Фонематический это – фонематический — это… Что такое фонематический?

фонематический — это… Что такое фонематический?


фонематический
фонематический
ФОНЕ́МА [нэ́], -ы, ж. В языкознании: абстрактная звуковая единица языка, в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

.

Синонимы:
  • ФОНЕМА
  • фонемный

Смотреть что такое «фонематический» в других словарях:

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — [нэ], фонематическая, фонематическое (линг., мед.). прил. к фонема. Фонематический состав языка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • фонематический — ая, ое. phonématique adj. Отн. к фонеме. Фонематический состав языка. БАС 1. Фонематичность и, ж. Существенным свойством всех языков является не только их фонетичность, но также и их фонематичность . Сепир 224. Лекс. Уш. 1940: фонемати/ческий …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • фонематический — прил., кол во синонимов: 1 • фонемный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Фонематический — прил. 1. соотн. с сущ. фонема, связанный с ним 2. Свойственный фонеме, характерный для неё. 3. Состоящий из фонем. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • фонематический — фонематический, фонематическая, фонематическое, фонематические, фонематического, фонематической, фонематического, фонематических, фонематическому, фонематической, фонематическому, фонематическим, фонематический, фонематическую, фонематическое,… …   Формы слов

  • фонематический — фонемат ический …   Русский орфографический словарь

  • фонематический — …   Орфографический словарь русского языка

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — Имеющий отношение к 1,2. 1. Фонема. 2. Фонемика …   Толковый словарь по психологии

  • фонематический — см. фонема; ая, ое. Ф ая транскрипция …   Словарь многих выражений

  • фонематический — фон/ем/ат/ическ/ий …   Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Англо-русский словарь наиболее употребительных фразеологических выражений, П. П. Литвинов. Этот словарь фразеологических выражений английского языка является очередной книгой из серии `Словари`, включающей в себя синонимический и фонематический словари, словарь глаголов с… Подробнее  Купить за 530 руб
  • Домашняя логопедия, А. Журавлева, В. Федиенко. Если вас волнует, что ребёнок не умеет произносить некоторые звуки, то книга, которую вы держите в руках, именно для вас. Недостатки звукопроизношения у дошкольников встречаются очень часто и… Подробнее  Купить за 134 руб
  • Слуховое восприятие и фонематический строй речи. Практический материал по развитию речи детей дошкольного возраста, С. А. Суворова. Материал может использоваться для обследования и речевого развития детей учителями-логопедами, воспитателями детских учреждений и родителями… Подробнее  Купить за 100 руб электронная книга
Другие книги по запросу «фонематический» >>

dic.academic.ru

Фонематический слух — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2018; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2018; проверки требуют 10 правок.

Фонематический слух — фонетическая теория для обучения чтению и письму предложенная психологом Даниилом Элькониным с целью обучения чтению письму в курсе начальной школы, которая состоит в том, что по его предположению человек анализирует и выявляет отдельные звуки как фонемы и только из фонем можно составить слово, поэтому возможно обучение чтению как чтение подряд фонем и письмо как запись подряд фонем.

Термин не признается лингвистической наукой и в России и за рубежом, а за пределами территории бывшего СССР не признается и не используется и в области педагогики. Консенсус лингвистов состоит в том, что фонемы не являются элементарными частями речи и изучаются как отдельные звуки наукой фонологией как отдельные звуки без привязки к конкретному языку. Минимальной языковой единицей наука о том как говорят на конкретных языках, т.е. фонетика (не путать с фонологией) признает просодию, которая признает, что при образовании слога из фонем человеком еще используются суперсегментные фонемы (хронемы), небуквенные фонемы тона (тонемы) и др.

[1]

Концепция Данила Эльконина была внедрена в 1982 году во многие начальные школы СССР, но затем была подвергнута резкой критике и многие психологи и дидакты усомнились в полезности применения концепции «фонематического слуха» даже для целей образования. Причиной критики являлся целый ряд аспектов:.[2][3]

  1. По мнению многих психологов и дидактов основной механизм быстрого чтения визуальный, а не фонетический. В дальнейшем ведущие мировые физиологи, изучив движение глазного яблока и активацию нейронных структур мозга при быстром чтении с пониманием пришли к консенсусу, что механизм такого чтения исключительно на визуальном распознавании и слово озвучивается уже после того как прочитано и понято, а не по буквам. Более того, быстрое чтение здорового человека оказалось базируется на элементарном уровне на распознавании характерных визуальных штрихов букв, а не самих букв целиком.
    [4]
  2. Предложенное Элькониным и его учениками концепция письма на основе фонематической транскрипции конечно приводит к стимулированию орфографических ошибок, т.к. слова пишутся не так как читаются.
  3. Стимуляция только быстрого «озвучивания текста» школьником по методике Эльконина часто приводило к ситуации, когда ребенок мог быстро прочитать текст, но если его попросить пересказать своими словами прочитанное не мог часто сформулировать ничего определенного, т.е. быстрое фонетическое чтение не означает чтение с быстрым пониманием написанного.
  4. Предположение Эльконина, что неспособность читать фонетическим способом (фонетическая дислексия) говорит об неспособности человека к эффективному анализу и синтезу (по его мнению письмо — это «логический синтез» фонем, а чтение «логический анализ» фонем), т.е. иными словами ребенок неспособный научится читать по его методике «фонематического слуха» автоматически следует считать умственно отсталым, отвергнуто современными исследователями доказавшими, что письмо и чтение устроено на других нейрофизиологических принципах, и дислексия почти никогда не связана падением интеллекта человека сама по себе. В ряде случаев у фонетического дислектика как у Тома Круза интеллект может быть выше среднего и такие люди могут научиться быстро читать, но визуально-образным, а не фонетическим способом.[5]

Последняя редакция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для начального общего образованияв 1-4 классе (ФГОС НОО) исключила из себя какую-либо поддержку теории «фонетического слуха» и фонетических методик Эльконина на государственном уровне.

[6][7] ФГОС формулирует требования к начальной школе обучить чтению по словам и главное — с пониманием прочитанного. Поскольку понимание, а не скорость чтения является главным критерием качества чтения, то из ФГОС были удалены все нормативы по скорости чтения предложенные Элькониным и его учениками.

Хотя наиболее популярные курсы обучения в российской начальной школе, базирующиеся на учебно-методических комплектах (УМК) «Школа России» и «Школа XXI век», используют традиционный фонетическо-слоговый метод обучения чтению как базовый, но в выпущенных к ним методических требованиях и планах обучения полностью исключено учение Эльконина о «фонетическом слухе», и избран компромисс со сторонниками концепции визуального обучения чтения путем введения со 2го класса начальной школы «словарных таблиц»

[8][9], которые рекомендуется заучивать как слова целиком. В первую очередь это касается слов, где из-за орфографических особенностей попытка писать по фонетической транскрипции приведет к очевидному стимулированию безграмотности. На текущий момент методистами выпущены словарные таблицы с обобщением по всем одобренным Минобрнаукой учебникам для начальной школы.[9]

Тем не менее, методика Эльконина с концепцией «фонетического слуха» остается популярной среди многих преподавателей и дидактиков и продолжает применяться его сторонниками.[10] Для применения методики Эльконина школа согласно ФЗ «Об образовании» должна отказаться от УМК «Школа России» и «Школа XXI век» с их методическими пособиями и оформить использование методики как свой локальный нормативный акт утвердив его в РОНО. Это не снимает обязанности со школы при использовании методики на «фонетическом слухе» выполнить федеральные требования из ФГОС. Государственный контроль знаний при выпуске из 4-го класса будет производиться по федеральным требованиям, а не локальным актам школы.

ru.wikipedia.org

что это, различие, таблица развития

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.

Но не только произношение беспокоит родителей, педагогов. То, насколько чисто говорит ребенок, зависит не только от умения выговаривать «коварные» звуки, но также от важной способности различать их. Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Конечно, мы говорим не о физиологической способности слышать или о музыкальных способностях. Умение улавливать отдельные, даже короткие элементы речи называется фонематическим слухом, именно о нем пойдет речь.

Что такое фонетический слух

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют. Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:

  • узнавания;
  • сравнения;
  • повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе – «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. п.

Для малыша такое положение вещей — возрастная норма, но если подобные особенности сохраняются после двух лет, то следует обратиться за помощью к логопеду, поскорее начать занятия.

Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.

Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка, принять необходимые меры.

Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Формирование фонематического слуха в онтогенезе

Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.

Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие. Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше. Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.

Этапы развития фонематического слуха:

  1. Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
  2. Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  3. Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
  4. К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.

Таблица развития фонематического слуха у детей

Освоить родную речь маленькому человеку помогают врожденные навыки, способность к осознанному ее анализу придет только через несколько лет!

Особенно бурно развитие фонематического слуха и фонематического восприятия происходит после 1,5 лет. В этом возрасте для родителей крайне важно обеспечить малышу необходимые условия, которые позволят ему освоить особенности родной речи.

Какие правила следует соблюдать взрослым на этом этапе:

  • Разговаривать с ребенком, даже если пока он сам не может или не хочет вести с вами беседу. Не стоит ограничиваться только краткими замечаниям по делу. Описывать словами нужно все, что интересно малышу, что привлекает его внимание.
  • Не стоит использовать в речи детские слова-заменители (например, бибика вместо машина), не нужно копировать несовершенную речь. Важно «подтянуть» ребенка до своего уровня, а не опускаться на его.
  • Предлагать ребенку занятия, стимулирующие речевою деятельность. Подойдет пальчиковый театр или любые другие ролевые игры.
  • Читать книжки, заучивать с ним простые ритмичные стихи-потешки.

Эти приемы помогут малышу пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений.

Рейтинг автора

3

Автор статьи

логопед-дефектолог

Написано статей

32

orechi.ru

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — это… Что такое ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ?


ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
ФОНЕМАТИ́ЧЕСКИЙ [нэ], фонематическая, фонематическое (линг., мед.). прил. к фонема. Фонематический состав языка.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:
  • ФОНЕМА
  • ФОНЕТИКА

Смотреть что такое «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

  • фонематический — ая, ое. phonématique adj. Отн. к фонеме. Фонематический состав языка. БАС 1. Фонематичность и, ж. Существенным свойством всех языков является не только их фонетичность, но также и их фонематичность . Сепир 224. Лекс. Уш. 1940: фонемати/ческий …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • фонематический — ФОНЕМА [нэ], ы, ж. В языкознании: абстрактная звуковая единица языка, в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • фонематический — прил., кол во синонимов: 1 • фонемный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Фонематический — прил. 1. соотн. с сущ. фонема, связанный с ним 2. Свойственный фонеме, характерный для неё. 3. Состоящий из фонем. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • фонематический — фонематический, фонематическая, фонематическое, фонематические, фонематического, фонематической, фонематического, фонематических, фонематическому, фонематической, фонематическому, фонематическим, фонематический, фонематическую, фонематическое,… …   Формы слов

  • фонематический — фонемат ический …   Русский орфографический словарь

  • фонематический — …   Орфографический словарь русского языка

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — Имеющий отношение к 1,2. 1. Фонема. 2. Фонемика …   Толковый словарь по психологии

  • фонематический — см. фонема; ая, ое. Ф ая транскрипция …   Словарь многих выражений

  • фонематический — фон/ем/ат/ическ/ий …   Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Англо-русский словарь наиболее употребительных фразеологических выражений, П. П. Литвинов. Этот словарь фразеологических выражений английского языка является очередной книгой из серии `Словари`, включающей в себя синонимический и фонематический словари, словарь глаголов с… Подробнее  Купить за 530 руб
  • Домашняя логопедия, А. Журавлева, В. Федиенко. Если вас волнует, что ребёнок не умеет произносить некоторые звуки, то книга, которую вы держите в руках, именно для вас. Недостатки звукопроизношения у дошкольников встречаются очень часто и… Подробнее  Купить за 134 руб
  • Слуховое восприятие и фонематический строй речи. Практический материал по развитию речи детей дошкольного возраста, С. А. Суворова. Материал может использоваться для обследования и речевого развития детей учителями-логопедами, воспитателями детских учреждений и родителями… Подробнее  Купить за 100 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ» >>

dic.academic.ru

Значение слова ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ. Что такое ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ?

  • ФОНЕМАТИ́ЧЕСКИЙ, —ая, —ое. Лингв. Прил. к фонема.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • фонематический

    1. лингв. связанный, соотносящийся по значению с существительным фонема

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное хорошенький в отрывке:

И у каждого из нас в кармане всегда лежал хорошенький пистолетик и к нему запас пистонных лент.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

kartaslov.ru

Фонематический — это… Что такое Фонематический?


Фонематический
фонемати́ческий
прил.
1. соотн. с сущ. фонема, связанный с ним
2.

Свойственный фонеме, характерный для неё.


3.

Состоящий из фонем.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

.

Синонимы:
  • Фонема
  • Фонемный

Смотреть что такое «Фонематический» в других словарях:

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — [нэ], фонематическая, фонематическое (линг., мед.). прил. к фонема. Фонематический состав языка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • фонематический — ая, ое. phonématique adj. Отн. к фонеме. Фонематический состав языка. БАС 1. Фонематичность и, ж. Существенным свойством всех языков является не только их фонетичность, но также и их фонематичность . Сепир 224. Лекс. Уш. 1940: фонемати/ческий …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • фонематический — ФОНЕМА [нэ], ы, ж. В языкознании: абстрактная звуковая единица языка, в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • фонематический — прил., кол во синонимов: 1 • фонемный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • фонематический — фонематический, фонематическая, фонематическое, фонематические, фонематического, фонематической, фонематического, фонематических, фонематическому, фонематической, фонематическому, фонематическим, фонематический, фонематическую, фонематическое,… …   Формы слов

  • фонематический — фонемат ический …   Русский орфографический словарь

  • фонематический — …   Орфографический словарь русского языка

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — Имеющий отношение к 1,2. 1. Фонема. 2. Фонемика …   Толковый словарь по психологии

  • фонематический — см. фонема; ая, ое. Ф ая транскрипция …   Словарь многих выражений

  • фонематический — фон/ем/ат/ическ/ий …   Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Англо-русский словарь наиболее употребительных фразеологических выражений, П. П. Литвинов. Этот словарь фразеологических выражений английского языка является очередной книгой из серии `Словари`, включающей в себя синонимический и фонематический словари, словарь глаголов с… Подробнее  Купить за 530 руб
  • Домашняя логопедия, А. Журавлева, В. Федиенко. Если вас волнует, что ребёнок не умеет произносить некоторые звуки, то книга, которую вы держите в руках, именно для вас. Недостатки звукопроизношения у дошкольников встречаются очень часто и… Подробнее  Купить за 134 руб
  • Слуховое восприятие и фонематический строй речи. Практический материал по развитию речи детей дошкольного возраста, С. А. Суворова. Материал может использоваться для обследования и речевого развития детей учителями-логопедами, воспитателями детских учреждений и родителями… Подробнее  Купить за 100 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Фонематический» >>

dic.academic.ru

Консультация по логопедии: ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки (например, гласные а, о и т.д.) совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина — низким и хриплым и т.д. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики), но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении. По мнению Н.И. Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

 

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

 ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука — рука, ковова — корова и т.д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.

Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим — до 16—20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

 Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

—    недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

—    недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

—    глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.

 Слоговая структура слова — это количество и порядок слогов внутри слова.

Звуконаполняемость — количество и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и наменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил — крокодил, батуретка — табуретка, голопед — логопед, киртити — кирпичи, тоита — строительство, вадавося — водопроводчик и т.п.

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

nsportal.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *