Детские конфликты и способы их решения дошкольников: Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения.

Содержание

Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения.

Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения.

старший воспитатель Л. А. Гусева

 

Ключевые слова : конфликтные ситуации, конфликты дошкольников со сверстниками, разрешение конфликтных ситуаций.
Аннотация: Конфликты межличностных отношений, которые возникают во время общения со сверстниками и проявляются в форме споров и ссор характерны для детей дошкольного возраста. В статье кратко изложены теоретические аспекты детских конфликтов, описаны причины их возникновения, приводятся рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между дошкольниками, а также игры, которые помогают развивать у дошкольников коммуникативные навыки, позволяющих приобрести социальный опыт.

Детский конфликт прежде всего это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности.

Совместное взаимодействие –  это проверка умения людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свои желания интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Очень важно для  взрослого научить детей решать вопросы межличностных отношений мирным путем. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

В период дошкольного детства взрослые сталкиваются довольно часто с детскими конфликтами. Исследователи  считают, что у детей старшего возраста конфликты чаще всего возникают из-за правил игры, в среднем возрасте – из-за ролей, а у  малышей — из-за игрушек.

Таким образом, возникающие ссоры между дошкольниками отражают их возрастное развитие. Постепенно дети от стычек из-за игрушек переходят к спорам и разногласиям по поводу того, правильно ли действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Конфликты разделяют на два вида: внешний и внутренний. Первые возникают  во время совместной деятельности и общения.  Обычно они возникают в сфере отношений детей и не затрагиваются более глубокими межличностные отношения. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер, и как правило, разрешаются самими детьми. Такие конфликты нередко полезны, так как они позволяют ребенку самостоятельно решать возникшие проблемные ситуации и координируют  полноценные взаимоотношения детей.

Внутренние психологические конфликты чаще всего скрыты от наблюдения. Они отличаются от внешних и вызывается противоречиями между запросами сверстников и объективными возможностями детей в их совместеой деятельности.

Дошкольники  не могут разрешить внутренние противоречия без содействия взрослых. Скрытые конфликты негативны, они сдерживают формирование полноценных, гармоничных отношений. В процессе этих разногласий ограничивается внутренний мир ребенка, его позитивное эмоциональное состояние. Малыш не может удовлетворить своих потребностей, трансфрмируются межличностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников.

При коммуникации детей с ровестниками возникают различные ситуаций, которые требуют проявления доброжелательного отношения друг к другу. Детям необходимо уметь согласовывать свои действия ради достижения общих целей. Дошкольнику нелегко представить, что ощущает сверстник, так как он  еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения. Ребенок видит только внешнее поведение другого и не может осознавать, что каждый сверстник также обладает своим духовным миром, интересами и желаниями.

Участники детского коллектива подразделяются на популярных и непопулярных. К непопулярным относят тихих, вредных, агрессивных, плохо владеющих игровыми действиями и речью, а популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые. Дошкольники не контактируют с  детьми, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые. При взаимодействии конфликтные ситуации часто провоцируют те дети, которых сверстники игнорируют (жалобщики, всезнайки, максималисты и др. ).

Основными причинами возникновения конфликтов Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский  назвали:

1. «Разрушение игры» — разногласия из-за поведения детей, которые вмешивались в процесс игровой атмосферы, воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» — обсуждение вопроса в какую игру будут играть.

3. «По поводу состава участников игры» — споры детей о том, кто именно будет играть в данную игру.

4. «Из-за ролей» — конфликты возникают из-за разногласий, кто будет выполнять наиболее привлекательную либо неинтересную роль.

5. «Из-за игрушек» —сюда входили споры из-за обладания игрушками.

6. «По поводу сюжета игры» — дети не могут договориться, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, роли и их взаимодействия.

7. «По поводу правильности игровых действий» — дети конфликтуют, если в игре кто-то из участников действует не по правилам.

В детском коллективе конфликтные ситуации случаются довольно часто и обычно разрешаются сами собой. Небольшие ссоры и разногласия – это обычные проявления действительности, опыт взаимодействия с окружающим миром, со сверстниками, без которого ребенок не может обойтись. Детям нужно учиться самим выходить из конфликтных ситуаций и прекращать споры.

Очень важно, чтобы дети умели обозначать свои чувства, прислушиваться к мнению других людей и взаимодействовать с ними.  Взрослым нужно научить детей высказываться о своих желаниях, объяснять другим, чего они хотят,  обдумывать выход из создавшейся ситуации.

Для разрешения конфликтных ситуаций существует деструктивный и конструктивный способы. В первом варианте отношение ребенка выражается позицией: «Силой заставлю их играть», «Пожалуюсь взрослому, и она заставит всех играть», «Заберу игрушки и буду играть один». Во втором случае малыш решает вопрос разрешения конфликта путем позитивного отношения к ссоре: «Вместе с ребятами решим, как будем играть», «Поделюсь игрушками».

При решении конфликтов взрослому очень хорошо применять методику активного слушания.

Это умение слушать и слышать ребенка. При активном  слушании ребенку дают понять, что все о чем он поведал, его мысли и чувства взрослый понимает и принимает. В процессе слушания очень важно постоянно осуществлять обратную связь: отражать информацию и чувства ребенка. Взрослый выказывает поддержку, уточнения, слушает с сочувствием, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). При этом педагог занимает нейтральную позицию, не принимает ничью сторону. Во время беседы обязательно нужно убедиться, что правильно поняли рассказ малыша,  выдержать паузу – это время принадлежит ребенку, которая помогает ребенку разобраться в своем переживании. После ответа ребенка не надо сразу высказывать свое мнение, может он еще что-то добавит. Разговаривать важно в спокойной обстановке. Если ребенок еще не готов услышать слова взрослого, то это можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль.

При разрешении конфликтной ситуации необходимо выслушать всех участников спора.   Каждый высказывает свою точку зрения и понимает, что в его проблему вникают. Дети должны сами сделать выводы из своих собственных слов. При обсуждении нужно правильно задавать вопросы: что произошло? (сформулировать суть конфликта), выяснить причины (почему это произошло), что привело к конфликту, определить и назвать какие чувства вызвал конфликт у участников, как быть в этой ситуации.

В детском коллективе ссоры легче предупреждать, чем разрешать, наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения.

Понять, что назревает конфликтная ситуация можно по повышению тембра голоса, нарушению правил игры, обзыванию, нежеланию играть с конкретным ребенком. Педагогу необходимо обращать внимание на каждый такой момент и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

В коллективе детей нужно формировать и поддерживать доброжелательную обстановку, оптимальный нравственно-психологический климат, авторитет воспитателя. Важен личный пример воспитателя, который к каждому ребенку относиться как к личности с ее достоинствами и индивидуальными особенностями.

Взрослый должен заметить нежелательные проявления  и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия.

В развитии коммуникативных навыков  детей используются различные методы и приемы: сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации,  интерактивные игры, тренинги, обучающие формам конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации, психогимнастика, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, беседы.

Педагог предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Коврик мира»,  «Уголок доверия», «Островок желаний», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Мирные стулья», и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.

Библиографический список

  1. Зедгенидзе, В. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ/ Зедгенидзе В. — Айрис, 2006 – 112 с.
  2. Лобок, А. Детские конфликты [Текст] /Лобок А.М.//Первое сентября.-2006.-11 февраля.
  3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. //  «Вопросы психологии.- 1990 – № 2 –с.35-42.

4.       Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт [Текст]/ Нифонтова О.В. – Сфера — 2011.

  1. Эльконин Б.Д. Психология игры.// [Электронный ресурс] http://www.webbl.ru/action

Способы разрешения конфликтов и методы управления ими у дошкольников: Способы разрешения детских конфликтов и методы управления ими

Конфликты: виды конфликтов, способы разрешения и методы управления ими.

Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология

 

 

Конфликт – обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.

Виды конфликтов – варианты конфликтного взаимодействия. Конфликты различают:
– по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;
– по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;
– по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные;
– по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные;
– по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные и межгрупповые и др.

Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим четырем основным:

1) тактика ухода, или избегания конфликта;

2) силовое подавление, или метод насилия;

3) метод односторонних уступок или приспособления;

4) тактика компромисса или сотрудничества.

Нетрудно заметить, что за основание в этой классификации тактик управления конфликтом берется степень готовности сторон пойти навстречу друг другу в возникшем противоборстве.

Рассмотрим каждую из этих тактик более детально.

Тактика ухода

Наименьшей степенью такой готовности отличается тактика ухода от конфликта, которую иногда называют методом избегания. Тем не менее, это весьма популярный способ поведения в конфликтной ситуации; к ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования, оставлении “сцены”, на которой развертывается конфликт, самоустранении или физически или же в психологическом смысле. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению.

Силовое подавление

Во многом противоположно рассмотренному способу ухода силовое подавление, или метод насилия. Использование его свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения.

Тактики “выигрыш — выигрыш”

Им противопоставляются основанные на принципе “выигрыш — выигрыш” цивилизованные, основательно рационализированные методы: I) тактика односторонних уступок и 2) тактика компромиссов, взаимовыгодных соглашений или сотрудничества.

Эти тактики более многообразны и богаты по своему содержанию, хотя и более сложные для реализации на практике, поскольку требуют от участников конфликта определенного уровня конфликтологической грамотности. Их общая черта — нацеленность на конструктивное разрешение конфликта, снижение уровня возникшей напряженности, повышение уровня сплоченности организации. Овладение этими тактиками является необходимым условием эффективности современной управленческой деятельности.

 Одна из разновидностей тактик подобного рода — метод односторонних уступок или приспособления.

 

При анализе проблем управления конфликтом большинство исследователей подчеркивают “высокую цену” его успешного разрешения. Эта высокая цена конструктивного разрешения конфликта обнаруживается с особой ясностью при ее сравнении с негативными итогами неразрешенного конфликта. Эти результаты оказываются диаметрально противоположными.

Так, результаты межличностного или межгруппового конфликта характеризуются следующим образом.

Неудача в разрешении конфликта имеет результат, который выражается такими психологическими категориями, как: тревога, беспомощность, смятение, одиночество, развал, поляризация, высокое кровяное давление, стресс.

И напротив, успешное урегулирование конфликта приводит к ситуации, которая оценивается совсем в других терминах: покой, веселье, кипучая энергия, счастье, открытость, эффективность, ощущение силы, радость общения, чувство успеха, ощущение расширения возможностей, чувство локтя, перемены, рост положительных личных качеств, мир, расслабление, крепкое здоровье, спокойный сон.

Но негативные последствия конфликтов могут быть, конечно, не только психологическими, но и социальными, они нередко несут с собой потери огромных материальных и человеческих ресурсов. Особенно разрушительными могут быть последствия крупномасштабных конфликтов, таких, как массовые митинги и демонстрации протеста, забастовки, восстания, революции и войны. Причем тот или иной результат конфликта во многом зависит от способа его разрешения. Как отмечалось, наиболее надежным путем к позитивному результату является тактика взаимовыгодного сотрудничества, компромисса, переговоров.

наиболее эффективной по сравнению с этой тактикой, а также в сравнении с тактиками ухода, применения силы и использования односторонних уступок признается тактика взаимного выигрыша.

Преимущества подхода “выигрыш — выигрыш” заключается в том, что выгоду получают обе стороны, в связи с чем принятое решение приобретает более прочный, устойчивый характер. В связи с этим в конфликтологической литературе эта тактика разработана наиболее глубоко и детально, включая не только ее предпосылки, достоинства и недостатки, но и механизмы ее практического осуществления.

Эти механизмы призваны решить две основные задачи:

1) сбор всесторонней информации, полной базы данных о конфликте;

2) выработку основных форм поведения участников конфликта, обеспечивающих его успешное урегулирование.

сравнении с другими способами урегулирования и разрешения конфликта преимущества переговоров состоят в следующем:

  • в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;
  • участники конфликта имеют возможность максимально контролировать различные аспекты своего взаимодействия, в том числе самостоятельно устанавливать временные рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;
  • переговоры позволяют участникам конфликта выработать такое соглашение, которое удовлетворило бы каждую из сторон и позволило избежать длительного судебного разбирательства, которое может закончиться проигрышем одной из сторон;
  • принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко имеет неофициальный характер, являясь частным делом договаривающихся сторон;
  • специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах позволяет сохранить конфиденциальность.

Динамика конфликта.

Рассмотрение конфликта в динамике предполагает вычленение стадий конфликта.

1. Возникновение конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация возникает в тех случаях, когда стремление одного партнера к достижению желаемой им цели объективно препятствует достижению другим партнером желаемой им цели.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации.

Конфликтное поведение порождает восприятие, понимание реальности как конфликтной. Обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений. Но нередко конфликтность образов возникает в случае, когда объективная основа конфликта отсутствует. Возможны следующие варианты отношений между идеальными картинами и реальностью:

1.                   Адекватно понятый конфликт – объективная конфликт конфликтная ситуация существует и стороны осознают ее адекватно.

2.                   Неадекватно понятый конфликт – Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ее как конфликтную, но с некоторыми отклонениями от действительности.

3.                   Ложный конфликт – объективная конфликтная ситуация не существует, но участники воспринимают отношения как конфликтные.

3. Переход к конфликтным действиям.

Этот этап является первой открытой явной фазой. Основная цель этих действий – блокировать достижение противникам его целей (в основе-ошибка понимания  ситуации).

Конфликтное поведение не обязательно является результатом осознания конфликтной ситуации, оно может быть, например, формой снятия внутренних напряжений.

Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Таким образом, стадия конфликтного поведения порождает тенденции к эскалированию, дестабилизации конфликта.

Вместе с тем этой же стадии свойственны и тенденции противоположного характера.

Разрешение конфликта.

Разрешение конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Вместе с тем и в том и в другом случае возможно двоякое разрешение конфликта: частичное и полное.

Частичное – открытых конфликтных действий участники не предпринимают, но внутренне они готовы к продолжению конфликта.

Конфликт может переходить из одной формы в другую.

Типология конфликта.

По мнению Дойча выделяется:

1.                   «Подлинный конфликт» – аналог адекватно понятому конфликту.

2.                  

«Случайный, или условный конфликт» – зависит от легко изменяющихся обстоятельств, но этот факт сторонами не осознается.

3.                   «Смещенный конфликт» – существует явный конфликт, но за ним лежит более глубокий.

4.                   «Неверно приписанный конфликт» – разворачивается между ошибочно понятыми сторонами и, как правило, по поводу ошибочно истолкованных проблем.

5.                   «Латентный конфликт» – должен был бы произойти, но не происходит, т. к. не осознается; проявляется в чувстве неудовлетворенности отношениями.

6.                   «Ложный конфликт» – отсутствуют объективные основания для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

Кроме того, можно добавить:

7.                   «Привычные конфликты» – связаны с устоявшимися противоречиями. По характеру протекания напоминают ритуалы.

8.                   «Прогрессирующие конфликты» – связаны с ситуацией, когда люди не могут долгое время приспособиться друг к другу; как правило, в адаптационной фазе.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Распределение ресурсов.

Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач.

Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

Различия в целях.

Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и её разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна.

Различия в представлениях и ценностях.

Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

Различия в манере поведения и жизненном опыте.

Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

Неудовлетворительные коммуникации.

Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не “выжимать соки ” из рабочих, а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, подчинённые могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчинённых точное описание должностных обязанностей.

 

 

Разрешение конфликтных ситуаций в межэтнических  и социально-политических отношениях в молодёжной среде » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»

К числу наиболее сложных и трудноразрешимых проблем современности относятся межэтнические конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. И хотя, межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей, но, как показывает практика, ни в одном государстве пока ещё не могут адекватно отрегулировать её положения.

Межэтнический конфликт является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных этносов. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы, затухать, затем разгораться с новой силой. Все это может быть причинами социальной нестабильности, национализма, политических спекуляций.

Наличие националистической составляющей почти во всех конфликтах современности — свидетельство того, что ни учёными, ни специалистами в области этнической политологии, ни правоведами, ни политиками, ни социологами до сих пор не найдены универсальные решения или действенные пути для предотвращения национальных конфликтов. Обострение межэтнических конфликтов можно отнести к наиболее сложным проблемам развития современной России. Особую значимость они приобретают в полиэтнических регионах.

В настоящее время достаточно чётко проявляются такие сформировавшиеся виды угроз экстремизма в молодёжной среде, как негативные социально- политические процессы экстремистской направленности, целенаправленная деятельность тех или иных экстремистских структур, а также конкретные общественно опасные действия исполнителей конкретных экстремистских акций.

Можно предположить, что негативное отношение к представителям других национальностей объясняется отсутствием опыта реального конструктивного взаимодействия с представителями других этносов, так как основная жизнедеятельность большинства молодёжи протекает в единой культурной среде, где реальные этнические отличия во многом нивелируются и не являются определяющими. Отношения с иными этносами, как правило, эпизодические.

Экстремизм характеризуется обычно как приверженность различных субъектов общественных отношений к крайним с точки зрения общества взглядам и мерам для достижения определённых целей. В условиях, когда приверженность таких субъектов к крайним взглядам и мерам имеет достаточно широкое распространение, она сопровождается формированием соответствующих идеологий, доктрин, учений, а также общественных практик. В определённых обстоятельствах – созданием тех или иных организационных структур для претворения в жизнь соответствующих идеологических установок и практических намерений. Экстремизм может характеризоваться как относительно устойчивый социальный феномен, как распространённое общественно опасное социальное явление.

В современных условиях экстремистский характер тех или иных идеологий и практической деятельности различных субъектов экстремизма принято идентифицировать с применением нелегитимного насилия и других крайних мер, а также с соответствующей организационной и агитационно- пропагандистской деятельности.

В зависимости от идеологической направленности экстремистских организационных структур и практической деятельности экстремистского характера в общей системе экстремизма выделяют такие достаточно устойчивые, долговременные разновидности (направления), как политический, этнонациональный, религиозный, в молодёжной среде и другие виды. Указанные разновидности экстремизма взаимосвязаны друг с другом и нередко трансформируются один в другой.

Как социальное явление экстремизм обусловливается различными социальными противоречиями, не получившими своевременного разрешения и приобрётшими острую конфликтную форму. Наряду с различными социальными факторами, имеющими объективный и субъективный характер и порождающими экстремизм, важную роль в его распространении играют те социальные условия, которые благоприятствуют, способствуют формированию экстремистских взглядов и идеологии, созданию экстремистских организаций, осуществлению экстремистских действий. Это, например, распространение в обществе правового нигилизма, значительный уровень социальной напряжённости и др.

Основными чертами экстремизма, в которых выражается его социальная сущность, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики данного социального явления; использование нелегитимного насилия как основного метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность идейно-политических установок и практических действий последних; повышенная общественная опасность.

Политическая направленность экстремизма в молодёжной среде выражается, прежде всего, в основных целях и объектах экстремизма, что предполагает ведение борьбы его субъектами за власть – за её завоевание или сохранение, за изменение социально-политического устройства общества или политики государства, за устранение или ослабление их политических противников и т.д.

Применение нелегитимного насилия как сущностная черта экстремизма в молодёжной среде обусловливает деструктивный характер данного явления, его повышенную опасность, несовместимость с морально-нравственными и правовыми основами современного демократического общества. Агрессивность экстремизма в молодёжной среде выражается в бескомпромиссности деятельности его субъектов, порождается нетерпимостью, а нередко и фанатизмом последних, неадекватной оценкой ими собственных и противника потребностей и интересов. Она обусловливает пренебрежение к интересам и правам противостоящей стороны, полное отсутствие или крайне малый диапазон готовности идти на поиск путей разрешения противоречий на основе компромиссов и соглашений.

Повышенная общественная опасность экстремизма в молодёжной среде, обусловливаемая, прежде всего, присущим ему нелегитимным насильственным характером разрешения социальных противоречий и конфликтов, выражается в многочисленности и чрезвычайной остроте угроз рассматриваемого явления для жизненно важных интересов личности, общества и государства, для их безопасности.

Таким образом, экстремизм в молодёжной среде можно рассматривать как неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий некоторой части молодёжи в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений соответствующими субъектами последних. При этом в силу своего преимущественно насильственного характера, экстремизм в молодёжной среде представляет серьёзную угрозу для государственной безопасности – важнейшего элемента национальной безопасности.

Экстремизм в молодёжной среде как негативное социально-политическое явление характеризуется сложной структурой. Её основными составляющими, при относительно высоком уровне развития данного явления, выступают идеологический, деятельностный и организационный аспекты.

Идеологический аспект экстремизма в молодёжной среде выражается в тех или иных теориях, концепциях (и т.п.) экстремистской направленности, предназначенных для идейно-политического объединения экстремистски настроенных лиц, обоснования выдвигаемых ими целей борьбы и необходимости использования для их достижения противоправных форм и методов деятельности, а также приобретения единомышленников и завоевания поддержки общества.

Организационный аспект экстремизма в молодёжной среде служит для организационно-политического объединения тех или иных сил определённой экстремистской ориентации, предполагает выработку стратегических и тактических основ их деятельности, управление ими, финансовое и материально-техническое обеспечение экстремистской деятельности и т. п.

Деятельностный аспект экстремизма в молодёжной среде, или его практика, выражается в непосредственном экстремистском воздействии на противников экстремистов – объектов рассматриваемого явления в различных формах нелегитимного насилия и других крайних мер и т.д. Он носит целенаправленный характер и выражается в широком комплексе экстремистских акций.

Можно предложить следующие меры предотвращения межэтнических конфликтов: воспитание толерантного отношения молодёжи к представителям других национальностей посредством совместных развлекательных и спортивных мероприятий, агитации о союзе народов и терпимости, тренингов, объединяющих представителей разных этносов.

Топ-5 книг по конфликтологии — EduNeo

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.

Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Как часто Вы сталкиваетесь с ситуациями, когда достижение консенсуса в ходе обсуждения или личного общения кажется абсолютно невозможным в силу конфликтности оппонента и его нежелания идти на компромисс? Мы подготовили для вас подборку отличных книг, которые помогут сэкономить нервы и время, и позволят не терять самообладания и добиваться своего даже с самым агрессивным и несговорчивым собеседником.

 

«Психологическое айкидо» — это целая филосифия поведения человека в конфликте: стратегии работы с любыми конфликтогенами и конфликтным поведением; возможность управлять ситуацией, когда на вас агрессивно давят; методы противостояния манипуляциям и провокациям; и многое другое!

Данная книга станет отличным дополнением для тех, кто владеет, или, хотя бы, поверхностно знаком с методами психодиагностики. Автор, простым и доступным языком, даёт читателю инструменты, для работы с конфликтами, и их решением. Практикум по конфликтологии — хороший пример того, как читая книгу, можно встроить новые навыки.

 

Конфликт – вещь в наше время, к сожалению, неизбежная и на работе, и в семейной жизни, и в личных отношениях.
Стремление людей быть вместе, взаимное доверие и неприязнь, симпатия и отторжение, возникновение и кризис отношений, счастье и несчастье – вовсе не что-то случайное, эмоциональное, неуловимое, эфемерное, чего можно только ждать с надеждой или тревогой, подставляя свою голову под удар или милость судьбы.
В своей новой книге психолог-практик рассмотрит эти феномены с объективной, управленческой точки зрения, поможет понять их происхождение, научит распознавать факторы, лежащие в их основе, и в конечном итоге – управлять ими.

Эта книга – результат 25-летнего опыта работы С.Левина в качестве юриста и менеджера, консультанта и посредника в конфликтах, плод наблюдений и обобщений, исследований и размышлений. Автор намерен изменить само традиционное представление о конфликте, добиться сдвига в восприятии такового. Он отказывается рассматривать исход конфликтной ситуации в терминах “победа”/”поражение”, “выигрыш”/”проигрыш” и отвергает такой тип урегулирования противостояния, при котором, “если обе стороны равно страдают, то скорее всего все правильно и справедливо”. Действительное разрешение конфликта приносит обеим сторонам облегчение и удовлетворение – вот позиция автора. В конечном счете никто ничего не теряет, а каждый продвигается вперед.
Каким образом такое возможно? С. Левин предлагает семишаговую модель разрешения конфликта. Подробно описанные им последовательные шаги рекомендуется предпринять при назревании противостояния в той или иной ситуации. Помогут они и при формировании новых – профессиональных или личных – отношений.

Данная книга содержит информацию и инструменты, актуальные не только в профессиональной сфере, но также и в обыденной жизни. В первую очередь, автор даёт прикладные советы относительно того, как вести себя с «проблемными» людьми, будь это разъярённый собеседник, переполненный эмоциями, или циничный «тролль», отвечающий сарказмом на любые конструктивные идеи.

  • Как нивелировать агрессию со стороны собеседника, как грамотно обработать его возражения, как правильно отвечать на сарказм, и многое другое — вот, что несет в себе эта книга.
  • Она будет полезна как для тех, чья профессия, включает в себя общение с людьми, так и простому читателю, для повышения личностных коммуникативных навыков.

 

Другие статьи автора
Статьи по теме

Как разрешались конфликты: исторические казусы

При родоплеменном строе деятельность по урегулированию споров не была наукой и искусством, а опиралась исключительно на здравый смысл и диктовалась во многом вынужденным стремлением избежать племенных войн, исход которых нередко нельзя было предвидеть1.

В древности война была «нормальным состоянием между государствами. Мир установлялся особыми, срочными соглашениями, далее которых не шел. Война в те эпохи не знала иного закона, кроме силы. […] С XVI стол. начала прокладывать себе дорогу мысль, что война есть, хотя и своеобразный, спор между государствами»2.

В эпоху раннего рабовладения главной целью политики был захват земель, рабов, богатств. Как следствие, международные противоречия разрешались обычно вооруженной силой. Кстати, именно поэтому латинское слово hostis (от которого происходит славянское слово «гость») имеет значения «враг» и «иностранец».

***
Назначать для урегулирования споров специально уполномоченных представителей

В Древней Греции конфликты между общинами и полисами разрешались посредством переговоров специальных уполномоченных лиц ─ послов. В эпоху Гомера они назывались «вестниками», а в классической Греции ─ старейшинами («пресбейс»). Кроме того, в качестве парламентеров выступали мудрецы, поэты, ближайшие друзья и братья правителя, самые авторитетные люди государства, пользующиеся уважением и у чужеземных правителей, например, победители Олимпийских игр3.

***
Стараться по возможности урегулировать споры мирно

В Древней Греции (не позднее V в. до н.э.) и Древнем Риме частные лица, между которыми возник спор, могли обратиться к лицу, выбранному ими в качестве третейского судьи4.  Так, споры из договоров в Древней Греции передавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на нарушителей денежные штрафы, которые шли в казну божества. В случае упорного неисполнения применялись принудительные меры, включая так называемую «священную войну».

В Древнем Риме в ранний период все спорные политические вопросы, также, прежде всего, старались разрешить миром, и лишь в случае невозможности прибегали к оружию. В республиканский период объявление войны было в высшей степени сложной процедурой. Переговоры от имени Рима вела специальная комиссия из четырех человек во главе со «святым отцом» (жрецом коллегии фециалов). Комиссия несколько раз отправлялась в город, нарушивший международные установления. При этом всякий раз совершались обряды и громким голосом произносились магические слова и проклятия в адрес нарушителя международного права. Затем комиссия возвращалась в Рим и в течение 33 дней ждала ответа. В случае его неполучения фециалы докладывали Сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны. После этого жрец в последний раз отправлялся к границе города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.

Заключение мира тоже сопровождалось многими церемониями и было весьма сложным делом. По выполнении всех положенных церемоний жрец читал текст договора и произносил особую клятву, которая призывала всяческие беды и несчастья на голову нарушителя мира. «Римляне никогда не нарушат первыми условий, начертанных на этих таблицах, которые я вам сейчас прочел… если же они их нарушат, то пусть поразит их  Юпитер, как я сейчас поражаю это жертвенное животное, но во столько раз сильнее, во сколько раз Бог сильнее человека»5.


С течением времени вышеописанные формы объявлений войны и заключения мира видоизменялись, но никогда не исчезали совершенно6.

***
Сочетать силовые меры с заключением союзов

Александр Македонский, создавая свою империю, действовал не только силой оружия, но и дипломатическими методами: так он склонил на свою сторону малоазиатские города, заключил союз с египетскими жрецами и использовал вражду индийских раджей.

***
Предлагать такой способ разрешения спора, который дает тебе выгоду или преимущество

В 250 году н. э. один из готских пограничных отрядов напал на римских легионеров. Готы были близки к победе, но римляне построились в «черепаху» и выставили копья. Теперь готы могли достичь успеха лишь очень дорогой ценой. Тогда легат предложил варварам подбросить монету, чтобы спорящих рассудили боги: кто проиграет, складывает оружие и сдается в плен. Выиграли римляне. Готский отряд сдался7.  А ведь римляне были способны только обороняться!  Готы согласились на явно невыгодные условия. Спор мог идти только о том, сдаются ли римляне или готы уходят ни с чем.

***
Проводить регулярные съезды для урегулирования спорных вопросов

У древнеруских князей обычаем стали совместные встречи для решения существенных спорных вопросов. «Главное содержание дипломатии между отдельными княжествами, на которые распалось Киев¬ское государство, составляло урегулирование мелочных споров и взаимных претензий между мелкими государями-вотчинниками. Лишь временами князья объединяются перед лицом об¬щей опасности. Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах (съездах), на каких разрешались международные конфликты. На снемы съезжались заин¬тересованные князья и в общем шатре, „сидя с братьями своими на одном ковре“, совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим путем разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили как правило распределять княжества по признаку наследственного владения. На съездах решались общие воен¬ные предприятия. В 1103 г. на Долобском съезде Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич после длительных споров, в кото¬рых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем походе на Половецкую землю. На съездах принимались и общеобяза¬тельные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыно¬вья Ярослава утвердили дополнения к „Правде“ их отца»8.

Предоставлять случаю или божественным силам разрешение споров, по которым не получается достигнуть соглашения

Поединок

В период родового строя, как, впрочем, и в Средние века, служители культа могли основывать решение спора на указании божественных сил, например, назначив поединок. Его исход считался божественным указанием на то, кто был в споре прав9.  Судебные поединки (известные на Руси под названием «поле») возникли как выражение духа древнейшего способа разрешения споров ─ личного противостояния10.   На Руси, согласно Псковской судной грамоте, поле применяли по искам из преступлений и по спорам о поземельной собственности, в которых право обеих сторон подтверждалось письменными актами, имевшими равную силу. В Средние века, по Судебникам, поле допускалось только в личных исках, в том числе из займа и причинения вреда в результате различных преступлений против личности11.

Позднее церковь вела непримиримую борьбу с обычаем разрешения споров посредством судебного поединка. В 1410 г. митрополит Фотий в грамоте новгородцам приказал: «Позванному на поле и потом явившемуся к священнику не давать св. причащения и целовать крест, подобно псу: который же священник удостоит его божественных таинств, то он за сие лишается своего сана. Если кто, вышед на поле, убьет человека и сделается душегубцем, то […] таковый не входит в церковь 4 года и должен быть отлучен на 18 л. от причащения и вкушения богородицына хлеба; убитого же не предавать земле»12.
В начале XVII в. поле постепенно перестало применяться.

Жребий

Одним из древнейших способов внесудебного разрешения самых различных споров также был жребий. В период до принятия Соборного Уложения (XVII в.) жребий, как правило, не был самостоятельным способом разрешения споров. Затем он стал таковым в отношении дел с ценой иска менее рубля и по искам к духовным лицам.

Присяга

Также в эпоху Псковской и Новгородской судных грамот способом окончательного разрешения споров из договоров личного найма между землевладельцем и крестьянином, между мастером и учеником, а также в исках между родственниками-совладельцами, признавалась присяга, или рота (клятва перед богами (Богом), в дальнейшем ─ крестное целование). Также в некоторых случаях присяга являлась альтернативой судебного поединка13.  Первоначально присягали обе спорящие стороны.

Общий порядок разрешения споров на Руси был таков:
1) если были послухи (свидетели), то их показания, если они были абсолютно точны, решали исход дела;
2) при их отсутствии, в зависимости от цены иска, применялась рота или жребий, или же испытания водой и железом.

Испытания водой и железом

Испытания водой, например, у разных народов имели различные формы. Так, у чехов истец должен был плыть через реку, а ответчик ─ на некотором расстоянии от него, и так три раза; тот, кто потонул, считался проигравшим. Другим, более распространенным способом являлось погружение руки в кипящую воду. В данном случае правым считался тот, у кого раны заживали быстрее. Испытаниям подвергался истец, если он не представил доказательств. Если же представил, но недостаточно, то, по-видимому, испытаниям подвергался ответчик14.

***
Война римлян с городом Альба Лонга, немалое число жителей которых были родственниками друг другу, была завершена поединком братьев Горациев и Куриациев15«Два войска выстроились друг перед другом. Меттий [диктатор Альбы Лонги] решил сам вступить в переговоры с Туллом. Тулл согласился. На середине поля между двумя шеренгами воинов встретились два предводителя. Меттий сказал, что поводом к войне стали обида и ущерб, нанесенные римскими и альбанскими крестьянами друг другу, но действительной причиной является стремление того и другого народа властвовать друг над другом. Так зачем же, продолжал альбанский диктатор, бессмысленно проливать кровь близких родственников, тем более при таких сильных соседях, как этруски, которые, конечно же, воспользуются взаимным ослаблением Рима и Альбы Лонги, чтобы поработить тех и других. Он предложил, чтобы дело решилось равным поединком нескольких воинов: чьи воины победят, тот народ и будет властвовать над другим. Тулл счел слова Меттия справедливыми».16 Один из братьев Горациев, римских ставленников, благодаря использованию уловки с изматыванием противника, стал победителем, и Альба Лонга покорилась Риму. Однако многие альбанцы, как и их правитель, считали несправедливым, что их судьба решилась в поединке всего лишь шестерых воинов. Будучи слабее Рима, Альба не стала прямо воевать с ним, но попыталась стравить с ним другие народы.

***
Разрешать споры по «праву сильнейшего»

В период феодальной раздробленности в Европе (IX─XI вв.) решающим обстоятельством в установлении отношений между отдельными феодалами является сила. При этом фактически терялась всякая граница между государством и частным владением, между публичным и частным правом, между внутренними и международными отношениями17.  Повсеместно устанавливается право частной войны.

(Окончание следует)

Автор:  Дмитрий  Давыденко,  директор Института международного частного и сравнительного права

5 шагов, которые помогут детям разрешить конфликты


Колесо разрешения конфликтов

Я всегда считал себя неконфронтационным и стараюсь избегать конфликтов. Изучая способы научить детей навыкам разрешения конфликтов, я обнаружил, что избегание — это на самом деле выбор на «колесе разрешения конфликтов». В первую очередь, я умею разрешать конфликты «уйди» или «поиграй с кем-нибудь».

И, возможно, потому, что большую часть времени я стараюсь «использовать добрые слова и дружелюбный голос», я могу избегать многих конфликтных ситуаций.Я знаю, что моя техника не всегда является лучшим способом разрешения конфликтов и не работает в каждой ситуации, поэтому я научился «говорить вместе и работать над этим» с людьми в моей жизни, которые важны для меня. Поскольку люди несовершенны, а отношения запутаны, нам всем нужно научиться лучше разрешать конфликты.

Колесо разрешения конфликтов

Подпишитесь на обновления, и я пришлю вам колесо конфликтов, чтобы распечатать, вырезать и помочь детям увидеть некоторые из множества различных вариантов, когда они находятся в конфликте.

Какой вы специалист по разрешению конфликтов?

А как насчет ваших детей? Как они разрешают конфликты?

За три десятилетия, проведенных в лагере, работая с тысячами детей и подростков, я заметил, что дети становятся все менее и менее умелыми в решении своих собственных проблем и конфликтов. Они быстро привлекают взрослых и называют других детей именами (фаворит — «хулиган»).

Я думаю, что дети настолько привыкли к постоянному присмотру со стороны взрослых, что склонны сразу же искать его, особенно когда они находятся в неудобной ситуации.Нет ничего плохого в поиске направления, особенно когда необходимо вмешательство взрослых, но я хочу быть уверенным, что наши консультанты обладают хорошими навыками для того, чтобы давать отдыхающим рекомендации по разрешению конфликтов, а не просто предлагать детям решение.

Слишком часто мы, родители, спасаем наших детей от конфликтов; В лагере у детей есть прекрасная возможность научиться решать подобные задачи самостоятельно. Таким образом, одна из наших целей — подготовить консультантов, которые обучат отдыхающих стратегиям разрешения конфликтов, которые дети могут использовать в аналогичных ситуациях дома (например, со своими братьями и сестрами!).

5 шагов, которые помогут детям разрешить конфликты

Спокойствие

Дайте всем возможность отдохнуть друг от друга. Спросите каждого, что им нужно сделать, чтобы успокоиться. «Колесо» предлагает несколько хороших вариантов, например, уйти и сделать перерыв на несколько минут, сосчитать до 10 (или 100!) Или записать какие-то чувства. В любом случае, попытки вести дискуссию с расстроенными, эмоционально уязвимыми детьми не получат ничего связного. Поэтому попросите их придумать лучший способ успокоиться, прежде чем пытаться решить проблему.

Подробнее в 10 способов научить детей успокаиваться.

Узнайте о дыхательных бусах в этом эпизоде ​​подкаста Sunshine Parenting (мое интервью с Сигне Уитсон о ее книге Parenting the Challenge Child.

СОСТОЯНИЕ И ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Как только воцарится спокойствие, поговорите с каждым ребенком (вместе или по отдельности, в зависимости от обстоятельств) и помогите им сформулировать свою проблему. Подчеркните важность честности и признания своей роли в конфликте (большинство проблем разделяются). Поощряйте их использовать утверждения «я» для выражения своих чувств. Например: «Я чувствовал себя обделенным и обиженным, потому что он не позволял мне играть в карточную игру, поэтому я бросил его полотенце, чтобы рассердить его».

Подробнее в 5 шагов к поиску решения проблем.

ПРИНЯТЬ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ

«Хорошее извинение означает три вещи: сожаление, ответственность и исправление. Извинение за ошибку может показаться трудным, но это поможет вам наладить и улучшить ваши отношения с другими людьми.”Http://www.wikihow.com/Apologize

Поощряйте каждого ребенка (или только одного, в зависимости от обстоятельств) принести хорошие извинения. Запишите его до того, как они скажут, что это может быть хорошим началом, и это письмо можно передать ребенку, с которым они находятся в конфликте. Или, с младшим ребенком, сделайте несколько заметок, которые затем они могут использовать, извиняясь. Я нашла отличный список того, что является «хорошим извинением», поэтому лучше, если ребенок сможет включить все эти части:

• Используйте слова: « Мне жаль .
• Точно осознайте, как вы напортачили. (Например, «Я использовал недобрые слова, которые причинили вам боль».)
• Расскажите человеку, как вы исправите ситуацию.
• Обещай вести себя лучше в следующий раз.
• Просите прощения.

Плохие извинения, с другой стороны, имеют четыре недостатка: оправдывающие слова или поведение; Обвинение жертвы; Оправдываться; Минимизация последствий. («Это была просто шутка!»)

Подробнее в Больше, чем «Извините.”

ПРОДВИЖЕНИЕ ПОИСКА РЕШЕНИЙ

Дайте детям возможность найти решения своего конфликта. Для всезнающего взрослого так соблазнительно находить решения, но то, что дети придумывают и соглашаются самостоятельно, с большей вероятностью сработает. Поощряйте каждого ребенка внимательно слушать и точно перефразировать друг друга. Поощряйте их говорить друг с другом (не с вами), говорить честно и доброжелательно.

Подробнее в Что ты собираешься делать?

ПОСЛЕДУЮЩИЕ

Проследите за детьми, чтобы увидеть, как они ладят и работает ли решение, которое они придумали. Но если стратегия «поговорим / разработаем» не работает для этой пары, лучше всего предложить свою стратегию: найти кого-нибудь еще, с кем можно пообщаться. Даже если кажется, что детям нужен продолжительный перерыв, от них все равно придется говорить добрым и уважительным тоном во время общения.

Когда я писал этот пост, я понял, что всякий раз, когда я использовал слово «ребенок» или «ребенок», я мог легко использовать слово «человек». Изучение этих методов разрешения конфликтов и даже использование «колеса» и его опций могло бы помочь многим из нас, взрослых, не так ли?

Связанные эпизоды и сообщения подкаста Sunshine Parenting

Ep.66: Это грубо? Это значит? или это издевательства?

Ep. 2: 10 навыков дружбы, которые нужны каждому ребенку

Ep. 60: Важность свободной игры для детей на открытом воздухе

Ep. 45: Оздоровление в социальных сетях с Аной Хомаюн

Почему детям нужно чувствовать себя некомфортно

5 шагов к поиску решения проблем

10 навыков дружбы, которые нужны каждому ребенку

Больше, чем просто «Мне жаль» — учим детей хорошо извиняться

10 способов научить детей успокаиваться

Заводить друзей: 3 навыка общения, которые нужны вашему ребенку

И некоторые другие интересные ресурсы и ссылки

стр. S. Мне не нашлось места для этого в посте, но мне просто понравился этот плакат «Насколько велика моя проблема», который вы можете заказать через Teachers Pay Teachers. Как часто дети (и взрослые) сообщают о «сбоях» или «небольших проблемах», как если бы это «огромная проблема» или «чрезвычайная ситуация»? Разве не было бы замечательно, если бы мы все согласились сохранить одну и ту же шкалу задач? Мы могли бы войти в офис нашего коллеги и сказать: «У меня сегодня проблема №2. Вы можете помочь мне?»

Обучение детей тому, как справляться с конфликтами

Никто не любит иметь дело с конфликтами.Но как бы мы ни старались их избегать, ссоры, ссоры и разногласия — это факт жизни — как для взрослых, так и для детей. А отказ от разрешения конфликтов, когда они возникают, может негативно повлиять на отношения и привести к дальнейшим межличностным проблемам в будущем.

Конфликт может быть неприятным, но он не должен быть катастрофическим. Обучая детей практическим навыкам, как справляться с этим здоровым образом, они помогут им разобраться во всем, от мелких ссор (« Она забрала мою куклу!» ) до серьезных проблем ( «Я не знаю, хочу ли я больше быть твоим другом» » ) как сейчас, так и по мере взросления.

Сначала займитесь чувствами

Отчасти трудно справиться с конфликтами, так это то, как они вызывают сильные, сильные эмоции, которые у детей могут не быть инструментов для обработки. Прежде чем они смогут решить проблему, вызвавшую конфликт — будь то драка из-за игрушки или предательство со стороны друга — дети должны быть в состоянии эмоционально добраться до места, где они могут подумать, прежде чем действовать (или наброситься и усугубить ситуацию. ).

Родители могут начать с того, чтобы помочь детям определить эмоции, которые они испытывают.Чувствуют ли они гнев? Разочарование? Повредить? Смущение? Стефани Ли, PsyD, детский психолог из Института детского разума, и Кэри Верли, LCSW, клинический социальный работник из Института детского разума, рекомендуют использовать визуальные инструменты, чтобы помочь маленьким детям определить, что они чувствуют.

  • Таблица визуальных ощущений : Обычно это диаграмма, показывающая выражения лица, которые иллюстрируют различные эмоции. «Вы можете купить намагниченные диаграммы, которые являются удобным дополнением к холодильнику и помогают детям определить, что они чувствуют», — говорит Верли.
  • Светофор: Визуальный красный, желтый и зеленый светофор особенно полезен для маленьких детей. «Если маленький ребенок смотрит на светофор и указывает на красную зону, тогда чувства настолько сильны, что они, вероятно, еще не смогут действовать таким образом, чтобы разрешить конфликт», — говорит Верли. «Желтый означает, что интенсивность эмоций начинает спадать, и к тому времени, когда они станут зелеными, они будут в состоянии задействовать реальные навыки разрешения конфликтов.Речь идет о том, чтобы помочь детям не вести себя так, чтобы ситуация усугублялась или ухудшалась «.
  • Термометр эмоций: Термометр эмоций, который можно легко найти в Google, представляет собой просто изображение термометра с числами. Когда возникают конфликты, дети могут посмотреть на термометр эмоций, чтобы оценить, где они находятся. Исходя из этого числа, ребенок может решить, нужно ли ему успокоиться, прежде чем продолжить. Подростки и подростки, изучившие эти методы, могут просто мысленно представить себе светофор или термометр, чтобы оценить свое эмоциональное состояние.

Когда эмоции все еще сильны, не время решать проблемы, связанные с самим конфликтом. Помогите детям придумать набор инструментов, которые помогут им справляться с трудностями, если им нужно успокоиться в пылу сиюминутного настроения. Это может означать брызги холодной воды на лицо, глубокий вдох или игру с домашним животным.

Определите источник конфликта

После того, как эмоции утихнут, следующим шагом будет точное определение проблемы. Иногда дети, особенно младшие, не обладают эмоциональной осознанностью, чтобы определить первоисточник конфликта.Им может потребоваться ваша помощь, чтобы понять, почему они воюют. Например, если ваш ребенок и его друг ссорятся из-за игрушки, проблема может быть гораздо глубже, объясняет Верли. «На самом деле может случиться так, что один из них завел нового друга, а другой чувствует себя обделенным», — говорит она.

Если помочь детям разобраться в корне проблемы, им будет легче решить, что на самом деле неверно. Это также даст им инструменты для выявления и обсуждения схожих проблем, когда они снова возникнут.Дети старшего возраста, начиная с начальной и средней школы, с большей вероятностью будут владеть языком, чтобы определить источник конфликта, поэтому с небольшим руководством они могут научиться самостоятельно использовать эти навыки в будущем.

Решения мозгового штурма

Когда дети поймут, в чем проблема, вы можете помочь им попрактиковаться в поиске решений. Маленьким детям здесь, в частности, понадобится наставление взрослых, но даже детям постарше и подросткам будет полезно иметь кого-то, кто откажется от своих идей.

Для любого возраста доктор Ли предлагает провести мозговой штурм по нескольким решениям, а затем собраться вместе, чтобы выбрать лучшее. Для детей младшего возраста она рекомендует несколько способов структурировать этот разговор:

  • Бейсбол для решения задач: Это упражнение помогает детям осмыслить и оценить возможные планы действий. «У меня есть дети, которые предлагают мне задачу, а затем мы проходим через базы», ​​- объясняет д-р Ли. «Итак, первая база — в чем моя проблема? Вторая база — каковы возможные варианты? Третья база определяет лучшие варианты.А домашняя тарелка — в безопасности я или нет? Я выбрал правильный? Цель состоит в том, чтобы помочь даже очень маленьким детям понять, что приближает их к их цели ».
  • Рейтинг смайлика: Ли предлагает попросить ребенка придумать возможные варианты разрешения конфликта, а затем спросить: «Будет ли такое поведение заставлять вас чувствовать себя лучше или хуже или почти так же?» Отметьте ответ, используя визуальную оценку: смайлик, хмурое лицо, нейтральный? «А затем мы смотрим на все наши рейтинги смайлов, чтобы решить, какой из них лучший. Но также объясните им, что дело не только в том, как вы себя чувствуете, а в том, поможет ли это вам достичь вашей цели ».

Конечно, здесь есть хитрость: обычно трудно определить, какой вариант лучше всего. И это нормально! Дайте детям понять, что цель — приложить максимум усилий, а не решить все сразу идеально. Возможно, им придется вернуться к чертежной доске, если их первый план не удастся — часто это всего лишь часть процесса. «Вы также можете присоединиться и похвалить своего ребенка за то, что он попробовал эти навыки, даже если все пошло не так, как он надеялся», — говорит д-р.Ли. «Дайте им должное, а затем помогите им сориентироваться. И когда они все же поймут это, сделайте это ».

Получите некоторую перспективу

Конфликты часто кажутся огромными и немедленными, что может затруднить понимание ситуации. Чтобы найти полезные решения, детям важно научиться делать мысленный шаг назад. Вот несколько советов, которые вы можете посоветовать детям запомнить:

  • Думайте не только об этом инциденте. Если близкий друг рассказывает секрет, который вы ему доверяли, это естественно расстраиваться.Но действительно ли это означает, что дружба закончилась? Поощряйте ребенка обдумывать остальные аспекты своих отношений с человеком, с которым он находится в конфликте, и напомните ему, что одно поведение не определяет всего человека.
  • Поставьте себя на место другого человека. «Вы действительно хотите работать над признанием того, что говорит другой человек», — говорит Верли. «Даже если вы не совсем понимаете, почему они так себя чувствуют, или не согласны с тем, как они описывают ситуацию.«Представление того, что чувствует другой человек, — отличный способ помочь детям развить сочувствие. В зависимости от ситуации вашему ребенку также может иметь смысл обсудить проблему с другим человеком и активно выслушать его, не перебивая. Практика этих навыков может помочь детям разрешить конфликты в краткосрочной перспективе и стать более чуткими в долгосрочной перспективе.
  • Учитывайте контекст. Время и место конфликта часто определяют реакцию детей на него, равно как и характер их отношений с другим человеком.В частности, доктор Ли отмечает, что детям важно знать, что конфликты со взрослыми часто будут отличаться от конфликтов с другими детьми. Например, ребенку, который злится на учителя во время урока, возможно, придется сидеть с этими чувствами, пока не появится возможность назначить частную встречу с учителем. Сделав шаг назад, чтобы рассмотреть всю динамику ситуации, дети настроятся более успешно справляться с конфликтом.

Практикуйте эффективное общение

Чтобы разрешить конфликт, детям необходимо научиться ясно выражать свои чувства, не крича и не выдвигая обвинений.Трудно практиковать коммуникативные навыки при высоком напряжении, поэтому подумайте о том, чтобы обсудить эти навыки с детьми, когда они еще не находятся в эпицентре конфликта. Затем вы можете предоставить мягкие напоминания и рекомендации, когда что-то действительно накаляется. Верли и доктор Ли рекомендуют следующие стратегии:

  • Использование утверждений «я» для обозначения чувств. Вы слышали это раньше, но это все еще правда: сказать что-то вроде «Мне было стыдно, когда ты разместил это в Instagram» обычно более полезно, чем что-то вроде «Вы разместили это фото, чтобы меня смутить!»
  • Написание тем для разговора.« Даже если это просто планирование разговора в дневнике, заблаговременное обдумывание того, что сказать, может помочь детям эффективно донести свою точку зрения», — говорит Верли.
  • Ролевая игра со взрослым. «Наличие безопасного места для практики сложных разговоров может оказаться огромным подспорьем», — говорит д-р Ли. Вы также можете предложить своему ребенку понимание невербального общения, о котором он может не знать, например: «То, что вы сказали, было действительно добрым, но мне было труднее оценить это, потому что вы смотрели в землю.

Смоделируйте то, что вы хотите увидеть

Одна из самых действенных вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку научиться разрешать конфликты, — это показать ему, как это делается. Когда вы испытываете собственный конфликт (особенно конфликт с ребенком!), Примените описанные здесь техники на практике. При необходимости вы даже можете рассказать ребенку, как вы разрешили конфликт. Видеть, как ты добиваешься успеха — и делать ошибки на этом пути! — показывает детям, что разрешать конфликты реально, даже когда это сложно.

Поделиться этой статьей в социальных сетях

Маленькие дети могут научиться разрешать конфликты под руководством и поддержкой взрослых

Продуктивное разрешение конфликтов — важный жизненный навык.

Многим маленьким детям трудно делиться друг с другом, ждать своей очереди или находить подходящие способы удовлетворения своих потребностей. Конфликты между детьми могут быть повседневным явлением с дошкольниками, и в расширении Мичиганского государственного университета говорится, что «управление поведением детей — это непрерывный процесс.”

Есть простые шаги, которые взрослые могут сразу же начать использовать, чтобы помочь детям научиться разрешать конфликты. Шаги требуют практики со стороны детей, которые их учат, и терпения со стороны взрослого, который моделирует и обучает шаги.

  • Помогите детям успокоиться. Часто, когда дети сталкиваются с конфликтом, они полны эмоций и не готовы начать процесс разрешения. Спокойно подойдите к ребенку на уровне его глаз и осторожно прикоснитесь к нему.Признайте, что есть проблема, и предложите несколько способов успокоиться. «Я вижу, что у вас проблема. Похоже, вам может понадобиться сделать несколько глубоких вдохов, чтобы немного расслабиться ». Оставайся нейтральным! Когда взрослые пытаются найти вину в конфликте, ситуация легко может вызвать эскалацию сильных эмоций. В этот момент детям нужно почувствовать, что их слышат, чтобы успокоиться.
  • Поговорим о желаниях и потребностях. Все дети, вовлеченные в конфликт, должны иметь возможность выразить то, что они хотят или в чем нуждаются.Сосредоточьтесь на «желании» и не сосредотачивайтесь на том, что произошло. Отражайте, что чувствует ребенок, признавая его чувства кивком головы, короткими фразами или четким повторением того, что он говорит. «Ты действительно хотел эту игрушку, и Джои держал ее в руке». Дайте ребенку имя. «Прискорбно хотеть то, что есть у кого-то другого».
  • Определите проблему. После того, как ребенок выскажет свое желание или потребность, вам придется превратить проблему в одно нейтральное утверждение.Четко повторите то, что говорят дети, вовлеченные в конфликт. «Хммм, я вижу, что двое детей хотят играть с одной и той же игрушкой».
  • Помогите детям найти решение. Один из простых способов заставить детей задуматься о способах решения проблемы — это переформулировать проблему и задать вопрос, который начинается со слова «что». «Что вы могли бы сделать, чтобы решить эту проблему?» «Какие еще варианты, по вашему мнению, могут сработать?» Помогите детям, участвующим в конфликте, составить мозговой штурм по списку решений, прежде чем вы поможете им продвинуться вперед, чтобы претворить его в жизнь. Во многих случаях проще просто сказать детям, что им следует делать. Решая задачу для детей, вы лишаете их возможности научиться решать свои проблемы. Дети могут научиться этому навыку только методом проб и ошибок. Обе стороны, вовлеченные в конфликт, должны будут попробовать решение, чтобы увидеть, сработает ли оно.
  • Взгляните на решение. Не все решения, рекомендуемые детьми, будут работать, и если проблема не исчезнет, ​​вам придется начать процесс заново.Важно напомнить детям, что решение должно быть безопасным и справедливым для обеих сторон. Оставайтесь рядом, чтобы поддержать решение и хвалить детей, когда решение проблемы сработало. «Я вижу, ты нашел способ по очереди с игрушкой. Это называется сотрудничеством ».

Взрослые готовят почву для обучения разрешению конфликтов, демонстрируя при возникновении проблем, как подходить к ним и решать их. Целью взрослых в этом процессе должно быть не предотвращение возникновения конфликта, а, скорее, обучение детей тому, как разрешать конфликт безопасным и справедливым образом.

Многие полезные советы и инструменты, которые помогут взрослым научить разрешению конфликтов, доступны в Центре социально-эмоциональных основ раннего обучения (CSEFEL) при университете Вандербильта. Семьи и поставщики дошкольных учреждений могут получить доступ к набору решений, в котором представлены изображения для маленьких детей, которые помогут разрешить конфликты.

Вы нашли эту статью полезной?