонки под языком.

Дошкольник губы в улыбке, приоткрывает рот. Поднимает язычок, прижимает к верхнему небу. Открывает рот еще шире, удерживает положение на 5 – 10 секунд.

Важные моменты: ребенок должен чувствовать напряжение подъязычной перепонки, степень ее растяжения, опускать челюсти нельзя даже при значительном дискомфорте. Ширина открытия рта увеличивается от урока к уроку.

Гармошка

Цель: научить фиксировать язычок в поднятом положении, растянуть подъязычную перепонку.

Ребенок раскрывает рот широко, язычок поднимает к небу, затем открывает и закрывает рот. Повторяет упражнение несколько раз.

Важные моменты: рот нужно открывать максимально широко. На первых занятиях уздечка может побаливать, ребенок будет испытывать небольшой дискомфорт — это нормально.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика на звук Р в картинках
Артикуляционная гимнастика на звуки С, З, Ц в картинках

Рекомендации по проведению занятий

  1. Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
  2. Выполняйте упражнения сидя.
  3. Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
  4. Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.
  5. На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
  6. После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.
  7. Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
  8. Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.
  9. Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.

На заметку! С детьми до 5 лет перед первыми уроками по постановке звука [л] с помощью артикуляционной гимнастики посмотрите видеоуроки. Так малыш лучше поймет, что хочет от него воспитатель или мама.

Читайте также: Речевой материал на дифференциацию звуков Л и Ль

Коррекция дефектного произношения звука [Л] с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.

Рейтинг автора

2

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

37

orechi.ru

Картотека «Артикуляционная гимнастика в картинках со стишками»


«Грибок»

— Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!




«Гармошка»

— Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу.

Не отрывая язык от нёба, сильно

оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок

Делает вот так – молчок!

Челюсть нижняя вниз

Это вовсе не каприз.

Гармошку делать продолжаем!

Рот закрываем, открываем.


«Пароход»

— Прикусить кончик языка

и длительно произносить звук «Ы»

(как гудит пароход).

Отплывает пароход

Ы-Ы-Ы-Ы

Набирает он свой ход.

Ы-Ы-Ы-Ы

Он в гудок гудит, гудит

Ы-Ы-Ы-Ы

«Путь счастливый говорит»

Ы-Ы-Ы-Ы


«Болтушка – индюк»

— Рот открыт. Губы в улыбке.

Производить широким передним

краем языка движения по верхней губе

вперед-назад, стараясь не отрывать язык от

губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока

не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы

язык не сужался (язык должен облизывать

верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил

Бл-Бл-Бл

Хвост, как веер, распустил.

Бл-Бл-Бл

Вот какой красивый я,

Бл-Бл-Бл

Полюбуйтесь на меня!

kopilkaurokov.ru

Артикуляционная гимнастика для звука Р в картинках для детей, видео

Сонорный звук [Р] считается самым сложным в звуковом ряду. При его произнесении работают не только мышцы тела языка, но и вибрирует его кончик. Начинать тренировки данного звукопроизношения с детьми нужно с 4-5 лет. Какие упражнения включает в себя артикуляционная гимнастика для звуков [Р], [Рь], как правильно проводить занятия дома и с логопедом, расскажем в нашей статье.

Правильная артикуляция

Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Рь] даются дошкольникам сложнее всего. Для формирования навыка верного звукопроизношения нужно знать, как работает речевой аппарат при артикуляции рычащего сонорного.

Твердый звук [Р] произносят так:

  1. Губы и челюсти приоткрываются на 0,5-1 см.
  2. Язык с ровной спинкой поднимается вверх и застывает между верхним и нижним небом.
  3. На выдохе кончик языка присоединяется к верхнему небу, в альвеолы, и вибрирует как молоточек.
  4. Средняя часть язычка широко распластывается, прогибается, боковые — касаются верхних зубов.

Мягкий звук [Рь] произносится так:

  • Губы чуть растягиваются в улыбке, зубы приоткрыты шире, чем для артикуляции твердой фонемы [р].
  • К альвеолам присоединяются кончик языка и средняя его часть.
  • На выдохе при артикуляции кончик опускается чуть ниже, чем при фонации твердого звука, стучит по верхнему небу мягче.
  • Задняя часть тоже сдвигается вперед.

Такое подробное описание процесса фонации детям знать не обязательно, но показать, как работают речевые органы на себе и попросить воспитанников продемонстрировать, что они поняли и увидели, нужно обязательно.

Если ребенку после 5-6 лет трудно рычать и проговаривать [Р] четко, родителям нужно проверить наличие следующих дефектов развития речевого аппарата:

  • Нарушен прикус
  • Язык сужен или увеличен в размерах
  • У малыша укороченная уздечка, она аномально расположена
  • Готическое небо
  • Верхние челюсти сужены.
  • Есть дефекты в расположении зубов
  • Нарушен тонус мышц (дизартрия).
  • Не развит кончик языка.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Рь] в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.

При дефекте произношения фонем [Р],[Рь] у детей чаще всего диагностируется горловой (увулярный) ротацизм. При данном нарушении в процессе фонации участвует только мягкий язычок, при говорении слышен рокот, или “французский р”.

Как заниматься

Логопедическая работа по коррекции произношения звука [Р] строится по следующей схеме:

  1. Теоретическая подготовка родителей и детей.
  2. Ребенок учится различать на слух мягкую и твердую фонему, анализирует процесс проговаривания звука на собственном опыте.
  3. Формирование артикуляционных навыков. На этом этапе очень важно правильно подобрать комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р], тренировать мышцы губ, языка, нижней челюсти ежедневно. Картинки, собственный пример на этом этапе будут лучшим подспорьем учителю и ученику.
  4. Постановка звуков [Р], [Рь]. Происходит путем выполнения специальных упражнений, массажей зондом. Логопеды используют задания с подражанием говору животных, анализом фонем на слух.
  5. Автоматизация звуков. Здесь вам пригодится артикуляционная гимнастика для звука [Р] в картинках в сочетании со стихами, сказками, скороговорками. Дошкольник заучивает фразы, четверостишия наизусть, проговаривает во время выполнения комплекса тренировочных упражнений.
  6. Введение в активную речь. Этот этап лежит в большей степени на плечах родителей. Взрослые должны следить за речью дошкольника вне логопедических уроков, выполнять рекомендации педагога.

Комплекс упражнений

Итак, формирование навыка произнесения [Р] у детей, постановка и автоматизация звука не обходится без артикуляционной гимнастики. Приведем самые эффективные упражнения, которые включаются в занятия с логопедом. Каждое задание нужно повторять 3-5 раз.

Парашютик

Ребенок кладет на носик кусок ватки. Язык принимает форму чашки, прижимается к верхней губе. Ученик сильно выдыхает, пуская струя воздуха по телу языка, и сдувает ватку.

В процессе упражнения тренируются мышцы языка, щечек и гортани, контролируется сила и направление воздушной струи.

На заметку! Чтобы научить ребенка делать язык “чашкой”, капните на тело язычка 3-4 капли воды. Попросите удерживать жидкость, не проливая, 15-20 секунд. Через 3-4 раза задание будет выполняться максимально правильно.

Шарик

Веселое задание для мышц щек. Ребенок с силой надувает щеки, задерживает положение на 3-5 секунд, затем сдувает. Рот в процессе выполнения задания плотно закрыт.

Орешки

Продолжаем заниматься мышцами щек и язычка. Ротик закрыт, язык с силой упирается в каждую щеку по очереди так, чтобы на внешней стороне выпирали “орешки”.

Вкусное варенье

Упражнение для формирования навыка контроля за положением языка, его мышц, развития гибкости главного речевого органа.

Открываем широко рот, растягиваем губы в улыбке. Язычок в форме чашечки облизывает верхнюю губу сначала в одну сторону, затем в другую. Очень важно двигать язык с напряжением, не торопясь.

Маляр

Ребенок открывает рот на 2-3 см, губы растягивает в улыбке. Язык с прямой спинкой поднимается вверх и гладит небо, имитируя движение кисточки при покраске потолка.

На заметку! Упражнение “Маляр” отлично подходит для детей с коротко уздечкой. В процессе выполнения следите за напряжением подъязычных мышц для максимальной эффективности гимнастики.

Грибочек

Губы улыбаются, язычок прогибает спинку и цокает по верхнему небу 5-7 раз. Затем присасывается средней частью и кончиком к небу, задерживается в таком положении на 5 секунд. Ребенок должен почувствовать напряжение уздечки.

Гармошка

Выполняется, когда ребенок научится хорошо делать задание “Грибочек”. Ребенок улыбается, присасывает язык к верхнему небу, зубы не закрыты. Не меняя положения язычка, нужно закрывать и открывать губы. Смыкать зубы при этом нельзя.

В процессе выполнения “Гармошки” напрягаются подъязычные мышцы, щеки. Следите, чтобы растянутость улыбки сохранялась.

Лошадка

Губы вытягиваются в трубочку, рот приоткрывается на 0,5 -1 см. Нужно цокать язычком, сильно напрягая мышцы. Звук старайтесь сделать звонким, громким и четким.

Барабанщик

Задание направлено на тренировку мышц кончика язычка. Губы растянуты в улыбке, рот слегка приоткрыт. Кончик тела языка находится за верхними зубами. Сильно, резко бьет о преграду, ребенок проговаривает звуки: “Дэ-дэ, тэ-тэ…”.

Самые сложные для ребенка задания делайте чаще. Для быстрого понимания техники используйте на уроках зеркало, показывайте на картинках и собственном примере.

Смотрите также другие упражнения артикуляционной гимнастики в картинках для детей

Видео

Подборка виде-уроков, содержащих эффективные комплексы артикуляционной гимнастики для звуков [Р] [Рь]:

Артикуляционная гимнастика для звука [р] может заканчиваться проговариванием чистоговорок.

Используйте следующий комплекс речевых заданий:

Ра-ра-ра — у крота новая нора.
Ру-ру-ру — рыбку с речки приручу.
Ро-ро-ро — мухоморов полное ведро.
Ря-ря-ря — речки и моря.
Ри-ри-ри —в окошко посмотри.
Рю-рю-рю — в зеркало не смотрю.
Ре-ре-ре — весело на реке.
Ур-ур-ур — накормлю я кур.
Ор-ор-ор — сели птицы на забор.
Ир-ир-ир — принес бабушке кефир.
Ар-ар-ар — у Макара пожар.
Кар-кар-кар — на стене комар.
Рох-рох-рох — не вырастет горох.
Быр-быр-быр —ароматный сыр.
Руз-руз-руз — спелый наш арбуз.

У меня в кармане рябина, ромашка и морошка.
В аквариуме у Харитошки живут четыре карпа, да карасей немножко.
Говорила сорока кроту: “Я кричу, кричу! Караул! Украли у Клары варежки!”.
Хорош улов у Поликарпа: пять карасей, четыре карпа.
Купил Гаврила на торгах три пирога, да четырнадцать поросят.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика на звук Л в картинках
Артикуляционная гимнастика на звук С и свистящие
Артикуляционная гимнастика на звук Ш и шипищие

На коррекцию звука [Р] уходит не меньше 2-х месяцев. Через 50-60 дней от начала занятий дети в 80-90% случаев автоматизируют сонорную фонему, и дальнейшая работа с педагогом не потребуется. Если заметите, что ребенок теряет контроль на речью, перестал четко проговаривать [р], опять займитесь артикуляционной гимнастикой, представленной в нашей статье, чтобы навык восстановился.

Рейтинг автора

2

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Написано статей

37

Читайте также:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] логопеда Ольги Бажиной, эксперта сайта.

orechi.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *