Эмоциональные зажимы: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И МЫШЕЧНЫЕ ЗАЖИМЫ

Содержание

Эмоциональные зажимы. Что это ? Как их снимать? | Ольга Перцева. Статистический психоанализ

Сегодня расскажу вам про котел под крышкой. Заинтригованы? Все, как всегда: ❤️ — и читаем дальше.
⠀⠀
Есть такое состояние, которое мы, неНумерологи в нашей школе, называем «тиски». Это особые показатели, при которых эмоции, чувства или сексуальность могут быть зажаты и даже наносить вред.
⠀⠀
➡️Интерес 3/пуст + темперамент 1/2/пуст⬅️
⠀⠀
🔸Человек зажимает свою сексуальность и обаяние намеренно. Со стороны это кажется скромностью, однако этот зажим лишает человека возможности наслаждаться как общением, так и в целом любым процессом.
⠀⠀
➡️Эмоционально-чувственный зажим. Энергия 22/222+ 88/888 долг⬅️
⠀⠀
🔸Человек все свои переживания — позитивные➕ и негативные➖ (по большей части негативные) — держит в себе.
⠀⠀
🔸Физические и моральные силы удерживают возможность разгрузки от негативных эмоций. Проще говоря, не хочется никого «грузить» своими проблемами, а переживания тем не менее продолжают подрывать физическое и психическое здоровье.


⠀⠀
🥘Как сказали мои ученики: «О! Так это же бурлящий котёл под плотно закрытой крышкой!»🥘
⠀⠀
🔥Да, именно так, и такие зажимы важно снимать! Не бояться нагрузить кого-то, научиться снимать стресс, в том числе проговаривая свою проблему. Ведь люди с этим показателем не из тех, кто ищет решение у других, им просто нужна эмоциональная разгрузка (посмеяться, поговорить, покричать).
⠀⠀
🔸Кстати при таком способе вы ещё разгрузите сектор память, если он перегружен 999/9999/99999 и вы мучаетесь обидами. Это общение поможет вам разгрузиться, так сектор память это ещё и наша речь.
⠀⠀
❓Поделитесь со мной, что делаете, когда вы переживаете? Делитесь с кем-то? Держитесь в себе? Или по максимум открываете свой котел? Жду ваших ответов в комментариях!

Для тех, кто впервые читает мои статьи, может быть непонятно что такое матрица и что за цифры в тексте. Поможет вам разобраться

вот эта статья. Рассчитать матрицу и узнать больше вы сможете по ссылкам ниже.

Мой инстаграмм: Статистический психоанализ

Онлайн-школа: Школа неНумерологии Ольги Перцевой

Расчет матрицы: nenumerolog.ru

Мышечные зажимы на лице

На лице отпечатываются и легко читаются эмоциональные переживания, самые тонкие нюансы внутренней жизни, характер и, конечно, физическое состояние организма. 

Начнем с физиологии. 
Мышцы лица — это в большинстве своем мимические мышцы, то есть те, которые управляются и координируются нервной системой. Мимические мышцы получают сигналы из мозга с помощью нервных импульсов, сокращаются и влекут за собой смещение кожи и изображение самых различных эмоциональных состояний. 

Смещения кожи формируют на вашем лице индивидуальные, только вам присущие складки и морщинки, соответствующие переживаемой эмоции, создают выражение лица, изменяют черты лица и позволяют вам доносить до окружающих ваше состояние и настроение. Ведь во многих случаях ваше лицо способно сказать больше слов.  

Люди бессознательно формируют свое мнение и оценивают вас, сканируя ваше выражение лица.   

Если ваши губы расслаблены и готовы расплыться в улыбке, а выражение лица доброжелательно, то, вероятнее всего, что именно с вами установят контакт. Ваши брови нахмурены, губы сжаты в узкую полоску? Со стороны вы  наверняка производите впечатление высокомерного, недовольного или злого человека. И вряд ли с вами хочется установить доверительные отношения.  

Мышцы лица сокращаются и расслабляются определенными группами. Таких комбинаций может быть огромное множество  — до 1200 комбинаций, учитывая все возможности задействовать мышцы лица и шеи! Но в повседневной жизни принято использовать  20-25 вариантов сокращений групп мышц и соответствующих им выражений лица. 

Перейти от выражения одной эмоции к другой можно только, если вы расслабите предыдущие мышцы и напряжете новые. Однако остаточные напряжения мешают включатся в новые эмоциональные выражения. 


Своевременное напряжение и расслабление мышц лица существенно влияет на ваш внешний вид и состояние кожи! В таком случае лицо и шея сохраняют хороший тонус, пластичные и подвижные мышцы поддерживают упругость кожи.

 «Пластичное» лицо точно передает эмоции и участвует в выражении чувств. 

Мышечные зажимы или остаточное/хроническое напряжение — это состояние напряжения целой группы мышц, которое существует долгое время после породившей его ситуации. Такое напряжение плохо поддается естественному расслаблению, а также не позволяет зажатым мышцам полноценно включатся в работу. Напряженные мышцы выполняют другую работу — поддерживают существующий зажим.  

Вы можете не ощущать мышечные зажимы на лице, не осознавать их. Но такие напряженные участки деформируют ваше лицо, создавая на нем «говорящую» застывшую гримасу. 

Переживание, которое, вероятно, очень значимо для вас.  

Посмотрите на себя в зеркало и внимательно рассмотрите свое лицо. Дотроньтесь и пройдитесь пальцами по линии челюсти, прощупайте лоб, область бровей и скулы. Вы найдете участки, которые реагируют на ваши прикосновения — неприятные ощущения очень точно говорят нам о том, что этот участок перенапряжен.

И в наших силах снять мышечные зажимы — специальными упражнениями и прикосновениями. 

Хроническое напряжение мышц опасно не только тем, что одни группы мышц перенапряжены, а их антагонисты, соответственно, перерасслаблены: 

  • Это делает нашу мимику менее полной, менее точной, менее достоверной. 
  • Это способствует формированию на нашем лице глубоких морщин и складок.  

Результаты ряда исследований показали, что воспроизведение на лице определенной эмоции может привести к переживанию самой эмоции! 
Об этом, например, говорит теория эмоций Джеймса-Ланге: мы испытываем испуг, потому что дрожим, мы печальны, потому что плачем.  

Причина меняется местами со следствием — вы переживаете эмоции, которые застыли на вашем лице.  

Зоны напряжения на лице и их причины: 

1. Область лба: 

  • информационная перегрузка.
  • удивление.
  • переживание страха, гнева, скорби. 
Зажимам в области лба сопутствуют головные боли и мигрени, повышенное внутричерепное давление.  

2. Область вокруг глаз:

 

  • зрительные перегрузки (чтение, работа за компьютером).
  • слишком яркое или неправильное освещение.
  • плохое зрение, когда вы постоянно щуритесь, чтобы увидеть что-то. 
Зажимы вокруг глаз способствуют отекам и темным кругам, повышенному внутриглазному давлению, общей пастозности лица. 

3. Область вокруг рта:

  • состояние неприятия, брезгливости, обиды.
  • тяжелые, эмоционально неразрешенные конфликты. 
Зажимы в области рта возникают очень часто и с трудом поддаются коррекции. Способствуют ограниченной артикуляции, уменьшается объем губ. 

4. Жевательные мышцы:

  • преодоление трудностей.
  • упрямство.
  • настойчивость.
  • скрытый гнев и агрессия. 
Зажимы в челюстном отделе — очень частое явление. Могут способствовать головным болям, проблемам с зубами (ночной скрип, стирание эмали, нарушения прикуса), спазму сосудов, питающих кожу лица.   

5. Область шеи:

Непосредственно связана с областью вокруг рта. Напряжение мышц шеи затрудняет питание тканей лица, кожа постоянно напряженного участка становится дряблой, покрывается мелкими морщинами. 


Что дает расслабление мышечных зажимов: 

  1. Восстановление психологического равновесия.
  2. Улучшение кровоснабжения ранее спазмированных участков лица = восстановление полноценного питания кожи. 
  3. Восстановление нормального венозного и лимфатического оттока. 
  4. Восстановление эластичности мышц, а вследствие этого — увеличение эластичности и упругости кожи. 
  5. Происходит осознание мышечного напряжения, появляется возможность распознать и научиться расслаблять его самостоятельно. 

Расслабление мышечных зажимов вернет вам эмоциональное равновесие, подарит ощущение отдыха и расслабления, а также решит многие косметические проблемы. 

Источники: 

http://www.

mental-engineering.com/2013/03/blog-post_2186.html 

http://www.voppsy.ru/issues/1982/825/825144.htm 

http://www.abc-people.com/typework/psychology/ps6.htm 

http://psyfactor.org/lib/emotions1.htm 

http://kosspa.ru/text/dr/myshcy-lica/index.html 

https://pro-psixology.ru/zasluzhi-sebe-schaste/376-lico-nash-vrag-i-nash-drug.html 

http://beautyinfo.com.ua/m0c3i291.html 

ТОП-10 способов снять стресс в домашних условиях

Как сбросить стресс, напряжение и усталость? Как по-настоящему раскрепоститься и наполниться энергией? Как освободиться от тревожных мыслей и негатива?

Очень просто! С помощью нашего тела. Любой стресс – это перенапряжение мышц. Накапливаясь, внутреннее напряжение провоцирует так называемый мышечный зажим, который со временем под влиянием последующих стрессов усиливается.

Мышечный зажим («мышечный панцирь», «мышечный блок») – это состояние хронического напряжения различных групп мышц, ответственных за выражение эмоций (в том числе и зажимы на внутренних органах). Такие зажимы есть почти у каждого человека. Все это результат не выраженных эмоций и детских травм, о которых мы можем даже не помнить. Чем больше мышечных зажимов, тем быстрее человек устает, тем больше у него негатива, тем беднее и однообразнее его эмоциональная жизнь.

Как снять зажимы (раскрепоститься) самостоятельно, без прохождения специальной терапии? Итак, ТОП-10 способов, нарастающих по степени эффективности.

10 место: Обратите внимание и подышите

Прямо сейчас обратите внимание на свое тело. Где вы встречаете излишнее перенапряжение? Наверняка, больше, чем нужно приподняты плечи, возможно напряженна челюсть и мимические мышцы лица… Сделайте круговое движение плечами и головой; разомните кисти, сделайте 2 раза сбрасывающее движение руками.

Затем сделайте 5 глубоких медленных вдоха, и с каждым выдохом расслабляйтесь все больше. Это упражнение так же снимает стресс и излишнее волнение (например, перед публичным выступлением).

9 место: Плач

Всем нам известно, что мы плачем, как правило, после пережитого стресса. Таким образом наш организм снимает мышечное перенапряжение, которое мы получили в результате этого стресса. Изолируйтесь от всех и поплачьте. Это не сложно, просто попробуйте. И вы почувствуете, как тело скажет вам «спасибо», и придет приятная усталость и расслабление.

8 место: Бешеная рука

Это упражнение приехало к нам из Голливудской школы актерского мастерства Института Ли Страсберга. Оно помогло раскрепоститься таким звездам, как Аль Пачино, Роберт де Ниро, Дастин Хоффман, Анджелина Джоли.

Его лучше всего выполнять в уединении. Представьте, что ваша левая рука взбесилась и сошла с ума. Ее невозможно удержать! Она хаотично дергается, бьется в конвульсиях и т.п. А теперь – правая рука. Потом – ноги, таз и все тело!.. Через 5 мин, встаньте ровно и восстановите дыхание.

7 место: Подушка

Возьмите свою подушку. Представьте, что это ваш самый злейший враг, которого вы ненавидите всем сердцем. И начните лупить ее изо всех сил! Орать и материться! 😉 Это одно из самых эффективных терапевтических упражнений в телесно-ориентированной психотерапии.

6 место: Баня

Поры кожи расширяются, жар проникает в мышцы и внутренние органы и снимает почти все зажимы. Именно поэтому после бани так хорошо; совсем не хочется думать о проблемах, и тем более с кем-то ругаться. Любой стресс – это мышечные зажимы. Когда их нет – стресса тоже нет.

5 место: Крик

Артур Янов – один из самых известных психотерапевтов в Америке, открыл в 1968 г. метод «Первичной терапии» с помощью громкого крика. В свое время эта терапия помогла обрести уверенность и душевный комфорт Стиву Джобсу и Джону Леннону, который затем выпустил песню Mother. Терапия криком – один из самых мощных способов избавиться от негативных эмоций и психологических травм еще с самого детства. Покричите! От души! Громко, яростно, истерично… как угодно! Это моментально снимает стресс и напряжение.

А еще можно и на аттракционах покричать от удовольствия и восторга! Это тоже раскрепощает!))

4 место: Танец

Заведите себе мр3 – альбом любимой музыки. Найдите для себя 10 мин времени и «оторвитесь» так, как никогда не позволите себе этого на дискотеке (когда «все смотрят»). Но если на дискотеке вы позволяете себе все, то это тоже – классное раскрепощение и терапия!

3 место: Секс с любимым человеком

В одном из своих экспериментов с мухами академик И.П. Павлов оторвал “самцу” во время спаривания голову. И что вы думаете произошло?.. Ничего! Самец как ни в чем не бывало продолжил спариваться и довел начатое “дело” до конца. Еще один интересный факт: в 50% случаев половой акт у богомолов начинается с того, что самка отрывает самцу голову. Так что, помните главное – во время секса голова не нужна!

2 место: Массаж

В массаже есть 4 вида прикосновения:

  • поглаживание,
  • надавливание,
  • постукивание,
  • щипание.

Ваш партнер, делающий массаж, должен постараться прочувствовать какой тип прикосновения хочет ваше тело в разные моменты. И тогда массаж превратится в захватывающее путешествие и настоящее творчество. И, конечно, будет мощной терапией по снятию зажимов.

1 место: Спорт!

Йога, танцы и почти любой вид спорта снимает зажимы и раскрепощает. Бег, например, снимает еще и зажимы на внутренних органах. Начинает “колоть” печень, селезенка, легкие?.. Но еще усилие, еще немного бега и … боль отпускает и открывается второе дыхание. Наверняка, вы не раз слышали о том, что “колоть” во время бега начинает там, где есть проблемы. Этой “проблемой” часто является внутренний зажим, перенапряжение того или иного органа. Бег, как и многие другие виды спорта снимают подобные зажимы.

Раскрепощайтесь! И будьте счастливы!!!

Источник: 5sfer.com

Поділитися: здоровьестресс

Психоэмоциональное напряжение и мышечные зажимы

9.09.16

Вырастить ребенка устойчивым к стрессу
             Мы живем в эпоху серьезных достижений в области биологии и медицины. В различных странах удалось справиться с болезнями, которые в прошлом уносили десятки тысяч жизней. Практически прекратились эпидемии таких смертельно опасных инфекций, как чума, черная оспа, холера, сыпной тиф; значительно снизилась смертность от многих других инфекционных заболеваний и туберкулеза, снижается процент детской смертности, побежден полиомиелит, возросла техника оперативных вмешательств при серьезных хирургических заболеваниях, появилась возможность для успешной пересадки жизненно важных органов, включая сердце.

Но в целом заболеваемость не уменьшилась. Из года в год в разных странах растет количество клиник, больниц и поликлиник, и все же их постоянно не хватает. Существенно изменилась структура заболеваемости. Место тяжелых инфекций заняли болезни, которые в обиходе нередко называют «болезнями цивилизации». Сюда относятся гипертоническая болезнь со всеми ее грозными осложнениями, вплоть до инсульта и инфаркта, стенокардия, опухоли, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, экземы и нейродермиты, а также алкоголизм и наркомания. Большинство этих заболеваний относят к категории так называемых психосоматических (сома — по-гречески «тело»). Этот термин означает, что изменения, которые происходят при этих заболеваниях во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты — как межличностные (т. е. между людьми), так и внутренние. Именно внутренним конфликтам приписывают основную роль в возникновении неврозов и психосоматических заболеваний.

Об этом необходимо знать родителям и учителям, поскольку многие психосоматические заболевания «помолодели» и их причины коренятся в неправильном взаимодействии старших и младших, последствия которого для последних могут стать необратимыми.

О природе стресса

Что представляет собой внутренний конфликт? Это конфликт между двумя одинаково сильными, но не совместимыми друг с другом потребностями, между двумя разнонаправленными тенденциями поведения.  Так, если человек ради удовлетворения каких-то своих эгоистических потребностей (честолюбия, корыстолюбия, страха за свое благополучие, стремления к власти или чувственным удовольствиям) должен совершить поступки, противоречащие его представлениям о самом себе как о благородном и сильном человеке, поступки, которые могут ущемить его чувство чести и справедливости, — он оказывается в ситуации раздвоенности, конфликта с самим собой. Потребность, само существование которой противоречит основным воспитанным установкам поведения, не может быть удовлетворена непосредственно в поведении и вызывает хроническое эмоциональное напряжение. 

Другой причиной эмоционального напряжения становятся, как мы уже писали, столкновения с внешними препятствиями, мешающими удовлетворить потребность, вполне приемлемую для личности, или удары судьбы, такие как смерть близких, войны, конфликты. Независимо от того, по каким причинам — внешним или внутренним — не удается удовлетворить актуальную потребность, у человека возникает состояние стресса.

Слово «стресс» используется, по-видимому, чаще любого другого научного термина и в популярной литературе, и в быту. Однако многие из тех, кто широко пользуется этим термином для характеристики своего состояния или состояния своих близких, не всегда представляют точное его значение и весь сложный комплекс проблем, связанных с этим понятием.

С 1936 г. концепция стресса разрабатывается выдающимся канадским физиологом Гансом Селье и его последователями во всех странах мира. Он определял стресс как специфический ответ организма человека или животного на любое предъявленное ему требование; этот ответ представляет собой напряжение (русский перевод английского слова «стресс») всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем, для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникших жизненных задач.

Фазы стресса:

Г. Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:

1) реакцию тревоги, отражающую процесс мобилизации резервов;

2) фазу сопротивления, когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикации, кровопотере, лишению пищи, болевым ощущениям и т. п.), чем в обычном, исходном состоянии;

3) фазу истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула, потеря веса, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма и т. п.

Стрессы «хорошие» и «плохие»

Г. Селье отмечал, что стресс — не всегда нечто только отрицательное, что это обязательный компонент жизни, сопровождающий эмоции любого знака, в том числе любовный экстаз и творческий подъем. Эти эмоции приносят удовлетворение и защищают от ударов жизни. Стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам, и в этом случае он называется эустрессом. В противоположность ему тот стресс, который может привести к болезни и гибели, называется дистрессом. 

Где же пролегает водораздел между этими двумя видами стресса? На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эустрессу соответствует фаза сопротивления, а дистрессу — фаза истощения. Отсюда как бы сам собой следует вывод, что эта смена фаз закономерно происходит при длительном и интенсивном действии неблагоприятных факторов, что и подтверждено в экспериментах на животных, которых подвергают длительному лишению пищи, ограничению подвижности или наказанию электрическим током. Однако не все так просто.

Вопреки бедам

У человека все обстоит значительно сложнее. Трагический опыт таких катастроф, как Вторая мировая война, свидетельствует о том, что длительность и интенсивность стресса — не обязательное условие нарушения адаптационных механизмов. Действительно, широко известно, что у лиц, активно вовлеченных в многолетнюю и тяжелую ратную и трудовую деятельность, число психосоматических заболеваний не только не возросло, но даже значительно уменьшилось: зарубцовывались язвы желудка и кишечника, прекращались приступы стенокардии и бронхиальной астмы. У людей, часами и сутками лежавших в сырых и холодных окопах, очень редко возникали простудные и инфекционные заболевания и радикулиты. У жителей осажденного Ленинграда не выявлялась гипертоническая болезнь, впервые повышенное артериальное давление было зарегистрировано у многих жителей города только после прорыва блокады. Более того, психосоматические заболевания временно исчезали даже у лиц, переживших нечеловеческие условия концентрационных лагерей. 

Те узники лагерей смерти, которые оказывались духовно сломленными, воспринимали ситуацию как безнадежную и прекращали всякие попытки к сопротивлению, быстро погибали от истощения и болезней. Другие же люди, продолжавшие повседневную борьбу за существование и сохранение человеческого достоинства, не только выживали, вопреки голоду, недоброкачественной пище, изнуряющему труду и постоянной угрозе уничтожения, но и нередко к моменту освобождения у них не обнаруживалось признаков тех заболеваний, которыми они страдали до заключения в лагерь.  В лагерных лазаретах («ревирах»), где было особенно сильно влияние подпольных организаций Сопротивления, поддерживавших дух борьбы и моральной взаимопомощи, больные часто выздоравливали вопреки всем условиям и при полном отсутствии медикаментов. Хотя здоровье и жизнь сохранились у лиц, связанных лагерным братством, проявлявших стойкое мужество и готовность к сопротивлению, было бы большой натяжкой считать, что они переживали положительные эмоции. На долю борцов приходилось столько испытаний и страданий, сколько другие не узнают за всю долгую жизнь.

Поэтому с точки зрения классической концепции стресса выглядит парадоксом то, что у многих из этих людей после освобождения, когда все муки были уже в прошлом и эмоциональное состояние было несравнимо лучше, появлялись признаки новых психосоматических заболеваний или возобновлялись ранее перенесенные (подобно тому, как у ветеранов спустя многие годы вдруг открываются старые раны).

Болезни достижения

В то же время известно, что в мирное время порой достаточно кратковременного стресса, даже не представляющего непосредственной угрозы для жизни и во всяком случае не сопоставимого с фронтовым или лагерным стрессом, чтобы вызвать стойкое повышение артериального давления, обострение язвенной болезни, инфаркт или инсульт. Иногда для этого достаточно острого разговора с начальством или конфликта в общественном транспорте. 

Еще более удивительны заболевания, которые получили название болезней достижения, возникающие уже после того, как человек преодолеет серьезные трудности и добивается значительных успехов, т. е. когда состояние стресса уже должно было бы оставаться в прошлом. Врачам знаком так называемый постдиссертационный синдром, который развивается у научных работников после благополучного завершения большой и ответственной работы, особенно если они позволяют себе длительную передышку, расслабляются и не ставят новых задач. Казалось бы, люди в этих условиях должны испытывать только положительные эмоции, и с позиций классической концепции стресса возникновение при этом заболеваний остается совершенно необъяснимым. В то же время, если завершение работы по каким-либо причинам отодвигается (например, оказываются необходимыми серьезные исправления), заболевания, как правило, не возникают, хотя сама такая отсрочка сопряжена обычно с волнениями и напряженной работой в условиях цейтнота.

Таким образом, ни длительность, ни интенсивность стресса, ни характер эмоционального состояния в период стресса не определяют его влияния на здоровье. Что же в таком случае является решающим?

«Кто привык за победу бороться»

На этот вопрос позволяют ответить некоторые эксперименты на животных (крысах). Сначала у них искусственно провоцировали развитие некоторых заболеваний. После чего у этих животных вызывали различные эмоциональные состояния (положительные и отрицательные эмоции) с помощью раздражения электрическим током определенных зон мозга. 

Во многих исследованиях было показано, что при положительных эмоциях все проявления искусственно вызванных заболеваний уменьшаются, а при насильственном раздражении зон отрицательного подкрепления, наоборот, усиливаются так, что в конце концов могут привести к гибели животного. Казалось бы, полностью подтверждается древняя, как мир, идея о пользе положительных и вреде отрицательных эмоций — идея, скомпрометированная всеми перечисленными выше фактами о здоровье человека в условиях длительного стресса и после его завершения. Может быть, влияние эмоций на здоровье у человека и животных подчинено разным законам?..

Однако более тщательный анализ получаемых результатов показал, что противоречий нет и биологические закономерности сходны, надо только уметь их выявить. Было обнаружено, что раздражение зон отрицательного подкрепления приводит отнюдь не к однозначным результатам. Во многих случаях здоровье испытуемых животных действительно ухудшается, но не так уж редки случаи, когда оно улучшается, причем улучшение бывает почти столь же выраженным, как и при стимуляции зон положительного подкрепления. И определяющим фактором является поведение животного в процессе переживания отрицательных эмоций.

А поведение это может быть двух видов. В одних случаях животные забиваются в угол клетки, дрожат и замирают, обнаруживая все признаки страха (у них учащается моче- и каловыделение, шерсть встает дыбом, пульс частит), но при этом не предпринимают никаких попыток спастись или же совершенно безвольно распластываются на дне клетки, как бы примирившись со своей участью. Такое поведение получило название пассивно-оборонительного. Термин не слишком удачный, потому что подлинно оборонительного компонента в этом поведении нет. Противоположным ему является активно-оборонительное поведение.

Это поведение также может иметь различные проявления: животное может пытаться бежать из клетки, обнаруживая все признаки страха, но только не парализующего, а толкающего на поиск спасительного выхода; или крыса приходит в ярость, кусает и царапает клетку, может вцепиться в экспериментатора, пытается выдернуть из головы электроды. Во всех случаях такое оборонительное поведение носит активный характер. И систематические наблюдения позволили установить, что именно при активно-оборонительном поведении, так же как и при положительных эмоциях, уменьшается тяжесть болезненных процессов. Напротив, при пассивно-оборонительном поведении все формы патологии расцветают пышным цветом и нередко завершаются гибелью животного.

М. М. Козловская изучала влияние эмоционального состояния и поведения животного на артериальное давление. В эксперименте к коту приближалась собака. У котов, которые давали при этом активно-оборонительную реакцию и были готовы вступить в драку, учащался пульс и повышалось артериальное давление — но только на тот период, пока собака была в пределах досягаемости и драка была возможна. Как только собаку уводили, все показатели эмоционального напряжения, включая артериальное давление, быстро возвращались к исходному уровню. Таким образом, повышение давления в этом случае было только естественным компонентом вегетативной реакции, обеспечивающей активное поведение. Если же кот, почувствовав приближение собаки, вжимался в пол в дальнем углу камеры, обнаруживая признаки беспомощности и страха, то давление у него тоже повышалось, хотя и не до таких высоких цифр. Зато оно сохранялось на повышенном уровне длительное время после того, как собаку уводили. В этом случае повышение давления не выполняло никакой приспособительной функции и отражало только нарушение механизмов регуляции артериального давления в условиях пассивно-оборонительного поведения.

Есть основания полагать, что таков же механизм возникновения тяжелого психосоматического заболевания — гипертонической болезни — у некоторых людей, которые в силу ряда обстоятельств не могут реализовать своей глубокой, настоятельной потребности в контроле над ситуацией и над поведением окружающих. В результате они вынуждены отказаться от попыток такого контроля и от стремления навязать другим людям свою волю и необходимость смириться с этим переживают, часто неосознанно, как поражение.

Пассивность младенцев

Каждый организм на раннем этапе своего развития приобретает опыт пассивно-оборонительного поведения. На этом этапе такое поведение не может квалифицироваться как отказ от поиска по той простой причине, что еще не сформировались механизмы центральной нервной системы, обеспечивающие устойчивую поисковую активность. Поэтому пассивно-оборонительное поведение в первые недели или месяцы жизни является единственно возможным при столкновении с опасностью или превышающей возможности задачей.

Интересно, что высокоразвитые животные, обнаруживающие во взрослом состоянии высокую поисковую активность, после рождения переживают опыт беспомощности и полной зависимости от родителей и ближайшего окружения, т. е. период детства увеличивается в ходе эволюции. У человеческого детеныша этот этап особенно велик, поскольку именно в ходе общения со взрослыми и «присвоения» достижений цивилизации и протекает дальнейшее развитие нервной системы и поведения. В то же время высокая организация человеческого общества обеспечивает младенцу уход и безопасность на все время его беспомощности.

Роль раннего опыта

Однако опыт относительно пассивного поведения не пропадает бесследно: именно потому, что центральная нервная система ребенка чрезвычайно чувствительна к любым воздействиям (что и делает ее столь пластичной и готовой к обучению), опыт, приобретенный в это время, закрепляется навсегда. Мозг новорожденного предуготован к восприятию и к очень прочному закреплению впечатлений без всякой их критики. Поэтому и опыт зависимости, беспомощности и пассивно-оборонительного поведения является очень прочным, и субъект нуждается в его дальнейшем активном преодолении. По существу, весь дальнейший процесс развития организма представляет собой переучивание, но ранний опыт полностью изжит быть не может и содержит постоянную предпосылку для развития (при условиях, о которых пойдет речь ниже) пассивно-оборонительного поведения уже во взрослом состоянии. Но, разумеется, у взрослых особей тех видов, которые способны к активному поиску, пассивно-оборонительное поведение является регрессивным, т. е. отражает возврат на более ранние этапы развития, и может быть квалифицировано как отказ от поиска со всеми описанными последствиями.

Обучение активности

Каковы же основные условия преодоления раннего опыта естественной беспомощности и почему это преодоление может протекать не вполне успешно? Прежде всего, младенец должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери.  Он должен приобрести уверенность, что плач, единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт в кровати, страх перед неизведанным), является достаточно эффективным и помогает ему контролировать ситуацию. 

Среди молодых матерей нередко бытует ошибочное и вредное представление, что не следует потакать капризам младенца и что можно отучить его от крика и плача, не обращая на него внимания. Во многих случаях этот способ действительно оказывается эффективным. Если при постоянном эмоциональном и поведенческом отклике на плач ребенка его крик через некоторое время может приобрести неприятно-требовательный характер и будет звучать при малейшем дискомфорте, то игнорирование плача более или менее быстро приведет к тому, что после этапа «закатывающегося крика» (попытке переломить ситуацию) он сначала перейдет в беспомощное, обиженное всхлипывание (ощущение собственного бессилия), а затем и вовсе прекратится, создавая у матери иллюзию успешной воспитательной акции. То, что ребенок при этом получит первый опыт бесполезности любых усилий, закрепляющий характерную для этого этапа жизни пассивно-оборонительную установку, останется за кадром. 

Необходимо помнить, что младенец, если он здоров, плачет только тогда, когда испытывает реальный дискомфорт (сырая постель, голод, рези в желудке). Если он болен, внимание к нему тем более необходимо. Поэтому он должен постепенно приобрести уверенность в том, что может привлечь к себе внимание криком и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту. Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому поведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу самостоятельности и независимости.

Детские психотравмы. И родители, и воспитатели яслей и детских садов должны понимать, в чем специфика развития ребенка и какой вред может нанести неправильное отношение к нему, игнорирование его естественных потребностей в ласке, опеке и поддержке. В этой связи особого внимания заслуживает также общая эмоциональная обстановка в семье (или в заменяющем окружении), к которой ребенок особенно чувствителен. Семейные конфликты и ссоры в ближайшем к ребенку окружении, проявления взаимной неприязни неминуемо вызывают у маленького человека ощущение угрозы, неблагополучия, недостаточной защищенности, не говоря уже о том, что ухудшение настроения взрослых невольно сказывается и на их отношении к ребенку, на которого уже не хватает ни ласки, ни терпения. Все это в комплексе формирует детские психотравмы, которые, как показано во многих исследованиях, нередко на десятилетия предшествуют возникновению невротических и психосоматических расстройств. Объяснить это можно следующим образом. 

Пережив психотравмирующую ситуацию в том возрасте, когда он еще не способен к активно-поисковому ее преодолению, ребенок как бы закрепляется в своей исходной тенденции к пассивно-оборонительному реагированию, вместо того чтобы постепенно преодолеть эту тенденцию, «переболеть» ею. Конфликтная, или стрессовая, ситуация, возникающая уже во взрослом состоянии и затрагивающая значимые эмоциональные отношения человека, превращается при этом в удар по слабому звену: с одной стороны, она провоцирует закрепленный с детства стереотип пассивно-оборонительного поведения в любой сложной обстановке, т. е. вызывает отказ от поиска способов разрешения конфликта. С другой — она некоторыми своими сторонами напоминает ту конкретную ситуацию в детстве, которая была психотравмирующей, и благодаря сильному запечатлению той ситуации воспроизводит и детский тип реагирования. 

Представляется, что именно такого рода наблюдения легли в основу утверждений Фрейда о роли детских психотравм в развитии заболеваний у взрослых и о том, что в основе неврозов и психосоматических заболеваний лежит регрессивное поведение. Ведь возврат к закрепленной в детстве пассивно-оборонительной реакции — это и есть регрессия поведения, т. е. снижение его уровня к более примитивному.

«С мамой не страшно».  Какова же роль матери и всего ближайшего окружения в активном преодолении предпосылок к пассивно-оборонительному поведению? Наиболее общий принцип состоит в том, что ребенок должен с самого раннего возраста осторожно, но настойчиво побуждаться к доступной ему активности, конечно, обязательно под покровительством родителей или же заменяющих их лиц. Это покровительство нужно для того, чтобы столкновения с первыми трудностями не спровоцировали бы и не закрепили реакцию пассивного страха — рядом с матерью, под ее защитой ребенок гораздо менее склонен к таким реакциям, легче их преодолевает и готов на более активные попытки исследования окружающего мира.

За свободу движений. Огромную роль в дальнейшем развитии поисковой активности играют условия, обеспечивающие ребенку максимальную свободу движений. На этом вопросе стоит остановиться подробнее. 

Исследования И. А. Аршавского показали, что спонтанная двигательная активность ребенка является фактором, не только способствующим развитию мышечной системы, но и увеличивающим энергетические резервы организма. При этом организм приобретает способность осуществлять активность, ранее для него недоступную. Таким образом, формируется система с положительной обратной связью, когда двигательная активность создает предпосылки для собственного развития. Но дело, по-видимому, не только в движениях как таковых. 

Для младенца движения — это фактически единственный способ исследования себя и окружающего мира, установления познавательных контактов со средой, и отсюда понятна огромная роль движений для развития психики и интеллекта. От действующих мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Во всех случаях, когда двигательные поведенческие реакции у детей определяются не внутренними побуждениями, не стремлением к контакту с миром, а вызываются принуждением извне, потенциально имеющиеся у каждого ребенка творческие задатки подавляются зачастую необратимо. 

С другой стороны, при параличах, которые не обусловлены тяжелым повреждением мозга, попытки, пусть даже не вполне успешные, осуществить разнообразные произвольные контакты со средой нередко выражены особенно ярко. Они, в частности, ориентированы на активную компенсацию имеющегося дефицита, на преодоление трудностей, что проявляется в стремлении приподняться, сесть, встать, пойти, — и в этих случаях развитие интеллекта не только не страдает, но может даже превзойти таковой у обычно развивающихся детей. 

Дело, следовательно, не только и не столько в движениях как таковых, сколько в реализующейся через движения целенаправленной поисковой активности. Цель для человека, начиная с раннего возраста, подчеркивает И. А. Аршавский, в той мере, в какой она стимулирует активность, является самым организующим фактором его развития. Отсюда следует, что младенцу необходимо прежде всего предоставить условия для свободных спонтанных движений. А для этого необходимо уже в первые недели жизни отказаться от тугого пеленания и одевать ребенка в специальную свободную одежду. Вред пеленания не только физиологический, но и психологический, ибо оно закрепляет ощущение беспомощности и пассивной зависимости.

Чтобы малыш развивался.  Младенца, освобожденного от пеленочных пут, необходимо достаточно рано и чем дальше, тем больше втягивать в различные игры — сначала простые, затем все более сложные. Надо активно привлекать его внимание к людям и предметам, начиная с блестящих и звучащих игрушек, которые подвешивают над кроватью так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, прилагая, однако, для этого некоторые усилия. Необходимо почаще менять его положение в кровати и эпизодически брать его на руки, чтобы расширилось поле его зрения. 

В дальнейшем должен выполняться следующий принцип: по мере того как ребенок овладевает какими-то навыками, задачи, которые ставятся перед ним в игровых ситуациях, должны медленно, но неуклонно усложняться. Родители должны быть всегда готовы прийти на помощь ребенку, если он с чем-то не справляется, прежде чем он впадет в отчаяние от своего бессилия. Однако не следует и спешить с предложением помощи, пока ребенок обнаруживает готовность попытаться решить задачу самостоятельно еще и еще раз. Необходимо следить, чтобы неудачи не следовали одна за другой, но и успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий, а главное — успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность. Достижение цели должно быть связано с преодолением препятствий, но сами они должны быть преодолимы. 

Чем старше становится ребенок, тем важнее соблюдать соотношение между успехом и неуспехом: комфортные, разнеживающие условия, удовлетворение всех желаний без поиска не менее вредно, чем постоянные удручающие неудачи. Необходимо помнить об опасностях «болезней достижения». Если даже у человека сформировалась потребность в поиске, но он, сознательно поставив себе сверхзадачу, достиг вожделенной цели, которую считает венцом всех усилий, — он находится в опасной ситуации. Он может в дальнейшем активно подавить свою потребность в поиске из желания остановиться на достигнутом, из опасения, что дальнейшая поисковая активность сопряжена с риском потерять уже приобретенное. Такое опасение — первый шаг к пропасти. Но и постоянные неудачи в конце концов обесценивают активный поиск, вызывают не только чувство безнадежности, но и страха перед любыми усилиями, ибо они приводят к нескончаемым наказаниям. Вспомните чеховского героя из «Вишневого сада», получившего прозвище «двадцать два несчастья», — он заранее настроен на неудачу любого действия, а при такой установке шансы на неуспех обязательно возрастают.

Как избавиться от зажимов — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ


Текст Марк Сандомирский, кандидат медицинских наук, психотерапевт Европейского реестра, автор руководств по психосоматике и защите от стресса,
журнал «Наша психология»  (психология на каждый день), май 2011, источник: www.psyh.ru
«Как избавиться от зажимов«

Отрицательные эмоции – причина многих заболеваний, относящихся к психосоматическим. Если они не находят выход, то могут не только сохраняться долгое время, но и накапливаться, переходя в телесную форму в виде симптомов болезни. Особенно если человек не умеет или не хочет с болезненными эмоциями расставаться и невольно «подпитывает» их, вновь и вновь проходя по замкнутому кругу связанных с ними негативных мыслей и воспоминаний.

Отрицательные эмоции от такого длительного «хранения», увы, не ослабевают, а, напротив, сами начинают исподволь разрушать организм. Как избавиться от подобных «застрявших» в душе и в теле переживаний? Здесь на помощь приходит заслуженно популярный телесный, рефлекторный подход. Он помогает людям, страдающим от телесных «последствий» негативных эмоций, научиться избавляться от них эффективным способом.

Для этого первым делом необходимо поближе познакомиться с собственным телом. Да, именно с ним, родным, казалось бы, столь привычным и изученным вдоль и поперек. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что в нем есть особые участки, или зоны стрессовой уязвимости, которые при каждом повторении травматичной ситуации или даже при воспоминании о ней откликаются весьма дискомфортными ощущениями. Часто это оказываются так называемые «мышечные зажимы» – болезненно напряженные участки мышц, хранящие следы перенесенных стрессов и негативных эмоций. Их совокупность образует так называемый «мышечный панцирь», который отражает особенности характера человека, набор его привычных психологических защит.

Соответственно, когда устраняются или хотя бы на время ослабляются эти зажимы, уходят и законсервированные в них негативные эмоции. Инструментом для снятия «зажимов» служат движения – но не простые, а эмоционально- выразительные, становящиеся мостиком между текущим психофизическим состоянием, телесной и эмоциональной памятью. С их помощью происходит повторное создание состояний тела, напоминающих те, в которых происходила фиксация стрессовых реакций в эмоциональной памяти и мышечных «зажимов» в памяти телесной. И так возникает возможность для решения важнейшей психотерапевтической задачи – «переделки» памяти.

Именно «перепроживание» привычных стрессовых состояний по-новому, в спокойной обстановке позволяет перестроить воспоминания, освободиться от болезненных ассоциаций телесного и эмоционального состояния. Для этого требуется, чтобы движения были осознанными, осуществлялись на фоне внимательного самонаблюдения. Но, кроме того, они призваны еще и пробуждать подавленные эмоции. А значит, движения должны сопровождаться мыслями об источниках переживаний, об их конкретных виновниках. Такие движения необходимо повторять до тех пор, пока мысли и воспоминания не перестанут быть неприятными, пока они не прекратят вызывать дискомфортный телесный отклик. И таким способом оказывается возможным избавиться от негативного эмоционального шлейфа перенесенных стрессов и его отражения в мышцах.

При этом используются два принципиально разных вида движений.

1. «Напряжение без движения», сопровождающееся последующим расслаблением мышцы.

2. «Движение с напряжением». Точнее, с преодолением специально созданного внешнего сопротивления, при снятии которого движение вырывается наружу, как сжатая пружина. При этом высвобождении сдерживавшегося движения, участвующего в выражении ранее «замороженных» эмоций, достигается их разрядка. Особенно эффективной оказывается меридиональная эмоциональная.

В нашем организме существуют рефлекторные меридианы, или каналы, – группы биологически активных точек, связанные с различными внутренними органами. Воздействием на эти точки занимаются разнообразные методы рефлексотерапии и телесной психокоррекции. Последнее понятно: ведь главное, что по этим каналам протекает, – эмоции, точнее их телесные проявления. Существуют рефлекторные связи меридианов с отдельными мышцами и соответственно – с определенными движениями, изученные американскими докторами Гудхартом и Ти. Именно эти движения и используются для нейтрализации телесного проявления эмоций, связанных с конкретными меридианами и внутренними органами. Так движения становятся целительными и для тела, и для души.

Хотите попробовать?

Попробуем отмахнуться рукой от кого-то, кто стоит у вас за спиной. Представили, кто это мог бы быть?

Тогда начнем эмоциональную разрядку с движения правой руки, которую будет сдерживать левая. Готовы?

Сделайте глубокий вдох, задержитедыхание и начните энергично напрягать мышцы обеих рук:

правая рука пытается совершить «отмашку» назад, но левая крепко ее держит, перехватив чуть выше запястья.

Считаем: раз-и, два-и, три-и… На счет «семь» левая рука отпускает правую, и та вместе с долгожданным быстрым выдохом «вырывается на свободу», совершая резкое размашистое движение.

Прислушайтесь внимательно к своему организму, понаблюдайте, что изменилось в телесных ощущениях – не столько в самой правой руке, сколько в других участках тела (особенно в грудной клетке, верхней части живота и в области шеи). Повторите процедуру 5–7 раз, постепенно отмечая все более отчетливое проявление ощущений эмоциональной разрядки. Затем проделайте то же самое для левой руки, добиваясь того, чтобы ощущения стали симметричными. Подобное выравнивание ощущений с обеих сторон, их правильный баланс будут способствовать поддержанию душевного равновесия.

Мимические мышцы лица и эмоции

Мнение

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *