Что означает понятие сензитивный период – что это и как использовать?

Содержание

Сенситивные периоды развития

Сенситивный период — это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития  у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет.

В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

Сенситивные периоды развития ребенка

Возрастная сенситивность – это свойственное конкретному возрастному этапу наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Каждый индивид в любом возрасте, будь-то младенчество или дошкольный возраст, развивается индивидуально. Не существует одинаковых индивидов. Каждый рождается с определенным набором свойств психики, задатков. Степень развитости детей зависит от их восприятия разных типов деятельности.

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью. Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.

Сенситивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Поэтому, необходимо на определенном этапе возрастного развития уделять большее внимание конкретной области, при этом стараясь развить качественную составляющую способностей детей.

На первом году жизни малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области.

Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту три года речь у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выражать чувства и эмоции.

Возраст от полутора до двух с половиной лет характеризуется манипуляциями с мелкими предметами, что говорит о формировании моторики пальчиков и руки, происходит подготовка руки к писанию. Малыш в возрасте с двух с половиной лет и до трех довольно часто разговаривает с собой, что позволяет делать выводы о логике произносимых им фраз, последовательности и непоследовательности речи. Со временем такие монологи ведутся мысленно.

Сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Он начинает понимать силу мысли, которую можно грамотно выразить при помощи речи. В этот период малыши могут сами выбирать темы игр, определять роли. В этом возрасте они оживленно интересуются обозначением звуков буквами при помощи символов.  Особенностью данного  этапа является игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, осуществление которого сопряжено с энергичной работой воображения, с формированием у детей способностей отображения своих впечатлений о мире, который их окружает.

Возраст от восьми и до девяти лет является повторным пиком речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры.

Сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств.

Сенситивный период дошкольного возраста дает основу для развития способностей к взаимодействию с окружающими и общению. Особенностью развития индивида является то, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные, поэтому очень важно вовремя успеть вложить в малыша как можно больше.

В раннем возрасте довольно сложно распознать сенситивные периоды, однако наряду с этим нужно успеть вовремя начать формировать навыки, давшиеся природой. Важным является создание необходимых условий, при которых дети смогут проявить свои способности, не ограничивать деятельность малыша, предоставить возможность свободного творческого проявления. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Но в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.

Перечисленные выше периоды обязательно наступают у каждого индивида, но время проявления и длительность этапов довольно индивидуальны.

Выгосткий полагал, что наряду с сенситивными периодами у детей существует три существенных кризисных возрастных момента: в возрасте одного года, трех, семи лет. В такие периоды детям нужно уделять больше внимания со стороны близких. Необходимо понимать, что чем значительнее сфера интересов индивида, тем более гармоничным будет его развитие. И даже учитывая то, что формирование интеллектуальной сферы субъекта происходит в течение взрослой жизни,  в раннем возрасте  это протекает намного естественнее и легче.

Очень важно родителям обратить внимание на основные сенситивные периоды и на начало проявления каждого из них, для того, чтобы своевременно подготовить основу и среду для оптимального удовлетворения потребностей детей на каждом этапе его развития.

Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования: сенситивные период развития речи происходят от нуля и до 6 лет, сенситивный этап восприятия порядка наступает от нуля и до трех лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с полугода и до пяти лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от полутора лет и до шести с половиной, сенситивный этап формирования действий и движений – от года до четырех лет, сенситивный этап формирования социальных навыков – от двух с половиной до 6 лет.

Сенситивные периоды физического развития

Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.

Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.

Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.

Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения.

Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в  возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.

В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.

Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.

Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.

Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.

Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который,  прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям — перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это  прыжки, ходьбы, метание бег.

В процессах научения детей основным движениям следует  целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.

Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.

Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.

Сенситивные периоды психического развития

Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.

Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный  и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.

Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.

Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.

Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.

В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.

Критические и сенситивные периоды

Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.

Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.

Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.

В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.

Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.

Понятие сенситивный обозначает отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до или после. Фактически такой период рассматривается как более благоприятный для освоения. Иначе говоря, критический период обозначает действие «сейчас или никогда», а сенситивный — «можно и в другое время, но лучше сейчас».

Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.

В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.

Сенситивный период развития речи

Сенситивный этап для формирования речи довольно большой по длительности и занимает практически весь период дошкольного детства. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.

Возраст до четырех с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте еще не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.

Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению, позиция некоторых взрослых такова, они считают, что маленькие дети ничего не понимают и поэтому пренебрегают общением с ними. Тем самым теряя его сенситивный период.

Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Это время, когда малыш постоянно надувает пузыри из слюней, все выплевывает, что свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Далее он начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочередно друг за другом, при этом стараясь выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.

Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала агуканье малыша, а затем произнесение некоторых сочетаний букв. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже научился понимать.

В возрасте приблизительно около года ребенок старается выговорить свое первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации. Он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться таким знанием из-за недостатка слов. Малыш хочет говорить, но еще не время.

Ближе к году дети уже могут употреблять осмысленно более часто произносимые слова. В этом возрасте ребенок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном так и останется их небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.

Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем, что ребенок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносят слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создается впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.

Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сенситивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, четкостью и ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ним общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвической среде, т.е. тогда, когда у них есть возможность освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными в том, что путаницы у детей со словами не произойдет. Они не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.

Возраст от двух с половиной лет и до трех характеризуется тем, что ребенок начинает вести монолог с самим собой.  Как было сказано выше, впоследствии монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет лишь косвенно.

Возраст от трех с половиной и до четырех лет характеризуется употреблением ребенком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, может о чем-то попросить. Данный этап обуславливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания слов.

Следующий серьезный шаг в развитии речи у малыша проявляется в возрасте от четырех и до четырех с половиной лет – ребенок начинает самопроизвольно писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучали ли малыша ранее письму или нет.

Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что малыш уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определенным образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умений их складывать в слова, еще и разумение мыслей других индивидов, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма, чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем.

psihomed.com

Сензитивные периоды развития: что это такое

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивные периоды развития

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

«Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» — говорила Мария Монтессори.

Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.

Пять периодов развития речи по Выготскому:

  1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
    Этот же период характерен развитием моторики.
  2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
    Начало осознанной речи.
  3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
    Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
    Письмо и чтение.
  5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
    Развитие воображения. Восприятие культуры.

Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать. 

Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

Сензитивный период для развития речи: от 0 до 6 лет

0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам .

1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых. Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает».  У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

Далее мы переходим к порядку в отношениях. Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

Читать на эту тему:

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

Сензитивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет

Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить.  Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы. Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

www.parents.ru

Сензитивные Периоды развития: Что это такое?

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

«Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» – говорила Мария Монтессори.

Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.

ПЯТЬ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ВЫГОТСКОМУ:

  1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
    Этот же период характерен развитием моторики.
  2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
    Начало осознанной речи.
  3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
    Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
    Письмо и чтение.
  5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
    Развитие воображения. Восприятие культуры.

Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать. 

Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ

0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам .

1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых. Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает».  У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

Далее мы переходим к порядку в отношениях. Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ

Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ

Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ

Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить.  Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитииэмоциональной сферы. Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

Источник

www.vospitaj.com

Проект по теме: Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И. ГЕРЦЕНА

Экзаменационная работа по дошкольной сурдопедагогике.

Тема: «Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике»

Подготовили:

студентки заочного отделения,

 3 курса Лузик Е. В., Лукичева А. Н.

Санкт-Петербург

2012-2013 уч. год.

Сензитивностъ- это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.

Возрастная сензитивность — это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.» (Психология. Словарь под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М.:Изд-во полит, лит.- 1990).

        

Сензитивные периоды  — термин описывает периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, так же как и очень позднее начало. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязанности, овладение языковыми навыками  С.п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.. (М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г)

Сензитивный период в психологии: (от лат. sensus – чувство, ощущение)   характерологическая  особенность человека, проявляющаяся  в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.(Психология. Словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Сензитивный период в педагогике – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенным влияниям окружающей среды. Это период оптимальных возможностей для наиболее эффективного развития к.-л. Сторон психики (памяти, речи, мышления и т.д.), а также для обучения и воспитания. Так, в возрасте от 1 года до 5 лет особенно чувствительны к развитию фонематитческого слуха и усвоению языков, а по прошествии данного С.п. эта чувствительность несколько падает. Младшие школьники сенситивны к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста – такие,  как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность – содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Им умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая,  учебные действия и высказывания. Младшие подростки сенситивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать. Старший школьный возраст сенситивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая взрослыми огромная внутренняя работа :поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.(Педагогика. Современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич; под общ.ред. А. П. Астахов .-Минск: Современная школа, 2010)

Сензитивные периоды в анатомии и физиологии – процесс возрастного развития; проявляется в наличии особых периодов, когда обостряется чувчтвительность к определенным влияниям окружающей среды. Так, нормальный для ребенка возраст развития речи – 1-3 года; для развития ритмики и пластики – 4-6 лет; навыков чтения – 5-8 лет; навыков письма – 6-8 лет; для развития абстрактного мышления 10-14 лет.(Человек. Анатомия, физиология и психология под ред. А. С. Батуев, Е. П. Ильина, Л. В. Соколовой.)

Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения.

М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:

Стадии

Возраст

Описание

«духовный эмбрион»

от 0 до 3 лет

В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.

«строитель самого себя»

от 3 до 6 лет

В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.

Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.

«исследователь»

от 6 до 9 лет

В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе.

учёный

от 9 до 12 лет

В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.

Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:

Период

Возраст

Описание

Период порядка

от 2 до 4 лет

Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.

Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.

Период движения

от рождения до 1,5 лет

Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.

Период маленьких предметов

от 1,5 до 4 лет

У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.

Период вежливости и этикета

от 2,5 до 6 лет

Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.

Период утончения чувств

от 2,5 до 6 лет

Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.

Период письма

от 3,5 до 4,5 лет

У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.

Период чтения

от 3 до 5,5 лет

У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.

Период языка

от рождения до 6 лет

Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям.

Период пространственных отношений

от 4 до 6 лет

Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.

Период музыки

от 2 до 6 лет

Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии

Период математики

от 4 до 6 лет

Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.

Период для эмоционального развития

Благоприятный период — 0 — 24 месяца
Следующий благоприятный период — 2 — 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период — любой возраст

И ещё несколько общих характеристик сензитивных периодов по М.Монтессори.

  1.  Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
  2.  Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.

   Каждый сензитивный период это:

1.  период особой чувствительности и психических отношений;

2.  сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;

3.  период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;

4.  страсть и приверженность;

5.  проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;

6.  интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые:

 Даниил Борисович Эльконин, Борис Герасимович Ананьев придерживаются следующей точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Лев Семенович Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития.

Борис Герасимович Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего — в аналитической деятельности мозга. «Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в целостном психическом развитии, о которых писал Выготский».

Алексей Николаевич Леонтьев, рассматривая вопрос о «функциональных органах» как физиологической основе способностей: «Для некоторых функциональных органов могут быть довольно точно указаны так называемые сензитивные периоды, т. е. периоды, когда их формирование происходит наиболее быстро и особенно эффективно. Известно, например, что речевой слух, артикуляция и вообще речь формируются в раннем детстве необыкновенно легко, производя даже впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется…».

Александр Владимирович Запорожец: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…». «Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, «сензитивностью», в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших».

Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.


В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей  активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.

Период для:

Благоприятный период

Следующий благоприятный период

Дальнейший возможный благоприятный период

эмоционального развития

0 — 24 месяца

2 — 5 лет

любой возраст

двигательной активности

0 — 24 месяца

2 — 5 лет

уменьшается с возрастом

развития зрения

0 — 24 месяца

2 — 5 лет

 

способности говорить

4 — 8 месяцев

8 месяцев — 5 лет

любой возраст

музыкальных способностей

0 — 36 месяцев

3 — 10 лет

любой возраст

умственных способностей

0 — 48 месяцев

4 — 10 лет

любой возраст

изучения иностранного языка

5 — 10 лет

 

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

Пиком — сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

Спадом — более или менее медленным завершением.

nsportal.ru

Что такое сенситивные периоды развития :: SYL.ru

Изучая психику человека, ученые обратили внимание, что в определенные моменты жизни развиваются и формируются какие-либо качества, способности. Всему свое время. Существует такое понятие – «сенситивные периоды». Так что же это такое? В чем особенность таких периодов?

Сенситивность

В самом начале несколько слов о том, что такое сенситивность. В переводе с латинского «sensus» – чувство, особенность человека воспринимать окружающий мир, различать и реагировать на внешние раздражители. Человек может обладать повышенной чувствительностью и пониженной. На формирование этой особенности влияют:

Все эти факторы будут играть большую роль в развитии. Разный уровень чувствительности, восприятия мира на протяжении жизни человека дает право поделить процесс формирования личности индивида на определенные периоды. У человека выделяют критические и сенситивные периоды развития. Знать о таких моментах и их особенностях – значит помочь преодолеть трудности, возникающие у ребенка в определенное время. Это поможет также не допустить появления отклонений в психическом и физическом развитии.

Сенситивные периоды

Уровень чувствительности, или сенситивности, меняется с возрастом, а какие факторы на это влияют, читателю уже ясно. Что можно сказать о самих периодах?

Сенситивный период – это определенный этап в жизни, на котором есть все условия для формирования каких-либо качеств и способностей, а также видов деятельности. Например, развитие речевых навыков у ребенка происходит в промежутке между 1,5 и 3 годами. Для формирования той или иной функции необходимо, чтобы были созданы определенные условия, к ним можно отнести:

  • организацию окружающей среды;
  • педагогическое и тренерское влияние.

В определенные сенситивные периоды отмечается иной уровень восприятия организмом внешних раздражителей. Они меньше всего контролируются генетически, а человек становится очень восприимчивым к педагогическому, тренерскому влиянию. Однако есть и критические периоды. Что это такое, рассмотрим далее.

Критические периоды

Психологи отмечают, что кроме сенситивных периодов, существуют еще и критические. Это время бурных скачков, резкой смены настроений и излишне эмоционального поведения. В такие моменты наблюдается повышенная чувствительность. В этот период происходят интенсивные морфофункциональные изменения определенных систем. А если отсутствует адекватная среда воздействия, возможны необратимые нарушения функций. Например, при развитии плода в критические периоды будет повышена чувствительность к недостатку кислорода, питательным веществам, а также к влиянию радиации.

Все эти факторы могут запустить необратимые процессы в организме. Именно критические периоды переводят человека на новый уровень развития. Преодоление их, таким образом, чрезвычайно важно. Критические и сенситивные периоды развития частично совпадают.

Характеристика сенситивного периода

Существует несколько выводов о периодах развития детей. Необходимо с ними ознакомиться.

  1. Каждый ребенок проходит в своем развитии через одинаковые сенситивные периоды.
  2. Время, когда проявляется определенный такой период, для каждого малыша индивидуально. Одни дети развиваются быстрее, другие – медленнее.
  3. Если за очередной сенситивный период ребенок не смог обрести допустимые навыки, то в следующем промежутке очень сложно будет наверстать упущенное.

Взрослым, чтобы не пропустить этих моментов в развитии ребенка, необходимо:

  • знать, какой период за каким следует;
  • наблюдать за яркими проявлениями наступления следующего этапа;
  • своевременно создавать благоприятную среду для развития внутренних способностей ребенка, учитывая сенситивные периоды.

Этапы сенситивного развития выделяют следующие.

  1. Начало. Если не заниматься с ребенком, можно упустить благоприятный момент.
  2. Пик. Это ярко выраженный момент проявления определенных способностей. Его трудно не заметить.
  3. Спад. Медленное завершение или спад активности развития тех или иных возможностей.

Периоды развития по Монтессори

В вопросе о том, сколько проходит каждый человек таких периодов в своей жизни, ученые не сошлись еще в едином мнении. Но после долгого изучения детской психики и многочасовых наблюдений Мария Монтессори выделяет шесть этапов. Итак, сенситивные периоды развития ребенка:

  • возникновение речи;
  • период восприятия порядка;
  • этап сенсорного развития;
  • период физического роста;
  • формирование восприятия мелких предметов, микромира;
  • появление социальных навыков.

Сенситивные периоды психического развития индивидуальны для каждого отдельного случая. Определить точное время появления и формирования той или иной функции психики практически невозможно. Стоит отметить, что сенситивные периоды развития имеют общие характеристики.

А теперь поговорим о них поподробнее.

Развитие речи

Этот сенситивный период начинается еще при развитии в утробе матери, именно там малыш впервые начинает слышать звуки. Поэтому беременным женщинам рекомендуется разговаривать со своим животиком, слушать мелодичную музыку.

В этот период (а он длится до шести лет) очень важно стимулировать речевые центры ребенка. Отсутствие общения, недостаточное внимание взрослых, а также негативная конфликтная среда могут отрицательно сказаться на речи малыша. В этом случае вероятно возникновение дефектов в произношении, заикания.

Впервые в полтора года ребенок начинает учиться выражать свои желания, эмоции с помощью слов. Но их в запасе еще мало, и язык получается детским. Именно поэтому в таком возрасте не нужно сюсюкать с малышом, говорить надо правильно, четко произнося все слова. Ребенок, как губка, будет впитывать предоставляемые ему нормы общения. Необходимо больше читать книжек, используя при этом разные интонации.

Двух- и трехлетние малыши много разговаривают сами с собой. От 3,5 и до четырехлетнего возраста они уже проявляют интерес к буквам, и речь становится осознанной. В 4–4,5 года ребенок пытается писать отдельные слова, при том что этому его никто не учил. В пятилетнем возрасте малыш сам начинает обучаться чтению, и не нужно его заставлять. Он отлично понимает взрослых. Он как бы сам к этому приходит.

Если же ребенка обучать чему-то, не учитывая его сенситивные периоды развития, то результата достигнуть будет очень тяжело, или же он будет отрицательным.

Период развития восприятия порядка

Этот период начинается с самого рождения и продолжается до 3-х лет. Ребенку очень важно в этот момент находиться в среде, где установлен порядок действий, порядок в отношениях со взрослым миром. На этом основании малыш формирует эти навыки в себе.

Особенно в возрасте 2,5 лет ребенок строго соблюдает выработанные правила. Это способствует спокойствию и уверенности в этом большом и неспокойном мире. Очень многое зависит от роли взрослых и от сложившейся окружающей обстановки в это время. Важно соблюдение порядка в режиме дня, стабильности в окружающей среде и в отношениях со взрослыми.

Сенсорное развитие

Этот этап развития заканчивается около 4–5 лет. Ребенок учится различать предметы, любит пробовать на вкус, прислушиваться, чувствовать запахи. В разные отрезки времени он постигает каждое из этих чувств. Необходимо способствовать развитию этих способностей, давать ребенку самостоятельно испытывать то или иное ощущение. Малыш сам и с помощью родителей будет постигать мир ощущений и чувств.

Познание мелких предметов

В этот сенситивный период малыш увлеченно играет с мелкими предметами. И так же с интересом он наблюдает, как целая кружка разбивается на мелкие осколки. Ему интересно, почему большой мир состоит из маленьких частичек. Необходимо подпитывать этот интерес и давать ребенку, например, проталкивать маленькие шарики в дырочки, тем самым будет развиваться и мелкая моторика, а как известно, это неразрывно связано с формированием речи у малыша. Это происходит в период от 1,5 до 5 лет.

Все вышеуказанные промежутки времени – это и есть сенситивные периоды развития способностей.

На ранних этапах взросления в ребенке развиваются и генетически заложенные таланты. Однако точно сказать, в какой из периодов проявится то или иное умение у ребенка, невозможно. Все же взрослые могут способствовать такому развитию и создать благоприятные для этого условия. Талант не может возникнуть из ниоткуда. Необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в разных сферах и понаблюдать за ним, ведь что-то всегда дается очень легко, а что-то – с трудом.

Физическое развитие ребенка

Огромное значение имеет физическая активность ребенка. После рождения двигательная функция способствует обогащению крови кислородом и поступлению его в клетки головного мозга. Это благоприятно скажется на развитии психики ребенка. Ограничение малыша в свободе движений отрицательно отразится на его состоянии здоровья. Формирование физических способностей длится от 1 года до 4 лет.

В возрасте пяти лет у детей развивается ловкость, формируются координационные и ориентационные способности. Особое внимание уделяется прыжкам и сохранению равновесия.

В возрасте шести лет более активно развиваются гибкость, ловкость. Дети активно двигают руками, ногами, прыгают, бегают.

Сенситивные периоды физического развития детей в промежутке от семи до десяти лет характеризуются возрастанием нагрузок и большим количеством этапов с ростом темпов активности. Необходимо уделять особое внимание формированию таких качеств, как быстрота, ловкость, сила. Их развитие будет содействовать укреплению психики и эмоциональному равновесию.

Развитие социальных навыков

Происходит это обычно на отрезке от 2,5 до 6 лет. Ребенок любит копировать действия взрослых, и у него это легко получается. В этот сенситивный период необходимо обучить малыша правильным манерам поведения, культурному общению. Нужно научить ребенка адаптироваться в обществе с разными людьми.

Периоды развития по Выготскому

Заслуживает внимания и мнение еще одного авторитетного психолога по этому вопросу.

Необходимо знать, что сенситивный период – это такой момент, на приход которого невозможно повлиять. О нем необходимо знать и в воспитании использовать максимально.

Выготский выделяет следующие сенситивные периоды развития ребенка.

  1. От 1,5 до 3 лет. Это этап пополнения словарного запаса ребенка. Существует возможность обучать малыша иностранным языкам.
  2. Период от 3 до 4 лет. У ребенка развивается речь. Он воспринимает себя как личность, может сформулировать свои мысли.
  3. Этап от 4 до 5 лет. У ребенка появляется интерес к музыке, математике. Это время экспериментов с цветами, формами, размерами.
  4. От 5 до 6 лет. Осознаются правила поведения в обществе. Ребенок понимает, что люди неодинаковы, учится адаптироваться в социуме. Возникает интерес к чтению, самостоятельному обучению.
  5. От 8 лет до 9 развиваются воображение, фантазия. Наблюдается активность лингвистических способностей. Ребенок начинает интересоваться искусством.

Проблема сенситивных периодов заключается в том, что родители и воспитатели не должны упускать наступление каждого из них, но получается это, к сожалению, не всегда. А еще требуются терпение и понимание взрослых, а для педагога важно умение находить подход к каждому ребенку, особенно в кризисные моменты: это год, три года и семь лет.

Задача родителей – внимательнее наблюдать за своими детьми, чтобы не пропустить периоды, когда малыши впитывают новую информацию и навыки. Только тогда ребенок вырастет способным и развитым.

www.syl.ru

Понятие сензитивного периода развития — Студопедия.Нет

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет[2].

Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

· Сензитивный период развития речи (0-6 лет)

· Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)

· Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)

· Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)

· Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)

· Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Общее понятие о воле

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Животное в своей жизнедеятельности тоже воздействует на внешнюю среду, но это воздействие происходит в процессе неосознаваемого приспособления.Направленная на изменение среды и приспособление ее к своим потребностям деятельность человека имеет иной, чем у животных характер: она выражается в волевых действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения этой цели

Виды ощущений

Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений различают отдельные виды ощущений.

Прежде всего следует выделить группу из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира,— зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные. Вторую группу составляют три вида ощущений, отражающих состояние организма,— органические, ощущения равновесия, двигательные. Третью группу составляют два вида особых ощущений—осязательные и болевые, которые представляют собой либо комбинацию нескольких ощущений (осязательные.), либо ощущения различного происхождения (болевые).

Представление о движущих силах, условиях и факторах развития

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития. Составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять. Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики
8. Общие закономерности ощущений

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременныйконтраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии

 

 

Понятие ведущей деятельности

Ведущая деятельность — это та деятельность которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.

Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой человек отдает больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками: 1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя. 2. В ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении — отвлеченное логическое мышление. 3. От ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей («каким бывает рабочий, учитель и т.п.») а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает.

 

Волевые качества личности

Волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью. Ясность цели – основное достоинство целеустремленного человека.

Волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения, называется решительностью. Решительный человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.

Решительность – свойство личности, свидетельствующее о высоком уровне развития воли. Особенно отчетливо проявляется решительность в момент принятия цели, а также при осуществлении принятого решения. Не всем свойственна решительность высокого уровня. Раздвоенность мыслей, чувств– характерная особенность нерешительного человека.

Волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью, называетсянастойчивостью.

Человек, обладающий этим волевым свойством, постоянно держит в сознании поставленную задачу и строит свое поведение с таким расчетом, чтобы приблизить ее решение. Настойчивый человек правильно оценивает обстановку, находит в ней то, что помогает достижению цели. Он не только использует сложившиеся обстоятельства, но и сам создает их. Настойчивый человек может временно прекратить движение к цели, но делает это для того, чтобы впоследствии в более подходящих условиях продвинуться дальше. Он не останавливается перед неудачами, не поддается возникшему чувству сомнения, упрекам, а порой и противодействию других людей.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

Выдержка – свойство личности, в котором выражена и закреплена тормозная функция воли.

Волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения, называется самостоятельностью.

Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из нее ставит цель. Он не ждет подсказки, указаний от других людей. Больше того, он активно отстаивает свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации. Он уверен в правильности принимаемого решения и энергично борется за его осуществление. Усамостоятельного человека сильно развита критическая сторона сознания.

 

Развитие ощущений у детей

Ощущением называется нервно-психический процесс, который позволяет отражать и дифференцировать отдельные качества и свойства предметов, явления окружающего мира и внутреннее состояние человека.

Ощущения возникают во время воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

 Развитие ощущения у детей протекает согласно возрастным изменениям психофизического созревания ребенка. К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3—7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные.Развитие зрительных ощущений. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

Развитие слуховых ощущений. Слуховые ощущения, как и ощущения зрительные, имеют в психическом развитии ребёнка особенно большое значение. Слух имеет важное значение для развития речи. Если слуховая чувствительность нарушена или сильно снижена у ребёнка, то и речь не может развиваться нормально. Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.

Развитие двигательных (суставно-мышечных) и кожных ощущений. Как уже было сказано, ощущения, возникающие в результате действия мышечных раздражений на двигательный анализатор, не только играют решающую роль в выполнении движений, но и участвуют вместе с кожными ощущениями в многообразных процессах отражения внешнего мира, в формировании правильных представлений о его свойствах.

studopedia.net

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ — это… Что такое СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ?


СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
(от лат. sensus — чувство, ощущение) — периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, напр., экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте ок. 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. С. п. — это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств). Чрезмерно раннее начало обучения ч.-л. может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. С. п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития (см. Кризисы возрастные). См. также Запечатление, Развитие психики.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Сензитивные периоды

Термин описывает периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особснно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чемулибо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, так же как и очень позднее начало. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязаности, овладение языковыми навыками и т. д.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

  • СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
  • СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Смотреть что такое «СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ» в других словарях:

  • Сензитивные периоды — (критические, чувствительные) – периоды индивидуального развития, в которые организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям внешней среды …   Словарь дрессировщика

  • сензитивные периоды — <…> для всякого обучения существуют отдельные, т.е. наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз, т.е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Сензитивные Периоды Развития — (от лат. sensus чувство, ощущение) возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные… …   Психологический словарь

  • сензитивные периоды развития — Этимология. Происходит от лат. sensus чувство, ощущение. Категория. Возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. Специфика. В… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Сензитивные периоды развития — периоды повышенной восприимчивости ребенка к определенного рода влияниям внешней среды …   Педагогический словарь

  • Сензитивные или оптимальные периоды — (sensitive or optimal periods). Периоды времени, в течение которых некоторые типы обучения и развития происходят наилучшим способом и наиболее эффективно; это не значит, что такое обучение и развитие невозможно в другие периоды …   Психология развития. Словарь по книге

  • сензитивность — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сензитивный возраст —  (от лат. sensibilitas чувствительный)    этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Опережающее обучение — Опережающее обучение  вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… …   Википедия

  • Сензитивный период — [лат. sensus чувство, ощущение] период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

psychology.academic.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *