Девиантные подростки это: Проявления девиантного поведения детей и подростков

Девиантное поведение подростков

Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение интересов. Однако только сейчас как никогда раньше поведение многих подростков не только доставляет хлопот родителям, но и представляет собой опасность для общества. Виной тому склонность современного поколения к девиантному поведению. Почему в нормальных и благополучных семьях растут малолетние преступники и хулиганы? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

Причины девиантного поведения

Согласно возрастной психологии примерно до 12-ти лет каждый ребенок представляет собой подрастающую личность с пока еще детскими и невинными интересами. Но буквально спустя год этого же ребенка порою трудно узнать. Вне зависимости от того девочка это или мальчик, родители начинают слышать в свой адрес хамство и оскорбления, замечают как поменялся их ребенок внешне, начиная от подростковых прыщей и заканчивая неформальной одеждой.

Именно так проявляется начало периода полового созревания или как его еще называют – переходного возраста. Даже самые послушные дети в один момент могут стать неуправляемыми. Именно в этот в момент психологи отмечают зарождение девиантного поведения у детей и подростков, то есть неприемлемого обществом способа взаимодействия с нарушением норм морали, нравственности и даже уголовного кодекса.

Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:

  1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.
  2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.
  3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.

Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Их поведение почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние.

Помимо вышеперечисленных, можно встретить такие признаки девиантного поведения как агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка, а также наиболее сложные случаи, влекущие за собой уголовные наказания.

Ф. Патаки сосредоточил в своей классификации основные направления девиантного поведения

подростков:

  • преступность;
  • наркомания;
  • алкоголизм;
  • самоубийство.

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей:

Обычно после завершения полового созревания возрастной кризис завершается, и поведение подростков нормализуется. Если этого не происходит или ребенок вызывает у родителей тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

  1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п.
  2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он.
    Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку
  3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло.

Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Кризис подросткового возраста

ВВЕДЕНИЕ

С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но особенная четкость требуется к переходу подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем с ребёнка, как со взрослого, а прав не даем. Вот тут-то и нужно искать основы постоянных конфликтов.

Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка имеет ещё и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, семейной обстановки и окружения, психологический климат в классе, во дворе и т. д.

Взрослых больше всего настораживают активность и энергичностьподростков.Напуганные и встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание.

Подростковая фаза первичной социализации — все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского.

Цель данной работы – отразить психологический портрет личности в период пубертата и проблемы ее социализации.

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни.

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами.

В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.п.

Девиантное поведение подростков — распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается не каждым подростком, возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже после 18-летия.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — подростковая девиация — изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

2. КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

2. 1. Типы девиантного поведения

Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступным – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:

  • генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
  • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
  • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какого-то усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности.

Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Таким образом, отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В.Ковалев, И.С.Кон, В.Г.Степанов, Д.И.Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.

2.2. Формы девиантного поведения и их особенности

По критерию социальной направленности можно выделить негативные и позитивные формы девиантного поведения. К негативным относятся преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, терроризм, азартные игры и др. Позитивные формы связаны с творческой активностью индивида (гениальность и т.д.). Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Преступность. Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К. Ф.Германа. Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа «Социальная физика» (1835) франко-бельгийского ученого Л.А.Кетле, который, опираясь на статистический анализ, пришел к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество преступлений и определенный порядок, обусловленные его организацией.

Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета как самостоятельный фактор, деклассирование, т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой. Преступность — отражение пороков человечества, и до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Поэтому необходимо сосредоточиться на реальной задаче — снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.

Алкоголизм. Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, способов времяпрепровождения и решения личных проблем. Однако эта социокультурная традиция дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связаны с пьянством.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления:

  • ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений;
  • усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

Наркомания (от греч. narke — оцепенение и mania — бешенство, безумие). Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненным к ним веществ без медицинских показаний; злоупотреблением наркотиков и болезненным (привычным) их потреблением. Международная Конвенция о психотропных веществах 1977г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушение моторных функций, мышления, поведения, восприятия, галлюцинации или изменение настроения.

Точное количество россиян, злоупотребляющих наркотиками в нашей стране, определить вряд ли возможно из-за несовершенства системы социального контроля. Подавляющее большинство наркоманов молодые люди в возрасте до 30 лет. Более 60 % наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания — это прежде всего молодежная проблема, тем более что значительная часть наркоманов не доживает до зрелого возраста.

Суицид — намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых жизненных проблем, от самой жизни.

В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали, самоубийство — тяжкий грех), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным. При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что суицидное поведение провоцирует специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

Гениальность является примером позитивной девиантности. Такое качество личности всегда вызывает наибольший интерес. Самодеятельным творчеством, прежде всего художественным, занимаются миллионы людей. Профессиональным творчеством — тысячи. Однако вершин мастерства достигают немногие. На вершине успеха оказываются особо одаренные природой индивиды. Свою жизнь они посвящают либо искусству, либо науке, либо изобретательству. Однако образ жизни таких людей зачастую бывает непонятен окружающим по следующим причинам: они либо не имеют семьи, либо отказываются от бытового комфорта, либо придирчивы к мелочам, либо расточительны, либо допускают нелепые выходки и т.п.

Девиантность творчески одаренных людей, нашедшая выход в художественных произведениях, помогает гражданам понять себя и окружающий мир, наслаждаться жизнью. А научные открытия способствуют прогрессу различных сфер человеческого бытия.

Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными. Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определенному возрасту, что отражает сферу их научных интересов. Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантным, так и не девиантным: все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются.

2.3. Причины девиантного поведения подростков

К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков относят:

  • Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.
  • Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард, А.Е.Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации характера, как правило, провоцируют девиантное поведение несовершеннолетних. Родителям, учителям и другим взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера.
  • Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.
  • Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельность подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными источниками научения являются семейные и «киношные» образцы общения. При этом очень велико влияние референтной группы подростков, т.к. процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.
  • Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким семьям относятся: криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические. Но и в функционально-состоятельных семьях подростковый возраст создает множество проблем, и неправильное их решение приводит к девиациям в поведении подростков. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков.
  • Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т. д.

К отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного  характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

2.4. Особенности девиантного поведения подростков

Подростковый возраст представляет собой период кризиса: с одной стороны подросток связан с миром детства, с другой с взрослой жизнью. В этот период идет осознание жизненных ценностей, на основе которых строятся дальнейшие отношения с окружающим миром. Это время когда не все дети хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность и склонность к депрессиям.

Существуют различные точки зрения, описывающие особенности подросткового возраста. Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фактор риска для развития девиантного поведения.

Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.

Изучение девиантных подростков в социальном аспекте рассматривается в работах С.А.Беличевой, И.Б.Громовой, И.С.Кона, Д.И.Фельдштейна и др. В современных исследованиях отмечено, что противоправные девиации совершают как подростки из неблагополучных, так и подростки из состоятельных семей.

Говоря о девиантных подростках как о специфической социальной группе, нужно определить какие свойства должна приобрести некая совокупность людей, чтобы стать группой.

А.И.Донцов к свойствам большой группы относит устойчивость существования, преобладание интегративных тенденций, отчетливость групповых границ, возникновение чувства «Мы», близость норм и моделей поведения [6]. Г.М.Андреева к характеристикам группы относит такие групповые образования как групповые интересы, потребности, цели, групповое мнение и нормы в целом [1]. М.Шоу определяет общий признак группы — это взаимодействие. Д.Тернер отмечает, что члены группы воспринимают самих себя как «мы», в отличие от «они». В каждой групповой общности наряду с общечеловеческими ценностями существуют устойчивые представления о нормах группового поведения, свои обычаи и нравы.

Согласно М.Робберу и Ф.Тильману группа — это нечто большее и совсем иное, чем сумма составляющих ее индивидов, это говорит о том, что помимо индивидуальных особенностей, присущих каждой отдельной личности, существует ряд особенностей, общих для всех членов группы. Выявление этих общих особенностей позволяет описать определенные социально-психологические характеристики типичные для представителей этой группы.

Подросткам с девиантным поведением как группе присущи определенные психические состояния, качества личности, ценности типичные для представителей данного сообщества. Девиантные подростки рассматриваются как специфическая социальная группа по следующим основаниям: нравам, обычаям, традициям как специфическим регуляторам социального поведения в больших социальных группах, отсутствующим в малых группах.

Девиантная подростковая среда создает свою субкультуру, со своими обычаями, нормами, речевой культурой, со своими ценностями как регуляторами социального поведения и интересами. В таких группах объединяющим стержнем является образ жизни. Это воплощается в одежде, манерах поведения, жаргоне, увлечениях. Наиболее яркими особенностями подростковых девиаций выступают:

  • высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
  • импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
  • кратковременность реакций с критическим выходом;
  • низкий уровень стимуляции;
  • высокий уровень готовности к девиантным действиям.

В работах отечественных ученых изучающих девиантных подростков даны следующие общие социально-психологические характеристики: Д. И.Фельдштейн считает, что такие подростки агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью, необычайной для данного возраста склонностью к слезам, у подавляющего большинства отмечается лживость и безответственность.

Сильнейшее воздействие большой группы связано с ощущением собственной анонимности, поступая «как все», подросток утрачивает чувство ответственности за свои действия.

Характерно, что потребность в стихийно-групповом общении отмечается у 16 % подростков, в то время как реальное наличие этой формы зафиксировано у 65 % подростков 14–16 лет. Это обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной форме в 38,5% случаев, по мнению Д.И.Фельдштейна, остается неудовлетворенной, обусловливая преобладание стихийно-группового общения[15].

Таким образом, к социально-психологическим характеристикам подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы можно отнести: повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и др. , которые принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Данная система отношений, в том числе и строящихся на законах девиантных подростковых групп, выступает в большинстве случаев лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых.

Социально-психологические особенности проявляются в отношении девиантных подростков между собой и отношения к ним общества. Хотя отношение к девиантным подросткам со стороны общества достаточно негативное, важно выяснить: какова специфика этих отношений и в чем проявляются затруднения. Наши отношения к той или иной группе людей зависят от ценности данной группы, чаще всего в подростках с отклоняющимся поведением мы видим «пропащих» людей, без перспективы на будущее. Критерием для суждения о девиации являются нормы и ожидания ближайшего окружения ребенка, где его права могут нарушаться, кроме того, суждение о девиантном поведении выносят взрослые, которые находятся в оппозиции к подростковому возрасту. Это явление «стигмации», заклейменный подросток становится таковым и при этом старается принадлежать «девиантной» среде. По словам И.С.Кона принадлежность к одному виду девиантного поведения повышает вероятность приобщения подростка и в другие, так как, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное, противоправное поведение и пр. образуют единый блок.

Рассмотрим системы ценностей девиантных подростков, как специфической социальной группы, так как ценностные ориентации выступают важнейшими факторами мотивации поведения как отдельной личности, так и группы в целом.

У подростков очень высока потребность в общении. Дети с поведенческими отклонениями обычно отвергаются ровесниками и остаются в последующем изолированными, что является следствием для включения таких подростков в асоциальные группы сверстников, что в свою очередь еще больше способствует их отделению от просоциальных ровесников.

Наиболее значимым для девиантных подростков является большое количество друзей, что может говорить о стремлении подростков данной группы к особому чувству принадлежности к себе подобным, боязни одиночества, ненужности своим сверстникам.

Характерно, что подавляющее большинство девиантов из трудных семей, где они постоянно сталкиваются с грубостью, где личность ребенка постоянно ущемляется. Кроме того, и со стороны педагогов существует скорее стремление пресечь плохое поведение, чем желание понять и устранить порождающие его причины. Это приводит к конфликтным отношениям не только между трудными детьми и педагогами, но и среди сверстников в классе. Именно вышеуказанные обстоятельства придают большую значимость данной ценности у подростков с девиантным поведением.

Подростки с девиантным поведением чаще всего испытывают на себе стереотип восприятия трудного подростка. Проблемные дети чаще всего вызывают отрицательные чувства, они чаще подвергаются наказаниям и оскорблениям. Подросток с трудностями в поведении сталкиваясь с постоянной отрицательной оценкой со стороны взрослых перестает надеяться на понимание и близость с их стороны.

Современная система воспитания подростков не учитывает их личностного становления, что ведет к конфликту, выработке иммунитета на воспитательные воздействия и возрастающей потребности в самостоятельности. Наиболее ярко это проявляется у подростков с девиантным поведением.

Ценность «свобода» имеет низкие показатели. Это связано с тем, что, несмотря на отчуждение от взрослых, подростку необходимо получать обратную связь именно от них, так как это обеспечивает более быстрый процесс адаптации подростка к взрослой жизни. Особенно это актуально для подростков с девиантным поведением, которым не хватает внимания взрослых, а значит и сложнее адаптироваться к взрослой жизни.

Для подростков более значимыми являются «честность» и «уверенность в своих силах», а «твердая воля» на третьих позициях. Многими учеными отмечается значимость моральных качеств в подростничестве (И. Кон, Д.И.Фельдштейн), к этому возрасту подросток уже освоил определенную систему моральных требований и у него начинают складываться свое личное отношение к этой области, а уверенность в своих силах и твердая воля важны для управления поведением.

Нужно отметить, что оценка значимости качеств личности у подростков с девиантным поведением значительно ниже, что говорит о недостаточной сформированности моральной системы требований, это делает затруднительным для девианта управление своим поведением.

Девиантные подростки более ценной считают «активную жизнь». Они активны, но их активность обычно носит отрицательный характер. Как отмечала Л.И.Божович, кризис переходного периода протекает легче, если у школьника возникают относительно постоянные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения, так как это делает подростка целеустремленным, а следовательно внутренне собранным и организованным. Низкая оценка вышеуказанных ценностей у подростков с девиантным поведением, говорит об отсутствии устойчивых интересов и мотивах поведения, что рождает конфликты разноплановых мотивационных тенденций и ведет к внутренней дисгармонии.

Ценность «любовь» имеет очень низкое значение. Жизнь трудного подростка оставляет потребность в любви неудовлетворенной. Сложная обстановка в семье, а иногда и вовсе ее отсутствие, непонимание в школе загоняют подростка в угол не давая ему надежды на проявление этого чувства. «Здоровье» для девиантных подростков выступает в виде средства, для достижения успеха среди представителей своей группы.

Представленный материал позволяет говорить, что ценностный мир современных подростков весьма разнообразен, и формирование иерархии ценностей во многом зависит от группы, образа жизни, социальной обстановки в которой находится подросток.

Позиция общества, основанная на предрассудках, непонимании возрастных особенностей, агрессивной реакции на внешние атрибуты подростковой субкультуры усугубляют непонимание между подростками с девиантным поведением и обществом. Именно поэтому большинство профилактических программ, направленных в основном на изменение личности самого подростка и не затрагивающие проблему его взаимоотношений с обществом, особенностей девиантного подростка как представителя специфической социальной группы не приносят ожидаемых результатов.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными. Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определенному возрасту, что отражает сферу их научных интересов. Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантным, так и не девиантным: все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кондратенко В.Г. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988.

2. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской пато­психологии: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 2000.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. — М, 2002.

4. Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная ста­дия алкоголизма. — М.,1988.

5. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением.

6. VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Обра­зование в России: медико-психологический аспект» // Материалы конференции. — Калуга, 2003.

Девиантное поведение подростков

Девиантная подростковая среда создает свою субкультуру, со своими обычаями, нормами, речевой  культурой, со своими ценностями как  регуляторами социального поведения и интересами. В таких группах объединяющим стержнем является образ жизни. Это воплощается в одежде, манерах поведения, жаргоне, увлечениях. Наиболее яркими особенностями подростковых девиаций выступают:

  • высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
  • импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
  • кратковременность реакций с критическим выходом;
  • низкий уровень стимуляции;
  • высокий уровень готовности к девиантным действиям [18].

В работах отечественных  ученых изучающих девиантных подростков даны следующие общие социально – психологические характеристики: Д.И. Фельдштейн считает, что такие подростки агрессивны, вспыльчивы, отличаются грубостью, необычайной для данного возраста склонностью к слезам, у подавляющего большинства отмечается лживость и безответственность [18].

Изучение личностного  развития подростков И.А. Семикашева показывает, что у участников группировки сильнее выражены идентификация с родителями и слабее с учителями, кроме того, они сильнее ориентированы на недифференцированную группу, а не конкретных людей [17].

Сильнейшее воздействие  большой группы связано с ощущением  собственной анонимности, поступая «как все», подросток утрачивает чувство ответственности за свои действия.

Таким образом, к социально  – психологическим характеристикам подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы можно отнести: повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и др., которые принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно – группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Данная система отношений, в том числе и строящихся на законах девиантных подростковых групп, выступает в большинстве случаев лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально – значимых отношений взрослых. Социально – психологический микроклимат этой группы оказывает решающее влияние на формирование поведенческой стратегии подростка, способы ассимиляции им девиантной (или делинквентной) субкультуры, на возникновение смысловых барьеров во взаимоотношениях с взрослыми.

Характерно, что потребность в стихийно – групповом общении отмечается у 16 процентов подростков, в то время как реальное наличие этой формы зафиксировано у 65 процентов подростков 14-16 лет. Это обстоятельство связано с тем, что если потребность подростка в интимно – личном общении в основном удовлетворяется, то его потребность в социально – ориентированной форме в 38,5 процентов случаев, по мнению Д.И. Фельдштейна, остается неудовлетворенной, обусловливая преобладание стихийно – группового общения [18].

Социально – психологические особенности проявляются в отношении девиантных подростков между собой и отношения к ним общества. Хотя отношение к девиантным подросткам со стороны общества достаточно негативное, важно выяснить: какова специфика этих отношений и в чем проявляются затруднения. Наши отношения к той или иной группе людей зависят от ценности данной группы, чаще всего в подростках с отклоняющимся поведением мы видим «пропащих» людей, без перспективы на будущее. Критерием для суждения о девиации являются нормы и ожидания ближайшего окружения ребенка, где его права могут нарушаться, кроме того, суждение о девиантном поведении выносят взрослые, которые находятся в оппозиции к подростковому возрасту. Это явление «стигмации», заклейменный подросток становится таковым и при этом старается принадлежать «девиантной» среде. По словам И.С. Кона принадлежность к одному виду девиантного поведения повышает вероятность приобщения подростка и в другие, так как, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное, противоправное поведение и пр. образуют единый блок [20].

У подростков очень высока потребность в общении. Дети с  поведенческими отклонениями обычно отвергаются ровесниками и остаются в последующем изолированными, что является следствием для включения таких подростков в асоциальные группы сверстников, что в свою очередь еще больше способствует их отделению от просоциальных ровесников.

Наиболее значимым для  девиантных подростков является большое  количество друзей, что может говорить о стремлении подростков данной группы к особому чувству принадлежности к себе подобным, боязни одиночества, ненужности своим сверстникам.

Характерно, что подавляющее  большинство девиантов из трудных  семей, где они постоянно сталкиваются с грубостью, где личность ребенка постоянно ущемляется. Кроме того, и со стороны педагогов существует скорее стремление пресечь плохое поведение, чем желание понять и устранить порождающие его причины. Это приводит к конфликтным отношениям не только между трудными детьми и педагогами, но и среди сверстников в классе. Именно вышеуказанные обстоятельства придают большую значимость данной ценности у подростков с девиантным поведением.

Подростки с девиантным поведением чаще всего испытывают на себе стереотип восприятия трудного подростка. Проблемные дети чаще всего  вызывают отрицательные чувства, они чаще подвергаются наказаниям и оскорблениям. Подросток с трудностями в поведении сталкиваясь с постоянной отрицательной оценкой со стороны взрослых перестает надеяться на понимание и близость с их стороны.

Ценность «свобода» имеет  низкие показатели. Это связано с  тем, что, несмотря на отчуждение от взрослых, подростку необходимо получать обратную связь именно от них, так как это обеспечивает более быстрый процесс адаптации подростка к взрослой жизни. Особенно это актуально для подростков с девиантным поведением, которым не хватает внимания взрослых, а значит и сложнее адаптироваться к взрослой жизни.

Для подростков более значимыми  являются «честность» и «уверенность в своих силах», а «твердая воля» на третьих позициях. Многими учеными отмечается значимость моральных качеств в подростничестве (И. Кон, Д.И. Фельдштейн), к этому возрасту подросток уже освоил определенную систему моральных требований и у него начинают складываться свое личное отношение к этой области, а уверенность в своих силах и твердая воля важны для управления поведением.

Девиантные подростки  более ценной считают «активную  жизнь». Они активны, но их активность обычно носит отрицательный характер. Как отмечала Л.И. Божович, кризис переходного периода протекает легче, если у школьника возникают относительно постоянные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения, так как это делает подростка целеустремленным, а следовательно внутренне собранным и организованным. Низкая оценка вышеуказанных ценностей у подростков с девиантным поведением, говорит об отсутствии устойчивых интересов и мотивах поведения, что рождает конфликты разноплановых мотивационных тенденций и ведет к внутренней дисгармонии [3].

Ценность «любовь» имеет  очень низкое значение. Жизнь трудного подростка оставляет потребность  в любви неудовлетворенной. Сложная  обстановка в семье, а иногда и вовсе ее отсутствие, непонимание в школе загоняют подростка в угол не давая ему надежды на проявление этого чувства. «Здоровье» для девиантных подростков выступает в виде средства, для достижения успеха среди представителей своей группы.

Представленный материал позволяет говорить, что ценностный мир современных подростков весьма разнообразен, и формирование иерархии ценностей во многом зависит от группы, образа жизни, социальной обстановки в которой находится подросток.

Позиция общества, основанная на предрассудках, непонимании возрастных особенностей, агрессивной реакции на внешние атрибуты подростковой субкультуры усугубляют непонимание между подростками с девиантным поведением и обществом. Именно поэтому большинство профилактических программ, направленных в основном на изменение личности самого подростка и не затрагивающие проблему его взаимоотношений с обществом, особенностей девиантного подростка как представителя специфической социальной группы не приносят ожидаемых результатов.

 

2.2 Причины девиантного  поведения подростков

С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность подростка. Поскольку разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних требует учета психобиологических, социально – психологических и факторов, обусловливающих различные отклонения, необходим системный подход в изучении отклоняющегося поведения детей и подростков, который выявляет взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов [2].

Психологи и педагоги США, считая возраст 12 лет разграничительной  линией между детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается знаменитый возраст тинейджеров. Отечественные  ученые начало подросткового возраста также относили к 12 годам, но современные источники – к 10. Таким образом, в настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению». Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет [13].

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования» [4, с.72]. Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Таким образом, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка [4].

Если период до 12 лет связан с развитием конкретных операций, то после 12 лет отмечается переход к стадии формальных операций, характеризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования поиска и организации информации. Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, может проявляться в различных формах девиантного поведения. Снижение способностей к счету и чтению, если их вовремя не скорректировать, могут стимулировать возникновение невротических расстройств, глубоких кризисов самооценки, асоциального поведения. Не случайно С.А. Беличева характеризует отклонения в поведении, рассматривая их как результат педагогической запущенности психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников; подростков с ускоренным половым развитием и повышенной возбудимостью, агрессивностью, а также жестоких, бродяжничающих и употребляющих наркотики [2].

Сколько бы противоречий подросткового  возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я».

Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б. Элькониным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание «на игре ради игры», «учебе ради учебы», либо существенный дисбаланс в соотношении интимно – личностного общения и учебно – профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности, реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожиданиям социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду [13].

В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в группу сверстников.

Индивидуализация подростка  может проявляться в форме  самоутверждения, которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и престижности. В то же время, самоутверждение подростков может иметь и социально – полярные основания – от подвига до правонарушения.

Следует заметить, что стремление подростка к необычным ситуациям, приключениям, рассматриваемые взрослыми  как отклоняющееся поведение, с  точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного подросткового кризиса – кризиса идентичности.

Подросток, стремясь найти  уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или неформальных группах. Неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой «уличной» субкультуры, являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, и подростковой бандой.

У подростка, включенного  в деятельность уличных групп, которые  складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов и  отрицательно влияют на подростка, формируются социально – отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголя. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально – положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально – отрицательных черт и действий.

Исследования показывают, что контакт с полицией усиливает девиантное поведение молодежи — Школа криминологии

Кристина Палка

Усиливает ли ярлык девианта антиобщественное поведение молодежи? Исследование криминолога Стефани Уайли подростков среднего и старшего школьного возраста подтверждает, что молодые люди, которые взаимодействуют с системой уголовного правосудия, с большей вероятностью будут продолжать девиантное поведение.

«Мои исследования показывают, что наказание в любой форме ведет к дополнительным правонарушениям.Молодежь, которую другие считают отклоняющейся от нормы, начинает воспринимать себя как отклоняющуюся. Затем прежнее антиобщественное поведение усиливается, поскольку молодежь все чаще проводит время с девиантными группами в результате наказания », — говорит Уили, доцент Школы криминологии.

Wiley рассматривает, как отношения молодежи между их оскорбительным поведением, поведением в школе, общением с девиантными сверстниками и их отношением к системе правосудия увеличивают или уменьшают девиантное поведение.Она изучает взаимодействие с полицейским управлением и влияние школьных санкций, таких как отстранение от занятий, исключение и заключение под стражу, на девиантное поведение молодежи. Ее результаты показывают, что общие формы контактов с полицией и школьные санкции вызывают усиление отклонений.

«Мы в первую очередь видим, что усиление девиантности происходит за счет более активного вовлечения девиантных сверстников и ослабления привязанности к традиционным институтам и людям. Вот почему важно учитывать все факторы, прежде чем применять наказание, потому что существуют длительные взаимные отношения, — говорит Уайли.

«Например, если молодой человек остановлен или арестован, и его или ее про-социальные, законопослушные друзья узнают, что молодежь может быть исключена из этой группы сверстников. Как следствие, молодежь может присоединиться к группе сверстников-правонарушителей, что может затем укрепить девиантную идентичность ».

Уайли также считает, что на усиление девиантности среди молодежи влияет раса, этническая принадлежность, пол и возраст. Полученные данные свидетельствуют о том, что контакты с полицией или школьные санкции негативно влияют на всю молодежь, но в разной степени.Контакт с полицией для молодежи из числа меньшинств может быть более вредным, если контакт сосредоточен в неблагополучном районе; в этом районе может отсутствовать сильная система поддержки, особенно в том, что касается образования.

Результаты также предполагают, что негативные последствия контакта с полицией могут быть смягчены за счет качества взаимодействия с полицией. Исследование Уайли придает значение растущему мнению о том, что практикам следует думать об альтернативах вовлечению традиционной системы правосудия.

«Цель состоит в том, чтобы попытаться минимизировать вред для молодежи, когда она оказывается вовлеченной в систему правосудия.Мы знаем, что нельзя игнорировать преступников или девиантную молодежь. Однако мы знаем, что молодые люди, контактирующие с системой правосудия, в дальнейшем становятся более правонарушителями. Это исследование побуждает практикующих сделать шаг назад и оценить ситуацию в целом, прежде чем они решат отправить молодежь в полицейский участок », — говорит Уайли.

Уайли провела исследование подростков в Соединенных Штатах. Она планирует изучить неравенство и несправедливость, связанные с участием системы правосудия в отношении канадской молодежи, с учетом молодежи из числа коренного населения.

Доктор Стефани Уайли присоединилась к Школе криминологии СФУ в сентябре 2017 года. Она имеет докторскую степень в Университете Миссури-Сент. Луи. Ее исследования включают преступность среди несовершеннолетних, количественные методы, криминологию развития, последствия контактов с полицией и санкций, расовое и социально-экономическое неравенство, а также отношения между полицией и общественностью.

Доктор Вили в основном преподает социологическое объяснение преступного и девиантного поведения (CRIM 104), закон, молодежь и молодых правонарушителей (CRIM 210), качественные методы исследования в криминологии (CRIM 321) и криминологическую теорию II (CRIM 801).

Девиантное влияние сверстников в программах для молодежи: проблемы и решения (серия Duke по детскому развитию и государственной политике) (в твердом переплете)

«Это одна из самых важных когда-либо опубликованных книг, касающихся разработки и предоставления эффективных услуг проблемной молодежи. Эта книга необычайно широка и актуальна. Она имеет большое значение для работы практиков, исследователей и политиков во всех странах мира. области психического здоровья, образования и ювенальной юстиции.Важно отметить, что рекомендации в этой книге содержат четкие клинические и политические руководящие принципы для улучшения результатов и увеличения рентабельности услуг для молодежи из групп риска », — Скотт У. Хенггелер, доктор философии, Департамент психиатрии и поведенческих наук (на пенсии) , Медицинский университет Южной Каролины,

«Каждый родитель знает о дурном влиянии, однако в течение многих лет наши государственные и частные системы обслуживания детей не обращали внимания на возможность того, что некоторые из наших наиболее надежных и хорошо финансируемых программ и стратегий лечения рискуют, что молодежь действительно усугубляет их проблемы.В этой книге исследуется критически важная тема негативного влияния сверстников, а также то, как они развиваются и действуют. Важно отметить, что эта книга выходит за рамки простого определения проблемы, чтобы найти возможные решения, которые пытаются уравновесить интересы всей молодежи. Это чрезвычайно важная и своевременная книга для исследователей, практиков, политиков и студентов, заинтересованных в повышении стандартов практики и оптимизации результатов в школах, ювенальной юстиции, благополучии детей и системах психического здоровья.»- Патрисия Чемберлен, доктор философии, Орегонский Центр социального обучения и Центр исследований на практике, Юджин, Орегон

» Большинство антисоциальных действий вовлекает группы людей, а не одиночные действия, и люди — социальные животные, которые склонны образовывать группы с общими ценностями и мероприятия, когда они собираются вместе. В этой книге ставится непростой вопрос о том, могут ли вмешательства (судебные или терапевтические), объединяющие девиантных молодых людей, быть контрпродуктивными, потому что группы, совершающие правонарушения, могут способствовать тому самому поведению, которое они стремятся искоренить или предотвратить.В книге широко рассматривается влияние в школах и обществе, а также на лечение или условия содержания под стражей. Обсуждение этих сложных вопросов строгое и основано на доказательствах. Он не может дать четкое, шаблонное решение, но он предлагает некоторые практические шаги, которые могут сделать ситуацию намного лучше », — Майкл Раттер, доктор медицины, Центр социальной, генетической и психиатрии развития, Институт психиатрии, Королевский колледж Лондона, США. Kingdom

«Эта книга предлагает новое и новаторское понимание разнообразия социальных, поведенческих и академических проблем, связанных с объединением девиантной молодежи в группы.Что еще более важно, он предоставляет обоснованные рекомендации по программам, методам и политике с доказанной эффективностью для улучшения результатов деятельности молодежи. Я рекомендую эту книгу педагогам и другим людям, работающим с молодежью из групп риска «. — Уильям Модзелески, помощник заместителя секретаря, Управление безопасных и свободных от наркотиков школ, Министерство образования США

» Этот том является типичным справочником по девиантным влияние сверстников в программах для молодежи. Это необходимое чтение для политиков, практиков и всех, кто работает с молодежью в групповых условиях…. Это стало бы отличным дополнением к курсам для выпускников социальных и поведенческих наук «.
— Обзор уголовного правосудия

» В этой провокационной книге описывается, что происходит, когда правонарушители или молодые люди из группы высокого риска группируются вместе для вмешательства, которое предположительно предназначены для исправления их аномального поведения … Эту книгу следует обязательно прочитать всем, кто занимается оценкой и / или лечением несовершеннолетних, особенно детскими судебными психиатрами, которые часто могут рекомендовать обоснованные меры, вмешательства и лечение (я) в суд.Он также является интересным материалом для судебных психиатров, поскольку дает представление о том, как обвиняемые по уголовным делам пришли к своим нынешним обстоятельствам. Результаты исследования текущей практики лишения свободы, представленные в книге, вызвали у меня озабоченность по поводу влияния девиантных сверстников на сокамерников и того, в какой степени это способствует высокому уровню рецидивизма. Руководители и администраторы учреждений, занимающихся уходом за детьми, должны прочитать книгу, поскольку политика часто отстает на годы от данных исследований ».
— Журнал Американской академии психиатрии и закон

« Работаете ли вы с подростками индивидуально или в группе. , эта книга стимулирует и предоставляет важное содержание с клиническими, экономическими, правовыми и этическими последствиями, недоступными в других местах.Это хорошо написанная и всеобъемлющая книга, которая может быть важным ресурсом для специалистов в области психического здоровья, ювенальной юстиции и образования, а также политиков «.
— Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии

» Обеспечивает богатство информации …. Здесь много пользы для социальных работников, которые проводят групповые вмешательства …. Представляет собой важный прогресс в знаниях и включает полезную информацию для повышения эффективности вмешательств социальной работы.«
— Социальная работа с группами

» Этот том весьма успешно отражает текущее состояние теории и исследований девиантных влияний сверстников в различных условиях работы с молодежью и дает продуманные рекомендации относительно политики и практики, учитывая тот факт, что в нашем понимании этих явлений остается много значительных пробелов … Он представляет собой важный вклад в исследовательскую литературу, посвященную влиянию девиантных сверстников на программы, обслуживающие молодежь. Исследователи обнаружат, что намечена полезная программа исследований.Практики и политики найдут много пищи для размышлений ».
— PsycCRITIQUES


Девиантное поведение подростков, связанное с семьями с одним родителем и с приемными родителями

СТЕНФОРД, Калифорния (AP) _ Исследование 12 000 американских подростков показало, что у тех, кто живет с одним родителем или с отчимом, показатели ″ заметно выше девиантного поведения ″, — говорит ведущий социолог.

Исследование национальной выборки детей в возрасте от 12 до 17 лет показывает, что аресты, прогулы, бегство из дома, курение и другие виды ненадлежащего поведения были более вероятны в неполных и приемных семьях, независимо от дохода, расы или этнического происхождения.

Назвав результаты «очень неожиданными», профессор Стэнфордского университета Сэнфорд Дорнбуш заявил в четверг, что исследование будет опубликовано позже этой весной в журнале «Развитие ребенка» Чикагского университета.

«Особенно удивителен тот факт, что отчимные семьи обнаружили,» — сказал он. ″ Когда контролируется доход, он все еще стоит. Это еще более удивительно, потому что у приемных родителей обычно не такие экономические проблемы, как у неполных семей ».

В семьях с двумя биологическими родителями исследование не показало разницы в социальном поведении, когда один или оба родителя работали, сказал он.

Исследование было основано на Национальном обследовании состояния здоровья 12000 молодых людей, проведенном в 1970 г. при финансовой поддержке Министерства здравоохранения и социальных служб США.

″ Данные никогда не рассматривались таким образом, чтобы увидеть, как девиантное поведение связано с опытом одиночек и приемных родителей, — сказал Дорнбуш, бывший президент групп социальной психологии и образования Американской социологической ассоциации.

Исследователи из Стэнфордского центра изучения развития молодежи опросили детей и родителей и собрали школьные записи, сказал он.

″ Мы обнаружили, что родители-одиночки ранее давали своим детям большую автономию в принятии решений, как поздно выходить, как они тратят деньги и так далее, — сказал он.

″ Когда молодые люди принимают эти решения самостоятельно, в слишком раннем возрасте, это с гораздо большей вероятностью приведет к отклонению от нормы ″, даже если принять во внимание образование или доход родителей, — сказал Дорнбуш. По его словам, статистика Бюро переписи населения

показывает, что половина всей американской молодежи окажется в семье с одним родителем до достижения 18-летнего возраста.Семьи с одним родителем составляют 21 процент семей в США.

″ Дополнительные взрослые, живущие в семьях с одинокими родителями, помогли снизить уровень девиантного поведения, — сказал Дорнбуш. «По нашим данным мы не можем сказать, были ли дополнительные взрослые бабушками и дедушками, любовниками, друзьями, тетями или дядями».

Но это открытие имеет важные последствия для политиков, — сказал он.

«Правительство наказывает родителей в таких программах, как« Помощь семьям с детьми-иждивенцами », если с ними живут другие взрослые», — сказал он.«Мы считаем, что переезд взрослых следует поощрять, а не препятствовать».

Политика правительства ″ имеет тенденцию рассматривать неполные семьи как отклонение от нормы, — сказал он, — но они составляют настолько большую часть населения, что мы можем » t игнорировать их. ″

Преступность среди подростков

Факты и результаты исследования, сентябрь 2002 г.

Публикация ACT для Молодежного центра передового опыта

PDF

«Наша молодежь любит роскошь.У них дурные манеры, презрение к власти и неуважение к старшим. Сегодняшние дети — тираны ». Сократ, 470–399 гг. До н.э.

г.

«Я убежден, что рост преступности происходит из-за родителей, которые либо слишком беспечны, либо слишком заняты своим удовольствием, чтобы уделять достаточно времени, общения и интереса своим детям». Дж. Эдгар Гувер, NY Times, 1947

Подростки обычно рассматриваются как источник надежды — «лидеры завтрашнего дня» — и как угроза.Одно исследование, проведенное в конце 1990-х годов, показало, что почти 75% американцев считают, что молодежь с низким уровнем образования, ограниченными возможностями для трудоустройства и сомнительными ценностями представляет большую угрозу для нации, чем любая угроза из-за границы (Princeton Survey Research Associates, цитируется по Farkas & Johnson , 1997). Отражает ли нынешнее общественное мнение состояние нашей молодежи? Хотя верно то, что подростки совершают правонарушения чаще, чем другие слои населения США, официальные данные показывают, что уровень подростковых правонарушений существенно снизился с начала 1990-х годов.Этот спад является многообещающим, но о большом количестве правонарушений не сообщается. Повсеместное вовлечение подростков в незаконную деятельность по-прежнему вызывает обеспокоенность.

Большинство подростков США допускают ту или иную форму преступного поведения, но большинство избегают ареста, предъявления официального обвинения или заключения в тюрьму. Среди тех, кто попадает в систему ювенальной юстиции, большинство никогда в нее не возвращается (OJJDP, 1999). Делинквентное поведение имеет тенденцию постепенно увеличиваться в подростковом возрасте до 16-17 лет, когда достигается пик.(Начало и пик варьируются для разных правонарушений и у мальчиков и девочек.) По истечении этого периода число правонарушений снижается по мере того, как молодежь вступает в позднюю юность и раннюю взрослую жизнь. Было проведено мало исследований того, почему подростки «вырастают» из правонарушений; однако это снижение обычно объясняется началом работы на полную ставку и вступлением в брак.

Хотя основная часть населения следует описанному выше курсу развития, исследования Терри Моффитт (1993) показывают, что около пяти процентов молодежи (в основном мужчины) продолжают заниматься незаконной деятельностью в подростковом возрасте.Поскольку эта подгруппа населения имеет историю агрессии как в детстве, так и в подростковом возрасте, преступления, которые они совершают в подростковом возрасте, не обязательно представляют собой «проблемы подросткового возраста». Поэтому полезно отличать преходящее вовлечение в правонарушение, которое, как представляется, является довольно распространенным, от раннего, серьезного и продолжительного преступного поведения. Эффективная профилактика и лечение, нацеленные на первое, могут быть недостаточными для борьбы со вторым.

Множественные факторы влияют на преступное поведение в подростковом возрасте, включая генетические и биологические факторы, психические и личностные характеристики, а также социально-экономическую и культурную среду.Теперь мы знаем, что генетические факторы оказывают сильное влияние на агрессию, антиобщественное поведение и правонарушения (Steinberg & Morris, 2001). Но поведение является результатом взаимодействия экологических и генетических взаимодействий. Например, агрессия и проблемы с поведением частично зависят от темперамента, уровня гормонов и нарушений нейрофизиологических процессов. Неврологические проблемы в раннем возрасте (даже в утробе матери) подвергают молодежь особенно высокому риску проблем с поведением и правонарушений.

Плохой родительский надзор обычно играет роль в том, в какой степени подростки связываются с девиантными сверстниками даже после того, как в детстве принимается во внимание поведение и принятие сверстниками. Результаты исследований показывают, что непоследовательная дисциплина и плохой контроль способствуют вызывающему поведению в детстве. Агрессивное поведение в раннем возрасте является одним из самых сильных факторов риска антисоциального поведения в подростковом возрасте, поскольку ранняя агрессия может перерасти в школьную неуспеваемость, нарушения социально-эмоционального развития, неприятие сверстников, правонарушений и преступности среди взрослых (Moffitt, 1993).

Вероятность наличия судимости у детей, подвергшихся жестокому обращению и оставленных без присмотра, почти в два раза выше, чем у детей, которые не подвергались жестокому обращению (Widom, 1989). Хотя жестокое обращение увеличивает вероятность правонарушений, большинство жертв насилия (70%) не имеют уголовного прошлого.

После десятилетий попыток уменьшить негативное влияние «давления со стороны сверстников» мы теперь знаем, что сверстники редко влияют друг на друга посредством принуждения или силы. Вместо этого на большинство молодых людей влияют сверстники, которыми они восхищаются и уважают.Подростки, ведущие девиантное поведение, ищут друзей, которые совершают аналогичные поступки. Молодежь, которая тяготеет к группам сверстников-правонарушителей, подвергается наибольшему риску частого вовлечения в незаконную деятельность. Преступность возрастает в рамках группы, потому что молодежь подкрепляет и моделирует преступное поведение с другими членами группы (ACT for Youth, 2001).

Многочисленные исследования документально подтвердили связь между бедностью и проблемами поведения как в детстве, так и в подростковом возрасте.Молодежь, которая борется с перенаселенностью, неадекватным жильем, школами с ограниченными ресурсами и опасными районами, с большей вероятностью будет иметь поведенческие проблемы, а также социальные и эмоциональные недостатки по сравнению с молодежью из более благополучных домов и районов. Для многих семей стресс, связанный с экономическими трудностями, ставит под угрозу воспитание детей, что может привести к агрессии и правонарушению среди молодежи. Преступность в подростковом возрасте в значительной степени определяется экологическими факторами. Когда человек с генетической предрасположенностью к агрессивному и антиобщественному поведению сталкивается с этими факторами окружающей среды, он с большей вероятностью окажется вовлеченным в преступную деятельность.

Что мы можем сделать? Подростки-правонарушители, скорее всего, плохо приспособятся во многих сферах — дома, в школе и в обществе. Наиболее эффективные программы по сокращению масштабов насилия и правонарушений среди молодежи используют несколько типов дополнительных вмешательств и стратегий, направленных на эти многочисленные области. Например, школьная программа, которая учит студентов ненасильственному разрешению конфликтов, может быть дополнена домашним вмешательством, которое учит ненасильственному воспитанию детей, и введением альтернативной внеклассной программы, которая предлагает позитивные занятия и усиливает ненасильственный посыл (Thornton et al. .др., 2000).

Список литературы

  • ACT для Молодежного центра передового опыта северных районов штата (2001). Факты и выводы исследования: сверстники. Центр развития семейной жизни, Корнельский университет.
  • Farkas, S. & Johnson, J. (1997). Дети в наши дни: что американцы на самом деле думают о следующем поколении. Нью-Йорк: общественная повестка дня.
  • Moffitt, T. E. (1993). Ограниченное подростковым возрастом и стойкое антисоциальное поведение на протяжении всей жизни: таксономия развития.Психологическое обозрение, 100, 674-701.
  • Управление ювенальной юстиции и предупреждения правонарушений (1999). Национальный доклад о несовершеннолетних правонарушителях и потерпевших за 1999 год. Вашингтон, округ Колумбия, Министерство юстиции США, www.ojjdp.ncjrs.org
  • Стейнберг, Л., и Моррис, А. С. (2001). Подростковое развитие. Ежегодный обзор психологии, 52, 83-110.
  • Снайдер, Х. Н., & Сикмунд, М. (1999). Несовершеннолетние правонарушители и жертвы: Национальный доклад за 1999 год. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство юстиции США, Управление программ юстиции, Управление ювенальной юстиции и предупреждения правонарушений.
  • Торнтон, Т., Крафт, К., Дальберг, Л., Линч, Б., Баер, К. (2000). Лучшие практики предотвращения насилия среди молодежи: Справочник для действий сообщества. Атланта: Центры по контролю и профилактике заболеваний, Национальный центр профилактики и контроля травм.
  • Толан П. Х. и Горман-Смит Д. (1997). Лечение преступности среди несовершеннолетних: между наказанием и терапией. В Д. М. Стофф, Брейлинг, Дж. И Мазер, Дж. Д. (ред.), Справочник по антисоциальному поведению (стр. 405-415).Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc.,
  • Vitaro, F., Tremblay, R.E., & Bukowski, W.M. (2001). Друзья, дружба и расстройства поведения. В J. Hill, & Maughan, B. (Eds.), Расстройства поведения в детстве и подростковом возрасте (стр. 346-378). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  • Widom, C. S. (1989). Порождает ли насилие насилие? Критический анализ литературы. Психологический бюллетень, 106, 3-28.

Страница не найдена | Международный журнал текущих исследований

Луай Фархан Згаир

Хасан Али Абед аз-Зуби

Фредрик ОДЖИА

Фируза М.Турсунходжаева

Фараз Ахмед Фаруки

Эрик Рэнди Рейес Политуд

Elsadig Gasoom FadelAlla Эльбашир

Ипен, Аша Сара

Доктор Арун Кумар A

Д-р Зафар Икбал

Доктор.ШАХЕРА С.ПАТЕЛ

Доктор Ручика Ханна

Доктор Реджеп ТАС

Д-р Раша Али Эльдиб

Доктор Пралхад Канхайялал Рахангдейл

DR. ПАТРИК Д. ЧЕРНА

Д-р Николас Падилья- Райгоза

Доктор.Мустафа Ю. Г. Юнис

Д-р Мухаммад Шоаиб Ахмедани

DR. МУХАММАД ИСМАИЛ МОХМАНД

DR. МАХЕШ ШИВАДЖИ ЧАВАН

DR. М. АРУНА

Доктор Лим Джи Ни

Д-р Джатиндер Пал Сингх Чавла

DR.ИРАМ БОХАРИ

Доктор ФАРХАТ НАЗ РАХМАН

Доктор Девендра Кумар Гупта

Доктор АШВАНИ КУМАР ДУБЕЙ

Д-р Али Сейди

Д-р Ахмад Чоэрудин

Д-р Ашок Кумар Верма

Тхи Монг Дьеп НГУЕН

Доктор.Мухаммад Акрам

Д-р Имран Азад

Доктор Минакши Малик

Асил Хади Хамза

Анам Бхатти

Md. Amir Hossain

Ахмет Ипекши

Мирзади Гохари

4 Подростковое развитие | Реформирование ювенальной юстиции: подход к развитию

стилей и практик, а также моделирование семьи и социализация в отношении рискованного поведения.Эти семейные факторы не исчерпывают широкого спектра семейных влияний, которые были задействованы в прогнозировании подросткового риска. Дополнительные характеристики семьи, такие как семейная психопатология, социально-экономический статус родителей, возраст матери при рождении ребенка, этническая принадлежность, а также размер и структура семьи (неповрежденная или неповрежденная) также играют свою роль.

Один из наиболее воспроизводимых результатов исследований развития заключается в том, что жестокое физическое обращение в раннем возрасте предсказывает ряд трудностей для подростков, включая повышенный риск правонарушений и нерегулируемого поведения (Smith and Thornberry, 1995; Swanston et al., 2003; Bergen et al., 2004). Жестокое обращение связано с более ранним началом преступного поведения (Rivera and Widom, 1990), более жестокими преступлениями (Lansford et al., 2002) и более высоким рецидивизмом (Chang, Chen, and Brownson, 2003). Многочисленные механизмы объясняют постоянную связь между грубым родительским поведением в раннем возрасте и подростковой преступностью. Модель развития антисоциального поведения Паттерсона постулирует, что недостаточный контроль поведения и высокая негативная аффективность уязвимого ребенка лежат в основе оппозиционного поведения.Такое поведение, в свою очередь, вызывает негативные аффективные реакции и ограничения со стороны родителей, вызывая все более отталкивающие отношения между родителями и детьми (Patterson, 1982; Patterson, Reid, and Dishion, 1992). Паттерсон (1982) ввел термин «цикл принуждения» для описания нарастания негатива между родителями и детьми.

На преступность среди подростков сильно влияет тип ухода, которым молодые люди пользуются до и в подростковом возрасте. Подростки, воспитывающиеся в семьях с авторитетным воспитанием (т.(т. е. теплое, но твердое воспитание) более зрелые и менее склонны к преступному поведению (Baumrind, 1985; Steinberg, 2001). К аспектам эффективного воспитания относятся родительская забота; активный интерес и вовлеченность в жизнь ребенка; ясные, разумные ожидания и стандарты надлежащего поведения с четкими правилами и последствиями нарушений; и эффективный мониторинг или надзор за деятельностью молодежи и сверстников.

Отстраненное воспитание повышает риск проблемного поведения подростков из-за отсутствия эмоциональной связи или привязанности к родителям, а также отсутствия надзора и последовательного контроля поведения.Отстраненные родители не могут четко передать родительские ценности, а также подрывают мотивацию подростков посещать занятия и подчиняться, тем самым ослабляя их интернализацию родительских ценностей и социализацию (Baumrind, 1991; Grusec and Goodnow, 1994). Сильно поддерживающий и отзывчивый уход, особенно в сочетании с четкой и последовательной дисциплиной, также способствует постепенному увеличению способности молодежи к саморегулированию и способности принимать решения (Мартин, Мартин и Джеклин, 1981; Шоу, Кинан и Вондра, 1994 ; Shaw et al., 1998). В соответствии с этой точкой зрения, недавнее исследование показало, что

Музыка и девиантное поведение — 1614 слов

Часто на протяжении истории и в современном мире музыку вместе с текстами песен и музыкальных исполнителей обвиняют в девиантном поведении подростков и подростков. Некоторые утверждают, что субкультуры создаются благодаря артистам и их музыке, что приводит к группам молодых людей, участвующих в девиантном поведении, в то время как другие утверждают обратное; что поведение побуждает человека слушать музыку.Также существует озабоченность по поводу влияния музыкальных клипов на поведение слушателей музыки во всех жанрах. Хотя существует не так много обширных исследований музыки и ее влияния на слушателей, существует множество предположений, теорий и второстепенных исследований.
Музыка существует уже тысячи лет по всему миру, начиная с доисторических времен, что доказано раскопками флейты возрастом 9000 лет, в которой просверлили семь отверстий для создания музыкальной гаммы в Китае («Доисторический музыка флейты :, «2000).Музыка прошла через множество стадий, прежде чем стала тем, что мы знаем как музыку сегодня. Самыми ранними периодами музыки были периоды Средневековья, Возрождения и Барокко, которые приходились на 500-1760 годы. Следующей группой периодов были классический, романтический и современный периоды, которые закончились в 1930 году, чтобы приблизить нас к самым последним периодам: периоду двадцатого века и текущим периодам современности и двадцать первого века.
Один из первых споров, связанных с действиями артиста и его песнями в музыкальном мире, произошел 5 июня 1956 года, когда легенда рок-н-ролла Элвис Пресли исполнил исполнение своей песни «Hound Dog», что вызвало возмущение публики.Он получил негативную реакцию из-за его трясущейся тазом силы, о которой кричали его фанаты, в то время как телевизионные критики описали это как «ужасающее …

… середина бумаги …

… как это было известно еще в рокерские дни позднего времени. 1900-е гг. Металлистов, таких как Judas Priest Мэрилина Мэнсона, обвиняли «… в поощрении сатанизма, употребления наркотиков, самоубийств и беспорядочных половых связей» (Haenfler, 2013, p. 61). Все эти субкультуры воспринимаются людьми внутри них как нормальное явление. Идея относительности аудитории — вот что заставляет общество рассматривать их как ненормальных.
Идея о том, что музыка побуждает слушателей участвовать в девиантных действиях, может быть оставлена ​​на усмотрение каждого человека. На самом деле нет достаточных исследований, чтобы доказать или опровергнуть, имеет ли музыка сильное влияние, если таковое имеется, на выбор слушателя в отношении девиантного поведения. Одно можно сказать наверняка: музыка может влиять на внешний вид и культуру населения. Независимо от того, вызывает ли музыка отклонения у слушателей, музыка по-прежнему будет производиться и воспроизводиться по всему миру.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *