Игры для мелкой моторики рук: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Содержание

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

 

Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

 

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.

 Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться,для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее его знакомство с миром. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость , умение управлять своими движениям, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Основной целью таких игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов, таких как:

  • массажные мячики
  • прищепки
  • счетные палочки
  • бусы
  • резинок для волос
  • щеток
  • карандаши и т. д. 

Представим несколько игр с нетрадиционным оборудованием:

Игры с массажными мячиками

«Бежит ежик по дорожке»

 

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, —

Жалко ежика до слез.

 

«Крепко мячики сжимаем»

 

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем, чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда.

 

 

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

 

 

 

 

 

 

Дети крепко сжимают мячик

поочередно в одной руке другой ладони.

 
Игры с платочками

«Шарик»

 

Надуваем быстро шарик —

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Стал шар тонкий и худой.

 

«Помощники»

 

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мы потрудились опять.

 

 

 

Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.

Надувают щечки. Выпускают воздух через губы и раскрывают ладони.

Расправляют ладони.

 

 

 

Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.

Игры со счетными палочками 

Очень длинный клюв у цапли,

        

Вы длиннее найдете вряд ли.

        

Клювом мериться пришли

              

Аисты и журавли.

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

 Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Работу проводите регулярно, систематически. Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызывать переутомление ребенка. Длительность игры с двухлетними малышами — 5-10 минут, занятия с детьми 3- 4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет — 25 минут.

Играя с детьми в игры, обращайте внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Желаю вам успехов и приятных минут общения с ребенком! 

8 игр для развития мелкой моторики

Точные и хорошо скоординированные движения пальцев влияют на развитие мышления и речи ребёнка. Но обычные упражнеения — это скучно, так что будем играть!

Успешность будущего первоклассника складывается из многих показателей. Один из них — это развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребенка. Она включает большое количество разнообразных движений: от самых простых (например, захват игрушки) до очень сложных (например, письмо и рисование).

Развивать мелкую моторику нужно с рождения. Младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывайте о развитии элементарных навыков самообслуживания: пусть ребёнок самостоятельно застёгивает и расстёгивает пуговицы на своей одежде, завязывает шнурки и так далее. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, можно организовывать как в детском саду, так и дома.

Большой эффект в развитии моторики дают:

• конструирование и выполнение аппликаций из различных материалов — бумаги, картона, ткани;
• работа с различными видами конструктора;
• игры с сыпучими продуктами или мелкими деталями;
• дорисовка элементов рисунка или узора, штриховка;
• лепка.

Число заданий в занятии зависит от потребностей ребёнка и его возможности сосредоточиваться. Успешно выполняя с каждым разом всё более сложные задания, он будет испытывать гордость за собственные достижения, станет более уверенным в своих силах. Важно помнить, что время занятия не должно превышать 15−20 минут, а рабочее место ребёнка должно быть правильно организовано.

При выполнении упражнений просите ребёнка давать полные, развёрнутые ответы. Он должен уметь объяснить, почему считает правильным данный вариант выполнения задания, есть ли другие способы выполнить предложенные задания.

Распечатайте задания и предложите ребенку выполнить их.

Обведи пунктирную линию, не отрывая карандаш от бумаги (подходит для возраста 3−4 года)

Проведи линию по середине тропинки (подходит для возраста 4−5 лет)

Обведи рисунки точно по линиям, начиная от стрелочки (подходит для возраста 4−5 лет)

Сделай поделку из пластилина (подходит для возраста 4−5 лет)

Нарисуй по клеточкам (подходит для возраста 5−6 лет)

Игры с крупой (подходит для возраста 5−6 лет)

Игры с бумагой (подходит для возраста 5−6 лет)

Театр теней (подходит для возраста 5−6 лет)

Не забывайте хвалить! Каждое выполненное упражнение — это его маленькая победа.

Читайте также:

Игры с камешками: 7 классных идей

Почему так полезно рисование песком?

Весёлые настольные игры для всей семьи

Фото: zlikovec/Shutterstock.com, архив пресс-службы

Игры для развития мелкой моторики рук

Не напрасно данное высказывание В. А. Сухомлинского употребляется практически в каждой статье о мелкой моторике рук и способах ее развитияМелкая моторика тесно связана с развитием нервной системы, мышления, речи, зрения. Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

О развитии мелкой моторики написано много статьей и публикаций! Как только рождается ребенок, все специалисты в один голос твердят, что нужно заниматься ребенком, особое внимание, уделяя моторике рук! В этой статье я решила не повторяться, рассказывая о полезности этого занятия, а просто привести ассортимент некоторых игр, которые я использую в своей работе с малышими. Все эти игры знакомы пользователям интернета, т. к. находятся в открытом доступе и хорошо копируются. Я создала свою небольшую коллекцию из наиболее мне понравившихся.

1. Упражнения с крупами, например:

Упражнение «Помоги Золушке» — рассортируй фасоль 

(белую отдельно, красную отдельно).

Упражнение «Остатки запасов» — помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

Крупы подкрашивала пищевым красителем для дополнительного изучения цветов и большего интереса детей.

2. Самомассаж, например:

Самомассаж гранеными карандашами.

Самомассаж массажным мячиком.

Мячиками мы массажируем не только ручки, но и ступни.

3. Упражнения в сухом бассейне, например:

Упражнение «Домашние животные» — найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

Игра «Тесто» — имитация замешивания теста в сухом бассейне.

4. Упражнения со смятой бумагой, например:

Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов из бумаги, смятой в комочки.

Упражнение «Конфеты к чаю» — из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

5. Упражнения на развитие пальчиковнапример:

Пальчиковые гимнастики

Упражнение «Погуляем» — двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Упражнения с лабиринтами (дорожками):

Лабиринт «К какому растению летит бабочка».

«В лесу родилась ёлочка» — обводка трафарета елки.

7. Упражнения с прищепками, например:

Упражнение «Ежики на прогулке» — делаем колючки для ежиков (прищепки).

Упражнение «Солнечный денек» — с помощью прищепок делаем солнышко.

Мы представили вам самые любимые упражнения. Возможно, кому-нибудь пригодится.

Игры для развития мелкой моторики рук

Игры для развития мелкой моторики рук

Прищепки в корзине.

Цель игры: развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук (большого, указательного и среднего).

Что надо делать.

— Небольшая корзина, у которой не слишком толстые борта. Корзину можно заменить коробкой или любой плоской фигурой из толстого картона.

— Несколько разноцветных бельевых прищепок.

Ход игры.

Сложите в корзинку прищепки и поставьте ее на пол, предложите ребенку вынимать прищепки по одной и , взяв каждую тремя пальцами, прикреплять ее на край корзины. Затем игру можно усложнить : прищепки приклеплять в определённой цветовой последовательности.

 

Маленький аптекарь

Цель игры: тренировка точности движений рук.

Что надо для игры.

— Упаковка от таблеток с ячейками (лучше в начале взять упаковку от больших таблеток, а затем – от таблеток поменьше).

— Пипетки с тугим резиновым колпачком.

— Пузырек с чуть подкрашенной водой.

— Несколько предметов одинакового с водой цвета.

Ход игры.

Расскажите ребенку о том, что есть важная профессия, как аптекарь. Аптекарь умеет делать лекарство, чтобы лекарство получилось хорошим и вылечило человека, аптекарь должен приготовить его очень аккуратно. Затем покажите малышу, как аптекарь может его готовить. Для этого продемонстрируйте, как аптекарь в пипетке перенести воду из пузырька в ячейки из- под таблеток. После чего предложите ребенку заполнить водой при помощи пипетки самому, а потом перенести воду из ячеек обратно в пузырек.

 

Часовщик

Цель игры: развитие тонких движений пальцев, координации движений.

Что надо для игры

— Упаковка из-под таблеток.

— Бусинки — их должно быть столько же, сколько ячеек в упаковке из- под таблеток

— Пинцет

— Чашка

Чашка, упаковка и бусины должны быть одного цвета.

Ход игры.

Поместите бусинки в чашку. После чего расскажите малышу, что часовые мастера в своей работе используют пинцет, потому что имеют дело с маленькими деталями. Затем покажите ему, как надо пользоваться пинцетом, и переложите одну бусинку в ячейку упаковки из – под таблеток. Потом предложите ребенку самому проделать то же самое с остальными бусинками. Когда он это сделает, пусть переложит бусинки из упаковки обратно в чашку.

Эта игра требует от ребенка предельной концентрации внимания и потому способствует формированию внутреннего контроля.

 

                   Источник: «Развивающие игры» автор А.С. Галанов

           Информацию предоставил старший воспитатель: Грушина Л.В.

Игры для развития мелкой моторики

Мелкая моторика – довольно интересное словосочетание, и многие из нас слышали о том, что ее необходимо начинать развивать как можно раньше. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание и память, связная речь. Кроме того, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. В данной статье мной был обобщен многолетний опыт работы с детьми по развитию мелкой моторики, посредством использования нестандартного оборудования.

Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, внимание, ощущения. Речь, выступая как важнейшая высшая психическая функция, организует и связывает все другие психические процессы. Приводя к перестройке всех качественных характеристик мышления, памяти и других психических функций, речь становится универсальным средством воздействия на мир, «…вместе со словом в сознание человека вносится новый modus operandi, новый способ действия». Развитие речи тесно связано и с развитием высших психических процессов: включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; чрезвычайно важна роль речи в организации и развитии функций внимания, при регулировании человеком своего поведения и т. д.

В научных исследованиях таких крупных ученных, как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, изучено и доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. В их работах отмечено, что развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи. Ввиду чего, тренировка движения пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим развитие речи и мышления ребенка, повышающим работоспособность коры головного мозга, а также способствующим подготовке руки к письму.

Существует множество традиционных методов, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольников: пальчиковая гимнастика, массаж рук, продуктивные виды деятельности (аппликация, лепка, рисование, оригами), графические диктанты, лабиринты, штриховки и т. д.

Но наряду с традиционными методами развития мелкой моторики широко используются и нетрадиционные, к таким методам относятся дидактические игры и пособия, изготовленные с использованием нестандартного оборудования.

Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности. К нестандартному оборудованию можно отнести различные бытовые предметы, мелкие канцелярские принадлежности, природные материалы, используемые для развития мелкой моторики рук, посредством организации дидактической и сюжетно-ролевой игры.

Я много лет работаю воспитателем в группе старшего дошкольного возраста комбинированной направленности, в которой обучаются дети с ОНР 2 и 3 уровней. И мне не раз приходилось наблюдать повышенный интерес детей к именно бытовым предметам. Эти наблюдения положили начало моему многолетнему, теперь уже, опыту работы по развитию мелкой моторики рук своих особенных воспитанников.

В результате, одной из приоритетных целей моей педагогической деятельности, стало развитие психических процессов и координации движений мелкой моторики рук, через использование нестандартного оборудования, а также развитие творческого потенциала детей, с помощью нестандартных игр.

Для достижения поставленной цели, мной были поставлены следующие задачи

  • изготовить нестандартные дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук;
  • развивать мелкую моторику рук у детей посредством нестандартных дидактических игр и игрушек;
  • развивать тактильную чувствительность рук детей;
  • воспитывать усидчивость, формировать положительную мотивацию к обучающим играм.

На сегодняшний день в данном направлении я работаю с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения уже более 6 лет. И за это время, в моем педагогическом арсенале накопилось очень много игр изготовленных из нестандартного оборудования, которые в процессе их использования были распределены по блокам: «Ателье», «Весёлые поворята», «Мастерская», «Умники и умницы».

В каждый блок входит соответствующее нестандартное оборудование, задания и упражнения, которые помогают дошкольникам развивать мелкую моторику рук, незаметно для них самих: дети проявляют собственную инициативу к проведению занятий с бытовыми предметами, занятия проходят в непринужденной игровой форме, доставляют им радость и удовольствие, ведь эти игры самые что ни на есть настоящие.

Блок «Ателье» включает в себя нестандартное оборудование в виде пуговиц разной формы, размера и цвета, ткани разной фактуры, пяльца, швейные иглы с затупленным концом, различные застежки (молнии, липучки, пряжки и т.п.), атласные ленты и шнуры разного цвета и ширины, детская швейная машинка, образцы одежды с отверстиями для прошивания, образцы для выкладывания узоров из швейной фурнитуры, бусины, бисер и многое другое. Данное оборудование, помимо основной цели – развитие мелкой моторики рук – может использоваться во вторую половину дня для включения части игрового материала в сюжетноролевые игры: «Модельное агентство», «Дом», «Ателье», «Маленькая рукодельница», «Швейная мастерская» и т. п.

Блок «Весёлые поварята» состоит из игр, в которых используются всевозможные крупы (пшено, манка, гречка, фасоль, горох, чечевица и т.д.), ореховая скорлупа (грецкий орех, фисташки), бытовая посуда: ситечки разной величины, пельменницы, венчики с миксерной кружкой, лопатки, щипцы-прихватки, салатные ложки, тортницы, поролоновые изделия (пирожные, пельмени, роллы, конфеты, пирожки и прочее), а также соленое тесто, различные фантики и пр. Данное оборудование также может быть использовано в сюжетно-ролевых играх: «Кафе», «Магазин», «Кухня», «Мамины помощники», «Пекарня», «Кондитерская».

Блок «Мастерская» предполагает использование такого оборудования как винты, шурупы, гайки, проволока разной толщины и мягкости, цветные пробки, прищепки, коктейльные трубочки, большие цветные крышки, контейнеры от шоколадных яиц, канцелярские скрепки, кнопки, жетоны и прочее. Сюжетно-ролевые игры, которые мы организуем с данным оборудованием следующие: «Гараж», «Папины помощники», «Ремонтная мастерская» и т. п.

Блок «Умницы и умники» включает следующее нестандартное оборудование: пипетки, песочные часы, магниты, природные материалы (береста, ракушечник, шишки, галька, цветные аквариумные камушки, ореховая скорлупа), гуашь для окрашивания воды, ламинированные образцы с цветными предметами, для работы с пипетками, бассейн для воды (80х80 см), сачки разной величины, силиконовые прихватки в виде животных, силиконовые подставки под посуду в форме сотов и многое другое. С данным оборудованием также можно организовать интересные сюжетно-ролевые игры: «Ученые», «Исследовательская лаборатория». Кроме того, данное оборудование подходит для проведения детьми опытов, а природные материалы мы также используем в продуктивных видах деятельности: выкладывание картин, аппликаций, поделки и т.д.

Работу по развитию мелкой моторик рук у своих воспитанников провожу регулярно, систематически. Необходимо отметить, что результаты работы в данном направлении приносят свои плоды. Мониторинг развития моторных навыков у детей комбинированной группы за два года, показывает, что уровень развития мелкой моторики у моих воспитанников, увеличился после первого год

Кроме того, серьезно повысились показатели усидчивости, произвольности психических процессов, устойчивости внимания, словесно-логического мышления, расширилась общая информативность детей в сюжетно-ролевой игре и, что наиболее показательно, значительно улучшились речевые показатели: повысился словарный запас, грамотность употребления различных слов и построения предложений, умение составлять рассказ. Данные результаты говорят о высокой эффективности использования нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников в сюжетно-ролевой игре, что и доказано моей педагогической практикой работы с детьми, имеющими серьёзные нарушения речи.

Свою многолетнюю практику по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи я представляла на муниципальных методических объединениях. Кроме того, я систематизировала свой теоретический и практический опыт в методическом пособии «Игры для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму с использованием нестандартного оборудования».

Список использованной литературы:

1. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М., 2001.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.
4. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд. 2-е. – Ростов на/ Д., 2003.
6. Навицкая О. П., Ум на кончиках пальцев. – М., 2006.

Автор:

О. А. Федорова —  воспитатель высшей категории в группе комбинированной направленности МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
г. Елизово, Камчатский край

Источник: 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070

 

Все статьи

Развитие мелкой моторики у детей — игры для ребенка в любом возрасте

Молодые родители, изучающие критерии развитии здорового ребенка, признанные нормой для того или иного возраста, неизменно сталкиваются с вопросом — как в игровой, увлекательной форме помочь ребенку развить мелкую моторику рук. Наряду с речевыми и двигательными навыками мелкая моторика служит «мостиком», связывающим ребенка вначале с окружающим микромиром, затем — с социумом.

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

Речь идет о точной слаженной деятельности пальчиков и всей детской ручки, управляемой нервной системой, мозгом, органами зрения. Иначе говоря, это навык манипулирования маленькими предметами посредством только мелких мышц конечностей.
С первых дней жизни малыша ему предстоит развивать не только крупную моторику — учиться ходить, прыгать, поворачиваться, но и сенсорику — открывать для себя тактильность, зрение, вкус, слух. Одновременно малыш осваивает мелкую моторику, знакомясь с окружающими предметами посредством кончиков пальцев.
Первые навыки развиваются по следующей цепочке:

  • через расположенные на кончиках пальцев многочисленные нервные окончания информация о предметах поступает в головной мозг ребенка в виде импульсов;
  • полученная информация подкрепляется зрительными, слуховыми, обонятельными сигналами;
  • собранные воедино сигналы преобразуются в сознании малыша в предметное знание или представление.

Вслед за совершенствованием навыков мелкой моторики развиваются способности ребенка к чтению, рисованию, письму, логическому мышлению.

Взяв на себя руководство по последовательному непрерывному обучению малыша работе руками, родители стимулируют как его первые шаги к самообслуживанию, так и память, адекватное восприятие окружающего мира, способность к вниманию и сосредоточению, провоцируют любознательность и стремление систематизировать знания.

Последовательность развития моторных навыков

С первых дней жизни малыш стремится развлечь себя ловкостью пальчиков: рассматривает их, сжимает и разжимает, захватывает игрушку, понравившийся предмет. В 3 года «маячком» взросления моторики становится способность управиться с карандашом, в 6 — умение выводить буквы.
Тонкую моторику, иначе говоря, развитие детских пальчиков, нельзя пускать на самотек. Иногда родители полагают, что достаточно окружить ребенка небольшими игрушками, которые он освоит самостоятельно, произвольно тренируя мышцы кисти. Однако опытные педагоги и психологи советуют приобретать профильные развивающие игрушки, которые не просто поражают красочностью и обилием звуков, а развивают ловкость пальцев и кистей рук, требуют повторения движений, необходимых для коммуникации и обучения.

Младший дошкольный возраст — этап, когда формируется диапазон обучаемости малыша.О слабом развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста свидетельствуют следующие особенности:

  • отсутствие навыков рисования, лепки, складывания пазлов и миниатюрных конструкторов;
  • неспособность принять темп изложения материала в старшей группе в детском саду;
  • невосприятие нового материала;
  • трудности в овладении чтением;
  • неумение чертить прямые линии, воспроизводить показанные цифры и буквы;
  • трудности с созданием композиционного цветного рисунка.

Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой начинают говорить позже своих сверстников: это первый тревожный сигнал, свидетельствующий о необходимости игровых программ с использованием профильных игрушек и игр, которые развивают координацию и мелкие мышцы конечностей.

Методы и игры для интенсивной разработки конечностей

Способы развития мелкой моторики различаются сообразно возрасту малышей и детей дошкольного возраста.
Аксиома — дети предусмотрительных родителей выполняют упражнения, тренирующие тонкие мышцы, с самого рождения. Это всевозможные игры с акцентом на тактильность, а также:

  • домашний массаж кистей и пальцев;
  • игры с подручным материалом, который несложно собрать дома: крупными бусами, объемными пуговицами, стеклянными и натуральными камешками;
  • выполнение пальчиковой гимнастики, в том числе, игры с пальчиковыми куклами;
  • штрихование карандашом;
  • лепка из пластилина и теста.

Трехлетнего малыша несложно заинтересовать конструктором с крупными элементами, большими пазлами, пальчиковыми красками, альбомами раскрасок, созданием аппликаций с использованием безопасных ножниц.
Сегодня в продаже есть целые игровые комбинаты, предназначенные для чередования развивающих занятий, в первую очередь — домашние песочницы с подсветкой, комплектами цветного песка и мобильной столешницей-крышкой для рисования и сбора композиций из конструктора.
Стоимость таких многофункциональных песочниц доступная, дизайн ориентирован на оформление детской комнаты, а безопасность игры с песком, вкупе с простотой уборки, не вызывает нареканий родителей.

Приобретать подобные приспособления можно уже годовалым детям — при условии активного участия родителей в возне с разноцветным песком, что, впрочем, мамам и папам очень нравится, занятия с цветным песком вызывают положительные эмоции и позволяют настроить ребенка на спокойный лад.
Однако прежде чем приобрести конструкторы, пазлы, домашнюю песочницу, следует подготовить ручки ребенка с знакомству с игровыми предметами.

Развиваем мелкую моторику рук у детей с использованием подручных средств

Прежде, чем в арсенале малыша появятся пальчиковые краски и кинетический песок, следует потренировать тактильность ручек специальными массажными упражнениями.
Алгоритм массажа кистей и пальчиков малыша прост, непродолжителен, заняться им родители могут в любое время. Важно лишь следить за реакцией малыша: тактильное воздействие должно ему нравится. Если ребенок закапризничал, попытался убрать ручки, — массаж лучше прервать.

Комплекс гимнастики для ручек малыша состоит из простейших упражнений:

  • нежно и медленно потягиваем пальчики малыша;
  • поочередно поглаживаем каждый пальчик;
  • совершаем круговые движения каждым пальчиком по отдельности в одну сторону, затем в другую;
  • массируем ладошку, затем тыльную сторону;
  • постукиваем собственным пальцем по ладошке малыша, надавливаем на нее, загибаем и разгибаем детские пальчики.

Упражнения предлагаются малышу не сразу, а постепенно, с добавлением нового упражнения в перечисленной последовательности с интервалом в месяц.
Несмотря на появление в детских магазинах всевозможных массажеров для игр, можно обходиться домашними средствами для развития тактильности пальцев: неровными мягкими мячиками, грецкими орехами, каштанами и желудями, мешочками с крупами разного объема. Хорошо, если мешочков несколько и они изготовлены из разных текстильных фактур, – гладких, с ворсинкой.

Когда пальчики окрепнут для самостоятельного захвата и перемещения предметов, знакомим его с многообразием занятий с предметами. Орехи, желуди, катушки из-под ниток можно катать не только по столу, но и между ладонями, смещать от кончиков пальцев к локтю, по тыльной стороне кисти.
Тактильное удовольствие малыша от таких действий безгранично, особенно, когда он еще не активен в ползании и ходьбе, потому вынужден находить новые развлечения на ограниченном пространстве.

Грамотные покупки: что следует приобретать малышу для развития мелкой моторики

Сегодня магазины игрушек и развивающих игр соревнуются в изобилии ассортимента. Психологи и медики рекомендуют приобретать возрастные игрушки, предназначенные как для разнообразия досуга малыша, так и для тренировки мелких мышц конечностей.

В первую очередь мы рекомендуем:

  • для детей возрастом 1-2 лет: пальчиковые игры и краски, мягкие игрушки для валяния, тесто для лепки, сортеры и пирамидки, аппликационные пазлы из гибких резиновых составов;
  • 2-3 года: кубики, пластилин, лего из крупных элементов, сборные комплекты для создания композиций из безопасных элементов, соединенных шнуровкой либо собранных в рамку-каркас, наборы для игр с водой; машинки и куклы — объемные, с деталями, которые можно прикрутить, снять либо расстегнуть;
  • 4-5 лет: цветные карандаши, готовые наборы для аппликаций и оригами, песочница для игр с кинетическим песком;
  • 6-7 лет: мелкая мозаика, конструкторы с большим количеством миниатюрных деталей.

 

Своеобразными дополнительными «тренажерами» могут стать коробки с плотно закрывающими пластиковыми крышками.

Как правило, картонные упаковки конструкторов, мозаик, пазлов, материалов для творчества быстро приходят в негодность. Предложив ребенку в качестве контейнеров для хранения боксы для ланча и даже ведерки из-под продуктов, вы поставите его перед необходимостью регулярно «отстегивать» тугую крышку, чтобы достать игру, и тем самым разрабатывать пальчики.

Домашняя песочница для кинетического песка — лидер родительских симпатий

Лучшие развивающие игры для детей — универсальные. Это означает разновекторную направленность игрового материала, соприкосновение с которым вызывает положительные тактильные и зрительные эмоции, предоставляет возможность построения сюжета игры, провоцирует воображение. Важна и вовлеченность в игру родителей, которые не отбывают повинность, играя с крохой, а получают глубинное медитативное удовольствие, — такое же, как от вязания или рыбалки.
Пример такого игрового материала — кинетический песок. Швейцарская разработка представлена в магазинах как оригинальными комплектами, так и российскими аналогами. Кинетический песок изготовлен из кварцевого песка и мельчайшего силикона и тождественен по свойстам песку из дворовой песочницы, — с той разницей, что играть с ним можно дома, без риска намусорить и испачкаться, с возможностью варьировать игры.

Домашняя песочница для игр с таким материалом служит одновременно партой с грифельной столешницей, мобильным письменным столом с выдвижными коробами для хранения игрушек и принадлежностей, собственно песочницей с подсветкой.
Стоимость песочницы варьируется в зависимости от ее дополнительного фукционала. Наборы песка представлены в разных объемах и палитрах.

Пушистый, рыхлый песок приятен на ощупь. Вариантов игр с песком множество:

  • пальчиковое рисование;
  • сюжетные квесты с использованием небольших кукол и машинок, созданием карт, поиском кладов, составлением похожих композиций с небольшими отличиями;
  • строительство и лепка: благодаря специфики волокон песка созданные фигурки и здания устойчивы и сохраняют форму.

Играть с песком можно любым составом: малыш, малыш и взрослый, с другом, с группой детей. Новый песок в большем объеме можно приобрести в процессе взросления малыша, когда в доме появляются товарищи по играм.

пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет

Согласно многочисленным исследованиям именно пальчиковые игры, то есть развитие мелкой моторки, способствуют тому, насколько быстро ребенок начнет говорить. Когда начинать в них играть и как подстраивать игру под взрослеющего малыша, рассказывает Я – Родитель.

Почему пальчиковые игры так важны?

Дело в том, что на ладони, особенно на пальцах, расположено множество нервных центров, которые связаны с речевым и интеллектуальным развитием. Поэтому разработка руки, начиная с простого поглаживания, загибания пальчиков и заканчивая собственно играми – выполнением слаженных действий пальчиками под рифмованный стишок, – так важны для своевременного овладения необходимыми навыками.

Кроме того, как вы скоро убедитесь, это простой способ весело и интересно провести время со своим ребенком в любой момент: в промежутке между домашними делами, по дороге в общественном транспорте, укладывая дитя спать. С другой стороны, пальчиковая игра – хороший способ отвлечь ребенка от капризов, быстро переключить его внимание.

Что представляют собой пальчиковые игры?

Хотя сенсационный вывод насчет безусловной пользы мелкой моторики сделали современные ученые, на самом деле, практика пальчиковых игр уже давно существует в нашей культуре: всем известные «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» – это, собственно, и есть те самые пальчиковые игры. Так что вы их хорошо знаете и, скорее всего, уже играли так со своим малышом.

Пальчиковая игра – это одновременное произнесение народных потешек, частушек или других детских стишков и «манипуляции» с ручками ребенка:

У кошки – котенок (по очереди загибаем ребенку пальчики на ручке),
У утки – утенок,
У коровки – теленок,
У собачки – щенок,
А у мамочки – сынок! (или – а у мамочки есть дочка! – показываем на малыша)

Примеры пальчиковых игр для разного возраста

Пальчиковые игры для детей от 4–5 месяцев

Включение пальчиковых игр в занятия с малышом, конечно же, напрямую связано с его возрастом. До четырех–пяти месяцев пальчиковых игры – это, по сути, простой массаж пальчиков, поглаживание, распрямление пальчиков.

Пальчиковые игры для детей от 6 месяцев

Начиная с полугода уже можно включать в свой арсенал более сложные игры. Например, проведите пальцем по ладошке ребенка, загибая его пальчики.

Одновременно можно приговаривать вот такой стишок:

Мальчик-пальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
В лес ходил,
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел,
Песни пел да плясал,
Родных братьев потешал.

Пальчиковые игры для детей от 9 месяцев

Чем старше становится малыш, тем больше становится диапазон понятий, с которыми его можно знакомить путем пальчиковых игр. А, проще говоря, читая ребенку различные стишки и одновременно с этим делая простые движения ручками.

В период от полугода до года путем пальчиковых игр знакомим ребенка с разными жизненными явлениями, к примеру, с названиями животных или с названиями частей тела:

Туки-туки-туки-туки,
Застучали молотки (малыш бьет ручками по столу),
Застучали молотки,
Заиграли локотки (показывает локотки):
Тук-ток, тук-ток,
Скоро Ванечке годок (произносим имя ребенка).

В ходе занятий пальчиковыми играми ребенок будет все больше и больше совершенствовать свои навыки: к примеру, вначале ему будет сложно делать движения пальчиками отдельно – показать два или три пальчика, а затем рука станет гибче, менее напряженной.

Некоторым родителям хочется, чтобы их дитя сразу достигало больших успехов. Пальчиковые игры – потому и игры, что хорошо, когда и родитель относится к ним, как к игре. Тогда и обучение проходит ненавязчиво, проще, и, в конечном счете, эффективнее.

Пальчиковые игры для детей от 1 года

Если вначале мы вместе с крохой просто загибаем и разгибаем пальчики, хлопаем в ладоши, стучим по столу, то подрастающему малышу можно предлагать игры посложнее, скорее, напоминающие начало танца, где надо изображать более сложные движения:

Тоню тяну (ребенок тянет),
Рыбу ловлю.
В кошель кладу (показывает, как кладет),
Домой несу:
Щурки и кучки,
Плотички и полички (загибаем пальчики).
Один ершок –
Да и тот в горшок (загибаем большой палец).
Щей наварю (показать, как варит),
Николая накормлю (подставляем имя ребенка).

Использование дополнительных материалов

Пальчиковые игры представляют собой только часть занятий по развитию мелкой моторики. Поэтому в более широком смысле специалисты считают пальчиковыми играми не только игры с участием движений рук, но и игры, где есть дополнительные материалы, развивающие точечный захват.

В полгода можно предлагать малышу собирать хлебные крошки, играть на ударных музыкальных инструментах (например, на ксилофоне), складывать кубики и шарики в пустую емкость. Примеры подобных игр мы приводим в нашей рубрике «Развивающие игры с детьми» для малышей разного возраста.

В ходе пальчиковой игры ребенок одновременно запоминает стихотворение, привыкает к ритму и совершает действия руками. Если вы будете уделять этому занятию достаточно времени, то через некоторый период кроха сможет вместе с вами произносить отдельные слова и фразы из стихотворения.

Наталья Нарышкина

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.

Пройти тест

6 занятий для детей по развитию мелкой моторики | Разобрался

Пластилин и замазка часто используются как часть тяжелого рабочего компонента сенсорной диеты. Они также могут помочь улучшить мелкую моторику ребенка. Поощряйте ребенка сжимать, растягивать, ущипнуть и катать «змей» или «червяков» с помощью игровой глины. Вы даже можете попросить своего ребенка попробовать вырезать пластилин ножницами. (Узнайте, как сделать три типа сенсорно-приятной слизи, включая замазку.)

Различные виды рисования могут помочь вашему ребенку улучшить зрительно-моторную координацию и ловкость рук.Рисование пальцами дает детям возможность использовать свои руки — и испачкаться. Рисование кистью помогает детям научиться держать кисть и получить больший контроль, используя ее в качестве инструмента. (Наборы для рисования по номерам отлично подходят для рисования кистью.) Чтобы добавить немного чувственной игры к миксу, вы даже можете попробовать рисование царапинами и запахом.

Новая чистая губка, немного воды и две миски — все, что вам нужно для другого занятия, чтобы развить мелкую моторику. Наполните миску водой, а другую оставьте пустой. Ваш ребенок может смочить губку в воде, а затем выдавить губку в другую миску.Это простая игра, которая может укрепить руки и предплечья. Если вы отрезаете кубик губки и у вас есть небольшая классная доска и немного мела, вы также можете выполнить мультисенсорное упражнение «Мокрый-сухой-попробуйте».

Разделите горсть сырого риса на две пластиковые миски и приготовьте пустую миску. Дайте ребенку небольшой пластиковый пинцет и возьмите себе пару. Затем поспешите посмотреть, кто первым переложит рис в пустую миску с помощью пинцета. Если ваш ребенок борется из-за слишком маленького размера рисовых зерен, вы можете начать с О-образных хлопьев или бусинок пони.

Наполните чашку водой примерно на четверть. Дайте ребенку пустую чашку и пипетку или чистый шприц для лекарства. Попросите ребенка попытаться перелить воду из одной чашки в другую, набирая воду в капельницу или шприц, а затем капая или брызгая ее в пустую чашку. Вы также можете дать ребенку больше чашек, добавить в воду пищевой краситель и провести эксперимент по смешиванию цветов.

6. Садоводство и озеленение

Рытье и садоводство могут показаться действиями, более подходящими для развития крупной моторики, но есть части, требующие меньшего мышечного контроля.Например, перенос саженцев в сад требует навыков координации движений рук и глаз, чтобы безопасно перенести меньшее растение к новой лунке. Вашему ребенку также необходимо уметь хвататься за лопатку, чтобы копать, и хватать клешни, когда собирает семена для посадки.

Рецепт самодельной съедобной краски для пальцев


Сегодня мы сделали самодельную раскраску для пальцев и очень повеселились, когда наша небольшая группа мам и малышей с младенцами в возрасте 6 месяцев принимала участие в акции! Он полностью съедобен (хотя и не так вкусен!) И совершенно нетоксичен, а самое приятное то, что его так легко приготовить, и он прослужит долго!

Это рецепт (я погуглил несколько, нашел общий знаменатель и пошел оттуда):
* 2 стакана кукурузной муки (думаю, кукурузный крахмал в США)
* 1 стакан холодной воды
* 4.5 стаканов кипятка
* Краситель пищевой

Метод:
Смешайте кукурузный крахмал с холодной водой и перемешайте. Влейте кипяток и помешивайте между каждой чашкой. Это выглядит очень странно (вы в основном смешиваете горячую жирную замазку), но продолжайте помешивать, и кажется, что она буквально «тает» в чудесную консистенцию, похожую на заварной крем. Затем мы разделили его на отдельные банки для варенья перед добавлением красок, но вы можете делать это как хотите, и это этап для добавления цвета.

Отредактировано для добавления:
Некоторые люди обнаружили, что краска остается жидкой и не загустевает должным образом.Я понятия не имею, почему это должно быть, но у меня есть два возможных решения, основанных на замечательных комментаторах ниже!

1. Попробуйте просто добавить еще 1 стакан кукурузного крахмала / крахмала и посмотрите, поможет ли это сделать его более густым.
2. Попробуйте смешать краску в сковороде на среднем огне, а не просто в миске, так как это поможет смешать краску.

Всегда неприятно публиковать рецепты, которые отлично работают, когда вы пробуете их сами, но по какой-то причине не подходят для всех! Я могу только предположить, что дело в небольшом изменении используемых ингредиентов и, возможно, в том, как соблюдаются инструкции.Попробуйте, потому что это ПРЕКРАСНЫЙ материал! Спасибо 🙂

C помогла мне разлить это по банкам, и ей очень понравилась каждая минута всего процесса!

Я добавил немного красок в каждую банку, а затем мы смешали их между собой.

При сведении они выглядели просто потрясающе!

А готовые краски выглядят как маленькое произведение искусства 🙂 Слишком хороши для рисования… но не совсем.

Все выстроились и готовы к действию. Я добавил несколько толстых кистей для малышей, но ожидал, что младенцы будут использовать свои пальцы.Казалось, они прекрасно это понимали 🙂

Мальчику 6 месяцев, и это его первая маленькая картина. Мы не были уверены, насколько он впечатлен!

Дети застревают, а еще пара ползает по полу, ожидая своей очереди!

Это больше похоже на то, малыш, мальчик, давай пальцами и хорошенько разжми его!

Это было немного похоже на рисование цветным восковым кремом! Очень странно, но очень приятно на ощупь!

K экспериментирует с двойной окраской.

Дж — настоящий кит времени!

Большой мальчик N умеет правильно рисовать!

Кому-то достались все «ее» краски чуть-чуть. «Dey Mines!»

А потом мы представили съедобную краску для пальцев № 2! Шоколадно-клубничные смеси для пудинга Angel Delight (хотя на самом деле это была линейка Sainsbury’s Basics по 7 пенсов за штуку!) Мы просто смешали порошок с молоком и взбивали, пока он не стал прекрасным и густым, а затем положили на стол, чтобы они прикоснулись к ним, и добавили к ним. картины.Добавки пищевого красителя не было, но тем не менее везде красивый коричневый шоколадный беспорядок

Бэби Джей очень заинтересовался шоколадным пудингом! Кто может его винить ?!

При изучении важно использовать ВСЕ чувства! Ням ням!

И Си немного пометил вилкой красивый, толстый, мутный беспорядок.

Маленькая Поп нашла кисть очень вкусной, и ей тоже хватило краски для пудинга.

Общий вердикт? Очень легко приготовить и получить очень хорошие результаты с точки зрения текстуры и консистенции.Приятно знать, что он нетоксичен и съедобен, поэтому безопасен даже для очень аккуратных. Цвета довольно светлые и поэтому не выделяются жирным шрифтом на бумаге, но я уверен, что вы использовали гораздо больше цветов, которые можно было бы исправить. Краска густая и гелеобразная, поэтому сохнет долго, но когда она высыхает, она дает великолепный, почти трехмерный эффект на бумаге! Я закрыл наши банки с джемом крышками и попробую поставить их в холодильник, чтобы посмотреть, сколько они продержатся. Надеюсь, муженек по ошибке не выложил их на тосте!

Это задание подходит для:
* с участием детей всех возрастов
* творчества и самовыражения
* использования пальцев и инструментов для нанесения отметок
* исследования органов чувств и открытия новых структур
* знания и понимания мира: следование рецепт, смешивание и перемешивание, комбинирование материалов и смешивание цветов
* грубая и мелкая моторика (смешивание цветов в краске было тяжелой работой!)

У нас есть еще один рецепт самодельной краски, которым мы поделимся завтра! Наслаждайтесь беспорядком, творчеством и весельем!

Tape Resist Art — Дерево воображения

, Анна Рэнсон

Сегодняшняя тематическая статья написана талантливым Рупа из Putti Prapancha! Наслаждаться!



Tape Resist Art — одна из моих любимых художественных техник, где она полностью основана на процессе, но каждый раз продукт получается красивым и уникальным !!! Мы даже использовали это в качестве праздничного мероприятия во время дня рождения моей дочери 3 -го -го года, и все дети рисовали сногсшибательно.Это тоже был отличный ответный подарок.

Материалы

  • Плотная картонная бумага или растянутый холст
  • Малярная лента
  • Ножницы для детей
  • Краска (подойдет любой вид, в зависимости от возраста вашего ребенка, используйте моющуюся темпера, акрил, акварель и даже краску для пальцев)
  • Кисти для рисования
  • Газеты для защиты рабочего места

Инструкции

Во-первых, я раскладываю газеты по нашему рабочему месту.А затем позвольте моей дочери создать узор на картоне с помощью малярной ленты. Маленьким детям может потребоваться помощь в разрезании ленты. Отрежьте для них кусочки нужной длины, а затем они смогут приклеить их к картону, как захотят. Кусочки тесьмы по всей длине или переплетение крест-накрест, или параллельные линии, или даже их инициалы в зависимости от возраста и желания ребенка. Моя дочь любит делать комнаты или окна, как она их называет.

Когда дизайн ленты закончен, мы прижали ленту пальцами, чтобы края плотно прилегали к картону.

Позже она занялась рисованием….

Ей нравилось красить каждое окно в свой цвет. Это занятие идеально подойдет самым маленьким детям, даже тем, кто просто любит размазывать краску мизинцами.

Это ее законченная сушка картины….

Даем картине полностью высохнуть в течение ночи. Затем медленно подтянула ленту, чтобы показать созданный ею дизайн резистивной ленты.Это очень захватывающее! Вот ее шедевр сопротивления ленты !!!

При рисовании на картоне будьте осторожны, снимая ленту, и имейте в виду, что карта может порваться в некоторых местах. Растянутый холст работает лучше, но я оставляю его только для особых случаев, люблю делать подарки.

Это картина моей дочери с вечеринки по случаю ее дня рождения в прошлом году.

Мы проделывали это много раз с помощью цветных карандашей и маркеров. Я люблю цветные карандаши или фломастеры, потому что в этом случае мне не нужно находиться рядом с моей дочерью (хотя я люблю смотреть, как она рисует / рисует), наблюдая за происшествиями с пролитой краской.И эти каракули маркером получаются красиво.

Она также сделала ленту, сопротивляющуюся радуге.

Каждый шаг в этом упражнении увлекателен: наклеивание липкой ленты, рисование любыми цветами по вашему выбору, а затем снятие ленты, чтобы увидеть, что вы создали. Он делает отличные подарки и / или настенное искусство















Рупа пишет об искусстве и творчестве со своей прекрасной дочерью Путти в Putti Prapancha.Загляните в ее блог, чтобы найти больше замечательных идей сегодня!

Из рубрики: Искусство и ремесло, Творчество, Рисование, Живопись, Радуга, Липкая лента

Навыки тонкой моторики — Набор инструментов OT

Прочтите, чтобы узнать об идеях по развитию мелкой моторики и мелкой моторики для детей.


Мелкая моторика необходима для выполнения каждого задания, которое ребенок выполняет. От игры к почерку, к управлению застежками на одежде и раскрашиванию; Навыки мелкой моторики необходимы и являются областью дефекта для многих детей.Двигательные навыки, такие как хватание клешнями и сила рук, необходимы для развития ребенка и способности использовать руки для небольших двигательных движений.



Мелкая моторика, которой мы делимся в приведенных ниже творческих упражнениях, — это одни из наших любимых способов игры! Эта страница — огромный ресурс забавных способов играть и учиться, работая над мелкой моторикой. Большинство занятий здесь легко подготовить с использованием переработанных материалов или предметов, которые вы можете найти в доме. Трудотерапевты могут использовать эти занятия в лечении, а родители могут выполнять эти проекты дома, чтобы провести время в тишине или развить навыки развития. Почти каждое упражнение, которое вы видите здесь, содержит информацию о развитии и объяснения того, какие навыки ваш ребенок будет развивать с помощью этих упражнений. Я люблю обсуждать основы игровой деятельности и то, почему она помогает в развитии навыков и функциональных задач, таких как почерк, навыки ножниц, одевание и завязывание обуви. Все эти задачи требуют от ребенка мелкой моторики.Такие навыки, как двусторонняя координация рук, разгибание запястья, общая сила захвата, захват клешнями, открытая перепонка большого пальца и разделение сторон кисти — это лишь несколько примеров мелкой моторики, которые необходимы для функционального развития и эффективного манипулирования мышцами. инструменты.


Добавьте эти занятия мелкой моторикой в ​​свой набор терапевтических инструментов:


Эта страница будет часто обновляться, но не всегда легко добавлять новые ссылки на ежедневной (или даже еженедельной!) Основе.Часто останавливайтесь и проверяйте новые идеи. Присоединяйтесь к нам в еженедельной беседе, подписавшись на рассылку новостей. Вы найдете поле для регистрации внизу этого сайта.

Упражнения для развития мелкой моторики для детей

Щелкните вокруг, чтобы развлечься и научиться мелкой моторики. Внизу этого поста вы найдете мелкую моторику, отсортированную по категориям.

Более мелкая моторика

Еще более мелкая моторика:

Создайте свой собственный гоночный трек
Spring Sensory Seek and Find
Sensory Soup with Fine Motor Sorting
Fine Motor Strength with Color Match
Cereal Box Activity Fine Motor Coordination Activity
DIY Lacing Cards
Manipizing Coin Fine Motor Skills
Best Fine Motor Play Ideas for Fine Motor Play Ideas for Fine Motor Play Ideas for Дети
Захват для штатива с очистителями труб
Текстурированный крем для бритья Изоляция пальцев
Ремесло для осведомления о снежинках из помпона
Зачерпание слова
Удар футболки для гольфа
Штифты для прищипывания пчелиного меда
Приглашение вычерпать и налить
Весенний тематический пресс для лепки
Покраска снега в помещении , черпание, смешивание
Paint Baggie Letter Formation
Light Bright Fun

Нужна конкретика? Мелкая моторика необходима для самостоятельности в почерке, и навыках работы ножницами.

Почерк и мелкая моторика

Узнайте больше о мелкой моторике и их влиянии на почерк.

Мелкая моторика очень важна в классе и может повлиять на обучение. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с этим ресурсом по мелкой моторике, необходимой в классе.

Вот ресурс по скорописному письму, большая часть которого требует владения карандашом, манипуляций руками и моторного планирования мелких моторных движений для формирования букв.Хотя есть свидетельства того, что рукописный почерк является более эффективной и функциональной формой письменной работы у ребенка с дисграфией или другими проблемами почерка, для скорописного письма необходим компонент мелкой моторики.

Навыки работы с ножницами и почерк

Как эрготерапевт, работа над ножницами с детьми — одна из моих любимых целей. Есть много способов проявить творческий подход, изменив бумагу, линии и ножницы. Мелкая моторика, которая воздействует на мышцы и ловкость, необходимые для использования ножниц, тоже доставляет удовольствие! Остановитесь, как только мы все время добавляем новые занятия.

Мелкая моторика в зависимости от области навыков:

Мелкая моторика — Развитие чувства ребенка

Что такое мелкая моторика?

При мелкой моторике задействуются меньшие мышцы рук, например, при застегивании пуговиц, открытии ланч-боксов или использовании карандашей или ножниц. Эффективность мелкой моторики существенно влияет на качество результата и скорость выполнения задачи.Эффективная мелкая моторика требует одновременного использования ряда независимых навыков для надлежащего манипулирования объектом или выполнения задачи.

Почему важны мелкая моторика?

Мелкая моторика важна для выполнения повседневных навыков, таких как задачи по уходу за собой (например, застегивание одежды, открытие ланч-боксов, чистка зубов, использование столовых приборов) и академических навыков (например, навыки рисования, письма и раскрашивания карандашом, а также вырезания и наклеивания) .Без способности выполнять эти повседневные задачи может пострадать самооценка ребенка и ухудшиться его успеваемость. Они также могут быть неспособны развить соответствующую независимость в жизненных навыках (например, одеваться и кормиться).

Какие строительные блоки необходимы для развития мелкой моторики?
  • Двусторонняя интеграция: Использование двух рук вместе с одной рукой (например, открывание крышки банки рукой, в то время как другая рука помогает, стабилизируя банку).
  • Пересечение средней линии: Способность пересекать воображаемую линию, идущую от носа ребенка до таза, которая разделяет тело на левую и правую стороны.
  • Сила рук и пальцев: Способность оказывать силу против сопротивления с помощью рук и пальцев, что обеспечивает необходимую мышечную силу для контролируемого движения.
  • Координация рук и глаз: Способность обрабатывать информацию, полученную от глаз, для управления, направления и направления рук при выполнении такой задачи, как почерк.
  • Доминирование рук: Последовательное использование одной (обычно одной и той же) руки для выполнения задач, что позволяет развивать усовершенствованные навыки.
  • Разделение руки: Использование только большого, указательного и среднего пальцев для манипуляций, оставляя четвертый и мизинец в ладони, не участвуя, но обеспечивая устойчивость для остальных 3 пальцев.
  • Управление объектами: Способность умело манипулировать инструментами (например, способность держать и перемещать карандаши и ножницы с контролем) и контролируемое использование повседневных инструментов, таких как зубная щетка, щетка для волос и столовые приборы.
  • Осведомленность о теле (проприоцепция): Информация, которую мозг получает от наших мышц и суставов, чтобы заставить нас осознавать положение и движения тела, чтобы мы могли точно контролировать свои движения.

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с мелкой моторикой?

Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, он может:

  • Иметь неудобные или незрелые для своего возраста ручки карандаша.
  • Иметь беспорядочные, медленные или трудоемкие навыки рисования, раскрашивания или письма.
  • Быстрая утомляемость при наборе текста или использовании мыши на компьютере.
  • Испытываете трудности (или добиваетесь беспорядочного / прерывистого результата) при использовании ножниц.
  • Имеют трудности с выполнением точных манипуляций (например, застегивания пуговиц, заправки ниток или завязывания шнурков).
  • Не любит задачи на точную координацию рук и глаз (например, строительство).
  • Имеют трудности с самостоятельным выполнением соответствующих возрасту задач по уходу за собой.
  • Имеют трудности с освоением новых задач мелкой моторики.
  • Легко шинает при выполнении мелкой моторики.

Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка проблемы с мелкой моторикой?

Когда у ребенка проблемы с мелкой моторикой, у него также могут быть трудности с:

  • Поведение: Они могут избегать или отказываться от выполнения задач, связанных с мелкой моторикой.
  • Разочарование с точными задачами координации глаз и рук.
  • Избегание этих задач: Предпочтение, чтобы другие выполняли мелкую моторику за них под их руководством, а не на самом деле делать себя (например,грамм. «Папа, нарисуй мне дом», или «Построй мне ракету», с отказом сделать это самим).
  • Обладает академическими способностями: Обладает высокими навыками устной речи, но с трудом демонстрирует это на бумаге (например, писать, рисовать или раскрашивать).
  • Самоуважение: , когда они сравнивают свои собственные навыки с навыками своих сверстников.
  • Академическая успеваемость: Легкость, с которой студент может выполнять академические задания.
  • Компьютерные навыки: Умение грамотно использовать компьютер для решения учебных задач.

Что можно сделать для улучшения мелкой моторики?
  • Доминирование руки: Определите, какая рука является доминирующей, и закрепите ее более частое использование при выполнении точных задач.
  • Двусторонняя интеграция: Практикуйтесь, используя обе руки для выполнения задач, а не только одну (например, используйте «делающую руку», чтобы разместить блок, и «руку помощи», чтобы устойчиво удерживать конструкцию из блока).
  • Изоляция пальцев: Практикуйтесь в задачах, в которых используется только один или два пальца, а не все пальцы одновременно (например,грамм. «Тыкающие» игры).
  • Сила рук и пальцев: Повысьте силу пальцев, используя колышки и / или зажимы в игре.
  • Опыт: Поощряйте удовольствие от участия в деятельности вместо того, чтобы сосредотачиваться на «успешном» результате (например, вознаграждайте карандашом за попытку бумаги, а не на то, действительно ли рисунок похож на машину или дом).

Какие занятия могут помочь улучшить мелкую моторику?
  • Заправка ниток и шнуровка: со шнурками и бусинами разных размеров.
  • Щипцы или соковыжималки для пакетиков: для сбора предметов (например, положить шарики в мраморный лабиринт).
  • Игры с манипуляциями: , такие как «Подними палки» и «Соединяй 4».
  • Play-doh: Использование пальцев, а не рук в целом; работать с пластилином в воздухе, а не на столе.
  • Конструкция: , требующая толкания и тяги пальцами (например, «Mobilo», «K’nex» или «Lego»).
  • Хранение строительных материалов в банках с завинчивающимися крышками, которые необходимо открывать и закрывать по мере необходимости и при упаковке.
  • Ремесло: Делайте вещи из старых коробок, картонных коробок для яиц, шерсти, бумаги и липкой ленты.

Зачем мне обращаться за терапией, если я замечаю у ребенка проблемы с мелкой моторикой?

Лечебное вмешательство для ребенка с нарушением мелкой моторики важно для:

  • Повысьте свои способности и настойчивость в выполнении мелкой моторики, которая необходима для академических, игровых и жизненных навыков.
  • Повышение готовности к школе и успеваемости: навыки раскрашивания, рисования, письма, вырезания и вставки.
  • Помогите моему ребенку развить соответствующее возрасту мастерство в выполнении задач по уходу за собой, таких как застегивание пуговиц и молний, ​​открытие коробок для завтрака, завязывание шнурков для обуви.
  • Не допускайте, чтобы мой ребенок отвлекался от академической среды из-за трудностей с выполнением мелкой моторики (например, письма, вырезания, рисования).
  • Избегайте разочарований, которые испытывают родители, учителя и дети, когда ребенок изо всех сил пытается оставаться вовлеченным в академическую деятельность.
  • Помогает поддерживать и развивать позитивное чувство благополучия, связанное с уверенностью в школе, а также с мелкой моторикой игры со сверстниками.
  • Убедитесь, что мой ребенок не отстает от своих сверстников в развитии почерка, поскольку это частая причина низкой успеваемости.

К чему могут привести проблемы с мелкой моторикой, если их не лечить?

Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, у него также могут быть трудности с:

  • Соответствие академическим критериям из-за плохого почерка и / или быстрой физической усталости.
  • Освоение письма, которое замедляет написание и усиливает неприязнь к задаче.
  • Чрезмерное давление и беспокойство у ребенка школьного возраста из-за того, что ему трудно «успевать» в классе.
  • Завершение экзаменов из-за трудностей с ответом на все письменные вопросы в отведенное время.
  • Низкая самооценка, когда ребенок сравнивает свои способности со сверстниками.
  • Развитие эффективных навыков набора текста.
  • Манипуляции с предметами для строительства (пазлы, лего).
  • Выполнение задач по уходу за собой (например, застегивание шнурков, пуговиц, молний, ​​использование столовых приборов).

Какой вид терапии рекомендуется при нарушениях мелкой моторики?

Если у вашего ребенка проблемы с мелкой моторикой, рекомендуется проконсультироваться с терапевтом.

8 занятий для развития мелкой моторики в домашних условиях

Одна из самых простых вещей, которые мы можем сделать, чтобы помочь нашим детям подготовиться к школе, — это дать им множество возможностей для развития их мелкой моторики! Ребенку с плохой мелкой моторикой или слабыми мышцами пальцев и рук будет очень трудно, когда придет время научиться писать.

В блоге на этой неделе я поделюсь 8 действительно простыми упражнениями для мелкой моторики, которые вы можете подготовить для своего малыша или дошкольника. Эти упражнения направлены на укрепление мускулов их пальцев и рук!

Что такое мелкая моторика?

Когда мы используем мелкую моторику, мы задействуем маленькие мышцы рук и пальцев. Эти мелкие моторные навыки позволяют нам эффективно пользоваться ножницами, правильно держать карандаш и манипулировать такими вещами, как пуговицы и молнии, открывать коробки для обеда и строить с такими вещами, как магнитные плитки, LEGO, и даже делать такие вещи, как головоломки или есть маленькие пальчики .

Есть так много способов укрепить эти мышцы пальцев и рук в повседневной жизни, но сегодня я хотел бы поделиться с вами несколькими простыми приглашениями, которые вы можете подготовить, чтобы развить эти навыки в игровой форме!

Соломинки для заправки ниток

Простой предмет домашнего обихода можно использовать для многих видов мелкой моторики! Нарежьте соломку на более короткие отрезки и предложите своему маленькому ученику нанизывать их на старый шнурок.

Дети постарше могут создавать простые узоры AB, используя соломинки разного цвета, и практиковаться в счете, когда они надевают бусины на шнурки.

Шарики на футболках для гольфа

Купи футболки для гольфа в долларовом магазине и мешок мраморных! Мы использовали шарик для лепки в качестве основы, а затем Лилли (в возрасте 3 лет) осторожно поместила тройники в тесто, а затем уравновесила шарики сверху!

Поначалу это оказалось довольно непросто. Как только она поняла, что тройники нужно аккуратно и прямо положить в тесто, она смогла манипулировать шариками, чтобы удерживать равновесие на вершине, не падая.

Существа из пластилина

Нам нравится использовать пластилин для мелкой моторики! Это потрясающе само по себе, но мы любим добавлять отдельные детали или реквизиты, чтобы расширить приглашение.Возьмите мой рецепт пластилина без готовки прямо здесь.

Эти маленькие части существа из теста можно найти на Amazon *, Kmart и Officeworks, и они являются прекрасным дополнением к нашей игре из пластилина! Они не только побуждают наших маленьких учеников манипулировать пластилином и деталями, чтобы создавать маленьких существ, но и доставляют массу удовольствия для творческой игры!

Смешивание красок с помощью пипеток

Мы любим использовать пипетки * для развития мелкой моторики! Добавив несколько мисок или чашек с цветной водой (только что окрашенной пищевым красителем), наши маленькие ученики также могут начать изучать смешивание цветов!

Чтобы успешно набрать воду в пипетку *, а затем выпустить ее в другой контейнер, нужно немного практики, так что это один из моих любимых способов стимулировать развитие мелкой моторики у дошкольников.

Зачерпание и перенос

Добавляя небольшую мерную ложку в сенсорный лоток, вы можете побудить вашего маленького ученика развивать мелкую моторику, когда он черпает и переносит! Для лотка ниже мы добавили несколько различных продуктов для сухой кладовой (рисовые пузыри, рисовые и кукурузные зерна) и предложили Лилли выгрузить их в лоток для кубиков льда.

Она любила аккуратно черпать и в конце концов поняла, что может также переливать меньшие емкости в лоток для льда! Это позволило ей развить зрительно-моторную координацию во время игры!

Заправка пластилина

Положите шарик пластилина на противень и вставьте в пластилин несколько шпажек — сначала обязательно удалите острые концы вертела! Затем нарежьте несколько соломок и поместите их в миску.

Предложите своему маленькому ученику аккуратно продеть соломку на шпажки! Это отличный способ развить зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. Вы можете продлить это занятие, отрезав соломинку еще короче для старшего ребенка!

Перенос с помощью пинцета

Пинцет — фантастический инструмент для развития мелкой моторики. Мы любим эти гигантские пинцеты от The Creative Toy Shop * и используем их для всех видов мелкой моторики. На подносах, изображенных ниже, есть маленькие пластмассовые фигурки насекомых из долларового магазина и Kmart, которые мы предложили Лилли «поймать» пинцетом!

Колышки на ведре

Колышки — отличный инструмент для укрепления мышц пальцев и рук! Я предложил Лилли прикрепить их к краю ведра, а затем снова снять.В 2 года ей это показалось довольно сложным, но она была так решительна!

Как видите, создать простое приглашение с целью развития мелкой моторики очень легко! В наших домах так много предметов, которые мы можем использовать для развития мелкой моторики. Какое приглашение вы собираетесь попробовать со своими маленькими учениками? Позвольте мне знать в комментариях ниже!

Обратите внимание: : Некоторые ссылки являются партнерскими, что означает, что я буду получать небольшую комиссию с любых покупок, сделанных по этим ссылкам.Это не влияет на ваш опыт покупок, но помогает финансировать текущие расходы этого веб-сайта!

55+ способов развить мелкую моторику дома

Внутри: легко развить мелкую моторику дома с детьми ясельного и дошкольного возраста. Я собрал более 55 забавных заданий, которые понравятся вашим детям!

Развитие мелкой моторики — важная часть малышей и детей раннего возраста. Чтобы научиться рисовать и писать, руки должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать письменные принадлежности.

Точный мотор также необходим для независимости. Подумайте о застегивании пальто, застегивании брюк, открытии двери, получении стакана воды. Все это требует тонкого мышечного контроля.

Бонус: я создал бесплатный контрольный список для печати, который вы можете скачать. Прокрутите страницу вниз и найдите ссылку.


55+ способов улучшить мелкую моторику в домашних условиях

Примечание. Это сообщение №1 в серии домашних мероприятий для родителей и опекунов.Обязательно посмотрите и другие наши публикации в этой серии статей для дома:

Согласно некоторым исследованиям, дети поступают в детский сад с отсутствием мелкой моторики. И тогда задается вопрос, как? Как мы можем помочь нашим маленьким детям укрепить свои руки? Я часто слышу этот вопрос от своих дошкольных родителей. И поэтому я подумал, что составлю список упражнений на мелкую моторику, которые можно легко выполнять дома.

Этот сборник упражнений на мелкую моторику предназначен для детей от 2 до 5 лет.Некоторые из них больше подходят для детей младшего возраста, некоторые — для детей постарше. Выберите занятия, которые, по вашему мнению, лучше всего подходят для ваших детей, и развивайте их, когда они будут готовы.

Добавьте насадки в ванну с водой.

Перелейте воду в лоток для кубиков льда.

Выдавите акварели на вертикальной поверхности.

Используйте точечные маркеры на белой доске.

Из разрезанной соломки сделайте ожерелье.

Накрутите валики на очистители труб.

Подобрать пластиковые колпачки клещами.

Рисование ватными палочками.

Прижмите мелкие предметы к липкой бумаге.

Выдавите пластилин через отверстия в прессе для цитрусовых или чеснока.

Наклейте наклейки в виде кружков на буквы своего имени. (Занятой малыш)

Нанижите бусинки на перья подходящего цвета. (Набор инструментов OT)

Рассортируйте крупы по цвету и перенесите кусочки пинцетом. (Находчивая мама)

Размещайте кнопки на нарисованных линиях и зигзагах.(Обучение 4 детей)

Бросьте помпоны через картонную трубку. (Древо воображения)

Собирайте детали в перчатках. (Перемешать чудо)

Забейте тройники в пенополистирол. (Современное дошкольное учреждение)

Перенесите блоки в форму для маффинов с помощью лопатки. (Занятой малыш)

Используйте дырокол для бумаги. (Находчивая мама)

Вставьте стержни в отверстия. (Пластилин Платону)

Нить макаронные изделия соломкой. (Смеющиеся дети учатся)

Оберните резиновыми лентами нарезанную лапшу для бассейна.(И следующий идет L)

Подбирайте маленьких пластиковых животных и сравнивайте их друг с другом. (Лаборатории вдохновения)

Цвет на наждачной бумаге. (Я могу научить своего ребенка)

Нанесите акварельные краски на кофейные фильтры с помощью пипетки. (Грязный маленький монстр)

Протолкните очистители труб через отверстия в картонной коробке. (Набор инструментов OT)

Вырежьте бумагу для веселого декупажа. (Мама улыбается)

Создавайте узоры, забивая футболки для гольфа. (Приятель и приятель)

Нарисуйте цветным песком.(Багги и приятель)

Практикуйте навыки вырезания с этими бесплатными выкройками для печати. (Развлечение с мамой)

Используйте разные инструменты, чтобы ронять помпоны. (Умелые дети дома)

Считай и разбей пластилин. (Перемешать чудо)

Используйте водяной пистолет для рисования на открытом воздухе. (Грязный маленький монстр)

Рисование на стираемых наклейках на стены. (Вычурная мама)

Переложите помпоны в чашки картонной коробки для яиц. (Руководство по выживанию для мамы-домработницы)

Оберните банку резинкой.(HOAWG)

Вставьте очистители для трубок в пластилин и добавьте шарики. (Развлечение с мамой)

Закрепите прищепки на пронумерованных карточках. (Развлечение с мамой)

Наденьте пуговицы на очистители труб. (Дошкольные пакеты Powol)

Снимите малярную ленту со стола. (Руководство по выживанию для мамы-домработницы)

Соберите игрушки и заверните их в бумагу. (Маленькие миры, большие приключения)

Насадите кусочки соломы на трубочистители, чтобы получился осьминог. (Багги и приятель)

Бросьте цветную каменную соль в банку, чтобы получилась радуга.(KC Edventures)

Завяжите узел. (HOAWG)

Большим пальцем вдавите бусинки в пластилин. (Набор инструментов OT)

Создайте разливочную станцию. (Занятой малыш)

Пропустите бусинки через отверстия в крышке банки. (Современное дошкольное учреждение)

Эластичные резинки вокруг сосновых шишек. (Древо воображения)

Выровняйте помпоны на разрезанной лапше для пула с помощью пинцета. (Обучение 4 детей)

Постройте башню из губки. (Одобрено для малышей)

Протолкните ватные палочки через отрезанные соломинки.(Беспорядок для меньшего)

Прищепки защипать на корзине. (Отрывки из школьного времени)

Укладывать пеноблоки в воду. (Школа все еще играет)

Нарисуйте фольгу, покрытую кремом для бритья. (Карман дошкольного)

Сбросьте бусинки пони на маленькие палочки. (Отрывки из школьного времени)

Оберните дно формы для кексов резиновыми лентами. (И следующий идет L)

Выдавите акварельные краски из пипеток и капните на цветные точки. (Ты умная обезьяна)

Дополнительные ресурсы для мелкой моторики

Вы спрашивали об этих конкретных предметах, вот они:

Вестибулярная активность (набор инструментов OT)

Что такое тактильная защита (чувствительность к прикосновениям)? (Трудотерапия Гриффина)

Этапы развития хватки карандаша (ОТ Мама)

Бесплатная распечатка списка точных двигателей

Нажмите на фото ниже, чтобы скачать pdf:

Присоединяйтесь ко мне в блоге Мелиссы и Дуга, чтобы узнать о других занятиях, связанных с мелкой моторикой, которыми можно заниматься дома!

Алфавитные карточки Fine Motor Pom Pom

Интересный способ поработать:

  • Распознавание цвета
  • Распознавание букв
  • Тонкий мотор (отслеживание)

Включает:

  • 2 набора по 26 букв в каждом
  • 26 страниц
  • Всего 52 карты

.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *