Бурдона – Корректурная проба — Википедия

Содержание

Корректурная проба — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Корректурная проба (Тест Бурдона) — метод патопсихологического исследования, заимствованный из психологии труда. Используется для выявления утомляемости, оценки концентрации и устойчивости внимания. Предложен французским психологом Б. Бурдоном в 1895 году[1].

Образец бланка

Тест проводится при помощи специальных бланков со случайно расположенными рядами символов (букв, цифр)[2]. Испытуемому необходимо, просматривая бланк, ряд за рядом, вычёркивать из него указанные в инструкции символы. После команды «Начали!» экспериментатор включает секундомер и по прошествии каждой минуты ставит пометку в месте, где держит карандаш в этот момент испытуемый. Длительность проведения методики может составлять 3, 5 или 10 минут, в зависимости от задачи[3].

В клинической практике используются показатели изменения скорости работы (количество знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (количество ошибок в те же интервалы)

[4]. Построение двух этих графиков выявляет утомляемость (снижение скорости и точности), врабатываемость (повышение скорости, точности) и колебания того или иного показателя[5].

Необходимо учитывать состояние зрения испытуемого, а также его уровень грамотности.

1. http://cyberleninka.ru/article/n/kolichestvennaya-otsenka-produktivnosti-vnimaniya-v-metodike-korrekturnaya-proba-b-burdona
2. http://azps.ru/hrest/4/4021761.html

  1. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – СПб, 1998
  2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994
  3. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. – Киев, 1986
  4. Семаго Н.Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М., 2000.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995

ru.wikipedia.org

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Стимульный материал

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = 2С / П, где

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Расшифровка показателей:

РезультатЗначение
0–2Очень высокая устойчивость
3–4Высокая
5–6Средняя
7–8Низкая
9–10Очень низкая

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Расшифровка показателей:

Результат в %Расшифровка
0–20Очень высокая переключаемость
21–40Высокая
41–60Средняя
61–80Низкая
81–100Очень низкая

psychojournal.ru

1. Корректурная проба (Тест Бурдона)

Назначение теста:

исследование степени концентрации и устойчивости внимания. Инструкция к тесту:

1. Для проведения исследования Вам понадобится помощник, который будет контролировать время тестирования.

2. На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по команде помощника отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть).

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация вниманияоценивается по формуле:

К = С2 / П, где

  • С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

  • П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость вниманияоценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

  • А – темп выполнения,

  • S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,

  • t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель

переключаемости вниманиявычисляется по формуле:

С = (So / S) * 100, где

  • So – количество ошибочно проработанных строк,

  • S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

— 0 — 10 % — невозможность выполнения задания;

— 11 — 25 % — низкие результаты выполнения задания;

— 26 — 40 % — результаты ниже среднего;

— 41 — 60 % — средние результаты;

— 61 — 75 % — результаты выше среднего;

— 76 — 90 % — высокие результаты;

— 91 — 100 % — отличное выполнение задания.

Источник:

  • Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.

2. Оценка свойств слухового внимания с помощью методики «перепутанные инструкции»

Условие проведения: Вам понадобится помощник, который будет зачитывать инструкции.

Слуховое внимание — самый ценный и в то же время наиболее уязвимый компонент аудирования. Различные аспекты внимания — его объем, устойчивость, переключаемость, интерферируемость — в конечном итоге проявляются в интегральном результате эффективного аудирования. Если у аудитора неустойчивое внимание, например у ребенка; низкая переключаемость, например у людей с ригидным мышлением или слабой нервной системой; высокая интерферируемость, например у эмоционально неустойчивых, то вряд ли можно ожидать хороших результатов аудирования.

Методика «перепутанные инструкции»позволяет оценить свойства внимания по результатам правильности выполнения инструкций. Вашей задачей является внимательное прослушивание словесной инструкции и выполнение на ее основе соответствующих действий. Выполняйте инструкции в таблице 1, под соответствующим номером.

Таблица 1

Список словесных инструкций:

  1. Если буква Ф появилась хоть раз перед этой запятой,(запятая)то зачеркните ее, в противном случае зачеркните ее в слове ФЕЯ.

  2. Если слово «слово» не включено в словотворчество, то нарисуйте волнистую линию, в противном случае нарисуйте крест.

  3. Если А номер 1 в алфавите, то напишите здесь сумму номеров Г и Д.

  4. Не пишите здесь слово «макроэкономика», если оно не содержит всех гласных букв, а напишите тогда первые четыре согласные буквы алфавита.

  5. Обведите слово «фея» кругом, если неправда то, что круг не похож ни на какую букву алфавита.

  6. Если вы не согласны с тем, что утверждение «не В — третья буква алфавита» ложно, то не рисуйте квадрат здесь.

  7. Сосчитайте от 10 до 5 и запишите здесь счет в обратном порядке.

  8. Если летучая мышь — птица, а не животное, то не рисуйте здесь мяч.

  9. Если самая длинная река в России не Волга, напишите здесь слово «Нева», в противном случае напишите здесь слово «болото».

  10. Нарисуйте линию сверху второго слова в этом предложении.

Правильные ответы.

1) Буква «Ф» в первой строчке зачеркнута. 2) Нарисован крест. 3) 9. 4) Б, В, Г, Д. 5) Слово «Фея» обведено кругом. 6) Должен быть нарисован квадрат. 7) 5, 6, 7, 8, 9, 10. 8) Нарисован мяч. 9) Должно быть написано слово «болото». 10) Нарисована линия сверху второго слова «линию».

При интерпретации результатовподсчитывается в баллах общее количество правильно выполненных инструкций. При сумме в 5 и более баллов результаты считаются удовлетворительными, сумма менее 5 баллов или отказ от выполнения задания вообще расцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о недостатках слухового внимания.

— память

Предлагаем любопытный тест, при помощи которого Вы можете проверить, хорошая ли у вас па­мять. Ведь в повседневной жизни нам часто приходит­ся запоминать много различной информации.

Запомните приведенные ниже слова вместе с по­рядковыми номерами, под которыми они числятся в списке.

Ответ можно считать правильным только при том условии, что слово воспроизводится вместе с его поряд­ковым номером, под которым оно числится в списке (при этом сам порядок воспроизведения слов не так важен).

На запоминание 20 слов дается 40 секунд (при работе в вечернее время разрешается увеличение интервала до 50 секунд).

Запишите все слова (вместе с их номерами).

1. Украинец

2. Экономика

3. Каша

4. Татуировка

5. Нейрон

6. Любовь

7. Ножницы

8. Совесть

9. Глина

10. Словарь

11. Масло

12. Бумага

13. Пирожное

14. Логика

15. Христианство

16. Глагол

17. Прорыв

18. Дезертир

19. Свеча

20. Вишня

Вычислите продуктивность своего запоминания: число правильно воспроизведенных слов умножьте на 100 и разделите на 20. Получите процент продуктивно­сти запоминания:

90-100% — отлично;

70-90% — очень хорошо;

50-70%—хорошо;

30-50%—удовлетворительно;

10-30% — плохо;

0-10% — очень плохо.

— мышление

studfile.net

МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» (ПРОБА БУРДОНА, КОЛЬЦА ЛАНДОЛЬТА)

Главная страница / Корректурная проба

Корректурная проба, или тест Бурдона – это группа бланковых тестов, с помощью которых вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. Методика была предложена Б. Бурдоном еще в 1895 году, и с тех пор широко применяется в психологии. Существуют различные модификации методики, к примеру, таблицы Иванова – Смоленского, и таблицы Бурдона – Анфимова, а также кольца Ландольта. Многие из вас, возможно, проходили или имели дело с пробой Бурдона в виде буквенного и цифрового варианта, которые, кстати, представлены в этом разделе, а также в виде таблицы корректурной пробы для детей.

С помощью методик «Корректурная проба», представленных на этом сайте, вы можете проверить два показателя своего внимания, а именно: норму объема внимания и концентрацию. Здесь вы можете пройти тест Бурдона онлайн совершенно бесплатно. Примечание: подготовка таблицы сервером, а также подсчет результата займет 2 секунды, еще около 3 секунд может занять создание таблицы в вашем браузере, это время добавляется ко времени вашего тестирования. Внимание: таблица может некорректно отображаться на устройствах с низким разрешением экрана!

Буквенный вариант пробы Бурдона:

Суть методики состоит в том, чтобы в таблице, состоящей из 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду вычеркивать буквы, которые стоят в ряду первыми. Допустим, первая буква в ряду — «А», тогда вам следует зачеркнуть все буквы «А» в буквенном ряду. Длительность выполнения — 5 минут, по истечению которых вы перейдете на страницу с результатами. Сама по себе методика потребует от вас полного сосредоточения на процессе.



Цифровой вариант корректурной пробы

Корректурная проба цифровой вариант так же как и буквенный вариант позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть из таблицы цифры проверочную цифру, которую вы найдете в условиях задачи непосредственно после перехода по ссылке. Время на выполнение 3 минуты.



Тест «Кольца Ландольта»

Вариант теста «Кольца ландольта» так же как и два предыдущих варианта теста Бурдона позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Здесь вам необходимо выделить в таблице колец кольца с конкретным направлением, которое будет задано в начале теста. Время на выполнение теста «Кольца Ландольта» — 5 минут.


Корректурная проба теория:

Для проведения теста необходим специальный бланк с расположенными в нем в случайном порядке буквами, цифрами или фигурами. В случае отсутствия бланка вы можете использовать обыкновенную газету или книгу, хотя, в данном случае будет сложнее рассчитать результат. Задача испытуемого состоит в последовательном поиске и вычеркивании определенных символов в просматриваемой таблице корректурной пробы, начиная с верхнего ряда с лева на право, за отведенное время, обычно это 5 – 10 минут. Желательно, чтобы у испытуемого было хорошее зрение и достаточный уровень грамотности, хотя, и для малограмотной группы населения можно подобрать подходящую пробу Бурдона, не требующую высокого уровня интеллектуального развития. Кстати, пройти специальный тест Бурдона могут и дети, начиная со старших групп детских садов и школьников всех возрастов (чем старше ребенок, тем сложнее требуется использовать вид теста).

При проверке результатов, помимо бланков желательно иметь бланк-ключ, с выделенными буквами или цифрами, которые должен был найти человек, проходящий тест Бурдона. Это поможет не сбиться при подсчете результатов. Кроме того, для более быстрой проверки результатов теста вы можете использовать специальный шаблон с отверстиями, которые при должны совпасть с выделенными испытуемым буквы или цифры. Однако, в случае с шаблоном вы не сможете сосчитать количество ошибочно выделенных букв. Прохождение теста Бурдона онлайн поможет вам избежать необходимости подсчета результата, хотя, в настоящий момент здесь возможно прохождение ограниченного количества вариантов теста.

Кстати сказать, считается, что даже частое и регулярное прохождение теста Бурдона или корректурной пробы не требует усложнения теста для получения объективных результатов, поскольку всякий раз, проходя тест, вы будете проходить его практически на том же уровне, что и прежде. То есть, влияние упражняемости здесь минимально. Лучшие результаты вы будете показывать, только если улучшите свои навыки концентрации. Также следует учесть, что результаты испытуемых могут сильно зависеть от их эмоционального состояния, а также психического и физического здоровья.

  • Основные показатели:

    Потрачено времени на работу t

    Общее количество просмотренных символов до последнего выбранного символа N

    Общее количество просмотренных строк C

    Общее количество символов, которые нужно было вычеркнуть n

    Общее количество вычеркнутых символов. M

    Верно выбранные символы S

    Пропущенные символы. P

    Ошибочно выбранные символы. O

  • Расчет результата:

    Показатель скорости внимания (производительности внимания) A=N/t A знаков в секунду.

    Показатель точности работы (первый вариант) T1=M/n T1 условных единиц.

    Показатель точности работы (второй вариант) T2=S/n T2 условных единиц.

    Показатель точности работы (третий вариант, по Уиппу) T3=(M-O)/(M+P) T3 условных единиц.

    Коэффициент умственной продуктивности E=N*T2 E знаков.

    Умственная работоспособность Au=(N/t)*((M-(O+P))/n) Au знаков в секунду.

    Концентрация внимания (процент правильно выделенных символов от всех, что нужно было выделить) K=((M-O)*100)/n K процентов.

    Показатель устойчивости концентрации внимания Ku=C*(C/(P+O+(1))) (в случае, если ошибок и пропусков нет, добавляем к делителю единицу) Ku условных единиц.

    Объем зрительной информации (V) вычисляется по формуле: V=0,5936*N* где 0,5936 — средний объем на один знак (бит) V знаков.

    Скорости переработки(Q) вычисляется по формуле: Q=(V-2,807*(P+O))/t где 2,807 — потеря информации на один пропущенный, Q знаков.

    Уровень концентрации внимания K.

    Уровень развития концентрации вниманияЗначение, K%
    Очень хороший81 — 100%
    Хороший61 — 80%
    Средний41 — 60%
    Плохой21 — 40%
    Очень плохой0 — 20%

    Устойчивость концентрации внимания — баллы и выраженность.

    KuБаллУровень
    5,3 — 20,41IНизкий
    20,5 — 35,52
    35,6 — 50,63
    50,7 — 65,74IIСредний
    65,8 — 80,95
    81,0 — 96,06
    96,1 — 111,17IIIВысокий
    111,2 — 126,28
    126,3 — 171,99
    172,0 — 219,710IVОчень высокий
    219,8 — 326,411
    326,5 — 1101,512

    Таблица скорости обработки для детей от 7 до 14 лет.

    Возраст (лет)V, битQ, бит
    7 — 82600,74
    9 — 102820,83
    11 — 123401,02
    13 — 143751,11

    Таблица скорости в баллах.

    Баллы12345678910
    Q, бит/с0,57 — 0,630,63 — 0,730,74 — 0,830,84 — 0,910,92 — 1,041,05 — 1,191,20 — 1,341,35 — 1,36>1,36

    Норма для взрослых людей Q = 1,6 (+-) 0,16.

metodorf.ru

Корректурная проба Бурдона. Определение устойчивости внимания

Родители очень часто сетуют на отсутствие внимания, усидчивости у детей. Людям рассеянным сложно учиться, работать, трудно достичь успеха как в карьере, так и в личной жизни. Хотя чтобы определить уровень внимания и его характеристики даже у ребенка, достаточно пройти небольшой и несложный тест. А зная «врага в лицо», проще его победить.

Для определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости применяется корректурная проба Бурдона.

Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. Она и по сей день пользуется большой популярностью в силу своей простоты и универсальности, тем более что совершенствовалась другими докторами несколько раз.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста. Есть только два условия: человек должен быть зрячим и способным удержать в руках ручку или карандаш.

Методика. Корректурная проба (тест Бурдона)

Для того чтобы все прошло правильно, вам необходимы специальные бланки и секундомер.

На бланках (лист А4) напечатаны буквы кириллицы в произвольном порядке построчно. Испытуемым предлагается зачеркивать или подчеркивать одну или несколько букв из этого бланка по очереди в каждой строке.

Например, задание может звучать так: сейчас необходимо подчеркивать каждую букву Л и зачеркивать каждую букву Я, просматривайте каждую строчку, как при чтении, выполнять задание нужно максимально быстро, но внимательно, начинайте работать по команде. Когда услышите «Черта!», поставьте вертикальную линию там, где в этот момент работаете.

Задание, как и очередность букв в бланке, устанавливается произвольно. Тестирующий через каждые тридцать или шестьдесят секунд (для этого и нужен секундомер) дает команду «Черта!». Весь опыт проходит 10 минут. «Отчеркивание» дает возможность проследить, как меняется внимание с течением времени, то есть утомляемость.

По окончании теста участников опрашивают, узнают их субъективное мнение о тесте, его прохождении, количестве предполагаемых ошибок, это даст возможность более точно интерпретировать численные данные.

Проверка результатов

Корректурная проба Бурдона дает нам данные для таблицы, когда проверяющий сверяет бланки испытуемых с правильными ответами (зачеркиваниями).

Время, мин.

Просмотренные

буквы, Ю

Правильно

подчеркнутые и перечеркнутые

буквы, С

Неправильно

подчеркнутые и перечеркнутые

буквы, Р

Ошибочно

пропущенные

буквы, О

Коэффициент

правильности, В

Коэффициент

продуктивности, Е

1
10
Всего:

Коэффициенты правильности и продуктивности рассчитываются, исходя из данных таблицы, по формулам:

В = (С — Р) / (С + О)

Е = Ю x В.

Для оценки способности тестируемого к концентрации внимания существует такая формула:

К = (∑С — ∑О — ∑Ю) / ∑Р х 100%.

Результаты сравнивают со шкалой:

Концентрация внимания
Результат, %Характеристика
0-20очень низкая
21-40низкая
41-60средняя
61-80высокая
81-100очень высокая

Результаты по минутам помогают нам понять установку испытуемого, способности его умственной деятельности концентрировать, тренировать внимание или же расслаблять и утрачивать.

Модификации методики

Будучи успешной и часто используемой, корректурная проба Бурдона развивается, разные ученые приносят в нее новшества и дополнения. К настоящему моменту набралось уже три модификации:

  1. Кольца Ландольта. Бланк для исследования представляет собой ряды колец с разрывами в разных направлениях. Разработан метод для людей, не знающих алфавит, детей.
  2. Метод В.Я. Анфимова. Отличается тем, что в определенное время исследователь начинает вслух в течение 15 секунд произносить различные буквы в хаотичном порядке. Это позволяет проверить степень устойчивости внимания по отношению ко внешним раздражителям.
  3. Метод А.Г. Иванова-Смоленского. Зачеркивается не одна, а сочетание букв (МЖ — РГ).

Корректурная проба Бурдона. Бланк

При необходимости его можно составить и самостоятельно, но в настоящее время вполне хватает достойных примеров. Ниже некоторые из них.

Стандартный бланк для взрослых.

Форма для детей младшего школьного возраста.

Для малышей можно найти бланки со значками, забавными рожицами и рисунками.

Таким образом, просто отследить количественный и качественный уровень внимания человека. После его определения гораздо проще понять, куда двигаться дальше, ведь для укрепления и развития внимания тоже есть свои методики. Важно выявить его недостатки в раннем возрасте и научиться контролировать, тренировать его уже к школе, тогда процесс обучения будет проходить легко, интересно и без проблем.

fb.ru

» Как правильно провести тест Бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников

Усидчивость и внимательность — важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование. Задача учителей и родителей — помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации. Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона).

Суть методики диагностики

Внимательность — основа успешной учёбы в начальных классах

Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».

Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком — 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.

По итогам теста также можно сделать вывод о:

  • способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
  • устойчивости внимания испытуемого;
  • умении переключаться с одной задачи на другую.

Проведение корректурной пробы среди младших школьников

В процессе проведения теста нужно следить за тем, чтобы дети не отвлекались от работы с бланком

 Инструкция:

  1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
  2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
  3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными. 

Если стимульный материал состоит из букв, то для усложнения задания можно вычёркивать целые сочетания (например, «ко», «ла» и так далее).

Для совсем маленьких ребят, не умеющих читать, тест может быть также представлен в виде расположенных в ряд домиков или листиков. Усложнить работу можно, сформулировав задание так: «Нарисуй в каждом домике окошко, а к листику добавь веточку».

Фотогалерея: Образцы стимульного материала (бланки с буквами, геометрическими фигурами и так далее)

Изначально тест имел только буквенное оформление
Для совсем маленьких разработан бланк с простейшими фигурами
Листики и домики — самый понятный стимульный материал для младших школьников
Дети с удовольствием работают с бланком, на котором изображены девочки

Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

К = 2С/О (К — концентрация, С — просмотренные строки, О — ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

При определении устойчивости внимания используется формула:

А = S/t х 10 (S — общее число просмотренных элементов, t — период времени (60 секунд)).

Расшифровка показателей:

Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:

С = (So/S) х 100 (Sо — число строк с ошибками, S — общее количество отработанных строчек).

Обратите внимание, что для исследования переключаемости задания даются в немного усложнённом виде: детям нужно зачёркивать заданные элементы в разных строчках — чётных или нечётных.

Существуют специальные программы для компьютера или мобильного устройства, позволяющие провести тест. Разработчики предлагают стимульные таблицы, элементы на которых нужно вычёркивать кликом мышки или движением пальца. После завершения работы приложение подсчитывает баллы, показывает ошибки и рекомендует подходящий уровень для тренировки.

Обработка результатов (как и проведение самого теста) может проводиться с помощью специальной программы

Если корректурная проба показала, что у ребёнка качество внимания находится на среднем или очень высоком уровне, то эти достижения школьнику следует поддерживать (много читать, складывать пазлы, заучивать стихотворения наизусть). А вот для тех, кто продемонстрировал очень низкий или низкий уровень, не обойтись без специальных заданий, которые должен индивидуально разработать психолог с учётом личностных особенностей конкретного малыша. Чаще всего в таком случае предлагаются упражнения по восстановлению порядка счёта, сюжета картинок, заучиванию стихотворений наизусть.

По результатам корректурной пробы учителю или психологу легче выстроить стратегию работы с каждым учеником, а также определить оптимальный характер учебных заданий для развития всех аспектов внимания, чтобы дать малышу возможность эффективного усвоения знаний и полноценного личностного роста.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

paidagogos.com

Корректурная проба (тест Бурдона).

Метод «Корректурная проба» для исследования внимания впервые был предложен Б. Бурдоном в 1895 году. Корректурная проба, предложенная Бурдоном состоит из нескольких тестов различного характера. Здесь вашему вниманию предложен только один вариант. Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания. Применяя тест для взрослых, необходимо провести предварительную беседу с испытуемым – многие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д., снижают возможность концентрации.

Разработанный Бурдоном бланк представлял собой ряды букв русского алфавита.  Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, отыскивает буквы «к» и «р» и должен вычёркивать их. Задание нужно выполнять быстро и точно.

Применять методику можно для взрослых и для детей.

Однако, в случае работы с детьми, более подходящей является разновидность методики “Кольца Ландольта”, поскольку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами.

Оборудование:

  • стандартный бланк теста “Корректурная проба”;

На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего 2000 знаков, по 50  букв в каждой строчке.

Скачать бланк теста “Корректурная проба”.

Процедура проведения:

Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, в готовности испытуемого начать исследование. Атмосфера исследования должна быть доброжелательной и комфортной, чтобы у испытуемого не создалось впечатления, что его экзаменуют. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!» – он должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Последней считается буква, зачеркнутая перед (или с) последними словами “Черта”. Проведение методики занимает 10 минут.

Как правило, за это время, в норме, обычный человек делает 10-15 ошибок.

Инструкция: “Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте буквы “к” и “р”. Когда я скажу:”Черта!”, Вы должны провести вертикальную черту в том месте бланка, где в этот момент находитесь.

Обработка и интерпретация результатов теста корректурная проба:

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту и заполняет соответствующие графы в протоколе.

Обработка:

Расчет продуктивности внимания: количество просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n x 100 % , где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели                                                     Результаты

     Продуктивность    Точность    Продуктивность    Точность
 знаки баллы%баллы знакибаллы%баллы
менее 1010 1менее 70 12660-2825 1684-85 12
1010-1175 3 70-72 22825-2990 17 85-87 13
1175-1340 5  72-73 32990-3155 18 87-88 14
1340-1505 7 73-74 43155-3320 19 88-90 15
1505-1670 9  74-76 5 3320-3485 20 90-91 16
1670-1835 10 76-77 63485-3650 21 91-92 17
1835-2000 11 77-79 73650-3815 22 92-94 18
2000-2165 12 79-80 83815-3980 23 94-95 20
2165-2330 13 80-81 93980-4145 24 95-96 22
2330-2495 14 81-83 104145-4310 25 96-98 24
2495-2660 15 83-84 11более 4310 26 более 98 26

Далее рассчитывается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по следующей  таблице.

Таблица перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальныеоценки Устойчивостьвнимания  Переключениевнимания ОбъемвниманияШкальныеоценки УстойчивостьвниманияПереключениевниманияОбъемвнимания
19более 50более 217 менее 115 9 25-27 172-181 216-235
18 8 23-24 158-171 236-265
1748-49 214-216 116-125 7 20-22 149-157 266-295
1646-47 211-213 126-135 6 16-19 142-148 296-335
1544-45 208-210 136-145 5 14-15 132-141 336-375
1439-43 205-209 146-155 4 12-13 122-131 376-405
1336-38 201-204 156-165 3 9-11 114-121 406-455
1234-35 195-200 166-175 2 – 110-113 –
1131-33 189-194 176-185 1 – – –
1028-30 182-188 186-195 0 менее  9 менее 109 более 456

Шкальная оценка (ШО) интерпретируется следующим образом:
ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания

Коротко обобщим алгоритм:

1. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.
В формуле М – количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
Н – количество букв, которые необходимо было  вычеркнуть.
2. По таблице  показатель К переводим в балльную оценку точности – критерий С.
3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания  (А) по формуле А=В+С.
По таблице переводим показатель А в шкальную оценку.

Источник:

www.stotestov.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *