Формирование ответственности у подростков – Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Содержание

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным!

externat.foxford.ru

Формирование ответственности подростка

Круг обязанностей

Когда дети учатся и развиваются, они хотят и нуждаются в ответственности. Это важная часть их роста и развития. Хотя вам может быть трудно с этим согласиться, но вот некоторые идеи по поиску баланса интересов.

 

Базовые принципы

В подростковые годы возрастает потребность детей в ответственности и автономии. Это важная часть их пути к взрослой жизни. Чтобы стать способными взрослыми, подросткам необходимо научиться принимать правильные решения самостоятельно.

Процесс, помогающий детям брать на себя ответственность и принимать решения, является ключевой задачей для родителей. У вас есть важная роль в обучении и поддержке вашего ребёнка, чтобы он был готовым к большей ответственности. Это означает, что вам нужно планировать, когда и в каких областях позволить вашему ребёнку принимать решения.

Как быстро вы передаёте ответственность своему подростку, зависит от вас. Это будет зависеть от многих факторов, включая ваш собственный уровень комфорта, семейную и культурную традиции, а также зрелость вашего ребёнка.

В идеале вы и ваш ребёнок должны чувствовать себя комфортно в процессе формирования ответственности и с темпами изменений. Слишком объёмный или слишком быстрый процесс изменений в ответственности подростка перегружает вас всех, а слишком малый или слишком медленный может закончиться тем, что у вашего ребёнка усилится чувство нетерпения и бунтарства.

 

Установление границ

Границы устанавливаются с теми областями, где вы решили прекратить активно контролировать жизнь вашего подростка. Вместо этого вы даёте своему подростку больше независимости и ответственности за свои действия в этих областях, даже если вам не нравятся его выборы или результаты.

Когда вы решаете, дать ли вашему ребёнку контроль над теми или иными сферами жизни, у вас есть три варианта: да, нет и возможно.

Вариант «да»

Это касается тех вопросов, по которым вам кажется, что ваш ребёнок готов принять ответственность на себя и они являются личным выбором, соответствующим вашему ребёнку.

Когда вы выбираете для каких-то сфер вариант «да», вы обязуетесь принять решение своего ребёнка, даже если это не соответствует вашим предпочтениям.

Если ваш ребёнок принимает решение, которое вам нравится, вы можете подтвердить своё согласие. Если вам не нравится решение, отступите и постарайтесь не вмешиваться. Это возможность для подростка учиться на собственном опыте и развиваться.

Вариант «нет»

Вы можете сказать «нет» тех сферах, которые относятся к потенциально опасным видам деятельности. Например, это может быть относиться к тому, что подросткам пока не разрешено самостоятельно определять, например, употребление алкоголя. Или это действия, которые могут оказать негативное влияние на других членов семьи, например, если решение вашего ребёнка будет стоить больших денег.

Вариант «возможно»

Это серая область, в которой вы и ваш подросток могли бы обсудить способ превратить «нет» в «да», в зависимости от обстоятельств. Ведение переговоров – это то, где происходит рост самосознания ребёнка. Когда вы включаете «нет» или «возможно» в «да», ваш подросток получает шанс показать вам, что он готов к большей ответственности.

 

Решение, когда вы и ваш ребёнок готовы

Все семьи разные. Возможно, вам придётся экспериментировать, чтобы выяснить, когда и в каких областях ваш ребёнок готов к большей ответственности.

Хороший способ начать – использовать семейные обсуждения, чтобы дать вашему ребёнку реальный голос в важных решениях. Это поможет вашему ребёнку чувствовать себя равноценным членом семьи. Это также хороший способ узнать больше о его уровне зрелости и о том, как он делает выбор.

 

Что ещё следует учитывать

Уровень зрелости: некоторые подростки более зрелые, чем другие, и их способность действовать ответственно варьируется от ситуации к ситуации. Подумайте о навыках вашего ребёнка при принятии решения о его готовности к ответственности. Например, подростку, который просит поехать куда-то с друзьями, может быть разрешено пойти, если он был ответственным при поездке с друзьями в другое время.

Обучение на основе опыта: подростки нуждаются в возможности нарабатывать некоторые навыки самостоятельно. Если непосредственной опасности для жизни и здоровья нет, сама жизнь тоже может быть эффективным учителем. Этот подход также имеет то преимущество, что давёт вам больше времени, чтобы распоряжаться и наслаждаться своей жизнью. А ребёнку это даёт шанс показать вам, насколько он может быть ответственным.

Законность: рассмотрим употребление алкоголя. Вы можете не позволять ребёнку принимать решения о том, употреблять ли алкоголь, пока он не достигнет установленного законом возраста.

Уровень риска: подростки не всегда думают о долгосрочных последствиях и иногда хотят делать то, что ставит под угрозу их безопасность и благополучие. Вы можете решить, что поздняя ночная вечеринка включает в себя больше риска, чем выгоды, но поход в кино – это нормально.

Воздействие на других: если выбор вашего ребёнка несправедлив или вреден для других, вы можете сохранить некоторый контроль. Например, если ваш подросток предпочитает включать громкую музыку поздно вечером, вы можете не позволить ему это делать, если этим он беспокоит других членов семьи или соседей.

Ваши семейные ценности: готовы ли вы позволить своему ребёнку принимать решения или вести себя так, что это противоречит вашим ценностям? Например, родители, которые считают, что доброта и терпимость важны, вряд ли позволят своему подростку неуважительно относиться к другим.

Забота о себе: родители также устанавливают границы для защиты своих прав и потребностей. Вы можете сказать «нет», если запрос необоснованный или налагает на вас несправедливое бремя (например, возить детей в течение всего дня на машине или оплачивать большое количество дорогостоящего оборудования).

Вы, вероятно, начали процесс передачи ответственности много лет назад, не осознавая этого. Например, вероятно, позволяли своему ребёнку выбирать, какие брюки носить, или принять ванну или душ. Теперь, когда ваш ребёнок стал подростком, вы можете начать расширять эти небольшие зоны ответственности.

 

Потенциальные проблемы с переходом ответственности

Слишком мало

Если вы не позволяете своему ребёнку нести никакой ответственности, у него нет возможности принимать решения и учиться на собственном опыте.

Слишком много

Когда ответственность переходит слишком быстро, подростки могут в конечном итоге принимать ошибочные решения, совершая поступки, для которых они недостаточно зрелые, что подрывает к ним доверие.

Когда нарушаются правила

Поддержание связи с вашим ребёнком – лучший способ гарантировать, что правила, о которых вы договорились, соблюдаются. Но в какой-то момент большинство подростков будут оспаривать правила. Возможно, вы захотите договориться о последствиях нарушения правил.

 

Если решения не нравятся

Ответственность – это опыт обучения жизни для вашего ребёнка. Работайте с вашим ребёнком, чтобы принимать правильные решения и учиться на ошибках.

 

Сроки перераспределения ответственности: что показывают исследования

У большинства родителей рано или поздно возникает множество вопросов, например, когда я должен:

  • позволить своему ребёнку ходить по магазинам в одиночку?
  • разрешить выбирать, какие фильмы смотреть?
  • разрешить пойти на свидание?

К сожалению, на вопрос «когда?» нет точного ответа. Это потому, что ни одна из двух семей или подростков не похожи друг на друга, поэтому то, что подходит для одних, может быть неправильным для других. Взгляды и мнения различаются между людьми, семьями, сообществами и культурами.

Единственный универсальный совет – когда вы принимаете решения в кругу своей семьи, это может помочь:

  • думать о каждом вопросе,
  • рассматривать последствия каждого решения, которое может принять ваш ребёнок,
  • принимать решения, основанные на понимании того, что ваш ребёнок справится.

mytopic.ru

Как прививать ответственность подростку последовательно и осознанно

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – так говорил Лис из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. От себя же добавим, что мы также в ответе за себя и за свои поступки.

Уметь отвечать за свои слова и действия наряду с умением ставить перед собой цель и ее добиваться – навыки, необходимые каждому успешному человеку в современном мире. «Как научить подростка ответственности? Можно ли вообще это сделать?» — вопрос, который задают себе все ответственные родители. Конечно, ее можно воспитывать и собственным родительским примером. Но дело это не простое, это не вежливости ребенка научить, поэтому формирование ответственности у школьников требует дополнительных усилий.

Какая бывает ответственность? 

Различают 2 вида ответственности: социальная ответственность подростков и правовая ответственность подростков.Кроме того, что эти темы дети проходят в средних классах, вам, родители, тоже необходимо рассказать своему ребенку о каждой из них.

  1.  Социальная ответственность школьников – это их ответственность перед обществом и социальными институтами: семьей, школой, государством. У каждого человека есть свои права и обязанности, обсудите их со своими детьми более подробно.
  2. Правовая ответственность школьников. Да, ответственность подростков перед законом – не самая приятная тема. Но не говорить об этом нельзя. Ребенок обязан знать, что уже с 14 лет наступает ответственность подростков за правонарушения, что мелкая невинная кража из магазина не сойдет с рук, и за нее нужно будет понести наказание, не говоря уже о более серьезных проступках. Предупрежден значит вооружен, знаете же.

Беречь честь лучше смолоду, также и формирование ответственности у младших школьников будет эффективнее, чем у ребят постарше. Тем более, что развитие ответственности подростков происходит не сразу, а в несколько этапов.

Этапы формирования ответственности у детей

  1. Этап 1. Я могу. Самостоятельность и ответственность подростков идут рука об руку, и воспитание одного совершенно невозможно без другого. На первом этапе ребенок должен исследовать себя, свои возможности. Нужно научить его верить в свои силы.
  2. Этап 2. Мои цели. Научите ребенка правильно формулировать цели и продумывать пути их достижения. Чем четче цель поставит перед собой ребенок, чем подробнее он продумает план ее достижения, тем быстрее он ее достигнет.
  3. Этап 3. Я принимаю решение. Научите ребенка совершать выбор правильно и осознанно. Расскажите ему, как аргументировано высказывать свое мнение, это пригодится ему на следующем этапе.
  4. Этап 4. Мой результат. А вот уже когда выбор сделан, нужно научить ребенка за него отвечать. Ребенок должен видеть границы своей ответственности и понимать, что же это значит – отвечать за себя. Ответственность подростков – тема сложная, и для того, чтобы этому научить, необходим комплексный подход.
  5. Этап 5. Моя инициатива. Когда ребенок пройдет все предыдущие этапы, реально  себя оценит и поймет за что он в силах отвечать, он сможет расширить свои возможности. Подросток осознает, что способен на большее, будет проявлять инициативу и действовать без страха неудач и сомнений.

Подводя итоги, выделим главное — залог формирование успешного и ответственного человек

  1. Воспитание мотивации к развитию,
  2. Навыков постановки целей
  3. Принятия ответственности за результат.

И чтобы ваш ребенок наверняка понял логику в ряде слов «подросток поступок ответственность», запишите его на наш тренинг «Я сам: развитие чувства ответственности» по ссылке http://tren-kot.ru/course/ya-sam-razvitiye-chuvstva-otvetstvennosti

Мы воспитаем чувство ответственности подростков, в том числе и вашего ребенка, а вы получите +1 к своей собственной ответственности  Или следуйте этим правилам каждый день и увидите эффект.

Результаты программы подтвердили много теперь уже ответственных участников.

www.tren-kot.ru

Формирование ответственности у подростка. | МБУ СО «КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР» г. Челябинск

Каково на дому – таково и самому.

Народная мудрость

 

   Продолжаем разговор об особенностях взаимоотношений с подростками. Очень важным этапом в воспитании является формирование ответственного поведения. Сегодня наш разговор с психологом МБУ СО «Кризисный центр» Еленой  Садыриной о том, как воспитать ответственного гражданина?

 

   Если родители только сейчас, в подростковом возрасте, столкнувшись с тем, что их ребенок ведет себя безответственно, начали задумываться о формировании ответственного поведения, это ,прямо скажем,  поздновато, но расстраиваться все же не стоит. Есть смысл разобраться с этим и понять, что можно сделать.

   Ответственность – это способность человека принять на себя обязательство и выполнить его.  Это осознание, что от тебя, твоих действий зависит не только то, как сложится твоя жизнь, но и то, как будут развиваться события вокруг тебя. Это черта, которая во многом помогает и способствует достижению жизненного успеха.

   Воспитать это качество у подростка – равносильно хождению по канату, ведь надо постараться найти баланс между контролем, свободой и благоразумностью.

   — Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку стать способным, нести ответственность за свою жизнь?

 

   Психолог МБУ СО «Кризисный центр» Елена  Садырина:

  • Прежде всего, родители должны сами показывать пример ответственного поведения.

  Можно очень много «правильных» слов говорить своему подростку, но если мы сами что-то обещаем и не выполняем, объясняя это тем, что у нас не было времени или мы забыли,  то странно ожидать от ребенка другой модели поведения.

  • Важно понять, что ответственность не равнозначна послушанию и исполнительности.

   Быть ответственным означает по собственной воле принимать решения, понимать необходимость действия и доводить его до конца.

 

  • Поощряйте, хвалите вашего ребенка за поступки, которые  соответствуют   представлениям об ответственности.

   Думайте, а, главное, говорите подростку и окружающим о нем, как о человеке ответственном. Особенность заключается в том, что подростки оценивают себя через ту оценку, которая дается их поступкам взрослыми, то есть, чем позитивнее оценка, тем сильнее желание стать лучше, делать то, за что хвалят.

  • Подросток должен быть «включен» в жизнь семьи, знать с какими  трудностями сталкивается семья.

   Не нужно скрывать от подростка информацию о том, сколько мы на него тратим, учите обращаться ребенка с деньгами. Когда дети подрастают, расходы на их обеспечение возрастают, родители вынуждены ограничивать себя, порой, даже в самом необходимом, но ребенок об этом даже не подозревает, привыкая, что все его «хотелки» удовлетворяются.

  • Удовлетворяйте только основные потребности подростка.

   Необходимо понимать, что если мы удовлетворяем ВСЕ потребности ребенка, если без всяких усилий со своей стороны, подросток обеспечен всем необходимым: накрыт стол, убрано в квартире, как по волшебству, появляются разные технические новинки, то зачем ему становиться самостоятельным и ответственным?!

Дорогие родители, именно от вас зависит, сможет ли ваш выросший ребенок стать взрослым свободным человеком, который в состоянии нести ответственность за себя и своих близких.Хотите «получить» ответственного подростка – станьте сами ответственными, начните с себя!

crisiscenter74.ru

Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность

Человек не весь в человеке, мы идем к себе издалека,
и пока идем, многое может с нами случиться.
Человек есть усилие быть человеком. Если нет этого усилия —
неизбежна деградация.
(М. Мамардашвили)

В последнее десятилетие в России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Наркотики стали настолько доступными для детей, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому я считаю, не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят значительно времени.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной сфере, активные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию, и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.

Основными формами реализации профилактики приема ПАВ в моей работе является:

  • психолого-педагогическая диагностика.
  • индивидуальные консультации для учащихся и их родителей;
  • психолого-педагогический контроль;
  • организация информационных занятий с элементами психологического тренинга

О последней форме работы мне бы хотелось рассказать подробнее.

На основании Методических разработок социально-психологического практикума для классных руководителей, Прутченкова А. мною были разработаны ряд профилактических занятий.

Одним из таких является “Занятие по формированию ответственности у подростка за свои действия”

Целью занятия является формирование ответственности за себя, свои действия.

Задачи занятия:

  • формирование навыков принятия решения, умения сказать “нет”;
  • формирование умений противостоять давлению группы.

Занятие рассчитано на учащихся 8-9-х классов, и может проводится в качестве классного часа школьным психологом или классным руководителем.

Оборудование: классная комната, стулья расставленные по кругу по количеству учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

Участники располагаются на стульях, образующих замкнутый круг. Занятие начинается со вступительного слова ведущего: “Самостоятельно принимать решение — значит, принять необходимость того или иного действия и осознавать ответственность за результат совершения этого действия. Люди, живущие в ситуации манипулирования, становятся совершенно не способными к принятию самостоятельных решений и не могут справится с ситуацией выбора. Человек теряет свою индивидуальность.”

Упражнение №1.

“Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы цените в себе) на первую букву имени, по кругу”.

После проведения этого упражнения можно провести обсуждение: что ты ценишь в себе?

Подросткам иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество , поэтому ведущему важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Нужно заострить внимание учащихся, что у каждого человека есть положительные качества и это является ресурсом личности подростка.

Упражнение № 2 “Слепой и поводырь”

Это упражнение позволяет учащемуся почувствовать, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя.

“Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен вести “слепого” по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов. После выполнения упражнения учащиеся меняются местами.”

После упражнения происходит обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

— Как ты чувствовал себя, когда был “слепым”?

— Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

— Знал ли ты все время, где ты?

— Как ты себя ощущал в роли поводыря?

-Что ты сделал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?

— Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?”

2. Работа по теме

“Нам всем в жизни приходится кому-то говорить “нет”. Но если Вам предлагают попробовать наркотик лучше сразу ответить твердым отказом. Для того, чтобы к вам по реже обращались с неприятными просьбами и предложениями, следует научиться сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как “я подумаю”, “может попробую разочек”. Эти обороты очень похожи на обещания. Но даже если мы научились твердо, четко, ясно и спокойно объяснять свою позицию, этого бывает не достаточно. Иногда приходится прибегать к специальным техникам отказа. Сегодня мы познакомимся с двумя из них.

Первая называется “наступление”. На любую просьбу, которая противоречит Вашим интересам или здравому смыслу, Вы отвечаете отказом, потому что на подобные действия имеется запрет. Это запрещают родители, закон, правила и т.д.

Вторая техника называется “Да, но”. Вы соглашаетесь с тем, что то, что Вам предлагают реально, но… (но у вас есть объективные причины этого не делать).

Сейчас я предлагаю Вам упражнение, в котором Вы должны продумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать.”

Упражнение № 3 “Умей сказать “Нет”!

Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время отведенное на работу в паре 5 минут.

После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:

— Легко ли подбирать достойные отказы?

— Как чувствовали себя участники в ролях уговаривающего и отказывающего?

Варианты отказа от ПАВ:

“Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”

“Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.

“Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”

“Спасибо, нет. Это не в моем стиле”

“Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”

“Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.

Умей сказать “Нет”!

Упражнение № 4 “Марионетка”

“А сейчас я Вам предлагаю почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие”

Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника- марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов- перевести “куклу” с одного стула на другой. При этом человек, который выполняет роль “куклы”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте “Куклы” побывал каждый участник.

Обсуждение:

— Что чувствовали участники игры, когда были в роли “куклы”?

— Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно?

— Хотелось ли что-то сделать самому?

Ведущий рассказывает притчу.

Притча о бабочке

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.

Ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит учащихся к мысли, что каждый в жизни делает для себя выбор, причем постоянно и в любой ситуации.

3. Обобщение полученных знаний.

Ведущий задает вопросы:

— Каким образом можно противостоять негативному давлению со стороны окружающих?

— Как сказать “нет”, если предлагают наркотик?

Домашнее задание

Ведущий просит участников придумать вариант плаката, пропагандирующего здоровый образ жизни.

urok.1sept.ru

Особенности формирования и проявления ответственности в подростковом возрасте

Как мы уже говорили выше, проблема развития воли как высшей формы произвольного поведения, произвольного действия в условиях преодоления препятствий, связанная с формированием устойчивой иерархии мотивов, которая делает личность независимой от ситуативных влияний [Божович 1976], является центральной для психологии личности в общем [Божович, Славина, Ендовицкая 1976]. 

 «Для произвольной регуляции характерна сознательная целенаправленность поведения, а для волевой — преодоление трудностей и препятствий на пути к цели» [Котырло 2001: 51] К.М. Гуревич называл волевым такое действие, в котором преодолевается аффективно-отрицательное отношение ради эффективно-положительной цели [Гуревич 1940].

К вопросу развития воли в онтогенезе обращались такие ученые, как Л.И. Божович (1986), А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев (1959), Н.И. Непомнящая (1965), Рубинштейн (1998), Д.Б. Эльконин (1965) и др.

 Формирование общей произвольности начинается в младшем школьном возрасте, когда ребенок только начинает осознавать необходимость отвечать за свои поступки и контролировать свои действия, осуществляя тем самым процесс адаптации. Это формирование, которое в детском и подростковом возрасте является результатом воспитания и тесно связано с формированием у ребенка «силы воли» [Рубинштейн 1998], имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка [Леонтьев 1947]. 

По мнению Н.И. Непомнящей,лишь в середине дошкольного возраста возможны первые формы произвольного действия [Непомнящая 1965].

При этом А.В. Запорожец считает, что произвольная ориентировка проходит несколько этапов — от внешней, развернутой, к внутренней, свернутой, т.е. интериоризованной [Запорожец 1986].

Ответственность как свойство личности также исследовалась учеными на различных возрастных этапах (М.Н. Аплетаев, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, В.В. Башев, Т.Ф. Ивановв и др.).

Дети дошкольного возраста усваивают и способны соблюдать правила коллективной жизни, несмотря на то, что эти правила пока ими недостаточно осознаваемы. Однако образцы ответственного поведения будут усваиваться ими только в том случае, когда дети будут эмоционально переживать порученное им задание, осознавать необходимость своей деятельности как для самих себя, так и для других людей [Давыдов 1992].

На рубеже перехода в младший школьный возраст, по мнению В.С. Мухиной, формирование ответственности зависит от меры самостоятельности, которую дети получают на этом этапе своего развития. Формальное дисциплинирование приводит к формированию у них иждивенческой позиции, отсутствию ответственности, так как не находит понимания необходимости тех или иных действий [Мухина 1997].

Как известно, особое значение для формирования ответственности имеет подростковый возраст [Аплетаев 1983; Башев 2000; Вереникина 1987; Иващенко 2000; Нурмухамбетова 1987; Фельдштейн 1994].

Как известно, подростковый возраст, несмотря на то, что границы его нечетко очерчены, занимает важное место в общем процессе онтогенеза человека.

Г. Гримм очерчивает подростковый возраст в границах 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков; Дж. Биррена — 12-17 лет, Д.Б. Бромлей — 11-15 лет, Ж. Пиаже — 12-15 лет. В.С. Мухина — от 11(12) до 15(16) лет. Е.Е. Сапогова сдвигает границы подросткового возраста в сторону более раннего его начала – 9(11) до 14(15) лет, а А. Sherrrod, Haggerty, Featherman, – напротив, в сторону более позднего окончания – 19 лет (начало – в 11 лет). Наиболее адекватно, на наш взгляд, очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза Д.Б. Эльконина [Эльконин 1971]. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10 (11) и 15 (16) годами, хотя, по мнению Л.С. Выготского [Выготский 1972] границы подросткового возраста могут варьироваться в зависимости от уровня развития общества. Мы в своем исследовании базируемся на положениях психологии подростка Л.С. Выготского (1931), А.Н. Леонтьева (1977), В.В. Давыдова (1980), А.В. Петровского (1982), Д.Б. Эльконина (1971) и др. 

По мнению Л.С. Выготского (1984), самой существенной характеристикой этого периода является то, что этап полового созревания, который характеризует подростковый возраст как период бурного физического развития, выступает вместе с тем и эпохой социального созревания личности. Большинство трудностей подросткового возраста связано именно с половым созреванием, которое и является причиной психофизиологических и психических отклонений [И.В.Дубровина 1987]. Несоответствие роста массы тела и роста скелета, рост внутренних органов, увеличение нагрузки на сердце приводит к нарушению вегетативных функций [Хрипкова 1978], ухудшению самочувствия, быстрой утомляемости. Причем И.С. Кон считал, что собственное позитивное восприятие подростком пубертатных изменений и событий является значимым для благополучного завершения подросткового периода, так как физиологические изменения ложатся в основу самовосприятия подростком себя, своего места среди сверстников [Кон 1988].

В то же время в подростковом возрасте наблюдается рост интеллектуальных возможностей, становятся заметны изменения в когнитивной сфере: происходит развитие теоретического мышления, усвоение мыслительных операций на логическом уровне (Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), памяти (А.Н. Леонтьев), фантазии (Л.С. Выготский), творческой деятельности (Я.А. Пономарев), появляются возможности нестандартных подходов к решению задач (А. Арлин). Учение (как и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности.

Одним из наиболее значимых психологических новообразований подросткового возраста является становление самосознания, появление чувства взрослости – потребности подростка быть признанным и принятым в мире взрослых. Подросток пытается ставить себя в ситуацию взрослого в системе социальных отношений, в которых он реально находится. В свете этого новообразования В. Штерн описывал подростковый возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной деятельностью взрослого [Штерн 1931]. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением Д.Б. Эльконина [Эльконин 1960] о том, что, хотя подросток и считает себя взрослым, у него нет ощущения подлинной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Подростковую взрослость можно оценивать как подражание внешним признакам взрослости, в то время как взрослые ждут от подростка поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности.

Самопознание как средство формирования адекватной самооценки является одним из путей к психологической зрелости как сознательной регуляции собственного поведения, системы ценностных критериев и ориентаций [Фридман, Кулагина 1991]. Исследования самооценки подростков показали, что на адекватность самооценки подростка оказывает влияние высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения и собственная ориентация на выбранную профессию. Заниженная самооценка определяется низкой психологической устойчивостью, завышенная – низкой оценкой подростка сверстниками [Кваде, Трусов 1980]. Это обусловлено усилением в этом возрасте потребности в общении со сверстниками, которое, выступая одним из факторов формирования личности, приобретает дополнительную значимость [Ананьев 1991; Бодалев 2002; Выготский 1991; Петровский 1984 и др.].

Параллельно с развитием личности подростка, формирующейся в процессе деятельности, идет развитие их волевой сферы: складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе.

Мы согласны с мнением Л.И. Божович о том, что школьники подросткового возраста живут в более сложной ситуации развития, требующей от них более сложных форм волевого поведения, чем те, которые они способны демонстрировать в силу онтогенетического развития. В то же время их возраст потенциально благоприятен для становления системы жизненных целей, выходящей за рамки настоящего момента [Божович 2009].

Именно подростковый возраст является наиболее подходящим для формирования чувства долга и ответственности. Этот процесс требует постоянного сопровождения, чтобы подросток учился следовать не собственным интересам, а необходимым требованиям, иначе он может повести себя наперекор своим нравственным чувствам, что заставит его переживать недовольство самим собой, создаст трудности успешного формирования и развития личности.

Подростки, в отличие от школьников младших классов, уже способны регулировать свое поведение на основе внутренней стимуляции. В этом возрасте создается нравственная основа, которая позволяет подростку самому управлять своим поведением и развитием [Хухлаева 2004], начинается целенаправленное самовоспитание волевых качеств личности [Немов 1994], возникают идеальные образцы поведения, которые становятся его регуляторами [Фельдштейн 1989].

Однако подростки еще недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки требованиям и правилам поведения. Им трудно предвидеть последствия своих поступков, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния.

Они проходят стадию классического волевого акта через переживание острой борьбы мотивов, после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно, что выражается в стремлении подростков подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого, сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.

Часто у подростков воспитывается «квазиответственная» социальная позиция, когда человек научается всячески избегать реальной ответственности, ни в коем случае не брать ее на себя, но при этом прикрываться «правильными» словами» [Радзиховский 1987].

Особенностью аффективной сферы подростков считается амбивалентность психических состояний [Мухина 1997], которая, по мнению психологов, педагогов, психиатров, социологов (Л.С. Выготский, И. С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович), является особенностью подростковых реакций и может быть расценена как вариант нормального поведения. Однако именно в этом возрасте возникают сходные с нормальными реакциями патологические формы поведения, являющиеся следствием психических нарушений или социальной дезадаптации.

Именно в подростковом возрасте, представляющем собой переход человека на качественно новую социальную позицию, когда устанавливается сознательное отношение к себе как к члену общества, появляются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности [Фельдштейн 1983], возникают идеальные образцы поведения, которые становятся его регуляторами, создается нравственная основа, позволяющая человеку самому управлять своим поведением и развитием, формируется волевая сфера личности в целом, и ответственность в частности.

 Ответственность в подростковом возрасте рассматривается как результат осмысления, признания, актуализации нравственных ценностей [Аплетаев 1983], через призму условий, способствующих развитию потребности в социальном выражении, когда общественно полезная деятельность вычленяется как понимаемое, осознаваемое явление и мотивами деятельности становятся понимание необходимости деятельности и готовность действовать на благо другого человека [Вереникина 1987], как необходимость зависимости собственной деятельности от общественных целей и ценностей. Причем подростки достигают определенного уровня субъективной ответственности, но демонстрируют слабую сформированность социальной [Нурмухамбетова 1987; Фельдштейн 1994].

Подростки, хорошо осознающие норму, критически оценивают свою ответственность и характеризуются низким уровнем ее самооценки. Они ориентированы на самопознание, самооценку, на понимание своих особенностей, что сказывается на специфике проявления мотивов их ответственной деятельности: у них преобладают мотивы самовыражения и «нравственной рефлексии» в общении со сверстниками; самовыражения и утилитарные в общении с родителями; дисциплинарные и утилитарные – с родителями [Михайлова 1996]. Опора на прошлые успехи позволяет подросткам формировать собственную личную ответственность, причем необходимо позволить подросткам самим ставить цели своей деятельности, что будет способствовать их готовности брать на себя новые обязательства. Таким образом, развивать ответственность можно через систему трудового воспитания [Иващенко 2000], посредствам художественного творчества [Иванов 1987].

Существуют различные подходы к выделению критериев (компонентов) ответственности подростков.

Так, А.Д. Алферов выделяет идейно-целевой, содержательный, действенно-волевой и нравственно-оценочный компоненты [Алферов 1976]; Н.В. Винокурова – ценностно-мотивационный (общественные ценности как основу формирования мотива ответственности у подростков), информационно-операционный (совместную деятельность субъектов ответственности, ориентированную на формирование ответственности у подростков), эмоционально-волевой (совокупность форм и методов формирующего воздействия) и оценочно-коррекционный (рефлексивное управление, основанное на самоанализе, самооценке по осознанию ответственности за свои поступки) компоненты [Винокурова 2004]; Т.Г. Шатунова – эмоционально-волевой, который включает в себя понимание ответственности, отношение к ответственности, степень переживания вины; мотивационно-ценностный, включающий сформированность ценностных ориентаций, мотивы ответственного поведения, место ответственности, выбираемое для достижения жизненных целей, и рефлексивный, включающий самоконтроль и самооценку по ходу выполнения деятельности, сопоставимость результата с общественными нормами и правилами [Шатунова 2005].

В рамках нашей работы, с опорой на труды С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, Л.И. Дементий, ответственность подростков рассматривается как интегральное свойство личности, проявляющееся в осознанном, свободном, инициативном поведении, которое определяет жизнедеятельность личности.

Развитие самостоятельности, ответственности, нравственных регуляторов поведения происходит, с точки зрения Д.И. Фельдштейна, только в условиях целенаправленно построенной общественно – полезной деятельности, притом деятельности, связанной с важным, личностно значимым для человека выбором. Этот выбор будет личностно значимым, а его результаты устойчивыми только в том случае, если подросток осуществил его сам, свободно. Интеллектуальным путем, ведущим к такому выбору, является внутренний диалог (который принимает в разном возрасте разные формы). В подростковом возрасте внутренний диалог не отличается от внутреннего диалога взрослого человека и обязательно завершается принятием определенной позиции [Фельдштейн 1999].

Огромное влияние на формирование мышления [Выготский 1931] и личностных особенностей подростка (Т.В. Драгунова (1976), В.Е. Смирнов (1926)) оказывает среда, которая позволяет подростку пройти путь «врастания» в культуру, объективный и нормативный дух данной эпохи [Шпрангер 1924].

Любое развитие индивида связано с расширением круга его связей и отношений, социальных ролей, которые выпадают на его долю. В процессе деятельности он становится участником все новых и новых общественных отношений и социальных связей. Одновременно он выступает субъектом вытекающей из этих отношений социальной ответственности. Чувство ответственности проявляется у подростка в глубоком эмоциональном ощущении своей принадлежности к обществу, в глубоко личном принятии его ценностей и идеалов [Башев 2000].

В условиях групповой деятельности ответственность выступает в форме отношений ответственной зависимости, одним из проявлений которого является взаимное возложение ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Для характеристики группы как коллектива важное значение имеет то, как происходит возложение ответственности в условиях успехов и неудач в групповой деятельности; на кого персонально возлагают члены группы ответственность за свои успехи и неудачи.

Так, у некоторых подростков безответственность является следствием неразвитости воли, неуверенности в своих силах, низкой самооценки своих возможностей, а у других отсутствуют навыки и умения ответственного поведения, поэтому, даже при положительном отношении к своим обязанностям, им чаще всего ничего не удается.

В связи со всем вышеизложенным предметом нашего исследования явились особенности ответственности как свойства личности именно в подростковом возрасте.

studopedia.net

Как научить самостоятельности ребёнка и воспитать ответственность у подростка

Как научить ребёнка принимать решения самостоятельно, но обеспечить его безопасность и уберечь от необдуманных поступков? Психолог Данил Парникель рассказывает, как связаны между собой самостоятельность и ответственность и чем они различаются.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Самостоятельность — это «мама, я сам». То есть способность ребёнка выполнять действие без вмешательства и помощи родителя. Ответственность — это «мама, я сделаю». То есть готовность ребёнка соблюдать договоренности и действовать по принципу «сказал, что сделаю — сделал».

Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.

Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.

Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.

На принятие ответственности влияет много факторов: «сталкивался ли я с этой ситуацией раньше», «понимаю ли я, что происходит», «понимаю ли я пределы своих возможностей в этой ситуации», «чем я рискую, принимая решение».

Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать их 

То, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.

  • Без шишек не обойтись. Прежде чем возмущаться по поводу очередной неуспешной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.
  • Опыт родителя не конвертируется в опыт ребёнка. «Поверь мне, я через это проходил» — одна из классических фраз, которой родитель пытается защитить ребёнка, рассказывая о своих ошибках. Но родитель сам пришёл к этому, совершая ошибки, и у него были свои родители, но ничего не поменялось. Дети могут прислушиваться к мнению родителей, учитывать их опыт, но никогда не смогут, просто выслушав «правильные» мысли и идеи, сделать их своими.
  • Необходимо определиться с приоритетами: собрать портфель самому или успеть в школу, сделать уроки самостоятельно или лечь спать вовремя. Если вы искренне удивлены катастрофической несамостоятельностью ребёнка, вспомните, как проходит его практика. Классический пример: запрос родителя на развитие самостоятельности ребёнка сопровождается иллюстрацией: «Он всегда собирается ну ооочень долго, в итоге я сам закидываю вещи в портфель и мы бежим в школу».

Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.

Правила для воспитания ответственности
1. Ответственность должна быть по силам ребёнка

Начинать надо с малого. Если вам кажется, что ребёнку пора научиться делать уроки без напоминаний, ведь это его зона ответственности, недостаточно сказать «Так! С сегодняшнего дня я тебе не напоминаю про уроки, следи за этим сам». Лучше начать с малого: предложите следить за временем, когда ему следует приступать к домашнему заданию, обсуждайте трудности, помогайте находить решения.

2. Поддержка, а не критика

Если ребёнку трудно справиться с какой-то ответственностью. С ответственностью нельзя «справляться», ответственность берут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.

3. Личный пример

Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.

Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.

Фото: iStockphoto (jossdim)

mel.fm

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *