Девиантное поведение в подростковом возрасте – Девиантное поведение подростков: причины, как избежать

Девиантное поведение в подростковом возрасте.

Девиантное поведение в подростковом возрасте.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. В настоящее время потребность в изучении причин девиантного поведения школьников и особенностей их воспитания и коррекции поведения велика.

 В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

В возрасте 13-15 лет подростки очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от компании, быть как все. Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной девиантного поведения подростка может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.). При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Возрастные кризисы характеризуются переходом к новому типу взаимоотношений со взрослыми, рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе от одного периода возрастного развития в другой, они часто сопровождаются депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. В связи с вышесказанным период подросткового кризиса наиболее сенситивен для возникновения различного рода девиаций.

Проявлениями девиантного поведения могут быть отдельные поступки или их совокупность, которые входят в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. Например, разновидностями аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Крайне опасными проявлениями девиации следует считать такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера и др. К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести делинквентное (противоправное) поведение. Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так и в индивидуальном порядке.  

Во школе проводятся диагностическое отслеживание состояния детей и подростков, выявление детей «группы риска», психологические консультации для детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр.

Наиболее эффективна ндивидуальная работа с детьми с девиантным поведением. Она предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения ребенка в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, веру в себя, позволяет по-новому взглянуть на свое поведение.

В некоторых учебных заведениях распространенной формой работы с «трудными детьми» является использование вариативных форм обучения — классов коррекции, классов выравнивания, обучения по индивидуальным планам. Практически, к сожалению, не используется обучение «трудных детей» в разновозрастных группах, хотя, как показывают исследования, это весьма эффективный способ организации обучения именно для такой категории детей.

И, наконец, скорее исключением, нежели правилом, является создание групп взаимопомощи из самих подростков, широко используемых в зарубежных школах и имеющих большой эффект.

Наибольшую трудность психологи испытывают в работе с агрессивными детьми, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства. Серьезные затруднения связаны с такими проблемами, как воровство, наркомания, грубость в общении, особенно с употреблением ненормативной лексики, неадекватное сексуальное поведение, драки, участие в асоциальных группировках, ненависть к своим родителям, а также работа с родителями из так называемых неблагополучных семей.

 При работе с трудными детьми необходимо их включение в работу спортивных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам, должны быть разработаны специальные меры по включению их в общественную жизнь, где они смогли бы проявить себя и свою инициативу. Однако те конкретные виды работ, которые под этим подразумеваются, вряд ли могут быть так охарактеризованы. Это участие в уборке класса, сельхозработах, ремонте мебели и школы, походы, работа в тренажерных залах. Эти формы деятельности стали уже традиционными много лет назад, и реорганизация их с тем, чтобы они стали привлекательными, особенно для девиантных детей, требует немалой изобретательности.

Не стоит забывать о принципе социального

 закаливания девиантных детей который предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

♦ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

♦ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

♦ не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

♦ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

♦ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

В интеллектуальной сфере, необходимо формировать у ребенка с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). Благодаря им корректируются и организуются поведение и деятельность личности.

Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в «другом», в контакте с себе подобными. Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

Хотелось бы отметить, что воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений — это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность осуществлять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей.

В заключении хочется напомнить, что девиантное поведение проявляется как отклонения от общепринятых культурных образцов, либо не причиняющие слишком большого вреда окружающим, как, например, в случаях нарушений норм этикета и прочих элементарных поведенческих стандартов, либо направленные своим деструктивным потенциалом в первую очередь против самих субъектов девиаций. Носителями этих отклонений могут быть как представители молодежи, находящиеся на различных стадиях незавершенной социализации, либо паразитарные социальные элементы — бродяги, бомжи, профессиональные нищие и т. п.

Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения. Поэтому в ряде случаев девиации причисляются к противоправным деяниям и подлежат нормативному контролю со стороны органов правопорядка и соответствующих отраслей законодательства.

 

infourok.ru

Девиантное поведение подростков – формы, причины, профилактика

Девиантным поведением называется склонность человека к совершению поступков, которые не приемлемы в обществе. Однако девиантное поведение бывает разным: одни подростки могут лишь грубо общаться со взрослыми, в то время как другие будут употреблять наркотики или заниматься преступными действиями. В любом случае необходимо выяснять причины девиантного поведения, чтобы выделить формы и способы профилактики.

Интернет-журнал psytheater.com обращается к родителям, которые достаточно резко реагируют на попытку их ребенка отстоять свое мнение и поступить по-своему. Со временем все родители приходят к тому, когда их ребенок говорит: «Я сам буду решать, как мне жить». И здесь взрослые в большинстве своем негативно начинают относиться к подобному заявлению, хотя на самом деле в нем нет ничего криминального.

Если данную статью читают родители, то понимание сути подросткового периода позволит им не только установить контакты со своими детьми, но и помочь создать такое общество в будущем, которое будет жить иначе, а не так, как это есть сейчас.

Кто такой подросток? Это человек, который находится на пороге перехода из своего детства во взрослую жизнь. Непонимание родителей того, что их дети теперь начинают становиться взрослыми, тормозит процесс взросления этих детей. «Ты должен учиться», «Скоро тебе поступать. Садись за учебники», «Не выучишься, не получишь хорошей работы» — дорогие родители, подобными словами вы навешиваете на своих детей собственные страхи и убеждения. Возможно, мир изменился, и ваши дети видят другие способы самореализации в нем. А вы живете по своим старым правилам, которые бытовали тогда, когда вы сами еще были подростками.

Подросток – это не ребенок, но еще и не взрослый человек

Подросток не является ребенком, поскольку даже его тело говорит о готовности жить взрослой жизнью. Половое созревание является ярким показателем того, что подросток уже перестал быть ребенком. А бушующие в нем внутренние процессы и развитие психики побуждают даже задумываться над тем, как заработать деньги. Ребенок не будет обременять себя заботами, которые могут за него сделать мама и папа. А подросток уже противится любой опеке своих родителей, что говорит о достижении им взрослого состояния. Он теперь не хочет быть опекаемым, а сам желает опекать, чувствовать себя сильным и самостоятельным. Но родители и все взрослое общество пока ему в этом только мешают.

Подросток еще не является взрослым человеком. Родители и взрослое общество правы, когда говорят о незрелости подростков. Почему подростки не кажутся взрослыми, хотя уже заявляют о своих правах? Потому что они пока еще только начинают входить в тот мир, в котором живут взрослые люди. Они его не знают, но желают узнать. Они пока еще не умеют в нем жить, но уже имеют намерение научиться. Подростки пародируют поведение взрослых людей всеми возможными способами. Они видят, что взрослые зарабатывают деньги, — и сами хотят устроиться на работу. Они видят, что взрослые выпивают, — и сами начинают пить. Девушки видят, что женщины красятся и привлекательно одеваются, — и сами начинают покупать взрослую одежду и косметику. Парни видят, что мужчины говорят об интимных утехах, — и сами начинают познавать эту науку.

Другими словами, подростки еще не стали взрослыми людьми. И непонимание родителей того, что за один день невозможно из ребенка превратиться во взрослого человека, заставляет их вести себя очень жестко и категорично со своими детьми. Подросток еще не избавился от своих детских привычек, поэтому родители к нему и относятся, как к ребенку. А подростка это раздражает, поскольку он полностью поглощен тем, чтобы сбросить с себя шкуру «детства» и стать взрослым человеком. Однако родители своим отношением к нему тормозят его в этом стремлении.

Конечно, нелегко родителям принимать тот факт, что к ребенку нужно относиться, как к другу, который имеет право своего голоса, может теперь сам принимать решения и делать то, что считает нужным. Родители видят, как ребенок ошибается на каждом своем шагу, что вполне нормально, когда только начинаешь учиться ходить «по-взрослому». Поэтому они пытаются вернуть все обратно, когда своими нравоучениями и наставлениями просто ограждали сами себя от любых проблем, которые мог сотворить их ребенок. И это раздражает подростка, который снова ощущает на себе оковы детства, от которых желает избавиться.

Подростки бунтуют – и поступают правильно! Если бы подростки не бунтовали, тогда ни о каком прогрессе человечества не могло идти и речи. Родители могут дать детям только то, что входит в их собственный опыт. Но если родители не развиваются сами, не меняются вместе с миром, то ничего, кроме старых традиций и правил, они не могут дать детям. Но, дорогие родители, ваши дети живут в новом мире. С тех времен, как вы сами были подростками, мир изменился. И ваши дети видят его настоящим. А ваши попытки привить им старые традиции, лишь забрасывают их в ваше время, которое уже прошло. Давайте тогда все вернемся в каменный век и будем жить в пещерах, как это было с предками! Звучит глупо? А не глупо заставлять своего ребенка жить так, как это было в ваше время, а не действовать в том мире, который существует сейчас? Вы, дорогие родители, тоже ошибаетесь. Позвольте своему подростку повзрослеть и узнать тот мир, который существует сейчас.

перейти наверх

Что такое девиантное поведение?

Не каждый бунт является положительным. Есть такие формы подросткового поведения, которые не должны пускаться на самотек и обязательно наказываться взрослыми с целью дальнейшего его предотвращения. Под девиантным поведением может пониматься как грубое слово, так и преступное действие. И в каждом случае взрослые должны решать, как им реагировать на поведение подростка, который явно находится в психологическом дисбалансе.

Девиантное поведение – это совершение поступков, которые противоречат закону, правилам, морали и этики. Девиантное поведение противостоит морали и ценностям общества. Нередко подростки идут против родительского слова, поскольку хотят показать свою независимость и способность самим решать, как им действовать. Однако в любом случае специалисты говорят о том, что девиантное поведение совершается людьми под влиянием внутреннего психологического разлада, к которому нередко приводят сами родители.

перейти наверх

Причины девиантного поведения

Чтобы предотвратить девиантное поведение или понять, как его устранить в случае возникновения, необходимо знать причины. Они всегда кроются в том, что подросток находится в определенном дисбалансе внутри себя (между чувствами, желаниями, потребностями и т. д.) и никак иначе, кроме как путем совершения аморальных действий, не может достичь хоть какой-то гармонии.

Причинами девиантного поведения психологи называют:

  1. Проблемы с родителями, которые ребенок не может устранить.
  2. Мечтательность и фантазерство.
  3. Отсутствие любви и внимания со стороны родителей.
  4. Недостаточный надзор.
  5. Стремление уйти от опеки взрослых.
  6. Страх и тревога перед наказанием.
  7. Стремление изменить скучную обстановку.
  8. Результат жестокого обращения со стороны сверстников.

Нередко подростки прибегают к наркотикам и алкоголю, поскольку хотят показать себя уже повзрослевшими, утоляют свое любопытство, стремятся изменить свое психологическое состояние. Также следует отмечать развитие проституции и разгульного образа жизни среди молодых людей.

перейти наверх

Признаки девиантного поведения

Девиантное поведение можно распознать по такому признаку, как строгое опровержение всех установленных рамок и норм. Подросток идет против общества, желая показать, что он ему не подчиняется, а также может жить без него. Агрессивное и деструктивное поведение может быть направлено на окружающих или на самого себя, причем носить не одноразовый характер.

Признаками девиантного поведения являются:

  1. Социальная дезадаптация.
  2. Индивидуальное своеобразие.
  3. Возрастно-половое своеобразие.

Аморальное и противоправное поведение следует отличать от странностей, чудачества, эксцентричности, что не приносит вреда.

перейти наверх

Девиантное поведение подростков

Все больше подростков начинают демонстрировать девиантное поведение, которое заключается в устремленности на материальное благополучие (власть и деньги), личную выгоду и жизнь по принципу «хочу». Дети уже утрачивают морально-ценностные ориентиры, в чем нередко виноваты сами родители и общество в целом.

Подростки обычно поступают аморально и противоправно не по личной выгоде, а для того чтобы показать себя смелыми и сильными в глазах друзей. Если друзья поощряют такое поведение, тогда подросток будет дальше продолжать совершать противоправные действия.

Дети обычно не осознают того, какие поступки совершают, поскольку противостоять общественному мнению они могут лишь по достижении 18 и более лет. Девиантное поведение зависит от воспитания, материального и социального благополучия семьи ребенка, а также его окружения. Мальчишки и девчонки оценивают свои внешние данные, по которым и относят себя к определенной категории: сильные или слабые, красивые или уродливые.

Также на девиантное поведение влияет половое созревание, когда гормоны вызывают бурные эмоции у детей, которые еще не достигли моральной и психологической зрелости, чтобы справиться со своими переживаниями.

перейти наверх

Формы девиантного поведения

Формами девиантного поведения являются:

  1. Гиперкинетическое расстройство – безрассудство, импульсивность, склонность к случайностям. Ребенок не способен проявлять настойчивость, поэтому не доводит одно дело, переключаясь на другое.
  2. Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – поджоги, воровство, жестокость, разрушение вещей.
  3. Несоциализированное расстройство – одиночество, которое сопровождается драчливостью, вымогательством, грубостью, жестокостью, насилием, сопротивлением авторитетам, непослушанием, хулиганством, вспышками гнева и неконтролируемой ярости, индивидуализмом, разрушительными действиями. Подросток обычно не имеет друзей, не умеет конструктивно общаться, а если и имеет доброжелательные отношения, то обычно без доверия к людям.
  4. Социализированное расстройство – асоциальное поведение с эмоциональной неустойчивостью.
  5. Делинквентное нарушение – мелкие шалости и проступки без криминального подтекста.
перейти наверх

Классификация девиантного поведения

Классификация делит девиантное поведение на:

  • Криминогенный уровень – действия, которые нарушают закон: преступления, проституция и пр.
  • Докриминогенный уровень – действия против морали и правил, но не нарушающие закон.
  • Преддевиантный синдром – стойкое девиантное поведение, которое не меняется и постоянно возникает у подростка.
перейти наверх

Как проводить профилактику девиантного поведения в итоге?

Чтобы исключить девиантное поведение у подростков, необходимо проводить профилактику, которая избавит взрослых от устранения непригодных поступков. Профилактика должна совершаться на многих уровнях:

  1. Семья, где ребенок растет и воспитывается. Родители должны воспитывать в нем человеческие качества, уважение и ценности.
  2. Обстановка в детском садике и семье. Воспитатели должны уважать детей, а взаимоотношения между детьми должны регулироваться, чтобы отсутствовали стрессовые и конфликтные ситуации.
  3. Присутствие цензуры в СМИ. Ведь дети порой копируют поведение своих любимых героев с экранов телевизоров.
  4. Ограничение доступа к компьютерным играм, в которых присутствует насилие.

Также положительно повлияет пропаганда добрых и приятных отношений со всеми людьми, независимо от пола, возраста, мировоззрения. Многое начинается с родителей, чье поведение копируют дети, которые потом начинают его демонстрировать в обществе.

 

psytheater.com

Девиантное поведение подростков – причины, формы, коррекция

Девиантное или отклоняющееся поведение целесообразно рассматривать с двух сторон.

  • С одной стороны, это действия и поступки людей, которые не соответствуют принятым в обществе нормам. Такое поведение изучают психология и педагогика.
  • С другой стороны, это деятельность людей как социальное явление, которое проявляется в виде нарушения социальных стандартов, пренебрежения культурными ценностями, причинения вреда другим. В этом значении девиантное поведение – предмет изучения социологии и права.

Отклоняющееся поведение всегда отклоняется от нормы.

При этом понятие «нормальное поведение» сложно тем, что границы его достаточно размыты. Нормальным принято называть поведение, которое присуще большинству людей и одобряется в обществе. Но то, что в разные времена, в отдельных странах и культурах, в несхожих социальных слоях считается нормальным, то в других – нет.

К тому же общественные нормы довольно подвижны и постоянно меняются.

Девиантное поведение разрушительно, оно причиняет ущерб другим людям или самой личности, характеризуется систематичностью и вызывает социальную изоляцию и общественное осуждение.

Причины девиантного поведения подростков

На формирование девиантного отклоняющегося поведения влияет целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.

Биологические и психологические факторы связаны с:

  • анатомическими особенностями организма;
  • врожденными или приобретенными травмами, физическими дефектами;
  • поражениями и заболеваниями головного мозга;
  • психическими или умственными нарушениями;
  • наличием акцентуированных черт характера;
  • особенностями нервной системы и др.

Физическое и психическое развитие в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения. Превосходство отдельных юношей в силе и росте над слабостью или неполноценностью других, формируют эмоциональное напряжение, искажение образа «Я», желание компенсировать недостатки любыми способами.

Непропорциональное развитие отдельных сторон личности приводит к частым сменам настроения, вспышкам агрессии, эмоциональным расстройствам. Чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности сочетается с неуверенностью в своих силах и потребностью в нежности. Различия в темпах полового созревания и не до конца сформированная половая идентификация также влияют на поведение подростков, нередко вызывая впоследствии отклонения в интимной сфере.

Отдельно необходимо сказать про акцентуации подростков, так как именно в этом возрасте черты характера особенно заостряются.

Акцентуация представляет собой усиление степени определенной черты характера. Подростки с акцентуированными чертами чувствительней и специфичней реагируют на определенные жизненные ситуации. Многие из этих реакций воспринимаются окружающими как неадекватные и опасные.

Родителям желательно знать особенности своего ребенка, чтобы лучше понимать его поступки и не допустить развития психопатологии, которой занимаются психиатры.

Биологические и психологические факторы определяют силу и характер реакций человека на любые внешние воздействия, но они действуют всегда в пределах определенного социального окружения.

Социальные факторы связаны с:

  • дисгармоничными семейными взаимоотношениями;
  • устойчивой школьной дезадаптацией и педагогической запущенностью;
  • различиями между личными целями, направленными на успех, и нехваткой средств для их достижения;
  • неблагоприятными социально-экономическими условиями;
  • влиянием норм девиантной субкультуры и др.

Недостаток любви и заботы, холодность и отчужденность между членами семьи, отсутствие примеров нравственного поведения родителей, авторитарные методы воспитания, физическое насилие – эти и другие нарушения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании личности подрастающего ребенка.

Влияние различных субкультур (хиппи, металлисты, скинхеды, эмо и т.п.) на созревающую личность очень значимо, поскольку подросткам свойственно причислять себя к какой-либо неформальной группе. Когда потребности группы начинают доминировать, для ее членов становится особенно важным соответствовать групповым нормам, подражать лидерам, выделяться среди других.

Вот почему подростки с их незрелой психикой, попавшие под влияние девиантной субкультуры, с немалой вероятностью совершают противоправные поступки.

Виды и формы девиантного поведения

Так как отклоняющееся поведение является междисциплинарным явлением, единой классификации его видов и форм не существует. Медицинская классификация поведенческих расстройств учитывает только патологические формы и основана на сугубо медицинских критериях. Среди поведенческих расстройств, характерных для подросткового возраста, в частности, можно выделить: гиперкинетические расстройства и различные расстройства поведения.

Психологических классификаций существует несколько, в зависимости от выбранных критериев. Рассмотрим одну из них.

Три категории девиантного поведения:

  • Антисоциальное поведение.

К этой группе относятся действия, связанные с нарушением правовых норм и общественного порядка, запрещенные законом, которые угрожают здоровью и благополучию людей. В подростковом возрасте это: хулиганское поведение, кражи, торговля наркотическими средствами, вандализм, насилие.

  • Асоциальное (аморальное) поведение.

Группа объединяет действия, связанные с нарушением морально-нравственных норм, угрожающие нормальным межличностным отношениям. У подростков такое поведение выражается в форме бродяжничества, употребления наркотиков, алкоголизма, агрессивного поведения, различных нарушений сексуального характера.

  • Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

К этой группе относятся все действия, связанные с причинением вреда самой личности. Более характерными для подростковой среды являются: пищевая, химическая, компьютерная зависимости, а также суицидальное поведение.

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Предотвратить отклоняющееся поведение гораздо продуктивнее, чем потом исправлять, но, к сожалению, в нашем обществе отдельное равнодушие к судьбе подростков все чаще становится повсеместной нормой.

Семья и то, социальное окружение, в котором формируется личность ребенка, оказывают первостепенное значение для профилактики девиантного поведения. Именно в семье с раннего возраста закладываются базовые ценности и поведенческие стереотипы, которые становятся основой мировоззрения и убеждений взрослого человека.

В современных условиях отсутствие общих дел родителей и детей, не привлечение подростков к полезному и активному труду, к познавательному досугу, приводят к тому, что активность молодого растущего организма направляется часто на асоциальное поведение под влиянием группы сверстников.

В школе вовремя оказанная психологическая и педагогическая помощь могут предупредить деформацию юной личности. Совместная работа психолога и педагога с родителями должна быть направлена на подбор индивидуальной программы коррекции.

Психологические тренинги и педагогическое просвещение помогают мамам и папам наладить контакт со своим ребенком, привлечь их внимание к особенностям кризиса подросткового возраста и преодолеть все его последствия благополучно.

При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним.

Профилактика девиантного поведения в школе должна включать меры общего и специального воздействия. Общая профилактика предусматривает одинаковые для всех учащихся мероприятия по предупреждению асоциального поведения.

Специальная профилактика направлена на выявление детей, нуждающихся в повышенном внимании, изучение неблагоприятных условий и причин, которые приводят к девиантному поведению, и разработку необходимых коррекционных мер.

Создание службы психологической помощи семьям и детям, где могут квалифицированно проконсультировать или направить для дальнейшей психотерапевтической помощи к узким специалистам, способствует формированию в образовательном учреждении особой социальной зоны контроля и влияния на «трудных» подростков.

При этом следует учитывать, что некоторые несовершеннолетние не посещают школу и ориентируются в своем поведении на неформальные (часто – деструктивные и криминальные) группы, воздействовать на которые довольно сложно.

Индивидуальная и групповая психологическая коррекция должна быть направлена, прежде всего, на осознание подростком своих индивидуальных особенностей, своей роли в семье и в окружающем мире.

Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.

japsix.ru

Девиантное поведение подростков

Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение интересов. Однако только сейчас как никогда раньше поведение многих подростков не только доставляет хлопот родителям, но и представляет собой опасность для общества. Виной тому склонность современного поколения к девиантному поведению. Почему в нормальных и благополучных семьях растут малолетние преступники и хулиганы? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

Причины девиантного поведения

Согласно возрастной психологии примерно до 12-ти лет каждый ребенок представляет собой подрастающую личность с пока еще детскими и невинными интересами. Но буквально спустя год этого же ребенка порою трудно узнать. Вне зависимости от того девочка это или мальчик, родители начинают слышать в свой адрес хамство и оскорбления, замечают как поменялся их ребенок внешне, начиная от подростковых прыщей и заканчивая неформальной одеждой. Именно так проявляется начало периода полового созревания или как его еще называют – переходного возраста. Даже самые послушные дети в один момент могут стать неуправляемыми. Именно в этот в момент психологи отмечают зарождение девиантного поведения у детей и подростков, то есть неприемлемого обществом способа взаимодействия с нарушением норм морали, нравственности и даже уголовного кодекса.

Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:

  1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.
  2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.
  3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.

Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Их поведение почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние.

Помимо вышеперечисленных, можно встретить такие признаки девиантного поведения как агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка, а также наиболее сложные случаи, влекущие за собой уголовные наказания.

Ф. Патаки сосредоточил в своей классификации основные направления девиантного поведения подростков:

  • преступность;
  • наркомания;
  • алкоголизм;
  • самоубийство.

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей:

Обычно после завершения полового созревания возрастной кризис завершается, и поведение подростков нормализуется. Если этого не происходит или ребенок вызывает у родителей тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

  1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п.
  2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку
  3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло.
  4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

 

womanadvice.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *