Что такое педагогический прикорм – , ,

Содержание

Педагогический прикорм, вред педагогического прикорма

Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищи

Первая ложка

Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

Современное введение прикорма

Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса.

Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей искусственников.

Вернемся к истокам…

К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей.
Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье!

Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам.

Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду.

Естественный прикорм

Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище.

Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок…

В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание.

Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.

Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.


  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.

Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Самостоятельный стол крохи

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Дети-аллергики

Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь».

Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня.

Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди.

Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины для памяти школьнику))) полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом.

Продолжаем пробовать еду взрослых

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.

Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.

Статья была опубликована в журнале «Мой ребенок», 2003г.

Дата публикации: 25 Июля 2007

www.baby.ru

Педагогический прикорм., ваша история педагогического прикорма

Что такое педагогический прикорм?

  Так педиатры называют введение в рацион ребенка «взрослой» пищи, в добавление к грудному молоку. Польза педагогического прикорма заключается не столько в «прикорме» как таковом, ибо основной пищей малыша должно оставаться материнское молоко, сколько в его «педагогичности» – положительном влиянии на развитие; ребенок учится вести себя за столом, бережно относиться к пище. Повторим, все необходимые питательные вещества ребенок получает из материнского молока, педагогический прикорм – не кормление!

  Уместность введения педагогического прикорма определяется по возросшему активному пищевому интересу ребенка – наблюдая за маминой трапезой, малыш пытается подражать ей, интересуется кусочками, которые она берет с тарелки и отправляет в рот. Обычно интерес такого рода возникает в возрасте около 6 месяцев. Зарубежные педиатры выделяют следующие признаки готовности ребенка к введению педагогического прикорма:

 

  • ребенок хорошо держит головку и умеет сидеть

  • умеет совершать жевательные движения

  • интересуется едой

  • может держать во рту ложку

  • утрачивает «выталкивательный» рефлекс

  • начинают прорезаться зубки

В любом случае не следует начинать прикорм в возрасте менее 5 с половиной месяцев; если пищевой интерес ребенка развился ранее, маме можно рекомендовать есть «тайком».

 

Как это практикуется?

  Педагогический прикорм довольно странно смотрится со стороны – малыш выпрашивает у мамы кусочки, а она – иногда! – оделяет его. Что же происходит на самом деле?

Знакомство с новой пищей при педагогическом прикорме следует начинать с так называемых микродоз. Микродоза (или микропроба) – это кусочек такого размера, который умещается в щепотке из указательного и большого пальцев мамы, или на кончике чайной ложки. Если речь идет о жидкости, то микродоза – один глоток, на дне чашки или стакана.

Когда мама ест и ребенок проявляет интерес («заглядывает в рот»), ему можно дать до трех микродоз в течении трапезы. Помните – он не ест, а лишь пробует. Введение педагогического прикорма никоим образом не должно влиять на частоту и продолжительность кормлений грудью и может совмещаться с ним. Напоминаем – не следует кормить малыша, пусть он только присутствует за столом и ест, когда захочет.

Нельзя давать малышу в руки кусок, от которого он сможет откусить слишком много. Микродозы мягких продуктов формирует мама, в руки ребенку можно давать лишь твердые, от которых он не сможет откусить слишком много – твердое яблоко, сушка, морковка и т.п., но и в этом случае мама должна следить за процессом «откусывания» и, если малыш все-таки ухитрится откусить лишнее, помочь ему освободить рот.

Не стоит беспокоиться о «взрослом» содержании в блюдах соли, сахара, специй. Все съеденное мамой отражается на составе её молока, так что в организм малыша эти  вещества все равно попадут, тем более, что суть педагогического прикорма как раз и заключается в постепенной, начиная с одной микродозы, адаптации пищеварительной системы ребенка к взрослой пище. Разумеется, это справедливо лишь для вменяемых матерей, избегающих в период кормления грудью гастрономического экстремизма вроде китайской или мексиканской кухни.

Микропробы следует давать в течении 3 – 4 недель, пока ребенок не перепробует многие или все употребляющиеся в семье продукты и научится пить из чашки.  Затем количество пищи можно постепенно увеличивать. При этом важно сохранять пищевой интерес ребенка и до 8 – 11 месяцев не потакать его «пристрастиям», которые обязательно выявятся. Если ребенок съел 3 – 4 ложки и просит еще – нужно, невзирая на просьбы, дать что-нибудь другое.

 

Педагогический аспект прикорма.

  Принято недооценивать способности ребенка к учению в возрасте 6 – 12 месяцев, тем не менее, «педагогическим» такой вид прикорма назван обоснованно. Чему же учится ребенок?

Сидя на коленях мамы, ребенок наблюдает за всеми, присутствующими за столом и перенимает их отношение к пище, манеру поведения, способы обхождения с посудой и столовой утварью. До года малыш может есть из маминой тарелки, в дальнейшем – из отдельной. Если из кормления ребенка превращать в отдельную процедуру, если он никогда не видел, как едят другие – в будущем весьма вероятны трудности с введением прикорма, вплоть до отвращения ко всей пище, кроме определенного вида детского питания. Поэтому есть при ребенке нужно с аппетитом, не оставлять еду на тарелках и не выбрасывать ее. Пролитое или рассыпанное следует сразу демонстративно убрать, приучая ребенка к аккуратности. Не позволяйте малышу играть с едой, если он не проявляет желания есть, отвлекается, устал  – лучше убрать его из-за стола. Все это сформирует правильное отношение к пище, ребенок должен понять её ценность и «особый статус» предмета, к которому все должны относиться уважительно. Все взрослые за столом должны демонстрировать, что играть с едой нельзя.

 К 8-11 месяцам малыш должен научиться владеть ложкой и пить из чашки. В начале «обучения» под рукой нужно держать много чистых ложек, так как они часто падают. Ничем не отвлекайте ребенка, когда он за столом – картинки, игрушки и телевизор подождут.

 

Возможные проблемы при введении педагогического прикорма

 Ребенок выплевывает или пытается отрыгнуть кусочки, но не глотает их.

Такое явление обычно продолжается одну-две недели. Маме необходимо сохранять спокойствие: рано или поздно ребенок станет «плеваться» меньше и меньше и, в конечном итоге, научится глотать. Все это время нужно брать его за общий стол.

 

 Ребенок проявляет интерес к пище, но игнорирует воду.

Необходимую жидкость малыш получает из материнского молока, интерес к питью, к маминой чашке обычно появляется после года. Введение прикорма не приводит к увеличению потребности в жидкости.

 

 Как начинать прикорм, если ребенок или родители аллергики?

 Необходимо соблюдать следующие меры:

  • полностью исключить из рациона матери все возможные аллергены 

  • начинать прикорм с заведомо гипоаллергенных продуктов

  • вводить в один день не более одного продукта и следить за реакцией ребенка на него в течении трех дней

  • каждую микропробу «запивать» грудным молоком

  • полностью отказаться от педагогического прикорма на период обострения аллергической реакции у матери

 Ребенок балуется и играет за столом.

Если одна «отлучка от стола» не помогает – на протяжении 3-5 дней берите ребенка за стол, но ничего ему не давайте. При соблюдении прочих рекомендаций это так подстегнет пищевой интерес, что по прошествии срока у ребенка не будет и мыслей об играх за столом – все вытеснит » А что это у вас там? Дайте попробовать!»

 

(с)

www.baby.ru

Педагогический прикорм

Рейтинг: Нет рейтинга

Появление пищевого интереса у ребенка – это еще один новый этап развития малыша.

При введении прикорма важно понимать, что ребенка нужно не просто накормить, но и научить его кушать самостоятельно, помочь сформировать ему правильные пищевые привычки. В этом поможет педагогический прикорм.

Что такое педагогический прикорм

Педагогический прикорм (педприкорм, естественный прикорм) – это питание малыша, при котором ребенок пробует взрослую пищу за общим столом вместе с родителями. Взрослая еда предлагается в очень маленьких количествах (только попробовать) и не заменяет основные кормления. Основная цель тут – не накормить ребенка, а приобщить его к привычному рациону семьи.

Зачем вводить педагогический прикорм

Педагогический прикорм е заменяет грудное вскармливание.

При введении педагогического прикорма ребенок постепенно начинает питаться вместе с родителями, копирует их поведение за столом, учится жевать. Считается, что при этом в будущем у малыша не возникнет проблем с пищеварением или нарушением аппетита.

При введении педприкорма ребенку предлагаются те же самые продукты, которые ест мама. При этом основным питанием для малыша все равно остается грудное молоко.

Знаете ли вы? Методика педагогического прикорма основана на том факте, что питательные вещества в рационе мамы и в грудном молоке, которое получает ребенок – одни и те же. Поэтому, если малыш находится на искусственном вскармливании, введение педагогического прикорма для него нежелательно.

Когда можно вводить педагогический прикорм

  • Примерно с 3-4 месяцев вы можете брать ребенка с собой за стол и держать его на руках, чтобы он видел еду на столе.
  • Предлагать попробовать пищу лучше всего в 5,5 или 6 месяцев, когда у малыша уже начинает проявляться интерес ко взрослой еде или когда ребенок уже может самостоятельно сидеть (около 6-8 месяцев).

Обратите внимание и на общее состояние малыша. Если у ребенка режутся зубы, он болен или на коже есть аллергические высыпания, введение педприкорма лучше отложить.

Важно! Если вы решили попробовать ввести малышу педагогический прикорм, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Основные принципы педагогического прикорма

При введении педагогического прикорма рекомендуется придерживаться несложных правил:

  • Посадите ребенка себе на руки. Когда малыш уже хорошо сидит самостоятельно, можно посадить его в стульчик. Главное, чтобы ребенок видел еду на столе и то, как едят взрослые.
  • Не уговаривайте малыша поесть. Важна его собственная инициатива. Предлагайте ребенку продукт только в том случае, если он сам к нему потянется.

Никакую специальную отдельную еду не готовят. Для прикорма предлагается сразу обычная пища, как у всех, но очень-очень маленькими кусочками (буквально размером с рисовое зернышко), которые будут безопасными для малыша и не травмируют его ЖКТ.

  • При педагогическом прикорме никакого специального порядка введения тех или иных продуктов нет, но все-таки лучше, если малыш сначала попробует что-то более мягкое: кашу, йогурт, творог.
  • В первый день дайте ребенку попробовать что-то одно. Можно подождать несколько дней, чтобы убедиться в отсутствии аллергии. Если все хорошо, в следующий раз уже можно предложить 2-3 продукта за один раз. Постепенно объем пищи можно увеличивать.
  • Со временем предложите малышу самому держать в руках кусочек пищи (яблоко, мясо, печенье).
  • Не кормите ребенка насильно и не перекармливайте.
  • При введении педагогического прикорма малышу разрешается вести себя за столом свободно: трогать еду руками, изучая ее. Постарайтесь отнестись к этому с пониманием. Мягко и спокойно направляйте ребенка: покажите столовые приборы, салфетки; расскажите зачем они нужны и дайте подержать их в руках.

Педагогический прикорм знакомит ребенка с продуктами.

Важно! Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с едой. Это может быть опасно для жизни малыша.

Помните, что педприкорм – это еще не полноценная еда, а только первый шаг к плавному переходу на взрослое питание.

Педагогический прикорм можно вводить при грудном вскармливании. При этом объем и количество кормлений должны сохраняться в полной мере и не уменьшаться

Плюсы педагогического прикорма:

педагогический прикорм облегчит введение основного прикорма.

  • ребенка не отделяют от общего для всей семьи приема пищи;
  • детский ЖКТ продолжает поддерживаться ферментами из грудного молока;
  • кусочки пищи могут не перевариваться полностью, но они будут стимулировать выработку нужных ферментов;
  • ребенок сразу учится жевать небольшие кусочки еды, пользоваться ложкой и вести себя за столом;
  • у малыша не возникает проблем с аппетитом;
  • после 9 месяцев ребенка уже можно будет оставить на целый день с кем-то из взрослых и он сможет есть то, что и все.

Введение педагогического прикорма: возможные проблемы и пути их решения

  • У каждого ребенка до определенного времени сохраняется выталкивающий рефлекс и вначале введения прикорма малыш может выталкивать пищу языком. Не спешите. Предлагайте еду ненавязчиво.
  • Если ребенок не может проглотить кусочек еды, уменьшайте порцию. Пусть это будет совсем-совсем малюсенький кусочек, но ребенок сможет почувствовать его вкус, проглотить, а со временем и научиться жевать. Можно предложить малышу «запить» взрослую еду грудным молоком.
  • У ребенка может появиться диатез или расстройство. При педагогическом прикорме иногда бывает сложно определить, на что именно возникает реакция. Попробуйте скорректировать рацион всей семьи и готовить более простую и полезную еду (без копченостей, полуфабрикатов и обильного использования специй). Легкое покраснение кожи малыша не считается тревожным симптомом. Следите, чтобы состояние не ухудшилось, и предлагайте ребенку низкоаллергенные продукты. Если симптомы сохраняются в течение долгого времени, лучше отменить прикорм.
  • Не переживайте, если малыш перестал интересоваться взрослыми продуктами или стал их есть меньше. При условии, что грудное вскармливание организовано правильно, ребенок не останется голодным.

Педагогический прикорм – видео

В этом видео вы узнаете: что такое педагогический прикорм для малыша; как и когда его можно вводить; с каких продуктов лучше начать; как сделать такой прикорм безопасным для ребенка и легким для мамы.
О плюсах и минусах педагогического прикорма беседуют педиатр Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей.

Педагогический прикорм – это еще один метод стать ближе к своему ребенку. Вы поддержите естественное развитие малыша и поможете ему мягко адаптироваться к пищевому рациону взрослых. Сидя за одним столом с родителями, ребенок сможет почувствовать себя полноправным членом семьи и быстро освоит основные навыки поведения во время еды.

Педагогическим бывает не только прикорм. все больше и больше родители увлекаются разными методиками развития: методика Домана, методика Зайцева, методика Монтессори, Вальдорфская педагогика. Выбирать вам, как воспитывать своего ребенка.

Разрешаете ли вы своему малышу пробовать взрослую пищу? В каком возрасте вы начали вводить ребенку педагогический прикорм и пришлось ли вам корректировать при этом меню всей семьи? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.beremennost-po-nedeliam.com

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: плюсы и минусы методики

Чем отличается педагогический прикорм от педиатрического? С какого возраста можно начинать педприкорм? Какие особенности и преимущества этой методики?

Педагогический прикорм, который многие современные родители считают чем-то вроде модного веяния, на самом деле, является хорошо забытой методикой естественного приобщения малыша ко взрослой пище. Издавна именно таким простым способом мамы и бабушки приучали ребенка к питанию со взрослого стола, когда грудного молока ему становилось явно недостаточно.

педприкорм ребенка

Педагогический прикорм – что это?

Многие молодые мамы приходят в растерянность от обилия всевозможных рекомендаций и советов, касающихся прикармливания малыша. Взять хотя бы педагогический прикорм при грудном вскармливании. Услышав такое почти научное название, одни мамочки лишь недоуменно пожмут плечами, другие ринуться изучать авторитетные мнения специалистов и их рекомендации. И лишь немногие знают, что эта методика использовалась человечеством чуть ли не с древнейших времен.

Сегодня так называется альтернатива традиционному педиатрическому прикорму. При таком способе прикармливания малыша отпадает необходимость готовить для него специальную, чаще всего, перетертую еду или покупать детское питание в баночках. За счет этого экономится и время, и финансы, а малыш сразу же включается в традиционный семейный уклад, питаясь за одним столом со взрослыми. При этом еще раз подчеркнем, данная методика подходит только тем малышам, которые находятся на грудном вскармливании.

Когда и с чего начинать педприкорм

Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи. Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца. Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша. В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша.

С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.

Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:

  • ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
  • предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
  • у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.

Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.

Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:

  • Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
  • Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
  • Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
  • Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.

Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.

Положительные и отрицательные моменты

Как и любая методика, педагогический прикорм имеет свои положительные и отрицательные моменты.

В числе преимуществ методики можно отметить следующие:

  1. Жевательные и глотательные рефлексы осваиваются малышом достаточно быстро. К тому же малыш копирует поведение взрослых за столом и обучается уверенному обращению со столовыми приборами (пока что это – ложка) и культурному поведению.
  2. В дальнейшем у таких детей не возникают проблемы с аппетитом и, если мама все делала правильно, то отказов от пищи не будет. Малыш будет кушать с удовольствием, без уговоров и развлечений во время кормления.
  3. Грудное вскармливание при этой методике остается главным в детском рационе, по крайней мере, до года.
  4. Адаптация ко взрослому рациону питания проходит быстро и безболезненно.
  5. Примерно в 9-10 месяцев мама спокойно может оставить ребенка на попечение бабушки или няни, проблем с питанием малыша у них не возникнет.

А что касается минусов, то их не так и много и, к счастью, все они временные. Итак, какие могут возникнуть трудности:

  1. Поначалу малыш будет выталкивать кусочки пищи языком. У него может появиться кашель. Как исправить ситуацию? Не паниковать! Возможно, кусочки пищи велики для малыша, а также он попросту еще не научился ее разжевывать и глотать.
  2. Аллергические реакции на новые продукты – вполне вероятны, важно выяснить, на что малютка негативно реагирует и исключить этот продукт из его рациона.
  3. Все малыши пачкаются за столом, пытаются играть с пищей. Это естественные явления, главное – не нервничать.

Итак, вы решили практиковать педприкорм. Малютка будет питаться за одним столом вместе с папой и мамой, а значит, питание семьи должно быть качественным и полезным: никаких полуфабрикатов, копченостей, острых и жареных блюд. Питайтесь правильно, переходите на здоровое питание!

Мнение доктора Е. Комаровского

Мнение известного педиатра Е. О. Комаровского не противоречит концепции введения прикорма, которой придерживается Всемирная Организация Здравоохранения. Комаровский считает, что до шестимесячного возраста нет необходимости вводить в рацион крохи «взрослую» еду. А рекомендации доктора, касающиеся введения новых продуктов, соответствуют традиционной схеме педиатрического прикорма.

Вместе с тем, авторитетный педиатр допускает использование педагогического прикармливания, если это удобно для конкретного младенца и его семьи. Однако после года грудное молоко должно перейти в разряд полезной пищевой добавки в рационе малыша, а его основу должны составлять полезные и качественные продукты.

Правила и принципы

Рассмотрим правила педагогического прикорма:

  1. Готовность малютки к получению новой пищи. Обязательно учитывайте физиологические и психологические особенности малыша. В любом случае начинайте прикорм не ранее 6 месяцев.
  2. Еда одинаковая для всех. Пища малыша не готовится отдельно и не пюрируется. Главное требование – здоровый рацион, полезные и качественные блюда из натуральных продуктов – рыбы, мяса, злаков, молока и кисломолочной продукции, овощей и фруктов.
  3. Из маминой тарелки, но своей ложкой! Предлагайте малютке микродозы продуктов только его ложечкой. Самостоятельно кушать на собственном стульчике и с отдельной тарелки малыш сможет к 9-10 месяцам или немного позже.
  4. Только грудное вскармливание. На весь период педприкорма грудное вскармливание сохраняется.

Педагогический или педиатрический. Что выбрать?

Деткам на искусственном вскармливании педпиркорм не подходит, поскольку задача методики – поддержание грудного вскармливания до 1-1,5 лет. Таким образом малютка получает из материнского молока ценные вещества и витамины, а также необходимые ферменты для полноценного усваивания новых продуктов питания. В адаптированных смесях таких ферментов нет. Поэтому малышам-искусственникам рекомендуется исключительно педиатрический прикорм, при котором новые продукты вводятся в детский рацион согласно возрастных норм.

Кроме того, такая методика не должно применяться у ослабленных детей, детей-аллергиков и имеющих проблемы с пищеварением. Такие детки прикармливаются согласно рекомендациям врачей.

Таблица прикорма поможет вам при введении новых продуктов в рацион крохи

На что следует обратить внимание?

Особое внимание в рамках концепции педагогического прикорма обращается на детей, склонных к аллергии. Ввиду того, что пищеварительная система ребенка еще не полностью созрела, чувствительность к пище у детей повышена, а потому аллергические реакции возникают довольно часто и без видимых причин.

Так, незначительное покраснение щечек малыша – еще не повод паниковать при введении новых продуктов в его меню. Если же ситуация ухудшается, рекомендуется полностью исключить из рациона потенциальные аллергены. Отказ от практикуемой методики прикорма рекомендован в том случае, если тревожные симптомы нарастают даже при гипоаллергенной диете.

Заключение

Что выбрать – традиционную методику прикармливания ребенка или педагогический прикорм, решать только вам. При этом не помешает проконсультироваться с детским врачом и лишний раз не экспериментировать, чтобы не навредить здоровью малыша.

Жми Поделиться, порадуй своих друзей!

pitaniedetyam.ru

Педагогический прикорм, педагогический прикорм меню

Эх, перелопатила наконец кучу информации про педприкорм, уяснила для себя, что не все мы делаем по правилам, но не со всем я и согласна. Например, я не ем с мелкой на коленях – мы все-таки еечаще всего в стульчик сажаем. А еще мне кажется, что все-таки не все продукты из маминой тарелки ребенку стоит пробовать. Но зато поняла, в чем были ошибки со старшей… Все-таки я не могла удержаться, и не «накормить» ее, не поуговаривать. Да и ела она все-таки не совсем то, что остальные, и пюрешки бывали, и разнообразия особого не было. Вот и получилось, что она незнакомые продукты пробовать отказывается… Мы раньше рыбу очень редко ели, так она только недавно с грехом пополам начала ее есть. Правда, отсутствием аппетита она никогда не страдала, но любимыми продуктами действительно осталось то, что она ела с детства.

Ладно, попробую всю полученную информацию переварить и привести к общему знаменателю.

Итак, цель педагогического прикорма – не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, подготовить его ЖКТ к усвоению взрослой еды, научить его жевать (откуда и название).

Первое и основное – знакомить малыша с новой пищей нужно только после появления у него пищевого интереса, и не раньше полугода. До 6мес. ребенок находится полностью на грудном вскармливании по требованию, без какого-либо докармливания или допаивания (если вы считаете, что у вас не хватает молока – обратитесь к консультанту по грудному вскармливанию, он поможет Вам разобраться в этом вопросе).

Начинаюттакой прикормс введения микродоз продуктов, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов – один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.За один присест малыш может попробовать до трех разных микродоз из маминой тарелки.

Дело в том, что если мама дает малышумаленький кусочек из своей тарелки, то со своим молокомонапередаст ему ферментативную информацию о том, как нужно усвоить и переварить ту пищу, которую ела она сама. Тем самым у ребенка упрощаются задачи, связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается риск возникновения аллергии.

Затем постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше, но опять-таки только пока ребенок проявляет интерес. Главная цель -сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье.То, что ребенок не попробовал до полутора лет, он либо вообще очень долгое время есть не будет, либо будет это плохо переваривать и плохо усваивать.Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

Мы как привыкли: сидят взрослые, и уговаривают маленького капризулю со словами «ложку за папу, ложку за маму». А ведь природой в нем заложен охотничий инстинкт. Вы когда-нибудь видели хоть одно животное, которого бы мамы кормили насильно? Нет? А почему? Да просто потому, что детеныш сам стремится поесть, это элементарный инстинкт самосохранения. А мы что делаем? Усыпляем этот инстинкт на корню, а потом удивляемся, почему ребенка сложно накормить?! А должно все выглядеть так: родители едят с большим аппетитом, малыш «выпрашивает» кусочки, и мама иногда ему их дает. Причем именно кусочки, и на это есть свои причины. Во-первых, ребенок учится жевать. Во-вторых, это физиологично для желудка. Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкой желудка и передачи информации, кусочек дальше идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на ЖКТ ребенка.

А еще не стоит торопиться с соками. Всегда это инстинктивно чувствовала, пока не нашла подтверждения. Соки – продуктконцентрированный,тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия – гастрит, панкреатит и др. заболевания.Зарубежные медики уже не рекомендуют давать соки младенцам, т.к. после ряда исследований выяснилось, что вреда больше чем пользы. Из наблюдений за детками 6-12 лет, которые выросли на волне ранних «соковливаний», собралась информация, что подобные методы могут быть чреваты долгосрочными последствиями.Ну и к тому же, соки продукт аллергенный. Конечно, когда соки вводятся в правильный для них момент, они будут стимулировать ферментативнуюдеятельностьребенка,который уже ест разнообразную взрослую пищу. Просто всему свое время и надо знать меру.

www.baby.ru

Педагогический прикорм — Parents.ru

Кормить ребенка, которому нет еще года, из своей тарелки? Как это, ведь он не умеет жевать! – возразят многие. А если давать совсем маленькие кусочки, которые можно глотать, не прожевывая? На этом принципе построен так называемый педагогический метод введения прикорма. Его суть и прояснила для нас ДАРЬЯ ШУХТИНА.

Педагогический – это значит, что в процессе ребенок чему-то учится. Например, вести себя за столом, пользоваться приборами (не стоит, конечно, полугодовалому малышу давать нож и вилку, но ложку − вполне). Он познакомится с разными вкусами и текстурами продуктов (а не только с пюреобразным нечто, что представляет собой современное детское питание). Ведь именно так кормили своих детей женщины в русских селеньях 150−200 лет назад. Тогда пюре не было в магазинах, а молоко заканчивалось либо становилось горьким с новой беременностью, которая наступала через год-полтора (в лучшем случае) после предыдущей! И готовить отдельно на ребенка женщинам было некогда. Вот и кормили из своей тарелки кашей, щами – всем понемножку. Приучали есть аккуратно, чтоб не мыть весь дом после трапезы. В общем, педприкорм – не новое веяние, а старое, но хорошо забытое в цивилизованном мире.

Детям нельзя разрешать играть с едой и кидать ее. У этого правила исключений нет.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». И врачи стали разрабатывать теорию такого прикорма лет 5 назад. В чем же суть? Давать из своей тарелки надо очень понемногу, размер кусочка должен быть примерно равен спичечной головке. И не больше трех «порций» одного блюда. Если ребенок просит еще – предложите ему что-то другое из того, что лежит у вас на тарелке. Но ребенок же останется голодным! – запротестуют бабушки.

Суть педагогического прикорма не накормить малыша, а познакомить его с разными продуктами. Основным питанием для крохи останется мамино молоко. А если в маминой тарелке лежит что-то, мягко скажем, не очень полезное для маленького желудочка?

В таком случае маме следует пересмотреть свое питание, тем более что она продолжает кормить ребенка грудью! Тем не менее не стоит переходить на бессолевую диету, вы не должны готовить себе (считай ребенку) отдельно. Даже соленая пища в микродозах (спичечная головка) не может повредить. Тем более что кусочек, попадая в желудок, проходит транзитом, соприкасаясь со слизистой минимальной площадью, в отличие от пюре, которое обволакивает слизистую. «На выходе», то есть в памперсе или подгузнике, можно увидеть, что кусочек вышел неизмененным.

Сторонники педприкорма считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь с семейными ритуалами.

А что делать с твердой пищей? Можно дать ребенку твердый кусочек в руку, чтобы он учился кусать. Например, кусок яблока, моркови или сушку – пусть мусолит, много все равно не съест. А если у малыша оказался во рту большой кусок, то мама легко его вынет своей рукой, чтоб не подавился. Напитки, которые пьет мама, наливают ребенку в кружку на донышко (один глоток), а напьется малыш молоком или водой, если он искусственник.

Если малыш удвоил вес к полугоду, педприкорм вводить можно.Если нет — нужен совет врача.

Когда же можно начинать эти упражнения? Некоторые специалисты считают, что начинать можно, как только у ребенка возник «пищевой интерес», то есть он начал интересоваться содержанием маминой или папиной тарелки и пытаться что-то у вас «украсть». Другие сходятся во мнении, что знак к введению педприкорма – первый зуб. Раз появилось, чем жевать, то, значит, можно тренировать этот навык. А если первый зуб и пищевой интерес появляются месяцев в 4−5, так что – давать или подождать? Дело в том, что ферментные системы ребенка начинают созревать к полугоду, соответственно, раньше ему просто нечем переваривать иную пищу, кроме материнского молока или адаптированной смеси. Так что лучше подождать до 6 месяцев и потом осторожно пробовать вводить пищу с общего стола.

С микродозами надо продолжать прикорм в течение 3−4 недель; хорошо если за этот период удастся познакомить малыша с большинством продуктов, которые едят в семье. Потом можно увеличить порцию. Пусть ребенок ест как вместе с мамой, так и вместе с папой (ведь нередко рационы родителей различаются). Сажать ребенка необходимо на дальнее от стола колено мамы или папы и давать ему еду только тогда, когда он просит (а не тогда, когда вы решили, что надо). То есть должна происходить «конкуренция» (борьба) за пищу между малышом и мамой. У мамы нет цели накормить ребенка, а у ребенка есть цель добиться того, чтобы мама «оделила» его кусочком из своей тарелки. Если мама ест с аппетитом, то ребенок, подражая ей, будет тоже есть. Если в какой-то момент интерес малыша к еде потерян, он начинает отвлекаться, то мама дает ему его кусок, снимает с колен и продолжает свою трапезу, а ребенок идет играть.

В год ребенку выделяют собственное место за столом, его сажают в стульчик для кормления, сняв с него столешницу и придвинув его вплотную к столу. Ставят перед ним тарелку, дают приборы. На тарелку кладут немного меньше, чем ребенок способен съесть за раз. В этом возрасте ребенок уже умеет пить из кружки. При этом на кухне нет игрушек, ребенка никто не развлекает за столом, не смотрят взрослые и телевизор, чтобы ребенок не отвлекался.

А если…

…ребенок склонен к аллергии.

Считается, что педприкорм как раз показан детям с предрасположенностью к аллергиям. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к «неудобной» еде. Тревожный сигнал — мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь. Оставляем только низкоаллергенные продукты. Если улучшения нет в течение двух недель после перехода на гипоаллергенную пищу − отменяем прикорм.

…давится кусочками.

Внимательно следите за поглощением пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Не давайте больших кусков. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд выдаются на «крае чайной ложки». Если малыш давится несколько раз подряд – выждите 3−5 дней. Не превышайте дозу.

…на искусственном вскармливании.

Педприкорм нежелателен. Основная идея его в том, что малыша поддерживают ферменты из материнского молока. А если грудное вскармливание отсутствует, то и помощи нет.

Правила педприкорма:

Для решения педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько правил.

    1. Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама.
    2. Мама ест первая, не обремененная заботой о кормлении ребенка.
    3. Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре.
    4. Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами.
    5. Диета для кормящей мамы и ее грудничка может быть только в случае медицинских показаний.
    6. Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.

Не предлагайте еду ребенку – это важное правило педприкорма. Он должен попросить ее у вас сам.

  1. Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью и которую ест мама.
  2. Напитки ребенок пробует в небольших порциях.
  3. Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно.
  4. Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.
  5. Между основными усаживаниями за стол ребенок «кусочничает».
  6. Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке.
  7. Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.
  8. Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается.
  9. Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать ее, кидать, плевать… Еда используется только «по назначению».
  10. Если ребенок не съел свой кусок или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.
  11. Если ваш грудничок пока не проявляет интереса к еде, наберитесь терпения.
Читать на эту тему:

www.parents.ru

Что такое педагогический прикорм — как вводить и с чего начинать?

Автор Екатерина Чеснакова На чтение 6 мин. Опубликовано

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога!

Сегодня я хотела поговорить с вами о том, что такое педагогический прикорм (ПП). Многие мамы знакомы с этим понятием, но точно не знают как этим пользоваться. К этому вопросу я подошла тщательно, изучив практически всю информационную базу по этому вопросу.

От того как мама будет вводить прикорм зависит дальнейший интерес и отношение малыша к приему пищи. Кстати, вы в курсе, что прикорм бывает педагогический и педиатрический и между ними есть существенная разница?

Так вот, суть педиатрического прикорма в схеме введении определенных продуктов с новыми вкусовыми ощущениями. Такой вид прикорма предпочтительно вводить детям на искусственном вскармливании. В этом случае ребенок будет пробовать баночные или коробочные заготовки в соответствии со своим возрастом.

Это довольно удобно врачам. Они могут четко контролировать сроки введения продуктов и ответную реакцию на них у большинства детей одновременно.

Если это педагогический прикорм, правила введения здесь следующие. Педприкорм – это знакомство с едой из маминой тарелки.

Педагогический прикорм лучше всего подходит для детей на грудном вскармливании, потому что детский желудочно-кишечный тракт поддерживается ферментами из грудного молока. Ведь оно содержит информацию о съеденных продуктах.

Что такое педагогический прикорм: как правильно вводить и с чего лучше начинать?

Получается, что оба — мама и малыш — едят одно и то же. К тому же происходит стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи, а это, по меньшей мере, убережет малыша в дальнейшем от проблем с желудком.

Вы задумывались, что значит еда для ребенка? Ответом на этот вопрос станет еще одно преимущество ПП. Во время семейных обедов ребенок ест совместно со взрослыми одинаковую еду и привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Ко всему этому малыш пищу поедает кусочками и не создает себе трудностей для переваривания еды.

Педприкорм очень мягко переводит ребенка после года на взрослый стол. Но как у всего, что касается устройства детской жизни, у процесса введения педагогического прикорма имеются свои правила.

Основные тезисы введения педагогического прикорма

  1. Брать с собой ребенка за обеденный стол.
    Детское любопытство всегда спровоцирует ребенка попробовать новое меню. Это называется «пищевой интерес». При совместном приеме пищи ребенок успешно усваивает правила поведения за столом и использования столовых приборов.
  2. Не ставить целью накормить.
    При ПП ребенок лишь знакомится с содержимым тарелок взрослых. Здесь должна быть здоровая конкуренция – ребенок должен первым скушать что-то с тарелки.
  3. Не торопиться.
    Важно отслеживать реакцию малыша на новый продукт, что диатез или аллергия не стали неожиданной проблемой.
  4.  Бдить.
    На начальном этапе ребенок должен за один раз съедать не больше горошины, чтобы не подавиться.
  5. Не разрешать баловаться и играть с едой.
    Педагогический прикорм – это еще и обучение культуре за столом и уважительному отношению к пище. Нельзя разрешать баловаться за столом или играть с пищей. Кстати, если демонстративно доедите сами, что малыш не доел, тем самым покажите важность процесса приема пищи и научите с почтением относиться к еде.
  6.  Важность перекусов. Схема педагогического приема, вернее, ее как таковое отсутствие, позволяет ребенку в перерывах между приемами пищи «кусочничать» сушками, сухариками, хлебцами, печеньем. При этом будьте внимательны, чтобы продукт нельзя было целиком засунуть в рот. Возникает вопрос о том, нужно ли допаивать с введением ПП? Конечно, но в целях ознакомления. Когда мама попила чай, компот, то и малыша можно познакомить ребенка с питьем. Важно, чтобы оно было некрепким, если это чай и разведенным, если сок.
  7. Постепенно увеличивать дозы.
    Объем съедаемой пищи должен увеличиваться соответственно взрослению малыша. В один год ребенок должен за обед съедать в среднем две столовые ложки «взрослой» еды.

Что такое педагогический прикорм: как правильно вводить и с чего лучше начинать?

Тут у меня возник вопрос, а допускается ли совмещение прикормов?

Это обычное дело, когда на долгой летней прогулке вы не станете отказываться от баночки детского питания. Даже для детей при искусственном скармливании рекомендуется использовать ПП, но лишь немного позже, чтобы детский организм стал крепче.

Если ребенок склонен к аллергии

Когда ребенок аллергик – это тяжелая проблема и главный вопрос «С чего начать?». Хочется побаловать любимого малыша чем-то новым и вкусным, но… В этом случае включается все возможные резервы материнской интуиции. Не стоит и говорить, что каждая даже молодая мать расскажет о прикорме на фоне диатеза.

Но стоит учитывать, что ПП отменят лишь в случаях мокнущего диатеза, корост, обширной сыпи, а также превращения обычного румянца в багровые пятна. Как же выяснить, на какую именно пищу появилась аллергия, если у ребенка разнообразное меню?

Просто. «Розовая» реакция, небольшая сухость кожи не тревожные сигналы, а вот при усилении симптомов рацион меняется полностью. В случае безрезультатного двухнедельного гиппоаллергенного питания прикорм отменяется.

Напоследок о главном…

Цель педагогического прикорма: адаптирование ребенка к семейному меню.

Как это выглядит: еда с маминой тарелки, начиная с микродоз, чтобы не травмировать желудочно — кишечный тракт.

Плюсы и минусы педагогического прикорма

Плюсы: ребенок быстро приобретает навык глотания, затем жевания и как следствие в скорости осваивает владение столовыми приборами и поведением во время приема пищи, также не возникает проблем с аппетитом, а у маме не приходиться готовить для малыша отдельно. И появляется возможность оставлять ребенка с бабушкой, ведь он теперь способен кушать взрослую еду.

Минусы: первые несколько дней ребенок выталкивает еду и может поперхнуться, к тому же сложно определить реакцию детского организма на новую пищу, вся семья переходит на здоровый рацион. Но как быть, если на столе бывают неполезные продукты? Тут не существует вариантов. Либо педагогический прикорм принят в семье либо нет.

Что такое педагогический прикорм: как правильно вводить и с чего лучше начинать?

 

При положительном решении готовиться только здоровая еда, но совсем не страшно, если один раз в неделю попробует неполезную еду в самой малой дозе. Важно не формировать привычку, а шоколад, если его попробовала мама должен и попробовать малыш.

Вот, пожалуй, и все, что мне стало известно о том с чего начать и как вводить педагогический прикорм и что это лучший вариант для деток на грудном вскармливании.

На этом я пока прощаюсь с вами и предлагаю подписываться на обновления блога. Кстати, рекомендуйте эту статью почитать друзьям в социальных сетях, здесь много интересной информации.

chesnachki.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *