Гиперактивный характер – Гипертимный или гиперактивный характер

Содержание

Гипертимный (или гиперактивный) характер

Оптимистичность приводит такого человека иногда к тому, что он начинает хвалить самого себя, излагая «естественную теорию сме­ны поколений» и пророча себе высокие должности. Хорошее настрое­ние помогает ему преодолевать трудности, на которые он всегда смот­рит легко, как на временные, проходящие. Добровольно занимается общественной работой, стремится во всем подтвердить свою высо­кую самооценку. Если в руководи­мом вами коллективе есть человек с гипертимным характером, то самое худшее, что вы можете сделать, — это доверить ему кропотли­вую, однообразную работу, требующую усидчивости, ограничить кон­такты, лишить его возможности проявлять инициативу. От такого работника вряд ли будет прок. Он будет бурно возмущаться «ску­кой» работы и пренебрегать обязанностями. Однако возникающее в этих случаях недовольство носит беззлобный характер. Вырвавшись из неприемлемых для него условий, гипертим, как правило, зла на других не держит. Создайте условия для проявления инициативы — и вы увидите, как ярко раскроется личность, работа так и закипит в его руках. Гипертимов

лучше ставить на участки производства, где требуются контакты с людьми: они незаменимы и в деле организа­ции труда, в создании климата доброжелательности в коллективе.

Нарушения адаптации и здоровья у гипертимов как правило, связаны с тем, что они не щадят себя. Берутся за многое, стараются все успеть, бегут, торопятся, возбуждены, нередко высказывают высо­кий уровень притязаний и т.п. Им как бы кажется, что все пробле­мы могут быть разрешены увеличением темпа деятельности.

Основная рекомендация для людей с гипертимным типом харак­тера — не сдерживаться, как может показаться на первый взгляд, а попытаться создать такие условия жизнедеятельности, которые позво­ляли бы выразить бурную энергию в работе, занятиях спортом, обще­нии. Старайтесь избегать возбуждающих ситуаций, гасите возбуждение прослушиванием музыки и так вплоть до легкого успокаивающего психофармакологического лечения и аутогенной тренировки.

 

Аутистический характер

Большинство людей в общении выражают свои эмоциональные позиции и того же ждут от собеседника. Однако люди рассматрива­емого типа характера, хотя эмоционально и воспринимают ситуа­цию, имеют собственное отношение к разным сторонам жизни, но очень чувствительны, легко травмируются и предпочитают свой внут­ренний мир не раскрывать. Поэтому их называют аутистическими (лат. «ауто» — обращенный в себя, замкнутый). В общении с людьми такого типа можно столкнуться как с повышенной чувствительнос­тью, робостью, так и с абсолютной, «каменной» холодностью и непри­ступностью. Переходы от одного к другому создают впечатление не­последовательности.

У аутистического характера есть свои положительные стороны. К ним можно отнести стойкость интеллектуально-эстетических ув­лечений, тактичность, ненавязчивость в общении, самостоятельность поведения (иногда даже чрезмерно подчеркиваемую и отстаиваемую), соблюдение правил формально-деловых отношений. Здесь лица аути­стического характера вследствие подчинения чувств рассудку могут давать образцы для подражания. Трудности для этого характероло­гического типа связаны с вхождением в новый коллектив, с налажи­ванием неформальных связей. Дружеские отношения складываются с трудом и медленно, хотя если складываются, то оказываются ус­тойчивыми, иногда на всю жизнь.

Если в коллектив пришел человек с аутистическим харак­тером, не торопитесь устанавливать с ним неформальные отноше­ния. Настойчивые попытки проникнуть во внутренний мир такого челове-ка, «влезть в душу» могут привести к тому, что он еще больше будет замыкаться, уходить в себя.

Производственная деятельность такого человека может стра­дать от того, что он во всем хочет разобраться сам. Это путь, веду­щий к высокой квалификации, но часто новые знания и опыт значи­тельно проще получить за счет общения с другими людьми. Кроме того, излишняя самостоятельность затрудняет переключение с одно­го вопроса на другой, может затруднить сотрудничество. «Не вле-зая в душу» такого человека, важно организовать его деятельность так, чтобы он мог прислушиваться к мнениям окружающих.

Иногда лица аутистического характера идут по наиболее лег­кому пути — общаются только с похожими на себя. Это отчасти правильно, но может усилить имеющиеся особенности характера. А вот общение с эмоциональным, открытым, доброжелательным другом порой полностью меняет характер человека.

Если таким характером обладаете вы сами, то выслушайте доб­рый совет: не стремитесь усиливать замкнутость, отрешенность, сдержанность чувств в общении. Положительные черты личности, доведенные до крайней степени, превращаются в отрицательные. Старайтесь развивать эмоциональность и умение выражать чувства.

 

Лабильный характер

Обычно человек, переживая какую-нибудь эмоцию, например радость, не может быстро ее «поменять». Он еще некоторое время переживает ее, даже если обстоятельства изменились. В этом прояв­ляется обычная инертность эмоциональных переживаний. Не так при эмоционально-лабильном характере: настроение быстро и лег­ко меняется вслед за обстоятельствами. Более того, незначительное событие может полностью изменить эмоциональное состояние.

Быстрое и сильное изменение настроения у таких лиц не позво­ляет людям среднего типа (бо-лее инертным) «отслеживать» их внут­реннее состояние, сопереживать им вполне. Мы часто оценива-ем людей по себе, и это нередко приводит к тому, что чувства человека эмоционально-лабильного характера воспринимаются как легкие, неправдоподобно быстро меняющиеся и поэтому как бы ненастоя­щие, такие, которым не следует придавать значения. А это неверно. Чувства человека такого типа конечно же самые настоящие, в чем можно убедиться в критических ситуациях, а также по

устойчивым привязанностям, которым следует этот человек, по искренности его поведения, умению сопереживать.

Ошибкой в отношении к человеку с лабильным характером может быть, например, такая ситуация. Начальник, недостаточно ознакомившийся со своими подчиненными, может вызвать по-крити­ковать их, «пробрать», ориентируясь (неосознанно) на собственную эмо­циональную инертность. В результате реакция на критику может ока­заться неожиданной: женщина будет рыдать, мужчина может уволить­ся с работы…

Обычное «пропесочивание» может обернуться душевной травмой на всю жизнь. Человек, обладающий лабильным характе­ром, должен научиться жить в «суровом» и «гру-бом» для его консти­туции мире, научиться оберегать свою, в некотором смысле слабую, нервную си-стему от отрицательных воздействий. Большое значение имеют условия жизни и хорошее психологи-ческое здоровье, так как те же черты эмоциональной лабильности могут проявляться не по­ложитель-ными, а отрицательными сторонами: раздражительностью, неустойчивостью настроения, плакси-востью и т. п. Для лиц с этим характером очень важен хороший психологический климат в тру­довом коллективе. Если окружающие доброжелательны, то человек может быстро забывать плохое, оно как бы вытесняется. Благоприят­ное воздействие на лиц эмоционально-лабильного характера ока­зывает общение с гипертимами. Обстановка доброжелательности, тепла не только влияет на таких людей, но и определяет продук­тивность их деятельности (психологическое и даже физическое самочувствие).

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Статья — Управление и типы характеров

Федеральное агентство по образованию

«Мурманский Колледж Экономики Статистики и Информатики»

Реферат по теме:

Управление и типы характеров

Г.Мурманск

2007

Управление и типы характеров

Для эффективного управления коллективом и решения управленческих задач менеджер должен уметь разбираться в характерах людей, знать основные типы работников.

Совершенно очевидно, что лучшими работниками являются «звезды», поскольку при высоком интеллектуальном потенциале они обладают высокой работоспособностью. Весьма ценные работники «рабочие лошадки», которые любят и умеют работать. С «проблемными работниками» менеджеру приходится работать, чтобы направить их талант в нужное русло, приучить к высокопроизводительному труду. Что касается работников под условным названием «мертвая древесина», то с ними менеджеру лучше расстаться.

Не менее половины всех работающих имеют яркие характеры. В отдельных случаях встречаются сочетания типов характеров. Остальных работников можно отнести к «среднему» типу. Для менеджера знание характеров сотрудников своего коллектива является крайне важным, так как может помочь ему в правильной расстановке сил, предотвращении и разрешении конфликтов и т.д.

Гипертимный, или гиперактивный, характер.

Работники, обладающие таким типом характера, обращают на себя внимание восторженным отношением к людям, повышенной доброжелательностью и общительностью. Если такой сотрудник приходит на новую работу, то быстро знакомится со всеми, одинаково дружелюбно относясь даже к тем, кто состоит между собой в неприязненных отношениях. О таких людях говорят: «Душа — человек». Часто у них могут возникать нарекания по работе, так как они не доводят до конца то, за что берутся. Причиной является постоянное дружеское общение с коллегами и обсуждение новостей, в результате чего на работу времени не остается. Но эти работники боятся испортить отношения с начальством, поэтому незаконченную работу быстро доделывают.

Иногда может наблюдаться излишняя оптимистичность: работник может пророчить себе высокие должности, излагая естественную теорию смены поколений. Плюсом такого характера является постоянно хорошее настроение, помогающее человеку быстро преодолевать трудности, на которые он всегда смотрит легко, как на преходящие и временные. Сотрудник — гипертим добровольно занимается общественной работой и стремится во всем подтвердить свою высокую самооценку, иногда завышенную.

Если менеджеру преднамеренно хочется избавиться от такого работника, то следует доверить ему ропотливую и однообразную работу, требующую усидчивости, а также ограничить контакты и лишить его возможности проявлять инициативу. В этом случае он будет пренебрегать своими обязанностями, при этом бурно возмущаясь скучной работой. Но он беззлобен и не будет мстить. И наоборот. Если вы заинтересованы в конкретном сотруднике – гипертиме, то создайте условия для проявления инициативы. В этом случае личность его ярко раскроется, а работа будет буквально гореть в его руках. Гипертимов хорошо ставить на те участки производства, на которых требуется контакты с людьми. Они хорошие организаторы, способны создать климат доброжелательности и тепла в коллективе. У таких работников могут наблюдаться нарушения адаптации и здоровья, так как они не щадят себя. Гипертимы берутся за многое, стараются все успеть сделать, торопятся, увеличивают темпы деятельности.

Менеджер должен создать такие условия труда для гипертима, чтобы он мог выражать свою бурную энергию в работе и общении. Таким людям полезны занятия спортом. Они должны избегать возбуждающих ситуаций. На некоторых предприятиях есть комнаты отдыха, поэтому гипертиму будет полезно прослушивание успокаивающей музыки. В крайнем случае, можно порекомендовать прием легких успокаивающих психофармакологических средств и аутогенную тренировку.

Аутистический характер.

Сотрудники с аутистическим (от лат. Auto – обращенный в себя, замкнутый) типом характера на работе держатся официально и никогда не раскрывают своих личных переживаний перед окружающими. Часто они одиноки. Если на предприятии устраивают праздники, то такие сотрудники стараются на них не ходить, а если и приходят, то безучастно сидят в стороне. Они малообщительны. Если по работе возникают трудности, то стараются во всем разобраться сами. На работе проводят много времени, часто задерживаясь. Дома также часто продолжают заниматься делами, связанными с работой. Пользуются служебным авторитетом, но малопонятны для окружающих, так как в общении не выражают, в отличие от большинства людей, свои эмоциональные позиции. Менеджер должен знать, что работники с аутистическим характером чрезвычайно чувствительны, легко травмируются и именно поэтому предпочитают не раскрывать свой внутренний мир. С их стороны может наблюдаться повышенная чувствительность и робость либо абсолютная, «каменная» холодность и неприступность. Частые переходы от одного состояния к другому создают впечатление непоследовательности.

Положительными сторонами аутистического характера является стойкость интеллектуально-эстетических увлечений, тактичность, ненавязчивость в общении с коллегами, самостоятельность поведения, а также соблюдение правил формально-деловых отношений. У таких людей чувства сильно подчиняются рассудку.

Но при этом им трудно войти в новый коллектив и наладить неформальные связи. Дружеские отношения на работе складываются с трудом. В случае, если они все-таки складываются, то оказывается весьма устойчивыми, иногда на всю жизнь.

Менеджер должен знать, что если в коллектив приходит человек с таким характером, не стоит торопиться устанавливать с ним неформальными отношения. В случае настойчивых попыток проникнуть во внутренний мир такого человека он может замкнуться в себе еще больше.

Минусом аутистического характера для работы является тот факт, что он во всем хочет разобраться сам. От этого страдает производственная деятельность. Излишняя самостоятельность затрудняет переключение с одного вопроса на другой и может усложнить сотрудничество. Менеджер должен уметь организовать деятельность таким образом, чтобы работник с аутистическим характером мог прислушаться к мнениям окружающих. На совершении такому работнику следует давать слово в последнюю очередь.

Общаться такие люди стараются только с похожими на себя, что еще больше усиливает имеющиеся особенности характера. По этому менеджер должен сделать так, чтобы сотрудник с аутистическим типом характера был вынужден общаться по работе с коллегой, обладающим эмоциональным, открытым, доброжелательным характером. Необходимо развивать его эмоциональность и умение выражать чувства, отстаивать свою позицию.

Лабильный характер.

Работникам с лабильным характером очень важно, какова у них на работе психологическая обстановка. Малейшая грубость приводит их в уныние, а простая похвала окрыляет. Они могут отказаться перейти на другую работу с большим окладом, если узнают, что там грубый начальник. Такие люди опасаются конфликтов, всячески ограничивают себя от контактов с грубым, резкими и категоричными сотрудниками. При таком характере настроение быстро и легко меняется вслед за обстоятельствами. Даже незначительное событие способно полностью изменить эмоциональное состояние.

В качестве рекомендации менеджеру можно посоветовать следующее. Работников с лабильным характером нельзя критиковать, особенно в присутствии других людей. Делать это следует в очень мягкой форме. В противном случае работник – мужчина может уволиться, а женщина начнет рыдать. В крайних случаях такие люди способны даже покончить с собой.

Работник с лабильным характером имеет устойчивые привязанности, искренен в поведении, умеет сопереживать.

Большое значение для таких людей имеют условия жизни и хорошее психологическое здоровье, так как те же черты эмоциональной лабильности могут проявляться не положительными, а отрицательными сторонами (раздражительность, плаксивость, неустойчивость настроения).

Если коллеги доброжелательны, то человек может быстро забывать плохое, оно как бы вытесняется. Менеджер должен знать, что благоприятное воздействие на лиц эмоционально – лабильного характера оказывает общение с гипертимами.

Демонстративный характер.

Человек с таким характером пытается выработать у окружающих мнение о себе, как о человеке исключительно исполнительном и незаменимом.

Основная черта демонстративного характера – способность вытеснять рациональный, критический взгляд на себя, демонстративное, немного «актерское» поведение. «Вытеснение» — свойство психики, которое связано с развитой эмоциональностью, ярким воображением, слабостью логики, неспособностью воспринимать собственное поведение со стороны. Это способность вытеснять настоящее придуманным. Человек, обладающий демонстративным характером, легко имитирует поведение других людей. Он способен выдавать себя за такого, каким его хотели бы видеть. Эти люди имеют широкую сеть контактов, стремятся к успеху, имеют желание хорошо выглядеть в глазах окружающих. В случае, если отрицательные черты развиты не слишком ярко, их любят. Ключевая черта – неспособность в определенные моменты времени критически взглянуть на себя со стороны. Часто происходит лишь переключение с одной роли на другую. С разными людьми человек с демонстративным характером может вести себя по-разному. Если окружающие холодны, формальны, не замечают его, человек начинает вести себя демонстративно: привлекает к себе внимание, разыгрывает сцены. Вот пример. В одном отделе работают 7 мужчин и 2 женщины. У одной из дам день рождения. Каждый из мужчин приносит по букету цветов и коробке конфет, всячески оказывает внимание имениннице. Это все видит другая дама, обладающая демонстративным характером, естественно, ее это не устраивает. Она может использовать несколько вариантов своего поведения. Это может быть обморок, резкая зубная боль, головокружение и т.д. Главное в таком поведении – отвлечь внимание на себя. И вот уже все коллеги бросились к ней, позабыв об имениннице. Цель достигнута.

Работники с демонстративным типом характера при наличии опыта и способностей хорошо различают особенности других людей. Они видят отношение к себе, могут подстраиваться под него и пытаться им управлять, сами вырабатывают к себе отношение, какое хотят, иногда активно манипулируют людьми в свою пользу. Они – хорошие актеры, часто поступают в театральные институты.

Опытный менеджер должен знать, что можно поручить такому сотруднику. Например, рекламу продукции, если другие черты личности участвовать в художественной самодеятельности. Они хорошо умеют анализировать факты и способны разыгрывать в воображении целые картины, сценарии возможного развития исходной ситуации. Умеют подмечать детали поведения людей и точно реагировать на них.

Психастенический характер.

Люди с психастеническим характером любят работать с аппаратурой, они как бы прячутся за ней от других людей. Работники эти добросовестные, пунктуальные. С коллегами крайне замкнуты. Выражение лица озабоченное. Очень заботятся о собственном здоровье. Рациональны, склонны к аналитической, «пошаговой» обработке информации, осмыслению фактов путем дробления и выделения отдельных признаков. Эмоциональные переживания блеклы, однообразны и подчиняются ходу рассудочных построений.

При принятии решения такой сотрудник взвешивает все «за» и «против» и все-таки медлит с решением. Для людей такого типа характерно отсутствие твердой позиции. Ясно прослеживается стремление все исследовать, анализировать отдельные стороны ситуации.

Менеджер должен знать, что на сотрудника с таким типом характера не следует взваливать принятие решений, особенно ответственных. Если все же сотруднику – психастенику приходится принимать решения, то необходимо оказывать ему в этом помощь: советовать, подсказывать решения или выделять экспертов по данному вопросу. Психастенику категорически противопоказана административная работа. Если он попадает в сложную, быстро меняющуюся, многостороннюю ситуацию, то не успевает ее осмыслить, становится скованным, теряется.

Менеджер должен знать, как помочь такому человеку. Нужно попытаться развить образную память, эмоциональность. Воображение позволяет воспроизводить различные ситуации и сопоставлять их, делая правильные выводы даже без анализа всех сторон каждой ситуации. Эмоциональные оценки могут заменить рациональный анализ, позволяя отразить множество сторон ситуации. Развитие эмоциональности сглаживает психастенические черты.

Застревающий характер.

Люди с застревающим характером стремятся выглядеть как можно авторитетнее. Они волевые, даже упрямые. Обладают властолюбием, склонны к саморекламе и деспотизму.

По особенностям эмоциональных переживаний застревающий характер противоположен лабильному. Его обладатель часто вспоминает о том, что было, происходит как бы накопление эмоций (позитивных или негативных). Особенно долго помнятся обиды. Такие люди злопамятны, но это объясняется не умыслом, а стойкостью и малоподвижностью переживаний.

Это яркие представители руководителей «советского» типа, называющие подчиненных на «ты», а равных по рангу – по имени — отчеству, но тоже на «ты».

Их мышление малоподвижно, новые идеи усваиваются с трудом. Чтобы внушить такому работнику свежую идею, нужно потратить дни и месяцы. Но если он ее поймет и примет, то будет следовать ей с неотвратимым упорством. На уровне движений проявляется медлительность, инертность. Походка у такого человека нетороплива.

В трудовой деятельности проявляются чрезмерная детализация, повышенная аккуратность. Но если что-то не попало в сферу внимания застревающей личности, то этому внимание не уделяется совсем. Долго, предельно аккуратно, детально проводится уборка рабочего стола. Бумаги и книги раскладываются очень тщательно. Менеджер, если, конечно, он сам не такой, должен знать как «бороться» с таким типом характера. Такому человеку нельзя поручать работу с людьми, но можно поручить обустройство цеха, отдела. Все будет организовано, однако есть опасность, что наведением порядка он будет терроризировать окружающих. Следует знать, что вследствие своей инертности он может злоупотреблять своей властью.

Обычно негативно на человека с таким характером влияет однообразное травмирование какими-то обстоятельствами или постоянные условия, вызывающие отрицательные эмоции. Эти отрицательные эмоции и чувства не только сохраняются, но и суммируются, что может привести к взрыву. Застревающие типы выражают свой гнев, плохо владея собой. Положительные эмоции, связанные с успехом, ведут к тому, что у человека возникает «головокружение от успеха», он некритически доволен собой.

Человеку с застревающим характером полезна разнообразная жизнь, общение с людьми. Это позволит ему преодолеть собственную внутреннюю инертность. Коллегам нужно с пониманием относиться к особенностям этого характера, проявлять терпимость к высказыванию давно забытых обид или обвинений, снисходительно относиться к нему. Нельзя противоречить такому человеку, бессмысленно стремиться перевоспитать его. Лучше сделать так, чтобы застревающий сотрудник «застрял» на позитивных, а не на негативных переживаниях.

Конформный характер.

Как правило, работники с конформным характером имеют хорошую профессиональную подготовку. Но в случае, если работа не получается, например цифры не сходятся, такой сотрудник теряется. И вместо того, чтобы самостоятельно разобраться в проблеме, обращается к коллегам за помощью. Давать советы такому работнику бесполезно – он растерян, несобран, абсолютно несамостоятелен. Конформисты нуждаются не в помощи, а в постоянном руководстве. Работа часто ими не доводится до конца. Эти работники робки, покорны и готовы выполнять любую другую работу, так как всегда стремятся избежать наказания со стороны начальства. Они нерешительны, неорганизованны, боятся малейшей трудности.

Люди с таким характером могут действовать только тогда, когда находят поддержку у окружающих. Если поддержка отсутствует, они теряются, не знают, как им поступать в конкретной ситуации. Они не могут решить, что будет правильным, а что – нет.

Главная особенность людей с конформным характером – это полное отсутствие противоречий со своей стороной. Они не умеют спорить, со всем соглашаются, легко чувствуют так называемое «среднестатистическое» мнение окружающих, быстро и легко впечатляются наиболее распространенными суждениями коллег и легко им следует.

Сотрудники с таким типом характера являются цементом любого коллектива. Они являются естественными носителями его норм, ценностей, интересов, т.е. всего того, что принято назвать корпоративной культурой. Конформисты

Имеют ценное достоинство характера – мягкость в общении, способность растворить себя в интересах другого человека. Чтобы представить себе такого человека, следует перечитать рассказ А.П. Чехова «Душечка», в которой описан именно такой характер.

Так как конформисты легко подчиняются окружающим, они часто не имеют собственного мнения. В случае если мнение окружающих по какому-либо вопросу меняется, то мнение конформиста тоже меняется. Они не умеют сопоставлять свои взгляды, прошлые и настоящие, критически. Естественно, что люди с таким типом характера могут располагать знаниями и даже собственным мнением, но они будут бояться его высказать. И если такой работник робко выскажет мнение, которое не совпадет с мнением окружающих, он растеряется. Одной из рекомендаций для менеджера, в чьем коллективе работает конформист, может явиться слово первому на совещании, чтобы он имел возможность высказать свое мнение по вопросу, а не следовал за мнениями других.

Живут и работают люди с таким характером по правилу: «Быть как все». Они консервативны, боятся менять среду обитания, стремятся быть в тени, в золотой середине. От них не стоит ожидать смелых, бросающих вызов окружению, поступков. Крайне редко такие люди меняют место работы. Если атмосфера на работе их не устраивает, будут терпеть. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы работник с таким типом характера становился начальником. Таким нельзя поручать самостоятельную организацию дела. Часто бывает, что конформисты начинают подчиняться своему подчиненному. Менеджер должен создать такие условия для работников с конформным характером, чтобы их деятельность была хорошо регламентирована.

Нужно расписать и объяснить: что необходимо сделать, в какие сроки, в какой последовательности. Нужно четко разъяснять все требования к конформисту и последовательно руководить им.

Конформистам можно рекомендовать тренировать волю, стремясь высказывать и выражать в поведении свою внутреннюю позицию, отстаивать ее, развивая твердость характера.

Неустойчивый характер.

Сразу можно сказать, что работник с неустойчивым характером на производстве – далеко не подарок. И по возможности следует от такого сотрудника избавиться. Но если это не представляется возможным, то нужно как-то к этому факту приспособиться.

Работники с неустойчивым характером сразу заводят себе на работе «дружков», с которыми постоянно проводят время в курилке. У людей с таким характером нет твердых внутренних принципов, недостаточно развито чувство долга, отсутствуют высшие человеческие мотивы. Неустойчивые личности постоянно стремятся к сиюминутным удовольствиям и развлечениям. Они любят посмеяться над чужими недостатками, испытывать превосходство над другими. Часто пренебрегают элементарными обязанностями над другими. Часто пренебрегают элементарными обязанностями, настроены только на потребление. Любят блага жизни получать за счет других, считают, что удовольствия – основной мотив, ради которого стоит жить. У них ярко нежелание трудиться. На производстве неустойчивые работники пренебрегают той частью обязанностей, которая требует кропотливого труда. Если менеджер снизит контроль или ослабит требования к такому работнику, то обязанности не будут выполняться, а порученное задание не будет доведено до конца. Если требования со стороны начальства или коллектива не будут твердо предъявлены работнику с неустойчивым типом характера, то это усилит его безалаберность, пренебрежение делами и обязанностями.

Но менеджер должен также знать, что контроль не должен быть слишком жестким, так как человек, подвергающийся контролю, может отвергнуть право окружающих на управление его поведением. Если сотрудник с неустойчивым характером по каким-либо причинам дорог коллективу или начальству (например, он чей-то ребенок или муж), следует учитывать его интересы, увлечения и склонности. Организация работы должна быть такой, чтобы все организующие функции, а также рутинную часть работы и заботу о мелочах приняли на себя другие работники. Работник с неустойчивым характером может оказаться лидером там, где будет нужно выполнить приятную, броскую часть работы, связанную с развлечением. В этом случае ему не будет равных. Также можно поручить какому-нибудь ответственному сотруднику присматривать за дисциплиной и работой работника с неустойчивым характером.

Менеджер должен знать, что необходимость контроля за поведением лиц с неустойчивым характером может сохраняться на протяжении всей их жизни. Возникает резонный вопрос: «Стоит ли удерживать такого работника на предприятии, тратить время, деньги и нервы на его перевоспитание?» каждый менеджер должен сам ответить на этот вопрос.

Циклоидный характер.

Работники с циклоидным характером неровны в работе. То все горит в руках, то работа идет медленно, и все валится из рук. То настроение отличное, то – депрессия. Циклы длятся обычно по две недели. В период подъема циклоиды веселы, энергичны, жизнь кажется им прекрасной, в фазе подъема циклоиды проявляют себя как гипертимы: общительны, доброжелательны, быстро говорят, легко решают возникшие проблемы. У них может возникать ощущение неограниченности собственных возможностей и даже проявляться некоторая переоценка собственной личности. В период спада циклоид хандрит: ухудшается работоспособность, снижается общительность, падает настроение. При этом характере наблюдается периодические изменения работоспособности, активности и настроения.

Ошибкой менеджера является то, что, замечая неровность труда подчиненных, он может начать критиковать их за неустойчивость и расхлябанность в работе. Руководитель должен знать, что эти особенности в значительной степени являются биологически обусловленными. Критика и неприятности в период спада могут только удлинить его и углубить тяжесть состояния. Циклоида не стоит ставить на участки, на которых требуется постоянно высокий темп труда и все связаны единым ритмом, например на конвейере. Работник с таким типом характера вполне может добиваться высоких результатов труда, если этот труд правильно и рационально организован.

В период снижения работоспособности циклоиду лучше стараться избегать трудностей, неприятностей, соблюдать режим дня. Трудовую нагрузку целесообразно снизить и не браться за новые виды работ.

В это период циклоиду нежелательно переезжать на новое место жительства, ездить в командировку, осваивать новый вид деятельности. Все это вызовет резкое снижение настроения. Очень вредны людям с циклоидным характером эмоциональные перегрузки. Определенная «непосредственность» эмоциональных переживаний и доброта также относятся к позитивным чертам этого характера. Если таким людям не мешает их собственное состояние, то они больше сопереживают окружающим, чем остальные. Они легко внушают положительные эмоции окружающим.

Эмоциональная позиция у циклоидов весома и зрима, чувства у них отличаются повышенной силой и непрерывностью.

ronl.org

Гиперактивность или характер?

В последнее время все чаще можно услышать слово «гиперактивность», причем исходит оно практически от всех: от врачей, от воспитателей в детском саду, от учителей, от самих родителей. Ребенок не может спокойно усидеть во время занятий? – У него гиперактивность! Малыш, по мнению окружающих, очень любит подвижную деятельность? – Опять же, он наверняка страдает гиперактивностью.
Давайте разберемся, что на самом деле означает это слово и в каких ситуациях оно действительно может относиться к малышу.

Первое, о чем необходимо знать: гиперактивность – это довольно нешуточное расстройство, связанное с нарушением функций центральной нервной системы. Это не просто черта характера или психологические особенности ребенка, это нарушение деятельности в его организме. Диагноз «гиперактивность» может устанавливать ТОЛЬКО доктор после тщательного наблюдения за ребенком, и никто другой. Если какой-нибудь посторонний человек без медицинского образования скажет вам, что ваш малыш гиперактивен, — не слушайте его. Доверяйте только мнению специалистов и только после тщательного наблюдения.

У ребенка до года гиперактивность проявляется так:

1) гиперактивный ребенок постоянно вертится;
2) совершает много лишних движений;
3) много плачет;
4) беспокойно спит;
5) может наблюдаться мышечный гипертонус;
6) его трудно накормить и уложить спать.

Гиперактивный ребенок начисто лишен чувства опасности, не слушается взрослых и очень любит лезть всюду, где может. Такой малыш любит брать в руки все вещи, до которых может дотянуться. Из плюсов: дети с гиперактивностью как правило хорошо развиты физически, они рано начинают ходить.

Второй факт, о котором нужно помнить родителям, — дети по своей природе намного подвижнее взрослых. Далеко не каждый ребенок, который начал рано ходить или не любит сидеть на одном месте и сосредоточенно заниматься однообразным делом, обязательно страдает гиперактивностью. Особенно это касается дошкольного возраста, ведь чем младше ребенок, тем сложнее ему усидеть на одном месте – это психологическая особенность детей этого возраста. Медики считают, что поставить диагноз «гиперактивность» можно примерно к 5-6 годам.

В качестве вывода можно вынести следующее: даже если ваш ребенок кажется вам чересчур активным, не надо ставить на него клеймо гиперактивности, оставьте это дело врачам. И ни в коем случае не используйте успокоительные в качестве вспомогательных средств для того, чтобы ребенок больше сосредотачивался на каком-либо деле, — зачем лишний раз травить малыша таблетками или бадами, если можно просто уделять ему больше времени?

Софья Кипер, Психолог

familad.ru

симптомы и причины. Черта характера или болезнь?

Ваш малыш выделяется среди других детей: он «живчик» и «вечный двигатель»? Как только утром делает первый шаг, то сразу бежит куда-то, опережая самого себя? Или он задает тысячу  вопросов и одновременно старается открутить очередную деталь от старого радиоприемника?

Если всё это про вашего малыша, то, возможно, вы — родители ребенка, у которого синдром гиперактивности.

Однако не спешите расстраиваться из-за того, что ваш кроха страдает от этого недуга. Вероятно, он здоров и всего лишь спешит познать окружающий его мир. Ведь подвижность, любопытство, непоседливость — это естественные стремления маленького человечка и проявления его характера. 

Поэтому давайте попробуем разобраться в некоторых понятиях и в самом заболевании, а также в загадочных абривиатурах, которые могут появиться в медицинской карточке вашего ребенка после посещения невропатолога. 

Что представляет собой гиперактивность?

Как правило, на первый план проявления недуга выходит избыточная активность малыша. Однако чаще всего основная проблема заключается в том, что ребенок не может сконцентрировать свое внимание надолго на чем-то конкретном, из-за чего у него возникают проблемы с обучением и памятью. Поэтому это заболевание получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В зависимости оттого, что превалирует (гиперактивность или дефицит внимания) выделяют три варианта течения СДВГ:

I. Синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания.

II. Изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, эти детки постоянно «витают в облаках», они тихие и спокойные, но плохо концентрируют свое внимание.

III. Сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Этот вариант встречается наиболее часто.

К сожалению, с каждым годом количество детей, которые страдают от этого недуга, становится всё больше и больше. 

Каковы причины заболевания? 

Существует три основные группы:

·        Наследственная предрасположенность

Предполагают, что заболевание развивается из-за мутации в генах, регулирующих обмен дофамина (специфического вещества, участвующего в передаче нервных импульсов). Нередко у малыша с СДВГ есть близкие родственники, которые имели подобные нарушения в детстве.

·        Неблагоприятные факторы, возникающие во время беременности и родов

Примерно в 60-70% случаев они играют ведущую роль в развитии этого недуга. Сюда относят всякие «мелочи», которые быстро забываются, как только становится ясно, что самое страшное осталось позади:

* угроза прерывания беременности и внутриутробная гипоксия (кислородное голодание) плода,

* токсикоз, стресс (даже пустяковая обида), курение и нерациональное питание во время беременности,

* стремительные или затяжные роды, кесарево сечение.

* поражения центральной нервной системы ребенка во время беременности и родов, недоношенность (вес при рождении менее 2500 гр.).

·        Социально-биологические факторы

Частые конфликтные ситуации в семье, развод родителей, неблагоприятные условия проживания, неправильная линия воспитания (нетерпимость, излишняя строгость к ребенку) тоже вносят немалую лепту в развитие заболевания.

Какие изменения происходят в головном мозге при СДВГ?

Как правило, толчок к развитию недуга дает несколько факторов в совокупности, которые ведут к возникновению минимальных мозговых дисфункций (ММД). При этом состоянии не возникает грубых нарушений структур головного мозга, но есть какие-то минимальные их повреждения.

ММД ведет к тому, что нервная система малыша начинает работать по-особенному: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Хотя в норме между ними должно быть некое равновесие.

В результате кроха легко загорается, у него много энергии, которая выплескивается через край. Однако, к сожалению, остановится вовремя и самостоятельно он уже не может.

Как проявляет себя недуг?

Дорогие мамы, при синдроме дефицита внимания или гиперактивности грань между патологией и нормой зачастую очень тонка. Поэтому наличие или отсутствие у вашего ребенка заболевания может определить хороший специалист только после комплексного обследования. Но, чтобы обратиться к нему, вы должны понять «претендует» ли вообще ваш малыш на этот диагноз.

Итак, приступим…

Основные признаки заболевания:

·        Ребенок не знает ни минуты покоя: он суетлив, постоянно двигается (часто без определенной цели) или ёрзает на месте, голова вертится в разные стороны. Если малыш не суетиться сам, то его руки находятся в постоянном движении: он что-то теребит, барабанит пальцами и так далее.

·        Нередко у крохи появляются неуклюжие движения. Поэтому он частенько «не вписывается в поворот», роняет или ломает вещи, проливает чай или молоко. В результате вокруг ребенка постоянный хаос, он всё время ходит в синяках и ссадинах.

·        У малыша с СДВГ недостаточный самоконтроль: даже если он устал, то продолжает двигаться, а, выбившись из сил, начинает истереть и плакать. Он не может сосредоточить свое внимание на чем-то конкретном хотя бы на некоторое время.

·        У крохи есть проблемы со сном: он засыпает с трудом и спит недолго, излишне бодрствует, часто вздрагивает или вскрикивает во время сна. 

·        Такой особенный ребенок гораздо более сложен во всем: достаточно какого-то минимального воздействия, чтобы у него началась неконтролируемая реакция — смех, плач.

·        Малыш задает много вопросов, но не дослушивает ответы на них, поскольку быстро отвлекается.

·        Нередко такой особенный ребенок с трудом адаптируется в коллективе. В силу своей нетерпеливости он конфликтует со сверстниками и взрослыми, не признает авторитетов, не способен предвидеть последствия своего поведения. Таким образом, образуется «порочный круг», который может усугубить уже имеющиеся проблемы с обучением.

·        У малыша с СДВГ нередко нарушена мелкая моторика. Поэтому ему трудны скрупулезные действия: завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие.

Кроме того, иногда ему сложно нарисовать мелкие детали или закрасить рисунок так, чтобы попасть в контур.

Зачастую у ребенка нарушена письменная речь: некоторые слова он может не дописать или начать писать их с второй-третьей буквы. То есть у него мысли опережают действия. Причем ребенок может несколько раз проверить написанное, но так и не заметить своих описок, что еще раз подтверждает наличие у него синдрома дефицита внимания.

Динамика развития заболевания

Нередко самые первые признаки недуга появляются рано: еще в возрасте до одного года. Малютка очень чувствителен к внешним раздражителям: звукам, искусственному свету, маминым манипуляциям, которые связаны с уходом. У крохи громкий плач и ему трудно остановиться.

Когда малыш начинает посещать детский сад, становится понятным, что проблема лежит гораздо глубже. Поскольку зачастую воспитатели жалуются, что ребенок неуправляем, расторможен, неспособен сконцентрировать свое внимание и усидеть на занятиях, а также выполнить минимальные требования. Причина такого поведения заключается в том, что центральная нервная система крохи неспособна справится с новыми требованиями.

Как правило, ситуация усугубляется в разы, когда ребенок начнет посещать подготовительную группу или школу. Это связанно с тем, что на несозревшие мозговые структуры усиливаются нагрузки (физические, психические), которые вызывают переутомление. В результате малыш становится неуравновешенным и вспыльчивым. У него может понизиться самооценка, а также появиться тики (подергивание века, частое моргание и другие), головные боли, беспричинный страх и даже заикание. Это приводит к низкой успеваемости в школе — несмотря на высокий интеллект.

Разумеется, у каждого ребенка признаки заболевания появляются не все и не сразу, а степень их выраженности варьирует. Поэтому заболевание может протекать в легкой, средней и тяжелой форме.

Так, когда же вы должны забить тревогу? Как понять, что ваш малыш нуждается в помощи?

Для этого существуют основные диагностические критерии:

·        Говорить о дефиците внимания можно, если у ребенка в течение шести месяцев постоянно наблюдаются любые шесть из ниже перечисленных симптомов:

o   трудно сосредотачивается на задании, и не может выполнить его без ошибок,

o   не доводит начатую работу до конца,

o   не может организовать порядок своих действий,

o   часто отвлекается, выполняя задания (посмотреть в окно, выпить воды и так далее),

o   отказывается от занятия или работы, которая требует усидчивости,

o   не вслушивается в слова, даже если они обращены к нему,

o   забывает ежедневные дела (убрать постель, умыться, одеться и так далее), часто теряет вещи,

·        Говорить о гиперактивности можно, если у ребенка в течение шести месяцев непрерывно наблюдаются четыре любых из ниже перечисленных симптомов:

o   постоянно двигается, ёрзает, почесывается и так далее,

o   не может усидеть на уроках, вскакивает с места без разрешения,

o   бегает без определенной цели «как заведенный», карабкается куда-то (даже в ситуациях, когда это неуместно),

o   не может спокойно отдыхать, играть и соблюдать правила игры,

o   кричит «с места» на уроках или, не дослушав до конца вопрос, начинает отвечать на него,

o   не дожидается своей очереди (например, в игре).

Маме на заметку

Ребенок с СДВГ одинаково ведет себя везде (дома, в садике, в школе, во дворе) и со всеми (сверстниками, взрослыми). Тогда, как обычный малыш может быть непоседливым и беспокойным дома, но в садике, с малознакомыми людьми или в гостях кроха ведет себя куда спокойнее.

 

P.S. Если вы подозреваете у своего малыша синдром гиперактивности, обязательно обращайтесь к специалистам: невропатологу (он назначит лекарственные препараты при необходимости) и по возможности к нейропсихологу (он предложит определенную коррекционную программу именно для вашего малыша). Поскольку, чем раньше вы начнете лечение, тем больше шансов, что ваш малыш нормально адаптируется в коллективе, у него будет хорошая успеваемость в школе, а, повзрослев, он сможет полностью себя реализовать.

 

О коррекции этих проявлений и правилах для родителей гиперактивных детей — следующая статья Гиперактивный ребенок: что делать!

 

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com/

www.u-mama.ru

Гиперактивный ребенок. Диагноз или характер? ~ Счастливый ребенок

Кто ставит диагноз «гиперактивность».

Ваш ребенок непослушный, шумный, неусидчивый, суетливый и непоседливый? Все ясно! Гиперактивный ребенок! Бедные родители! Как же вам будет непросто. И это можно услышать от кого угодно: от бабушек у подъезда, от соседей, от воспитателей в саду, в конце концов, от родных людей. Кругом же дипломированные специалисты, с полномочиями диагноста, который ставит такие диагнозы.

Это смех сквозь слезы, но какому родителю приятно иметь дело с такими «супер специалистами»?

Впервые СДВГ (аббревиатура: синдром дефицита внимания и гиперактивность) был упомянут и описан в 1845 году врачом и автором книг по медицине и психиатрии Генрихом Хоффманом. О нем есть примечательная история. Кроме того, что он был врачом, он был еще и поэтом. У доктора Хоффмана был трехлетний сынишка, для которого он не мог найти хорошей книги в стихах, и решил написать ее сам. Так мир увидела «История неугомонного Филиппа». Как раз этот малыш Филипп и является ярчайшим примером ребенка с гиперактивностью. С тех пор литературы на эту тему накопилось столько, что все не перечитать.

Запомните одно: диагноз «гиперактивный ребенок» могут поставить только специалисты, и зовутся они невролог и психиатр. Для постановки диагноза необходима энцефалограмма. Причем не одна (см. видео ниже).

Нетрудно спутать яркий темперамент ребенка с этим новомодным диагнозом ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Но давайте разбираться, что здесь, правда, а что надуманные глупости.

ПРичины гиперактивности

Во-первых, разберемся с причинами, вследствие которых может возникнуть данная проблема. Итак:

— изменение нервной системы во время внутриутробного развития вследствие злоупотреблений алкоголем, курением, наркотиками и лечебными средствами;

— наследственность;

— появление ребенка на свет посредством кесарева сечения;

— гипоксия;

— родовые травмы;

— рождение раньше срока.

Как видите, причины разные и многообразные.

Симптомы гиперактивности

Давайте разбираться с симптомами. Надо понимать, что эта проблема изначальная, а не возникающая в определенном возрасте. То есть симптомы наблюдаются с младенчества.

Гиперактивные дети мало спят — 4-5 часов при необходимых 18 в первые недели жизни. Спят чутко и беспокойно. Их трудно успокоить даже мамам. Гиперактивные детки капризны, и даже когда устают их трудно уложить спать, они быстро перевозбуждаются в виду особенностей нервной системы.

Надо отметить, что такие малыши быстрее развиваются, и их нужно раньше ловить при падении с диванов, потому что они раньше поднимают головы и переворачиваются.

Их мало что может занять Они отшвыривают новые игрушки через минуту, чтобы схватить новую и ее тоже отшвырнуть. Сосредоточить внимание на чем-то одном и на какое-то время – это проблема. Это так называемый дефицит внимания, который не сыграет на руку в саду и школе – ребенок будет малообучаемым и невнимательным.

Чтобы не пугать родителей, мы беремся описать поведение здорового ребенка. Да, он бегает как угорелый и орет как потерпевший. Но! После он приходит отдохнуть, например, посмотреть мультик и полежать пузом кверху (в отличие от него, гиперактивный ребенок не умеет отдыхать, и даже сев за мультик, он будет дергать ногами, пританцовывать или кувыркаться).

Здоровый ребенок СПИТ! Положенное время и крепко. Напоминаем: гиперактивный спит мало и беспокойно.

Здоровый ребенок быстро понимает слово «нельзя» и запоминает, где опасность (гиперактивные дети не имеют чувства страха).

Ребенка легко отвлечь от истерики и успокоить, что очень сложно с гиперактивным – он бьется в истерике и ничто не может ему помочь.

Не путайте активного, темпераментного, яркого и шумного непоседу с ребенком, у которого явные неврологические проблемы. Родители, вспомните себя в возрасте собственных детей. А не можете вспомнить — спросите у бабушек с дедушками. Они вам такого расскажут (как вы воображали себя парикмахером и делали себе стрижку или пожарным и тушили ковер в зале), что вы и не рады будете. Так что заранее спросите без присутствия собственных отпрысков, чтоб, так сказать, идей не подавать…

Если кто-то сказал вам, что у вас гиперактивный ребенок, не спешите верить на слово. Рекомендуем видео психолога Марины Романенко «Активный и гиперактивный ребенок», которое еще более прояснит ситуацию:

Если диагноз подтвердился

Если же у вашего малыша все-таки стоит диагноз гиперактивность и СДВГ, то это не приговор, а просто способ жизни. Главное это организованность и режим дня. «Привычка вторая натура» — ваш лозунг по жизни.

Терпеливо и мягко объясняйте малышу, что можно, а чего нельзя. Нервная система такого ребенка очень не стабильна, хотя наверно лучше употребим слово «ранима». Не допускайте истерик, избегайте перевозбуждающих факторов. Все дети нуждаются в доказательствах любви: их нужно обнимать, целовать. А гиперактивные нуждаются в этом вдвойне. Их трудно поймать, но уж если словили, то держите их в объятьях долго и крепко — при этом, говорите какие они чудесные и неповторимые.

Да, вам понадобится много терпения и находчивости. Ведь вас ждут трудные, но не непреодолимые проблемы, такие дети требуют особого внимания и отношения, и уж если они его получают, то об их реализованности в жизни вопрос не стоит. Они будут очень успешными людьми!

Им только надо помочь. Еще о гиперактивных детях можно почитать здесь.

У вас все получится, только оставьте свой негативизм за бортом. И ваш корабль поплывет на всех парусах под ветрами любви и терпения!опубликовано http://behappykid.ru/

ПОЛЕЗНЫЙ МАТЕРИАЛ: 7 советов, которые помогут гиперактивным детям в учёбе

Поделиться с друзьями

behappykid.ru

Статья (подготовительная группа) по теме: гиперактивность или характер?

Гиперактивность или просто характер

В последнее время все чаще можно услышать от родителей «У меня гиперактивный ребенок» или «У него шило…». Как же определить ребенок гиперактивный или у него просто много энергии.  Сразу же хочется отметить что гиперактивность – это диагноз, который должен поставить специалист.

Поэтому обратимся к специалистам и выясним, что же такое гиперактивность.

Приведу отрывки из книги А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам» — Москва, 2008.

 Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность сидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне. (стр. 19)

Кроме того, у детей, состояние которых диагностируют как дефицит внимания и гиперактивность, наблюдается дифицитарная работа ретикулярной формации и вестибулярного аппарата. Функциональные нарушения ретикулярной формации и стволовых отделов мозга приводят к изменениям болевой чувствительности. Такие дети часто не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим. Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным. Они могут ударить, толкнуть, укусить, другим способом проявить агрессию. Кроме того, они способны совершать агрессивные действия и по отношению к себе. (стр. 26)

Диагностические критерии гиперактивности по классификации DSM-IY

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор»
  6. Часто бывает болтливым.

(стр. 35)

Что же делать родителям гиперактивных детей.  Во-первых, надо успокоиться самим. Во – вторых  обратиться к специалистам, чтобы  быть уверенными на 200% , что у вас ребенок гиперактивный  (многим родителям стыдно сидеть в коридоре перед дверью с надписью «Детский психиатр». Но надо признаться, что более половины преступников  — гиперактивные, не получившие своевременного лечения или коррекции).

Но не стоит радоваться, если диагноз не подтвердится, это не означает, что у вас нормальный ребенок и с ним не надо заниматься. Заниматься надо в любом случае!!!

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами (стр. 50)

Вот некоторые принципы или правила, на которые должны опираться родители активных детей.

  1. Правило кулика.

Постоянно хвалите своего ребенка. Но похвала должна быть адекватной, а не надуманной.  Многие активные дети быстро собирают пазлы. Похвалите его за скорость.

  1. Главное не победа, а участие.

Ребенок помыл посуду, налил кругом воды, а тарелка осталась жирной. Не надо кричать на ребенка что он  кругом развел болото и т.д. Главное – это желание помыть посуду. Как вы думаете, скоро ли ребенку захочется мыть посуду после такого скандала?

  1. Условия.

Поддерживайте, создавайте условия для того, что он хорошо делает.

  1.  Тратить энергию.

Если вы хотите,  чтобы ребенок лег спать пораньше, потратьте его энергию: пробежка перед сном, активно погулять с собакой.

  1. Предусмотрительность

Если идете с ребенком в магазин, заранее обговорите все что будете покупать, не забудьте купить что-нибудь для ребенка.

Если идете в гости и там будут  дети, помните, что дети катализаторы активности других детей. Вечер будет бурным. Может лучше не ходить?

  1. Режим

Ребенок привыкает делать дела в одно и то же время, и начинает готовиться к ним.

  1. Постоянство и солидарность

Золотое правило всех родителей.  Быть постоянными в своих требований (никаких исключений никогда и никому: нельзя, значит нельзя всегда) и с этим должны быть согласны все члены семьи.

  1. Правила

Введи несколько правил. За нарушения правил – штраф. Но правила должны быть понятны ребенку, конкретными (нельзя крутить ручки газовой плиты (объясните ребенку почему)), легко выполнимыми и постоянными.

  1.  Родители – тоже люди!

Отдыхайте от ребенка. Ему нужны адекватные, спокойные родители. Иначе вы изведетесь сами, свою семью и ребенка!

nsportal.ru

Гиперактивный ребёнок — диагноз или характер.

Что делать родителям

Дорогие читатели, помните детскую игру в дочки-матери, в которой события идут по определённому сценарию? И так же мы, задумываясь о родительстве, всегда представляем себе здоровых и счастливых детей. Однако не всегда все идет так гладко, как хотелось бы, и гиперактивность – это одна из сложностей, с которой приходится сталкиваться некоторым из родителей.

Сегодня мы поговорим о гиперактивных детях, их воспитании и оздоровлении. И разобраться во всем нам поможет Елена Красовская, мама «особого» ребёнка с 13-летним стажем, а также автор проекта «Красиво шить не запретишь!». Передаю Елене слово.

 Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Рада нашему знакомству, желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми.

Что делать, если в семье или у близких появляется гиперактивный ребёнок? Отчаиваться или собирать волю в кулак и сражаться за здоровье малыша? По опыту, ни тот ни другой вариант не решают задачу развития и воспитания ребёнка с СДВГ. Что тогда?

Прежде чем мы перейдём к ответам, поделюсь своей историей.

Первый звоночек

— Что вы, мамочка, радуетесь? Сын-то слабенький родился, неизвестно, как всё сложится…

Лежу на кушетке, глядя на маленький шевелящийся комочек, стираю слёзы. Смешанные чувства бурлят внутри — радость, тревога, смятение, страх и снова радость. Он появился! Немного раньше срока, но сформированный, рослый. Кричит. Что ещё?

Оказалось, 6-7 баллов по шкале Апгар и крик не являются чётким показателем здоровья малыша, а родовая травма может перечеркнуть многое. Впереди нас ждали отделение реанимации, аппарат искусственной вентиляции, хождения по врачам и долгие годы реабилитации…

Наш случай даёт представление о том, что синдром дефицита внимания и гиперактивности не возникает на пустом месте. Всегда есть причины. О них поговорим ниже, а пока рассмотрим, что характеризует ребёнка с СДВГ.

Что такое гиперактивность

Чем отличается шумный и непоседливый малыш от гиперактивного? Есть ли особые признаки? Можно ли самостоятельно провести диагностику и увидеть разницу?

Из медицинских источников: «Гиперактивность или СДВГ — состояние значительного превышения нормы активности, импульсивности и возбудимости. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Проявляется в детстве. Чаще бывает у мальчиков».

Доктор психологических наук Сиротюк А. Л. говорит про СДВГ: «Это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД) — легкой недостаточности мозга. Её относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД не является медицинским диагнозом, скорее, констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых предстоит выяснить, чтобы начать лечение»

В своё время книга Аллы Леонидовны «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» помогла многое переосмыслить в поведении сына и стала нашим главным семейным пособием.
Настолько толково, грамотно, со знанием дела доктор ведёт разговор о непонятных родителям, воспитателям и учителям состояниях ребёнка, что начинаешь действовать сразу после изучения материала.

Beautiful little girl proud of her artistic creation.

Портрет типичного гиперактивного ребёнка

Такой малыш:

  • плохо спит, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне;
  • быстро утомляется;
  • плохо, быстро или непонятно разговаривает;
  • суетлив, неусидчив, беспокоен;
  • не способен довести до конца начатое дело;
  • импульсивен;
  • игнорирует просьбы взрослых;
  • не умеет подчиняться правилам, ждать;
  • забывчив, невнимателен;
  • часто агрессивен;
  • имеет огромные трудности с обучением и восприятием информации.

Набор качеств не радует. Но не нужно отчаиваться!

Статистика показывает, что гиперактивный ребёнок часто обладает любознательностью, пытливым умом, богатой фантазией, неожиданными интеллектуальными способностями, умеет изобретать новые способы решения задач, любит быть в центре внимания и обожает похвалу.

Причины гиперактивности ребенка

Что влияет на возникновение и развитие СДВГ, до конца неизвестно.

Выделяют следующие провоцирующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • неблагоприятные внешние условия;
  • стрессы мамы;
  • токсикоз;
  • признаки внутриутробной асфиксии плода;
  • стремительные или затяжные роды;
  • недоношенность плода;
  • родовые травмы;
  • конфликты в семье или окружении;
  • заболевания в раннем возрасте и др.

До сих пор в мире есть разногласия по определению СДВГ — диагноз это или характер? Нужно лечить или само пройдет?

Кто-то говорит, что болезнь надумана и существует, чтобы поддерживать фармацевтическую промышленность, кто-то бьёт тревогу в связи с растущим количеством гиперактивных детей. Но что бы ни говорили политики, медики или учителя, родителям гиперактивного рёбенка, а главное, малышу приходится трудно. Поэтому при первых подозрениях или слишком активном поведении ребенка не делайте поспешных выводов, а проведите грамотную диагностику.

Диагностика гиперактивности

Диагностика СДВГ проводится в соответствии с международными критериями (МКБ-10) и включает перечни характерных, чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. Критерии состояния оценивает специалист – психолог, детский психиатр или психоневролог.

Диагностика включает несколько этапов:

  • сбор информации и оценка поведения ребёнка;
  • тесты;
  • медицинское обследование (ЭЭГ или МРТ головного мозга).

Если чувствуете беспокойство по поводу поведения малыша и хотите пройти предварительную самостоятельную диагностику, ориентируйтесь на признаки, представленные в таблице ниже.

Основные проявления СДВГ по МКБ-10

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ
Нарушение внимания
  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи

Обратите внимание:

  1. Измеряем нарушение внимания и гиперактивность/импульсивность.
  2. Для постановки диагноза присутствуют шесть из девяти критериев в каждом измерении.
  3. Признаки проявляются до восьми лет.
  4. Наблюдаются не менее шести месяцев в двух сферах деятельности ребёнка — в детском саду и дома.
  5. Состояние ребёнка вызывает психологический дискомфорт и дезадаптацию.
  6. Признаки проявляются не на фоне общего расстройства развития и других нервно-психических расстройств.

При диагностике отмечают разные виды гиперактивности:

  • с преобладанием нарушения внимания — шесть и более признаков из одного измерения;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности — шесть и более признаков из второй группы измерений;
  • сочетанная форма СДВГ — шесть и более признаков по всем критериям.

Важно! Ни в коем случае, не ставьте диагноз самостоятельно, ориентируясь на субъективные ощущения. Если есть сомнения, обратитесь к специалистам, лучше к нескольким.

Мы проходили диагностику у нескольких специалистов в своём городе, а для контроля – в диагностическом центре соседнего региона.

Во-первых, так есть возможность сравнить и уточнить диагноз. Во-вторых, это позволяет исключить состояния-имитаторы — особенности характера, тревожные расстройства, эпилепсию, эндокринные нарушения и др. В-третьих, это помогает найти оптимальный режим лечения.

Гиперактивный ребёнок — что делать родителям? Советы психолога и личный опыт

СДВГ обнаружен и подтверждён — что дальше?

Дальше самое интересное. Взаимодействие, общение, отношения и жизнь с вашим любимым чадом. Поверьте, скучать не придётся!

Приведённые ниже рекомендации по воспитанию и лечению гиперактивных детей основаны на советах психологов и других специалистов, а также на моем личном опыте.

Направления лечения и система воспитания при СДВГ

Именно создание системы воспитания является ключевым моментом. Гиперактивные дети категорически не выносят ограничения, отрицают запреты и не могут придерживаться правил. Поэтому так важно трансформировать их особенности, обучать, тонко встраивать в систему ценностей семьи и общества.

Главными задачами родителей являются:

  • сбор, систематизация, проверка и применение информации по лечению, методикам оздоровления, развития и воспитания;
  • создание подходящей модели отношений в семье;
  • дружелюбное и грамотное взаимодействие с необходимыми специалистами;
  • принятие особенностей малыша и культивирование любви.

Принятие особенностей гиперактивного ребёнка

На мой взгляд, пункт о принятии и любви главный.

С высоты своего опыта и общения с родителями «особых» детей, могу с уверенностью сказать, что принять ситуацию страшно. Но обязательно нужно. Без принятия сложно двигаться дальше.

Без любви двигаться дальше ещё сложнее. Пока нет тотального принятия, любой шаг будет даваться с болью.

Мне помогает:

  • вера в Бога и понимание, что всё происходит во благо;
  • смотреть на сына, когда он спит;
  • замечать любые положительные проявления в характере;
  • забота о себе;
  • люди, которые видят что-то хорошее в сыне и говорят мне;
  • совместное веселье и дурачество;
  • информация о последних исследованиях мозговых функций и их восстановлении;
  • занятие любимыми делами;
  • видение положительных моментов в жизни;
  • оздоровительные практики — физическая нагрузка, питание и др.

Ищите свои способы, пробуйте разные варианты, проникайтесь принятием, любовью к своему ребёнку и жизни в целом. Это поможет двигаться дальше.

Лечение и взаимодействие со специалистами

Любовь и принятие важны, но исключать современные методики лечения и оздоровления гиперактивного ребёнка нельзя. Основная задача — найти, проверить, поверить, выбрать способы и специалистов, которые помогут вашей семье.

Хороший психолог, невролог, психиатр, логопед, дефектолог, массажист, остеопат, физиотерапевт и, конечно, педиатр — специалисты, которые должны быть в вашем чек-листе при выборе методов лечения.

Важно! Проверяйте любую входящую информацию — собирайте отзывы, читайте, слушайте, что говорят другие родители, ищите тех, кто пользовался или был на приёме. Главное, не навредить.

 

Как показывает практика, гиперактивные дети невероятно чувствительны. Задача родителя прислушиваться и присматриваться к тому, как ведёт себя ребёнок на приёме у врача или при совершении лечебных манипуляций, как реагирует на лекарство.

Я выявила правило — без повода сын не будет вести себя неадекватно. Всегда есть причина. Поэтому доверяю ощущениям.

Начинаем медикаментозный курс лечения, каждое лекарство даю поочерёдно, в четверть прописанной дозы. Сегодня четверть одной таблетки, завтра половинку, дальше всю. Затем добавляем следующее.

Даже при ОРВИ или простудных заболеваниях. Потому что любое новое лекарство и метод может свести на нет предыдущие результаты. Наблюдаем за реакцией организма и поведением. Все нормально — продолжаем, нет — убираем, заменяем. Процесс кропотливый, но иначе нельзя.

Сыну помогают:

  • массаж;
  • парафин;
  • легкие физические нагрузки;
  • корректировка питания — исключение или сокращение продуктов, содержащих химические добавки, разнообразие, режим;
  • прогулки и приятные впечатления;
  • режим дня.

Намеренно не пишу названия лекарственных препаратов, у каждого свой случай. Назначают врачи, вы проверяете и делаете выводы.

 

Семья и окружение

Теплая, спокойная и доброжелательная обстановка в семье — залог прогресса в развитии и реабилитации гиперактивного ребёнка.

Важно найти баланс:

  • мягко ставим границы;
  • запреты «нет» и «нельзя» не работают. Заменяем формулировки. Вместо «Не бегай» говорим «Иди спокойно»;
  • учим ощущению времени. У нас хорошо работают песочные часы или будильник. Ставим задачу, определяем время, после звонка перерыв;
  • ограничиваем количество задач. Ребёнок с СДВГ слышит только часть просьбы или не слышит вовсе. Самое работающее – поймать взгляд и попросить короткими отрывистыми предложениями: «Подойди к зеркалу. Найди расчёску. Принеси мне»;
  • отлично работают игры. Но игры короткие, не командные, с минимумом правил;
  • сказки действуют лучше, чем нотации и обвинения. В сказках мы до сих пор прорабатываем сложные психологические ситуации;
  • при проявлении агрессии самое действенное крепко обнять и прижать к себе. Такие границы успокаивают, даже если ребёнок очень зол;
  • учим чувствовать себя и выражать эмоции. Играем, чаще спрашиваем «Что ты чувствуешь сейчас?» У нас был нарисован плакат с «добрым» и «злым» королём;
  • добавляем много визуальных образов! Новое действие или знание мы прорисовывали. Например, при изучении цифр каждая из них размещалась между ступеньками шведской стенки;
  • много читаем и развиваем речь;
  • такие дети обожают видео с участием себя и близких. Я читала книги, записывала видео, ставила на воспроизведение. Сын играл в комнате, фоном звучал мой голос;
  • слушаем спокойную, расслабляющую музыку. Гиперактивным детям она приносит колоссальную пользу;
  • соблюдаем режим дня. Не хочет спать днём, зашториваем окно и ложимся. Должно быть чёткое ощущение повторяющихся, стабильных действий.

Замечательно, если члены семьи поддерживают вас. Когда не всё гладко, выработайте основные правила, сообщите близким, что их обязаны выполнять все. Это сложно. Но от вас зависит будущий результат. Придётся учиться последовательности и строгости.

О школе и воспитательных учреждениях

Тема настолько обширна, что публикация имеет риск не закончиться. Ограничусь несколькими рекомендациями.

В детском саду и школе гиперактивному ребёнку непросто, иногда опасно для жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, будьте дома или ограничивайте время посещения.

В нашей системе образования гиперактивному малышу болезненно сложно. Дружить с ним не хотят. Дети могут смеяться и обижать его, страдает самооценка. Воспитанник с СДВГ головная боль учителя — неусидчив, импульсивен, с плохой памятью и ограниченным вниманием.

Важно контактировать с руководством и грамотно взаимодействовать с учителями:

  • расскажите про особенности ребёнка;
  • вместе создайте план сотрудничества;
  • не отказывайте в помощи, а лучше предлагайте её;
  • если есть психолог, знакомьтесь и вырабатывайте способы социальной адаптации;
  • изучайте законодательство. В случае конфликтных ситуаций отстаивайте свои права грамотно и достойно;
  • ВСЕГДА обращайте внимание на состояние ребёнка. Поддерживайте настрой и следите за здоровьем.

Заключение

По себе знаю, как сложно принять ситуацию, когда с твоим ребёнком что-то не так — гиперактивный он или просто другой. Дорогие родители, пожалуйста, не задерживайтесь на выяснении причин, не проваливайтесь в чувство вины и стыда. Поверьте, вашему малышу несчастная мама или сомневающийся папа помочь не смогут.

Чем быстрее вы пролистнёте страницу с поиском причин и ощущением вины, тем быстрее обратитесь к тому, что действительно важно. А важно — любить и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Искать сильные стороны, раскрывать потенциал и радоваться успехам. Важно быть счастливыми вместе и верить в будущее своего ребёнка.

С пожеланиями удачи,
Елена Красовская

Источник: http://irinazaytseva.ru/giperaktivnyj-rebyonok.html

 

 

 

 

plusr.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *