Дополнительное образование в детском саду – Дополнительное образование в ДОУ по ФГОС: методы и примеры

Дополнительное образование в ДОУ по ФГОС: методы и примеры

Активное внедрение новых образовательных стандартов обусловило необходимость пересмотра отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса и поиска новых путей совершенствования педагогической деятельности. Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач:

  • внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения;
  • создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей;
  • повысить показатели качества работы кадрового состава за счет привлеченных педагогов.

Дополнительное образование в ДОУ

Организация дополнительного образования в ДОУ

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что реализация учебно-воспитательного комплекса в детском саду происходит путем объединения основного и вариативного образования. Поэтому организация дополнительного образования в ДОУ должна характеризоваться:

  • дифференцированностью, то есть возможностью использования программных разработок для обучения детей с разными стартовыми возможностями;
  • деятельностным характером — ориентированностью на развитие личности ребенка;
  • направленностью на повышение социализации воспитанников.

Проектирование системы дополнительного образования в детском саду — сложный многоэтапный процесс, который может быть осуществлен только при обстоятельной пошаговой проработке, предусматривающей:

  1. Определение спектра востребованных услуг дополнительного образования. В данном случае руководителю ДОУ важно действовать, опираясь на пожелания потребителей услуг — детей и их родителей, мнение которых можно учесть в ходе проведения фронтальных опросов, бесед, групповых консультаций.
  2. Подготовка проекта, основанного на соотнесении родительских пожеланий, материально-технических и кадровых ресурсов, программы развития детского сада и других ключевых элементах обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  3. Назначение ответственный педработников по каждому выбранному направлению вспомогательной воспитательной работы, которые обязаны подготовить документы по перспективному планированию и приобщиться к решению ключевых организационных вопросов.
  4. Формирование нормативной базы: подготовка приказов о предоставлении в детском саду платных образовательных услуг, проектов договоров с родителями, внесение изменений в должностные инструкции педработников.
  5. Проведение информативно-ознакомительной компании: организация бесед с воспитателями по поводу участия в реализации комплекса допобразования, общесадовского родительского собрания, подготовка информационных листов и памяток для членов семей, проведение выставок детских работ, концертов, «дней открытых дверей» и других мероприятий, иллюстрирующих потенциал новых образовательных услуг.
  6. Подписание договоров с заинтересованными родителями и специалистами.
  7. Обеспечение контроля качества оказываемых услуг, налаживание функций обратной связи с представителями семей.

В структуре дополнительного образования важно выделять бесплатные и платные образовательные услуги, разницу между которыми должны знать все участники учебно-воспитательного процесса. Бесплатные интегрируются с основным учебным планом, по сути являясь его вариативными элементами, а значит их реализация способствует снижению нагрузки на ребенка, в то время как платные услуги, реализуемые в ДОУ, не входят в программный базис, а потому финансируются исключительно за счет средств заинтересованных родителей, а не федерального бюджета. Вместе с тем независимо от характера услуг ценность дополнительного образования остается неизменно высокой ввиду возможности расширения навыков учебной деятельности воспитанников, проектированию полученых знаний и закрепленных умений в реальном жизненном пространстве, созданию положительн

www.resobr.ru

Детский сад Дополнительные услуги

Дополнительное образование детей в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной образовательной программы дошкольного образования.

В учреждении созданы все необходимые условия для предоставления дополнительных образовательных услуг.

Для художественно-творческого развития детей имеется специально оборудованное помещение для изостудии, с многообразием художественного материала и пособий.

Созданы условия для развития театрализованной деятельности детей. В театральной студии представлены разнообразные виды театров, театральных атрибутов.

В полном объеме имеется материально-техническое оснащение, отвечающее современным требованиям: детская художественная литература, наглядный материал, оборудование для

элементарного экспериментирования и проведения простейших опытов, видео и аудио техника, мультимедийная установка, интерактивная доска.

Условия дошкольной организации обеспечивают высокий уровень физического развития детей. Спортивный зал оснащен разнообразным спортивным оборудованием, тренажерами, функционирует бассейн.

Все помещения детского сада оформлены с учетом требований к

эстетическому развитию детей дошкольного возраста: создают ощущение комфорта, безопасности, эмоционального благополучия, способствуют развитию вкуса у детей, благоприятствуют сохранению радостного настроения в течение дня.

Учебный план дополнительного образования составлен с учетом специфики учреждения и в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Дополнительные образовательные программы не реализуются взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр).

Главная цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, раскрытие, развитие и реализация творческих и физических способностей детей в максимально-благоприятных условиях для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника.

Контактное лицо по вопросам дополнительных образовательных услуг

Старший воспитатель

Колотилина

Надежда

Николаевна

+7(499) 472-91-64

Понедельник

Четверг

15.00 — 19.00

konn@artcollege.ru

1-mok.mskobr.ru

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования



С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.

Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования [2, c. 3].

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10, ст. 75) говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [3].

Для организации дополнительного образования на базе дошкольной образовательной организации необходимо выполнить следующие этапы:

  1. Изучение нормативно — правовой документации.
  2. Изучения спроса потребителя, то есть родителей воспитанников, которые являются заказчиками услуг дополнительного образования.
  3. Решение организационных вопросов: составление списка воспитанников по различным направлениям деятельности и подбор педагогов дополнительного образования.
  4. Разработка пакета документов на предоставление дополнительных образовательных услуг. Одним из основных документов ДОО является лицензия.

Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников [2, c.6].

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, ДОО может предоставить следующие направления:

– художественно — эстетическое развитие;

– физическое воспитание и развитие;

– интеллектуальное развитие;

– раннее развитие;

– экологическое воспитание.

В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижения [1, c.13].

Численный состав объединения определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм.

Формы организации детских образовательных объединений разнообразны. Под формой детского образовательного объединения понимается — структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) направленная на решение определенных образовательных задач. В ДОО возможны следующие формы детских образовательных объединений: кружок, клуб, студия, мастерская, секция, ансамбль, театр, школа и т. д.

Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности [2, c.196].

Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками целесообразно проводить в отдельном помещении, которое имеет свою развивающую предметно — пространственную среду и вызывает у детей чувство заинтересованности, новизны, неожиданности [1, c.24]. При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать нагрузку на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое для всего детского сада расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки. Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.

Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе ДОО существует и ряд серьезных проблем.

Одной из главных проблем является перегрузка детей. Дошкольная организация, стараясь выполнить заказ на дополнительные образовательные услуги, выбирают несколько направлений. Это приводит к перегрузке, переутомлению детей. Решить данную проблему может медицинский персонал ДОО, который знакомит родителей с требованиями к максимальной учебной нагрузке на ребенка дошкольного возраста; педагог — психолог, который на родительских собраниях и в индивидуальных беседах помогает родителям осознать негативную сторону перегрузки нервной системы дошкольника.

Воспитатели могут использовать так называемые «Лист занятости» или «Карту индивидуальной нагрузки», где ежедневно фиксируют все проводимые с ребенком занятия. И воспитатели, и педагог дополнительного образования, и родители получат возможность контролировать уровень общей учебной нагрузки каждого ребенка в ДОО.

Снизить нагрузку позволяет и учет индивидуальных особенностей детей. На основе диагностики личностного развития на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где специалисты указывают интересы ребенка, а также рекомендуемые для посещения, с точки зрения его возможностей и пристрастий, студии, кружки и секции дополнительного образования.

К другим проблемам организации дополнительного образования для дошкольников можно отнести следующие:

– педагоги ДОО, стремясь повысить уровень развития своих воспитанников, иногда дублируют базисную программу;

– часто форма организации занятий с дошкольниками ничем не отличается от обычных занятий, и у детей угасает интерес к посещению кружков, секций;

– педагоги в ДОО, осуществляют работу по дополнительному образованию детей чаще всего по перспективному или календарному плану, а не по программе дополнительного образования дошкольников;

– не всегда ведется работа по повышению квалификации педагогов ДОО по вопросам дополнительного образования.

Таким образом, дополнительное образование занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребенка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития. Поэтому педагогам и руководителям детских садов необходимо находить пути решения проблем организации дополнительного образования в соответствии с современными требованиями к этому типу образования.

Литература:

  1. Золотарева А. В., Терещук М. Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 120 с.
  2. Золотарева А. В. Принципы организации дополнительного оразования детей в России // Ярославский педагогический вестник — 2013 № 1 — Том II (Психолого-педагогические науки). С.194–199
  3. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении / сост. И. В. Липова, Ю. В. Антонова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. Волгоград: Учитель, 2017. — 87 с.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, детский сад, образовательный процесс, ребенок, дошкольная образовательная организация, дошкольная организация, развитие ребенка, ориентированный подход, педагог.

moluch.ru

Консультация (подготовительная группа) на тему: Организация дополнительного образования в ДОУ

Районный методический совет

Выступление по теме:

«Организация дополнительного образования

в дошкольных образовательных  учреждениях

в соответствии с ФГОС »

Зельман Н.Е. – руководитель

РМО  воспитателей

(воспитатель МДОУ детский сад «Сказка» р.п.Дергачи)

Дата: 09. 02. 2018 год

Слайд №2

«Если хочешь, чтобы расцвел цветок,

не нужно насильно развертывать лепестки,

а нужно создать условия,

при которых он сам распустится»

Л.Н.Толстой.

Цель дошкольного образования — первого уровня общего образования — всестороннее развитие дошкольников. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, дошкольные образовательные организации организуют работу по дополнительным парциальным  программам, которые прописываются в образовательных и рабочих программах с учетом запросов детей и родителей.

Для того чтобы узнать, чего они хотят, педагоги  проводят  опросы и анкетирование, в ходе родительских собраний, индивидуальных бесед и уже по их итогам — ДОУ организовывает кружковую работу. В процессе образовательной деятельности педагоги рассказывают  о деятельности кружков и секций на базе ДОУ, освещают достижения детей. Родители должны четко понимать, чем отличаются занятия НОД от занятий в кружке. 

Слайд №3

ДОО имеет право осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью ее деятельности (ст. 23 Закона № 273-Ф3).

Вы, наверное, заметили, что я говорю не о дополнительном образовании в ДОУ, а об организации кружковой работы по дополнительным парциальным программам, которая проводится в форме СОД  в ходе режимных моментов.

Слайд № 4

 Основанием для этого явилось участие в Семинаре  «Рабочая программа в детском саду: подходы к разработке» О.А. Скоролуповой, в котором участвовали все старшие воспитатели ДОУ р. п. Дергачи и воспитатели ДОУ.

В ходе семинара  О.А. Скоролуповой нами был задан вопрос об организации дополнительного образования в детском саду и отражение его в образовательной программе ДОУ. Она ответила, что педагоги и дети имеют право получать дополнительное образование. Если есть спрос от родителей и детей, в детском саду имеются условия, необходимые для работы в том или ином направлении,   педагог должен получить дополнительное образование (пройти курсовую подготовку)  и осуществлять деятельность в свободное от основной  работы время. Если запрос от родителей идет, то заключается договор  на  дополнительные платные услуги.

Слайд № 5

Сведения о подвидах дополнительного образования указываются в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности (ст. 91 Закона № 273-Ф3). При этом Закон

№ 273-Ф3 не предусматривает указание конкретных дополнительных общеразвивающих программ той или иной направленности.

 Могут приглашаться педагоги дополнительного образования из музыкальной школы, ДДТ, учителя иностранных языков и т.д. на договорной основе. В городах платное дополнительное образование является нормой.

Являясь тьютером на муниципальном уровне по работе с молодыми кадрами и получая вопросы от педагогов по данной теме, я обратилась за консультацией к  куратору при ГАУ ДПО «СОИРО»  Переходниковой  Наталье Васильевне.

Слайд№ 6

Она дала следующий ответ: «Термин ДО сейчас в ДОУ не звучит, все, что нужно в этом плане, нужно уложить в часть, формируемую участниками образовательных отношений».

Дополнительные общеразвивающие программы (кружково-студийные формы организации образования детей в ДОО) не могут входить в ОП ДО и реализовываться за счет бюджетных средств, т. к. не являются основной целью образовательной деятельности.

Как же мы решаем данную проблему?

Слайд № 7 — 8

Создаем в детском саду все необходимые  условия, в которых ребенок может раскрыть заложенные в нем способности. Большое внимание уделяется организации предметно развивающей среде, в соответствии с ФГОС ДОУ, по всем образовательным областям. В отличие от основной  программы, дополнительные программы позволяют выбрать вид деятельности, форму организации образовательного процесса.

С одной стороны, это дает ребенку возможность применить полученную им информацию, с другой — расширяет и углубляет ее. Фактически ребенок на занятиях в кружке создает конкретный продукт. Причем такая система обеспечивает ему индивидуальный темп деятельности, а значит, постепенно приводит к ситуации успеха. Здесь отсутствует жесткая оценка, ребенок имеет право на пробы и ошибки, что также способствует успешности деятельности.

Кружковая работа  не может дублировать задачи основного образования. Ее задача — предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных видах деятельности, выбрать занятия, которые интересны, раскрыть свои способности.

При организации образовательной деятельности по дополнительным программам учитывается требование п. 11.8 СанПиН: не менее 3-4 ч на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня.

Дополнительные программы могут иметь художественно – эстетическую, физическую, познавательно — исследовательскую, речевую, техническую, интеллектуальную и иную направленности.

Слайд№ 9

В детских садах р.п. Дергачи: «Сказка», «Аленушка», «Тополек», «Дружба», «Солнышко», организованно 27 кружков. 

Детские сады

Направление

Художественно — эстетическое

Физическое

Познавательное

Речевое

Техническое

Интеллектуальное

«Сказка»

2

1

2

1

1

«Солнышко»

1

2

1

«Аленушка»

2

1

3

1

1

«Дружба»

2

1

1

«Тополек»

1

2

1

Итог:

8

2

10

3

3

1

Слайд № 10

В детском саду «Сказка» организованно 7кружков.

 СОД по программе «Театральная деятельность в детском саду»

А.В. Щеткин, кружок «Речевичок», руководитель учитель – логопед Нестерова М.В.

Цель: формирование у детей самостоятельного словесного  творчества, через использование сказочного материала.

Слайд № 11

СОД  по программе «Конструирование в детском саду» Лыкова И. А., кружок «Мастерская Самоделкина», руководитель Антонова Е.Ф.

Цель: Формировать у детей устойчивый интерес к конструированию и моделированию.

Слайд № 12

СОД  по авторской разработке «Первая научная лаборатория: опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками» А.И. Шапиро, кружок «Юный исследователь», руководитель Зельман Н.Е.

Цель:  способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

 Слайд № 13

СОД  по программе М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим», кружок «Здоровячек», руководитель Никитина Е.А.

Цель: укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма; создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Слайд № 14

СОД  по программе Г.М. Науменко «Фольклорный праздник», кружок «Ручеек», руководитель  Тиханович Г.В.

Цель программы — совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

Слайд № 15

СОД  по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог», кружок «Экологический калейдоскоп», руководитель Дементьева С.А.

Цель:  Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Слайд № 16

СОД  по программе Слуцкой «Танцевальная мозаика», кружок «Мозаика», руководитель Христофорова Ж.Н.

Дети активно принимают участие в локальных,  муниципальных, региональных, всероссийских  конкурсах, занимают призовые места.

Слайд № 17 -18

Опыт работы показывает, что дети, занимающиеся в секциях и кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования — художественных, музыкальных, спортивных школах.

Детские танцевальные и хоровые коллективы — постоянные участники и лауреаты смотров-конкурсов, выставок, фестивалей детского творчества. Личные достижения отдельных воспитанников на спортивных соревнованиях отмечены грамотами. Итоговые мероприятия, выставки детских работ демонстрируют родителям, чего достигли их дети.

Система работы по дополнительным программам в ДОУ — составляющая образовательного процесса, в котором пересекаются интересы родителей и детей. Она востребована, т. к. сочетает воспитание, обучение и развитие личности ребенка, дает возможность дошкольникам получить новые знания, сформировать различные навыки и умения, увлекает полезным и развивающим видом деятельности.

Таким образом, социальная и практическая значимость кружковой работы бесспорна, а их грамотно организованная система повышает имидж образовательной организации.

nsportal.ru

Статья: Нужно ли дополнительное образование в ДОУ?

Значимость дополнительного образования в ДОУ.

В 2018 году система дополнительного образования в России отмечала столетний юбилей. И основную часть своего существования оно базировалось в учреждениях, отдельных от школы или детского сада. Сейчас многое меняется. Внедрение дополнительных образовательных программ в практику дошкольных образовательных учреждений представляет значимый интерес. Так  кому это нужно?

В первую очередь это нужно  ребенку, так как у дошкольника появляется возможность выбрать дополнительно  деятельность, занимаясь которой, он чувствует себя комфортно, удовлетворяет свои потребности  в интересном и привлекательном для него деле. Такие занятия   способствуют  развитию мотивации  дошкольника к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.

Также  дополнительное образование представляет значимый интерес для педагога, если, конечно, это человек неравнодушный, творческий и ему есть, чем поделиться со своими воспитанниками. Ведь занятия в основе своей предполагают   личностно ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого. Появляется дополнительная возможность педагогического  общения, передачи накопленных знаний, выходящих за рамки основной образовательной программы.

 Учитывая, что по дополнительному образованию нет типовых образовательных программ,  педагог  самостоятельно составляет программу и несет ответственность за выбранный им материал. Поэтому с одной стороны возникает груз ответственности, но с другой стороны есть свобода выбора, а это всегда дополнительный стимул к творчеству, стремлению выбрать лучшее, расти профессионально. В итоге повышается компетентность и профессионализм педагогов и специалистов, тем самым улучшается качество  образования. Особенно это актуально для дошкольных образовательных учреждений, имеющих возможность сочетать традиционное дошкольное образование с  дополнительным образованием дошкольников, используя одну и ту же материальную базу и педагогические ресурсы.

Невозможно переоценить значимость дополнительного образования в ДОУ для родителей. Современный родитель стремится как можно раньше начинать развивать своего ребенка, использует с удовольствием дополнительные ресурсы. При этом нужно учитывать также большую занятость  современного человека, нехватку свободного времени. И, если  ДОУ имеет возможность максимально удовлетворить запросы родителей на обучение ребенка, то родители, как основные заказчики, будут давать своему ребенку все, на их взгляд, необходимое, не тратя при этом усилий на трансфер ребенка из одного места в другое, не подвергая его дополнительным стрессам. 

Родители понимают, что дополнительное образование детей позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей в различных областях образовательной деятельности.

         В нашем детском саду стартовали две программы художественной и спортивной направленности. Проведенный опрос среди родителей показал востребованность работы по  данным направлениям. Педагогами решаются задачи развития творческого мышления, воображения, здоровье сбережения. На  занятиях у  детей расширяются представления о культуре поведения, общения, прививаются коммуникативные навыки. Результаты освоения программ будут представлены в открытых творческих показах. А выступления детей – это всегда радость для родителей, удовольствие и ответственность для ребят. Все это непременно дает благоприятный посыл для развития личности ребенка.

Дополнительное образование это эффективный и значимый ресурс для воспитания современной личности.

nsportal.ru

Материал: Доклад для педагогов «Дополнительное образование. Кружковая работа в ДОУ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Доклад

«Дополнительное образование.

Кружковая работа в ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Т.С. Головкина

Кувшиново,2019г.

На формирование личности дошкольников оказывает влияние не только основное образование, но и факультативное. Всевозможные кружки уже давно являются неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ. Грамотно организованная деятельность кружка в детском саду позволит ребятам овладеть полезными навыками и развить творческий потенциал.

Кружок в детском саду- неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Для этого в нашем детском саду среди родителей было проведено анкетирование. Хочу обратить внимание, что материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительному образованию в детском саду.

Вся кружковая работа делится на 4 направления:

1.Художественно-эстетическое развитие — реализация творческого потенциала воспитанников.

2.Познавательное развитие-удовлетворение интересов и любознательности детей.

3.Физическое развитие-приобретение опыта двигательной активности, привитие ЗОЖ

4.Социально-личностное развитие — совершенствование коммуникативных навыков, социальная адаптация.

В нашем детском саду работают 5 кружков дополнительного образования: это «Театральная студия», «Волшебные бусинки», «Физкультурно-оздоровительный кружок», «Будем говорить правильно», «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Руководителем кружка «Театральная студия» является Рябова В.М.  Этот кружок работает второй год. Возраст детей, посещающий кружок  5-7 лет.Рабочая программа кружка «Театральная студия» ориентирована на художественно-эстетическое развитие личности ребенка, его индивидуальности.

     Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра — неиссякаемый источник творчества. Цель программы формирование интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности  средствами театрального искусства. Вера Михайловна, показывает результаты своей работы, она с детьми неоднократно выступала на родительских собраниях, показывала драматизацию сказок детям и родителям посещающим консультативный пункт, который сама же ведет в детском саду, а также младшим группам.

Руководителем кружка «Волшебные бусинки» является  Никитина Ю.К.Посещают этот кружок дети 6-7 лет. Это программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности – обучение детей бисероплетению ориентирована для детей старшего дошкольного возраста. Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность ребенка.      

Цель программы: приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам бисероплетения. Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 25-30минут. Ожидаемый результат работы кружка будет представлен на выставке — коллективная работа «Волшебный мир бисера». Следует отметить, что среди детей посещающих данный кружок есть ребёнок с задержкой психического развития.

Руководителем физкультурно-оздоровительно кружка в нашем детском саду является Слепнева И.В. Вид программы-оздоровительная. Направление программы – игровая физкультура. Кружок посещают дети 4-5 лет. Отличительная черта этой программы — планирование занятий в сюжетно-игровой форме, в основе которой лежит партнерская позиция взрослого и непринужденная форма организации. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка, что способствует формированию интереса к занятиям и наилучшему усвоению материала, следовательно, оптимальному воздействию упражнений на организм.    

Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

Цель программы: содействие правильному физическому развитию, всестороннему развитию личности ребёнка, укрепление здоровья, формирование правильной осанки. Продолжительность занятий 30минут 1 раз в неделю. Конечным результатом или итогом работы кружка является диагностика снижения уровня заболеваемости.

Руководителем кружка «Будем говорить правильно» является Гурикова Л.Ю. Кружок посещают дети 3-4 года. Занятия проводятся во второй половине дня длительностью 10-15 минут.

Программа направлена наразвитие речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Цель программы: формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр. Итогом работы кружка будет выставка атрибутов и игр по развитию мелкой моторики рук, мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики», семинар-практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.

Руководителем кружка«Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» является Головкина Т.С.

Вид кружка: познавательно-творческий, игровой. Это программа: духовно-нравственного направления. Программа рассчитана на детей 3-4 лет. Продолжительность занятий 15 минут.

Цель программы: создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

Зная возрастные особенности детей 4-го года жизни, мы всё чаще замечаем, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

 Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.

Средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей.

С этого года я веду кружок дополнительного образования «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста».

 Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.

Работа кружка осуществляется с учетом дифференцированного подхода и ФГОС включает разнообразные формы и методы работы.

В своей деятельности с детьми я использую следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (центра литературы).

  Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.

 Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай из какой сказки, “Продолжи сказку ” (описание героев) и другие.

Для младших дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, теневой театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.

 Драматизация – более сложный вид театральной деятельности. Поэтому на заключительном этапе нашей работы в кружке планирую приготовить с детьми сказку «Теремок» и показать её родителям.

Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей,раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.

Необходимо отметить особую роль родителей в нашей работе. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье.

Проведя опрос родителей, я отметила, что у некоторых семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер.

 Тогда я поставила перед собой задачу – помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Для решения этой задачи я составила комплекс мероприятий, которые провожу и буду проводить совместно с родителями. Это:

— Проведение совместных досугов.

— Выставка работ детей и родителей «Я люблю сказки».

— Консультации для родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей.

 — Пополнение развивающей среды.

Благодаря сказкам, дети не только учатся мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растут духовно, совершенствуются, становятся мудрее.

nsportal.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *