Экология для дошкольников – . , . , — .
Дошкольник.руДошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем статьиФейсбук | Занятия по Экологии
| «Дошкольник.РФ» |
doshkolnik.ru
Статья по экологии на тему «Экологическое воспитание дошкольников» (дошкольники)
Экологическое воспитание дошкольников
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
Дошкольное детство — ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos — наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества — рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Экологическое воспитание младших дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа, его индивидуальности. Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из лёгких. И наша задача, как педагогов детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Для решения задач экологического воспитания я опираюсь на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой. Элементы этих программ я внедряю в свою работу. Понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Для меня оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей.
В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. В целом занятия по экологии проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое воспитание. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”,“Экологический калейдоскоп” и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения: “Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др. Используя разные типы занятий в своей работе по экологическому воспитанию, я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараюсь не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.
Опыты необходимы для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Детям задавались вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности и мыслительной деятельности.
Помимо лаборатории в группе имеется «Природный уголок», в котором есть разнообразные комнатные растения разных стран. Ведётся картотека комнатных растений. Дети с удовольствием помогают ухаживать за растениями: с утра трогая почву пальцем, понимать, что нужно полить и взрыхлить землю. Когда дети наглядно видят положительный результат труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки. Важно отметить, что «Зелёная зона», действует на детей расслабляющее, здесь дети отдыхают психологически. В природном уголке так же представлены разные климатические зоны: полюс, тропики, пустыня, средняя полоса и различные виды ландшафтов: овраг, горы,равнина,река,болото,водопад,озеро.
Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках, в остальное время на окне «Огород на подоконнике». Дети очень гордятся результатами своего труда. Выращивая отдельные экземпляры культурных растений на окне, такие как: помидоры, перец, укроп, лук, салат, огурцы и.т.д, дети познают их характер, потребности на разных стадиях роста и развития. Результаты своих наблюдений дети фиксируют в дневник.
В своей работе я использую в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка: наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и т.д. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Метод наблюдений в экологическом воспитании детей является основным. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, я прежде всего стараюсь пробудить интерес к наблюдениям в живой природе: растениям, животным и птицам. Интерес к природным явлениям у ребёнка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт.
Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада, позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Маршрут этой тропы предусматривает следующие объекты:
1. Участок леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами «Уголок леса».
2. Цветник.
3. Огород.
4. Сад.
5. Луг.
6. «Птичья столовая».
7. Старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки.
8. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания.
9. Старый пень, покрытый мхом и грибами.
10. Участки лекарственных трав «Зелёная аптека».
Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Я считаю, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Наблюдения природы фиксируем в календаре природы. Это имеет очень большое значение для детей. Здесь закладываются у детей первые представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины. Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Незаметно и постепенно накапливаются у детей знания о природе и появляется интерес к ней и любовь.
Так же неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С детьми организовываем интересные видео экскурсии: «Прогулка по весеннему лесу», «Золотой луг», » Зимняя сказка. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращаю внимание детей на красоту родной природы. Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где возможно, организую практическую деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала. Знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме того можно использовать разнообразные игровые упражнения: » Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает? «, «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравятся играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность. Возможность проводить систематические наблюдения и эксперименты позволяет удовлетворять любознательность детей. Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомиться с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и наблюдая за животными существами на участке. На участке сада вывешиваем кормушки. Каждый день, дети проверяют их и досыпают зерна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных. Всё в наших руках, учите детей любить природу!
Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы («Четыре времени года», «Собери картинку»).
Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов (например: «Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно – не нужно»).
В группе имеется богатый набор экологических (дидактических) игр: «Домашние и дикие животные», «Калейдоскоп природы», «Животные жарких стран», «Птицы», «С какой ветки детки» и т.д. А также игры, нашедшие применение в детском саду это: игры-путешествия, игры поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы, например, «Солнышко и дождик», «Мыши и кот».
Можно устроить маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Я использую литературу, рекомендованную программой детского сада — это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа. В их глазах видно сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляются у них забота и любовь о друзьях наших меньших. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились — слушать чтение старших.
Очень любят малыши сказки. Сказка является, одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки. В своей работе с детьми я используем произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими. Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.
В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных.
Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. В группе ведётся кружок «Юный эколог». Большое внимание я уделяю проблеме охраны окружающей среды. Показываю и объясняю на примере, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учу уважительному отношению к окружающему миру.
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.
Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями. Работу с родителями провожу в форме: родительских собраний, информационных листов, анкетирования, индивидуальных бесед, ведения экологических дневников. Анкетирование среди родителей, по вопросам экологии и экологического воспитания детей, помогло выявить пробелы в знаниях детей. На основе данных анкет планируется моя дальнейшая методическая деятельность. Работа с родителями отражена на стенде “Для Вас, родители”. Здесь же на протяжении всего учебного года родителям даются рекомендации, различные интересные тесты, кроссворды, консультации. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой.
В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», « Не загрязняй природу!»… Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.
В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших воспитанников
любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)
Опыт моей работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.
Считаю, что выбранная мною приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи я надеюсь воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Список используемой литературы:
1. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
3.Павлова.Л Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. №10. С. 40-49.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
5. Тугушева. Г.П, Чистякова.А.Е: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.
6. Маневцова Л.М. « Листок на ладони» — СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2004г.
7. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет »- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2004г.
8. Рыжова.Н.А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. — №7.
9. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/
М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.
10. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.
11. Бочарова.Н.И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Орёл, 1988.
12. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию. Детство-Пресс; 2001.
13. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей второй младшей, средней, старшей, подготовительной групп. Екатеринбург, 2002.
14. Градобоева.Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.
15. Лучич. М.В. Детям о природе. М., 1989.16. Левитман. М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб: Союз 1998.
17. Молодова М.П. Экологические праздники для детей. – Мн: «Асар», 1997.
18. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под редакцией М.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой, С-П., 2000/
19. «Мы» — программа экологического образования детей. / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-Пресс», 2000/
20. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.,: Издательство ГНОМиД, 2003.
21. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
22. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
23. Николаева С.Н. Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: 1988 №№ 2, 6, 8, 12; 1996 № 7; 1998 № 1.
24. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2002.
25. В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 1998, Академия развития.
26. С.Н.Николаева «Эколог в детском саду», Москва, 2003, Мозайка-Синтез.
infourok.ru
Экологическое воспитание в ДОУ | Социальная сеть работников образования
Цикл дидактических игр по познавательному развитию
«Экологические игры на свежем воздухе»
Цель:
Закрепить знания о животных и растениях, их приспособляемости к среде обитания.
Развивать у детей двигательную, умственную и речевую активность.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактические экологические игры
на свежем воздухе.
Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста. Уже с детства необходимо воспитывать человечность, доброту, ответственное отношение к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно отстаивать землю пригодным для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Надо научить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Лучшим способом для такого обучения будет игра — наиболее понятный, радостный и естественный вид деятельности. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают живыми и более интересными для детей.
Дидактические экологические игры лучше всего проводить на открытом воздухе, во время прогулок. В процессе таких игр решается несколько задач: оздоровительная и обучающая одновременно. Дети знакомятся с природой, обществом и развиваются физически. Кроме того, подобные игры заставляют детей думать, сопоставлять, сравнивать, постоянно находиться в поиске новых путей и решений. Дети с большим интересом и желанием включаются в подобные игры, проявляют двигательную, умственную и речевую активность, что в конечном итоге влияет на физическое и интеллектуальное развитие детей.
Тема: «Вершки и корешки».
Цель: закрепить знания о строении и употреблении в пищу овощных растений .Закрепить правила игры, расширять знания детей.
Материал: медальоны с изображением одной части овощных растений: корешки, вершки.
Ход игры:
Дети делятся на две равные команды у одних медальоны с изображением корешков, у других с изображением вершков. Участники игры произвольно становятся в большой круг, образуя «корзину», двигаются по кругу со словами:
Волшебная корзина полным — полна,
Да в ней все перепуталось до самого дна.
Дети останавливаются, и говорят «корешки»:
Здесь чудо — корешки!
И для пищи мы важны.
Затем слова произносят «вершки»:
Куда чудеснее вершки,
Все блюда с нами так вкусны.
Следующие слова говорит воспитатель:
Опрокинулась корзина, разбежались корешки,
А за ними и вершки.
После этих слов дети разбегаются и бегают по игровой площадке, стараясь не наталкиваться друг на друга пока они бегают, воспитатель говорит:
Тише, тише, не спешите
И друг друга находите:
Корешок найдет вершок,
А вершок — свой корешок.
После этих слов дети образуют пары. По указанию воспитателя кот-то из детей называет съедобную часть овоща и блюдо, которое можно из него приготовить.
Тема: «Цветы»
Цель: научить детей любоваться растущим цветами, видеть и воспринимать их красоту, воспитывать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить названия садовых растений.
Ход игры.
Воспитатель читает стихотворение Т. Собакина:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты….
И не будут красоты.
Воспитатель подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и скверах, их сажают для того, чтобы вокруг было красиво, и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.
После этого начинается игра. Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя- название цветка, которое сообщает воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:
-Здравствуйте, цветы!
-Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы».
Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение.
После игры весной дети могут посадить или посеять цветы; а весенние и летние дни — полить цветы; осенью собрать семена растений.
Тема: «Кто, где живет».
Цель: закрепить знания детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них. Расширить знания детей о природе; воспитывать бережное отношение к природе
Материал: плоские модели с изображением четырех ярусов смешанного леса: травянистый покров, кустарники, лиственные деревья, хвойные деревья. Картинки с изображением различных животных: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Ход игры
На прогулке дети сначала закрепляют знания о ярусах леса. После этого предлагается игра. Силуэты животных раскладывают на скамейке обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ присуждается фишка. Если задание выполнено неверно, то фигурку-силуэт животного обратно выкладывают на стол, и действие повторяется с другим играющим.
Игру можно усложнить, на площадку размещают четыре яруса леса так, чтобы они следовали друг за другом с небольшим промежутком. Потом всем играющим раздают картинки с изображением животных. Воспитатель говорит, что животные потерялись и не могут найти свой дом. По сигналу воспитателя дети бегут каждый в свой ярус, выигрывает тот, кто быстрее заселится.
Тема: «Лесник»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять детей в распознавании предупреждающих экологических знаках; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: набор предупреждающих экологических знаков
Ход игры
. Выбирается водящий считалкой, он будет «лесником». «Лесник» выбирает один из перевернутых экологических знаков и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляет; рассказывает, как вести в лесу. Находясь рядом с данными объектами. Потом роль «лесника» играет следующий ребенок и т. д. В конце дети подводят итог — кто был лучшим «лесником».
Тема: «Как растет растение».
Цель: закрепить этапы роста и развития растений, упражнять детей в легком беге, закрепить правила игры, действовать только по сигналу, бегать, не наталкиваясь, друг на друга.
Материал: медальоны с нарисованными этапами роста растения (семя, проросток, первый лист, стебель с листьями, стебель с листьями и цветами, плодами и семенами).
Ход игры
По сигналу «разбежались» дети бегают по всей площадке. По сигналу «овощ растет» каждый игрок занимает место в шеренге, соответствующее этапу роста и развития растения. Если ребенок ошибается, он становится лицом к шеренге и последовательно сравнивает этапы развития. Обнаружив несоответствие двух рядом стоящих игроков, называет, что между ними пропущено, сравнивает с изображением на своем медальоне и, если оно соответствует пропущенному, занимает место в шеренге. После нескольких проигрышей дети меняются медальонами.
Тема: «Цапли и лягушки»
Цель: закрепить знания детей о приспособленности животных к среде обитания. Упражнять детей в соблюдении правил игры «лягушки» не прыгают в пруд раньше сигнала; «цапли» передвигаются, высоко поднимая ноги; «лягушки» — прыжками.
Материал: шапочки «цапли».
Ход игры
Посреди игровой площадки чертят большой пруд. С помощью считалки дети выбирают двух «цапель»:
Ква – ква — ква,
Начинается игра
Кве – кве — кве,
Прилетели цапли две,
Прилетели цапли две.
«Цапли» занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети-«лягушки». Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:
Мы зеленые лягушки
Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд-
Цапли в нем нас не найдут.
После слов не найдут «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать. В пруду «цапли» пятнают тех «лягушек», которые не спрятались, т. е. не присели. Пойманные «лягушки» выходят на берег. «Цапли» считают, сколько «лягушек они поймали».
Тема: «Угадай погоду»
Цель: закрепить знания о погодных условиях, развивать наблюдательность, речь детей. Развивать наглядно – схематическое мышление
Материал: картинки схематическим изображением явлений природы (снег, тучи, дождь и т. д.)
Ход игры.
У каждого ребенка имеется полный набор картинок. Воспитатель раскладывает схемы перед играющими и спрашивает, какие погодные явления каждая из них обозначает. Первый этап. Воспитатель предлагает описать погоду сегодняшнего дня. За правильный ответ ребенок получает фишку. Второй этап. Воспитатель предлагает проверить друг друга, ребенок описывает погоду, а остальные дети показывают нужную картинку. Фишку получает тот, кто раньше всех поднял правильную картинку.
Тема: «Деревья и червяки»
Цель: показать детям круговорот веществ в природе; воспитывать бережное отношение к природе; закрепить правила игры, умение играть в команде.
Материал: листья по количеству детей, пластмассовые стаканчики с землей, две шапочки с изображением дерева и червяка.
Ход игры
Дети делятся на две команды. В каждой команде должен быть свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце площадки чертятся два круга на расстоянии друг от друга. Это «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он находится в середине круга. Здесь же, в кругу находятся и стаканчики с землей. В противоположном конце аналогично создаются два круга для детей, которые будут исполнять роль «деревьев». Дети деревья также становятся в середину кругов. Они держат в руках листья. Таким образом, «червяк» каждой команды находится напротив своего «дерева». По команде «Осень!» ребята, изображающие деревья, бросают один листок на землю. Стоящий ближе всех к «дереву» участник должен как можно быстрее поднять этот лист и отнести его к своему «червяку». Получив листок, «червяк» поднимает с земли стаканчик с землей и отдает его участнику игры, который, в свою очередь, быстро (не рассыпав при этом землю) возвращается к своему «дереву», вручает ему стаканчик с землей и становится позади других членов команды. «Дерево» получив землю, ставит стаканчик и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды и т. д. Команды повторяют действия до тех пор, пока последний участник не принесет своему «дереву» стаканчик с почвой. Как только «дерево» получает последний стаканчик с землей, оно «вырастает» -изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки-ветки верх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым
Тема: «Поезд»
Цель: закрепить названия растений, умение двигаться в разных направлениях. Соблюдение правил игры.
Материал: листья разных растений, шапочка «паровозика».
Ход игры:
Дети берут в руки листья разных растений и движутся в разных направлениях «паровозиком», держа в руках листья растений: тополя, осины, березы, и т. д.. Воспитатель называет остановку, например, «березовая». Дети с листьями березы выходят из «поезда». Все остальные движутся дальше, до следующей остановки.
Тема: «Деревья, травы, цветы»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры:
Воспитатель предлагает послушать названия цветов, кустов, деревьев, одновременно выполняя движения. Если куст — похлопать, дерево — поднять руки вверх, цветок травы положить руки на пояс.
Тема: «Узнай свою шишку»
Цель: закрепить названия деревьев, расширить словарный запас слов, развивать сенсорные способности.
Материал: корзинки, шишки: еловые, лиственные, кедровые, ольховые.
Ход игры:
Дети коробку складывают сосновые (или еловые, лиственные, кедровые) шишки различной формы и размера. Детям предлагается выбрать одну шишку, подержать ее в руке, понюхать, поднести к уху, слушая ее скрип, внимательно рассмотреть запомнить. Затем все шишки складываются, и теперь каждому нужно отыскать уже «свою» шишку.
Тема: «Что растет в родном краю»
Цель: закрепить названия растений родного края, развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры:
Воспитатель называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности.
Яблоня, груша, шиповник, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, береза,
Вишня, черешня, сосна, апельсин,
Пихта, осина, кедр, мандарин.
А теперь быстро:
Липа, осина, каштан,
Черемуха, тополь, платан,
Дуб. Кипарисы и слива,
Багульник, смородина, ива.
Тема: «Земля, вода, огонь, воздух»
Цель: закрепить названия разных стихий и место обитания животных. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «Земля», «Вода», «Воздух», «Огонь». Если водящий сказал «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «Вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «Воздух!» — названием птиц. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Тема: «Ястреб и утки»
Цель: дать представление о водных птицах, развивать двигательную активность, умение играть сообща. Умение соблюдать правила игры.
Ход игры:
На площадке рисуют два круга — два «озера». Между ними расстояние в 5-10 шагов. По считалке вбирают «Ястреба», остальные – «дикие утки»- чирки, нырки и шилохвостки. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостки- в другом. Затем утки меняются местами: чирки перелетают в озеро к шилохвосткам, шилохвостки — к ныркам, а те, в свою очередь, прилетают к чиркам. В это время ястреб, который находится «на суше» (между двумя озерами), ловит уток. Пойманные утки бывают из игры. В озере уток ловить нельзя
Тема: «Солнце или месяц».
Цель: учить детей играть в командах, умение соблюдать правила игры. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, силу, ловкость.
Ход игры:
Дети выбирают вожаков. Те втайне от других договариваются, кто из их будет «солнцем», а кто – «месяцем». «Ты чей? спрашивают вожаки у играющих. Ответить надо тихо, чтобы никто, кроме вожаков, не слышал. Так составляются две команды. После этого по земле проводится черта. Вожаки становятся друг перед другом по обе ее стороны и берутся за руки. За ними, в затылок, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются ребята из их команды. Они помогают своим вожакам, которые стараются перетянуть друг друга через черту.
Тема: «Сокол и лиса».
Цель: дать представление о жизни птиц. Закрепить правила игры, развивать внимание.
Ход игры:
Выбираются «сокол» и «лиса». Остальные дети- «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные упражнения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.
Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.
Тема: «Птичка»
Цель: закрепить с детьми разные породы деревьев, развивать внимание.
Ход игры:
Перед игрой все подбирают для себя фант- любую мелку вещь, игрушку. Игроки усаживаются и вбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.
Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку» елка называет другое дерево и т. д. Кто прозевает- отдаст фант. В конце игры фанты выкупаются.
Тема: «Цветы»
Цель: закрепить названия цветов, развивать двигательную активность, внимание, ловкость.
Ход игры:
Каждый играющий выбирает себе название, какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей по жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой- нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой- нибудь цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
Играющие могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Каждый раз педагог перед началом игры рассказывает детям о различных цветах, рыбах, зверях, птицах.
Тема: «Ловля рыб»
Цель: закрепить с детьми названия речных и морских рыб, расширять кругозор детей, развивать внимание, ловкость.
Ход игры:
Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии в несколько шагов. Одна группа- «рыболовы» (их меньше), другая – «рыбы». Вначале между ними происходит разговор:
— Что вы вяжите?- спрашивают рыбы.
— Невод,- отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.
— Что вы будете ловить?
— Рыбу.
—Какую?
— Щуку.
— Ловите!
Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба.
Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов касается ее рукой.
Перед началом игры педагог знакомит детей с разными видами рыб.
Тема: «Птицелов»
Цель: учить детей звукоподражанию птиц, закрепить названия птиц и место их обитания, воспитывать любовь к ним.
Ход игры:
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре- птицелов с завязанными глазами. Птицы кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Но в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.
Играющие не должны прятаться и обязаны остановиться на месте сразу по сигналу.
До начала игры педагог разучивает голоса птиц.
Тема: «Эхо»
Цель: продолжать знакомить детей с таким явлением в природе как эхо, развивать связную речь, звукоподражание . Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход игры
Перед игрой педагог объясняет детям, что такое эхо: «Вы слышали когда- нибудь про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадете в горное ущелье и скажите «Здравствуй эхо!»- то оно ответит вам так же «Здравствуй эхо!», потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого детям предлагают поиграть в игру, в которой они по очереди будут исполнять роль эха, то есть они должны будут в точности повторить то, что услышат.
В качестве материала для воспроизведения предлагаются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы (подражание голосам животных, человека, звукам природы; ласковое обращение к природным объектам: например :«Здравствуй, лес!», «Я люблю вас, птицы!», «Спасибо природа, цветы, подснежники и т. п.)
Тема: «Журавль»
Цель: закрепить правила игры, расширить кругозор детей о жизни диких животных и птиц.
Дети выбирают водящего и «волка». Остальные- «журавли — становятся в колонку по одному. Каждый кладет руки на пояс впереди стоящего. Водящий становится впереди колонны и старается все время быть лицом к волку. Журавли, не разрывая колонны, прячутся за ним. Волк может схватить любого журавля, кроме водящего. Играют до тех пор, пока волк не схватит журавля. После этого выбирают нового водящего и волка.
Тема: «Лягушки в кадушке»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции,
Ход игры: на полу раскладываются обручи, можно использовать кольца от игры «Серсо» по количеству участников игры. Каждый играющий -рядом с обручем. Ведущий произносит текст стихотворения.
На старой кадушке
Плясали лягушки,
Зеленые ушки,
Глаза на макушке.
Я к ним подошла-
Они в воду бултых!
И нечего больше
Сказать мне про них
Дети – лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Текст могут произносить дети, не участвующие в игре со словом «бултых!», дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка.
Педагог со словами «Эй. Зеленые лягушки, вылезайте из кадушки» дает сигнал для новой игры.
Оставшийся без обруча ребенок пропускает ход или встает на место ведущего.
nsportal.ru
Дополнительная общеобразовательная программа «Экология для дошкольников»
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Острогожский центр детского творчества»
Программа принята Утверждена приказом №
на педагогическом совете. от «31» августа 2017 г. протокол № по МКУ ДО «Острогожский
от «31» августа 2017 г. центр детского творчества»
Директор _______Ж.Н.Хрипченко
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Экология для дошкольников»
Тип программы: общеразвивающая,
модифицированная
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Ивлева Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
Острогожск 2017
Пояснительная записка.
Основные характеристики программы:
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к родному краю. Начинать экологическое просвещение надо с дошкольного возраста. В дошкольном возрасте формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому так важно создать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано, что Земля — наш общий дом, а человек – часть живого мира природы. Только при систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных проявлений, в процессе игровой и практической деятельности ребёнка, в форме наглядных образов, открывается не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Это способствует формированию чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода развития ребёнка, но и в будущей его взрослой жизни. И чем раньше мы будем вести экологическое просвещение и воспитание, тем более явными можно ожидать результаты.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.
1.1 Педагогическая целесообразность
Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей
дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших краях, заготавливаем корм, делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем кормушки на территории детского сада и парка, ведём наблюдения за сезонным поведением пернатых.
Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь.
Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, научности и доступности, с учётом местных эколого-географических, национально — культурных условий и сезонных изменениях в природе. Всё перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
1.2. Актуальность программы обусловлена проблемой охраны окружающей среды. Воспитание у детей экологической грамотности все
больше выступает на первый план в современной системе образования. Возраст 5-6 лет — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
1.3. Отличительные особенности программы.
В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям, через активное познание окружающего мира, войти в новые современные социально-экономические отношения и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. У обучающихся, занимающихся в объединении, формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Основными проявлениями экологической культуры служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; желание и умение заботится о живом. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов живых организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей.
Программа дает возможность обучающимся познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.
1.4. Цель программы:
Формирование осознанного отношения к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
1.5. Задачи программы:
Обучающие:
— научить видеть и понимать красоту живой природы;
— сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
— расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и с охраняемыми животными, вошедшими в Красную книгу;
— познакомить обучающихся с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений, занесённых в Красную книгу;
— познакомить с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
Воспитательные:
— воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам;
— воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;
Развивающие:
— развивать потребности общения с природой;
— развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
— развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
— развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
1.6. Адресат программы
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет. Наполняемость группы 12-15 человек.
1.7.Формы.
Основной формой организации образовательного процесса являются групповые и индивидуальные занятия, которые проводятся в различных формах.
1.8.Объём программы: 36 часов в год.
1.9 Срок реализации программы: 1 год.
1.10 Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.11. Планируемые результаты.
Личностные результаты.
В результате реализации программы, обучающиеся должны приобрести следующие качества:
— бережное отношение к природе своей Родины;
— умение обсуждать и анализировать свою деятельность;
— умение экологически мыслить;
— развитие трудолюбия, ответственности, соблюдения правил поведения в природе.
Метапредметные результаты:
К концу обучения дошкольники должны знать:
— термины «живая» и «неживая» природа;
— признаки времён года;
— основных представителей растительного и животного мира нашего района;
— основные виды растений и животных, обитающих на территории Острогожского района.
Должны уметь:
— проводить фенологические наблюдения;
— оформлять дневники наблюдений;
— определять деревья и кустарники по форме ствола, кроны, листьев;
1.12 Способы и формы проверки результатов.
Главный показатель реализации программы – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей.
Проверка эффективности данного курса осуществляется через открытые занятия, различные экологические мероприятия. Подведение итогов реализации программы проводится путем организации выставок работ обучающихся.
Содержание программы.
Учебный план
и тем
Теоретические занятия
Практические занятия
Всего часов
1.
Введение
1
—
1
2.
Организация фенологических наблюдений
0.5
0.5
1
3.
Осенние экскурсии
—
5
5
4.
Перелётные птицы нашей местности
0.5
1.5
2
5.
Наши зимующие птицы
0.5
0.5
1
6.
В царстве растений
0.5
0.5
1
7.
Лекарственные растения
0.5
0.5
1
8.
Мир насекомых
0.5
0.5
1
9.
Кто живёт в нашем лесу
0.5
0.5
1
10.
Зима в природе
1
4
5
11.
Фенологические наблюдения
зимой
—
2
2
12.
Наши домашние животные
0.5
0.5
1
13.
Весна в природе
1
5
5
14.
Весенние фенологические экскурсии
—
5
5
15.
Экологические праздники
—
3
3
16.
Заключительное занятие
—
1
1
Итого:
7
29
36
Содержание тем программы.
1 год обучения.
Введение -1 ч.
Теория: Знакомство с детьми. Что мы будем изучать на занятиях. Что такое «живая» и «неживая природа».
Практика: Экскурсия в парк. Викторина о природе.
Организация фенологических наблюдений – 1 ч.
Теория: Как правильно вести себя в природе. Фенология — наука о явлениях. Правила поведения наблюдений, ведение календаря природы.
Практика: фенологическая экскурсия в сквер.
Осенние экскурсии – 5 ч.
Практика: Экскурсии в природу с целью знакомства с осенними изменениями в природе. Экскурсия в парк с целью знакомства с основными породами деревьев и кустарников, определения деревьев и кустарников по форме ствола, кроны, форме листьев. Оформление дневников наблюдений, календаря природы «Осень».
Перелётные птицы нашей местности – 2 ч.
Теория: Знакомство с внешним видом и образом жизни основных видов птиц, улетающих из наших мест на юг. Просмотр видеофильма: «Перелётные птицы нашей местности».
Практика: Экскурсия в природу: наблюдения за поведением перелётных птиц. Изготовление аппликации птицы из природного материала.
Наши зимующие птицы – 1 ч.
Теория: Знакомство с внешним видом и образом жизни основных видов зимующих птиц, обитающих в нашем районе. Просмотр видеофильма «Зимующие птицы средней полосы России».
Практика: Экскурсия в природу: наблюдения за поведением зимующих птиц. Изготовление кормушек для птиц. Сбор семян и плодов дикорастущих растений для зимней подкормки птиц. Работа с определителями, научно-популярной литературой, зарисовка основных видов зимующих птиц. Работа с определителями, научно-популярной литературой, зарисовка основных видов зимующих птиц.
В царстве растений – 1 ч.
Теория: «В сказочном царстве, волшебном государстве» (занятие – сказка о мире растений).
Практика: Экскурсии в природу. Осенние изменения в жизни растений. Листопад, изменение окраски листьев. Сбор осенних листьев. Практическая работа по зарисовке листьев различных видов деревьев.
Лекарственные растения – 1 ч.
Теория: Изучение лекарственных растений луга.
Практика: Экскурсия в природу. Правила сбора и хранения растений.
Мир насекомых — 1 ч.
Теория: Отряд чешуекрылые, отряд жуки, отряд полужесткокрылые, отряд перепончатокрылые.
Практика: Экскурсия в природу, с целью изучения насекомых. Практическая работа с определителем насекомых, зарисовка насекомых.
Кто живёт в нашем лесу – 1 ч.
Теория: Просмотр видеофильма «Птицы и звери лесной зоны», викторина: «Лесные жители».
Практика: Экскурсия в парк. Птицы и млекопитающие, зарисовка обитателей леса.
Зима в природе – 5 ч.
Теория: Сезонные явления природы в зимний период. Признаки зимы, замерзание водоёмов, метели, снегопад. Значение снежного покрова для растений. Жизнь травянистых растений леса под снегом, жизнь наземных животных и обитателей водоёмов зимой.
Практика: Экскурсии в природу с целью изучения зимних явлений в природе, измерение снежного покрова, изучение следов животных на снегу.
Фенологические наблюдения зимой – 2 ч.
Практика: Экскурсия в природу. Оформление дневников наблюдений, календаря природы «Зима», зарисовка зимних пейзажей.
Наши домашние животные – 1 ч.
Теория: Кто живёт рядом с тобой. Как себя чувствуют животные в доме. Уход за домашними животными.
Практика: «В гостях у Кота Котофеевича». Рисование домашних животных.
Весна в природе — 5 ч.
Теория: Признаки наступления весны: изменение внешнего вида растений, появление первоцветов, изменение поведения животных, появление насекомых, прилёт птиц, ледоход. Охрана природы.
Практика: Просмотр видеофильма «Весна в природе», изготовление аппликации из цветной бумаги «Первоцветы», «Скворцы прилетели».
Весенние фенологические наблюдения – 5 ч.
Практика: Проведение наблюдений за весенними изменениями в природе. Оформление дневников наблюдений, зарисовка весенних пейзажей, конкурс на лучшее знание весенних примет, пословиц, поговорок.
Экологические праздники — 3 ч.
Практика: Подготовка и проведение различных экологических праздников: праздник урожая, праздник первого снега, день зимующих птиц, праздник русской берёзки, день Земли.
Итоговое занятие — 1 ч.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1.Методическое обеспечение программы.
Ребенок, контактируя с природой, получает различную информацию,
накапливает цветовые, звуковые, осязательные впечатления. Поэтому необходимо должное внимание на занятиях уделять наблюдениям на прогулках в разное сезонное время, целевым экскурсиям, во время которых дети получают неограниченные возможности для наблюдения за природой, учатся сопоставлять и сравнивать, знакомиться с разнообразием окружающего мира.
Для возбуждения детской любознательности и вовлечения ребенка в активное усвоение окружающего мира, для возможности проявить себя, свою фантазию и высвободить творческую энергию, необходимо проводить занятия в игровой форме, направленные не на конкуренцию, а на развитие сотрудничества и взаимопомощь.
Большое внимание на занятиях уделять рисованию, работе с природным материалом. Он развивает у детей фантазию, учит находить неожиданные решения, способствует формированию мышления и внимания.
3.1.2.Формы и методы работы на занятиях
— проведение массовых мероприятий;
— проведение занятий, как ведущая форма обучения детей, принципиально отличающиеся друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, — занятия первично-ознакомительного, углублённо- познавательного, обобщающего и комплексного типов.
Обобщающие занятия проводятся с целью формирования у детей обобщённых представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы;
— наблюдения и экскурсии, имеющие оздоровительное, воспитательное и развивающее значение;
— природоохранные мероприятия;
— дидактические игры и игры – занятия;
— беседа как метод расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, может использоваться и для поиска ответа на проблемный вопрос или проблемную ситуацию;
— обсуждение прочитанного материала используется для приобщения обучающихся к книге, развивает умения слушать и коллективно обсуждать прочитанное, высказывать собственное мнение, суждение;
— просмотр и обсуждение видеоматериалов по теме, прослушивание
аудиоматериалов;
— использование и театрализация экологических сказок с целью формирования научного видения природы в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитания ценностных ориентаций по отношению к объектам природы; масштаб общего видения планеты, её значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе как её важной части.
Литература для педагога.
1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — М.: Амрита-Русь, 2008. — 256с.
3. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. — М.: Айрис- пресс, 2002. — 240с.: ил.
4. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей./ Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
5. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания/А. Лопатина, М. Скребцова. – М.: Амрита, 2010. – 128с
6.Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников./ С.Н. Николаева – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 256 с.
7. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27.
8. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И.Егоренков. – М.: АРКТИ, 2011. – 128с.
9. Коробкин, В.И. Экология / В.И.Коробкин, Л.В.Передальский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011. – С.545-549.
Литература для обучающихся.
1. Шорыгина Т.А. «Овощи. Какие они?» / Т.А. Шорыгина. -М. «Гном и Д», 2009. -88 с.
2. Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?!» / Т.А. Шорыгина. — М. «Гном и Д», 2009. — 64 с.
3. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?», / Т.А. Шорыгина. -М. «Гном и Д», 2007. -64 с.
4. Шорыгина Т.А. «Ягоды. Какие они?», / Т.А. Шорыгина. -М. «Гном и Д», 2011. — 64 с.
5. Шорыгина Т.А. «Злаки. Какие они?», / Т.А. Шорыгина. -М. «Гном и Д», 2007. -48 с.
6. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?», / Т.А. Шорыгина. -М. «Гном и Д», 2007. -48- с.
7. Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?», / Т.А. Шорыгина. -М. «Гном и Д», 2008. -49 с.
8. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?», / Т.А. Шорыгина, -М. «Гном и Д», 2007. -93 с.
infourok.ru