Формы общения между людьми – Формы общения — психология

Формы общения между людьми. « Основы безопасности жизнедеятельности

Цели: сформировать понятия об основных формах общения между людьми; изучить подробно некоторые из них; рассмотреть и изучить классификацию составных элементов общения, формы коммуникативного действия, средств и видов общения; ознакомить с понятиями «массовая культура» и «этикет».

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 45 мин.

План:

1.Вводная часть:

  • орг. момент;
  • опрос

2.Основная часть:

  • изучение нового материала

3. Заключение:

  • повторение;
  • Д/З

 

 Понятие и специфика общения.

Умеете ли вы общаться? Уверен, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие “общение” намного обширнее, чем наше обычное: «Привет!» — «Пока».

Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с XVI-XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть-то некогда, не то что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

Предполагая, что «умею общаться» – означает: «умею правильно общаться», а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно, прежде всего, потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п.

 Формы общения и их культура.

Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна. Она не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.

Культура является главным определяющим фактором общения между людьми, представляя совокупность тех или иных кодов, сформированных культурным багажом данного уровня, облегчающих или затрудняющих общение, но всегда определяющих его «ступень».

Составные элементы общения

  • Сообщение
  • Разговор
  • Раппорт
  • Точка зрения
  • Комплименты

Средства общения

  • Речь
  • Язык
  • Невербальное общение
  • Фраза
  • Эмоции

Виды общения

  • Человеко-центрированный подход
  • Обман
  • Убеждение
  • Отношения между мужчиной и женщиной

Особый вид общения — коммуникационная деятельность — это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала. Между коммуникатором и реципиентом может осуществляться «обратная связь», то есть процесс с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.Общение- это жизнь.

Возможны три формы коммуникационного действия:

  • подражание;
  • диалог;
  • управление.

Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

Рассмотрим основные формы поподробнее.

Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т.п. Имеется виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям и т.п. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи.

На способность, качество и формы общения между людьми сильно влияет проблема массовости культуры. Как известно, спорно, повышает ли она общий уровень интеллектуальности общества и, тем самым, «ступень общения» людей.

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры».

Массовая культура — это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения, называемыми этикетом.

Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.

Литература:

1. Изард И. «Эмоции человека» М., 1980.

2. Леонтьев А. Н. «Потребности, мотивы и эмоции.» М., 1971.

3. Рейковский Я. “Экспериментальная психология эмоций”.

4. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Ярославль, 1990.

5. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж,1987.

6.  “Культурология”, под редакцией Попова Е.В.

7. “Культурология”, под редакцией Радушина А.А.

8.  Энциклопедический словарь по культурологии.

9.  “Культура общения”, Чернышева М.А., “Знание”, 1983

10.  “Культурология в вопросах и ответах”, “Феникс”, Ростов на Дону, 1997

11. Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4.

12. Смирнов И. Motherfucker, или об экстремальных техниках сближения/дистанцирования в коммуникативном акте // Смирнов И. П. Генезис. Философские очерки по социокультурной начинательности. СПб., 2006.


bjd-online.ru

Межличностное общение — виды и формы, примеры общения в жизни

«Общение» — одна из центральных категорий в современной психологии и стоит в одном ряду с такими понятиями как «личность», «поведение» и «мышление». Межличностное общение выражается в попытках установления и дальнейшего развития взаимоотношений между двумя и более лицами. Оно предполагает осуществление взаимовлияния на определенную регуляцию действий всех участвующих в процессе, а также на их индивидуальное поведение, намерения и взгляды.

Основные виды межличностного общения

Взаимосвязи, которые в момент межличностных отношений переживаются и осознаются индивидами в зависимости от степени заинтересованности, основаны на различных эмоциональных состояниях. Важное значение для общения также имеют психологические особенности собеседников, их уровень интеллекта.

Межличностный тип общения разделяют на следующие виды:

  1. Формальный. Происходит без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски участливости, вежливости, строгости или безразличия позволяют завуалировать истинные эмоции и отношения. При частых контактах с помощью стандартного набора жестов и фраз можно уберечься от эмоциональных перегрузок.
  2. Примитивный. При этом способе общения происходит оценка собеседника. Его признают нужным или мешающим субъектом. Если считают, что он будет необходим, то с ним активно контактируют, в противном случае общение грубо прерывают. При получении желаемого интерес к такому человеку полностью исчезает и его отсутствие не скрывается.
  3. Функционально-ролевой. Для данного вида общения характерен регламент содержания. Личность собеседника имеет меньшее значение чем его социальная роль. Примером межличностного общения этого вида могут служить следующие партнеры — преподаватель и учащийся, начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.
  4. Деловой. При этом виде общения собеседники принимают во внимание характер, возраст, настроение друг друга. Причем интересы дела всегда превалируют, личностные расхождения отступают на второй план. Обычная цель деловых переговоров или общения является достижение какой-либо договоренности.
  5. Манипулятивный. Общение с целью получения выгоды. При этом используются такие приемы как обман, лесть, запугивание, шантаж и другие.
  6. Светское общение. Полностью соответствует принятым в светском обществе нормам. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом, за маской вежливости скрывают свои мысли.
  7. Духовный. Допускает возможность разговора на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица.

Межличностным общением называют особый вид человеческой деятельности, в ходе которого осуществляется обмен идеями, чувствами и эмоциями, начинает развиваться система отношений.

Межличностное общение среди молодежи

В подростковом и юношеском возрасте у индивида начинают формироваться межличностные отношения к родителям, одноклассникам, преподавателям, друзьям, представителям всех слоев и групп общества. В этот период подростки становятся раздражительными и нетерпимыми. У некоторых из них отмечается склонность к агрессии. Они громко разговаривают, становятся эмоциональными.

К 16-летнему возрасту у большинства молодых людей наступает период самоутверждения и самопознания. Все происходящие события они воспринимают критично. К проблемам межличностного общения в молодежном сообществе чаще всего приводят отсутствие сострадания и нежелание соответствовать принятым нормам поведения.

Формы и способы межличностного общения

Формами межличностного общения считают:

  1. Диалог. Форму общения в виде диалога считают наиболее позитивной. Отношения выстраиваются с учетом открытости и равенства партнеров.
  2. Манипуляцию. Манипуляцией называют форму общения, предполагающую воздействие на партнера с целью реализации желаний и намерений, которые скрываются от него или подменяются другими.
  3. Императив. К императивному общению относят авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которой — прямое склонение его к некоторым действиям. Их можно трактовать как приказ, требования или предписания.

Динамика построения межличностных отношений напрямую зависит от возраста индивидов, их национальности и пола.

Женщины сильнее зависят от интенсивности межличностного общения. У них острее ощущается необходимость передачи окружающим своей личностной информации. Их больше беспокоит и подавляет одиночество.

Главной составляющей отношений и различных видов общения психологи называют эмпатию — осознанное сопереживание одного человека другому. Процесс общения очень сложный. Он различен в своих проявлениях и формах, и необычайно важен как для отдельной личности, так и для всего общества.

Изучаем межличностное общение — видео

mind-control.ru

Раскрытие понятия «общение» в психологии

Определение 1

Общение — это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.

Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.д.

Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.

Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.

Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (человеческой) сущности и приводит

zaochnik.com

Формы общения между людьми (презентация)

ГБПОУ СПО НО Нижегородский медицинский колледж

Презентация

по ОБЖ

на тему

“ Формы общения между людьми”

Выполнила:

Студентка группы

301-1-СД

Проверила:

Сучкова Елена Валентиновна

Нижний Новгород

2015

Что такое общение?

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Зачем нужно общаться?

Общение между людьми – важнейший признак человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности.

Формы и их культура

Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. К ультура является главным определяющим фактором общения между людьми.

Составные элементы

  • Сообщение
  • Разговор
  • Раппорт
  • Точка зрения
  • Комплименты

Средства общения

  • Речь
  • Язык
  • Невербальное общение
  • Фраза
  • Эмоции

Основные формы общения

  • Анонимное;
  • Формально-ролевое;
  • Неформальное.

Анонимное

Представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми.

Формально-ролевое

Предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли.

Неформальное

Представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений.

Массовая культура

Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

Вывод

Список литературы

1. Изард И. «Эмоции человека» М., 1980.

2. Леонтьев А. Н. «Потребности, мотивы и эмоции.» М., 1971.

3. Рейковский Я. “Экспериментальная психология эмоций”.

4. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Ярославль, 1990.

5. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж,1987.

6. “Культурология”, под редакцией Попова Е.В.

7. “Культурология”, под редакцией Радушина А.А.

8. Энциклопедический словарь по культурологии.

9. “Культура общения”, Чернышева М.А., “Знание”, 1983

Спасибо за внимание!

videouroki.net

Формы общения и этапы отношений между мужчиной и женщиной

Отношения между людьми строятся по определенным законам. Есть различные формы общения, каждая из которых имеет свои особенности. И эти формы общения сменяют одна другую в определенной последовательности, превращаясь в этапы отношений.

На разных этапах отношений, используя те или иные формы общения, люди преследуют разные цели.

Зная, какие формы общения существуют и чем отличаются друг от друга, вы сможете понимать, что происходит между вами и другими людьми, в частности, в отношениях с партнером.

Какие существуют формы общения между людьми:

  • Ритуал
  • Развлечение
  • Деятельность
  • Психологическая игры
  • Близость
  • Уход в себя

Как формы общения соотносятся со стадиями отношений между мужчиной и женщиной? В отношениях прослеживаются схожие формы общения, но уже в виде этапов:

  • Ритуально-развлекательный этап
  • Этап деятельности
  • Этап игр
  • Этап близости
  • Этап ухода в себя

Четыре последних этапа могут сменять друг друга в разном порядке, то есть сразу после развлечений может наступить близость, либо начаться игровое взаимодействие. Или люди начинают совместную деятельность, и только после нее игры, уход в себя или в конце концов близость. А вот ритуальный и развлекательный этапы есть практически во всех отношениях, иногда сливаясь в одну ритуально-развлекательную стадию отношений.

Как проявляются эти этапы и формы общения в жизни?

Ритуал

Ритуальные формы общения – то, что принято в данной социальной среде. Ритуалы отличают четко прописанные стандарты поведения и действий. Например, мужчины при встрече жмут друг другу руки – это ритуал. На день рождения хозяин угощает гостей, а они дарят ему подарки. В театре зрители хлопают актерам.

В разных культурах ритуалы могут отличаться. Где-то принято пожимать руки и женщинам, и мужчинам, в других странах женщины, даже малознакомые, обязательно целуются при встрече, и так далее. Ритуалы могут различаться также в разных компаниях и слоях общества, но, как правило, уже незначительно.

В паре тоже присутствуют определенные ритуалы, и особенно они важны в начале отношений между мужчиной и женщиной. Ритуальный этап ухаживания подразумевает цветы, свидания, угощение девушки в кафе и тому подобные знаки внимания.

Есть люди, которые «идут против системы» и не соблюдают ритуалы. Но это тупиковый путь. Ритуалы – вовсе не фальшивое общение, каким его считают такие люди. Порой это единственный способ соприкоснуться с другим человеком, войти в человеческий контакт. Этот способ безопасен для нашей личности, а на начальном этапе безопасность очень важна – ведь мы еще не знаем человека. Это касается не только отношений в паре, но и начинающейся дружбы, просто там ритуалы отличаются.

Особенности ритуала:

  • Четкое распределение ролей и четкие алгоритмы поведения
  • Нет выигравших и проигравших, напротив, если ритуал соблюден, все выигрывают

Итак, ритуалы необходимы. Но так как это поверхностная форма отношений, важно двигаться дальше, если мы хотим более близкого общения.

Развлечение

Это несколько более глубокая форма общения. Развлечения – это разговоры на светские темы, походы в театры, музеи и кино, возможно, небольшие поездки.

Многие на этом этапе считают, что уже находятся в серьезных отношениях, но это большая ошибка. Развлечение, хоть и может в какой-то степени показать человека, остается достаточно поверхностной формой общения. Понять, каков человек, каким он будет в сложной ситуации, можно ли на него положиться, в процессе развлечения невозможно. Для этого необходимо перейти на следующий этап.


Деятельность

Деятельность – следующая по глубине форма общения. Здесь уже начинается развитие настоящих отношений между мужчиной и женщиной. Совместная работа, путешествия, занятия каким-то хобби, жизнь вместе – здесь люди раскрываются гораздо больше, чем во время ритуалов и развлечений. Здесь уже может появиться какая-то рутина, быт, а именно в них можно узнать человека. Часто бывает так, что до этапа деятельности мы воспринимаем партнера определенным образом, а после совместного мероприятия наше впечатление полностью меняется. Причем это может сработать как в позитивном ключе, так и в негативном.

На этом этапе могут начаться конфликты, что, впрочем, не всегда плохо. Если люди начинают жить вместе, начинается притирка, выработка общей модели семьи. Иллюзии уходят, но если люди вкладываются в отношения, возникает более глубокое понимание партнерами друг друга.

На этапе ритуалов и развлечений можно получить некое общее впечатление, но не более. А деятельность показывает истинную суть человека. И это, опять же, касается не только отношений мужчины и женщины, но и любых других.

Но иногда эта истинная суть такова, что отношения переходят в стадию игр.

Психологические игры

Переход отношений в стадию игр – почти всегда тревожный признак. Он говорит о психологических проблемах, зацикленности на сценариях. Но, к сожалению, игры в отношениях – один из самых распространенных способов общения.

Это своего рода суррогат отношений. Игра отличается от настоящих отношений тем, что у каждого участника есть тайные цели, а само общение проходит по определенному алгоритму, не особо меняясь от раунда к раунду.

Особенности игры:

  • Определенный предсказуемый сценарий
  • Распределение ролей с четкими алгоритмами поведения (ведущий, ведомый)
  • В конце игры есть выигравшие и проигравшие
  • В итоге все остаются довольны и не хотят менять ситуацию (и начинают играть снова)

Самый частый сценарий игры – треугольник жертва-преследователь-спаситель, о котором можно прочитать в статье «Состояние жертвы. Что делать и кто виноват?». Есть множество других игр, но все они схожи тем, что основаны на манипуляциях со стороны ведущего. Впрочем, скрытую выгоду от игр получают все ее участники.

Жертва получает возможность жаловаться на жизнь, агрессор и спаситель – ощущение собственной значимости. Это происходит, разумеется, бессознательно, так как на сознательном уровне все участники треугольника хотят изменить ситуацию.

От стадии игр кто-то из партнеров может перейти к такой специфической форме общения, как уход в себя. Хотя этот этап можно рассматривать, как часть игры.

Уход в себя

Это тоже своего рода форма общения, хотя и не слишком здоровая. Как правило, она начинается с конфликтов. К примеру, поругавшись с партнером, мы можем продолжать выяснять с ним отношения в собственной голове, воображая, что именно он нам скажет и как ответит. Опасность таких воображаемых разговоров в том, что в реальности люди все больше отдаляются. Они перестают обращать внимания на действия и слова друг друга, а реагируют на выдуманный образ в своей голове.

Очень важно не оставлять нерешенные вопросы, потому что они провоцируют такие внутренние «пережевывания» и дальше идет нарастание конфликта или отчуждение.

Такое «общение» может возникнуть и в ситуации, когда вы не очень хорошо расстались с человеком, и у вас осталось много невысказанного: эмоций, слов и так далее. Порой люди очень долго не могут расстаться «внутренне», непрестанно что-то доказывают, спорят с воображаемым партнером. Это отнимает много сил и создает почву для невроза. Кроме того, это может помешать начать новые отношения: так как вы ведете себя как несвободный человек, у окружающих возникает ощущение, что у вас уже есть партнер.

Близость

Это наиболее естественные и комфортные отношения для двух людей в паре.

Особенности близости:

— Взаимное доверие и искренность
— Взаимное раскрытие и забота о партнере
— Спонтанное и честное проявление эмоций и чувств
— Способность видеть партнера таким, какой он есть, а не через призму собственных ожиданий
— Принятие партнера

К сожалению, многие из нас не умеют поддерживать близкие отношения, боятся их либо принимают за них психологические игры или развлечения.

К счастью, практически из любой формы общения можно перейти на стадию близости, если приложить усилия и проявить терпение по отношению к партнеру.

Значение различных форм общения

Каждая форма общения имеет большое значение для общения. Все они, кроме, пожалуй, «ухода в себя», совершенно здоровые и нужные для налаживания социальных связей. Даже психологические игры могут быть вполне позитивными, с хорошим или нейтральным результатом. Но очень важно понимать во время общения, какая именно форма действует в данный момент, чтобы не путать, например, ритуал с близостью, игры с деятельностью и так далее.

То же касается и этапов отношений. На каждом из них мы решаем разные задачи. Невозможно сразу сблизиться, не пройдя ритуального этапа, и не узнав друг друга в процессе развлечений или совместной деятельности. Важно, чтобы каждый этап проходил гармонично, чтобы не было «застревания» в каком-то из них. Тогда мы сможем прийти к близости – тому, что обычно является главной целью отношений.

Вадим Куркин

vadimkurkin.com

Урок 3: Общение людей — 100urokov.ru

План урока:

Что такое общение

Многообразие форм общения

Функции общения

Этикет

Риторика

Как развить красноречие

 

Каждый человек, находящийся в обществе, не способен жить без общения с окружающими людьми. Даже немые и глухие люди общаются с окружающими при помощи системы специальных жестов и мимики. Общение может принимать разные формы, но одно остается неизменным – человек развивается как личность именно благодаря общению.


(Источник)

 

Что такое общение

Общение – это процесс взаимодействия людей, способ установления контакта для обменаэмоциями, информацией,идеями, мыслями между собеседниками. С помощью общения люди показывают свою симпатию или неприязнь, выражают отношение к другому человеку. Способности к общению у всех разные, они зависят от интеллектуального развития личности и навыков взаимодействия с обществом — коммуникабельности.

Общение с помощью членораздельной речи – один из главных отличительных признаков человека от животных. Животные так же умеют общаться, но их взаимодействие происходит через систему звуков, вибраций, жестов.

Это интересно! Некоторые виды экзотических рыб общаются друг с другом с помощью изменения своей окраски, ультразвука, издавая звуки похожие на урчание, пение птиц, барабанную дробь. 

Человек развивает навыки общения с раннего детства. В первые годы жизни оно становится способом рассказать родителям о своих желаниях и потребностях. Со временем, благодаря общению человек может не только передать свои чувства, но и понять окружающих, узнать об их переживаниях, желаниях, интересах.


(Источник)

 

Многообразие форм общения

Существует множество разновидностей и форм общения. По средствам общения выделяют вербальное, невербальное, непосредственное, опосредованное общение.

  1. Вербальное общение– взаимодействие людей с помощью речи. Индивид может беседовать с одним или сразу с несколькими собеседниками одновременно. Вербальное общение может принимать форму диалога (межличностное общение людей друг с другом) или монолога (речь одного человека). С помощью слов можно не только передавать информацию, но даже изменить жизнь и судьбу другого человека.

Важно! Не зря есть множество поговорок на тему значимости сказанного слова («Слово не воробей» и прочие). С помощью слова можно начать войну, заключить мир, зародить надежду, вдохновить на свершение полезных дел. Слово — настоящее оружие в арсенале человека, но это оружие может стать смертельным, ведь не зря говорят, что словом можно убить.

Возможность достичь взаимопонимания зависит от умения грамотно и красиво излагать свои мысли в слова. По речи человека можно понять: умный он или глупый, образованный или безграмотный, добрый или злой.

  1. Невербальное общение – контакт между людьми, который осуществляется через систему жестов, действий, положения тела, выражения лица. Даже без слов можно понять, о чем человек думает, его настроение, взглянув на его лицо, позу, заметив непроизвольные жесты.

Это интересно! Психологи умеют расшифровывать жесты человека и раскрывать их скрытый смысл. Например, скрещенные руки на груди, могут говорить о нежелании продолжать разговор, о закрытости собеседника. Руки в карманах во время разговора так же указывают на желание что-то скрыть, стеснительность и закрытость по отношению к собеседнику.

По взгляду человека можно понять его настроение, желание начать разговор или от него уклониться. Маленькие дети хорошо ориентируются в невербальном общении на интуитивном уровне, им достаточно взглянуть на родителей, чтобы понять, стоит ли сейчас говорить о разбитой вазе, просить купить новую игрушку.

  1. Непосредственное общение – это форма речевого или неречевого общения, осуществляемая непосредственно, глаза в глаза, между собеседниками.
  2. Опосредованное – это общение, происходящее с помощью специальных средств передачи информации: телевидения, книг, радио, интернета. При таком общении нет моментальной обратной реакции от собеседника. Например, смотря обращение президента по телевидению, зрители не могут установить моментальную обратную связь со своим собеседником.

Опосредованное общение предоставляет человечеству возможность накапливать и передавать свой опыт, сохранить свои мысли и слова на века. Так писатель, который умер 300 лет назад, все еще общается с современными школьниками через свои произведения.


(Источник)

Кроме того, выделяют формы межличностного общения, в зависимости от его целей.

  • Деловое общение (формальное)— направлено на установлениесотрудничества между людьми, занятыми совместной трудовой деятельностью. Оно происходит по определенным правилами, согласно нормам делового этикета.
  • Неформальное общение – используется для личных контактов между близкими собеседниками (родственниками, друзьями, приятелями). Оно позволяет делиться чувствами, переживаниями и эмоциями, в свободной форме, без каких-либо правил и ограничений.
  • Воспитательное общение – его целью является воздействие на другого человека, развитие в нем желаемых качеств, способностей. Яркий пример – общение учителя с учениками.

Виды, формы и средства общения многообразны, но цель у них одна- установление взаимопонимания между людьми.

 

Функции общения

Общение выполняет следующие важные функции в человеческом обществе:

  1. Обмен информацией. Люди быстрее и лучше познают себя и окружающий мир благодаря возможности делиться друг с другом полученными знаниями, накопленным опытом.
  2. Побуждение к деятельности. С помощью общения люди побуждают других к определенным действиям, вдохновляют их выполнять свои обязанности, оказывать помощь обществу.
  3. Передача эмоций. Через различные средства общения люди обмениваются друг с другом своими переживаниями, чувствами, впечатлениями.

Кроме того, общение выполняет еще несколько важных функций: установление контактов между людьми, достижение взаимопонимания, формирование и развитие личности.

От того, насколько удачно будет происходить процесс общения, зависит установление положительной или отрицательной обратной связи между собеседниками. Нередко общение приводит к непониманию и возникновению конфликтов на этой почве. Из конфликта можно выйти путем взаимных уступок (компромисса) либо ухода от дальнейшего контакта, беседы с зачинщиком конфликта.

Чтобы в обществе возникало как можно меньше конфликтов, собеседники уважали и понимали друг друга, был создан этикет, как основа для межличностного общения.


(Источник)

 

Этикет

Понятие этикет имеет французское происхождение, так как впервые это слово появилось при дворе французского короля Людовика XIV. Людовик стремился ослабить влияние окружающих его придворных, самых знатных и влиятельных людей Франции. Он придумал целый свод правил поведения знати в присутствии короля, чтобы показать им свое величие, возвыситься над своими подданными.

Сидя за одним столом с королем, придворные обнаружили этикетки, лежащие на каждом посадочном месте. В них было расписано, как должны вести себя подданные в присутствии короля. Спустя время свод правил был дополнен бесчисленными и, зачастую бессмысленными предписаниями.

Сегодня этикет это правила поведения принятые в обществе, при этом, в каждом конкретном социумеони свои.

Это интересно! Речевой этикет разных стран сильно отличается. В Германии принято обращаться по имени только к друзьям и близким, остальных называютисключительно по фамилии.В Южной Корее не принято пожимать руки при встрече, собеседники избегают любых прикосновений друг к другу. В Италии даже малознакомых людей ласково называют «Милый», «Милая».

Речевым этикетом называют правила, регулирующие межличностное общение. Он зависит от возраста собеседника, деловой или дружеской обстановки, места общения.


(Источник)

Речевой этикет и культура общениявключают в себя ряд основных правил:

  1. Необходимо здороваться с собеседниками при встрече, прощаться при расставании;
  2. Нельзя перебивать собеседника во время разговора;
  3. Не стоит во время беседы сильно размахивать руками, повышать тембр голоса, чрезмерно жестикулировать;
  4. При деловом общении речь должна быть грамотной, свободной от слов-паразитов, спокойной и сдержанной;
  5. К старшим по возрасту, званию, должности и незнакомым людям нужно обращаться на «Вы»;
  6. Недопустимо использование бранных слов, как в личном, так и в деловом общении;
  7. Нельзя разговаривать с набитым ртом, отвернувшись от собеседника спиной и всячески показывая ему свою незаинтересованность в разговоре.

Соблюдение правил речевого этикета необходимо в общении для создания доброжелательной и дружественной обстановки, атмосферы во время разговора.

 

Риторика 

Успешное взаимодействие с обществом зависит от развития навыков и опыта общения. Высокое положение в социуме требует от человека умения красиво излагать свои мысли. Многие политики, общественные деятели, руководители предприятий смогли добиться вершин успеха благодаря своему красноречию, плодотворному общению с людьми. Трудно представить себе генерала, дипломата, президента, не умеющего грамотно говорить.

Риторика — это наука, обучающая искусству красивой и правильной речи. Она зародилась в период Античности, пользовалась большой популярностью среди древних греков, римлян. Ораторскому искусству обучали всех представителей мужского пола знатного происхождения, чтобы в будущем они могли стать успешными политиками, ораторами, военачальниками.

(Источник)

Сегодня умение убеждать, доказывать свою точку зрения, говорить перед большими аудиториями необходимо представителям любых общественных профессий: журналистам, учителям, телеведущим. Даже не имея природного таланта к красноречию можно обучиться этому благодаря методам науки риторики.

 

Как развить красноречие

Любой человек, при желании, может научиться грамотно и красиво излагать свои мысли, увлекательно преподносить информацию, без боязни выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы развить красноречие, нужно воспользоваться методами риторики:

  1. Речь перед большой аудиторией продумывается заранее. Нужно составить краткий план рассказа, потренироваться несколько раз перед зеркалом;
  2. Любое мнение, выдвигаемое оратором (рассказчиком) должно быть подтверждено с помощью логических аргументов (их так же нужно продумать заранее) либо примеров из жизни;
  3. Свои мысли нужно излагать последовательно, оставляя слушателям небольшое время чтобы задуматься над содержимым сказанного;
  4. Чтобы привлечь внимание аудитории нужно использовать разные интонации, выделять важные по смыслу мысли особым голосом;
  5. Слишком громкий тембр голоса быстро утомляет, рассеивает внимание, тихий — не дает возможности сконцентрироваться слушателям;
  6. Монотонной речи и слишком заумных, длинных фраз лучше избегать, они «усыпляют» внимание аудитории.


(Источник)

Обложка урока взята с источника.

 

100urokov.ru

Формы общения и их характеристики

Формы общения и их характеристики.

Содержание

1 Общение и его структура ………………………………………………………3

2 Функции и формы общения……………………………………………………..7

3 Культура, характеристика и классификация форм общения……………….10

Список использованных источников……………………………………………15

1 Общение и его структура

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека — это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

1. коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2. интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

3. перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

В ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия.

Идентификация – это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Эмпатия (сопереживание) – это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди. Высшей формой эмпатии является действенная, характеризующая нравственную сущность человека.

Аттракция (привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее сходство.

Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называют рефлексия.

Рефлексия (обращение назад) – это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.

Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседника действовать так, а не иначе, т. е. каковы причины его поступков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить тактику взаимодействия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, находимся в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом или анализ наших собственных причин, которые обнаруживаются в аналогичной ситуации. Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией (то есть причина и придаю, наделяю). Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т. е. они привыкли к обстоятельственной атрибуции. Третьи видят все через стимульную атрибуцию, т. е. причина заложена в предмете. Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией.

При изучении каузальной атрибуции психологи установили интересные закономерности. Так, причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи – обстоятельствам. Оценка события будет различны в случаях, когда человек был участником или наблюдателем. Исследования подтвердили, что ошибки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении поведения членов группы. Всегда оправдываются члены своей группы: «Он ответил отказом, потому что его вынудили обстоятельства». При объяснении тех же действий членов других групп люди говорят: «Он ответил отказом, потому что думает только о себе». Положительное поведение членов «чухой» (не своей) группы чаще всего не замечается или рассматривается как редкий, уникальный случай.

Примечательно, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее эффективной для налаживания взаимодействия.

Стереотипизация в переводе с греческого – твердый и отпечаток. Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями.

Наиболее живучи, но не всегда верны этнические стереотипы. Например, стереотипные представления о вежливости и чопорности англичан, педантичности немцев, эксцентричности итальянцев, «загадочности славянской души». Ярче всего этнические стереотипы проявляются в фольклоре, в частности, в анекдотах. Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не работая в конкретных сферах, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты – спекулянты, а чиновники – бюрократы. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

2 Функции и формы общения.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.

Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.

1 Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2 Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3 Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

4 Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.

5 Внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые постуки.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

mirznanii.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *