Ценности 21 века – Проблемы семейных ценностей в 21 веке

Проблемы семейных ценностей в 21 веке

проблемы семейных ценностейС чем сталкивается семья в 21 веке? С огромным количеством сложностей. Поэтому я считаю, что те, кто женится, а потом успешно сохраняет семью в наше время – настоящие герои. Почему? Дело в том, что в любой семье всегда было много сложностей. Сейчас появились новые… а старые никуда не делись.

Вечные проблемы семьи: как жить, на что жить, как наладить быт, как общаться с родственниками, как договариваться друг с другом, как поделить власть в семье, как воспитывать детей, куда отправить их учиться, где работать… и так далее…

Дополнительно ко всему этому появились современные проблемы. Самая главная из них – отсутствие поддержки. Изменились представления о семейных ценностях. Если раньше семью поддерживало все вокруг – и общество, и государство, и культура, то теперь этой поддержки все меньше. И возможно, в дальнейшем она вообще исчезнет, а семейные ценности и любовь окончательно объявят устаревшими.

Еще несколько десятилетий назад существовали нормы, которые ясно говорили «семья –хорошо, развод – плохо». Сейчас что-то такое еще витает в воздухе, но считается устаревшей точкой зрения. Ценности и нормы, которые удерживали семью от распада, сами распадаются.

Как меняются структура семьи и семейные ценности?

Как формируется модель семьи в нашей голове, та модель, которую мы потом будем использовать в своей жизни? Мы:

  1. Смотрим на семью родителей
  2. Смотрим на окружающих (позже)
  3. Смотрим кино, читаем книги, воспринимаем образы культуры

Какие в связи с этим возникают проблемы?

Семья родителей

семьи родителейВ детстве мы не можем знать, что хорошо, а что плохо. Мы воспринимаем, как правильную, ту модель жизни, которую нам демонстрируют взрослые. И хорошо, если нам показывают что-то приемлемое. А если это постоянные ссоры, одиночество или алкоголизм? Модель семьи возникнет соответствующая. А также возникают семейные сценарии.

Пример окружающих

Второй источник представлений о нормальной семье – пример окружающих. С ним тоже может повезти или не повезти. Но с ним есть одна трудность. Когда мы смотрим на людей со стороны, мы не можем точно знать, что на самом деле стоит за их поведением. Люди могут вести себя ласково, но в реальности ненавидеть друг друга. Или наоборот, по какой-то причине скрывать свои хорошие отношения, держась друг с другом холодно в присутствии чужих людей (например, из-за воспитания). Поэтому научиться отношениям, глядя на людей со стороны, практически невозможно. То есть делать для себя моделью чужие семьи бесполезно.

Примеры из культуры

Остается самый доступный источник информации – культура. Но она не предназначена для того, чтобы брать с ее образов пример. Обычно у нее совсем другая функция. Либо развлекательная, либо рекламная, либо вообще отвлекающая. Она не для того, чтобы внушать или укреплять важные семейные ценности.

3Поэтому образы семьи там либо идеализированные, либо проблемные. Либо сюжет фильма заканчивается на свадьбе, после которой в реальности только и начинает строиться семья, либо показываются проблемы (иначе нам было бы неинтересно смотреть, на проблеме строится сюжет). С книгами ситуация похожая.

А еще нам часто не хватает эмоций, и чтобы их получить, мы смотрим или читаем такие произведения, где их побольше. А так как негативные эмоции сильнее, то с ними проще синхронизироваться и заполнить нехватку.

И вот мы «напитываемся» проблемными сюжетами. И заодно получаем установку, что отношения – это головная боль, вечные трудности, негатив, бесконечная нудная работа.

В итоге, насмотревшись на все это, многие люди спрашивают себя: зачем вообще нужны эти отношения? Проще быть одной/одному – меньше проблем. И если раньше принять такое решение значило пойти против общества, то сейчас для многих семья перестала считаться чем-то обязательным. И одиночество, развод и прочее даются намного легче.

И даже если мы вступаем в отношения, то все равно боимся честности, открытости и близости друг с другом. А ведь именно на этом фундаменте и строится счастливая семейная жизнь, возникают глубокие отношения.

Что еще мешает правильно относиться к семье?

  • Мы боимся ответственности, в моду вошла позиция потребления.
  • Очень часто мы создаем пробные отношения, как бы «черновичок».
  • В нашей культуре влюбленность ставится выше любви.
  • Нам кажется, что отношения – для радости, чтобы мы что-то в них получали.

Ответственность или безответственность?

Большинство людей хочет поменьше ответственности и побольше удовольствий. Современная концепция отношений исходит из того, что нам от человека что-то нужно и мы ставим вопрос – могу ли я что-то от человека получить. Редко кто задумывается о том, чтобы что-то дать другому. Это естественно с точки зрения нашей животной части, но вредит отношениям. Глубокие отношения возникают там, где эгоизма поменьше, а готовности отдавать – побольше.

Об этом больше можно прочитать в статье «О мужской ответственности».

Пробные отношения

Порой нам кажется, что можно попробовать пожить с человеком, и если что-то пойдет не так – разойтись. Это кажется логичным, но на самом деле таит ловушку. В случае затруднений в таких отношениях первая мысль – уйти, а не решать проблему. Это всегда проще. Но только проходя через трудности, отношения становятся глубже, а любовь – сильнее.

Подробнее об этом я рассуждаю в статье «О настоящих отношениях и выборе партнера»

Влюбленность или любовь?

влюбленностьЧасто кажется, что любовь возникает при встрече, а потом куда-то уходит. Но то буйство гормонов, что возникает в начале отношений – это не более чем влюбленность. С точки зрения природы наши яркие чувства и желание близости не случайны: они обеспечивают рождение потомства (природа же не предусмотрела контрацепцию). Любовь начинается много позже – после того, как люди притираются, учатся видеть друг друга, а не идеализированные образы, привыкают и принимают друг друга.

Подробнее об этом – в статье «Формы общения и этапы отношений между мужчиной и женщиной»

Отношения – для радости?

Между позицией, что отношения – это тяжкий труд, и позицией, что отношения – только для радости, можно найти золотую середину. Я скажу так. В отношениях нужно хорошо потрудиться. Но они могут стать источником такой огромной радости и вдохновения, которые вам больше ничего в жизни не сможет подарить.

Статьи по теме:

Вадим Куркин

vadimkurkin.com

Ценностные ориентации подростков в XXI веке

В мире духовных ценностей подростков также произошел заметный перелом. В их сознании, моральным ориентирам четко просматривается как обновление духовных сфер личности на основе глубокого и дифференцированного овладения общечеловеческими ценностями, так и проникновения в подростковую среду негативных тенденций, имеющихся в обществе.

Оценить данную ситуацию однозначно вряд ли возможно. Очевидным в социализации современного подростка есть главное:

идет процесс отторжения мифических ценностей времени, которое прошло, и формирования качественно обновленного сознания.

В связи с этим встает вопрос о том, какие идеалы необходимо представить подростку. Из истории известно, что все могучие нации, которые существовали в прошлом или существуют теперь, имели или имеют идеал, глубоко укорененных в душах людей.

По мере того, как национальный идеал теряет способность пленить людские души, нации утрачивают свое могущество. Следовательно, национальный воспитательный идеал вытекает из народных верований, обычаев, традиций, из конкретных ценностных ориентаций и потребностей конкретного народа.

Он не должен отрицать общечеловеческих ценностей (честность, порядочность, любовь к Родине, уважение к старшим и т.д.). Апробируя, подтверждая, поглощая общепризнанные ценности, национальный воспитательный идеал дополняет их теми чертами, которые специально отвечают духовности того или иного народа.

Начало XXI века, по данным наших исследований, характеризуется значительной переоценкой ценностей: предпочтение отдается материальным потребностям (деньги, вещи), деловым связям, индивидуальным интересам (как стать здоровым, богатым, знаменитым и т. п.).

Ранее такая ситуация квалифицировалась только как негативная, а теперь она свидетельствует о действительном процессе перестройки духовного мира, который захватил все население, в том числе и подростков. В целом изменения в ценностных ориентациях подростков обусловлены заметными изменениями политической, экономической, социально-психологической ситуации в обществе.

В нынешней ситуации социализации подростка, когда происходит глобальная трансформация общественного строя, очень важно оберегать юное поколение от состояния социальной фрустрации и всячески содействовать его прогрессивному росту.

Иначе подростки сконцентрируют в себе те социально-психологические характеристики «маргиналов», которые будут создавать трудности в ходе их интеграции в социальные институты и социальные отношения. Постепенно обостряясь и углубляясь, становясь все более устойчивыми, такие социально-психологические новообразования имеют негативный оттенок, деформируют подростка, приводят к грубости и жестокости в отношениях, к наркомании, проституции, преступлений.

Есть также опасность, что, легко потеряв ориентиры и став удобным объектом разного рода (политического, преступного и т.д.) манипулирования, подростки могут свернуть на путь антисоциального поведения, впасть в агрессивность или социальную апатию, а их активность может приобрести ескапистской (от англ. escapism — бегство от жизни) или страглистской (от англ. struggle — борьба) — направленности деструктивного характера.

Наиболее значимыми различиями процесса социализации современного юного поколения являются:

  • переоценка ценностных ориентаций и смена идеалов;
  • расширение референтных связей и изменение содержательности общения в них;
  • нижение уровня саморегуляции.

Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков 70-90-х годов XX века позволяет сделать вывод, что у современного поколения, которое подрастает, ценности общественного характера уступили ценностям индивидуального характера.

Претерпит изменения и номенклатура лиц, которых выбирают подростки как идеал: к ней уже не относятся государственные деятели (ни прошлого, ни современного, зато признаются идеалами настоящие спортсмены, актеры, певцы (преимущественно иностранные).

Среди современных подростков значительно обесценились качества общественной направленности при одновременном повышении значимости качеств индивидуальной направленности. Изучение ценностных ориентаций благополучных и трудновоспитуемых подростков свидетельствует, что первые в основном ориентируются на ценности, которые имеют моральную направленность, другие — выбирают ценности с материальной направленностью.

Среди современных трудновоспитуемых, в отличие от их предшественников, имеет место усиление девальвации моральных ценностей и ценностей, связанных с трудовой деятельностью. Нынешние подростки характеризуются высоким уровнем личностной тревожности. Среди них возросла обеспокоенность проблемами, связанными с будущей жизнью, профессиональным самоопределением, взаимопониманием с родителями, экологической ситуацией в стране.

Параллельно с этим уменьшилась важность проблем в сферах самосовершенствования и жизни людей, которые их окружают. Современные подростки не осознают зависимости будущих жизненных достижений от качества полученного образования. Произошли изменения в иерархии желаемых профессий: среди них престижными считаются профессии менеджера, юриста, врача, экономиста, а уж потом — учителя.

Доминантным мотивом в выборе современными подростками желаемой профессии, в отличие от их предшественников, есть мотив материального достатка. Относительно современных институтов социализации, то они характеризуются потерей значительного потенциала воспитательных возможностей в обеспечении процесса становления личности подростка.

К важнейшим факторам, которые обусловливают такую ситуацию, относятся:

  • в условиях семьи — увеличение количества разводов, тенденция к одиночеству, высокая трудовая занятость родителей и т. д.;
  • в условиях школы — снижение авторитета учителя и педагогической деятельности в целом, слабая организация внеурочного времени учащихся и отход от организованных форм общественно полезной деятельности, низкий профессиональный уровень молодых педагогов и т.д.;
  • в условиях внешкольной среды — незначительная эффективность реализации нравственного потенциала подростковых организаций и объединений за одновременного отсутствия у большинства подростков желание быть их членами, обнищание сферы культурного досуга, увеличение количества стихийно создаваемых неформальных групп и т. п.

Непосредственные причины того или иного поведения подростка неразрывно связаны с целым рядом противоречий общества, социальной среды, микросреды и самой личности.

Среди главных условий, которые провоцируют внутренние и внешние противоречия, выделяют следующие:

  • недоступность для современного подростка тех условий образования, воспитания, профессионализации, развития, которые необходимы для нормальной социально-культурной адаптации личности в данном обществе;
  • бедность прямых и косвенных связей и отношений подростка с другими людьми;
  • несоответствие упрощенных способов поведения и деятельности, которые навязываются подростковым окружением, восхищенных экзистенциальным стремлением возраста;
  • большая дистанция между духовной сосредоточенностью, идеальными ожиданиями от жизни и реальными результатами, и эффектами поступков и действий подростка;
  • сужение границ свободного передвижения в пространстве, строгий регламент времени для творческого самовыражения, увлечений, игр;
  • неспособность подростком фиксации «Я в жизни», отрешенность от самопознания, рефлексии;
  • преимущество деструктивных сил, которые постоянно выходят из личности данного подростка, над заложенными в нем силами развития, конструктивного жизни;
  • несоответствие уровня выявленных способностей и ранее закрепленных качеств подростка задачам, которые он ставит перед собой;
  • неприятие (отчуждение окружения, что является значимым для подростка) результатов его самовыражения;
  • преувеличение ближайшим окружением подростка уровня его взрослости, возможностей и продуктивности деятельности, сформированности его способностей;
  • опережая масштабность жизненных задач и стратегий подростка по сравнению с постепенностью и зацикленностью его жизненного и социального созревания;
  • реальная угроза духовному и физическому существованию подростка, которая выходит из агрессивной социальной и природной среды.

psyznaiyka.net

Тренинговое занятие «Ценности 21 века» (8 класс)

Занятие с элементами тренинга, для учащихся 8 класса, по теме: «Ценности 21 века»

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

  1. формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

  2. создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

  3. формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Ход занятия

Введение в тренинг: объявление темы, регламента работы.

Знакомство с правилами работы в тренинге.

Упражнение «Приветствие»(5 минут)

Участники рассчитываются на 1-й 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга — положение «карусель». Внутренний крут неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т.д.

Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Как деловые люди рукопожатием!» Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: «Правыми коленями!!» Все касаются коленом колена и здороваются и т.д.

Можно здороваться:

  • правыми локтями,

  • левыми коленками,

  • затылками,

  • спинами,

  • реверансом как французские короли и королевы,

  • как африканские слоны, громко топая ногами,

  • без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием),

  • старым русским обычаем — трехкратным поцелуем (сопровождаем фразой: «Ба! Какие люди») и т.п.

2 мозговой штурм «Что такое ценности?»(3 минуты)

Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

. Психологическое понятие «система ценностей» подразумевает под ценностями то, что человек ценит в окружающем его мире.

— Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?

Виды ценностей:

  • Духовные — нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

  • Материальные – — это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства)

Упражнение «Необитаемый остров»(10 минут)

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

1). На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят вас на необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

2). Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно(например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

— Какие чувства возникали по ходу упражнения?

— Как проходило обсуждение в вашей группе?

— Что оказалось самым ценным для нашей группы?

— Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

Дискуссия — обсуждение истории «Богатство»(5 минут)

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

Описание: вниманию группы предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
— Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем. 
— Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
— Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
— Ваши чашки подходят к блюдцам, — и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого. 
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу. 
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

Обсуждаются вопросы:

— О чем эта притча?

— Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)

— Что вам кажется более ценным? Почему?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Методика «Мой личный герб».(10 минут)

Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

Содержание: Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

Мотиваторы(7минут)

Цель: выявить мотивы, формирующие позицию счастья, удачи, достижения успеха.

Перед вами 8 составляющих смысла нашей жизни:

ОБРАЗОВАНИЕ, ДЕНЬГИ, СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ, ЖИЗНЬ, РОДИТЕЛИ

Отметьте на них цифрами степень важности этих составляющих для вас.

Вы идёте к достижению своей цели, Представьте, что ваша цель находится на высоком холме далекой страны. И вам придётся потрудиться, чтобы попасть туда. Что бы осилить первое препятствие получить карту вам необходимо отдать одно из составляющих смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Вы идёте дальше, у вас заканчиваются силы, и что бы пополнить запас сил вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Бурная глубокая река и что бы её переплыть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Огромная крутая скала и что бы её преодолеть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Дремучий тёмный лес и что бы его перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Вы уже совсем близко к достижению своей цели. Но перед вами новое испытание. Бескрайняя пустыня и что бы её перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это…

На каком этапе вы остановились? Или вы дошли до конца? То, что у вас осталось и есть действительный смысл вашей жизни.

Итоговая рефлексия занятия.(5 минут)

Самоанализ

Занятия с элементами тренинга, для учащихся 8 класса, по теме: «Ценности 21 века»

Авт.: Практический психолог ГБОУ ЛНР «Кировская СОШ№1» Алтунин М.С.

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

  1. формирование представлений об общечеловеческих ценностях;

  2. создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;

  3. формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Вид занятия: Занятие с элементами тренинга.

Форма занятия: Групповая.

Этапы занятия, их связь: вводно-ознакомительный, основной, заключительный. Смена этапов происходит в логической последовательности – последующий этап «вытекает» из предыдущего.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Соответствие игр и упражнений целям занятия: Упражнения подобраны согласно цели занятия. Условно можно разделить на 2 категории – упражнения для разминки и непосредственно направленные на достижение поставленной цели.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей, при проведении занятия: Занятие было проведено с учётом особенностей подросткового возраста.

Использование психологом невербальных способов общения с детьми: при помощи интонации и жестикуляции подчёркивались основные моменты занятия, на которые необходимо было обратить внимание.

Доступность, логичность, эмоциональность речи психолога: теоретический материал предоставлен на доступном языке с пояснениями психолога, предложения имели логическую связь, эмоциональность речи была умеренна.

Темп, громкость, правильность, интонированность, чёткость артикуляции речи психолога: Темп речи умеренный, предложения построены правильно, повышение голоса не наблюдалось. Речь поставлена чётко и доступно, при помощи интонации были выделены важные аспекты занятия.

Уместность применения наглядного материала: Наглядный материал был применён для визуализации основных определений и демонстрации динамики групповой работы. Применение наглядности можно считать уместным.

Эстетичность наглядного материала: Отсутствует.

Отношение детей к психологу: Позитивное.

Психологическая дистанция между психологом и детьми: «Вместе».

Использование всех каналов восприятия: Использовался аудиальный и визуальный канал.

Реакция психолога на проявление детей: на нарушение дисциплины – невербальное замечание (осуждающий взгляд), на высказывание – перевод темы высказывания ближе к теме занятия, на юмор – поддержка ребёнка.

infourok.ru

Ценности. Россия и мир в XXI веке

Интересы всегда базируются на ценностях. Государства, как и люди, защищают или продвигают лишь то, что они действительно ценят. Начиная с 1991 года, российская внешняя политика остается официально деидеологизированной. Это положение стало реакцией на господство коммунистической идеологии на протяжении всего советского периода. Любая идеология искажает действительность в угоду идее, и коммунистическая благодаря своей всеохватности, тотальности, делала это особенно последовательно. За почти семьдесят пять лет правления коммунистической партии официальная идеология Советского государства сильно изменилась. Примат классовых интересов сменился приматом интересов СССР, но эти интересы формулировались в духе марксистско-ленинского учения.

Отказ от идеологии не означает отказа от ценностей. В 1990-е годы Россия и ее внешняя политика официально восприняли многие современные европейские ценности, включая свободу и права человека, демократию, рыночную экономику, правовое государство, примат международного права, отказ от силы как средства решения международных споров и т. д. Эти ценности закреплены в действующей Конституции Российской Федерации. Опираясь на эти ценности и выстроенные на них национальные интересы, Россия провозгласила прагматичную внешнюю политику.

В 2010-е годы ситуация существенно изменилась. Европейские ценности не были полностью отвергнуты, но их заметно потеснили ценности национальные. Приоритет получили российские традиции – политические (самодержавие), общественные (коллективизм) и культурные (православие). При этом национальные интересы трансформировались в интересы прежде всего государственные, государством определяемые. Учитывая распределение реального влияния в государстве как в системе, речь в действительности может идти о сохранении существующего «строя», политического режима и связанных с ними отношений собственности как высшей ценности[119].

Ситуация требует серьезного переосмысления. Страна не сможет развиваться, если будет опираться на ценности, тормозящие развитие или препятствующие ему. Россия не сможет быть достаточно эффективной и влиятельной во внешней политике, если ее ценности не будут привлекательны для ее партнеров. России незачем пытаться выступать в качестве революционной силы. С ее опытом ей больше с руки оппонировать различным революционным веяниям. Однако и консерватизм, если он больше похож на архаику, ей вряд ли подойдет. Внутреннюю и внешнюю повестки дня может объединить ценность справедливости, основанной на праве. Иными словами, правовое государство внутри страны и международное право на мировой арене.

Такой подход означает максимально возможное закрытие «зазора» между правом и справедливостью. Он требует, с одной стороны, отказа от любимой в России целесообразности как оправдания для тех или иных действий, а с другой – постоянного совершенствования правовой системы внутри страны и активной позиции в вопросах реформы международного права. Активная позиция не исключает умеренного и оттого здорового консерватизма. Она исключает лишь глухую оборону и апелляцию к устоявшимся нормам и традициям как к неизменным величинам.

Хорошо известно, что самое слабое место в российской правовой системе – правоприменение. То же самое можно сказать о международном праве – с той лишь разницей, что последнее в отсутствие глобального суверена носит договорный характер. Для того чтобы российская позиция по вопросам международного права воспринималась в мире с доверием, необходимо, чтобы сама Россия в своей внешней политике максимально возможно соответствовала тем принципам, которые она провозглашает. Нельзя, например, оправдывать собственные действия тем, что другие страны в сходных ситуациях поступали так же, что Москва в свое время критиковала[120].

Наконец, говоря о соотношении ценностей и интересов, необходимо четко понимать, что безусловным приоритетом для России на всю обозримую перспективу останется сама Россия, благосостояние и развитие ее народа. Большевики в свое время ввергли страну в гражданскую войну, стремясь использовать Россию как запал для мировой революции, которая была их истинной целью. В дальнейшем огромные ресурсы страны были использованы для реализации утопических идей марксистско-ленинского социализма, результатом чего стало сталинское государство. В нынешних условиях критически важно не бросить Россию вновь в топку «борьбы с американским империализмом», за «новый мировой порядок», за «многополярный мир». Дело России – это прежде всего сама Россия.

Постановка России в центр всех рассуждений о внешней политике делает неактуальным традиционный спор о том, какая из голов российского орла главнее: та, которая обращена на запад, или та, что повернута на восток. Мир глобален, сектор обзора внешней политики – все триста шестьдесят градусов. Россия не может интегрироваться иначе, чем в целый мир. Она не может войти в сложившуюся уже Европу, так же как и не может раствориться в Азии. В XXI столетии можно говорить только о глобальной и одновременно национальной России.

Национальная Россия – это Российская Федерация в сегодняшних фактических границах. Россия долго находилась под обаянием исторических задач: собирания земель, освоения Сибири, получения выходов к Балтийскому и Черному морям, покорения Кавказа, цивилизаторской миссии в Туркестане, мечты о Константинополе и черноморских проливах, даже миража «Желтороссии», которую собирались было создать в Маньчжурии и северном Китае. В новейший период примерами этого подхода стали идеи тесного Евразийского союза и «Русского мира». Историческое время для пространственного роста, однако, миновало. В XXI веке главным для России является не приобретение новых территорий, а сбережение и умножение собственного человеческого капитала.

Россия часто поддавалась искушению того, что в советский период называлось интернациональным долгом – шла ли речь об освобождении славян, помощи восставшим пролетариям Европы или афганским революционерам. Платежи по этим «долгам» никогда не окупались. Еще в 1900 году военный министр Куропаткин писал Николаю II: «Даже менее культурные болгары и сербы тотчас отворачивались от России, как только становились на ноги ценой драгоценной русской крови»[121]. Сто лет спустя в Грузии предпочитали говорить о русском колониализме, а не о предотвращении истребления грузин турками и персами благодаря вхождению в 1801 году в состав Российской империи. Огромные потери советских войск (600 000 погибших) при освобождении Польши в 1944–1945 годах оказались полностью перечеркнутыми в сознании современных поляков включением Польши в «социалистический лагерь». Украина после 2014 года уничтожает остатки советского наследия, но не собирается отказываться от территорий, включенных в состав УССР при Ленине (юго-восток), Сталине (запад) и Хрущеве (Крым). И, конечно, не видно никаких признаков благодарности украинцев России за многомиллиардные скидки на поставляемый газ, практиковавшиеся с начала 1990-х по первую половину 2000-х годов.

Причиной такой неблагодарности других народов являлось то, что, освобождая других, Россия обыкновенно немедленно стремилась взять освобожденных под свою высокую (и часто тяжелую) руку. Российская империя была построена на административном принуждении, Советский Союз – на идеологическом. Отсюда встает важная проблема – как относиться к деяниям, в том числе преступлениям, совершавшимся от имени Российского государства. Это не проблема истории, а вопрос о ценностях современного российского общества, о моральных основах нынешней Российской Федерации.

Такие вопросы можно и нужно решать в одностороннем порядке. Требовать от других стран взаимности, тем более ставить взаимность условием, ни в коем случае не следует. Но столь же категорически не нужно демонстративно вставать перед другими на колени, каяться и бить себя в грудь. Нужно жить достойно, своим умом и в согласии с собственной совестью. Россияне в широком национальном диалоге обязаны установить для себя, что хорошо, а что плохо и недопустимо, вместо бесконечного спора о том, хорош был Сталин или плох.

Российский имперский опыт резко контрастирует и с европейским колониализмом, и с практикой США. Соединенным Штатам удается на протяжении семидесяти лет удерживать в своей орбите государства, народы которых испытали серьезные лишения и ограничения, а некоторые из них пережили американские авиационные и атомные бомбардировки. «Секрет» заключается в природе доминирования США, основанного на гигантской финансовой мощи и одновременно привлекательности американского образа жизни.

России нет нужды пытаться имитировать опыт США – это невозможно, но есть необходимость извлечь уроки из собственного опыта. В то время как Россия взяла на себя всю ответственность за внешний долг СССР (около 100 млрд долл.), долг Советскому Союзу со стороны десятков государств, преимущественно Азии, Африки и Латинской Америки (тоже около 100 млрд долл.), пришлось в основном списать. Главный урок на будущее заключается в том, чтобы помогать прежде всего самим себе. Помощь другим странам, за исключением гуманитарной, должна осуществляться исключительно в российских интересах; эта помощь должна быть необходимым образом оформлена, она не подлежит списанию или реструктуризации. В новом столетии Россия должна наконец начать отдавать долги самой себе, выстраивая процветающую страну с растущим здоровым и образованным населением.

У России тысячелетний опыт как союзничества, так и противоборства со многими государствами. В этом опыте можно найти подтверждение знаменитой максимы лорда Пальмерстона об изменчивости союзников и неизменности национальных интересов, так же как и фразы Александра III о том, что единственными надежными союзниками России являются ее армия и флот. До середины XXI века главная геополитическая и геоэкономическая задача России – занять выгодное положение и играть активную роль в цельном экономико-политическом комплексе Евразии. Объективными союзниками в этом предприятии являются Китай на востоке, Индия на юге и Германия/Европейский союз на западе[122].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Ценности современной молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

В данной работе представлены результаты по исследованию приоритетов, принципов и ценностей современной российской молодежи. Установлено, что на сегодняшний день для молодого поколения характерны отсутствие мотивации к интеллектуальному и культурному развитию и утрата жизненных ценностей и моральных норм. Соответственно, в данной статье полностью раскрыт вопрос формирования духовности у молодых людей, который сегодня выходит на первый план.

 

На протяжении всего времени ценности подрастающего поколения менялись. Что же представляют собой нынешние ценности у современной молодежи? Российское общество на протяжении долгого времени испытывает духовно-нравственный упадок: у государственного аппарата нет официальной идеологии, а у общества — духовных и нравственных идеалов. Мир современной молодежи различается прагматизмом, озабоченностью материальными проблемами.

Актуальность темы заключается в том, что независимо от времени молодежь остается главным резервом процветания государства и какие у нее будут ценности, от этого будет зависеть дальнейшая судьба страны.

Соотнеся негативные и позитивные особенности студенческой молодежи, мы можем увидеть некоторые противоречия: ей одновременно присущи целеустремленность и разгильдяйство, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и чрезмерная апатичность, наличие умственного потенциала и отсутствие духовного, тяга к знаниям и жажда богатства, в общем, — все человеческие пороки и добродетели.

Сравнивая (или лучше сказать — противопоставляя) положительные и отрицательные черты, описанные нашими респондентами, можно прийти к выводу о том, что новое поколение подразделяется не на два, а на три слоя, не считая маргинального.

Прежде всего, из молодежной массы необходимо выделить будущую высокоинтеллектуальную элиту. Главным критерием отграничения здесь может являться целеустремленность, а вспомогательным — познавательная деятельность.

Кроме того, нынешнее студенчество представляет собой будущее высокоинтеллектуальное общество, которое разделено на интеллектуалов и интеллигентов.

И те и другие обладают такими качествами, как образованность и креативность, что и связывает их в интеллектуальном слое. Различие же их состоит в этическом самоопределении.

Этическое самоопределение интеллигента определяется:

а) альтруистической направленностью индивида;

б) отрицанием насилия;

в) благоговением перед культурой и искусством.

Вот жизненное кредо интеллигента XXI века: «Мы искренне верим, что мы и наши друзья достигнем всего, чего захотим, и что важно оставаться людьми и не забывать о нравственном законе, который присущ каждому из нас». Можно сказать, что в наше время интеллигентность понимается как человечность во времена капитализма и компьютеризации.

Интеллектуал руководствуется другими принципами:

а) эгоцентрическая направленность;

б) возможность проявления насилия по принципу «цель оправдывает средства»;

в) прагматичное потребление культуры.

Самооценка нынешнего поколения — отрицательные качества. В письменных интервью мы затрагиваем вопрос: «Какие отрицательные черты находите Вы у современной молодежи?». Семантически схожие ответы были обобщены. Было выявлено десять «порицаемых» постсоветским студенчеством «пороков». Рассмотрим их с учетом распределения по количеству упоминаний.

—           Бесцельное существование (жизнь сегодняшним днем) и иждивенческий образ жизни, равнодушие, пассивность, леность, тунеядство, паразитизм и разгильдяйство.

—           Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение — «разрушители» личного здоровья.

—           Нарциссизм, меркантильность, алчность и зависть, отсутствие единства и взаимопомощи.

—           Агрессивность, насилие, бесчеловечность, злоба, цинизм, хулиганство и беззаконие.

—           Хамство, дикарство, грубость, отсутствие духовности и уважения к старшим.

—           Криводушие, притворство, безответственность, разнузданность, вероломство и пронырливость.

—           Безнравственность, распутство и разврат.

—           Легкомысленное следование моде, нелепое подражательство.

—           Отсутствие патриотизма, неумение ценить историю своей страны, равнодушие к судьбе России.

—           Компьютерная и телефонная зависимость.

Рассмотрев ценностные ориентации современной молодежи во временной динамике, можно заметить, что в последние 30–40 лет они претерпели заметные изменения. Особенно заметные перемены случились в области занимательной деятельности, по большому счету работы. Во времена Советского Союза, в 60-е — первой половине 70-х гг., ценность интересной профессии у молодых людей располагалась на первом месте, ее выбирало как минимум 2/3 респондентов. Сейчас она на четвертом месте, а основное место занимают семейные ценности. Это определяется тем, что период перестроечного и тем более постперестроечного времени упразднил идеологию чрезвычайной общественной значимости труда и трудового воспитания. Из средств массовой информации пропал образ передовика производства, честного труженика, вообще всякого трудящегося человека. Быть инженером, рабочим, техником стало не престижным. Произошло замещение «героев труда» «идолами потребления» (всевозможные поп-звезды, шоумены, пародисты, юмористы, модные журналисты, астрологи, сексологи и т. п.).

Неблагоприятным фактором в структуре ценностей у современной молодежи является отсутствие четкой связи между деньгами и работой. Если эта связь в советское время была, хоть и ослабленная из-за так называемой «уравниловки», то сейчас она совсем потеряна. Ибо одни наживают быстрые огромные деньги путем различных манипуляций и авантюр, а другие, корпя (иногда даже на двух-трех работах) получают неадекватно мизерную зарплату. Молодежь и подростки это отлично усваивают. Для социума важным ценностным показателем у молодежи является немаловажность различных профессиональных видов деятельности. Это связано помимо проблем с профориентацией с более глубинными общественными ценностями, «формами жизни» и «духом времени» (В. Шпрангер).

В результате в противоречивом свете предстают перед нами современные подростки. С одной стороны они имеют четкое представление о том, как быть полноценным членом нынешнего общества. Выряжая свою точку зрения, выбрав, по их мнению, правильные ответы на вопросы, подростки пытаются предстать в лучшем свете. Но с другой стороны их поступки идут в разрез с их идеальными представлениями. Подросткам сложно отдалиться от идеального образа, смириться и принять себя со всеми «недостатками».

В результате нашего исследования можно заключить следующее: в течение последнего двадцатилетия события, происходящие в нашей стране, становятся причиной демотивации львиной доли современной молодежи и способствуют утрате жизненных ценностей и моральных норм.

Для того чтобы воспитать юного гражданина, в первую очередь нужно привить ему духовность. Вопрос формирования духовности у молодежи выходит на первый план как проблема проявления осознанности взрослой жизни для молодого поколения данного времени в определенной стране. Вследствие этого настоятельной необходимостью на сегодняшний день для социума в целом и библиотек в частности является комплектование системы духовно-нравственного воспитания и социализации молодых людей. А так же, как пишет Вторушин Н. А., необходимо формировать ценностные ориентации личности: «Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества человека, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объекта стремления на потребность и самое главное — отчуждение».

В XXI веке молодежь интересует не многое. Быстрые друзья, быстрая жизнь. О зрелости трудно что-то сказать, но и самым плохим положением это не назвать.

По поводу перспектив и ориентиров согласны, но кого в действительности интересует мнение молодежи по поводу развития страны? Если не отвергают, то в лучшем случае просто выслушивают и аргументируют другим, а в худшем переманивают на свою сторону. Государство всегда регулировало инициативу самостоятельно, отсеивало идеи, и не всегда давало новый виток чему-то новому. Процент инициативной молодежи мал, но он растет, мы надеемся, что креативно мыслящих людей будет гораздо больше, чем тех, кто по-прежнему только является потребителем, не внося ничего того, что способствовало развитию.

 

Литература:

 

1.                  Вторушин Н. А. Отчуждение как один из определяющих факторов развития современного общества и человека [Электронный ресурс] / Н. А. Вторушин // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов студентов, аспирантов и молодых ученых 21–22 апреля 2011 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). — Томск: Изд-во ТПУ, 2011. — [С. 244–245]. / Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2011/C20/109.pdf

2.                  Социология молодежи / А. В. Соколов // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/355/958/1216/010.SOKOLOV.pdf

3.                  Образовательная политика в России: история современность / И. В. Шубина, А. В. Завражин, П. Ю. Федоров // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mesi.ru/upload/iblock/910/978–5–7764–0689–8.pdf#4

4.                  Социально-психологическая характеристика студенчества // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/referat-socialno-psihologicheskaya-harakteristika-studenchestva_eb169acc546.html#2

5.                  Е. А. Федорова Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в современной России / Е. А. Федорова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004629735

6.                  К вопросу о компетентностной характеристике интелегентности студента /Н. П. Симаева // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.volsu.ru/upload/medialibrary/4e4/6_Simaeva.pdf

7.                  Структура ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов формирования и развития / Л. В. Брик // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004589622

8.                  Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде / Н. М. Смирнова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/0100331880

9.                  Особенности профессиональных ориентаций студенческой молодежи / А. Ю. Живага // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01003541708

moluch.ru

Статья на тему «Молодёжь 20 и 21 века: ценностные приоритеты»

Молодёжь 20 и 21 века: ценностные приоритеты

Молодежь это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.

Молодость – прекрасная пора в жизни. Это время открытий, новых знаний и возможностей, когда любая цель кажется осуществимой, а любая задача по плечу. Перед молодыми людьми словно открыты все дороги, нужно лишь выбрать правильный путь и от этого выбора зависит дальнейшая судьба человечества.
На вопрос «Какая же она молодежь 21 века и чем отличается от молодёжи прошлого столетия?» я и попытаюсь ответить. Немногих заботит жизнь и проблемы нынешней молодёжи. А ведь если задуматься чем она живет, чем увлекается, о чём мечтает, чем дорожит и что для себя определяет главным в жизни?

Заинтересовавшись данной темой, я решила исследовать ценности молодёжи. Работая и анализируя материалы разных источников, я пришла к выводу, что влияние на современную молодёжь оказывают все сферы общества. По итогам моих исследований влияние социальной и духовной сфер оказалось в большей мере.

Под влиянием духовной сферы я воспринимаю воздействие вредных привычек. Искушение перед всем запретным: лишает нашу молодёжь разума! Главная проблема — это наркотики, курение и алкоголь. Согласно данным социологических опросов, каждый второй студент выпивает изредка, а что еще хуже, делает это каждые выходные, а то и чаще. Также есть молодые люди, употребляющие наркотики и другие сомнительные вещества, которые, по их мнению, доставляют им удовольствие. С возрастом эти люди излечиваются от зависимости, осознавая свою ошибку молодости, а если не успевают осознать, то умирают.

У студентов, понимающих вред главной проблемы встаёт проблема с увлечениями. Многим современным студентам нечем заняться в свободное время.

Еще одной социальной проблемой современного студенчества является стремление к досугу, которое слишком гиперболизировано. Часто молодые люди не хотят развиваться, посещать развивающие тренинги или повышать духовное и культурное развитие.

Как говорится «все познается в сравнении» Молодёжь 21 века имеет другие ценности, другую манеру поведения и общения, ставит для себя другие приоритеты, нежели молодёжь прошлых лет. Так же устарело понятие о нравственности, изменились взгляды на жизнь, поэтому уровень культуры и воспитания у молодёжи нашего времени ниже. Молодежь нашего столетия редко посещает театры, консерватории, ей почти не интересен балет и опера, молодежь реже увлекается поэзией, потому что времена меняются и искусство в такого рода проявлениях становится среди молодых людей не актуальным. Сегодня молодым людям проще забить название фильма в своём телефоне, и тут же его просмотреть в одиночку, чем сходить в кинотеатр с компанией.

А может молодёжи просто больше ничем заниматься? Относя себя к современной молодёжи могу поспорить, что это не так! В каждом, даже в самом провинциальном городке ребёнок или подросток может найти себе занятие по душе. Заниматься спортом, музыкой, танцами, рисованием может каждый, главное иметь желание. Так же есть пионерские и трудовые лагеря, различные волонтерские организации, в общем масса занятий для молодежи. Значительная часть юношей и девушек активно пропагандирует здоровый образ жизни, уделяя большое внимание спорту. Многие молодые люди не хотят оставаться равнодушными к проблемам современности. Они принимают участие в их решении. Приведу пример. В мом посёлке существует районная детская общественная организация «Радар». В которой состою и я. Мы часто проводим различные акции по борьбе с курением, алкоголем, наркотиками и другими вредными привычками, а также оказываем помощь общеобразовательным учреждениям, детскому дому и дому престарелых. Делаем мы это совершенно безвозмездно, что заслуживает уважения.
В течение года, несколько раз мы проводим сборы актива, где собираются ребята со всего района. Это место где мы учимся общаться, выступаем роли вожатых и детей, обмениваемся опытом, устраиваем коллективно творческие дела, концерты, спортивные соревнования, дискотеки и многое другое. То есть приносим живое общение в жизнь. Благодаря этому мы развиваемся, а проводя тренинги, повышаем своё духовное и культурное развитие.

Говоря о развитии машинально всплывает вопрос об образовании. Раньше молодёжь училась, стремилась к получению профессии и оставалась верной ей до конца жизни. Цель хорошо учиться, получить хорошее образование, найти престижную работу, ставят сейчас для себя не все. Некоторые ищут наиболее легкий и доступный способ получать образование, для них на первом месте не учеба и карьера, а шумные компании, свободная и разгульная жизнь. И мало кто из них хоть раз задумался о том, что же будет дальше, какое их ждёт будущее? Светлого будущего у этой молодёжи не будет, повезет лишь тем из них, кто вовремя одумается. Молодые люди стремятся выбиться из-под контроля родителей и поступают туда куда их возьмут, хотят скорее стать самостоятельными, но их самостоятельность не приводит ни к чему хорошему. Например, принимая решение заканчивать девять классов и потом идти в техникум или училище, получать профессию, которая не даёт никаких перспектив, молодёжь не думает о будущем. Ей кажется, что это отлично, ничего не делать, не приходится тратить сильно много усилий и времени на учебу, зато много времени на отдых и бездельничество. Рано или поздно всякие развлечения станут неинтересны и чем же тогда заняться? Без высшего образования работу найти трудно, везде нужны хорошие специалисты, выходит светлого будущего не будет. А страна? Мало того, что молодой человек не получит должного образования ещё и в стане со временем может быть дефицит специалистов. Следовательно, будущее страны будет находиться под угрозой.

Актуальной для современной молодежи остается проблема финансового обеспечения. Приходиться подыскивать работу для добывания средств к существованию. Часто вакансий по будущей профессии практически нет, а если и есть, то они рассматривают кандидатов, увы, только с опытом работы. А откуда у студентов опыт работы. Вот и подрабатывают молодые люди либо на мойках машин, либо в Макдоналдсах. Наше государство всячески поддерживает современное студенчество в виде различных акций и мероприятий, но это даже не решает финансовой проблемы, не говоря о других. Это напоминает об одной шутке: раньше студенты учились и подрабатывали, а сейчас работают и подучиваются. Возможно, со временем эти проблемы решаться. Но чтобы завтра было лучше, начинать исправлять сегодняшние ошибки уже нужно вчера.

На вопрос «Что для Вас является главным в жизни?» молодёжь смело отвечает «семья». Говоря о семье, семейных отношениях возникает извечный конфликт отцов и детей.

Согласно исследованиям, российская молодежь проводит в социальных сетях более 4 часов в день. Родители считают это пустой тратой времени, но я понимаю, что причина возникновения конфликта поколений заключается в том, что каждое новое поколение живет в других условиях, нежели его предшественники, и поэтому имеет иные вкусы, привычки, систему ценностей.

Влияние научно-технического прогресса выражено появлением телевидения и интернета. Социальные сети сильно затягивают молодежь, что они начинают жить не в реальном, а виртуальном мире, что ведёт к потере живого общения. А значит происходит деградация личности. Молодые люди перестают общаться друг с другом в живую, что приводит к разрушению приоритета семьи и вообще любых межличностных отношений. Ведь они строятся на взаимопонимании, уважении, поддержке, сочувствии. И далеко не всё можно передать по интернету. В социальных сетях люди прямолинейны. Можно просто выйти из аккаунта и заблокировать то, что не нравится.

Для молодежи 90-х компьютеры и тем более интернет не были чем-то привычным, повседневным. Нынешние же молодые россияне не мыслят жизни без всемирной Паутины, нередко чересчур увлекаясь виртуальной реальностью. Увлекаясь компьютерными играми и виртуальным общением, многие наши молодые современники стали забывать о настоящем. Что тоже относиться к актуальности проблем современного студента.

Молодежь огромное количество времени проводит в глобальной паутине. Планшеты, ноутбуки, нетбуки, макбуки, андройды: без этого многие уже не представляют своей жизни. Живое общение все чаще вытесняется виртуальным. В бесконечном потоке информации, мы не успеваем задуматься о вещах, по-настоящему важных: о моральных и нравственных ценностях, о любови и дружбе, о добре и зле, о цели и смысле нашего существования. Молодежь утрачивает способность мыслить, все больше подчиняясь клише и стандартам. Ведь в суете дней так легко потерять собственное внутреннее «я».

Российское общество постоянно развивается. Сегодня тысячи беженцев приезжает в Россию в поисках жилья. Эти люди другой культуры. Мы можем быть не согласны с ценностями этих людей. Многие боятся, что беженцы угрожают ценностям России. Было бы приятно иметь в жизни функции Фейсбука. Чтобы заблокировать их. Но в жизни всё не так просто.

Если мы Согласны с идеей о том, что у всех должна быть свобода, и равные права. То мы не должны упорно навязывать свои ценности другим людям. Мы не должны закрывать дверь перед незнакомцем угрожающим нашим ценностям. Мы должны открыть перед ними дверь.

Мы живём в обществе потому что мы нужны друг другу. Людям нужны люди. Мы можем уставать от общения, особенно с теми, с кем не согласны, с теми, кто думает по-другому, будь они людьми другой культуры или вашей бывшей одноклассницей.

В мировом обществе с равными правами мы должны стараться слушать. И понимать друг друга. Возможно будет проще понять, если думать о том чем мы похожи, а не о том чем мы отличаемся. Говорить о том в чём мы согласны. А ни в чём не согласны. Возможно если мы видим в людях плохое, это они нам и покажут.

У нас есть право тратить 4 часа в день на социальные сети, потому что люди до нас боролись за нашу свободу. Скоро мы будем править этой страной. Нам выбирать, по каким ценностям жить в будущем. Надеюсь равные права и свободы для всех людей в мире, борьба в которую мы готовы вступить, серьёзна. Если не мы, выращенные в самой свободной, и богатой стране мира, если не мы, выберем щедрость, терпение и открытость, если не мы, решим искать и верить в лучше в людях, если не мы, будем бороться за справедливость, то кто ещё за нас это сделает.

infourok.ru

Процесс смены социокультурных ценностей в России на рубеже XX-XXI веков

Традиционные ценности, характерные для русской национальной культуры

Новые ценностно-смысловые ориентиры, рождаемые в процессе реставрации капитализма

  • Общинность (соборность), коллективизм. Приоритет общественного начала над индивидуалистическим, эгоистическим.

  • Бескорыстие, духовность, значимость моральных стимулов в жизни, признание обществом заслуг человека, желание служить ему.

  • Приоритет духовного над материальным («нестяжательство», «бессребренничество»). Смысл жизни – в служении своему Отечеству, народу.

  • Русский патриотизм («прежде думай о Родине, а потом о себе»; «моя страна»).

  • Русский героизм, способность жертвовать собой во имя независимости Родины, стремление помочь всему миру («обиженным и обездоленным»). Служить в армии – выполнять свой гражданский долг.

  • Уважительное отношение к сильному русскому государству, понимание и оценка его роли и значения для жизни человека и страны, сохранения ее политической независимости, экономической стабильности, культурной идентичности («Государство – это хорошо…»).

  • Народ – хозяин, высший правитель и судья в своей стране. «Народ русский встал за Отчизну свою на общего врага. Глас народа – глас божий» (В.И.Даль).

  • Индивидуализм. Приоритет личного, индивидуалистического начала над общественно значимым, возрастание роли эгоизма, эгоцентризма.

  • Расчет, утилитаризм, значимость материальных и карьерных стимулов в жизни, в продвижении по службе, практическая сметливость, активность в решении личных вопросов.

  • Верховенство материального над духовным, культ денег, стяжательство, поиск путей и способов разбогатеть во что бы то ни стало. Смысл жизни – в служении своей семье, самому себе.

  • Космополитизм («Родина там, где тебе хорошо»; «эта страна…»).

  • Умеренность, «идеология малых дел», культивирование взгляда «своя рубашка ближе телу», «геройствуют дураки и блаженные», «надо жить и наслаждаться жизнью»…, «уметь откосить от армии».

  • Пренебрежительное отношение к государству, его роль и права должны быть ограничены, оно должно уйти из сфер экономики («бизнес все отрегулирует сам»), социальных отношений, культуры, должна произойти полная эмансипация частной жизни, власти нет дела до нее («Государство – это плохо»…).

  • Не народ, а элита решает все вопросы в государстве, ей принадлежит право судить о том, что такое хорошо и что такое плохо…

Идентичность (лат. identificare – отождествлять; identifico – отождествляю) – соотнесенность чего-либо или кого-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости. «…Исследование идентичности в наше время становится такой же стратегической задачей, какой во времена Фрейда было изучение сексуальности» (Эриксон Эрик – американский психолог, социолог, психоаналитик).

Между тем вопрос о смене ценностного ядра национальной культуры – это совсем не формальный, далеко не второстепенный вопрос. Для человека малосведущего, к тому же удачно вписавшегося в либерально-рыночные отношения, это не более чем смена «русской косоворотки» на «розовый пиджак» для тусовочного приема у олигарха. Для народа и каждого человека-патриота смена ценностей родной культуры – это отказ от национальный идентичности. А идентификация всегда была и остается важнейшим механизмом эмоционального, нравственного, этического, эстетического – в широком смысле культурного – самоотождествления индивида с другим человеком, группой, классом, со своим народом, его историей и культурой. Механизм идентификации – это своего рода иммунная система национальной культуры и ее генерального субъекта – народа. Поэтому все народы планеты, вступая во взаимодействие, всегда стояли на страже своих социокультурных ценностей. В наше время этот пример нам подают такие страны как Япония, Китай: модернизируя свой научно-технический и производственный потенциал, они свято хранят свои традиционные национальные ценности. Даже Франция, Италия, Англия – державы, входящие в «золотой миллиард», принимают конкретные меры по сохранению своих вековых традиций.

Передовые русские ученые и государственные деятели всегда выступали за диалог культур, за сотрудничество с другими странами, в том числе Западной Европы. Они никогда не призывали к самоизоляции России от культурного влияния извне, к консервации в границах ее прошлой культуры. Русская культура была и остается частью мировой культуры. А в качестве таковой она участвует в создании как национальных, так и общечеловеческих духовных ценностей, развиваясь на основе «диалога культурных атомов» (М.М. Бахтин – 1895-1975). Русская прогрессивная мысль всегда приветствовала процесс обновления национальных форм жизни, но лишь на основе обретения новых, безусловно, полезных, позитивных изменений в интересах русского народа и сохранения базовых национальных ценностей. По ее мнению, влияние других культур ни в коем случае не должно вести к подмене и тем более утрате Русской культурной самобытности19.

Н.Я. Данилевский (1822-1885), понимая русскую историю как развивающийся организм, выделял в исторических событиях органичные или внутренне обоснованные, нормальные, естественные процессы и влияния, а также – внешние, искусственные, чуждые жизни народа и его коренным интересам. В данном контексте он определял «болезнь», которой «уже полтора столетия заражена Россия»… Имя этой болезни, по Данилевскому, «европейничанье»… Вопреки многим критикам, как в прошлом, так и в настоящем, автор фундаментального исследования «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» был мудр и точен в постановке своего исторического диагноза. Он не выступал против сотрудничества с Западом, а как подлинный ученый говорил: «…Коренной вопрос, от решения которого зависит вся будущность, вся судьба не только России, но и всего славянства, заключается в том, будет ли эта болезнь (т.е. «европейничанье» – авт.) иметь… «доброкачественный характер», не оставит ли она «за собою вредных неизгладимых следов, подтачивающих самую основу народной жизненности»…20 (выделено нами – авт.). Эту заботу о сохранении основ народной жизненности мы находим в трудах многочисленных ученых не только XIX, но и XX столетия. Так, академик Д.С. Лихачев (1906-1993) постоянно подчеркивал непреходящее значение культурной традиции, без которой невозможно существование какого бы то ни было творчества в национальной культуре. Традиция узаконивает творчество, дает подлинную свободу художнику, а возможности выбора умножаются по мере того, как накапливаются новые произведения – отправные пункты последующего творчества. По мнению Д.С. Лихачева, целостность культуры – это слияние прошлого и настоящего, не отменяющихся и не умирающих, – это живая память, хранящая в себе и то, что было когда-то создано, и то, что будет создано. В работах Лихачева мы видим ясно выраженную мысль («Поэзия садов») о том, что каждая национальная культура есть живое единство, соединительная черта между различными эпохами и различными формами искусства.

Эта позиция выдающегося русского мыслителя ХХ столетия видна не только нам, его соотечественникам, но и зарубежным исследователям. Об этом хорошо писала французский искусствовед, публицист, литературный критик Франсуаза Лесур21. Она же обратила внимание на то, что такой подход к культуре, с различными оттенками, встречается в философии русского интуитивиста Н.О. Лосского (1870-1965), который писал о «непрерывном потоке, непрестанном изменении… в котором все сохраняет свое значение для будущего, даже если ничто не может действительно сохраниться»… «Есть изменение, но нет умирания»22, говорил Лосский.

Идею «органического целого», сформулированную еще в 1915 г. Н.О. Лосским, затем подхватил писатель Николай Анциферов в своей книге «Душа Петербурга». Именно в ней содержится утверждение о том, что явления культуры должны рассматриваться «в борьбе за свое выживание»23. «Органическое целое», составляющее феномен национальной культуры, целиком понимается в границах материального мира и поэтому подвержено риску быть разрушенными. Культурные потери, писал Д.С.Лихачев в статье «Экология культуры», «невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно»24 (курсив наш – авт.).

Культура – самая ранимая, наиболее уязвимая «вторая природа», в которой живет и творит социум. Но если ее не беречь, не стоять на страже фундаментальных ценностей, национальная культура может умереть. А вместе с ней умрет – не выживет – и сам народ, ее творец и носитель. ХХ век с особой остротой обнажил такую опасность. Ю.М. Лотман (1922-1993) предупреждал о том, как легко и быстро можно опустить национальную культуру, достаточно начать этот губительный процесс со «стирания текстов»25 и «забвения связей»26. Процесс разрушения национальной культуры может завершиться страшной катастрофой: ибо, по мудрому предупреждению Д.С. Лихачева, ничто не может быть рождено из разрушения, какой бы характер ни пытались этому придать…27(курсив наш– авт.).

Автаркия (греч. autarkeia ­– самоудовлетворенность) – политика обособления данной страны от других стран.

Трудно заподозрить этих выдающихся русских мыслителей как в некомпетентности того, о чем они писали, так и в заболевании «культурной автаркией». Наоборот, современный этап глобализма, обретший характер агрессивного экспансионизма и откровенного неоколониализма со стороны США и их сателлитов, подчеркивает научную правоту и прозорливость русских ученых. Россия стала объектом массового «раскультуривания», переделки духовного кода народа. Применяя самые различные «злокачественные формы деструктивности» (Э. Фромм), Запад сделал решительную ставку на замену нашего национального культурного генотипа суррогатно-либеральным, ориентированным на западные ценности. Говоря проще, идет процесс разрушения национальных первооснов русской культуры и замена их суррогатом «альтернативной культуры» с иными, часто противоположными ценностными основаниями. В результате «МЫ» как нация начинаем деформироваться и превращаться в «ОНИ» с иным мировидением, самочувствием, иными гранями нравственного и этического, красоты и добра, совести и чести, долга и ответственности, свободы и независимости. «Мы» есть некая первичная категория личного человеческого, а потому и социального бытия… ­– писал русский философ С.Л. Франк (1877-1950)даже то, что есть наше собственное, индивидуальное творчество, то, в чем выражается последняя глубина и своеобразие нашего индивидуального «Я», идет из духовной глубины, в которой мы слиты с другими в некоем единстве»28.

Ректор МГУ им. И.В. Ломоносова, академик В.А. Садовничий, определяя свое отношение к глобализации в сфере культуры, на IV Российском философском конгрессе говорил: «…«Мы», на мой взгляд, есть осознание той этнической общности, к которой каждый из нас обязательно принадлежит. «Они» – это люди другой этнической общности, не относящиеся к «Мы». Дистанция между «Мы» и «Они» и есть, как мне кажется, разница между культурами»29 (выделено нами – авт.).

Смена фундаментальных социокультурных ценностей – процесс более опасный своими последствиями, чем даже потери в экономике страны. Заводы и фабрики можно восстановить, как это сделал народ после 1945 года. Опустевшие поля можно вновь распахать и вырастить на них новые урожаи. «Душу» народа, засеянную чужими и чуждыми духовными ценностями, нужно возделывать заново и не одну сотню, а может быть тысячу лет. «Суть нынешней трагедии России не в этом экономическом хаосе и политической неразберихе, – писал профессор университета канадского г. Ванкувера Эйли Раф, – а в попытках переделать страну под западные стандарты. Из России пытаются сделать Запад, из русских – американцев, немцев, а из татар, наверное, японцев».

Возникает вопрос: зачем делать из русских американцев? Затем, что Россия – зона стратегических интересов США. Лидеры этой страны без всякого стеснения публично, на весь мир, заявляют о том, что русские, составляя всего 3 % населения планеты, владеют 40 % природных ресурсов и им надо бы «поделиться»… И всячески понуждают Россию к этому «дележу»… Лауреат Нобелевской премии 2001 г. по экономике Джозеф Стиглиц прямо говорит: «Многие в России (да и в других странах) уверены в том, что провалы в политике реформ не случайны: ошибки были преднамеренными, направленными на разграбление России»30.

Но этого явно мало американцам: лучше всего было бы полностью подчинить себе Россию и ее непокорный народ. Американский специалист по проблемам Востока Майкл Мэнделбаум прямо пишет: «Какими бы отсталыми они ни были по сравнению со своими западными соседями, русские всегда были достаточно сильны, чтобы защитить себя и остаться независимыми. Россия никогда не покорялась Западу: Франции это не удалось в XIX веке, Германии – в XX веке. (Добавим от себя: США тоже в XX веке, во второй его половине– авт.). Российское государство и его советский преемник практически были свободны от политической, социальной и экономической практики, процветавшей в Европе и Северной Америке. Запад оказывал глубокое влияние на Россию, но не в ходе преднамеренной политики и не в этом виде, в каком это предпочло бы большинство людей на Западе»31.

Не отказываясь от традиционных способов покорения России (экономических, военно-технических), США особую ставку делают на изменение культурного кода русских. «…Мы – особое поколение… Именно нас целенаправленно отлучают от национального культурного наследия, чтобы сделать манипулируемыми извне…»32, – писал профессор МГУ А. Панарин.

studfile.net

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *