Фонематический слух что это – . . ?. , — .

Статья по теме: Фонематический слух: нужно ли развивать?

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ: НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ?

В данной статье я хочу рассказать о фонематическом слухе и о том, как важно своевременно обратить внимание на его недоразвитие.

Давайте сразу разберёмся, что такое этот фонематический слух и для чего он нужен?

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В следствии этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака, звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов(изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-«том», рак-«лак», лук-«люк», жук-«щук»).

Оказывается, что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твердые-мягкие, глухие-звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте. Дальше ребёнка начинают обучать чтению, но и там малыша ждут трудности.

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияние звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушении процессов письма), если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера, я имею ввиду, что делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время он просто скажет: «Я не пойду в школу!» Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители вовремя проконсультировались с логопедом. Поэтому, я считаю, что очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение.

Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, су-зу, со-зо и т.д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых), пример: миШка-миСка, Зайка-Шайка, Рак-Лак и т.д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (пример: [С]) поймай его, хлопни в ладоши: а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. дальше проделываем тоже на материале слогов и слов. Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с;

соноры: р-л;

твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.;

звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д.

В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно ( без сюсюкания) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух. Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха. Фонематический слух даёт возможность научиться правильно произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом (при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом (который он слышит от окружающих).

По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем. Часто вместе с понятием «фонематический слух» специалисты употребляют и понятия «фонематическое восприятие» и «фонематический анализ и синтез». Считаю необходимым кратко объяснить и эти понятия. фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово (например, возьмём слово «кот»-оно состоит из звуков: «к», «о», «т»). Если фонематическое восприятие плохо развито. то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, ж-ш, с-ш, и т.д).

Фонематический анализ и синтез -умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-«паса», марка-«мара», куртка-«курка»; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-«пасАта»; в перестановках звуков: утка-«тука»; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-«лата»,»лотапа».

Подводя итог всему сказанному выше хочу отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы хотите, чтобы ребёнку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Если ваш ребёнок заменяет близкие между собой звуки, значит у него есть незначительное нарушение фонематического слуха и вы сможете справиться сами с этой проблемой. В случае если ребёнок смешивает далёкие между собой звуки, значит у него более серьёзное нарушение фонематического слуха и лучше всего хотя бы проконсультироваться с логопедом, еще лучше, если вы сможете посещать логопедические занятия.

Игр на развитие фонематического слуха существует превеликое множество, а заниматься ими можно и дома, и на улице. Обязательно все должно быть играя.

Вот некоторые из них:

  1. Звук в коробке. Берём 4 коробочки, в первую кладём пуговицы, во вторую — камешки, в следующую — крупу, а в последнюю — орешки (наполнение меняем). При потряхивании малыш определяет, что находится внутри.
  2. Догадайся, что звучит. Сначала проакцентируйте внимание ребенка на звуках, которые получаются при ударах по предметам, выполненным в различных материалах (резина, пенопласт, стекло и пр). Объясните малышу, звучание предметов. Пусть ребенок отвернется или закроет глаза и отгадывает, по чему вы стучите. Если ребенок постарше, то он может называть не только, что конкретно звучит, но и из какого материала выполнено.
  3. Жмурки. Ребенок должен закрыть глазки и перемещаться в направлении звуков (когда вы хлопаете, играет музыкальная игрушка и др.).
  4. Хлопки в ладоши. Похлопайте в ладошки, задав ритм и темп, а малыш пусть попытается повторить. К примеру: хлопок-перерыв 1 сек.-2 хлопка. Если у ребенка получается, усложните задачу, похлопав 3 раза- пауза-хлопок-пауза-2 хлопка-пауза и т.д. Или: прохлопайте сколько слогов содержится в слове (ма-ма, дом, ба-буш-ка и т.д.)
  5. А кто это говорит?  Вместе читайте сказку, потом попросите кроху отвернуться, а сами произносите, иммитируя сказочных героев. А малыш должен угадать, чьим голосом вы говорите.
  6. Четвертый лишний. Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, и логическое мышление.
  7. Юные поэты. Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки — точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например: В норке жили – были мышки, а на столе лежали пышки.
  8. Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
  9. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
  10.  Подумай, не торопись.  Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач…)

— Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».

— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.

Вариант 2:

То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. 

  1. Звуки по кругу. (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 — зеленых, 3 — синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые — для мягких звуков, синие — для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: «н» — начало слова, «с» — середина слова, «к» — конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

  1. Начало, середина, конец (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета). Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» — и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части («н» — начало слова, «с» — середина, «к» — конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
  2. Эхо. Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно». Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо. Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»).
  3. Живая азбука. Игра для развития звукового различения. Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
  4. Заколдованное слово. Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы. Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например, «расколдовываем» слово «яблоко» — «Я, б, л, о, к, о».
  5. Путаница. Игра для развития звукового различения. Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

  1. Починим испорченный телефон. Игра для развития фонематического слуха. Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Тренируйте ребенка, и спустя полмесяца заметите, что он стал говорить гораздо чище и понятнее.

nsportal.ru

Консультация по теме: Консультация «Фонематический слух- что это?»

Фонематический слух

– что это?

              Значительное количество речевых нарушений,  так или иначе, связано с неспособностью детей дифференцировать (различать) на  слух фонемы (звуки) родного языка, что делает невозможным их правильное произнесение, не дает возможности овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Устранить тяжелые дефекты речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

               Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы. Это основная часть многих методов коррекционного воздействия, используемых как на групповых, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

               Логопедическая работа по развитию у детей способности дифференцировать (различать) фонемы проводится поэтапно:

       1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых слов, фраз, звукоко-мплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

3. Различение слов близких по слоговому составу.

4. Дифференциация (различение) слогов.

5. Дифференциация звуков.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа, т.е. (узнавание) звука на фоне слова.

 Начинается работа с освоения неречевых звуков, постепенно охватываются звуки речи, правильно произносимые детьми, затем те которые ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь.

 Одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Это позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия.

               

Развитие фонематического анализа и синтеза

              Анализ слова на составляющие его звуки — сложная психическая функция, требующая высокого уровня развития аналитико-синтетической  деятельности.

             Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

               Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова, которое при нормальном речевом развитии появляется у детей спонтанно, без специального обучения.

Более сложная форма — умение вычленять первый и последний  звук из слова и определять положение звука в слове (начало, середина, конец слова).

Самая сложная форма определение последовательности звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким звуком)- появляется у детей лишь в процессе специального обучения.

Первоначально мы учим детей выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий.

Далее учимся  выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак), а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак).

 Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «гласный», «согласный».

На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов типа суп, косы, утка, усваивать качественную характеристику звуков — твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.

Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (первый звук — глухой согласный, второй — гласный, третий — звонкий согласный, четвертый — гласный, например, козы).

nsportal.ru

Статья по логопедии (старшая группа) на тему: «Что такое фонематический слух»

Что  такое   фонематический   слух?

    Очень многие   люди  представляют   работу  логопеда  только  как  исправление неправильного    звукопроизношения  у детей-дошкольников. Но это  не  совсем  так.

    Логопедия  охватывает  все аспекты  речевой    деятельности   человека: правильное произношение  звуков, правильное   грамматическое  построение  фраз, умение  связно, образно излагать свой  рассказ и грамотно пользоваться    письменной  речью.  Письменная  речь – это  отражение  устной  речи, и  все недостатки  её, как  в зеркале, проявляются  и при письме.

    Кроме  логопедов, которые  работают с дошкольниками, есть школьные  логопеды.  Они  помогают детям  преодолевать  такие  проблемы,   как  дисграфия  и дислексия.

Дисграфия —  это неспособность  ребёнка  овладеть  грамотным  письмом.

Дислексия – это неспособность  овладеть   навыками  чтения.

    Одной   из причин  появления  подобных трудностей  при школьном  обучении может стать   недоразвитие  фонематического   слуха.

    Что   такое  фонематический  слух? Это  способность  человека  различать  в потоке  речи  различные фонемы  (звуки), из которых    складываются произносимые  нами слова. А их  значительно  больше, чем  букв. Чем  тоньше  ухо воспринимает  различные  их  сочетания (слова),  тем быстрее  и легче  ребёнок  овладевает  правильным  звукопроизношением, а затем  чтением  и письмом.  Созревание  зон в коре  головного  мозга, ответственных  за  фонематическое  восприятие, обычно  завершается  к 5-7  годам.  В этом возрасте  ребёнок  начинает  проявлять   активный  интерес  к  словам, буквам, играм  со  звуками  и желание   научиться  читать.  Многие  дети  самостоятельно начинают овладевать   навыками  звуко-буквенного  анализа  слова, придумывая  слова  на определённый  звук, называя  первый  и последний  звуки  в слове, делают  попытки  что-то писать.

    Определить уровень  развития  фонематического   слуха   можно,  предложив  ребёнку   поиграть  в следующие  игры:  «Магнитофон», «Знайка»,  «Внимательные  ушки».  Во  время  игры  ребёнок   не  должен  видеть  вашей   артикуляции, т.е.  ваших губ, когда   вы произносите   слоги.  Прикройте  нижнюю  часть  лица  листом  бумаги.

ИГРА 1 «Магнитофон»

    Предложите  внимательно  прослушать  и  чётко   повторить  за  вами  ряд  слогов.

Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба;   са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.

ИГРА 2 «Знайка»

    Предложите   прослушать  и назвать  по очереди  все  звуки  в  словах УХО, МАК. Слова  проговаривайте  тихо, но чётко  и медленно.

    Предложите   сравнить  слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.

        Спросите, какими  звуками  они  отличаются?

ИГРА  3 «Внимательные  ушки»

    Предложите   прослушать  слова  и хлопать  в ладоши в тот  момент, когда ребёнок  услышит  слова, например, на звук Ц.

        Цветок, свет,  темнота,  цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля,  шапка, тяпка.

   

    Если  ваш   ребёнок  воспроизвёл все слоги  правильно, если  сумел   вычленить  звуки  из  заданных слов, если  услышал  и назвал, какими  фонемами  различаются  слова  в игре 2,  то у   него  в  полном  объёме  сформировалось  фонематическое  восприятие.

     Если же ребёнок, даже  при  повторе,  не справляется  с заданиями, то значит, вам  необходимы   специальные  занятия  и упражнения  на развитие  фонематического  слуха. Обратитесь  за  консультацией  к логопеду, он подскажет, как  и в какой последовательности  строить  свою работу,  подберёт  соответствующий  материал  для  занятий.

nsportal.ru

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — это… Что такое ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?


ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (англ. phonemic hearing). Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо-речевой зоне коры больших полушарий головного мозга. Ф. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Аудирование и проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития Ф. с. важно сознательное и произвольное выделение отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. Механизм Ф. с. существенно перестраивается при овладении чтением и письмом – в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов. См.
слух
, речевой слух.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ФОНЕМА
  • ФОНЕТИКА

Смотреть что такое «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ» в других словарях:

  • фонематический слух — Этимология. Происходит от греч. phoneoma голос, звук, речь. Категория. Форма слуха. Специфика. Способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фонематический Слух — способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в… …   Психологический словарь

  • Фонематический слух — (Фонематика)  различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает,… …   Википедия

  • Фонематический слух — – способность различать фонемы, звуки речи. Недоразвитие или утрата такого слуха приводит к непониманию устной речи окружающих. Расстройство фонематического слуха может, повидимому, рассматриваться как отдельная форма патологии речи, имеющая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • слух — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • слух фонематический — способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей при восприятии речи устной окружающих людей и одновременно при собственном проговаривании слов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СЛУХ — СЛУХ. Способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора. Различаются следующие разновидности С.: речевой (фонетический), фонематический, музыкальный,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • слух фонематический — (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем) …   Большой медицинский словарь

  • Слух — функция организма, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецеп торных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает… …   Педагогическое речеведение

  • Умения писать — сегодня остаются одними из наиболее важных в обучении в школе. Они могут измеряться по следующим основным направлениям: грамотность, креативность (творческость), точность изложения мысли, краткость, понятность. В связи с развитием компьютерной… …   Энциклопедия педагогических технологий


methodological_terms.academic.ru

Методическая разработка на тему: Фонематический слух, фонематическое восприятие. Диагностика.

Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух  является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.  Он формируется с 6-месячного возраста до 1года 6 месяцев в норме.  Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

 Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, слов-квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т.е. производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематическое восприятие  формируется в процессе специального обучения.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Диагностика сформированности  фонематического слуха у детей.

  1. Узнавание неречевых звуков.

Инструкция: « Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

  1. Различение слов, близких по звуковому составу

— «Внимательные ушки»

Материал:  предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца.

Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.

гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

 баман, панан, ваван, банан, баван

     суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка

     пченец, птенесь,тинеть,птенец, птинеч.

Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

-«Покажи картинку» — различение слов, близких по звуковому составу, но разные по смыслу, направленные на изучение восприятия слов, похожих по звучанию

Материал: картинки на слова-квазиомонимы(коса – коза, ежата – мышата, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – мак, чёлка – щёлка и др.)

I вариант:

Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка, где почка.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.

II вариант:

Инструкция: посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть.

Например: мак, рак, лак, сок, сук, коза, коса, лужи, лыжи.

        

  1. Дифференциация слогов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие и т.д.

Инструкция: « Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот  ладошкой или экраном).

    Да-та-да  

    Ба-па-ба                           

Га-ка-га

Са-ша-са

Ча-тя-ча                        

За-жа-за

За-са-за    и др.

       кот – год – ход

       дом – дам – дым

       бак – бык – бок

       копка – кепка – папка

— Предлагаются слоги, в которых  используются  звуки , правильно произносимые и автоматизированные в речи.

-Ориентируемся на возраст ребенка:

4 года- серии из двух слогов

5 лет- серии из двух-трех слогов

6 лет-серии из трех слогов, слов

Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из 3 слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2 слогов.

  1. Дифференциация фонем.

Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.

2.Проверка готовности к формированию звукового анализа.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет)

Материал: ряд звуков

м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.

б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м» — выделение звука из ряда слогов ( С 4 лет)

Материал: ряд слогов

ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м» — выделение звука из ряда слов. ( с 4 лет)

Материал: ряд слов

мама,  кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.

  1. Навыки звукового анализа и синтеза.

-Выделение начального ударного гласного из слова. ( с 5 лет)

Материалом служат слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка и др.

 Инструкция: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т.д.».

Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т.д.).

— Исследование сложных форм фонематического анализа. ( с 6 лет)

 а) Вычленение первого согласного звука из слов.

Материалом  служат  слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка  и др.

Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т.д.

б) Вычленение последнего звука из слов.

Материалом  служат слова:  дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и др.

Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т.д.

в) Определение места звука в слове.

Инструкция: «Где ты слышишь звук [р] в слове рука в начале, середине или в конце?» и т.д.

г) Определение последовательности звуков в слове

Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т.д.

д) Определение количества звуков в слове – количественный анализ.

Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т.д.

е) Определение места звука в слове по отношению к другим звукам – позиционный анализ.

Инструкция: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».

Исследование фонематического синтеза

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к – мак» и т.д.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Например,  звуки поссорились, поставь их рядом  д, м, о — дом» и т.д.

6. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений)- (у школьников).

Задания:

-Назвать слова, в которых есть звук ш.

-Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

-Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

 

nsportal.ru

фонематический слух — это… Что такое фонематический слух?


фонематический слух
Этимология.

Происходит от греч. phoneoma — голос, звук, речь.

Категория.

Форма слуха.

Специфика.

Способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
(англ. phonemic hearing) — способность человека к анализу
и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо-физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухоречевой зоне коры больших полушарий головного мозга, расположенной в задней трети верхней височной извилины левого полушария (Вернике центр). Ее поражение или недоразвитие ведет к неспособности человека различать звуки речи (к сенсорной афазии или алалии).

Ф. с. к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти.

Для дальнейшего развития Ф. с. важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Механизм Ф. с. существенно перестраивается при овладении чтением и письмом — в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов. При овладении др. языком развивается Ф. с. не только к речевым звукам изучаемого языка, но и к родной речи. См. Нейролингвистика, Развитие речи детей.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • фонема
  • Форель (Forel) Август

Смотреть что такое «фонематический слух» в других словарях:

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — (англ. phonemic hearing). Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо речевой зоне коры… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Фонематический Слух — способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в… …   Психологический словарь

  • Фонематический слух — (Фонематика)  различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает,… …   Википедия

  • Фонематический слух — – способность различать фонемы, звуки речи. Недоразвитие или утрата такого слуха приводит к непониманию устной речи окружающих. Расстройство фонематического слуха может, повидимому, рассматриваться как отдельная форма патологии речи, имеющая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • слух — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • слух фонематический — способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей при восприятии речи устной окружающих людей и одновременно при собственном проговаривании слов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СЛУХ — СЛУХ. Способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора. Различаются следующие разновидности С.: речевой (фонетический), фонематический, музыкальный,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • слух фонематический — (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем) …   Большой медицинский словарь

  • Слух — функция организма, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецеп торных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает… …   Педагогическое речеведение

  • Умения писать — сегодня остаются одними из наиболее важных в обучении в школе. Они могут измеряться по следующим основным направлениям: грамотность, креативность (творческость), точность изложения мысли, краткость, понятность. В связи с развитием компьютерной… …   Энциклопедия педагогических технологий


psychology.academic.ru

Фонематический слух — это… Что такое Фонематический слух?


Фонематический слух
– способность различать фонемы, звуки речи. Недоразвитие или утрата такого слуха приводит к непониманию устной речи окружающих. Расстройство фонематического слуха может, повидимому, рассматриваться как отдельная форма патологии речи, имеющая отношегние к речевому центру Вернике.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Фонема
  • Фонематического восстановления эффект

Смотреть что такое «Фонематический слух» в других словарях:

  • фонематический слух — Этимология. Происходит от греч. phoneoma голос, звук, речь. Категория. Форма слуха. Специфика. Способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — (англ. phonemic hearing). Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. В анатомо физиологическом механизме различения фонем главная роль принадлежит слухо речевой зоне коры… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Фонематический Слух — способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в… …   Психологический словарь

  • Фонематический слух — (Фонематика)  различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает,… …   Википедия

  • слух — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • слух фонематический — способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей при восприятии речи устной окружающих людей и одновременно при собственном проговаривании слов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СЛУХ — СЛУХ. Способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. В основе этой способности лежит деятельность слухового анализатора. Различаются следующие разновидности С.: речевой (фонетический), фонематический, музыкальный,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • слух фонематический — (auditus phonematicus) способность распознавания на слух минимальных различительных элементов речи (фонем) …   Большой медицинский словарь

  • Слух — функция организма, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецеп торных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает… …   Педагогическое речеведение

  • Умения писать — сегодня остаются одними из наиболее важных в обучении в школе. Они могут измеряться по следующим основным направлениям: грамотность, креативность (творческость), точность изложения мысли, краткость, понятность. В связи с развитием компьютерной… …   Энциклопедия педагогических технологий


psychology_pedagogy.academic.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *