Что такое подростковый возраст: Дети самого раннего подросткового возраста

Содержание

Дети самого раннего подросткового возраста

Понять, какие факторы определяют психо-социальное развитие детей по мере их взросления и перехода в категорию раннего подросткового возраста, а также определить эффективные и осуществимые методы воздействия на этот процесс.

Какое отношение данная сфера деятельности имеет к сексуальному и репродуктивному здоровью подростков?

Хотя физическое, психологическое и социальное развитие человека начинается в детстве, продолжается в подростковом возрасте и идет вплоть до раннего взрослого возраста, ширится признание того, что именно ранний подростковый возраст (от 10 до 14 лет) является особенно важным этапом. Кроме того, общепризнанным фактом является то, что именно этому этапу уделяется недостаточное внимание при проведении научных исследований и осуществлении конкретных мероприятий.

Несмотря на то, что доля детей раннего подросткового возраста, которые начинают проявлять сексуальную активность и экспериментировать с приемом наркотических или иных веществ невелика, ее нельзя не принимать во внимание.

Однако не это является основной причиной возросшего внимания к данному этапу жизни человека.

С точки зрения физического развития, это возраст, когда большинство подростков достигает половой зрелости. Психологическая особенность этого возраста состоит в стремительном ускорении когнитивного и эмоционального развития. Социальная характеристика данного этапа жизни сводится к тому, что человек начинает уходить от родительского влияния и испытывает на себе все большее влияние сверстников или других взрослых.

Что, по нашему мнению, необходимо сделать в данной области?

Значительная часть исследований в данной области, носящих чисто описательный характер, или исследований конкретных мер вмешательства, проводилась в странах с высоким доходом. Есть острая необходимость в проведении научных исследований в этой области в странах с низким и средним доходом, чтобы понять реалии жизни детей раннего подросткового возраста, особенно в контексте стремительных перемен в обществе, когда меняется структура семьи, идет урбанизация и расширяется доступ к средствам массовой информации и мобильной связи.

Кроме того, крайне необходимы руководства по разработке новых направлений политики и программ по охвату детей раннего подросткового возраста и их семей мероприятиями, направленными на формирование позитивного отношения к жизни, и форм поведения, которые могли бы содействовать улучшению здоровья не только сейчас, но и в будущем. Руководства и программы должны учитывать уже имеющийся опыт проведения научных исследований и составления программ.

Ответные действия РЗНИ*

РЗНИ* всячески способствует проведению научных исследований тех факторов, которые могут либо укрепить здоровье и ускорить развитие детей раннего подросткового возраста, либо воспрепятствовать этому, на уровне отдельно взятого человека, семьи, местного сообщества или общества в целом, а также исследований для разработки и апробирования мер вмешательства, направленных на усиление факторов защиты и преодоление факторов риска.

Помимо этого, РЗНИ осуществляет всю необходимую подготовительную работу по созданию руководств для правительств и других заинтересованных сторон c рекомендациями в отношении того, что им следует делать для эффективного решения проблем детей раннего подросткового возраста.


*Департамент репродуктивного здоровья и научных исследований (РЗНИ)

Подростковый возраст: как принять новый этап в жизни ребенка

Подростковый возраст — период становления личности и переход к следующему этапу взросления. Родителям необходимо подготовится к тому, что ребенок становится взрослым и скоро «вылетит из родительского гнезда», а ребенку — научиться брать ответственность и принимать решения. Мы поговорили с психологом, руководителем психологического центра для подростков и родителей «Точка» и экспертом Национального института защиты детства Анной Привезенцевой о том, как пережить период переходного возраста с максимальной пользой для себя и для своего ребенка.

Это все гормоны

Прежде чем переживать из-за бурных реакций вашего подростка, обратите внимание на эмоциональную нестабильность этого периода жизни. Не корите своего ребенка за вспышки гнева или обидчивость.

Помните, что у вас гораздо больше ресурса для саморегуляции, нежели у сына или дочери. Потерпите немного, скоро все наладится!

Наличие собственного мнения — признак взросления

Когда ребенок начинает приобретать свои интересы и вкусы, одновременно с этим начинает вырабатываться самостоятельность и формироваться очень важные навыки. Например, умение объяснять свою точку зрения и аргументировать ее. Не душите в ребенке начатки появления собственного мнения. Наоборот, поощряйте в нем самостоятельность и независимость.

Дом и семья должны быть безопасным местом

В процессе взросления ребенок должен «набивать шишки». Это практически неизбежно. Ваша задача, как родителей, поговорить с ребенком о последствиях его поступков и позволить ему принять собственное решение. Исключите из своего лексикона фразы «Пока ты в этом доме, ты обязан слушаться меня» или «После 18 лет будешь делать что хочешь, а сейчас слушай меня». Ваш ребенок не начнет резко принимать правильные решения после достижения совершеннолетия.

Он абсолютно так же пройдет путь проб и ошибок. Постарайтесь, наоборот, создать в своем доме поддерживающую среду, где ребенок может свободно рассказывать о своих неудачах и ошибках и не бояться быть осужденным за приобретенный опыт.

«Следите за манерами молодой человек»

Эта фраза применима не только к детям, но и к родителям. Будьте деликатны, высказывая свою мысли и предложения. Так ваш ребенок научится быть тактичными и одновременно правдивыми.

Будьте лучше, как супруги

Очень часто, воспитывая детей, мы теряемся друг для друга, как супруги. Родительство выходит на передний план, лишая вас нежности и интимности в отношениях. Подростковый возраст ребенка — самый подходящий момент для того, чтобы наверстать упущенное и начать воспринимать друг друга не только как родителей, но и как пару.
Этот пример так же будет полезен подростку, который вступает в пору романтических отношений с противоположенным полом.

Не пытайтесь контролировать личную жизнь своего ребенка и решать за него, с кем ему можно общаться, а с кем нет. Лучше создайте условия для разговора по душам, в котором можно затронуть все «щекотливые» подростковые темы и проговорить с ребенком все ваши и его сомнения и опасения.

Еще больше информации о воспитании подростков можно найти на сайте проекта Национального института защиты детства «Дом под зонтом» и на сайте «Мой семейный центр».

Иллюстрации: Bird Born по заказу Национального института защиты детства

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Подростковый возраст

Что нужно знать о подростковом
возрасте?
Почему этот период называется
переходным? Потому что в развитии
ребёнка совершается переход от детства
к взрослости. И главная задача для
подростка — осознать себя и отделиться
от родителей.
На каждом уровне взросления происходит
формирование социальной адаптации,
выстраивается система ценностей и своих
личных принципов.

В границах подросткового возраста
выделяют два этапа: младший
подростковый возраст (10-12 лет) и
старший подростковый возраст (начиная
с 13 лет и до завершения переходного
периода).
1. В младшем подростковом возрасте
ребёнок уже начинает ощущать свою
взрослость, у него усиливается
потребность в общении со сверстниками,
его организм готовится к Изменениям.
2. К 13-14 годам гормональная
перестройка достигает своего пика.
Ребёнок становится раздражительным,
обидчивым, у него часто меняется
настроение.
3. Переходный период завершается
вступлением ребёнка во взрослую жизнь.


Почему сложно детям?
— Они меняются внешне и внутренне. И,

порой, им сложно принять эти изменения
и контролировать их.
— Хотят быть принятыми в обществе,
чувствовать себя значимыми. Вместо
этого могут встретить насмешки,
агрессию со стороны сверстников или
стать жертвой травли.
— Ждут понимания от родителей и
принятия всех их особенностей. Вместо
этого сталкиваются с тотальным
контролем, критикой и запретами.
Хотят самостоятельности и
независимости, но не могут её получить,
поскольку ещё не несут полной
ответственности за свои поступки.
Почему сложно родителям?
• Не знают, как вести себя с
повзрослевшими детьми.
• Привыкли быть авторитетом для
своего ребёнка.
• Не готовы «отпустить» — от себя
сына или дочь.


Особенности переходного периода
У девочек
Что происходит с девочками в
подростковом возрасте:
ищут себя, свой стиль,
экспериментируют с внешностью и
одеждой, стремятся привлечь к себе
внимание;
— появляется интерес к мальчикам как к
объектам противоположного пола,
возникает первая влюблённость;
— часто возникают перепады настроения:
безудержное веселье сменяется глубокой
тоской;:
— появляется повышенная тревожность,
связанная со школьной успеваемостью,
ответами у доски, отношениями с
одноклассниками;
стремятся к самостоятельному
разрешению проблем без помощи
взрослых.


У мальчиков
Что происходит с мальчиками в
подростковом возрасте:
— становятся агрессивными, грубыми,
злыми из-за повышенной выработки
мужского гормона — тестостерона;
— озабочены своей внешностью,
стремятся поразить окружающих
смелыми поступками, склонны к
позёрству;
— нередко демонстрируют протестное
поведение: прогуливают уроки, сбегают
из дома;
пробуют алкоголь, сигареты,
курительные смеси;
— стремятся принадлежать к «группе»,
быть её частью.


Какие опасности подстерегают детей и
родителей?
1. Буллинг в школе.
Замкнутый и застенчивый ребёнок
может стать объектом травли, жестокий
и агрессивный — выступить в роли
буллера. И абсолютно все подростки
могут выступать в роли наблюдателей.
2. Опасность социальных сетей.
Социальные сети — то, без чего
современные дети не могут представить
себе свою жизнь. Но они также несут в
себе определённую угрозу. Ребёнок
может столкнуться как с интернет-
травлей, так и с предложениями
вступить в «группы смерти» или
поучаствовать в игре и прочее.
3. Попадание в плохую компанию.
Подростки стремятся быть причастными
к группе, стать в компании сверстников
«своим человеком». Поэтому велика
опасность, что ваш ребёнок попадет в
«неподходящую» компанию, где
молодые люди совершают
противоправные действия, употребляют
алкоголь, наркотики или курительные
смеси.
4. Ранняя половая жизнь.
Повышенный интерес к
противоположному полу, любопытство и
гормональные «всплески» нередко
способствуют ранним сексуальным
контактам в подростковой среде.
5. Замена реального мира
виртуальным.
Сталкиваясь с непониманием родителей
и отсутствием друзей, подросток всё
больше и больше замыкается в себе.
Погружение в виртуальную реальность
для него — защита от внешнего мира. В
компьютерных играх подросток
«реализует» себя: совершает «подвиги»,
«зарабатывает деньги», становится
успешным.
6. Суицидальные мысли.
Появление у подростков мыслей о
смерти связано с конфликтами в семье,
травлей в школе, неудачной первой
любовью* отсутствием дружеских
отношений с одноклассниками.
7. Снижение школьной успеваемости.
На фоне гормонального всплеска и
перестройки работы организма у
подростков часто наблюдается снижение
познавательных способностей и потеря
интереса к обучению. В тяжелых случаях
может развиться астенический синдром —
повышенная утомляемость, нарушения
сна, частые головные боли, вегетативные
нарушения.


Как правильно вести себя родителям в
этот непростой период
1. Любите их сильно-сильно.
Любите в них все, даже то, что вас
раздражает. Любите их не только за
поступки, но и за намерения. Пусть они
знают как сильно вы их любите — и на
словах, и на деле.
Смотрите на своих подростков в
перспективе, а не считайте их обузой. Они
очень восприимчивы и проницательны.
Они видят ваше отношение. Так что
просто любите их.
2. Слушайте и уделяйте внимание.
Когда они приходят домой после школы,
у вас есть несколько драгоценных минут
— время, когда они делятся с вами
своими секретами. Покажите, как вы рады
их видеть. Посмотрите им в глаза и
послушайте, что они говорят. Сделайте
своими их победы. Будьте чуткими. В
старших и средних классах действительно
очень нелегко учиться. Не давайте
советов, пока они не попросят вас. Не
читайте лекций. Просто слушайте. Так вы
поможете им почувствовать себя
важными и значимыми.
3. Говорите «да» чаще, чем «нет».
Мир и так будет постоянно говорит -им
«нет». Всю жизнь они будут плыть в
бушующем море, где одна волна («ты
недостаточно хорош») за другой («ты не
сможешь сделать это») обрушивается на
их головы. Вселите в них веру, что их
способности безграничны и они смогут
сделать что угодно, если только будут
готовы много работать. Говорите им:
«Да, ты можешь», чтобы каждый день,
выходя из дома, они чувствовали себя
неуязвимыми.
4. И все же умейте сказать «нет».
Вам нужно уметь сказать «нет», если вы
чувствуете, что тот или иной опыт или
ситуация нанесет вашему ребенку вред
или заставит его чувствовать себя
несчастным. Не позволяйте им ходить на
вечеринки, где вашим детям в свои 16
придется на глазах своих сверстников
выбирать — пить алкоголь или нет. Не
позволяйте им гулять до трех утра с
другом противоположного пола.
Выполняйте свой родительский долг.
Установите правила для их как
физической, так и нравственной
безопасности. Возможно, вы считаете, что
эти правила и так всем известны, но
поверьте, огромное множество родителей
с ними не считается.
5. Разрешайте приглашать домой друзей.
Так вы сможете познакомиться и узнать
компанию своего подростка.
6. Не застревайте на мелочах.
Вот ваш подросток бросил рюкзак
посреди комнаты, и, конечно, вам кажется
совершенно естественным списать все на
его лень. Или он разбросал свои вещи в
спальне, грязные вперемешку с чистыми,
— конечно, естественно решить, что это
признак его общей расхлябанности. Но
вместо этого, прежде чем открыть рот,
чтобы накричать на него, поставьте себя
на его место. Сначала спросите, как
прошел его день. Может быть, он просто
чувствуют себя измотанным, может, ему
просто нужно сочувствие. Забудьте про
беспорядок ненадолго и просто обнимите
своего мальчика или девочку. Поговорите
с ним о его проблемах. Узнайте, что он
делал, что он хочет сделать и о чем
мечтает. Тогда и только тогда попросите
его поднять пресловутый рюкзак и
положить его на место. Дозируйте свои
требования. Выбирайте подходящее время
для борьбы с неряшливостью. Будьте
последовательны и не забывайте про
личный пример.


Что не рекомендуется делать
родителям подростков:
1. Критиковать и запрещать общение
ребёнка с друзьями («Мне не нравится
этот твой Вася, он и учится плохо, и
одевается неряшливо. Я не хочу, чтобы
ты с ним дружил»).
2. Высмеивать внешность и одежду («Ты
зачем так накрасилась в школу?
Выглядишь как клоун»),
3. Чрезмерно контролировать все сферы
жизни ребёнка («Кто тебе сейчас звонил?
Ну-ка, быстро покажи мне телефон»),
4. Относиться как к маленькому ребёнку
(«Тебе ещё рано знать об этом. Вот
вырастешь, тогда и поговорим»),
5. Игнорировать переживания подростка
(«Что ты там опять рыдаешь в спальне?
Иди лучше уроки делай»),
6. Сравнивать со сверстниками,
одноклассниками, детьми знакомых («А
вот Настя из вашего класса на одни
пятерки учится и маме по дому
помогает, а у тебя на уме только одни
мальчики»).


Как не упустить подростка на грани?

1 .Нарушения поведения, агрессивность. 
Самоповреждение и аутоагрессия.
Важно вовремя заметить, когда поступки
подростка — уже не просто вопрос
переходного возраста или дурного
влияния. Следующие состояния требуют
обращение к специалисту психиатру:
2. Снижение настроения и повышенная
тревожность. Проявление скрытых
негативных эмоций — приступы
отчаяния, чрезвычайно сильный страх,
тенденция к избеганию ситуаций, которые
вызывают тревогу.
3. Выключение из контакта. Подросток
предпочитает проводить время наедине в
своей комнате или с друзьями,
замыкается, с вами практически не
разговаривает. Он становится таким,
можно сказать, «беспроблемным
ребенком», который фактически избегает
контакта. При этом ребенок может
прекрасно учиться.
4. Нарушение пищевого поведения.
Фиксация на своем весе, избирательность
в еде или полный отказ от приема пищи.


Куда можно обратиться за помощью:
Регистратура ГКУЗ «УОКПБ
им. В.А.Копосова»: 8 (8422) 35-21-84
Регистратура ГУЗ «Городская Поликлиники
№ 2″ (ул. Кирова д.20): 8 (8422) 32-15-92


Рекомендации подготовлены сотрудниками 

клинико-психологической лаборатории
гкуз «уокПБ им. В.А.Копосова» Ульяновск, 2020

Подростковый возраст

Подростковым возрастом в российском здравоохранении считается период с 10 до 18 лет. Резкие изменения в организме не могут не сказаться на здоровье подростков. Мы обсудили со специалистами клиники «Скандинавия», которые работают с подростками, на какие аспекты стоит обратить особо пристальное внимание.





Как известно, здоровье детей заботит каждого родителя намного больше собственного. Однако в ежедневной суете, когда от ребенка требуются и хорошая учеба, и примерное поведение, а порой и невероятные достижения, мамы и папы могут не заметить сигналы, говорящие о проблемах. Особенно в подростковый период важно не упустить момент и подумать о здоровье, чтобы в последующем избежать многих заболеваний.

Алла Андреевна Букина, врач-педиатр, аллерголог

В подростковом возрасте очень важно научиться комфортно чувствовать себя в собственном теле, стать эмоционально независимым от родителей, начать формировать свою систему ценностей. Чтобы эти задачи воплотить в полной мере, подростку нужно элементарно хорошо чувствовать себя физически. А значит важно чуткое отношение родителей к своему ребенку, ведь жалобы должны быть сигналом для обращения к врачу. Например, если головная боль у подростка проявляется чаще одного раза в неделю, тем более если это сопровождается обмороками, мешает сну и учебе, нужно обязательно обратиться к педиатру или неврологу.

Аспекты заболеваний в этом возрасте могут быть уникальными: гормональные изменения, связанные с половым созреванием, могут вызвать развитие определенных проблем со здоровьем, таких как угревая сыпь, проблемы с грудными железами и весом, менструальные нарушения и воспалительные заболевания тазовых органов, требующие консультации гинеколога и уролога. Нередко подростки подвержены проблемам с желудочно-кишечным трактом, так как в этом возрасте повышается кислотность до уровня взрослого человека, что может вызывать язвенные заболевания. Усугубляет картину отсутствие правильного режима питания и злоупотребление фастфудом, сладкими напитками и т. д. Очень жаль, что большинство родителей расценивают боль в животе у ребенка как что-то неважное – на самом деле это может быть маркером серьезной проблемы.

К тому же в подростковом возрасте в полной мере способна проявиться аллергия, потому что дети, как правило, не соблюдают режим и диеты. Отмечу, что если у ребенка есть хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта, то это может косвенно усугубить и заболевания кожи. Так, в случае, когда наблюдается атопический дерматит, необходима консультация не только аллерголога и дерматолога, но и врача-гастроэнтеролога.

Обращаю внимание родителей, что в клинике «Скандинавия» ребенок может пройти обследование всех необходимых ему специалистов за один день. Это очень удобно в наше интенсивное время, когда даже у детей дни расписаны по минутам – а например, в период каникул такой осмотр будет весьма актуальным. Важно знать, что с 10 лет необходим осмотр педиатром, неврологом, хирургом, эндокринологом, ортопедом, урологом или гинекологом, офтальмологом, а также стоматологом и оториноларингологом. Скрининги должны проводиться ежегодно, включая сдачу анализов, ЭКГ, с 14 лет обязательно флюорография, УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы.

Татьяна Геннадьевна Ермакова, врач-дерматолог

Проблемы с кожей для подростков – одни из самых волнительных, так как зачастую влекут за собой угнетенное психологическое состояние и эмоциональную нестабильность. Наиболее часто встречающаяся проблема в подростковом возрасте – угревая сыпь. Она развивается, когда сальные железы стимулируются повышенным уровнем тестостерона, мужским гормоном, к чему может быть генетически обусловленная чувствительность. Такое бывает, даже если общий гормональный фон в норме. В результате это приводит к повышенной жирности кожи, волос, появляется сальный блеск, страдает кожа лица, груди, спины. Кожное сало в таком состоянии не выполняет своих антибактериальных функций, а процессы отшелушивания кожного покрова нарушаются, и образуются сальные пробки – комедоны, в результате появляется асептическое воспаление.


Дерматологи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степени выраженности акне (угревой сыпи). При легкой степени применяется только наружная терапия – врач подбирает правильный внешний уход, который помогает убирать излишки вырабатываемого сала. При средних и тяжелых формах, особенно когда есть рубцы, мы назначаем специальные препараты – ретиноиды, способные на 96% избавить от сыпи за 6–8 месяцев. Но нельзя использовать эти препараты самостоятельно без консультации врача, так как они имеют ряд противопоказаний, их подбирают индивидуально, регулируя дозу, системно сдавая анализы и наблюдая за результатами. Ретиноиды влияют на репродуктивную функцию у девушек, на состояние печени, в случае срыва курса вероятность рецидива акне возрастает в несколько раз. Также в клинике «Скандинавия» при лечении у подростков акне используется лазеротерапия, которая позволяет добиться регресса заболевания и удаления единичных глубоких рубцов уже через три сеанса с интервалом в неделю. Эту методику чаще всего используют при средней степени тяжести акне, и зачастую метод можно противопоставить применению ретиноидов.

К тому же в подростковый период часто наблюдаются изменения невусов, то есть родинок. Гормональные перемены в организме могут привести к увеличению их количества и размера. Чтобы этого избежать, врач проводит дерматоскопию невуса, отслеживая динамику, и в случае необходимости хирург иссекает невус. Кроме того, подростки часто страдают от повышенного потоотделения. С этим помогают справиться такие простые методы, как контрастные ванночки антиперспирантов, а также медикаментозная терапия, но строго по назначению врача и после консультации невролога.

Наталья Владимировна Иванова-Куницкая, врач-ортопед, травматолог, хирург

Одним из важнейших факторов, влияющих на здоровье человека, является состояние спины. Ведь позвоночник и осанка играют огромную роль в работе всего организма. И это особенно актуально для подростков. Пожалуй, самый тяжелый возраст у ребенка – период обучения в старших классах (с 8-го по 11-й), когда обостряются проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Конечно, такое объяснимо: в это время у школьников интенсивная учеба, а малоподвижный образ жизни пагубно влияет на организм.

Статистика говорит о том, что остеохондроз все чаще появляется уже в 12–13 лет. Подростки страдают головными болями и кровотечениями из носа – это первый признак проблем в шейном отделе и защемлений в спине. Еще одним симптомом таких нарушений становится и то, что ребенок не может долго стоять или сидеть. Панацеей в этом случае может быть курс массажа в сочетании с мануальной терапией, лечебной физкультурой под наблюдением врача-ортопеда, чтобы корректировать лечение. Мы всегда работаем в тесной связи с неврологом и мануальным терапевтом. Но бывают и другие крайности, когда подростки начинают активно заниматься в тренажерном зале, что в результате может усугубить имеющиеся заболевания. В клинике «Скандинавия» специалисты могут составить оптимальный комплекс упражнений для подростка, который будет способствовать укреплению здоровья и достижению той цели в фитнесе, которую он перед собой ставит.

Дата публикации: 12.05.16

Особенности подросткового возраста / КонсультантПлюс

Особенности подросткового возраста.

Особое место во взрослении ребенка занимает подростковый кризис — пик переходного периода от детства к взрослости. Мир воспринимается подростками как некое соотношение белого и черного, хорошего и плохого, причем как в окружающих, так и в себе.

Подростковый возраст характеризуется интенсивным формированием мировоззрения, системы самооценки и оценки окружающей действительности, ценностно-смысловой сферы личности. В этот период происходит глобальная перестройка организма ребенка на физиологическом уровне, отражающаяся на его психологическом состоянии и обуславливающая эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения: от эйфории до депрессии.

В подростковом возрасте совершенствуется самостоятельность несовершеннолетнего во всех жизненных областях. Основная реакция для подростка — реакция эмансипации, толкающая его к дистанцированию от взрослых, прежде всего от родителей, а изменение ведущего вида деятельности с учебной на эмоционально-личностное общение со сверстниками приводит к возрастанию значимости мнения друзей при принятии решений, желанию быть принятым в группе. Именно подростки в первую очередь склонны присоединяться к определенным субкультурам, придумывать собственную субкультуру для того, чтобы проявить свою «инакость», непохожесть на окружающих.

Подростки начинают противопоставлять себя, свой мир взрослым, искать собственные ценности и смыслы в настоящем и будущем.

В подростковом возрасте формируется «чувство взрослости», желание признания себя равным во взрослой среде.

Однако в силу того, что жизненный опыт недостаточен, интеллектуальные способности еще несовершенны и находятся в стадии развития, подростковый возраст характеризуется большим количеством противоречий:

противоречие между желанием освободиться от опеки со стороны родителей или других взрослых и невозможностью жить самостоятельно вследствие трудностей социальной, психологической, финансовой адаптации к реалиям самостоятельной жизни;

противоречие между желанием делать самостоятельный выбор во всех сферах жизни и отсутствием желания нести за этот выбор персональную ответственность;

противоречие между отказом подчиняться мнению старших и конформизмом в среде сверстников;

противоречие между установкой на личное благополучие и непониманием ценности собственной жизни, приводящее к формированию рискованного поведения;

противоречие между все возрастающими интеллектуальными и физическими силами и, как следствие, возрастающими потребностями в интеллектуальной и материальной сферах, и отсутствием финансовой самостоятельности и возможности удовлетворить эти потребности.

Подростковый возраст характеризуется бурными эмоциональными реакциями на различные жизненные ситуации (как положительные, так и отрицательные), причем эмоциональная реакция по силе может не соответствовать стимулу и быть гораздо более выраженной, чем этого требуют обстоятельства. Наибольший всплеск негативных эмоциональных реакций возникает при попытке окружающих ущемить самолюбие подростка. Как правило, пик такой эмоциональной неустойчивости приходится, в зависимости от половой принадлежности, на разный возраст: у мальчиков раньше, чем у девочек: для мальчиков проблема с неадекватным эмоциональным реагированием приходится на возраст 11 — 13 лет, а у девочек — на возраст 13 — 15 лет.

Итогом может стать формирование чувства незащищенности, одиночества. Подросток начинает активно искать тех, кто сможет помочь ему заполнить возникшую пустоту, продемонстрирует внимание, сочувствие. К сожалению, именно в такое время на пути у подростков могут возникать лица, способные повлиять на формирование еще большего разрыва с общественными нормами.

Трудности социального взаимодействия приводят подростка к формированию дезадаптивного поведения и, как следствие, к нарушению социализации. При сочетании проблем в социализации и возникновения трудной жизненной ситуации может начать формироваться суицидальное поведение.

Крайне важно, чтобы родители (законные представители) стремились помочь подросткам справиться с его внутренними конфликтами, были готовы безоценочно принимать ребенка, относиться к нему терпеливо и доверительно, проявляя гибкость в реагировании на меняющееся поведение.

Открыть полный текст документа

Суицид и подростковый возраст — Евромед клиника

Крик о помощи

С печальной регулярностью из СМИ и соцсетей мы узнаем об очередном самоубийстве (суициде). Но самое грустное – это когда самоубийство совершают подростки – ведь очевидно, что это, зачастую, последний крик о помощи очень одинокого и несчастного ребенка. Мы поговорили с психотерапевтом «ЕвроМед клиники» Верой Львовной ПАНИНОЙ об основных причинах, толкающих ребенка на суицид, и попросили дать советы родителям, как выстроить отношения с подростком, чтобы исключить этот риск.
Дети и подростки еще плохо осознают необратимость смерти, их жизненного опыта не хватает для того, чтобы понять границу между жизнью и смертью. Нередко можно услышать от них мечты в духе «Вот умру и все пожалеют, и больше не будут так себя вести со мной». То есть ребенок не осознает, насколько суицид ставит окончательную точку в жизни, не понимает, что ему-то уже это будет все равно. Этим детские и подростковые суициды принципиально отличаются от взрослых. У детей еще нет осознания ценности жизни и, соответственно, отсутствует страх смерти.

Основным фактором, провоцирующим суицид, является обстановка в семье — 92% случаев связаны с неблагополучной семейной ситуацией. При этом заблуждение считать, что дети, склонные к суициду, — из неблагополучных семей.  Давно замечено, что чаще самоубийство совершают внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой не хватает сил выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Детская психика настолько ранима, что ребенок может повеситься из-за конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в учительской.
80% задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их услышать и правильно понять. Нередко люди, задумывающиеся о самоубийстве, заводят разговоры о смерти, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении, упоминают об эпизодах суицидов в фильмах и романах. Обычно такие высказывания непосредственно предшествуют попытке самоубийства. Весьма повышают риск самоубийства у подростка случай суицида знакомого или родственника, а также – известного человека. Общеизвестен факт, что после самоубийства Игоря Сорина (солиста группы «Иванушки Int.», чрезвычайно популярной в тот момент среди подростков и юношества) резко выросло количество суицидов среди его поклонниц. 

Причины, толкающие на самоубийство

Глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему актуально и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить).
Отсутствие тепла и понимания со стороны родителей, завышенные требования к ребенку, семейные проблемы (например, развод родителей).
Неразделенная любовь. Для подростка несчастная любовь может быть не просто крушением иллюзий, а полной потерей желания жить дальше.
Серьезные конфликты со сверстниками, унижения, которым подвергается подросток, буллинг.
Влияние религиозных сект, субкультур, соцсетей.
Основные причины суицида среди детей – это, прежде всего проблемы, связанные с семьей, близкими. В основе причин самоубийств, связанных с ситуацией в семье и конфликтах с родителями, лежит недостаток внимания к ребенку. Когда ребенок чувствует себя ненужным, обузой, изгоем, когда претензии взрослых не соответствуют его возможностям, когда нет контакта с родителями. 
В подростковом периоде вместо милого доброго малыша родители получают ершистого, колючего, грубого ребенка. В этот момент внутри него бушуют гормональные бури, кроме того, он пытается осознать себя в этом мире, найти свое место, выстраивает отношения со сверстниками, влюбляется, задумывается о сексе… Все это внешне выражается в том, что ребенок выходит из-под контроля, начинает проявлять упрямство, нередко снижается школьная успеваемость. И вместо того, чтобы приглядеться к нему, попытаться понять корень проблемы, родители отвечают на его поведение системой запретов и наказаний. Что может вызвать либо ответный протест, либо подавление личности. Переходный возраст – это всегда повышенная эмоциональность, чуткая восприимчивость плюс максимализм и непробиваемая уверенность в собственной правоте и праве на свободу. Любое ограничение со стороны взрослых воспринимается как покушение на свободу личности и угнетение мечущегося духа. Что может спровоцировать демонстративный суицид как способ обратить внимание родителей на свои проблемы, позвать на помощь. 

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Как уже было сказано, основной причиной, толкающей ребенка на самоубийство, является отсутствие взаимопонимания в семье, контакта с родителями. Причем родители могут очень сильно любить своего ребенка, но просто не выражать это, оставаясь эмоционально сдержанными. А подросток воспринимает это как холодность и равнодушие.

В ситуации, когда подросток может обратиться к родителям со своими проблемами, страхами, переживаниями, найти у них понимание и помощь, не боясь получить в ответ скандал, – ему куда проще справляться с любыми проблемами, и не возникает желания закончить с этой жизнью одним махом. 

Разговаривайте со своим ребенком! 

Очень часто во время вхождения ребенка в подростковый период он отдаляется от родителей. Последние начинают оценивать состояние ребенка по формальным признакам: поел, поспал, одет-обут, оценки хорошие – ну и замечательно. В то время как их сын или дочь могут отчаянно нуждаться в душевной теплоте и внимании, а вовсе не в новых кроссовках или модном телефоне. 
Когда человек входит в пубертатный период (примерно с 11 лет), его все больше начинают волновать темы жизни и смерти, темы любви и секса, взаимоотношений. И очень важно, чтобы ему было с кем доверительно поговорить об этом. Как правило, после доверительной беседы накал страстей снижается, и негативные мысли уже не столь разрушительны.

Говорите на его языке

Иногда подростки кажутся взрослыми инопланетянами. У них свои интересы, свой сленг, какие-то дикие, с точки зрения родителей, увлечения и наряды. Но тем не менее, если вы хотите сохранить взаимопонимание с ребенком – важно быть в курсе его интересов, быть в контексте, оставаться с подростком на одной волне, разговаривать на его языке – без нравоучительства и слишком сложных «заумных» конструкций.
 
Проводите время вместе

Ваш ребенок должен понимать, что он не один в этом мире. У него есть любящая семья, здесь всегда его поймут, примут любым, поддержат. 
Выделяйте время просто на то, чтобы побыть вместе, поговорить, не отвлекаясь на посторонние дела, телефоны и телевизор. Чаще выбирайтесь на совместные семейные мероприятия – разумеется, с учетом интересов подростка.  

Организуйте досуг

Нередко суицидальные мысли возникают на фоне того, что подросток ничем не занят. То есть он сидит дома, играет в компьютерные игры, и в голове по кругу часами вертятся одни и те же мысли про несчастную любовь или конфликт с одноклассниками. И эти проблемы приобретают уже сверхценность, он зацикливается.

Поэтому чем разнообразнее у подростка досуг, тем меньше у него времени и сил остается на «дурные мысли». Подберите вместе с ребенком ему кружки, спортивные секции, обучающие программы. Важно, чтобы это была не реализация амбиций родителей, а именно то, что интересно ребенку, что увлечет его.  

Не критикуйте

Снизьте ожидания от ребенка. Не надо постоянно озвучивать, что он сделал не так. Даже если вам кажется, что ваши замечания звучат невинно и вы желаете только добра, помните, что подростки – очень ранимы. И для них любое безобидное замечание может прозвучать как серьезное оскорбление и подорвать доверие к родителям, привести к нежеланию лишний раз откровенничать.

Хвалите

Старайтесь каждый день находить, за что можно похвалить вашего ребенка. Сделал что-то хорошо? Оделся интересно? Хорошо выглядит? Приготовил завтрак? Убрал за собой посуду? Хвалите как можно больше, он в этом сейчас очень нуждается. Только не надо использовать формулировки в духе «ну в кои-то веки убрал за собой» или «жаль, что только кружку помыл, а не всю грязную посуду» — это всегда очень неприятно.

Обнимайте

Тактильный контакт снимает телесное напряжение, позволяет расслабиться. Зачастую подростки, протестуя, требует оставить в покое и не подходить к нему. Конечно, нельзя заставлять ребенка обниматься против его воли, но важно понимать, что это может быть вариантом протестного поведения, когда он готов сам себе сделать хуже, лишь бы назло всему миру. Поэтому старайтесь находить возможность обнять ребенка лишний раз, возможно, получится сделать это в игровой форме: подурачиться вместе, пощекотать. 

Принимайте его желания
Ребенку очень важны понимание и безусловное принятие со стороны родителей. С раннего детства и до взрослого возраста. 
Он говорит: «Хочу попробовать алкоголь, сделать татуировку, пирсинг и заняться сексом»? Первая реакция родителей – отругать и запретить. Но это может привести к усилению и так свойственного подросткам протестного поведения. И тогда он назло вам, чтобы доказать, что он уже взрослый и имеет право распоряжаться своим телом пойдет и сделает эту татуировку. И пирсинг заодно. Сразу и побольше.
Конечно, мы не говорим о том, что надо всё разрешать. Но важно дать ребенку обратную связь, донести до него, что вы понимаете его желания, готовы обсудить его потребности и решения, а также – донести информацию о возможных последствиях этого поступка.  
Обратитесь к психотерапевту

Если вы не можете самостоятельно найти общий язык с ребенком, выстроить доверительные отношения, обратитесь за помощью к специалисту! Опытный психотерапевт, умеющий работать с подростками, поможет вам наладить контакт, найти ключик к вашему ребенку, нормализовать отношения в семье. 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 567

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Ю.  П. Лапшин

ПОДРОСТКО́ВЫЙ ВО́ЗРАСТ, пе­ри­од раз­ви­тия ре­бён­ка ме­ж­ду 11–12 и 15–16 го­да­ми, пе­ре­ход­ный ме­ж­ду дет­ст­вом и юно­стью – на­чаль­ным пе­рио­дом взрос­лой жиз­ни.

Вы­де­ле­ние П. в. как осо­бой воз­рас­т­ной сту­пе­ни (см. Воз­раст че­ло­ве­ка) в ста­нов­ле­нии че­ло­ве­ка про­изош­ло в про­мыш­лен­но раз­ви­тых стра­нах в 19–20 вв. П. в. от­но­сит­ся к чис­лу кри­тич. пе­рио­дов раз­ви­тия ин­ди­ви­да, т. н. воз­рас­т­ных кри­зи­сов, свя­зан­ных с кар­ди­наль­ны­ми из­ме­не­ния­ми в сфе­ре соз­на­ния, дея­тель­но­сти и сис­те­мы взаи­мо­от­но­ше­ний. Вы­де­ля­ют «млад­ший» П. в., со­от­вет­ст­вую­щий вхо­ж­де­нию ре­бён­ка в пу­бер­тат­ный кри­зис (11–13 лет у де­во­чек и 12–14 лет у маль­чи­ков), и «стар­ший» П. в., со­от­вет­ст­вую­щий про­хо­ж­де­нию пу­бер­тат­но­го кри­зи­са и адап­та­ции к про­ис­хо­дя­щим из­ме­не­ни­ям (13–15 и 14–16 лет со­от­вет­ст­вен­но). На­ча­ло П. в. обу­слов­ле­но за­пус­ком про­цес­сов по­ло­во­го со­зре­ва­ния в ор­га­низ­ме ре­бён­ка. П. в. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ин­тен­сив­ным и не­рав­но­мер­ным рос­том ор­га­низ­ма, зна­чит. ва­риа­тив­но­стью тем­пов раз­ви­тия (у де­во­чек не­сколь­ко рань­ше, чем у маль­чи­ков), со­про­во­ж­да­ет­ся по­вы­шен­ной воз­бу­ди­мо­стью и им­пуль­сив­но­стью, раз­ви­ти­ем по­ло­во­го вле­че­ния и свя­зан­ны­ми с этим но­вы­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми, по­треб­но­стя­ми и ин­те­ре­са­ми. Раз­ви­тие лич­но­сти но­сит дра­ма­тич. ха­рак­тер, фор­ми­ро­ва­ние «об­раза я», са­мо­оцен­ки, сис­те­мы цен­но­стей, спек­тра ин­те­ре­сов, мо­ти­ва­ци­он­ной и во­ле­вой ре­гу­ля­ции дея­тель­но­сти со­про­во­ж­да­ет­ся вы­со­кой ин­тен­сив­но­стью, не­ус­той­чи­во­стью и час­той сме­ной эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний. Но­виз­на и не­рав­но­мер­ность фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. транс­фор­ма­ции ока­зы­ва­ют­ся не­ожи­дан­ны­ми как для под­ро­ст­ка, так и для ок­ружаю­щих его взрос­лых, что при­во­дит к кон­флик­там и кри­зи­сам от­но­ше­ний в при­выч­ном со­ци­аль­ном ок­ру­же­нии (се­мье и шко­ле). В со­ци­аль­ной жиз­ни под­ро­ст­ка на пер­вый план вы­хо­дит са­мо­утвер­жде­ние в кру­гу свер­ст­ни­ков, ин­тим­но-лич­но­ст­ное об­ще­ние, воз­рас­та­ет зна­чи­мость кон­так­тов с про­ти­во­по­лож­ным по­лом, не­об­хо­ди­мость ид­ти на риск по­зна­ния не­из­ве­дан­но­го. Опыт­ным пу­тём про­ве­ря­ют­ся гра­ни­цы до­пус­ти­мо­го и воз­мож­но­го в кон­так­те с др. людь­ми, по­зна­ют­ся со­ци­аль­ные нор­мы, ос­ваи­ва­ют­ся но­вые про­стран­ст­ва и спо­со­бы са­мо­реа­ли­за­ции. Са­мо­ут­вер­ж­де­ние под­ро­ст­ка мо­жет при­ни­мать фор­мы от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния. На­пря­жён­ность П. в. со­про­во­ж­да­ет­ся по­вы­шен­ным рис­ком разл. за­бо­ле­ва­ний, в т. ч. за­бо­ле­ва­ний пси­хи­ки, и суи­ци­даль­но­го по­ве­де­ния.

П. в. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ста­нов­ле­ни­ем слож­ных форм ана­ли­ти­ко-син­те­тич. дея­тель­но­сти, пе­ре­хо­дом к аб­ст­ракт­но­му мыш­ле­нию, раз­ви­ти­ем ги­по­те­ти­ко-де­дук­тив­ных форм рас­су­ж­де­ния, воз­мож­но­стью стро­ить умо­зак­лю­че­ния (ста­дия «фор­маль­ных опе­ра­ций», со­глас­но Ж. Пиа­же).

Вме­сте с ран­ним юно­ше­ским воз­рас­том П. в. рас­смат­ри­ва­ет­ся как осо­бая со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. и де­мо­гра­фич. груп­па, ко­то­рая име­ет свои ус­та­нов­ки и спе­ци­фич. нор­мы по­ве­де­ния, об­ра­зую­щие осо­бую под­ро­ст­ко­вую суб­куль­ту­ру. Чув­ст­во при­над­леж­но­сти к оп­ре­де­лён­ной груп­пе внут­ри «под­ро­ст­ко­вой» общ­но­сти, ко­то­рая час­то от­ли­ча­ет­ся не толь­ко ин­те­ре­са­ми и фор­ма­ми про­ве­де­ния до­су­га, но и оде­ж­дой, язы­ком и т. п., име­ет су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние для раз­ви­тия лич­но­сти под­ро­ст­ка. Нор­мы и цен­но­сти груп­пы вы­сту­па­ют для не­го как его соб­ст­вен­ные, оп­ре­де­лён­ное рас­хо­ж­де­ние ме­ж­ду ни­ми и нор­ма­ми «ми­ра взрос­лых» вы­ра­жа­ет по­треб­ность под­ро­ст­ка в са­мо­стоя­тель­но­сти, лич­но­ст­ной ав­то­но­мии. Вме­сте с тем в П. в. важ­на не столь­ко са­ма по се­бе воз­мож­ность са­мо­стоя­тель­но рас­по­ря­жать­ся со­бой, сколь­ко при­зна­ние ок­ру­жаю­щи­ми взрос­лы­ми этой воз­мож­но­сти и прин­ци­пи­аль­но­го ра­вен­ст­ва под­ро­ст­ка со взрос­лым с точ­ки зре­ния прав.

полового созревания | физиология | Britannica

Половое созревание , в физиологии человека стадия или период жизни, когда ребенок превращается во взрослого, обычно способного к деторождению.

Далее следует краткое описание периода полового созревания. ( См. Также подростковый возраст.)

Подробнее по этой теме

Человеческое развитие: Развитие в период полового созревания

В период полового созревания происходит значительное изменение скорости роста.Происходит стремительное увеличение размеров тела, изменение формы и состава …

Из-за генетических, экологических и других факторов время полового созревания варьируется от человека к человеку и от страны к стране, но обычно это происходит в возрасте от 11 до 16 лет. Среди умеренно обеспеченных британских или североамериканских детей, например, Пик полового созревания в среднем приходится на 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков. Однако все больше девочек в этих странах начинают половое созревание к 7-8 годам.В 2010 году исследование девочек в трех столичных регионах США показало, что около 10,4 процента белых девочек, 14,9 процента девочек латиноамериканского происхождения и 23,4 процента темнокожих девочек начали половое созревание к 7 годам. Как правило, половое созревание наступает раньше у чернокожих девочек. в США — от 9 до 14 лет по сравнению с возрастным диапазоном от 10 до 14 лет для белых девочек в этой стране.

Скорость, с которой ребенок проходит несколько стадий полового созревания, также различается. У девочек интервал от первых признаков полового созревания до полной зрелости может варьироваться от 18 месяцев до 6 лет.У мальчиков наблюдается аналогичная вариация; мужским гениталиям может потребоваться от 2 до 5 лет, чтобы полностью развиться.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В период полового созревания и девочки, и мальчики испытывают быстрое увеличение размеров тела, изменение формы и состава тела, а также быстрое развитие репродуктивных органов и других характеристик, определяющих половую зрелость. У девушки первое заметное изменение обычно отмечается в груди; соски начинают увеличиваться, а через несколько месяцев начинает расти ткань груди. Появляется несколько лобковых волосков, и она вступает в период относительно быстрого роста. Яичники начинают вырабатывать эстроген, вызывая образование жировых отложений на бедрах и бедрах, и стройная угловатая девушка неуклонно приближается к более округлому женскому контуру. Гортань претерпевает незначительные структурные изменения, в результате чего ее голос становится менее детским (но изменения не столь радикальны, как у мальчика). Тем временем ее надпочечники вырабатывают мужские половые гормоны, которые играют ключевую роль в развитии волос на лобке и подмышках и способствуют физическому росту.Первый менструальный цикл, как правило, является последним событием, которое обычно происходит примерно через два или более лет после начала всего процесса полового созревания. В течение следующих двух лет у девочек менструация может быть нерегулярной; ее нормальный циклический гормональный фон еще не установлен, а овуляция случается нечасто. Однако со временем менструальный цикл и овуляция стали более регулярными.

У мальчиков первым признаком полового созревания обычно является ускоренный рост яичек и мошонки с покраснением и сморщиванием кожи мошонки.Первые волосы на лобке могут появиться одновременно или немного позже. Примерно через год рост мальчика может снова увеличиться с той скоростью, которую он в последний раз наблюдал в возрасте около двух лет. В это время также растет пенис, семенные пузырьки, простата и бульбо-уретральные железы, которые вносят свой секрет в семенную жидкость. Время первой эякуляции семенной жидкости варьируется, но обычно происходит примерно через год после начала ускоренного роста полового члена.В отличие от начальной нерегулярности менструаций и овуляции у девочки, фертильность мальчика может быть почти постоянной после первоначальной эякуляции. На заключительном этапе, в среднем примерно через два года после начала роста волос на лобке, волосы начинают появляться на подмышках и лице, и вскоре могут появиться волосы на груди и других частях тела (хотя большая часть этого общего роста волос может возникнуть после полового созревания). Голос меняется по высоте из-за увеличения гортани и удлинения голосовых связок, вызванных действием мужского гормона тестостерона.

Многие факторы могут задерживать созревание или препятствовать нормальному росту, включая гормональные нарушения, метаболические дефекты, наследственные заболевания и неадекватное питание.

Что такое «юность»? — iFightDepression [EN]

Подростковый возраст — это фаза созревания: это переходный период физического и психологического развития человека между детством и взрослостью, культурная цель которого заключается в подготовке к взрослым ролям. Классически подростковый возраст приходится на возраст от 12 до 22-25 лет.

Биологически подростковый возраст отмечен наступлением половой зрелости и прекращением физического роста с изменениями половых органов и характеристик, включая рост, вес и мышечную массу, а также временем серьезных изменений в росте и созревании мозга.

В когнитивном отношении подростковый возраст характеризуется улучшением абстрактного мышления, знаний и логических рассуждений.

В социальном плане подростковый возраст — это период подготовки к культурно адекватным социальным ролям взрослого, таким как работа или романтический партнер.Это настолько драматическая «изменяющаяся» фаза, что утверждения, описывающие этот период, включают «кризис идентичности», «нормально быть ненормальным», «нормативный психоз» и т. Д.

Ваше тело и мозг кардинально меняются.

Появляются новые модели поведения, и они могут расстраивать и раздражать ваших родителей и других членов семьи. Примечательно, что ваше внимание будет переключаться, и вам будет труднее сконцентрироваться, вам будет труднее получить мотивацию от задач, которые вас просят выполнять, и вы будете проявлять более рискованное поведение с возможными негативными последствиями.

Все это нормальное адаптивное поведение, возникающее в результате постоянных изменений в мозге.

Мозг имеет и аппаратное (строение), и программное (функции).

Мозг подростка отличается от мозга взрослого: он все еще развивается и будет развиваться до полного созревания к 22-24 годам.

Наибольшие изменения в объемных областях мозга, ответственных за самоконтроль, суждение, эмоции и организацию, развиваются между половым созреванием и взрослой жизнью.Следовательно, плохое принятие решений, безрассудство и эмоциональные всплески, характерные для поведения подростков, объяснимы.

В подростковом возрасте происходит вторая фаза быстрого развития мозга — первая фаза произошла в первые 18 месяцев жизни — и затем связи между неиспользуемыми нейронами мозга исчезают, а те, которые используются, остаются сильнее, процесс, называемый «обрезкой», который делает мозг более эффективным.

Итак, сам подросток может сознательно контролировать развитие мозга: те, кто учится и тренируется организовывать свои мысли, понимать абстрактные концепции и контролировать свои импульсы, будут закладывать нейронные основы на всю оставшуюся жизнь.

Следовательно, осознанное принятие решений и принятие привычек здорового образа жизни в подростковом возрасте, как и «вредные привычки», повлияют на всю оставшуюся жизнь. Вот пример: исследования показывают, что подростки более уязвимы, чем взрослые, к воздействию алкоголя на обучение и память. Те, кто неоднократно употребляет алкоголь, могут страдать от долгосрочных последствий с нарушением мозгового функционирования и долгосрочными негативными последствиями для развития их мозга.

Кто именно считается подростком?

Иллюстрация Эрика Найквиста

В те дни, когда Роя Лейвера вызывали на измерение, он знал, что ожидать двух вещей.«Тебе будет холодно», — говорит он. «И вы собирались быть более суровыми — в обнаженном виде — с множеством взрослых людей, которые смотрят на вас».

Каждые несколько месяцев с 1949 по 1971 год десятки молодых людей, включая Лейвера, отправлялись в специально оборудованное (но плохо отапливаемое) крыло отделения Харпендена Национального детского дома недалеко от Лондона, Великобритания. Дом был благотворительным учреждением, которое принимало безнадзорную молодежь. Лейвер, которому сейчас 80 лет, смирился с периодическими тестами там, в рамках новаторского исследования по определению подросткового возраста.

Каждая батарея тестов длилась около 3 часов. Там были штангенциркуль для оценки жировых отложений, фотографии и рентгеновские снимки для регистрации роста, а также физический и стоматологический осмотр. По словам Лейвера, мальчики и девочки были рады пропустить школьный день после обеда, но стали бояться того, что суппорт ударит по их тощему телу. «Если у тебя не так много жира, это чертовски больно», — говорит он. «На поиски потребовалось шесть или семь попыток».

Данные этого исследования до сих пор используются для отслеживания прогресса ребенка через скачки роста и полового созревания к половому созреванию — путь, который ведущий исследователь исследования, педиатр Джеймс Таннер, использовал для определения твердого, физического начала и конца. юность.

Но сегодня мало кто из исследователей чувствует такую ​​уверенность. Подростковый возраст расположен между двумя переходами — концом детства и началом взрослой жизни — с гибкими границами. Эпидемиологические данные указывают на тенденцию к более раннему половому созреванию в некоторых странах, включая США и Китай; на другом конце спектра социальные изменения и растущее осознание графика развития мозга подталкивают принятый порог взрослости к двадцатым годам.

Ученые, клиницисты и политики теперь борются с этими сдвигающимися границами и снова задаются вопросом: когда заканчивается детство, когда начинается взрослая жизнь и что именно происходит в середине?

Без четкого определения подросткового возраста трудно определить, какие средства защиты и какие обязанности должны иметь подростки.Дебаты приобретают все более актуальный характер, поскольку исследователи осознали, что подростковый возраст помогает установить траекторию взрослой жизни, а судьи и врачи пытаются установить границы того, когда человек компетентен принимать взрослые решения. «Ясность в нашем понимании подросткового возраста — это не просто семантическая придирка», — говорит Джей Гедд, нейробиолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего. «Это имеет серьезные последствия для клинической, образовательной и судебной систем».

Отсутствие четкого определения может также препятствовать финансированию исследований подросткового возраста, которые, как правило, уступают место исследованиям раннего детства.«Одна из причин, по которой подростковый возраст страдает с точки зрения финансовой поддержки и, как правило, помещается в конец очереди, заключается в том, что определение довольно сложное, — говорит Энн-Лиз Годдингс, нейробиолог по вопросам развития из Университетского колледжа Лондона. «Трудно дать деньги на что-то, если не можешь сказать, что это такое».

Поворотные моменты

Поколения исследователей рисовали юность как период непрекращающихся опасностей на пути к взрослой жизни. В 1904 году американский психолог Г.Стэнли Холл написал влиятельный двухтомный опус о подростковом возрасте, который, по его мнению, был возрастом от 14 до 24 лет. Холл, который сосредоточил свой анализ в основном на белых мальчиках, продвигал идею о том, что подростковый возраст — это время потрясений. Он обвинил средства массовой информации — в форме дешевых вымышленных брошюр, называемых «ужасными грошами», — а также «аморальные» действия, такие как выпивка и танцы, для того, чтобы сбить с пути молодежь.

Этот рассказ о страхе все еще преобладает, — говорит Нэнси Леско, социолог образования Колумбийского университета в Нью-Йорке.Леско обеспокоен тем, что широко распространенное восприятие подростков как неразумных людей, склонных к риску, может оказать влияние на всех, от политиков до исследователей. «Я предполагаю, что в подростковом возрасте происходит множество изменений, которые мы упускаем, потому что взрослые, в том числе исследователи, все еще цепляются за эти доминирующие нарративы», — говорит она.

Спустя полвека после Холла Таннер приступил к изучению роста Харпендена. Он начался как попытка проследить влияние улучшенного послевоенного питания на развитие ребенка, но стал наиболее влиятельной количественной картиной подросткового возраста. Команда Таннера тщательно детализировала изменения роста, веса, жира, размера груди и яичек, толщины лобковых волос и множества других физиологических характеристик.

Таннер разбил свои данные на последовательность, которая была упрощена до «стадий Таннера». Стадия I описывает тело до наступления половой зрелости. В исследовании Таннера это происходило в среднем примерно в 11 лет у девочек, а у мальчиков — на шесть месяцев позже. Во время стадий II, III и IV грудь и яички увеличиваются.Менархе, первая менструация у женщины, является относительно поздним событием и обычно начинается на стадии IV. Стадия V знаменует собой завершение полового созревания: для подростков в детском доме это произошло примерно в 15 лет. Ценность исследования заключалась в определении развития событий, связанных с подростковым возрастом; Сам Таннер отмечал, что возраст, в котором они возникли, слишком сильно различается, чтобы иметь широкое применение.

Есть вопросы о том, насколько данные Таннера актуальны для сегодняшних детей, говорит Селия Робертс, социолог из Ланкастерского университета, Великобритания. Некоторые из участников приехали в детский дом после долгих лет пренебрежения. В то время как Лейвер находился дома, питательной еды не хватало: большинство блюд основывалось на картофеле, тогда как мясо в форме спама подавалось примерно два раза в неделю. Лейвер стал чистить кастрюли, чтобы добыть несколько лишних укусов, за что получил прозвище «толстяк» — хотя он говорит, что по сегодняшним меркам он считался бы стройным.

Несмотря на свои недостатки, каталог полового созревания Таннера прочно укоренился.Исследователи предложили другие шкалы, некоторые из которых основаны на разных определениях зрелости, другие — на уровне гормонов или изменениях голоса. Ни у кого не было стойкости Таннера, говорит Фрэнк Биро, педиатр, специализирующийся на подростковой медицине в детской больнице Цинциннати в Огайо. По его словам, даже если кривые роста немного отклоняются, стадии являются полезной точкой отсчета. Биро хранит подписанную копию одной из книг Таннера на полке и до сих пор использует шкалу в своих исследованиях.

У современных подростков стадии Таннера могут меняться, потому что начало полового созревания — стадия II — начинается раньше во многих популяциях.Признаки этого Таннер уже видел в своих исследованиях. Несмотря на то, что в детском доме не хватало еды, его обитатели кормились лучше, чем многие дети, жившие сто лет назад. Он думал, что это улучшенное питание могло объяснить снижение среднего возраста наступления менархе с середины девятнадцатого века.

Эта тенденция к более раннему половому созреванию сохраняется и наиболее заметна у девочек. Исследование 2 датских детей показало, что возраст начала развития груди упал на целый год в период с 1991 по 2006 год, до чуть менее 10 лет.В Китае с 1985 по 2010 год возраст, в котором у девочки начинаются первые месячные, также снизился на 3 года. Исследования Биро показали различия между этническими группами: с конца 1990-х годов возраст, в котором начинается развитие груди, снизился в большей степени среди белых девочек в Соединенных Штатах, чем среди афроамериканских девочек, у которых грудь уже развивалась в более молодом возрасте.

Данные убедительно свидетельствуют о том, что во многих частях мира это изменение, по крайней мере, частично связано с ростом числа детей с избыточным весом и ожирением, говорит Биро.Несколько механизмов могут связывать ожирение с наступлением половой зрелости. Во-первых, избыток жира в организме увеличивает выработку эстрогена, что, в свою очередь, стимулирует всплеск роста и развитие груди, связанный с половым созреванием. (Для мальчиков тенденции более сложны: одно исследование 4 мальчиков из США показало, что белые и афроамериканские мальчики с избыточным весом вступают в половую зрелость раньше, чем мальчики с недостаточным весом, но у мальчиков с ожирением половая зрелость наступает немного позже.)

Исследователи пытаются понять, какое влияние этот ранний период полового созревания оказывает на нормальное развитие подросткового возраста.«У вас есть некоторые из этих девочек, которые в возрасте семи и восьми лет явно достигают половой зрелости», — говорит Биро. «Но они еще подростки?»

В некотором смысле они могут быть такими. Исследования показали, что девочки раннего созревания демонстрируют рискованное поведение, которое обычно ассоциируется с подростковым возрастом 5 . И в обзоре более 700 сканирований магнитно-резонансной томографии от 275 человек Годдингс и ее коллеги обнаружили некоторые изменения в мозге, которые коррелировали со стадией Таннера у их испытуемых.Например, на рост миндалевидного тела, области мозга, участвующей в обработке эмоций, оказали влияние хронологический возраст и начало полового созревания 6 .

Годдингс призывает к осторожности при интерпретации результатов: она еще не знает, вызывают ли модели роста поведенческие изменения, общие для подросткового возраста, или они являются реакцией на такие изменения. Например, 9-летняя девочка, у которой начала развиваться грудь, может по-другому относиться к окружающим ее людям.Этот сдвиг может побудить ее вести себя не так, как препубертатная девочка того же возраста, с соответствующими изменениями в активации мозга. «Если 9-летний ребенок переживает период полового созревания, это, вероятно, действительно что-то меняет в мозге», — говорит Годдингс. «И все же во многих отношениях им все еще 9 лет».

На пороге

Определение конца подросткового возраста — вступления во взрослую жизнь — еще более расплывчато. Хотя Таннер приравнивал это к окончанию полового созревания, многие сегодня используют другое определение подросткового возраста, выходящее далеко за рамки этого.Это может иметь последствия для всего: от определения того, когда преступник может быть привлечен к суду во взрослом возрасте, до того момента, когда юноша станет достаточно ответственным, чтобы принимать собственные медицинские решения.

По словам исследователей, не существует физических измерений, которые могли бы зафиксировать начало взрослой жизни. Часто они устанавливают конец подросткового возраста на основе социальных ролей. «У нас нет эквивалентного физического определения конца подросткового возраста», — говорит Джон Коулман, психолог из Оксфордского университета, Великобритания. «Ему не хватает четкого определения, потому что он сочетает в себе социальные и физические факторы развития».

Эти социальные роли сильно различаются в зависимости от культуры и эпохи, что открывает возможности для различных интерпретаций. Таннер связывает конец полового созревания с наступлением взрослой жизни, что совпало с социальными силами в послевоенной Британии: например, Лейвер ушел из детского дома в 16 лет, чтобы устроиться клерком в полицейском участке, живя с родственниками.

Но сегодня во многих обществах общепринятые маркеры взрослой жизни смещаются к более позднему возрасту.Молодые люди проводят больше лет в школе, дольше живут со своими родителями и откладывают вступление в брак и отцовство. Брак, в частности, исторически был ключевым показателем зрелости во многих культурах, говорит антрополог Алиса Шлегель из Университета Аризоны в Тусоне. По данным ООН, за последние два десятилетия средний возраст женщин, вступающих в первый брак, во всем мире вырос на два года. В некоторых странах этот рост более значительный: в Бразилии средний возраст увеличился на 6 лет до 27, а в некоторых европейских странах этот возраст приближается к 30 (см. «Возраст вступления в брак»).

Источник: Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения World Marriage Data 2012 (2013)

И хотя Таннер мог только строить догадки об изменениях в мозге своих молодых людей, исследования современных нейробиологов подтвердили идею о том, что подростковый возраст не заканчивается в подростковом возрасте. Префронтальная кора, считающаяся центром исполнительного функционирования и отвечающая за способность планировать наперед и противостоять импульсам, обычно не включается полностью до начала двадцатых годов — или позже 7 .«Мозг не становится взрослым в 18 лет, — говорит Сара-Джейн Блейкмор, нейробиолог из Университетского колледжа Лондона.

А если нет, то когда? Множество определений в исследовательских статьях, социальной политике и законах по всему миру раскрывает широкий спектр мнений о конце подросткового возраста (см. «Скользящие весы»). Всемирная организация здравоохранения установила свои границы в возрасте от 10 до 19 лет, но Сьюзан Сойер, заведующая кафедрой здоровья подростков в Мельбурнском университете в Австралии, и ее коллеги утверждали, что 8 следует поднять эту верхнюю границу до 24 лет.В 2017 году Новая Зеландия пересмотрела свои правила в отношении детей, находящихся под защитной опекой: вместо того, чтобы отправлять их самостоятельно в возрасте 18 лет, правительство продолжает оказывать поддержку тем, кому исполнилось 20 лет. Изменение произошло в ответ на сообщения о том, что подростки плохо справляются с независимостью в более раннем возрасте.

Как бы ни было полезно иметь фиксированную биологическую конечную точку подросткового возраста, нейробиологи вряд ли смогут ее вывести, говорит Блейкмор. В конечном итоге, по ее словам, конечной точкой подросткового возраста является социальный конструкт с большими различиями между культурами.И функция и структура мозга варьируются от человека к человеку, что может оказаться невозможным определить подходящую биологическую конечную точку. «Среднестатистического подростка не существует», — говорит Блейкмор.

Это может запутать исследование, затрудняя сравнение и интерпретацию результатов различных исследований. И это усложняет социальную политику, создавая лоскутное одеяло из непоследовательных руководящих принципов. Но Беатрис Луна, изучающая нейрокогнитивное развитие в Университете Питтсбурга в Пенсильвании, рассматривает разные определения как напоминание о сложных и постепенных изменениях, которые происходят в мозге, поскольку он специализируется на образах действий взрослых — процесс, который продолжается и во взрослой жизни.«Я не верю, что в мозгу произошли резкие изменения, которые определят конец подросткового возраста», — говорит она.

Однако в Национальном детском доме в 1950-х годах не обсуждалось, когда начинается взросление, — говорит Лейвер. В 16 лет Лейвер просто ушел, чтобы устроиться на работу, позже поступил в технический колледж, прежде чем начать карьеру в Королевских ВВС. Во время исследования Таннера, по словам Лейвера, ему сказали, что никто не увидит фотографии, которые были сняты с ним в Национальном детском доме.Но дважды некоторые старшие ученики натыкались на них в журнале для медсестер. Черные полосы закрывали большую часть лиц на фотографиях, но Лейвер легко узнал некоторых из своих одноклассников.

Многие врачи не знают всей истории шкалы Таннера, — говорит Робертс, писавший об исследовании роста. «Когда врачи слышат мою речь, они очень шокированы», — говорит она. «Мы просто больше не будем так поступать с детьми».

Но Лейвер вспоминает свои дни в Харпендене с любовью и с уважением к усилиям благотворительной организации.По его словам, тогда стандарты ухода за детьми были другими. Причем участие в исследовании было добровольным — своего рода. «Нам сказали поднять руку, если вы хотите отдохнуть в школе на полдня, — говорит Лейвер. «И поднялась рука молодого Роя».

Подростковый возраст — время важных перемен

Сохранение здоровья молодых женщин не ограничивается кабинетом врача.

Джинни Райан, MD, MA
Директор клиники детской и подростковой гинекологии

«Подростковый возраст» сложно дать определение.Эксперты сходятся во мнении, что юность — это переходный период от детства к взрослой жизни. Помимо этого, определение и опыт подросткового возраста сильно различаются, особенно между культурами и полами.

С биологической точки зрения подростковый возраст — это период развития, который длится от начала полового созревания до прекращения роста; Центры по контролю за заболеваниями определяют этот период от 10 до 24 лет. Когнитивно конец подросткового возраста определяется способностью рассуждать и мыслить абстрактно.В социальном плане подростковый возраст — это время, когда молодые люди начинают брать на себя взрослые роли.

Независимо от того, как вы это определяете, юность — это время больших перемен и проблем, и у девочек возникают особые потребности и заботы по мере того, как меняется их тело. Средний возраст начала полового созревания продолжает снижаться, так что девочки младше 10 лет чаще демонстрируют признаки полового созревания. Это означает, что физические и эмоциональные проблемы, связанные с половым созреванием, начинаются в более ранних классах и на более ранних этапах когнитивного развития, и родители должны быть подготовлены с инструментами, чтобы понять и объяснить эти изменения своим дочерям.

Подростковый возраст — очень важный период, который определит, как человек будет смотреть на мир и взаимодействовать с ним во взрослом возрасте. Есть вопросы общего благополучия, социального благополучия и сексуального благополучия, и все они взаимосвязаны. Подросткам важно иметь ресурсы, наставничество и знания, чтобы делать правильный выбор. Некоторые ключевые моменты:

  • Девушкам и родителям важно понимать, что время наступления половой зрелости и темпы полового созревания могут сильно различаться, даже между сестрами.Однако, если ваша дочь начинает половое созревание до 8 или после 13 лет, поговорите со своим врачом.
  • Подростки жаждут независимости и часто расширяют границы безопасности в своих поисках независимости. Важно предоставить подросткам возможность принимать независимые решения и рисковать здоровьем, например, устраиваться на работу на неполный рабочий день или пробовать себя в новом виде спорта.
  • Один из ключевых факторов успешного подросткового возраста — это наличие взрослого наставника, с которым можно поговорить. Эти отношения могут быть невозможны между родителем и ребенком; убедитесь, что вы выбрали взрослого или взрослых, которым вы доверяете, к которым ваша дочь может обратиться за честной обратной связью и ответами на свои вопросы.

Определение подросткового возраста по Merriam-Webster

реклама | \ A-də-ˈle-sᵊn (t) s \ 1 : период жизни, когда ребенок становится взрослым : период от полового созревания до зрелости, законно завершающийся по достижении совершеннолетия (см. Смысл большинства 2а) Он боролся в юности.

2 : состояние или процесс взросления

3 : стадия развития (языка или культуры) до зрелости

Что такое подростковый возраст? — Определение, этапы и характеристики — Видео и стенограмма урока

Ранний подростковый возраст

Ранний подростковый возраст является первой стадией и наступает в возрасте от 10 до 14 лет.Половое созревание обычно начинается на этой стадии. Как и Генри, люди на этой стадии осознают, что их тела быстро меняются, и начинают беспокоиться о своем внешнем виде. Они могут испытывать застенчивость, краснеть, скромность и больший интерес к уединению.

Ранние подростки могут почувствовать себя непобедимыми и начать опасное поведение, например, курение и употребление алкоголя. Этот период также характеризуется сексуальным любопытством, которое обычно выражается в восхищении знаменитостями, кумирами подростков и музыкантами.Отношения с близкими друзьями становятся важнее семейных. Ранние подростки начинают понимать, что их родители не безупречны, и начинают выявлять собственные недостатки. Ранние подростки также часто проявляют отыгрывание.

Средний подростковый возраст

Средний подростковый возраст является второй стадией и наступает в возрасте от 15 до 17 лет. К этому времени половая зрелость уже прошла. Подростки на этой стадии чрезвычайно озабочены тем, как они выглядят, и думают, что другие тоже обеспокоены.Они тратят много времени на уход, упражнения и изменение своего внешнего вида.

Девочки особенно озабочены своей внешностью и сексуальной привлекательностью.

Отношения часто меняются в среднем подростковом возрасте. Также есть опасения по поводу сексуальной привлекательности. Средние подростки жалуются, что родители мешают им стать независимыми, и отдаляются от них.Они могут попытаться отстаивать свою независимость, отказываясь купаться, не убираясь в своих комнатах и ​​приобретая раздражающие привычки. В среднем подростковом возрасте уделяется большое внимание группам сверстников, и подростки на этом этапе склонны доверять друг другу больше, чем своим родителям.

Как и в раннем подростковом возрасте, подростки в среднем подростковом возрасте могут чувствовать себя непобедимыми. На этом этапе значительно усиливается рискованное поведение. С другой стороны, разыгрываемое поведение начинает уменьшаться, поскольку подростки на этой стадии лучше понимают, как использовать слова в качестве средства выражения.

Поздний подростковый возраст

Поздний подростковый возраст — это третья и последняя стадия, и она происходит в возрасте от 18 до 21 года. К этой стадии подростки завершают свое физиологическое развитие, хотя мужчины могут продолжать расти. Поздние подростки не так озабочены своим телом. Их сексуальная принадлежность более ясна.

Поздние подростки очень заинтересованы в серьезных отношениях и могут иметь нежные и интимные отношения.Группа сверстников становится менее важной и превращается в нескольких важных друзей. Поздние подростки более уважительно относятся к своим родителям и могут даже попросить их совета. Многие больше не чувствуют себя непобедимыми, а рискованное поведение уменьшается. Они могут выражать свои идеи вместо того, чтобы действовать.

Краткое содержание урока

Подростковый возраст — это период развития, который наступает после детства, но до взрослого возраста. Первая стадия отрочества — , ранняя юность — .Это когда начинается половое созревание, происходят быстрые физические изменения, и отношения с близкими друзьями имеют приоритет над семейными. Второй этап — средний подростковый возраст . Эта стадия характеризуется озабоченностью внешним видом, утверждением независимости и чувством непобедимости. Завершающий этап — поздней юности . Для этого этапа характерна четкая сексуальная идентичность, интерес к более серьезным и интимным отношениям и повышенное уважение к родителям.

Ключевые термины и факты

  • Подростковый возраст : Это период человеческого развития, который проходит после детства и до взрослого возраста.
  • Ранний подростковый возраст : Первая стадия подросткового возраста (полового созревания) наступает в возрасте от 10 до 14 лет.
  • Средний подростковый возраст : Вторая стадия, известная как период самопоглощения, происходит в возрасте от 15 до 17 лет.
  • Поздний подростковый возраст : На заключительном этапе, который происходит в возрасте от 18 до 21 года, наши тела завершают свое развитие.

Результаты обучения

По мере прохождения этого урока, посвященного подростковому возрасту, планируйте впоследствии выполнить следующее:

  • Определите термин «подростковый возраст»
  • Опишите модели поведения в раннем подростковом возрасте
  • Характеристика среднего подросткового возраста
  • Укажите окончательные изменения, которые происходят в позднем подростковом возрасте

Развитие подростков

Обзор

В подростковом возрасте молодые люди переживают множество изменений, переходя из детства во взрослую жизнь.Эти изменения включают физическое, поведенческое, когнитивное и эмоционально-социальное развитие. Специалисты общественного здравоохранения, работающие с подростками, нуждаются в существенной информации о траектории жизни молодых людей на всех этапах развития подростков. Исследователи предполагают, что юность проходит три основных стадии развития — юность и юность — раннюю юность, средний юношеский возраст и позднюю юность / молодость.

Этапы развития подростка

Ранний подростковый возраст (10-14 лет)

Ранняя юность приходится на возраст от 10 до 14 лет.В этот период развития подростки переживают начальные стадии полового созревания. У обоих полов наблюдается значительный физический рост и повышенный сексуальный интерес. Когнитивно подростки на этой стадии обладают ограниченными способностями к абстрактному мышлению, но интеллектуальные интересы расширяются и становятся более важными. Хотя у подростков на этой стадии ограниченный интерес к будущему, они развивают более глубокое моральное мышление в раннем подростковом возрасте.

Средний подростковый возраст (15-17 лет)

На стадии среднего подросткового возраста половая зрелость завершается у мужчин и женщин.У женщин физический рост замедляется, но у мужчин продолжается. Подростки на этой стадии продолжают испытывать растущую способность к абстрактному мышлению. На этом этапе подростки начинают ставить перед собой долгосрочные цели и интересоваться смыслом жизни и моральными соображениями. Подростки на этой стадии развития испытывают многочисленные социальные и эмоциональные изменения, включая повышенную вовлеченность в себя и повышенное стремление к независимости.

Поздний подростковый возраст / молодой возраст (18-24 года)

Подростки в позднем подростковом / юношеском возрасте обычно меньше развиваются физически и больше развиваются когнитивные способности.Подростки обретают способность мыслить рационально, откладывать удовлетворение, планировать будущее и обретать твердое чувство идентичности. На этой последней стадии подросткового развития молодые люди также испытывают повышенную эмоциональную стабильность и независимость.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *