Девиантное поведение у дошкольников – . , — .

Статья: Девиантное поведение ребенка в дошкольном возрасте

Девиантное поведение ребенка в дошкольном возрасте.

Понятие «девиантное поведение» наиболее активно применяется относительно подросткового возраста, который и считается наиболее неблагоприятным в этом отношении. Однако в детском возрасте выделяют свои, специфические виды девиаций, которые находятся обычно в пограничном состоянии. Они соседствуют с разными диагнозами: неврозы (например, невроз навязчивых движений), неврастении, задержка психического развития, но всегда в своей основе имеют нарушения в семейных отношениях. Можно утверждать, что проблемы детей-это лакмусовая бумажка проблем родителей.

Детский возраст является одним из благоприятных периодов для раскрытия и последующего развития талантов, заложенных в человеке.

Таких детей часто принято называть «трудными». Для них характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов, часто отличаются дерзостью, жестокостью и мстительностью. Они провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаются продемонстрировать своё превосходство над более слабыми сверстниками.

В процессе роста и перехода из одной возрастной подгруппы в другую, у ребенка меняется фокус внимания внутри группы взрослых, занимающихся его воспитанием. То есть каждой возрастной группе свойственна своя фигура значимого взрослого, специфика взаимоотношений с которым определяет весь процесс воспитания и развития ребенка, а также и возникновение девиации, и возможные психологические проблемы в подростковом и взрослом периодах.

В группе до трех лет основная фигура значимого взрослого-мать. Нарушения в общении с матерью будут являться тем инициирующим фактором, в результате которого могут возникнуть проблемы с поведением.

Основными девиациями этого возраста являются различного рода страхи (страх темноты, одиночества, собак, а также ночные кошмары, фантазии, энурез). Речь чаще всего идет о дисфункциональном отношении матери к своему ребенку, которое и является пагубным фактором, инициирующим девиации.

В возрасте двух-трех лет ребенок обнаруживает фигуру отца, который становится символом внешнего мира, дающим связь с ним. Отношения с отцом становятся определяющими в дальнейшем развитии ребенка, а именно: как он будет ощущать себя во внешнем мире и социуме. К видам дисфункциональных отношений с отцом относятся те же дисфункции: дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, неравномерное общение. К проблемам, провоцирующим такие отношения можно отнести: психологический инфантилизм отца, проблемы личностного роста, трудное детство, проблемные отношения с собственной матерью, различные социальные проблемы.

Примерно с пяти лет ребенок начинает воспринимать родителей как неделимое целое. Понятие семья становится определяющим и формирующим. Девиации с 3 до 9 лет – это частые соматические заболевания, фобии, поведенческие проблемы (например, агрессия – аутоагрессия), проблемы адаптации, низкая успеваемость. При обнаружении поведенческих девиаций с этого возраста необходимо говорить о семейной психокоррекции, семейной психотерапии или семейном консультировании.

Таким образом, решающая роль в формировании характера ребенка раннего и дошкольного возраста принадлежит именно семейному воспитанию.

nsportal.ru

Девиантное поведение у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Феденко А. Ю., Шемет О. В. Девиантное поведение у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 206-207. — URL https://moluch.ru/archive/186/47554/ (дата обращения: 16.12.2019).



Статья посвящается поведению в обществе, правилам и нормам, которые должны соблюдаться в обществе. Девиацией называется отклонение от всеобще признанных норм. Говоря о нарушении поведения у детей, имеются в виду изменения, осложняющие и мешающие ребенку выразить себя.

Ключевые слова: дошкольники, девиантное поведение, расстройство, личностные особенности, ребенок.

The paper is devoted to behavior in society, rules and regulations that must be adhered to in society. Deviation is called the deviation from the General accepted norms. Speaking of behavioral disorders in children, refers to changes that are complicating and preventing the child to express themselves.

Key words: preschoolers, deviant behavior, distress, personality characteristics, child.

Дошкольное детство — это самый важный жизненный этап ребенка. Детство должно быть прожито полноценно и наполнено, тогда вся жизнь не будет казаться ущербной. Важно сопроводить развитие ребенка психологически грамотно, обеспечить полноценное развитие возможностей, которые у него имеются. В дальнейшем это позволит уменьшить ряд трудностей и отклонений в психологическом развитии ребенка [1].

Привычки и навыки несут большую роль в человеческой жизни. Когда ребенок поступает правильно он использует поведение, которое для него привычно и знакомо. Если ребенка никто не видит он поступает иначе, чем привык. Исследования показывают, что у большого количества детей дошкольного возраста имеются проблемы нарушения поведения. В психологической литературе не было обнаружено определения понятия и типологию нарушения поведения у детей дошкольного возраста [4].

Речь не сразу регулирует поведение ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы от происходящих ситуаций. Действия детей дошкольного возраста зависят от обстоятельств и окружающих. Поэтому дети часто игнорируют обращения и просьбы взрослых, а не из-за вредности.

У ребенка есть свои взгляды и оценки ситуаций. Если ситуация не соответствует взглядам, то происходит ответная реакция, которая называется аномальным поведением. Такая ситуация может сильно затронуть чувства ребёнка и тогда такое девиантное поведение может стать нормой и перейти в расстройство.

Приобретенная форма такого поведения называется расстройством. Наследственность и органические нарушения здесь не при чем. Причина заключается в видимых причинах и следствиях. Обиды и трудности возникают в тех ситуациях, которые ребенок не воспринимает.

Поведение, которое не соответствует норме можно назвать: аномальным, асоциальным, девиантным, неправильным.

Детские шалости, непослушание, хулиганские поступки можно отнести к девиантному поведению. Дети всегда готовы их совершить, внутренние причины и психические расстройства здесь не при чём.

Отклоняющее поведение может зародиться, когда ребенок на своем пути встречает много препятствий. Он стремится их обойти, а не устранить. Чтобы в дошкольном возрасте начала формироваться личность, ребенок должен осмыслить и преодолеть возникающие препятствия. Особенности детского темперамента и характера влияют на формы реагирования.

Отечественными и зарубежными исследователями были предложены разные подходы к нестандартному поведению. Большинство из основано на психических особенностях людей. Например: мотивация, характер, темперамент.

И. П. Подласый предлагает следующие типы нарушений поведения: непослушание, шалость, озорство, проступок, негативизм, упрямство, капризы, своеволие, грубость, недисциплинированность, агрессия. Отклоняющее, неправильное поведение относится к социально-психологическому понятию, так как оно зависит от норм, принятых в конкретном обществе [5].

М. Э. Вайнер предлагает к рассмотрению следующие типичные формы нарушенного поведения дошкольников: импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное, недисциплинированное, конформное, симптоматическое поведение [2].

Ребёнок стремится привлечь к себе внимание взрослых демонстрируя демонстративное поведение. Оно проявляется в форме детского кривляния. Взрослые обращают внимание на ребёнка и кривляние не уменьшается, а только увеличивается. Таким образом ребёнок демонстрирует то поведение, которые взрослые не одобряют. Он им говорит на невербальном языке: «Я делаю то, что вам не нравится!». В нередких случаях это единственный вариант привлечь внимание взрослых [3].

В два, три года ребёнок показывает негативное, упрямое и строптивое поведение. Это свидетельствует о нормальном развитии личности. Появляется стремление к самостоятельности, изучении нового, неизведанного. Ребёнок чтобы достичь поставленной цели может вести себя агрессивно [6].

Можно сделать вывод, что типичными формами нарушения поведения в дошкольном возрасте являются: импульсивное поведение, агрессия, непослушание, демонстративное поведение. Важными факторами в формировании поведения у дошкольников выступают: обучение, развитие, отношения со взрослыми и сверстниками, семейное воспитание.

Литература:

  1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [текст] / Э.Берн. — СПб, 2006.
  2. Вайнер, М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [текст] / М. Э. Вайнер // Педагогическое общество России — Москва, 2004.
  3. Венгер, Л. А. О понятии «психологический синдром» [текст] /Л. А. Венгер// Журнал практической психологии и психоанализа № 3, 2001.- с.32–38.
  4. Возрастная и педагогическая психология [текст]/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др.// Под. ред. Гамезо М. В. и др. — М., 2008–438с.
  5. Гонеев, А.Д., Лиофинцева, Н.И., Ялпаева, Н. В. Основы коррекционной педагогики [текст]/ Гонеев А. Д..-М.Академия, 2007–424с.
  6. Ениколопов С.Н Агрессивное поведение. [текст] / С. Н. Ениколопов// В сб. Особый ребенок: исследование и опыт помощи. — М, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, девиантное поведение, демонстративное поведение, внимание взрослых, норма, поведение.

moluch.ru

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста



Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста

Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы. Норма имеется ввиду социальная — приемлемая для того или иного общества. Особенности такого поведения и его характеристики изучались многими исследователями — социологами, медиками, юристами, педагогами и психологами. В соответствии с этим выделяют три подхода: биологический, психологический и социологический.

Биологический подход традиционно связывают с именами Ч. Ломброзо и У. Шелдона. Они определяли склонность к девиантному поведению по физическим особенностям человека. В последствии последователи данного подхода выделили еще ряд особенностей, которые могут повлиять на склонность к отклоняющемуся поведению. Это аномалии половых хромосом, наследственные заболевания, патологии психики.

Основоположники психологического подхода З. Фрейд и А. Адлер связывают проявления девиантности с психологическими отклонениями личности, наличием внутренних комплексов, а также столкновением внутреннего я и внешнего, то есть девиации возникают в результате конфликта внутреннего «Я» и общественной системы моральных запретов. Конфликтная ситуация возникает тогда, когда общество ограничивает удовлетворение инстинктивных потребностей человека, тем самым создавая конфликтную ситуацию.

Социологический подход характеризует девиантное поведение как явление, выражающееся в массовых формах человеческой деятельности, которая не соответствует официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам [4]. По мнению Е. В. Змановской социологический критерий раскрывает поведение с точки зрения требований общества. То есть, другими словами, ежедневно поведение каждого человека оценивается в соответствии с общественными нормами, установками и правилами.

Шуакбаева Б. С. в своих исследованиях обратила внимание на то, что «феномен девиантного поведения объясняется «тройным несовладением»: требований нормы, требований жизни, интересов личности [5].

Все вышеперечисленные подходы определяют причины, влияющие на возникновение отклонений в поведении индивидов разного возраста.

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста также могут быть разделены на группы: биологическую, психологическую и социальную. В чистом виде данные группы практически не встречаются. И мы можем согласиться с исследованиями В. В. Ковалева, который в своих исследованиях обратил на это внимание. Наибольшее значение в возникновении отклонений в поведении детей дошкольного возраста ученый отводил патохарактерологическому развитию, которое определено неблагоприятными условиями семейного воспитания или отягощены депривацией психической или эмоциональной. То есть, мы можем говорить о неправильном воспитании в психотравмирующей ситуации [1].

Привязанность ребенка к матери является биологической и врожденной потребностью. И как следствие является одним из главных психологических условий успешного развития ребенка.

Депривирующая ситуация развития ребенка как патологическая обращала на себя внимание многих исследователей. Так, Шипицина Л. М., Казакова Е. И. и др. в понятие «материнская депривация» включают целый ряд различных условий. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях и недостаточная забота матери о ребенке, неудовлетворение основной потребности ребенка на раннем этапе развития в любви и заботе. Такая ситуация развития может спровоцировать в будущем отсутствие доверия ребенка к окружающему миру. У ребенка возникает устойчивый страх, недоверие к другим людям и к самому себе, а в более позднем возрасте приводит к формированию негативной жизненной позиции.

Рассмотрим возможные последствия и виды отклонений поведения в дошкольном возрасте. На основании многих изученных исследований в этой области нами были выделены следующие вида устойчивых девиаций детей 5–7 лет. К 5 годам у ребенка почти полностью сформирована волевая регуляция поведения и к младшему школьному возрасту будет приобретено психологическое новообразование — соподчинение мотивов. Данное новообразование и позволяет ребенку регулировать свое поведение в обществе в соответствии с ситуацией. Мы учитываем возраст, который ограничивает возможность говорить об устойчивых девиациях поведения.

Гиперактивное поведение в дошкольном возрасте очень распространено в последнее время. Данной проблемой занимались исследователи Кумарина Г. Ф., Вайнер М. Э., Вьюнкова Ю. Н. и др. Данный вариант поведения связан, прежде всего, с биологическими предпосылками и зачастую рассматривается как заболевание. В медицинских справочниках оно значится как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (сокращенно СДВГ). Диагноз основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней [3] для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания (F-90). Причинами такого поведения могут быть патологические роды, асфиксия при рождении и наследственный фактор гиперкинетического расстройства.

Такие дети требуют к себе особого внимания. Их поведение отличается сверхактивностью, но и быстрой утомляемостью. Процессы возбуждения превалируют над процессами торможения и ребенка трудно успокоить. Ввести в спокойный ритм работы или игры. Переключаемость внимания также низкая. Начиная с 5–6 лет коррекция данного поведения может заключаться в комплексных действиях медицинского и психологического характера.

Агрессивное поведение также характерно для детей дошкольного возраста. Проблемой детской агрессивности занимались такие исследователи как А. Адлер, А. Бандура, Д. Доллард, О. П. Елисеев, К Лоренц, Е. И. Рогов, Э. Фром и др.

Т. Б. Мелешко в своих исследованиях выделила источники детской агрессивности: «…чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка»; «…столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей»; «…отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности» По ее мнению, «в дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков» [2].

Среди причин детской агрессивности мы можем выделить недостаточное развитие коммуникативных навыков, низкий уровень саморегуляции и нарушения семейного воспитания. Агрессия у детей дошкольного возраста проявляется чаще всего в ситуациях завоевания авторитета и отстаивания своих интересов, в том случае, если ребенок не обучен навыкам общения. Но чаще всего агрессия — это результат эмоционального неблагополучия, попытка психологически защититься от враждебного общества.

Демонстративное поведение — еще один вид отклоняющегося поведения в дошкольном возрасте. Демонстративное поведение характеризуется повышенной потребностью во внимании окружающих. Такое поведение направлено на желаемого взрослого.

Дети с ярко выраженным демонстративным поведением активны в общении, но в большинстве своем они не испытывают интереса к сверстникам и деятельности с ними. Их активность направлена на получение внимания: они говорят о себе, показывают игрушки, результаты деятельности (рисунки, лепку). Главная цель демонстративного поведения — это самоутверждение и поощрение. Завышенные требования к взрослым предъявляются детьми в семье которых преобладает гиперопека как стиль семейного воспитания.

Особый вариант демонстративности — негативная демонстративность. Это происходит тогда, когда ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Причиной демонстративности в детстве является недостаток внимания взрослых к детям, так называемая — эмоциональная депривация. Развитию данного поведения способствует гипоопека как стиль воспитания в семье. У такого ребенка к дошкольному возрасту созревает гипертрофированная потребность в эмоциональных контактах.

В том и другом случае к концу дошкольного возраста у детей с демонстративным поведением формируется демонстративно-истероидный характер. Ребенок реагирует на стресс неадекватно (неконструктивно), а в виде истерик, скандалов, явных психосоматических реакций (аллергий разного характера, головных болей, неврастении).и не случайно демонстративное поведение является основой суицидального поведения в последующих возрастных группах.

Таким образом, на основании вышесказанного нами было проведено исследование в старших и подготовительных группах детского сада. Возраст детей на момент исследования 5–7 лет. Количество испытуемых 30 человек. Из них 12 девочек и 18 мальчиков.

Цель нашего исследования — изучить особенности поведения в дошкольном возрасте и выявить коррекционные группы по видам отклоняющегося поведения.

Для исследования нами были выбраны стандартизированные методы адаптированные к возрастным особенностям: анализ медицинских карт воспитанников, анализ семейной ситуации, наблюдение, анализ продуктов деятельности (рисунок), диагностическая игра.

На основании диагностики нами были выделены следующие категории детей, нуждающихся в коррекционной работе.

3 человек из 30 детей склонны к гиперактивному поведению, о чем у 1 человека есть запись в медицинской книжке с диагнозом СДВГ. Это составляет 10 % от общего количества детей.

Дети с гиперактивностью требуют большего внимания взрослого поэтому для них необходимо организовать коррекционно-развивающие занятия в группах по 2–3 человека, так как требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. С гиперактивными детьми хорошо работают музыко- и арттерапии. Эта деятельность помогает сосредоточиться и отрабатывает умение доводить начатое дело до конца. Психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей осуществляется во взаимодействии с медицинским персоналом ДОУ и родителями. Родителям необходимо провести просветительскую беседу-консультацию о необходимости соблюдения режима дня для детей.

Детей со склонностью к агрессивному поведению было выявлено 8 человек из 30 испытуемых, что составляет 27 % от общего количества детей. Из 8 человек 3 человека — дети из неполных семей, 1 человек из сводной — семьи.

Целью коррекционно-развивающей работы с данной группой будет развитие коммуникативных навыков, навыков саморегуляции, формирование эмпатии и доверия к людям. Занятия планируются в игровой форме с элементами тренинга. Для родителей данной категории детей необходимо провести консультативную лекцию о причинах агрессивного поведения ребенка и приемах сглаживания агрессивных вспышек у ребенка.

Детей с демонстративным поведением выявлено 5 человек, что составляет 16 % от общего количества испытуемых. Из 5 человек — 2 человека из неполных семей. 1 ребенок является единственным в семье с высоким уровнем достатка. Родители всегда на работе, ребенок видит их крайне редко, большую часть времени проводит с няней. Игрушки и вещи дорогие, но ценности для ребенка не представляют.

Для детей этой группы мы постараемся создать специальные условия, в которых ребенок должен почувствовать и пережить чувство коллектив и сопричастности друг с другом во взаимодействии. Это могут быть ролевые игры, хороводные игры, подвижные игры с правилами и другие, но без соревновательного плана. Дети должны научиться видеть в сверстниках друзей и партнеров, чувствовать радость от общего достижения и научиться делить эту радость вместе со всеми детьми. Педагоги, работающие с такими детьми, должны как можно меньше сравнивать деятельность детей, противопоставлять их друг другу. Нельзя забывать и о том, что коррекция поведения ребенка всегда происходит в совместной деятельности. Только вместе со взрослыми — родителями и при квалифицированной помощи педагогов ребенок качественно усвоит не только элементарные знания, но и нормы и общепринятые правила поведения.

Таким образом нами выяснены причины отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста, изучены особенности поведения у детей 5–6 лет и намечены пути коррекции выявленных отклонений.

Литература:

  1. Ковалев В. В., Мариничева Г. С., Ермолина Л. А.. Нарушения поведения у детей с умственной отсталостью (по данным эпидемиологического исследования) // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1986. — № 10.
  2. Мелешко Т. Б. Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 34–39
  3. МКБ-10: раздел Психические и поведенческие расстройства / Российское общество психиатров. URL: (дата обращения: 14.10.2016).
  4. Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии, Книга 2, Методология и методы социологических исследований. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2013. — 415 с.
  5. Шуакбаева Б. С. Основные подходы к объяснению девиантного поведения [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 91–93

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, демонстративное поведение, поведение, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, детская агрессивность, семейное воспитание, категория детей, группа.

moluch.ru

Статья «Девиантное поведение у детей дошкольного возраста».

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста.

hello_html_447a311f.jpg

Сегодняшняя современность нашего общества постоянно вызывает существенные проблемы в воспитательном процессе детей. Одним из таких доказательств являются поступки детворы дошкольного возраста, сопровождающиеся порой агрессивностью и различными конфликтными ситуациями. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста проявляется в асоциальных действиях, низком уровне интереса к учебному процессу, замкнутость в общении одногодок.

Такие проявления представляют собой отступления от нормы. Характеризуя поведение малыша, мы имеем в виду ряд поступков, отличающихся от принятых норм, полностью выходящих за ее границы. В социальной сфере такие проявления относятся к типу угрожающих обществу или отдельным людям в нем. С точки зрения медицины девиантность рассматривается как состояние нервно-психического здоровья. Психология относит их к ошибочным решениям конфликтных вопросов, способных принести ущерб обществу и себе.

Главные причины

Их достаточно много, и сложность не позволяет определить наиболее решающую, тем более привязать ее к какому-либо отдельно взятому случаю. Гораздо чаще первопричиной является комплекс проблемных вопросов, связанных с социальными и биологическими факторами, развитием ребенка, особенностями окружающей среды.

Причины медицинского и биологического характера можно выделить несколькими группами – врожденными, наследственными или приобретенными. Ясно уже, что вызваны они могут быть поражением плода в срок беременности, наследственностью, полученной от родительских ген, или нарушениями жизненного процесса ребенка.

К социальной группе относятся нарушения в поведении, ставшие следствием неблагополучной атмосферы в семье. Плохая семейная атмосфера и нарушения в методике воспитания, утрата одного языка с родителями, отсутствие стремления создавать правильные взаимоотношения с окружающими – главные причины девиантности в поведении ребенка перед школой.

Неумение или нежелание взрослых разъяснять малышу правила дисциплины, соблюдения культуры и прочее формирует у малыша искаженность в общеизвестных нормах поведения. Негативное воздействие может вызвать и частота использования запретов на какие-либо поступки. В таких моментах вполне возможно развитие у малыша обратной реакции защитного характера, проявляющейся в форме аномального поведения. Нередко это переходит в открытые гневные выступления на какой-нибудь запрет со стороны взрослых.

Профилактические действия

Главной проблемой является отсутствие умения контролировать свое поведение, пользоваться поддержкой окружающего коллектива. Чтобы устранить эти искаженные реакции, необходимо принимать следующие меры воздействия:

— формировать у малыша заинтересованность к окружающему коллективу и стремление к взаимопониманию;

 — закреплять полученный опыт общения, знание правил поведения;

—  вырабатывать умение вести себя адекватно;

 — приучать малыша контролировать свои чувства эмоционального характера;

—  учить его уметь вести себя в разной обстановке.

Все эти способы должны иметь под собой основу, интересную сначала самому ребенку. Лучше всего делать это в виде подвижных игр, обыгрывания «сложных ситуаций», читки и разбора сказок. Именно они будут способствовать формированию у ребенка понятий о добре и зле, учить верно, оценивать поступки, главным образом собственные.

В сложных ситуациях лучше не экспериментировать самим, а обратиться за советом к квалифицированным специалистам.

infourok.ru

Педагогические и психологические причины формирования девиантного поведения дошкольников. Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников.

Педагогические и психологические причины формирования девиантного поведения дошкольников. Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников.

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

 Мы рассмотрим педагогические и психологические причины формирования девиантного поведения дошкольников.

Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

 

Психологические причины

У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:

  1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.

  2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.

  3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.

  4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.

  5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:

  • коммуникативные и подвижные игры;

  • разыгрывание «трудных ситуаций»;

  • ритмические игры со словами;

  • музицирование и танцы;

  • чтение и обсуждение сказок.

Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете, все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей 

 

infourok.ru

«Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста» 

Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Это поведение, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения.

В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.

По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребенка. Это поведение связано с нарушением ребенком соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений.

Отклоняющееся поведение в рамках педагогической проблемы характеризуется следующими особенностями, затрудняющими процесс обучения и воспитания детей.

  1. Девиантное поведение ребенка может быть обусловлено спецификой протекания психических процессов, что может выражаться в их повышенной либо заторможенной подвижности.
  2. Девиантное поведение может быть следствием типологических черт личности и характера ребенка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

Нарушения поведения имеют в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость ЦНС, обусловленную, как возрастной незрелостью, неблагоприятной беременностью и родами.

К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма. Выделяют физическую агрессию (драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их) ; вербальную агрессию (оскорбляют, дразнят, ругаются). Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребенка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

Гиперактивный ребенок – ребенок с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивный ребенок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

Дисфория — расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребенок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

Рассмотрим причины возникновения девиантного поведения у старших дошкольников. В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

Анализ научной литературы позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины девиантного поведения детей:

1) возросшая напряженность жизни, повышает тревожность. Многие склонны к пересмотру норм поведения, становятся все менее цивилизованными;

2) большое давление на неокрепшие умы и нервы дошкольников вызывает рассогласование между тем, что видит в реальной жизни ребенок;

3) широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания – от непонимания моральных норм до нежелания считаться с ними;

4) интеллектуальная неразвитость, душевная черствость;

5) неблагоприятная наследственность;

6) неустойчивость нервных процессов;

7) асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, преступный образ жизни и т. п.) ;

8) чрезмерный контроль со стороны взрослых или, полное безразличие к ребенку;

9) неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка;

10) замедленные темпы социального и морального, умственного развития;

11) педагогическая запущенность и др.

Решение проблемы девиантного поведения дошкольников всегда должно начинаться с выявления причин. Правильно выявленные причины будут способствовать грамотно выстроенной и эффективной профилактической работе.

Профилактическая социально-педагогическая программа «Предупреждение девиантного поведения старших дошкольников»

 

На данный момент одной из наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка, но к сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.

Многие отечественные педагоги такие как: М. А. Галагузова, Р. В, Овчарова, Л. Я. Олиференко, С. А. Беличева и др. рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость) , различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) .

Существующие социальные проблемы заставляют задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.

Среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам, к которым, в первую очередь, можно отнести напряженный ритм жизни (особенно в условиях крупного города) ; неблагополучие и дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания. Все это может привести к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».

Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.

Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных детей, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.

Все мы знаем, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, поэтому основное внимание в работе по профилактике девиантного поведения было уделено такой форме как «Сказкотерапия» и разработке занятий по снятию напряжения.

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.

При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

С целью профилактики девиантного поведения у детей дошкольного возраста была разработана социально-педагогическая программа«Путешествие в сказку»,

которая будет реализована на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад п. Молочные Дворы Плавского района, Тульской области.

Целью программы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.

Целевая группа: дети 6-7 лет.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

— выявление детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;

— обучение способам работы в группе, развитие навыков общения;

— профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение) ;

— формирование у воспитанников адекватной самооценки;

— ориентация на позитивные социальные и личностные ценности;

— организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.

Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:

— комплексность – организация воздействия на различных уровнях социального пространства;

— дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения;

— аксиологичность – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

— многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы;

— максимальная активность детей;

— устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего;

— принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми.

методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, рисуночные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Рисунок семьи», «Лист наблюдения за агрессивными детьми», анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?».

Правовой базой для реализации программы являются:

— Конституция Российской Федерации;

— Конвенция ООН о правах ребенка.

Ожидаемые результаты:

— формирование здорового образа жизни, профилактика агрессивного поведения, снижение гиперактивности, формирование доброго отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива детей старшего дошкольного возраста;

— усиление роли семьи в воспитании детей;

  • формирование у детей и их родителей основных навыков общения с окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.

Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:

  1. Снижение уровня агрессии;
  2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;
  3. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста.

Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.

Программа предназначена для детей 6-7 лет и рассчитана на 8 месяцев. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю в течение 30-40 минут, первое занятие (вторник) — направленное на снятие напряжения, второе занятие (пятница) -«Путешествие в сказку» — театрализованные представления детьми. Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и завершающий, в каждом из которых предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями.

Представленная социально-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет свое содержание на каждом из этапов ее реализации.

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

— провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;

— сформировать группы учащихся, нуждающихся в профилактической работе;

— обучение способам общения в группе – выработка правил;

— беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.

В процессе реализации первого этапа, проводится:

  1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и тихого часа.
  2. Графические методики « КАКТУС», «РИСУНОК СЕМЬИ», (приложение 1) .
  3. Беседа.
  4. Анкетирование родителей (приложение 2) .
  5. Анкетирование детей
  6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.
  7. Размещение социальной рекламы.

Подробней infourok.ru

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Сегодняшняя современность нашего общества постоянно вызывает существенные проблемы в воспитательном процессе детей. Одним из таких доказательств являются поступки детворы дошкольного возраста, сопровождающиеся порой агрессивностью и различными конфликтными ситуациями. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста проявляется в асоциальных действиях, низком уровне интереса к учебному процессу, замкнутость в общении одногодок.

Что это?

Такие проявления представляют собой отступления от нормы. Характеризуя поведение малыша, мы имеем в виду ряд поступков, отличающихся от принятых норм, полностью выходящих за ее границы.

В социальной сфере такие проявления относятся к типу угрожающих обществу или отдельным людям в нем. С точки зрения медицины девиантность рассматривается как состояние нервно-психического здоровья. Психология относит их к ошибочным решениям конфликтных вопросов, способных принести ущерб обществу и себе.

Главные причины

Их достаточно много, и сложность не позволяет определить наиболее решающую, тем более привязать ее к какому-либо отдельно взятому случаю. Гораздо чаще первопричиной является комплекс проблемных вопросов, связанных с социальными и биологическими факторами, развитием ребенка, особенностями окружающей среды.

Причины медицинского и биологического характера можно выделить несколькими группами – врожденными, наследственными или приобретенными. Ясно уже, что вызваны они могут быть поражением плода в срок беременности, наследственностью, полученной от родительских ген, или нарушениями жизненного процесса ребенка.

К социальной группе относятся нарушения в поведении, ставшие следствием неблагополучной атмосферы в семье. Плохая семейная атмосфера и нарушения в методике воспитания, утрата одного языка с родителями, отсутствие стремления создавать правильные взаимоотношения с окружающими – главные причины девиантности в поведении ребенка перед школой.

Неумение или нежелание взрослых разъяснять малышу правила дисциплины, соблюдения культуры и прочее формирует у малыша искаженность в общеизвестных нормах поведения. Негативное воздействие может вызвать и частота использования запретов на какие-либо поступки.

В таких моментах вполне возможно развитие у малыша обратной реакции защитного характера, проявляющейся в форме аномального поведения. Нередко это переходит в открытые гневные выступления на какой-нибудь запрет со стороны взрослых.

Профилактические действия

Главной проблемой является отсутствие умения контролировать свое поведение, пользоваться поддержкой окружающего коллектива. Чтобы устранить эти искаженные реакции, необходимо принимать следующие меры воздействия:

  1. формировать у малыша заинтересованность к окружающему коллективу и стремление к взаимопониманию;
  2. закреплять полученный опыт общения, знание правил поведения;
  3. вырабатывать умение вести себя адекватно;
  4. приучать малыша контролировать свои чувства эмоционального характера;
  5. учить его уметь вести себя в разной обстановке.

Все эти способы должны иметь под собой основу, интересную сначала самому ребенку. Лучше всего делать это в виде подвижных игр, обыгрывания «сложных ситуаций», читки и разбора сказок. Именно они будут способствовать формированию у ребенка понятий о добре и зле, учить верно оценивать поступки, главным образом собственные.

В сложных ситуациях лучше не экспериментировать самим, а обратиться за советом к квалифицированным специалистам.

Читайте так же:

Ссылка на источник razvitiedetei.info

Девиантное поведение ребенка. Что это?

Сам термин «девиантное» появился от английского слова deviation, что в переводе означает «отклонение». Девиантное поведение – эта такая форма социального поведения, которая противоречит общепринятым нормам, идет вразрез с ними. Например, девиантным поведением можно назвать совершение субъектом поступков, неприемлемых для того или иного общества (преступные действия, алкоголизм, наркомания, проституция, суицидальные наклонности и так далее) . Чаще всего предпосылки к девиантному поведению проявляются еще в детстве и достигают своего расцвета к подростковому возрасту.

Причины девиантного поведения

Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – на биологические и на психологические.

Биологические причины:

  • врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения) ;
  • психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология) 
  • физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность) .

Психологические причины:

  • психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость) ;
  • недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь) .

Типы девиантного поведения

Принято выделять три вида девиантного поведения:

  • Деструктивное поведения (человек причиняет вред самому себе как в физическом, так и в психическом плане; например, мазохизм) .
  • Асоциальное поведение (человек, причиняя вред себе, доставляет неудобства и социуму, в котором живет; например, алкоголизм) .
  • Противоправное поведения (человек причиняет вред другому человек; например, грабеж) .

Девиантное поведение может выражаться в форме поступка (драка) , постоянной деятельности (воровство или проституция) или образа жизни (примыкание к какой-либо преступной группировке) . Не столь важно, какая из этих форм поведения была замечена вами за вашим ребенком – при малейших намеках нужно немедленно бить тревогу. Нельзя сказать, какая из этих форм страшнее – все они по-своему ужасны.

Для большего удобства можно разделить девиантное поведение на следующие разновидности:

  • преступность (самое опасное из всех известных отклонений от принятых обществом норм, особенно распространенное среди молодежи в возрасте от 13 до 20 лет) ;
  • алкоголизм (если верить социальным исследованиям, более 70% граждан в возрасте от 13 до 15 лет не раз пробовали спиртное) ;
  • самоубийство (может быть как следствием деструктивного поведения, так и асоциального; человек может решить свести счеты с жизнью по целому ряду причин – отказ в близости, конфликты в семье, недовольство собственной личностью, помутнение рассудка из-за чрезмерного употребления алкоголя или наркотический веществ и так далее) .

Примечательно, что все виды девиантного поведения очень тесно связаны между собой. Так, например, алкоголизм может привести и к проституции, и к насилию, к попыткам суицида. Начав с разрушения своей собственной личности, человек нередко начинает испытывать желание уничтожить и личность другого.

Коррекция девиантного поведения у ребенка

Как и в случае с любой другой болезнью, чем раньше начать лечить девиантное поведение, тем лучше для пациента. Если вы озабочены судьбой вашего чада, если вы не хотите, чтобы со временем он стал отъявленным негодяем, при первых же тревожных симптомах обратитесь к доктору. Для выявления поведения, отклоняющегося от нормы, врачи используют психологический и клинический методы.

Психологический метод диагностики девиантного поведения – это проведение тестов. Он выявит не только нарушение поведения, но и склонность кпсихологическим расстройствам, уровень самооценки, восприятия своего собственного «Я». По итогам тестов будет определено, нуждается ли ребенок в помощи психиатра.

Клинический метод – это разговор с ребенком, опрашивание его родителей и учителей. На сегодняшний день последний метод является наиболее распространенным, хотя первый, безусловно, гораздо более действенный.

Очень важно, чтобы ребенок сам понял, что его поведение не соответствует нормам, что он причиняет боль себе, своим близким, что он разрушает свою еще даже толком не начавшуюся жизнь. Если этого не произойдет, если родители и доктора не смогут объяснить подростку, что так жить просто нельзя, лечение может и не принести никаких результатов.

В крайнем случае помощь могут только оказать сильные фармацевтические препараты. Хотя чаще всего из ребенка сделать полноценную личность получается и без них, если, конечно, родители были бдительными и внимательными.

 

semenova-lytmdou18.edumsko.ru

Статья по теме: Нарушения поведения у дошкольников.

Решение для централизованного управления Cisco (ISE) позволяет эффективно определять политики информационной безопасности и управлять ими в масштабе всей организации.

Некоторый ключевой функционал Cisco ISE:

Решается задача поддержки «любого устройства» помощью политики контроля доступа в корпоративной сети;

Различаются корпоративные и личные пользовательские устройства;

Автоматизируется функционал обеспечения информационной безопасности по всей организации при помощи средств контроля доступа, реализованных на уровне сети;

Обеспечение соответствия нормативным требованиям в области информационной безопасности.

Высокий уровень безопасности достигается при помощи аутентификации по протоколу IEEE 802.1x, совместно с которым возможно расширение функционала решения при помощи механизмов профилирования и оценки состояния подключаемых клиентов по множеству критериев.

Кроме устройств, которые поддерживают протокол

е для централизованного управления Cisco (ISE) позволяет эффективно определять политики информационной безопасности и управлять ими в масштабе всей организации.

Некоторый ключевой функционал Cisco ISE:

Решается задача поддержки «любого устройства» помощью политики контроля доступа в корпоративной сети;

Различаются корпоративные и личные пользовательские устройства;

Автоматизируется функционал обеспечения информационной безопасности по всей организации при помощи средств контроля доступа, реализованных на уровне сети;

Обеспечение соответствия нормативным требованиям в области информационной безопасности.

Высокий уровень безопасности достигается при помощи аутентификации по протоколу IEEE 802.1x, совместно с которым возможно расширение функционала решения при помощи механизмов профилирования и оценки состояния подключаемых клиентов по множеству критериев.

Кроме устройств, которые поддерживают протокол 802.1х, Cisco ISE позволяет аутентифицировать устройства по протоколу (MAB). Это решает проблему безопасного подключения для следующих устройств: принтеры, IP- камеры, UPS, терминалы, станции ВКС, турникеты и других.

Аутентификация — процедура проверки подлинности. Например: аутентификация пользователя по паролю.

Авторизация — процедура предоставления аутентифицированному пользователю определенных прав на выполнение действий. Например: предоставление доступа к выполнению только нескольких команд на оборудовании; предоставление доступа только к некоторым файлам на сервере.

Термин для обозначения программного обеспечения на стороне пользователя, посредством которого предоставляются данные для аутентификации.

RADIUS — протокол для реализации процедуры аутентификации, авторизации и сбора сведений об использованных ресурсах.

Расширение протокола RADIUS при помощи механизмов изменения авторизации пользователя в реальном времени. Например: после успешной аутентификации и авторизации в результате несоответствия требованиям ИБ — преднамеренно ограничивается доступ пользователя в сеть.

Функциональные возможности Cisco ISE.

Использование стандартного протокола RADIUS для аутентификации, авторизации и учета (AAA).        

Протоколы Аутентификация. Поддерживает широкий диапазон протоколов аутентификации, включая PAP, MS-CHAP, (TLS).        

Модель политики. Поддерживает модель политики на основе правил и условий для создания гибких и важных для бизнеса политик контроля доступа. Позволяет задавать политики путем извлечения атрибутов из заранее определенных баз, в которых содержатся данные об учетных данных пользователей и оконечных устройств, оценке состояния, протоколах аутентификации, результатах профилирования и т. д. Атрибуты можно создать динамически и сохранить для использования в дальнейшем.

Контроль доступа. Поддерживает множество различных механизмов контроля доступа, включая загружаемые списки контроля доступа, назначение сетей VLAN, перенаправление по URL-адресам и добавление меток SGA, что позволяет использовать расширенные возможности сетевых устройств Cisco.        

В базе данных платформа содержатся предопределенные шаблоны конструкций для различных оконечных устройств, таких как IP-телефоны, принтеры, IP-камеры, смартфоны и планшеты. Администраторы могут создавать собственные шаблоны устройств.

Кроме того, администраторы могут задавать политики авторизации на основе типа устройства.

Платформа Cisco собирает сведения об атрибутах оконечных устройств с использованием средств пассивной сетевой телеметрии, путем активного сканирования оконечных устройств, а также путем взаимодействия с сенсорами устройств, функционирующими на коммутаторах Cisco.

Средства профилирования устройств, размещенные на Cisco, являются одним из элементов технологии профилирования Cisco ISE. Они позволяют коммутаторам быстро собрать сведения об оконечных устройствах, подключенных к ним, и передать собранные сведения по протоколу RADIUS платформе Cisco ISE для классификации устройств и назначения соответствующих политик.

Технология профилирования с использованием сенсоров не позволяет осуществить эффективный сбор сведений об оконечных устройствах в рамках распределенной, а также обеспечивает платформы, упрощает развертывание и позволяет повысить эффективность классификации устройств.        

Управление жизненным циклом гостевого доступа Платформа обеспечивает управление полным жизненным циклом гостевого доступа, при котором пользователи со статусом «Гость» могут получить контролируемый доступ к сети в течение ограниченного времени при поддержке администратора или путем самостоятельной регистрации на портале гостевого доступа. Позволяет администраторам настраивать порталы и политики с учетом конкретных потребностей организации.        

Оценка состояния оконечных устройств        

Проводит оценку состояния оконечных механизмов для всех типов пользователей, подключающихся к сети.

Функционирует с использованием либо постоянно на агента, либо с использованием временно загружаемого агента. В процессе оценки состояния оконечных устройств оценивается соответствие оконечного устройства требованиям политик безопасности, таким как наличие последних исправлений для операционных систем и наличие пакета антивирусного программного обеспечения с самыми последними и актуальными антивирусными базами.

Развитая система оценки состояния оконечных позволяет выполнять проверку файловых переменных (версия, дата и т. д.), реестра (раздел, значение и т. д.) и приложений. Чтобы гарантировать соответствие оконечного устройства политикам компании, платформа Cisco ISE обеспечивает регулярное автоматическое обновление клиента и проводит повторную оценку состояния устройства.        

Сервис защиты оконечных устройств                

Позволяет администраторам оперативно предприльтВ обществе всегда существовали социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Нарушение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Говоря о нарушении поведения у детей, жизни. имеется в виду те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу друзей; наносят вред душевному и  физическому здоровью ребенка; негативно сказываются на адаптации к требованиям окружающего мира; ухудшают качество

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Существенную роль в жизни человека играют навыки, привычки, привычное поведение. Реализуя привычное поведение, ребенок поступает правильно, потому, что иначе не может поступить. Нередко ребенок знает как надо поступать, как надо себя вести, но поступает и ведет себя иначе, особенно когда его никто не видит.

Умение управлять собой дается с большим трудом дошкольникам. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится для детей регулятором поведения

Начиная со старшего дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, «механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать»

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в психологической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию нарушений поведения у детей.

Согласно справочной психиатрической литературе нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Оно проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил  

Аномальное поведение — ответная реакция ребенка на ситуацию, которая не соответствует его взглядам, оценкам, понятиям. Обычно эта реакция имеет болезненный характер. Если она сильно затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в сознании, то девиантное поведение становится нормой и переходит в расстройство

Расстройство — приобретенная форма поведения. Оно не связано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Обычно сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, создающая для него определенные трудности и приводящая к переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания

Отклонения поведения от нормы, также называют аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Все эти названия говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющимся  

Девиантное (отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно называют поведение детей, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение — это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию

Кроме главной и всеобъемлющей причины — нарастания напряженности жизни, вызывающей постоянную тревожность у людей и деформирующей их поведение, действуют факторы воспитательные. Девиантное поведение — почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание — это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет и формируются нормальные люди

Естественная реакция у каждого ребенка своя. Она обусловлена пониманием ситуации (прошлым опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирования. У детей характеры разные, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся — для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.

Причины неконструктивного поведения детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы.

В некоторых случаях нарушения поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном (гипервозбудимом) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности

В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми

Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (воспитатели, родители) обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникновением. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе

Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности (эстетической, игровой, трудовой, спортивной и др.) воспитательной среде. Нарушения в поведении также появляется у детей из-за незнания правил поведения  

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д/сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива

Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребенок приобретает привычку вести себя неорганизованно, недисциплинированно.

Отечественные и зарубежные исследователи предложили различные подходы к типологии нестандартного поведения. Большая их часть принадлежит врачам и психологам и основывается на анализе психических особенностей людей, таких, например,  как направленность,  мотивация,  характер,  темперамент.

И. П. Подласый предлагает следующие типы нарушений поведения

Видимые проявления

Эмоциональные

состояния

Цели девиантного поведения

Особенности проявления

Чем вызвано поведение

Группы коррек-ции

Непослушание

Легкое напряжение

Эмоциональная разрядка

Сопротивление просьбам

Особенности возраста

Шалость

Напряжение средней степени

Выпуск избыточной энергии

Сопротивление требованиям

Особенности возраста

Озорство

Двигатель-ное беспокойство

Устранение двигательного беспокойства

Постоянное сопротивление советам

Особенности возраста

Проступок

Беспокойст-во

Реализация требований

Сознательное нежелание правильно вести себя

Трудности адаптации

Девиантного поведе-ния

Негативизм

Легкая тревожность

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о