Фонематический слух и фонематическое восприятие – . , — .

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/847/ (дата обращения: 05.12.2019).



Повышение качества обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Многочисленную группу составляют дети с речевым недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произнесенных звуков.

Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребенок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребенок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Чем же отличаются понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»?

Фонематический слух-это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Он формируется с 6-месячного возраста до 1года 6 месяцев в норме. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, слов-квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове сок? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом. С помощью нее определяется результат достижения поставленных задач и целей. Своевременная и качественно проведенная диагностика является первоначальным этапом на пути осуществления эффективного коррекционного логопедического воздействия. В предлагаемом варианте диагностики фонематических процессов использован набор диагностических методик разных авторов: Н. И. Дьяковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной и др.

Диагностика фонематических процессов удетей.

  1. Узнавание неречевых звуков.

Инструкция: «Слушай внимательно и скажи (или покажи), что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

  1. Различение слов, близких по звуковому составу

«Внимательные ушки»

Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца.

Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.

гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

баман, панан, ваван, банан, баван

суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка

пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч.

Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

«Покажи картинку» — различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу, направленных на изучение восприятия слов, похожих по звучанию.

Материал: картинки на слова-квазиомонимы (коса — коза, ежата — мышата, бочка — почка, дочка — точка, вата — фата, рак — мак, чёлка — щёлка и др.)

I вариант:

Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка, где почка.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.

II вариант:

Инструкция

: посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть.

Например: мак, рак, лак, сок, сук, коза, коса, лужи, лыжи.

  1. Дифференциация слогов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие- шипящие.

Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв рот ладошкой или экраном).

Дата-да

Ба-па-ба

Га-ка-га

Са-ша-са

Ча-тя-ча

За-жа-за

За-са-за идр.

кот— год— ход

дом— дам— дым

бак— бык— бок

копка— кепка— папка

Предлагаются слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи.

Ориентируемся на возраст ребенка:

4 года — серии из двух слогов

5 лет — серии из двух-трех слогов

6 лет — серии из трех слогов, слов

Если ребенку недоступно задание по воспроизведению серии из 3 слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2 слогов.

  1. Дифференциация фонем.

Цели:

  1. Исследование навыков дифференциации фонем.
  2. Проверка готовности к формированию звукового анализа.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м]. (с 4 лет)

Материал: ряд звуков

м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.

б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м« — выделение звука из ряда слогов (с 4 лет)

Материал: ряд слогов

ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м« — выделение звука из ряда слов. (с 4 лет)

Материал: ряд слов

мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.

  1. Навыки звукового анализа и синтеза.

Выделение начального ударного гласного из слова (с 5 лет)

Материалом служат слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка и др.

Инструкция

: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т. д»..

Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.).

Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет):

а) вычленение первого согласного звука из слов.

Материалом служат слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и др.

Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т. д.;

б) вычленение последнего звука из слов.

Материалом служат слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и др.

Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т. д.;

в) определение места звука в слове.

Инструкция: «Где ты слышишь звук [р] в слове «рука» в начале, середине или в конце?» и т. д.;

г) определение последовательности звуков в слове.

Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т. д.;

д) определение количества звуков в слове — количественный анализ.

Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5.

Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т. д.;

е) определение места звука в слове по отношению к другим звукам — позиционный анализ.

Инструкция: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».

Исследование фонематического синтеза.

Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к — мак» и т. д.

Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о — дом» и т. д.

  1. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений)
  2. Задания:

 Назвать слова, в которых есть звук ш.

 Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

 Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

По итогам диагностики логопед:

 определяет исходное состояние и перспективы развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений. Разрабатывает программу коррекционной работы с детьми;

 отслеживает динамику развития фонематических процессов у детей для осуществления коррекции имеющихся отклонений;

 оценивает эффективность коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Литература:

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи-М.: Просвещение, 1985,-207с.
  2. Волкова Л. С. и др. Логопедия. М.: «Владос», 1999.-680с.
  3. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.:МГОПИ,1993.-72с.
  5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004–144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

moluch.ru

Фонематический слух и фонематическое восприятие: различие

Умение фонетически четко строить свою речь формируется у детей еще в раннем возрасте в семье и дошкольных учреждениях. Именно оно становится основой для дальнейшего развития и становления личности.

Нарушения речи

Различные нарушения речи достаточно часто встречаются у деток дошкольного возраста. Лишь у единиц малышей получается самостоятельно научиться правильному и четкому произношению всех согласных. Врачи подчеркивают, что такое развитие совершенно нормально, но своевременная диагностика нарушений звукопроизношения и их коррекция в дошкольном возрасте помогает избежать многих проблем в дальнейшем образовании. Ведь иногда при визите к логопеду может выясниться, что у ребенка есть некоторые нарушения в речевом слухе, к примеру, неполноценный фонематический слух.

Любые нарушения формирования речи, наблюдающиеся у ребенка, требуют своевременной консультации со специалистами – педиатром, логопедом и отоларингологом. Вовремя выявленные проблемы легче поддаются коррекции и оказывают менее негативное воздействие на общее развитие ребенка.


Фонематический слух

Этот термин довольно часто используется логопедами и педагогами. Само понятие фонематический слух классифицируют, как способность индивида воспринимать слухом и параллельно различать звуки в разговоре (конечно, при использовании родной речи). Такое умение является приобретенным, и развивается по мере роста ребенка, параллельно с умением говорить.

Фонематический слух – это важная часть физиологического слуха. Данная способность помогает человеку соотносить и сопоставлять услышанные звуки с их идеальным звучанием, сохраняемым в памяти в достаточно упорядоченном порядке. Другими словами, именно благодаря такому умению происходит понимание смысла услышанной информации. Фонематический слух – такой навык, который приобретается поэтапно:

  • Уже с двух недель жизни младенец начинает понемногу реагировать на звуковые колебания, а к полугоду (или чуть старше) учится слуховому восприятию — откликается на слова. Но в этом возрастном периоде дети реагируют на интонации, а не на логический смысл речи. Специалисты называют данный этап развития – дофонемным формированием речи.

  • Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает воспринимать слова, как орудие общения, языковое средство. Постепенно дети учатся реагировать на звуки, которые приобретают в речи определенную форму (становятся лексически наполненными). Но им пока не под силу различать близкие фонемы, а произношение отличается неправильностью и искаженностью. Ребенок в таком возрасте не способен различать правильное либо неправильное произношение окружающих, не может обратить внимание на особенности своего личного произношения. На этом жизненном этапе наблюдается бурное фонематическое развитие, которое даже опережает способности ребенка к артикуляции (к самостоятельному звукопроизведению). Это важнейший период развития, благодаря которому со временем происходит совершенствование произношения.
  • Ближе ко второму — третьему году жизни дети уже способны использовать фонематический слух полностью, анализируя и воспринимая все фонемы родной речи. Ребенок в таком возрасте начинает слышать речь с учетом ее фонематических признаков. Постепенно приобретается умение узнавать неправильно произносимые слова, понимать, чем отличаются нюансы произношения. Но речь продолжает формироваться, оставаясь далеко от совершенной.
  • В дальнейшем ребенок учится говорить правильно. В его мозгу формируются точные звуковые образы различных слов и отдельных отличающихся фонем.
  • Прогрессирующее развитие фонематического слуха считается важным этапом в овладении навыками грамоты (чтением и письмом). Если звуковое различение не полностью сформировано, ребенок начинает усваивать (запоминать, повторять либо писать) не сказанную информацию, а услышанную.

Безусловно, формирование фонематического слуха напрямую зависит от работы органов слуха. Так, при тугоухости ребенок не может полноценно дифференцировать звуки и слова, соответственно, его развитие замедляется и нарушается.

Специалисты-логопеды рассматривают понятие «фонематический слух», как наличие способности:

  • Узнавать звуки.
  • Сравнивать их.
  • Повторять элементы, которые составляют слово.

Выявить нарушения фонематического слуха возможно еще в раннем возрасте, когда ребенок не может полноценно выражать свои мысли, облекая их в понятные речевые формы. Его с трудом воспринимают сверстники. А при отсутствии своевременного обнаружения проблемы и отсутствии ее коррекции может произойти серьезное речевое недоразвитие, которое выльется в нарушение обучения.

Фонематический слух – это важное умение ребенка, которое он приобретает с возрастом. Благодаря ему дети воспринимают информацию на слух, а со временем приобретают представление о расчленении потока речи на отдельные составляющие звуки.

Фонематическое восприятие

Данный термин используется для обозначения искусственного звукового анализа, находящегося в основе обучения навыкам грамоты. Благодаря фонематическому или фонемному восприятию становится возможным:


  • Понимание, присутствует ли определенный звук в части речи или нет.
  • Дифференциация звуков, которые звучат похоже.
  • Определение, в каком месте присутствует определенный звук.
  • Осознание, в какой последовательности расположены звуки в слове, а также каково их количество.

Развитие фонематического восприятия начинается довольно рано, когда маленькие дети внимательно отслеживают артикуляцию взрослого при произнесении каких-то слов. Поэтому все специалисты подчеркивают необходимость грамотной, четкой и внятной речи при общении с младенцами и тем более детьми постарше.

В чем разница?

Таким образом, различие фонематического слуха и фонематического восприятия является достаточно принципиальным. Первичное умение ребенка воспринимать фонемы, понимать родную речь, а также воспроизводить слова является вполне достаточным для общения в социуме. Однако для формирования даже базовых грамматических навыков фонематического слуха совершенно недостаточно. Важно развить более высокие формы такого умения, научиться анализировать звуковую структуру слова – овладеть фонематическим восприятием. И постижение такой способности не происходит спонтанно, ей обучают взрослые – родители и педагоги (иногда с врачебной помощью).

Фонематическое восприятие формируется полноценно во время обучения письму и чтению, однако его развитие затрудняется при неразвитости фонемного слуха. Малыши с подобными проблемами:


  • Испытывают сложности в запоминании букв и соотношении их со звуками.
  • Медленно читают.
  • Ошибаются при письме.

Соответственно, хороший фонематический слух – это важнейшее условие для формирования звукового восприятия и полноценного обучения. Поэтому даже несущественное снижение остроты слуха у детей первых лет жизни может привести к проблемам в развитии и учебе в дальнейшем.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+


elaxsir.ru

К вопросу о понятиях «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 376.37

Дата публикации 31.10.2018

Голикова Елена Михайловна
магистрант 2 курса КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, [email protected]
Научный руководитель Проглядова Г.А.
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Аннотация: В статье представлены материалы по изучению имеющихся в отечественной науке подходов к определению понятий «фонематический слух», «фонематическое восприятие». Установлено, что имеет место смешение данных понятий, а также употребление их как близких по значению. Автором обосновывается мысль о том, что понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» терминологически тождественны, в связи с чем, с одной стороны, не следовало бы обозначать термином «фонематическое восприятие» умение осуществлять специальные умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, с другой стороны, в практике коррекционной работы по развитию фонематических процессов следовало бы отказаться от одновременного использования терминов «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Ключевые слова: слух, фонема, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематические процессы

On the question of the concepts of «phonemic hearing» and «phonemic perception»

Golikova Elena Mikhailovna
the 2-year student of the University they. V. P. Astafieva, Krasnoyarsk
Scientific adviser Proglyadova G. A.
candidate of pedagogics, senior lecturer of the Department of correctional pedagogy, Krasnoyarsk state pedagogical University them. V. P. Astafieva, Krasnoyarsk

Abstract: The article presents materials on the study of approaches to the definition of the concepts of «phonemic hearing», «phonemic perception»available in the domestic science. It is established that there is a mixture of these concepts, as well as their use as close in value. The author substantiates the idea that the concept of «phonemic hearing» and «phonemic perception» terminologically identical, in connection with which, on the one hand, should not be denoted by the term «phonemic perception» ability to carry out special mental actions for the analysis and synthesis of the sound structure of the word, on the other hand, in the practice of correctional work on the development of phonemic processes should abandon the simultaneous use of the terms «phonemic hearing» and «phonemic perception».
Keywords: hearing, phoneme, phonemic hearing, phonemic perception, phonemic analysis, phonemic processes

Количество фонематических расстройств речи на различных этапах её формирования растет из года в год. Вместе с тем систематизация научных представлений о фонематической составляющей восприятия речи в различных разделах научного знания отсутствует. При этом имеют место расхождения в трактовке основных терминов, а также смешение понятий «фонематическое восприятие», «речевой слух», «фонетический слух», «фонематический слух».

В современной логопедии фонематический слух определяется как  тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, фонематическое восприятие как специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова [5, с. 661].

Вместе с тем, анализируя взгляды различных исследователей на понятие «фонематический слух» и «фонематическое восприятие», приходим к выводу об отсутствии в отечественной науке четкого понимания, а также критериев разграничения данных терминов.

Так, многие ученые (М.Е. Хватцев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Н.И. Дьякова) рассматривают фонематический слух как определенную способность: способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы [11, с. 30], способность к обобщению в отдельные группы различных звучаний, используя существенные признаки звуков и игнорируя случайные [10, с. 175], способность к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем языка [8, с. 122], способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки [7, с. 3].

Т.Г. Визель, с оговоркой об условности применения термина «фонематический слух», рассматривает его наряду с физическим, неречевым и речевым слухом как наиболее высокий по иерархии уровень слухового восприятия, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных [4, с. 120].


В понимании термина «фонематическое восприятие» также нет единства. В одних случаях под ним понимается наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний, под которым подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка [7, с. 3], в других — способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), особенно звуки, близкие по звучанию, о чем пишут в своем пособии «Обучение дошкольников правильной речи» М.Г. Генинг, Н.А. Герман [6, с. 5], в третьих – специальные действия по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы [9, с. 213].
 

Как компонент фонематического восприятия в целом и умение различать и узнавать звуки родной речи рассматривает фонематический слух О.Л. Беляева, отмечая, что эти умения должны совершенствоваться до уровня навыка (безошибочного фонематического восприятия, фонетического (звукового) анализа слов) [1, с.56].

Обратимся к содержащимся в Понятийно – терминологическом словаре логопеда под ред. В.И. Селиверстова  определениям понятий «слух» и «фонема»: «слух — восприятие звуковых колебаний слуховым анализатором», «фонема (греч. phonema — звук) – минимальная единица звукового строя языка, служащая для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений».

Следовательно, если слух-это восприятие звуковых колебаний слуховым анализатором, а фонема-это минимальная единица звукового строя языка, то очевидно, что фонематический слух должен определяться как восприятие слуховым анализатором минимальных единиц звукового строя языка (фонем). В связи с чем, приходим к заключению, что восприятие фонем или  фонематическое восприятие, тождественно фонематическому слуху.

Таким образом, налицо смешение понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». В одних случаях в понятие «фонематический слух» вкладывается понятие «фонематическое восприятие», в других случаях в данные понятия включаются различные составляющие элементы.

В учебной литературе по логопедии, в частности, в учебнике под редакцией Л.С. Волковой, встречаем указание на необходимость употребления понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» как близких по значению.

Т.Г. Визель в учебнике «Основы нейропсихологии» также отмечает, что термин «фонематический слух» в настоящее время критикуется рядом авторов, ссылающихся на то, что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя языка нельзя слышать, ее надо выделять из звучащего потока мыслью. Владение фонематической системой (кодом) языка относится не к уровню гнозиса (восприя­тия), а знания. Предлагаемый взамен термина «фонематический слух» термин «фонематический анализ» в большей степени отража­ет существо дела, однако он с трудом входит в педагогическую и клиническую практику [4, с. 120].

На необходимость уточнить структуру понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» указывает также Е.Н. Белоус, которой в рамках работы над диссертацией «Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме» были разработаны две схемы: структура фонематического слуха и структура фонематического восприятия [3, с. 8]. Автором были выделены два основных элемента  фонематического слуха: акустическое чувствование и акустические фонематические умения. Первый представляет собой биологически заложенную способность человека при наличии сохранного слуха ощущать различные по происхождению и характеристикам звуки в их совокупности. Второй связан с обучением и развитием первого элемента, то есть с формированием различных слуховых умений и навыков, так называемых простых акустических фонематических умений.

В структуре фонематического восприятия Е.Н. Белоус выделены также два блока: анализ отдельных элементов (фонематическая и фонетическая дифференциация, анализ выделенных звуков) и анализ взаимовлияний элементов (выделение основных фонематических противопоставлений, выяснение порядка следования фонем в слове и установление различительной функции фонемы, членение слова на соответствующие составляющие, расположение выделенных звуков в определенном порядке, определение количества звуков в слове).

Анализируя структуру фонематического восприятия, разработанную Е.Н. Белоус, можно также констатировать, что автором под «фонематическим восприятием» понимается фонематический анализ (анализ отдельных элементов и анализ взаимовлияний элементов в структуре фонематического восприятия).

 

Сказанное выше, с нашей точки зрения, позволяет заключить, что фонематический слух рассматривается в отечественной науке с одной стороны, как особая функция, входящая в состав высших психических функций и составляющая основу для восприятия и речи. С другой стороны, как способность или готовность к звуковому анализу единиц языка (фонем, слогов, слов).

При этом фонематический слух (как понятие применяемое с точки зрения нейропсихологии с известной долей условности) является основой для развития фонематического восприятия, под которым понимается умение осуществлять специальные умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

 

Вместе с тем необходимо отметить, что с учетом установленной терминологической тождественности  понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие», на наш взгляд, не следовало бы обозначать термином «фонематическое восприятие» умение осуществлять специальные умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. Для данного действия, по нашему мнению, возможно найти более точный термин, к примеру, «фонематический анализ», «фонематические процессы», «фонематические функции».

В этой связи мы разделяем позицию Л.А. Брюховских, О.А. Дмитриевой рассматривающих фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления в качестве базовых составляющих операций фонематического анализа и синтеза [2, с. 23]. С той лишь оговоркой, что в практике коррекционной работы по развитию фонематических процессов следовало бы, на наш взгляд, отказаться от одновременного использования терминов «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».


Список литературы

1. Беляева О.Л. Совершенствование фонематического восприятия у младших школьников с кохлеарным имплантом // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2012. №5. С.54-59.
2. Брюховских Л.А., Дмитриева О.А. Влияние пространственного фактора на формирование звукового анализа и синтеза детей с общим недоразвитием речи // Сибирский вестник специального образования. 2017. №1(19). С. 22-25.
3. Белоус Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме: автореферат дис…. канд. псих. наук. Москва, 2011.22с.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ, 2009.384 c.
5. Вoлкoва Л.С. Лoгoпедия: Учебник для студ. дефектoл. фак. пед. высш. учеб. заведений. М.:ВЛАДOС, 2007.703 с.
6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов, 4-е издание. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. 134с.
7. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2010. 64с.
8. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.:Наука, 1958. 312с.
9. Журова Е.Л., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста//Сенсорное воспитание дошкольников/под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. М.:1963. 228с.
10. Лурия А.Р. Язык и сознание / под редакцией Е.Д. Хомской. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс»,1998. 416 с.
11. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. 272с.

← Предыдущая статьяПроблемы межведомственного взаимодействия в сфере спорта и физической культуры в РоссииСледующая статья →Проблема субъектности личности в инновационной педагогической деятельности Расскажите о нас своим друзьям:

scipress.ru

Консультация по логопедии на тему: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей

В рамках профилактики речевых нарушений необходима систематическая работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник при ежегодном обследовании речи детей средних групп. В результате обнаруживаются нарушения фонематического восприятия и фонематического слуха почти у 70% обследованных детей.  Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи.

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст до двух лет. Речевой слух начинает развиваться с самого рождения ребенка. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш еще не в состоянии что-либо воспринять и понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Вначале это реакции на звуковые сигналы, затем различение интонации и ритма. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, начинает слышать и различать звуки родного языка. А к концу третьего года жизни ребенок различает все звуки речи. По мнению многих исследователей, фонематический слух оказывается достаточно сформированным к двум — трем годам, однако его совершенствование продолжается и у взрослых.

 Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом ( при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом, который он слышит от окружающих. По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно.

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое-то конкретное слово (например, возьмём слово «дом» — оно состоит из звуков: «д», «о»,»м»).

Работу по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия необходимо осуществлять в несколько этапов:

  1. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний, слов, фраз;
  2. различение слов, близких по звуковому составу;
  3. различение слогов;
  4. различение звуков;
  5. анализ звукового состава слов.

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Сначала детям могут быть предложены задания на узнавание, различение и запоминание неречевых звуков (например, бытовые шумы, звуки улицы, звуки природы, музыкальных инструментов, голоса животных), а затем речевых звуков.

Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры этого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздаётся звук?» — закрепление слуховой ориентации. Один ребёнок по указанию воспитателя воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

  1. показывают рукой или поворотом головы направление источника
    звука, затем открывают глаза для контроля;
  2. водящий после воспроизведения звучания становится рядом
    с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

«Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука.

На столе разложены предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы, разные звучащие игрушки.

Детям демонстрируются характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой, или повторяя точно такое же действие, или называя его (при условии хорошего произношения данных слов)

«Сделай так же». 

На столе деревянные и металлические палочки, стакан, чашка, тарелка, кружка, всего пять-шесть предметов.

Обучающий ударяет одной, затем другой палочкой по предмету, ребёнок определяет предмет и последовательность применения палочек.

«Короб-коробок, подай голосок» — различение близких звучаний, шумов.

На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком. Образцы содержимого в них лежат на столе или изображены на картинках и предварительно называются.

Воспитатель  встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, затем переставляет их местами. Дети производят те же действия.

«Слухачи»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

«Пограничник» — определение направления шороха.

Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой.

«Кто так кричит?» — узнавание голосов животных.

Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

«Узнай музыкальный инструмент»

Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

«Повтори и назови»

Детям предлагается запомнить и повторить в определенной последовательности ряд звуков, издаваемых предметами (стук кубиков, переливание воды…) за ширмой.

Следующая группа игр направлена на различение силы, темпа и тембра звучания сигнала. Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же  неречевые и речевые звуки, звукосочетания, слова.

«Быстро – медленно»

На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.

«Найди игрушку» — определение силы звучания.

Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише.

«Тихо – громко»

На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

«Будь внимателен»

По инструкции взрослого ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. На звук дудочки – удерживать руки впереди, на звук свистка – опустить руки вниз, а на звук бубна – развести их в стороны.

Работа продолжается на материале речевых звуков. Детей учат различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию.

«Ритмические рисунки»

Дети воспроизводят серию хлопков или отстукивают различные ритмические рисунки.

«Паровоз»

Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

«Кто кричит?»

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка. Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

«Три медведя»

Детям показывают картинку с изображением трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой медведь мог так сказать.

«Узнай по голосу».

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

На следующем этапе дети учатся различать слова близкие по звуковому составу:

«Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

«Поставь по порядку»

На доске в ряд размещаются картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем слова произносятся в определенной последовательности по 3 – 4, а дети должны отобрать картинки и расставить их в порядке произнесения.

«Шутки – минутки»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка,

полети на небо,

Принеси мне хлеба.

«Найди пару»

Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

«Доскажи словечко»

Много платьев, много хруста.

Как зовут ее? …Капуста.

Белые шапки надели дома,

Холодно им – наступила …зима.

«Рифмы»

Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.

Следующий этап — различение фонем родного языка. Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.

«Подними картинку»

Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: « А» — девочка плачет, «У» — поезд гудит, «И» — птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.

Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов. На другие звуки дети реагировать не должны.

Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Выделение заданного звука на фоне слова.

«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»

Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.

«Маяк», «Подними картинку (флажок, фонарик..)»

Дети должны «зажечь» свой маяк, если услышат заданный звук.

«Светофор»

В ответ на услышанный звук дети поднимают соответствующий кружок.

«Чуткое ушко»

Дети поднимают руку или совершают другое условленное действие в ответ на услышанный звук.

«Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

Задачей пятого этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Направлен на формирование навыков звукового анализа и синтеза звукового состава слова. Звуковой анализ – это высшая ступень фонематического восприятия.

Звуковой анализ тем успешнее развивается, чем лучше дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым.

Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а так же с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

Определение первого ударного гласного в слове.

«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

Анализ звукового ряда из 2 – 3 гласных.

«Петя заблудился»

«Живые звуки»

Дети встают друг за другом

«Звучащие игрушки»

Определение последнего согласного звука.

«Поймай звук за хвост»

Определение первого согласного звука в слове

«Магазин»

Определение места звука в слове.

«Позови звук домой»,

«В каком окошке выглядывает звук»

«Зажигаем в окнах свет»

Цель: определение места звука в слове.

«Новоселье в зоопарке» (Рысь, зебра, тигр)

«Собираем урожай» (помидор, картошка… )

«Приберем одежду» (Свитер, рубашка, шорты)

Цель: та же.

Разложить картинки с учетом места звука в слове.

Определение гласного звука в середине слова.

«Спой гласный звук в слове»

Звуковой анализ и синтез слова из 3-х звуков.

«Живые звуки»

«Цепочка звуков»

Дети стоят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч. Дети передают мяч друг другу и называют по одному звуку из этого слова. На последний звук мяч поднимается вверх.

«Разбросай слово по звукам»

Взрослый называет детям слово, а дети «бросают», имитируя игру в снежки, звуки по порядку из этого слова.

«Собери слово из звуков»

Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

«Подбери схему к слову»

Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

«Подбери слово к схеме»

Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

Проведенная в указанной последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.

nsportal.ru

Консультация по логопедии по теме: Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

В самый ранний период своего детства ребенок в состоянии произнести великое множество различных звуков. Но, слушая преимущественно речь своих родителей, домашних, близких, ребенок совершает во множестве сначала подражательные, потом произвольные движения, связанные с напряжением различных мельчайших мышц, участвующих в образовании и распознавании звуков родного языка, запоминает и тренирует механизм звукопроизнесения и слухоразличения. А при обучении чтению к речевым двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Все это вместе взятое ведет к развитию фонематического слуха, т.е. «особой способности, от которой зависит развитие речи ребенка, усвоение им родного языка». 

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Фонематический слух развивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых кинестезий (движений), которые, как показали исследования выдающегося русского психолога профессора Н. И. Жинкина, «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственно речевых движений»

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух -способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Выделим аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:

  1. Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции .
  2. Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической).
  3. Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением.
  4. Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза.
  5. Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
  6. Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.

Наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, но его недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

С целью коррекции имеющихся нарушений или с целью профилактики их возникновения необходимо обучать ребенка не только различать и узнавать фонемы на слух, но и анализировать звуко-слоговой состав слов, что позволит избежать появления в дальнейшем стойких ошибок при овладении чтением и письменной речью.

.

nsportal.ru

Консультация на тему: Фонематический слух и фонематическое восприятие

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ  СЛУХ  И  ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ  ВОСПРИЯТИЕ»

Профессор Р.Е.Левина в рамках психолого-педагогической квалификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К этим категориям относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический слух.

Фонематический слух – это умение различать на слух и узнавать звуки родного языка. С самого раннего детства нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ многообразием звучания звуков родного языка: одни и те же звуки совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой – громко, ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина – низким и хриплыми т.д. но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой   их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты, (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики), но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникаемые при звукопроизношении. По мнению Н.И.Жинкина, к признакам звука относятся и  сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки звуков.

Трехлетний малыш, не произносит еще правильно звуки родного языка, тем не менее, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нем звуков? Какой звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.  

nsportal.ru

Консультация по теме: Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка.

Роль фонематического слуха и восприятия в  формировании речи ребёнка.

 

     Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

     Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

       Родители часто жалуются — у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах — виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

     Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт к появлению стойких ошибок  при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт, необходимы специальные коррекционные занятия.

     Фонематическое восприятие – это способность различать звуки  речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове  МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие.

      Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

     Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением,  письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Эльконин Д.Б. писал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии».

     Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

     Ребёнок, общаясь с взрослыми, постепенно усваивает артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; учится различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и  определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения.  В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, большое значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

·        слух и фонематическое восприятие;

·        моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.

     Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетняя девочка Вера С. на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея», «Тебя зовут Вея?» — «Не Вея, а Вея — я е пьявильно говоить не могу». В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

     Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

     Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет  то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) — леса (мн. число слова лес).

     Итак, если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные коррекционные занятия.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о